Лекции управление качеством – Управление качеством Краткий слайд-конспект лекций Лекция 1

Лекция 1. Вводная лекция. Методологические и теоретические основы системы управления качеством

____________________________________________________________________

Изучаемые вопросы:

  1. Введение в дисциплину.

  2. Определения понятия «качество».

  3. Экономическое и социальное значение повышения качества.

  4. Цикл Эдварда Деминга.

  1. Введение в дисциплину

В условиях насыщенного товарами рынка успех любого предприятия определяется тем, в какой степени выпускаемое изделие или оказываемые услуги удовлетворяют требованиям и ожиданиям потребителя. Именно эта степень и определяет устойчивый спрос на продукцию и соответствует понятию «качество».

Таким образом, качество – главный критерий конкурентоспособности предприятия. Учитывая сложный характер понятия «качество» и постоянно изменяющееся представление о нем потребителя, перед предприятиями-изготовителями стоит задача обеспечения требуемого уровня качества и управления им на всех этапах жизненного цикла изделия. Для этого необходимо наличие соответсвующих знаний в области управления качеством у всех работников предприятия. Особенно у управленческого и инженерно-технического персонала.

В курсе «Управление качеством электронных средств» будут рассмотрены следующие вопросы:

1) классификация показателей качества,

2) методы оценки уровня качества и определения значения показателей качества,

3) инструменты контроля качества,

4) основы и принципы всеобщего управления качеством,

5) анализ основных причин отказа электронных средств и мер по их предотвращению,

6) стандартизация в области управления качеством,

7) правила и процедуры сертификации продукции и систем менеджмента качества.

Понятию «качество» присущи несколько категорий, каждая из которых акцентирует внимание на отдельных его характеристиках.

Различают:

— математическую,

— производственную,

— экономическую,

— социальную,

— философскую

и техническую категории качества.

Категория качества как философская категория впервые была проанализирована Аристотелем (3 век до н. э.), определявшим качество как «видовое отличие». Немецкий философ Гегель (19 век) определил качество как логическую категорию… «Качество есть вообще тождественная с бытием определенность… Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

Таким образом, качество как философская категория – это характеристика отличия объекта от всех других объектов.

Качество как производственная категория в первую очередь характеризует качество изделия, поскольку качество изделия формируется в процессе производства. При этом производядятся затраты и получается определенная выгода.

Качество как математическая категория может быть выражено и оценено количественно через показатели качества.

Качество как экономическая категория – это овеществленный результат производственной деятельности людей.

Кроме того, любые изделия создаются не только как материальные ценности для одного человека, но и для общества в целом. Таким образом,качество как социальная категория определяет влияние объектов качества на развитие общества.

И, наконец, качество как техническая категория

– это совокупность свойств. Данный аспект понятия качества будет рассмотрен на следующей лекции.

studfiles.net

Федеральное агенство по образованию

государственная полярная академия

Кафедра « Менеджмента организации»

Е.П.Силла

Управление качеством

Конспект лекций

для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.10.2007г.

Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.10.2007г.

Санкт-Петербург

2007 г.

Введение

Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).

Целью курса

Курс «Управление качеством» имеет цели:

  • обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;

  • ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;

  • дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;

  • приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;

  • эффективного управления качеством продукции и услуг.

Обучение приемам и методам работы по качеству не является какой-то изолированной дисциплиной, предназначенной исключительно для специалистов в области качества и стандартизации. Данная проблема носит междисциплинарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;

  • организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;

  • современные методы социально-экономической диагностики.

Уметь

  • разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;

  • разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;

  • использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.

Иметь навыки:

  • внедрения принципов обеспечения и управления качеством;

  • работы по обеспечению качества продукции и услуг;

  • методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;

  • применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;

  • создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Воспитательная задача дисциплины.

В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.

Элементы, отражающие специфику вуза

При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.

Формы проведения занятий

Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.

Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.

Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента

Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.

Текущий контроль осуществляется посредством:

  • учета посещаемости студентами лекций и семинаров;

  • активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;

  • выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.

Итоговая форма контроля — зачет.

Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.

Результирующая оценка выставляется в баллах по следующим видам учебной деятельности студентов:

  • Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов

  • Участие в работе семинара – 10 баллов

  • Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов

  • Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.

Для студентов, не набравших необходимое количество баллов, предусмотрены дополнительные задания.

Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».

studfiles.net

Управление качеством лекции | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Введение

Наличие конкурентной среды в условиях рыночной экономики обязывает уделять огромное внимание проблемам качества. Сегодня в мире используются различные системы управления качеством. Но для успешной деятельности в настоящее время они должны обеспечивать возможность реализации восьми ключевых принципов системного управления качеством, освоенных передовыми международными кампаниями:
Ориентация на потребителя.
Роль руководства.
Вовлечение работников.
Процессный подход.
Системный подход к управлению.
Постоянное улучшение.
Принятие решений, основанных на фактах.
Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Современная концепция управления качеством – это концепция управления любым целенаправленным видом деятельности, позволяющая достигнуть успеха в сфере производства, в государственном и муниципальном управлении, в вооружённых силах и других сферах.

Тема «Качество как экономическая категория и объект управления»

Понятие качества

Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО- 9000. Стандарты ИСО – жесткая ориентация на потребителя при строгом соблюдении культуры производства. Качество можно представить в виде пирамиды:

Качество

Качество фирмы

Качество работы

Качество продукции

Рис. 1 Пирамида качества
Качество, как его понимает производитель, и качество, как его понимает потребитель, понятия взаимосвязанные. Производитель должен проявлять заботу о качестве в течении всего периода потребления продукта. Кроме того, он должен обеспечить необходимое послепродажное обслуживание. Особенно это важно для товаров, отличающихся сложностью эксплуатации, программных продуктов. В рыночной экономике качество рассматривается с позиции потребителя. Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Важными свойствами для оценки качества являются:
технический уровень;
эстетический уровень;
эксплуатационный уровень;
техническое качество.
Качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Значение повышения качества

Одной из серьёзных проблем для российских предприятий является создание системы качества, позволяющей обеспечить производство конкурентоспособной продукции. Система качества должна учитывать особенности предприятия, обеспечить минимизацию затрат на разработку продукции и её внедрение. Потребитель жела

educontest.net

Лекции по менеджменту — Управление качеством с 1 по 20

Лекции по менеджменту — Управление качеством с 1 по 20
  1. Движение защиты прав потребителей
    Защита потребителей появилась 1899 году в США и изначально называлось консюмеризм. На сегодняшний день это движение представлено в множестве стран.
  2. Интегральный менеджмент качества
    Интегральный менеджмент качества является современным гуманистическим подходом к эффективной организации экономической деятельности и решению на этой основе проблем качества жизни и качества среды обитания человека.
  3. История развития управления качества
    В истории выделяют шесть этапов развития управления качеством продукции которые составляют предысторию менеджмента качества.
  4. Качество продукции как объект управления
    В теории управления качеством в роли объекта управления выступает само качество.
  5. Международные стандарты по системам качества
    Международные стандарты по системам качества создавались под влиянием повышения требований потребителей к качеству продукции, усиливающегося риска приобретения некачественной продукции и отсутствия общепринятого подхода к оценке способности поставщиков гарантировать качество продукции.
  6. Основные понятия и термины в области стандартизации
    Стандартизация – деятельность, которая заключается в установлении положений для общего и многоразового использования относительно разрешения существующих и возможных проблем, и направленная на достижение оптимального уровня упорядочения на таких условиях.
  7. Понятие качества продукции
    Терминология в области качества продукции упорядочена и зафиксирована Международной организацией качества в международном стандарте ISO 9000:2000.
  8. Понятие управления качеством продукции
    Основные понятия, определения и термины теории управления качеством. Также рассмотрен жизненный цикл продукции.
  9. Правовые аспекты качества продукции
    Юридическая ответственность за качество лежит на всех производителях во избежание её наступление существуют ряд методов и приемов для поддержания высокого качества продукции.
  10. Специалисты по управления качеством США и Японии
    Джуран Джозеф, Филипп Кросби, Фейгенбаум Арманд, Исикава Кауру, Таути Генити — все эти специалисты сделали вклад в развитие управления качеством.
  11. Сущность современных систем менеджмента качества
    Современная система всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management) – результат постоянного движения предприятий к совершенству хозяйственной деятельности, высший на сегодняшний день этап развития общего менеджмента.
  12. Э. Деминг. Постулаты качества
    Эдвард Деминг внес большой вклад в управление качеством сформулировав 14 постулатов управления качества и сделал в этой области переворот в Японии.
  13. Экономические аспекты качества продукции
    В лекции рассмотрены факторы влияющие на качество продукции, типичные заблуждение связанные с качеством, затраты на качество продукции и связь с маркетингом.

infomanagement.ru

Управление качеством лекции — Конспект лекций для студентов специальности Менеджмент организации


Подборка по базе: курс лекций Налоговый учет и отчетность.doc, Сборник лекций по предмету.docx, Нефтегазовые специальности их должностные инструкции и обязаннос, конспект лекций.pdf, 5.Программа канд. экзаменов по специальности по специальности 05, Курс лекций по «Эргономике» — PDF-2.pdf, Тестовые вопросы по специальности «Эндокринология (взрослая)».pd, Тестовые вопросы по специальности.docx, Курс лекций Финансовый анализ.rtf, 5fan_ru_Информационные системы. Курс лекций.doc.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

государственная полярная академия
Кафедра « Менеджмента организации»

Е.П.Силла

Управление качеством

Конспект лекций

для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.10.2007г.

Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.10.2007г.

Санкт-Петербург

2007 г.
Введение
Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).

Целью курса

Курс «Управление качеством» имеет цели:


  • обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;

  • ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;

  • дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;

  • приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;

  • эффективного управления качеством продукции и услуг.

Обучение приемам и методам работы по качеству не является какой-то изолированной дисциплиной, предназначенной исключительно для специалистов в области качества и стандартизации. Данная проблема носит междисциплинарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:


  • экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;

  • организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;

  • современные методы социально-экономической диагностики.

Уметь

  • разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;

  • разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;

  • использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.

Иметь навыки:

  • внедрения принципов обеспечения и управления качеством;

  • работы по обеспечению качества продукции и услуг;

  • методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;

  • применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;

  • создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Воспитательная задача дисциплины.

В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.
Элементы, отражающие специфику вуза

При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.

Формы проведения занятий

Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.

Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.
Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента
Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.

Текущий контроль осуществляется посредством:


  • учета посещаемости студентами лекций и семинаров;

  • активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;

  • выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.

Итоговая форма контроля — зачет.

Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.

Результирующая оценка выставляется в баллах по следующим видам учебной деятельности студентов:


  • Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов

  • Участие в работе семинара – 10 баллов

  • Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов

  • Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.

Для студентов, не набравших необходимое количество баллов, предусмотрены дополнительные задания.

Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».


  1. Учебно-тематическая карта дисциплины

Тема

Аудит. занятия

Самостоятельная работа

Итого

всего

лекций

семин.

1.Возникновение и развитие управления качеством продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности. Сущность качества и управления им.

8

4

4

4

12

2.Основные методы управления качеством.

8

4

4

4

12

3. Принципы обеспечения качества и управления качеством.

8

4

4

4

12

4. Функции управления качеством

8

4

4

6

14

5. Рекомендации МС ИСО 9000 по обеспечению качества

8

4

4

6

14

6. Разработка систем качества на предприятиях. Сферы приложения методов управления качеством. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.

8

4

4

4

12

7. Обеспечение функционирования систем качества

4

2

2

2

6

8. Сертификация продукции и систем качества.

8

4

4

6

14

9. Законодательное обеспечение управления качеством.

8

4

4

6

14

Итого:

68

34

34

42

110

Тема 1. Возникновение и развитие управления качеством продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности(4 часа)

Лекция 1 (2 часа)

Учебные вопросы


Введение в курс управления качеством 5

Вопросы по теме 19

Показатель качества 133

стиральной машины 133

Единицы измерения 133

Давление, кПа 134

Показатель 138

Контроль качества можно классифицировать по ряду признаков. 141

Статья 45 «Закона о защите прав потребителей» [] определяет права таких обществ (ассоциаций, союзов). Они вправе: 177


Литература Литература
Базовый учебник

Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством:Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 212 с.


  1. Ю.И. Ребрин Управление качеством Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

  2. . Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. Уч. пос. М.:Дело и сервис, 2002.

  3. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2000, 912 с.

  4. Отраслевая система управления качеством продукции. Состав, содержание и организация работ по совершенствованию. М.: Изд-во стандартов, 1985.

  5. Шадрин А. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация// Стандарты и качество. 2002. № 6. С. 68-73.

  6. Концепциясистемы стандартизации Российской Федерации. М.: Изд-во стандартов, 1992.

topuch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *