Город федерального значения что это значит
Города федерального значения. Города-курорты федерального значения. Города федерального значения РФ
Принятие в 1993-м году Конституции РФ, закрепление принципов государственного федеративного устройства положило начало формированию новой системы структур – органов госвласти субъектов. Статусы элементов структур определяют Основной закон страны и устав конкретного региона. В соответствии со ст. 5 Конституции в составе государства присутствуют равноправные субъекты: края, области, города федерального значения. Последние являются особыми элементами структуры государственного устройства. Что же собой представляют города федерального значения? Какие именно субъекты имеют данный статус? Об этом далее в статье.
Общая информация
Города федерального значения Российской Федерации – субъекты, обладающие особой формой структуры местного самоуправления. В них часть полномочий отдана непосредственно органам госвласти данного региона. Ранее, до 2014-го года, города-курорты федерального значения не имели. В свете недавних событий в Крыму ситуация несколько изменилась. В соответствии со ст. 65 Основного закона статус города федерального значения имеют три субъекта, входящие в состав государства. Кроме того, аналогичный статус имеет регион, не входящий в состав страны. На основании Международного соглашения с Казахстаном с 1995-го года на период аренды комплекса космодрома г. Байконур имеет аналогичный статус. При этом официально субъект не входит в состав России. Соответственно, не представлены его органы исполнительной власти в структуре государственного аппарата страны.
Историческая справка
Предшественниками городов с особым статусом можно считать существовавшие в Российской империи градоначальства. Что они собой представляли? Это были города, выделенные из губерний за их особое географическое положение либо значение и подчинявшиеся непосредственно министру по внутренним делам. Впоследствии градоначальства были преобразованы. После Октябрьской революции эти образования были ликвидированы (переформировались в округа или уезды). К 1931-му году Ленинград и Москва, 2 крупных города в СССР, были снова выделены в отдельные единицы республиканского подчинения. Этот статус в 1948-м году получил Севастополь, а затем, в 1987-м – Ленинск. После того как перестал существовать Советский Союз, Ленинград и Москва приняли статус самостоятельных субъектов и городов федерального значения. Оказавшийся в составе Украины Севастополь в соответствии с ее административным делением являлся особой единицей. Однако в связи с недавним принятием в состав России Крыма он стал также городом федерального значения. Что касается г. Байконур, то он, как уже было выше сказано, относится к республике Казахстан. Согласно ее законодательству город имеет статус республиканского значения.Внутригородская территория
Этот тип муниципального образования существует с 2006-го года. Оно является самостоятельной организационной формой. В границах муниципального образования местное самоуправление осуществляет население непосредственно либо через выборные и прочие органы власти. Регламентируется управление положениями Основного Закона, Уставом субъекта и самого муниципального образования. В состав Москвы входит 146 таких самостоятельных единиц. Среди них 21 поселение и 125 округов. В Санкт-Петербурге всего 11 образований. В их число входит 30 поселений и 81 округ.
Москва – город федерального значения
Необходимо отметить, что данная
zna4enie.ru
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — это… Что такое ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ?
- ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения — Москва, Ленинград и Севастополь, особый статус которых объяснялся их исключительным административно-политическим, экономическим или военно-стратегическим значением. Этими же соображениями объясняется закрепление Конституцией РФ статуса Г.ф.з. за Москвой и Санкт-Петербургом. Г.ф.з. равноправен с другими субъектами Федерации. Так же как области и края, Г.ф.з. не имеет своей конституции. Его статус определяется уставом. города, принимаемым его представительным органом. Устав г. Москвы принят 28 июня 1995 г. В соответствии с Конституцией РФ он определяет предметы ведения города как субъекта Федерации, его территориальное устройство, статус всех органов власти, порядок их формирования и взаимодействия, их полномочия и ответственность, бюджет и финансы, формы прямого волеизъявления жителей Москвы и их участия в деятельности органов власти. Кроме того, отдельные главы посвящены отношениям собственности и осуществлению Москвой функций столицы РФ. Представительным (законодательным) органом является Московская городская Дума, избираемая жителями путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 4 года. В ее составе 35 депутатов. В таком же порядке и на тот же срок избираются мэр — высшее должностное лицо города, возглавляющее назначаемое им правительство, и вице-мэр.
Во многом сходную структуру имеет организация власти в г. Санкт-Петербурге. Глава его исполнительной власти, также избираемый населением, именуется губернатором. Губернатор возглавляет Администрацию Санкт-Петербурга. в которую входит также Правительство города. Законодательная власть принадлежит Законодательному Собранию, состоящему из 50 депутатов, избираемых на 4 года.
Энциклопедия юриста. 2005.
- ГОРНЫЙ ОТВОД
- ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА
Смотреть что такое «ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ» в других словарях:
Город федерального значения — один из шести видов субъектов РФ. Город федерального значения имеет свой устав и законодательство. В состав РФ входят два города федерального значения: Москва и Санкт Петербург. См. также: Поселения Российской Федерации Субъекты Российской… … Финансовый словарь
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство … Юридический словарь
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство … Юридическая энциклопедия
Город федерального значения — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Город федерального значения — Города федерального значения это города, имеющие статус самостоятельных субъектов Российской Федерации: Москва и Санкт Петербург. См. также Регионы России … Бухгалтерская энциклопедия
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт Петербург (см. Субъект Российской Федерации). (Г.И.) … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство … Энциклопедический словарь экономики и права
город федерального значения — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство … Большой юридический словарь
Город федерального значения (Россия) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система … Википедия
Российские города федерального значения — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия
dic.academic.ru
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — это… Что такое ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ?
- ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
- ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. — Москва и Санкт-Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство.
Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.
- ГОРОД-ГЕРОЙ
- ГОРОДНИЧИЙ
Смотреть что такое «ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ» в других словарях:
Город федерального значения
— один из шести видов субъектов РФ. Город федерального значения имеет свой устав и законодательство. В состав РФ входят два города федерального значения: Москва и Санкт Петербург. См. также: Поселения Российской Федерации Субъекты Российской… … Финансовый словарьГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство … Юридическая энциклопедия
Город федерального значения — Политика Портал:Политика Россия … Википедия
Город федерального значения — Города федерального значения это города, имеющие статус самостоятельных субъектов Российской Федерации: Москва и Санкт Петербург. См. также Регионы России … Бухгалтерская энциклопедия
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — в РФ город, наделенный статусом субъекта Федерации. К числу таких городов отнесены Москва и Санкт Петербург (см. Субъект Российской Федерации). (Г.И.) … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство … Энциклопедический словарь экономики и права
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ — один из видов субъектов РФ. Придание некоторым городам статуса самостоятельных субъектов федерации в нашей стране имеет исторические корни. В бывшей РСФСР существовали города республиканского подчинения Москва, Ленинград и Севастополь, особый… … Энциклопедия юриста
город федерального значения — один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. Москва и Санкт Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство … Большой юридический словарь
Город федерального значения (Россия) — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политическая система России Политическая система … Википедия
Российские города федерального значения — Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России Государственный строй Конституция России Поправки Президент России Дмитрий Медведев Администрация Президента … Википедия
dic.academic.ru
Город федерального значения — это… Что такое Город федерального значения?
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Таковой статус имеют два города: Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, на период аренды Россией комплекса космодрома Байконур статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, наделяется город Байконур (город республиканского значения Республики Казахстан). Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации РФ.
Москва (1) и Санкт-Петербург (2) на карте РоссииОсобенности организации местного самоуправления
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге 111), сами города муниципальными образованиями не являются. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 22 июня 2011. |
dic.academic.ru
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ это что такое ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ: определение — Право.НЭС
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г. ф. з. — Москва и Санкт-Петербург. Согласно п. 3 ст. 5 Конституции РФ имеет свой устав и законодательство.
Оцените определение:
Источник: Большой юридический словарь
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
один из шести видов субъектов РФ. В настоящее время в состав РФ входят два Г.ф.з. — Москва и Санкт-Петербург. Согласно Конституции РФ (п. 3 ст. 5), Г.ф.з. имеет свой устав и законодательство.
Оцените определение:
Источник: Экономика и право: словарь-справочник
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
один из видов субъектов РФ. Наименование «Г.ф.з.» появилось в официальных документах в 1993 г., и Конституция РФ закрепила его за Москвой и Санкт-Петербургом (ст. 65, ч. 1).
В соответствии с уставами Москвы и Санкт-Петербурга сформированы их органы государственной власти. В Москве законодательная власть принадлежит Московской городской Думе, в Санкт-Петербурге – Законодательному Собранию. Высшим должностным лицом в Москве является мэр, возглавляющий правительство и городскую администрацию, в Санкт-Петербурге – губернатор. Депутаты законодательных органов власти в обоих субъектах РФ избираются непосредственно горожанами – избирателями.
Оцените определение:
Источник: Государство и право. Краткий словарь терминов и разъяснений по правоведению
ГОРОД ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
в РФ два города, имеющих статус субъекта Федерации — Москва и Санкт-Петербург. Эти города относятся к числу крупнейших по численности населения мегаполисов не только России, но и мира, а также представляют собой важнейшие центры культуры, науки, промышленности, торговли, финансов и т.д. На установление их особого статуса повлияли исторические традиции. С 14 в. вокруг Москвы происходило объединение русских земель. Санкт-Петербург строился в начале 18 в. как новая столица России, хотя и после его появления Москва сохранила за собой некоторые функции столичного города. После образования сов. государства столица была переведена из Петрограда (такое название город получил в 1914) в Москву в 1918, хотя Петроград (1924—1992 — Ленинград) всегда оставался на особом положении (вплоть до конца 1991 они именовались городами союзного подчинения). Статус субъектов Федерации Москвы и Санкт-Петербурга был закреплен фактом подписания представителями этих городов в марте 1992 Федеративного договора вместе с другими субъектами РФ. Наименование «город федерального значения» появилось в официальных документах в 1993, и Конституция РФ 1993 закрепила его за Москвой и Санкт-Петербургом. В соответствии с уставами Москвы и Санкт-Петербурга сформированы их органы государственной власти. В Москве законодательная власть принадлежит Московской городской Думе, в Санкт-Петербурге — Законодательному Собранию. Высшим должно
determiner.ru
Город федерального значения — Википедия. Что такое Город федерального значения
Вверху: города федерального значения (обозначены розовым) на карте субъектов Российской Федерации |
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года)[~ 1][1]. На них приходится 0,03 % территории страны, но 12,46 % её населения и около четверти ВВП. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан)[2]. Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации.
История
Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).
В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня)[3] и Ленинград (3 декабря)[4][5] — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения. В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск[6], Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев[7] и Горький[8], в 1945 году — Сталинград[9] и Ростов-на-Дону[10], в 1947 году — Омск[11], в 1948 году — Сочи[12] и Севастополь[13], в 1951 году — Красноярск[14]. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР, а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году[15]. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения — Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами[~ 2] подписали Федеративный договор. В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус городов федерального значения[16]. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.
Байконур
Город Байконур в отношениях с Россией обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ — по совместному российско-казахстанскому соглашению; в Казахской ССР город был отнесён к категории городов республиканского подчинения 22 июля 1987 года[17][~ 3].
История статуса и аналоги в СНГ
Практика выделения крупных (как правило столичных) городов из окружающих их областей получила широкое распространение в СССР. При этом с 1954 года лишь в РСФСР и УССР количество таких городов стабильно превышало 1. В остальных республиках их количество не превышало 1. Особая ситуация сложилась с Севастополем, который после 1948 года фактически стал городом всесоюзного подчинения.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что в целом ряде союзных республик вообще не существовало областного деления либо сосуществовали в рамках одной республики и регионы с областным (АССР, АО) статусом, при этом остальная часть республики была т. н. «районами республиканского подчинения», поэтому в Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР к категории «городов республиканского подчинения» относились все крупные города указанных республик.
В остальных республиках бывшего СССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине фактически сохранилась советская система категорий городов. Целый ряд городов при этом был выделен из состава областей в самостоятельные единицы уже новыми властями по отработанной советской властью схеме (Алма-Ата и Астана в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении). В России новых городов федерального значения в этот период не возникло, за исключением ситуации с присоединением Севастополя, который уже имел данный статус в рамках её территории ранее.
Севастополь
Конституция УССР 1978 (в отличие от Конституции РСФСР) не содержала указания на то, что города республиканского подчинения не входят в состав областей. Таким образом, формальный статус таких городов не изменился с принятием в 1978 году новой конституции УССР, а город Севастополь продолжил иметь тот же статус, которым обладал на момент передачи Крымской области в состав УССР. 12 февраля 1991 года город республиканского подчинения Киев был выведен из состава Киевской области[20]. Одновременно с этим была восстановлена Крымская АССР в границах Крымской области, таким образом Севастополь вошёл в состав Республики Крым (Крымской АССР), что было отражено в её конституции 1992 года. В 1996 году была принята новая Конституция Украины, в соответствии с которой Севастополь не входил в состав АР Крым, упоминания о Севастополе были убраны из крымской конституции 1995 года, это же было окончательно зафиксировано в Конституции АР Крым 1998 года. Таким образом, в 1991 — 2014 годах Украина имела 2 города с особым статусом, имеющих мало общего со статусом российских городов федерального значения касательно осуществления законодательных функций и полномочий самоуправления. При этом Севастополь фактически напрямую управлялся кабинетом министров Украины.
В феврале—марте 2014 года было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, Севастополь был объявлен российскими властями городом федерального значения. Присоединение Крыма к РФ не получило признания со стороны Украины[21] и большинства других стран-членов ООН[22][23].
Особенности организации местного самоуправления
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге — 111, в Севастополе — 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Города федерального значения
Ниже приводится перечень городов федерального значения Российской Федерации по состоянию на 2017 год.
Финансы и бюджет
Традиционные города федерального значения РФ (Москва и Санкт-Петербург) отличаются высокопрофицитным бюджетом и низким уровнем трансфертов (в Москве их доля в 2012—2014 годах колебалась в пределах 2—5% всего бюджета, в Санкт-Петербурге составляла около 7%)[28]. К примеру, бюджет Москвы в 2008 годы был в своей расходной части больше бюджета всей Украины на 14%, хотя население столицы тогда было в 4,5 раза меньше украинского. При этом если в бюджете Украины основными расходными частями были чистые затраты бюджетникам, то в московском основная доля приходилась и приходится на инвестиции, в первую очередь в улучшение городской инфраструктуры[29].
Севастополь, как вновь присоединённый город федерального значения, характеризуется своеобразной бюджетно-финансовой обстановкой. Здесь высока доля федеральных трансфертов (70% бюджета), направленных в первую очередь на развитие социальной сферы (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и проч.). Однако из-за относительно небольшого населения, все эти средства не удается сразу освоить и в городе, как и в республике Крым, формируется профицит бюджета. В результате, средний объём расходов на душу населения РФ является одним из самых высоких в стране, а бюджет города превышает бюджеты некоторых областей. Тем не менее, такую политику отчасти оправдывает взрывной рост населения Севастополя, темпы роста числа жителей которого многократно превышают среднероссийские показатели, в основном за счет массовой иммиграции с Украины, формирующей до половины ежегодного прироста его населения после 2014 года.
См. также
Примечания
- ↑ Конституция Российской Федерации. // Официальный интернет-портал правовой информации (11 апреля 2014). — «Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:
<…>
Москва, Санкт-Петербург, Севастополь — города федерального значения;…». Проверено 27 мая 2014. Архивировано 13 апреля 2014 года. - ↑ Международное соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти от 23 декабря 1995 года (ст. 1, п. 1)
- ↑ СССР: административно-территориальное деление союзных республик на 1 января 1974 года. — М.: Известия, 1974., стр. 128
- ↑ Там же, стр. 116
- ↑ Обращение ЦК ВКП(б), СНК СССР от 03.12.1931 «О жилищно-коммунальном хозяйстве Ленинграда»
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 23.04.1943 О выделении города Свердловска в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1943 года «О выделении городов Челябинска, Молотова, Новосибирска, Саратова и Куйбышева в самостоятельные административно-хозяйственные центры»
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 10.06.1943 О выделении города Горького в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 04.09.1945 О выделении города Сталинграда в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 13.11.1945 О выделении города Ростова-на-Дону в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 20.03.1947 О выделении города Омска в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 27.08.1948 О выделении города Сочи в самостоятельный административно-хозяйственный центр
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 29.10.1948 № 761/2
- ↑ Указ Президиума ВС РСФСР от 31.08.1951 Об отнесении города Красноярска к категории городов республиканского (РСФСР) подчинения
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1958 года «О переводе гг. Горького, Красноярска, Куйбышева, Новосибирска, Омска, Перми, Ростова-на-Дону, Саратова, Свердловска, Сочи, Сталинграда, Челябинска из республиканского в краевое и областное подчинения»
- ↑ Закон Российской Федерации от 9 декабря 1992 года № 4061-I «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Федерации — России». Данный закон вступил в силу с момента опубликования в Российской газете 12 января 1993 года
- ↑ Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 22 июля 1987 года «Об отнесении города Ленинска Кзыл-Ординской области к категории городов республиканского подчинения» (Протокол заседания Президиума Верховного Совета Казахской ССР, 1987 г., N 33)
- ↑ Указ Президента Республики Казахстан от 28 августа 1995 г. № 2428 «О признании утратившим силу Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР „Об отнесении города Ленинска Кзыл-Ординской области к категории городов республиканского подчинения“»
- ↑ Справка по итогам посещения города Байконыр с 23 по 26 апреля 2006 года // Уполномоченный по правам человека в Республике Казахстан
- ↑ Краткая история административного деления Украины. | Наш Край-Путешествуем по Украине
- ↑ Крым признали временно оккупированной территорией
- ↑ Генеральная Ассамблея ООН призвала уважать территориальную целостность Украины
- ↑ Backing Ukraine’s territorial integrity, UN Assembly declares Crimea referendum invalid.
- ↑ 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года. Проверено 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
- ↑ Севастополь в цифрах 2014: Стат.сб./Севастопольстат. — Севастополь, 2015. — 74 с. — с. 10
- ↑ 864 км² — суша, с морской акваторией (216 км²) — 1080 км² (Севастополь на сайте Совета Федерации РФ)
- ↑ Общая площадь территории региона составляет 1079,6 км², в том числе 216,0 км² морских бухт, являющихся территориальными водами, а также 863,6 км² суши (Управління статистики у м. Севастополі Архивная копия от 10 февраля 2015 на Wayback Machine)
- ↑ Социальный атлас российских регионов
- ↑ [1]
Ссылки
Уровень 1 | |
---|---|
Уровень 2 | |
Уровень 3 | |
Уровень 4 | |
Уровень 5 | |
Уровень 6 |
|
wiki.sc
Город федерального значения
Город федерального значения
Видео по теме
Город федерального значения — город, являющийся субъектом Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 65), такой статус имеют три города: Москва, Санкт-Петербург (оба непрерывно с 1931 года) и Севастополь (в 1948—1954, затем вновь с 2014 года). На них приходится менее 0,3% территории страны, но более 12% её населения и около четверти ВВП России. Первые два города в разное время выполняли или выполняют функции столиц Российского государства. Кроме того, согласно Соглашению между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, статусом, соответствующим городу федерального значения Российской Федерации, в отношениях с Российской Федерацией на период аренды ею комплекса космодрома Байконур (до 2050 года) наделяется город Байконур (город областного подчинения Кызылординской области Республики Казахстан). Однако Байконур при этом не имеет статуса субъекта Российской Федерации, а органы его исполнительной власти не представлены в Совете Федерации.
История
Предшественниками городов федерального значения можно считать градоначальства Российской империи — города с прилегающими землями, выделенные из губерний вследствие их особого значения или географического положения, и непосредственно подчинявшиеся министру внутренних дел. После Февральской революции градоначальства подверглись преобразованию, а после Октябрьской революции — ликвидированы (чаще всего преобразовывались в уезды или округа).
В 1931 году два крупных города СССР — Москва (16 июня) и Ленинград (3 декабря) — были вновь выделены в отдельные административные единицы, называемые города республиканского подчинения. В 1943 году к категории городов республиканского подчинения были отнесены Свердловск, Челябинск, Молотов, Новосибирск, Саратов, Куйбышев и Горький, в 1945 году — Сталинград и Ростов-на-Дону, в 1947 году — Омск, в 1948 году — Сочи и Севастополь, в 1951 году — Красноярск. Севастополь в 1954 году был передан из состава РСФСР в состав УССР, а города Горький, Красноярск, Куйбышев, Новосибирск, Омск, Пермь, Ростов-на-Дону, Саратов, Свердловск, Сочи, Сталинград и Челябинск были лишены статуса городов республиканского подчинения РСФСР и переданы в соответствующие краевые и областные подчинения в 1958 году. К моменту распада СССР в составе РСФСР числилось лишь два города республиканского подчинения — Москва и Ленинград, которому в 1991 году было возвращено историческое название Санкт-Петербург. 31 марта 1992 года оба города вместе с остальными российскими регионами подписали Федеративный договор . В январе 1993 года Москва и Санкт-Петербург получили статус городов федерального значения. Действующей Конституцией Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, города федерального значения определены как одна из разновидностей субъектов Российской Федерации.
Байконур
Город Байконур в отношениях с Россией обладает статусом, который соответствует статусу города федерального значения РФ — по совместному российско-казахстанскому соглашению; в Казахской ССР город был отнесён к категории городов республиканского подчинения 22 июля 1987 года.
История статуса и аналоги в СНГ
Практика выделения крупных (как правило столичных) городов из окружающих их областей получила широкое распространение в СССР. При этом с 1954 года лишь в РСФСР и УССР количество таких городов стабильно превышало 1. В остальных республиках их количество не превышало 1. Особая ситуация сложилась с Севастополем, который после 1948 года фактически стал городом всесоюзного подчинения.
При этом следует учитывать то обстоятельство, что в целом ряде союзных республик вообще не существовало областного деления, либо сосуществовали в рамках одной республики и регионы с областным (АССР, АО) статусом, при этом остальная часть республики была т. н. «районами республиканского подчинения», поэтому В Эстонской ССР, Латвийской ССР, Литовской ССР, Молдавской ССР, Грузинской ССР, Азербайджанской ССР, Армянской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР к категории «городов республиканского подчинения» относились все крупные города указанных республик.
В остальных республиках бывшего СССР ситуация с городами сложилась по-разному. Так, в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Украине фактически сохранилась советская система категорий городов. Целый ряд городов при этом был выделен из состава областей в самостоятельные единицы уже новыми властями по отработанной советской властью схеме (Алматы и Астана в Казахстане, Бишкек и Ош в Киргизии, Душанбе в Таджикистане, Ашхабад в Туркмении). В России новых городов федерального значения в этот период не возникло, за исключением ситуации с присоединением Севастополя, который уже имел данный статус в рамках её территории ранее.
Севастополь
Город Севастополь после распада СССР стал городом Украины со специальным статусом, а Крымская область получила статус АР Крым. Одновременно 12 февраля 1991 город республиканского подчинения Киев был выведен из состава Киевской области. Севастополь при этом был выведен из состава Крымской области и передан в общесоюзное ведение ещё в 1948 году. Таким образом, в 1991—2014 годах Украина, как и Россия в этот же период, имела 2 города с особым статусом. В феврале—марте 2014 года было осуществлено присоединение Крыма к Российской Федерации, Севастополь был объявлен российскими властями городом федерального значения. Присоединение Крыма к РФ не получило признания со стороны Украины и большинства других стран-членов ООН.
Особенности организации местного самоуправления
Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 146, в Санкт-Петербурге — 111, в Севастополе — 10), сами города муниципальными образованиями не являются. В их состав могут входить в качестве внутригородских муниципальных образований и поселения, в том числе городские. В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закреплённых законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации.
Города федерального значения
Ниже приводится перечень городов федерального значения Российской Федерации по состоянию на 2016 год.
Города федерального значения (обозначены розовым) на карте субъектов Российской Федерации
№ |
Флаг |
Субъект Федерации |
Площадь |
Население |
Адм. центр |
1 |
|
Город федерального значения Москва |
2 561,50 |
↗12 330 126 |
Москва |
2 |
|
Город федерального значения |
1 439,00 |
↗5 225 690 |
Санкт-Петербург |
3 |
|
Город федерального значения |
864 |
↗416 263 |
Севастополь |
4 |
Итого |
4 864,50 |
17 980 000 |
Финансы и бюджет
Традиционные города федерального значения РФ (Москва и Санкт-Петербург) отличаются высокопрофицитным бюджетом и низким уровнем трансфертов (в Москве их доля в 2012—2014 годах колебалась в пределах 2—5% всего бюджета, в Санкт-Петербурге составляла около 7%). К примеру, бюджет Москвы в 2008 годы был в своей расходной части больше бюджета всей Украины на 14%, хотя население столицы тогда было в 4,5 раза меньше украинского. При этом если в бюджете Украины основными расходными частями были чистые затраты бюджетникам, то в московском основная доля приходилась и приходится на инвестиции, в первую очередь в улучшение городской инфраструктуры .
Севастополь, как вновь присоединённый город федерального значения, характеризуется своеобразной бюджетно-финансовой обстановкой. Здесь высока доля федеральных трансфертов (70% бюджета), направленных в первую очередь на развитие социальной сферы (пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам и проч.). Однако из-за относительно небольшого населения, все эти средства не удается сразу усвоить и в городе, как и в республике Крым, формируется профицит бюджета. В результате, средних объём расходов на душу населения РФ является одним из самых высоких в стране, а бюджет города превышает бюджеты некоторых областей. Тем не менее, такую политику отчасти оправдывает взрывной рост населения Севастополя, темпы роста числа жителей которого многократно превышают среднероссийские показатели, в основном за счет массовой иммиграции из Украины, формирующей до половины ежегодного прироста его населения после 2014 года.
Приватизация земли в нашей стране – довольно растянувшаяся во времени процедура – на срок более, чем 20 лет
Приобретательная давность на землю
Как узнать кадастровую стоимость земельного участка?
Земельные юридические консультации
zem-advokat.ru