Дознание и предварительное следствие – 138. Отличие дознания от предварительного следствия.

Содержание

138. Отличие дознания от предварительного следствия.

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса – стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

1. Предварительное следствие проводится следователями, то есть специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания – только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с оперативно-розыскными мероприятиями, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства. Органов предварительного следствия четыре – прокуратура гражданская и военная, органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности и органы налоговой полиции.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 10 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок уполномочены все прокуроры от районного до Генерального прокурора Российской Федерации. Предельный срок предварительного следствия законом не установлен (ст. 162 УПК).

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216–218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

6. Дознание отличается от предварительного следствия по степени процессуальной самостоятельности лиц, производящих расследование. Следователь вправе возбуждать уголовные дела, самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение судебного решения и (или) санкции прокурора (п. 2, 3 ч. 2 ст. 38 УПК). Дознаватель не обладает правом самостоятельного решения вопросов о возбуждении уголовного дела, его приостановлении, возобновлении и прекращении; это право в целом по всем видам дознания принадлежит начальнику органа дознания и прокурору.

В случае несогласия следователя с указаниями или решениями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; объеме обвинения; о направлении дела в суд или его прекращении; об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе, приостановив выполнение указаний прокурора, представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. Прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство предварительного следствия по данному делу другому следователю (ч. 3 и 4 ст. 38 УПК), который, в свою очередь, может не согласиться с указаниями прокурора по указанным вопросам. Для дознавателя предусмотрено иное положение, согласно которому все указания прокурора и начальника органа дознания, в том числе и по вопросам, перечисленным выше, являются обязательными, а их обжалование не приостанавливает их исполнения (ч. 4 ст. 41 УПК).

Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д.

studfiles.net

Соотношение предварительного следствия и дознания



В настоящее время в российском уголовном процессе предусмотрены две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание. УПК РФ под дознанием понимает форму предварительного расследования, осуществляемую дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ) [1].

Название формы расследования соответствует названию органа, выполняющего определенные полномочия. Предварительное расследование может осуществляться и путем совместной деятельности, во взаимодействии этих органов в пределах стадии расследования. Доказательства, полученные органом дознания в пределах доставленных ему процессуальных полномочий, имеют для суда такое же значение, как и доказательства, собранные следователем.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ. Главенствующий характер предварительного следствия объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК, так как по ним производится дознание.

В соответствии со ст. 162 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела [4, с. 164].

В общий срок не включается время, в течение которого производство по делу было приостановлено в порядке ст. 208 УПК. Закон устанавливает, что срок предварительного следствия может быть продлен до трех месяцев руководителем следственного органа по району, городу или приравненным к нему руководителем специализированного следственного органа, в том числе военного. По делам, расследование которых представляет особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту РФ и приравненный к нему руководитель иного специализированного органа, в том числе военного, а также их заместители могут продлить срок до 12 месяцев.

Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК РФ [3, с. 14].

Дознание производится: дознавателями органов внутренних дел РФ; дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности; дознавателями органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ; дознавателями таможенных органов РФ; дознавателями органов Государственной противопожарной службы; следователями следственного комитета при прокуратуре РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Общий срок дознания — 30 суток.

Принципиально важным, в ситуации сокращенного дознания является вопрос о гарантиях достоверности итогового судебного решения.

Указанные гарантии при осуществлении предварительного расследования в общем порядке заключены, прежде всего, в обязанности должностных лиц установить в полном объеме все обстоятельства, имеющие существенные значение для правильного разрешения уголовного дела, то есть предмет доказывания (ст. 73 УПК РФ). А в случае применения по таким делам особого (сокращенного) порядка судебного разбирательства гарантией достоверности судебного решения является закрепленная в ч. 7 ст. 316 УПК РФ обязанность судьи убедиться в обоснованности обвинения и в его подтверждении собранными по делу, хотя и не исследованными непосредственно судом, доказательствами.

Принципиально иначе, по-революционному, решается данный вопрос в сокращенном дознании. Здесь сокращение происходит в первую очередь за счет доказательственной деятельности дознавателя, который вправе не устанавливать обстоятельства, предусмотренные ст. 73 УПК РФ, в полном объеме и не проверять с помощью следственных действий результаты, полученные в порядке ст. 144 УПК РФ в стадии возбуждения уголовного дела (если этого не требуют заинтересованные участники).

Что касается судебного разбирательства по таким делам, то оно также имеет свою специфику. С одной стороны, в соответствии с прямым указанием ч. 1 ст. 226.9 УПК РФ оно проводится по правилам, предусмотренным статьями 316, 317 УПК РФ — то есть в сокращенном порядке, без производства судебного следствия. С другой стороны, ч. 2 ст. 226.9 УПК РФ предписывает суду до вынесения приговора исследовать и оценить доказательства, указанные в обвинительном постановлении. В силу буквального толкования этой части можно сделать вывод о том, что судебное следствие все же проводится, но в ограниченном объеме, с целью непосредственного исследования в суде доказательств, собранных стороной обвинения [2, с. 127].

При этом представление в суд новых доказательств не допускается, кроме дополнительных данных о личности подсудимого, способных смягчить наказание, которые также подлежат исследованию в суде. Из прямого указания закона вытекает, что дополнительные данные о личности подсудимого могут быть представлены только стороной защиты и не могут быть представлены стороной обвинения, а так же никакие доказательства не могут быть дополнительно получены по инициативе суда. В такой ситуации возможность суда проверить обоснованность обвинения оказывается чрезмерно суженой. Исключая инициативу суда и ограничивая его возможности по проверке доказательств в данной форме судопроизводства, законодатель тем самым недопустимо понижает гарантии достоверности судебного решения.

Можно прийти к выводу, что именно в качестве компенсации подобного отступления от общих правил доказывания законодатель несоизмеримо расширяет диспозитивные начала в этой форме расследования. Подозреваемый, его защитник, потерпевший или его представитель получают право в ходе производства дознания оспаривать достоверность результатов предварительной проверки, проведенной в стадии возбуждения уголовного дела и требовать производства следственных действий. Однако, встает вопрос о том, каким образом указанное право может быть реализовано на практике для того, чтобы оспаривать результаты проверки, с ними необходимо, как минимум, ознакомиться. Однако нигде в законе такое право вышеперечисленных участников закрепления не нашло. Считаю, что данный пробел должен быть в ближайшее время ликвидирован. Процедуру ознакомления подозреваемого и его защитника с результатами проверки следует проводить одновременно с разъяснением ему права на заявление ходатайства о производстве дознания в сокращенной форме (ч. 2 ст. 226.4 УПК РФ).

Потерпевшему данное право должно разъясняться в уведомлении об удовлетворении ходатайства подозреваемого, одновременно с разъяснением права возражать против сокращенного дознания (ч. 5 ст. 226.4 УПК РФ). Тогда же следует разъяснять право оспорить достоверность результатов проверки [5, с. 73].

Радикальным образом расширены права обвиняемого, его защитника, потерпевшего и (или) его представителя на этапе окончания дознания. Фактически данные участники получили право осуществлять контроль за деятельностью дознавателя, заявляя ходатайства юридического характера. Они вправе указывать должностному лицу на недопустимость или недостаточность собранных им доказательств, на необходимость проверки доказательств, достоверность которых вызывает сомнения, что может повлиять на законность итогового судебного решения, а также на необходимость пересоставления обвинительного постановления в случае его несоответствия требованиям закона.

Таким образом, сокращенное дознание не в полной мере отвечает требованию справедливости, поскольку разрушая баланс частных и публичных начал в уголовном судопроизводстве, законодатель не создает убедительных гарантий достоверности принятого по его результатам судебного решения. Важнейшим различием между предварительным следствием и дознанием является состав уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица.

Подводя итог всему вышеизложенному можно сделать следующие выводы. Предварительное следствие представляет собой одну из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемую специально созданными для этого органами. Деятельность органов предварительного следствия как средства в борьбе с преступностью обусловлена их особым статусом в правоохранительной системе.

Под дознанием следует понимать форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Органы дознания по расследуемым ими делам принимают необходимые оперативно-розыскные, следственные и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях выявления преступления и обнаружения виновных. В результате реформирования предварительного следствия имеются три формы расследования: предварительное следствие; дознание и сокращенное дознание. Упрощение дознания достигается главным образом за счет: во-первых, сокращения предмета доказывания, во-вторых, отказа от дополнительной проверки сведений, содержащихся в материалах предварительной проверки, в-третьих, права дознавателя не проверять доказательства, не оспоренные подозреваемым, потерпевшим и их представителями.

Сокращенное дознание не в полной мере отвечает требованию справедливости, поскольку разрушая баланс частных и публичных начал в уголовном судопроизводстве, законодатель не создает убедительных гарантий достоверности принятого по его результатам судебного решения. Важнейшим различием между предварительным следствием и дознанием отличие является состав уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч. 3 ст. 151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи — любые, помимо тех, что указаны в ч. 2 ст. 151 УПК РФ. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания — обвинительный акт. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание — до 30 дней, дознание в сокращенной форме — до 15 дней.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [принят Гос. Думой 22 нояб. 2001 г.: редакция от 29 июля 2017 г.]. ИПС «Консультант Плюс».
  2. Ковалев В. М. К вопросу о производстве дознания в исправительных учреждениях // Уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы дознания / под ред. Б. Б. Казака. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2013. — С. 10–16.
  3. Дьяконова О. Г. О создании единого органа по расследованию преступлений / О. Г. Дьяконова // Российский следователь. 2015. № 12. С. 14–17.
  4. Кальницкий В., Муравьев К., Воронов Д. Концепция дознания в сокращенной форме: достижения и вопросы совершенствования // Уголовное право. 2013. № 3. — 382 с.
  5. Лодкин А. Е. Дознание: история развития, проблемы и перспективы // Закон и право. 2016. № 6. — С. 73–77.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, предварительное следствие, предварительное расследование, сокращенное дознание, судебное решение, уголовное дело, гарантия достоверности, дознание, дело, форма расследования.

moluch.ru

Чем отличается дознание от предварительного следствия

Вопросы уголовного права и процесса занимают многих специалистов, а также людей, которые хотят лучше разобраться в тонкостях этой темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень существенны. Они напрямую влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.

Определение

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.

Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

к содержанию ↑

Сравнение

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.

Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
  2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
  3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
  4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.
  5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.
  6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

thedifference.ru

Дознание и предварительное следствие. Приостановление и окончание предварительного следствия :: BusinessMan.ru

Дознание и предварительное следствие проводятся уполномоченными органами и лицами. Целью этих мероприятий выступают установление лица, виновного в преступлении, выяснение обстоятельств происшествия.

Общая характеристика

Дознание и предварительное следствие являются процессуальными процедурами. Они основываются на общих принципах и предписаниях УПК. Уполномоченные органы в своей деятельности реализуют единые задачи. Предварительное следствие и дознание относятся к одной стадии производства - расследованию преступлений. При всей схожести процедур, однако, между ними есть ряд существенных отличий.

Субъекты

Предварительное следствие осуществляют уполномоченные органы и лица. Для них выполнение этой процедуры выступает в качестве единственной, основной обязанности. Дознание проводится органами, указанными в законе, а также их служащими. Для этих субъектов оно - только одна из обязанностей, реализуемая при выполнении задач, касающихся управления либо обеспечения порядка в той или иной сфере общественной жизни. Производство предварительного следствия возложено на 4 института:

  1. Прокуратуру (военную и гражданскую).
  2. Подразделения налоговой полиции.
  3. ОВД.
  4. Подразделения ФСБ.

Дознание проводится различными органами, количество которых существенно превышает число следственных структур.

Методы

В ходе предварительного следствия уполномоченные структуры и служащие выполняют ограниченный круг действий. К ним, в частности, относятся процессуальные мероприятия, определенные в законе. Дознаватели при выполнении своих обязанностей сочетают следственные и прочие действия с оперативно-розыскными. Последние проводятся с использованием специальной техники, посредством сыска, с применением научно-технических и прочих средств. Указанные действия обеспечивают максимально быстрое раскрытие преступления, определение субъектов, виновных в нем, лиц, которые уклоняются от преследования, наказания.

Компетенция

К ведению дознавателей относятся дела о преступлениях средней и небольшой тяжести. Как правило, они имеют место в сфере охраны и управления общественным порядком. Такие деяния считаются менее опасными и не такими сложными для изучения. Они раскрываются в процессе выполнения административных функций и обеспечения общественной безопасности и порядка. Предварительное следствие обязательно для преступлений, относящихся к тяжким и особо тяжким. Эти деяния представляют серьезную угрозу для общества, отличаются трудоемкостью и сложностью раскрытия.

Процессуальный режим

Если для преступления предварительное следствие обязательно, неотложные мероприятия проводятся в десятидневный срок. В законодательстве не предусматривается продление этого периода. Если для раскрытия преступления достаточно проведения дознания, то предварительные мероприятия проводятся в 15-дневный срок. Этот период может продлить прокурор, но не больше чем на 10 дней. Предварительное расследование (предварительное следствие) может длиться не больше двух мес. Продлить его может любой прокурор (от районного до генпрокурора).

Ознакомление с материалами

Окончание предварительного следствия предполагает предоставление собранных сведений гражданским ответчикам и истцам, а также их представителям по ходатайству. Указанные лица также вправе выписать необходимую информацию из материалов. По завершении дознания, исчерпывающего раскрытие преступления, указанными возможностями наделяются лишь потерпевший, обвиняемый и их представители. Для ознакомления с материалами и выписки необходимой информации из них они также должны подать ходатайство. Окончание предварительного следствия также предусматривает составление обвинительного акта. Вместе с собранными материалами этот документ направляется прокурору.

Уровень процессуальной самостоятельности уполномоченных лиц

Предварительное следствие по уголовному делу предполагает больше возможностей для должностных лиц, его выполняющих. В частности, служащие могут:

  1. Выносить постановление о начале преследования.
  2. Самостоятельно координировать процесс.
  3. Принимать решение об осуществлении следственных и прочих процессуальных действий.

В последнем случае, однако, предусмотрен ряд ограничений. Для выполнения некоторых действий уполномоченное лицо обязано получить санкцию прокурора либо суда. Это предписание установлено в ст. 38 УПК. Дознаватели не наделяются правами самостоятельно решать вопросы о начале преследования. Они обладают достаточно узким кругом полномочий. Например, в их компетенцию не входит приостановление предварительного следствия, его прекращение либо возобновление. Относительно деятельности, которую они осуществляют в рамках своих полномочий, такое право в целом принадлежит их руководителям и прокурору.

Обжалование указаний вышестоящих органов и лиц

Следователь может быть не согласен с решением прокурора о:

  1. Привлечении субъекта в качестве обвиняемого.
  2. Прекращении преследования или направлении материалов в суд.
  3. Квалификации деяния.
  4. Объеме обвинения.
  5. Выборе, изменении, отмене меры пресечения.
  6. Отводе следователя либо отстранении его от последующего расследования.
  7. Отказе дать согласие на представление ходатайства о выборе меры пресечения или выполнении иных процессуальных мероприятий.

В указанных случаях в полномочия служащего входит приостановление предварительного следствия с представлением вышестоящему прокурору своих письменных возражений вместе с материалами по преступлению. Последний, в свою очередь, также может не согласиться с теми или иными указаниями, которые были даны возражающему должностному лицу. Для дознавателей закон предусматривает иной порядок, по которому все распоряжения, в том числе, приведенные в перечне выше, являются обязательными. Их обжалование не является препятствием для их выполнения.

Общий порядок

Суть предварительного следствия заключается в выявлении и закреплении следов преступления, установлении личности виновного и прочих обстоятельств происшествия. При поступлении сообщения либо заявления о подготавливаемом или уже осуществленном неправомерном действии, уполномоченные должностные лица:

  1. Пребывают на место происшествия незамедлительно после принятия указанных сведений.
  2. Обеспечивают охрану места преступления.
  3. Оказывают при необходимости первую помощь пострадавшему и устанавливают его личность.
  4. Принимают меры для обеспечения сохранения в неприкосновенности обстановки до прибытия следователя.
  5. Собирают необходимую информацию об обстоятельствах посредством опроса свидетелей, лиц, живущих поблизости, устанавливают личности очевидцев.
  6. По возможности выясняют сведения о предполагаемом преступнике, предпринимают меры по его задержанию.

Неотложные действия

Предварительное следствие по делу включает в себя выполнение ряда мероприятий, промедление с которыми может привести к:

  1. Утрате/порче следов преступления.
  2. Затруднениям при обнаружении и закреплении признаков деяния.
  3. Появлению у преступника возможности уклониться от преследования.

Действующий в настоящее время УПК не дает полный перечень неотложных действий. На практике к ним традиционно относят:

  • Освидетельствование.
  • Выемку.
  • Осмотр.
  • Допрос потерпевшего.
  • Обыск и пр.

Процессуальные процедуры

После выполнения неотложных мероприятий, но не позже 10 дней с даты начала преследования, органом дознания материалы должны быть переданы прокурору. С этого момента совершение каких-либо действий для раскрытия преступления должно быть санкционировано. Предварительное следствие и оперативно-розыскные мероприятия выполняются с уведомлением вышестоящих органов об их результатах. В особенности это касается случаев, когда в ходе неотложных действий не была установлена личность подозреваемых.

Оперативно-розыскная деятельность

Предварительное следствие направлено на выявление сведений о:

  1. Свидетелях, очевидцах преступлений, подготавливаемых в том числе.
  2. Объектах посягательств и лицах, виновных в них.
  3. Местах хранения изъятого незаконным способом имущества, документов и предметов, которые имеют значение для раскрытия деяния.

В предварительное следствие включаются розыскные меры, направленные на обнаружение подозреваемых в преступлениях лиц. В процессе выполнения определенных действий устанавливается личность субъекта, выясняется его местонахождение. Результаты оперативно-розыскных мероприятий используются для подготовки и выполнения иных следственных действий. Они также выступают в качестве доказательств после проведения соответствующей проверки и закрепления. Оперативно-розыскное сопровождение назначается после направления материалов прокурору для обнаружения субъекта, виновного в преступлении, исключительно по поручению следственного органа.

Обвинительный акт

Предварительное следствие завершается составлением документа, в котором указывается:

  1. Место и дата оформления.
  2. Ф. И. О., должность служащего, составляющего акт.
  3. Сведения о субъекте, привлекаемом к ответственности.
  4. Время и место совершения деяния, мотивы, способы, цели, последствия и прочие обстоятельства, имеющие существенное значение.
  5. Формулировка обвинения со ссылкой на пункт, часть, статью УК.
  6. Список доказательств, подтверждающих виновность привлекаемого лица, перечень фактов, которые указывает сторона защиты.
  7. Смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства.
  8. Сведения о потерпевшем, размере и характере вреда, причиненного ему.
  9. Перечень лиц, которые должны быть вызваны в суд.

Утверждение обвинительного акта находится в компетенции начальника органа, проводившего оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия. Данный документ вместе с собранными материалами отправляется прокурору. Последний должен изучить их в течение двух дней.

Решения прокурора

Указанное должностное лицо, исследовав полученный обвинительный акт и материалы, выносит одно из следующих постановлений:

  1. О возвращении дела в случае несоблюдения требований ст. 225 УПК. В этом случае орган, проводивший процессуальные мероприятия, должен составить обвинительный акт надлежащим образом и вновь отправить прокурору. Последний при этом может продлить период дознания не более чем на 3 дня.
  2. Об утверждении акта и направлении материалов в суд для рассмотрения их по существу.
  3. О прекращении преследования по основаниям, установленным в ст. 24-28 УПК.
  4. О направлении материалов на предварительное следствие.

В случае если прокурор утверждает обвинительный акт, он вправе исключить из него некоторые пункты, переквалифицировать обвинение. Такого рода действия должны закрепляться в соответствующем постановлении.

Суд и предварительное следствие

В качестве одной из важнейших гарантий соблюдения законности в ходе преследования и раскрытия преступления, выступает контроль деятельности служащих, выполняющих оперативно-розыскные и прочие процессуальные мероприятия.. Только суд имеет право принимать решения:

  1. О продлении периода пребывания под стражей.
  2. Об обыске либо выемки в жилище.
  3. О выборе меры пресечения в виде домашнего ареста, заключения под стражу, залога.
  4. Об осмотре жилища без согласия лиц, проживающих в нем.
  5. О помещении подозреваемого, который не находится под стражей, в психиатрическое или иное медицинское учреждение для выполнения экспертизы.
  6. О личном досмотре, кроме случаев, установленных в ст. 93 УПК.
  7. Об аресте корреспонденции, разрешении на ее выемку и осмотре в учреждении связи.

В рамках досудебного производства суд имеет право рассматривать жалобы на бездействия/действия, решения следователей, прокурора в порядке и в случаях, установленных в УПК. Если при рассмотрении материалов в первой или последующих инстанциях будет установлена неполнота проведенных мероприятий, неверная квалификация деяния либо выявлены иные нарушения, суд принимает надлежащие меры для устранения их. При наличии оснований он выносит частное постановление (определение). В этом документе суд обращает внимание на выявленные в ходе рассмотрения факты нарушения предписаний закона, требует принятия надлежащих мер по их устранению и предотвращению их в будущем.

Дополнительно

Некоторые следственные мероприятия допускается осуществлять исключительно по разрешению суда. В ст. 165 УПК регламентирован порядок получения этого согласия. Он предполагает следующие этапы:

  1. Следователь по согласованию с прокурором представляет суду ходатайство о выполнении определенного мероприятия, требующего разрешения суда. Оно должно сопровождаться соответствующим постановлением служащего.
  2. Суд единолично рассматривает ходатайство в течение суток с момента принятия. В заседании могут участвовать служащий и прокурор.
  3. По завершении рассмотрения ходатайства, суд выносит постановление. Своим решением он может разрешить выполнение запрашиваемого мероприятия или отказать в этом с указанием мотивов, которыми руководствовался.

Надзорные функции прокурора

Это следующее должностное лицо после суда, которое уполномочено контролировать работу следствия. В частности, прокурор вправе:

  1. Проверить выполнение требований ФЗ при получении, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлении.
  2. Вынести мотивированное постановление, по которому материалы направляются в орган следствия для принятия решения по вопросу об уголовном преследовании по выявленным прокурором фактам нарушений законодательства.
  3. Потребовать от уполномоченных органов устранить допущенные недочеты и последствия несоблюдения предписаний нормативных актов.
  4. Рассмотреть информацию следователя, предоставленную его руководителем, о несогласии с указаниями прокурора и принять по ней решение.
  5. Вернуть материалы с письменными распоряжениями о выполнении дополнительных мероприятий, изменении квалификации деяния или объема обвинения с целью корректировки обвинительного акта или заключения и устранения обнаруженных нарушений.

Ведомственный надзор

Он осуществляется со стороны начальника следственного органа. Руководитель, в частности, проверяет своевременность действий должностных лиц по раскрытию и предотвращению преступлений, принимает надлежащие меры для наиболее полного, объективного и всестороннего выполнения установленных мероприятий и процедур. Начальник отдела наделяется правами:

  1. Проверять уголовное дело.
  2. Дать распоряжения служащим о выполнении тех или иных мероприятий.
  3. Вынести постановление о привлечении субъекта в качестве обвиняемого.
  4. Дать указание о квалификации преступления.
  5. Распорядиться о направлении материалов, выполнении отдельных действий в рамках предварительного следствия, передать дело другому сотруднику, поручить расследование нескольким специалистам и пр.

Руководитель подразделения утверждает постановление о прекращении преследования. Он может вернуть материалы следователю со своими письменными указаниями на выполнение дополнительного расследования. Обжалование распоряжений начальника не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных в УПК. Начальник следственного подразделения рассматривает требования, поступившие от прокурора, об устранении нарушений законодательства, допущенных на этапе предварительного расследования. Руководитель отдела обладает полномочиями принимать письменное возражение на указанные предписания. При этом начальник подразделения либо направляет прокурору уведомление о своем несогласии с требованиями, либо дает следователю распоряжение на их исполнение. Последнее должно составляться в письменной форме.

businessman.ru

Органы предварительного следствия и дознания :: BusinessMan.ru

Выявление и последующее расследование преступлений находятся главным образом в компетенции ОВД и прокуратуры. Сравнительно недавно в законодательство, регулирующее эти вопросы, были внесены значительные изменения и дополнения. Они преимущественно связаны с новым УПК, вступившим в действие с 1-го июля 2002 года. Далее разберем, что собой представляют органы предварительного следствия. Полномочия и назначение их также будут подробно описаны в статье.

Общие сведения

Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Органы предварительного следствия выполняют мероприятия для выявления, проверки, фиксации доказательств. Сотрудники также проводят их анализ. Эти же задачи выполняют органы дознания. Вместе с этим указанные мероприятия проводятся различными должностными лицами и отделами относительно различных преступлений. Так, дознание осуществляют дознаватели, а предварительное следствие ведут следователи. Они обладают различным объемом возможностей в рамках уголовного дела.

Основные отличия

Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Характер мероприятий

При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:

  • Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
  • Начать действия, относящиеся к неотложным.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Компетенция органов предварительного следствия

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности. Следователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

Основные требования

Система органов предварительного следствия наделена определенными возможностями, обеспечивающими ее процессуальную независимость. Сотрудники обладают свободой в принятии решений, которые связаны с ходом разбирательства и выполнения необходимых мероприятий в рамках дела. В предусмотренных законодательством случаях решения, которые принимают органы предварительного следствия, приобретают свою силу только после получения санкции или согласия прокурора либо суда на принятие тех или иных мер. Это может быть, например, прекращение дела, заключение задержанного под стражу, освобождение обвиняемого под залог, продление периода его содержания под стражей, обыск и прочее.

Права и обязанности

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

При признании аргументов убедительными прежние предписания будут отменены вышестоящим прокурором. Если они покажутся недостаточно вескими, то дело будет передано другому сотруднику. Органы предварительного следствия, кроме процессуальной независимости, обладают определенной властью. Они имеют право давать сотрудникам прочих подразделений письменные указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного дела, находящегося в производстве. Постановления, которые принимают органы, осуществляющие предварительное следствие, обязательны к исполнению всеми учреждениями, предприятиями, гражданами, должностными лицами, организациями.

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Надзор

Система органов предварительного следствия находится в ведомстве прокуратуры. Сотрудники подразделений обязаны выполнять все ее предписания по тому или другому делу. Процессуальный контроль могут осуществлять также начальники непосредственно следственных отделов. Они вправе выполнять проверку материалов дела, давать указания сотрудникам о направлении изучения преступления, производстве необходимых мероприятий, привлечении лиц в качестве обвиняемых, избрании в отношении задержанных меры пресечения, об объеме незаконного деяния и его квалификации. Все предписания передаются в письменном виде. Однако сотрудники могут обжаловать их прокурору. Ведомственный надзор вправе осуществлять также следователи от контрольно-методического отдела вышестоящего подразделения. В ходе рассмотрения дел выполняется и судебный контроль над законностью проводимых мероприятий. Также проверяются жалобы на отказ от возбуждения расследования, прекращении его и прочих действиях (бездействиях) прокурора, следователя или дознавателя, которые могут ущемлять свободы и права сторон судопроизводства или затруднять доступ гражданских лиц к правосудию.

Особенности контроля

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

Случаи, в которых сотрудник может не согласиться с указаниями прокурора, приведены в ст. 36, ч. 3. К ним относят предписания о привлечении гражданина к участию в деле как обвиняемого, объеме обвинения и квалификации преступления, заключении под стражу, выборе меры пресечения, направлении дела в судебную инстанцию или закрытии его. Приведенные действия считаются определяющими при производстве по уголовному преступлению от этапа к этапу. Однако данное не обозначает, что прокурор не обладает правом решать эти вопросы после завершения работы следователя. Согласно ст. 385 УК, после получения дела с обвинительным заключением он может прекратить производство по нему по любым основаниям, приведенным в ст. 83, 84 УК. Прокурор вправе исключить определенные эпизоды из обвинения, применить нормативный акт о менее тяжком правонарушении, принять прочие решения в рамках данного производства. Реализация вышеуказанных мероприятий уже не связана с действием принципа самостоятельности следователя в процессуальном плане. Данные решения вышестоящее должностное лицо принимает вне зависимости от позиции сотрудника, деятельность которого к тому моменту считается завершенной. Прокурор вправе как участвовать в предварительном следствии и дознании, лично в случае необходимости выполнять отдельные мероприятия, так и, возбудив дело либо изъяв его в свое распоряжение, расследовать в полном объеме самостоятельно. Свое участие в мероприятиях, зафиксированное в протоколе, он удостоверяет своей подписью.

Материалы судебной практики

Они выступают в качестве одного из наиболее эффективных средств, способствующих устранению и предотвращению нарушений законности при уголовном судопроизводстве, а также улучшению качества предварительного следствия и дознания. Вследствие этого на стадии подготовки дела к слушанию, а также непосредственно в ходе судебного заседания, прокурор тщательным образом проверяет объективность, полноту и всесторонность проведенных мероприятий, соблюдение норм и требований законодательства.

Роль структуры

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.

В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.

В заключение

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.

businessman.ru

Дознание и предварительное следствие

Оглавление:

Курсовой работы по дисциплине « Уголовный процесс »

На тему: «дознание и предварительное следствие. Общие условия предварительного расследования».

Введение…………………………………………………………………..3

1. Глава 1 сущность и значение предварительного

расследования как стадии уголовного процесса……………………….5

2. Глава 2 Цели предварительного следствия ……………………………..7

3. Глава 3 дознание и предварительное следствие

как формы предварительного расследования………………………….10

4. Глава 4 Полномочия следователя………………………………………..12

5. Глава 5 Обязанности органов дознания…………………………………17

6. Глава 3 Общие условия производства предварительного

Следствия……………………………………………………….20

Заключение………………………………………………………………….26

Литература………………………….………………………………………27

Введение

Для начала ведения предварительного расследования или производства дознания существует стадия уголовного процесса, как нам известно, возбуждение уголовного дела. Отмечая значение этой стадии, нужно отметить, что она является правовым основанием для возникновения и производства любой из последующих стадий.

По прошествии данной стадии уголовного процесса наступает следующая стадия уголовного процесса является производство предварительного следствия или дознания.

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

Изучение стадии – предварительное расследование – и будет посвящена данная работа. Нами будут изучены нормы уголовного процессуального права, которые конкретно регулируют деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания в стадии предварительного расследования.

Изучение основных правовых положение предварительного следствия и производства дознания могут послужить ключом к усвоению конкретных положений данной стадии, правильному и быстрому производству предварительного следствия.

Кроме этого следует отметить огромное практическое значение вопросов темы для работников милиции. Каждый работник милиции в своей практической деятельности решает вопросы связанные с расследованием уголовных дел, а следовательно обязан знать и соблюдать требования норм уголовно – процессуального права, регулирующих эту стадию.

Исходя из этого, перейдем к изучению вопросов связанных с производством дознания и предварительного расследования.

Глава 1

сущность и значение предварительного

расследования как стадии уголовного процесса

Как только возбуждено уголовное дело, многое может быть еще неизвестным: кто совершил преступление, каким способом оно совершено, какой ущерб нанесен и другие.

Все это необходимо установить, с достоверной точностью, по тому, что без этого не возможно решить вопрос о виновности лиц, совершивших преступление и применить к ним заслуженное наказание.

Выяснение картины совершенного преступления в том виде, в каком оно было в действительности, именуется расследованием.

Исходя из принципа осуществления правосудия только судом, суд обязан, выяснить, картину совершенного преступления, исследовать все его обстоятельства, решить вопрос о виновности лиц, его совершивших и применить к ним наказание. Однако суд не может самостоятельно выполнить все эти задачи. У суда нет средств, не сил для производства розыска, обыска и ряда других следственных и оперативных действий. Кроме этого, целый ряд следственных действий требует продолжительного времени, не разглашаемости поученных данных и т.д.

По этому между возбуждением уголовного дела и его направления в суд для окончательного разрешения закон устанавливает промежуточную стадию – предварительное расследование.

Наличие данной стадии не противоречит принципу осуществления правосудия только судом. Это объясняется следующим:

1. по каждому уголовному делу суд обязательно проводит судебное расследование;

2. окончательное решение во вопросу о виновности лиц, совершивших преступление, выносит только суд;

3. меры наказания к лицам, виновным в совершении преступления, применяет только суд.

4. Предварительное расследование проводится теми же органами, которые наделены правом возбуждения уголовного дела, за исключением суда и судьи.

Таким образом, предварительное расследование проводят органы дознания, следователь и прокурор.

Однако положение прокурора в этой стадии особое. Прокурор не только в праве участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях проводить его в полном объеме или отдельные следственные действия. Он обязан, следит за неуклонным соблюдением установленного уголовно-процессуальным законом порядка производства предварительного расследования.

Глава 2

Цели предварительного следствия

Целью предварительного расследования является установление истины при строжайшем соблюдении законности.

Перед органами, осуществляющими предварительное расследование, стоят следующие задачи:

1. быстрое и полное раскрытие преступлений, и изобличение виновных.

2. Обеспечение условия для привлечения каждого виновного в совершении преступления к ответственности в соответствии с законом

3. Возмещение причиненного преступлением материального ущерба,

4. Ограждение граждан от неосновательного обвинения

5. Устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений

6. Воспитание граждан в духе неуклонного исполнения закона

Важно не то, что бы за преступление было назначено наказание, а то, что бы не один случай преступления не проходил не раскрытым.

Отсюда вытекает, что успех борьбы с преступлениями во многом зависит от того, на, сколько быстро и полно будет раскрыто каждое совершенное преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении.

При установлении причин и условий, способствующих совершению преступления, органы предварительного расследования выносят в соответствующие организации представления по принятию мер и устранению этих причин и условий.

В стадии предварительного расследования имеет большое значение, которое заключается в следующем:

1. предварительное расследование позволяет суду быстро, глубоко, всесторонне и объективно разобраться во всех обстоятельствах, совершенного преступления и вынести законный и обоснованный приговор.

2. Предварительное расследование является решающим средством раскрытия преступления, имеет необходимые возможности по установлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

3. Воспитательное значение.

Усиленное раскрытие преступление, участи общественности в его раскрытии, повышает эффективность предварительного расследования и, в частности, воспитательное воздействие.

Сам факт участия в борьбе с преступностью трудящихся масс оказывает на преступника большое воспитательное воздействие. Когда преступник виде, что в его изобличении принимает самое активное участие широкие слои населения, он начинает понимать, что совершением преступления он противопоставляет себя огромному большинству народа.

Выводы : 1. Предварительное расследование – вторая стадия уголовного процесса, которая находится между возбуждением уголовного дела и направлением его в суд.

2. сущность предварительного следствия заключается в раскрытии преступлений, изобличение лиц их совершивших, а так же в установлении причин и условий, способствовавших совершению преступлению, в целях их устранения

Глава 3

Дознание и предварительное следствие

как формы предварительного расследования

В уголовном процессе предварительное расследование производится в двух формах:

1. дознание

2. предварительное расследование.

Под дознанием понимается процессуальная деятельность и деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, направленная на обнаружение и раскрытие преступлений. Розыск и изобличение лиц их совершивших .

Предварительное следствиеэто процессуальная деятельность специальных должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления.

Как видно из этих определений эти две формы предварительного расследования имеют много общего, а имен

mirznanii.com

Органы, осуществляющие дознание и предварительное следствие — Студопедия.Нет

Дознание - форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно. Производство дознания основывается на том же законода­тельстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции, имеют такое же юридическое, значение, как и акты предварительного следствия.

Структура:

1.Органы внутренних дел РФ

2. Органы Федеральной службы судебных приставов.

3. Командиры воинских частей

4. Органы государственного пожарного надзора и др.

Задачи:

  • дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном УПК;
  • выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 УПК;
  • осуществление иных предусмотренных УПК полномочий.

Предварительное следствие

Следствие в уголовном процессе – собирание и проверка доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие – собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.

Предварительное следствие – выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. Судебное следствие – составная часть судебного разбирательства в суде первой инстанции.

Систему органов предварительного следствия составляют следственные подразделения прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов Госнаркоконтроля России. В исключительных случаях следствие могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры.

Задачи органов предварительного следствия:

  • быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
  • всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
  • обеспечение правильного применения закона, способствование укреплению законности и правопорядка;
  • обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
  • обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;
  • установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятия мер по обеспечению его возмещения;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
  • Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всей системы органов предварительного следствия. Следователи не вправе производить оперативно-розыскные мероприятия.

Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют одинаковые процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в одинаковом объеме.

Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы следственные аппараты (системы структурных подразделений).

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. Они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий дознавателя, следователя, прокурора

studopedia.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о