МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — это… Что такое МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ?
— коммерческая организация, в уставном капитале которой доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. Критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», определяющим общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливающим формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства, действующим на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета и целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности. Ведению РФ подлежат определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки малого предпринимательства в РФ, установление порядка создания и деятельности федеральных органов государственной власти в области государственной поддержки малого предпринимательства, разработка и реализация федеральных программ развития и поддержки малого предпринимательства, финансируемых не менее чем на 50% за счет средств федерального бюджета и специализированных внебюджетных фондов РФ, установление льгот для субъектов малого предпринимательства по федеральным налогам и иным платежам в федеральный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.
Субъект малого предпринимательства с момента подачи заявления установленного Правительством РФ образца регистрируется и получает соответствующий статус в органах исполнительной власти, уполномоченных действующим законодательством. Формы заявления и свидетельства о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, приведены в приложениях к письму ГНС от 3 марта 1992 г. № ИЛ-6-03/77. Субъекты РФ и органы местного самоуправления не вправе устанавливать дополнительные условия для регистрации субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, установленными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Уклонение от государственной регистрации субъектов малого предпринимательства или необоснованный отказ в государственной регистрации могут быть обжалованы в суд в установленном порядке с возмещением первоначально уплаченной государственной пошлины истцу в случае решения в его пользу. Взыскание указанной пошлины производится с ответчика. В случае признания судом незаконности действий органов регистрации последние возмещают расходы, перечисляемые на счет субъекта малого предпринимательства после его регистрации на основании решения суда. Государственная статистическая и бухгалтерская отчетность малых предприятий представляется в утверждаемом Правительством РФ порядке, предусматривающем упрощенные процедуры и формы отчетности, содержащие в основном информацию, необходимую для решения вопросов налогообложения. Приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г. № 64н утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов, разработок и технологий;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий. Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с законодательством о налогах и сборах РФ. Налогообложение субъектов малого предпринимательства может осуществляться на основе упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Законами РФ и законами субъектов РФ устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций, а также предприятий, учреждений и организаций, создаваемых в целях выполнения работ для субъектов малого предпринимательства и оказания им услуг. Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов. Наряду с применением механизма ускоренной амортизации субъекты малого предпринимательства могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более трех лет. В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения одного года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного малого предприятия. Порядок применения механизма ускоренной амортизации субъектами малого предпринимательства определен в письме ГНС от 15 октября 1996 г. № 08-2-01/56. Особенности отнесения иностранных организаций к субъектам малого предпринимательства определены в письме ГНС от 11 июля 1996 г. № 06-1-14/8702.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.
taxation.academic.ru
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ — это… Что такое МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ?
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ — организации и предприятия различных отраслей экономики, имеющие численность персонала, не превышающую пределы, установленные законодательством. В соответствии с ФЗ РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. В Законе г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве» указывается, что субъект малого предпринимательства в соответствии с установленной организационно-правовой формой должен иметь уставный (складочный) капитал, в котором доля государственных (муниципальных) юридических лиц, некоммерческих организаций и юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.
Вторым критерием отнесения предприятий (организаций) к субъектам малого предпринимательства и получения права на государственную поддержку является средняя численность работников за отчетный период, которая по ФЗ не должна превышать следующих предельных уровней:
в промышленности, в строительстве, на транспорте — 100 чел.;
в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере — 60 чел.;
в оптовой торговле — 50 чел.;
в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 чел.;
в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 чел.
В развитых западных странах численность персонала, работающего на предприятиях, является также критерием их градации, однако их количество варьируется в других величинах. Так, Комиссия Европейских сообществ (КЕС) считает, что к категории малых относятся фирмы с числом занятых до 100 чел. и размером собственных средств не более 75 млн. экю. КЕС выделяет микропредприятия с численностью занятых до 9 чел. и мелкие — от 10 до 99 чел. занятых. В отдельных европейских странах размер численности занятых значительно колеблется. Например, в Великобритании к мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 23 чел., а к мелким — от 24 до 99. В обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 чел. Представляет интерес градация действующих предприятий в США. К наименьшим относятся предприятия с численностью от 1 до 24 чел., к малым — от 25 до 99, к промежуточным — от 100 до 499, к крупным — от 500 до 999, а при численности свыше 1000 чел. предприятия являются крупнейшими. В отдельных отраслях вторым критерием отнесения предприятий к определенной категории является объем годового оборота.
В РФ как по ФЗ, так и по Закону г. Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В Законе г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в Москве» (ст. 2) установлено, что к субъектам малого предпринимательства Москвы, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти г. Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:
район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т. е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок сбыта для производимой ими продукции (услуг, работ) может выходить за указанные границы;
они не должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и иных кредитно-финансовых организаций;
среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть: в промышленности и строительстве — 200 чел. и меньше; в других отраслях сферы материального производства — 100 чел. и меньше; в отраслях непроизводственной сферы — 60 чел. и меньше. Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, вносятся в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, имеющих право на поддержку, оказываемую органами власти Москвы. Невключенные в реестр субъекты малого предпринимательства имеют право на получение льгот и поддержку в соответствии с ФЗ.
labor_protection.academic.ru
2.2 Виды малых предприятий
В зависимости от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.
• Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффек-
тивного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.
• Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и сырьевую конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.
• Эксплеренты. Предприятия этой группы — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.
2.3 Государственная поддержка малого предпринимательства
Практически во всех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаются определенные льготы и оказывается государственная поддержка, поскольку удельные издержки производства и обращения у небольших предприятий, как правило, выше, чем у крупных. Им труднее получить кредит, наладить рекламу, относительно больше требуется затрачивать средств на обучение и переподготовку кадров, изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации. Без помощи государства малые предприятия не смогут существовать и конкурировать с монополиями, свободно овладевающими рынками, устанавливающими всеобщий контроль за ценами, качеством продукции в ущерб потребителям.
Для поддержки средних и малых предприятий во Франции, например, по инициативе министерства экономики и финансов создано Французское общество по страхованию капиталов от риска — СОФАРИС, которое берет на себя гарантии-поручительства за кредиты средних и малых предприятий, выдаваемые банками. Если финансовое состояние предприятия внушает доверие Обществу, то оно дает банку гарантию на 50 — 60% риска капитала; если же предприятие, взявшее кредит под гарантию СОФАРИС, разорилось и не в состоянии возвратить полученную сумму, то половину или 60% этой суммы погашает Общество из собственных фондов. Сами фонды СОФАРИС образуются на акционерной основе, с участием частного и в основном государственного (более 1млрд. франков) капитала.
Помимо льгот по налогообложению и кредитам малым предприятиям обычно создаются привилегии в области информации.
В России согласно законодательству налоговые льготы дифференцируются в зависимости от вида деятельности предприятий (за исключением предприятий, которые создаются за счет вычленения из структурных единиц
действующих крупных и средних предприятий).
Малые предприятия, которые заняты переработкой сельскохозяйственной
продукции, производством товаров народного потребления, ремонтнонтно-строительными работами, в течение первых двух лет могут полностью освобождаться от уплаты налогов. Остальные, как правило, в 1-й год после их образования платят 25%, а во 2-й год — 50% установленной ставки налога на прибыль. Далее налог берется полностью — в соответствии установленным нормативом.
В США малый бизнес получает поддержку со стороны и государственных, и акционерных коммерческих организаций. Государственная администрация по делам малого бизнеса, имеющая 68 местных отделений по всей стране, помогает предприятиям, гарантируя их кредиты и содействуя повышению квалификации персонала.
Малый бизнес США поддерживает также Национальная ассоциация
независимых предпринимателей, в которую входят более 500 тыс. мелких и средних предприятий.
В России по мере развития частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений также возникли общественные организации малого и среднего предпринимательства, например Союз предпринимателей России, который распространяет свое влияние и на многие страны бывшего СССР. Существуют также федеральные и местные фонды финансовой помощи, задача которых — прежде всего стимулирование развития приоритетных производственных видов деятельности малых предприятий.
Развитие малого предпринимательства в России
Этапы становления малого предпринимательства в России
Субъектом малого предпринимательства является малое предприятие.Рассматривая законодательные документы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в хронологической последовательности, можно выделить следующие основные этапы развития малого предпринимательства.
Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются c большими трудностями.
Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей “от получки до получки”, не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции.
В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство,но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся раз-розненные, с данной точки зрения, установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести оп-ределенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпри-нимателям — новому социальному слою — тем более.
Предусматриваются поручения раду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Заключение
В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Список использованных источников
1 Волков О.И. Экономика предприятия: Учебник – М.: ИНФРА – М.,1997.
2 Горфинкель В.Я., Швандар В.А., Купряков Е.М. Курс предпринимательства: Учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
3 Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов – М.:ЮНИТИ,1998.
4 Хрипач В.Я., Суша Г.З., Оноприенко Г.К. Экономика предприятия: Учебник – Мн.: Экономпресс,2000.
5 Райзберг Б.А. Основы бизнеса: «Ось – 89», 1996.
studfiles.net
Малые предприятия — это… Что такое Малые предприятия?
- Малые предприятия
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека. 2011.
- Малые наукоемкие фирмы рискового предпринимательства
- Манипулирование политическое
Смотреть что такое «Малые предприятия» в других словарях:
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ — организации и предприятия различных отраслей экономики, имеющие численность персонала, не превышающую пределы, установленные законодательством. В соответствии с ФЗ РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации… … Российская энциклопедия по охране труда
Малые предприятия — — см. Малый и средний бизнес … Экономико-математический словарь
Малые предприятия — см. Субъекты малого предпринимательства … Энциклопедия права
Малые предприятия — предприятия с численностью работающих: в промышленности и строительстве до 200 человек, в науке и научном обслуживании до 100 человек, в других отраслях производственной сферы до 25, в розничной торговле до 15 человек. Могут создаваться во всех… … Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Малые предприятия — см. Субъекты малого предпринимательства … Большой юридический словарь
Малые и средние предприятия — это внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый госреестр… … Банковская энциклопедия
Предприятия малые — предприятия, имеющие небольшую численность рабочих (до 200 человек), зарегистрированные как малые предприятия и действующие согласно своему уставу. П. м. обладают преимуществами в той области предпринимательства, где не требуется осуществлять… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Малые ГЭС Псковской области — Малые ГЭС Псковской области малые гидроэлектростанции мощностью менее 10 МВт, расположенные на территории Псковской области. Содержание 1 История 2 Действующие малые ГЭС 2.1 … Википедия
малые и средние предприятия — (МСЭ Т Н.Sup.3). [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN small medium enterpriseSME … Справочник технического переводчика
Малые Вильмы — Село Малые Вильмы укр. Малі Вільми Страна УкраинаУкраина … Википедия
Книги
- Инфраструктура инноваций и малые предприятия: состояние, оценки, моделирование: Монография, Вилисов В.Я.. Представлен анализ закономерностей и особенностей развития инновационных факторов и элементов инновационной инфраструктуры развитых и развивающихся экономик мира, в том числе российской.… Подробнее Купить за 1209 грн (только Украина)
- Инфраструктура инноваций и малые предприятия. Состояние, оценки, моделирование, В. Я. Вилисов, А. В. Вилисова. Представлен анализ закономерностей и особенностей развития инновационных факторов и элементов инновационной инфраструктуры развитых и развивающихся экономик мира, в том числе российской.… Подробнее Купить за 1209 грн (только Украина)
- Инфраструктура инноваций и малые предприятия состояние оценки моделирование Монография, Вилисов В., Вилисова А.. Представлен анализ закономерностей и особенностей развития инновационных факторов и элементов инновационной инфраструктуры развитых и развивающихся экономик мира, в том числе российской.… Подробнее Купить за 760 руб
socialeconom.academic.ru