Малое и среднее предпринимательство – Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Малое и среднее предпринимательство — это что такое? Субъекты малого и среднего предпринимательства :: BusinessMan.ru

Федеральным законом 2015 года и внесёнными в него изменениями установлено, что малое и среднее предпринимательство — это любое зарегистрированное в реестре хозяйственное общество, партнёрство, производственный или потребительский кооператив, индивидуальное или фермерское крестьянское хозяйство. Для того чтобы отнести любой из этих видов к субъекту предпринимательства, должны быть выявлены соответствия некоторым условиям.

Согласно Конституции

Конституционный принцип, лежащий в основе сферы экономики — свобода экономической деятельности, где малое и среднее предпринимательство — это право каждого гражданина, если данная экономическая деятельность не запрещена.

Она должна быть самостоятельной и обычно направлена на получение прибыли от продажи товаров, пользования имуществом, оказания услуг или выполнения работ. Малое и среднее предпринимательство — это активный фактор конкуренции рынка, где основным принципом является поиск потребности и удовлетворение её.

Количество работников

Критерием отнесения определённого предприятия к малому или среднему является численность персонала как штатного, так и работающего по договору. Так, к малому относятся коммерческие предприятия, у которых в уставном капитале доля участия благотворительных или иных фондов, религиозных и общественных организаций, субъектов РФ и РФ в целом не превышает четверти, то есть двадцати пяти процентов, а также в котором точно определена численность работников.

Так, на транспорте, в строительстве и в промышленности малое и среднее предпринимательство — это количество работников, не превышающее ста человек, в научно-технической области и в сельском хозяйстве — не более шестидесяти, в оптовой торговле — пятидесяти, в розничной же — до тридцати человек, так же и в бытовом обслуживании. В остальных отраслях количество работников не должно превышать пятидесяти человек. Субъекты малого и среднего предпринимательства — физические лица, которые чаще всего занимаются предпринимательской деятельностью, не образуя юридическое лицо.

Налоги

Если на предприятии трудятся менее пятнадцати человек, на него распространяются многие льготы. Субъекты малого и среднего предпринимательства облагаются налогами по упрощённой системе налогообложения, отчётности и учёта. Для этого не существует критериев по виду осуществляемой деятельности, в любом случае, это предприятие будет считаться малым.

Но сумма дохода очень сильно влияет на возможность причисления данного вида предпринимательства к малому или среднему. Отнесение к данному виду может быть при условии, что выручка от выполненных работ, реализации товаров или услуг в прошедшем отчётном году (четыре квартала) не превышала размера суммы тысячекратного МРОТ.

Поддержка

Развитие малого и среднего предпринимательства стимулируется разнообразными налоговыми льготами, предоставлением оборудования по лизингу, льготным кредитованием. В РФ существуют несколько направлений такой поддержки.

1. Формируется инфраструктура, а также реестр малого и среднего предпринимательства, единый для всех.

2. Создаются льготные условия для использования такими субъектами государственных материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, технологий и научных разработок.

3. Устанавливается упрощённый порядок регистрации в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства для начинающих бизнесменов.

4. Организуется поддержка внешней экономической деятельности, в том числе развитие их научно-технических, торговых, информационных, производственных отношений с зарубежными государствами.

5. Организуется повышение квалификации, подготовка, переподготовка кадров для предприятий среднего и малого бизнеса.

6. Разрабатываются и применяются государственные и муниципальные программы поддержки для предпринимателей, и эти программы осуществляются ежегодно на бюджетные средства — как местного бюджета, так и бюджетов РФ и её субъектов.

Из истории

Существование в стране малого предпринимательства началось в 1988 году, причём к нему относили и небольшие государственные предприятия, где численность постоянно занятых работников не превышала ста человек.

В 1990-м Совет министров СССР постановил, что малыми предприятиями следует считать те, которые имеют коллектив числом не более: розничная торговля — пятнадцати человек, непроизводственная сфера — двадцати пяти человек, производственная непромышленная сфера — пятидесяти человек, научно-техническое обслуживание — ста человек, промышленность — двухсот человек.

Объём хозяйственного оборота тоже учитывался, хотя его величина так и не успела утвердиться. И сегодня отнесение предприятий к типу бизнеса по численности работников сохранился (ФЗ «О малом и среднем предпринимательстве»).

Закон

В 2007 году вышел Федеральный закон №209, где было определено, какие субъекты относятся к данным видам бизнеса. Был создан государственный единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Сюда были отнесены все коммерческие организации и потребительские кооперативы, кроме муниципальных и государственных предприятий, юридические и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, а также фермерские крестьянские хозяйства.

Условия были следующими: юридические лица должны были иметь суммарную долю участия РФ и её субъектов, иностранных граждан и юридических лиц иных государств, общественных организаций, муниципальных образований, фондов благотворительных или иных в складочном уставном капитале или паевом фонде не выше двадцати пяти процентов, то есть четверти общего капитала. Это не касалось активов инвестиционных акционерных фондов, а также паевых закрытых инвестиционных фондов. В этом случае предприятие имело право быть внесённым в единый реестр малого и среднего предпринимательства.

Другие условия

В численности работников предприятий тоже появились изменения. За отчётный период (календарный год) количество сотрудников в среднем не должно было уходить за предельные значения в каждой из категорий: для средних предприятий — от ста до двухсот пятидесяти человек включительно; а для малых — до ста человек, в микропредприятиях — до пятнадцати человек.

По выручке от реализации услуг, работ или товаров, не учитывая налог на добавочную стоимость, то есть — балансовая (остаточная) стоимость материальных активов и основных средств за тот же период не должна превышать пределы, которые установлены Правительством РФ соответственно категориям. Предельные значения устанавливаются единожды в пять лет, учитывая данные постоянных наблюдений за деятельностью предприятий со стороны статистики (ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства»). В этот закон в 2016 году были внесены значительные поправки и изменения (222-ФЗ).

Категории

Все субъекты распределяются по категориям соответственно значениям условий, которые изложены выше. Новые предприятия или организации, только что зарегистрированные индивидуальные предприниматели или фермерские крестьянские хозяйства относятся к малому или среднему бизнесу, если показатели в период с момента регистрации предприятия не превышают предельных значений.

На малом или микропредприятии вычисляется численность работников в среднем за календарный год, учитывая и тех, которые работают по договору или по совместительству, а также трудящихся в филиалах, представительствах или других обособленных подразделениях данного предприятия. Выручка после реализации услуг, работ или товаров определяется за календарный год в том порядке, который соответствует Налоговому кодексу РФ. Балансовую стоимость активов (остаточную — основных средств и нематериальные активы) определяют соответственно законодательству РФ о бухгалтерском учёте. ФНС (Федеральная налоговая служба) ведёт учёт Единого реестра субъектов малого и среднего бизнеса.

Документы

Сведения об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах вносятся в Единый реестр, если они отвечают вышеперечисленным условиям, а также и исключаются из этого реестра, если за контрольный период обстоятельства изменились и по условиям предприятие не соответствует данной категории. Документы для внесения или исключения предприятия из реестра нужны следующие.

1. Сведения, уже находящиеся в Едином государственном реестре.

2. Сведения, представленные соответственно законодательству РФ о налогах и сборах, о численности по среднему списку за предыдущий календарный год, сведения о доходах, полученных после осуществления деятельности за этот же период, сведений о применении отдельных налоговых режимах.

3. Сведения о поставщиках (пункт 2, статья 6 №408-ФЗ от 2015 года).

4. Сведения о внесении в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса.

Сроки

Заполнение Единого реестра проводится с целью предоставления соответствующих сведений поставщиками для Федеральной налоговой службы. Эти сведения предоставляются в определённый срок строго до пятого июля ежегодно и отражают состояние за отчётный период до первого июля текущего года. Эти документы должны быть представлены в электронном виде, подписанные квалифицированной усиленной электронной подписью, с обязательным использованием сайта ФНС РФ, официально работающего в сети Интернет. Для передачи сведений поставщиками существует специальный электронный сервис.

Весь список акционерных обществ, сформированный в определённом порядке, который установлен правительством РФ, предоставляется биржами в том случае, если акции имеют обращение на рынке ценных бумаг, а также если они относятся к акциям инновационного высокотехнологичного сектора экономики.

Программы поддержки

Минэкономразвития РФ с 2005 года реализует специальную программу для предоставления субсидий по оказанию государственной поддержки среднему и малому предпринимательству в регионах. Финансы поступают из федерального бюджета. В 2014 году было принято соответствующее постановление правительства РФ относительно этой программы и ежегодно в этой связи издаются приказы Министерства экономразвития РФ. Фермерские хозяйства тоже охвачены этой программой.

Далее в регионах поступившие целевые средства распределяются посредством конкурса для реализации тех мероприятий, которые предусмотрены региональными программами. Условием является то, что регионы обязательно дофинансируют эти проекты. Это подход привлекает финансовые средства и стимулирует к более активной политике поддержки деятельности малых и средних предпринимателей.

Участие

В этой программе участвуют абсолютно все регионы страны. Предусмотрены всевозможные меры, поддерживающие развитие малого и среднего бизнеса. Это особо касается начинающих бизнесменов, молодёжного предпринимательства.

Развивается инфраструктура консультативной и информационной поддержки предприятий, занимающихся производством услуг, работ, товаров, особое внимание уделяется также промышленному производству, разработке и внедрению инноваций. Не остаётся в стороне и область народно-художественного промысла, ремесленничество, экологический и сельский туризм.

businessman.ru

малое и среднее предпринимательство — публикации с ключевым словом — Издательство «Креативная экономика»

1. Гачегов М.А., Охрименко А.В.
Малое и среднее предпринимательство в России в 2017 году: состояние сектора, система государственной поддержки // Российское предпринимательство. (№ 12 / 2018).  
Сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) существует в России уже около тридцати лет. С этим связаны некоторые вопросы доступности, преемственности, сопоставимости статистических данных, что, однако, не препятствует отслеживанию тенденций развития сектора МСП.
С момента появления малого предпринимательства в России количество субъектов МСП выросло в 7 раз, среднесписочная численность занятых у субъектов МСП – в 2,5 раза, также наблюдается кратный рост выручки сектора. Динамика последних лет восходящая, однако темпы роста замедлились, рост в 2017 году составил 3 %, 2 % и 17 % соответственно. Динамика показателей сектора отражает общее состояние российской экономики в различные периоды, а также реагирует на особенности статистического учета.

Поддержка субъектам МСП оказывается в соответствии с формами, закрепленными в 209-ФЗ и финансируется в соответствии с направлениями (видами) поддержки. Наблюдается смещение акцента с прямой, невозвратной поддержки субъектов МСП в сторону разнонаправленной, возвратной поддержки на базе институтов развития при координации поддержки посредством национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Необходима разработка методологии оценки эффективности поддержки субъектов МСП, т.к. в данный момент ведется мониторинг исполнения и достижения отдельных показателей мероприятий по поддержке субъектов МСП и (или) отдельных статистических показателей, что решает текущие задачи, но ограничивает видение картины в целом и не позволяет тонко настраивать и перенаправлять отдельные формы и виды поддержки.

Гачегов М.А., Охрименко А.В. Малое и среднее предпринимательство в России в 2017 году: состояние сектора, система государственной поддержки // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 12. – с. 3887-3902. – doi: 10.18334/rp.19.12.39654.


2. Брыков Б.А.
Влияние внешних факторов на формирование модели кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Российское предпринимательство. (№ 13 / 2017).  
Малое и среднее предпринимательство (МСП) оказывает существенное влияние на рост и развитие экономики любой страны. Во многих странах субъекты МСП составляют большую часть предприятий. В каждой стране существуют свои критерии отнесения, каждая из них имеет свои особенности системы и моделей кредитования. Для выработки рекомендаций по развитию кредитования субъектов МСП в России необходимо проанализировать опыт других стран и факторы, влияющие на формирование моделей. По итогам проведенного анализа выделены несколько наиболее подходящих для адаптации в России мер по поддержке субъектов МСП, которые приведут к большей востребованности их кредитования и более охотного их финансирования банками.

Брыков Б.А. Влияние внешних факторов на формирование модели кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 13. – с. 2049-2060. – doi: 10.18334/rp.18.13.38066.


3. Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б.
Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. (№ 3 / 2017).  
В статье рассмотрены проблемы и тенденции развития малого и среднего предпринимательства в России, суммированы факторы, препятствующие активному развитию предпринимательства, и намечены пути активизации работы в соответствие с задачами новой стратегии развития предпринимательства.

Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б. Проблемы и задачи развития малого и среднего предпринимательства в России // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 3. – с. 203-214. – doi: 10.18334/rp.18.3.37285.


4. Жантемиров Ш.А.
Развитие предпринимательства в аграрном секторе экономики Кыргызстана // Российское предпринимательство. (№ 20 / 2016).  
Статья посвящена развитию предпринимательства в аграрной сфере Кыргызской Республики, а также формам его существования и значениям предпринимательства в обеспечении продовольственной безопасности. Автором проведен определенный анализ динамики развития предпринимательской деятельности в Кыргызстане. Выявлено, что на начало 2015 года действуют 12549 субъектов малого и среднего предпринимательства, а удельный вес малых и средних предприятий сельского хозяйства в общем количестве предприятий составляет 3,5% (без учета крестьянских (фермерских) хозяйств). Степень развития малого предпринимательства влияет на насыщение рынка товарами, расширение конкуренции, рост занятости, социальное развитие села, а главное – способствует повышению экономической эффективности агропромышленного комплекса [1, с. 306]. Основная гипотеза направлена на развитие предпринимательства в аграрном секторе, и говорит о необходимости государственной поддержки, создании логистических центров, подготовке специалистов для сельского хозяйства и создании инфраструктуры села. С развитием предпринимательства в аграрном секторе тесно связана потенциальная возможность для выхода сельскохозяйственной продукции на внешний рынок. В целом автор анализирует состояние предпринимательской деятельности и возможности его развития.

Жантемиров Ш.А. Развитие предпринимательства в аграрном секторе экономики Кыргызстана // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 20. – с. 2735–2744. – doi: 10.18334/rp.17.20.36660.



5. Коробов С.А.
Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсно-ориентированного подхода // Российское предпринимательство. (№ 19 / 2016).  
Устойчивое социально-экономическое развитие малого и среднего предпринимательства является существенной структурной частью экономики любой страны, ее основой и ключевым элементом механизма обеспечения конкурентоспособности. Его достижение актуально рассматривать с позиции ресурсно-ориентированного подхода. Для этого необходимо: 1) рассмотреть историческое развитие ресурсно-ориентированного подхода; 2) обосновать приоритетность применения ресурсно-ориентированного подхода в вопросах социально-экономического развития субъектов МСП; 3) обозначить направления социально-экономического развития российского МСП в контексте применения ресурсно-ориентированного подхода. Исследование базируется на комплексном анализе основных теоретических моделей ресурсно-ориентированного подхода, а также возможностей и потенциала ресурсно-ориентированного подхода для улучшения социально-экономического положения МСП в России. По мнению автора, ресурсно-ориентированный подход может быть успешно применен при государственной поддержке деятельности МСП, так как позволяет обеспечить максимальную социально-экономическую эффективность освоения имеющихся у региона ресурсов.

Коробов С.А. Развитие системы государственной поддержки и регулирования российского малого и среднего предпринимательства: потенциал ресурсно-ориентированного подхода // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 19. – с. 2451–2464. – doi: 10.18334/rp.17.19.36594.


6. Пысина Н.В.
Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в условиях малого города на муниципальном уровне // Российское предпринимательство. (№ 24 / 2015).    

Автор раскрывает основные положения законодательных актов поддержки развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Благодаря пополнению бюджетных средств за счет налоговых отчислений от предпринимательской деятельности органы исполнительной власти могут реализовывать проекты, программы развития муниципального образования. В статье приводятся динамика численности предприятий, их объемы производства, отражена экономическая отдача на примере статистического исследования г. Чайковский. Представленные исследовательские данные, позволяют понять, насколько важна поддержка малого и среднего предпринимательства, в условиях малого города. В статье также приведен уровень численности занятого населения за определенный период времени в связи с расширением предпринимательского сектора в различных сферах его деятельности.  

Данная статья позволяет исследователям отметить положительные и отрицательные моменты в системе роста и развития, разработать индивидуальную (для своего города) программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Представленные активные мероприятия для начинающих и действующих предпринимателей, разработанные совместно с предпринимательским сектором Чайковского муниципального района, дают возможность взять за основу некоторые из них и скорректировать в зависимости от цели исследователя.

Пысина Н.В. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в условиях малого города на муниципальном уровне // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 24. – с. 4367-4374. – doi: 10.18334/rp.16.24.2149.


7.
Ермолина А.А.

Исследование взаимосвязи деятельности малого и среднего предпринимательства и инновационного развития субъектов РФ // Креативная экономика. (№ 12 / 2015).    

В статье рассматривается деятельность малого и среднего бизнеса в регионах России с учетом инновационного развития субъектов Российской Федерации. В качестве интегрального показателя регионального инновационного развития используется Российский региональный инновационный индекс (РРИИ), разработанный НИУ ВШЭ. В рамках исследования представлено сопоставление рейтингов субъектов Российской Федерации по РРИИ и его составляющим и основным показателям деятельности малых и средних предприятий. Результаты анализа позволяют сделать вывод о наличии умеренной положительной связи между показателями деятельности малого и среднего бизнеса в регионе и региональным инновационным развитием.

Ермолина А.А. Исследование взаимосвязи деятельности малого и среднего предпринимательства и инновационного развития субъектов РФ // Креативная экономика. – 2015. – Том 9. – № 12. – с. 1517-1526. – doi: 10.18334/ce.9.12.2142.


8. Бородкина В.В., Москвина А.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В.
Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция // Российское предпринимательство. (№ 21 / 2015).    

В статье исследованы особенности государственной и региональной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Канады, США, Финляндии и Швеции. Выявлена инфраструктура поддержки субъектов МСП, исследованы механизмы финансовой поддержки. 

Бородкина В.В., Москвина А.В., Рыжкова О.В., Улас Ю.В. Государственная поддержка субъектов малого и среднего бизнеса северных стран: Канада, США, Финляндия, Швеция // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 21. – с. 3743-3764. – doi: 10.18334/rp.16.21.2074.


9. Москвина А.В., Каячев Г.Ф., Лихачева Т.П.
Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края // Российское предпринимательство. (№ 21 / 2015).    

Проведен анализ механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства в северных территориях Красноярского края в разрезе нормативно-правовой базы, имущественного, информационно-консультационного и финансового аспектах. Оценка их результативности дана составлением расходов консолидированного бюджета территорий на поддержку малого и среднего предпринимательства с количеством субъектов и налоговыми платежами как источниками экономического роста.

Москвина А.В., Каячев Г.Ф., Лихачева Т.П. Влияние механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства на источник экономического роста северных территорий Красноярского края // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 21. – с. 3765-3776. – doi: 10.18334/rp.16.21.2073.


10. Левушкина С.В.
Исследование потенциальной устойчивости программ развития системы малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. (№ 8 / 2015).    

В настоящей статье проведено исследование реализации целевых программ, предусматривающих мероприятия по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства на примере Ставропольского края. Установлена преемственность мероприятий, которая лежит в основе принимаемых программ и формирует потенциальную устойчивость развития системы малого и среднего предпринимательства (МСП). Доказана необходимость моделирования процессов развития системы МСП с учетом ее цикличности.

Левушкина С.В. Исследование потенциальной устойчивости программ развития системы малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 8. – с. 1165-1176. – doi: 10.18334/rp.16.8.188.


11. Крылова М.В.
Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство. (№ 21 / 2014).    
В статье рассмотрена структура Администрации малого бизнеса США и основные направления ее деятельности. Произведен анализ составляющих системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США, а также выделены ее ключевые особенности.

Крылова М.В. Особенности системы поддержки малого и среднего предпринимательства в США // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 21. – с. 24-28. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8687.


12. Ляманова Е.А.
Влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности в регионе // Российское предпринимательство. (№ 19 / 2014).    
В статье рассматривается влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности. Определены факторы, способствующие положительной отдаче от масштаба. Проведен анализ динамики развития малого бизнеса в регионе. Сформулированы основные проблемы и направления развития предприятий малого и среднего бизнеса Республики Мордовия.

Ляманова Е.А. Влияние эффекта масштаба на развитие предпринимательской деятельности в регионе // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 19. – с. 28-36. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8644.


13. Мезенцева Е.С.
Особенности региональной промышленной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. (№ 3 / 2014).    
Предложен системный подход к оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, включающий следующие направления: оценка показателей развития малого предпринимательства в обрабатывающих производствах на территории региона; оценка конкурентоспособности предприятий указанного сектора, на повышение которой направлена промышленная политика; оценка институциональной среды, способствующей развитию малого предпринимательства и формируемой в результате реализации промышленной политики, – на базе институциональных контуров; а также оценка эффекта от реализации отдельных инструментов промышленной политики в области поддержки малого предпринимательства. Проведен анализ динамики развития малого предпринимательства, анализ законодательной базы в сфере поддержки малого предпринимательства в Свердловской области в сравнении с РФ и регионами УрФО. Выявлены тенденции и сделаны рекомендации по совершенствованию государственной поддержки малого предпринимательства и формированию институциональной среды, которая будет способствовать повышению предпринимательского потенциала региона.

Мезенцева Е.С. Особенности региональной промышленной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2014. – Том 4. – № 3. – с. 49-64. – doi: 10.18334/epp.4.3.411.


14. Медков А.Д.
Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне // Российское предпринимательство. (№ 13 / 2014).    
В статье представлен механизм стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне, классификация базовых стратегий развития малого и среднего предпринимательства, способ типологизации регионов для выбора необходимой стратегии развития малого и среднего предпринимательства.

Медков А.Д. Формирование механизма стратегического управления малым и средним предпринимательством на региональном уровне // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 13. – с. 145-154. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8589.


15. Крутиков В.К., Федорова О.В., Зайцев Ю.В.
Новая Калуга 2: структурно-институциональный фактор модернизации // Креативная экономика. (№ 6 / 2014).    
Очередное исследование проблем интеграции органов власти, общества и бизнеса. На примере Калужской области демонстрируется необходимость формирования единой эффективной системы власти, сплочения гражданского общества, конструктивного использования структурных и институциональных аспектов экономического роста.

Крутиков В.К., Федорова О.В., Зайцев Ю.В. Новая Калуга 2: структурно-институциональный фактор модернизации // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 6. – с. 12-24. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5122.


16. Гурунян Т.В., Каменская Н.Ю., Кислых Е.М.
Факторы рисков в инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства и пути их снижения // Креативная экономика. (№ 1 / 2014).  
В условиях перехода к постиндустриальной экономике важное значение играет развитие и стимулирование инновационной деятельности предпринимателей. Авторами статьи проведено исследование, направленное на выявление факторов риска инновационной деятельности предпринимателей. На основании этого сформирована роза рисков инновационной деятельности и предложены базовые рекомендации по регулированию рисков в инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Гурунян Т.В., Каменская Н.Ю., Кислых Е.М. Факторы рисков в инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства и пути их снижения // Креативная экономика. – 2014. – Том 8. – № 1. – с. 74-82. – url: https://creativeconomy.ru/lib/5070.


17. Синявский Д.А.
Поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы реализации программно-целевого подхода (на примере Владимирской области) // Российское предпринимательство. (№ 2 / 2014).    
В статье рассмотрены проблемы реализации программно-целевого подхода в рамках государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Представлены критерии идентификации, оценки и реанимации проблемных проектов и программ.

Синявский Д.А. Поддержка малого и среднего бизнеса: проблемы реализации программно-целевого подхода (на примере Владимирской области) // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 2. – с. 46-58. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8449.


18. Гурунян Т.В., Щербина О.Ю.
Оценка инфраструктуры поддержки в системе инвенстиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. (№ 24 / 2013).    
Модель «инвестиционно-инновационного лифта» (далее – ИИЛ) для малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) включает в качестве институтов-механизмов инфраструктуру поддержки. Важнейший вопрос сегодня – определение показателей эффективности формирования инфраструктуры и направлений ее совершенствования. И здесь одним из подходов может быть определение интенсивности выполнения социально-экономических программ в части формирования инфраструктуры поддержки МСП.

Гурунян Т.В., Щербина О.Ю. Оценка инфраструктуры поддержки в системе инвенстиционно-инновационного лифта для малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 24. – с. 166-174. – url: https://creativeconomy.ru/lib/8356.


19. Гурунян Т.В., Завадовский В.В.
Консалтинговое сопровождение «инновационного лифта» // Креативная экономика. (№ 12 / 2013).    
В институциональной системе «новой» экономики центральное место принадлежит инновационной активности малого и среднего предпринимательства (далее – МСП). Но для бесперебойного движения по этажам «инновационного лифта» МСП необходимы ресурсы, в т.ч. консалтинговое сопровождение. На основе проведенных исследований выявляются необходимые МСП виды консалтинговых услуг. Предлагаются мероприятия по совершенствованию консалтингового сопровождения.

Гурунян Т.В., Завадовский В.В. Консалтинговое сопровождение «инновационного лифта» // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 12. – с. 32-40. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4971.


20. Гурунян Т.В.
Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. (№ 6 / 2013).    
В институциональной системе «новой экономики» одно из центральных мест принадлежит инновационной активности малого и среднего предпринимательства (МСП). Значимая причина низкой инновационной активности МСП – недостаток кадровых ресурсов и инновационных компетенций самих предпринимателей. На основе проведенных исследований автор предлагает комплекс мер по совершенствованию системы кадрового обеспечения МСП.

Гурунян Т.В. Проблема кадрового дефицита для инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 6. – с. 3-9. – url: https://creativeconomy.ru/lib/4960.


Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241


Следующая

creativeconomy.ru

Малое и среднее предпринимательство в мировой экономике

Малое и среднее предпринимательство (МСП) признано важной частью мировой экономики и ее хозяйственной структуры, повышающей гибкость, адаптивность, укрепляющей стабильность за счет привлечения новых рабочих рук. Растущее значение малых и средних предприятий в промышленном развитии, экспорте и особенно занятости наглядно подтверждают показатели доли рабочей силы несельскохозяйственных малых совместных предприятий.

Китай …………………… 84.3%,

Гонконг ………………… 63,0%,

Индонезия ……………. 79,2%,

Республика Корея …..78,5%,

Мексика ……………….. 58,5%,

Филиппины …………… 32,0%,

Тайвань ………………… 68,6%,

Таиланд ………………… 73.8%.

Среднегодовые темпы роста занятости в МСП существенно обгоняют частный сектор (6% против 3,4% на период 1990-2020 гг.). Это – часть процесса примитивизации экономик, который усилился в мировом хозяйстве за счет бывших центрально-азиатских республик СССР[en], расширив ареалы примитивных форм производства и занятости.

Но налицо и контр тенденция. В 90-х годах типичным стало возрастающее использование ТНК малых форм предпринимательства для расширения своих производственных и сбытовых сетей. Такое «втягивание» малых предприятий (МП) определяется, прежде всего, масштабами их распространения.

Малый бизнес выступает своего рода антиподом ориентации на стандартизованное крупномасштабное производство, которое, безусловно, сыграло свою роль в 50-70-х годов, создав в развитых государствах основу их благосостояния.

Решающую роль в переоценке МП сыграли сдвиги в социально-экономической структуре развитых стран[en], смена ориентации в потребительских настроениях, мотивация труда. Начал формироваться дифференцированный «точечный спрос». Индивидуализация потребления изменила принципы сервисного обслуживания, обусловила появление гибких небольших подразделений, способных быстро откликаться на запросы потребителей. Таким образом, сформировались новые потребности. Изначально одна из самых сильных сторон малого предприятия, особенно в сфере услуг, а именно, личное общение с клиентом создать ситуацию доверия, общения и, в конечном счете, навязать товар, услугу (китайская пословица: «Не умеешь улыбаться – не заводи лавку»), превратилась в умение. Характерен термин, связанный со штучным производством, – «массовая индивидуализация»: комбинация высокого технического уровня и маркетинга, учитывающего (и опережающего) спрос небольших групп населения.

Частичная модернизация, позволившая встроить МП в мировые хозяйственные структуры, а главное, быстро меняющийся потребительский спрос породили новый принцип производства и продаж, названый кастомизацией (customization). Его смысл – ориентация производителя на всемерное удовлетворение покупательских запросов, постоянное «ублажение» потребителя, его «своеобразную привязку к производителю».

Малые хозяйственные формы становятся если не вполне равноправным, то признаваемым полезным партнером в связке «крупное – мелкое». По мере того, как малый бизнес становится более современным, исчезает его противостояние крупному предпринимательству, он превращается во взаимодействующий с другими элемент экономической среды. В 90-х годах МСП начали экспортировать свои готовые товары. Так, для обувной промышленности Италии фурнитуру поставляют МП Китая, Индии, Вьетнама. Такая увязка помогает повысить интегрированность экономики, избежать сегментации рынков труда, капиталов и товаров. Но все это возможно при государственных инвестициях в инфраструктуру, соблюдении контрактных отношений между крупными и мелкими фирмами.

Малый бизнес зависит, прежде всего, от государственной поддержки, хотя неправильно понимать ее буквально как поддержку, ориентированную чуть ли не на каждое предприятие. Речь идет в первую очередь о создании соответствующего климата для МП. Государство и крупные предприятия прокладывают в экономическом плане путь к модернизации мелких предприятий, поскольку последние не способны самостоятельно вписаться в современное экономическое пространство.

Трудности МСП в развивающихся странах усугубляются слабыми навыками их взаимопомощи, они плохо скоординированы в отличие от аналогичных предприятий в развитых странах (имеющих собственные организации, банки, сложившиеся системы кооперирования), где государство сыграло в 60-70-е годах огромную созидательную роль и продолжает ее играть в настоящее время (достаточно упомянуть региональные программы развития ЕС), создав современную инфраструктуру. В третьем мире эти задачи решены далеко не везде и в лучшем случае только намечены.

Так что рост числа МП и их формы прямо зависят от промышленной политики в целом: малые предприятия тесно связаны с крупными, что помогло обновлению МП. Правительства новых индустриальных стран сумели создать конкурентные начала в экономике, несмотря на сильные позиции крупных национальных конгломератов. Последних удалось заставить следовать жесткой линии на обязательное привлечение по субконтрактам МСП для производства компонентов и запасных частей. Тесное вертикальное сотрудничество МП с крупными предприятиями на основе передачи технологий по долгосрочным соглашениям формируется в Индии: например, машиностроительный завод «Марути» постоянно взаимодействует с 45 мелкими поставщиками; группа «Тата» закупает компоненты для своих производств у 800 мелких фирм. Субконтракты признаны самой распространенной формой кооперации малого и крупного производства, одним из условий участия в глобализации.

Достижение МП «критической массы» в национальной экономике может стать одним из факторов самоподдерживающегося роста. Такое направление развития особенно важно для переходных экономик, страдающих от последствий хозяйственного гигантизма и слабости горизонтальных производственных связей.

Предпринимательство в России

В России[en] официально работает 4 миллиона индивидуальных предпринимателей и миллион малых и средних компаний. В реальности число предпринимателей и занятых в МСП во много раз больше. Это теневая экономика. 22 миллиона людей в России не имеют никаких взаимоотношений с государством, кроме наличия у них паспорта. И это не только водители и репетиторы, это еще инженеры, менеджеры и владельцы солидных по объемам «гаражных» производств. Каждый день эти люди платят взятки и боятся бандитов, милиционеров, любых начальников. Вряд ли им по нраву такая жизнь[en], но выйти из тени они не могут — не вынесут финансового и административного гнета. Только убрав эти ограничители, можно рассчитывать на оздоровление обстановки в экономике и их выход на свет.

147 контрольно-надзорных органов внимательно следят — не нарушил ли предприниматель какую-либо ведомственную инструкцию, число которых составляет многие тысячи, а сами они часто противоречат друг другу. И стоит такому случиться — а это почти неизбежно при ведении любой деятельности, — они бросаются на него как стая стервятников, и часто после от компании не остается ничего.

Нужно ввести риск-ориентированный подход, сократить число ведомств, а пока оставшиеся будут его вводить, ввести, как в Казахстане, мораторий на любые проверки малого бизнеса, кроме как по личной жалобе гражданина, связанной с потенциальной или реальной угрозой его жизни и здоровью[en]. В этих случаях санкцию на проверку должен выдавать мировой судья, а проходить она должна исключительно в присутствии бизнес-омбудсмена. Параллельно сократить число административных правонарушений в КоАП раза в три, а штрафы снизить в два раза.

Самозанятым гражданам надо дать право работать по патенту. Это должен быть один исчерпывающий платеж. Недорогой. Система должна быть простой, понятной и удобной для миллионов людей. Никаких проверок, ответственность по КоАП как для физических лиц, максимально широкий список видов деятельности, возможность заниматься несколькими сразу. Только так люди поверят государству.

Без малого бизнеса жизнь экономики замирает, из нее уходит движение, частная инициатива, конкуренция в чистом виде. Снижается устойчивость всей системы.

28 июня 2017 года в России вступила в силу новая редакция Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

3 октября 2018 года стал действовать экстерриториальный принцип приема от индивидуальных предпринимателей (ИП) заявлений на получение патента. Данное правило означает, что ИП могут обратиться с заявлением о получении патента на осуществление предпринимательской деятельности в любое отделение ФНС. Это же правило распространяется и на выдачу патентов, то есть получить его можно в той же налоговой инспекции, в которую налогоплательщик обратился с заявлением. То же самое касается и уведомлений об отказе в выдаче патента. Прежде индивидуальным предпринимателям требовалось подать заявление в инспекцию по месту ведения деятельности.

mirovaja-ekonomika.ru

Малое и среднее предпринимательство Википедия

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малое и среднее предпринимательство Российской Федерации[ | ]

Продуктовый магазин в жилых массивах или сельской местности — один из наиболее часто встречающихся в СНГ типов микропредприятий Компании малого и среднего бизнеса играют важную роль на рынке услуг частным клиентам

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года тогда ещё председатель правительства РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в России[1]:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудовани

ru-wiki.ru

Малый и средний бизнес — это… Что такое Малый и средний бизнес?

Малый и средний бизнес (Small-scale business enterprises) – в РФ к малому бизнесу принято относить предприятия с ограниченной численностью работающих: в промышленности и строительстве – до 100 чел.; в научно технических  и сельхозпредприятиях – до 60 чел.; для организаций оптовой торговли – не более 50 человек; розничной торговли – до 30 чел. В разных странах соответствующие показатели различны: например, в Европе предел для малой фирмы – 300 работников, а в США – даже 500. Размеры предприятий среднего бизнеса — не определены столь же точно. Скорее, говоря о них, применяют метод исключения: это фабрики, заводы и т.п., как правило, не входящие  в крупные («олигархические») объединения и государственные корпорации.

В России к категории малых предприятий (малого бизнеса) относят также микропредприятия (микробизнес, которым занимаются индивидуальные предприниматели, имеющие и не имеющие статус юридического лица).

Значение малого и среднего бизнеса велико, в этом смысле их следует рассматривать совместно. Известно, что современный крупный бизнес не столько создает новые рабочие места,сколько сокращает их путем автоматизации и компьютеризации производства, оптимизации управления. Малые и средние фирмы, напротив, способны создавать миллионы новых рабочих мест. Это критически важно для  страны, где безработица, особенно в некоторых регионах,  остается серьезной проблемой. К тому же малые и средние предприятия обычно ориентированы на удовлетворение массового спроса на товары широкого потребления, а значит, именно они способны помочь решению проблемы инфляции, инфляционной неустойчивости российской экономики.

Это понимают все. Принимаются многочисленные законы,  постановления и программы по вопросу о «поддержке малого предпринимательства». Но доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе, и без того незначительная по сравнению с развитыми европейскими странами, последние годы не растет, а даже сокращается.

В том, что так происходит, нет ничего удивительного. Прежде всего, малое предприятие беззащитно перед бюрократическим произволом на всех этапах своего существования, начиная от регистрации и заканчивая уплатой налогов. Создается впечатление, что цель местных и региональных властей сегодня не столько поддержка предпринимателей, сколько создание условий для поборов со стороны разного рода бюрократических структур.

Упомянутые законы и программы имеют одну общую черту: можно назвать ее «федеральный подход» или «взгляд из центра». Между тем, малый бизнес – явление сугубо местное. И пусть власти каждого города, района, хорошо знающие потребности и возможности населения, формируют свои фонды и другие организации поддержки малого предпринимательства за счет местных налогов (сейчас большая часть их уходит в центр, а оттуда поступают субвенции и субсидии…) и решают, какие виды деятельности следует поддержать. А развитие малого бизнеса должно стать одним из главных критериев оценки их собственной деятельности. Представляется, что в таком подходе —  решение проблем малого бизнеса в стране.

Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. — М.: Дело. Л. И. Лопатников. 2003.

economic_mathematics.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *