Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
(ред. от 27.12.2018)
Принят
Государственной Думой
6 марта 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
12 марта 1998 года
Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Воинская обязанность
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
Раздел II. ВОИНСКИЙ УЧЕТ
Статья 8. Организация воинского учета
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
Раздел III. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ И ДОБРОВОЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
ГРАЖДАНИНА К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
Статья 16. Утратила силу
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
Статья 20.1. Обучение граждан по программе военной подготовки в учебных военных центрах
Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
Раздел IV. ПРИЗЫВ ГРАЖДАН НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
Статья 27. Состав призывной комиссии
Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
Статья 30. Утратила силу
Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
Раздел V. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ
Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования
Раздел VI. ВОЕННАЯ СЛУЖБА
Статья 36. Прохождение военной службы
Статья 37. Исполнение обязанностей военной службы
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту
Статья 39. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих
Статья 40. Военная присяга и обязательство
Статья 42. Воинские должности
Статья 43. Назначение на воинские должности, освобождение от воинских должностей
Статья 44. Перевод военнослужащих
Статья 45. Приостановление военной службы
Статья 46. Составы военнослужащих и воинские звания
Статья 47. Присвоение воинских званий
Статья 48. Лишение воинского звания, снижение в воинском звании, восстановление в воинском звании
Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе
Раздел VII. УВОЛЬНЕНИЕ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
Раздел VIII. ЗАПАС ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СЛУЖБЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ
Статья 51.2. Запас
Статья 52. Зачисление в запас
Статья 53. Состав запаса
Статья 54. Военные сборы
Статья 55. Освобождение от военных сборов. Граждане, не подлежащие призыву на военные сборы
Статья 56. Порядок прохождения военных сборов
Статья 57. Присвоение воинских званий гражданам, пребывающим в запасе
РАЗДЕЛ VIII.1. МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ ЛЮДСКИЕ РЕЗЕРВЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК,
ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ
Статья 57.1. Граждане, пребывающие в резерве
Статья 57.2. Контракт о пребывании в резерве
Статья 57.3. Срок контракта о пребывании в резерве
Статья 57.4. Заключение контракта о пребывании в резерве
Статья 57.5. Аттестация резервиста. Квалификационный экзамен
Статья 57.6.Пребывание в резерве
Статья 57.7. Обязанности и ответственность резервиста
Статья 57.8. Основания исключения из резерва
Раздел IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 58. Действие ранее принятых нормативных правовых актов
Статья 58.1. Особенности правового регулирования отношений в сфере исполнения воинской обязанности отдельными категориями граждан Российской Федерации
Статья 59. Утратила силу
Статья 60. Действие ранее заключенных контрактов о прохождении военной службы
Статья 61. О включении срока действительной военной службы в общую продолжительность военной службы
Статья 62. О воинских званиях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом
Статья 63. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Статья 64. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием настоящего Федерального закона
Статья 65. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Президент
Российской Федерации
Б. ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
28 марта 1998 года
www.prizyv.net
Федеральный закон О воинской обязанности и военной службы 🚩 Правовая работа
ПЛАН
проведения правового информирования с личным составом
ТЕМА: Федеральный закон О воинской обязанности и военной службы
ВРЕМЯ: 20 минут
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ _______
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53 ФЗ
от 28 марта 1998г.;Федеральный закон «О статусе военнослужащих»№76-ФЗ от 27 мая
1998 года.
ХОД ИНФОРМИРОВАНИЯ:
В силу особой значимости военной службы государство законодательно определяет порядок ее прохождения, основные вопросы ее содержания, права, обязанности и степень от-
ветственности военнослужащих. Знание всего этого поможет качественно выполнять возло-
женные на них обязанности, а в случае необходимости и защищать свои права.
1
Под законодательством о военной службе понимается совокупность нормативных правовых актов, регулирующих организацию военной службы в РФ, и правовое положение
военнослужащих, в том числе условия и порядок прохождения военной службы, их права и
обязанности, степень ответственности, виды поощрений, основания увольнения с военной службы и другие вопросы.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и воен-
ной службе» военная служба- особый вид федеральной государственной службы, испол-
няемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в других войсках и воинских формированиях.
Она имеет следующие отличия и особенности :
- К гражданам, поступающим на военную службу, представляются повышенные
требования по части состояния здоровья, уровня образования и профессиональнальной под-
готовки, морально- психологических качеств и физической подготовленности.
- Важной особенностью военной службы является обязательное принятие воен-
ной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на нее. Военная присяга имеет не только нравственное, но и правовое значение. После ее принятия военнослужащий приобре-
тает полный объем своих служебных прав и обязанностей. Нарушение присяги влечет за со-
бой дисциплинарную или уголовную ответственность.
- Другая особенность военной службы- ее строго обязательный характер. В пе-
риод прохождения военной службы военнослужащий не может по собственному желанию изменить должность, место службы, условия выполнения служебных обязанностей, прекра-
тить их выполнение.
- Особая значимость военной службы проявляется и в более строгих мерах воз-
действия за нарушения или уклонение от выполнения воинских служебных обязаннос-
тей. Например, за самовольное оставление части (место несения службы) военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие
государственные служащие несут более мягкое наказание.
- Военная служба по своей сути связана с риском и ответственностью за жизнь
других людей и требует от военнослужащих не просто исполнительности, как на других ви-
дах государственной службы, а беспрекословности подчинения, повиновения военнослу-
жащих требованиям командиров (начальников) в любых условиях. Поэтому командиры по отношению к подчиненным наделены большим объемом властных полномочий, чем соответ-
ствующие должностные лица невоенных государственных организаций.
- Для военнослужащих характерно наличие воинских званий. Они обеспечи-
вают ясность и четкость в служебных взаимоотношениях, помогают ориентироваться в но-
вом коллективе, в сложных, меняющихся условиях служебно-боевой деятельности. Объем служебных полномочий ( особенно властных) зависит не только от занимаемой военнослу-
жащим должности, но и от его воинского звания.
- Для военнослужащих предусмотрены особые формы одежды и знаки разли-
чия. В соответствии с установленным порядком военнослужащие имеют право на хранение,
ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.
Эти и другие особенности военной службы определяют особый статус воен-
нослужащих, предъявляют к ним повышенные требования, ограничивают ряд их прав и сво-
бод. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им пре-
доставляется ряд льгот и компенсаций.
Кроме Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» №53-ФЗ от 28 марта 1998 г (см. схему) порядок прохождения военной службы определяется
такими нормативно-правовыми актами, как :
- Федеральный Закон «Об обороне» №61-ФЗ от 31 мая 1996 г;
- Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ от 27 мая 1998г;
- Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ №1237 от 16 сентября 1999г)
- Другие федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Прави-
тельства РФ.
В соответствии с организационной структурой, а также системой штатных долж-
ностей можно выделить следующие формы военной службы : военная служба солдат, мат-
росов, сержантов и старшин; военная служба прапорщиков и мичманов; военная служба
офицерского состава.
По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и военную службу по контракту. Военную службу по контракту проходят : офицеры; прапор-
щики и мичманы; курсанты военных образовательных учреждений профессионального обра-
зования; сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по кон-
тракту.
Военную службу по призыву проходят : солдаты, матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из
запаса; курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, до
заключения контракта. Условия и порядок прохождения военной службы по контракту зна- чительно отличаются от условий и порядка ее прохождения по призыву.
2
Началом военной службы по призыву для граждан, призванных на военную служ-
бу, не пребывающих в запасе, считается день убытия из военного комиссариата к месту про- хождения военной службы. С указанного момента они становятся военнослужащими, на ко- торых распространяется действие законодательства, устанавливающего права, обязанности,
степень ответственности военнослужащих, а также льготы для них и членов их семей.
Срок военной службы для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, установлен 24 месяца. Для солдат, матросов, сержантов и стар- шин, проходящих военную службу по призыву и окончивших государственные, муниципаль-
ные или имеющие государственную аккредитацию негосударственные образовательные уч-
реждения высшего профессионального образования,-12 месяцев.
В срок военной службы не засчитывается время пребывания военнослужащего в дисциплинарной воинской части; время отбывания дисциплинарного взыскания в виде арес-
та; время самовольного оставления воинской части или места военной службы продолжи-
тельностью свыше 10 суток независимо от причин оставления.
Первое воинское звание рядовой присваивается призванному на военную службу при убытии его из военного комиссариата к месту прохождения военной службы. Воинское
звание матрос присваивается призванному на военную службу при зачислении его в списки
личного состава части, где штатом предусмотрено такое воинское звание.
Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает соответствую-
щую должность ( для которой штатом предусмотрено присваиваемое или более высокое зва-
ние). Установлены следующие сроки для прохождения военной службы в воинских званиях:
- рядовой, матрос — пять месяцев;
- младший сержант, старшина 2-й статьи три месяца;
- сержант, старшина 1-й статьи — три месяца;
- старший сержант, главный старшина – три месяца.
Звание ефрейтор и старший матрос также могут быть присвоены в качестве по-
ощрения рядовым и матросам за особые личные заслуги ( образцовое выполнение своих обя-
занностей, отличные показатели в учебе и примерная дисциплина ). Звание младшего сер-
жанта ( старшины 2-й статьи) присваивается военнослужащему, успешно завершившему обучение в учебной воинской части по программе подготовки сержантов (старшин).
Понижение в воинском звании сержантов и старшин в качестве меры дисципли-
нарного взыскания производится на основаниях, указанных в Дисциплинарном уставе Воо-
руженных Сил РФ. Оно может сопровождаться переводом на низшую должность.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины по призыву назначаются на штатные
должности в соответствии со специальностью ( полученной в учебных воинских частях, тех-
никумах, профессионально-технических училищах и колледжах, Российском оборонном спортивно-техническом обществе)и присвоенным воинским званием. Право назначения на должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания до старшины, принадлежит командирам воинских частей. Продвижение по службе солдат, матросов, сержантов и старшин производится в зависимости от наличия вакантных должностей и служебного соот-
ветствия данных лиц этим должностям. Преимущественным правом назначения на вышесто-
ящие воинские должности пользуются военнослужащие по призыву, имеющие классную квалификацию, являющиеся отличниками боевой подготовки и не имеющие дисциплинар-
ных взысканий.
Солдаты, матросы, сержанты и старшины, как правило, проходят службу в тех во-
инских частях, в которые они были направлены при призыве или прибыли из учебных час-
тей. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, может быть переведен к новому месту службы без его согласия. При этом военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской
части) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов ( для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее шести месяцев и после подготовки по военно- учетным специальностям.
В соответствии с п. 8 ст.29 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется один основной отпуск следующей продолжительности :
- на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские
звания солдат и матросов 20 суток;
- на воинских должностях, для которых штатом предусмотрены воинские
звания солдат и матросов, — 30 суток.
Продолжительность основного отпуска военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, может быть увеличена в виде поощрения или сокращена в виде наказа-ния на срок до пяти суток в порядке, определяемом общевоинскими уставами.
Военнослужащим продолжительность основного отпуска увеличивается в соот-ветствии с нормами :
- Военнослужащим, проходящим военную службу :
— в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями -на 15 суток;
— в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, -на 10 суток;
— в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в том числе
отдаленных, -на 5 суток;
- Военнослужащим, находящимся на воинских должностях, исполнение обязан-
ностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоро-
вья, — на 15 суток.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, могут предостав-
ляться отпуска по болезни и по личным обстоятельствам. По личным обстоятельствам от-
пуск предоставляется на срок до 10 суток : в случае тяжелого состояния здоровья или смер-
ти близкого родственника военнослужащего; в случае пожара или другого стихийного бед-
ствия, постигшего семью или родственника военнослужащего, и в других исключительных случаях, когда командир части решит, что присутствие военнослужащего в семье необходи-
мо.
Военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, не использовав-
шему по уважительным причинам основной и дополнительный отпуска, указанные отпуска предоставляются при увольнении с военной службы с исключением его из списков части в
день окончания отпуска, который должен совпадать с днем истечения срока военной службы.
Военнослужащие по призыву могут быть уволены с военной службы досрочно в следующих случаях : по состоянию здоровью, при назначении уголовного наказания в виде
лишения свободы, по семейным обстоятельствам.
Солдаты и матросы, сержанты и старшины, уволенные из ВС РФ, но годные к военной службе и не достигшие 50-летнего возраста, зачисляются в запас, который создается для доукомплектования ВС РФ по мобилизации и в военное время. Находясь в запасе, они могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе.
3
Началом военной службы для граждан, поступивших на военную службу по контракту, считается день вступления в силу контракта. Заключить первый контракт о про-
Хождении военной службы могут граждане мужского и женского пола в возрасте от 18 до 40 лет. Военнослужащие по призыву после того, как они прослужили не менее 12 месяцев, мо-
гут подать рапорт по команде с просьбой о заключении с ними контракта. Он заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны на срок 3, 5 или 10 лет. Первый контракт заключается на три года.
Все кандидаты, поступающие на военную службу по контракту, проходят ме-
дицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор, проверку уров-
ня его образования, профессиональной и физической подготовки. Кандидату может быть отказано в заключении с ним первого контракта при несоответствии его предъявляемым тре-
бованиям, отсутствии вакантных должностей и др.
Военнослужащим по контракту ежегодно предоставляется основной отпуск,
продолжительность которого зависит от общей продолжительности военной службы и ус-
танавливается от 30 до 45 суток. Если исполнение обязанностей военной службы связано с
тяжелым физическим трудом или повышенной опасностью для жизни и здоровья или прохождением ее военнослужащим в районах Крайнего Севера и т. д., продолжительность основного отпуска увеличивается до 15 суток. Помимо основного отпуска военнослужащим по контракту могут предоставляться и дополнительные отпуска (по болезни, учебные). Про-
должительность основного отпуска по личным обстоятельствам увеличивается на количес-
тво суток для проезда к месту отпуска и обратно.
Срок военной службы по контракту устанавливается условиями контракта. Сле-
довательно, увольнение с военной службы осуществляется по истечении срока контракта, если к этому времени не будет заключен новый контракт о прохождении военной службы.
Увольнение военнослужащих с военной службы в соответствии со ст. 51 Фе-
дерального закона «О воинской обязанности и военной службе» производится по одному из
оснований данной статьи. При этом военнослужащие увольняются по истечении срока воен-
ной службы или досрочно. Существует три группы оснований увольнения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту :
- военнослужащий подлежит увольнению
- военнослужащий может быть уволен
- военнослужащий имеет право на увольнение
Для примера перечислим основные увольнения, входящие во вторую группу
оснований увольнения с военной службы. В соответствии со ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы :
а).- В связи с организационно- штатными мероприятиями и при отсутствии
других оснований для увольнения (пп. «а» п.2 ст.51 Фед. Закона)
— При сокращении занимаемой им должности, в том числе при ликвида-
ции воинских частей, органов или организаций и отсутствии его согла-
сия с назначением на другую воинскую должность;
— При признании его военно –врачебной комиссией негодным к военной
службе по имеющейся военно-учетной специальности
б).- Всвязи с переходом на службу в органы внутренних дел РФ, феде-
ральные органы налоговой полиции (пп. «б»п.2 ст.51 Фед. Закона)
в).- По собственному желанию- по значению аттестационной комиссии во-
инской части при наличии у военнослужащих уважительных причин
(п.6 ст.51 Фед. Закона)
г).- В связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно- при
вступлении в законную силу приговора суда о назначении военнослу-
жащему наказания в виде лишения свободы условно (пп. «д» п.2 ст.51
Федерального закона)
shtab.su
ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (2019г.)
Право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:
а) обучающиеся по очной форме обучения в:
абзац утратил силу;
образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
абзац утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 14.10.2014 N 302-ФЗ;
абзац утратил силу;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:
абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу;
первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.
Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:
получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;
восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается;
б) обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или программам ассистентуры-стажировки, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков получения высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации, и на время защиты квалификационной работы (диссертации), но не более одного года после завершения обучения по соответствующей образовательной программе высшего образования;
в) которым это право дано на основании указов Президента Российской Федерации;
г) обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, — в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
г.1) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, — на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации;
г.2) обучающиеся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», — на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;
д) получающие по очной форме обучения среднее профессиональное образование или высшее образование по образовательным программам, направленным на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций в духовных образовательных организациях, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности, — в период обучения, но не свыше сроков получения соответствующего образования;
е) из числа лиц:
покинувших место жительства на территории иностранного государства и прибывших на территорию Российской Федерации, обратившихся с ходатайством о признании вынужденным переселенцем, — на срок со дня регистрации указанного ходатайства до дня его рассмотрения, а в случае признания вынужденным переселенцем, — на срок до трех месяцев со дня признания вынужденным переселенцем;
до приобретения гражданства Российской Федерации признанных в Российской Федерации беженцами, — на срок до шести месяцев со дня приобретения гражданства Российской Федерации.
2.1. Право на предусмотренную подпунктом «е» пункта 2 настоящей статьи отсрочку от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз и при условии, если ходатайство о признании лица вынужденным переселенцем зарегистрировано или статус беженца приобретен после достижения им возраста семнадцати лет и шести месяцев.
armyhelp.ru
Статья 10. Закон о Воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ от 28.03.1998
1. В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:
состоять на воинском учете в военном комиссариате в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, — в указанных органах;
явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет;
при исключении их из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет) явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет;
сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности;
явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию;
бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета), справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.
2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет.
3. Граждане исполняют и иные обязанности, установленные Положением о воинском учете.
www.zakonrf.info
Статья 1. Закон о Воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ от 28.03.1998
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:
призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;
военное обучение в период военного положения и в военное время.
3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.
7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
www.zakonrf.info
Статья 34. Закон о Воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ от 28.03.1998
1. Контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт о прохождении военной службы;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и получившие до призыва на военную службу высшее образование, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву и прослужившие не менее трех месяцев;
военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, получившие до призыва на военную службу среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;
граждане, пребывающие в запасе;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе и получившие высшее образование;
граждане мужского пола, не пребывающие в запасе, получившие среднее профессиональное образование и поступающие на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации, войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службу внешней разведки Российской Федерации и органы государственной охраны;
граждане женского пола, не пребывающие в запасе;
другие граждане в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Граждане, поступившие в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключают контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона.
Контракт о прохождении военной службы также вправе заключать иностранные граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации.
2. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать:
граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет.
3. Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту, за исключением кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту в войска национальной гвардии Российской Федерации, спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и в органы, указанные в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, из числа граждан, не находящихся на военной службе, осуществляется также войсками национальной гвардии Российской Федерации, указанными воинскими формированиями и органами в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отбор кандидатов из числа граждан, не находящихся на военной службе, для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, и кандидатов из числа иностранных граждан для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, осуществляется пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
Отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту из числа военнослужащих осуществляется воинскими частями и органами в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.
4. Определение соответствия граждан (иностранных граждан), отбираемых на военную службу по контракту военными комиссариатами или пунктами отбора на военную службу по контракту совместно с военными комиссариатами, требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается соответственно на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, или на создаваемые в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы, совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту (далее — совместные комиссии пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов).
В работе комиссий военных комиссариатов по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту, могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор.
В работе совместных комиссий пунктов отбора на военную службу по контракту и военных комиссариатов могут принимать участие представители воинских частей, для которых проводится отбор, и представители воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, привлекаемые к выполнению мероприятий по отбору кандидатов, поступающих на военную службу по контракту.
Определение соответствия граждан, отбираемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, спасательными воинскими формированиями федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, и органами, указанными в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также военнослужащих требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей, указанных воинских формирований и органов.
Копия решения комиссии должна быть выдана гражданину (иностранному гражданину) по его просьбе в трехдневный срок со дня принятия решения.
5. Основаниями для отказа кандидату, поступающему на военную службу по контракту, в заключении с ним соответствующего контракта являются:
отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или полученной им военно-учетной специальности;
решение аттестационной комиссии воинской части, утвержденное командиром (начальником) воинской части, о заключении контракта о прохождении военной службы с другим кандидатом по итогам конкурсного отбора;
решение комиссии военного комиссариата, совместной комиссии пункта отбора на военную службу по контракту и военного комиссариата или аттестационной комиссии воинской части о несоответствии кандидата, поступающего на военную службу по контракту, требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.
Контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых вынесен обвинительный приговор и которым назначено наказание, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд, с гражданами, имеющими неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления, отбывавшими наказание в виде лишения свободы, а также с гражданами, подвергнутыми административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Контракт не может быть заключен с гражданами, лишенными на определенный срок вступившим в законную силу решением суда права занимать воинские должности, в течение указанного срока.
6. Командир (начальник) воинской части принимает решение о заключении нового контракта о прохождении военной службы или об отказе в его заключении с военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не позднее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта.
7. В случае отказа гражданину (иностранному гражданину) в заключении контракта о прохождении военной службы он имеет право обжаловать данное решение в вышестоящий орган, прокуратуру или суд.
www.zakonrf.info
Статья 28. Закон о Воинской обязанности и военной службе N 53-ФЗ от 28.03.1998
1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Абзац утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.
1.1. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.
1.2. Военный комиссариат должен уведомить в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина, признанного не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о вынесении в отношении этого гражданина заключения, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, или со дня вынесения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации решения об отказе в удовлетворении жалобы гражданина на заключение призывной комиссии, а в случае отмены указанных заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по решению суда — в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.
2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.
4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.
5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также — заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
6. Председатель призывной комиссии объявляет решение (заключение) гражданину, в отношении которого оно принято (вынесено). По письменному заявлению гражданина, поданному им в военный комиссариат, военный комиссариат в течение пяти рабочих дней со дня подачи заявления гражданином выдает ему под роспись выписку из протокола заседания призывной комиссии о соответствующем решении (заключении) либо направляет указанную выписку по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в заявлении гражданина адресу. При этом в случае направления указанной выписки по почте заказным письмом датой ее вручения считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
7. Решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии — в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
www.zakonrf.info