Положение о минюсте: ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / КонсультантПлюс

Содержание

НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина

Вот уже почти 70 лет Онкоцентр – это уникальный симбиоз науки и клинической практики, мультидисциплинарный подход к лечению онкологических больных, хирургическая школа, известная далеко за пределами России. Здесь изучаются и совершенствуются морфологические, иммунологические и генетические методы диагностики.

Специалисты Блохина – авторы клинических рекомендаций по онкологии.

Ежегодно в Онкоцентре противоопухолевое лечение проходят более 35 тысяч пациентов всех возрастов. Еще почти 6 000 граждан России получают помощь дистанционно – посредством телемедицинских консультаций.

Онкоцентр – это:
  • Комбинированное лечение пациентов
  • Собственное производство химио- и радиофармацевтических препаратов
  • Собственные методы иммунотерапии опухолей
  • Передовые технологии реабилитации онкопациентов
  • «Центры компетенций» по различным нозологиям, в том числе первый в России центр компетенций по лечению пациентов с опухолями без выявленного первичного очага
  • Собственное отделение переливания крови, доноры которого снабжают кровью и ее компонентами исключительно пациентов Онкоцентра
  • Первый и единственный онкологический центр, имеющий в своем составе специализированное отделение реабилитации для онкопациентов
  • Крупнейшая педагогическая школа в области онкологии в России

На протяжении многих лет Онкоцентр является членом Международного Противоракового Союза (UICC) при Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и членом Ассоциации Европейских Онкологических Институтов (OECI) в Женеве.

В 2019 году НИИ детской онкологии и гематологии НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина стал полноправным членом ведущей мировой организации, которая объединяет трансплантационные центры Европы и мира — Европейской группы по трансплантации крови и костного мозга (EBMT).

НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина:

  • Онкологическая помощь мирового уровня, доступная каждому
  • Инновации в онкологии
  • Уникальный опыт для коллег

Положение о порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации и адвокатских палатах субъектов Российской Федерации

Утверждено

Советом Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации

21 февраля 2018 г. (протокол № 1),

с изменениями и дополнениями

от 24 сентября 2019 г. (протокол №5)

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) и Кодексом профессиональной этики адвоката.

Для адвокатских палат субъектов РФ настоящее Положение носит рекомендательный характер.

1. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения «О порядке рассмотрения обращений в Федеральной палате адвокатов Российской Федерации, адвокатских палатах субъектов Российской Федерации» (именуемого в дальнейшем Положение) используются следующие термины:

а) обращение гражданина (далее – обращение) – изложенное в письменной форме предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение граждан в органы адвокатского самоуправления;

б) электронное обращение, электронный документ – информация, переданная или полученная с использованием информационно-телекоммуникационной сети;

в) предложение – рекомендация по совершенствованию законодательства и иных нормативных актов в сфере адвокатуры и адвокатской деятельности, улучшению деятельности органов адвокатского самоуправления;

г) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов адвокатами или органами адвокатского самоуправления, о недостатках в работе органов адвокатского самоуправления, либо критика деятельности этих органов и их должностных лиц;

д) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц;

е) сообщение – письменное уведомление, направленное в адвокатскую палату судом (судьей) о неподчинении адвоката, участвующего в судопроизводстве, распоряжениям председательствующего в судебном заседании, а также частное определение или постановление, вынесенное судом (судьей) в других случаях, связанных с нарушением адвокатом законодательства об адвокатуре и норм профессиональной этики;

ж) представление – письменный акт, внесенный в адвокатскую палату территориальным органом юстиции в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об адвокатуре), а также вице-президентом адвокатской палаты, вице-президентом Федеральной палаты адвокатов о необходимости возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвоката;

з) предписание – письменный акт Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, направленный в адвокатскую палату в случаях и в порядке, установленных Федеральным законом об адвокатуре.

1.2. Органы адвокатского самоуправления должны в соответствии со своими полномочиями рассматривать поступившие обращения, принимать по ним необходимые меры и давать ответы гражданам и организациям.

1.3. Обращение, поступившее в органы адвокатского самоуправления в форме электронного документа, подлежит регистрации, рассмотрению в порядке, установленном настоящим Положением.

Ответ на электронное обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.

1.4. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия.

1.5. В случае если в письменном (электронном) обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый (электронный) адрес, по которому должен быть отправлен ответ, либо они недостоверны (анонимное обращение), ответ на обращение не дается.

1.6. Письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу адвоката, руководителей органов адвокатского самоуправления, а также членов их семей, может быть оставлено без ответа по существу, а гражданину сообщается о недопустимости злоупотребления правом. В целях защиты адвоката, руководителей органов адвокатского самоуправления, членов их семей и имущества обращение подлежит направлению в соответствующий государственный орган.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, при условии, что его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

1.7. На коллективное обращение ответ дается лицу, чья фамилия в числе заявителей значится первой. При этом излагается просьба сообщить о результатах рассмотрения обращения другим авторам. В необходимых случаях по требованию лиц, подписавших обращение, ответы направляются всем адресатам.

1.8. Если в письменном обращении содержится вопрос, на который многократно (два и более раз) давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями и при этом в нем не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель органа адвокатского самоуправления либо лицо, его замещающее, вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу. В этом случае лицо, на исполнении которого находится данное обращение, составляет мотивированное заключение о необходимости принятия решения о прекращении переписки и представляет его на утверждение руководителю органа адвокатского самоуправления либо уполномоченному на то лицу.

О прекращении переписки уведомляется гражданин или орган, направивший обращение.

1.9. Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

1.10. Органы адвокатского самоуправления могут устанавливать дни и часы приема граждан по вопросам, связанным с адвокатской деятельностью и адвокатурой, а также оказанием им квалифицированной юридической помощи адвокатами.

2. Организация работы с обращениями.

Работа с обращениями предусматривает стадии их рассмотрения.

2.1. Рассмотрение обращений.

На этой стадии:

– определяется лицо (исполнитель), которому поручается разбирательство по существу обращения, порядок и сроки проверки содержащихся в нем вопросов, выработка предложений и подготовка проекта письменного ответа;

– определяется относимость обращения к поводу для возбуждения дисциплинарного производства и его допустимость; устанавливается, нет ли обстоятельств, исключающих возможность дисциплинарного производства.

2.2. Рассмотрение обращения, которое не является жалобой на действия (бездействие) адвоката и поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

На этой стадии исполнитель:

– изучает существо изложенных в обращении проблем и вопросов, уточняет, при необходимости, факты и обстоятельства, на которые ссылается заявитель, уясняет суть его требований;

– осуществляет сбор необходимых документов, материалов, получает объяснения, проводит анализ собранных материалов. Лицу, подавшему обращение, в случае необходимости, предлагается представить доказательства, обосновывающие его требования. Общеизвестные обстоятельства и факты, установленные вступившим в законную силу решением суда, доказыванию не подлежат;

– изучает законодательные и иные нормативные правовые акты, регулирующие затронутые в обращении правоотношения;

– готовит по результатам проверки, если это требуется, письменное заключение, делает выводы и вырабатывает предложения о мерах, необходимых для принятия решения по обращению, составляет проект ответа;

– представляет в установленный срок руководителю органа адвокатского самоуправления материалы проверки вместе с заключением и проектом ответа заявителю.

В ходе проведения проверки могут приниматься конкретные меры по урегулированию ситуации, послужившей причиной обращения.

Работа по обращению прекращается, если в ходе проверки будет установлено, что автор сообщил ложные сведения о своих данных: фамилии и адресе.

2.3. Письменные обращения рассматриваются в течение 30 дней со дня их регистрации.

Течение срока рассмотрения письменного обращения необходимо исчислять на следующий день после регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, когда для рассмотрения обращения необходимо проведение специальной проверки, направление запросов по истребованию дополнительных материалов либо принятие других мер, руководитель органа адвокатского самоуправления или уполномоченное на то лицо, вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Продление срока рассмотрения обращения оформляется соответствующей резолюцией руководителя на обращении или прикрепленном к нему клапане.

При этом общий срок рассмотрения обращения, не признанного поводом для возбуждения дисциплинарного производства, не может превышать двух месяцев.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

День отправки ответа автору на его письменное обращение считается днем окончания его рассмотрения и подтверждается реестром передачи письменного ответа организациям, осуществляющим услуги почтовой связи, либо квитанцией отправки письменного ответа почтовым отправлением, либо распечаткой протокола информационной системы об отправке ответа в форме электронного документа.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Федеральной палаты адвокатов или органов адвокатской палаты данного субъекта Российской Федерации, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган адвокатского самоуправления, в соответствующую организацию (учреждение) или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Органы адвокатского самоуправления по направленному в установленном порядке запросу Федеральной палаты адвокатов, адвокатской палаты иного субъекта Российской Федерации, государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие адвокатскую или иную охраняемую федеральным законом тайну.

2.4. Способами рассмотрения обращения являются:

– дача разъяснения, если об этом просит заявитель или это вытекает из содержания обращения и не требуется совершения иных действий;

– удовлетворение требований заявителя, т.е. совершение необходимых действий, о которых просит заявитель, если эти требования признаны законными и обоснованными;

– отказ в удовлетворении требований заявителя, если изложенные в обращении обстоятельства не нашли своего подтверждения или требования заявителя признаны необоснованными или не соответствующими закону.

Могут иметь место частичное удовлетворение требований заявителя или частичный отказ в удовлетворении требований заявителя.

2.5. Обращение считается рассмотренным, если на него дан мотивированный ответ по всем поставленным вопросам и сообщено об удовлетворении (частичном удовлетворении) или об отказе (частичном отказе) в удовлетворении требований заявителя с обоснованием причин отказа.

2.6. Рассмотрение обращения, которое является жалобой на действия (бездействие) адвоката, но не признано поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

Если обращение не признано допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, а равно поступившее от лиц, не имеющих права ставить вопрос о его возбуждении, или при обнаружении обстоятельств, исключающих возможность возбуждения дисциплинарного производства, президент адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в срок не позднее десяти дней со дня поступления обращения своим распоряжением отказывает в возбуждении дисциплинарного производства, возвращает документы заявителю (копии остаются в делопроизводстве), указывая в письменном ответе мотивы принятого решения, а если заявителем является физическое лицо, разъясняет последнему порядок обжалования принятого решения.

2.7. Жалоба в отношении адвоката, который не является членом адвокатской палаты, подлежит направлению в адвокатскую палату, членом которой он является, о чем письменно уведомляется заявитель с указанием адреса пересылки.

Президент адвокатской палаты, в которую направлено обращение, после рассмотрения жалобы по существу о результатах рассмотрения информирует в установленном порядке заявителя.

2.8. Рассмотрение обращения, которое является жалобой на действия (бездействие) адвоката и признано поводом для возбуждения дисциплинарного производства.

Президент адвокатской палаты, установив, что поступившие сообщение, представление, заявление или жалоба на действия (бездействие) адвоката, являются допустимым поводом для возбуждения дисциплинарного производства, в срок не позднее десяти дней со дня их поступления своим распоряжением возбуждает дисциплинарное производство, если отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность дисциплинарного производства.

О данном решении письменно уведомляется лицо, обратившееся в адвокатскую палату, которое с этого момента становится участником дисциплинарного производства, заблаговременно извещается о месте и времени рассмотрения дисциплинарного дела квалификационной комиссией.

Дальнейшее рассмотрение обращения осуществляется в соответствии с процедурой и в сроки, предусмотренные Кодексом профессиональной этики адвоката.

2.9. Исполнение предписания Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.

Предписание об отмене решения совета адвокатской палаты, нарушающего требования Федерального закона об адвокатуре или противоречащего решениям органов Федеральной палаты адвокатов, либо об исполнении советом палаты требований Федерального закона об адвокатуре или решений органов Федеральной палаты адвокатов подлежит исполнению в течение двух месяцев со дня поступления в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, о результатах письменно сообщается в ФПА РФ.

К уведомлению прилагаются документы, принятые советом адвокатской палаты во исполнение предписания.

3. Делопроизводство по обращениям.

3.1. Прием и первичная обработка обращений осуществляется сотрудниками ФПА РФ или адвокатской палаты субъекта РФ.

Все обращения подлежат обязательной регистрации в журнале входящей корреспонденции, как правило, в день поступления, но не позднее трех дней со дня поступления.

Обращения, поступившие по почте или с личного приема, в день регистрации и проставления на них штампа с указанием даты регистрации, передаются для рассмотрения президенту адвокатской палаты либо уполномоченному на то лицу, в ФПА РФ – в Департамент адвокатуры и адвокатской деятельности, которые организуют по ним работу.

3.2. Электронные обращения регистрируются, при необходимости, распечатываются на бумажном носителе и передаются на рассмотрение в порядке, установленном пунктом 3. 1 настоящего Положения.

3.3. При направлении документа нескольким исполнителям ответственность за подготовку материала несет исполнитель, указанный в резолюции первым. Остальные исполнители обязаны представить необходимые материалы ответственному исполнителю в согласованные с ним сроки.

3.4. Дубликаты обращений регистрируются под тем же входящим номером, что и первоначально поступившие обращения.

Дубликатами считаются обращения одного и того же лица по одному и тому же вопросу с одинаковым текстом, направленные различным адресатам и поступившие в адвокатскую палату.

3.5. Повторные, а также дополнительные обращения регистрируются под очередным порядковым номером.

Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу:

– если заявитель не удовлетворен данным ему ответом по первоначальному заявлению;

– если со времени подачи первого обращения истек установленный срок рассмотрения и ответ заявителю не дан.

В этом случае на письме в свободном от текста месте проставляется отметка – «Повторно». О повторности делается также отметка в соответствующей строке журнала учета.

Не считаются повторными обращения одного и того же автора, но по разным вопросам, а также многократные обращения по одному и тому же вопросу, по которому автору даны исчерпывающие ответы.

Обращение автора по тому же вопросу с дополнительной информацией, поступившее до истечения срока рассмотрения ранее поступившего обращения, считается дополнительным.

3.6. Дубликаты, повторные и дополнительные обращения приобщаются к первичным обращениям.

Переписка с одним и тем же автором по одним и тем же вопросам может формироваться в отдельное дело.

Ответы на них даются со ссылкой на предыдущие ответы по первичным обращениям.

3.7. Сотрудники Департамента адвокатуре и адвокатской деятельности ФПА РФ, получившие для исполнения жалобы на действия (бездействие) адвокатов, после изучения направляют их для рассмотрения в те адвокатские палаты, членами которых адвокаты являются.

В особых случаях, по указанию руководства ФПА РФ, может устанавливаться контроль за разрешением жалоб. Президент адвокатской палаты в установленный срок организует информирование ФПА РФ о результатах разрешения подконтрольной жалобы.

3.8. Ответ на обращение регистрируется в журнале учета исходящей корреспонденции в день его подписания президентом адвокатской палаты, в ФПА РФ – уполномоченным лицом.

3.9. Обращения (в необходимых случаях и конверты к ним), копии ответов заявителям, документы и иные материалы, связанные с рассмотрением обращений, формируются в отдельные дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел в адвокатской палате и ФПА РФ.

Документы в этих делах располагаются в хронологическом порядке. Каждое обращение и все документы по их рассмотрению составляют в деле самостоятельную группу. Повторные обращения и дополнительные документы подшиваются к данной группе документов.

При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Нерассмотренные обращения, а также неправильно оформленные документы подшивать в дела запрещается.

В случае отзыва обращения его копия хранится вместе с заявлением об отзыве.

Таким же образом в делопроизводстве адвокатской палаты должны храниться копии материалов, возвращенных заявителю в случае отказа в возбуждении дисциплинарного производства.

3.10. Законченные производством обращения хранятся в течение 3 лет. По истечении срока хранения подлежат уничтожению вместе с приложенными к ним документами, о чем составляется акт.

Сроки хранения электронных обращений и ответов по ним должны соответствовать срокам хранения обращений и ответов на них, установленных номенклатурой дел для аналогичных обращений на бумажных носителях.

3.11. По окончании календарного года в адвокатской палате проводится анализ поступивших обращений и работы с ними, результаты которого используются при составлении статистического отчета ФПА РФ «Сведения об адвокатуре и адвокатской деятельности в Российской Федерации» по разделу 3 «Сведения о привлечении адвокатов к дисциплинарной ответственности», а также для совершенствования адвокатской деятельности, работы по рассмотрению обращений и в иных целях.

Справка после рассмотрения ее президентом адвокатской палаты подшивается в делопроизводство по жалобам и иным обращениям за истекший год.

В Федеральной палате адвокатов результаты работы с обращениями учитываются при составлении сводного статистического отчета и подготовке доклада по итогам года.


Задержание без суда, обыски и конституция на паузе

В Украине с 24 февраля действует военное положение.

Власти и на центральном и на местном уровнях уже не раз заявляли, что с преступниками (мародерами, диверсантами и др.) разговор будет короткий — по законам военного времени. Значит ли это, что законодательная система, включая право на адвоката, презумпцию невиновности и непредвзятое судебное разбирательство во время войны не действуют?

И как в целом меняются права и свободы граждан в войну?

Разбирались в нюансах законодательства военного времени.

Без права на неприкосновенность жилища, работу и образование

Напомним: 24 февраля парламент одобрил указ президента №64/2022 о введении военного положения сроком на 30 дней.

Как отмечают в Центре бесплатной правовой помощи при Минюсте, на это время могут ограничиваться конституционные права и свободы граждан, предусмотренные статьям Конституции 30-34, 38, 39, 41-44 и 53.

Также могут вводиться временные ограничения прав и интересов юридических лиц в пределах и объемах, необходимых  для обеспечения режима военного положения.

О каких именно конституционных правах и свободах граждан, которые сейчас могут не соблюдаться, идет речь?

Статья 30 Конституции Украины прописывает гарантии неприкосновенности жилища.

«Не допускается проникновение в жилье лица, проведение в нем осмотра или обыска иначе, чем по мотивированному решению суда»,- говорится в этой статье. Но есть исключения  — в случаях, если речь идет о спасении жизни людей, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений и др.

То есть, получается, что сейчас особых гарантий по неприкосновенности жилища граждан нет.

Статья 31 Конституции гарантирует тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (но тоже  с исключениями — в случаях если речь идет о расследовании преступлений. При этом исключения должны устанавливаться исключительно судом).

Статья 32 гласит — никто не может подвергаться вмешательству в личную и семейную жизнь. Каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию и возмещения материального и морального ущерба, нанесенного вследствие сбора, хранения, использования и распространения недостоверной информации.

Статья 33 — о гарантиях на свободное передвижение, выбор места проживания и свободно выезжать за пределы страны и возвращаться обратно.

Статья 34 — о правах на свободу мысли и слова, выражение взглядов и убеждений, сбор и распространение информации.

Следующая конституционная статья, которая может ограничиваться при военном положении — статья 38.

В ней сказано — граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, референдумах, выборах, имеют равное право доступа к госслужбе и работе в органах местного самоуправления.

Статья 39 — о праве на свободу собраний, митингов, демонстраций.

Статья 41 — о праве владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, результатами интеллектуальной и творческой деятельности. Никто не может быть противоправно лишен права собственности. Право частной собственности является нерушимым. Конфискация  имущества может быть применена исключительно по решению суда»,- говориться в этой статье, которая сейчас может не выполняться. То есть имущество может конфисковываться без суда.

Статья 42 — о праве на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. В ней также прописана обязанность государства защищать права потребителей и контролировать качество и безопасность продуктов и услуг.

Статья 43 — о гарантиях права на труд и запрете на использование принудительного труда.

Но тут же есть уточнение, что таковым не является военная служба или работа в соответствии с законами о военном или чрезвычайном положении.

Статья 44 прописывает право работающих граждан на забастовки для защиты своих экономических и социальных интересов.

И, наконец, последняя статья, по которой на период военного положения допускается вольная трактовка,- 53.

В ней говорится о праве граждан на образование и о том, что среднее образование в нашей стране является обязательным.

Следствие вместо суда

Но ограничения возможны не только по конституционным статьям.

8 марта 2022 года вступил в силу закон № 2111-ІХ, которым регулируются особенности уголовных дел в условиях военного времени.

Так, в случае, если следственный судья не может выполнить в установленные сроки соответствующие полномочия (скажем, из-за боевых действий в населенном пункте, где находится суд), его полномочия может осуществлять руководитель органа прокуратуры.

«Он может санкционировать временный доступ к вещам, документам, обыск и негласные следственные действия (к примеру, проведение аудио-, видеоконтроля, снятие информации с телекоммуникационных сетей, обследование жилища, слежку и другое), наложить арест на имущество, продлить сроки досудебного расследования, санкционировать получение образцов для экспертизы, задержание.

Также руководитель отдела прокуратуры может санкционировать содержание под стражей сроком до 30 дней в уголовных расследованиях по статьям об убийстве, преступлениях против собственности (воровство, грабеж, разбой, злоупотребление служебным положением) и другое», — пояснил «Стране» Денис Ненов, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры».

То есть, по сути, следственные органы могут перебирать на себя полномочия судов. На прокуратуру можно пожаловаться в суд (к примеру, при восстановлении его работы или в суд в другом населенном пункте).

«Но на практике обжаловать указанные решения не всегда возможно (если, к примеру, боевые действия ведутся в нескольких населенных пунктах или районах одновременно). Кроме того, руководитель органа прокуратуры может по несколько раз продлевать срок содержания под стражей (до 30 дней каждый), — отметил юрист.

По новому закону можно также не применять техническую фиксацию процессуальных действий во время досудебного расследования (к примеру, обыска). Правда, речь идет об исключительных случаях (если фиксация невозможна по техническим причинам).

«Но до принятия этого закона проведения технической фиксации было обязательным для ряда процессуальных действий, скажем, того же обыска», — говорит Ненов.

Понятно, что обыски без фиксации в теории могут спровоцировать  нарушения законодательства, которые человеку к тому же будет весьма непросто доказать.

Адвокаты военного времени

Важный вопрос — по адвокатской защите. Что в этом плане меняет военное положение?

По словам главы адвокатского объединения «Кравец и партнеры» Ростислава Кравца, — ничего.

«Право на адвоката является гарантированным для всех граждан, несмотря на военное положение в стране. Человек при обыске, задержании, любых претензиях к нему правоохранительных органов может требовать адвоката, в том числе, имеет право на предоставление государством бесплатной правовой защиты», — отметил Кравец.

Об этом говорит и Денис Ненов. «Что касается права лица на привлечение адвоката до предоставления ему правовой помощи во время проведения процессуальных действий на досудебном расследовании, а также других прав и процедур, то тут никаких изменений в сравнении с мирным временем нет»,- пояснил Ненов.

В Центре по предоставлению правовой помощи при Минюсте также отметили — введение военного положения не приводит к ограничению прав субъектов на бесплатную правовую помощь. Ее можно получить в том числе по телефону (0 800 213 103) или дистанционно (через мобильное приложение «Бесплатная правовая помощь», «Твое право» и другое).

«Поэтому, если к человеку, к примеру, нагрянули с обыском, его пытаются обвинить в измене родине или сделать «диверсантом», равно как и привлечь к ответственности по любой другой статье, первое, что нужно сделать — потребовать адвоката и законной защиты своих прав. Война войной, но законы в Украине все же никто не отменял», — подытожил Кравец.

За ситуацией в Украине и вокруг нее сегодня, 11 марта, «Страна» следит в обновляемом материале. 

Ранее мы подробно рассказывали о том, что происходило в Украине 10 марта, на пятнадцатый день войны.

Кроме того, мы сообщали, что Кулеба и Лавров вчера провели в Турции переговоры, однако стороны не договорились о прекращении огня в Украине.

Также мы подробно рассказывали об итогах этого дня: переговорах Лаврова и Кулебы в Турции, ситуации на фронте, а также возможных вариантах развития событий.

В телеграм-канале «Политика Страны» — главные новости, карта боевых действий, фото, видео.

 

 

Греческие коммунисты требуют освобождения Михаила и Александра Кононовичей

Делегация, состоящая из депутата Европарламента от КПГ Лефтериса Николау Алаваноса, депутата от КПГ Янниса Делиса, члена бюро ЦС КМГ Никоса Захаропулоса и члена комитета по международным отношениям КМГ Аргириса Балербаса, передала ноту протеста Владимиру  Ляшенко, главе политического отдела Посольства Украины в Афинах, который заверил, что требование будет передано в Киев, сообщает сайт КПГ Греции.

КПГ и КМГ осудили арест первого секретаря Ленинского коммунистического союза молодежи Украины Михаила Кононовича и его брата Александра, потребовав от украинских властей немедленно освободить двух арестованных молодых коммунистов, а также отменить все преследования коммунистов и запреты на их деятельность в стране.

После начала военных действий в Украине власти издали указ, по которому фактически можно арестовать и расстрелять любого человека, не угодного властям. 

В следственном изоляторе поэт Ян Таксюр, известный сатирическими стихами в адрес Зеленского. 70-летнего поэта арестовали и поместили в следственный изолятор на прошлой неделе. Дочь украинского писателя, поэта и сатирика Яна Таксюра, которого задержала СБУ, записала видеообращение на своей странице в Instagram.

Власти и на центральном, и на местном уровнях уже не раз заявляли, что с преступниками (мародерами, диверсантами и др.) разговор будет короткий — по законам военного времени.  Фактически это означает, что законодательная система, включая право на адвоката, презумпцию невиновности и непредвзятое судебное разбирательство во время войны не действует.

Без права на неприкосновенность жилища, работу и образование

Напомним: 24 февраля парламент одобрил указ президента №64/2022 о введении военного положения сроком на 30 дней.

Как отмечают в Центре бесплатной правовой помощи при Минюсте, на это время могут ограничиваться конституционные права и свободы граждан, предусмотренные статьями 30-34, 38, 39, 41-44 и 53.

Также могут вводиться временные ограничения прав и интересов юридических лиц в пределах и объемах, необходимых  для обеспечения режима военного положения. О каких именно конституционных правах и свободах граждан, которые сейчас могут не соблюдаться, идет речь?

Статья 30 Конституции Украины прописывает гарантии неприкосновенности жилища.

«Не допускается проникновение в жилье лица, проведение в нем осмотра или обыска иначе, чем по мотивированному решению суда»,- говорится в этой статье. Но есть исключения  — в случаях, если речь идет о спасении жизни людей, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и др.

То есть получается, что сейчас особых гарантий по неприкосновенности жилища граждан нет.

Статья 31 Конституции гарантирует тайну переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции (но тоже  с исключениями — в случаях, если речь идет о расследовании преступлений. При этом исключения должны устанавливаться исключительно судом).

Статья 32 гласит — никто не может подвергаться вмешательству в личную и семейную жизнь. Каждому гарантируется судебная защита права опровергать недостоверную информацию и возмещения материального и морального ущерба, нанесенного вследствие сбора, хранения, использования и распространения недостоверной информации.

Статья 33 — о гарантиях на свободное передвижение, выбор места проживания, выезд за пределы страны и возвращение обратно.

Статья 34 — о правах на свободу мысли и слова, выражение взглядов и убеждений, сбор и распространение информации.

Следующая конституционная статья, которая может ограничиваться при военном положении, — статья 38.

В ней сказано: граждане имеют право принимать участие в управлении государственными делами, референдумах, выборах, имеют равное право доступа к госслужбе и работе в органах местного самоуправления.

Статья 39 — о праве на свободу собраний, митингов, демонстраций.

Статья 41 — о праве владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, результатами интеллектуальной и творческой деятельности. Никто не может быть противоправно лишен права частной собственности — оно является нерушимым. Конфискация  имущества может быть применена исключительно по решению суда, говорится в этой статье, которая сейчас может не выполняться. То есть имущество может конфисковываться без суда.

Статья 42 — о праве на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом. В ней также прописана обязанность государства защищать права потребителей, контролировать качество и безопасность продуктов и услуг.

Статья 43 — о гарантиях права на труд и запрете на использование принудительного труда.

Но тут же есть уточнение, что таковым не является военная служба или работа в соответствии с законами о военном или чрезвычайном положении.

Статья 44 прописывает право работающих граждан на забастовки для защиты своих экономических и социальных интересов.

И наконец, последняя статья, по которой на период военного положения допускается вольная трактовка,- 53.

В ней говорится о праве граждан на образование и о том, что среднее образование в стране является обязательным.

Следствие вместо суда

Но ограничения возможны не только по конституционным статьям.

8 марта 2022 года вступил в силу закон № 2111-ІХ, которым регулируются особенности уголовных дел в условиях военного времени.

Так, в случае, если следственный судья не может выполнить в установленные сроки соответствующие полномочия (скажем, из-за боевых действий в населенном пункте, где находится суд), его полномочия может осуществлять руководитель органа прокуратуры.

«Он может санкционировать временный доступ к вещам и документам, обыск и негласные следственные действия (к примеру, проведение аудио-  видеоконтроля, снятие информации с телекоммуникационных сетей, обследование жилища, слежку и другое), наложить арест на имущество, продлить сроки досудебного расследования, санкционировать получение образцов для экспертизы, задержание. Также руководитель отдела прокуратуры может санкционировать содержание под стражей сроком до 30 дней в уголовных расследованиях по статьям об убийстве, преступлениях против собственности (воровство, грабеж, разбой, злоупотребление служебным положением) и другое», — пояснил «Стране» Денис Ненов, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры».

То есть по сути следственные органы могут перебирать на себя полномочия судов. На прокуратуру можно пожаловаться в суд (к примеру, при восстановлении его работы или в суд в другом населенном пункте).

«Но на практике обжаловать указанные решения не всегда возможно (если, к примеру, боевые действия ведутся в нескольких населенных пунктах или районах одновременно). Кроме того руководитель органа прокуратуры может по несколько раз продлевать срок содержания под стражей (до 30 дней каждый), — отметил юрист.

По новому закону можно также не применять техническую фиксацию процессуальных действий во время досудебного расследования (к примеру, обыска). Правда речь идет об исключительных случаях (если фиксация невозможна по техническим причинам). «Но до принятия этого закона проведение технической фиксации было обязательным для ряда процессуальных действий, скажем, того же обыска», — говорит Ненов.

Понятно, что обыски без фиксации в теории могут спровоцировать  нарушения законодательства, которые человеку, к тому же, будет весьма непросто доказать.

К. Чуйченко рассказал в Совете Федерации о приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции

Министр юстиции РФ выступил в рамках «правительственного часа».


Министр юстиции РФ Константин Чуйченко выступил на заседании Совета Федерации в рамках «правительственного часа» с докладом на тему «О приоритетных направлениях совершенствования законодательства в сфере юстиции».

Смотрите также

Министр рассказал об основных направлениях работы и приоритетных задачах Министерства юстиции, о ряде инфраструктурных проектов. «Все они ориентированы на человека, на удобство при получении государственных услуг, при использовании сервисов и взаимодействии со службами ведомства».

По его словам, на сегодняшний день у Министерства юстиции в активной разработке находится 27 законопроектов, еще 27 внесены в Правительство РФ, 45 законопроектов рассматриваются в Государственной Думе и 1 в Совете Федерации. «Мы активно консультируемся с сенаторами и депутатами по ряду законопроектных инициатив, знаем, какие резонансные законопроекты у вас на контроле. Один из примеров – так называемый «закон о цифровом суде».

Этот законопроект регулирует дистанционное участие в судебном процессе. Его концепция максимально приближена к потребностям пользователя, подчеркнул Константин Чуйченко.

Он отметил, что одним из важнейших направлений работы Министерства является нормативно-правовое регулирование в сфере конституционного законодательства о развитии федеративных отношений и организации местного самоуправления. Ведомство разработало проект Основ государственной политики в области развития местного самоуправления до 2030 года. Эта работа осуществлялась в контексте конституционных изменений, связанных с включением органов местного самоуправления в систему публичной власти в РФ.

Еще одно направление — исключение из уставов муниципальных образований норм, дублирующих федеральное законодательство. Министр напомнил, что с 7 июня 2021 г. вступает в силу изменение в федеральное законодательство, которое закрепляет право муниципалитетов направлять на государственную регистрацию в территориальные органы Министерства юстиции документы в электронном виде. Это значительно сократит объем трудозатрат и снизит расходы муниципалитетов. В электронный вид планируется перевести и регистрацию уставов некоммерческих организаций, готовятся соответствующие поправки в законодательство.

«Мы двигаемся по пути снятия бюрократической нагрузки с помощью отмены дополнительных требований к уставам общественных организаций. Еще одно наше предложение касается совершенствования законодательства об отчетности некоммерческих организаций. Речь также идет о совершенствовании в целом регулирования некоммерческого сектора».

Константин Чуйченко затронул тему цифровизации законодательства в сфере регистрации актов гражданского состояния. «Все нормотворческие инициативы направлены на доступность этих госуслуг и комфорт для граждан».

Министр остановился на развитии законодательства в сфере бесплатной юридической помощи. «Планируется создание государственных юридических бюро во всех регионах в качестве основного участника и координатора бесплатной юридической помощи. Есть два пилотных проекта – в Кемеровской области и Республике Татарстан».

По его словам, будут разработаны стандарты и Кодекс профессиональной этики участников системы бесплатной юридической помощи.

Также планируется создать единый реестр адвокатов РФ, который станет единственным официальным источником информации об адвокатах.

Константин Чуйченко сообщил, что Министерство юстиции предлагает создать реестр неплательщиков алиментов. «У нас есть предложения, которые мы будем прорабатывать с Советом Федерации, общественностью. В частности, мы предлагаем создать отдельный реестр недобросовестных должников, которые обязаны уплачивать алименты и ввести для них определенные ограничения». По его словам, эти инициативы будут дополнительно прорабатываться.

Он затронул тему повышения качества проведения судебной экспертизы, рассказал о ходе подготовки проектов нового КоАП РФ, Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях. Еще одна тема выступления Министра – расширение действующей международной правовой базы. «Особое внимание мы уделяем новейшим универсальным конвенциям. Распоряжением Президента РФ Министерству поручено подписать от имени Российской Федерации Конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений по гражданским или торговым делам. Эта Конвенция стала итогом десятилетней работы Минюста во взаимодействии с заинтересованными органами и иностранными партнерами. Конвенция устанавливает четкие и прозрачные правила для трансграничного признания решений иностранных судов. Это позволит частным лицам, прежде всего гражданам и малому и среднему бизнесу более эффективно отстаивать свои нарушенные права в иностранных юрисдикциях».

Глава Министерства юстиции также рассказал о законопроектной деятельности, касающейся подведомственной службы Министерства – Федеральной службы исполнения наказаний, о планах создания службы пробации в РФ, которая будет работать с бывшими заключенными, вышедшими на свободу, с целью их адаптации.

Министр ответил на вопросы сенаторов, которых интересовали такие темы, как возможность для НКО приобретения в собственность арендуемых помещений, источники финансирования службы пробации, совершенствование института адвокатуры, социальная реабилитация вышедших на свободу заключенных, качество и доступность бесплатной юридической помощи, контроль за исполнением судебных решений.

По итогам обсуждения принято за основу Постановление СФ, которое представил председатель Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Клишас
Андрей Александровичпредставитель от исполнительного органа государственной власти Красноярского края

Малофеев высказался о том, должна ли сейчас Россия помогать Белоруссии