Коносамент что это такое – Что такое коносамент: виды, формы, функции.

Содержание

это… Виды, типы и разновидности коносамента :: BusinessMan.ru

Коносамент – это документ, который выдается перевозчиком владельцу груза. Ключевая его особенность в том, что реализация прав по нему возможна исключительно при физическом предоставлении оригинала. Копия, электронная и прочие формы документа не обладают юридической силой. Рассмотрим далее типы и функции коносамента.

Общие сведения

Коносамент является ценной бумагой, выражающей право собственности на определенный указанный в ней продукт. Он считается аналогией товарной накладной. В нем присутствуют условия договора на морскую перевозку. Коносамент – это документ, позволяющий держателю распоряжаться грузом. Он выдается после того, как получатель примет перевозимые объекты. Этим документом на практике удостоверяется факт заключения соглашения. Порядок, в соответствии с которым осуществляется оформление коносамента, устанавливается Кодексом торгового мореплавания. Документ выдается на любой груз, вне зависимости от способа осуществления перевозки. Материальные ценности могут доставляться с предоставлением всего судна, определенных его помещений либо без этого условия вообще. Имея таможенный коносамент, перевозчик осуществляет транспортировку по Гаагским правилам. Они присутствуют в Международной конвенции от 25 августа 1924 года. В законодательстве государств могут быть установлены иные правила транспортировки.

Задачи

Исходя из описанных выше свойств, можно сказать, что коносамент – это документ, используемый в качестве:

  1. Расписки перевозчика в получении товара для транспортировки с одновременным описанием визуально оцененного его состояния.
  2. Товарно-транспортной накладной.
  3. Подтверждения договора на перевозку.
  4. Товарораспорядительного документа.

Коносамент также может выступать как обеспечение кредита под отгруженные объекты.

Специфика

В процессе перевозки товара, равно как и в период его хранения, происходит временное его отчуждение от владельца. Этот факт предполагает наличие ссудного отношения. Однако оно не выражается в форме кредитования. В связи с этим коносамент – это документ, обладающий свойствами, аналогичными характеристикам складского свидетельства.

Признаки

Коносамент представляет собой ценную бумагу:

  1. Долговую.
  2. Неэмиссионную.
  3. Документарную.
  4. Бездоходную.
  5. Срочную. Период ее существования будет зависеть от продолжительности перевозки.
  6. Именную, ордерную или предъявительскую. Это зависит от типа складского свидетельства.
  7. Номинированную. Номиналом является не денежная сумма, а фактическое количество перевозимого груза.

К рассматриваемому документу в обязательном порядке должен прилагаться страховой полис на транспортируемый груз. Кроме этого, передача коносамента может сопровождаться составлением (выпиской) дополнительных справок. Они могут касаться непосредственно перевозки товаров, их хранения, обеспечения сохранности. Эти документы могут потребоваться при прохождении таможенного контроля. Перечень необходимых справок для перемещения груза через границу устанавливается межгосударственными соглашениями и законодательствами конкретных стран.

Обязательные реквизиты

В документе не допускается никаких изменений. Бланки коносаментов должны содержать ряд обязательных реквизитов. Среди них особую важность представляют:

  1. Строка Shipper. В ней указывается наименование отправителя груза и его местонахождение.
  2. Строка Port of Discharge. В эту графу вписывают порт разгрузки в соответствии с договором на морскую перевозку.
  3. Строка Consignee. В ней указывается наименование получателя груза и его местонахождение.
  4. Строка Description of Packages And Goods. В эту графу вносят характеристики груза, которые необходимы для его идентификации (это масса, количество мест и проч.). Кроме того, здесь могут присутствовать указания на его опасность либо специфические свойства. Если товар отправляется в нескольких контейнерах по одному коносаменту, необходимо вписать количество и вес в каждом из них.

Эти сведения указывает грузоотправитель. Перевозчик (агент морской, фидерной, океанской линии) также вписывает определенные данные. В частности, он указывает в коносаменте:

  1. Собственное наименование.
  2. В строке Port of Loading – порт погрузки.
  3. В графе Number of Original – количество оригиналов коносамента.
  4. Место и дату выдачи документа.

Основные типы

Изначально коносамент использовали при перевозке груза исключительно на морском транспорте. В настоящее время его применяют и при перемещении товаров другими способами. В таком случае документ называют сквозным. Существуют также следующие разновидности коносамента:

  1. Линейный. В нем присутствует волеизъявление отправителя на заключение договора на перевозку груза.
  2. Чартерный. Этот документ выдается для подтверждения приема товара, который перевозится по договору фрахтования. Он представляет собой соглашение о найме корабля для выполнения конкретного рейса либо на определенный период. Такой коносамент не выступает как основание для оформления договора на морскую перевозку. В таких случаях заключаются отдельные соглашения на фрахт в форме чартера.

Оба указанных коносамента определяют взаимоотношения между перевозчиком груза и третьим лицом – держателем документа. Он выступает как расписка, которую выдает транспортировщик отправителю в подтверждение того, что объекты приняты к доставке, и вместе с этим товарораспорядительным документом. При этом условия купли-продажи и прочие операции в отношении груза осуществляются с помощью коносамента без фактической передачи самого товара.

Received for shipment (документ на размещение на борту)

Коносамент для размещения на борту судна подтверждает принятие товаров – доставку под охрану корабля. После погрузки судовладелец предоставляет документ, удостоверяющий, что объекты готовы к транспортировке. Он называется бортовым коносаментом. Судовладелец может также связать документ с названием корабля, датой в порту отгрузки, указав, что товары им были приняты. Такая бумага должна обладать такими же свойствами, что и бортовой коносамент.

Clean bill of lading («чистый» документ)

В чистом коносаменте отсутствуют какие-либо дополнительные пометки или оговорки, которыми прямо констатируется дефектность товара либо его тары. Как правило, в таком документе указано, что объекты внешне находятся в хорошем состоянии. В международной банковской системе при аккредитивном расчете по общему правилу коносаменты должны являться чистыми, если другое специально не оговаривается в условиях документарного аккредитива.

Claused (оговорки)

В ряде случаев выдается коносамент с оговоркой. В таком документе капитан корабля отмечает обстоятельства, относящиеся к видимым дефектам тары или груза. Другими словами, он указывает на факты несоответствия ордеру погрузки. Такой документ принимается в банке в том случае, если в условиях оплаты присутствует точное описание пометок или оговорок, которые допустимы.

Through bill of lading («сквозной» документ)

Сквозной коносамент предоставляется в том случае, если морская транспортировка составляет только определенную часть общего пути следования либо выполняется двумя и более линиями. В таких ситуациях отправителю удобнее составить один документ, чем заключать отдельный договор с каждым перевозчиком. Отправитель, который выписывает коносамент, взаимодействует только с тем перевозчиком, который его подписывает. Транспортировщик организует перезагрузки с последующей доставкой. За это он взимает фрахт (дополнительную плату).

Custody B/L (береговой акт)

Документ, который выдают в подтверждение приема объектов на берегу (обычно на складе перевозчика), именуется береговым коносаментом. При размещении груза, в отношении которого он был выдан, в нем делается соответствующая пометка о том, что товары приняты, указывается дата и делаются иные существенные записи. В некоторых случаях береговой коносамент заменяется бортовым.

Домашний коносамент

Этот документ составляется для предотвращения различных проблем, связанных с транспортировкой груза. Он используется также, если:

  1. Необходимо скрыть путь следования и реального клиента.
  2. Отправитель или агент предоставляет дополнительные услуги, которые не предусматриваются в сфере морских перевозок.
  3. Фрахт был приобретен у транспортировщика, не имеющего своих судов, но состоящего в NVOCC, и этой компании нужно скрыть пусть передвижения и фактического клиента по конкретному грузу.
  4. Документ необходим до осуществления погрузки товара на борт. К примеру, такая ситуация возникает, если отправитель использует кредитную схему в работе.

Важный момент

Как выше было сказано, в коносаменте должны присутствовать определенные реквизиты. При их отсутствии документ не будет считаться товарораспорядительным. Коносамент перестает в таком случае выступать как ценная бумага. Выписка документа осуществляется в нескольких экземплярах. Один из них предоставляется отправителю. При выдаче груза по одному из экземпляров все остальные теряют юридическую силу.

Статус получателя

В зависимости от того, как определен этот субъект, коносамент может быть:

  1. Ордерным.
  2. Именным.
  3. На предъявителя.

Первый выдается тогда, когда конкретное лицо обладает правом распоряжаться, кому именно выдать груз. Такая возможность закрепляется словами to order («по приказу») в строке Consignee. Если это лицо не указано, то коносамент будет считаться «по приказу отправителя». Именной документ содержит в графе Consignee сведения о получателе. В строке указывается наименование конкретного субъекта. Коносамент на предъявителя не содержит никаких определенных данных относительно лица, имеющего право получить груз. В связи с этим в порту назначения объекты должны быть выданы любому субъекту, предъявившему документ. Коносамент на предъявителя используется достаточно редко, поскольку любой его держатель выступает в качестве законного получателя.

Дополнительно

Коносамент обслуживает товарооборот во время перевозки. Поэтому его могут передавать заинтересованные участники отношений без каких-либо ограничений. По этому признаку все коносаменты считаются оборотными. Отличие между ними состоит в способе, которым осуществляется его предоставление одним лицом другому. При составлении документа определяется, кроме прочего, его цена. Она устанавливается в соответствии со стоимостью груза, подлежащего перевозке, и объемом расходов на его транспортировку.

businessman.ru

виды, типы и разновидности документа

Коносамент — это документ международного образца, который выдается грузовладельцу перевозчиком товара. Все права на груз могут быть реализованы только при физическом наличии документа в оригинале. Нотариально заверенные копии, факсимильные документы и прочие копии не являются действительными.

Коносаментные перевозки регулируются Гаагскими правилами, Правилами Гаага-Висби, Гамбургскими правилами. Участниками процесса являются около 40 стран.

‘,’

Содержание статьи

Для чего нужен коносамент?

Коносамент применяется в судоходстве как подтверждающий документ о принятии груза для транспортировки морским или речным способом.

Документ подписывает владелец судоходной компании либо лично капитан корабля, на борт которого поступает груз. Его может оформить агент. При оформлении документа агентом в коносаменте прописывается, от чьего имени действует агент и на каком основании. Также в нём обязательно присутствует отметка о самом грузе, проставляется дата его сдачи перевозчику для транспортировки.

Функции коносамента довольно широки. Он служит:

  1. Распиской, которая подтверждает факт принятия груза для перевозки;
  2. Основанием для выдачи товара в порту при получении;
  3. Официальным договором транспортировки морем.

Коносамент составляют в трёх экземплярах, каждый из них равноправен и считается оригиналом. На каждом экземпляре проставляют соответствующий штамп.

Судоходная компания на период транспортировки груза полностью отвечает за его надлежащее состояние и комплектацию.

Перевозчик не отвечает за груз при опасности моря.

Для выдачи груза необходим только один экземпляр, при этом остальные два становятся недействительными. С момента передачи товара перевозчик не отвечает за его качество и сохранность.

Если отправитель не имеет в наличии собственного оригинала коносамента, то при возникновении каких-либо сложных ситуаций во время транспортировки, он не может забрать товар либо оспорить проблемы по собственному грузу.

Коносамент — это ценная бумага, которая составляется транспортно-экспедиторской компанией, отправляющей груз для последующей транспортировки водным транспортом.

Перевозчик обязан проверить товар на наличие повреждений и дефектов. Если недостатки имеются, они описываются в соответствующей графе каждого экземпляра документа. Такой перевозочный документ называют коносаментом с оговорками. Если замечания отсутствуют, документ остается чистым.

В документе может иметься одна из пометок «Товар отгружен» или «Товар принят к отгрузке». Разница между пометками состоит в том, что первая означает: груз находится на судне, вторая — он может находиться в порту в ожидании погрузки на судно. Этот факт имеет значение при оплате доставки получателем.

Получатель обязан осмотреть доставленный товар на наличие повреждений во время перевозки.
Если товар получателем не осмотрен, с судовладельца снимается ответственность, претензии по грузу не принимаются. Если в товаре при получении обнаружен брак, претензии принимаются с учетом оговорок.

Правила заполнения коносамента

Корректное заполнение коносамента очень важно. Ошибки, допущенные при заполнении документа, чреваты затягиванием процесса оформления груза.

Реквизиты коносамента, которые должен предоставить грузоотправитель:

  • Название корабля в случае, когда груз принят к транспортировке на конкретном плавающем средстве;
  • Юридическое название перевозчика;
  • Наименование места оформления груза с передачей на погрузку или непосредственно погрузки товара на корабль;
  • Юридическое название грузоотправителя;
  • Место прибытия груза, а в чартерном рейсе — место прибытия либо направление судна;
  • Наименование получающего лица (ФИО) для именного документа или иметь указание, что коносамент выдан определённому приказу на конкретное лицо;
  • Название товара, проставленную на нем маркировку, с указанием количества, веса и объёма товара либо упаковки, а в некоторых случаях дополнительно описывается внешний вид и состояние, а также пометки особых важных характеристик и параметров груза;
  • Договор фрахта и его оплата, прочие необходимые платежи, которые предназначены для вознаграждения перевозчика, либо иметь пометки, что фрахт оплачивается по условиям чартерного рейса, согласно прописанным в нем положениям или по сопроводительному документу, либо иметь пометку, что транспортировка полностью оплачена;
  • Время и место выдачи коносамента;
  • Количество подписанных оригиналов коносамента;
  • Подпись капитана судна или судовладельца, допускается подпись представителя перевозочной организации.

Коносамент оформляется как стандартный печатный документ либо фирменный бланк перевозчика, который заполняется печатным способом. Это товаросопроводительный документ, имеющий юридическую силу.

Сопроводительный экземпляр считается главным.

От главного (сопроводительного) остальные экземпляры отличаются по цвету и считаются копиями. На каждом из них для идентификации может проставляться порядковый номер.

Виды коносаментов

  • Straight bill of lading — именной коносамент выдается на конкретного получателя. В документе прописывается наименование и адрес.
    Коносамент передают другому человеку только при наличии передаточных надписей, которые оформляются по правилам подобных долговых обязательств.
    Груз получает либо держатель перевозочного документа по его предъявлению, либо человек, который указан в передаточной надписи.
  • To-order bill of lading — ордерный коносамент. Бланк содержит пометки вида «приказу отправителя» либо «приказу получателя».
    Если в нём отсутствует пометка «приказу получателя», то такому документу автоматически будет присвоен статус «приказу отправителя». Такого рода пометки предполагают, что груз может передаваться третьему лицу согласно проставленной передаточной надписи.
    Если надписей несколько, товар выдаётся согласно последней пометке (индоссаменту).
    В случае отсутствия подобных надписей, груз получает лицо, отправившее товар, либо только получающее его на основании того, что прописано в статусе документа.
  • Bearer bill of lading — документ на предъявителя. Согласно этому виду коносамента груз выдаётся держателю бланка посредством простого вручения.
  • Домашний коносамент — документ, который оформляется с целью оградить отправителя груза от различных проблем, связанных с транспортировкой.
    Данный тип документа заключается также в таких случаях:
    • нужно скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • агент или отправитель оказывает дополнительные услуги, не предусмотренные морскими перевозками;
    • фрахт приобретён у перевозчика, не имеющего собственных судов, но являющегося членом NVOCC, и этой фирме необходимо скрыть маршрут передвижения и реального клиента по данному грузу;
    • если коносамент нужен до погрузки товара на борт, например, если грузоотправитель работает по кредитной схеме.

При заключении внешнеторгового контракта ваш контрагент может предложить условия поставки FCA ИНКОТЕРМС 2010. Ваша «святая» обязанность — знать базис поставки по этому термину.
Вы можете узнать условия DAP ИНКОТЕРМС 2010 вот тут, чтобы свободно ориентироваться в обязательствах и ответственности, возложенной на контрагентов.

Типы коносаментов

  • S. S. Co’s bill of lading — линейный (рейсовый) пароходный коносамент предназначается для прямых перевозок, содержит все действующие условия договора транспортировки, которые прописаны в самом документе.
    Подтверждает, что груз принят на борт, а также позволяет осуществлять различные операции с ним без фактической передачи груза другой стороне.
  • Charter B/L — чартерный (фрахтовый) коносамент. В нем прописаны условия чартера.
    Это не юридический договор транспортировки морем, а только расписка о приёме груза для доставки получателю.
    Все операции с грузом оформляются в бланке данного коносамента без фактической передачи груза лицам, которые приобрели его при транспортировке.
  • Through bill of lading — сквозной коносамент. Бланк оформляется в случаях, когда перевозка морем — это промежуточный этап общей перевозки. Такой документ обычно оформляют при транспортировке двумя и более плавающими средствами.
    Лицо, отправляющее груз, оформляет данный вид коносамента, подписывая его только с перевозчиком. Далее перевозчик организует перегрузки с последующими транспортировками, дополнительно взимая за услугу фрахт.
    Товар называют доставленным только после вручения его последним перевозчиком получателю груза на основании данного вида коносамента. Чаще всего такие коносаменты дополнительно страхуются полисом.
  • Custody B/L — береговой коносамент, выдаётся в качестве расписки о приёме на суше груза от отправителя на склад транспортной компании.
    При погрузке на борт корабля товара, для которого оформлен такой вид коносамента, в документе отмечается факт погрузки товара на плавающее средство с указанием даты и прочих отметок. Такой коносамент может быть заменён бортовым коносаментом.
  • On board B/L — бортовой коносамент. Его выдают только по окончанию погрузки товара на борт судна взамен берегового документа.
Важно учитывать, что капитан или агент имеют право отказаться от подписания документа, если в нём неправильно указан:
  • порт погрузки,
  • дата окончания погрузки,
  • дата выпуска коносамента.

Разновидности коносаментов

  • Clean Bill of Lading — чистый коносамент. В таком документе отсутствуют пометки (оговорки) о ненадлежащем состоянии груза, наличии дефектов.
    Эта разновидность коносамента является свидетельством того, что полученный груз отвечает регламентированному внешнему виду с надлежащим состоянием. Чаще всего он выдаётся взамен на гарантийное письмо грузоотправителя.
  • Foul Bill of Lading либо Claused Bill of Lading — «нечистый» документ. В нем фиксируются пометки о некачественной упаковке, ненадлежащем состоянии груза.
    Если в процессе транспортировки товар понёс дальнейшие повреждения в связи с вышеперечисленными отметками, данный факт можно доказать, с перевозчика снимается ответственность за сохранность груза в изначальном качестве.
    Вместо коносамента может использоваться морская накладная.
    Она так же, как и коносамент, подтверждает сохранность перевозки, но при этом не даёт право выполнения операций с товаром, например, покупки или продажи, в процессе транспортировки.
  • Negotiable bill — оборотный коносамент. В этом документе фиксируется доставка товара с пометкой: по приказу указанных в документе лиц либо по распоряжению, которое оформляется по всем правилам внешней торговли.
    Коносамент подразумевает выдачу товара в месте доставки указанным в нём лицам.
  • Bills in a set— накладные в комплекте. Данный вид документа подразумевает вручение груза по любому из оригиналов в комплекте.
    В этом случае на каждом экземпляре проставляется своя серия, которая свидетельствует, что доставленный груз не был выдан по другим документам.

Груз может оформляться посредством заключения письменного договора — Common Law (общего права). Документ выдается владельцем судна. Он является доказательством того, что груз получен надлежащего качества, и подтверждает сохранность перевозки в пункт назначения в полной исправности и комплектации.

Перевозчик не отвечает за хранение и качество товара по договору только в случаях, когда возникают опасности моря. Товар вручается лицу, которое указано в накладной к данному грузу.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Бесплатная консультация по телефону:

Москва и Московская область: +7 (499) 703-48-81 (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область: +7 (812) 309-93-24

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

vedinform.com

Коносамент

Коносамент – это специфический юридический документ, который транспортировщик определенного груза выдает владельцу товара после его доставки. Значение этого документа состоит в том, что он подтверждает право собственности на товар.

 

Функции этого документа:

 

  • транспортировщик, который берет на себя ответственность перевозки груза, дает расписку о том, что перевезет груз в исходном (надлежащем) состоянии;
  • коносамент так же выполняет функцию товарной накладной;
  • подтверждает, что состоялся факт договоренности о грузоперевозке;
  • функция распоряжения товаром, который перевозится.

 

Так же коносамент перевозчика может исполнять кредитную функцию, то есть он обеспечивает кредит под отгруженный перевезенный груз.

 

Юридические аспекты коносамента

 

Изначально документом – коносаментом пользовались только перевозчики грузов по морским или речным путям, но со временем это понятие распространилось и на континент. Теперь же такое понятие как договор коносамента широко используется в сфере оказания услуг грузоперевозок любым видом транспорта, что спровоцировало появление нового термина – сквозной коносамент.

 

К оформлению коносамента имеется ряд требований, в соответствии с которыми этот документ должен быть оформлен юридически грамотно и правильно. Данные требования изложены в документе, который называется «Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации». Так же существует перечень законодательных актов, которые регулируют социальные отношения в торговой сфере относительно грузоперевозок. Например, на данный момент морские грузоперевозки регламентируются специальным законом, регулирующим все аспекты перевозок грузов морскими путями. Еще есть специальные морские конвенции, и регулирующие морские транспортировки, которые осуществляются между разными странами. Одна из таких конвенций была создана в 1924 году — она унифицировала правила коносамента, тем самым, предварительно разрешив целый ряд вопросов, касающихся данной тематики.

Виды коносамента

 

  1. 1) Ордерный. Этот вид коносамента является по сути классическим и предусматривает следующие правила правовых отношений: получатель груза имеет право передать владение грузом другому лицу. Передаточная надпись, которая свидетельствует о том, что такое право было осуществлено, называется индоссаментом. Индоссамент может осуществляться несколько раз; число фактов индоссамента законодательством не ограничивается.

     

    2) Коносамент, который свидетельствует о том, что груз уже принят на борт судна и находится под охраной данного документа.

     

    3) Коносамент, не имеющий оговорок, дополнений, дополнительных пометок и условий. Это говорит о том, что документ является чистым и товар не имеет дефектных характеристик.

     

    4) Документ с оговорками. Свидетельствует о том, что перевозимый груз имеет дефекты, обнаруженные уже после того, как груз был передан на борт судна. Если капитан судна обнаруживает видимые дефекты самого груза или его упаковки, то он, таким образом, может снять с себя ответственность за то, что доставляет товар не того качества, которое указано в ордере передачи. Банки принимают такие коносаменты лишь в том случае, если в документе четко указано, какие дефекты были обнаружены, то есть, указана точная причина внесения дополнений в чистый коносамент.

     

    5) Оборотный. Этот документ имеет свойство переходить в собственность от одного владельца к другому.

     

    6) Именной (необоротный) документ. В таком коносаменте есть четкое указание на фамилию и имя лица, которое обязано получить соответственный груз.

     

    7) Документ на предъявителя. Такой документ передается методом простого вручения. Надо сказать, что данный вид коносамента используется довольно редко.

     

    8) Коносамент линейный (транспортный коносамент). В таком документе указываются все имеющиеся условия по договору транспортировки груза, а так же указывается третья сторона, которая имеет право получить сведения относительно условий договора, непосредственно изучив его.

     

    9) Чартерный коносамент, который еще называют фрахтовым.

     

    10) Сквозной. Заключается, когда поставщикам и получателям гораздо легче организовать транспортировку сухопутными или воздушными путями, нежели задействовать морские транспортировочные ресурсы. Это может быть выгодно из ряда причин. К тому же, договор морской перевозки часто приходится заключать с несколькими посредниками, тогда как при сквозном коносаменте организовать транспортировку можно с привлечением минимума транспортных ресурсов. Это получается гораздо быстрее и дешевле. В качестве посредника выступает только один транспортировщик, с которым подписывается договор перевозки. Этот транспортировщик берет на себя ответственность по перевозке и отгрузке определенного груза, а во время перевозки отвечает за его сохранность и хорошее состояние, получая за это фрахт – дополнительную оплату труда.

Реквизиты, которые должен иметь коносамент

 

Как и любой другой документ, коносамент необходимо оформлять в соответствии с требованиями государственных стандартов оформления юридической документации. Оформление коносаментов регулируется правилами российского Кодекса торгового мореплавства.

 

  • Во–первых, если это морской коносамент, то в данном документе необходимо указать название судна, совершающего транспортировку груза или же нескольких суден, которые в перспективе возьмут на себя ответственность перевозки.
  • Во–вторых, обязательно указываются данные про отправителя товара и его транспортировщика.
  • Так же в обязательном порядке указывается место составления договора (точнее — место исходной отправки груза и объект, где он должен быть отгружен и передан получателю).
  • Указывается маршрут судна (суден), которые перевозят груз.
  • Наименование физического или юридического лица, получающего груз.
  • Если документ выдан на предъявителя, то необходимо указать данные этого представителя в целях безопасности передачи товара.
  • Так же необходимо указать непосредственно название и характеристики груза, который перевозится. Важно точно охарактеризовать его физические параметры: сколько он весит, и какой имеет объем, дать ценовую оценку и провести анализ физического состояния, зафиксировать количество/объем товара.
  • Указать все подлежащие для выплаты транспортировщику виды оплаты (фрахт).
  • Зафиксировать где именно и конкретно когда был выдан данный документ, а так же количество его экземпляров.
  • Важным реквизитом является и подпись перевозчика, которым может быть капитан судна или же его представитель, а так же другие особы, если речь идет о сквозном коносаменте.

 

Специфические особенности коносамента

 

Часто бывает так, что человек, который должен получить груз, не всегда проинформирован об условиях транспортировки, потому в документе необходимо прописать порядок действия всех сторон в случае непредвиденного обстоятельства, которое может негативно отобразится на качестве товара или сроках его доставки (непредвиденные погодные условия, аварийные ситуации). В таких случаях оговариваются условия ограничения ответственности перевозчика.- это делается в целях его безопасности и страховки в случае наступления независящих от него последствий.

 

Коносамент – это общий документ, который, в зависимости от того, о каком грузе и перевозчиках идет речь, имеет четко уставленные формы. Такие унифицированные формы способствуют порядку в правовой документации и разрешают некоторые проблемы, которые могут возникнуть в перспективе при перевозке грузов.

utmagazine.ru

Виды Коносаментов, Bill of lading, B/L

Главная Полезная информация Виды Коносаментов

   Коносамент (англ. Bill of lading, B/L, BOL) 
Это основной товаросопроводительный документ, служит доказательством договора между судоходной компанией и грузоотправителем, что транспортная компания берет на себя право перевезти груз от имени грузоотправителя до указанного пункта назначения.
Используется непосредственно для морских перевозок.

   Основная функция коносамента — право собственности на груз с указанными полномочиями и ответственностью сторон. Коносамент печатается на специальном бланке судоходных линий, число экземпляров коносамента может быть разное, обычно три экземпляра. На всех трех экземплярах заполняется одинаковая информация и ставиться одна дата, оригиналы выдаются на транспортную компанию, осуществляющую перевозки, на грузовладельца, а также грузополучателя. На всех оригиналах ставиться пометка «Original», все экземпляры имеют одинаковую юридическую силу.

   Кем выдаётся?
Коносамент выдаётся транспортными компаниями грузоотправителю в подтверждение того, что груз принят на борт судна, в дальнейшем, по прибытию груза в порт назначения, коносамент должен быть предъявлен получателем для получения груза.
Кроме подтверждения прав собственности на груз, у коносамента существуют и другие функции:
а) Коносамент является подтверждающим документом для перевозчика, что он принял товар согласно количеству мест, объему и наименованию по указанному количеству и наименованию грузовладельца;
б) так же К. является документом, передающим право на владение груза;
в) служит своего рода договором о перевозках.
Важно, чтобы в договоре о перевозке с транспортной компанией информация о том, на каких условиях осуществляется перевозка, соответствовала информации, указанной в коносаменте.
При выдачи оригиналов коносамента грузополучатель должен предъявить эго в порту, всё остальные экземпляры автоматически теряют силу. В случае с электронным коносаментом если все условия со стороны клиента и завода выполнены, то транспортная компания должна сделать телекс-релиз, подтверждающий разрешение на получение груза

   Коносамент необходим не только для грузополучателя, а так же нужен для перевозчиков, отправляющих Ваш груз в порту. Если вы работаете на условиях ФОБ, то агент сделает открепление груза только после того, как производители оплатят внутренние расходы судоходной линии. К ним относятся букирование судна, падача контейнера, погрузка, оформление документов, расходы на затаможку, составление упаковочного листа и т.д.
На сегодняшний день электронные коносаменты стали наиболее популярными, преимуществами электронного коносамента являются скорость, гибкость и безопасность, кроме того можно менять право собственности на груз, либо внести изменения в коносамент пока он в пути, иными словами, переделать на новый.


Существуют разные виды коносаментов: именной, ордерный сквозной и на предъявителя. 

   Именной коносамент (straight bill of lading) — выписывается на определенного получателя или компанию, в нем указывается информация о том, что товар должен быть доставлен определенному получателю, с указанием его наименования и адреса. Такой коносамент также называют необоротным.
   Ордерный коносамент (to-order bill of lading)- классический коносамент, широко используется в международной торговле. Подразумевает, что грузоотправитель в праве передать свои права третьим лицам, поставив свою подпись – индоссамента, кол-во индоссаментов может быть неограниченное.
   Сквозной коносамент (through bill of lading) — означает, что перевозка осуществляется двумя и более судоходными линиями, либо морская перевозка составляет лишь часть от общей перевозки. Удобен для грузоотправителя для того, чтобы не заключать договоры с несколькими перевозчиками, перевозчик берет на себя всю организацию перегрузок с последующими перевозками.
   Коносамент на предъявителя (bearer bill of lading) — выдается в том случае, если продукт передается любому лицу простым вручением, в практике используется крайне редко.

Информация указываемая в коносаменте:
1. Информация о грузе, кол-во мест, вес, объем груза, а также описание и характеристики груза;
2. Кто является перевозчиком, местонахождение основного бизнеса;
3. Название судна;
4. Информация о грузоотправителе;
5. Информация о грузополучателе;
6. Порт погрузки — выгрузки товара;
7. Информация о том, на каких условиях осуществляется перевозка; 
8. Дата выдачи коносамента, место и количество копий;
9. Информация об оплате фрахта; 
10. Вид коносамента.

 

 

cplcl.com

Что такое коносамент: понятие сущность и функции

По своей сути коносамент представляет собой разновидность товарораспорядительной ценной бумаги (наряду, например, со складской квитанцией или двойным складским удостоверением), благодаря чему он, собственно, и попал в поле нашего зрения.

Коносамент характеризуется сложной юридической природой и на практике выполняет несколько функций, каждой из которой мы сегодня уделим немного внимания.

Основной задачей настоящей публикации является предоставление лаконичных по объему и одновременно емких по содержанию сведений касательно того, что такое коносамент и какова сущность этого правового института.

Что такое коносамент?

Согласно мировой торговой практике, коносамент – это специальный документ, предоставляемый грузоотправителю перевозчиком в качестве подтверждения факта принятия к (как правило, морской) перевозке груза с целью последующей его передачи в месте назначения грузополучателю.

Правовое регулирование обращения коносаментов обеспечивается национальными кодексами торгового мореплавания, международными торговыми соглашениями и обычаями.

Отправитель груза вправе потребовать составления и выдачи ему нескольких экземпляров коносамента, каждый из которых обладает равной юридической силой, с обязательным отражением в каждом экземпляре числа составленных оригиналов коносамента.

Как только груз оказывается выданным грузополучателю на основании одного из оригиналов коносамента, все прочие экземпляры прекращают свое действие.

Важная деталь: права в отношении товара принадлежать ТОЛЬКО владельцу коносамента.

Если истинный владелец товара не сможет предъявить грузоперевозчику коносамент, в выдаче товара ему будет отказано.

Сущность коносамента

Главное назначение коносамента состоит в предоставлении собственнику товаров или груза возможности скорейшего их сбыта в условиях, когда сами товары фактически выбывают из его владения по причине передачи их на руки перевозчику…

Некий товар может пребывать в море на пути, к примеру, из Лос-Анджелеса в Гонконг.

Еще до прибытия товара в порт назначения осуществляется пересылка авиапочтой или другим способом коносамента покупателю, благодаря чему происходит переход к нему права собственности на товар от продавца.

С этого момента коносамент может быть предметом залога в Гонконгском банке либо очередной сделки купли-продажи где-нибудь в Каире…

Исторически коносамент возник примерно в XVI веке, как результат торговых обычаев, широко представленных в международной торговле.

В печатных источниках, относящихся ко второй половине XVII века, содержатся рекомендации о необходимости составления коносаментов в нескольких экземплярах с переводом на несколько языков.

В качестве титульного документа (фактически – ценной бумаги) коносаменты впервые были признаны английскими судами в конце XVIII века.

Функции и содержание коносамента

Содержание коносамента наиболее полно проявляется сквозь призму его функций, коих можно насчитать порядка трех.

Во-первых, как мы упоминали выше, коносамент относится к числу товарораспорядительных документов.

Распоряжение товарами происходит в форме учинения передаточной надписи на коносаменте и его предъявлении уполномоченным лицам.

Обладание коносаментом равносильно в юридическом плане обладанию самим товаром.

Во-вторых, коносамент выполняет функцию официальной квитанции перевозчика, удостоверяющей факт нахождения груза на судне под условием его транспортировки в порт назначения.

Наконец, в-третьих, коносамент выполняет функцию дубликата гражданско-правового соглашения, заключаемого между продавцом и покупателем до составления коносамента.

При этом в содержательном плане происходит дублирование условий соответствующего контракта (договора) в тексте коносамента.

Форма коносамента

На протяжении многих столетий практикуется типографский способ изготовления бланков коносаментов.

Отдельные позиции на таких бланках заполняются либо с помощью печатной техники, либо – «по старинке» — вручную.

Оборотная сторона коносамента содержит условия типового договора морской перевозки.

На лицевой стороне – особенно, когда речь идет о фирменных бланках крупных компаний-судовладельцев – размещается логотип и контактная информация о перевозчике.

В количественном отношении изготавливаются не менее трех экземпляров коносамента, идентичных по содержанию.

Правовой статус каждого экземпляра может быть двояким.

С одной стороны, допускается признание за каждым экземпляром силы оригинала (в таком случае на каждом экземпляре проставляется прямо указывающий на этот статус штамп).

С другой стороны, силой товарораспорядительного документа может быть признан только один экземпляр – ПЕРВЫЙ.

Все прочие экземпляры помечаются штампом «Копия» и нумеруются в произвольной форме.

Иногда практикуется изготовление копий коносаментов на бланках, отличающихся по цвету от оригинала.

sprintinvest.ru

правила заполнения, виды и функции

Сегодня многие люди задействованы в сфере морской транспортировки грузов. Если человек обратился в транспортную компанию, которая занимается морскими перевозками, и передал ей свой груз, то транспортная компания обязана выдать владельцу специальный документ — коносамент. Что собой представляет коносамент? Какие бывают разновидности этого документа? И как правильно заполнить эту ценную бумагу? Ниже мы рассмотрим эти вопросы.

Содержание статьи

Что такое коносамент?

Коносамент — это ценная бумага, которая выдаётся перевозчиком владельцу груза. Эта бумага подтверждает право собственности на отгруженный товар. Коносамент используется в морской и речной транспортировке, а также когда используются мультимодальные международные перевозки (когда доставка осуществляется несколькими видами транспорта). Фактически данная бумага является обязательством, согласно которому перевозчик обязывается доставить все товары в соответствии с договором о транспортировке.

Оформление и содержание коносамента регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, а также некоторыми международными соглашениями и конвенциями.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

 

Функции ценной бумаги

Коносамент выполняет множество функций:

  1. Предоставление права на транспортировку и получение товара. Фактически этот документ заменяет собой груз на время транспортировки. После доставки владелец передаёт транспортировщику эту ценную бумагу, а грузоперевозчик передаёт товары законному владельцу.
    Также следует помнить, что в большинстве случаев коносамент является оборотным документом — его можно передать и продать другому человеку, а транспортировщик обязан выдать груз фактическому держателю этой бумаги.
  2. Подтверждение факта заключения договора транспортировки. Перед передачей товаров между владельцем и транспортной компанией заключается договор транспортировки. Коносамент в таком случае подтверждает факт, что груз был передан компании, которая обязалась доставить его согласно договору транспортировки.
  3. Подтверждение основной информации о товаре. В этом документе также содержится базовая информация обо всех товарах, которые будут перевозиться транспортной компанией. Например, может содержаться информация о качестве упаковки. Если же получатель обнаружит, что упаковка была повреждена, то получатель имеет право на получение справедливой компенсации (в случае отказа человек может для защиты своих прав предъявить эту бумагу в суде).
  4. Использование в качестве сопроводительного документа, где содержится вся базовая информация о грузе и участниках сделки (информация о владельце, перевозчике и получателе, данные о транспорте, информация о товарах и так далее). Если окажется, что поставщик нарушил какие-либо условия поставки, то владелец или получатель груза может обратиться с данной ценной бумагой в судебные органы для защиты своих прав.

Виды: на предъявителя и именной, бортовой и сквозной, линейный и ордерный, чистый и домашний

Различают большое количество разновидностей коносамента.

Общее деление такое:

  • Оборотный тип. Свидетельствует о том, что транспортная компания осуществляет доставку, а владелец коносамента может получить товар в случае предъявления. Такой документ можно передать, продать, заложить в банк и так далее (то есть его можно передать в руки третьих лиц).
  • Необоротный тип. Также свидетельствует о том, что владелец этой бумаги является собственником груза, когда сам груз может ещё находится в пути. Документ нельзя передать в руки третьих лиц (то есть его нельзя продать, передать, заложить в банк и так далее).

Коносамент используется в морской и речной транспортировке.

В зависимости от фактического получателя различают такие разновидности этой бумаги:

  • Именной коносамент. Выписывается, если получателем является конкретное юридическое или физическое лицо, на имя которого оформлялась эта ценная бумага.
  • Коносамент на предъявителя. Оформляется в том случае, если товары будут передаваться человеку в порту, который предъявит эту ценную бумагу.
  • Ордерный коносамент. Оформляется в том случае, если отправитель или получатель хотят определить третье лицо, которому будут выданы эти товары в случае предъявления этого документа.

В зависимости от схемы перевозки:

  • Сквозной коносамент. Оформляется в случае мультимодальной перевозки (то есть транспортировка морем является лишь одним этапом маршрута, а сами товары в дальнейшем будут перевозиться при помощи других видов транспорта).
  • Прямой тип. Оформляется в случае прямой доставки из одного порта в другой.

В зависимости от наличия специальных пояснений относительно состояния груза и его упаковки:
  • Чистый коносамент. Оформляется в тех случаях, когда груз и упаковка к нему не повреждены, а качественное и количественное состояние товаров соответствует описанию.
  • Коносамент, который нельзя отнести к категории «чистых». Оформляется в следующих случаях — повреждение товаров, нарушение целостности упаковки, фактическое несоответствие товаров описанию и так далее.
    Обычно информация о наличии тех или иных повреждений указывается на оборотной стороне этой ценной бумаги.

В зависимости от текущего местоположения товаров:

  • Бортовой коносамент. Выписывается, если груз уже погружен на морское судно для транспортировки.
  • Коносамент на погрузку. Оформляется, когда груз был уже передан компании, но его ещё не погрузили на морское судно для транспортировки.

В зависимости от типа перевозки:

  • Линейный коносамент. Выдаётся, если морское судно, которое будет транспортировать груз, будет идти согласно предварительно составленному расписанию (при этом судно может останавливаться только в тех портах, которые были заранее оговорены). Если транспортировщик пользуется сторонними экспедиторскими услугами, то в дополнение к линейному может выписываться также и домашний коносамент.
  • Фрахтовый тип. Оформляется в случае нерегулярных перевозок, когда транспортировщик может арендовать другие морские суда для доставки. Что такое договор фрахта подробнее тут.

Правила заполнения

Коносамент заполняется на специальном фирменном бланке при помощи пишущей машинки. Также бумагу можно заполнить на компьютере и распечатать на принтере. Правильно заполненный документ имеет юридическую силу. Обычно его заполняют в 3 экземплярах (по одному экземпляру для владельца, получателя и перевозчика).

В случае предъявления соответствующего коносамента поставщик передаёт предъявителю груз. После его передачи все остальные экземпляры теряют силу.

Этот документ должен обязательно содержать следующие сведения о грузе, владельце и транспортной компании, которая будет выполнять транспортировку груза морем:

  • Название корабля (не указывается, если не была осуществлена погрузка на борт).
  • Место приёма (страна, город, улица и так далее).
  • Место, куда должен быть доставлены товары (страна, город, улица и т. д.).
  • Название компании, которая занимается перевозкой груза.
  • Полное имя отправителя и его юридический статус.
  • Полное название лица, которое будет получать груз (помните, что это может быть как юридическое, так и физическое лицо).
  • Краткая информация о грузе — название, количество и тип товаров, информация об упаковке, информация об особых свойствах товаров и т. д.
  • Договор фрахта и/или любые другие документы об оплате транспортных и смежных услуг.
  • Точное время и место выдачи.
  • Количество оформленных экземпляров, а также информация о том, кому будут вручены эти экземпляры.
  • Подпись компании или подпись капитана корабля.
  • Некоторая дополнительная информация (в зависимости от типа документа, разновидности транспортировки, наличия особых правил перевозки).

Подведём итоги. Коносамент — это специальный документ, который выписывается перевозчиком фактическому владельцу груза при осуществлении морской транспортировки. Бумага служит доказательством того факта, что отправитель передал товары транспортной компании, а компания обязывается отправить этот груз получателю. Существует несколько разновидностей коносамента (ордерный, сквозной, домашний, чистый, линейный, бортовой и другие). Этот документ выполняет множество функций — подтверждение факта передачи товаров, подтверждение факта заключение договора транспортировки и так далее. При заполнении следует придерживаться определённых правил и рекомендаций, чтобы избежать штрафных санкций.

Какие существуют типы контейнеров для морских перевозок читайте в нашей статье здесь.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Транспортные документы.

Бесплатная консультация по телефону:

+7 (499) 350-97-43 (звонок бесплатен)

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

Наш специалист бесплатно Вас проконсультирует.

ved.center

Коносамент – что это такое простыми словами

Понятным языком о коносаменте

Достаточно важную роль в логистике играют складская и перевозочная деятельность. Складская работа заключается в точной и своевременной раскладке товара на складах и магазинных полках. А вот перевозочная деятельность осуществляет доставку продукции из одной точки в другую за необходимый срок.

Именно эти разновидности работы являются ключевыми, так как они обеспечивают бесперебойную поставку продукции в магазинные сети.

Главная задача автоперевозчика – доставить готовый товар либо материал к грузополучателю. Однако поставщик должен обезопасить себя в материальном плане, оценить состояние и стоимость отданного им груза. Именно для этих целей собственник товара передает коносамент.

Документ являет собой подтверждение о передаче прав на собственность товара другому пользователю. Составляется бумага только после заключения договора о перевозки. Коносамент удостоверяет право владельца транспорта на перевозку товара.

В коносаменте четко указывается состояние товара, количество его единиц, вес и т.д. в интересах перевозчика самостоятельно убедится в точности указанных данных. Ведь в случае передачи продукции в поврежденном виде перевозчику придется возместить ущерб. Компенсация возмещается при чистом коносаменте. Та же ситуация с недостающим товаром.

Указанный документ может быть как продажей пользования товаром, так и его кредитованием. В классическом варианте, когда груз доходит до получателя в полной мере, он проверяется. Если состояние продукции полностью соответствует оговоренному и заключенному договору, на банковский счет поставщика переводится необходимая сумма средств.

Что отображается в коносаменте?

В первую очередь четко информируется кому и от кого доставляется груз. Строго прописываются инициалы, географические данные касаемо места получения и сдачи груза.

Нельзя пренебрегать особенными отметками касаемо состояния продукции. Этот нюанс детально прописывается: указывают число отгружаемых мест, время прибытия на точку, вес, тариф и цены на продукт.

Отправитель также должен кратко указать способ применения или инструкцию на поставляемый товар. Указываются также пометки вроде направления банковского счета получателя для оплаты проверенного товара и причины при совершении отмены.

В любом из случаев проплачиваются услуги грузоперевозчика. Форма документа утверждена Кодексом российского торгового мореплаванья, ведь изначально документ использовался исключительно во время морской перевозки. Чтобы подтверждать состояние и количество продукции при автотранспортной перевозке, использование коносамента расширили. Такого рода документ называют сквозным.

Если перевоз груза осуществляется между странами, в коносаменте должны быть указаны основные нюансы договора перевозки, либо прилагаться ссылка на них. Сам документ дает право грузоперевозчику экспортировать товар через границу.

Главной задачей перевозчика является передача коносамента, договора на перевозку и самого товара, в том виде и количестве, в каком он указан на бумаге.

Помимо указанного, к коносаменту прилагается индоссант. Это надпись поставщика, которая регламентирует передачу прав на собственность. Количество передаваемых индоссатов может быть любым, на усмотрение отправителя. В этом случае поставщик именуется индоссантом, а получатель – индоссатом.

Какими бывают виды коносамента?

Первый и наиболее распространенный – бортовой коносамент. Его подписывает владелец судна, который обязуется доставить товар. Подтверждается он только в тот момент, когда товар успешно погружен на борт судно.

До составления бортового коносамента, оформляют документ, подтверждающий погрузку. Это отдельная разновидность коносамента, подписывается она также хозяином морского транспорта, но до момента погружения груза на судно. Фактически документ удостоверяет получение товара от поставщика.

Часто применяется термин «чистый коносамент». Речевой оборот означает, что товар отдается поставщиком без всякого рода повреждений. Нюанс достаточно существенный при перечислении средств в банке на счет отправителя. По всем правила поставок, коносамент должен являться чистым. Исключение допустимо только в случае первоначальной оговорки.

Если хозяин судна корабля обнаруживает явные нарушения в грузе (незначительные дефекты товара, либо упаковки), он составляет коносамент с оговоркой. Принимается такой товар лишь в том случае если наличие повреждений груза было допущено изначально. В противном случае товар подлежит возврату, а плата не производится.

Коносамент бывает оборотным и необоротным. Первый применяется, когда продукция перенаправляется от одного получателя к другому. Необоротный документ используется, если в нем точно указана информация о конечном и единственном заказчике оптового продукта.

askonline.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *