О полномочиях должностных лиц Роструда составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях
Проверки государственной инспекцией труда — это один из самых больших страхов руководителей. Инспекторов боятся даже те, кто ведет свою деятельность честно и с соблюдением всех требований законодательства. Связано это с тем, что, как показывает практика, проверяющий при желании может всегда найти нарушения. А если выявлено серьезное нарушение, то штрафа уже не избежать. Однако, как говорится, «осведомлен — значит вооружен». Поэтому, чтобы вооружить наших читателей, Факультет Медицинского Права решил немного рассказать о Федеральной службе по труду и занятости (далее — Роструд) в целом, о государственном контроле трудового законодательства, и особо заострить внимание на должностных лицах Роструда и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
Как известно, Роструд является федеральным органом исполнительной власти. Данный орган осуществляет функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан (п. 1. Положения о Федеральной службе по труду и занятости (далее — Положение о Роструде), утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324).
Государственные инспекции труда
В соответствии с п. 4 Положения, Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а именно через государственные инспекции труда (далее по тексту также — ГИТ), во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Полномочия Роструда
Полный Перечень полномочий Роструда указан в отдельном разделе Положения о Роструде, а именно в разделе «Полномочия». В данной статье хотелось бы обратить особое внимание на полномочия Роструда именно в сфере государственного надзора и контроля. Так, к полномочиям должностных лиц Роструда, например, относится право осуществлять контроль и надзор:
- за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации;
- за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением, исчислением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;
- за порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.
Более подробную информацию о Роструде Вы можете прочесть в другой нашей статье: «Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)».
Выявление нарушений в результате государственного контроля и надзора
Как было сказано выше, государственный контроль и надзор Роструд осуществляет посредством проверок или обследований.
Если при проведении проверки были выявлены факты нарушения трудового законодательства, проверяющие обязаны выдать предписание об устранении выявленных нарушений, а также принять меры по контролю за их устранением. В предписании должны быть указаны сроки устранения нарушений и (или) проведения соответствующих предупреждающих мероприятий.
Однако, если такое предписание не будет выполнено в установленные сроки, либо, если в ходе проверки были выявлены нарушения, которые носят серьезный характер, возникает необходимость привлечения виновных в этом лиц к административной ответственности. В частности, именно на привлечении к административной ответственности нам бы и хотелось остановиться подробнее.
Привлечение к административной ответственности за нарушение требований трудового законодательства
Как известно, процесс привлечения лиц к административной ответственности условно состоит из двух стадий:
- Возбуждение дела об административном правонарушении;
- Рассмотрение дела об административном правонарушении;
Третьей по счету может быть стадия «Обжалование постановлений по делу об административных правонарушениях», однако, как очевидно, она носит факультативный характер.
Фактически, должностные лица Роструда могут принимать непосредственное участие в первых двух стадиях. Это вытекает из абзаца «и» п. 13 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875. Согласно данной норме, должностные лица Роструда, в частности, имеют право составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.
Что касается протоколов об административных правонарушениях, то, по сути, факт составления такого документа и является началом стадии возбуждения административного дела, а значит и началом процесса привлечения лица к административной ответственности. Именно поэтому, как мы уже говорили ранее, в данной статье особое внимание хотелось бы уделить именно протоколам об административных правонарушениях, а точнее должностным лицам Роструда и Государственных инспекций труда, уполномоченных составлять такие документы.
Перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях
Как известно, согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях устанавливается соответственно следующими органами: уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или Банком России.
В сфере надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства таким органом является Роструд. В частности, до недавнего времени в РФ действовал Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.04.2006 № 60, которым и был утвержден перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако, относительно недавно, а точнее 11 октября 2015 года вступил в силу новый перечень должностных лиц Роструда и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях (далее — Перечень). Данный Перечень был утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 02.09.2015 № 238.
К сожалению, обычному человек на первый взгляд перечень может показаться довольно запутанным. Поэтому Факультет Медицинского Права и решил разъяснить этот вопрос подробнее.
Так, согласно Перечню, должностные лица Роструда могут составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.27 — 5.34, 14.54, 15.34, 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 1 и 23 статьи 19.5, статьей 19.6, частью 1 статьи 19.26, частью 1 статьи 20.25 Кодекса об административных правонарушениях (далее по тексту также — КоАП).
В соответствии с п. 1 и 2 Перечня, к лицам, уполномоченным составлять протоколы в отношении перечисленных выше статей относятся:
- главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
- руководители структурных подразделений Федеральной службы по труду и занятости — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
- главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации, их заместители;
- руководители структурных подразделений соответствующих государственных инспекций труда — главные государственные инспекторы труда, их заместители;
- главные государственные инспекторы труда соответствующих государственных инспекций труда;
- главные государственные инспекторы труда;
- старшие государственные инспекторы труда;
- государственные инспекторы труда.
Важно обратить внимание, что из вышеуказанного списка должностных лиц особняком стоят старшие государственные и государственные инспекторы труда, которые в отличии от своих коллег, имеют некоторые ограничения в полномочиях составлять протоколы. В то же время, лица, которые заняты на иных должностях, предусмотренных Перечнем, имеют полную свободу в составлении протоколов абсолютно по всем статьям КоАП, указанным выше.
Что же касается старших государственных и государственных инспекторов труда, то они не вправе составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих случаях:
- В отношении граждан и должностных лиц по административным правонарушениям, предусмотренным:
- Частью 1 статьи 19.4 «Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль»
- В отношении юридических лиц по административным правонарушениям, предусмотренным:
- Статьей 5.27 «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
- Частью 1 статьи 5.27.1 «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи»
- Частью 2 статьи 5.27.1 «Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение»
- Частью 3 статьи 5.27.1 «Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний»
- Частью 4 статьи 5.27.1 «Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты»
- Частью 1 статьи 14.54 «Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда»
- Статьей 17.7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении»
- Статьей 19.4.1 «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля»
Впрочем, протокол об административных правонарушениях, как уже было замечено ранее, является лишь первичным «звеном» в процессе привлечения лица к административной ответственности. Поэтому, в продолжение темы о новом перечне должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, нам бы также хотелось затронуть такой несомненно важный вопрос, как перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
Перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
По сути рассмотрение дел об административных правонарушениях является основной стадией привлечения лица к административной ответственности. Именно на этой стадии решается принципиальный вопрос о виновности/невиновности лица в совершении административного правонарушении, назначении правонарушителю того или иного вида административного наказания или прекращения производства по делу.
Выше в статье мы уже говорили о том, что Роструд, в частности, уполномочен в некоторых случаях рассматривать дела об административных правонарушениях. При чем, как и в ситуации с протоколами, при рассмотрении Рострудом дел об административных правонарушениях существует определенный перечень должностных лиц, имеющих на это право. Такой перечень четко установлен в п. 2 ст. 23.12 КоАП РФ.
При просмотре этой нормы, первое, что бросается в глаза, — это то, что перечень должностных лиц Роструда, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, не отличается от полного списка тех же работников, уполномоченных на составление протоколов. Однако, есть и некоторые различия. Одним из таковых является то, что в отличии от составления протоколов, когда в отношении старших государственных и государственных инспекторов устанавливались некоторые ограничения в полномочиях, при рассмотрении дел, каких-либо дискриминационных мер для таких лиц не предусмотрено. То есть рассматривать дела об административных правонарушениях старшие государственные и государственные инспекторы труда имеют право наравне со всеми остальными сотрудниками Роструда.
Впрочем, более важным является как раз п. 1 уже упомянутой ст. 23.12, согласно которому Роструд в целом, а значит и все его должностные лица, имеют право на рассмотрение дел в отношении четко ограниченного круга статей КоАП РФ. При этом таковой круг несколько «уже» нежели список статей, по которым проверяющие могут возбуждать дела об административных правонарушениях. В некоторых случаях после составления должностным лицом Роструда протокола об административном правонарушении, проверяющий не имеет права на то, чтобы самому рассмотреть дело, и обязан будет направить таковой протокол на рассмотрение судье. Кроме того, по делам об административных правонарушениях, возбужденных в ходе административного расследования, сотрудник государственной инспекции труда также обязан будет передать протокол на рассмотрение судье.
Как мы видим, тема рассмотрения дел об административных правонарушениях достаточно запутана и имеет некоторые особенности и нюансы. Поэтому мы решили составить таблицу, в которой наглядно отражены полномочия лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях по статьям КоАП, в отношении которых должностные лица Роструда имеют право составлять протоколы. С этой таблицей Вы можете ознакомиться ниже:
Вид АП (статья КоАП РФ) |
Кем рассматривается дело об АП |
---|---|
Статья 5.27: Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права | |
Часть 1 Статьи 5.27: Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 2 Статьи 5.27: Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 3 Статьи 5.27: Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 4 Статьи 5.27: Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Судьи |
Часть 5 Статьи 5.27: Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Судьи |
Статья 5.27.1: Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации | |
Часть 1 Статьи 5.27.1: Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 2 Статьи 5.27.1: Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 3 Статьи 5.27.1: Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 4 Статьи 5.27.1: Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 5 Статьи 5.27.1: Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Судьи |
Статья 5.28. Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения | |
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки | ГИТ |
Статья 5.29. Непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения | |
Непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в срок, установленный законом, информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения | ГИТ |
Статья 5.30. Необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения | |
Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, соглашения | ГИТ |
Статья 5.31. Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению | |
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению | ГИТ |
Статья 5.32. Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах | |
Уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (такой конференции) | ГИТ |
Статья 5.33. Невыполнение соглашения | |
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры | ГИТ |
Статья 5.34. Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки | |
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки | ГИТ |
Статья 14.54. Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда | |
Часть 1 Статьи 14.54: Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда |
Судьи в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или ГИТ |
Часть 2 Статьи 14.54: Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение |
Судьи |
Статья 15.34. Сокрытие страхового случая | |
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | ГИТ |
Статья 17.7. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении | |
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении | Судьи |
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль | |
Часть 1 Статьи 19.4: Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль |
Судьи |
Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля | |
Часть 1 Статьи 19.4.1: Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса |
Судьи |
Часть 2 Статьи 19.4.1: Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки |
Судьи |
Часть 3 Статьи 19.4.1: Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи |
Судьи |
Статья 19.5: Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль | |
Часть 1 Статьи 19.5: Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства |
Судьи |
Часть 23 Статьи 19.5: Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права |
Судьи |
Статья 19.6: Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения | |
Непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения | Судьи |
Статья 20.25. Уклонение от исполнения административного наказания | |
Часть 1 Статьи 20.25: Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом |
Судьи |
В продолжение темы о рассмотрении дел об административных правонарушениях также хотелось бы отметить, что неким конечным итогом данной стадии будет являться постановление по делу об административном правонарушении. Общие положения по данному вопросу освещены нами в другой статье: «Постановление по делу об административном правонарушении». Однако, и в настоящей статье мы также уделим внимание некоторым особенностям, связанным как раз с составлением такого документа.
Некоторые нюансы составления постановления по делу об административном правонарушении в области трудового законодательства
Как мы уже говорили, по сути процесс привлечения лица к административной ответственности начинается с момента составления протокола об административном правонарушении. Конечной точкой такого процесса будет являться составление административного постановления.
Однако, законодательством предусмотрены некоторые случаи, когда постановления по делам об административных правонарушениях о назначении административного наказания могут составляться без составления протокола об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). При этом, чтобы вынести постановление без составления протокола должны быть соблюдены одновременно все следующие условия:
- административное наказание назначается в виде предупреждения или административного штрафа;
- административное наказание выносится в отношении физических лиц;
- лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание
Подпишитесь на нас
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права.
Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.Что интересно, чаще всего такая упрощенная форма привлечения к административной ответственности присуща органам дорожного регулирования и ранее к проверкам трудового законодательства отношения не имела. Однако, одним из отличий нового Перечня должностных лиц Роструда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, от старого, является то, что в новом Перечне появилась норма, которая наделяет сотрудников государственных инспекций труда, в том числе, и правом выносить постановления об административных правонарушениях без составления протокола.
Заметим, что КоАП в некоторых случаях действительно предусматривает назначение предупреждения или административного штрафа в отношении физических лиц за правонарушения в области трудового законодательства. В частности, к статьям, в которых это установлено, относятся статьи 5.27, 5.27.1, 15.34, 17.7, а также часть 1 статьи 19.4, часть 1 статьи 19.4.1, части 1 и 23 статьи 19.5 и часть 1 статьи 20.25. Таким образом, теперь, если физическое лицо, совершит правонарушение, указанное в перечисленных статьях, должностные лица Роструда смогут воспользоваться своим правом на упрощенную форму привлечения к административной ответственности и вынести постановление по делу об административном правонарушении без составления протокола.
Однако, в случае же с медицинскими организациями, основными фигурантами дела на практике в основном являются должностные и юридические лица. Поэтому при проверках государственными инспекциями труда медицинских организаций, для привлечения лица к административной ответственности проверяющему чаще всего все-таки будет необходимо составить протокол об административном правонарушении.
Резюме
В завершение хотелось бы сказать о том, что фактически, должностные лица Роструда, как, впрочем, и представители любой иной публичной администрации, при осуществлении своей властной деятельности должны в первую очередь руководствоваться принципом «Разрешено только то, что прямо предусмотрено законом». Однако, должностные лица Роструда в процессе проведения проверок медицинских или фармацевтических организаций могут порой выходить за рамки своих полномочий, тем самым нарушая права и законные интересы проверяемых лиц. Факты таких нарушений будут служить важным доказательством, если руководитель медицинской организации решит обжаловать в дальнейшем действия (бездействия) проверяющих. В связи с этим, надеемся, что информация, представленная в настоящей статье, даст возможность руководителям проверяемых организаций быть начеку и в курсе дела.
www.kormed.ru
Комментарии к Статье 28.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Статья 28.3 КоАП РФ. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
Комментарий к статье 28.3 КоАП РФ:
1. Цель данной статьи — обеспечение законности и обоснованности возбуждения дел об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. ст. 28.1 и 28.2).
2. В ч. 1 данной статьи устанавливается, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с главой 23 Кодекса (ст. ст. 23.3 — 23.76). Вместе с тем в ч. 1 данной статьи предусмотрена возможность предоставления права составлять упомянутые протоколы должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов, на которые возложены контрольно-надзорные функции федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, но которые не отнесены КоАП РФ к субъектам административной юрисдикции.
Кроме того, учитывая тенденцию передачи полномочий Российской Федерации по осуществлению контроля и надзора в ведение субъектов РФ, в частности в сферах природопользования, жилищно-коммунального хозяйства и по некоторым другим вопросам, в указанной части данной статьи предусмотрено право должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ также составлять протоколы об административных правонарушениях по отдельным статьям КоАП РФ, что закреплено в соответствующих пунктах ч. 2 данной статьи.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
Таким образом, ч. 1 комментируемой статьи содержит общие правила определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
3. Круг лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ч. ч. 2, 3 и 4 ст. 14.1 и ст. 19.20, значительно расширен нормами ч. 3 рассматриваемой статьи за счет указания на должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий. Круг таких органов и их компетенция в области лицензирования определяются Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В этой же части данной статьи установлено право должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, составлять протоколы об умышленном невыполнении их законных требований (ст. 17.7), о заведомо ложных показаниях свидетеля, заключении эксперта и некоторых других участников производства (ст. 17.9).
В связи с установлением административной ответственности за заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении государственного надзора (контроля), предусмотренной ст. 19.26 Кодекса, в ч. 3 данной статьи внесено соответствующее изменение. Введено общее правило: помимо случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи, протоколы по ст. 19.26 вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль).
4. Часть 4 данной статьи содержит отсылочную норму, указывая, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. ч. 1 — 3 данной статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Ныне такие перечни утверждены заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и опубликованы в установленном порядке.
В настоящее время идет процесс передачи ряда надзорных и контрольных полномочий в ведение уполномоченных органов субъектов РФ, в том числе в сфере охраны природных объектов. В этой связи в ч. 4 комментируемой статьи предусмотрено право указанных выше органов определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена КоАП РФ.
Вместе с тем органы исполнительной власти субъектов РФ должны определять перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, ответственность за которые установлена законом соответствующего субъекта РФ.
5. Часть 5 комментируемой статьи в исключение из общих правил, установленных ч. 1 статьи, определяет перечень лиц, не являющихся, как правило, должностными лицами органов исполнительной власти, но в силу возложенных на них задач и функций вправе составлять протоколы об административных правонарушениях по конкретным статьям Особенной части КоАП РФ. Это члены коллегиальных органов административной юрисдикции, инспекторы Счетной палаты РФ, капитаны морских судов и др.
В п. 12 этой же ч. 5 предусмотрено право должностных лиц, вынесших постановление об административных наказаниях в виде административного штрафа в отношении физических лиц, составлять протоколы по ст. 20.25 КоАП РФ, устанавливающие ответственность за неуплату административного штрафа в установленный срок. По делам, рассмотренным судьями, такие протоколы составляют судебные приставы-исполнители.
6. Часть 6 комментируемой статьи относит к ведению субъекта РФ определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 3 и 4 ст. 14.1 и ч. ч. 2 и 3 ст. 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которой осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
www.kodap.ru
74. Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — об административных правонарушениях
2) должностные лица налоговых органов — об административных правонарушениях,
3) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
4) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
3. Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
4. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3и 6.2 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
5. Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять:
1) члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума
2) члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
3) инспектора Счетной палаты Российской Федерации, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации
6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, а также протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 и частями 2 и 3 статьи 19.20 в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
7. Должностные лица органов местного самоуправления, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.4.1,частью 1 статьи 19.5, статьей 19.7 настоящего Кодекса, при осуществлении муниципального контроля.
studfiles.net
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации:
1) должностные лица органов внутренних дел (милиции) – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10, 5.11, 5.14, 5.15, 5.21, 5.35 – 5.43, 6.3, 6.6 – 6.14, 7.1, частями 2 и 3 статьи 7.2, статьями 7.3 – 7.9, 7.11 – 7.15, 7.17 – 7.20, 7.27, 8.2, 8.3, 8.5, 8.6, частями 1 и 3 – 5 статьи 8.13, частью 2 статьи 8.17, статьями 8.21, 8.28 – 8.32, частями 1 и 2 статьи 8.37, статьей 9.4, частью 1 статьи 9.5, статьями 9.7, 9.10, 10.2, 10.3, частью 2 статьи 11.1, частями 1, 3 и 4 статьи 11.3, частью 2 статьи 11.6, статьей 11.16, частями 4 и 5 статьи 11.17, статьями 11.21, 11.22, 11.25 – 11.29, частью 3 статьи 12.2, статьями 13.1 – 13.4, 13.10, частями 1 и 2 статьи 13.12, статьями 13.13 – 13.15, 13.21, 14.1 – 14.5, 14.7, 14.10 – 14.18, 15.1, 15.2, 15.12 – 15.24, 17.1 – 17.3, 17.7, 17.9 – 17.13, 18.2 – 18.4, 18.10 – 18.14, 19.1, 19.3 – 19.7, 19.11 – 19.14, 19.19 – 19.21, 19.23, 20.2 – 20.6, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.22, частью 2 статьи 20.23, статьей 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), статьей 20.25 настоящего Кодекса;
2) должностные лица органов и учреждений уголовно – исполнительной системы – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.12 настоящего Кодекса;
3) должностные лица органов ведомственной охраны – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.17 настоящего Кодекса;
4) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию общественных и религиозных объединений и контроль за их деятельностью, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.26, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
5) должностные лица налоговых органов – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 – 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
6) должностные лица федеральных органов налоговой полиции – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 14.1, 14.2, 14.11, 14.15, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17 – 14.19, 15.12, 15.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
7) должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 – 20.7 настоящего Кодекса;
8) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.1, частью 4 статьи 14.25 настоящего Кодекса;
9) должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.22 настоящего Кодекса;
10) должностные лица органов, уполномоченных в области банкротства и финансового оздоровления, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.12 – 14.14, 14.21 – 14.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
11) должностные лица органов, ответственных за исполнение федерального бюджета, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
12) должностные лица таможенных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 7.12, статьей 14.10, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьями 15.8, 15.9, 16.1, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 2 статьи 20.23 настоящего Кодекса;
13) должностные лица органов экспортного контроля – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
14) должностные лица органов и войск пограничной службы – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
15) должностные лица органов, уполномоченных в области миграции населения, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 18.8 – 18.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19,7 настоящего Кодекса;
16) должностные лица федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
17) должностные лица органов социальной защиты – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.41 – 5.43, 9.13, 9.14, 11.24, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
18) должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.1, 6.2, 19.13 настоящего Кодекса;
19) должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
20) должностные лица органов, осуществляющих государственный санитарно – эпидемиологический надзор за обеспечением санитарно – эпидемиологического благополучия на объектах специального назначения, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
21) должностные лица органов, осуществляющих государственный ветеринарный надзор, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
22) должностные лица органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
23) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в области защиты растений, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
24) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за химизацией и использованием химических веществ в сельском хозяйстве, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
25) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.19 настоящего Кодекса;
26) должностные лица государственных семенных инспекций – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
27) должностные лица органов, уполномоченных в области управления племенным животноводством, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 10.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
28) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области мелиорации земель, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
29) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
30) должностные лица органов, осуществляющих государственный геологический контроль, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
31) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной водных объектов, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
32) должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
33) должностные лица органов охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
34) должностные лица органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
35) должностные лица органов рыбоохраны – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
36) должностные лица органов гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
37) должностные лица органов, осуществляющих государственный экологический контроль, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
38) должностные лица органов государственного энергетического надзора – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
39) должностные лица органов государственного горного и промышленного надзора – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.5, 7.7, 7.10, 7.19, частью 2 статьи 9.5, статьями 9.7, 9.8, 9.10, 9.11, частями 2 и 3 статьи 14.1, статьей 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частями 1 и 2 статьи 19.19, частями 1 – 3 статьи 20.4 настоящего Кодекса;
40) должностные лица органов, уполномоченных в области управления оборонными отраслями промышленности, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
41) должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
42) должностные лица органов, осуществляющих государственный пожарный надзор, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частями 1 и 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса;
43) должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
44) должностные лица органов российской транспортной инспекции – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
45) должностные лица органов автомобильного транспорта – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
46) должностные лица органов морского транспорта – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
47) должностные лица органов внутреннего водного транспорта – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
48) должностные лица органов государственной инспекции по маломерным судам – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
49) должностные лица органов железнодорожного транспорта – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
50) должностные лица органов, осуществляющих государственное регулирование в области авиации, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
51) должностные лица органов единой системы организации воздушного движения Российской Федерации – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
52) должностные лица органов, уполномоченных в области обороны, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
53) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки, его территориальных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
54) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области правительственной связи и информации, его территориальных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
55) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области технической защиты информации, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
56) должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
57) должностные лица органов, уполномоченных в области связи и информатизации, – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 13.5, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
58) должностные лица органов, уполномоченных в области печати и средств массовой информации, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.13, 5.25, 6.13, 13.15, 13.16, 13.20, 13.21, 13.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
59) должностные лица органов, уполномоченных в области управления архивным фондом, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 13.20, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
60) должностные лица органов, уполномоченных в области телевидения, радиовещания и государственного контроля за техническим качеством вещания, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.13, 5.25, 6.13, 13.15, 13.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
61) должностные лица органов, уполномоченных в области рынка ценных бумаг, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
62) должностные лица федерального антимонопольного органа – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.1, 14.24, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
63) должностные лица органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 14.1, 14.3, 14.10, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.19 настоящего Кодекса;
64) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.14, 14.3, 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 15.12, 15.13, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
65) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
66) должностные лица органов стандартизации, метрологии и сертификации – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частями 1 и 2 статьи 19.19 настоящего Кодекса;
67) должностные лица органов государственного статистического учета – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
68) должностные лица органов и учреждений, осуществляющих федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
69) должностные лица органов государственной жилищной инспекции – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
70) должностные лица органов государственного архитектурно – строительного надзора – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
71) должностные лица органов, уполномоченных в области приватизации и управления государственным имуществом, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
72) должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением правил охраны и использования объектов культурного наследия, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.15, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
73) должностные лица органов, осуществляющих государственный геодезический надзор, а также государственный контроль в области наименований географических объектов, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
74) должностные лица органов, уполномоченных в области правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.20, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
75) должностные лица органов, уполномоченных в области регулирования и защиты патентных прав, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.12, статьей 7.28, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
76) должностные лица органов управления дорожным хозяйством – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 11.22, 12.33, 12.34, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
77) судебные приставы – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.3 – 17.6, 17.8, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
78) должностные лица подразделения воинской части, органа управления внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, частью 3 статьи 20.2, статьями 20.5, 20.13, 20.17 – 20.19 настоящего Кодекса;
79) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;
80) должностные лица органов и агентов валютного контроля – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса;
81) должностные лица Банка России – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.26 настоящего Кодекса.
82) должностные лица органов, осуществляющих контроль за исполнением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.
3. Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.7 и 17.9 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с настоящим Кодексом.
4. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
5. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.2 – 5.4, 5.6, 5.9 – 5.16, частью 1 статьи 5.17, статьями 5.18 – 5.20 настоящего Кодекса, вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями, комиссиями референдума.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35 – 5.37, 6.10 настоящего Кодекса, вправе составлять члены комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.17, 5.18, 5.21, 15.14 – 15.16, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6 настоящего Кодекса, вправе составлять инспектора Счетной палаты Российской Федерации.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3, 15.4, частью 1 статьи 15.6, частью 1 статьи 15.7, статьей 15.8 (в части административных правонарушений, связанных с перечислением сумм взносов в соответствующие государственные внебюджетные фонды) настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица государственных внебюджетных фондов.
6. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
law.wikireading.ru
Должностные лица, составляющие протоколы об административных правонарушениях
Протокол об административном правонарушении и данные в него заносимые
Определение 1
Протокол по делу об административном правонарушении является документом процессуального характера и служит основанием для возбуждения производства по конкретному делу.
В нем отражен факт правонарушения, факторы ему сопутствующие.
Ст. 28.2 КоАП РФ закреплены данные, которые должны присутствовать в протоколе об административном правонарушении в обязательном порядке.
В протоколе об административном правонарушения указываются:
- сведения о времени;
- дате и месте совершения правонарушения;
- заносятся сведения о должностном лице, которое составило данный документ;
- описание происшествия;
- а так же ссылки на нормативно-правовые акты, в нарушении которых обвиняется указанное в протоколе лицо.
Помимо этого протокол фиксирует данные правонарушителя потерпевших и свидетелей, если таковые имеются.
В протоколе могут содержаться сведения лица, либо его представителя об обстоятельствах правонарушения. Так же в данном документе должно иметься подтверждение вменяемости/невменяемости лица, совершившего правонарушение. В конце протокола ставятся подписи правонарушителя и должностного лица, которое составило документ.
Замечание 1
При отказе правонарушителя ставить подпись в протоколе, данные сведения фиксируется в этом документе отдельно. Копии протокола отдаются правонарушителю или его представителю и потерпевшему под расписку.
Если есть потерпевший и свидетели, то их подписи так же фиксируются в нем.
Должностные лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении
Определение 2
Должностным лицом, является лицо, которые было назначено или выбрано на определенную должность и осуществляет функции предстателя власти временно, постоянно или исходя из возложенных на него функций.
Должностными лицами, органы которых имеют полномочия на составление протоколов об административных правонарушениях в пределах предоставленной компетенции, являются лица, которые обозначены гл. 23 КоАП РФ.
Помимо них протоколы об административных правонарушениях могут быть составлены должностными лицами, которые представляют органы федеральной исполнительной власти, а так же должностные лица, подчиненных им структур и территориальных подразделений в случаях передачи им данных полномочий.
В отдельных случаях, должностными лицами, которые имеют права составлять протокол об административном правонарушении, будут следующие лица:
- сотрудники ОВД или как их принято называть сотрудники полиции;
- сотрудники налоговой службы;
- сотрудники органов, которые осуществляют регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- сотрудники органов юстиции, которые занимаются государственной регистрацией прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ними.
Замечание 2
Список должностных лиц, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, согласовывается с федеральными и местными органами исполнительной власти, а так же с Банком России.
Помимо вышеперечисленных лиц протоколы об административных правонарушениях в праве составлять:
- члены центральной избирательной комиссии и сотрудники ее отделений, комиссии референдума при наличии права решающего голоса, уполномоченные от данных комиссий лица;
- сотрудники комиссии по защите прав несовершеннолетних;
- инспектора Счетной палаты РФ и уполномоченные от их имени сотрудники.
Замечание 3
Протоколы об административных правонарушениях, которые посягают на общественную безопасность и порядок обязаны составлять сотрудники полиции, если эти полномочия, по согласованию с органами федеральной исполнительной власти не были переданы иным лицам, например вооруженным силам страны.
spravochnick.ru
Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении
Кодекс РФ об Административных правонарушениях
Система и структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Несоблюдение установленной компетенции по составлению протоколов об административных правонарушениях является существенным нарушением процессуальных требований, определенных КоАП РФ, и влечет за собой последствия, предусмотренные п.
Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?
Протокол об нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение).
О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье. На законодательном уровне протокол об административном упоминается статьей 28.
О совершении правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 (возбуждение дела прокурором), частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП (при предупреждении или штрафе и фиксации камерами).
дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие; статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за данное; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Составление протокола административного правонарушения: обязательные реквизиты
В случае совершения правонарушения. а также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела.
Поэтому вам всегда необходимо очень внимательно знакомиться с протоколом, не подписывать протокол, если вы с ним не ознакомились, вносить соответствующие замечания на протокол в случае, если вы не согласны с тем, что там написано. Протокол об административном .
Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. 2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:
Возбуждение дела об административном правонарушении
Легальное понятие административного закреплено в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об (далее – КоАП РФ): (далее также – АП) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об правонарушениях установлена ответственность.
Административно-процессуальное право
В случае отказа в возбуждении дела об административном при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (подтверждающих событие административного правонарушения), должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
juridicheskii.ru
Комментарии к Статье 28.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
Статья 28.2 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении
Комментарий к статье 28.2 КоАП РФ:
1. Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.
В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления нарушения уполномоченное лицо вправе применить соответствующие меры обеспечения производства по делу (см. комментарий к ст. 27.1).
Протокол составляется в большинстве случаев совершения правонарушений. Кодексом установлены исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления (см. комментарий к ст. 28.4). Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола (см. комментарий к ст. 28.6). В-третьих, с 1 июля 2008 г. вступили в силу положения, устанавливающие, что протокол не составляется при выявлении правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (см. комментарий к ст. 28.6). Отметим также, что согласно ч. 1.1 ст. 28.6 протокол не составляется при применении судебными приставами-исполнителями ст. ст. 17.14 (ч. ч. 1 и 3) и 17.15 Кодекса.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
2. В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.3). В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.
3. В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому лицу помимо его фамилии, имени и отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3). В протоколе указываются и иные необходимые сведения (см. комментарий к ст. ст. 2.4, 2.5, 2.6, 2.8, 3.6 — 3.11, 4.1 — 4.3).
Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства и изъятие вещей и документов (см. комментарий к ст. ст. 27.2 — 27.7, 27.9, 27.10).
Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении которого возбуждено дело. Сведения о наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости дополняются иными сведениями в соответствии со ст. ст. 51 — 58 ГК РФ. Это вытекает из положений Кодекса, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц (см. комментарий к ст. ст. 2.6, 2.10 и 4.1). В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов (см. комментарий к ст. 27.8).
4. В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших и свидетелей (см. комментарий к ст. ст. 25.2 и 25.6) в случае, если таковые имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.
5. В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного правонарушения.
Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (см. комментарий к ст. 29.5).
Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях — не позднее одного года) со дня совершения правонарушения (см. комментарий к ст. 4.5).
Подробное описание события совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной части Кодекса или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).
6. В протоколе указывается статья Особенной части Кодекса или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.
7. В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (см. комментарий к ст. 25.4).
Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств по делу (см. комментарий к ст. 26.2). Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу (см. комментарий к ст. 26.3). Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном (см. комментарий к ст. 2.2) и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение (см. комментарий к ст. 4.2).
8. В протоколе фиксируются и иные сведения, необходимые для разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу (см. комментарий к ст. 26.1).
9. Необходимо отметить, что при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные Кодексом процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело (см. комментарий к ст. ст. 25.1 и 25.4), но и иным участникам производства (см. комментарий к ст. ст. 25.2, 25.3, 25.5 — 25.10). О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.
10. Важной гарантией полноты и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому лицу и законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.
11. Если же физическое лицо или его законный представитель либо законный представитель юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, будучи извещенными в установленном порядке, не явились, то протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. При этом копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления.
12. Оформление протокола об административном правонарушении завершается его подписанием лицом, составившим протокол, а также лицом, в отношении которого возбуждено дело (имеется в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном процессуальном документе делается запись об этом. При неявке извещенных в установленном порядке участников производства по делу, которые определены в ч. 4.1 комментируемой статьи, в протоколе также делается соответствующая запись.
13. После составления протокола об административном правонарушении его копия вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.
14. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) разъясняется, какие недостатки протокола следует считать существенными или несущественными. К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 комментируемой статьи, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).
К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.
www.kodap.ru