Группы госслужащих – Таблица групп должностей государственной гражданской службы в 2018 году

Содержание

Категории и группы должностей государственной гражданской службы

Структура государственного аппарата определяет качество работы органов судебной, законодательной и исполнительной власти. Группы должностей государственной и гражданской службы, а точнее, чёткая классификация этих групп, необходима для точной работы государственного аппарата. В современной России все категории определены соответствующими законами и постановлениями, на основе которых строятся не только государственные, но и частные предприятия.

Какова структура госслужбы?

Государственная гражданская служба разделена законодательно на службы субъекта РФ и федеральную службу. Но не только в гражданской службе есть строгая вертикаль. Все виды государственных служб разделены по единому принципу:

  • Воинская служба.
  • Государственная гражданская служба.
  • Государственная служба иных подгрупп.

Военная и государственная служба являются подвидами федеральной службы. Каждому чину на любом уровне государственной гражданской службы соответствует определённый военный чин, частично соответствуют прокурорские чины и чины органов юстиции.

Законодательная база

В статье 9 Федерального закона учреждены все категории и группы должностей государственной гражданской службы. Она гласит, что существует четыре категории гос. служащих:

  1. Руководители, заместители руководителей.
  2. Помощники — должности для содействия и помощи заместителям гос. должностей.
  3. Специалисты — должности для обеспечения профессиональных функций и задач.
  4. Обеспечивающие специалисты — подгруппы для информационного, финансового, документационного и иного обеспечения гос. компаний.

Помимо основной классификации по категориям, есть классификация по группам, и путать их не стоит:

  1. Высшие должности — руководители, помощники, специалисты.
  2. Главные должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  3. Ведущие должности — руководители, помощники, специалисты, обеспечивающие специалисты.
  4. Старшие должности — специалисты, обеспечивающие специалисты.
  5. Младшие должности — обеспечивающие специалисты.

Одна группа должностей, по закону, может содержать несколько категорий. Классификация по группам нужна для более точного определения положения должностного лица на социальной вертикали. Например, руководитель Министерства (министр) и руководитель отдела по финансовым вопросам (директор) стоят не на одном уровне, однако оба являются руководителями.

Аналогичная ситуация с военными и прокурорскими званиями.

Что такое гражданская служба?

К понятию «гражданская служба» относится деятельность Администрации Президента, Правительства РФ, федеральных и территориальных органов исполнительной ветви власти (службы, агентства, министерства и их субъекты).

Есть группа людей, не являющихся гражданскими служащими, это депутаты Госдумы и члены Совета Федерации, сотрудники правоохранительных органов, в частности, судьи.

Классификация создана для чёткого определения структуры государственного аппарата, разъяснения полномочий каждого действующего лица и чёткой иерархии подчинения одного звания другому.

Высшие должности

Определяющей группой должностей является высшая должность. К высшей группе должностей государственной гражданской службы относится классный чин федеральных служащих — действительный государственный советник РФ I, II и III классов.

Данный чин гос. службы соответствует военному генерал-полковнику (адмиралу) и генералу флота (адмиралу флота) для I класса. Генерал-лейтенанту или вице-адмиралу для II класса. Генерал-майору для III класса.

Для работников сферы прокуратуры I класс эквивалентен действительному государственному советнику юстиции. II класс — государственному советнику юстиции II класса. III класс — государственному советнику юстиции III класса.

Для специальных званий соответственно для I, II и III класса: Генерал полиции (ФТС или юстиции) РФ, генерал-лейтенант полиции (юстиции или ФТС) и генерал-майор полиции (ФТС, юстиции).

Главные должности

В главную группу должностей государственной гражданской службы входят государственные советники РФ I, II и III классов. Для военной службы I класс соответствует воинскому полковнику или капитану 1 ранга (для военно-морских сил). II класс — подполковнику или капитану 2 ранга. III класс — майору или капитану 3 ранга.

Для работников сферы прокуратуры каждый класс эквивалентен соответственно старшему советнику юстиции, советнику юстиции и младшему советнику юстиции.

По специальным званиям главные должности I, II и III класса аналогичны полковнику, подполковнику и майору полиции, юстиции или ФТС(Федеральной таможенной службы) соответственно.

Ведущие должности

Ведущей группе должностей государственной гражданской службы соответствуют советники I, II и III классов.

I класс службы эквивалентен воинскому капитану и капитан-лейтенанту. II класс — старшему лейтенанту. III класс — лейтенанту.

Для работник в сфере прокуратуры каждый класс соответствует юристу первого, второго или третьего разряда.

Для специальных званий I класс соответствует — капитан полиции, юстиции или ФТС. II класс — старший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. III класс — лейтенант полиции, юстиции или ФТС.

Старшие должности

Специалистов старшей группы должностей государственной гражданской службы называют референтами РФ I, II и III классов. I класс соответствует прокурорскому младшему юристу.

Старшие должности соответствуют воинским — младший лейтенант, старший мичман или прапорщик. Разница в званиях из-за обычной военной службы или военно-морской.

В специальных званиях I классу соответствует младший лейтенант полиции, юстиции или ФТС. II классу — старший прапорщик полиции, юстиции или ФТС. III классу — прапорщик полиции, юстиции или ФТС.

Младшие должности

Последняя группа должностей государственной гражданской службы — это работа младших советников или секретарей государственной службы I, II и III классов. Аналогично воинским: I класс — это главный корабельный старшина. II класс — старшина 1 ст. или сержант, старшина 2 ст. или младший сержант. III класс — старший матрос или ефрейтор, рядовой матрос. Разница в званиях обычной службы или военно-морской.

В прокурорской практике референты II, III классов и все младшие должности не присутствуют. Специальные должности, соответствующие секретарям I класса — старший сержант или старшина полиции, юстиции. II класса — сержант полиции или юстиции. III класса — рядовой полиции или юстиции.

Таким образом, существует пять групп должностей государственной гражданской службы, которые делятся по четырем основным категориям. Каждой группе гражданской службы соответствует какое-либо воинское звание, уточняемое специальным званием.

Данная система не была разработана в один прекрасный день, но начиная с Табели о рангах совершенствовалась со временем и сегодня предстала именно в таком свете. Знание структуры должностей помогает поставить цель, если гражданин хочет работать в этом направлении или лучше понять устройство государственного аппарата Российской Федерации.

fb.ru

29. Категории и группы должностей гражданской службы.

ФЗ
от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе РФ»

Категории:

1)
руководители
должности
руководителей и заместителей руководителей
государственных органов и их структурных
подразделений, замещаемые на определенный
срок полномочий или без ограничения
срока полномочий;

2)
помощники
(советники) —
должности,
учреждаемые для содействия лицам,
замещающим государственные должности,
руководителям, замещаемые на определенный
срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц или руководителей;

3)
специалисты
— должности, учреждаемые для профессионального
обеспечения выполнения государственными
органами установленных задач и функций
и замещаемые без ограничения срока
полномочий;

4)
обеспечивающие
специалисты

— должности, учреждаемые для организационного,
информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного
и иного обеспечения деятельности
государственных органов и замещаемые
без ограничения срока полномочий.

Группы:

1.
высшие
должности гражданской службы;

2.
главные
должности гражданской службы;

3.
ведущие
должности гражданской службы;

4.
старшие
должности гражданской службы;

5.
младшие
должности гражданской службы.

Должности
категорий «руководители»
и «помощники
(советники

подразделяются на высшую, главную и
ведущую группы должностей гражданской
службы.

Должности
категории «специалисты»
подразделяются на высшую, главную,
ведущую и старшую группы должностей
гражданской службы.

Должности
категории «обеспечивающие
специалисты
»
подразделяются на главную, ведущую,
старшую и младшую группы должностей
гражданской службы.

Источники:

Лекция.

30. Понятие государственного служащего. Классификация государственных служащих.

ФЗ
«
О
системе государственной службы
 РФ»
N 58-ФЗ от 27.05.2003

Государственный
служащий

(Хорьков)
— гражданин, осуществляющий профессиональную
служебную деятельность на должности
федеральной государственной службы и
получающий денежное содержание за счет
средств федерального бюджета или
соответствующего субъекта РФ.

Государственный
гражданский служащий субъекта РФ

гражданин, осуществляющий профессиональную
служебную деятельность на должности
государственной гражданской службы
субъекта РФ и получающий денежное
содержание (вознаграждение) за счет
средств бюджета соответствующего
субъекта РФ (в отдельных случаях — за
счет средств федерального бюджета).

Классификация
государственных служащих.

Государственные служащие

Служащие
правоохранительных органов – федеральная
гос. служба (милитаризованная)

ГГС
(Федеральная и ГГС субъектов РФ)

Военнослужащие
— федеральная гос. служба (милитаризованная)

*
А. Гражданский служащий


гражданин РФ, взявший на себя обязательства
по прохождению гражданской службы
(Федеральные ГГС и ГГС субъектов РФ).

Б.
Военнослужащие

— граждане (иностранные граждане),
проходящие военную службу.

В.
Лица,
находящееся на должностях правоохранительной
службы

(
ФЗ
от 17 января 1992 г. «О
прокуратуре
 РФ»,

ФЗ
от 07.02.2011 N 3-ФЗ
«
О
полиции
«).

*
А.
Государственные
гражданские
служащие;

Б.
Государственные не гражданские (или же
милитаризованные)
служащие
(военнослужащие, сотрудники органов
внутренних дел).

*
В системе разделения властей это:

Государственные
служащие в органах законодательной
власти.

Государственные
служащие в органах исполнительной
власти.

Государственные
служащие в органах судебной
власти.

Источники:

Лекция.

studfiles.net

Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы

Категории и группы должностей государственной службы

Современное законодательство о службе не дает легального общего определения понятия должности, поэтому необходимо уяснить организационно-юридическую сущностную характеристику понятия должности как государственно-правового установления, в котором:

1) должность — это первичная ячейка структуры аппарата любого государственного или муниципального органа, предусмотренная действующим законодательством и штатно-организационными нормативами;

2) за каждой должностью закреплена часть компетенции соответствующего государственного или муниципального органа с точным установлением компетенционных должностных обязанностей и полномочий лица, замещающего эту должность;

3) профессионально-квалификационные характеристики и требования, предъявляемые государством к лицу ее замещающему или претендующему на занятие этой должности, четко закреплены за каждой должностью.

Все должности государственной службы подразделяются на:

— должности федеральной государственной гражданской службы;

— должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

— воинские должности;

— должности правоохранительной службы.

Необходимо различать и четко разграничивать понятия «государственная должность» и «должность государственной службы».

Государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов РФ — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации, а должности федеральной и субъектов Федерации государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ или законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно.

Государственные должности занимают, например, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, губернаторы и другие лица, поименованные в специальном Реестре государственных должностей.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования.

Все лица, замещающие должности государственной службы всех ее разновидностей, нанимаются государством через представителя нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

Должности государственной гражданской службы подразделяются на категории и группы. Подразделяются они на следующие четыре категории:

1) руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово- экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Далее, должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие пять групп: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие должности государственной гражданской службы.

При этом должности категорий «руководители» и «помощники (советники)» подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «специалисты» подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей государственной гражданской службы.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские звания, иные специальные звания для работников правоохранительных органов, дипломатические ранги и т.д.

Присвоение квалификационных раз рядов действительных государственных советников РФ, государственных советников РФ (и соответствующих этому уровню других видов квалификационных разрядов) производится Президентом РФ.

Государственные должности в субъектах РФ также подразделяются на аналогичные по наименованию категории и классификационные группы государственных должностей.

Категории и группы должностей муниципальной службы

Муниципальные должности в органах местного самоуправления также делятся на несколько категорий и классификационных групп, но по несколько иным критериям и основаниям, чем государственные должности:

выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных вы боров;

муниципальные должности муниципальной службы, замещаемые путем заключения трудовых договоров.

newinspire.ru

Гражданские служащие — это… Государственная гражданская служба Российской Федерации

Гражданский служащий — это особое должностное лицо, взявшее на себя обязанность проходить госслужбу. Этот субъект осуществляет свою профессиональную деятельность на основании акта о назначении и контракта. Денежное содержание лицо получает за счет средств регионального или федерального бюджета.

Ограничения

Условия и порядок принятия на госслужбу, а также требования к гражданским служащим установлены в ФЗ № 79. В 16 статье этого нормативного акта закреплены определенные ограничения. На госслужбу не могут приниматься субъекты:

  • Признанные ограниченно дееспособными или недееспособными в соответствии с судебным решением, вступившим в действие.
  • Осужденные к отбыванию наказания, исключающего возможность выполнять должностные обязанности гражданского служащего, по вступившему в силу приговору, имеющие неснятую/непогашенную судимость.
  • Выразившие отказ от прохождения процедуры обязательного оформления допуска к информации, составляющей тайну, охраняемую законом, если должность, на которую претендует кандидат, предполагает использование таких сведений.
  • Имеющие заболевания, препятствующие принятию на госслужбу. Наличие соответствующих патологий должно подтверждаться медзаключением, оформленным компетентным медучреждением.
  • Состоящие в близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должности предполагает непосредственную подчиненность или подконтрольность одного из них другому.
  • Вышедшие из гражданства РФ или получившие гражданство иного государства.
  • Являющиеся поданными другой страны, если иное не закреплено международным соглашением РФ.
  • Представившие подложные документы либо заведомо недостоверные сведения при поступлении на госслужбу.
  • Не представившие данные или представившие ложные сведения о доходах, обязательствах и имуществе.
  • Признанные не прошедшими службу в ВС РФ по призыву без уважительных причин. Этот факт должен подтверждаться заключением, оформленным призывной комиссией. Данное требование не распространяется на лиц, прошедших службу по контракту.

Прочие ограничения могут предусматриваться федеральными законами.

Работодатель

Наниматель гражданских служащих — это Российская Федерация или конкретный субъект РФ. Полномочия работодателя реализуются его представителем. В качестве него выступает руководитель госоргана, гражданин, занимающий государственную должность или представитель одного из указанных лиц.

Особенности статуса

Гражданский служащий — это лицо, состоящее в должности гражданской службы. Соответственно, им не может являться гражданин, выступающий сотрудником госпредприятия, даже если он реализует управленческие, властно-распорядительные полномочия. Это связано с тем, что указанное лицо не занимает должность гражданской службы, а денежное вознаграждение ему выплачивается из средств предприятия.

Не являются гражданскими служащими работники бюджетных организаций, в том числе реализующие властно-распорядительные полномочия. В данном случае должности, которые занимают эти сотрудники, не удовлетворяют требованиям должностей госслужбы, однако денежное содержание им выплачивается из бюджетных средств. К таким работникам относят, к примеру, педагогов школ и вузов, врачей медучреждений.

Классификация

Существуют разные критерии, по которым выделяют группы гражданских служащих. Это, в частности, такие признаки, как:

  • Категории должностей.
  • Группы.
  • Виды госорганов.
  • Характер и объем полномочий.

Основным критерием классификации является вид службы. По этому признаку выделяют федеральных и региональных гражданских служащих. Классные чины также являются критерием классификации.

Федеральными госслужащими являются граждане, осуществляющие профессиональную деятельность на должностях в федеральных органах и получающие денежное довольствие из средств федерального бюджета.

Особенности должностей

По категориям выделяют:

  • Руководителей.
  • Советников (помощников).
  • Специалистов.
  • Обеспечивающих специалистов.

Должности служащих разделены на следующие группы:

  • Высшие.
  • Главные.
  • Ведущие.
  • Старшие.
  • Младшие.

Классные чины присваиваются в пределах соответствующих групп:

  • Высшая – действительный госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Главная – госсоветник 1, 2, 3 кл.
  • Ведущая – советник 1, 2, 3 кл.
  • Старшая – референт 1, 2, 3 кл.
  • Младшая – секретарь.

Служащие, находящиеся на должностях без ограничения срока их полномочий, получают классный чин после прохождения квалификационного экзамена.

Спорные моменты

Разделение госслужащих в зависимости от госорганов, в которых они осуществляют деятельность, предполагает учет как минимум 2-х обстоятельств:

  • В госструктурах могут быть учреждены должности разных видов госслужбы.
  • Понятия правоохранительной и военной службы должны быть уточнены в нормативных актах, которые необходимо принять.

В настоящее время вопрос о видах правоохранительных структур остается дискуссионным. Одни юристы относят к ним и судебные органы, другие исключают судебные инстанции. Между тем ни первый, ни второй подход нельзя принять безоговорочно. Дело в том, что в судебной системе существуют и инстанции общей юрисдикции, и военные суды.

Проверка уровня знаний и квалификации

Она осуществляется в ходе аттестации государственных гражданских служащих.

Процедура проводится в порядке, закрепленном ФЗ № 79, и в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента № 110.

Аттестация государственных гражданских служащих способствует совершенствованию деятельности, связанной с отбором, подбором, расстановкой кадров и повышением квалификации сотрудников. Выступая в качестве правового института, она включает в себя совокупность норм, регламентирующих отношения, складывающиеся в ходе ее организации, оценку исполнения госслужащими задач, возложенных на них, характеристику перспектив использования кадров в будущем.

Участие в аттестации – не только право гражданского служащего, но и важнейшая его обязанность. Эту процедуру необходимо рассматривать как средство карьерного роста, изменения условий контракта между служащим и госорганом.

Исключения

Аттестацию обязаны проходить все госслужащие, кроме:

  • Отработавших в соответствующей должности менее года.
  • Достигших 60 лет.
  • Беременных или находящихся в отпуске по беременности и родам или уходу за ребенком до 3-х лет.
  • Замещающих должности категорий «руководители» и «советники» («помощники») в соответствии со срочным контрактом.
  • Прошедших квалификационный экзамен меньше года назад.

Этапы проверки

Аттестацию проводят в 2 этапа раз в 3 года. Первая стадия является подготовительной. От своевременности и качества работы на этом этапе во многом будут зависеть результаты проверки.

Подготовка к аттестации осуществляется планомерно. Она начинается с разъяснения служащим целей, задач и порядка проведения проверки. В ходе подготовки уточняется перечень сотрудников, подлежащих аттестации, формируется список членов комиссии, оформляются необходимые документы.

Руководитель госоргана должен издать приказ, в котором указываются все существенные сведения о проверке, в том числе график и сроки ее проведения.

Гарантии для госслужащих

Лица, находящиеся на должностях госслужбы, имеют право на:

  • Обеспечение надлежащих условий для исполнения своих обязанностей.
  • Ознакомление с документами, определяющими их полномочия, права, критерии оценки результативности деятельности гражданского служащего, условиями карьерного роста.
  • Отдых. Он обеспечивается посредством установления продолжительности рабочего дня в соответствии с законодательством, предоставлением нерабочих выходных и праздничных дней, ежегодных оплачиваемых отпусков (гражданским служащим полагается основной и дополнительный отпуск).
  • Оплату труда и прочие выплаты, предусмотренные ФЗ № 79, иными правовыми актами, а также условиями контракта.
  • Получение материалов и сведений, необходимых для исполнения своих обязанностей.
  • Внесение предложений, направленных на совершенствование работы гражданских служащих и госоргана.
  • Защиту персональных данных.
  • Должностной рост и, соответственно, повышение зарплаты. Госслужащим расчет заработка осуществляется по особым правилам, закрепленным ФЗ № 79.
  • Ознакомление с отзывами о служебной деятельности, документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу письменных объяснений и иных сведений.
  • Повышение квалификации, профессиональную переподготовку, стажировку в порядке, закрепленном законодательством.
  • Членство в профсоюзе.
  • Рассмотрение служебных споров.
  • Проведение проверки по заявлению служащего.
  • Медстрахование.
  • Защиту интересов и прав на службе, включая обжалование их нарушений.
  • Пенсионное обеспечение в порядке, установленном ФЗ № 166.
  • Защиту своих здоровья и жизни и членов семьи, а также имущества.

Обязанности

Они установлены в 15 статье ФЗ № 79. В обязанности госслужащего входят:

  • Соблюдение положений Конституции, ФКЗ, иных федеральных законов и нормативных актов и обеспечение их выполнения.
  • Исполнение должностных обязанностей согласно регламенту.
  • Выполнение поручений руководителей, данных в рамках их полномочий. В должностном регламенте устанавливается перечень лиц, чьи распоряжения должен исполнять служащий. Вместе с тем должностное лицо вправе не выполнять поручение, носящее явно противоправный характер.
  • Соблюдение интересов и прав организаций и граждан при исполнении обязанностей по службе.
  • Поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащей реализации поставленных задач. Данная обязанность корреспондирует с правом госслужащего на повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
  • Соблюдение служебного распорядка госоргана, утвержденного руководителем.
  • Сохранение конфиденциальности информации, отнесенной к тайне, охраняемой законодательством, и сведений, которые стали известны при исполнении обязанностей, в том числе данные, затрагивающие достоинство и честь граждан и касающиеся их жизни и здоровья. За разглашение такой информации предусмотрены не только дисциплинарные взыскания, но и уголовное наказание.
  • Бережное отношение к государственному имуществу, материальным ценностям, предоставленным служащему для исполнения обязанностей.
  • Предоставление в установленном законом порядке сведений о себе и членах семьи. Речь, в частности, о декларации. О доходах госслужащих (2016 г.) отчитаться необходимо было до 2 мая 2017 г. В отчет включаются сведения обо всем имуществе, находящемся в собственности. Декларации о доходах госслужащих (2016 г.) размещены на официальных сайтах соответствующих министерств и ведомств.
  • Сообщение о выходе из гражданства РФ, приобретении гражданства иностранного государства.
  • Соблюдение ограничений, выполнение предписаний, установленных ФЗ № 79.
  • Сообщение руководителю о личной заинтересованности, которая может повлечь конфликт интересов, и принятие мер по его предотвращению.

Денежное довольствие

Содержание гражданского служащего формируется из должностного оклада, премий и надбавок за особые условия, выслугу, квалификационный разряд. Сотрудники также вправе получать материальную помощь.

Величина оклада, размер и правила определения надбавок устанавливаются в федеральных и региональных законодательных актах.

При утверждении фондов з/п федеральных госорганов в них помимо сумм, предназначенных для выплаты окладов, включают средства на надбавки за следующее:

  • Классный чин, квалификационный разряд, дипломатический ранг. Они выплачиваются ежемесячно в размере 4-х окладов.
  • Особые условия госслужбы. Они также выплачиваются ежемесячно, но в размере 2,5 оклада.
  • Выслугу лет. Эти надбавки предусмотрены каждый месяц и составляют 3 оклада.

В ФОТ включаются также средства на премии по итогам работы и материальную помощь. Их размеры – 3 и 2 оклада соответственно.

Повышение зарплат госслужащим

Сравнительно недавно активно обсуждался вопрос об увеличении денежного довольствия должностных лиц госорганов. Однако, по всей видимости, изменения размера содержания будут нескоро.

В течение нескольких последних лет повышения зарплаты госслужащим не производилось. Наоборот, указом Президента величина довольствия уменьшалась.

Заключение

В действующем законодательстве достаточно четко установлены организационно-правовые формы осуществления государственной гражданской службы и ограничен круг лиц, имеющих статус госслужащих. Эти граждане принимают непосредственное участие в управлении страной.

Необходимость существования госслужбы обуславливается существованием государства, его функциями и задачами. Как показывает мировой опыт, современное общество может нормально развиваться только при наличии эффективной системы управления. Государство должно располагать мощным, квалифицированным административным аппаратом.

Деятельность госслужащих востребована в любой стране вне зависимости от политической системы, устройства, формы правления, режима. Именно эти лица реализуют задачи, которые общество возлагает на государство. Соответственно, к госслужащим предъявляются более жесткие требования, чем к представителям других профессий. Ведь от них во многом зависит стабильность в стране, дальнейшее развитие народно-хозяйственного комплекса. Для улучшения эффективности деятельности госслужащих предусмотрены программы повышения квалификации.

fb.ru

Группы и категории должностей государственной службы

Группы и категории должностей государственной службы

Содержание

Введение

1. Понятие государственной службы

2. Должности государственной гражданской службы, их категории и группы

3. Порядок прохождения государственной гражданской службы

Заключение

Список использованной литературы

государственная служба дисциплина

Служба – одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шел процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации, а в целом наблюдается непрерывный рост численности видов службы и количества служащих.

В настоящее время особое внимание уделяется развитию законодательства о государственной службе. Это обусловлено, прежде всего, теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция — основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной службы в целом.

Государственный служащий в соответствии с ФЗ «О системе государственной службы РФ» — это федеральный государственный служащий, которым является гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность по должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, и государственный гражданский служащий субъекта РФ..

1. Понятие государственной службы

Государственным служащим принадлежит важнейшая роль в решении таких задач, как управление экономикой, социально-культурной и административно-политической сферами, укрепление российской государственности и реформирование общества на основах демократии и права.

Круг и содержание нормативных правовых актов, которыми регулируются вопросы государственной службы, предопределяются условиями (предпосылками) возникновения и реализации государственно-служебных отношений. Это, прежде всего, означает, что до решения вопросов, связанных с замещением должности и осуществлением государственными служащими своих полномочий, необходимо определить систему органов государственной власти и внутреннюю (организационно-штатную) структуру, утвердить перечень государственных должностей и классифицировать их по категориям и группам, установить объем полномочий и функций по каждой должности, а также квалификационные требования к государственным служащим, замещающим эти должности (по образованию, стажу и опыту работы по специальности и т.д.).

Правовые нормы регламентируют и вопросы прохождения службы: поступление на государственную службу; способы замещения вакантных должностей; присвоение квалификационных разрядов; аттестацию государственного служащего; прекращение государственной службы.

Необходимой предпосылкой реализации государственно-служебных отношений является определение конкретных государственных органов и должностных лиц, которым предоставляется право осуществлять прием на государственную службу, а также назначать и перемещать их в должностях, присваивать им квалификационные разряды.

Важный элемент работы с кадрами государственных органов – осуществление государственной кадровой политики. Кадровая политика закрепляется в законах, других нормативных правовых актах, посредством которых и претворяется в жизнь. Успех кадровой политики прямо зависит от качества государственного аппарата, от исполнения им законодательства, от его исполнительской дисциплины.

Во взгляде на сущность государственной службы существует три точки зрения.

Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.

Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер.

В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам. Следует также отметить, то обстоятельство, что государственная служба имеет тенденцию к бюрократизации, когда она работает преимущественно на себя.

Государственная служба выступает как институт, связывающий государство с обществом, гражданина с государством.

Государственная служба обеспечивает управление общественными делами, регулирование общественных проблем. Государственная служба некоторыми исследователя рассматривается как элемент механизма государственного управления.

Государственная служба – важнейший административно-правовой институт, которому в системе административно-правового регулирования отведена роль «локомотива» для обеспечения «движения» государственного управления.

Государственная служба рассматривается учеными и в контексте обсуждения более общих государственно-правовых явлений: например, когда речь идет о функциях государства, государственном управлении, государственном аппарате и его деятельности.

Однако лишь в немногих научных публикациях авторы пытаются обобщить опыт нормативного регулирования государственно-служебных отношений в Российской Федерации. Между тем потребность в серьезном анализе основных норм действующего законодательства о государственной службе и главных направлений реформирования государственной службы давно назрела, так как и в теории, и на практике встречается множество проблем организации и функционирования российской публичной службы. Вопросы государственной и муниципальной службы в том или ином виде анализировались Конституционным Судом РФ.

До последнего времени в законодательстве отсутствовало определение понятия «государственная служба». В юридической литературе в это понятие вкладывалось выполнение служащими государственных организаций (органов, предприятий, учреждений и т.д.) трудовой деятельности в соответствии с занимаемыми должностями, направленной на осуществление задач и функций государства и оплачиваемой им. При этом государственными служащими считались все служащие в любой государственной организации.

Если раньше под государственной службой подразумевалось выполнение служащими любых должностных обязанностей, в каких бы то ни было государственных организациях (государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и т.д.), то, согласно Федеральному закону «О системе государственной службы Российской Федерации», государственная служба Российской Федерации – это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— Российской Федерации;

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных;

— субъектов Российской Федерации;

— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Особенности понятия государственной службы, вытекающие из Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», таковы:

Во-первых, это деятельность государственно-значимого характера, а именно государственная деятельность.

Во-вторых, она лишь часть государственной деятельности, а именно в той мере, в которой она обеспечивает исполнение полномочий государственно-властного характера, присущих Российской Федерации (составным частям государства), а так же лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и ее субъектов.

В-третьих, это деятельность профессионального характера, отвечающая специальным требованиям, предъявляемым к ее субъектам, в качестве которых выступают государственные служащие.

Государственная должность – это учрежденная в установленном порядке государственным органом (путем принятия коллегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичная структурная единица, которая отражает содержание и объем полномочий занимающего ее лица и содержится за счет финансовых средств государственного бюджета (сюда включается заработная плата служащего, занимающего данную должность, ее техническое обеспечение, установленные льготы и гарантии служащих и пр.).

mirznanii.com

Группы должностей государственной гражданской службы в 2018 году

Должности федеральной гражданской службы учреждаются законом РФ и указом Президента РФ, а должности гражданской службы субъектов Российской Федерации учреждаются, соответственно, законами и подзаконными актами субъектов РФ.

Основным нормативным актом, устанавливающим категории и группы должностей государственной гражданской службы, является Закон № 79-ФЗ «О госслужбе в РФ» от 27.07.2004 и Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы».

Категории и группы государственных должностей на гражданской службе

В соответствии с вышеназванным законом, категории должностей государственной гражданской службы подразделяются на:

  • руководящие. К ним относятся руководители госорганов и структурных подразделений и их заместители, руководители территориальных и федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и их заместители, руководители представительств госорганов, структурных подразделений, принятые на определенный срок или без ограничения срока полномочий, и их заместители;
  • помощников или советников: осуществляют содействие руководителям государственных, территориальных органов исполнительной власти и представительств госорганов в реализации их полномочий;
  • специалистов, обеспечивающих выполнение госорганами их задач и функций, без ограничения срока полномочий;
  • обеспечивающих специалистов, контролирующих организационную, информационную, документационную, финансово-экономическую, хозяйственную и прочую деятельность госорганов, без ограничения срока полномочий.

Эти категории бывают высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.

Теперь разберемся, как соотносятся категории и группы должностей государственной гражданской службы, таблица приведена ниже.







Группа

Руководители

Помощники (советники)

Специалисты

Обеспечивающие специалисты

Высшая

+

+

+

Главная

+

+

+

+

Ведущая

+

+

+

+

Старшая

+

+

Младшая

+

Квалификационные требования

В любой профессии к госслужащим предъявляются определенные квалификационные требования, необходимые для исполнения обязанностей. Они устанавливаются согласно категориям и группам, областью и видом деятельности служащего. Потенциальный работник должен соответствовать уровню специального образования, стажу госслужбы или работы по специальности и прочему. Поскольку, например, для замещения категории руководитель или советник высшей и главной групп необходимо наличие высшего образования не ниже уровня специалиста или магистратуры.

Однако везде есть свои исключения.

К примеру, данные квалификационные требования не относятся к следующим категориям работников:

  1. К претендентам, получившим высшее профессиональное образование до 29.08.1996.
  2. К госслужащим с высшим образованием не выше бакалавриата, назначенным до вступления Федерального закона 30.06.2016 № 224 в законную силу.

Общие требования: гражданство России, достижение 18-летнего возраста, свободное владение языком государства. Чаще всего при приеме проводится конкурс, который состоит из двух этапов. Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов. На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования. Тех, кто не прошел конкурс, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.

Что такое классные чины и их зависимость от должностей

Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Госслужащим, относящимся к группе руководителей и советников, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Порядок присвоения классных чинов, их соотношение определяется указом Президента РФ:

  • госслужащим, относящимся к высшей группе, присваивается классный чин действительный государственный советник РФ или действительный государственный советник субъекта РФ 1-3 классов;
  • в главной присваивается классный чин — госсоветник РФ или госсоветник субъекта РФ 1-3 классов;
  • в ведущей присваивается — советник госслужбы РФ или советник госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
  • в старшей — референт госслужбы РФ или референт госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса;
  • младшей группе госслужащих присваивается — секретарь госслужбы РФ или секретарь госслужбы субъекта РФ 1, 2 или 3-го класса.

Классный чин действительный госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Президентом РФ. Госсоветник РФ 1-3 классов присваивается Правительством РФ. Остальные чины присваиваются руководителем федерального госоргана или представителем нанимателя в порядке, установленном законодательством субъекта РФ.

gosuchetnik.ru

2. Виды государственных служащих

2.1.
Виды государственных служащих

Деятельность
государственных служащих, как это
подчеркнуто в самом определении понятия
«государственная служба», носит
обслуживающий, вспомогательный характер:
она предназначена для того, чтобы
обеспечивать исполнение полномочий
лицами, замещающими высшие должности.

Формулировка
«обеспечение исполнения полномочий
лицами, замещающими высшие должности,
не должна вызывать понимание государственной
службы как службы «при» высших
государственных должностных лицах, а
не у общества и государства. Государственная
служба представляет собой вид общественно
полезной профессиональной деятельности,
которая заключается в осуществлении
части полномочий того государственного
органа, в котором государственный
служащий занимает должность государственной
службы. Иначе говоря, его профессиональная
деятельность направлена на осуществление
государственных функций, являясь
выражением публичной власти, а не власти
лица, замещающего высшую должность.

Должности
гражданской службы подразделяются на
категории и группы.

Должности
гражданской службы подразделяются на
следующие категории:

1)
руководители – должности руководителей
и заместителей руководителей
государственных органов и их структурных
подразделений (далее также – подразделение),
должности руководителей и заместителей
руководителей территориальных органов
федеральных органов исполнительной
власти и их структурных подразделений,
должности руководителей и заместителей
руководителей представительств
государственных органов и их структурных
подразделений, замещаемые на определенный
срок полномочий или без ограничения
срока полномочий;

2)
помощники (советники) – должности,
учреждаемые для содействия лицам,
замещающим государственные должности,
руководителям государственных органов,
руководителям территориальных органов
федеральных органов исполнительной
власти и руководителям представительств
государственных органов в реализации
их полномочий и замещаемые на определенный
срок, ограниченный сроком полномочий
указанных лиц или руководителей;

3)
специалисты – должности, учреждаемые
для профессионального обеспечения
выполнения государственными органами
установленных задач и функций и замещаемые
без ограничения срока полномочий;

4)
обеспечивающие специалисты – должности,
учреждаемые для организационного,
информационного, документационного,
финансово-экономического, хозяйственного
и иного обеспечения деятельности
государственных органов и замещаемые
без ограничения срока полномочий.

Должности
гражданской службы подразделяются на
следующие группы:

1)
высшие должности гражданской службы;

2)
главные должности гражданской службы;

3)
ведущие должности гражданской службы;

4)
старшие должности гражданской службы;

5)
младшие должности гражданской службы.

Должности
категорий «руководители» и «помощники
(советники)» подразделяются на высшую,
главную и ведущую группы должностей
гражданской службы.

Должности
категории «специалисты» подразделяются
на высшую, главную, ведущую и старшую
группы должностей гражданской службы.

Должности
категории «обеспечивающие специалисты»
подразделяются на главную, ведущую,
старшую и младшую группы должностей
гражданской службы.

Государственная
должность определяет границы деятельности
госслужащего, т.е. круг его обязанностей,
права и ответственность «по исполнению
и обеспечению полномочий» государственного
органа. Поэтому важно отличать понятие
государственной должности от близко
примыкающего к нему понятия специальности.
Специальность характеризует род трудовой
деятельности, требует определенных
знаний и трудовых навыков, приобретаемых
путем профессионального образования
или практического опыта, например, в
области финансов, юстиции, экономики и
др.

Характер
деятельности федеральных государственных
служащих вытекает из полномочий
соответствующих федеральных государственных
органов: Администрации Президента,
Аппарата Правительства, аппаратов палат
Федерального Собрания РФ и т.д.

В
субъектах Федерации сосредоточена
основная часть государственных служащих,
что во многом обусловлено продолжающейся
децентрализацией государственного
управления. На государственной службе
субъектов Федерации состоят государственные
служащие, осуществляющие полномочия
по предметам ведения органов государственной
власти этих субъектов.

Если
взять за основу такой критерий, как
особенности службы в федеральных
государственных органах, то выделяются
гражданские и милитаризованные служащие
(военнослужащие, сотрудники органов
внутренних дел, налоговой полиции и
др.). Например, военная служба как особый
вид государственной службы предусматривает
исполнение военнослужащими специфических
обязанностей, в том числе при необходимости
участие в боевых действиях, несение
боевого дежурства (боевой службы), защиту
жизни, здоровья, чести и достоинства
личности, оказание помощи правоохранительным
органам в обеспечении законности и
правопорядка.

В
соответствии с принципом разделения
властей различаются государственные
служащие органов законодательной
(представительной), исполнительной и
судебной власти.

Органы
законодательной власти выполняют
законодательную и контрольную функции
в отношении органов исполнительной
власти в пределах, установленных
Конституцией РФ. Для успешного выполнения
этих ответственных функций, например,
палаты Федерального Собрания должны
располагать высококвалифицированными
аппаратами сотрудников: подбираются
специалисты-практики и ученые в области
государственного управления, информатики,
экономики, финансов, права. Только такой
аппарат способен обеспечивать нормальную
работу парламента.

Органы
исполнительной власти осуществляют
организационно-управленческую и
исполнительно-распорядительную
деятельность, обеспечивающую бесперебойное
функционирование государства и его
аппарата. В их системе занято более 85%
государственных служащих. Управление
требует, прежде всего, способностей к
комплексному, системному и прогностическому
видению общественных явлений, процессов,
отношений. Эти качества необходимы всем
руководителям, самостоятельно принимающим
управленческие решения, и другим
государственным служащим, участвующим
в подготовке таких решений. Главным
критерием пригодности для занятия той
или иной должности в сфере исполнительной
власти становится профессиональная
подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная
власть, согласно ст. 118 Конституции,
осуществляется посредством конституционного,
гражданского, административного и
уголовного судопроизводства. Есть у
судебной власти и другая функция –
возможность контроля за законностью
актов государственных и иных органов.18Обеспечение исполнения полномочий
судей возложено, прежде всего, на аппараты
соответствующих судов. Кроме того,
имеются специальные государственные
органы, на которые возложен ряд функций
по обеспечению исполнения полномочий
судей. Так, Федеральным законом от 21
июля 1997 г. «О судебных приставах» на
службу судебных приставов возложены
задачи по обеспечению установленного
порядка деятельности Конституционного
Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ, судов общей
юрисдикции и арбитражных судов, а также
по исполнению судебных актов и актов
других органов.

В
зависимости от срока службы можно
выделить государственных служащих,
назначаемых на государственную должность
на неопределенный срок, на определенное
время , с установленным испытательным
сроком (при поступлении на государственную
службу).

Критерием
для подразделения государственных
служащих являются и квалификационные
разряды (звания, классы, чины, ранги). Их
особенностью является то, что они
присваиваются персонально каждому
государственному служащему, с учетом
его личных достоинств, по результатам
квалификационного экзамена или
аттестации. Лица, которым присвоены
соответствующие квалификационные
разряды, носят форменную одежду, могут
иметь знаки различия, в частности погоны.

Квалификационные
разряды указывают на соответствие
государственных служащих квалификационным
требованиям, предъявляемым к государственным
должностям государственной службы
соответствующих групп. При продвижении
на более высокую должность у государственного
служащего, отвечающего другим установленным
требованиям, возникает право на присвоение
ему квалификационного разряда (звания,
класса, чина, ранга), предусмотренного
для этой должности.

Все
государственные должности фиксируются
в штатном расписании. Этот документ
определяет первичные структурные
единицы государственного органа –
должности, количество служащих,
необходимых для осуществления возможных
государственных функций, и фонд оплаты
их труда.

Перечень
государственных должностей дается в
Реестре государственных должностей в
Российской Федерации. В этом отношении
Реестр является исчерпывающим документом,
надо трактовать в смысле обязанности
каждого государственного органа
придерживаться этого акта и представлять
все учрежденные в государственном
органе должности к включению в этот
Реестр.

Реестр
государственных должностей представляет
собой перечень (список) наименований,
распределенных по группам должностей
в органах государственной власти.

В
соответствии с федеральными законами
о видах государственной службы гражданам,
проходящим федеральную государственную
службу, присваиваются классные чины,
дипломатические ранги, воинские и
специальные звания.

Для
граждан, проходящих государственную
гражданскую службу устанавливаются
классные чины.

Они
присваиваются гражданским служащим в
соответствии с замещаемой должностью
гражданской службы в пределах группы
должностей гражданской службы.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы без ограничения срока полномочий,
классные чины присваиваются по результатам
квалификационного экзамена. Гражданским
служащим, замещающим должности федеральной
гражданской службы высшей группы,
присваивается классный чин гражданской
службы – действительный государственный
советник Российской Федерации 1, 2 или
3-го класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности федеральной
гражданской службы главной группы,
присваивается классный чин гражданской
службы – государственный советник
Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы ведущей группы, присваивается
классный чин гражданской службы –
советник государственной гражданской
службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го
класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы старшей группы, присваивается
классный чин гражданской службы –
референт государственной гражданской
службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го
класса.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы младшей группы, присваивается
классный чин государственной гражданской
службы – секретарь государственной
гражданской службы Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса.

Классный
чин гражданской службы – действительный
государственный советник Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается
Президентом Российской Федерации.

В
федеральных органах исполнительной
власти классный чин федеральной
гражданской службы – государственный
советник Российской Федерации 1, 2 или
3-го класса присваивается Правительством
Российской Федерации, в иных федеральных
государственных органах указанный
классный чин присваивается руководителем
федерального государственного органа.

Гражданским
служащим, замещающим должности гражданской
службы субъекта Российской Федерации
высшей и главной групп, классные чины
гражданской службы субъекта Российской
Федерации присваиваются в соответствии
с законом субъекта Российской Федерации.

Рис.
Классификация государственных служащих19

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о