О коррупции в россии: Росстат — Противодействие коррупции

Содержание

Антикоррупционные итоги 2021 года

Международное сотрудничество

Несмотря на напряженную эпидемиологическую обстановку, в 2021 году был проведен ряд важных международных мероприятий, включая:

  • впервые посвященную теме противодействия коррупции Специальную сессию Генеральной Ассамблеи ООН, по итогам которой была представлена Политическая декларация «Наша общая приверженность эффективному решению проблем и осуществлению мер в сфере предупреждения коррупции, борьбы с ней и усиления международного сотрудничества»;
  • очередной саммит глав стран «Группы двадцати», на котором были одобрены План действий по борьбе с коррупцией на 2022-2024 годы, Принципы высокого уровня по борьбе с коррупцией, связанной с организованной преступностью, Принципы высокого уровня G20 по борьбе с коррупцией в спорте, Принципы высокого уровня G20 по предотвращению и борьбе с коррупцией в чрезвычайных ситуациях и некоторые иные документы;
  • девятую сессию Конференции стран-участниц Конвенции ООН против коррупции, в рамках которой особое внимание уделялось теме антикоррупционного обучения и просвещения, в том числе была принята отдельная инициированная Российской Федерацией резолюция по данному направлению, проведены семинар по борьбе с коррупцией для преподавателей университетов из стран BRICS и Антикоррупционный академический симпозиум, посвященный образовательной и исследовательской деятельности в сфере противодействия коррупции, запущен «Глобальный ресурс по антикоррупционному обучению и расширению прав и возможностей молодежи».

Обучение и просвещение, научные исследования и разработки

Тема антикоррупционного обучения и просвещения в этом году не просто прозвучала в ходе конференции ООН, но и получила практическую реализацию.

В частности, Международная антикоррупционная академия представила два больших курса, разработанных при участии экспертов Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ (далее – Центр): курс по антикоррупционному декларированию и курс по конфликту интересов.

Кроме того, был принят ряд мер для повышения удобства доступа широкого круга заинтересованных лиц к различным публикациям и документам, посвященным вопросам противодействия коррупции, в частности, запущена электронная библиотека исследовательской программы «Антикоррупционные доказательства» некоммерческой организации Global Integrity, представлена отдельная страница со всеми материалами Антикоррупционной рабочей группы G20, опубликована база документов ООН, посвященных вопросам противодействия коррупции.

Не повлияла пандемия и на активность исследовательской деятельности.

Так, был подготовлен ряд докладов, содержащих общий анализ эффективности принятых мер по борьбе с коррупцией и рекомендации по ее повышению в отдельных регионах, в том числе в странах Балканского полуострова, странах латинской Америки, странах Содружества, а также ежегодный отчет ГРЕКО о ходе проведения пятого раунда оценки в странах Европы и США.

Кроме того, было представлено множество аналитических докладов, затрагивающих узконаправленные темы или рассматривающих отдельные антикоррупционные инструменты, в том числе:

Некоторые исследователи сосредоточились на более специфических темах: так, Шнобелевская премия в этом году была вручена за изучение связи уровня коррупции в стране с лишним весом политиков, Ресурсный центр по борьбе с коррупцией U4 проанализировал десять широко цитируемых статистических данных о масштабах и влиянии коррупции, а эксперты НИУ ВШЭ оценили потери государства от коррупции при осуществлении государственных закупок.

Помимо исследовательских работ, был опубликован ряд антикоррупционных рейтингов, включая индекс восприятия коррупции, индекс коррупционных рисков ведения бизнеса, индекс неподкупности в сфере государственной обороны, а также представлены некоторые прикладные инструменты для противодействия коррупции, в том числе платформа для борьбы с коррупцией в государственных закупках, руководство по автоматизированному анализу коррупционных рисков в декларациях, инструмент по оценке коррупционных рисков.

Транснациональная коррупция

Повышенное внимание в этом году как на международном уровне, так и на уровне отдельных стран уделялось теме борьбы с транснациональной коррупцией и иным смежным вопросам.

Так, ОЭСР впервые с 2009 года обновила свои Рекомендации по дальнейшей борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, дополнив их положениями, касающимися наказания «взяткополучателей», отказа от compliance defense и стимулирования стран к использованию внесудебных соглашений.

Совет Европы представил доклад об использовании конфискации без обвинительного приговора в отношении имущества, полученного в результате неправомерной деятельности, которая нередко применяется как способ борьбы с транснациональными преступлениями.

Группа высокого уровня ООН по вопросам финансовой подотчетности, прозрачности и неподкупности опубликовала итоговый доклад по результатам своей деятельности в 2020 году, затрагивающий вопросы предупреждения и противодействия транснациональной коррупции, включая прозрачность бенефициарного владения, совершенствование механизмов международного сотрудничества и привлечение к ответственности «посредников».

Последняя из указанных тем в 2021 году получила новый импульс в связи с публикацией Архива Пандоры, содержащего сведения о хранящихся в офшорах активах сотен политиков и олигархов и использовании различных «посредников» для перемещения и сокрытия таких активов. В этой связи некоторые аспекты регулирования деятельности «посредников» были рассмотрены и экспертами нашего Центра.

Отдельные меры по борьбе с транснациональной коррупцией были приняты и в ряде зарубежных стран.

В частности, в Великобритании, несмотря на то, что Бюро по расследованию случаев серьезного мошенничества лишилось полномочий требовать хранящиеся за рубежом документы в рамках расследований, появился инструмент, позволяющий правоохранителям получать хранящиеся за рубежом электронные данные, а также были приняты правила применения санкций к лицам, вовлеченным в серьезные транснациональные коррупционные преступления, – подкуп иностранных должностных лиц и незаконное присвоение имущества со стороны иностранных должностных лиц.

В Мозамбике был принят закон, устанавливающий порядок изъятия активов, полученных в результате преступной деятельности.

В США Комиссия по ценным бумагам и биржам официально получила право применять санкции в виде возвращения незаконно присвоенного имущества, в том числе в рамках разбирательств по делам о подкупе иностранных должностных лиц. При этом американские правоприменители продолжили свою агрессивную политику расследования и привлечения к ответственности зарубежных компаний в делах о транснациональной коррупции (в частности, в этом году вновь оказалась под следствием в связи с возможным нарушением Закона США о коррупционных практиках за рубежом российская компания МТС) и уделили вопросам международной коррупции особое внимание во впервые принятой в стране Национальной антикоррупционной стратегии. О том, какими методами пользуются власти США и какие реальные цели преследуют, выдвигая обвинения в коррупции, можно почитать в вышедшей в этом году на русском языке книге бывшего топ-менеджера компании Alstom Фредерика Пьеруччи.

Возврат активов

Актуальной в этом году остается и тема возврата активов, полученных в результате совершения коррупционных, особенно транснациональных, преступлений.

Так, во Франции был разработан законопроект, содержащий, среди прочего, положения о возврате активов, полученных в результате неправомерной деятельности, в страны их происхождения, а на Мадагаскаре создан специальный орган по возврату активов.

Уголовная и административная ответственность

В ряде зарубежных стран были приняты меры, направленные на повышение эффективности привлечения к уголовной и иным видам ответственности за коррупцию.

Так, в Восточном Тиморе был представлен новый антикоррупционный закон, который, среди прочего, криминализировал активный и пассивный подкуп, злоупотребление полномочиями, непредставление заявлений о конфликте интересов, невозможность обосновать происхождение богатства и некоторые иные коррупционные преступления в государственном секторе.

В Казахстане были внесены поправки в уголовное законодательство, устанавливающие особый порядок применения наказаний для сотрудников правоохранительных органов, лиц, занимающих ответственные государственные должности в правоохранительных органах, и судей.

Изменения, внесенные в Уголовный кодекс Китая, предусматривали ужесточение наказаний для негосударственных должностных лиц, в Уголовный кодекс Эквадора и антикоррупционный закон Боливии –ужесточение ответственности для должностных лиц и введение ответственности для юридических лиц.

В Бразилии были внесены поправки в законодательство, устанавливающее административную ответственность за коррупционные правонарушения.

А в Непале Верховный суд ограничил возможности Комиссии по расследованию случаев злоупотребления применять провокации – инструмент, допустимость использования которого в целях противодействия коррупционным преступлениям уже длительное время является предметом оживленных дискуссий.

Антикоррупционные стандарты

Помимо внесения изменений в уголовное законодательство, зарубежными странами были приняты меры по совершенствованию антикоррупционных стандартов, устанавливаемых для публичных должностных лиц.

Так, в Великобритании были представлены рекомендации по изменению регулирования соблюдения этических норм и правил поведения в государственном секторе, во Франции – опубликовано Руководство по выявлению и урегулированию конфликта интересов в организациях, а в Украине – принят закон, распространяющий антикоррупционные стандарты на «олигархов» и направленный на предупреждение конфликтов интересов, порождающих существенное влияние политиков, медиа-компаний и крупного бизнеса на принимаемые государственные решения, а также внесены поправки в антикоррупционный закон, касающиеся участия должностных лиц в органах управления организаций, передачи ценных бумаг в доверительное управление и декларирования имущества.

В Бразилии были изменены правила представления сведений об активах и конфликтах интересов, в Буркина-Фасо – запущена онлайн-платформа для подачи антикоррупционных деклараций в электронном виде. В Южной Корее в преддверии Лунного Нового года были смягчены правила получения подарков должностными лицами, а в Ватикане, напротив, ужесточились ограничения на принятие подарков, а также была введена обязанность декларирования активов и интересов.

Комплаенс

Не менее значимой в уходящем году cтала для зарубежных стран тема противодействия коррупции в организациях.

Так, в Португалии была введена обязанность отдельных категорий организаций государственного и частного секторов принимать меры по предупреждению коррупции, в Бразилии требование о принятии комплаенс-программ было установлено для организаций-победителей крупных государственных закупок, ряд требований, связанных с предупреждением коррупции, для государственных органов и организаций государственного сектора был включен в антикоррупционное законодательство Литвы, рекомендации по разработке и внедрению комплаенс-программ в организациях были опубликованы в Перу и во Франции.

Кроме того, во Франции в развитие представленных предложений по совершенствованию антикоррупционного закона был подготовлен законопроект, предусматривающий, в том числе конкретизацию установленной обязанности по принятию антикоррупционных мер государственными органами, органами местного самоуправления, государственными учреждениями и организациями, на которые возложены государственные функции.

Не осталась без внимания тема комплаенса и на нашем портале, в частности, были актуализированы полезные ресурсы, которые могут быть использованы для повышения информированности по теме комплаенса – добавлены новые публикации в раздел с литературой и ссылки на сайты, посвященные теме противодействия коррупции в бизнес-секторе.

Заявители о коррупции

Актуальной в 2021 году оставалась и тема защиты лиц, информирующих о коррупционных и иных нарушениях.

В частности, Transparency International проанализировала реальный уровень приведения национального законодательства стран в соответствие с Директивой 2019/1937/ЕС Европейского парламента и Совета от 26 ноября 2019 года о защите лиц, сообщающих о нарушениях законодательства Союза, положения которой страны-участницы ЕС обязались учесть в своем национальном законодательстве до конца 2021 года, в Узбекистане и США были приняты нормативные акты, предусматривающие возможность получения вознаграждения заявителями, а в Украине – рассматривалась возможность создания Единого портала сообщений заявителей.

Иные новеллы законодательства зарубежных стран

В некоторых государствах изменения коснулись функционирования антикоррупционных и иных контрольных органов: так, в Китае был закреплен статус сотрудников антикоррупционных комиссий и порядок распространения на них антикоррупционных стандартов, в Украине – уточнен порядок функционирования Национального антикоррупционного бюро, а в законодательство ЮАР были внесены изменения, направленные на борьбу с коррупцией в сфере аудиторской деятельности.

Кроме того, в ряде зарубежных стран в прошедшем году были одобрены антикоррупционные стратегии: помимо уже упомянутых США, соответствующие документы появились в Бразилии, Франции и Коста-Рике.

Российская Федерация

В нашей стране в этом году также был принят важный стратегический документ – очередной Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы (далее – Нацплан), впервые охватывающий такой длительный период. Поручения нового Нацплана направлены, в частности, на восполнение существующих правовых пробелов, выявленных по итогам анализа правоприменительной практики предшествующих лет: часть из них касается конкретных механизмов и предусматривает, например, увеличение источников информации и предоставление доступа к ним в целях повышения эффективности антикоррупционных проверок, часть связана с более концептуальными сюжетами, такими, как пересмотр норм о регулировании конфликта интересов и систематизация антикоррупционного законодательства.

Для удобства навигации по поручениям Нацплана нашим Центром была разработана отдельная инфографика, в которой соответствующие поручения сгруппированы по темам и по исполнителям.

Некоторые важные темы, однако, не вошли в новый Нацплан. В частности, хотя в этом году в Уголовный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, предусматривающие расширение понятия «должностное лицо» и распространение уголовной ответственности за коррупционные преступления на работников не только акционерных обществ, контрольным пакетом акций которых владеет государство, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, но и «подконтрольных» им акционерных обществ, как этот термин определен в соответствующем законодательстве, вопрос распространения антикоррупционных стандартов и применения мер дисциплинарной ответственности к работникам таких организаций по-прежнему остается открытым.

Лысковский муниципальный округ

 

Иванов Виктор Иванович — Глава местного самоуправления Лысковского муниципального округа Нижегородской области.

Родился 27 февраля  1967 г.  в г. Лысково. Образование: высшее — в 2003 году окончил Нижегородский коммерческий университет по специальности «Юриспруденция». С  1987 года проходил службу на различных должностях в органах правопорядка, долгое время возглавлял отдел уголовного розыска, с 2006 г. по 2011 г.  начальник Лысковского РОВД.  В 2011 г. возглавил отдел полиции № 3 в г. Н. Новгород. С 2012 по 2015 г.  руководил МО МВД России «Княгининский».  В 2015 г.  назначен начальником  МУ МВД России по ЗАТО г. Саров.В 2017 г.  заместитель главы администрации г. Саров по общим вопросам. Награжден многочисленными ведомственными и государственными наградами.Ноябрь 2020 г. по настоящее время – глава местного самоуправления Лысковского муниципального округа Нижегородской области.

Представленная информация носит конфиденциальный характер, поэтому доступ к данному подразделу предназначен только для зарегистрированных пользователей. Если Вы уже являетесь зарегистрированным пользователем, введите свой логин и пароль для входа.

1 д. Ляпуны Зелёная с 11:00 до 15:00
2 д. Ляпуны Дорожная, Заовражная с 11:00 до 15:00
3 д. Ляпуны ферма, КЗС с 11:00 до 15:00
4 д. Большое Шипилово Лесная с 11:00 до 15:00
5 с. Малое Шипилово Озёрная с 11:00 до 15:00
6 д. Ермолино Головина 28-59; ЧП Петряков с 11:00 до 15:00
7 д. Ермолино Головина 1-16; магазин с 11:00 до 15:00
8 д. Летнево Широкая, Мира с 11:00 до 15:00
9 д. Летнево Полевая, Колхозная с 11:00 до 15:00
10 д. Летнево Центральная 1-7,4-12; администрация ЗАО «Заря», пожаная часть, киоски, магазин, скважина с 11:00 до 15:00
11 д. Летнево Новая, детский сад с 11:00 до 15:00
12 д. Летнево Новая с 11:00 до 15:00
13 д. Летнево Новая, Газовая распределительная станция с 11:00 до 15:00
14 д. Ляпуны ферма с 11:00 до 15:00
15 д. Ермолино Головина, Ермолино хранилище, ферма с 11:00 до 15:00
16 д. Ермолино Ермолино, Катодная защита газопровода с 11:00 до 15:00

С 18 часов 14 марта до 18 часов 15 марта облачно с прояснениями. Небольшой снег. Местами гололедица. Ветер северо-восточный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью -5…-10°С, днем -1…-6°С.
С 18 часов 15 марта до 18 часов 16 марта переменная облачность. Преимущественно без осадков. Местами гололедица. Ветер северо-восточный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью -10…-15°С, днем -2…-7°С.
С 18 часов 16 марта до 18 часов 17 марта переменная облачность. Преимущественно без осадков. Местами гололедица. Ветер северо-восточный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -10…-15°С, при прояснениях до -18°С, днем
-4…+1°С.

С 18 часов 13 марта до 18 часов 14 марта облачно с прояснениями. Небольшие осадки (снег, мокрый снег). Местами гололедица. Ветер северо-западный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью -3…-8°С, днем -4…+1°С.
С 18 часов 14 марта до 18 часов 15 марта (по данным сайта meteoinfo.ru) облачно. Небольшой снег. Местами гололедица. Ветер северный, северо-восточный 4-6 м/с. Температура воздуха ночью -6…-9°С, днем -1…-5°С.
С 18 часов 15 марта до 18 часов 16 марта (по данным сайта meteoinfo.ru) облачно с прояснениями. Местами небольшой снег. Местами гололедица. Ветер северо-восточный 3-6 м/с. Температура воздуха ночью -10…-14°С, днем -3…-7°С.

С 18 часов 11 марта до 18 часов 12 марта облачно с прояснениями. Днем в отдельных районах небольшой снег. Местами гололедица. Ветер переменных направлений 2-7 м/с. Температура воздуха ночью -12…-17°С, при прояснениях до -23°С, днем -2…-7°С.
С 18 часов 12 марта до 18 часов 13 марта облачно с прояснениями. Днем в отдельных районах небольшие осадки (снег, мокрый снег). Местами гололедица. Ветер западной четверти 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -10…-15°С, при прояснениях до -20°С, днем -3…+2°С.
С 18 часов 13 марта до 18 часов 14 марта облачно с прояснениями. В отдельных районах небольшие осадки (снег, мокрый снег). Местами гололедица. Ветер северо-западный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -4…-9°С, днем -3…+2°С.

1 п. Друг Крестьянина Дачная, Лесная, Новостроевская, Цветочная, Овражная, скважина с 10:00 до 16:00
2 д. Леньково Приречная, ферма с 10:00 до 16:00
3 д. Леньково Парковая, мастерские, пилорама, пожарка, скважина, заправка, магазин, столовая с 10:00 до 16:00
4 д. Леньково Приречная, КЗС, очистные с 10:00 до 16:00
5 д. Леньково Приречная, д.34-40 с 10:00 до 16:00
6 д. Леньково Приречная, хранилище, весовая, склады КФХ «Кунев А. П.» с 10:00 до 16:00
7 д. Леньково Трудовая, Леньково, школа, детсад, жилфонд с 10:00 до 16:00
8 д. Леньково Кооперативная 1-39 с 10:00 до 16:00
9 д. Леньково Трудовая 6,7,8, дом культуры, почта, администрация с 10:00 до 16:00
10 Неверово Городское кладбище с 10:00 до 16:00
11 д. Леньково Приречная, Котельная МУП ЖКХ «Леньково» с 10:00 до 16:00

10.03.2022

В целях обеспечения прав граждан, эвакуированных из Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, своевременного приема, объективного и всестороннего рассмотрения их обращений распоряжением Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 02.03.2022 № 15/25р создана и действует мобильная приемная Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры на территории Волжско-Каспийского бассейна
Телефон мобильной приемной 8-920-183-91-02

С 18 часов 10 марта до 18 часов 11 марта переменная облачность. Преимущественно без осадков. Местами гололедица. Ветер северо-восточный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -13…-18°С, при прояснениях до -24°С, днем -5…-10°С.
С 18 часов 11 марта до 18 часов 12 марта переменная облачность. Днем в отдельных районах небольшой снег. Местами гололедица. Ветер юго-западный 3-8 м/с. Температура воздуха ночью -12…-17°С, при прояснениях до -23°С, днем -2…-7°С.
С 18 часов 12 марта до 18 часов 13 марта переменная облачность. В отдельных районах небольшие осадки (снег, мокрый снег, дождь). Местами гололедица. Ветер юго-западный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -10…-15°С, при прояснениях до -20°С, днем -3…+2°С.

С 18 часов 09 марта до 18 часов 10 марта переменная облачность. Без осадков. Местами гололедица. Ветер северо-восточный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -13…-18°С, при прояснениях до -24°С, днем -4…-9°С.
С 18 часов 10 марта до 18 часов 11 марта переменная облачность. Без осадков. Местами гололедица. Ветер северо-восточный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -13…-18°С, при прояснениях до -24°С, днем -4…-9°С.
С 18 часов 11 марта до 18 часов 12 марта переменная облачность. Днем в отдельных районах небольшой снег. Местами гололедица. Ветер переменных направлений 1-6 м/с. Температура воздуха ночью -11…-16°С, при прояснениях до -21°С, днем 0…-5°С.

                                                      

 

 

                                

   

     

Решаем вместе

Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Сообщить о проблеме

 

Россия в Индексе восприятия коррупции-2020: 30 баллов и 129 место

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2020 год. В этот раз Россия набрала 30 баллов из 100 и заняла 129 место из 180. Столько же набрали Азербайджан, Габон, Малави и Мали.

Индекс восприятия коррупции (ИВК) — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Он выходит ежегодно с 1995 года и составляется на основе опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру. В ИВК за 2020 год 180 стран и территорий были оценены на базе 13 экспертных оценок и опросов. Страны ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где 0 обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а 100 — самый низкий.

Значение индекса в 30 единиц характеризует очень высокий уровень восприятия коррупции. В 2020 году Россия набрала на два балла больше, чем в 2018 и 2019. Эти колебания связаны с переменами в значениях индекса для других стран, а также с включением или исключением некоторых стран из индекса. Сбор данных для большинства источников, вошедших в Индекс восприятия коррупции, проводился в 2019 году. Следовательно, ИВК-2020 не включает протесты в Хабаровске, общественную реакцию на отравление Алексея Навального и другие события, которые могли повлиять на восприятие экспертами коррупции в России.

Россия много лет занимает далеко не самые высокие места в Индексе, что отражает отсутствие системного противодействия коррупции. В нашем случае оно подменяется единичными уголовными делами и точечными изменениями в законодательстве.

В обществе существуют люди и группы, которые могут быть независимым от органов власти двигателем противодействия коррупции. Однако существование независимых некоммерческих организаций, работа журналистов и средств массовой информации, политическая активность становятся в России все сложнее.

Индекс восприятия коррупции за 2020 год показывает, что коррупция подрывает систему здравоохранения по всему миру и приводит к нарушению демократических принципов, особенно на фоне пандемии COVID-19. В странах с высоким рейтингом в здравоохранение инвестируется больше средств и существуют более широкие возможности для всеобщего охвата населения медико-санитарными услугами. В них с меньшей вероятностью нарушаются демократические нормы и попирается верховенство права.

Лидируют в индексе Дания и Новая Зеландия, набрав по 88 баллов.

США с результатом 67 баллов занимают самую низкую позицию в ИВК с 2012 года. Среди причин не только предполагаемые конфликты интересов и злоупотребления служебным положением на самом высоком уровне, но и слабый контроль над использованием беспрецедентного пакета помощи для борьбы с COVID-19 в размере 1 триллиона долларов.

Более двух третей стран набрали менее 50 баллов. Сирия, Сомали и Южный Судан занимают последние строчки с результатами 14, 12 и 12 баллов соответственно.

С 2012 года, который является отправной точкой для сравнения стран с применением нынешней методологии ИВК, 26 стран значительно повысили свой рейтинг, в том числе: Эквадор (39), Греция (50), Гайана (41), Мьянма (28) и Южная Корея (61). Рейтинг 22 стран резко снизился, в их числе Босния и Герцеговина (35), Гватемала (25), Ливан (25), Малави (30), Мальта (53) и Польша (56).

Если говорить о странах СНГ и географических соседях России, самый большой рывок за год совершила вновь совершила Армения — с 42 баллов до 49 (при этом в индексе за 2018 год она набрала 35 баллов). Существенно улучшил свои показатели Казахстан — с 34 до 38 баллов. На три балла больше, чем в 2019 году, получила Украина (33 балла). На два балла больше, чем в прошлый раз, набрали Беларусь (47 баллов) и Молдова (34 балла). На балл больше набрали Кыргызстан и Узбекистан (31 и 26 баллов соответственно). Неизменными остались показатели Грузии (56 баллов), Азербайджана (30 баллов), Таджикистана (25 баллов) и Туркменистана (19 баллов).

Позиции половины стран в индексе практически не изменились за прошедшие десять лет, и это свидетельствует о том, что усилия правительств по искоренению основополагающих причин коррупции зашли в тупик.

По мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл — Р», Россия не отстает от общемировых тенденций — на ситуацию в стране сильно повлияла пандемия COVID-19, а правительство не прилагает достаточных усилий для эффективного противодействия коррупции.

В связи с этим мы рекомендуем следующие шаги для исправления ситуации:

  1. Обеспечить равный доступ кандидатов к выборам.
  2. Обеспечить независимость правосудия.
  3. Работать над предотвращением кампаний по дезинформации.
  4. Обеспечить независимость принятия законов и решений от лоббистских групп.
  5. Усилить международную кооперацию в сфере противодействия коррупции и отмыванию денег.
  6. Дать гражданам больше свободы и защищать активистов, а также заявителей о коррупционных преступлениях и журналистов.

Итоговая таблица (РУС)

Полная таблица (EN)

Доклад

Полное описание источников

Пресс-релиз

Противодействие коррупции :: Министерство юстиции Российской Федерации

1.  В какой форме заполняется справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Ответ: Форма справки утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».

С 1 марта 2017 г. для гражданских служащих Минюста России и граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, установлена обязанность заполнять справки с использованием специального программного обеспечения «Справки БК». (Указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2017 г. № 82 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

2.  Надо ли представлять сведения о расходах, если за отчетный период совершено несколько сделок, общая сумма которых превысила общий доход государственного служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих сделкам?

Ответ: Сведения о расходах заполняются в случае, если в отчетном периоде гражданский служащий, его супруг (супруга) и несовершеннолетний ребенок по возмездной сделке (сделкам) приобрели земельный участок, другой объект недвижимости, транспортное средство, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), и сумма расходов по такой сделке или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. (Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год).

3.  Когда представляются сведения о расходах – сразу после сделки или при представлении сведений о доходах?

Ответ: Сведения о расходах представляются одновременно со сведениями о доходах. Например, при представлении сведений в 2018 году сообщаются сведения о расходах по сделкам, совершенным в 2017 году. (Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год).

4.  Может ли гражданский служащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью?

Ответ: В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Сообщение о личной заинтересованности должно быть сделано служащим до того, как его действия привели к возникновению конфликта интересов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий не вправе заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

5.  Может ли гражданский служащий участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией?

Ответ: В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданскому служащему запрещено участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией; участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости. Участие на безвозмездной основе в управлении указанными некоммерческими организациями (кроме политической партии) в качестве единоличного исполнительного органа или вхождения в состав их коллегиальных органов управления возможно только с разрешения представителя нанимателя, которое должно быть получено в порядке, установленном нормативным правовым актом государственного органа).

6.  Может ли гражданский служащий принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений?

Ответ: В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданскому служащему запрещается принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

7. Можно ли получать подарки от подчиненных в день рождения, на 8 марта, 23 февраля?

Ответ: Гражданскому служащему рекомендуется не принимать подарки от непосредственных подчиненных вне зависимости от их стоимости и повода дарения.

В таких случаях подарок может рассматриваться как полученный в связи с исполнением должностных обязанностей, в связи с чем подобная практика может повлечь конфликт интересов. (Обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования, подготовленный Минтрудом России от 19 октября 2012 года).

Transparency International обновила Индекс восприятия коррупции. Россия на одной строчке с Анголой, Либерией и Мали

Опубликовано:

Международная неправительственная организация Transparency International представила ежегодный Индекс восприятия коррупции. Россия на этот раз заняла в нем 136 место, набрав 29 баллов из 100. Среди стран бывшего СССР лучшие результаты показали республики Балтии, худший — страны Центральной Азии.

За последний год Россия потеряла один бал и сместилась со 129 строчки на 136 из 180 стран, которые попали в рейтинг Transparency International. Столько же баллов в Индексе восприятия коррупции получили Ангола, Либерия и Мали. Причем, Ангола и Либерия улучшили свой индекс на два и один балл соответственно. А Мали, также как Россия, один балл потеряла.

Также по одному баллу потеряли за последний год соседи России: Казахстан (37/100), Грузия (55/100) и Украина (32/100). Больше всего баллов из постсоветских стран потеряли Беларусь (41/100) — 6 за год и Кыргызстан (27/100) — 4 за год.

Из постсоветских стран положительную динамику показали только Литва (61 бал из 100) и Латвия (59 баллов из 100), прибавив к своему индексу по одному и два балла соответственно. По два балла прибавили также Молдова (36/100) и Узбекистан (28/100).

Эксперты Transparency International связывают успехи борьбы с коррупцией с демократическими переменами и развитием институтов гражданского общества. «В противном случае коррупция будет и далее укореняться, позволяя элитам принимать политические решения в своих интересах и отвлекая государственные средства от жизненно важных сфер, таких как здравоохранение и образование», — говорится в заявлении организации.

В качестве факторов, препятствующих эффективной борьбе с коррупцией в России Transparency International называет подавление российскими властями гражданских свобод, в частности закон «об иностранных агентах», использование коронавирусных ограничений для запрета любых массовых акций и одиночных пикетов, арест Алексея Навального и преследование его соратников.

Лидерами рейтинга за 2021 год стали Дания, Финляндия и Новая Зеландия, набравшие по 88 баллов из 100 возможных. Самые плохие результаты у Южного Судана — 11 баллов, по 13 баллов набрали Сирия и Сомали. Лучшей страной из постсоветского региона стала Эстония (74/100), худшей — Туркменистан (19/100).

Коррупция в России стабилизировалась – Картина дня – Коммерсантъ

Международная организация Transparency International представила свой ежегодный индекс восприятия коррупции. Россия в нем заняла 131-е место из 176. Хотя позиция РФ ухудшилась по сравнению с прошлым годом, это произошло из-за увеличения числа рассматриваемых стран, пояснил “Ъ” гендиректор российского отделения Антон Поминов. По оценке экспертов, Россия не потеряла, но и не прибавила в индексе, несмотря на громкие коррупционные дела и поправки к законодательству.

Результат России в индексе восприятия коррупции (ИВК), составленном Transparency International, за год не изменился: 29 баллов из 100. В 2016 году Россия была на 119-м месте, сейчас — на 131-м. Несмотря на потерю позиций, уровень восприятия коррупции в РФ фактически остался тем же. Как объяснил гендиректор «Трансперенси Интернешнл — Россия» (ТИР) Антон Поминов, связано это с тем, что в 2017 году эксперты расширили список оцениваемых стран.

Ближайшими соседями России по индексу стали Иран, Казахстан, Непал и Украина. В лидеры попали Дания и Новая Зеландия (по 90 баллов), второе место у Финляндии (89), третье — у Швеции (88). Ниже России оказались, как отметил господин Поминов, лишь страны, в которых в настоящее время идет война или наблюдается геноцид. В число аутсайдеров попали Северная Корея (12 баллов), Южный Судан (11) и Сомали (10).

В ТИР подчеркивают, что индекс восприятия коррупции и уровень самой коррупции — это не одно и то же. «Никто не знает, как подсчитать уровень коррупции. Уровень убийств подсчитать легко: убили человека — и результат налицо, человека нет. С коррупцией все очень размыто, это скрытое явление, две стороны договорились, одна другую подкупила, правоохранители ничего не узнали. Поэтому и оценивается климат в обществе»,— объяснил господин Поминов.

Итоговый индекс составляется из различных коррелирующих величин. Среди источников нет данных опросов общественного мнения, в основу индекса легли оценки экспертов и предпринимателей из 13 независимых организаций — ни одной российской среди них нет.

Среди важных внешних факторов, повлиявших на положение в индексе,— утечка «панамских документов» (Panama Papers). А громкие уголовные дела чиновников, напротив, на индексе не отразились — они не всегда воспринимались гражданами РФ в антикоррупционном контексте. ТИР приводит в пример опрос ВЦИОМа: более половины россиян посчитало арест министра экономического развития Алексея Улюкаева «показательной акцией или сведением счетов» (дело министра не попало в оцениваемый период — опрос проводился по итогам первой половины 2016 года), а не реальной борьбой с коррупцией. По словам вице-президента международного движения Transparency International Елены Панфиловой, аресты высокопоставленных чиновников «не похожи на настоящую борьбу с коррупцией, а лишь еще больше обнажают проблему».

Согласно докладу группы государств Совета Европы по борьбе с коррупцией (GRECO), Россия в 2016 году полностью выполнила 10 его рекомендаций по борьбе с коррупцией, а остальные 11 выполнила частично. Ряд поправок коснулся законодательства: чиновникам запретили владеть иностранными финансовыми инструментами, принят закон о черном списке людей, уволенных с государственных должностей и из правоохранительных органов за коррупционные нарушения. Тем не менее плюсов в индексе все это не дало. «Рекомендации касаются технических законодательных вещей, но у нас есть дырка между законом и правоприменением. Не то чтобы в антикоррупции ничего не делается, но этого недостаточно. Правоохранительные органы, суды не вызывают особого доверия»,— сказал он.

Transparency International выработала пять рекомендаций, которые помогут России улучшить антикоррупционный климат. Среди них принятие законов о лоббистской деятельности и защите заявителей о коррупции, а также обязательное реагирование правоохранительными органами на общественные и журналистские расследования. Необходимо также включиться в международное сотрудничество по возвращению активов и установлению бенефициарных собственников. Правозащитники призывают обеспечить выборность председателей судов и независимость хозяйственной деятельности судов от исполнительной власти. Кроме того, нужно свести к минимуму влияние органов власти на процесс формирования избирательных комиссий.

Екатерина Гробман

Перейти к основному содержанию Поиск