2. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство.
Большинство государств мира имеют унитарное территориальное устройство. Для него, за редким исключением, характерны следующие признаки:
№ 9
Основные признаки унитарного государства
единая конституция;
единое законодательство;
единая централизованная система органов исполнительной власти;
единая судебная система;
деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п.
Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц. В государствах, не имеющих компактно проживающих этнических групп населения, унитаризм может разумно сочетаться с децентрализацией и это не противоречит демократическому режиму правления. Если это условие не выполняется, унитаризм ведет к монополизации всей власти в центре и нарушению прав и свобод человека.
Территориальное деление в большинстве унитарных государств является административным. В административно-территориальных единицах имеются органы общей администрации. Наряду с административно-территориальными единицами существуют и специальные округа, в которых действуют судебные органы, органы военной администрации и др.
Административно-территориальное деление в унитарных государствах включает различное число ступеней. Как правило, это зависит от численности населения и размеров территории страны. В небольших странах существует двухзвенное, в других — трех- и даже четырехзвенное административно-территориальное деление. Самыми крупными территориальными единицами являются области, провинции, губернаторства и т. п. Эти территории делятся на уезды, районы, округа и т. п. Так, территория Дании разделена на 14 административных единиц — амтов. Во главе каждого амта стоит амтман, назначаемый королем, и действуют выборные советы. Исландия разделена на семь административных округов — сисл. Столица и некоторые другие города имеют самостоятельное административное управление. Органами местного управления в городах являются муниципалитеты, избираемые населением. Округами управляют назначаемые центральной властью чиновники.
Франция разделена на 95 департаментов, которые в свою очередь делятся на коммуны. В департаментах действуют органы самоуправления — генеральные советы, избираемые населением сроком на шесть лет с обновлением состава каждые три года. Центральная власть представлена в лице префектов, назначаемых президентом. В коммунах местная власть осуществляется муниципальными советами, избираемыми населением на шесть лет. Муниципальные советы выбирают мэра.
В то же время на нашей планете существуют небольшие государства, которые вообще не имеют административно-территориального деления (Мальта, Бахрейн и др.).
В послевоенное время в ряде стран проявляется тенденция к укрупнению низовых единиц административно-территориального деления и к созданию крупных регионов в целях экономической координации различных частей страны.
В унитарных государствах со сложным (асимметричным) государственно-территориальным устройством составные части государства имеют различный конституционно-правовой статус. Обычно наряду с административно-территориальными единицами имеются области (регионы), обладающие большими правами и являющиеся территориальными автономиями . Степень самостоятельности таких автономий различна. В одних странах (Китай, Эфиопия) автономии являются административными (издание газет, радиовещание, судопроизводство на местном языке), в других — законодательными или политическими (издание местных законов по определенным вопросам). Так, законодательная автономия существует в ряде стран Европы: в Дании (Гренландия), во Франции (Корсика), в Португалии (Азорские острова), в Испании (Страна Басков и др.).
Особый статус в ряде стран имеют столицы или столичные округа. Их статус определяется специальными законами, в которых устанавливается больший контроль за деятельностью администрации столицы со стороны центральной власти.
Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных
Некоторые унитарные государства являются относительно децентрализованными. В звеньях административно-территориального деления таких стран есть избираемые населением представительные органы, обладающие полномочиями по решению вопросов местной жизни. Однако не существует местного законодательства и прав, которыми обладают автономии в «регионалистских» государствах.
Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Таких государств, в которых отсутствуют местные выборные органы, в настоящее время не много (отдельные страны Африки и Азии). Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом, в которых, хотя и имеются местные выборные органы, управление страной осуществляется центральной государственной или партийной олигархией, а то и вовсе одним лицом — диктатором.
В мире встречаются и сверхцентрализованные унитарные государства. Ими обычно становятся такие, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.
studfiles.net
10.2. Понятие и признаки унитарного государства. Централизованное и децентрализованное унитарное государство
Унитарное государство− это такая форма государственного или национально-территориального устройства, при котором территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы; это единое, слитное государство, разделенное на административно-территориальные единицы, не обладающие, как правило, какой-либо политической самостоятельностью.
единая конституция;
единое законодательство;
единая централизованная система органов исполнительной власти;
единая судебная система;
деление территории государства на административно-территориальные единицы, статус органов власти которых определяется нормами общегосударственного права и т. п.
Унитарное государство имеет единое гражданство, единый бюджет и др. Форма унитарного государства дает возможность центральным органам государственной власти концентрировать в руках центра ресурсы страны и оперативно проводить свои решения через исполнительные органы административно-территориальных единиц.
Унитарные государства с точки зрения организации публичной власти разделяют на децентрализованные и централизованные.В децентрализованных государствах существует конституционное распределение полномочий между общегосударственными органами власти и органами власти территориальных единиц.
Централизованными унитарными государствами являются такие, в которых нет выборных органов на уровне административно-территориальных единиц, обладающих правом самостоятельно решать местные вопросы. Функции власти на местах выполняют назначенные центральной властью администраторы. Такая форма государственного устройства присуща некоторым государствам с авторитарным или тоталитарным режимом.
В мире встречаются и сверхцентрализованные унитарные государства. Ими обычно становятся такие государства, в которых произошел военный переворот и установлен военный режим. Местную администрацию в этом случае заменяют военные чиновники, назначенные военной хунтой.
10.3. Федеративное государство: понятие и признаки. Классификация федераций. Централизованные и децентрализованные федерации. Симметричные и асимметричные федерации
Федеративное государство− это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены Федерации (земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др.) − имеют собственные предметы ведения, в том числе законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. В отличие от составных частей унитарного государства субъекты Федерации обладают, как правило, государственной автономией и более широкой политической самостоятельностью. В свою очередь федерацию от конфедерации отличают следующие признаки:
целостность территории;
наличие общефедеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
единые вооруженные силы,
единая денежная система и т. д.
В науке конституционного права федерации принято делить также на децентрализованные и централизованные. В централизованных федерациях парламент в соответствии с Конституцией вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. п. (Индия). Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и другие, в которых децентрализация в отдельных сферах сочетается с централизацией. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в сферах экономики и социальной политики.
Кроме того, все федерации делятся на симметричные и асимметричные. Симметричнымиявляются такие федерации, составные части которых в соответствии с конституцией страны равноправны между собой и в отношениях с федерацией (Австрия, ОАЭ и др.). Симметричными федерациями юридически были СССР, СФРЮ, ЧССР. Однако в любой федерации имеются элементы асимметрии, поэтому полностью симметричных федераций фактически не существует, и большинство федераций мира являютсяасимметричными.В таких федерациях наряду с равноправными субъектами имеются другие территориальные образования (федеральные территории, федеральные округа, ассоциированные государства и т. п.).
studfiles.net
ТОП 10: |
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единое гражданство, единая правовая система. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями. Унитарными также могут быть и государства — субъекты федеративного государства (например, республики в составе Российской Федерации). «Унитарное государство обычно называют простым государством, оно делится административно-территориальные единицы. В унитарном государстве высока степень централизованного руководства и регулирования жизни государства в целом и многих хозяйственных, социальных и иных процессов в частности, хотя у органов административно-территориальных единиц государства в местных делах степень самостоятельности может быть вполне достаточной. Центр старается не подменять местные органы и не вмешиваться в их деятельность, если она основана на законе. И все-таки в унитарном государстве не исключено вмешательство центра в жизнь отдельных территорий, в том числе и отмена актов местных органов представительной и исполнительной власти. К тому же, хотя органы административно-территориальных единиц и имеют возможности обращения в центральные государственные органы, однако их влияние на решение вопросов в центре гораздо скромнее, чем в федеративном государстве, и выражается, как правило, в просьбах и ходатайствах, далеко не всегда юридически обязательных для центральных органов.» Основные признаки унитарного государства 1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; 2. Единые для всей страны высшие органы власти; 3. Единая система законодательства; 4. Единое гражданство; 5. Единая денежная единица; 6. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета. Виды унитарных государств Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от: · характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; · объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства; Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания. Иногда выделяют: · государства с одной автономией (например, Украина с автономной республикой Крым), · государства со многими автономиями (например, Испания с автономными сообществами (областями)) · государства с разноуровневыми автономиями (например, Китайская Народная Республика с автономными округами, автономными уездами, автономными районами и особыми административными районами). Автономия в унитарном государстве. Хотя большинство унитарных государств включают только те или иные административно-территориальные единицы, и не имеют каких-либо автономных образований, немало и таких унитарных государств, которые обладают автономиями. Это, несомненно, усложняет их политико-территориальную организацию, вносит в неё известную асимметрию. Но само по себе наличие на территории данной страны одной, двух и даже нескольких автономий не выводит её за рамки унитарности и не превращает ее в федерацию. «Автономность и суверенность — это качественно различные уровни самостоятельности политико-территориальных единиц, субъектов. Общая тенденция демократизации устройства государств в современном мире определяет общую тенденцию роста децентрализации политико-территориального устройства различных стран, расширения автономии и местного самоуправления.» Наиболее ярким проявлением этого может служить превращение Италии и Испании в «государства автономий», вся территория которых состоит сегодня из автономных единиц. Их нередко называют регионалистскими государствами, занимающими в определенном смысле промежуточное место между унитарным и федеративным государствами, не выходя в общем и целом за рамки унитаризма. Автономия. Автономия — особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом) предусматривающий более или менее широкие возможности самостоятельно решать свои внутренние проблемы вне пределов прав и полномочий государства в целом, в состав которого входит данная самоуправляющая единица. Автономия (Autonomy) «Точное значение этого понятия — самоуправление. Само понятие ассоциируется с идеей суверенитета и независимости. В традиционной международной теории все государства считаются автономными, т.е. неподчиненными какой-либо внешней власти. В настоящее время эта концепция носит более относительный характер. Сейчас автономия рассматривается не как абсолютная, а как относительная степень независимости, т.к. государства стали до определенной степени взаимозависимыми. Понятие автономии больше не заменяет понятие суверенитета. Идея суверенитета распространяется только на государства, идея автономии распространяется на территорию, которая не находится под полным контролем какого-либо государства.» Словарь по правам человека. В данном случае речь идет о территориальной автономии, хотя понятие «автономия» используется и в более широком плане, включающем в частности, и организационную автономию (автономность в партийном, профсоюзном и ином строительстве) и культурном (культурная и национально-культурная автономия и др.). Сама территориальная автономия может носить общий, не специфический, национально-территориальный характер, а может сочетать в себе как общетерриториальные, так и национально-территориальные начала. Национально-территориальная автономия — это одна из разновидностей (форм) политико-территориальной организации многонационального государства, обеспечивающая более или менее самостоятельное осуществление публичной власти на какой-либо его части, отличающейся особым национальным составом населения, своеобразием культуры, языка, быта, традиций и т.д. Тем самым осуществляется самоопределение и самоуправление этносов и компактно проживающих этнических меньшинств данной страны. Автономии различного порядка, уровня и характера имеются сегодня во многих унитарных странах. Это — Тибет, Синьцзян, Внутренняя Монголия и др. в Китае; Корсика во Франции; Северная Ирландия (Ольстер) в Великобритании; автономные области в Италии; Курдистан в Ираке; Азорские острова и Мадейра в Португалии; Гренландия и Фарерские острова а Дании; автономные сообщества в Испании, включая Каталонию, Галисию и Страну Басков; Аландские острова в Финляндии; и др. Автономии имеются и во многих унитарных странах СНГ: Крым на Украине; Абхазия и Аджария в Грузии; Нахичевань в Азербайджане; Гагаузия в Молдове; Каракалпакия в Узбекистане; Горный Бадахшан в Таджикистане.
________________________***Fenix made 2010***__________________________________ 61. Относительная и исключительная самостоятельность государства. Государство – одно из центральных понятий ТГП. В узком смысле: аппарат управления, выделившийся из общества и стоящий над ним.. В широком смысле — это ассоциация людей, которые объединяются в единое политическое сообщество с публично властными структурами и отношениями публично-властного характера. Признаки:1. гос-во представляет собой единую тер-ную организацию политической власти в масшутабе всей страны; 2. это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности; 3. гос-во организует общественную жизнь на правовых началах; 4. гос-во представляет собой суверенную организацию власти. Суверенитет – это такое свойство госвласти, которое выражается в верховенстве и независимости данного гос-ва по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений при строгом соблюдении норм МП. Суверенитет как понятие собирательное и подчас весьма сложно описемое не является категорией абсолютной. Суверенитет народа – верховенство народа, его право самостоятельно решать свою судьбу, коренные вопросы гос-ного и общественного развития, формировать направления политики всего гос-ва, состав его органов, контролировать деятельность. Национальный суверенитет – право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного гос-ва. Исключительная самостоятельность гос-ва проявляется в следующем: 1. универсальность – только решения госвласти распространяются на все население и общественные организации данной страны; 2. прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления общественной власти; 3. наличие специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная орг-ция. Однако общеизвестно, что суверенитет гос-ва м.б. ограничен рядом факторов. Важнейшими из них являются: 1. гос-во как член мирового сообщества выступает в международных отношениях от имени своего народа и его суверенитет будет ограничен МД и суверенитетом других субъектов МП; 2. внутренний сув-т м.б. ограничен населением: выражение общественного мнения, референдумы; 3. внутренний суверенитет м.б. ограничен народом (какой-либо нацией) борющейся за самоопределение; 4. в федеративном гос-ве существуют договорные отношения между субъектами, которые также ограничивают всеобъемлящую власть гос-ва. Относительная самостоятельность государства — лишь частный случай относительной самостоятельности общественных явлений, особая ее разновидность, специфическая форма. Поэтому к ней вполне подходит общий вывод о том, что различные стороны общественной жизни являются особыми и относительно самостоятельными областями общества благодаря своим различным функциям в обществе, а также различному составу и свойствам, обусловленным этими различными функциями. Понятие «относительная самостоятельность» предполагает наличие, по меньшей мере двух компонентов, находящихся между собой в какой-либо связи (причинной и функциональной). Каждый из них состоит в известной зависимости от другого, подвергается его воздействию, хотя и имеет внутренние собственные источники развития. Вместе с тем анализируемое понятие указывает на первенство, главенство одного из компонентов, в связи с чем и приходится отстаивать самостоятельность другого. По отношению к главенствующему явлению или в случае «равенства» их в смысле воздействия друг на друга лучше говорить просто об их самостоятельности. Понятием «относительная самостоятельность» подчеркивается именно тот факт, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, а «абсолютная зависимость» несовместима с реальным бытием предмета.
62. Государство в политической системе общества. Политическая система общества – это сов-ть гос-ных и общественных организаций и институтов, участвующих в гос-ной и общественно-политической жизни страны. Гос-во – это такая форма организации обществеенной жизни, которая не м.б. создана разрозненными усилиями отдельных лиц. Общество не может существовать на основе преходящих целей. Его объединяет общая, объективная цель, без которой оно не может ни возникнуть, ни развиваться. Такой целью является объединение людей под единой властью, координирующей разнообразные интересы членов общества. Выделившись из общества, госу-во становится его основной властвующей политической организацией. Госвласть – это главная объединяющая, организующая и принуждающаясила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на тер-рии определенного гос-ва. Наряду с гос-вом в обществе возникают и функционируют другие организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным. Это политические партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские и религиозные организации, органы общественной самодеятельности, Акционерные Общ-ва, частные учреждения и организации. Особое место гос-ва в политической системе обусловлено тем, что: 1. гос-во – это единственная полновластная организация в масштабе всей страны; 2. гос-во определяет основные направления развития общества в интересах всех и каждого; 3. гос-во является официальным лицом (представителем) внутри страны и на международной арене. Гос-во как главная властвующая и организующая сила общество призвано обеспечить нормальную деятельность всех негос-ных орг-ций в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Это выражается в следующем: 1. Гос-во предоставляет конституционное право гражданам на объединение в общественные организации и создает необходимые условия для их успешной деятельности. 2. Гос-во определяет правовое положение некоторых общественных организаций. 3. Деятельность общественных орг-ций находится под защитой гос-ва. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм. Все орг-ные структуры политической системы – гос-ные, общественные организации, трудовые коллективы – действуют в рамках и на основе законов, образующих правовой фундамент гос-ной и общ-ной жизни. Роль гос-ва в политической системе: 1. Единая политическая организация, власть которой распространяется на все население страны в пределах госграниц. 2. Обладает суверенитетом, веровенством по отношению к другим властям внутри страны и независимость от любой иностранной власти. 3. Координирует основные стороны жизни общества.
63. Государство и личность. Основная идея: отношения между государством и личностью должны осуществляться на основе взаимной ответственности. Это принцип правового государства. У Канта это звучало так: «каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину». Различные научные теории по разному определяют положение личности в государстве. К числу теорий, рассматривающих данный вопрос, относятся либерализм, анархизм, солидаризм, этатизм, демократизм. Либерализм означает свободный и характеризуется следующими чертами взаимоотношения личности с государством: постулируется абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей. Государство должно стоять на страже этих постулатов; признается автономия индивидуальной воли — это означает, что в условиях государства человек должен быть свободным; частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна; провозглашается верховенство закона и свобода человека в рамках закона. Анархизм, как теория также рассматривающая отношения человека и государства, утверждает, что необходимо безгосударственное устройство общества. Цель анархизма, как учения, — уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Солидаризм, как теоретическая концепция, признает необходимость согласованной деятельности граждан и государства, взаимосвязь их интересов и целей. Государство является органом граждан и его назначение выражать и защищать их интересы и цели, решать задачи, стоящие перед гражданами, которые сами граждане решить не могут. Этатизм признает необходимость непосредственного властного участия государства, соответствующих его органов в экономической, социальной, культурной жизни общества, в научной, творческой и иной деятельности. При этатизме политика государственной деятельности переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими сферами общественной жизни — правовой, научной, культурной, хотя авторами этой концепции признается, что такое засилье государства вполне допустимо и полезно для общества и граждан. Положение личности в современном демократическом государстве характеризуется взаимными правами и обязанностями государства и личности, широкими правами и свободами граждан, возможностью защищать их в независимом суде от неправомерных действий любых государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан, а также путем самозащиты, и обязанностью правоохранительных органов обеспечивать законность и правопорядок в обществе. Государство, законодательно устанавливая свободу общества и личности в свою очередь не свободно в своих решениях и действиях – на него возложена обязанность обеспечивать отношения с гражданином, общественными организациями и т.д. на справедливых и равных началах. Государство обеспечивает верховенство закона в отношении себя системой гарантий, таких как: — ответственность правительства перед представительными органами; — дисциплинарная, гражданско-правовая, уголовная ответственность должностных лиц; — процедура импичмента. При этом формами контроля представительных органов гражданами могут быть опросы, референдумы, отчеты депутатов и т.д. В свою очередь личность ответственна перед государством на тех же началах. Т.е. за нарушение права личность должна нести справедливое наказание, соответствующее тяжести содеянного. В итоге получается что, отношения строятся как на взаимной ответственности так и на праве взаимного контроля.
64. Стадии правоприменительной деятельности.1.Исследование фактических обстоятельств дела (вещественные доказательства, документы, показания свидетелей и др.). Оно начинается с определения круга фактов, необходимых для решения дела. После этого приступают к сбору и процессуальному закреплению фактов, исследованию, установлению, достоверности таких фактов. Они оцениваются с точки зрения истинности или ложности, их наличия или отсутствия. Сбор, анализ и оценка фактов, необходимых для решения дела, обычно проводятся не любыми доступными способами, а с помощью определенных юридических средств, в установленных законом формах и порядке. Зачастую в законе указывается, какие источники сведений и в каком процессуальном порядке могут быть использованы в качестве доказательств по делу (например в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуаьном законодательстве). В результате исследования фактических обстоятельств по делу должна быть установлена объективная истина. Это руководящее начало, принцип деятельности органов, применяющих правовые нормы, цель исследования обстоятельств дела. Требование достижения истины по делу означает, что его решение должно основываться на достоверных, проверенных и доказанных фактах, что необходимо полно, всесторонне и исчерпывающе изучить все обстоятельства дела. Это необходимое условие строгого соблюдения законности, успешной борьбы с правонарушениями. Истину по делу составляет не и соответствие выводов о них правоприменительного органа нормам права, т.е. правильная юридическая оценка установленных фактов. Если правоприменительный орган установит достоверность фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об их юридическом значении, то об истинности такого решения говорить нельзя. 2. Выбор нормы права. На этой стадии осуществляется так называемая правовая квалификация, т.е. решается вопрос о том, какая норма (нормы) д.б. положена в основу рассматриваемого дела. Тесная связь и взаимообусловленность правовых норм предопределяют необходимость выбора в ряде случаев не одной, а нескольких норм, которые дополняют, развивают и корректируют друг друга и лишь в комплексе создают правовую основу для решения конкретного дела. При выборе нормы важно также учитывать общие предписания и нормативные принципы соответствующего правового института, отрасли права (например, Общую часть УК, ГК и т.д.). В некоторых случаях в процессе выбора норм обнаруживается, что один и тот же вопрос регулируют две (или более) формально действующие нормы несовпадающего или даже противоречивого содержания (коллизия норм). Обычно коллизии бывают лишь кажущимися и после внимательного изучения норм устраняются, так как не совпадающие по содержанию нормы относятся к разным лицам, объектам, фактам или же не противоречат, а дополняют и развивают друг друга. Но возможны и действительные коллизии, связанные с отсутствием надлежащего учета предыдущего законодательства при принятии новых нормативных актов. Способы разрешения коллизий норм сводятся к следующему: а)если коллизирующие нормы исходят от разных правотворческих органов, то применяется норма, исходящая от вышестоящего органа; б)если такие нормы приняты одним органом, то применяется норма, изданная позднее; в)если обнаруживается противоречие между нормой международного договора, в котором участвует Российская Федерация, и нормой внутригосударственного законодательства, то действует норма международного права. 3. Проверка подлинности текста нормы права.Анализ нормы с точки зрения ее законности, действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Все предыдущие действия явл. необходимыми предварительными условиями для этой стадии. У правоприменительного органа во избежание ошибок и недоразумений при решении конкретного дела должен быть точный текст нормативного акта. Поэтому важно установить подлинность текста нормы, которым пользуется правоприменительный орган. Следует пользоваться текстом, который помещен в официальных источниках опубликования нормативных актов в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями на день принятия акта применения права. Работники правоприм-х органов часто пользуются различного рода сборниками законодательства, справочниками, составленными издательствами, фирмами, информ-ми изданиями ведомств и другими неофициальными материалами. Обычно пользование такими текстами не вызывает каких-либо недоразумений. Однако на неофициальные издания не распространяется презумпция (предположение) их полного соответствия оригиналу акта, и, следовательно, в каждом конкретном случае их использования необходимо сличать эти издания с официальными источниками. Это важно учитывать т.к. вероятность ошибок, опечаток, пропусков в этом случае значительно выше. Недопустимо основываться при применении права на изданиях, лишь перелагающих содержание нормативных актов. Проверка выбранной нормы с учетом ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц означает, что каждую избранную норму нужно исследовать с точки зрения того: а)действует ли она в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело; б)действует ли она на той территории, где дело должно быть разрешено; в)распространяется ли ее действие на индивидов и иных субъектов права, которые должны быть участниками возникающего правоотношения. 4. Анализ содержания нормы права (толкование). На этой стадии завершается процесс изучения конкретной нормы. В ходе толкования устанавливается действительный смысл нормы, содержание государственной воли, выраженной в нем . 5. Вынесение решения компетентным органом. Это главная, решающая и наиболее ответственная стадия применения права. Именно в принятии на основе нормы права имеющего официальное значение индивидуального акта властного характера (решение суда, приказ руководителя предприятия и т.д.) проявляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают условия для окончательного решения. Вынесение решения представляет собой акт, связывающий нормы права с конкретным случаем, властно распространяющий на него действие нормы, устанавливающий права и обязанности конкретных субъектов права. 6. Доведение содержания решения до сведения заинтересованных лиц и организаций осуществляется или сразу после вынесения решения (например оглашение приговора либо решения суда), или позже. В каких бы формах доведение решения до сведения не проводилось, оно обязательно должно иметь место. Гос-ные органы, организации и граждане должны знать обо всех правовых решениях, прямо их кас-ся.
|
infopedia.su
Понятие и характеристика унитарного государства — Мегаобучалка
Унитарное государство-форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации не имеет в своем составе федеративных единиц, а подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
1) На территории унитарного государства действует одна конституция на всей территории без изъятий или ограничений. Так как все административно-территориальное единицы государства имеют равный правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня, административно-территориальное деление, форма государственного устройства (по умолчанию), компетенцию главы государства, правовое положение личности, форма правления, структура высших органов государственной власти. (Конституция Франции 1958 г.). Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе, а в огромном их числе (нормативно-правовые акты правовые и правовые обычаи).
2) Единая система высших органов государственной власти (глава государства, правительство, парламент), юрисдикция которых распространяется также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления могут издавать законы, только имеющий подчинительный характер и не противоречит Конституции и также центральными органами власти. Действия органов местного самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.
3) Однопалатный парламент. Действуют в половине государств Европы как Финляндия, Венгрия, Болгария, Дания, Швеция и др. Но существует и исключения как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата парламента формируется по политико-административным территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит из двух палат: нижний – Национального собрания и верхний – Сената. На протяжении длительного времени подавляющее большинство парламентов были двухпалатными, однопалатные парламенты составляли исключение (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). Однако в настоящее время большинство парламентов однопалатные.
4) Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Унитарное государство
В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним во многих странах имеются административно-территориальные единицы как общего типа (например, округа в Германии, области в Болгарии), где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа, военные округа и т.п.).
Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако, зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция — четыре.
Современные тенденции в развитии политико-административного деления заключаются в укрупнении низовых единиц и регионализации — создании крупных регионов, как путем укрупнения высших единиц, так и путем учреждения нового высшего их уровня, что было сделано, например, во Франции, Испании, Италии. Малые единицы, унаследованные от истории, не в состоянии должным образом удовлетворять местные социальные потребности, а современные средства транспорта и связи облегчают возможность быстро преодолевать расстояния и оперативно решать вопросы административного обслуживания жителей. Следует в данном случае подчеркнуть, что речь идет именно о тенденциях, которые далеко не везде проявились.
Во многих странах процессы урбанизации привели к возникновению обширных городских агломераций, однако, как правило, они не преобразовались в единые территориальные структуры, и не имеют общих органов публичной власти; в лучшем случае создаются координационные органы. Впрочем, все чаще городские и сельские общины создают союзы (синдикаты) с общими органами, которым передаются некоторые полномочия общин и средства, необходимые для их реализации. С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные, относительно децентрализованные и централизованные.
В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.
Например, согласно ст. 117 Конституции Итальянской Республики 1947 года, в пределах основных принципов, установления законами государства, и при условии непротиворечив национальным интересам и интересам других областей область может издавать законодательные нормы по 18 позициям (организация ведомств и административных единиц областного подчинения, границы общин, местная полиция, градостроительство, сельское и лесное хозяйство и др.), а также по другим вопросам, указанным конституционными законами. Области также могут наделяться правом издания норм для проведения в жизнь общегосударственных законов. Учитывая содержащиеся в статье оговорки, следует признать, что перечисленные предметы ведения образуют совместную сферу компетенция государства и властей, а исключительной сферы ведения в отличие от субъектов федераций области не имеют. Напротив, все, что находится за пределами ст.117, составляет исключительную сферу ведения государства.
По вышеуказанным вопросам, кроме тех, которые общегосударственными законами передаются в ведение провинций, общин или иных местных единиц, области могут осуществлять административные функции, причем государство может передать областям и другие административные функции. Область осуществляет все эти функции, как правило, через провинции, общины или иные местные единицы.
Областям гарантируется финансовая автономия, но запрещается чинить препятствия свободному передвижению лиц и вещей, профессиональным и иным занятиям граждан.
Каждая область имеет устав (статут), который в соответствии с Конституцией и законами республики устанавливает нормы, относящиеся к внутренней организации области, осуществлению права инициативы и референдума по законам и административным мероприятиям области, опубликованию областных законов и регламентарных актов. Устав принимается областным советом абсолютным большинством его состава и утверждается законом республики. Пять областей, наделенных особыми формами и условиями автономии, имеют особые уставы, принятые конституционными законами. Здесь.
Области, в свою очередь, имеют децентрализованную структуру. Провинции и общины, будучи автономными единицами, в рамках установленных законами республики принципов, обеспечивают государственную и областную децентрализацию. Для дальнейшей децентрализации территория провинций может разделяться на округа с исключительно административными функциями (т.е. там нет органов самоуправления, и действуют назначенные провинциальными властями администраторы).
Относительно децентрализованными унитарными государствами являются такие, в которых высшие территориальные единицы носят исключительно или главным образом административный характер, а самоуправляются лишь низовые единицы.
Например, Конституция Республики Болгарии 1991 года устанавливает: «Республика Болгария является единым государством с местным самоуправлением. В ней не допускаются автономные территориальные образования». Нетрудно видеть, что последняя норма направлена против возможных намерений компактно проживающего и растущего турецкого меньшинства. Но независимо от этого не слишком точного конституционного положения (местное самоуправление по определению предполагает территориальную автономию), Конституция характеризует общину как основную административно-территориальную единицу, в которой осуществляется местное самоуправление. Что же касается единиц высшего уровня — областей, то это — административно-территориальная единица для проведения региональной политики, осуществления государственного управления на местах и обеспечения соответствия между национальными и местными интересами, а поэтому управление в области осуществляется областным управляющим с помощью областной администрации. Областной управляющий назначается Советом министров и обеспечивает проведение государственной политики, отвечает за защиту национальных интересов (о согласовании с местными уже речи нет), законности и общественного порядка, осуществляет административный контроль.
Наконец, централизованные унитарные государства — это те, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям. Впрочем, сейчас редко можно встреть государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах единоличных партийных руководителей, которые, в свою очередь, находятся под жестким контролем центральной партийной власти.
Унитарное государство можно рассмотреть на примере Франции:
Франция — унитарное государство, и проблема сосуществования государственных и местных интересов решается на основе принципов деконцентрации и децентрализации. Особенность построения власти и самоуправления Франции заключается в том, что одна и та же территория (департамент, регион или коммуна) одновременно имеет разный статус. Департамент (регион, коммуна) является и государственным административным округом, возглавляемым префектом, и территориальным самоуправляющимся коллективом, наделенным собственной компетенцией и возглавляемым собственными выборными органами.
Децентрализация основана на соблюдении двух условий. Во-первых, на признании и законодательном закреплении факта существования интересов, отличающихся от государственных. Это касается региона, департамента и коммуны. Во-вторых, на законодательном закреплении независимости органов местной власти от государственных органов в части принятия решений, распоряжения средствами и имуществом. Это обеспечивается выборностью местных органов власти.
Местные органы власти и управления не входят в государственную вертикаль и в рамках установленной законом компетенции самостоятельны в решении местных вопросов. За каждым территориальным самоуправляющимся коллективом закреплен «представитель государства». Он осуществляет контроль в отношении актов местных властей, который называют контролем законности.
Территориально- самоуправляющие коллективы:
а) регионы: Регион одновременно осуществляет функции государственного уровня управления — административного округа. Как таковой он возглавляется префектом региона. Префект региона — высшее должностное лицо региона, подчиненное правительству и президенту Франции, представляющее на территории региона государственную власть и являющееся прямым представителем премьер-министра и министров Франции. Префекты обязаны быть лояльными к государству, поскольку являются политическими служащими.
в) коммуна: Коммуна — естественное объединение граждан (собственников), образующих на определенной территории сообщество, возглавляемое собственными избранными властями, уполномоченными осуществлять компетенцию, доверенную законом Франции. Коммуна — юридическое лицо. В настоящее время насчитывается более 36 700 коммун.
Важнейшими атрибутами коммуны являются название, территория и население. Изменение названия происходит по установленной процедуре и вступает в силу после издания правительством специального декрета. Территориальные границы коммун, численность населения устанавливаются декретом и имеют большое значение для коммуны: в соответствии с численностью государство фиксирует размеры дотаций, нормы для выборов муниципальных советников и другие моменты.
Вопросы, входящие в компетенцию коммуны, перечислить довольно сложно, поскольку отсутствует четкое определение понятия «местные дела» и государство само решает, что относится к этой категории.
Функции, выполняемые государством:
а) Источники финансирования. Финансовые источники деятельности местных властей имеют разное значение в зависимости от уровня системы разделения властей во Франции.
б) Контрольные функции. Контроль со стороны государственной администрации является важнейшим элементом децентрализации власти: передача территориальным коллективам функций, исполняемых ранее централизованно, переподчинение органов исполнительной власти местным выборным органам, плохо подготовленным к реализации управленческих задач, — все это вызвало необходимость активного присутствия государства на всех уровнях системы разделения властей.
Подводя итог вышесказанному, можно заключить, что « … унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.
Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе, которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.
megaobuchalka.ru
Унитарное государство — Википедия
Унита́рное госуда́рство — форма государственного устройства, при которой его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.
Основные признаки унитарного государства[править]
- Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт (или совокупность таких актов), нормы которого имеют верховенство на всей территории страны;
- Единые для всей страны высшие органы власти;
- Единая система законодательства;
- Единое гражданство;
- Единая денежная единица;
- Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.
Виды унитарных государств[править]
Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными в зависимости от:
- характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти;
- объёма полномочий, предоставленных административно-территориальным единицам или автономным образованиям в составе унитарного государства;
Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.
Иногда выделяют:
Современные суверенные унитарные государства[править]
Современные унитарные государства на карте мираwww.wikiznanie.ru