Как образуется совет федерации федерального собрания – Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации — Российская газета

Федеральное Собрание РФ. Члены Федерального Собрания России. Структура Федерального Собрания

Федеральное Собрание РФ является высшим представительным институтом страны. Оно обеспечивает выражение интересов населения и ведет нормотворческую деятельность. Формирование Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами. В структуру входит два органа, компетенция, особенности создания и деятельность которых регулируется ФЗ №113 и 175.

Верхняя палата Федерального Собрания РФ

Она представляет собой постоянно действующую структуру. В нее входит по 2 представителя от регионов страны. Совет Федерации Федерального Собрания РФ создается в соответствии с ФЗ №113. К компетенции СФ относят следующие вопросы:

  1. Назначение выборов главы государства и отрешение его от должности.
  2. Утверждение указов, изданных президентом о введении военного и чрезвычайного положений в стране в целом либо в отдельных ее областях.
  3. Назначение на должность и снятие с нее Генпрокурора, зампредседателя Счетной палаты и 50% ее аудиторов.
  4. Утверждение границ между регионами.
  5. Назначение должностных лиц Высших судов.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ также дает согласие на размещение ВС страны за ее пределами. К его ведению также относится одобрение или отклонение проектов нормативных актов.

Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года. Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по указу президента. Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:

  1. О доверии правительству.
  2. Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
  3. Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
  4. Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.

Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.

Нормотворчество

Федеральное Собрание РФ считается ключевым субъектом законодательного процесса. ГД принимает проекты нормативных актов и направляет их в СФ для одобрения. Для разрешения возникающих разногласий между ними создается согласительная комиссия. Принятым нормативным актом считается документ, утвержденный в ГД и одобренный СФ. Порядок принятия и согласования определяет Конституция РФ. Федеральное Собрание направляет принятый и одобренный акт президенту на подпись.

Роспуск ГД

Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:

  1. Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
  2. Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.

Не допускается роспуск нижней палаты:

  1. На протяжении года с момента ее создания.
  2. С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
  3. Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
  4. На протяжении полугода до истечения полномочий президента.

После роспуска Госдумы глава страны назначает дату голосования. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.

Специфика создания СФ

В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон "О Федеральном Собрании РФ". В частности, определялся порядок создания СФ. В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта. Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа). Если на внеочередном либо плановом заседании представительного органа против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.

Нюанс

Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае – кандидатуры предлагают поочередно обе палаты. Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным голосованием. Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.

Прочие изменения

Реформы затронули правила выборов депутатов в Госдуму. Четвертый созыв образовывался в соответствии с ФЗ, принятым 20.12.2002 г. Избрание проходило на 50% по одномандатным округам и на 50% по спискам, представленным политическими партиями. Кандидаты также могли баллотироваться как самовыдвиженцы, от избирательного блока либо в составе объединения. Правом выдвигать лиц могут воспользоваться только те партии, которые преодолели 7% барьер. Решение о представлении списка кандидатов утверждается тайным голосованием. Общее число выдвигаемых партией лиц не может быть больше 270 чел.

Нормативные акты ФС

Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции. В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103. СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ. Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел. Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.

Общие направления работы

Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и лингвистическую экспертизы, визируются ответственными лицами. Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями. Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера. Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение. Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.

Парламентский центр

В середине 2000 гг. началось обсуждение идеи объединить СФ и Госдуму в одном здании. В 2012 г. это предложение было поддержано Д. Медведевым, бывшим в то время президентом страны. Авторы проекта строительства нового сооружения обосновывали его необходимость теснотой в кабинетах парламентариев, большой удаленностью служб, необходимых для эффективной реализации ими их обязанностей, а также стремление руководства переместить структуры власти из центральной части города для сокращения заторов на дорогах. В качестве места размещения рассматривались различные районы. Парламентский центр предлагалось расположить на Кутузовском проспекте, в "Москва-Сити", на Фрунзенской набережной, в Тушинском аэродроме, на Красной Пресне, на Софийской или Москворецкой наб. В сентябре 2014 г., однако, был выбран район в Мневниченской пойме.

Сложности реализации

Членам СФ и Госдумы предлагалось совместно с Управлением по делам президента, ФСО выбрать проект будущего сооружения на базе архитектурного конкурса. Однако работы вызвали эстетические разногласия у парламентариев. Решить их не удалось даже при проведении повторного конкурса. Особую сложность вызвал вопрос о финансировании. Первоначально предполагалось, что затраты на строительство парламентского центра будет нести частный инвестор, который впоследствии получит право собственности на эти сооружения. В будущем допускалось строительство на его месте гостиничного комплекса, развлекательных объектов и пр. Предполагается, что работа парламентского центра может начаться уже в 2020 г. Однако, по сведениям из других источников, строительство было отложено в связи со сложной социально-экономической ситуацией на неопределенный срок.

Заключение

Федеральное Собрание выступает как высший представительный и законодательный орган в стране. Основной его задачей выступает нормотворческая деятельность. В ФС обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законы по актуальным вопросам, возникающим в различных сферах жизни государства. Действующими нормативными актами устанавливается порядок принятия ФЗ. Он предполагает проведение нескольких чтений проекта в Госдуме, обсуждение, вынесение предложений и поправок. Обязательным условием является согласование документа с СФ. Если Совет Федерации выявляет какие-либо недочеты, составляется соответствующие рекомендации. Они вместе с проектом акта направляются обратно в ГД. Госдума, утвердив поправки, голосует за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ, а оттуда – президенту на подпись. При этом глава страны может наложить вето на ФЗ. В компетенцию Федерального Собрания входят и другие вопросы, касающиеся внутриполитической и социально-экономической жизни России.

fb.ru

СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ - это... Что такое СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ?

— верхняя палата Федерального Собрания — парламента Российской Федерации. В прессе также часто называется сенатом, а члены СФ — сенаторами.

Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий: рассмотрение федеральных законов и федеральных конституционных законов, одобренных или принятых Государственной Думой, и принятие решений по ним, а также самостоятельная разработка законопроектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся отдельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Постоянно действующими органами палаты являются комитеты и постоянные комиссии СФ, которые осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, организуют проведение парламентских слушаний и т. д.

Все сенаторы, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, входят в состав тех или иных комитетов.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 75% от численного состава сенаторов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение 14 дней СФ его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона сенатом палаты могут создать согласительную комиссию и позже рассмотреть его повторно.

К ведению СФ, кроме того, относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативнокоординационного органа было впервые утверждено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. В состав СФ входили председатель Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), председатели ВС республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила статус двухпалатного парламента России, в т. ч. его верхней палаты — Совета Федерации. Предусматривалось, что в этот орган должны входить по 2 депутата от каждого субъекта Федерации, избранных на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.

Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 г. Было избрано 175 депутатов. Первым Председателем СФ стал В. Шумейко.

СФ первого созыва (выборный) заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Его деятельность показала, что он не всегда выполняет отведенную ему авторами Конституции роль «фильтра» законов, принимаемых Государственной Думой, и нередко голосует за преодоление президентского вето.

Сделать Совет Федерации политически более близким исполнительной власти была призвана реформа СФ, проведенная в декабре 1995 г. Согласно новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в СФ входили по должности по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Все члены СФ совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте РФ.

Совет Федерации второго созыва приступил к работе 23 января 1996 г. Его Председателем был избран Е. Строев, глава администрации Орловской обл.

Именно в 1996–2000 гг. состоялось становление СФ в качестве «палаты регионов» — гаранта политической стабильности страны. Однако в силу своего состава СФ не мог работать на профессиональной основе, а лишь собирался в Москве на регулярные сессии. Для обеспечения осуществления полномочий членов СФ на постоянной основе в 2000 г. была проведена очередная реформа, предложенная Президентом РФ В. Путиным.

Согласно вступившему в силу 8 августа 2000 г. новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», губернаторы и главы законодательной власти заменялись в СФ назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе. При этом одного из них назначает губернатор на срок своих полномочий, а второго — законодательный (представительный) орган региона на срок полномочий этого органа.

Взамен для региональных лидеров был создан консультативный орган — Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.

5 декабря 2001 г. Председателем СФ был избран С. Миронов, представитель от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (переизбирался 29 января 2003 г., 30 марта 2007 г.).

Предусмотренная новым Федеральным законом «ротация» сенаторов закончилась в январе 2002 г. 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.

30 января 2002 г. Совет Федерации принял новый Регламент палаты, основанный на трех основных принципах: точном отражении ее конституционных полномочий, сохранении преемственности в работе и создании структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы. В соответствии с новым Регламентом в СФ были созданы 16 комитетов.

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо. А. В. Беляков, О. А. Матвейчев. 2009.

greater_political.academic.ru

Функции и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ :: BusinessMan.ru

Совет Федерации – это верхняя палата парламента – Федерального Собрания. В его составе присутствует по два представителя от каждого региона страны. Общее количество членов СФ – 170. Полномочия Совета Федерации Федерального Собрания установлены ст. 102 Основного закона.

Состав

Как выше было сказано, в СФ присутствует по два представителя от каждого региона: от его законодательного и исполнительного органов. Кроме этого, в Совет Федерации включаются лица, назначаемые президентом страны. Их количество составляет не более 10% от региональных представителей. Число членов СФ изменялось с 1993 г. ввиду образования новых и объединения существовавших субъектов.

Специфика

Совет Федерации считается "Палатой регионов". Она представляет интересы субъектов на государственном уровне. СФ отражает федеративное устройство страны. Выступая в качестве института консолидации интеграции регионов, эта палата обеспечивает сбалансированность общегосударственных и территориальных интересов в процессе принятия решений, ориентированных на достижение стратегических целей и задач развития страны.

Деятельность

Формирование СФ осуществляется по непартийному принципу. Члены палаты не образуют фракций и объединений. Функции и полномочия Совета Федерации реализуются на заседаниях. Они созываются по мере необходимости, однако должны проводиться не реже 2 раз в течение месяца. Заседания – основная форма работы СФ. Прекращение полномочий Совета Федерации законодательством не предусмотрено. Члены палаты исполняют свои обязанности на постоянной основе. В отличие от Госдумы, СФ не может быть распущен президентом.

Государственные гарантии

Члены СФ обладают неприкосновенностью. Она распространяется на весь срок полномочий. Члены верхней палаты не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты досмотру и обыску, кроме случаев, когда это предусматривается ФЗ для обеспечения безопасности иных граждан.

Конституционные полномочия Совета Федерации

Верхняя палата осуществляет утверждение изменения пределов регионов страны. В полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ входит решение вопроса, касающегося использования ВС за пределами государства. СФ утверждает указ президента о введении в стране чрезвычайного положения. По представлению главы государства на заседаниях палаты осуществляется назначение судей КС и ВС России. В полномочия Совета Федерации входит также отрешение в порядке импичмента от должности президента после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Для принятия такого решения необходимо большинство в 2/3 состава СФ. В полномочия Совет Федерации также входит назначение и освобождение от поста:

  1. Генпрокурора и его заместителей.
  2. Зампредседателя Счетной палаты и половины ее аудиторов.

По вопросам, которые включены в полномочия Совета Федерации, палата принимает постановления. Они утверждаются большинством от общего количества членов, если другой порядок не определяется в Основном законе.

Нормотворчество

В сфере законотворчества СФ по отношению в Госдуме занимает подчиненное положение. Любые проекты нормативных актов сначала вносятся в нижнюю палату, а затем, после одобрения, направляются в Совет Федерации. Весь СФ, равно как и отдельные его члены, обладают правом на законодательную инициативу. Но при этом законы, предусматривающие поправки в Конституции, могут вноситься всем Советом как коллегиальным органом либо группой его членов, численность которой не должна быть меньше 1/5 состава палаты.

Одобрение и отклонение законопроектов

В полномочия Совета Федерации входит рассмотрение нормативных актов, принятых Госдумой, без права внесения в них поправок. Верхняя палата может либо отклонить, либо одобрить в целом весь закон. Принятие решения осуществляется голосованием. Закон будет считаться утвержденным, если за него отдали голоса больше половины членов от общего их количества. Нормативный акт может быть принят и без голосования, автоматически, если СФ не рассмотрел его в течение 14 дней после принятия Госдумой. При отклонении законопроекта Советом Федерации может быть сформирована согласительная комиссия. Ее работа направлена на преодоление разногласий, возникших по документу при его обсуждении. После этого закон должен быть повторно рассмотрен в Госдуме. Если нижняя палата не согласна с решением СФ, нормативный акт будет принят, если второй раз за него проголосует не меньше 2/3 от общего количества депутатов. Для утверждения конституционного федерального закона необходимо большинство в 3/4 членов СФ. Если документ будет отклонен, вето верхней палаты для Госдумы не преодолимо. Член СФ должен осуществлять лично свое право на голосование.

Порядок посещения заседаний

Каждый член СФ обязан присутствовать на собраниях палаты. Сенатор до начала заседания палаты, ее комитета, членом которого он выступает, информирует в письменной форме председателя (соответствующего органа) о невозможности быть по уважительной причине. Ею признается отправка в командировку, регистрация брака, болезнь, рождение ребенка, гибель близкого родственника/члена семьи, чрезвычайная ситуация в регионе. Допускается отсутствие сенатора по другой причине на основании письменного его обращения и с согласия председателя СФ или его комитета.

Формирование СФ в 2002-2012 гг.

Стоит сказать, что структура Совета Федерации несколько раз изменялась. Последняя реформа была предложена президентом Путиным. Ее цель состояла в замене глав представительной власти и губернаторов назначенными представителями. Они должны присутствовать в Совете Федерации на профессиональной и постоянной основе. Одного из представителей должен назначить губернатор, а второго, соответственно, законодательный институт субъекта России. Таким образом, главы региональных исполнительных органов лишились возможности самостоятельно осуществлять лоббирование собственных интересов в столице, а также принимать участие в политической и партийной деятельности на государственном уровне. Для них в качестве определенного рода "компенсации" был сформирован так называемый "консультативный орган". Он стал именоваться Государственным советом. Этот орган периодически созывает заседания в Москве. На них, с участием президента, рассматриваются наиболее актуальные вопросы, касающиеся жизни государства. Однако этот орган не наделен конституционным статусом. К 1 января 2002 г. был сформирован окончательный третий состав Совета Федерации. Его деятельность имеет бессрочный характер. С 16 января указанного года верхняя палата заседает в обновленном составе. Структура и регламент Совета Федерации были переформированы 30 января 2002 г.

Заключение

Совет Федерации уполномочен решать важные государственные вопросы от назначения и снятия президента с должности до разрешения использовать Вооруженные силы за рубежом. Он является органом, представляющим интересы законодательной и исполнительной власти регионов на государственном уровне. На Совете Федерации лежит огромная ответственность при принятии решений. Орган является постояннодействующим.

businessman.ru

Совет Федерации Федерального Собрания РФ

В X - начале XVI вв. народным собранием на Руси было вече. Вече являлось формой непосредственного участия народа в решении государственных дел. Это было собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров. В большинстве русских земель вечевые собрания исчезают после татаро-монгольского нашествия. В Северо-западных землях (Новгород, Псков, Смоленск) вече играло большую роль и просуществовало дольше, так как эти княжества не были разорены татаро-монгольскими войсками.

Во всех русских землях действовали княжеские думы. Княжеские думы - постоянный совет при князе, в который входили ближайшие его соратники. Как правило, князь не предпринимал никакого серьезного дела, не обсудив его со своими боярами. Нередко в княжеских думах участвовали и представители духовенства, однако их участие не было постоянным.

Боярская дума явилась продолжением княжеской думы в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходится ни один государь, не исключая и Ивана Грозного. Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.

Одним из крупных явлений политической жизни Московского государства XVI-XVII веков были Земские соборы, игравшие важную роль в законотворческой деятельности. В XVII веке Земский собор включал две части: одна состояла из руководителей высшей администрации, церковного руководства, членов боярской думы, начальников приказов, другая составлялась из выборных представителей всех сословий.

Сфера деятельности Земских соборов была чрезвычайно широка и включала выборы царя (в чрезвычайных обстоятельствах), внешние сношения, установление налогов и податей, поддержание порядка внутри государства и даже военные распоряжения в случае неприятельского вторжения.

В 1653 году был созван последний Земский собор. После него в царствование Алексея Михайловича не созывались уже более представители всего народа, однако для обсуждения тех или иных вопросов правительство призывало выборных от того класса населения, которого эти вопросы непосредственно затрагивали, создавая из выборных членов своего рода "комиссии экспертов".

В царствование Петра I особое значение приобретает Правительствующий Сенат, утвержденный в 1711 году и ставший органом, решавшим все важнейшие дела управления, суда и текущего законодательства. Степень предоставленной Правительствующему Сенату власти определялась тем, что он был учрежден "вместо его царского величества собственной персоны" на время постоянных отлучек Петра I, мешавших ему заниматься текущими делами.

Учреждением, в чем-либо ограничивающим власть Петра, Сенат не был: он действовал только по поручению царя и перед ним за все отвечал. При преемниках Петра роль Сената уменьшается, особенно в сфере законодательства. Александр I в 1802 году окончательно лишает Сенат статуса законосовещательного учреждения, передав эти функции Государственному Совету.

Учрежденный в 1801 году Государственный Совет стал в 1810 году высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном Совете.

В октябре 1905 года Николаем II была создана двухпалатная система высших законодательных органов. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней - Государственный Совет.

Председатель и вице-председатель Совета, а также половина его членов назначались императором, половина членов Государственного совета избиралась от духовенства, дворянства, земств, Академии наук и профессоров университетов, крупнейших организаций промышленников и торговцев.

Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.     

В ходе февральской и октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти, ею стали Советы.

В СССР высшим органом государственной власти Советского Союза являлся Верховный Совет, на него советская Конституция возлагала избрание Президиума Верховного Совета, образование Правительства, избрание Верховного Суда , назначение Генерального прокурора СССР.

Верховный Совет СССР избирался населением сроком на 4 года, состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты обладали правом законодательной инициативы, их сессии проходили одновременно.

Существенная активизация деятельности советов всех уровней началась после отмены статьи 6 Конституции СССР (1977 года) о руководящей и направляющей роли КПСС. В 1990 году было принято свыше 150 законодательных актов, формирующих основу рыночных реформ, законодательное закрепление принципа частной собственности, расширение форм собственности и хозяйственной деятельности, утверждение их равенства. Были введены институт президентства и Конституционного Суда.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года было утверждено Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативно-координационного органа в составе Председателя Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), Председателей Верховных Советов республик, автономных областей и округов, краев, областей.

21 сентября 1993 года Президент РФ Указом № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в РФ" учредил новый двухпалатный парламент РФ - Федеральное Собрание, состоящий из Совета Федерации и Государственной Думы, а принятая в декабре 1993 года Конституция России закрепила его статус.

Указы Президента России от 11 октября 1993 года "О выборах в Совет Федерации ФС РФ" и от 6 ноября 1993 года "Об уточнении Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и Положения о выборах депутатов Совета Федерации ФС РФ в 1993 году" определяли формирование Совета Федерации путем выборов по мажоритарной системе.

Положение о выборах в Совет Федерации первого созыва предусматривало, что в этот орган должны входить по два депутата от каждого субъекта Федерации. Депутаты верхней палаты избираются на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.

Выборы в Совет Федерации первого созыва состоялись 12 декабря 1993 года. Всего в верхнюю палату было выбрано 175 депутатов, среди них - много руководителей региональных органов исполнительной власти: 5 президентов, 11 глав правительств, 43 краевых и областных "губернаторов", 3 федеральных министра. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Шумейко.

5 декабря 1995 года был принят Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ", согласно которому в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти (по должности). На первом заседании Совета Федерации второго созыва 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации ФС РФ". Теперь палата состоит из представителей, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, или назначенных высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации третьего созыва был избран Сергей Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Санкт-Петербурга, назначенный членом Совета Федерации уже в соответствии с новым Федеральным законом.

Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции РФ входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты.

Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним; в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира.

28 июня 2002 года Совет Федерации ФС РФ принят в Ассоциацию европейских сенатов. Это решение было единогласно принято на встрече ассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основе представителей верхних палат парламентов государств - членов Евросоюза и кандидатов в ЕС.

Основная цель деятельности Совета Федерации, по словам Председателя Совета Федерации Сергея Миронова, состоит в укреплении "федеративной модели государственно-правовой самоорганизации России, единства ее политического, социально-экономического и культурного пространства". 

На бланках Совета Федерации (а также на бланках постановлений Совета Федерации) помещается Государственный герб Российской Федерации в многоцветном варианте.

На фасадах зданий Совета Федерации также помещается Государственный герб России.

(Федеральный конституционный закон "О Государственном Гербе РФ". Подписан Президентом Российской Федерации В. Путиным 25 декабря 2000 года).

statesymbol.ru

Структура и организация деятельности Совета Федерации Федерального Собрания РФ

Конституция РФ содержит лишь отправные моменты, касающиеся состава и порядка формирования Совета Федерации.

В верхней палате представлены все субъекты РФ на паритетных началах – по два представителя, при этом один от представительного,а другойот исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. В настоящее время Совет Федерации формируется в соответствиис Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Представитель от законодательного органа субъекта РФ избирается законодательным органом на срок полномочий этого органа, а представительот исполнительного органа субъекта РФ назначается главой региона (но при условии отсутствия возражения законодательного органа).

Таким образом, Совет Федерации, в отличиеот Государственной Думы, определенного срока полномочий не имеет, обновление его состава осуществляется не разовым порядком, а мягко,в зависимостиот региональных выборов и усмотрения региональных органов государственной власти. Ни при каких обстоятельствах верхняя палата Федерального Собрания не может быть распущена.

Порядок деятельности Совета Федерации, его органов и должностных лиц определяется Конституцией РФ, федеральными законами, регламентом Совета Федерации и постановлениями Совета Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Конституции РФ актами Совета Федерации и Государственной Думы являются постановления, которые они могут принимать только по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

К компетенции Совета Федерации отнесены следующие вопросы.

1. Возможность изменения границ между субъектами РФ предусмотрена ч. 3 ст. 67 Конституции РФ, согласно которой такое изменение требует их взаимного согласия.

Однако комментируемый пункт определяет, что, помимо этого взаимного согласия, требуется еще согласие Совета Федерации. Это согласие проявляется в форме утверждения договора или соглашения, заключенного заинтересованными субъектами РФ по поводу изменения границы между ними.

Если Совет Федерации откажет в утверждении, договор или соглашение между субъектами РФ считается несостоявшимся. Конечно, нельзя исключать, что через какое-то время вопрос вновь будет внесен в повесткуи Совету Федерации опять придется решать эту проблему.

Для рассмотрения Советом Федерации вопроса об утверждении изменения границ между субъектами РФ в Совет Федерации представляются соглашение об изменении границ, утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти каждого из этих субъектов РФ.

2. Возможность введения военного положения Президентом РФ предусмотрена ч. 2 ст. 87 Конституции РФ.

Указанная статья Конституции РФ обязывает Президента РФ незамедлительно сообщить о введении военного положения на территории РФ или в отдельныхее местностях палатам Федерального Собрания РФ. Очевидно, что Совет Федерации должен оценить обоснованность этой меры в целоми целесообразность отдельных ее составляющих.Ему принадлежит право окончательного решения вопроса.

В случае не утверждения указа Президента РФ Совет Федерации может предложить Президенту РФ создать совместную согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, включив соответствующий пункт в свое постановление. Во всяком случае с момента принятия Советом Федерации решения о неутверждении указа Президента РФ действие этого указа прекращается.

3. Что касается такого полномочия Совета Федерации, как утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения, то оно связано с полномочием Президента РФ издавать такие указы, установленным ст. 88 Конституции РФ.

Здесь действует полная аналогия с предыдущим полномочием. Регламент Совета Федерации регулирует процедуру утверждения таких указов совершенно аналогично процедуре утверждения указов о введении военного положения.

4. Вопрос об использовании Вооруженных Сил РФ за пределамиее территории может возникать в различных ситуациях. Он может возникнуть в связис отражением агрессии против РФ, в связис выполнением международных договорных обязательств, в частностив связис выполнением миротворческих задач.

Для принятия решений об использовании Вооруженных Сил за пределами России в случаях, когда это прямо предписано действующими международными договорами, согласия Совета Федерации не требуется.

5. Совет Федерации должен принять постановление о назначении выборов Президента РФ в одномиз двух случаев: когда истекает срок полномочий Президента РФ или когда должность Президента РФ освободилась досрочно.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» предусмотрено в ст. 4, что в первом случае Совет Федерации должен назначить выборы на первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ и который исчисляется со дня его избрания.

Период между днем назначения выборов и днем выборов (точнее, днем голосования) должен быть не менее4 месяцев.Если же Совет Федерации не выполнит указанной обязанности, Центральная избирательная комиссия РФ проведет выборы в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем,в котором истекают полномочия Президента РФ.

Во втором случае Совет Федерации должен назначить досрочные выборы Президента РФ на последнее воскресенье перед истечением 3 месяцевс момента досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий.

Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента РФ от должности,не назначит президентских выборов, Центральная избирательная комиссия РФ проведет их в последнее воскресенье перед истечением 3 месяцевсо дня отрешения Президента РФ от должности.Почему-то Закон оставил без регулирования ситуации, которые могут возникнуть в случаях досрочного прекращения президентского мандата по иным, чем отрешение от должности, основаниям, если выборы не будут назначены Советом Федерации.

Постановление Совета Федерации о назначении дня выборов Президента РФ подлежит обязательному опубликованию.

6. Условия и порядок отрешения Президента РФ от должности урегулированы в ст. 93 Конституции РФ. Никакого законодательного регулирования по этому вопросу нет.

Постановление об отрешении Президента РФ от должности принимается тайным голосованием бюллетенями и установленнымв Конституции РФ большинством в ⅔ голосов от общего числа членов Совета Федерации, т. е. не менее чем 119 голосами.

При отсутствии такого большинства рассмотрение обвинения прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации. Постановление незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

7. Назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляется Советом Федерации по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83 Конституции РФ).

Таким образом, формирование высшего эшелона судебной власти проводится путем согласования воли главы государства и верхней палаты парламента. Сам Совет Федерации и его члены выдвигать кандидатуры судей не могут.Они вправе лишь внести Президенту РФ предложения о таких кандидатурах.

Назначенным считается лицо, получившее большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, что оформляется постановлением.

Законом РФ от 26 июня 1992 г. 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что кандидатуры судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ Президент РФ представляет с учетом мнения председателей этих судов. Трудно сказать, что означает «учет мнения», однако из Конституции РФ однозначно следует, что Президент РФ, внося свои представления, не может быть ничем и никем связан.

Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не предусматривает никакого участия Совета Федерации в прекращении полномочий судей, включая тех, которых он назначил.

8. Полномочие Совета Федерации по назначению Генерального прокурора РФ сходно с вышеизложенным. Однако есть и отличие, заключающееся в том, что согласно самой Конституции РФ Совет Федерации не только назначает, но и освобождает Генерального прокурора РФ от должности по представлению Президента РФ. По своей инициативе он этого сделать не может, равно, как и Президентне может сместить Генерального прокурора без решения Совета Федерации.

Вопрос об освобождении Генерального прокурора РФ от должности рассматривается Советом Федерации на основании предложения Президента РФ в присутствии Генерального прокурора РФ, которому по его просьбе должно быть предоставлено слово.

Если предложение об освобождении Генерального прокурора РФ от должностине собрало требуемого для принятия постановления большинства голосов, оно отклоняется тоже постановлением, для принятия которого специального голосования не требуется (конституционность и этого положения также сомнительна).

9. Совет Федерации на паритетной основе участвует вместе с Государственной Думой в формировании Счетной палаты РФ (в соответствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ), назначая заместителя Председателя палаты и шестьиз двенадцатиее аудиторов.

www.strategplann.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о