Чем помощник воспитателя отличается от младшего воспитателя – Различия в должностных обязанностях помощника воспитателя и младшего воспитателя детского сада

Содержание

Различия в должностных обязанностях помощника воспитателя и младшего воспитателя детского сада

Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н должности помощника воспитателя и младшего воспитателя отнесены к профессиональной квалификационной группе должностей работников учебно-вспомогательного персонала. Однако должность помощника воспитателя включена в ПКГ должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого уровня, а должность младшего воспитателя – второго уровня. Данное обстоятельство служит основанием для установления разных уровней оплаты труда в детском саду, в т. ч. различных повышающих коэффициентов за квалификацию работников.

Различия в должностных обязанностях помощника воспитателя и младшего воспитателя

Если судить по должностным обязанностям помощника воспитателя и младшего воспитателя предусмотренным разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2009 № 593, то можно сделать вывод, что эти обязанности почти совпадают.

Отличие состоит лишь в том, что в должностные обязанности младшего воспитателя детского сада входит участие в проведении занятий, организуемых воспитателем, а помощнику воспитателя данная трудовая функция не вменяется.

Какую должность предпочесть в штате ДОУ, решает образовательное учреждение (как и должностные обязанности воспитателя детского сада), поскольку вопросы установления структуры и штатного расписания отнесены к его компетенции в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

Выбор должности работника

По всей видимости, выбор должности работника может зависеть от реализуемой образовательной программы и наличия соответствующих кадров (преимущественно молодого возраста). Стоит напомнить, что нормативная основа для формирования группового персонала, не относящегося к педагогическим работникам

, за период 80–90-х гг. XX в. дважды претерпевала изменения. Это было продиктовано:

  • необходимостью повышения статуса и уровня оплаты труда лиц, деятельность которых непосредственно связана с оказанием воспитателям помощи по воспитанию детей,
  • сохранению и укреплению их здоровья.

Так, в конце 80-х гг. появилась должность помощника воспитателя, которая замещала профессии нянь, ночных нянь, санитарок, санитарок-нянь, относившихся к категории младшего медицинского персонала.

В середине 90-х гг. в целях повышения требований к квалификации лиц, оказывающих помощь воспитателям по воспитанию детей в течение дня, а также находящихся с детьми в ночное время, руководителям образовательных учреждений было рекомендовано вместо должностей помощников воспитателей предусматривать в штатном расписании должности младших воспитателей и:

  • назначать на эти должности лиц, имеющих среднее профессиональное образование,
  • применять при оплате их труда разряды ЕТС (вплоть до 6­го разряда вместо 3­го, предусмотренного для помощника воспитателя).

Введение должностей помощников воспитателей вместо нянь, ночных нянь, санитарок-нянь в учреждениях для умственноотсталых детей, детей с поражением центральной нервной системы, с нарушением психики и детей, больных туберкулезом (в учреждениях просвещения для детей с малыми и затихающими формами туберкулеза), дало основание для предоставления им права на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, предусмот­ренного для нянь и санитарок этих учреждений согласно пп. 14 и 55 разд. XL «Здравоохранение» Списка производств, цехов, профессий с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (табл.), утв. постановлением Гос­комтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П­22 (далее – Список).

Данное решение принято по согласованию с Госкомтрудом СССР и ВЦСПС от 28.08.1986 № 2999­МК и Минфином СССР от 20.08.1986 № 23-1-8 и изложено в инструктивном письме Минпроса СССР от 05.02.1987 № 9-М «О квалификационной характеристике профессии «Помощник воспитателя» и некоторых других условиях труда этой категории работников». Необходимо учитывать, что дополнительные отпуска, предусмотренные Списком в рабочих днях, при их предоставлении указанным работникам пересчитываются в календарные дни.

Продолжительность дополнительного отпуска, предусмотренного в пп. 14 и 55 разд. XL «Здравоохранение» Списка, может быть распространена на младших воспитателей и закреплена в коллективном договоре (соглашении).

Необходимо иметь в виду, что планирование средств на оплату труда помощников воспитателей либо младших воспитателей образовательных учреждений для воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулеза должно осуществляться с учетом продолжительности рабочего времени (30 ч в неделю) и дополнительного оплачиваемого отпуска (14 календарных дней), установленного приказом Минздрава России № 225, Минобороны России № 194, МВД России № 363, Минюста России № 126, Минобразования России № 2330, Минсельхоза России № 777 и ФПС России № 292 от 30.05.2003 «Об утверждении Перечня должностей, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30­часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда».

Новые возможности для карьерного роста

Узнать новую информацию о требованиях профстандарта и ФГОС к квалификации воспитателей, уточнить информацию о нормативном обеспечении педагогической деятельности и психолого-педагогической культуре Вам поможет учебная программа «Компетенции воспитателя».

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Расчет количества помощников воспитателей либо младших воспитателей образовательных учреждений, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, осуществляется с учетом продолжительности их рабочего времени, составляющей 36 ч в неделю (за исключением случаев, когда количество таких работников должно предусматриваться исходя из 30­часовой продолжительности рабочего времени).

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (извлечения)

№ п/п
в разделе Списка

Наименование профессий и должностей

Продолжительность дополнительного отпуска в рабочих днях

Продолжительность сокращенного рабочего дня, ч

XL. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

<…> санаторно-лесные школы и школы-интернаты, детские дома, детские сады (группы), ясли-сады (группы), детские ясли (группы) и дома ребенка (группы) для детей, больных туберкулезом и хронической дизентерией; дома инвалидов (отделения) для больных туберкулезом; учебные заведения для инвалидов, больных туберкулезом

14

Младший медицинский и обслуживающий персонал (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка, мойщица посуды, банщик, няня, уборщик производственных помещений)

12

6

<…> школы (классы), школы-интернаты (классы), детские дома (группы), детские сады (группы), ясли-сады (группы), ясли (группы) и дома ребенка (группы) для умственно отсталых детей и детей с поражением центральной нервной системы с нарушением психики, детские дома-интернаты для слепоглухонемых детей

55

Младший медицинский и обслуживающий персонал (младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка, мойщица посуды, банщик, няня, уборщик производственных помещений)

30

6

 

www.resobr.ru

Обязанности младшего воспитателя: особенности должности

Доброго времени суток, мои друзья! Сухих Татьяна Григорьевна рада поделиться информацией обо всем, что касается воспитания, обучения, развития дошкольников, а также особенностей деятельности воспитателей и другого персонала детского сада. Решила сегодня обсудить с вами обязанности младшего воспитателя, поскольку не все знают, что вообще есть такая должность в ДОУ и часто путают ее с должностью няни (помощника воспитателя).

Содержание статьи:

Общие сведения о структуре типового дошкольного учреждения

Чтобы понять место младшего воспитателя в саду, уместно, думаю, описать примерную иерархическую лестницу ДОУ. Стоит сказать, что вообще организационная структура любого дошкольного заведения представлена в виде общественного и административного управления. Общественное управление осуществляется через родительский комитет, трудовой коллектив и педсовет.

Административное управление осуществляется на нескольких линиях, так сказать:

  • Заведующий, который единолично несет ответственность за деятельность детского сада в целом;
  • Заместитель заведующего по методической работе или старший воспитатель; заместитель по административно-хозяйственной части; врач или старшая медсестра; бухгалтер;
  • Воспитатели, музыкальный руководитель, психолог, логопед, инструктор по физкультуре, педагоги дополнительного образования, старший повар;
  • Младший обслуживающий персонал: помощник воспитателя, младший воспитатель, ночной младший воспитатель, медсестра, повара и т.д.

Как вы поняли, что касается дневного и ночного младшего воспитателя, то круг их обязанностей обусловлен местом в иерархии. Но не нужно воспринимать эту категорию персонала в садике как чисто технический персонал, который только следит за чистотой в группе и грубо говоря, вытирает детям попу.

В том и различие между функционалом помощника воспитателя, а проще сказать – няни, и младшим воспитателем: последний должен помогать воспитателю в проведении занятия, а няня этого делать не должна. Исходя из этого, младший дошкольный педагог должен иметь минимальную педагогическую подготовку.

Так что, тем, кто хочет работать правой рукой педагога-дошкольника, советую начать штудировать методическую литературу, например, рекомендую материалы из серии «Педагогическая видеомастерская», а именно, компакт-диск «ФГОС ДО: воспитание детей раннего возраста».

Здесь очень доступно представлены требования по ФГОС, что касается организации развития ребенка в условиях ДОУ и семьи, взаимодействия родителей и педагогов, использования разных видов деятельности для всестороннего развития малышей в младшей группе.

Для общего развития могу посоветовать еще одну книгу «Как правильно воспитывать и развивать малыша. Книга для воспитателей и родителей».

Обычно на должность младшего воспитателя ясельной группы приходят мамочки сразу после декрета, чтобы быть поближе к своему ребенку, так им в любом случае полезно будет почитать подобную литературу.

Кому под силу работать на должности младшего воспитателя?

Ниже я подробно опишу функциональные обязанности младшей воспитательницы, а пока поговорим о требованиях к кандидату эту на должность. Дело в том, что с целью повышения уровня квалификации работников дошкольных учреждений, еще в конце 90-х годов прошлого века ввели в садиках должности младших педагогов-дошкольников в противовес няням.

Должность то ввели, но зарплата осталась и на сегодняшний день весьма скромной, а требования возросли. Если няней может работать человек с образованием 9 классов, то младший педагог должен иметь среднее профессиональное образование. Должностные обязанности у него такие же обширные, как и у нянечки, плюс к этому еще и участие в обучении и развитии детей.

Хотя, честно говоря, воспитатели жалеют своих младших коллег и не требуют от них более того, что входит в функционал няни. Дело в том, что особенно нет очереди на эту маленькую должность, тем более среди лиц с образованием.

Как говорится, обязанности выше крыши, а права минимальные, как и зарплата. Кстати, младший воспитатель должен знать нормативные документы, как и воспитатель:

  • Акты, документы, касающиеся дошкольной педагогики;
  • Конвенцию о правах ребенка. К слову, нашла отличные материалы для оформления стендов «Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях». Они, безусловно, украсят информационные стенды;
  • Основы педагогики, психологии, физиологии, гигиены, доврачебной медпомощи, основы воспитания;
  • Санитарно-гигиенические нормы, правила ухода за детками, трудовой распорядок, правила охраны труда, пожбезопасности.

Иногда приходится слышать, что между воспитателем и младшим воспитателем почти нет никакой разницы, только в категории. Это в корне неверно, младшие наши помощники не имеют права заменять воспитателя, они только оказывают содействие работе педагога-дошкольника в направлении повышения эффективности образовательного процесса и создании благоприятных условий для развития воспитанников в условиях садика.

Это так инструкция гласит. На деле у младших наших коллег хватает забот в группе, помимо помощи воспитателю в проведении занятий.

Что, собственно, должен делать младший воспитатель в группе?

Итак, основные обязанности младших воспитателей:

  • Принимает участие в организации и планировании учебно-развивающей деятельности в группе. Это как раз тот пункт, который отличает помощника от младшего воспитателя.

Как раз, кстати, для самоподготовки младшему воспитателю я подобрала еще хорошие книги: «Взаимодействие семьи и ДОО: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей»;«Родитель – ребенок – педагог: модели развития взаимоотношений»;

  • Обеспечивает благоприятную обстановку для жизнедеятельности воспитанников. Следит за соблюдением режимных моментов в группе;
  • Под руководством воспитателя совместно с медицинской сестрой проводит мероприятия по сохранению и укреплению здоровья малышей, способствует их всестороннему физическому и психологическому развитию;
  • Способствует развитию навыков самообслуживания у воспитанников, следит за безопасностью их жизнедеятельности, оказывает помощь по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Обеспечивает распределение обязанностей по дежурству по группе между детьми;
  • Активно участвует в профилактической работе относительно предупреждения возникновения отклоняющего поведения, своим примером демонстрирует важность здорового образа жизни и отклонения вредных привычек;
  • Несет ответственность за состояние оборудования и помещений группы, строго выполняет требования санитарно-гигиенических норм;
  • Обеспечивает питание воспитанников со строгим соблюдением режима дня, следит за соблюдением нормы выдачи пищи;
  • Под руководством воспитателя обеспечивает уход и присмотр за воспитанниками, помогает собираться им на прогулки, в бассейн, на занятия по физкультуре, оказывает помощь при укладывании в постель, обеспечивает регулярную смену белья, мытье посуды, инвентаря, делает уборку помещений;
  • Обеспечивает выполнение требований охраны труда и пожбезопасности.

Почему у младшего воспитателя так много обязанностей? Но ведь мы работаем с детьми, вашими, детьми. Уход за одним малышом – занятие нелегкое, а представьте, если их 20-30?
Надеюсь, вы, как и я, будете больше ценить и уважать наших нянь или младших воспитателей, ведь они выполняют почти все то, что вы делаете для своих детей, и при этом не ждут благодарности…

На этом буду прощаться, но только до завтра! Просьба поделиться ссылками с друзьями, а также подписаться на обновления.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Записи не найдены

metodbv.ru

Младший воспитатель в ДОУ — Пирамидка

МЛАДШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ В ДОУ: КТО ОН СЕГОДНЯ?

Соколова Ольга Владимировна,

педагог-психолог

 МБДОУ № 72 г. Белгорода

[email protected]

 Скачать Конспект:

 

 

В статье раскрыты проблемы, имеющиеся в системе дошкольного образования, в связи с введением в штаты ДОУ должности младшего воспитателя. Автор дает рекомендации руководителям ДОУ в повышении их роли в системе воспитания.

 

В середине 90-х гг. в целях повышения требований к квалификации лиц, оказывающих помощь воспитателям по воспитанию детей в течение дня, а также находящихся с детьми в ночное время, руководителям образовательных учреждений было рекомендовано вместо должностей помощников воспитателей предусматривать в штатном расписании должности младших воспитателей, а также назначать на эти должности лиц, имеющих среднее профессиональное образование, и применять при оплате их труда разряды ЕТС (вплоть до 6­го разряда вместо 3­го, предусмотренного для помощника воспитателя).

Различие в должностных обязанностях помощника воспитателя и младшего воспитателя состоит лишь в том, что в функциональные обязанности младшего воспитателя входит участие в проведении занятий, организуемых воспитателем, а помощнику воспитателя данная трудовая функция не вменяется в обязанности.

Проблема, освещаемая в данной статье, касается особенностей соблюдения должностной инструкции младшими воспитателями в ДОУ.

Эта проблема обнаружила себя в ходе неоднократных наблюдений за деятельностью младших воспитателей, взаимодействием их между собой, с администрацией ДОУ и сводится к тому, насколько качественно соблюдаются пункты должностной инструкции младшими воспитателями, и соблюдаются ли они вообще.

При введении в коллективах дошкольных учреждений новой штатной должности пришлось решать ряд возникших проблем, касающихся мотивации труда, осознания работниками своих должностных обязанностей,  функций, целей, задач и приемов работы.

Предваряя анализ результатов опроса младших воспитателей, необходимо пояснить  ситуацию, сложившуюся на данный момент. В силу низкой оплаты труда младшего воспитателя, непрестижности этой работы, предъявлении достаточно высоких требований к его деятельности руководителями ДОУ, осложнилась работа по подбору сотрудников на эту должность. В итоге на работу принимались лица, согласные работать за невысокую зарплату, с положительными  личностными характеристиками, не противоречащими требованиям, предъявляемым к педагогическому персоналу, но не имеющим специальной подготовки к работе младшим воспитателем ДОУ.

Рассмотрим: кто работает сегодня младшими воспитателями в ДОУ, и как строится их деятельность?

В соответствии с п. 1.3. «Должностной инструкции младшего воспитателя», на должность младшего воспитателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы. В ДОУ г. Белгорода выявилась следующая ситуация: у меньшинства работников только среднее общее образование, у большинства – среднее профессиональное образование. Один сотрудник заочно получает среднее педагогическое образование. Один человек заочно учится в институте по непедагогическому профилю. Большинство младших воспитателей не проходили дополнительной подготовки в области образования и педагогики.

Разбираемая нами проблема, носит, безусловно, социальный характер. На данном этапе дошкольное и начальное образовательные звенья испытывают нехватку педагогических кадров из-за низкой оплаты труда, а привлекательным стимулом являются социальные льготы (предоставление оплачиваемого отпуска и больничного листа) и удобный режим работы. Младшими воспитателями зачастую идут работать студенты, женщины с маленькими детьми и лица, не имеющие образования. Данные категории людей чаще всего не имеют достаточной и адекватной мотивации к выбранной деятельности: любовь к детям, заинтересованность в их воспитании и образовании, качественное соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Нами проведено анкетирование младших воспитателей с целью выявления их подготовленности к исполнению своих должностных обязанностей. Им было предложено ответить на такие вопросы?

1. Нравится ли Вам Ваша работа? Почему?

2. Какова на Ваш взгляд главная задача младшего воспитателя?

3. Что на Ваш взгляд входит в должностные обязанности младшего воспитателя?

4. Как Вы считаете, должен ли младший воспитатель помогать воспитателю, в чем эта помощь заключается?

5. Должен ли младший воспитатель играть с детьми, помогать воспитателю в подготовке и проведении занятий?

50% опрошенных младших воспитателей ответили, что им нравится их работа. Причем 30% отметили, что им нравиться общаться и играть с детьми. 30% сотрудникам труд младшего воспитателя привлекателен из-за удобного режима работа и личной любви к чистоте. 20% работников ответили «нет» на вопрос, мотивировав это низкой оплатой труда. Этот фактор снижает привлекательность работы и у других сотрудников.

Свою главную задачу младшие воспитатели видят в поддержании чистоты. А ведь, согласно должностной инструкции, обеспечение санитарного состояния помещений и оборудования стоит шестым пунктом. Только 20% отметили, что их главной задачей является присмотр за детьми. 10% из них добавили своей задачей – поддержание безопасности детей.

Третий вопрос касался осознания опрашиваемой категории своих должностных обязанностей. На вопрос «Что на Ваш взгляд входит в должностные обязанности младшего воспитателя?» 80% младших воспитателей ответили: «Присмотр за детьми», «Следить за детьми», «Помогать детям, кормить их». 30% видят свои обязанности, в том числе, в соблюдении чистоты. Ни один из сотрудников не сказал, что он является первым помощником воспитателя в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

На четвертый вопрос утвердительно ответили все младшие воспитатели, особенно выделив помощь в присмотре за детьми в момент отсутствия воспитателя, помощь в организации режимных процессов.

На пятый вопрос так же отреагировали все утвердительно, отметив, что «играть с детьми входит в обязанности младшего воспитателя» (10% опрашиваемых), 35% сотрудникам даже нравится играть с детьми. В отношении занятий, младшие воспитатели видят свою помощь в поддержании дисциплины, безопасности, развлечении подгруппы детей, не присутствующей на занятии. На вопрос «Должен ли младший воспитатель помогать воспитателю в подготовке к занятию?» опрашиваемые отвечали, что у них самих есть много работы по исполнению своих функций, им некогда, но по идее они должны это делать.

Практика показывает, что подготовка к занятию занимает порой много времени у воспитателя: подготовить раздаточный материал, расставить мебель, оборудование, а после занятия – убрать все обратно. Чаще всего помощь младшего воспитателя в этом минимальна.

Делая выводы по анализу ответов опрашиваемых, можно заключить, что владение своей должностной инструкции у младших воспитателей находится лишь на уровне представлений, должностные обязанности они знают поверхностно и не всегда соблюдают.

В должностной инструкции (п.1.5.) прописано, что, младший воспитатель должен знать Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы и т.д. Практика работы в ДОУ, наблюдение за деятельностью младших воспитателей, управление ими руководством показали, что эта группа сотрудников владеет ограниченным кругом представлений и знаний о педагогической деятельности.

Как указывалось выше, это проблема не только самих младших воспитателей, но и администрации ДОУ, которая обязана проводить работу по улучшению качества выполнения своих должностных обязанностей младшими воспитателями.

Важное значение в деятельности работников ДОУ имеет культура поведения их в коллективе, манера общения младших воспитателей с детьми, и между собой. Современные младшие воспитатели нередко используют бранную лексику в обращении друг с другом, детьми; при детях обсуждают своих сотрудников, приходят на рабочее место прокуренными и т.д. А в должностной инструкции (п.2.5.) прописано, что младший воспитатель участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.

Многие проблемы, касающиеся младших воспитателей: низкая оплата труда, непрофессиональная мотивация, несоответствующий уровень культуры, недостаточный объем знаний и представлений, требуемый от младших воспитателей, можно решить местными органами управления, а так же грамотным руководством со стороны администрации ДОУ.

Нами рекомендуется использование следующих форм в рамках повышения компетенции младших воспитателей в ДОУ:

  1. Изначальный грамотный инструктаж младших воспитателей администрацией ДОУ; периодически повторный инструктаж в целях напоминания должностных обязанностей, прав и ответственности.
  2. Мониторинг исполнения должностных обязанностей в трудовом коллективе руководителями ДОУ.
  3. Обучающие семинары для младших воспитателей, проводимые педагогом-психологом, старшим воспитателем, заведующей ДОУ.
  4. Введение системы поощрений младших воспитателей, ответственно выполняющих должностные обязанности.

       Актуальными вопросами в системе дошкольного образования являются:

1. организации периодических  курсов для учебно — вспомогательного персонала ДОУ;    

2. повышение оплаты труда учебно — вспомогательного персонала ДОУ.

piramidka.net

что входит в должностную инструкцию няни, а также какие функции она не имеет права выполнять?

Помощник воспитателя детского сада – это младший педагогический персонал, по-другому – няня. Организовывать игры, трудовую и воспитательную деятельность, помогать с едой, следить за порядком, соблюдением режима и расписания, поддерживать чистоту, сопровождать на прогулках, обеспечивать комфортное пребывание детей в саду – вот задачи такого сотрудника. Далее в статье мы расскажем все о том, что входит в обязанности такого работника, а также опишем другие трудовые нюансы.

Должностная инструкция

О том, что должен делать помощник воспитателя, пишется в должной инструкции. Она существует для того, чтобы каждый работник четко понимал свои задачи, меру ответственности, а родитель мог бы проверить соответствие няни требованиям.

Каждое дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) адаптирует типовую инструкцию под свои нужды (руководствуясь «Правилами и порядком составления должностной инструкции в ДОУ»). В этом документе должны быть прописаны:

  1. Общие положения. Здесь указывается, что инструкция разработана по требованиям ФГОС дошкольного образования. В этом пункте прописывают, кто назначает и снимает с должности няню; какие требования предъявляются к образованию сотрудника; кому он подчиняется; в соответствие с какими законами действует.
  2. Должностные обязанности. Это пункт посвящен непосредственно тем задачам, которые входят в круг помощника воспитателя.
  3. Права работника. Здесь прописывают гражданские и профессиональные права, например, что няня может потребовать положенный интвентарь или форменную одежду, может сообщать о необходимости ремонта оборудования и пр.
  4. Ответственность. Указывается, за что конкретно отвечает помощник воспитателя, какое наказание понесет в случае неисполнения, за что может быть оштрафован или уволен.
  5. Взаимоотношения. Связи с другими работниками. Этот пункт описывает регламент трудового дня и отдыха работника, разъясняет – с кем и по каким вопросам няня может взаимодействовать, о чем должна информировать начальство и родителей.
  6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции. Здесь указывается, когда и кто может изменять должностную инструкцию, а также, в какой момент она начинает действовать.

Экземпляры заверяются заведующим дошкольного образовательного учреждения с одной стороны и помощником воспитателя – с другой, каждая сторона хранит подписанный документ у себя.

Основные требования, квалификация

Помощнику воспитателя нужно обладать средним (полным) общим образованием и профессиональной подготовкой по направлению «Образование и педагогика». К трудовому стажу требования не предъявляются. Нужны следующие профессиональные навыки и умения:

  • Хорошие организационные навыки.
  • Умение работать с детьми, организовывать их учебную и досуговую деятельность.
  • Навыки регулировки конфликтов.
  • Умение наладить взаимопонимание с детьми и их родителями.

Няня должна обладать такими качествами, как:

  1. Вежливость.
  2. Чистоплотность.
  3. Аккуратность.
  4. Исполнительность.
  5. Терпеливость, покладистость.

Что входит в функции помощника воспитателя в детском садике?

Главная задача няни – оказать помощь старшему воспитателю:

  • В процессе воспитания детей.
  • В создании благоприятного эмоционального климата в коллективе.
  • Во время самых разных занятий: физических, трудовых, умственных.

Няня также занимается следующим:

  1. Сервирует столы в младших группах.
  2. Помогает при раздаче еды, а детям – во время приема пищи, убирает и моет посуду.
  3. Готовит детям воду для умывания.
  4. Маленьких детей подмывает при необходимости, меняет им одежду, помогает раздеться и одеться.
  5. Сопровождает воспитанников на прогулке.
  6. Проверяет игровые снаряды.
  7. Планирует и организует ежедневную работу в группах.
  8. Следит за порядком и за тем, как соблюдается распорядок.
  9. Следит за чистотой, за тем, чтобы все СНИПы соблюдались, чтобы в помещении было чисто и уютно.
  10. Контролирует чистоту полотенец, готовит кипяченую воду для питья.
  11. Подчиняется требованиям заведующего, врача, завхоза – сотрудников, связанных с педагогической деятельностью и охраной жизни и здоровья детей.
  12. Устраивает уборку в комнатах – чистит ковры, столы, убирает санузлы.
  13. Следит за чистотой постельного белья и меняет его.
  14. Следит за детьми во время дневного сна.

Общие положения

Согласно общим положениям должностной инструкции, заведующий детским садом назначает няню, ему и подчиняется помощник воспитателя. Няня обязана выполнять требования инструкции, а также требования заведующего хозяйственной частью и воспитателя.

В своей работе руководствоваться:

  • Конституцией РФ, законом «Об образовании».
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) дошкольного образования (ФГОС ДО).
  • Уставом и другими внутренними документами ДОУ, трудовому договору.

Рабочий день

Рабочий день у няни – полный, по 6 часов 5 дней в неделю. Это входит в нормы графика, утвержденного с учетом 40-часовой рабочей недели. Его согласовывает администрация дошкольного учреждения. Также няня обязана участвовать в тех мероприятиях (обязательных и входящих в план ДОУ), на которые не установлены нормы выработки.

Права

Няня имеет все права, записанные в Трудовом кодексе РФ, в Федеральным законе «Об образовании в РФ» и в «Типовом положении о дошкольной образовательной организации», в Уставе учреждения и в Правилах внутреннего трудового распорядка. Помощник воспитателя также имеет право:

  1. Вносить предложения по улучшению воспитательного и образовательного процессов.
  2. Требовать от администрации создания тех условий, которые нужны, чтобы исполнять должностные обязанности.
  3. Вносить предложения о том, как лучше поощрять сотрудников – деньгами или морально.
  4. Отстаивать свою профессиональную честь и человеческое достоинство, знакомиться с возможными жалобами, давать по ним объяснения.
  5. Требовать наличия инвентаря и спецодежды.
  6. Давать информацию администрации о необходимости закупа оборудования, материалов, о ремонте игрушек и пр.

Ответственность

  • Няня несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей, за нарушение их прав и свобод в полной мере в рамках законодательства РФ. За несоблюдение правил должностной инструкции предусмотрена ответственность трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Если няня совершает какие-то противоправные действия во время работы, то будет отвечать по всей строгости уголовного и гражданского законодательства РФ. Эти же документы предписывают помощнику воспитателя материальную ответственность. За не вовремя пройденный медосмотр также предусмотрена ответственность.
  • Если няня нарушает устав детского сада или должностную инструкцию, к ней предъявляют дисциплинарное взыскание по статье 192 ТК РФ.
  • Если хотя бы раз помощник воспитателя применил к детям силу или методы психологического насилия (а также любые другие аморальные поступки), его можно освободить от занимаемой должности (согласно трудовому законодательству и ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Может ли нянечка подменять воспитателя?

Няня помогает воспитателю во всех задачах, которые непосредственно связаны с воспитанием детей и с организационными вопросами. Она может подменять воспитателя, когда его нет. Но поскольку от помощника по должностной инструкции не требуется педагогического образования, няня не может взять на себя полноценную роль воспитателя, а именно – вести образовательную деятельность.

Это возможно в тех случаях, когда у няни есть определенная профессиональная квалификация, подтвержденная документами.

Что должен знать этот сотрудник детского сада?

  1. Няня должна соблюдать «Конвенцию о правах ребенка», уметь налаживать контакт с детьми и родителями; разбираться в основах педагогики и психологии, теории и методики воспитательной деятельности.
  2. Нужно также знать законы РФ, законодательные акты и законы, в которых прописаны образовательные нормы.
  3. Няня обязана верно действовать во время чрезвычайных ситуаций и помогать воспитанникам, должна знать, как действовать, чтобы не причинить вред жизни и здоровью ребенка.
  4. В ее круг знаний должны входить правила пожарной безопасности, трудовые нормативы.

Какие претензии часто предъявляют родители?

В 2013 году Госинспекция Министерства образования составил топ-жалоб от родителей на помощников воспитателей. В тройке самых распространенных претензий оказались:

  1. Няня ругается.
  2. Приходит в сад больной.
  3. Курит.

Также родители очень часто жалуются на грубость со стороны помощников воспитателей по отношению к детям, на недосмотр за посудой и бельем, на придирчивость к конкретному ребенку.

Пожаловаться на няню заведующей детского сада или в вышестоящие органы можно в случаях, если:

  • Помощник воспитателя постоянно нарушает профессиональные обязанности.
  • Проявляет халатность в отношении к воспитанникам.
  • Применяет угрозы или физическую силу к детям.

Какие функции нянечка не обязана выполнять?

Няня не обязана выполнять те функции, которые не прописаны в должностной инструкции. Например, она не должна вести образовательные занятия, лично ремонтировать игрушки и оборудование, проводить собрания с родителями.

Как быть, если сотрудник не выполняет свои обязанности?

Если помощник воспитателя плохо или совсем не выполняет свои профессиональные обязанности, можно написать личную или коллективную жалобу на имя заведующего детского сада, если изменений не произошло, обратиться письменно в Управление образования, Министерство образования, в Роспотребнадзор.

Прежде, чем писать жалобу, рекомендуется понаблюдать за работой няни, чтобы удостовериться в верности полученных от ребенка или родителей сведений, в систематичности нарушений. Затем переговорить с ней наедине.

В некоторых детских садах помощники воспитателя выполняют также функции уборщиц и дворников. Они обязаны это делать только на основании трудового договора, должностных инструкций и внутренних правил. Основная же обязанность няни – всеобъемлющая помощь воспитателю, воспитательная, но не образовательная деятельность.

umnyash.com

СанПин для младшего воспитателя в детском саду

Все обязанности младших воспитателей регламентированы должностной инструкцией и нормами СанПиН:

  • Младший воспитатель работает для обеспечения психологически и физически комфортных условий пребывания детей, защиты их жизней и здоровья.
  • Вторая по важности задача сотрудника – посильная помощь воспитателю в реализации образовательно-воспитательного процесса.
  • Во время завтраков, обедов и ужинов воспитатель помогает воспитанникам кушать, а до этого помогает с раздачей еды.
  • В «тихий» час помогает дошколятам переодеться, лечь в кроватки, следит за тишиной и тем, чтобы ничего не тревожило детский сон, а после него – помогает малышам одеться и приготовиться к занятиям.
  • В должностные обязанности младшего воспитателя детского сада входит уход за помещениями, обеспечение чистоты в комнатах и санузле (санитарная обработка посуды и игрушек, смена белья, влажная уборка).

СанПиН для младшего воспитателя в детском саду

Работа детских садов строится на санитарно-эпидемиологических требованиях, изменения в которых на федеральном уровне вносят ежегодно. Документ регламентирует питание, обстановку помещений, нормы обработки еды, уборки помещений и многое другое. Документ достаточно объемный, поскольку рассматривает все аспекты содержания воспитанников и работы персонала.

СанПиН для младшего воспитателя детского сада регулирует уход за помещениями и детьми, организацию питания и прогулок дошкольников.

СанПиН в детских садах 2018 младших воспитателей

Поскольку в санитарно-эпидемиологические нормы систематически вносятся изменения, СанПиН 2018 в детских садах для младших воспитателей тоже имеет некоторые отличия.

  1. Для прогулок детей разрешено использовать скверы и парки, которые оборудованы для занятий физкультурой.
  2. Сквозное проветривание в присутствии дошкольников и через санузлы запрещено.
  3. Режим работы ДОУ и длительность пребывания детей определяют кратность приемов пищи (13-24 часа пребывания — 6 приемов, 8-10 часов — 3 приема пищи).

Обязанности младшего воспитателя в детском саду по СанПиН

Определенное время помимо должности младшего воспитателя в группе работал еще и помощник воспитателя. Этих специалистов нередко путают и сегодня, хотя обязанности младшего воспитателя значительно шире тех функций, которые выполнял помощник, поскольку она задействован во всех процессах воспитания и уход за воспитанниками.  

Должностная инструкция определяет требования к образованию и опыту работы няни. В дошкольное образовательное учреждение принимают работников со средним или высшим специальным образованием. Несмотря на то, что требования к опыту работы инструкцией не обозначены, предпочтение отдается опытным педработникам.

Скачайте в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» памятки с изменениями, чтобы они всегда была под рукой

Младший воспитатель в детском саду должен придерживаться правил пожарной безопасности и охраны труда. Однако главные ее обязанности заключаются в обеспечении комфорта воспитанников. Няня следит за тем, чтобы дети были накормлены, правильно и по погоде одеты, в помещениях группы она отвечает за чистоту.

Но обязанности младшего воспитателя детского сада по ФГОС чаще выходят за рамки присмотра за дошкольниками. В этом случае обязанности работника можно разделить на три условные группы:

Обязанности младшего воспитателя детского сада

Младший педагогический персонал систематически проходит обучение педагогическим приемам и навыкам, которое проводят сотрудники методического объединения ДОУ. Индивидуальные беседы, обмен опытом, консультации, семинары-практикумы, круглые столы созданы для приобретения необходимых для работы в детском саду знаний. Педработник должен знать:

  • все положения трудового договора и должностной инструкции;
  • российское законодательство и нормативно-правовые акты, касающиеся образовательной деятельности;
  • азы психологии, педагогического мастерства, гигиены, доврачебной медпомощи и возрастной физиологии;
  • методику и теорию воспитательного процесса;
  • основы коммуникабельности, установления контактов с родителями и дошкольниками;
  • санитарно-гигиенические нормы ухода за помещениями и инвентарем в ДОУ;
  • нормы охраны труда и здоровья детей;
  • правила внутреннего распорядка ДОУ.

В своей работе няня руководствуется следующими законодательными актами.


www.resobr.ru

Обязанности помощника воспитателя и педагога в детском саду

Детский сад — это первое общественное место для малыша, где он начинает знакомиться и общаться с людьми. Для ребёнка, который проводил своё время с родителями и другими хорошо знакомыми людьми, первое посещение детского сада всегда сопровождается стрессом. Поэтому очень важно, чтобы люди, окружающие его в детском саду, относились к детям со всей душой и любовью, что поможет легче пережить момент адаптации.

В каждом дошкольном учреждении есть работники, выполняющие определённые должностные обязанности. Это заведующая, педагоги, медицинские работники и младший обслуживающий персонал. К младшему педагогическому персоналу относится помощник воспитателя, повар, кладовщик, работники, отвечающие за чистоту и порядок. Помощник воспитателя или по-простому няня работает непосредственно с детьми, и от ответственного отношения этого работника зависит комфорт пребывания детей в детском саду. Все обязанности трудящихся в ДОУ младших воспитателей чётко прописаны в должностной инструкции.

Помощь младших воспитателей старшим

Основной задачей няни является оказание помощи старшему воспитателю в организации воспитательного процесса и создание психологического и эмоционального спокойствия детей.

  • Помогает педагогу при проведении мероприятий, направленных на физическое и умственное развитие воспитанников.
  • А также няня организует сервировку столов в младших группах, в старших группах показывает, как это нужно делать правильно, приносит еду из кухни, помогает в раздаче, после убирает и моет посуду.
  • Няна должна готовить воду детям для умывания, в младших группах подмыть ребёнка при необходимости и заменить ему одежду, помочь раздеваться перед тихим часом и одеваться после него, выводить их на прогулку. Перед посещением детской площадки няня подготавливает участок для прогулки, проверяет игровое оборудование.

Обеспечение порядка в помещении

Проведение влажной и сухой уборки, обеспечение порядка территорий, где находятся воспитанники, является одним из главных должностных обязанностей младшего воспитателя.

  • Согласно должностной инструкции работник должен проводить влажную уборку прихожей, спальни и групповой комнаты два раза в день.
  • Проветривание помещений и дезинфекционная работа помещений строго контролируется няней. При карантине проводится дезинфекционный режим в группе.
  • Помощник обязан следить за чистотой постельного белья и полотенец, менять их согласно графику, относить грязное белье в прачечную, маркировать и следить за сохранностью имущества.
  • Мыть окна два раза в год и своевременно делать заявку наремонт или замену при неисправности мебели.
  • Раз в месяц няня должна проводить генеральную уборку всех помещений и санитарную обработку игрушек с помощью моющих средств и два раза в месяц мыть детскую мебель и двери шкафов.
  • Согласно требованиям САНПИН ежедневно два раза проводить гигиеническую обработку санузлов и детских горшков.

Другие обязанности согласно должностной инструкции

В должностной инструкции указано, что няня должна подчиняться административному персоналу — заведующей, старшему педагогу.

Помощник воспитателя:

  • Выполняет требования заведующей, старшего воспитателя и медицинского работника.
  • Присматривает за детьми во время сна и заменяет педагога при необходимости.
  • При отсутствии работника кухни помогает повару.
  • Перед занятиями подготавливает необходимое оборудование, разводит детей по подгруппам на занятия и проводит уборку после занятий.

На должность помощника воспитателя допускаются лица от 18 лет. Работник должен иметь медицинскую книжку и раз в квартал проходить медицинский осмотр. Необходимо иметь среднее (полное) образование и профессиональную подготовку в области образования и педагогики.

Помощник старшего педагога должен знать основы гигиены, педагогики, прав ребёнка и уметь оказывать первую помощь при необходимости. В обязанности помощника также входит умение налаживать контакт с детьми и с законными представителями ребёнка. Работник должен чётко выполнять санитарные и гигиенические нормы содержания помещений и оборудований. Также помощник воспитателя обязан знать технику противопожарной безопасности, правила охраны труда, порядок действий при возникновении ЧС и во время эвакуации.

Конечно же, основными качествами, которыми в первую очередь должен обладать нянечка — это любовь к детям и чистоплотность. Также не менее важным является терпение и внимание к детям. Как правило, каждый ребёнок индивидуален и задача помощника воспитателя создать необходимые условия для менее болезненной адаптации воспитанника к новой среде. Грамотная речь и опрятный внешний вид является неотъемлемой частью работника детского сада. Именно здесь дети проводят больше времени, учатся говорить и копируют поведение взрослых, которые их окружают.

Согласно должностной инструкции помощник воспитателя, как и старший педагог несёт полную ответственность:

  • За сохранность инвентаря и оборудования, которые находятся в группе.
  • За жизнь и здоровье детей, находящихся в группе, закреплённой за педагогом и помощником.
  • Согласно законодательству РФ отвечает за соблюдение инструкций охраны жизни и здоровья детей, нарушение их прав.
  • За сохранность детских вещей.
  • За соблюдение инструкций по технике безопасности.
  • Своевременное прохождение медосмотра.

Работа помощником воспитателя совсем не из лёгких. Именно нянечки выполняют основную часть функций по уходу за детьми, при этом получая минимальную оплату труда. Однако у этой профессии есть и положительные стороны.

  • Для работы помощником педагога не требуется высшее образование.
  • Не менее важное значение имеет нормированный рабочий день, выходные по праздничным дням.
  • Работа в теплом помещении.
  • Эту работу часто выбирают молодые мамочки, которые хотят чтобы их ребёнок не был обделён вниманием родителя.
  • И главное, эта работа отлично подойдёт для тех, кто любит детей и готов с удовольствием ухаживать за ними.

Как правило, люди, которые начинают свою карьеру с помощника педагога, впоследствии получают дополнительное образование и начинают работать воспитателями в детском саду. Такие сотрудники, прошедшие труд нянечки, будут ценить работу своего помощника и лучше понимать воспитанников.

Видео

Это видео поможет вам лучше понять, что же такое работа няни в детском саду.

liveposts.ru

Должностная инструкция младшего воспитателя детского сада

Содержание статьи:

Обязанности младшего воспитателя в детском саду похожи и на функционал воспитателя, и на работу помощника или няни. Что же, согласно ФГОС и должностной инструкции, обязан ежедневно выполнять младший воспитатель ДОУ? Разберемся в статье.

Младший воспитатель занимает базовую ступень в иерархии детского сада. С одной стороны, в его обязанности входит функционал няни, с другой стороны, это человек, который сопровождает воспитательно-педагогическую деятельность. Таким образом, по должностной инструкции, младший воспитатель выполняет и “технические” функции, заботясь о физическом комфорте воспитанников, и помогает педагогу ДОУ в проведении занятий.

СПРАВОЧНИК РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

12 распространенных ошибок воспитателей, которые могут обернуться серьезными последствиями

Как не допустить

Эти особенности должностных обязанностей обусловливает и требования к младшему воспитателю детского сада. Данный сотрудник обязан иметь среднее профессиональное образование и хотя бы минимальную педагогическую подготовку, в которую входят основы воспитания, психологии и физиологии детей. При этом, няней можно работать, просто закончив девять классов общеобразовательной школы, а для работы воспитателем нужна более серьезная подготовка — профильное педагогическое образование и педагогическая категория.

Младший дошкольный педагог должен быть ознакомлен с рядом документов, регламентирующих воспитательно-образовательную деятельность в ДОУ. К этим документам относятся:

  • Федеральный закон “Об образовании в РФ”;

  • ФГОС дошкольного образования;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Что входит должностные обязанности младшего воспитателя в детском саду?

Подробный функционал младшего дошкольного педагога расписан в должностной инструкции младшего воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС по ссылке:

В его обязанности входит:

  • участие в организации деятельности (занятий) воспитанников согласно образовательной программе под руководством старшего педагога;

  • помощь и контроль в соблюдении режима в группе;

  • присмотр и уход за воспитанниками, помощь в перемещениях, сборах, организации сончаса;

  • обеспечение комфортных условий дошкольников: контроль уборки помещений и гигиенической обработки санузлов, смены белья, мытья посуды, раздачи питания;

  • обучение навыкам самообслуживания, прививание здоровых привычек, интереса к физическому и интеллектуальному развитию детей;

  • соблюдение СанПиН, норм охраны труда и пожарной безопасности;

  • взаимодействие с родителями воспитанников в рамках своих компетенций.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о нормативном обеспечении педагогической деятельности, психолого-педагогической культуре воспитателя, методике дошкольного обучения и получить рекомендации экспертов поможет учебная программа «Компетенции воспитателя»

Согласно должностной инструкции, младший воспитатель непосредственно подчиняется заведующему ДОУ, заведующему по административно-хозяйственной работе, медицинской сестре и воспитателю группы. Рабочая неделя сотрудника обычно составляет 40 часов. Обязанности младшего воспитателя в детском саду регулируются трудовым договором, Трудовым кодексом РФ и локальными нормативными актами конкретного дошкольного учреждения.

www.resobr.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *