Госслужба в россии – Государственная служба РФ. Органы государственной службы :: SYL.ru

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также государственные должности субъектов Российской Федерации.

      

Система государственной службы включает в себя:

  • государственную гражданскую службу;
  • военную службу;
  • государственную службу иных видов.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.

 

  • федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно Конституции Российской Федерации система органов государственной власти в Российской Федерации и ее субъектах осуществляется на основании принципа разделения властей. В соответствии с этим органы государственной власти делятся на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

К органам законодательной власти Российской Федерации относится Федеральное Собрание Российской Федерации в составе двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации (республиканские парламенты, краевые, областные, городские думы или законотворческие собрания и т.д.).

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. На уровне субъектов Российской Федерации – правительства и администрации субъектов Российской Федерации. Кроме того, к органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, службы, агентства и иные, включая их территориальные органы в субъектах Российской Федерации.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Высшими органами судебной власти Российской Федерации являются Конституционный суд Российской Федерации и Верховный суд Российской Федерации. Также судебную власть осуществляют верховные суды республик, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, краевые и областные суды, городские и районные суды, военные суды, мировые судьи и др.

Государственный гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации.

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации — законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства о государственной гражданской службе в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы.

Законодательством определены следующие категории должностей государственной гражданской службы:

  1. руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;
  2. помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  3. специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;
  4. обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Кроме того, законодательством определены следующие группы должностей:

  1. высшие должности государственной гражданской службы;
  2. главные должности государственной гражданской службы;
  3. ведущие должности государственной гражданской службы;
  4. старшие должности государственной гражданской службы;
  5. младшие должности государственной гражданской службы.

Ниже приведено соотношение групп и категорий должностей государственной гражданской службы.

  Руководители Помощники (советники) Специалисты Обеспечивающие специалисты
Высшая группа v v v
Главная группа v v v v
Ведущая группа v v v v
Старшая группа v v
Младшая группа v

Должности федеральной государственной гражданской службы, классифицированные по государственным органам, категориям, группам, а также по иным признакам, составляют перечни должностей федеральной государственной гражданской службы. Указанные перечни составляют разделы Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, который утверждается указом Президента Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574).

Должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации в государственных органах субъекта Российской Федерации, учреждаемые с учетом структуры этих органов и классифицируемые по категориям, группам должностей, составляют перечни должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, являющиеся соответствующими разделами реестра должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации составляется с учетом принципов построения Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

gossluzhba.gov.ru

Государственная служба РФ. Органы государственной службы :: SYL.ru

Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

Что это такое?

Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т. п.

Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия. Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба — это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности. Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

История управленческого аппарата

Государственная служба формировалась столетиями. Уже в Древнем Риме существовал достаточно громоздкий бюрократический аппарат, который впоследствии перекочевал в государственное устройство Византии. Характерной особенностью данного периода стала сословная и родовая зависимость всех государственных служащих. Их, как правило, назначали на должности согласно принципу личной зависимости от вышестоящего патрона. Позднее основной упор делался на анализ способностей и моральных качеств.

Что касается России, то на её территории деятельность в управленческом аппарате имеет свои характерные черты. Государственная служба РФ во многом основана на принципах, разработанных в период СССР и Царской России.

Госслужба в современной России

Государственная служба РФ представляет собой деятельность профессионального характера граждан по обеспечению и реализации основных функций и задач государства. Если проанализировать данное понятие более скрупулезно, то госслужащие органов власти РФ обеспечивают полномочия следующих структур:

— державы, России;

— федеральных органов, иных центральных органов власти;

— субъектов РФ;

— органов власти субъектов РФ;

— лиц, исполняющих функции федеральных государственных органов власти;

— лиц, исполняющих функции государственных органов власти субъектов РФ.

Помимо этого, федеральная государственная служба имеет внутреннюю структуру. Распределение функциональных сфер между её элементами позволяет более оперативно и точно реализовывать государственные задачи на всей территории России.

Структура госслужбы

Органы государственной службы составляют единую систему аппарата управления РФ. Полномочия между ними разделены на основе существующих видов госслужбы. Учитывая положения Федерального закона «О системе госслужбы Российской Федерации», можно выделить следующие её виды, а именно:

1. Государственная гражданская служба.

2. Военная.

3. Правоохранительная служба.

Органы каждого из этих видов, имеют свою специфику работы. Чтобы понять суть их деятельности, необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности, а также проанализировать точки их соприкосновения.

Государственная гражданская служба РФ

Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

Должности и ранги гражданской службы

Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

1. Руководители – осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

2. Помощники – специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

3. Специалисты – это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

4. Обеспечивающий персонал – совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

Классные чины гражданской государственной службы – это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

Служба регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии это орган исполнительной власти в России, который осуществляет единый федеральный кадастровый учет имущества, регистрацию имущественных прав на него и пространственных данных России. Служба имеет подведомственные учреждения, например ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) и другие. Регламент деятельности осуществляется через соответствующее министерство, а именно Министерство экономического развития Российской Федерации. Изначально Федеральная государственная служба кадастра, картографии и регистрации подчинялась Министерству юстиции, что в корне не отвечало принципам подведомственности и структуризации государственного аппарата управления.

Полномочия службы

Государственная служба кадастра, картографии и регистрации наделена рядом функций по регистрации прав на недвижимость, сделок с подобным имуществом, осуществлению кадастрового учета и т. п. В рамках представленных полномочий ведомство осуществляет следующую деятельность:

  1. Ведет реестр регистрации прав на имущество.
  2. Составляет специальный реестр саморегулируемых организаций.
  3. Осуществляет деятельность по ведению кадастра недвижимости на территории Российской Федерации.
  4. Ведет специальный каталог географических названий тех или иных мест.
  5. Осуществляет земельный, геодезический надзор, а также контролирует проведение процесса землеустройства.

Представленные виды деятельности регламентированы некоторыми указами президента Российской Федерации.

Правоохранительная служба

Российская государственная служба правоохранительного характера является составляющей частью аппарата управления страной. Но правоохранительная служба имеет ряд отличий от военной и гражданской. Во-первых, она имеет особенную структуру, во-вторых, её функциональные задачи экстраординарного характера. Анализируя федеральное законодательство России в данной сфере, можно сказать, что правоохранительная служба — это деятельность граждан профессионального характера, занимающих должности в правоохранительных органах, по обеспечению и реализации правопорядка, законности, безопасности личности и общества, а также самого государства. Что касается государственной безопасности, то в этом случае речь идет о конституционном строе, режиме демократизма, территориальной целостности и суверенитете страны. Людям, занимающим должности в службах обеспечения правопорядка и безопасности населения, присваиваются специальные звания.

Нормативное регулирование и структура

Управление государственной службой правопорядка осуществляется за счет существующего законодательства. Однако нормативная база правоохранительной сферы существенно отличается от гражданской. Не существует единого нормативно-правового акта для всех органов данной области. Таким образом, правовое регулирование каждой структуры правоохранительной направленности осуществляется путем издания отдельного закона и создания отраслевой подзаконной базы. Этот факт обусловлен не только большим различием функциональных задач, но и достаточно громоздкой структурой этих органов.

К правоохранительным органам можно отнести следующие структуры:

  • МВД, МЧС, ФМС России.
  • Следственный комитет.
  • Прокуратура России.
  • ФСКН, ФТС.
  • ФСИН Министерства юстиции России.

К числу этих органов могут быть причислены и другие государственные службы по решению высших органов госвласти. Некоторые органы не имеют высших ведомств в структуре исполнительной власти. Поэтому управление федеральной службы государственной сферы правопорядка в ряде случаев осуществляется внутри самого ведомства. Порой отсутствие единого регулятора достаточно негативно сказывается на самом механизме деятельности правоохранительных служб. Тем не менее система органов правопорядка в России достаточно развита, что обеспечивает качественное выполнение их функциональных задач.

Служба военная

Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба – это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

www.syl.ru

Государственная служба

Государственная служба

Государственная служба Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях государственной службы.

Государственная служба РФ делится на следующие виды:

  • государственная гражданская служба;
  • военная служба;
  • правоохранительная служба;
  • федеральная государственная служба.

В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на:

  • федеральную государственную гражданскую службу;
  • государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

 

Схематично это выглядит следующим образом.

 Несколько подробнее охарактеризуем вышеуказанные виды государственной службы. Начнем с государственной гражданской службы.

 

Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи) [1].

 

В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [2].

В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб (кроме тех, сотрудники которых находятся на военной и правоохранительной службах) до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

 

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ [3].

К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

 

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба. Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства [4].

Наиболее ярким отличительным признаком является то, что гражданам, находящимся на ней, присваиваются воинские звания. Также стоит отметить, что военная служба в России имеет место быть не только в Министерстве обороны РФ, но и в Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Федеральной службе охраны Российской Федерации и др.

 

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина [5].

Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции). Настоящий вид госсужбы, например, имеет место быть в органах внутренних дел, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

 

Особняком стоит федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ [6].

Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

 

Таким образом, поступив на ту или иную разновидность госсужбы, человек становится государственным служащим.

 

Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета [7].

 

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета [8] .

 

Причем нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

 

В нашей стране госслужащий наделен довольно значительными правами и имеют определенные обязанности.

 

Поступить на государственную гражданскую службу могут все желающие граждане РФ старше 18 лет и соответствующие ряду требований к образованию и стажу работы.
Предельный возраст нахождения на госслужбе 60 лет, но он может быть продлен до 65 и иногда 70 лет.

 

Таким образом, человек, избравший путь служения государству, может проработать на госслужбе около 40 лет. Причем, если часть своей жизни он был на муниципальной службе, период работы в органах местного самоуправления засчитается как стаж государственной службы.


[1] П. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
[2] П. 2. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[3] П. 3. ст. 5 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[4] Ст. 6 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[5] Ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[6] Ст. 4 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[7] П. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
[8] П. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

gimyrf.ru

Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

  • по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;
  • по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;
  • по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (http://state.kremlin.ru/council/12/news).

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Основными нормативными правовыми актами в сфере противодействии коррупции являются:

  • Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018 – 2020 годы»
  • Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 2016 № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 годы»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 г. № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации»

  • Указ Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 «О некоторых вопросах противодействия коррупции»

  • Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы»

  • Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. №364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции»

  • Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 650 «О порядке сообщения лицами, замещающими отдельные государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, и иными лицами о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и о внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

  • Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы»

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

  • Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 310 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

  • Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»

  • Указ Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции»

  • Указ Президента Российской Федерации от 3 декабря 2013 г. № 878 «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

  • Федеральный закон от 1 февраля 2012 г. № З-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок»

  • Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»

  • Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»

  • Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

  • Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы»

  • Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»

  • Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2010 г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции»

  • Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»

  • Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»

  • Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»

  • Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации»

  • Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции»

  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

  • Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» 

  • Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»

  • Федеральный закон от 25 июля 2006 г. № 125-ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию»

  • Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее»

  • Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН З1 октября 2003 г.)

  • Конвенция против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15 ноября 2000 г.)

  • Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию ETS № 173 (Страсбург, 27 января 1999 г.)

  • Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»

  • Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (Стамбул, 21 ноября 1997 г.)

 

Организационные основы противодействия коррупции

Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контроль деятельности органов исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

В соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

  • формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
  • антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  • рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
  • предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
  • установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  • внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
  • развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:

  1. проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
  2. создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
  3. принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
  4. совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
  5. введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
  6. унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей;
  7. обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  8. обеспечение независимости средств массовой информации;
  9. неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность;
  10. совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции;
  11. совершенствование порядка прохождения государственной и муниципальной службы;
  12. обеспечение добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  13. устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности;
  14. совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;
  15. повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих;
  16. укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом;
  17. усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц;
  18. передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям;
  19. сокращение численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов;
  20. повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;
  21. оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

Обязанность представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – сведения о доходах, расходах) отдельных категорий государственных гражданских служащих, работников и иных граждан предусмотрена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими нормативными правовыми актами в целях противодействия коррупции.

Гражданин при поступлении на государственную гражданскую службу, а также государственный гражданский служащий ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о доходах.

Государственный служащий ежегодно представляет:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Лица, замещающие должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодательством установлена обязанность лица, замещающего одну из должностей, включенных в соответствующий перечень, отчитываться за себя и за своих супругу (супруга) и несовершеннолетних детей об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход указанного лица за три последних года, предшествующих совершению сделки. Эта обязанность возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

Сведения о доходах, расходах с 1 января 2015 года представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки. При этом сведения о доходах являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Проверка достоверности и полноты сведений о расходах осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений.

Сведения о доходах, расходах служащих, замещающих должности, по которым предусмотрено размещение таких сведений, а также сведений о доходах, расходах их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, для федеральной государственной службы такой порядок установлен Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 «Вопросы противодействия коррупции».

Непредставление государственным гражданским служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставление или представление заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы.

Виды взысканий за коррупционные правонарушения и порядок их применения в отношении к государственным гражданским служащим установлен статьями 59.1 – 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а в отношении государственных служащих иных видов, — законодательными актами, регулирующими порядок прохождения соответствующего вида государственной службы.

Конфликт интересов на государственной или муниципальной службе представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего понимается возможность получения государственным или муниципальным служащим при исполнении должностных (служебных) обязанностей доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) для себя или для третьих лиц, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

В случае возникновения у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, государственный гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя (работодателя) в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения государственного гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности государственной гражданской службы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для соблюдения требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Непринятие государственным служащим, являющимся стороной конфликта, интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение государственного служащего с государственной службы.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19.28. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица»).

Юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего (статья 19.29. КоАП РФ).

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

gossluzhba.gov.ru

Федеральные государственные органы
Администрация Президента Российской Федерации 1730 73,9
Федеральные органы законодательной власти
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 961 93,8
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 1835 90,9
Федеральные органы исполнительной власти
Аппарат Правительства Российской Федерации 1390 92
Федеральные министерства, службы, агентства
Министерство внутренних дел Российской Федерации 419 90,7
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 441 85,6
Министерство иностранных дел Российской Федерации 3190 95,9
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству 259 93,5
Министерство обороны Российской Федерации 2561 80,9
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству 281 75,7
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств 163 23,8
Федеральное агентство специального строительства 175 58,3
Министерство юстиции Российской Федерации 624 88,4
Федеральная служба исполнения наказаний 39 92,9
Федеральная служба судебных приставов 610 89,3
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации 14 93,3
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков 105 95,5
Федеральная служба по финансовому мониторингу 385 88,5
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство) 522 92,4
Министерство здравоохранения Российской Федерации 483 88,1
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения 175 61,8
Федеральное медико-биологическое агентство 224 86,5
Министерство Российской Федерации по делам Крыма 118 55,7
Министерство культуры Российской Федерации 350 90,2
Федеральное архивное агентство 48 84,2
Федеральное агентство по туризму 62 91,2
Министерство образования и науки Российской Федерации 642 88,2
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки 182 85,8
Федеральное агентство по делам молодежи 82 82
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 424 87,6
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды 85 80,2
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования 136 90,1
Федеральное агентство водных ресурсов 88 78,6
Федеральное агентство лесного хозяйства 200 78,7
Федеральное агентство по недропользованию 103 79,2
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 985 92,8
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии 119 89,5
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока 179 71
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 331 91,7
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 157 82,6
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям 147 83,1
Федеральное агентство связи 74 84,1
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа 130 51,2
Министерство сельского хозяйства 558 89,6
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору 149 91,4
Федеральное агентство по рыболовству 200 86,6
Министерство спорта Российской Федерации 264 85,4
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 296 83,4
Министерство транспорта Российской Федерации 533 92,1
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта 244 88,1
Федеральное агентство воздушного транспорта 363 95,8
Федеральное дорожное агентство 227 89
Федеральное агентство железнодорожного транспорта 114 93,4
Федеральное агентство морского и речного транспорта 187 94,9
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 437 94,2
Федеральная служба по труду и занятости 197 93,8
Министерство финансов Российской Федерации 1214 80,9
Федеральная налоговая служба 836 75,5
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора 338 63,9
Федеральное казначейство (федеральная служба) 457 83,5
Министерство экономического развития Российской Федерации 1730 82,9
Федеральная служба по аккредитации 121 85,8
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии 533 87,7
Федеральная служба по интеллектуальной собственности 80 78,4
Федеральное агентство по государственным резервам 273 92,5
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом 646 86,9
Министерство энергетики Российской Федерации 366 90,1
Федеральная антимонопольная служба 591 92,9
Федеральная служба государственной статистики 603 91
Федеральная миграционная служба 329 88
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 213 89,5
Федеральная служба по оборонному заказу 189 65,6
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка 278 78,1
Федеральная таможенная служба 862 88,3
Федеральная служба по тарифам 458 79,9
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору 404 56,3
Федеральное космическое агентство 173 91,1
Федеральное агентство научных организаций 386 45,6
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации 122 80,8
Федеральные органы судебной власти и прокуратуры
Конституционный Суд Российской Федерации 252 74,3
Верховный Суд Российской Федерации 865 62,1
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации 444 90,4
Генеральная прокуратура Российской Федерации 460 94,8
Следственный комитет Российской Федерации 17 94,4
Другие федеральные государственные органы
Счетная палата Российской Федерации 1006 84,6
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации 275 99,3
Аппарат Уполномоченного по правам человека 195 97,5
1) Начало функционирования III квартал 2014 года.

gossluzhba.gov.ru

Госслужба в РФ — понятие и система, в современной россии, в 17 веке, таблица выхода на пенсию, 2018 год

Институт государственной службы всегда развивается одновременно с государством. Чем выше уровень развития державы, тем многофункциональнее и сложнее его управляющий аппарат.

В большинстве стран, в том числе и в России, государственная служба развилась из отношений «сюзерен-вассал», господин и подчиненный ему вольный человек, исполняющий определенные обязанности за предоставляемые ему блага. Это может быть плата деньгами или землей, часто практиковались награждения «холопами», т.е. крепостными, какими-либо привилегиями (торговыми).

Исторически понятие госслужбы прошло трансформацию от служения государю как человеку (личного служения) до службы государству в том смысле, как оно понимается сейчас, и в данной же формации. Изначально существовала только личная служба государю (князю или царю), которая породила особый социальный класс — служилого дворянства.

Справка: служилые дворяне (историчное наименование — «дети боярские», по факту не всегда находившиеся в кровном родстве с боярами) — класс населения, получавший от князя, а впоследствии царя Московского землю в личное пользование. Не платили налогов (не являлись «податным сословием»), но взамен этого в любой момент были обязаны явиться на военные сборы «людно, конно и оружно» — т. е. с несколькими личными воинами (боевыми холопами), боевыми конями и с личным вооружением, чтобы принять участие в боевых действиях. Земля, выдаваемая в пользование служилому дворянству, предназначалась в первую очередь для получения дохода для содержания воинов, лошадей, обеспечивающих служб, а также для покупки оружия, доспехов и т. д.

Земельный надел — вотчина — служилому дворянству по наследству формально не передавался, но фактически наследник «сына боярского» становился таким же воином, как отец, и вотчина соответственно переходила к нему. Так постепенно произошло — одновременно — формирование класса потомственного дворянства и государственной военной службы.

Развитие государственной гражданской службы шло иным путем. Фактически ее структура окончательно сложилась в России в 17 веке (1600-1700 годы).

«Приказы» семнадцатого века

Судебная и исполнительная власть в Московском государстве, начиная с Иоанна IV Грозного и заканчивая Петром I Великим (при котором глобальной реформации подверглась вся страна, а не только ее госслужба) находилась в ведении так называемых «Приказов» — предшественников коллегий и министерств.

Приказы назначались для контроля и регулирования любых важных для государства отраслей, включая стратегические (вопросы войны и мира, добывающей промышленности, управления отдельными территориями, сбора налогов и недоимок), отраслевые, придворные (дворцовые), ревизионно-контрольные, делопроизводственные и другие.

Некоторые приказы действовали на постоянной основе, например Бронный — ведавший производством оружия и доспехов, Посольский — предшественник Министерства иностранных дел, Житный — занимавшийся стратегической продовольственной безопасностью (организацией сбора и хранения казенного хлеба на случай недорода, войны и т. д.), и множество других.

Иные приказы действовали временно, например Доимочный — неоднократно учреждался для сбора недоимок по налогам, Денежного и хлебного сбора (на военные нужды, учреждался в случае большой войны), и т. д. Между собой приказы находились в сложной системе отношений, некоторые были подчинены другим, причем в названии это никак не отражалось, другие подчинялись напрямую думным боярам — высшим государственным чиновникам.

Отдельные приказы управляли делами определенных территорий и даже делами отдельных полков (в основном «проблемных» — казачьих, рейтарских (из иностранных наемников), а также стрелецких).

Начальник приказа имел чин от боярина (высший чин и одновременно титул) до окольничего — второй по значимости.

Большая часть сотрудников-специалистов, непосредственно обеспечивавших деятельность приказа (общее наименование — приказные) имели один из нижеследующих чинов (и одновременно — должностей):

  • ярыга, ярыжник — низший, рядовой чин;
  • подъячий — средний;
  • дьяк — условно высший;
  • судья — представитель отдельной «судебной» власти в некоторых приказах, в чьем ведении было судебное производство.

Непосредственное руководство отдельным подразделением приказа либо целым второстепенным приказом осуществлял, как правило, дьяк (не путать с дьяконом — священником), подчинявшийся окольничему либо боярину.

В придворной службе была своя система чинов, в аппарате власти — боярской думе — также отдельная.

В начале XVIII века, а именно 22 октября 1721 года Петром I был издан указ «О Табели о рангах», отменяющий большинство приказов и радикально реформирующий саму систему государственной службы. «Табель о рангах» фактически стала первым российским законом, регулирующим порядок государственной службы.

Видео: Принципы

Понятие и система

Само понятие «государственная служба» имеет очень широкое толкование. Фактически это исполнение «руководящей роли государства». Государственные служащие находятся на обеспечении государства, получают от него жалование и, как правило, определенные привилегии, выполняя функции исполнительной власти.

Они обеспечивают работу государственного аппарата, министерств, различных служб, агентств и других ведомств по фактическому исполнению в стране принятых Правительством законов, указов и других нормативных актов.

Определенные группы высших госслужащих наделены правом издавать собственные нормативные акты — приказы по ведомствам — строго в пределах своей компетенции.

Госслужба в современной России

Госслужба в РФ в настоящее время делится на 3 части:

  1. Государственная гражданская служба.
  2. Военная служба.
  3. Правоохранительная служба.

Фактически под выражением «госслужба в РФ» сейчас подразумевается именно государственная гражданская служба. Государственные гражданские служащие делятся на федеральных (ФГГС) и служащих субъектов Российской Федерации.

Эта категория служащих составляет основную массу сотрудников государственных ведомств (служб, министерств, агентств федерального и местного подчинения), за исключением силовых и правоохранительных.

Основные аспекты, принципы, порядок прохождения и другие нюансы госслужбы в РФ регулируют 2 закона:

  • № 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы»;
  • № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Для всех государственных гражданских служащих, независимо от службы, действует единый перечень категорий должностей:

  1. Руководители.
  2. Советники (помощники).
  3. Специалисты.
  4. Обеспечивающие специалисты.

Каждая из этих категорий, в свою очередь, имеет деление на группы по старшинству (3-4 разряда).

Кроме того, действует система классных чинов (аналогов воинского звания):

  1. Действительный государственный советник 1-3 класса.
  2. Государственный советник 1-3 класса.
  3. Советник государственной гражданской службы 1-3 класса.
  4. Референт 1-3 класса.
  5. Секретарь 1-3 класса.

В некоторых федеральных службах, например в таможенной, действует «спаренная» система, при которой начальником отдела является офицер (таможенной службы — приравнивается к «военному» офицеру), а сотрудники этого же отдела — государственные гражданские служащие. При этом и тот, и другие являются полноправными таможенниками.

Сроки выхода на пенсию

Для государственных служащих установлен единый максимальный порог нахождения на службе — до 60 лет и 55 лет для женщин. При этом в отдельных случаях по решению руководителя и согласию самого служащего максимальный возраст нахождения на службе может быть повышен, но не более чем на 10 лет — до 70 и 65 лет соответственно.

При этом если лицо имеет общий стаж госслужбы более 15 лет (независимо от того, в одном и том же органе или в разных), то ему причисляется надбавка к окладу — пока находится на службе, и к страховой части пенсии после выхода на пенсию соответственно.

Однако с 2018 года вводится новая система расчета пенсионного возраста для госслужащих. Она установлена Федеральным законом № 143 от 23.05.2016. Она предполагает поэтапное увеличение пенсионного возраста — на полгода каждый год до 2025.

С начала 2018 по 2025 таблица выхода на пенсию для госслужащих следующая:

  • 2017 — 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 и 6 месяцев для мужчин;
  • 2018 — 56 и 61 год соответственно;
  • 2020 — 57 и 62;
  • 2022 — 59 и 64;
  • 2025 — 59 лет и 6 месяцев для женщин, 64 года и 6 месяцев для мужчин.

С 2026 по 2032 пенсионный возраст поступенчато, на полгода за календарный год, будет возрастать для женщин, для мужчин он составит фиксированные 5 лет. Таким образом, с 2026 мужчины будут находиться на госслужбе до выхода на пенсию до достижении 65 лет (если не уволятся ранее).

Таблица пенсионного «порога» для женщин:

  • 2026 — 60 лет;
  • 2028 — 61 год;
  • 2030 — 62 года;
  • 2032 — 63 года.

Закон 79-ФЗ в последней редакции

Последняя действующая редакция закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» заключает в себе изменения, внесенные 3 апреля 2018 года законом № 64-ФЗ. Описывает основные принципы государственной гражданской службы в России, основы взаимодействия с другими службами, классификацию должностей, правовой статус служащего, его права и обязанности.

Также устанавливает порядок поступления на госслужбу, вводит понятие служебного контракта, определяет систему ограничений и запретов, оплаты труда, государственных гарантий для госслужащих, и многое другое.

zakonmaster.ru

19. Государственная гражданская служба в рф.

Понятие государственной гражданской службы. Исторические начала «Табель о рангах Петра I» . Государственная гражданская служба в РФ и ее правовые основы. (Закон РФ «О государственной гражданской службе в РФ» 2005г.) Принципы Государственной гражданской службы. Субъекты государственной гражданской службы. Права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего.

В Федеральном законе «О государственной гражданской службе РФ» под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов РФ».

Государственная служба РФ делится на следующие виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба; федеральная государственная служба. В свою очередь государственная гражданская служба подразделяется на: федеральную государственную гражданскую службу; государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Государственная гражданская служба РФ — вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

В свою очередь, федеральная государственная гражданская служба — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. В настоящую категорию госслужащих попадает значительное число российского чиновничества – от работников Аппарата Правительства РФ, федеральных министерств, агентств и служб до работников территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Государственная гражданская служба субъекта РФ — профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполнения полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должности субъекта РФ. К таковым относятся практически все чиновники субъектов федерации. Например, в Москве – это сотрудники департаментов, их территориальных управлений, префектур, управ и др.

Следующим видом госслужбы РФ является военная служба. Это профессиональная служебная деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Третьим видом российской государственной службы выступает правоохранительная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Гражданам, находящимся на правоохранительной службе присваиваются специальные звания и классные чины (например, лейтенант полиции, капитан внутренней службы, майор юстиции).

Особняком стоит федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ. Сюда подпадает основная часть сотрудников прокуратуры (прокуроры, заместители и помощники прокуроров), Следственного комитета Российской Федерации (руководители следственных органов, заместители и следователи) и др.

Законодательно государственная гражданская служба в России регулируется Конституцией РФ и федеральными законами:

«О системе государственной службы» (от 27.05.2003 № 58-ФЗ) — определяет основные понятия и принципы госслужбы и вводит её разделение на три вида: государственная гражданская служба, правоохранительная служба, военная служба;

«О государственной гражданской службе РФ» (от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) — детально регулирует вопросы государственной гражданской службы, включая запреты и ограничения, а также порядок трудоустройства. Вопросы, связанные с осуществлением деятельности госслужащими, не охваченные этим законом, регулируются общероссийским трудовым законодательством.

Кроме того, существует подзаконная нормативная правовая база, регулирующая отдельные стороны государственной службы: указы Президента России, постановления Правительства России и нормативные правовые акты регионов.

Исторические начала «Табель о рангах Петра I»

Еще при Петре I закладывались основы государственной службы.

Табель о рангах являлась законодательным актом, утверждённым 24.01(4.02).1722 г. Петром I, и устанавливала систему воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи.

Необходимость в строгом регламентировании системы чинов возникла в результате преобразований Петра I, которые повлекли за собой значительное увеличение их количества в армии и государственном аппарате. Таким образом, Табель явилась своеобразным итогом административных преобразований Петра I, регламентирующим порядок прохождения государственной службы. Табель обязывала всех дворян служить и объявляла службу единственным способом получения любого государственного чина. В указе Петр I отмечал: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

Первоначально закон состоял из собственно Табели (таблицы) чинов и 18 «Пунктов», пояснявших Табель. Все чины делились на 4 класса. Старшим был 1-й. Чины подразделялись на 3 типа: военные, гражданские и придворные. Устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной.

Преимущественное право на государственную службу предоставлялось дворянам. Это право проявлялось, во-первых, в льготных условиях самого поступления на службу и, во-вторых, в более быстром продвижении по ее рангам. Ставка на дворян учитывала не только значение дворянства как социальной опоры самодержавия, но также его более высокий в целом образовательный уровень и имущественную обеспеченность. Последнее было важно ввиду сравнительно низкого материального вознаграждения за государственную службу, которая считалась сословной обязанностью дворянства. Существовало убеждение, что зависимость государственного служащего от получаемого им жалованья лишает его необходимой свободы суждений и поведения.

Один из главных организационных принципов государственной службы заключался в том, что государственный служащий должен был пройти ее снизу вверх целиком, начиная с выслуги низшего классного чина. Это диктовалось как необходимостью замещения всех должностей, так и получения требуемой опытности.

Принципы Государственной гражданской службы

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;

5) стабильность гражданской службы;

6) доступность информации о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Права, обязанности и ответственность государственного гражданского служащего

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Основные права гражданского служащего

1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) защиту сведений о гражданском служащем;

10) должностной рост на конкурсной основе;

11) дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) членство в профессиональном союзе;

13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

14) проведение по его заявлению служебной проверки;

15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;

17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

19) Гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Основные обязанности гражданского служащего:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *