Гуп и муп примеры – Контрактная служба ГУП и МУП

Экономика. Теория. Унитарное предприятие. |

Унитарное предприятие — это одна из организационно-правовых форм юридического лица.

Признаки унитарного предприятия.
  • Коммерческая организация, то есть создаётся с целью получения прибыли. Но его имущество — это собственность государства.
  • Не наделено правом собственности. Используя чужую собственность, перечисляет владельцу часть собственной прибыли.
  • Управлением занимается единоличный руководитель, устанавливаемый владельцем либо уполномоченным им лицом
  • Имущество является неделимым( отсюда название – «унитарное») и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
  • Право хозяйственной деятельности или оперативного управления на имуществе собственника- государства в целом, субъекта Федерации или муниципалитета.
  • Учредительный документ- Устав.
  • Владелец не отвечает своей собственностью по долгам компании, созданной на основе хозяйственного ведения, но привлекается к ответственности, если она образована на правах оперативного управления.
  • Владелец вправе изымать имущество, если оно не используется, является излишним либо применяется не по назначению.
  • Уставной фонд формируется собственником за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку:

— государственные унитарные предприятия — не менее 5000 МРОТ (минимального размера оплаты труда),

— муниципальные предприятия – не менее 1000 МРОТ , установленных Федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия

— в казенном предприятии уставный фонд не формируется

Цели создания унитарных предприятий.
  • Решение задач государства на коммерческой основе. Такая необходимость чаще всего появляется в связи с невозможностью приватизации объектов недвижимости.
  • Развить убыточные производства или отдельные направления деятельности, дотируемые государством.
  • В некоторых случаях они основываются для решения каких-либо социальных вопросов, включая продажу определенной продукции либо оказание услуг.

Примеры:

«Почта России», концерн «Мосфильм» и Российская телевизионная и радиовещательная сеть и др.

Типы унитарных предприятий:
  • Федеральное государственное предприятие.
  • Государственное предприятие субъектов Федерации.
  • Муниципальное предприятие.
Формы унитарных предприятий.
  • На праве хозяйственного ведения:

-имущество- в федеральной или муниципальной собственности;

— создаётся государством или муниципальным органом;

-формы использования имущества НЕ согласуются  с собственником.

Примеры: предприятия оборонной промышленности, связанные с освоением космоса.

  • На праве оперативного управления (казённое предприятие):

имущество находится только в собственности Российского государства;

создаётся только Правительством России;

каждая конкретная форма использования имущества обязательно согласуется с собственником.

Различие  между унитарным и бюджетным учреждением.

Хотя бюджетным и унитарным организациям собственность передается на правах управления, но бюджетные относятся к некоммерческим и открываются для осуществления социальных либо управленческих функций. Унитарные же являются коммерческими, а их главная цель – это получение прибыли.

 

Законы РФ об унитарном предприятии, регулирующие их деятельность.
  • «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», 2002г.
  • «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 2203 г.
  • Общие положения в Гражданском кодексе РФ.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

obschestvoznanie-ege.ru

Вопрос 13. Финансы гуп (муп) на праве хозяйственного ведения

ГУП (МУП) – государственное (муниципальное) унитарное предприятие. Коммерческая организация, не наде­ленная правом собственности на закрепленное за ней собственни­ком имущество, называется унитарным предприятием. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по вкладам или паям. Различают унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. К числу унитарных предприятий относятся государственные и муни­ципальные предприятия. Поэтому и имущество, выделяемое уни­тарному предприятию, находится в государственной или муници­пальной собственности.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного веде­ния, создается по решению уполномоченного на то государственно­го или муниципального органа. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника предпри­ятия. В свою очередь собственник не отвечает по обязательствам предприятия. Управляет унитарным предприятием руководитель, которого назначает собственник, либо уполномоченный собствен­ником орган. Размер уставного фонда унитарного предприятия должен быть не менее определенного в законе о государственных и муниципальных предприятиях (1000 МРОТ). Уставный фонд должен быть полно­стью оплачен к моменту государственной регистрации унитарного предприятия. Если по результатам финансового года стоимость чистых активов предприятия станет меньше уставного фонда, то по­следний должен быть соответственно уменьшен. В случае если в ре­зультате уставный фонд станет меньше предусмотренного законом, то предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

После того как имущество передано государством в ведение унитарного предприятия, созданного на праве хозяйственного ведения, последнее получает достаточно широкие полномочия по использованию этого имущества, самостоятельно: ведет хозяйственную деятельность, работает напрямую с поставщиками и потребителями, распределяет получаемую прибыль. Имущество, переданное предприятию, может быть возвращено государству только по решению суда (при наличии данных о его неэффективном использовании). Фактически должный контроль за использованием ГУПами государственного недвижимого имущества отсутствует. Немало примеров, когда ГУПы живут только за счет сдачи в аренду своих производственных площадей. По сути, это паразитирование на государственном имуществе. В настоящее время такой инструмент организации управления госимуществом как ГУП изжил себя. Часть этих предприятий, которая действительно нужна для реализации государственных нужд, предполагается перевести в казенные предприятия, а другую часть – приватизировать.

Вопрос 14. Финансы гуп на оперативном управлении (казенных предприятий)

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управ­ления (федеральное казенное предприятие), создается по решению Правительства РФ. Его имущество находится в федеральной собст­венности. Предприятие отвечает по своим обязательствам только на­ходящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае недостатка средств Российская Федерация несет субсидиарную от­ветственность по обязательствам казенного предприятия. Предпри­ятие вправе распоряжаться своим имуществом лишь с согласия собст­венника. Собственник вправе изъять излишнее и не используемое по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Казенное предприятие имеет право самостоятельно реализовывать производимую продукцию, если иное не установлено законом. Поря­док распределения доходов и прибыли определяется государством и осуществляется, как правило, по нормативам, утверждаемым вышестоящими организациями.

studfiles.net

Что такое гупы и мупы. Ликвидация унитарных предприятий

С 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУПы и МУПы) должны будут осуществлять закупки не как госкомпании, а как государственные органы. Проще говоря, им придется руководствоваться в закупках не законом № 223-ФЗ, а гораздо более строгим законом № 44-ФЗ. Почему было принято такое решение и какие действия надо предпринять руководству ГУПов и МУПов за оставшиеся два с половиной месяца?

Обходным путем

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в апреле 2016 года поручил правительству подвести закупки бюджетных учреждений, а также фондов под действие Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одновременно он потребовал ускорить перевод закупок в электронный формат и ограничить перечень дозволенных процедур.

Заместитель руководителя ФАС РФ Андрей Цариковский в ходе апрельской Всероссийской практической конференции «Корпоративные закупки-2016» пояснил , что Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» доказал свою неработоспособность и фактически превратился во вспомогательный инструмент для обхода норм закона № 44-ФЗ.

«Не раскрою военной тайны, если скажу, что самый простой способ обойти закон № 44-ФЗ — это предоставление субсидий МУПам, ГУПам. Напомню, эти хозяйствующие субъекты работают в законодательном поле закона № 223-ФЗ», – констатировал Цариковский.


Закон № 223-ФЗ предоставляет возможность осуществлять закупки в неконкурентном режиме, и на практике таким образом осуществляется около 90% закупок. По данным ФАС, 48% закупок по данному закону осуществляются у единственного поставщика, а еще 41% приходится на иные процедуры, которые тоже по сути приводят к закупке у единственного поставщика. В оставшихся 11% случаев требования конкуренции часто соблюдаются лишь формально.

Суровость законопроектов смягчается необязательностью их принятия

На самом деле указанная проблема обсуждается довольно давно. По данным газеты «Коммерсант», еще в 2015 году был подготовлен наиболее радикальный вариант поправок, ограничивающих сферу действия закона № 223-ФЗ. Однако, как утверждают источники газеты, эти поправки не были внесены в Госдуму из-за противодействия лоббистов.

В мае, после поручения Медведева, Минэкономразвития РФ представило в правительство еще один вариант поправок, согласованных с ФАС РФ. Однако и этот проект не дошел до парламента.

Принят в итоге был гораздо более мягкий законопроект, внесенный правительством в Госдуму 4 апреля. Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» вступит в силу 1 января 2017 года. Он касается лишь ГУПов и МУПов, но не фондов и автономных учреждений.

Однако борьба за дальнейшее ужесточение системы закупок продолжается. В июле Минэкономразвития РФ вынесло на обсуждение новый законопроект, позволяющий перевести под действие закона № 44-ФЗ госкомпании, не выполняющие лимит закупок у малого бизнеса.


Госкомпании против

У руководства госкомпаний имеется немало доводов против реформы. Несовершенство поправок обсуждалось в июле на заседании комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию системы закупок.

Так, начальник отдела организации закупок ГУП «Петербургский метрополитен» Михаил Павлов заявил, что нормы закона № 44-ФЗ заточены под жесткое бюджетное планирование, когда практически все затраты можно предвидеть и запланировать за год. «В нашем случае метрополитен является эксплуатирующей организацией, осуществляющей закупки за счет собственных средств. Основная масса денежных средств тратится не на капитальные вложения и ремонтные работы, а на эксплуатацию метрополитена. Эти закупки оперативные, потребность в них появляется в течение года», — пожаловался он.

Начальник отдела сопровождения торгов Управления по обеспечению закупок ГК «Росатом» Елена Титова предупредила: «Перевод ГУПов в 44-ФЗ приведет к потере той гибкости, что была при проведении закупок по 223-ФЗ. Мы понимаем, что многие договоры будут вовремя не исполнены». Титова добавила, что при организации закупок необходимо учитывать особенности различных отраслей экономики, чего в законе № 44-ФЗ не предусмотрено. В частности, высокотехнологичные отрасли, в том числе оборонная, с большим пиететом относятся к собственным проверенным поставщикам.

В ответ вице-президент Торгово-промышленной палаты, председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова заявила, что сфера закупок госкомпаний совершенно непрозрачна и должна быть переведена на единые правила. «Ситуация с ГУПами возникла не сразу. На протяжении последних трех лет это были постоянные и серьезные жалобы», — подчеркнула она.

Стоит отметить, что в регионах озвучиваются и

nauet.ru

Государственное унитарное предприятие Википедия

Унита́рное предприя́тие — особая организационно-правовая форма юридического лица.

Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в ст. 113 Гражданского екса Российской Федерации[1], правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским ексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.

Российская Федерация[ | ]

В Российской Федерации — России основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2].

Унитарные предприятия могут быть трёх типов:

  • федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
  • государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ОГУП, КГУП, РГУП[3]),
  • муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.

Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.

В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям[4].

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.

Учредительным документом унитарного предприятия являются:

  • решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
  • решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов[5];

Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие)[6]. Данное ограничение было введено законом № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.

Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *