Клеймо звезда – какие бывают виды, ювелирное пробирование, маркировка изделий

Содержание

какие бывают виды, ювелирное пробирование, маркировка изделий

Содержание статьи:

Очень редко золото используется в чистом виде. Обычно продукт, именуемый нами золотом, состоит из самого драгоценного металла и так называемой лигатуры, то есть примеси иных металлов. Добавки включаются в состав золота для улучшения показателей выносливости и плотности, ведь золото в его чистом виде очень мягкое. Чистый металл быстро истончается, а изделия из него очень легко поцарапать или сломать. Качественные изделия имеют клеймо на золоте, о котором поговорим далее.

Еще в древние времена было вычислено, что лучшими примесями для золота являются серебро и медь. Ну а для обозначения содержания золота в сплаве стали применять пробы.

Проба — это главный показатель примесей в изделии, но этой цели служат и клейма — знаки, которые ставятся в контрольных учреждениях и гарантируют наличие драгоценного металла в сплаве. Во Франции первое клеймо было поставлено в 1275 году, ну а в России первое клеймо появилось на изделии в Москве в 1651-1652 годах. Оно выглядело как двуглавый орел с датой, написанной славянскими буквами, а его назначением была демонстрация серебряной пробы. Пробы в современном понимании были введены Петром Великим в его указе от 13 февраля 1700 года, который установил по 4 пробы для золота и серебра.

Системы золотых проб

В мире есть метрическая, каратная и золотниковая системы золотых проб. Самыми популярными являются каратная и метрическая, из которых чаще используется вторая. По Британской системе карат, которая применяется в США, Швейцарии и ряде других стран, карат равняется 1/24 массы всего сплава. Таким образом, золото в 24 карата — это чистое вещество без добавок, ну а 18 карат означает 18 частей золота в общей доле смеси металлов. В ювелирной сфере чаще всего можно встретить пробы: 9, 10, 14, 18 и 24.

В России с 1711 года работала золотниковая система проб, работающая для сплавов серебра, а в 1733 году ее ввели и для золота. Эта мера была придумана на основе российского фунта, который содержит 96 золотников, а сама проба была выражена весом золота в 96-ти единицах сплава. Чистое золото имело 96-ю пробу, а в конце 19-го — в начале 20 века были в ходу 56-я, 72-я, 82-я, 92-я и 94-я пробы.

В 1927 году СССР перешел на метрическую систему исчисления, все выпускаемые изделия, имевшие ранее золотниковую маркировку, сменили ее на метрическую. Новая система была идентична немецкой, а число пробы имело цифру от 0 до 1000 и демонстрировало наличие золота в сплаве.

На сегодняшний день множество стран используют метрические стандарты качества (самую точную систему). В них самой высшей пробой является 1000-я, но по факту она не встречается, а клеймом на золоте может быть цифра до 999,9.

В связи с проблемой погрешности исчисления в славе золота, устанавливают так называемый ремедиум, иными словами, отклонение от нормы. В соединениях серебра и золота, золота и меди и всех трех компонентов вместе обычно установлен ремедиум в 3 единицы. К примеру, сплав 583-й пробы должен иметь ремедиум 3 единицы, следовательно, содержание золота будет примерно 580-586 гр/1кг сплава. Золотые сплавы с примесью никеля обладают ремедиумом в 5 единиц.

В России ювелирные изделия на продажу могут иметь пробы от 375-й до 958-й. В Союзе также было золото 583-й пробы, но в Европе имелась проба 14 карат, которая имела показатели выше советской. Для избегания более низкой цены за наше золото в Европе, стандарт был изменен на 585-й.

В современной системе России 23-каратное золото соотносится с 958-й пробой, 18 карат — с 750-й и так далее. Чтобы выполнить перевод из метрической системы исчисления в каратную, необходимо умножить пробу на 0.024.

Популярные пробы золота

В нашей стране имеется пять уровней качества золотых изделий.

375-я проба — сплав с содержанием 38 процентов металла (примеси — серебро и медь), имеющий разброс цвета от желтого до красноватого, со временем такая смесь тускнеет.

500-я — сплав с 50.5 процентами золота (примеси — серебро и медь).

585-я — смесь 58,5 процентов золота с серебром, медью, палладием и никелем. Такое сочетание делает изделие твердым, прочным, стойким к влиянию воздуха, из-за чего оно часто используется в производстве.

750-я — сплав с 75.5-процентным содержанием драгметалла, смешанного с серебром, платиной, медью, никелем и палладием. Может иметь цвет от зеленого и желтого до розового и красноватого. Довольно прочный, но хорошо обрабатывается и полируется. Очень популярен для изготовления украшений, используется для высокоточных работ.

958-я — сплав с долей золота в 95.38 процента, который довольно редко применяется из-за мягкости и невыразительности цвета.

Сплавы выше 750-й пробы не поддаются потускнению при взаимодействии с воздухом, а 999-я проба не применяется из-за плохих показателей надежности. Для произведений искусства лучше всего подходит 958-я проба, 900-я используется для чеканки, ну а для ювелирных целей применяется 585-я проба.

Клейма на золоте

Во всех странах содержание металла в сплавах контролируют государственные органы, а если украшения выпускаются ювелирной корпорацией, то проверка осуществляется их внутренними силами. К примеру, в Голландии и вовсе разрешено производство изделий из серебра и золота любого качества.

В Российской Федерации доля золота в сплаве определена государством и указана в постановлении “О порядке опробирования и клеймения изделий из драгоценных металлов”. Изделия из таких металлов должны иметь клеймо государства и соответствие стандартам России.

Процедура опробирования и клеймения проводится Российской государственной пробирной палатой, находящейся при Министерстве финансов. А за соблюдением золотых проб и их соответствием реальности следят специалисты Федерального пробирного надзора.

В Турции, Египте, Греции и США золотые и серебряные изделия не контролируются. В связи с этим, российские ювелиры говорят, что 90 % турецкого золота не соответствует заявленному качеству: часто при указанной 585-й пробе она реально едва дотягивала до 500-й. Но в последнее время доверие к турецким пробам и вовсе исчезло, дело в том, что в любом магазине этой страны можно выбрать непромаркированное золотое изделие, после чего продавец поставит на него при помощи специальной машинки желаемую цифру.

Обычно в изображении клейма сочетается некий рисунок и цифровое обозначение пробы, а саму пробу, как говорилось ранее, ставят государственные службы.

Виды клейма

Для оклеймения изделий в разных странах применяются различные рисунки и формы, так какие же клейма бывают изображены в разных странах на золоте? К примеру, в Беларуси на изделиях ставится зубр.

До 1896 года в России ставили “тройники” — клейма, на которых были соединены в один узор число пробы, герб, первые буквы имени проверяющего и год постановки клейма. И если до 1897 года сами знаки имели выпуклую форму, то после этого года они приобрели вдавленный вид.

Уже в 1899 году в России было введено одно клеймо — “знак удостоверения”, которое выглядело как женская голова в кокошнике, изображенная в профиль слева.

С 1908 по 1927 годы работали другие клейма с той же головой в кокошнике, но развернутой в другую сторону, к тому же сопровожденные греческой буквой, меняющейся в зависимости от округа России.

В 1927 году в России появилось новое клеймо — голова рабочего с молотом, а само исчисление перевелось в метрическое. С 1 июля 1958 года для изделий из всех драгметаллов стало применяться клеймо в виде пятиконечной звезды, внутри которой располагались серп и молот.

Сейчас российские ювелирные изделия также клеймят женской головой в кокошнике. Клеймо может быть как совмещенным, так и располагаться раздельно. На клейме совмещенного типа в рамке находится голова в кокошнике смотрящая вправо и цифры, обозначающие пробу, а слева от головы есть маленькая буква, обозначающая Госинспекцию, которая и поставила клеймо.

Для штампа на раздельных или легко отделяемых вещей используют клеймо раздельного типа, голова ставится на одной, а цифры пробы — на другой части изделия.

На украшениях российского производства должен иметься оттиск Госинспекции и клеймо производителя с шифрованным годом клеймения и шифрованным же именем предприятия.

Подделка золотой пробы

Подделывать пробу золота решится далеко не каждый пройдоха, так как это сложно и сопряжено с огромными рисками. Обычно мошенничество заключается в проставлении высокой пробы на некачественном изделии, которое все же содержит золото. Подобные товары можно купить в маленьких магазинах по всему миру, но волею случая они могут быть в продаже и приличных ювелирных лавок. Хорошо сделанную подделку пробы практически не определить на глаз, именно поэтому необходимо проверять сам сплав.

В этом может помочь переносной прибор — определитель золота, который можно носить с собой во время покупок. Стоит помнить, что прибор может иметь свои ограничения и погрешности, поэтому всецело ему доверять не стоит.

golden-inform.ru

История пробы и клейма: советский период

Золотниковая система проб и первые клейма появились в России еще несколько веков назад, но когда на смену золотниковой системы пришла современная метрическая, и какие изменения претерпели клейма во время советского периода?

Клейма на изделиях до 1927 года

В 1899 году в России появилось новое клеймо для изделий из драгметаллов в виде профиля женской головы, повернутой влево. Рядом с клеймом обязательно ставились буквы, обозначающие инициалы соответствующего пробирного округа, а также значение золотниковой пробы арабскими цифрами.

Однако уже в 1908 году, после Первой русской революции, появились очередные изменения во внешнем виде клейма. В первую очередь, это было вызвано необходимостью постепенно переходить на международные стандарты. Правда, в 1908 году все изменения свелись только к тому, что женский профиль на клейме развернулся в правую сторону. Система проб так и осталась золотниковой.

Переход на метрическую пробирную систему

По-настоящему крупные перемены произошли в 1927 году, когда в России произошел переход со старой золотниковой системы проб на новую метрическую. На тот момент подобная система уже действовала в Германии и в скором времени обещала стать международным стандартом.

В отличие от золотниковой системы, которая привязана к исключительно русской мере веса — золотнику, метрическая система позволяет определить долю драгоценного металла в сплаве. Например, сплав 585 пробы содержит 585 г чистого драгметалла и 415 г примесей, соответственно на 1000 г сплава. При этом проба металла обозначается на изделии тремя цифрами, а не двумя, как при золотниковой системе.

Переход на метрическую систему стал не единственной новинкой 1927 года. Появилось новое клеймо, на котором была изображена голова рабочего с молотом. Вполне закономерно, учитывая кардинальные политические изменения в стране и приход к власти Советов.

Пятиконечная звезда, серп и молот

Следующее кардинальное изменение советское клеймо претерпело в 1958 году. Теперь на нем изображались серп и молот внутри пятиконечной звезды. Примечательно, что изначально звезда имела выпуклую форму. Позже клейма стали делать вырезными и в случае износа заменяли.

Помимо звезды, серпа и молота на изделие обязательно ставилось обозначение конкретной инспекции пробирного надзора (использовались буквы русского алфавита), а также установленная трехзначная проба.

Основные отличия между клеймами этого периода заключались в форме щитка:

  • Лопатка — для изделий из золота и платины. Ранее форма использовалась для изделий, весом менее 10 г.
  • Прямоугольник с выпуклыми противоположными сторонами — для изделий из серебра.
  • Усеченно-овальная форма — для изделий из палладия. До 1958 года такая форма использовалась для клеймения заграничных изделий на таможнях.

Также появляется дополнительное клеймо в виде буквы «Р», которое ставилось на изделиях, подвергшихся реставрации.

В 1965 году звезда приобрела плоскую форму. Именно такой вариант пробирного клейма сохранялся вплоть до 1994 года, когда при новой смене власти было принято решение изменить клеймо, вернув изображение профиля девушки в кокошнике.

Если Вам интересно узнать, как развивалось искусство клеймения в самом конце XX и в XXI веке, читайте нашу следующую статью — «История пробы и государственного клейма: современный период».

www.ssudy.ru

как выглядит проба на золотых изделиях

Клеймо на золоте – это именно то, с чем стоит ознакомиться при покупке ювелирного украшения, дизайн и цена которого пришлись вам по душе. Поскольку из-за своих физических свойств чистые благородные металлы для изготовления ювелирных украшений не используются, то пробирный знак – своего рода штамп, подтверждающий наличие определенного количества золота в изделии.

Первые сведения о клеймении относятся к 6 веку до н.э. Уже тогда государство Лидия защищало свои монеты от подделок, проставляя на них фигурные оттиски. Что касается европейских стран, то пробирование золота во Франции существует с 1275 года, в Британии – с 1300 года. Клейма обозначали город, в котором проверена чистота металла. С 1544 года официальным клеймом пробирной палаты Лондона стал контур головы леопарда. В XVII в. основаны центры клеймения в Честере, Эксетере и Ньюкасле.

В России клеймение практикуется с 17 века. Изначально оно проводилось в Москве, в Серебряном ряду – месте, где продажа изделий из драгоценных металлов была разрешена законом. Первые клейма с датами относятся к 1651-1652 годам, а содержание драгоценного металла в сплаве стало отражаться с 1700 года. На сегодняшний день качество металла всех золотых изделий, изготовленных и продающихся в России, должно соответствовать одной из законодательно принятых проб и подтверждаться соответствующим клеймом. В зависимости от содержания золота в сплаве, в России выделяют следующие пробы:

  • 999-я – чистое золото;
  • 750-я – 75,5% золота в смеси с серебром, платиной, медью, никелем и палладием;
  • 585-я – 58,5% золота в смеси с серебром, медью, палладием и никелем;
  • 500-я – 50,5% золота в смеси с серебром и медью;
  • 375-я – 38% золота в смеси с серебром и медью.

Золото 999-й пробы идет на банковские слитки, 500-й, 585-й и 750-й пробы – применяется в ювелирном производстве, 375-й – в стоматологии. Клеймо, подтверждающее пробу, в том числе на предметах, ввезенных из других стран, имеют право ставить только сотрудники учреждения пробирного надзора. Иногда на изделиях встречаются личные клейма мастеров, так называемые именники, но подтверждением качества они не являются.

Где расположено и как выглядит

Место расположения пробы зависит от типа украшения. На кольцах она обычно ставится изнутри или снаружи шинки – охватывающего палец ободка, на серьгах – на штифте или швензе, на подвесных украшениях – на колечках для подвешивания, а на браслете – на звене, между изделием и замком. Но любой мастер старается сделать клеймо миниатюрным и незаметным, поэтому изучать его лучше с помощью линзы.

Клеймо государственной пробирной инспекции представляет собой контур из двух прямоугольников, называемый «лопаткой», внутри которого находятся: смотрящий вправо профиль девушки в кокошнике, шифр государственной инспекции пробирного надзора и цифры, указывающие на содержание чистого золота в сплаве.
Форма контура различается в зависимости от металла, из которого изготовлено изделие. Для предметов из серебра это срезанный с двух сторон овал, из платины – горизонтально ориентированный удлиненный восьмиугольник. До настоящего времени распространены предметы, изготовленные в СССР, на которых в контур стандартного клейма российских золотых изделий помещена звезда. При этом формы контуров проб для разных металлов не изменились.

Еще одно обязательное клеймо, как правило, ставящееся рядом с пробой, – так называемый именник. Он содержит четыре русские буквы, которыми зашифрована информация о производителе. Расшифровать именник несложно. Первая буква показывает год изготовления, например, «А» – 2001 и т. д. Вторая – орган государственной пробирной инспекции, проведший контроль. Оставшиеся две буквы – это код производителя, не повторяющийся в пределах зоны обслуживания одной инспекции. О восстановлении изделия свидетельствует проставленная рядом с именником буква «Р» (реставрация). Организации и индивидуальные предприниматели, производящие изделия из драгоценных металлов, обязаны регистрировать свои именники в территориальных учреждениях пробирного надзора и оставлять их оттиски на своей продукции. Таким образом, пробирные клейма и именники рассказывают о виде и пробе металла, производителе, времени изготовления и органе пробирного надзора, проставившего клеймо.

Как проставляется

По мере усложнения форм изделий и развития технологий ювелирного производства, к наиболее старому, механическому клеймению, добавились электроэрозионный и лазерный способы. Механический способ, остающийся самым массовым, заключается в нанесении оттиска вручную, ударом молотка по клеймящему инструменту или проделывании схожей манипуляции на станке. Клейма выходят четкими и долговечными, но существует некоторая вероятность деформации изделия. С конца шестидесятых годов ХХ века при клеймении полых и хрупких изделий применяется электроэрозионный способ, представляющий собой выжигание оттиска искрой. Такие клейма также хорошо видимы и прочны, но их нанесение требует тщательной подготовки поверхности металла.

Самый современный, универсальный и производительный способ клеймения – лазерный, осуществляющийся с помощью лазерной установки. Этот способ также требует хорошей подготовки поверхности изделия и исключает его последующую полировку. Качество клеймения высокое, возможна постановка оттиска на поверхность любого рельефа, однако имеется существенный недостаток – нестойкость в местах соприкосновения с кожей, снижающая при ежедневном пользовании изделием срок службы клейма до 5 лет.

Системы пробирования

Помимо удобной и наиболее точной метрической системы, золото может быть маркировано каратной пробой. Этот способ указания чистоты сплава характерен для Америки, Западной Европы и некоторых восточно-европейских стран. Карат равен 1/24 всей массы, то есть золото в 24 карата – это вещество без примесей, а, к примеру, 18 каратов означает содержание в сплаве 18 частей золота из 24. Часто встречающиеся пробы: 9, 10, 12, 14, 18, 22 и 23 карата, минимальная допустимая каратная проба – 8 каратов. Соотношение каратной и метрической проб таково:

  • 999 проба = 24 каратам;
  • 958 проба = 23 каратам;
  • 916 проба = 22 каратам;
  • 750 проба = 18 каратам;
  • 625 проба = 15 каратам;
  • 585 проба = 14 каратам;
  • 500 проба = 12 каратам;
  • 416 проба = 10 каратам;
  • 375 проба = 9 каратам;
  • 333 проба = 8 каратам.

На изготовленных за границей изделиях встречаются, к примеру, такие обозначения карата: 18K, 10Kt, 22СT, 12C. То есть рядом с цифрой пробы в клейме проставляется одно из возможных обозначений карата.

Как не ошибиться

При выборе изделия из драгоценного металла важно не приобрести подделку. Кроме разочарования, такое приобретение в случае его высокой стоимости может повлечь значительные материальные потери. Поскольку в России продажа изделий из драгоценных металлов, не соответствующих установленным пробам, не разрешена, наиболее достоверным подтверждением подлинности украшений является наличие на нем двух разных клейм: оттиска государственной пробирной инспекции и именника производителя.

В первую очередь необходимо обратить внимание на расположение оттиска. Он должен быть параллелен элементу украшения, на котором он поставлен. После этого стоит посмотреть на качество содержания оттиска. Если цифры неровные, то это всегда означает подделку. Однако оба требования не распространяются на именник, оттиск которого, различный в зависимости от изготовителя, может соответствовать форме и размерам очень условно. В то же время наличие одновременно пробы и именника является обязательным. Наличие только пробы может означать то, что металл фальшивый или количество золота не соответствует заявленному содержанию в сплаве.

Для производителей многих стран, контроль качества изделий из драгоценных металлов законодательно не установлен и, например, в турецком магазине можно не только купить украшение без маркировки, но и поставить на него оттиск любой пробы.

Встречаются подделки, в которых цвет сплава копирует золото 585-й пробы, и определить подлинность металла без реактивов не всегда может даже квалифицированный ювелир. Единственное, что выдает такую подделку, – это пробирное клеймо. Качественно подделать клеймо без высокотехнологичного оборудования невозможно, а использование такого устройства лишает подделку экономического смысла. Надежной гарантией от подделки является лазерное клеймо.

В России покупка в ювелирном магазине поддельного украшения маловероятна. По закону на всех продаваемых изделиях, в том числе ввезенных из других стран, должно стоять государственное клеймо, но, чтобы не ошибиться или не быть обманутым, нужно иметь минимальное представление о том, какой может быть маркировка золота.

tozoloto.ru

история и как их читать — Лавка Сороки & Soroka store

До сегодняшнего дня из пяти клейм осталось 4 (сохранились все, кроме клейма об уплате налогов). Каждый город имеет свое обозначение – пиктограмму, каждый год имеет свою букву с определенным шрифтом. В целом, это очень четкая и информативная схема клеймления изделий.

Таким образом, мы видим, что клейма на изделиях рассказывают нам в первую очередь о взаимоотношениях мастеров-ювелиров с государством, чиновниками и налогами. Это целая история, рассказанная с помощью метонимии – в маленьком клейме видим большие события, войны, триумфы, революции.

Клейма в Украине

Как и в Европе, в Украине основной формой организации ремесленников был цех. Сохранился документ, по которому мы знаем, что в 1518 году в Киеве существовал цех золотарей. Золотарями называли как мастеров, которые работали с серебром, так и с золотом. Также, цехи существовали в Прилуках, Чернигове, Остроге, Нежине и т.д. До нас дошли некоторые печати ювелиров, их знамена и уставы. Цеховая иерархия предусматривала обязательное наличие статута, который предписывал, при каких условиях мог ученик стать подмастерьем, а подмастерье мастером. Сам мастер ставил клеймо и на свои изделия, и на изделия подмастерьев. В некоторых случаях клеймо могло принадлежать донатору-заказчику. Эти обстоятельства значительно усложняют атрибуцию изделий.

Наиболее ранние клейма на территории Украины, известные нам, датируются 16 веком. Точно известно, что в 1599 г. все ювелиры города Львова были обязаны клеймить свои изделия, чтобы те не попадали в руки скупщикам. Известно клеймо 1547 года на серебряном кресте, который находится в Киевском историческом музее. С 16-17 века известны изделия с других уголков Украины, на которых ставили свое имя, прозвище, либо инициалы.

В 17 веке, мастера Киева начали ставить на свои изделия Kiov. Позже, все города имели пробирные палаты и ставили свои клейма, которые привязывались к гербу города. Что интересно, система пробирования изначально была каратная, но с 19 века приняли золотниковую.  В это же время стандарт клеймления был следующий: золотниковая проба изделия, клеймо города и клеймо мастера. Форма клейма менялась, что помогает нам определять возраст изделия. А с 1908 года к пробирному клейму добавился знак общегосударственного удостоверения – женская голова в кокошнике.

Все это сообщает нам о достаточно хаотичной ситуации. На нее значительно влияло отсутствие единого государственного аппарата долгое время. Это избавляло мастеров от необходимости апробировать свои изделия, платить налоги. Конечно, это также дает нам меньше информации о конкретном изделии, об интенсивности обмена, торговли этими изделиями, усложняет датировку.

После 1991 года государственным клеймом Украины стал тризуб. На сегодняшний день существует 13 государственных пробирных палат (они проставляют тризуб) и 4 завода-особняка. Это Винницкий, Харьковский, Львовский и Киевский ювелирные заводы. Они могут сами производить пробирный контроль и ставят при этом не тризуб, а лист каштана. 

sorokastore.com

Как читать клеймо и пробу на ювелирных изделиях

Ювелирное украшение – приобретение желанное, но и волнительное. Стоит подготовиться особо тщательно, вооружиться знаниями и отправиться во внушающий доверие магазин, чтобы избежать встречи с подделками. В столь ответственном деле поможет авторский оттиск – клеймо, подтверждающее подлинность.

Сегодня клеймо, помимо авторского знака, чаще является оттиском государственной инспекции, подтверждающим законность продажи изделия и содержание чистого драгоценного металла. Кстати, всем известный теперь серебряный стандарт 925-й пробы был введен когда-то в обращение ювелирным домом Tiffany. В разные годы использовали варианты знака пробы, по которым можно определить, в какой стране работал ювелир и каков состав изделия. Например, клеймо с изображением головы лошади указывает на 750-ю пробу и отсылает нас во Францию между 1838 и 1919 гг. А голова собаки, указатель платины, появилась на тыльной стороне ювелирных изделий позднее – начала широко использоваться с 1912 года. Звезда, серп и молот, девушка в кокошнике – знаки советско-российских времен. Отдельно стоит обратить внимание при покупке ювелирных украшений на «именник» – некую шифровку, в которой на самом деле скрыт год изготовления и код мастера.

Fabergé

Пусть команда фирмы Фаберже состояла в лучшие годы более чем из 500 мастеров, детально (от упаковки до драгоценных камней) прорабатывающих каждое ювелирное произведение, Карл Фаберже сам держал под контролем все заказы. Хотя историки не имеют доказательств, создавал ли он когда-либо лично ювелирные изыски. Но клеймо у Карла Фаберже точно было. Причем в нескольких вариантах – петербургское и московское. Предметы, созданные в северной столице, имели клеймо «Фаберже», написанное кириллицей и без инициалов. Московское производство ставило клеймо «К. Фаберже», дополняя его двуглавым орлом. Предметы, предназначенные для продажи в Европе, клеймили латиницей. Мастера, работавшие в Петербурге, имели в распоряжении и собственные клейма, порой заменявшие клеймо мастера. Изредка изделия оставляли без опознавательных знаков. Причина проста – нет места на изделии или его особая хрупкость.

Van Cleef&Arpels

Историю ювелирного дома Van Cleef&Arpels принято начинать не с официальной даты – открытия бутика в доме 22 на Вандомской площади и регистрации марки, а с регистрации брачного союза между огранщиком Альфредом Ван Клифом и Эстель Арпелс, дочерью торговца драгоценными камнями. Для точности и полноты картины назовем обе даты: свадьбу сыграли в 1896 году, а ювелирная лавка открылась спустя 10 лет, то есть в 1906 году. Но есть еще один год, хранящий память о важном для марки событии, – 1938-й! Именно в этом году было официально зарегистрировано клеймо Van Cleef&Arpels – ромб с Вандомской колонной.

Номер

Кстати, помимо собственного клейма ювелиры зачастую ставят на изделиях инвентарный номер. Например, мастера ювелирной марки Carrera y Carrera, создающие в том числе украшения для испанской королевской семьи, нумеруют все изделия. Что не так сложно, если вспомнить о лимитированных тиражах изделий этого бренда.

А представители Chopard советуют каждому, кто остановился в сомнениях в подлинности покупаемых часов, не тратить время на рассматривание деталей и изучение сертификатов, а срочно звонить сотрудникам марки. Инвентарный номер, выгравированный на часах, поможет оперативно получить однозначный ответ. Эксперты Chaumet также оказывают услуги клиентам марки, но в первую очередь в определении подлинности изделий, созданных до внедрения клейма. Поскольку сотрудники компании бережно ведут архив, организовали на Вандомской площади музей марки, где представлены эскизы изделий с XVIII века, вопрос решается довольно быстро – в случае положительного ответа хозяин украшения получает сертификат подлинности.

Ювелирный дом Graff, основанный в отличие от уже упомянутых выше марок не так давно, а точнее в 1966 году, тем не менее прочно удерживает одну из лидирующих позиций в бриллиантово-золотых вопросах. Отличительной чертой ювелирных изделий, выходящих в свет под брендом Graff, стал идентификационный номер, проставляемый мастерами фирмы на каждом бриллианте, заметный только при многократном увеличении.

Так что же показывает проба, и на что следует обращать внимание при покупке ювелирных украшений? За комментарием мы обратились к эксперту SUNLIGHT:

 «Если ювелирное украшение изготовлено из драгоценного металла, оно, как правило, имеет пробу. Проба показывает, сколько основного драгоценного металла в сплаве, из которого сделано украшение. Украшения не делают из чистых платины, золота или серебра. Из платины – очень дорого, а золото и серебро слишком мягкие металлы для этого: на таких изделиях быстро образуются царапины, и они теряют свой привлекательный вид. Поэтому в ювелирном деле используются сплавы драгоценных металлов.

В разных странах существует свой стандарт проб. Сейчас в мире чаще всего используются метрическая и каратная системы проб. Каратная система считается более точной, и применяется она только для золотых украшений. В России используется метрическая система проб. В ней проба, а точнее клеймо – это особый знак, который несет информацию о том, из какого металла украшение сделано и сколько его входит в состав сплава. О виде металла говорит форма клейма: если оно в форме бочонка, то это серебро, в форме восьмиугольника – платина, а если в форме лопаточки, то перед вами украшение из золота.

Цифры клейма (цифровое обозначение пробы) показывают количество в граммах основного драгоценного металла в 1 кг сплава. Например, SUNLIGHT предлагает своим покупателям золотые украшения 585 пробы, это значит, что в 1 кг сплава, из которого они выполнены, содержится 585 г чистого золота. Наличие клейма на украшении – это гарантия того, что оно действительно сделано из драгоценного металла и соответствует заявленной пробе. Такую проверку и клеймение проводит Государственная инспекция пробирного надзора.

Не существует понятия хорошей или плохой пробы, все зависит от приоритетов покупателя. В золотых украшениях 375 пробы можно смело заниматься любой активностью, даже копать огород – это не повредит их внешнему виду из-за низкого содержания золота. Ювелирные изделия 585 пробы – это оптимальное сочетание качества изделий и их цены, но они требуют к себе более бережного отношения. Украшения 750 пробы эстетически очень привлекательны и благодаря высокому содержанию золота являются хорошим капиталовложением».

Золотое кольцо с бриллиантами и изумрудами SL (цена по ссылке)

sunmag.me

Товарный словарь | Ю | Ювелирные изделия (Часть 2)

 

 

 

 

 

 

      Именники обычно имели форму прямоугольной площадки, на которой размещалось краткое буквенное (иногда в сочетании с цифрами) обозначение наименования предприятия с добавлением справа последней цифры года выпуска данного изделия (1959 г. условно обозначается цифрой 9; 1960 г. — цифрой 0 и т. д.). Цифра, обозначающая год выпуска изделия, включалась в общую рамку знака-именника. Исключением из этого правила являлась форма именника артели «Художник» Дагестанской АССР (аул Кубачи), которая проставляла на своих изделиях значок в виде изображения цветка лотоса, в центре которого были проставлены буквы «АХ» (артель «Художник») и последняя цифра года выпуска изделия.

 

 

 

 

Наименования основных предприятий и именники:

 

Московская ювелирная фабрика — МЮФ

Московская ювелирно-алмазная фабрика «Русские самоцветы» —

Артель «Московский ювелир» — АМЮ

Завод металлоизделий № 1 (Москва) — М1

Артель «Синьковский ювелир» (Московская область) — С

Ленинградская ювелирно-часовая фабрика — ЛЮ

Ленинградская ювелирная фабрика — ЛФ

Ленинградский завод № 2 «Русские самоцветы» — РС

Артель «Красносельский ювелир» (Костромская область) — КЮ

Артель «По заветам Ильича»» (Костромская область) — ПИ

Промколхоз «Искра Октября» (Костромская область) — ИО

Промколхоз «Красный прибой» (Костромская область) — ЗКП

Промколхоз «Советская Россия» (Костромская область) — СР

Артель «Красная Пресня» (Ивановская область) — КП

Артель «Северная чернь» (Великий Устюг) — СЧ

Артель «Художник» (Дагестанская АССР) — АХ

Свердловская ювелирно-гранитная фабрика — СЮ

Свердловский завод № 10 «Русские самоцветы» — ЗРС

Каслинский завод (Челябинская область) — КАСЛИ

Киевская ювелирная фабрика — КЮ

Харьковская ювелирная фабрика — ХЮ

Львовская ювелирная фабрика — ЛВ

Одесская ювелирная фабрика — ОЮ

Тбилисская ювелирная фабрика — ТЮ

Ереванская ювелирная фабрика — ЕЮ

Бакинская ювелирная фабрика — БЮ

Таллинский ювелирный завод — ТП

Рижская ювелирная фабрика — РЮ

 

 

 

 

      В том случае, если ювелирное изделие не новое, а поступило в продажу после фабричной реставрации, предприятие, реставрировавшее данное изделие, рядом со своим именником проставлялся на изделии знак Р.

 

     На ювелирных изделиях, изготовленных из недрагоценных металлов, предприятием-изготовителем проставлялся, кроме того, знак — металл, мет или м.

 

 

 

 

      Клейма проставлялись на ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб. Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц лигатурного сплава, из которого изготовлено данное изделие.

     В СССР были установлены следующие пробы:

для платиновых ювелирных изделий 950°;

для палладиевых ювелирных изделий 500° и 850°;

для золотых ювелирных изделий 375°, 500°, 583°, 750° и 958°;

для серебряных ювелирных изделий 750°, 800°, 875°, 916° и 960°.

 

 

     Некоторые ювелирные изделия не подлежали обязательному клеймению в инспекциях пробирного надзора.

      Это — изделия, имевшие историческое или археологическое значение, большую художественную ценность, или такие изделия, в которых драгоценные металлы играют лишь декоративную роль в виде насечки, позолоты или серебрения. Для клеймения ювелирных изделий применялись основные (А, Б, В) и дополнительные (Д, Е, 3) клейма установленного образца. Основные пробирные клейма имеют самостоятельное значение. Наличие основного клейма свидетельствовало о том, что данное изделие удовлетворяло требованиям Положения о пробирном надзоре. Дополнительные пробирные клейма самостоятельного значения не имели и при клеймении ювелирных изделий применялись только в сочетании с одним из основных пробирных клейм.

 

 

 

 

Основные пробирные клейма СССР

 

 

 

 

 

      Основное пробирное клеймо литер А (изображение 1) является знаком удостоверения, содержит эмблему — серп и молот на фоне пятиконечной звезды, заключенной в окружность. Знак удостоверения ставился на всех изделиях из драгоценных металлов в сочетании с клеймом, определяющим пробу.

 

      Основное клеймо литер Б (изображение 2) применялось для клеймения золотых и платиновых новых и реставрированных изделий отечественного и зарубежного производства. Имеет форму лопатки. Состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (375, 500, 583, 750 и 958) для золота или для платины (950).

 

      Основное клеймо литер Б (изображение 3) для клеймения изделий из серебра состоит из знака удостоверения и одной из установленных для серебра проб (750, 800, 875, 916, 960), имеет бочковидную форму.

 

      Основное клеймо литер В (изображение 4) для клеймения палладиевых изделий состоит из знака удостоверения и одной из установленных проб (500 и 850), имеет подковообразную конфигурацию.

 

      Основное клеймо литер В (изображение 5) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий и часов на привешенных к ним отдельных пломбах состоит из двух отдельных частей: знака удостоверения (изображение 1) и круглого знака с цифрами одной из установленных проб (изображение 5).

 

     Дополнительно пробирное клеймо литер Д (изображения 6 и 6а) применялось для клеймения разъёмных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных деталей золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами.

 

     Клеймо литер Е (изображение 7) для клеймения золотых, серебряных, платиновых и палладиевых изделий, не соответствующих установленной пробе больше пределов допустимого отклонения, и для изделий, оказавшихся в результате реставрации ниже низшей установленной пробы, имеет форму прямоугольника с усечёнными углами и буквами «НП» (не соответствует пробе) внутри; налагается на изделия в сочетании со знаком удостоверения (изображение 1).

 

 

      Высокохудожественные изделия, изделия с эмалью, пустотелые и другие, на которые не представлялось возможным непосредственно нанести оттиск клейма, клеймились клеймом литер В на привешенных пломбах. Ювелирные изделия, на основной части которых невозможно было проставить клеймо литер Б, клеймились клеймом литер А и литер Д соответствующей пробы. Ювелирные изделия, состоящие из двух тождественных частей (портсигары, запонки, серьги и т. п.) клеймились на обеих частях клеймом литер Б. Второстепенные и дополнительные части ювелирных изделий из драгоценных металлов (в том случае, если они являлись разъёмными и легко отделимыми, неспаянными с основной частью изделия) клеймились клеймом литер Д, за исключением тех случаев, когда нанесение на них клейма из-за их малых размеров, скрытого расположения или сложной конфигурации практически не представляется возможным.

      На комбинированных ювелирных изделиях, в которых отдельные части были изготовлены из различных металлов или из металла разных проб, проставлялись два клейма: на основной части — клеймо литер Б, а на второстепенных и дополнительных частях — клеймо литер Д соответствующего металла и пробы. В тех случаях, когда из-за сложной конфигурации или малых размеров изделия это не представлялось возможным, дополнительное клеймо литер Д проставлялось на основной части изделия рядом с клеймом литер Б. Наличие на ювелирном изделии клейм литер А и Е с буквами «НП» свидетельствовало о том, что данные изделия выходят за пределы узаконенной пробы и допускаемых к ней отклонений и рассматривались как изделия неполноценные. Такие изделия продаже не подлежали и должны были возвращаться выпустившему их предприятию наравне с бракованными изделиями.

 

      Кроме контрольных знаков в виде именника и клейма, качество выпущенного в продажу ювелирного изделия определялось также и ТУ, предусматривавшими все принципиально новые показатели, обусловливавшие качество определённой группы ювелирных изделий, сходных по назначению, технологии изготовления и основному сырью, из которого они выполнены. Качество личных украшений с пятидесятых годов определялось РТУ 636—58 Госплана РСФСР; показатели других видов ювелирных изделий (предметов сервировки стола, курительных и туалетных приборов, изделий, предназначенных для рукоделия, для украшения интерьера и др.) обусловливалось ведомственными ТУ, утверждавшимися соответствующими министерствами и ведомствами, в систему которых входило предприятие, выпускавшее эти изделия.

 

 

       Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сотом; допускается выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, что оговаривалось в специальной технологической документации.

 

 

       ТУ на юверирныеизделия являлись групповыми и не исчерпывали всех данных, касавшихся каждого конкретного изделия, входившего в эту группу, поэтому в дополнение к ТУ на каждое отдельное ювелирное изделие составлялось индивидуальное техническое описание — паспорт, в котором фиксировались показатели, характеризовавшие конкретное изделие. В паспорте указывалось: наименование и ведомственная принадлежность предприятия, выпускавшего данное изделие, наименование самого изделия и присвоенный ему фабричный шифр, автор и исполнитель образца, сырьё, из которого было изготовлено ювелирное изделие, его вес, габаритные размеры, краткое описание, вид отделки, количество и характеристика декоративных вставок и т. п. Буквенно-цифровой фабричный шифр представлял собой краткое (шифрованное) обозначение основных выходных данных изделия. Буквами в шифре обозначались основной материал и наименование изделия но группе, цифры указывают порядковый номер изделий в данной группе по мере их создания.

 

 

 

Наименование материала и буквенное обозначение (шифр) основных материалов для изготовления ювелирных изделий

 

Платина — П

Палладий —  ПД

Золото — 3

Серебро — С

Томпак — Т

Мельхиор — М

Латунь — Л

Алюминий — А

Платина с золотом — ПЗ

 

 

     В случае, если начальные буквы наименований различных изделий совпадали, то в шифр каждой последующей группы изделий вносили добавочные согласные буквы, входящие в наименование шифруемого изделия и неиспользованные в шифрах предыдущих изделий данной группы. Среди ювелирных изделий, наименования которых начиналось на одну и ту же букву, однобуквенные шифры присваивались тем, которые относились к наиболее распространённому, массовому ассортименту. Шифры, присваивавшиеся ювелирным изделиям рядом фабрик, имели некоторые отличительные особенности.
 

 

 

Наименования и буквенные обозначения ювелирных изделий (шифр)

 

Браслеты Б, БР; Броши БР, БШ, Б; Вазы В; Вилки ВЛ; Графины Г; Зажимы 3; Запонки ЗП; Значки ЗН; Колье КЛ; Кольца К; Кубки КБ; Кулоны КН; Ложки Л; Лопатки для пирожных ЛП; Медальоны М; Наперстки Н; Ножи-листорезы НЛ; Ножи НЖ; Ожерелья О; Пепельницы П, ПП;  Подстаканники ПД; Подставки под яйцо ПЯ; Портсигары ПР;  Пудреницы ПДН;  Розетки Р; Рюмки РМ; Сахарницы СХ;  Серьги С;  Солонки СЛ;  Стопки СТ;  Цепочки Ц; Чашки Ч; Чайники ЧН;  Щипцы для сахара Щ.

 

 

     Паспорт сопровождался фотоснимком изделия и как основной контрольный документ хранился (по одному экземпляру) в делах предприятия-изготовителя, оптовой торговой базы — заказчика и центрального ведомства, в систему которого входило предприятие, выпустившее данное изделие. В ОТК предприятия-изготовителя и на оптовой торговой базе (в ассортиментном кабинете или в комнате образцов) постоянно хранилось по одному экземпляру контрольных образцов (эталонов) данных изделий. К эталонам под пломбой подвешивались ярлыки, на которых проставлялись: наименование предприятия-изготовителя, наименование изделия, фабричный шифр, металл, вес, дата и место утверждения образца, цена и прейскурантный артикул. Цена и артикул вносились также в паспорт. При установлении цены изделию присваивался соответствующий товарный артикул — номер, под которым оно вносилось в прейскурант цен. В связи с постоянным обновлением ассортимента и снятием с производства изделий устаревших фасонов при каждом издании нового прейскуранта происходила некоторая передвижка артикулов. Артикулы, под которыми находились в прейскуранте изделия, снимаемые с производства, присваивались вновь выпускаемым изделиям.

       Артикул представлял собой четырёхзначное число, первые две цифры которого обозначали группу изделий, следующие цифры — порядковый номер изделия по каждой группе.

 

     Индексы по группам изделий следующие: из золота — браслеты 01, броши 02, булавки 03, зуботехническая продукция 04, запонки 05, кольца 06, кулоны и колье 07, медальоны 08, серьги 09, портсигары 10, цепочки 11; изделия с гранатовыми камнями 12, филигранные 13, сусальное золото 14, разные изделия 16; бусы из коралла 15; изделия из серебра весовые 25, штучные 28, браслеты 30, булавки для шляп 31, броши 32, запонки 33, кольца 34, кулоны и колье 35, медальоны 36, мундштуки 37, напёрстки 38, пудреницы 40, портсигары 41, серьги 43, цепочки 44, разные 45, изделия из янтаря 50; ювелирная металлическая галантерея из латуни и томпака — браслеты 51, броши 52, булавки 53, запонки 55, зажимы 56, серьги 57, кулоны 58, медальоны 59, пудреницы 60, разные 61; галантерея из мельхиора — браслеты 73, броши 74, пряжки 75, запонки 76, кольца 77, колье 78, серьги 79, расчёски 80; из алюминия 81; изделия из мельхиора — ложки 62, вилки 63, ножи 64, лопатки 65, сухарницы, конфетницы, стопки 66, портсигары 67, изделия из нейзильбера 70, изделия из томпака 71—72, футляры 69.

 

 

      С введением в действие нового прейскуранта находившиеся в торговой сети ювелирные изделия подлежали перемаркировке с указанием новых артикулов. Изделия, не вошедшие в новый прейскурант, допродавались по установленным на них розничным ценам с прибавлением к артикулу буквы «С» (снятые с производства).

 

 

     Поступление ювелирных изделий в розничную торговую сеть происходил по следующим каналам: предприятие — центральная или межобластная оптовая торговая база — межобластная или городская торговая контора — магазин; в некоторых случаях предприятие-магазин. Поступление в республиканские центральные оптовые базы золотых ювелирных изделий массовых и индивидуальных выпусков регулировалось Госпланом СССР. Новые образцы изделий (первая их партия), освоенные предприятиями и утверждённые во всех инстанциях, с целью выявления на них спроса потребителей направлялись в торговую сеть небольшими посылками с пометкой «Новинки».

 

 

     Рекламно-популяризаторскую роль выполняло внешнее оформление ювелирных магазинов, в частности их витрины. В витринах выставляются обычно по группам: украшения для женщин, предметы туалета, предметы сервировки стола и украшения интерьера, сувениры, письменные принадлежности и т. п. Изделия подбирались либо в одной цветовой гамме, либо, наоборот, принимается контрастное решение как по цвету, так и по фактуре различных материалов (например, группа изделий из серебра с эмалью наиболее красочно выглядит в соседстве с хрустальными изделиями, предметы из слоновой кости приобретают большее декоративное звучание рядом с чёрными коробками из папье-маше с живописной росписью и т. п. ). Новинки размещались непосредственно за стёклами в передней (фасадной) части витрины. Вся площадь заднего стекла витрины обычно драпировалась театральным тюлем или другой полупрозрачной тканью. Для освещения витрин применялись располагавшиеся в верхней части люминесцентные источники света, закрытые молочным стеклом или светорассеивающей решёткой. Со стороны улицы и магазина на витринное стекло в верхней его части наносились матовые полоски, что создавало поверхность, рассеивающую свет. Иногда (главным образом для показа прозрачных, например хрустальных, изделий) применялся скрытый источник света, заключённый в светильник лёгкой конструкции. В целях использования всего пространства витрин на различной высоте и в разных планах, на незаметных (капроновых) нитях подвешивались прозрачные лёгкие полочки из стекла или пластмассы и небольшие щитки, на которых размещались ювелирные изделия, часть пространства задрапировывалась лёгкими тканями. Для оформления витрин использовались также увеличенные фотографии, силуэты, изготовляемые из гнутой проволоки, искусственные и живые цветы, вспомогательные планшеты и манекены. Лёгкий передвижной инвентарь позволял часто менять оформление витрин. Обычно оформление витрин художник-декоратор подчинял единому сюжетному замыслу: времена года, новинки сезона, способы применения различных украшений, выставка-продажа того или иного ассортимента, янтарные украшения, русские самоцветы, сувениры и подарки и т. п. Для внутримагазинного оформления и оборудования торгового зала использовались пристенные шкафы и горки, в которых выставлялись ювелирные изделия. Наиболее выразительными для показа мелких женских украшений являлись большие щиты-стенды, разбитые на отдельные участки в виде кругов, прямоугольников и других фигур, затянутых одноцветными плательными тканями, с наколотыми на них отдельными ювелирными изделиями, — брошами, кольцами, серьгами, браслетами. Для облегчения выбора товаров применялись плакаты, надписи и аннотации, характеризующие те или иные ювелирные изделия.

 

 

     Продажа ювелирных изделий обычно сосредоточивалась в секциях: весовое серебро, галантерея и золотые изделия. Весовое серебро так же, как золотые изделия, продавалось по весу, по ценам, установленным за 1 г в зависимости от той или иной художественной обработки. Для этой цели в магазине имелись специальные технические весы 1-го класса точности. Галантерея продавалась поштучно. Некоторые ценные ювелирные изделия продавались в футлярах, которые обычно представляли собой коробочки различных форм со специальным гнездом для соответствующего изделия, обтянутые снаружи кожей или её заменителями, а внутри устланные шёлком или бархатом. Для более дешёвых изделий применялись футляры, оклеенные ледерином, с шёлковой, полубархатной или сатиновой обивкой внутри. Ещё более дешёвые изделия продавались в целлофановых пакетиках или картонных коробочках, оклеенных глянцевой или матовой цветной бумагой.

 

 

     Росювелирторг имел специальную «Комнату образцов», где специалисты, связанные с ювелирным искусством, производство и торговлей, имели возможность знакомиться с современными ювелирными изделиями отечественного и иностранного производства.

 

 

 

Структура пробирного клейма

 

Структура пробирного клейма, установленная с 1994 года в России для изделий из драгоценных металлов.

 

 

Ювелирные изделия (Часть 1) 

Пластинки ювелирные

 

Обсуждение статьи, дополнения и вопросы на форуме

www.mintorgmuseum.ru

Клеймо на золоте: виды и значение

В этой статье:

Клеймо на золоте — это гарант качества. Так думают многие, покупая украшения в ювелирных магазинах. Так и есть: клеймо говорит о том, что изделие было проверено государственными органами и соответствует указанной пробе, то есть в украшениях действительно содержится золото в заявленном количестве.

Структура клейма

Впервые клеймо стали ставить на драгоценностях во Франции, произошло это еще в XIII веке. В нашей стране пломбировать драгоценные металлы стали позже. Благодарить за это стоит Петра Первого — именно он издал указ о том, что все изделия из серебра и золота должны иметь клеймо и пробу. Произошло это в XVIII веке. За годы истории виды проб и само клеймо несколько раз меняло вид. Сегодня на украшениях можно увидеть девушку в кокошнике, вернее, ее профиль.

Факты из истории

Начать стоит с того, что впервые клеймить стали изделия из серебра, и произошло это еще до начала правления Петра Первого в XVII веке. Тогда клеймо представляло собой двуглавого орла и дату, которую ставили славянскими буквами. Но указ Петра все изменил.

В те годы в ходу была 96-кратная система проб. То есть цифра 96 свидетельствовала о количестве единиц золота в изделии. С наступлением XIX века количество проб увеличилось, стали ставить не только цифру 96, но также 58, 72, 94 и 92 — все это были пробы, которые свидетельствовали о процентном содержании драгметалла в изделие.

Пробирное клеймо снова изменилось уже во времена СССР: было принято решение ставить на изделия пробу, кратную количеству драгметалла в сплаве, цифры начинались с 0 и заканчивались 1000. Таким образом, самой высокой пробой в СССР обладало золото с маркировкой 999,9. Такая система называлась матричной.

Приблизительно в то же время была установлена погрешность в 3 и 5 единиц. То есть, согласно законодательству, украшения, изготовленные из драгоценных металлов, могут иметь погрешность — содержание металла может варьироваться в пределах пробы, но только на 3 или 5 единиц меньше или больше.

В пример возьмем изделие из золота 585 пробы: если в сплав добавлены медь и серебро, то погрешность составляет 3 единицы. Значит реальное содержание драгметалла в изделии может варьироваться в пределах от 582 до 588, если речь идет об изделии с 585 пробой. Если в сплав добавлен никель, то допустимая погрешность составляет 5 единиц.

Клейма на золоте СССР

Таким способом СССР удалось снизить количество брака и контролировать качество выпускаемой продукции. Стоит отметить, что в Советском Союзе в ходу была проба 583, но после ее заменили на 585 — самую популярную на сегодня.

Причина была банальна: власти боялись, что драгоценности 583 пробы в Европе оценят ниже по каратной системе. Чтобы повысить оценку и ввели 585 пробу золота.

Соответствие европейским маркировкам:

  1. 23 карата соответствует драгметаллу с маркировкой в 958.
  2. 18 карат соответствует 750 пробе.
  3. 14 карат соответствует драгметаллу с маркировкой 585.

Так, импортный стандарт не был нарушен с появлением 585 пробы, но она не самая низкая на сегодняшний день. Существует еще 375, где содержание драгметалла не превышает 38%.

Наименьшим доверием среди ювелиров пользуется золото, привезенное из Турции. Ювелиры этой страны способны поставить на изделие любое клеймо по желанию покупателя. Приобретая драгоценность без маркировки, владелец может потребовать поставить клеймо прямо в магазине на свое усмотрение. По этой причине, покупая драгоценности в других странах, стоит внимательно изучать не только клеймо и пробу, но и внешний вид изделия.

Виды проб золота

В нашей стране существует всего 5 уровней качества, которые помогут определить процентное содержание драгметалла в сплаве:

  • 375 — сплав Au с медью и серебром. Изделия из такого материала не отличаются высоким качеством, процентное содержание золота не превышает 38%. Драгоценности имеют красный цвет или оттенок из-за большого содержания в лигатуре меди.
  • 500 — проба, которую ставят на сплав с содержанием не только AU, но также меди и серебра. Для изготовления украшений такой материал используют редко.
  • 585 — драгоценности из этого сплава в нашей стране пользуются популярностью. Ювелиры утверждают, что при добавлении в лигатуру меди, серебра или палладия, материал становится более прочным. Украшения этой пробы не вступают в контакт с агрессивными реагентами и факторами внешней среды. Долго носятся и отличаются устойчивостью к механическим повреждениям. В лигатуре содержание Au не превышает 59%.
  • 750 — этот сплав используют для изготовления украшений элитного типа. Цвет металла может иметь зеленый, желтый или даже красный оттенок. В лигатуру добавляют платину, палладий, медь, серебро и никель. Сплав хорошо переносит влажность, не темнеет, устойчив к царапинам и повреждениям. Содержание Au в лигатуре не превышает 75,5%. Драгоценности из этого сплава часто инкрустируют бриллиантами и другими драгоценными камнями.
  • 958-я проба используется для изготовления произведений искусства. Содержание Au в сплаве составляет 95,88%. Сплав пластичный, но мягкий, по этой причине для изготовления драгоценностей его не используют.
Оттиск пробирного клейма 585 пробы

Монеты чеканят из золота 900 пробы, а вот 999,9 практически не используется, причиной всему ненадежность материала.

В рамках деятельности пробирного надзора находится не только контроль за качеством изделий из драгоценных металлов, но и соответствие их указанным в законодательстве требованиям. А также государственный орган следит за продажей металла, который не имеет на своей поверхности пробы и клейма. В нашей стране торговля таким золотом запрещена законом.

Отсюда следует вывод, что покупать и продавать золото, на поверхности которого отсутствует информация о производителе, дате изготовления и процентное содержание драгметалла в составе, может привести к проблемам с законом.

В целом все предельно ясно, но чтобы рассмотреть пробу или клеймо на поверхности украшений стоит вооружиться лупой или специальным прибором, поскольку даже в бутиках и крупных магазинах можно купить подделку. Но если покупателю удастся доказать низкое качество товара, ему обязаны будут вернуть деньги и принести извинения.

А вот в Голландии, например, таких жестких рамок нет, там можно продавать и производить любые изделия, в составе которых есть хоть небольшое содержание Au. При этом ставить пробу на изделие необязательно.

Клеймо на металле

Иименник — так клеймо называют ювелиры. Маркировка содержит информацию о производителе украшения.

На территории России и СССР можно было встретить:

  1. Клеймо в виде двуглавого орла и славянских букв.
  2. «Тройники» — своеобразное переплетение букв.
  3. Знак удостоверения.
  4. Девушку в кокошнике.
  5. Рабочего с молотом.
  6. Пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Двуглавый орел и славянские буквы — это первый вид клейма, который можно встретить на изделиях из драгметалла. Такой вид маркировки можно встретить на серебре XVII века.

«Тройники» использовали до 1896 года в России. Маркировка представляла собой переплетенные в один узор пробу, дату постановки клейма и первые буквы имени изготовителя. До 1897 года знаки, которые ставили на драгметалл, имели выпуклую форму, а после приобрели вдавленный вид.

В 1899 году впервые появилась голова женщины в кокошнике, которую и называли «знак удостоверения». Голова женщины была повернута в левую сторону.

После изображение девушки в кокошнике немного изменилось — теперь девушка смотрела в другую сторону. А также в клейме появились греческие буквы — они указывали регион, в котором было изготовлено украшение.

Если на металле можно разглядеть голову рабочего с молотом, то это свидетельствует о том, что драгоценности датируются 1927–1958 годом.

Но подобное изображение было изменено, и с 1 июля 1958 года на всех изделиях из драгоценных металлов появилась звезда с серпом и молотом — характерная символика времен СССР.

Сегодня на драгоценности, как и раньше, наносят изображение девушки в кокошнике, которая смотрит вправо. Цифры могут быть нанесены отдельно от изображения девушки. А также клеймо может быть разделено, если речь идет, например, о серьгах.

Если рассмотреть пробу, то можно увидеть девушку в кокошнике, ее изображение находится в рамке; также есть цифры, обозначающие пробы, и буквы, говорящие о госинспекции, которая поставила на поверхность металла клеймо.

Обнаружить маркировку можно на:

  • тыльной стороне кольца;
  • на застежке сережек или цепочек;
  • на держателе кулона.

В большинстве случаев производители ставят пробу таким образом, чтобы не навредить внешнему виду драгоценности. Поэтому клеймо маленькое и не способно нанести вред внешнему облику украшений.

Если речь идет о цепочке или браслете, то искать маркировку стоит на застёжке или близлежащих звеньях.

Изучая пробу или клеймо, не стоит забывать о том, что драгоценности с наличием маркировок должны полностью соответствовать указанной информации. Это гарантия качества, которую предоставляет государство. Клеймо говорит о том, что человек действительно приобретает золото, а не покупает сплав из неизвестных элементов, который не отличается качеством, и соответственно, не может использоваться для изготовления драгоценностей.

hochuzoloto.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *