12 коллегий петра 1 – Двенадцать коллегий: 299 лет со дня основания

Здание Двенадцати коллегий

История создания

Строительство началось в 1722 году, став первым этапом реализации плана по созданию административного квартала на Васильевском острове. В 1734 году Трезини умирает, и за постройкой начинает следить архитектор Михаил Земцов, в 1736 году его сменяет Джузеппе Трезини, зять Доменико. Полностью Двенадцать коллегий были достроены только в 1744 году, но первое коллегиальное заседание состоялось уже в 1732-м.

Памятник петровского барокко общей протяженностью 398, 99 м состоит из двенадцати одинаковых элементов с выступающими вперед ризалитами. У каждого элемента своя крыша, создается ощущение, что каждая коллегия занимает отдельное здание. Вероятно, Трезини, живший в Копенгагене, ориентировался на здание местной Биржи, построенное по такому же принципу в 1625 году. Среди характерных для петровского барокко черт можно выделить двухцветную окраску здания, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

Административный квартал на Васильевском острове не сформировался, коллегии постепенно были перемещены в другие помещения. В начале XIX века в здании Двенадцати коллегий находился Государственный архив, который сильно пострадал от ноябрьского наводнения 1824 года. Почти 2 млн документов Приказа тайных дел были полностью уничтожены.

Главный педагогический институт

С 1804 года в нескольких корпусах здания располагался Главный педагогический институт, преобразованный в 1819 году в Санкт-Петербургский университет. С 1830 года университету было передано все здание, переоборудовал постройку архитектор А.Ф. Щедрин.

С 1857 года Д.И. Менделеев преподавал в университете курс общей химии. За время работы в университете Менделеев открыл периодический закон химических элементов, сообщение о котором Дмитрий Иванович сделал 6 (18) марта 1869 года в одном из помещений первого этажа.

С 1911 года в служебной квартире Менделеева работает его мемориальный музей, а улица, на которую выходит основной фасад Двенадцати коллегий, названа в его честь.

Здание сегодня

В 1933–1937 годах университет носил имя наркома просвещения РСФСР А.С. Бубнова, с 1948 по 1992 год – имя первого секретаря обкома ВКП(б) А.А. Жданова. В наши дни здание Двенадцати коллегий не только памятник культуры федерального значения, но и главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета – одного из лучших вузов России.

www.culture.ru

Легенда о здании 12-ти Коллегий и о дворце Меншикова

Во всех городах мира, в которых протекают реки, дома на набережных принято строить фасадами вдоль этих самых рек.

Вот вам, к примеру, очень красивая панорама Университетской набережной Васильевского острова города Санкт-Петербурга.

Друг за другом, парадными фасадами к Неве, выстроились для туристической фотосессии знаменитые архитектурные достопримечательности российской Северной Столицы: Зоологический музей, Кунсткамера, здание Академии наук, дворец императора Петра Второго, и дворец Александра Меншикова.

 

 

И вдруг… А вот это что такое?… Почему среди красивых фасадов, обращённых к Неве, вопреки традиционным градостроительным нормам, втиснут довольно таки скромный (скромный — по сравнению со своими роскошными соседями) торец какого-то здания?

А вот об этом здании я и хочу вам рассказать.

Это не просто торец. Это торец главного корпуса Санкт-Петербургского Университета! И на самом деле это просто гигантское здание – оно имеет длину 400 метров. Вдумайтесь, 400 метров – это длина 4-х футбольных полей.

А ещё это очень длинное сооружение называют зданием 12-ти Коллегий. Во времена царя Петра Первого коллегией называли то учреждение, которое мы сегодня зовём министерством.

Так почему же здание 12-ти Коллегий построено перпендикулярно Неве и не обращено к ней своим красивым и величественным фасадом?

А вот об этом есть очень интересная старинная петербуржская легенда.

Однажды, Пётр Первый поручил губернатору своей новой столицы Александру Меншикову построить на Васильевском Острове грандиозное здание, в котором смогли бы разместиться сразу 12-ть коллегий. А что!? Очень разумное решение – все чиновники находились бы в одном месте, не нужно бегать по городу и искать друг друга. Во время выдачи этого важного поручения царь Пётр пообещал Меншикову, что оставшуюся землю к западу от стройки он сможет оставить лично для себя.

Хитрый и очень предприимчивый губернатор Александр Меншиков тут же смекнул, что если он построит огромное и очень длинное здание фасадом к Неве, то для его личной элитной недвижимости земли в хорошем месте, да еще и на берегу реки, уже не останется.

Поэтому здание 12-ти Коллегий было построено не вдоль Невы, а «поперёк» ей, и выходило к ней всего лишь одним скромным торцом.

Таким образом, освободившееся место к западу от здания 12-ти Коллегий Меншиков пустил под строительство своей шикарной усадьбы с роскошным дворцом. Как вы думаете, как на это отреагировал русский царь?

Если верить все той же городской легенде, то за этот хитрый ход с манипулированием земельными участками Меншиков был нещадно бит тяжелой царской тростью. Пётр пришел в ярость и стал таскать Меншикова за шиворот вдоль всего здания, при этом он бил его палкой возле каждой Коллегии. А их, как вы уже знаете, было 12-ть.

Насколько серьезны были увечья у хитреца — история умалчивает, но зато доподлинно известно, что именно Дворец Александра Меншикова стал самым первым каменным зданием Петербурга.

Если будете в Северной Столице, то непременно придите на экскурсию во Дворец ближайшего сподвижника и фаворита Петра I, и уточните – насколько моя историческая байка соответствует действительности.

P.S.

Мы с моим приятелем Серёгой Ковалем как-то раз зимой снимали на телефон ролик о здании 12-ти Коллегий для ТВ-рубрики «Мобильный репортёр». Предлагаю его вам в исходном виде. Оцените размер, длину, красоту и величие главного корпуса СПбГУ.

https://cloud.mail.ru/public/5xHH/Eo7Gqj8L5

polzam.ru

Здание Двенадцати коллегий. 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга

Здание Двенадцати коллегий

Среди многочисленных и уникальных зданий на Университетской набережной Васильевского острова это красно-белое здание невольно заставляет обратить на себя внимание. И сначала даже не очень понятно чем. И только сделав пару шагов влево или вправо, понимаешь: здание обращено к набережной торцом. А двенадцать совершенно одинаковых зданий под отдельными высокими крышами, соединённые только торцевыми стенами, почти на полкилометра уходят вглубь.

Кстати, это единственное здание, которое обращено к Университетской набережной торцом и вытянуто вдоль Менделеевской линии. Существует легенда, что изначально его планировалось построить вдоль набережной, как и большинство других зданий того времени. Но вышло так, что руководить строительством было поручено Александру Меншикову. Пётр I же неосторожно пообещал своему ближайшему сподвижнику, что на участке земли, который останется между готовым зданием и 1-й линией, тот сможет построить свой собственный особняк. Тогда-то Меншиков и распорядился, чтобы здание Двенадцати коллегий выходило на набережную своей самой узкой стеной, чтобы между ним и 1-й линией осталось как можно больше места. Когда строительство было завершено, Пётр I приехал на Васильевский остров принимать работу своего фаворита. Возмущению его не было предела. Меншиков оправдывался, уверяя Петра, что он «неправильно понял» его распоряжения, но от праведного царского гнева это его не спасло. Говорят, что Пётр I прогнал любимчика по всем коридорам и лестницам здания, ударяя его по спине своей тростью. Правда, построить на Васильевском острове дворец он Меншикову все-таки разрешил, но места для этого выделил гораздо меньше, чем тот пытался заполучить.

Университет. XIX в.

На самом деле здание Двенадцати коллегий начало строиться по проекту архитектора Доменико Трезини в 1722 году. Доменико Трезини был приглашён на работу в Петербург почти с первых дней основания города. Он строил форт Кроншлот, Петропавловскую крепость. Трезини был не просто архитектором при Канцелярии городовых дел, а фактически правой рукой царя по всем строительным делам в Петербурге. Поэтому Пётр I и поручал ему самые ответственные работы.

Коллегии – это, по сути, новые российские министерства, которые должны были, по замыслу Петра I, заменить существовавшие до того приказы. Кроме 10 петровских коллегий-министерств, здесь размещались Сенат и Синод. По своей сути, Сенат был призван заменить уничтоженную Петром Боярскую думу. Первоначально рассматривался как временный орган.

Место на Васильевском острове было выбрано не случайно. Задумывая строительство новой российской столицы – регулярного морского города европейского типа, – Пётр I предполагал именно на Васильевском острове создать административный, культурный и торговый центр будущего мегаполиса.

Разрабатывая проект планировки Васильевского острова, утвержденный в 1716 году, Доменико Трезини использовал трассу большой просеки (ныне Большого проспекта) как главную планировочную ось прямоугольной сети улиц-каналов и пересекающих их проспектов. Проект «идеального города» на манер Венеции не получил реального воплощения, но оказал большое влияние на дальнейшее развитие как острова, так и некоторых районов Петербурга. В петровские времена в восточной части Васильевского острова планировалось прорыть несколько каналов, как в Венеции. Этот проект так и остался нереализованным, но улицы в этом месте до сих пор носят названия «линии», напоминая, что когда-то они были набережными каналов.

Дом Двенадцати коллегий должен был, по замыслу архитектора, нести и смысловую нагрузку. Ведь высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И это нерушимое единство должны быть зримо. Потому-то дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу.

У каждого здания свой парадный вход. Своя крыша. Высокая, четырёхскатная с переломом. Типичная для первой четверти XVIII столетия.

Первый этаж здания – галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны – широкие прямоугольные столбы. Крайние – чуть шире остальных, и в них – ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены. Они выполняют роль строгой рамы зрительных границ архитектурного произведения.

Каждое здание на одиннадцать осей – протяжённостью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит. Кажется, что неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его. Это «выталкивание», «движение» стены вперёд, а порой и назад от главной линии фасада – один из определяющих признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот приём.

Вход в каждую коллегию в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с изящной кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, – нарядный фронтон. У фронтона криволинейные очертания, как требовал стиль барокко. Середину фронтона украшает лепное изображение эмблемы коллегии. А на скатах возлегают высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым – всё придавало Двенадцати коллегиям внушительный, торжественный вид. И, конечно, такое здание изумляло современников. Внутри все двенадцать зданий связаны единым сквозным коридором со стороны двора (самый длинный коридор в городе – свыше 400 метров).

Строительство здания растянулось на долгие годы, с 1722 по 1742 год. В 1734 году зодчий скончался.

С 1819 года в помещении четырех из двенадцати коллегий расположился Университет. С 1835 года императорский С.-Петербургский университет занял весь комплекс зданий. Тогда же здание было частично перестроено по проекту архитектора А.Ф. Щедрина. Застеклена открытая аркада, в результате чего появился знаменитый университетский коридор, вдоль главного фасада разбит сад, в центральной части здания сооружены парадная лестница и белоколонный актовый зал.

Ныне дом Двенадцати коллегий – это главный корпус Санкт-Петербургского государственного университета. В здании расположен музей истории университета. От XVIII века до наших дней в здании сохранился только Сенатский (Петровский) зал с живописным плафоном и семью панно.

Рядом с домом Двенадцати коллегий, на Университетской набережной, находится дворец Петра II. Ныне в нём расположены филологический и восточный факультеты университета. Это здание входило в ансамбль застройки набережной. Дворец был заложен в 1727 году на территории Меншиковской усадьбы. Со смертью Петра II строительство дворца прекратилось, и он был закончен лишь в 1759–1761 годах. Протяженный фасад сооружения скромно декорирован в характере раннего барокко. Три дворовых корпуса, образующих вместе с дворцом замкнутое каре, ограничивают обширный внутренний двор. В конце XIX века в этом здании был историко-филологический институт.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *