Эксплуатация и техническое обслуживание – —

Содержание

Виды технического обслуживания. Техническое обслуживание и ремонт оборудования

Техническое обслуживание — виды работ, выполняемых в промежутке между плановым и внеплановым ремонтом производственного оборудования. Цель – гарантия надежной и беспрерывной работы. Своевременное техническое обслуживание и грамотная эксплуатация значительно снижают затраты на ремонт и вынужденное время простоя.

Задачи технического обслуживания

Можно с уверенностью заявить, что техобслуживание представляет собой определяющее профилактическое действие, которое крайне необходимо для обеспечения непрерывной работы производственного оборудования и механизмов в промежутках времени между запланированными ремонтными манипуляциями. Оно предполагает уход и осуществление контроля над работой машин, их поддержание в исправном рабочем состоянии, плановый техосмотр, чистку, промывку, регулировку, продувку и другой ремонт оборудования.

Отдельные виды технического обслуживания могут проводиться непосредственно на работающем оборудовании с использованием перерывов и выходных дней. При наличии соответствующих разрешений в инструкциях по эксплуатации механизмов и оборудования возможно кратковременное их отключение от электросетей до полной остановки. В таких случаях допускается некоторый простой, но чтобы не прерывались производственный и технологический процессы.

Регламентирующие документы

ГОСТами, регламентирующими применение систем технического обслуживания и ремонт оборудования, являются 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения» и 28.001-83 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Основные положения». Именно эти стандарты определяют классификацию и виды технического обслуживания электрооборудования.

Классификация видов техобслуживания

По этапам эксплуатации ремонт и техническое обслуживание подразделяются на:

  • ТО при хранении.
  • ТО при перемещении.
  • ТО при эксплуатации.
  • ТО при ожидании.

По периодичности проведения:

  • Периодическое ТО.
  • Сезонное ТО.

По условиям эксплуатации:

  • ТО в особых условиях.

По регламентации выполнения:

  • Регламентированное обслуживание.
  • Периодический контроль.
  • Постоянный контроль.
  • Поточное обслуживание.
  • Централизованное обслуживание.
  • Децентрализованное обслуживание.

По организации выполнения:

  • ТО эксплуатационным персоналом.
  • ТО специализированным персоналом.
  • ТО эксплуатирующей организацией.
  • ТО специализированной организацией.
  • ТО заводом-изготовителем.

По методам техобслуживания:

  • Поточный метод ТО.
  • Централизованный метод ТО.
  • Децентрализованный метод ТО.

По исполнительной организации:

  • эксплуатационным персоналом,
  • специализированным персоналом,
  • эксплуатирующей организацией,
  • специализированной организацией,
  • заводом-изготовителем.

Разделение понятий «текущее» и «плановое» обслуживание

Чтобы избежать проблемного для механиков предприятий вопроса о том, кто именно должен выполнять техническое обслуживание промышленных машин и механизмов, принято разделять понятия «текущее» и «плановое» ТО. В какой-то мере оно включает постоянный контроль оборудования, с кратковременной остановкой или без нее. А с другой стороны, различные виды ТО входят в систему ремонта ТОиР или планово-предупредительного ремонта ППР как элемент плана или как промежуточные мероприятия.

Текущее техническое обслуживание

Различные виды текущего технического обслуживания выполняются собственным производственным персоналом участка или цеха и включают ежечасный и посменный контроль работы оборудования, осмотр, смазку и т.п. С точки зрения количества штатных единиц это разумно и рационально, поскольку не требуется увеличение количества работников ремонтной службы. С другой стороны, такой метод позволяет действующим операторам расширить знания о принципах действия и техническом устройстве промышленного оборудования.

Как правило, текущее ТО оборудования не регламентируется и предполагает:

  • четкое исполнение всех правил эксплуатации, которые оговорены технической документацией предприятия-изготовителя;
  • регулирование определенного режима работы оборудования и недопущение перегрузок;
  • соблюдение температурного режима;
  • строгую периодичность смазки в местах, где этого требует техническая документация;
  • контроль состояния изношенности механизмов и узлов при визуальном осмотре;
  • моментальное отключение электрооборудования при аварийной ситуации.

Плановое техническое обслуживание

Плановое ТО и проведение необходимого ремонта осуществляются квалифицированным, специально обученным персоналом ремонтной бригады. Как правило, плановые работы более объемны, чем текущее техобслуживание, и могут включать работы по разборке целых узлов машин и механизмов. Именно поэтому требуются грамотные специалисты-механики.

Плановый ремонт и техническое обслуживание являются регламентированным видом работ. К нему относят:

  • проверку рабочих показателей оборудования;
  • наладку и регулирование основных характеристик;
  • очистку засоренных рабочих частей оборудования и механизмов;
  • замену фильтров и масла;
  • выявление нарушений и сбоя в работе оборудования.

Данные об изменениях в работе обслуживаемых механизмов при ТО в обязательном порядке фиксируются: в картах осмотра, ремонтных журналах, в компьютерной базе и т.д.

Очень хорошо зарекомендовали себя технологические карточки техобслуживания, замены смазочного материала, спецификации по расходу материала, когда проводится плановое или текущее обслуживание. С их помощью специалисты-ремонтники легко усваивают информацию о периодичности и перечне необходимых работ.

Поскольку те или иные виды технического обслуживания и ремонта не имеют типового руководства, то основные документы разрабатываются в рамках отдельной системы. Тем более, что для определенного вида промышленного оснащения требуется собственный перечень работ. Для максимального удобства оборудование предприятия разделяют на группы, чтобы облегчить разработку методов ТО для них.

Условное разделение оборудования

Первое разделение осуществляется в соответствии с общим статусом оборудования как части основного оснащения предприятия:

  • технологическое;
  • электротехническое;
  • подъемно-транспортное и др.

Далее разделяется на подгруппы многочисленное технологическое оборудование предприятия, которое представляет наибольший интерес для ремонтной бригады:

  • металлорежущее оборудование;
  • кузнечнопрессовое оборудование;
  • литейное оборудование;
  • деревообрабатывающее оборудование и т.д.

Внутри перечисленных видов оборудования намного проще выделять объекты для характеристики и осуществления ремонтных работ, а также те или иные виды технического обслуживания.

Состав работ по группам оборудования

В перечень работ для металлорежущих станков входят:

  • оценка износа трущихся деталей;
  • подтяжка крепежных и натяжных элементов;
  • проверка защитных приспособлений и зажимов;
  • определение шума и вибрации;
  • регулирование подачи охлаждающих жидкостей и масел и пр.

Некоторые пункты входят и в перечень технического обслуживания для кузнечнопрессового, деревообрабатывающего, литейного оборудования, за исключением специфических особенностей эксплуатации и устройства.

Система технического обслуживания и ремонта

Главной задачей автоматизированных систем, по которым проводятся различные виды ТО, является сокращение расходов по этой статье бюджета предприятия и значительное повышение класса надежности работы машин и механизмов, что способствует уменьшению себестоимости производимой продукции и, соответственно, росту доходов.

В случае проведения ремонта задача меняется, поскольку необходимо максимально сократить не только потери, но и частоту проведения самих работ (независимо от вида и объема). Идеальная схема, к которой стремятся предприятия, – это полный отказ от аварийных ремонтов, которые неизбежно ведут к внеплановым остановкам производства.

Кроме того, эксплуатация и техническое обслуживание, в частности, проведение ремонтных работ, осуществляются в условиях некоторой неопределенности. Даже проведенный мониторинг износа промышленного оснащения и многолетний опыт не могут определить конкретный объем и указать номенклатуру новых запчастей для оборудования. А вот конвейерная система предполагает точное распределение необходимых деталей, которые могут потребоваться со склада на определенный заказ.

Что такое система техобслуживания и ремонта

Система технического обслуживания и ремонта – это комплекс связанных между собой специалистов, технических приспособлений, отчетной и фиксирующей результаты документации. Все они необходимы для поддержания надлежащего состояния промышленного оборудования, определенного ГОСТами.

Все предприятия страны пользуются единой концепцией сохранения рабочих машин и механизмов в состоянии беспрерывной работоспособности, частью которой является применение законодательно утвержденной системы планово-предупредительного ремонта (ППР).

Данная система является полноценным комплексом организационных и технических действий, осуществляемых в плановом режиме, направленных на контроль и обеспечение рабочего состояния имеющихся на балансе предприятия машин и механизмов. Применяется такая система в течение всего срока эксплуатации оборудования при соблюдении указанных заводом-изготовителем режима и условий работы. Точное выполнение всех требований, рекомендаций и инструкций по эксплуатации является обязательным.

Система планово-предупредительных ремонтных работ основана на реализации запланированных периодических осмотров, контроля состояния основного оборудования и носит характер предупредительной меры. Таким образом, комплекс мероприятий, гарантирующих поддержание отличной работоспособности машин и механизмов, выполняется по разработанным месячным и годовым графикам. Последние составляются в расчете на недопустимость и предупреждение неожиданного выхода из строя промышленного оборудования, то есть в расчете на сокращение дополнительных расходов.

Обеспечение системы ТОиР

Внедрение системы планово-предупредительных ремонтов в производство обеспечивается:

  • достаточной материально-технической базой и поддержанием определенной периодичности ремонтных работ, сроков выполнения;
  • полным объемом выполненного перечня операций техобслуживания, гарантирующих беспрерывную работу машин и оборудования;
  • по возможности кратчайшим сроком пребывания вышедшего из строя оборудования в ремонте (особенно капитальном).

Осуществление работ

В зависимости от категории и технологической важности оборудования, а также стабильности производимых процессов и безопасности работников, те или иные виды ремонтных работ могут проводиться в качестве ремонта по неисправному техническому состоянию, регламентированного (планового) ремонта, ремонта по выработанноу сроку или их сочетания.

Ремонт промышленного оборудования допустимо проводить силами предприятий-собственников, которые непосредственно используют его, а также специализированными бригадами заводов-изготовителей или ремонтных предприятий. Приоритеты этих организационных схем для каждого завода расставлены в зависимости от наличия собственных резервов, оснащенности, квалификации ремонтного персонала и финансовой состоятельности. Но каждое промышленное предприятие может на свое усмотрение отдать предпочтение любому методу и форме ППР, максимально соответствующей основным направлениям производства.

Сроки ТО

Виды и сроки технического обслуживания исчисляются сутками или месяцами, и зависит это от сложности и типа промышленного оборудования. Так, к примеру, расчеты для тягового подвижного состава (тепловозов, электровозов и пр.) производятся соответственно средним значениям межремонтных пробегов.

Периодичность, виды и сроки технического обслуживания исчисляются по календарному времени эксплуатации и учитывают техусловия заводов-изготовителей.

Таким образом, в результате небольшого анализа сущности, классификации, видов технического обслуживания промышленного, производственного и технологического оборудования можно сделать вывод о его необходимости, планомерности и обязательном строгом контроле. Именно совокупность этих составляющих позволит предприятиям добиться бесперебойной работы машин и механизмов, что, в свою очередь, способствует экономии бюджета, повышению производительности труда и получению дополнительной прибыли.

fb.ru

3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ. Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования : Справочник

3.1. Содержание и планирование работ по техническому обслуживанию

3.1.1. Техническое обслуживание является основным и решающим профилактическим мероприятием, необходимым для обеспечения надежной работы оборудования между плановыми ремонтами и сокращения общего объема ремонтных работ. Оно предусматривает надзор за работой оборудования, уход за оборудованием, содержание оборудования в исправном состоянии, проведение плановых технических осмотров, технических регулировок, промывок, чисток, продувок и т. д. Техническое обслуживание проводится в процессе работы оборудования с использованием перерывов, нерабочих дней и смен. Допускается кратковременная остановка оборудования (отключение сетей) в соответствии с местными инструкциями. На выполнение регламентированного (планового) ТО специально предусматривается время простоя.

3.1.2. Техническое обслуживание производится в соответствии с инструкцией завода-изготовителя или ПТЭ. При отсутствии заводской документации инструкции по ТО должны разрабатываться и утверждаться непосредственно на предприятии. Если в «Инструкции по рабочему месту» отражены вопросы ТО в соответствии с ГОСТ 2.601—68, то составление других инструкций не требуется.

3.1.3. Техническое обслуживание может быть регламентированным и нерегламентированным. В состав нерегламентированного ТО входят надзор за работой оборудования, эксплуатационный уход, содержание оборудования в исправном состоянии, включающие:

соблюдение условий эксплуатации и режима работы оборудования в соответствии с инструкций завода-изготовителя;

загрузку оборудования в соответствии с паспортными данными, недопущение перегрузки оборудования, кроме случаев, оговоренных в инструкции по эксплуатации;

строгое соблюдение установленных при данных условиях эксплуатации режимов работы;

поддержание необходимого режима охлаждения деталей и узлов оборудования, подверженных повышенному нагреву;

ежесменную смазку, наружную чистку и уборку эксплуатируемого оборудования и помещений;

строгое соблюдение порядка останова технологических агрегатов, установленного инструкцией завода-изготовителя;

немедленную остановку оборудования в случае нарушений его нормальной работы, ведущих к выходу оборудования из строя, принятие мер по выявлению и устранению таких нарушений;

выявление степени изношенности легкодоступных для осмотра узлов и деталей и их своевременную замену;

проверку нагрева контактных и трущихся поверхностей, проверку состояния масляных и охлаждающих систем, продувку и дренаж трубопроводов и специальных устройств;

проверку исправности заземлений, отсутствия подтекания жидкостей и пропуска газов, состояния тепловой изоляции и противокоррозионной защиты, состояния ограждающих устройств и т. д.

3.1.4. Все обнаруженные при нерегламентированном ТО неисправности в работе оборудования должны быть зафиксированы эксплуатационным персоналом в ремонтном журнале и устранены в кратчайшие сроки силами эксплуатационного и ремонтного персонала.

3.1.5. Регламентированное ТО проводится с установленной в эксплуатационной документации периодичностью, меньшей (или равной) периодичности текущего ремонта наименьшего ранга (объема). На его проведение предусматривается специальное время.

Продолжительность и трудоемкость регламентированного ТО не могут превышать аналогичные показатели для текущего ремонта наименьшей сложности.

3.1.6. Регламентированное ТО планируют по годовым и месячным план-графикам наравне с ремонтами (см. раздел 4).

Регламентированное ТО реализуется в форме плановых ТО (возможно, различных видов), а также плановых контрольных технических осмотров, проверок, испытаний.

В ходе планового ТО проводят контроль (диагностирование) оборудования, регулировки механизмов, чистку, смазку, продувку, добавку или смену изоляционных материалов и смазочных масел, выявляют дефекты эксплуатации и нарушения правил безопасности, уточняют составы и объемы работ, подлежащих выполнению при очередном капитальном или текущем ремонте. Перечень типовых операций по видам оборудования приведен в соответствующих разделах второй части настоящего Справочника.

3.1.7. Обнаруженные при плановом ТО отклонения от нормального состояния оборудования, не требующие немедленной остановки для их устранения, должны быть занесены в «Ремонтный журнал». Дефекты узлов и деталей, которые при дальнейшей эксплуатации оборудования могут нарушить его работоспособность или безопасность условий труда, должны немедленно устраняться, в том числе путем замены неисправных агрегатов и узлов.

3.1.8. Частным случаем регламентированного ТО являются плановые контрольные технические осмотры оборудования, проводимые инженерно-техническим персоналом механической службы с целью:

проверки полноты и качества выполнения эксплуатационным персоналом операций по ТО оборудования;

выявления неисправностей, которые могут привести к поломке или аварийному выходу оборудования из строя;

установления технического состояния наиболее ответственных деталей и узлов машин и уточнения объема и вида предстоящего ремонта.

3.1.9. Проверки (испытания) как самостоятельные операции планируются лишь для особо ответственного технологического оборудования. Их цель – контроль эксплуатационной надежности и безопасности оборудования в период между двумя очередными плановыми ремонтами, своевременное обнаружение и предупреждение возникновения аварийной ситуации, например, испытания технической прочности и измерения сопротивлений электрической изоляции, испытания на плотность и прочность сосудов и трубопроводов.

Периодичность и состав проверок диктуются соответствующими правилами и инструкциями. Кроме того, в ряде случаев предусматриваются проверки для контроля точностных параметров, регламентируемых технологическими требованиями (проверки выходных параметров преобразователей для некоторых видов производств, проверки степени неуравновешенности роторов электродвигателей для прецизионного оборудования). В этом случае они носят название проверок на точность.

В состав проверок могут включаться небольшие объемы регулировочных и наладочных работ. Для большей части оборудования и сетей проверки не планируются в качестве самостоятельных операций, а входят в состав плановых ремонтов. Объем проверок, как правило, должен включать в себя производство всех операций осмотра.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

1. Техническое обслуживание — мероприятия профилактического характера, проводимые систематически, принудительно через установленные периоды, включающие определённый комплекс работ.

ВЫПОЛНИЛИ МАСТЕРСКИХ ВИОЛЕТТА,

ОМЕЛЬЧУК МАРИЯ И БЕДНЯГИН КИРИЛЛ

Техническое обслуживание и ремонт — комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

(2)Все работы по поддержанию необходимого уровня технического состояния оборудования подразделяются на техническое обслуживание (ТО), текущий ремонт, капитальный ремонт.

ТО подразделяется на регламентированное и нерегламентированное.

Регламентированное ТО включает в себя работы, выполняемые в соответствии с технической документацией в обязательном порядке после определенного пробега, наработки или временного интервала по заранее утвержденному регламенту. К таким работам обычно относятся: замена смазки в агрегатах, замена некоторых ответственных быстроизнашиваемых и легкозаменяемых деталей, испытания сосудов и грузоподъемных механизмов, регулировка и наладка ответственных рабочих машин (например, подъемных машин), периодическое техническое обслуживание по специальному графику и регламенту, и т.п., а также проверка технического состояния оборудования при помощи средств технической диагностики и визуально. Работы по регламентированному ТО обычно сопровождаются остановкой рабочих машин и проводятся по специальному графику.

Нерегламентированное ТО включает в себя работы по чистке, обтяжке, регулировке, добавлению смазки, замене быстроизнашиваемых и легкозаменяемых деталей, и т.п. Потребность в этих работах выявляется при проведении периодических осмотров, мониторинга технического состояния с помощью диагностических систем и средств технической диагностики. Устраняются выявленные замечания во время технологических перерывов, переходов и обычно без остановки технологического процесса, или с кратковременной остановкой. К нерегламентированному ТО относится ежесменное техническое обслуживание (ЕТО).

Меры и методы

Основная цель, достигаемая комплексом технического обслуживания и ремонта, — устранение отказов оборудования, для её достижения в рамках комплекса могут реализовываться следующие меры:

  • инспекция в определенном объёме с определенной периодичностью;

  • плановая замена деталей по состоянию, наработке;

  • плановая замена смазочно-охлаждающих жидкостей, смазка по состоянию, наработке;

  • плановый ремонт по состоянию, наработке.

(3)Способы планирования мер по техническому обслуживанию и ремонту классифицируются следующим образом:

  • по событию — например, устранение поломки оборудования, используется, если себестоимость ремонта относительно низкая, а брак продукции, который получается в результате поломки оборудования, невысок и не повлияет на выполнение обязательств перед заказчиками;

  • регламентное обслуживание — для оборудования, с предусмотренными режимами и регламентами обслуживания, изначально предполагающего регулярное применение соответствующих мер по поддержанию работоспособности, такой вид обслуживания дает самый высокий процент готовности оборудования, но он и самый дорогой, поскольку реальное состояние оборудования может и не требовать ремонта;

  • по состоянию — экспертным путем или с помощью измерителей, установленных на оборудовании, проводится оценка состояния оборудования, и на основании этой оценки делается прогноз, когда это оборудование надо выводить в ремонт. Плюсы этого вида обслуживания — его себестоимость меньше, а готовность оборудования к выполнению производственных программ достаточно высока.

(4)

studfiles.net

Виды технического обслуживания. Классификация видов техобслуживания. Периодичность технического обслуживания оборудования :: SYL.ru

Техническое обслуживание (ТО) является обязательной мерой профилактического контроля сооружений, оборудования и механических средств. В зависимости от целевого объекта применения могут устанавливаться разные сроки проведения подобных мероприятий. Как правило, техобслуживание производится в промежутках между капитальными и плановыми ремонтными работами. В зависимости от эксплуатационных качеств и характеристик объекта подобные меры тоже могут включать ремонтные операции. Соответственно, выделяются разные виды технического обслуживания, на разделение которых влияют не только оборудование с его параметрами, но и условия эксплуатации. Но для начала стоит рассмотреть основные задачи техобслуживания и его роль в процессе использования объекта.

Назначение мер по техническому обслуживанию

Независимо от сферы применения, техобслуживание ставит целью продление или поддержание эксплуатационного срока целевого объекта. Под объектом может пониматься как часть конструкции, сооружения или механизма, так и в целом предмет эксплуатации вместе с сопряженными коммуникациями.

Само по себе обслуживание тоже может рассматриваться по-разному. Как правило, оно включает мероприятия, направленные на выявление неисправностей, изношенных элементов, повреждений и деформаций, которые на данный момент могут не влиять на работоспособность системы, но в скором будущем станут причиной ее выхода из строя. Поэтому на базовом уровне практически все виды технического обслуживания от промышленного назначения до контроля автомобиля в условиях гаража предполагают выполнение внешнего осмотра. На этом этапе обнаруживаются явные повреждения в конструкциях и механизмах.

Следующий этап, который не относится напрямую к ремонтным операциям как таковым, предполагает обновление расходных частей. К примеру, в обслуживании зданий ответственная бригада рабочих может в плановом порядке производить замену изоляции электропроводки или обновлять отдельные узлы в трубопроводах. Подобные операции выполняются в рамках регламентных работ, основанием для которых может стать инструкция по эксплуатации конкретного объекта или предписание главного инженера.

Классификация видов техобслуживания

Признаков для классификации техобслуживания достаточно много, однако принципиальные разделения проходят по организации выполнения работ, методам, этапам эксплуатации и т. д. Что касается подхода к организации техобслуживания, то ключевым фактором различия выступит исполнитель. Это может быть специализированная служба диагностики оборудования, комиссия, местный обслуживающий и в то же время эксплуатирующий персонал. Например, производственное предприятие может периодически нанимать стороннюю фирму для проведения обслуживания оборудования или доверять эти работы в соответствии со своими же регламентами штатным сотрудникам.

Методы выполнения техобслуживания обуславливают классификацию непосредственно по характеру выполняемых операций. Это может быть тот самый внешний осмотр, глубокая или комплексная диагностика, замена расходных элементов или частичный ремонт. Капитальные ремонтные работы редко проводятся в рамках техобслуживания. Обычно для таких мероприятий подготавливается специальный проект. Например, эксплуатация промышленного оборудования требует регулярного осмотра функциональных частей. При очередной ревизии обслуживающий персонал выявляет неисправности и составляет по ним соответствующий отчет.

Далее главный инженер разрабатывает проект по устранению неполадок и в будущем уже в рамках планового ремонта другая команда наладчиков реализует назначенные операции. Здесь стоит отметить и существенность разных этапов эксплуатации с точки зрения необходимости проведения обслуживания. Как правило, потребность в ревизии возникает при вводе объекта в рабочий процесс, после его ремонта и перед консервацией.

Периодичность технического обслуживания

Существуют разные подходы к назначению сроков проведения техобслуживания. Для начала стоит отметить значение повода, на основе которого рассчитывается периодичность данного рода профилактики в контексте эксплуатации того или иного объекта. Наиболее распространенным основанием для техобслуживания является уже упомянутая инструкция от производителя. В ней прописываются не только сроки выполнения данных мероприятий, но и рабочие операции. К примеру, бытовая техника в зависимости от вида должна подвергаться осмотру раз в месяц, полгода или год.

Станки на предприятиях могут проверяться на предмет состояния функциональных частей после каждого сеанса работы, а комплексному обслуживанию подвергаются раз в месяц или год. При обслуживании автомобилей интервалы между проверками обычно рассчитываются по пробегу – то есть количеству тысяч километров, которые проехала машина. И опять же, это касается периодичности технического обслуживания, которая устанавливается инструкцией или ответственным лицом на предприятии и закрепляется в виде регламента. Но также поводом для техобслуживания может стать преждевременный износ или повреждение.

Далеко не всегда техника, строительные объекты или инженерные коммуникации отрабатывают свой ресурс в соответствии с заявленными сроками. Поэтому в процессе эксплуатации может быть случайно выявлено неудовлетворительное состояние того или иного механизма или конструкции. В таких случаях назначаются неплановые виды технического обслуживания, которые помогают определить характер неисправности или износа. Резюмируя вышесказанное, можно выделить еще два вида техобслуживания – плановое и текущее.

Плановое техобслуживание

Отличительной чертой плановых или регламентных работ является их выполнение по ранее составленному графику. Также на предприятиях может составляться специальная технологическая карта, в которой прописываются конкретные операции, связанные с поверхностными ремонтными мероприятиями, заменой расходников по истечении срока службы и т. д. Как правило, регламентное техническое обслуживание оборудования предусматривает выполнение диагностических процедур, регулировочные действия, настройку функциональных режимов, обновление смазочных жидкостей, чистку узлов и агрегатов. К выполнению работ допускается только обученный персонал, знакомый с целевым объектом обслуживания.

После завершения регламентного обслуживания составляется соответствующая отчетность и делается запись в техническом журнале. В дальнейшем эта информация позволит быстрее обнаружить причины возможного выхода из строя оборудования. При этом важно подчеркнуть, что плановое техническое обслуживание не всегда производится на основе исходных инструкций производителя. В процессе эксплуатации тот же главный инженер может корректировать подходы и методы к диагностике или ремонту, делая поправки на текущее состояние объекта и условия эксплуатации.

Текущее техобслуживание

Мероприятия такого рода обычно выполняются независимо от регламентного графика. Но это не значит, что исполнители игнорируют технические рекомендации по обслуживанию и само назначение работ не идет по плану. Во-первых, текущее техническое обслуживание может выполняться по установленной схеме эксплуатации с выполнением чистки и диагностики после каждого сеанса применения оборудования. Во-вторых, обслуживающий персонал не отклоняется от общих принципов ремонта и замены деталей, которые прописываются в инструкциях или регламенте.

В отличие от планового ТО, текущие мероприятия выполняются чаще, но реже предполагают глубинную проверку узлов и агрегатов объекта. Исключением является только событийное обслуживание, связанное, например, с выходом из строя оборудования. Также стоит упомянуть сезонное техническое обслуживание, которое тоже может выполняться параллельно регламентным работам. Данная разновидность ТО назначается как промежуточная мера подготовки объекта к новым условиям эксплуатации. Например, при переводе техники на летнее или зимнее время эксплуатации.

Ежедневное техобслуживание

В данном случае предусматривается каждодневное обслуживание объекта, связанное с меняющимися условиями его использования. В частности, ТО при эксплуатации обрабатывающих станков может предусматривать выполнение чистки функциональных деталей после каждой рабочей смены. Также могут проверяться узлы и системы, которые функционировали под высокой нагрузкой. Такой контроль позволяет снизить риск поломки оборудования в процессе дальнейшего использования.

Назначается данный вид обслуживания и для транспортной техники. Уже на первых этапах эксплуатации инструкция может требовать выполнения каждодневной проверки крепежных узлов, смазочно-очистительных систем и регулирующих механизмов. Наиболее жесткие требования руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту предусматривает на период так называемой обкатки двигателей. Заводские механизмы, которые в первые же дни подвергаются интенсивной эксплуатации, требуют к себе повышенного внимания именно из-за резкой смены физического состояния.

Особенности техобслуживания промышленных агрегатов

В промышленной сфере роль профилактических мероприятий особенно важна, поскольку условия эксплуатации оборудования способствуют быстрому износу расходников и основных рабочих элементов. Например, тех. обслуживание газового оборудования предусматривает выполнение мер, которые позволят фиксировать возможные поломки, обуславливающие риски возгорания и даже взрыва. Обслуживающий персонал проверяет форсунки, каналы подачи газа, состояние регулирующей инфраструктуры и герметичность подключаемых трубопроводов.

Высокая частота выполнения профилактического осмотра в данной сфере связана и с характером выполняемых задач. Те же станки, производящие обработку металлов и древесины, требуют едва ли не ежечасного ухода. К примеру, эксплуатация промышленного оборудования на металлообрабатывающих предприятиях предусматривает устранение отходов непосредственно в перерывах между рабочими сеансами. Это же касается калибровки механизмов и замены функциональной оснастки.

Особенности техобслуживания зданий

Контроль сооружений капитального строительства не менее важен, поскольку от него зависит безопасность людей. Применительно к зданиям используются специальные регламенты, в которых прописываются операции по ревизии конструкций, облицовочных покрытий, фасадных систем, инженерных коммуникаций, электротехники и т. д. Также могут применяться разные виды технического обслуживания в зависимости от периодичности выполнения, плановые или текущие.

Однако в строительной сфере чаще всего профилактический осмотр совмещается именно с текущими ремонтными операциями. По сути, такой ремонт и является техобслуживанием, позволяющим не только выявлять чрезмерно изношенные конструкции, но и производить их починку. Другое дело, что серьезное восстановление перекрытий, изменение планировки, переустройство инженерных сетей может выполняться только в рамках капитального ремонта и в соответствии с установленным регламентом.

Особенности техобслуживания автомобилей

Обслуживание транспортной техники может выполняться и на специализированных станциях, и в условиях собственного гаража. Причем эти виды мероприятий лишь в отдельных нюансах могут заменять друг друга. Что касается операций, которые выполняет сам автовладелец, то к ним можно отнести чистку кузовных поверхностей, полировку стекол, регулировку отдельных механизмов в салоне, проверку масла и т. д.

Но также руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей предусматривает диагностику бортовой электросети, проверку состояния рулевого управления, тормозной системы, приборов освещения и др. Подобные мероприятия профессионально могут осуществить только специалисты автосервисов. В плане периодичности выполнения обслуживания транспортной техники можно отметить, что ее также устанавливают плановые регламенты, но они не отменяют и текущие профилактические операции.

Кроме того, независимо от графика регламентного ТО каждый автомобилист должен производить и сезонную подготовку машины к новым условиям эксплуатации. Наиболее распространенными мерами в рамках такого обслуживания можно назвать замену шин и настройку климатического оборудования.

Заключение

В любой сфере применения техобслуживание является ответственной мерой в обеспечении стабильного и полноценного функционирования объекта. Очень многое в качестве выполнения подобных мероприятий зависит от самой организации их проведения. На крупных предприятиях за подобные работы отвечают специальные отделы и подразделения, которыми руководят главные инженеры и механики. Они же могут составлять планы, графики и регламенты, в соответствии с которыми производятся профилактические операции.

В то же время существуют правила технического обслуживания, которые не может пересматривать даже высококвалифицированный специалист – к ним относятся положения, регулирующие нормы обращения с мощными энергетическими установками, отопительными агрегатами, крупными инженерными станциями. В частности, в таких правилах устанавливаются правила обеспечения индивидуальной безопасности для персонала, который должен производить обслуживание.

Разумеется, нормы эксплуатации бытовой техники не столь требовательны в плане регуляции методов проведения техобслуживания. Это может быть поверхностная проверка корпусов, чистка, замена расходников или обновление того же уровня масла – то есть процедуры, которые может выполнить и рядовой пользователь, имеющий на руках инструкцию от производителя.

www.syl.ru

Тонкости технической эксплуатации и обслуживания объекта недвижимости

28.10.2014

Сергей Креков, генеральный директор УК Clever Estate.
RWAY:
Торговый центр, склад, офисный центр, жилой комплекс – есть ли отличия в их эксплуатации?

Вы удивитесь, но вне зависимости от категории объекта, жилой ли это дом, торговый или офисный центр, складской или производственный комплекс – принцип функционирования любого объекта с точки зрения инженерии, одинаков. Когда нам говорят, мы банк, у нас в здании есть определенные особенности, мы понимаем, что особенности эти заключаются не в самом здании и не в том, как оно функционирует, а лишь в режиме безопасности и порядке прохода в здание. И обслуживая банк, мы должны это учитывать. У каждой категории объектов есть свой график функционирования, и именно в этом состоит их индивидуальность. В торговом центре, например, нужно учитывать трафик, и на пике посещаемости не стоит бегать с лестницами или отключать электричество, чтобы провести планово-предупредительные работы. Обслуживая жилой комплекс, нужно помнить Закон города Москвы о соблюдении тишины в ночное время. И так далее.

RWAY: А что все-таки главное при обслуживании объекта?

При обслуживании и эксплуатации объекта прежде всего нужно понимать характер инженерного оборудования, какое оно, что с ним делать и как его эксплуатировать.

RWAY: С чего начинается коммуникация с владельцем объекта?

Если опустить все предварительные маневры до того момента, когда у владельца уже есть понимание, кто будет обслуживать его объект, то коммуникация начинается с того, что от клиента приходит ТЗ, техническое задание. Она же – заявка на обслуживание. В ТЗ, как правило, указывается весь перечень инженерных систем и коммуникаций, имеющихся в здании, которые собственник хочет передать в эксплуатацию. Выглядит этот перечень примерно так. Крупнобуллитно в табличной форме перечислены все системы и к этому добавлены различные описания, дополнения и пояснения.

Например. Система охлаждения воздуха. И перечисляется все оборудование, с помощью которого воздух в здании охлаждается. Например, холодильные машины такого-то типа. Наименование этих машин, их количество, производитель. Указывать производителя необходимо, потому что у оборудования от разных производителей может быть разное обслуживание. Это как ярлычки для химчистки на одежде: что-то можно стирать в горячей воде, а что-то только в едва теплой. Или электроснабжение. Сети описывать не обязательно, а сколько в здании электрощитовых комнат и их тип – нужно.

RWAY: А пишет ли собственник в техзадании свои пожелания? Например, хочу, чтобы холодильное оборудование проходило профилактику два раза в месяц?

Как правило, нет. Вообще, владельцев объектов можно разделить на три типа. Первый – это опытный заказчик, он уже имел дело с управляющими компаниями, либо у него была или есть своя эксплуатационная служба, либо просто он по образованию инженер, волею случая ставший девелопером. Такой всегда говорит, я знаю, что я хочу, и дайте мне это. Но это бывает нечасто. Преобладает другой вариант – когда заказчик говорит, я не знаю, что я хочу. У меня есть такое-то инженерное оборудование, дайте мне ваши предложения или рекомендации по обслуживанию. И тогда в зависимости от цены я буду думать. И третий тип, когда заказчик совсем не понимает, что ему нужно и ничего не знает об инженерных системах, расположенных в его здании, но понимает, что техобслуживание необходимо… Он тоже дает ТЗ, где отмечает, что есть система электроснабжения. Мы говорим, ну хорошо, а что туда входит? Он отвечает, ой, а я не знаю. Есть щит какой-то, еще что-то…

Как мы поступаем? У нас на это есть специальные листы-опросники, с помощью которых мы хотя бы визуально можем собрать первичную информацию о составе инженерных систем. Стандартные опросники довольно примитивны, на то они и первичные. Например, сколько в здании лифтов, какие они, грузовые, пассажирские… И ходим вместе с заказчиком, считаем.

RWAY: Какие обычно системы бывают перечислены в ТЗ?

Есть ряд основных. Во-первых, система электроснабжения всего здания. Перечисляются не только провода и кабели, но все, вплоть до розеток. Система водоснабжения и водоотведения. Количество труб и вентилей обычно не прописывают, но указывают основные диаметры. Горячее водоснабжение. Если горячая вода поступает через ИТП (индивидуально-тепловые пункты), значит его тоже надо будет обслуживать. Система вентиляции. Вентиляция приточная и вытяжная. Система кондиционирования. В складском помещении могут быть холодильные машины. Система отопления здания.

На все эти системы после подписания договора мы должны получить инженерную документацию, по которой мы и будем их эксплуатировать, но об этом я скажу позднее.

RWAY: Что происходит после того, как вы получили ТЗ?

— Мы проводим визуальный аудит объекта. С ТЗ в руках. Так как мы должны понимать, что ТЗ соответствует тому, что мы своими глазами видим на объекте. Буквально обходим весь объект сверху донизу вместе с представителем заказчика. Если что-то непонятно, просим показать. Например, покажите холодильные машины. В каком они состоянии. Мы должны заранее понимать, если это машина старая или изношенная, то она будет часто ломаться и для ее починки будут требоваться дополнительные людские ресурсы.

После того, как осмотр произведен, мы готовим коммерческое предложение. Мы анализируем увиденное и разрабатываем технологию обслуживания. Сама технология строится на том, сколько раз с какой периодичностью и в какие сроки будут проводится работы в каждом узле каждой из систем. И все это переводится на, если так можно выразиться, язык людских ресурсов: какое количество специалистов с какой периодичностью будут обслуживать объект. Они могут находиться непосредственно на объекте, если это потребуется, либо приезжать с какой-то периодичностью, чтобы выполнять какие-то работы. Этот симбиоз и называется технологической картой, которую мы предоставляем клиенту на рассмотрение.

Вообще говоря, техобслуживание объекта делится на три вида. ППР – планово-предупредительные работы, еще ответная эксплуатация, то есть, работа по заявкам, и аварийные работы.

Основные работы на объекте – это ППР. Это работы по поддержанию штатного функционирования объекта и сокращению аварийных ситуаций. Условно их можно сравнить с ТО в автомобиле. Они выполняются по согласованному графику. То есть, выделяются определенные инженерные системы, составляется план-график этих работ: что делается, когда делается, и после этого становится понятным, какой необходим персонал и с какой частотой он будет обслуживать узлы.

Второй довольно частый тип работ, входящий в договор с собственником объекта – это работы по заявкам. Хотя они и отличаются от устранения аварийных ситуаций, тем не менее, они также непредсказуемы. Это, в-основном, хозяйственные работы, устранения мелких неполадок, локальных и несложных. Например, перегорела лампочка, отошел линолеум. Либо это мелкий ремонт, который производится в течение двух-трех часов. Например, какая-нибудь локальная заделка отвалившейся плитки, или замена разбитого оконного стекла. Иногда в контракте прописывается: работы по заявкам не более 1 кв метра. Такую работу осуществляют так называемые «хаус-мастеры». Это специалисты не самой высшей квалификации, а скорее, широкого профиля, выполняющие разнообразные технические работы.

RWAY: Представим такую ситуацию. Вы сформировали технологическую карту, обсчитали ее, презентовали клиенту, тому все понравилось, заключили контракт, начинаете эксплуатировать и вдруг видите: системы в здании изношены сильнее, чем вы думали, это занимает больше времени, и, соответственно, «ест» больше денег. Что вы будете делать? Уменьшите свою маржу или скажете клиенту, извини, дорогой, мы что-то обсчитались, плати-ка еще?

Ну нет, так не бывает. Во-первых, во время визуального осмотра всегда ясно видно, где системы изношены, а где – нет. Да, мы не видим детали износа, но внешний вид узлов дает более-менее адекватное понимание. Кроме того, все-таки наши инженеры довольно опытные специалисты, в силу того, что мы давно этим занимаемся, и видят, где что. Соответственно, мы всегда закладываем некую финансовую дельту. Во-вторых, и это главное, в контракт управляющей компании входит только два вида работ, это ППР и ответная эксплуатация. Устранение дефектов и аварийных ситуаций туда не входит. Хотя, конечно, все проговаривается с клиентом, и об этом я сейчас скажу.

После того, как контракт заключен, происходит две вещи. Первая. Собственник передает нашему инженеру исполнительную документацию. На основании исполнительной документации мы можем проводить не только ППР, но прежде всего, она нужна в случае, если в системе случаются какие-то поломки. Благодаря ней, мы понимаем, где и как проложены те или иные элементы коммуникаций. Затем в течение месяца мы уточняем и согласовываем с заказчиком график и характер ППР. Смотрим по всем позициям, стоит ли проводить те или иные работы, которые были прописаны в ТЗ. И окончательно формируем карту обслуживания.

И второе. Имея исполнительную документацию на руках, мы снова отправляемся на осмотр, теперь уже детальный и доскональный. И на его основе в течение месяца составляем «дефектную ведомость», где даем развернутые рекомендации по ремонту инженерных систем, по их приведению в порядок или даже по каким-то проектным изменениям.

И это уже другое предложение. Стоимость, масштаб и объем работ тут другие. Все на порядок выше. Для контракта на эксплуатацию и техническое обслуживание в зависимости от сложности систем подбирается определенный штат специалистов широкого профиля, ориентированный именно на штатное обслуживание. А здесь будут задействованы специалисты другой, более высокой квалификации и более узконаправленной специализации. Это инженеры, каждый по своему направлению. Например, инженер по вентиляции и кондиционированию. Он смотрит исполнительную документацию, он проводит обследование работоспособности системы. И после этого он дает рекомендации по устранению каких-то недочетов, которые проявились бы во время работы системы. Ну а дальше клиент решает, что из устранения дефектов инженерии он может себе позволить. Конечно, мы даем рекомендации, вот здесь у вас такой износ, что есть риск авариной ситуации, и вот здесь, мы бы рекомендовали устранить этот дефект…

RWAY: Исходя из каких параметров рассчитывается стоимость обслуживания объекта?

Основной бюджет любой компании на 80% состоит из фонда оплаты труда. И мы не исключение. Иногда собственники не понимают, из чего складывается процесс эксплуатации объекта; они могут, например, задать такой вопрос, а сколько нам будет стоить, например, прочистка метра трубы? Чтобы ее прочистить, надо вызвать специалиста. И прочистка будет стоить столько, сколько часов он будет чистить эту трубу. Если она забита несильно, то недолго. А если ее не удосужились прочистить ни разу с тех пор, как поставили, то времени это займет больше, и, соответственно, будет стоить дороже.

Стоимость рассчитывается исходя из человеко-часов. Мы приходим к пониманию, какой состав людей нужен, исходя из объема выполняемых работ. Клиенту мы показываем в том числе, и штатное расписание, которое будет действовать на его объекте, и график его работы. Оно состоит из двух блоков: это штат, который непосредственно всегда находится на объекте, и выездной штат, который приезжает на объект, раз в месяц или раз в неделю. Например для ППР охранно-пожарной сигнализации на объекте не должен постоянно присутствовать специалист, но раз в месяц он обязан приезжать для проведения профилактики. Все это мы объясняем клиенту, все действия специалистов, и все расходы на них, показываем. По опыту могу сказать, чем прозрачнее все показывать клиенту – тем проще с ним работать.

Источник: RWAY.Ru — информационно-аналитический портал о недвижимости

rway.ru

Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования

Категория:

   Электропогрузчики

Публикация:

   Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования

Читать далее:



Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования

Для обеспечения безотказной работы электрооборудования необходимо соблюдать основные правила эксплуатации и технического обслуживания электродвигателей и аппаратуры.

Необходимо аккуратно очищать от пыли и грязи крышку коллекторного люка и прилегающую к ней поверхность. Особое внимание надо обратить на состояние коллектора. Его поверхность должна быть гладкой, не иметь механических повреждений и не должна быть загрязнена смазкой.

При хорошем состоянии пластины коллектора имеют красноватый (с фиолетовым оттенком) цвет; часть поверхности коллектора, соприкасающаяся со щетками, должна быть блестящей. Если коллектор чернеет, имеет следы подгорания или другие дефекты, его следует зачистить мелкой стеклянной шкуркой № 00, навернутой на деревянную колодку с вырезом по диаметру коллектора. Ширина бумаги и колодки должна быть равна ширине коллектора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Зачищать поверхность коллектора без колодок запрещается, так как это может изменить его цилиндрическую форму. Недопустимо применять для зачистки коллектора наждачную бумагу.

Следует избегать частого применения шкурки, лучше всего коллектор протирать тряпкой, смоченной в спирте или (в крайнем случае) в бензине. После очистки коллектор нужно продуть сухим сжатым воздухом из компрессора или ручным насосом.

При осмотрах внутренней поверхности электродвигателя при обнаружении повреждений электродвигатель отправляют в ремонт.

При ежегодном осмотре необходимо разбирать электродвигатель, осматривать его части, промывать подшипники и закладывать свежую смазку.

В процессе эксплуатации необходимо регулярно очищать от пыли и грязи контроллер, продувая его сухим сжатым воздухом или протирая чистой тряпкой; зачищать контакты от нагара и оплавлений мелким напильником, металлической щеткой или стеклянной бумагой.

Особое внимание надо уделять притиранию контактов. Для погрузчиков 4004, КВЗ притирание характеризуется величиной зазора между упорами держателя подвижного контакта и рычага с роликом. Этот зазор должен равняться 2—2,5 мм, что будет соответствовать величине притирания 4—5 мм.

Трущиеся части контроллера (кулачковые шайбы и ролики) смазывают тонким слоем вазелина, не допуская его попадания на изоляцию-

При ежегодном осмотре необходимо разобрать контроллер, осмотреть все его части, промыть подшипники и заложить свежую смазку.

Контакторы следует осматривать ежемесячно. Контактор очищают от пыли и грязи, проверяют легкость хода всех подвижных частей, провернув контактор несколько раз рукой.

При ежегодном осмотре необходимо контактор разобрать и проверить состояние всех его частей.

Уход за выключателями сводится к удалению пыли и грязи, подливанию гаек. При изменении звучания сигнала его следует отрегулировать. Сигнальную кнопку необходимо ежемесячно счищать от пыли и грязи.

Уход за пусковым сопротивлением заключается в удалении грязи с его элементов и подтягивании контактных и крепежных соединений.

Уход за аккумуляторными батареями производится на основании инструкции в специальных зарядных станциях, но водитель электропогрузчика должен знать следующее:
1. Контроль за правильностью эксплуатации аккумуляторных батарей во время работы электропогрузчика возлагается на водителя, который обязан прекратить работу при минимально допустимом напряжении аккумулятора. Для контроля состояния батарей водитель должен быть обеспечен нагрузочной вилкой, предназначенной для измерения напряжения батарей (если погрузчик не имеет указателя емкости батареи). Категорически запрещается проверять заряд аккумуляторов, замыкая полюса накоротко.
2. Для зарядки батарея может находиться на погрузчике или быть снятой с него.
3. Перед снятием батарею необходимо отключить от электросистемы погрузчика.
4. Батарейный ящик, аккумуляторы, перемычки должны быть чистыми и сухими.
5. Для очистки наружных частей аккумулятора от грязи и солей необходимо использовать чистую влажную тряпку, навернутую на деревянную палочку.
6. Борны аккумулятора и перемычки должны быть покрыты тонким слоем технического вазелина.
7. При работе гаечным ключом и другими металлическими инструментами нельзя допускать короткого замыкания аккумуляторов.
8. Пользоваться открытым пламенем возле батареи категорически запрещается.
9. Даже малое количество кислоты может разрушить щелочной аккумулятор.

Рекламные предложения:


Читать далее: Обкатка электропогрузчиков

Категория: — Электропогрузчики

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Кислотные аккумуляторы используются в системах автотракторного электрооборудования и в ряде стационарных установок.

Для обеспечения максимального срока службы аккумуляторных батарей (не менее 3…5 лет, в зависимости от интенсивности эксплуата­ции) необходимо, чтобы средняя степень заряженности, при которой эксплуатируется батарея, поддерживалась не ниже 75 %, своевре­менно проводилось техническое обслуживание и электрооборудование машины находилось в исправном состоянии. Степень заряженности батареи зависит от величины регулируемого напряжения, температуры электролита, продолжительности и величины разрядных токов, длительности работы с момента ввода в действие. В зимние периоды с уменьшением естественного освещения и понижением температуры увеличиваются токи и время разряда, а зарядный ток уменьшается вследствие повышения внутреннего сопротивления батареи. Поэтому важно, чтобы в зимних рейсах температура электролита поддержи­валась выше 0 °С. Для этого батареи, установленные не под капотом, должны быть утеплены войлоком или другим кислотостойким материалом с вентиляцией для удаления гремучего газа. В районах с высокой температурой (Средняя Азия и др.) необходимо защищать аккумуляторы от перегрева.

Батареи, установленные под капотом, чаще всего выходят из строя в июле — августе, а расположенные у подножек (ЗИЛ-130) снимаются с эксплуатации как не удовлетворяющие требованиям стартерного пуска чаще в осенне-зимние периоды.

Утепляя батарею для зимней эксплуатации, более тщательно надо укрывать верхнюю часть, так как свинцовые межэлементные соединения и выводы излучают около 80 % тепла. Под батарею кладут теплоизолирующую прокладку. При отрицательных температурах электролита отдаваемая батареей емкость и зарядный ток резко снижаются. При температуре — 20 °С зарядка практически отсутствует, а отдаваемая емкость составляет около 45 % от емкости при температуре 25 °С. В то же время для пуска холодного двигателя требуется большая мощность вследствие повышенного сопротивления про­кручиванию из-за увеличенной вязкости масла. На ночь рекоменду­ется батареи снимать с машин и хранить в теплом помещении. Для сохранения ресурса батареи важно соблюдать правила пуска двигателя.

Батареи требуют периодического обслуживания:

  • контроля уровня электролита не реже одного раза в две недели и доливки дистилли­рованной воды по необходимости;
  • очистки поверхности и вентиляци­онных отверстий от пыли, грязи, увлажнений электролитом, выделяе­мым при зарядке;
  • проверки надежности крепления батареи в гнезде;
  • очистки наконечников проводов и выводов батарей от окислов, смазки их техническим вазелином с последующей плотной затяжкой контактных соединений.

Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смо­ченной 10 %-ным раствором нашатырного спирта или кальцинирован­ной соды. Окислы (зеленый налет) с наконечников проводов и выво­дов батареи удаляют ветошью, смоченной в воде. Провода, соединя­ющие батарею с «массой» и стартером, должны быть не натянуты для предупреждения порчи выводных клемм и образования трещин в мастике.

Электролит этих аккумуляторов приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Его готовят в стойкой против серной кислоты посуде (керамическая, эбонитовая, свинцовая). Причем в посуду заливают вначале воду, а затем тонкой струйкой кислоту при непрерывном перемешивании. Количество кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 150 С, которое необходимо добавить на 1 л воды для получения электролита нужной плотности, приведено в таблице.

Таблица

Плотность электролита при 150С

Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита

Плотность электролита при 150С

Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита

1,255

0,305

1,300

0,405

1,270

0,345

1,310

0,425

1,280

0,365

1,320

0,450

1,285

0,375

1,340

0,495

Электролит заливают в батарею через стеклянную или свинцовую воронку. Причем его температура должна быть выше 250 С.

При работе с кислотным электролитом следует соблюдать меры предосторожности, так как серная кислота вызывает ожоги и разрушает органические материалы.

После заливки электролита следует дать возможность пластинам пропитаться электролитом. Для этого аккумуляторы нужно выдержать перед зарядкой определенное время: новые незаряженные батареи 4–6 ч, новые сухо заряженные батареи 3 ч.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *