Контроль на – Контроль — это… Что такое Контроль?

Содержание

Контроль — это… Что такое Контроль?

Контроль (фр. contrôle, от contrerôle — список, ведущийся в двух экземплярах, от лат. contra — против и rotulus — свиток) — одна из основных функций системы управления. Контроль осуществляется на основе наблюдения за поведением управляемой системы с целью обеспечения оптимального функционирования последней (измерение достигнутых результатов и соотнесение их с ожидаемыми результатами). На основе данных контроля осуществляется адаптация системы, то есть принятие оптимизирующих управленческих решений.

Цели контроля

Под контролем понимается система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния управляемого объекта, реализуемая со следующими целями:

  1. Оценка обоснованности и эффективности принятых управленческих решений.
  2. Оценка результатов реализации этих решений.
  3. Выявление отклонений в функционировании объекта:
    • от принятых решений,
    • от установленных правил и норм.
  4. Разработка мер по преодолению выявленных отклонений.
  5. Разработка мер по корректировке управленческих процессов с целью профилактики деструктивных отклонений.
  6. Устранение препятствий для оптимального функционирования объекта.

Таким образом, контроль является процессом, обеспечивающим достижение системой поставленных целей путём сравнения фактического состояния системы с желаемым.

Элементы контроля

Контроль (как и любая стадия управления) характеризуется следующими элементами:

  1. субъект контроля — тот, кто осуществляет контроль,
  2. субъект принятия решений по результатам контроля,
  3. объект контроля — то, что подлежит контролю,
  4. предмет контроля — набор вопросов и критериев, согласно которым организуется контроль,
  5. цель контроля,
  6. задачи контроля,
  7. принципы контроля,
  8. методы контроля,
  9. технология контроля,
  10. процесс контроля.

Важные аспекты контроля

Для понимания сущности контроля необходимо выделить ряд аспектов:

  • Контроль — один из процессов, обеспечивающий достижение системой поставленных целей. Для того, чтобы контрольные процессы могли реализоваться, необходимо, чтобы в системе были организованы также следующие управленческие процессы (элементы управления)[1]:
    • установление стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;
    • корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.
  • Контроль направлен на недопущение разрастания проблемы (отклонения фактического состояния системы (объекта) от заданного).
  • Важнейшей составляющей контроля является обратная связь.
  • Контроль не должен быть чрезмерным, так как несущественные отклонения фактического состояния объекта (управляемой системы) от заданного, вызывающие срабатывание контрольных механизмов, делают эту систему неэкономичной. Также важно учесть, что чрезмерный контроль может переориентировать элементы управляемой системы с достижения поставленных целей на удовлетворение требований контроля.

Виды контроля

Контроль необходим везде, где существует система, предназначенная для выполнения определённых задач и достижения определённых целей. Управленческий контроль (то есть контроль в деятельности организаций) может осуществляться по множеству различных направлений:

Необходимость контроля

Обоснование необходимости контроля в управленческой деятельности:

  1. Исчезает неопределённость : никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий.
  2. Появляется возможность предотвращения кризисов : никакая организация функционирования объекта не страхует от ряда мелких ошибок и упущений. Если их вовремя не исправлять, их количество может превысить некую «критическую массу». Мероприятия контроля позволяют выявить и исправить их, не дожидаясь кризиса.
  3. Выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления : контроль позволяет выявить эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.

Функции контроля

  1. Выявление отклонений от требований нормативных актов различных уровней.
  2. Анализ причин отклонений (в том числе, кадровых).
  3. Коррекция, то есть разработка предложений по устранению выявленных нарушений.
  4. Профилактика, то есть разработка мер по недопущению таких нарушений в дальнейшем.
  5. Правоохрана, то есть привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения.

Принципы контроля

  1. Принцип соответствия : Содержание, цели и задачи контроля должны соответствовать :
    • задачам проверяемого объекта,
    • задачам контролирующего органа.
  2. Принцип системности : При проведении контроля должны рассматриваться полностью все аспекты деятельности объекта во взаимосвязи.
  3. Принцип всеобщности : Всякая социальная либо экономическая деятельность, совершаемая в государстве, должна быть подвержена системному и комплексному контролю с точки зрения :
  4. Принцип непрерывности : Все объекты контроля должны подлежать постоянному наблюдению. Мероприятия контроля должны осуществляться последовательно и регулярно. Необходим также контроль действий, предпринимаемых объектом контроля по устранению ранее выявленных нарушений.
  5. Принцип объективности : Оценка деятельности объекта контроля и её результатов осуществляется только на основании соответствия проверенных фактов с требованиями законодательных и иных нормативных актов, регулирующих проверяемую деятельность.
  6. Принцип независимости : Недопустимость положения, при котором субъект контроля при осуществлении контрольных мероприятий руководствуется какими-либо соображениями, кроме компетентного и добросовестного выполнения задач контроля. Запрет на какое бы то ни было силовое, материально или моральное воздействие на субъект контроля.
  7. Принцип гласности (вытекает из принципа соответствия) : Результаты контроля должны быть обязательно доведены:
    • до объекта контроля,
    • до субъекта принятия решений по результатам контроля.
  8. Принцип эффективности : Результаты контроля должны обеспечивать :
    • полноту выявления отклонений (фактического состояния от требуемого),
    • своевременность выявления таких отклонений,
    • установление причин отклонений,
    • установление виновных лиц,
    • помощь в разработке профилактических мер.
  9. Принцип научности : Контроль осуществляется путём применения научно обоснованных методов и приёмов.
  10. Принцип плановости : Контроль должен осуществляться планово:
    • планируются мероприятия контроля определённого субъекта (контролирующего органа) на период времени,
    • планируется набор определённых контрольных действий в рамках мероприятия контроля,
    • контрольным действиям должно предшествовать предварительное изучение объекта контроля для достижения понимания его деятельности.
  11. Принцип законности : Осуществление контроля в соответствии с законодательством; обеспечение охраны законных интересов как государства и общества в целом, так граждан и юридических лиц.
  12. Принцип ответственности : Нормативно предусмотренная ответственность субъекта контроля:
    • за соблюдение в процессе контроля законов и правовых актов,
    • за достоверность результатов контроля (так как на их основании принимаются решения, включая правовые).

См. также

Контроль в обществе

Контроль в технике

Литература

  • М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 13 — 16. — 640 с. — ISBN 978-5-85971-641-8
  • Малолетко А.Н. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 9 — 26. — 312 с. — ISBN 5-85971-433-5
  • Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — С. 5 — 10. — 346 с. — ISBN 978-5-16-003022-7

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Контроль — это… Что такое Контроль?

Содержание 1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы

2. Контроль в менеджменте

3. Виды контроля

4. Компания процесса контроля в менеджменте

5. Свойства эффективного контроля

Контроль – это важнейшая функция менеджмента, позволяющая компании действительно достичь запланированных целей.

Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы

Контроль является важным признаком содержания государственного управления. Контроль явление многогранное и многоплановое. В зависимости от того, на каком уровне и относительно чего рассматривается, контроль может быть охарактеризован как форма или вид деятельности, как принцип, как функция.

Исходя из понимания сути контроля в сфере управления как наблюдения за соответствием деятельности руководимого объекта предписаниям, полученным от руководящего субъекта, и исполнением принятых решений, он является конкретным самостоятельным видом работы. Функция контроля в государственном управлении состоит в анализе и сопоставлении фактического состояния той или иной отрасли с требованиями, стоящими перед ней, отклонений в исполнении поставленных заданий и причин таких отклонений, а также в оценке деятельности и целесообразности именно такого пути. Такая специфичность предназначения контроля, как отмечают в своих трудах исследователи этой проблемы, и дает возможность выделить его среди других функций управления, создать специальные органы, которые не исполняют или почти не исполняют иных, кроме контроля, государственных функций, определить компетенцию таких органов.

В литературе встречается мнение, что контроль, по сравнению с другими функциями управления, носит вторичный характер. Представляется, что и при перечислении функций управления (где контроль обычно ставится в конце этого перечня), и при их рассмотрении речь идет не о его второстепенности как вида деятельности, а о последовательности действий в процессе управленческой деятельности.

Контроль не существует в изолированном виде, — не должно быть контроля ради контроля. Контроль осуществляется в определенной отрасли управления с ее особенностями и конкретным содержанием, а значит в определенном объеме и в определенной форме. Он направлен на конкретный результат и пути достижения этого результата, а также устранение субъективных и учет объективных препятствий при осуществлении управленческой деятельности.

В государственном управлении контроль находится в тесной связи с другими функциями управления и вместе с тем предназначен для оценки соответствия осуществления этих функций заданиям, поставленным перед управлением. Контроль обеспечивает конкретность управления и осуществление его в соответствии с принятыми решениями. С помощью контроля, который в кибернетике носит название «обратной связи», субъект управления получает информацию о результатах деятельности, а также о тех ошибках и изменениях ситуации, которые могут привести к неисполнению поставленных задач или получению совершенно других результатов.

Имея информацию о правомерности или неправомерности деятельности органа или должностного лица, ее целесообразности, можно оперативно вмешаться, привести рычаги управления в соответствие со сложившимися условиями, и предотвратить нежелательные последствия. Контроль дает возможность не только корректировать управленческую деятельность, но и помогает предвидеть перспективы дальнейшего развития и достижения конкретного результата.

Современное построение Украинского государства ориентировано на новые принципы деятельности органов исполнительной власти, а, соответственно, и на новые подходы к заданиям, функциям государственных органов, их структуры. В связи с этим возник вопрос о предназначении контроля как функции управления, изменении компетенции государственных органов контроля.

Новые условия развития государства и его влияние на общество требуют адекватных подходов к системе государственного контроля и ее законодательного обеспечения. Необходимость существования такой системы объясняется тем, что с переходом к новым политическим и экономическим основам нашего общества не стало меньше недостатков в сфере государственного управления, а управленческие решения, даже принятые высшими органами исполнительной власти, не совершенны.

Украина строит рыночные отношения, характерным признаком которых является существование разных форм собственности. В этих условиях роль государственного управления и контроля как его важной функции значительно возрастает. Изменяются их назначение, формы работы, а в некоторых отраслях и объем, однако значение в общем не уменьшается.

Функцию контроля в сфере управления осуществляет в разных объемах и формах большинство государственных органов. Процесс демократизации внес изменения в соотношение централизации и децентрализации управления, предназначение контроля, формы и методы его осуществления. Из способа наказания контроль приобрел информационно-аналитический характер, стал неотъемлемым фактором дальнейшего развития управления.

На уровне органов исполнительной власти контроль трансформируется в функцию, которая может быть основной деятельностью или выступать только элементом более широкой деятельности.

Понятие системы контроля в сфере государственного управления не исчерпывается и не сводится к системе органов. Оно намного шире, поскольку содержит и органы, и лица, для которых контроль не является основной деятельностью, а таких органов большинство.

Таким образом, система государственного контроля состоит из государственных органов и должностных лиц, которые наделены какими-либо контрольными полномочиями относительно органов государственного управления. Вместе они рассматриваются как единая система, исполняющая функцию контроля.

В отличие от системы государственного контроля, система органов государственного контроля является более узким понятием. Его составляют только государственные органы, для которых контроль — основная деятельность относительно конкретных вопросов, которая осуществляется более глубоко и профессионально.

Однако независимо от того, какие органы осуществляют контрольную функцию и в каком объеме, контрольная деятельность базируется на единых принципах, и в ее основу положены задания повышения эффективности управления и его дальнейшее совершенствование.

Построение контрольных систем и их деятельность осуществляется на основании определенных принципов. Существуют различные точки зрения относительно принципов контроля и критериев систематизации этих принципов.

Рассматривая контроль как важную функцию государственного управления, при построении системы контроля и его осуществлении следует исходить из общих принципов государственного управления. Вместе с тем, как самостоятельная функция органов контроля, специфика которой дает возможность выделить ее из числа других функций управления, она руководствуется присущими ей принципами, дополняющими, конкретизирующими общие принципы управления.

Исходя из сегодняшних реалий и тех заданий, которые стоят перед контролем, представляется возможным выделить такие основные принципы контроля, как: объективность, действенность, гласность, систематичность, регулярность.

Принцип объективности контроля предусматривает анализ реальных фактов и всесторонность их рассмотрения. И хотя любое управленческое решение несет в себе элемент субъективности, однако оно должно базироваться на объективных, реальных фактах. Так и контрольная деятельность должна основываться на действительности, реальности, конкретности фактов. Объективность контроля вытекает из точного изучения фактов и документов, заслушивания пояснений, которые проверяются заинтересованными лицами, проведения необходимых подсчетов, анализов, измерений, сопоставлений, выявления причин нарушений, недостатков или ошибок.

И лишь обобщение всех полученных таким образом данных и приводит к правильным, обоснованным выводам, вырабатывает умение докопаться до сути ради установления истины. Все это дает возможность найти правильное решение при устранении нарушений или предупредить нежелательные последствия.

Действенность контроля состоит в реальных последствиях выявления нарушений действующего законодательства, принятых норм и правил. На него возложена обязанность не только выявить допущенные нарушения, но и глубоко их проанализировать, сделать выводы о возможных последствиях, пустить в ход государственный механизм защиты. Предназначение контроля состоит в создании предпосылок и осуществлении управленческой деятельности исходя из интересов человека и общества, предупреждении неправомерной деятельности органов управления и должностных лиц. Принцип действенности контроля положен в основу реагирования органов контроля, всей системы контроля путем применения соответствующих мер самостоятельно или передачи результатов и выводов уполномоченным органам для принятия решений.

По своему влиянию и результативности принцип гласности в деятельности органов контроля занимает важное место. Освещение направлений деятельности органов государственного управления по выведению страны из кризиса, соответствие существующей правовой базы отношениям, складывающимся в сфере управления, создание государственных программ и их исполнение, действия органов управления разных уровней и должностных лиц направлены на эффективность управления. Контроль за положением дел в различных отраслях управления и правдивая информация о таком положении, выявление нарушений, некомпетентности, вынуждают правительство, органы исполнительной власти искать пути выхода и применять радикальные меры. Такой контроль, основанный на гласности о случаях бесхозяйственности, нарушении интересов человека, злоупотреблении служебным положением, бездеятельности органов управления, будет содействовать оперативному устранению имеющихся недостатков.

Принцип гласности контроля предусматривает не только выявление недостатков и обязательное наказание, но и постановку актуальных проблем, обсуждение проектов управленческих решений, подготовку общественного мнения.

При осуществлении контроля необходимо соблюдение принципа систематичности, регулярности. Это вносит определенный порядок и дисциплину в работу как того, кого контролируют, так и того, кто осуществляет этот контроль. Кроме того, систематический контроль дает возможность лучше ориентироваться в конкретной отрасли управления и постоянно анализировать состояние дел, а также выявить недостатки в управленческой деятельности, отыскать резервы или предупредить непредвиденные последствия. Принцип регулярности контроля стимулирует саму контрольную деятельность к повышению эффективности и позитивного влияния на достижение результата. Создавая сильное дееспособное государство, не следует забывать о его основном предназначении — надежно защищать интересы и права человека. Для этого необходимо сформировать соответствующий механизм, который бы создавал условия реализации, способы защиты этих прав и содействовал бы дальнейшему их осуществлению. Одной из гарантий такого служения интересам человека в сфере управления может быть контроль.

Контроль в менеджменте

Все современные характеристики сущности контроля базируются на определении, которое дал учредитель школы административного подхода А. Файоль: «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверить, все ли выполняется в соответствии с утвержденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель – выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия».

Благодаря налаженному контролю крутится «колесо менеджмента», осуществляется регулярный и эффективный процесс управления компанией без авралов и потрясений.

Планирование, компанию и мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Специалисты отмечают, что многие проблемы на предприятии возникают из-за плохого контроля. Зачастую фирма, пережив один кризис, переходит к другому, а причина кроется в отсутствии системы налаженного контроля. Без контроля начинается хаос, без него невозможно объединить деятельность работников фирмы по достижению общих целей.

Для эффективного контроля необходимо выполнение ряда условий:

должен быть план (в форме цели, стандарта или желаемого результата), позволяющий сравнивать достигаемые результаты с намечаемыми;;

должна быть налажена деятельность по проведению сравнений плана с результатами (в форме бухгалтерского, финансового, управленческого учета и непосредственного наблюдения за работой исполнителей) и установлена частота их проведения;

необходимо установить допустимый порог отклонений результатов от плана, превышение которого требует незамедлительных действий менеджера, позволяющих их устранить;

отлаженная информационная система, обеспечивающая менеджеров точной, своевременной и адресной информацией;

наличие организационной структуры с четко определенной ответственностью руководителей, сфер их деятельности, производственных и управленческих подразделений, должностных лиц.

Контролю должно подвергаться все, что происходит в компании: деньги, материалы, оборудование и люди. Р. Олдкорн формулирует основные принципы, применяемые во всех системах контроля, следующим образом:

Разработать план,

Сравнить план и действительные результаты,

Сравнивать часто,

Сообщать о заметных отклонениях,

Сообщать об отклонениях оперативно,

Предпринимать соответствующие действия,

Убедиться, что это экономически эффективно.

Функция контроля играет огромную роль в управлении предприятием: ее осуществление позволяет достичь поставленных результатов, выяснить причины отставания от намеченных планов и предпринять своевременные действия, скорректировать поставленные цели, повысить мотивацию работников.

Виды контроля

Укрупненная классификация основных видов технического контроля качества может быть проведена по следующим признакам:

• объекты контроля,

• субъекты контроля,

• контролируемые этапы жизненного цикла продукции;

• иерархические уровни контроля;

• место контроля качества в процессе производства;

• характер контролируемых свойств и параметров продукции;

• способ определения контролируемых свойств и параметров продукции;

• степень охвата контролируемой продукции;

• уровень использования технических средств контроля;

• степень технической оснащенности процессов контроля;

• характер воздействия на контролируемую продукцию;

• характер воздействия контроля на процесс формирования качества продукции и возникновения дефектов.

По степени технической оснащенности процессов контроля, различают контроль качества продукции: немеханизированный, механизированный, автоматизированный, активный.

По характеру воздействия на контролируемую продукцию выделяют неразрушающий и разрушающий контроль.

В зависимости от характера воздействия контроля на процесс формирования качества продукции и возникновения дефектов различают профилактический и последующий (фиксирующий) контроль.

В зависимости от объектов контроля различают контроль качества: предметов, средств, условий труда, труда и результатов труда.

В зависимости от субъектов контроля качества выделяют контроль: общегосударственный, ведомственный, межведомственный, общественный.

Признак контролируемых этапов жизненного цикла продукции позволяет выделить контроль качества: разработки новой продукции, в процессе производства продукции, в сфере обращения продукции, в процессе эксплуатации (потребления) продукции, ремонта (восстановления) продукции.

В зависимости от иерархических уровней контроля различают контроль качества: федеральными органами исполнительной власти, отраслевой, на предприятиях и в организациях, в производственных единицах, цеховой, на производственных участках, бригадный, индивидуальный.

По занимаемому месту в процессе производства выделяют входной контроль качества продукции, получаемой по кооперации, межолерационный контроль деталей, узлов, заготовок и т. п., приемочный контроль готовой продукции, инспекционный контроль.

В зависимости от характера контролируемых свойств и параметров продукции различают контроль физических свойств продукции, химических и механических свойств, а также контроль геометрических и функциональных параметров.

Способ определения контролируемых свойств и параметров продукции позволяет выделить из общей совокупности различных видов технического контроля такие его виды, как контактный, бесконтактный, непрерывный, периодический, летучий, контроль качества при непосредственной оценке, контроль качества методом сравнения.

По такому признаку классификации, как степень охвата контролируемой продукции, выделяют контроль: сплошной, простой выборочный и статистический выборочный.

По уровню использования технических средств контроля различают контроль: органолептический, регистрационный, измерительный, а также контроль качества по образцу (эталону).

Цель осуществления контроля – способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к запланированным. Контроль должен быть комплексным и охватывать все временные этапы деятельности фирмы: до того, как началась работа, чтобы убедиться, что все есть для ее осуществления; в процессе выполнения – чтобы не допустить значительных отклонений от намеченного плана; и после ее завершения, чтобы извлечь уроки и не допустить повторения ошибок в будущем. Соответственно выделяют три вида контроля – предварительный, текущий и заключительный. Они имеют одинаковые цели и способы осуществления, отличаются друг от друга только временем проведения.

Предварительный, или упреждающий, контроль фокусирует внимание на поступающих в фирму ресурсах – материальных, человеческих и финансовых. Иногда его называют предварительным контролем качества.

В процессе предварительного контроля человеческих ресурсов анализируется качество и достаточность деловых, профессиональных знаний и навыков для выполнения работы, происходит подбор недостающих кадров, переподготовка имеющихся с целью приобретения требуемых качеств.

Предварительный контроль материальных ресурсов состоит в выработке стандартов минимально допустимых уровней качества и проведении физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. Одним из способов данного вида контроля является выбор поставщиков, доказавших способность поставить качественное сырье, соответствующее техническим условиям, другим – обеспечение необходимого уровня запасов, позволяющего ритмично работать.

Предварительный контроль финансовых ресурсов позволяет обеспечить уверенность в том, что компания будет иметь денежные средства в количестве, необходимом для проведения работ. Прогноз – главное направление при контроле денежных средств. Важный финансовый документ носит название «прогноз контроля наличности«. Его разрабатывают многие организации, за исключением очень маленьких или неэффективных. В прогнозе осуществляется детальный расчет поступления и использования денежных средств в компании в течение прогнозируемого времени, определяется уровень, ниже которого не должна упасть сумма наличности организации. Эти расчеты обеспечивает менеджеров измерителями их деятельности в дальнейшем, составляют основу для разработки общих операционных и финансовых планов.

Общее правило: если на стадии предварительного контроля выяснилось, что каких-то ресурсов не хватает, а их поступление весьма проблематично, то работу лучше не начинать, чтобы не допустить возникновения проблем.

Текущий контроль осуществляется менеджерами всех уровней в виде наблюдения за деятельностью работников фирмы. Иначе его называют оперативным контролем, так как проводится в режиме текущего времени; он должен обеспечить менеджменту уверенность, что осуществляемая деятельность соответствует запланированной. Если возникают отклонения, то менеджмент должен знать об этом как можно скорее. Своевременный контроль позволяет либо прекратить неэффективную деятельность, либо оперативно внести необходимые корректировки. Если контроль осуществляется с большим лагом, то тогда можно только констатировать опущенные возможности предприятия.

Заключительный контроль иначе называют контролем по результатам, он проводится либо сразу после завершения работы, либо спустя некоторое время. Заключительный контроль дает руководству информацию, необходимую для планирования аналогичных работ в будущем и позволяет избежать повторения выявленных проблем. Также он способствует мотивации, так как позволяет выявить соотношение фактических результатов и вознаграждения и более эффективно сформировать будущие ожидания работников. Результаты заключительного контроля дают информацию руководству компании о качестве системы управления и о ее узких местах, нуждающихся в совершенствовании.

Системы контроля непрерывно совершенствуются. Ф.У. Тейлор был первым, кто обратил пристальное внимание на компанию эффективного контроля. Он разработал систему управления, в которой сначала точно устанавливают, что необходимо, чтобы люди работали, а затем контролируют их работу и следят, чтобы она выполнялась наилучшим образом и с наименьшими затратами. До начала 60-х годов ХХ века развитие контроля осуществлялось преимущественно на основе положений школы научного управления.

Затем, по мере ужесточения конкуренции, возникла необходимость переноса акцентов на контроль качества. В 1961 году американский ученый А.Б. Фейгенбаум ввел понятие «комплексное управление качеством», задачей которого являлось создание системы, в которой все сразу делалось правильно и делался упор на предупреждение брака так, чтобы отпала необходимость в проведении частых текущих проверок. При этом ответственность за качество возлагалась не на контролеров, а на изготовителей предметов торговли: станочников, бригадиров, сборщиков. Американские ученые и специалисты впервые осуществили ускоренную широкомасштабную автоматизацию и компьютеризацию производственных и управленческих операций, создав адаптивные информационные системы, сложный набор оптимизационных моделей и количественных методов, способных быстро обнаруживать и предлагать варианты ликвидации любого незапланированного отклонения на том или ином этапе производственного цикла.

В процессе реализации систем комплексного управления качеством американские специалисты пошли дальше классического тейлоризма и стали использовать идеи и принципы общей теории систем и кибернетики. Но на деле оказалось, что разработанные американцами концепции системного подхода к управлению качеством получили в Японии большее распространение, чем у себя на родине.

В японском менеджменте в центре внимания – человек. Там утверждается, что качество нельзя обеспечить путем проверки, т. е. с помощью технического контроля. Оно должно быть заложено в изделие с самых начальных этапов его создания. Качество нельзя получить путем проверки. Управление качеством с основным вниманием на контроль – это управление старого стиля. Контроль – это страх, это феодальный стиль управления. Нужен новый стиль – перестройка сознания, которая требует соответствующего образования и воспитания!

В японской системе подчеркивается, что 80-85% проблем качества связано с несовершенством системы управления производством, ответственность за которую несет высшее руководство.

Многие идеи японской системы управления качеством легли в основу создания международных стандартов ISO серии 9000, согласно которым каждая организация должна иметь сертификат качества, чтобы заказчики продукции или услуг доверяли их уровню и продолжали работать с компанией. Внедрение ISO 9000 привело к так называемой менеджерской революции. Она началась в Японии и с середины 80-х годов распространилась на США. Ее итогом стала ликвидация на предприятии бюрократической, жесткой иерархической фирмы и замена ее современной, состоящей из рыночно-ориентированных групп, отвечающих за продажу произведенных ими товаров, оригинальность их рекламы и соотношение «цена – качество».

Система тотального управления качеством (Total Quality Management) стала центральной идеей в японском менеджменте, стратегическим подходом к производству самого лучшего продукта или услуги. Система подразумевает отказ от традиционного противопоставления качества продукции и ее количества, исключает возможность снижения качества в целях увеличения выпуска. Соответственно исключаются противопоставление качества и эффективности, выбор стратегий – либо высокое качества, либо низкая цена.

Важнейшим компонентом системы является полное перераспределение ответственности за обеспечение качества на предприятии: она возлагается, прежде всего, на рабочих и линейный персонал. Рабочие контролируют предыдущие технологические операции и обязаны остановить конвейер и отправить изделие на доработку тому, кто допустил брак. Фамилия виновника высвечивается на табло в цехе или перед входом в столовую, что создает мощный стимул к бездефектной работе.

Особое место занимают вопросы взаимоотношений с поставщиками узлов и предметов торговли. Плохое качество комплектующих узлов и деталей может стать для организации фатальным. Поэтому крупные компании распространяют свою практику контроля качества на независимые фирмы субподрядчиков.

Важную роль в системе TQM играют известные «кружки контроля качества». Их деятельность хорошо описана в литературе, но нигде, кроме Японии, они не действуют так эффективно.

В традиционной системе контроля менеджер нацелен на выявление ошибок, отклонений, просчетов и проблем. В большинстве случаев речь идет также о том, чтобы найти виновных. В усложняющейся внешней среде предприятия столкнулись с задачей поиска методов опережающего контроля. Возникла новая система – контроллинг, область задач которой много шире традиционного контроля.

Контроллинг – это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц. Службы контроллинга стремятся так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем.

На первой стадии внедрения контроллинг действует как сигнальная система, которая оповещает о том, возникают ли и где именно негативные отклонения, чтобы своевременно принять противодействующие меры. Развитие контроллинга предполагает повышение ответственности каждого работника и использование ими методов самоконтроля и самоуправления. В итоге самостоятельность должна заменить зависимость, самоуправление – подчинение, доверие – контроль.

В 90-х годах ХХ века стали активно обсуждаться идеи бенчмаркинга, нового подхода к управлению предприятием, обеспечивающего рост его конкурентоспособности. Бенчмаркиг зародился в конце 50-х годов в Японии, но по-настоящему стал востребован в 90-х, когда набрала силу глобальная конкуренция, усилилось внимание к качеству и стала особенно остро ощущаться необходимость адаптации и использования мировых достижений в области производственных и бизнес-технологий. Естественной причиной интереса к бенчмаркингу стало развитие систем тотального управления качеством, позволяющих организации понять, что она делает «плохо», и как это может быть сделано лучше.

Основная идея бенчмаркинга – сравнение результатов своей деятельности с достижениями конкурентов. Она не является сверхновой, так как практикой сравнения занимались давно. Но если раньше только собирали информацию о конкурентах, то современный бенчматкинг – это инструмент для определения возможностей самосовершенствования. Бенчмаркинг – это и передовая технология конкурентного анализа, и способ непрерывного совершенствования, и сам процесс совершенствования, и важнейшее условие выживания организации в конкурентной борьбе. В основе бенчмаркинга лежат следующие положения: концентрация на качестве продукции и услуг, анализ и совершенствование бизнес-процессов, развитие системы тотального управления качеством в процессе планияование бенчмаркинговой деятельности, систематическое проведение внешнего бенчмаркинга.

Использование идей бенчмаркинга ознаменовало новый этап в развитии контроля. Если в традиционном контроле стандарты для сравнения берут из плана своего предприятия, разработанного на основе прошлого опыта, в стратегическом менеджменте – из представлений фирмы о будущем, то в бенчмаркинге их формируют на основе анализа результатов деятельности основного конкурента. При этом ставится задача непрерывного самосовершенствования и достижение превосходства над конкурентом. Но так как конкуренты не стоят на месте и тоже самосовершенствуются, то процесс развития становится всеобщим, развитие компаний ускоряется.

Фирма процесса контроля в менеджменте

Наличие системы контроля означает, что в компании есть способ удерживать деятельность под контролем. Существует огромное множество организаций, но принципы построения системы контроля универсальны для всех. Как правило, выделяет следующие семь элементов, раскрывающие суть создания системы контроля:

планирование в измеряемых параметрах,

сравнение планируемых и реальных результатов,

частота сравнения,

сообщение о заметных отклонениях,

оперативность информации,

выбор предпринимаемых действий,

оценка и эффективность затрат.

Cхема процесса контроля одинакова для всех типов организаций, но ее содержание зависит от выбранной системы управления. В механистических организациях, как правило, применяют жесткий контроль за работой, основное внимание направлено на соответствие текущей деятельности намеченным стандартам. В органических системах текущий контроль менее жесткий, но больше спрашивают за достижение требуемых результатов.

Измерение результатов является самым трудным и дорогостоящим элементом контроля. Поэтому существует правило, согласно которому менеджер не должен все и как можно точнее измерять. Ему следует принять для себя решение: что измерять, как часто и для чего в существующей системе управления на его предприятии.

Чем больше уровней управления в компании, тем меньше подчиненных у одного руководителя и тем, соответственно, уже охват контролем. Это более характерно для механистических структур. В органических структурах охват контролем, как правило, шире.

От принятой системы контроля зависит характер управления фирмой. Если контроля как такового нет, то управление осуществляется на основе реализации, т.е. Менеджеры следят за реализацией продукции и реагируют на ситуацию ее уменьшения или увеличения. Это допустимо в стабильной среде деятельности предприятия.

В нестабильной среде система управления на основе контроля становится необходимой. Если используется планирование от достигнутого, то стандарты берут из предыдущего опыта, если долгосрочное планирование – то стандарты определяют на основе экстраполяции. В стратегическом планировании стандарты устанавливают на основе представлений предприятия о будущем состоянии внешней среды и сформулированных им стратегий адаптации. В стратегическом менеджменте стандарты определяются исключительно на основе представления организации будущем состоянии, которого она должна достичь, и ее намерениях по изменению внешней среды деятельности. Соответственно контроль приобретает стратегический характер.

В очень изменчивой и агрессивной внешней среде стандартами, с которыми сравнивают фактические действия, становятся проекты будущего. Это могут быть проекты расширения влияния на рынке за счет новых захватов и поглощений, завоевания нового рынка, проекты конверсии и пр. Проекты концентрируют внимание на важнейших стратегических целях.

Использование бенчмаркинга позволяет знать конкурентов и самосовершенствоваться, чтобы превзойти их. Стратегические проекты позволяют поглощать, захватывать, ослаблять конкурентов, создавать с ними стратегические альянсы и совместные предприятия, то есть навязывать им свои правила игры. А это заставляет фирмы еще более интенсивно развиваться и самосовершенствоваться, используя комплексный подход к компании систем контроля.

Свойства эффективного контроля

Эффективность – основное требование, предъявляемое к системе контроля. Эффективность контроля проявляется в нескольких аспектах:

достижения целей контроля;

обеспечения желательного поведения работников;

соблюдения экономичности, означающей, что издержки на осуществление контроля окупаются.

Люди являются неотъемлемым элементом системы контроля в фирмы, на это обстоятельство, как правило, обращают внимание и теоретики, и практики. Человек имеет суждения, ожидания, рефлексию. Он склонен искать способы ухода от жесткого контроля, приспосабливаться к применяемым методам и стандартам. Если человек плохо мотивирован, то никакие, даже самые лучшие стандарты не будут достигнуты.

Человек всегда ведет себя в соответствии с ситуацией и очень чутко улавливает недостатки применяемой системы контроля. Если жестко контролировать дисциплину сотрудников, то это еще не будет означать, что придя на работу вовремя они будут усердно выполнять задания. Поэтому при разработке систем контроля менеджер должен учитывать поведение человека в компании.

Контроль должен быть наглядным и видимым. Его главное предназначение – предотвратить ошибки, отклонения от стандартов, не допустить кризисы, а не фиксация ошибок. Надо стремиться к тому, чтобы не схватить нарушителя за руку, а чтобы нарушения не произошло. Конечная цель контроля – решение задач, стоящих перед компанией, и своевременное предотвращение проблем, а не сбор текущей информации. Каждая фирма должна стремиться к тому, чтобы ее контрольный механизм был совершенным с точки зрения предназначения и конечных целей.

Контроль должен быть постоянным, а не эпизодическим. Если подчиненные знают, что их проверяют изредка, то они вычислят периоды наблюдений, и будут демонстрировать хорошую работу именно в эти время. Но здесь надо быть очень умелым менеджером, так как излишняя частота наблюдений сделает контроль очень дорогим, а непродуманная наглядность приведет к нежелательному поведению.

Поведение, ориентированное на контроль означает, что сотрудники всячески подчеркивают ту работу, где проводятся измерения, и пренебрегают той, где подобных измерений не ведется. Поэтому система контроля должна быть тщательно спроектирована, чтобы у сотрудников не было желания хорошо выглядеть при проведении контрольных измерений при полном игнорировании целей фирмы.

Например, строго контролируется своевременный приход на работу, а что сотрудник делает после этого, остается без внимания. В этом случае он будет всячески демонстрировать, что не опоздал, и заниматься делами, которые не имеют отношения к работе (звонить друзьям по телефону, просматривать в интернете криминальную хронику, долго курить в коридоре и пр.).

Другим аспектом проявления поведенческого эффекта является стремление работников скрывать истинную информацию и выдавать ту, за которую их поощряют. Например, если менеджера стимулируют за выполнение плана, то на предплановой стадии он будет занижать свои действительные возможности. В итоге будут потеряны ориентиры для развития, контролеры не будут знать, сколько ресурсов должно быть затрачено на самом деле и какие цели реально могут быть достигнуты.

Проведение контроля возможно в том случае, когда стандарты имеют количественное измерение и соответствуют контролируемому виду деятельности. Если цели трудно измерить, то следует попытаться найти какой-то косвенный показатель. Например, поставлена цель: улучшить психологический климат в коллективе организации. Ее трудно измерить, но косвенно можно оценить по количеству работников, довольных моральной обстановкой на предприятии. Если на момент постановки цели доля довольных, согласно анонимному опросу, составляла 30%, что собственно и послужило поводом к выдвижению подобной цели, а через год стала 50%, то можно считать, что работа по достижению цели действительно ведется. Но если требовалось довести этот показатель за год до 60%, то видно, что темпы движения к поставленной цели недостаточны и следует внести коррективы.

Отсутствие измерителя означает, что у менеджера нет показателя результативности, а подчиненные не знают, каких результатов им следует добиться. Менеджер вынужден управлять по наитию, реагируя лишь на ситуацию, которая при подобном подходе легко может выйти из-под контроля. Поэтому, если цели невозможно измерить, от них лучше отказаться.

Эффективный контроль должен быть простым и гибким. Избыточная сложность делает его непонятным для подчиненных и вызывает естественное желание все упростить, что может привести к еще большей запутанности. Отсутствие гибкости не позволяет своевременно отреагировать на происходящие изменения, приводит к потере результативности и управляемости в компании.

Способствует повышению эффективности контроля создание информационно-управляющих систем (ИУС), снабжающих менеджеров информацией для принятия управленческих решений и позволяющих подавать на каждый уровень управления только необходимую информацию.

Источники

revolution.allbest.ru Рефераты

aup.ru Административно-управленчиский портал

yurist-online.com Юрист онлайн

investments.academic.ru

КОНТРОЛЬ — это… Что такое КОНТРОЛЬ?

  • КОНТРОЛЬ — (фр. controle, происх. от controle, от role свиток, список). Поверка чьих либо действий, ведения книг и употребления сумм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНТРОЛЬ поверка и ревизия счетов или… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • контроль — я, м. contrôle m., > нем. Kontrolle. 1. Проверка деятельности кого , чего л.; наблюдение за кем ,чем л. с целью такой проверки. Сл. 18. Обязанностию квартианной команды было, за живущими в своих домах казаками .. блюсти строго, чтобы сии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОНТРОЛЬ — КОНТРОЛЬ, контроля, муж. (франц. controle). 1. Наблюдение, надсмотр над чем нибудь с целью проверки. Это не поддается контролю. Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве. 2. Учреждение, контролирующее чью нибудь деятельность.… …   Толковый словарь Ушакова

  • контроль — инспекция, проверка, наблюдение, надзор, контролирование, обследование, ревизия, осмотр, инспектирование, сличение; управление, отбор, испытание, осматривание, поверка, ревизовка Словарь русских синонимов. контроль см. проверка Словарь синонимов… …   Словарь синонимов

  • контроль — Деятельность, включающая, проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли… …   Справочник технического переводчика

  • Контроль — – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • контроль — один из относительно совершенных механизмов регуляции процессов познавательных. Произведен от влечений базальных, является как бы продуктом их вторичной «задержки» и может рассматриваться относительно них как структура мотивационная высшего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Контроль — (иноск.) повѣрка (вообще), наблюденіе за дѣйствіями (собств. учетъ): провѣрка счетовъ. Ср. При уничтоженіи фиктивнаго контроля (надъ экспортерами), покупатель и экспортеръ стали бы въ личныя отношенія другъ къ другу, и честные экспортеры… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • КОНТРОЛЬ — (от франц. controle проверка) 1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию,… …   Экономический словарь

  • Контроль — наблюдение над управляемым или подчиненным объектом, проверка соответствия технологии и соответствия законодательству. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Контроль — полномочия …   Словарь терминов антикризисного управления

  • finance_loan.academic.ru

    Что такое контроль?

    В разных источниках встречаются такие определения контроля, как:

    контроль — это процесс, обеспечивающий достижение фирмой поставленных целей;

    контроль — это управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка, учет результатов работы организации.

    Так или иначе, контроль является последней из основных функций менеджмента, после планирования, организации и мотивации и направлен на выявление нарушений, предупреждение отклонений и недостатков в результате работы, а также на их оперативное устранение. Главными инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности предприятия, учет и анализ. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов.

    Контроль необходим везде, где существует система, предназначенная для выполнения определённых задач и достижения определённых целей.

    Поэтому контроль — одна из ведущих функций управления после целеполагания. Если не выработана цель, то и нечего контролировать. Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Если в деятельности предприятия отсутствует контроль, то обязательно начинается хаос.

    Обоснование необходимости контроля в управленческой деятельности:

    1.     Исчезает неопределённость: никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля выявляют их и дают возможность корректировать программу действий.

    2.     Появляется возможность предотвращения кризисов: никакая организация функционирования объекта не страхует от ряда мелких ошибок и упущений. Если их вовремя не исправлять, их количество может превысить некую «критическую массу». Мероприятия контроля позволяют выявить и исправить их, не дожидаясь кризиса.

    3.     Выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.

    В работе направленной на обеспечение безопасности труда работников контроль должен выполнять ряд задач:

    1.     Выявление нарушений требований нормативных актов различных уровней.

    2.     Анализ причин этих нарушений (в том числе кадровых).

    3.     Коррекция, то есть разработка предложений по устранению выявленных нарушений.

    4.     Профилактика, то есть разработка мер по недопущению таких нарушений в дальнейшем.

    5.     Применение мер дисциплинарного и материального воздействия, то есть привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушения.

    Содержание функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организовывания, мотивирования). В то же время принятая система контроля будет влиять на содержание систем планирования, организации деятельности, мотивирования.

    Тесная связь контрольной функции с функцией планирования проявляется в формулировании целей и контрольных показателей, которые фиксируются в соответствующих планах, а также в том, что временные периоды осуществления обеих функций должны совпадать. Это означает, что по периодам осуществления контроль должен быть трех видов: стратегический, тактический и оперативный (подробнее о классификации видов контроля). Связь контроля с функцией организовывания прослеживается в решении проблемы централизации — децентрализации и установлении субъекта и объекта контроля. Чем выше нестабильность среды, тем актуальнее применение децентрализации по разным уровням иерархии.

    Субъекты и объекты контроля (подразделения, персонал) должны быть четко указаны в положениях о подразделениях и должностных инструкциях.

    Результаты контроля, в соответствии с теорией Портера-Лоулера, являются необходимым условием для мотивации персонала, т. к. именно результат (степень достижения цели) ведет к удовлетворенности трудом, и человек будет стремиться повторить то производственное поведение, которое привело к возникновению этого чувства. Именно поэтому критерии оценки труда должны быть четко сформулированы и быть понятны исполнителям. В этом смысле эффективность системы мотивации определяется эффективностью системы контроля.

    Эффективное сочетание различных видов контроля с учетом параметров внешней и внутренней среды — залог успеха функционирования организации.

    Наиболее распространенным заблуждением неопытного руководителя (начальника участка, цеха, структурного подразделения, мастера) является уверенность в том, что принятое им решение будет выполнено подчиненными автоматически, без особых усилий с его стороны. Управленческое решение может остаться нереализованным, если менеджер не осуществит некоторую организационную работу, не прибегнет к реализации таких управленческих функций, как регулирование и контроль действия подчинённых ему работников предприятия. Опытные, эффективно работающие руководители уже на стадии выработки решения ставят перед собой следующие организационные вопросы:

    Кто из подчиненных будет реализовывать данное управленческое решение?

    Каков уровень квалификации работника, который будет реализовывать данное управленческое решение?

    Насколько данное управленческое решение соответствует квалификации работника, который будет его реализовывать?

    Имеются ли ресурсы для выполнения данного управленческого решения, в каком объеме и все ли требования безопасности соблюдены?

    При обеспечении контролирующих функций (см. также принципы контроля) необходимо четко помнить, что контроль не должен быть чрезмерным, так как несущественные отклонения фактического состояния объекта (управляемой системы) от заданного, вызывающие срабатывание контрольных механизмов, делают эту систему неэкономичной. Также важно учесть, что чрезмерный контроль может переориентировать элементы управляемой системы с достижения поставленных целей на удовлетворение требований контроля.

    Еще читать о контроле здесь                                                                                                                         

    Информацию подготовил Игорь Жук

    bezopasnyitrud.info

    контроль — это… Что такое контроль?

  • КОНТРОЛЬ — (фр. controle, происх. от controle, от role свиток, список). Поверка чьих либо действий, ведения книг и употребления сумм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНТРОЛЬ поверка и ревизия счетов или… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • контроль — я, м. contrôle m., > нем. Kontrolle. 1. Проверка деятельности кого , чего л.; наблюдение за кем ,чем л. с целью такой проверки. Сл. 18. Обязанностию квартианной команды было, за живущими в своих домах казаками .. блюсти строго, чтобы сии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОНТРОЛЬ — КОНТРОЛЬ, контроля, муж. (франц. controle). 1. Наблюдение, надсмотр над чем нибудь с целью проверки. Это не поддается контролю. Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве. 2. Учреждение, контролирующее чью нибудь деятельность.… …   Толковый словарь Ушакова

  • контроль — инспекция, проверка, наблюдение, надзор, контролирование, обследование, ревизия, осмотр, инспектирование, сличение; управление, отбор, испытание, осматривание, поверка, ревизовка Словарь русских синонимов. контроль см. проверка Словарь синонимов… …   Словарь синонимов

  • контроль — Деятельность, включающая, проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли… …   Справочник технического переводчика

  • Контроль — – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • контроль — один из относительно совершенных механизмов регуляции процессов познавательных. Произведен от влечений базальных, является как бы продуктом их вторичной «задержки» и может рассматриваться относительно них как структура мотивационная высшего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Контроль — (иноск.) повѣрка (вообще), наблюденіе за дѣйствіями (собств. учетъ): провѣрка счетовъ. Ср. При уничтоженіи фиктивнаго контроля (надъ экспортерами), покупатель и экспортеръ стали бы въ личныя отношенія другъ къ другу, и честные экспортеры… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • КОНТРОЛЬ — (от франц. controle проверка) 1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию,… …   Экономический словарь

  • Контроль — наблюдение над управляемым или подчиненным объектом, проверка соответствия технологии и соответствия законодательству. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Контроль — полномочия …   Словарь терминов антикризисного управления

  • difficulties.academic.ru

    Внутренний контроль — это… Что такое Внутренний контроль?

    Внутренний контроль имеет широкое определение как процесс, осуществляемый органом управления организации или другими сотрудниками, с целью получить информацию относительно выполнения следующих задач:[1]

    Понятие внутреннего контроля

    Одной из основных функций бухгалтерского учёта является его защитная функция, заключающаяся в обеспечении охраны интересов собственника путём создания базы для осуществления финансового контроля. Однако реализация защитной функции требует наличия средств по осуществлению контроля. В первую очередь, это — внутренний контроль.

    Под внутренним контролем понимают систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций. При этом подразумевается не только и не столько функционирование контрольно-ревизионного подразделения организации, а создание системы всеобъемлющего контроля, когда он является делом не только ревизора, а всего аппарата управления предприятия.

    При разработке эффективной системы внутреннего контроля администрация предприятия ставит следующие цели:

    Внутренний контроль на предприятии состоит из трёх элементов:

    • контрольная среда,
    • учётная система,
    • контрольные процедуры.

    Контрольная среда

    Контрольная среда — это позиция, осведомлённость и практические действия собственников и руководства экономического субъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.[3]

    Элементы контрольной среды:

    • Стиль и основные принципы управления предприятием.
    • Организационная структура предприятия.
    • Кадровая политика.
    • Распределение ответственности и полномочий.
    • Внутренний управленческий учёт и подготовка отчётности для внутренних целей.
    • Подготовка бухгалтерской отчётности для внешних пользователей.

    Стиль работы руководства предприятия

    • Руководство предприятия должно создать атмосферу всеобъемлющего контроля.
    • Добросовестное и честное отношение к делу должно воспитываться у работников на основе соответствующего примера и оценки со стороны руководства.
    • Руководители предприятия должны разрабатывать фирменные «кодексы чести».
    • Руководители предприятия должны демонстрировать профессиональную компетентность.

    Организационная структура

    • Чёткая система власти и подчинённости («единоначалие»). Каждый работник должен знать, кому он подчинён и кому он может ставить задачи.
    • Однозначная регламентация ответственности сотрудников. Каждый работник должен понимать, за что он несёт ответственность и по каким критериям оцениваются результаты его деятельности.
    • Надлежащая система внутренней отчётности с целью точного учёта затраченных средств и полученных результатов. Каждый работник должен знать, когда, кому и по каким вопросам он должен представлять отчёт.
    • Анализ информационных потоков.

    Кадровая политика

    Кадровая политика осуществляется администрацией с целью формирования коллектива из необходимого числа сотрудников, обладающих:

    • честностью,
    • лояльностью,
    • квалификацией,
    • опытом,
    • потенциалом.

    Элементы кадровой политики:

    Распределение ответственности и полномочий

    Распределение ответственности и полномочий должно гарантировать правильное ведение хозяйственных операций и обеспечивать осуществление превентивной защитной функции бухгалтерского учёта. Для этого разрабатываются должностные инструкции. Для каждого сотрудника должностная инструкция определяет:

    • Кому подчинён работник.
    • Кем руководит работник.
    • Какую работу выполняет.
    • Какие решения полномочен принимать.
    • За что отвечает и каким образом несёт ответственность.
    • Какие документы исполняет и подписывает.
    • Чьи обязанности выполняет временно (при необходимости).

    Для предотвращения попыток отдельных лиц нарушать требования, следует обеспечивать разделение несовместимых функций. Например, с точки зрения управления активами между различными сотрудниками должны быть разделены следующие функции:

    • непосредственный доступ к активам,
    • разрешение на совершение операций с активами,
    • осуществление хозяйственных операций,
    • отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учёте.

    Внутренний управленческий учёт

    Цель управленческого учёта состоит в обеспечении информацией внутрипроизводственного планирования, управления и контроля. В управленческом учёте основное внимание обращается на центры ответственности — структурные подразделения, возглавляемые руководителями, которые несут ответственность за результаты их работы. При этом в сферу ответственности руководителя подразделения включаются лишь такие показатели издержек и выручки, на которые он реально может оказывать воздействие. Основным оценочным показателем обычно принимают прибыль, при этом руководствуются следующими правилами:

    • рост прибыли подразделения не должен вести к снижению прибыли всего предприятия,
    • прибыль каждого подразделения должна быть подсчитана объективно, независимо от прибыли всего предприятия,
    • результаты деятельности одного менеджера не должны зависеть от решений других менеджеров.

    Обеспечение соблюдения правил составления и представления внешней бухгалтерской отчётности

    На предприятии должны быть установлены жёсткие сроки подготовки внешней бухгалтерской отчётности (в том числе налоговой). Она не должна составляться в последний день установленного срока её представления. Должно оставаться время на проверку этой отчётности, её утверждение и подписание руководством. Сроки представления бухгалтерской отчётности внешним пользователям устанавливаются учётной политикой предприятия[4].

    Внутренний контроль системы бухгалтерского учёта

    Элементы системы бухгалтерского учёта

    • Учётная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учёта.
    • Организационная структура бухгалтерии.
    • Распределение обязанностей между бухгалтерами.
    • Организация бухгалтерского документооборота, то есть подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции.
    • Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах учёта и методы обобщения данных (форма бухгалтерского учёта).
    • Порядок подготовки бухгалтерской отчётности на основании данных регистров учёта.
    • Программное обеспечение, применяемое для ведения учёта и подготовки отчётности.
    • Внимание к критическим областям учёта, где риск возникновения ошибок особенно велик.

    Эффективная система бухгалтерского учёта должна обеспечивать :

    • отражение в учёте всех без исключения фактов хозяйственной деятельности,
    • однозначную идентификацию хозяйственных операций в первичных документах таким образом, чтобы не было расхождений в их толковании,
    • правильность оценки стоимости активов, обязательств и хозяйственных операций в денежном выражении,
    • отнесение фактов хозяйственной деятельности к тем периодам, в которые они имели место; определение точного времени совершения хозяйственных операций.
    • своевременное, правильное и оперативное формирование внешней и внутренней отчётности.

    Организация документооборота

    Одним из основных методов бухгалтерского учёта, обеспечивающим, в частности, реализацию его защитной функции, является «документация». Таким образом, неотъемлемое условие успешной работы любой бухгалтерии — правильная организация документооборота.

    Основные требования к бухгалтерскому учётному документу:

    • должен быть составлен по определённой форме, регламентированной соответствующим нормативным актом,
    • должен содержать все предусмотренные реквизиты,
    • должен быть составлен своевременно (для первичных документов — в момент совершения хозяйственной операции или непосредственно после её окончания),
    • заполнение его должно обеспечивать полную сохранность информации в течение времени, установленного для хранения документа (требование к качеству бумаги, краски и т. п.)[5].

    Исправления в бухгалтерских учётных документах обязательно оговариваются и подписываются всеми теми же лицами, которые подписали документ. В ряде кассовых и банковских документов исправления (даже и оговорённые) не допускаются.

    Для каждого типа документа в организации составляется и нормативно утверждается график документооборота, устанавливающий соответствие конкретных стадий цикла :

    • с ответственными лицами,
    • с установленными сроками обработки.

    График документооборота, таким образом, должен быть увязан:

    Жизненный цикл документа :

    1. Составление документа. либо Поступление документа в организацию.
    2. Сортировка документов.
    3. Проверка правильности оформления документа.
    4. Визирование документа должностными лицами.
    5. Утверждение документа.
    6. Регистрация документа.
    7. Исполнение документа.
    8. Формирование бухгалтерской записи (при необходимости).
    9. Текущее хранение документа.
    10. Передача документа в архив организации. либо Уничтожение документа.
    11. Передача в государственный архив (при необходимости)[6].

    Процедуры внутреннего контроля

    Внутренний бухгалтерский контроль

    Внутренний бухгалтерский контроль — контроль, осуществляемый бухгалтерскими службами в процессе обработки и принятия к учёту хозяйственной информации.

    Средства внутреннего бухгалтерского контроля:

    • Проверка первичных учётных документов при принятии к учёту.
    • Документальное подтверждение и санкционирование всех бухгалтерских записей.
    • Распределение обязанностей между различными лицами:
      • по подготовке первичного учётного документа.
      • по санкционированию хозяйственной операции,
      • по разноске операции по счетам учёта.
    • Контроль за взаимосвязанными операциями (например, перечисление средств и получение товара).
    • Проверка полноты бухгалтерских записей при внесении их в компьютер.
    • Регулярная сверка счетов с составлением пробного баланса.
    • Регулярная сверка взаиморасчётов с дебиторами и кредиторами.
    • Сверка данных учёта:
      • с выписками из счетов в банках,
      • с остатками, выведенными по кассовой книге.
    • Осуществление контроля за соблюдением смет расходов.
    • Обеспечение сохранности и конфиденциальности информации:
    • Предотвращение злоупотреблений в результате тайного сговора работников:
      • разделение обязанностей,
      • ротация обязанностей,
      • предоставление регулярных ежегодных отпусков всем сотрудникам в соответствии с графиком[7].

    Внутренний управленческий контроль

    Под внутренним управленческим контролем подразумевают контроль, осуществляемый в ходе деятельности органов управления предприятием. Управленческий контроль проводится по направлениям стратегии развития хозяйствующего субъекта:

    Средства внутреннего управленческого контроля:

    • Создание эффективной системы внутренней отчётности.
    • Определение периодичности и сроков представления внутренней отчётности.
    • Регулярные консультации о ценности и достаточности представляемой управленческой информации.

    Служба внутреннего контроля

    Задачи службы внутреннего контроля

    По решению и в интересах органов управления в организации могут создаваться специализированные подразделения внутреннего контроля. Такое подразделение (служба внутреннего контроля) может подчиняться:

    Для ряда предприятий создание ревизионной комиссии, контролирующей работу аппарата управления и отчитывающейся перед собственником на ежегодном общем собрании, регламентировано законодательством:

    Основные задачи, возлагаемые на службу внутреннего контроля (СВК) :

    Полномочия службы внутреннего контроля

    Обязанности, возлагаемые на СВК
    • Обеспечение текущего анализа финансового положения.
    • Проведение регулярных проверок структурных подразделений.
    • Информирование руководства о всех выявленных случаях нарушений нормативных актов всех уровней (включая локальные).
    • Информирование руководства о вновь выявленных рисках.
    • Документирование проверок и оформление заключений по ним.
    • Разработка рекомендаций по устранению выявленных нарушений и недостатков.
    • Осуществления контроля за выполнением этих рекомендаций.
    Права работников СВК

    (определяются Положением о внутренним контроле или уставом CВК)

    • Получать от работников проверяемых подразделений необходимые документы.
    • Требовать личного объяснения работника по поставленным вопросам, входящим в компетенцию СВК.
    • Снимать копии с документов и файлов.
    • Определять соответствие деятельности работников требованиям нормативных актов.
    • Выдавать временные предписания о прекращении и недопущении действий, имеющих состав нарушения.
    • Привлекать в целях внутреннего контроля работников других подразделений.

    Принципы функционирования службы внутреннего контроля

    • Принцип ответственности — каждый контролёр (субъект контроля) несёт экономическую, административную и дисциплинарную ответственность за надлежащее выполнение контрольных функций.
    • Принцип сбалансированности — субъекту контроля нельзя поручать выполнение контрольных функций, не обеспечив соответствующими организационными (приказами, инструкциями) и техническими (программами, счётными устройствами) средствами.
    • Принцип своевременности сообщения о выявленных отклонениях лицам, непосредственно принимающим решения.
    • Принцип интеграции — СВК является частью системы управления и должна методами контроля способствовать оптимизации её деятельности.
    • Принцип соответствия — степень сложности СВК организации должна соответствовать сложности бизнеса.
    • Принцип постоянства — все объекты контроля должны подлежать постоянному наблюдению, мероприятия контроля должны осуществляться последовательно и регулярно.
    • Принцип комплексности — при проведении контроля должны рассматриваться полностью все аспекты деятельности проверяемого подразделения или работника.
    • Принцип распределения обязанностей — выполнение требований по формированию контрольной среды.
    • Принцип подконтрольности каждого субъекта — выполнение контрольных функций одним субъектом контроля подконтрольно на предмет качества другому субъекту контроля (внутреннего либо внешнего).
    • Принцип ущемления интересов — необходимо с помощью нормативных актов создавать условия, при которых любые деструктивные отклонения ставят в экономически невыгодное положение структурное подразделение или конкретного работника.
    • Принцип недопущения сосредоточения прав контроля в руках одного лица.
    • Принцип заинтересованности руководства организации в наиболее эффективном функционировании СВК.
    • Принцип неснижения эффективности работы контролируемых подразделений во время осуществления мероприятий контроля.
    • Принцип целесообразности — исключение излишних контрольных процедур с учётом уровня существенности выявляемых нарушений (стоимость мероприятий контроля не должна оказаться больше, чем ущерб от последствий нарушения).
    • Принцип расстановки приоритетов в соответствии с рисками. Тотальный контроль за стандартными текущими операциями нерационален, он только отвлекает силы специалистов от решения проблем, серьёзно влияющих на финансовое положение организации.
    • Принцип единичной ответственности — недопустимо закрепление одной и той же контрольной функции за несколькими субъектами контроля, что приведёт к безответственности, затрате излишних сил и средств.
    • Принцип замещения — временное или окончательное выбытие отдельных контролёров не должно прерывать контрольные процедуры или затруднять их совершение. необходимо добиваться, чтобы каждый контролёр владел рядом смежных функций[8] .

    Внутренний контроль и управление рисками

    Контроль за основными видами рисков предпринимательской деятельности организуется службой внутреннего контроля на трёх уровнях.

    На индивидуальном уровне

    На индивидуальном уровне (уровне работника) актуальны следующие виды рисков:

    Меры контроля за указанными рисками:

    1. Предварительный контроль
    2. Текущий контроль
      • контроль объёмов ресурсов, выдаваемых, оплачиваемых или привлекаемых одним лицом,
      • контроль объёмов хозяйственных операций и сделок, превышающих по сумме определённый лимит.
    3. Последующий контроль
      • контроль правильности ведения работником первичной документации,
      • контроль проведения в полном объёме установленных процедур сверки, согласования и визирования платёжных документов,
      • контроль процедуры формирования на базе первичных документов учётных и отчётных данных.

    На микроуровне

    На микроуровне (уровне предприятия) актуальны следующие виды рисков:

    Меры контроля за указанными рисками:

    1. Предварительный контроль
      • контроль наличия качественных ограничений рисков на каждом уровне принятия решений,
      • контроль наличия в каждом подразделении документально установленных полномочий и ответственности,
      • контроль наличия в организации плана оперативных действий на случай временного кассового дефицита.
    2. Текущий контроль
      • контроль достоверности представляемой руководству информации о текущем состоянии показателей рынка,
      • контроль соблюдения подразделениями и должностными лицами обязательств, принятых организацией.
      • контроль практической реализации принципа коллегиальности решений (если такая коллегиальность предусмотрена уставом),
      • контроль соблюдения юридической правомерности и экономической целесообразности заключаемых сделок,
      • контроль соответствия данных финансовой отчётности регистрам синтетического и аналитического бухгалтерского учёта.
    3. Последующий контроль — анализ работы по управлению рисками.

    На макроуровне

    На макроуровне (уровне внешних событий) актуальны следующие виды рисков:

    • риск снижения доходности рынка,
    • риск изменения тенденций экономического развития,
    • риск неблагоприятной государственной экономической политики,
    • риск неблагоприятных условий предпринимательства,

    Меры контроля за указанными рисками:

    1. Предварительный контроль
      • контроль информированности руководства о предложениях аналитических служб по текущей ситуации,
      • контроль информированности руководства о прогнозах развития ситуации на соответствующем сегменте рынка.
    2. Текущий контроль
    3. Последующий контроль — сравнение соответствия выводов и рекомендаций аналитических служб реальному развитию ситуации[9] .

    Ограничения эффективности системы внутреннего контроля

    Система внутреннего контроля, как бы хорошо она не была организована, не может безусловно предотвращать любые негативные тенденции в силу влияния ряда ограничений, присущих любой системе контроля:

    • Возможность ошибки.
    • Возможность злоупотребления, в том числе сговора между контролируемыми и контролирующими лицами.
    • Ненадлежащее вмешательство руководства в работу системы внутреннего контроля. (например, в компьютерную программу встроено средство защиты, блокирующее введение суммы, превышающей определённую величину, и требующее специального подтверждения верности операции. Бухгалтер не понимает назначения блокировки, воспринимая её как сбой программы, приглашает программиста, который снимает блокировку).
    • Отсутствие адекватной реакции на информацию, представляемую системой внутреннего контроля. (например, в компьютерной программе предусмотрена функция подготовки специального отчёта об операциях, превышающих определённую сумму, или о необычных операциях; но руководство не интересуется этим вопросом или вообще не знает о такой возможности).

    Типичные ошибки в организации внутреннего контроля:

    • Контроль «по случаю» — не постоянный и всеобъемлющий, а приуроченный к каким-либо событиям или (не дай бог) по итогам уже возникшей критической ситуации.
    • Тотальный контроль — руководитель, решивший контролировать всё и вся, не повышает ответственность сотрудников, а освобождает от неё.
    • Скрытый контроль — неблагоприятное воздействие на морально-психологическую атмосферу в коллективе, задушение инициативы. (Позор, чувство вины — не то, на чём можно строить нормальные отношения в коллективе; скрытый контроль вызывает чувство досады, и это его единственный ощутимый результат).
    • Контроль любимого участка — чаще того, в делах которого руководитель чувствует себя специалистом.
    • Контроль-проформа — видимость контроля по причине безусловной презумпции добросовестности сотрудников.
    • Контроль-недоверие — оценка успешности контроля по количеству выявленных нарушений.
    • Контроль без обратной связи — придерживание результатов контроля для различных целей (например, при разговоре о повышении заработной платы).
    • Поверхностный контроль (например, контроль прихода и ухода с работы вместо контроля её результатов).[10]

    Отличие от внутреннего аудита

    Понятие внутренний контроль является более общим понятием, чем внутренний аудит, хотя нередко они используются как синонимы. Так, в банковской сфере задачей внутреннего аудита является проверка финансовой отчётности на корректность, а внутренний контроль включает также и мероприятия по оценке финансовых рисков.[11] Иначе говоря, оценка эффективности и рациональности деятельности, являющаяся основной задачей внутреннего контроля, может иметь второстепенное значение (или не иметь вообще никакого значения) в рамках внутреннего аудита, задачей которого является соответствие формальным требованиям.

    Примечания

    1. «Internal Control — Integrated Framework». Committee of Sponsoring Organizations (COSO).
    2. Малолетко А.Н. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 93 — 97. — 312 с. — ISBN 5-85971-433-5
    3. Бровкина Н.Д. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — Москва: ИНФРА-М, 2007. — С. 91. — 346 с. — ISBN 978-5-16-003022-7
    4. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит. — Москва: Финстатинформ, 2001. — 239 с. — ISBN 5-7866-0138-2
    5. Дубоносов Е.С., Петрухин А.А. Судебная бухгалтерия: Курс лекций. — Москва: Книжный мир, 2005. — С. 43 — 44. — 197 с. — ISBN 5-8041-0192-7
    6. Бухгалтерское дело / Р.Б.Шахбанов. — Москва: Магистр, 2010. — С. 178 — 188. — 383 с. — ISBN 978-5-9776-0128-3
    7. М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — Москва: КНОРУС, 2006. — С. 60 — 81. — 640 с. — ISBN 978-5-85971-641-8
    8. Соколов Б.Н., Рукин В.В. Системы внутреннего контроля (организация, методика, практика). — Москва: Экономика, 2007. — С. 16 — 19. — 442 с. — ISBN 978-5-282-02725-9
    9. Фомичёв А.Н. Риск-менеджмент. — Москва: Дашков и К, 2009. — С. 226 — 238. — 374 с.
    10. Вересов Н.Н. Все схвачено: психологические аспекты и сущность управленческого контроля (2005). Архивировано из первоисточника 25 марта 2012. Проверено 16 сентября 2011.
    11. И. М. Малышевская. «Внутренний контроль в банке: проблемы и парадоксы.».

    См. также

    dic.academic.ru

    КОНТРОЛЬ — это… Что такое КОНТРОЛЬ?

  • контроль — я, м. contrôle m., > нем. Kontrolle. 1. Проверка деятельности кого , чего л.; наблюдение за кем ,чем л. с целью такой проверки. Сл. 18. Обязанностию квартианной команды было, за живущими в своих домах казаками .. блюсти строго, чтобы сии… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • КОНТРОЛЬ — КОНТРОЛЬ, контроля, муж. (франц. controle). 1. Наблюдение, надсмотр над чем нибудь с целью проверки. Это не поддается контролю. Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве. 2. Учреждение, контролирующее чью нибудь деятельность.… …   Толковый словарь Ушакова

  • контроль — инспекция, проверка, наблюдение, надзор, контролирование, обследование, ревизия, осмотр, инспектирование, сличение; управление, отбор, испытание, осматривание, поверка, ревизовка Словарь русских синонимов. контроль см. проверка Словарь синонимов… …   Словарь синонимов

  • контроль — Деятельность, включающая, проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик (с целью калибровки) объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли… …   Справочник технического переводчика

  • Контроль — – деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения достигнуто ли соответствие по… …   Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

  • контроль — один из относительно совершенных механизмов регуляции процессов познавательных. Произведен от влечений базальных, является как бы продуктом их вторичной «задержки» и может рассматриваться относительно них как структура мотивационная высшего… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Контроль — (иноск.) повѣрка (вообще), наблюденіе за дѣйствіями (собств. учетъ): провѣрка счетовъ. Ср. При уничтоженіи фиктивнаго контроля (надъ экспортерами), покупатель и экспортеръ стали бы въ личныя отношенія другъ къ другу, и честные экспортеры… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • КОНТРОЛЬ — (от франц. controle проверка) 1) составная часть управления экономическими объектами и процессами, заключающаяся в наблюдении за объектом с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию,… …   Экономический словарь

  • Контроль — наблюдение над управляемым или подчиненным объектом, проверка соответствия технологии и соответствия законодательству. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • Контроль — полномочия …   Словарь терминов антикризисного управления

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *