Конституционные требования к судьям судов рф – Требования к судьям. Закон РФ ″О статусе судей в Российской Федерации″ :: BusinessMan.ru

Содержание

Требования к судьям. Закон РФ ″О статусе судей в Российской Федерации″ :: BusinessMan.ru

Как и в любом другом цивилизованном государстве, в России главенствует закон. Все без исключения граждане, должностные лица, государственные органы и организации обязаны соблюдать внутренние законы и международные договоры, признанные на территории стран. В случае их невыполнения следует наказание, обеспечением которого занимается судебная власть. В Российской Федерации единственными носителями такой власти являются судьи. Они обладают особой независимостью от любого вида власти и подчиняются исключительно закону. Однако судьи России должны соответствовать установленным требованиям.

Законодательная база

Основу законодательства, касающегося судей, составляет Конституция Российской Федерации. Второй по значимости нормативный акт — Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации». Именно эти законодательные акты определяют требования, предъявляемые к судьям, их права и обязанности, полномочия, порядок назначения на должность.

Конституционные требования к судьям РФ

Судебной власти посвящена 7 глава Конституции РФ. 119 статья определяет, что судьями могут стать люди, имеющие гражданство Российской Федерации, достигшие 25-летнего возраста, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее чем пять лет, а также высшее юридическое образование. В этой же статье указано, что федеральными законами могут быть установлены дополнительные требования.

Требования к судьям РФ нельзя назвать необоснованными. Чтобы вершить закон в стране, необходимо быть ее гражданином, иметь определенное образование как подтверждение получения необходимых знаний, особый опыт, как в профессии, так и в жизни.

Противоречивость в требованиях

Безусловно, это лишь обобщённые требования к судьям. Во-первых, понятие «стаж работы по юридической профессии» включает себя не все профессии этой многопрофильной отрасли. Речь идет о работе в прокуратуре, судебных органах, адвокатуре, юридических отделах общественных объединений, государственных органов, коммерческих организаций, научной и преподавательской деятельности, касающейся области права.

Во-вторых, несмотря на то что возраст судьи начинается от 25 лет, на практике судьями становятся гораздо позже. Связано это с тем, что начать юридическую деятельность для получения необходимого стажа и опыта сложно даже на последних курсах института. В возрасте 24-25 лет молодые люди заканчивают вуз, и только после этого начинают трудиться. В итоге судьями они становятся уже после 30-летнего возраста. К тому же, 25 лет — возраст, которому должны соответствовать кандидаты в мировые судьи, для вышестоящих судей установлен иной возраст. Для вышестоящего судьи это 30 лет, для судьи Верховного Суда — 35 лет.

В-третьих, аналогично возрасту, 5 лет в юридической профессии — стаж, относящийся исключительно к мировым судьям. Закон о статусе судей определяет 10-летний стаж, необходимый для того, чтобы стать судьей Верховного Суда.

Помимо основных требований, предъявляемых Конституцией к судьям РФ, предполагают, что лицо не будет признано ограниченно дееспособным или недееспособным вовсе, не будет состоять на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере, а также не будет иметь заболеваний, способных препятствовать осуществлению судебной деятельности. Судья не должен также иметь гражданства иного государства, вида на жительство в другом государстве или постоянное место жительства за пределами России.

Судит достойный гражданин

В лице судьи люди должны видеть достойного члена общества, справедливого, честного. С хорошей репутацией. Именно поэтому в получении статуса судьи отказывают тем, кто совершал порочащие его поступки, был осужден, а значит, не получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Назначение судей не проходит без предварительного сбора информации о кандидатах на этот пост. Во внимание берут все: родителей, близких родственников, характеристики с работы, учебных заведений. Малы шансы стать судьей у тех, кто был уличен в получении и даче взятки.

Экзамен

Квалификационные требования к судьям предусматривают прохождение ими специального экзамена. Начинается все примерно так. Если в суде есть вакантная должность, то председатель сообщает об этом факте в квалификационную коллегию судей. Делает это он в течение десяти дней с момента открытия вакантной должности судьи. Коллегия объявляется открыто, при помощи средств массовой информации о наличии свободной вакансии судьи, а также сообщает место и время приема заявления желающих занять эту должность. Кандидаты обираются на конкурсной основе.

Для того чтобы проверить наличие необходимых умений, знаний и навыков, необходимых для судьи, формируют экзаменационную комиссию, которая проводит специальный экзамен с целью установления этих фактов. Право на сдачу этого экзамена имеет любой обратившийся, соответствующий установленным требованиям. Вместе с заявлением о желании занять должность и пройти экзамен он предоставляет подлинник удостоверения личности и принадлежности к гражданству (паспорт). Помимо этого — анкету, в которой указывает биографические сведения о себе, подлинники документов о наличии необходимого образования, документы, подтверждающие наличие необходимого стажа (к примеру, трудовую книжку), а также справку о прохождении медицинского осмотра, в ходе которого не было выявлено препятствующих судебной деятельности заболеваний.

От квалификационного экзамена освобождаются лица, имеющие ученую степень доктора юридических наук, кандидата юридических наук, и звание «Заслуженного юриста Российской Федерации».

Ограничения

Наряду с наделением гражданина судебной властью, приходит и множество ограничений. Так, судье запрещено избираться депутатом, быть арбитром и третейским судьей. Он не может вступать в любые движения и политические партии, равно как и выказывать свое личное мнение на их счет в публичной форме. Судья должен ко всем относиться одинаково и не отдавать предпочтение никому. Осуществлять предпринимательскую деятельность, занимать должности в любых государственных органах и, в целом, заниматься любой работой, кроме как творческой, научной, литературной и преподавательской, судья не вправе.

Судьям запрещается открывать или вообще иметь вклады и счета в иностранных банках, а также хранить в них, пусть и заработанные честным путем, деньги. Это же касается супругов и детей судей. Все иностранные финансовые инструменты запрещены. Это правило связано с тем, что иначе на судей России может быть оказано влияние из-за рубежа, что способно подорвать всю судебную систему страны.

Под запретом и любые высказывания на публику, касающиеся предмета рассматриваемого им в суде дела. До того как судебное решение вступит в силу, ему запрещено общаться по этому вопросу с журналистами, делать какие-то заявления. Судьи не могут получать за свою работу не предусмотренные законом вознаграждения, то есть ссуды, услуги, оплату отдыха и развлекательных программ, оплату транспортных расходов, любое иное вознаграждение. Это рассматривается как взятие взятки, что карается законом и влечет за собой лишение статуса судьи.

Требования к судьям предусматривают также, что во время осуществления своей судебной деятельности и даже во внеслужебное время человек не может совершать любых действий, способных умалить авторитет всей судебной власти, которую он представляет, в глазах общественности. В противном случае он может лишиться своего статуса.

Требования к судье Конституционного суда

Судьи Конституционного суда разбирают особо важные вопросы, касающиеся главного законодательного акта страны (Конституции РФ), а также международных договоров, споров между органами власти, субъектами. Именно поэтому требования к судьям конституционного суда более строгие, нежели к другим судьям.

Стать таким судьей может гражданин Российской Федерации, достигший 40-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование и общий стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет. При этом его высокая квалификация и знания в области права должны быть признаны специальной судебной комиссий, а репутация быть в прямом смысле безупречной. Срок пребывания на должности конституционного судьи не установлен, по общей практике судьи уходят с этой должности по достижении предельного возраста пребывания — 70 лет.

Справедливость на первом месте

Нравственные требования к судьям законодательно не урегулированы, но при этом им уделяется особое значение. Судьи, как и вся судебная система в целом, должны быть справедливыми. Любой законопослушный член общества, переступая порог суда, надеется, что суд будет стоять исключительно на стороне правды, активно защищая ее всеми возможными способами. Особое значение справедливость приобретает в уголовных разбирательствах, когда дело касается важнейших благ человека, жизни, здоровья, моральных аспектов. В таких делах разбираются не просто проступки, преступления, и поэтому очень важно объективно разобраться в деле.

Обеспечение справедливости идет бок о бок с нравственными качествами судьи и его профессиональными навыками. Чтобы правильно применить закон, его необходимо хорошо знать и трактовать должным образом, чтобы установить с его помощью истину, нужно уметь смотреть вглубь проблемы. В справедливом суде виновные подвергаются заслуженному наказанию, невиновные оправдываются, а те, чьи права были нарушены, остаются удовлетворенными судебным решением.

Особая психология и склад личности

Даже если человек получил высшее юридическое образование, это не означает, что он имеет необходимые качества для того, чтобы быть судьёй. Помимо логики, аналитического склада ума, умения выделять наиболее существенные моменты из общего потока информации, иначе говоря, навыков, присущих всем юристам, он должен быть способен на:

  • Долгосрочную память. Если полагаться исключительно на протокол судебного заседания, вынести справедливое решение не получится. Судья должен помнить все нюансы дела.
  • Концентрацию внимания. Не все дела похожи на захватывающий судебный триллер. Порой приходится весь день подряд слушать сухие показания экспертов, разбирать дела по разделу жилой площади, статусе земли. Требования к судьям не позволяют отвлекаться на свои личные мысли, судья должен с головой погружаться в дело, которое разбирается на его заседании.
  • Особую наблюдательность. Порой мимика, пантомимика говорят больше, чем слова. Судьи России должны уметь разгадывать эмоциональный камуфляж лиц, участвующих в деле. Нужно это качество и для того, чтобы подмечать то, что могло упустить следствие и адвокаты.
  • Нахождение общего языка с участниками дела. Если прокуроры, адвокаты и эксперты способны общаться на сухом юридическом языке, четко доносить свои мысли до суда, то рядовому гражданину это порой бывает неподвластно. В суд приходят люди разных национальностей, нравов, темпераментов, социального и материального положения. Нельзя заставить человека изменить стиль подачи своих мыслей. Именно поэтому судья должен понимать все слои общества. Если перед ним находится преступный элемент, и оперируют фразами уголовного жаргона, судьям иногда приходится прибегать к пониманию и таких вещей.
  • Культуру речи. В юридической профессии слово вообще имеет особый вес. Но если адвокаты, юрисконсульты могу себе позволить выражаться с применением жаргона, то судья, как представитель судебной власти, должен формулировать свои мысли со всей строгостью и не допускать лишнего.
  • Гуманность. Да, с одной стороны судья должен уметь быть рассудительным, беспристрастным и не переходить на эмоции. Но при всем при этом он просто не может быть роботом, иначе он просто не годится для такой работы. Судья на разбирательствах имеет дело не с роботами, а с живыми людьми, у которых есть свои чувства. Ему необходимо стараться никого не обидеть и не ущемить ничьих прав.

Каким общество хочет видеть судью

В первую очередь, общество хочет видеть судью честным. Это важнейшее требование к его нравственному облику. Он должен быть искренен как со всеми остальными, так и с самим собой. Без этого невозможно обеспечение справедливости судебных решений. К сожалению, именно этого качества не хватает большинству судей. Сегодня в нашей стране это превратилось в одну огромную проблему. Люди приходят в суд, рассчитывая на справедливое решение, и в итоге разочаровываются во всей судебной системе. По конституции все люди равны перед законом, на практике, обладая большими средствами, можно подкупить судей. Честное исполнение своих обязательств судья обещает в момент дачи присяги, и поэтому должен беспрекословно этому следовать.

Далее по значимости его качеств следует повышенное чувство долга. Надевая на себя судейскую мантию, человек должен понимать, что он — это судебная власть, поэтому совершать ошибки ему непростительно. Люди идут в суд за защитой. Судья — это защитник всех граждан, обиженных, ущемлённых, незаконно осужденных. Деятельность судьи в этом смысле сильно сказывается на сплоченности населения. Не чувствуя защиты за своей спиной, люди не будут ценить свою страну. Страну, где преступники остаются безнаказанными, никто не пойдет защищать, и ради такой страны никто не захочет трудиться.

Общество также хочет видеть в качестве судьи авторитетного гражданина. Он должен заслужить всеобщее уважение, благодаря своим правильным поступкам, жизни, решениям, приговорам и постановлениям. Только тогда люди готовы присушиваться к тому, что говорит этот человек, и выполнять все его предписания. Мягкотелый человек, не способный усмирить зал, вряд ли достигнет высот в своей судебной деятельности.

С этим фактом и связаны столь обширные требования, которые предъявляются к судьям. Судья должен быть в лице общества достойным человеком. Таким он должен являться и по факту. Касается это абсолютно всех аспектов его жизни. Судья не может снять мантию после работы и отправится играть в подпольные азартные игры. Это ответственная должность, не терпящая никаких погрешностей.

businessman.ru

27 Требования, предъявляемые к судьям в рф

Судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет. Данное требование является общим для всех судей, независимо от суда, где они осуществляют свою деятельность. Закон «О статусе судей Российской Федерации» дополнил эти требования следующим: кандидат на должность судьи ранее не совершал порочащих его поступков, сдал квалификационный экзамен и получил рекомендацию квалификационной коллегии судей.

Эти требования закона достаточны для кандидатов на должность судей районных судов, военных судов гарнизонов, соединений, армий и флотилий, арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

Вышеуказанные требования являются не только минимальными, но и в определенной мере общими. В Конституции четко оговорено, что Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Минимальные и общие требования к кандидатам в судьи являются достаточными для низового звена Федеральной судебной системы, а также мировых судей. Но эти требования недостаточны или не вполне достаточны для кандидатов в судьи вышестоящих судов. Судьи этих, как и низовых, судов должны быть гражданами России, иметь высшее юридическое образование. В этой части к судьям различных звеньев общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей предъявляются одинаковые требования.

Некоторые другие требования к кандидатам в судьи различных звеньев — неодинаковые. Для кандидатов на должность вышестоящих судов установлены повышенные требования, что связано с большей сложностью осуществляемой ими работы.

Повышен возрастной ценз. Судьей среднего звена системы судов общей юрисдикции и системы арбитражных судов может быть лицо, достигшее 30 лет, а судьей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации — 35 лет. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть лицо, достигшее 40 лет.

Более высокие требования предъявляются и к профессиональной подготовке. Судьей вышестоящих судов может стать лицо, имеющее стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Для кандидатов на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации установлен стаж работы по юридической профессии 15 лет. Кроме того, он должен обладать признанной высокой квалификацией в области права. Это связано с тем, что Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает такие дела, которые требуют применения разносторонних и глубочайших знаний, для овладения которыми недостаточно обычного высшего юридического образования.

Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи:

В соответствии со статьей 4   Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее —  Закон)  судьей может быть гражданин Российской Федерации:

1) имеющий высшее юридическое образование;

2) не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

3) не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего  право  на  постоянное  проживание  гражданина  Российской  Федерации  на территории иностранного государства;

4) не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

5) не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

6) не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

Федеральным  конституционным  законом  и  федеральным  законом  могут  быть  установлены дополнительные требования к кандидатам на должность судьи судов Российской Федерации. Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда..

При соответствии требованиям, указанным выше, судьей  Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа  может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет.

В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы:

1) на  требующих  высшего  юридического  образования  государственных  должностях  Российской Федерации,  государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научно-исследовательских учреждениях, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, в качестве адвоката или нотариуса.

studfiles.net

Состав и требования к судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (Портнова Е.В.)

Все статьи Состав и требования к судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации (Портнова Е.В.)

В статье 119 Конституции РФ установлены общие требования, предъявляемые к судьям. Указанная статья закрепляет также, что помимо конституционных требований федеральное законодательство может устанавливать дополнительные требования к судьям.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — Закон о судебной системе) все судьи в России имеют единый правовой статус. Различия между судьями могут зависеть от их компетенции и полномочий.
Статья 12 Закона о судебной системе закрепляет, что особенности правового статуса судей в случаях, предусмотренных федеральными законами, могут быть установлены региональными нормативными правовыми актами. Порядок наделения полномочиями судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законодательством, а также законами субъектов Федерации об органах конституционной юстиции.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что на судей конституционных (уставных) судов, обладающих равным с другими судьями статусом, распространяются нормы федерального законодательства, определяющие в том числе требования к кандидатам на должность судьи.
Вместе с тем региональный законодатель правомочен вводить дополнительные требования к судьям органов конституционного правосудия субъектов Федерации, в том числе устанавливать их количество, порядок вступления в должность и наделения их полномочиями, определять особенности правового статуса, предельный возраст пребывания в должности, а также сроки осуществления полномочий.
Анализ региональных законов о конституционных (уставных) судах показывает, что количество судей этих органов различно. Вместе с тем рассматриваемые нормативные положения не могут быть унифицированы. Общим для них является то, что число судей в органах конституционного контроля субъектов Федерации не велико: оно соразмерно финансовым возможностям соответствующего субъекта. Стоит согласится с мнением Ж.И. Овсепян, которая в связи с этим отметила, что конституционные и уставные суды субъектов Федерации выступают более узкими коллегиями судей по сравнению с Конституционным Судом РФ [1, с. 216].
Представляет интерес развитие регионального законодательства относительно установления требований к кандидатам на должность судей конституционных (уставных) судов. Изначально в законах ряда субъектов Федерации об органах конституционной юстиции (республики Адыгея, Дагестан, Карелия, Коми, Марий Эл, Татарстан) закреплялись более высокие по сравнению с федеральным законодательством требования к стажу по юридической специальности для кандидатов в судьи — не менее десяти лет. К тому же до принятия Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» некоторые республики законодательно закрепляли требование для кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда наличия республиканского гражданства. Однако закрепление данного требования противоречило конституционному праву на свободу передвижения и свободный выбор места жительства, а также не согласовывалось с принципом равного доступа к государственной службе в Российской Федерации.
Современные редакции законов субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля единообразны и содержат похожее правовое регулирование, повторяющее конституционные положения и положения Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон о статусе судей), согласно которым судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.
Данный законодательный подход субъектов Федерации к закреплению требований к судьям конституционных (уставных) судов является оправданным и основывается на том, что в Российской Федерации установлен единый правовой статус всех судей, а следовательно, и единые требования к кандидатам на эту должность. Более квалифицированные требования установлены для судей высших судов Российской Федерации. Отметим при этом, что федеральному законодателю не раз поступали предложения об установлении повышенных требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации [12, с. 73].
Вместе с тем региональный законодатель имеет собственную сферу для регулирования вопросов относительно установления повышенных требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Это позволяет комплектовать органы конституционного правосудия высококлассными кадрами. Федеральное законодательство закрепляет лишь минимальные требования, которые предъявляются к кандидатам в судьи.
КС РФ в Определении от 27.12.2005 N 491-О подчеркнул, что в связи с отсутствием специального закона, который регулирует правовое положение судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, в отношении их применяются положения Закона о статусе судей, если они по смыслу соответствуют особенностям правовой природы этих судов [7]. Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Определении от 02.02.2006 N 37-О, «установление более высоких требований к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов является прерогативой федерального законодателя, который, учитывая особенности правовой природы и статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, их место в судебной системе Российской Федерации, может в федеральном законе установить повышенные требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, касающиеся в том числе возраста и стажа работы по юридической профессии, либо предоставить соответствующее правомочие законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации» [10].
Следовательно, субъект Российской Федерации, не отменяя и не умаляя федерального регулирования, вправе установить дополнительные правовые нормы, которые не искажали бы смысл положений федерального законодательства. И подобные примеры имеются в действительности.
Так, Законом Чеченской Республики от 24.05.2006 N 2-ркз «О Конституционном Суде Чеченской Республики» закреплено, что судьей КС Чеченской Республики «может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший ко дню избрания возраста не менее тридцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и опыт практической работы по юридической профессии, обладающий высоким уровнем профессиональных знаний и необходимыми моральными качествами» [4]. Как видим, помимо установления минимального 35-летнего возраста указанным Законом вводятся дополнительные требования к моральному облику судьи КС Чеченской Республики.
В Законах о Конституционных судах республик Дагестан, Марий Эл, Татарстан отдельно устанавливается, что кандидат в судьи республиканского Конституционного суда не может состоять в близком родстве или свойстве с председателем или заместителем председателя Конституционного суда соответствующей республики. В Законе Республики Коми от 31.10.1994 N 7-РЗ «О Конституционном суде Республики Коми» говорится о том, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее образование по специальности «юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция» [5]. В Законе Республики Марий Эл от 11.03.1997 N 14-З «О Конституционном суде Республики Марий Эл» в дополнение к стандартным требованиям устанавливается, что кандидатом в судьи не может быть гражданин, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления [6]. В Законе Санкт-Петербурга от 24.05.2000 «Об Уставном суде Санкт-Петербурга», помимо прочего, указывается, что кандидат на должность судьи должен обладать признанной высокой квалификацией в области права [8].
Вместе с тем ряд законов субъектов Российской Федерации (республики Дагестан, Карелия, Саха (Якутия), а также Свердловская область) при установлении требований к кандидатам на должность судей конкретно их не перечисляют, а делают прямую отсылку к федеральному законодательству.
Приведенные примеры показывают, что при отборе кандидатов на должность судьи конституционного (уставного) суда региональный законодатель вводит более высокие требования к уровню их квалификации по сравнению с федеральным законодателем. В результате судьи КС Республики Татарстан имеют ученые степени кандидата юридических наук. В КС Республики Татарстан также применяется специализация судей по основным отраслям юриспруденции, что в конечном итоге положительно влияет на качество работы суда [2, с. 25].
В судебной практике Уставного суда Калининградской области имеется уникальное Постановление от 09.11.2015 N 10-П [11], в котором суд дал оценку положений подп. 7 п. 1 ст. 16 Закона Калининградской области от 02.10.2000 N 247 «Об Уставном суде Калининградской области» [9]. Оспариваемым положением определено одно из требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи Уставного суда, согласно которому судьей Уставного суда может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Рассматривая данное дело, Уставный суд указал следующее. В настоящее время подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона о статусе судей, устанавливающий требования к кандидатам на должность судьи по возрасту и стажу работы, действует в редакции от 2 июля 2013 г., согласно которой понятие «стаж работы по юридической специальности» заменено понятием «стаж работы в области юриспруденции». При этом Законом о статусе судей требования к периодам работы, включаемым в стаж работы в области юриспруденции (п. 5 ст. 4), необходимый для назначения на должность судьи, не изменены.
Суд отметил, что федеральный законодатель допускает использование различных терминов в отношении стажа работы, необходимого для назначения на должность судьи. Так, термин «стаж работы по юридической профессии» содержится в ст. 119 Конституции РФ, ст. 8 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее — Закон о КС РФ). Следовательно, термин «стаж работы по юридической специальности», использованный в Законе «Об Уставном суде Калининградской области», не противоречит по смыслу понятию «стаж в области юриспруденции» [9].
Таким образом, законы субъектов Российской Федерации о конституционных (уставных) судах по сравнению с первоначальными редакциями относительно установления требований к кандидатам в судьи претерпели некоторые изменения. Это можно объяснить стремлением регионального законодателя привести собственное правовое регулирование в соответствие с федеральными правовыми нормами и необходимостью повышения профессиональной подготовки судей и качества работы конституционных (уставных) судов.
Сроки полномочия судей региональных органов конституционного правосудия также устанавливаются не одинаково. В Республиках Бурятия, Северная Осетия — Алания, Тыва и в Калининградской области срок полномочия судей конституционных (уставных) судов составляет пять лет, в Санкт-Петербурге и Свердловской области — шесть лет, в Республике Татарстан — десять, в Республиках Адыгея, Башкортостан, Марий Эл — двенадцать, в Республике Саха (Якутия) — пятнадцать лет, в Республиках Дагестан, Кабардино-Балкария, Карелия, Коми и Чеченской Республике судьи назначаются без ограничения срока полномочий. При этом в Республиках Адыгея, Саха (Якутия), Татарстан не допускается назначение судей на второй срок. В Республике Бурятия, где срок полномочий судей составляет 5 лет, допускается избрание на новый срок. В Республике Тыва допускается занимать должность судьи Конституционного Суда не более двух сроков подряд. В законодательстве Калининградской области закреплено, что осуществлять судейские полномочия можно не более двух сроков.
Как видим, субъекты Российской Федерации постепенно отказываются от установления бессрочных полномочий судей конституционных (уставных) судов и переходят к ограничению судейских полномочий. По всей видимости, указанная тенденция возникла под влиянием поправки в Закон о КС РФ, закрепившей 15-летний срок полномочий судей КС РФ. В результате произошла переориентация региональных законов об органах конституционного контроля: если раньше они опирались на положения Закона о судебной системе, которым срок полномочий судей федеральных судов не ограничивался, то теперь они ориентируются на Закон о КС РФ, закрепивший такой срок.
В юридической литературе высказывалась точка зрения о том, что оптимальный срок полномочий судей конституционных (уставных) судов — пять лет [3, с. 94]. Приведенная позиция обосновывается тем, что Трудовой кодекс РФ допускает заключение срочного трудового договора на пять лет. Вместе с тем данная точка зрения не выглядит достаточно аргументированной, поскольку помимо заключения срочного трудового договора ТК РФ допускается возможность заключения трудового договора на неопределенный срок, а также трудового договора на иной срок в соответствии с федеральными законами. Следовательно, с судьями региональных органов конституционной юстиции могут заключаться как бессрочные договоры, так и договоры на определенный срок.
Таким образом, высокий профессионализм судей конституционных (уставных) судов позволяет данным органам более эффективно защищать основные права и свободы личности, если они нарушаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, а также в полной мере обеспечить баланс между свободой человека и властью государства.

Список литературы

1. Овсепян Ж.И. Становление конституционных и уставных судов в субъектах Российской Федерации. 1990 — 2000 гг. М., 2001. С. 216.
2. Нафиев С.Х. Конституционное правосудие в Республике Татарстан // Право и жизнь. 2003. N 1. С. 24 — 30.
3. Ливеровский А.А. Правовые проблемы регулирования создания и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Ученые записки. СПб., 2001. Вып. 7. С. 94.
4. О Конституционном суде Чеченской Республики: Закон Чеченской Республики от 24.05.2006 N 2-ркз // Вестник Парламента Чеченской Республики. 2006. N 2.
5. О Конституционном суде Республики Коми: Закон Республики Коми от 31.10.1994 N 7-РЗ // Ведомости Верховного Совета Республики Коми. 1994.
6. О Конституционном Суде Республики Марий Эл: Закон Республики Марий Эл от 11.03.1997 N 14-З // Собрание законодательства Республики Марий Эл. 1997.
7. По запросу Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»: Определение КС РФ от 27.12.2005 N 491-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 2.
8. Об Уставном суде Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 24.05.2000 // Вестник Законодательного собрания Санкт-Петербурга. 2000. N 9.
9. Об Уставном суде Калининградской области: Закон Калининградской области от 02.10.2000 N 247. URL: http://docs.cntd.ru/document/432818485.
10. По запросу Конституционного Суда Республики Карелия о проверке конституционности положения абзаца шестого пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»: Определение КС РФ от 02.02.2006 N 37-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 3.
11. Постановление Уставного суда Калининградской области от 09.11.2015 N 10-П. URL: http://www.ustavsudklgd.ru/.
12. Худолей К.М. О некоторых вопросах назначения судей конституционных (уставных) судов // Вестник Пермского университета. Серия: Юридические науки. 2014. Вып. 4 (26). С. 72 — 84.

References

1. Ovsepian Zh.I. Stanovlenie konstitutsionnykh i ustavnykh sudov v sub»ektakh Rossiiskoi Federatsii. 1990 — 2000 gg. M., 2001. S. 216.
2. Nafiev S.Kh. Konstitutsionnoe pravosudie v Respublike Tatarstan // Pravo i zhizn’. 2003. N 1. S. 24 — 30.
3. Liverovskii A.A. Pravovye problemy regulirovaniia sozdaniia i deiatel’nosti konstitutsionnykh (ustavnykh) sudov sub»ektov Rossiiskoi Federatsii // Uchenye zapiski. SPb., 2001. Vyp. 7. S. 94.
4. O Konstitutsionnom sude Chechenskoi Respubliki: Zakon Chechenskoi Respubliki ot 24.05.2006 N 2-rkz // Vestnik Parlamenta Chechenskoi Respubliki. 2006. N 2.
5. O Konstitutsionnom sude Respubliki Komi: Zakon Respubliki Komi ot 31.10.1994 N 7-RZ // Vedomosti Verkhovnogo Soveta Respubliki Komi. 1994.
6. O Konstitutsionnom sude Respubliki Marii El: Zakon Respubliki Marii El ot 11.03.1997 N 14-Z // Sobranie zakonodatel’stva Respubliki Marii El. 1997.
7. O proverke konstitutsionnosti otdel’nykh polozhenii Federal’nogo konstitutsionnogo zakona «O sudebnoi sisteme Rossiiskoi Federatsii», Zakona Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii» i Federal’nogo zakona «Ob organakh sudeiskogo soobshchestva v Rossiiskoi Federatsii»: Opredelenie KS RF ot 27.12.2005 N 491-O // Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF. 2006. N 2.
8. Ob Ustavnom sude Sankt-Peterburga: Zakon Sankt-Peterburga ot 24.05.2000 // Vestnik Zakonodatel’nogo sobraniia Sankt-Peterburga. 2000. N 9.
9. Ob Ustavnom sude Kaliningradskoi oblasti: Zakon Kaliningradskoi oblasti ot 02.10.2000 N 247. URL: http://docs.cntd.ru/document/432818485.
10. Po zaprosu Konstitutsionnogo Suda Respubliki Kareliia o proverke konstitutsionnosti polozheniia abzatsa shestogo punkta 1 stat’i 4 Zakona Rossiiskoi Federatsii «O statuse sudei v Rossiiskoi Federatsii»: Opredelenie KS RF ot 02.02.2006 N 37-O // Vestnik Konstitutsionnogo Suda RF. 2006. N 3.
11. Postanovlenie Ustavnogo suda Kaliningradskoi oblasti ot 09.11.2015 N 10-P. URL: http://www.ustavsudklgd.ru/.
12. Khudolei K.M. O nekotorykh voprosakh naznacheniia sudei konstitutsionnykh (ustavnykh) sudov // Vestnik Permskogo universiteta. Seriia: Iuridicheskie nauki. 2014. Vyp. 4 (26). S. 72 — 84.

xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи. Порядок отбора кандидатов на эту должность — Правоохранительные органы

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность федерального судьи

Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, в большинстве своем сформулированы в Конституции РФ, Законе о статусе судей, Законе о судебной системе, Законе о Консти­туционном Суде, Законе об арбитражных судах, Законе о военных су­дах и Законе о мировых судьях.

Часть из них принято называть конституционными требованиями, поскольку они предусмотрены ст. 119 Конституции РФ. К этим требованиям относятся:

  • гражданство;
  • возраст;
  • образование;
  • опыт юридичес­кой деятельности.

Универсальными для кандидатов в судьи всех судов, в том числе на должности мировых судей, являются требования, чтобы они были гражданами Российской Федерации и чтобы имели высшее юридичес­кое образование. Для кандидатов в судьи Конституционного Суда РФ установлен повышенный стандарт требований к уровню их професси­ональных познаний. Они должны не просто иметь высшее юридичес­кое образование, но и обладать “признанной высокой квалификацией в области права”.

Что касается требований определенного возраста кандидатов, то они неодинаковы для судов раз­личного уровня и разных ветвей (подсистем). Для назначения тре­буется, чтобы кандидат достиг:

  1. в суды основного звена (в том числе гражданские, военные и арбитражные, а также на должности мировых судей)  — 25 лет;
  2. в суды среднего звена — 30 лет;
  3. в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ — 35 лет;
  4. в Конституционный Суд РФ — 40 лет.

Предельный возраст для кан­дидатов в судьи формально не ограничен, но при отборе кандидатов учитывается, что с декабря 2001 г. судейские должности не вправе за­нимать лица, возраст которых превышает 70 лет.

Неодинаковы требования и к стажу работы по специальности юри­ста. По общему правилу, установленному ст. 119 Консти­туции РФ, такой стаж должен быть не менее 5 лет. Для остальных судов:

  1. в суде основного звена (районном, военном гарнизонном суде, арбитражном суде субъекта РФ или миро­вом суде) — 5 лет;
  2. в судах среднего уров­ня (верховные суды республик, краевые областные и приравненные к ним суды общей юрисдикции, арбитражные кассационные или апел­ляционные суды) — 7 лет;
  3. в высшем суде — 10 лет;
  4. в Конституционном Суде РФ — 15 лет.

Закон также требует, чтобы кандидат в судьи не страдал таким за­болеванием, которое “препятствует назначению на должность судьи” (перечень такого рода заболеваний утверждается Советом судей РФ по представлению федерального органа власти в области здравоохра­нения).

Предусматриваются и иные требования, предъявляемые к канди­датам на судейские должности. Формально эти требования не являют­ся обязательными, поскольку для того, чтобы стать кандидатом, по букве закона достаточно соответствовать тем, что перечислены выше. Но фактически иные требования тоже учитываются при отборе кан­дидатов.

С учетом этого к кандидатам в судьи могут быть предъявлены тре­бования, связанные с их моральным обликом и индивидуальными осо­бенностями поведения.

Закон содержит также ряд прямых запретов, адресованных судьям и имеющих значение при отборе кандидатов на их должности. В соот­ветствии с Законом о статусе судей судьи:

  • не могут быть депутатами и принадлежать к политическим партиям и движениям;
  • не могут заниматься пред­принимательской деятельностью либо работать по совместительству (это положение не распространяется на занятие научной, педагогичес­кой, литературной и иной творческой деятельностью).

Законы, регламентирующие организацию и деятельность специа­лизированных судов, могут предусматривать требования, специфичес­кие для таких судов. Так, в отношении судей Конституционного Суда РФ сделана спе­циальная оговорка относительно уровня их правовой подготовленно­сти, а также оговорка о безупречности репутации (ст. 8 Закона о Кон­ституционном Суде).

Порядок отбора кандидатов на должность судьи

Отбор кандидатов в судьи федеральных судов (ст. 5 Закона о статусе судей) начинается на конкурсной основе с публикации в средствах массовой информации сообще­ния об имеющейся вакантной должности судьи и с проявления ини­циативы, направленной на возбуждение производства по проверке при­годности конкретного лица для занятия судейской должности. Такую инициативу может проявить любой гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и не­обходимый стаж работы по юридической специальности, а также не страдающий заболеванием, препятствующим назначению на должность судьи.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее — экзаменационные комиссии).

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

 

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке.

jurkom74.ru

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда РФ и к судьям этого суда.

Требования, предъявляемые к кандидатам:

Судьей Конституционного Суда РФ может быть только человек:

— гражданин Российской Федерации;

— возраста не менее сорока лет;

— обладающий безупречной репутацией;

— имеющий высшее юридическое образование;

— имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет;

— обладающий признанной высокой квалификацией в области права.

Каждый  судья  Конституционного  Суда  РФ  Советом Федерации  назначается  на  должность  в  индивидуальном  порядке  тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов Совета Федерации.

Срок  полномочий Конституционного Суда  РФ  не  ограничен.

Между тем судья Конституционного Суда РФ назначается на должность не пожизненно,  а на  срок пятнадцать лет. При  этом предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ  семьдесят лет. К  тому же назначение на должность  судьи Конституционного Суда РФ на второй срок не допускается. 

Судья  Конституционного  Суда  РФ  считается  вступившим  в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются  в  последний  день  месяца,  в  котором  истекает  срок  его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.

 Судья Конституционного Суда Российской Федерации:

1. не может быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные или общественные должности, иметь частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда Российской Федерации и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда Российской Федерации.

2. не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей.

3. не может принадлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или агитацию, участвовать в кампаниях по выборам в органы государственной власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью. Он не может также входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они и не преследуют политических целей.

4. не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, а также который изучается или принят к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации, до принятия решения по этому вопросу.

Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Конституционного Суда Российской Федерации свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме.

students-library.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о