Международные акты о правах человека – Международные акты о правах человека. Справка

Содержание

Международные акты о правах человека. Справка

10 декабря 1948 года Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, провозглашающую права личности, гражданские и политические права и свободы (равенство всех перед законом, право каждого на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и другие). В Декларации заявлено также, что все люди имеют равные права, которые не зависят от их личностных отличий и от разницы в политических системах их стран.

Декларация не носит обязательного характера. В основу документа были положены все имеющиеся на тот момент наработки человеческой мысли в данном вопросе. Это был первый опыт коллективной разработки универсального документа по правам человека.

Всеобщая декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (оба пакта СССР подписал 18 марта 1968 года и ратифицировал 18 сентября 1973 года).

К Международному пакту о гражданских и политических правах имеются два Факультативных протокола:

Факультативный протокол, предусматривающий процедуру рассмотрения сообщений о нарушениях государствами-участниками пакта. Принят 16 декабря 1966 года (СССР присоединился к протоколу 5 июля 1991 года).

Второй факультативный протокол, направленный на отмену смертной казни. Принят 15 декабря 1989 года (РФ пока не ратифицировала).

Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека.

На международном уровне приняты специальные акты о правах ребенка, выделение которых в особую категорию продиктовано особенностью положения детей, прежде всего тем, что они, согласно законодательству всех государств, не обладают всеми правами, которые имеют совершеннолетние и, кроме того, в ряде случаев обладают или должны обладать специфическими правами, связанными с их возрастом, положением в семье и т.п.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей. В ней отмечалось, что «Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения». Документ состоит из 10 положений (принципов, как они назывались в Декларации), признание и соблюдение которых должно позволить «обеспечить детям счастливое детство».

20 ноября 1989 года Генассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка (подписана СССР 26 января 1990 года, ратифицирована – 13 июня 1990 года).

Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

В отличие от Декларации прав ребенка, которая просто провозглашала определенные принципы, Конвенция установила минимальные нормы в области морали и права. Эти нормы обязательны для соблюдения всеми странами, ратифицировавшими Конвенцию. Конвенция стала первым международным документом, в котором наиболее полно излагались права детей: не только экономические, социальные и культурные, но и гражданские и политические права. Другой важной особенностью Конвенции являлось то, что впервые права детей приобрели силу международного права.

Участниками Конвенции являются все 192 государства-члена ООН.

При содействии ООН разработаны более 80 договоров и деклараций, касающихся прав женщин, инвалидов, меньшинств, коренных народов и других уязвимых групп.

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948)

Согласно конвенции, под геноцидом понимаются действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов такой группы, причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства; предумышленное создание условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение таких групп, принятие мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в их среде, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.

СССР подписал Конвенцию 16 декабря 1949 года, ратифицировал 18 марта 1954 года.

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984)

Конвенция возлагает на государства ответственность за принятие мер для предупреждения пыток и устанавливает за них правовую ответственность.

СССР подписал Конвенцию 10 декабря 1985 года, ратифицировал 21 января 1987 года.

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966)

Содержит определение расовой дискриминации, под которой понимается «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни», и предписывает государствам ликвидировать расовую дискриминацию.

Конвенция подписана СССР 7 марта 1966 года, ратифицирована 22 января 1969 года.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979)

Конвенцию часто называют международным биллем о правах женщин. Правительствам рекомендовано принимать меры по ликвидации дискриминации в отношении женщин, под которой понимается любое различие, исключение или ограничение по признаку пола;

СССР подписал Конвенцию 17 июля 1980 года, ратифицировал 19 декабря 1980 года.

Конвенция о статусе беженцев (1951)

Конвенция определяет права беженцев, особенно их право не подвергаться насильственному возвращению в страны, в которых им угрожает опасность, и содержит положения, касающиеся различных аспектов их повседневной жизни, включая право на труд, образование, правительственную помощь и социальное обеспечение, а также право на оформление проездных документов.

Россия подписала конвенцию в октябре 1992 года, а в ноябре 1992 года ратифицировала.

Декларация о правах коренных народов (2007)

Декларация провозглашает право коренных народов на сохранение своей самобытности и решение первоочередных задач их экономического, социального и культурного развития. Особо подчеркивается необходимость развития гармоничных отношений и сотрудничества между государствами и их коренными народами. В Декларации говорится, что дискриминация в отношении коренных народов противозаконна, и подчеркивается необходимость их полноценного и эффективного участия во всем, что касается их жизни.

На международном уровне за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми гражданских, экономических, социальных, политических и культурных прав отвечает Верховный комиссар ООН по правам человека.

ria.ru

общая характеристика. Региональная практика (обсе, ес).

Термин 

«права человека» впервые появляется во французской Декларации прав человека и гражданина в 1789 г. в формулировках декларации. Здесь шла речь об установлении юридически формального равенства между людьми и закреплению того факта, что «гражданин» имеет по отношению к власти не только обязанности, но и права.

Международно правовые акты по защите прав человека- это совокупность правовых норм, определяющих и закрепляющих в договорном порядке права и свободы человека, обязательства государств по практической реализации этих прав и свобод; а также международные механизмы контроля за выполнением государствами своих международных обязательств и непосредственной защиты нарушенных прав отдельного человека.

Координационным центром сотрудничества государств в области прав человека является ООН.

В рамках ООН разработаны важнейшие международно-правовые акты по защите прав и свобод человека, фактически установившие международные стандарты в этой области.

Всеобщая Декларация прав человека 1948 г. В Декларации впервые были разработаны в комплексе не национальные, а общечеловеческие, наднациональные, международно признанные стандарты прав и свобод. Декларация, например, провозглашала такие права человека, как право покидать свою страну и возвращаться, право выбирать место своего жительства, право на забастовку и др. Поскольку ее основной задачей была разработка именно прав и свобод человека, более общее понятие — понятие статуса человека — для достижения главной цели было искусственно расчленено. Из него была выделена только одна часть — права и свободы, в ущерб другим составляющим этого понятия, и, прежде всего, обязанностям человека.

Пакты о правах человека 1966 г. Генеральной АссамблеейООН были приняты два универсальных договора в области прав человека:

*Пакт об экономических, социальных и культурных правах- пакт определил, в частности, следующие права: право на труд, включая право на справедливые и благоприятные условия труда; право на создание профсоюзов и на проведение забастовок; право на социальное обеспечение; право семьи на охрану и помощь; право на наивысший достижимый жизненный уровень; право на здоровье; право на образование; право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса 

*Международный пакт о гражданских и политических правах— первое место отведено принципу равенства людей в правах и соответственно недопустимости дискриминации по каким бы то ни было признакам. Особо подчеркивается равенство мужчин и женщин в пользовании правами. Каждый имеет право на жизнь и личную неприкосновенность. Смертная казнь подлежит отмене. Запрещается рабство или любое подневольное состояние. Значительная часть норм относится к уголовному и уголовно-процессуальному праву. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту. Лишение свободы возможно только в соответствии с законом. Никто не может быть судим дважды за одно и то же преступление. Существенное внимание уделено презумпции невиновности. К политическим правам прежде всего относится право принимать участие в ведении государственных дел, избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права.

Это уже были обязательные для участвующих стран нормативные акты. Совместно с декларацией они стали называться Международным биллем о правах.

Существует также ряд конвенций в области защиты прав человека, имеющих первоочередное значение:

  • Конвенция о пресечении преступления геноцида и наказания за него 1948 г.;

  • Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

  • Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1989 г.;

  • Конвенция о правах ребенка 1989 г.;

  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и др.

Международный механизм контроля защиты прав и свободы человека предусматривает два уровня:

1) универсальный;

2) региональный.

На универсальном уровне контроль осуществляется ООН (ГА, ЭКОСОС, Верховный комиссар по правам человека, Комиссия по правам женщин, Комитет против пыток и др.).

Региональная практика ОБСЕ: создание и обеспечение функционирования полицейской онлайновой информационной системы (POLIS, http://polis.osce.org) , которая охватывает все аспекы правоохранительной работы в регионе ОБСЕ и является объединяющим началом для “виртуального ообщества” экспертов в области полицейской деятельности.

Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) был учрежден в соответствии со ст. 19 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которой в целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя договаривающимися сторонами по Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский Суд по правам человека. Он работает на постоянной основе.

Данный судебный орган уполномочен принимать решения, заставляющие государство-ответчика исправлять нарушения прав человека. В период с 1959 по 1998 гг. Европейский Суд рассмотрел свыше 1000 дел. Принятые Судом за 50 лет решения имеют значение прецедентов и служат важными источниками, которые обязательно используются Судом при обосновании своих решений, а также заявителями при подготовке жалоб о нарушении прав и свобод, гарантированных Конвенцией.

В настоящее время Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод и последующие протоколы к ней обязательны для Российской Федерации. В Федеральном законе «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. содержится заявление о признании обязательными для Российской Федерации как юрисдикции Европейского Суда по правам человека, так и решений этого суда, а также заявлений о праве российских граждан на обращение в названный суд за защитой своих нарушенных прав в течение шести месяцев после того, как исчерпаны внутригосударственные средства защиты этих прав.

studfiles.net

9. Международно-правовые акты о правах человека. Их имплементация в правовую систему России.

Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.)

Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

Европейская Социальная Хартия ETS N 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.)

Европейская Конвенция о выдаче ETS N 024 (Париж, 13 декабря 1957 г.)

Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания ETS N 126 (Страсбург, 26 ноября 1987 г.)

Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS N 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.)

Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 090 (Страсбург, 27 января 1977 г.)

Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.)

Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств ETS N 157 (Страсбург, 1 февраля 1995 г.)

Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)

Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.)

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

Конвенция о политических правах женщин (Нью-Йорк, 31 марта 1953 г.)

Конвенция о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.)

Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.)

Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.)

Конвенция о гражданстве замужней женщины (Нью-Йорк, 20 февраля 1957 г.)

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г.)

Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 г.)

Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.)

Международная Конвенция «О пресечении преступления апартеида и наказания за него» от 30 ноября 1973 г.

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (принята резолюцией 45/158 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1990 г.) (не вступила в силу)

Конвенция Международной Организации Труда N 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 25 июня 1958 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию (Сан-Франциско, 9 июля 1948 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 98 о применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров (Женева, 1 июля 1949 г.)

Конвенция Международной Организации Труда N 95 об охране заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.)

Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.)

Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.)

Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.)

Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция об обращении с военнопленными (Женева, 12 августа 1949 г.)

Женевская Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (Женева, 12 августа 1949 г.)

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 8 июня 1977 г.

Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол II) от 8 июня 1977 г.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 14 мая 1954 г.)

Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.)

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.)

Стандартные минимальные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/110 от 14 декабря 1990 г. )

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года)

Венская декларация и программа действий (Вена, 25 июня 1993 г.) (извлечение)

Парижская хартия для новой Европы (Париж, 21 ноября 1990 г.)

Документ Московского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Москва, 3 октября 1991 г.)

Имплементация в правовую систему России.

В результате имплементации происходит заимствование категорий международного права и трансформация национального законодательства. Задача законодателя — сделать имплементацию процессом, способным обновить правовую систему как можно более естественным образом, органичным по отношению к собственному праву. Имплементационные процессы являются обоюдными, хотя разными по своей интенсивности. В настоящее время явно преобладает влияние западного права на развитие российской правовой системы, ее законодательства, как форма влияния системы общего права на правовые системы стран, культивировавших в XX в. социалистическое право. Однако образовался очевидный разрыв между теорией и практикой прав человека в России, выразившийся в массовых нарушениях элементарных прав личности, прежде всего таких, как право на жизнь, здоровье, безопасность, оплату труда, социальную защиту, медицинскую помощь, отдых, лечение и других. Это связано с недоурегулированностью некоторых категорий института прав человека, имплементированного в российское законодательство. Например, процедуры защиты чести, достоинства и деловой репутации при умалении прав и свобод граждан. Очевидно, что на права человека должны распространяться эффективные механизмы, которые гарантировали бы их, обеспечивали их защиту и предусматривали соответствующие санкции. 10Одним из первых условий имплементации международно-правовых норм в российское законодательство является совершенствование механизма и понятийного аппарата имплементации, поскольку процесс реформирования российской правовой системы далеко не всегда отличается необходимой степенью целесообразности и адекватности сложившимся реалиям. Начало процесса имплементации обусловливается объективными и субъективными причинами. К объективным причинам относятся исторические предпосылки, характерные для определенного этапа развития российского общества и государства и необходимость совершенствования национального законодательства, а к субъективным причинам — действия субъектов политической власти, их приверженность тем или иным идеалам и ценностям, исходя из которых будет сделан выбор имплементируемых норм. Целью процесса имплементации не является кардинальное изменение принципов и ценностей, сложившихся в российском обществе, его назначение заключается в постепенной модификации сложившихся культурных и правовых традиций под влиянием развитых демократических систем. В юридической литературе для обозначения способов имплементации используются различные термины, в частности такие, как трансформация, адаптация, инкорпорация, рецепция, отсылка. В научной литературе нет единого мнения о сущности и понятии каждого способа имплементации. Зачастую одно понятие подменяется другим. Так, например, понятие рецепции отождествляют с понятием инкорпорации. Кроме того, само понятие имплементации сужают до одного из ее способов, в частности до рецепции. Полагаем, что рецепция — это одно из внешних проявлений имплементации и обозначает точное воспроизведение во внутригосударственных актах формулировок международно-правовых актов.

Способами имплементации являются:

— инкорпорация;

— трансформация;

— общая, частная или конкретная отсылка.

При инкорпорации международно-правовые нормы без каких-либо изменений дословно воспроизводятся в законах имплементирующего государства.

При трансформации происходит определенная переработка норм соответствующего международного договора при перенесении их в национальное законодательство (обычно это происходит ввиду необходимости учёта национальных правовых традиций и стандартов юридической техники).

В случае общей, частной или конкретной отсылки международно-правовые нормы непосредственно не включаются в текст закона, в последнем содержится лишь упоминание о них. Таким образом, при имплементации путем отсылки применение национальной правовой нормы становится невозможным без непосредственного обращения к первоисточнику — тексту соответствующего международного договора.

studfiles.net

Международные и российские акты о правах человека. Правоведение

Международные и российские акты о правах человека

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, к выполнению которой должны стремиться народы и государства.

В ней отмечалось, что «пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человека, и необходимо, чтобы права человека охранялись, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения». Она провозгласила право на жизнь, равенство, презумпцию невиновности, свободу передвижения, право невмешательства в личную и семейную жизнь и т. д.

Россия подписала данный документ лишь в 1991 г. Сначала положения декларации действовали в качестве поправок к Конституции СССР в последние месяцы ее существования.

Большое значение имеет Европейская конвенция «О защите прав и основных свобод», которая была заключена в Риме 4 ноября 1950 г. Для соблюдения обязательств договаривающиеся стороны создали Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.

Число членов в Комиссии равно числу высоких договаривающихся сторон, число судей в Европейском суде – числу членов Совета Европы. Впоследствии конвенция была дополнена 9 протоколами (протокол №6 – об отмене смертной казни).

Законодательство РФ в области прав человека приведено в соответствие с международными правовыми актами только 22 ноября 1991 г., когда Верховным Советом РСФСР была принята «Декларация прав и свобод человека и гражданина», созданная на основе Всеобщей декларации ООН. В ней закреплено важнейшее положение о том, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения и могут быть ограничены законом в той мере, в которой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья, нравственности и т. д.

В декларации особо подчеркивается, что осуществление человеком его прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, запрещается использование прав и свобод для насильственного изменения основ конституционного строя, разжигания национальной, социальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды войны и насилия.

Отмечается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим. Впервые указано, что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ. В декларации закрепляются основные принципы гражданства, личные, политические, социально-экономические и культурные права и свободы и гарантии их осуществления.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

law.wikireading.ru

Международные акты о правах человека

Права человека считаются неотчуждаемыми, однако создание условий для их реализации может потребовать принятия заинтересованными субъектами, к которым, прежде всего, относятся государства, отдельных правовых актов. Какие из них можно считать основополагающими, если говорить о международном партнерстве с участием современных стран мира? Что понимается под правами человека в данных источниках норм?

В чем заключаются особенности понимания сущности прав человека?

Прежде чем рассматривать различные международные акты о правах человека, изучим то, что данные привилегии в соответствии с распространенными взглядами исследователей могут представлять собой.

Так, популярна точка зрения, согласно которой под ними следует понимать свойства личности, которые отражают ее свободу, а также являются необходимыми условиями ее жизни, участия во взаимоотношениях с другими людьми, обществом, государственными институтами. Они характеризуют тот правовой статус человека, который он имеет по отношению к государству и использует в целях реализации своих потребностей, а также участия в различных коммуникациях в рамках социально-экономической, политической, культурной сфер.

Важнейшее свойство прав человека — неотчуждаемость. Они должны быть реализованы в любой момент времени по желанию их носителя вне зависимости от его общественного положения, политических взглядов, гражданства.

Виды прав человека

Если попытаться осуществить классификацию прав, о которых идет речь, используя различные международные акты, то можно определить, что они делятся на следующие основные категории: политические, культурные, социально-экономические.

Касательно политических прав: таковые могут быть представлены правом человека на выражение свободы слова, на объединение, а также на собрание с участием других людей. Культурные могут быть представлены правом на получение образования, а также на свободу творчества. Что касается социально-экономических — в их числе право на собственность, жилище, а также социальное обеспечение.

Роль государства в обеспечении реализации прав человека

Очевидно, что ключевая роль в создании условий для реализации указанных прав принадлежит государству. Международные акты о праве человека на социальное обеспечение и иные привилегии включают положения, по которым власти стран мира несут ответственность за реализацию соответствующих направлений политики развития государства. Данные обязательства властей могут быть прописаны на уровне национальных нормативных актов, во многих случаях — в Конституции страны. Права человека, закрепленные в соответствующих правовых актах, должны реализовываться на базе учреждаемых государством социальных институтов — социальных, политических, правовых.

Таким образом, для властей страны главное — не провозглашение следования соответствующим нормам или же тем, что включают в себя международные акты, а создание условий для реализации человеком своих возможностей фактически. При этом, если данное условие будет реально соблюдаться, то и декларирование приверженности тем или иным положениям, принятым на уровне национальных или международных правовых актов, не потребуется или же будет носить формальный характер, в то время как граждане страны будут уверены, что могут реализовывать свои базовые права.

Национальные и международные нормы в области защиты прав человека и правоприменительная практика

Важнейший аспект реализации человеком своих прав — практика применения тех норм, которые включают в себя международные акты о правах человека. В случае если гражданин того или иного государства чувствует, что его права, гарантированные национальным или международным законом, нарушены, он может обратиться в различные инстанции. Например, к Уполномоченному по правам человека или же в судебные органы. В случае, если на уровне государственных органов, функционирующих в его стране, человек не сможет добиться восстановления своих прав, он может обратиться в международные структуры, такие как, например, Европейский суд по правам человека.

Классификация международных норм по правам человека

Международные акты о правах человека (общая характеристика их будет рассмотрена нами далее в статье) включают в себя нормы, которые классифицируются на следующие основные категории:

— принципы;

— нормы;

— стандарты.

Международные принципы о правах человека

Что касается первых, таковыми чаще всего становятся основополагающие принципы международного права. Например, в Статуте суда ООН есть формулировка о том, что существуют принципы права, которые признаются цивилизованными нациями. Принципы, о которых идет речь, могут фиксироваться в самых разных источниках права. Например, в декларациях, положениях, правилах. Можно отметить, что соответствующие источники права, как правило, являются рекомендательными, то есть не имеют обязательной силы.

Вместе с тем, с точки зрения международного диалога, всегда приветствуется, если соответствующие международные акты о праве человека (на социальное обеспечение, к примеру) будут находить соответствие в положениях национальных источников права тех государств, которые принимали участие в выработке соответствующих принципов и их закреплении на уровне тех или иных источников норм. Страна, провозгласившая приверженность международным принципам предоставления человеку социально-экономических гарантий, таким образом, будет рассматриваться как ответственный и активный международный партнер, если сможет принять закон, обязывающий те или иные государственные институты создавать условия для реализации гражданами соответствующих социально-экономических прав.

Нормы и стандарты о правах человека

В свою очередь, международные нормы и стандарты в части обеспечения защиты прав человека уже, как правило, имеют юридическую силу — но при условии, что источники права, в которых они закреплены, ратифицированы теми или иными государствами. Речь может идти о таких нормативных актах, как конвенция, пакт, международный протокол, договор. В некоторых случаях условием для ратификации того или иного соглашения может быть участие государства в конкретном международном объединении. Например, если рассматривать подобные структуры, то таким объединением может быт Совет Европы.

Выраженные в различных разновидностях права закреплены на уровне большого количества источников права, принятых на уровне международного сотрудничества современных стран мира. Какие из них можно отнести к основополагающим? Вероятно, это будут, прежде всего, международные акты, принятые на уровне крупнейшей организации на соответствующем уровне — ООН. Рассмотрим специфику данных нормативных источников подробнее.

Международные нормы о правах человека: декларация ООН

Одним из основополагающих актов в части закрепления гарантий прав человека на международном уровне можно назвать декларацию прав человека, которая была принята ООН в 1948 году. Данный документ был разработан и принят с учетом накопленного в различных странах мира опыта, связанного с изучением различных правоотношений в гуманитарной сфере, с учетом опыта внедрения подобных норм права на уровне отдельных государств.

Рассматриваемый документ является частью международного Билля о правах человека. В его состав также входят различные пакты, также принятые в рамках международного сотрудничества современных государств. В числе таковых:

— международный пакт, устанавливающий гражданские, а также политические права;

— международный пакт, определяющий социальные, экономические, а также культурные права человека.

Оба документа вступили в силу в 1976 году. Данные международные акты о праве человека и гражданина на социальное обеспечение, доступ к политическим привилегиям и возможностям культурного развития, были приняты в целях дополнения и детализации основополагающего документа ООН. При этом соответствующие источники права имеют статус пактов, то есть, они обязательны к исполнению государствами, ратифицировавшими соответствующие нормы права. Рассмотрим их особенности подробнее.

Рассматриваемый источник норм сформулированы конкретные перечни прав человека, а также механизмы, посредством которых они должны реализовываться. Данный пакт фиксирует следующие права человека:

— на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;

— на человечное отношение;

— на то, чтобы не подвергаться незаконному аресту;

— на перемещение, а также выбор места жительства;

— на свободу слова, религии;

— на организацию собраний, учреждение ассоциаций;

— на вступление в те или иные организации;

— на голосование в рамках проведения всеобщих выборов;

— на защиту в случае принадлежности к меньшинствам.

Международные источники норм: Пакт об экономических правах

Если рассматривать международные акты о праве социального обеспечения — одним из ключевых будет, таким образом, Пакт о социальных, экономических, а также культурных правах, принятый, как и предыдущий источник норм, на уровне ООН. Соответствующий документ включает следующий перечень прав:

— на самоопределение;

— на трудовую деятельность;

— на справедливые, а также благоприятные условия осуществления трудовой деятельности;

— на формирование профсоюзов;

— на проведение забастовок;

— на социальное обеспечение;

— на защиту в отношении семьи, материнства, детей;

— на достаточный уровень жизни, на жилище, питание;

— на достижение самых высоких показателей здоровья;

— на образование — в том числе с учетом плана по введению бесплатного образования в соответствии с Пактом;

— на участие в культурном развитии;

— на использование результатов прогресса в сфере науки;

— на защиту интересов, которые имеют отношение к собственному творчеству.

Контроль над соблюдением обязательств стран, ратифицировавших Пакт, осуществляет специальный Комитет при ООН.

Таким образом, если рассматривать ключевые международные акты о труде, общая характеристика которых позволяет их оценить очень высоко, с точки зрения установления юридических норм, обязательных к исполнению современными государствами — источник, о котором идет речь, можно будет назвать одним из ключевых правовых актов.

Можно отметить, что оба Пакта, особенности которых мы рассмотрели выше, ратифицированы фактически большинством стран мира. Таким образом, международные акты о труде и различных социальных гарантиях — если рассматривать положения, принятые на уровне ООН, имеют очень широкую юрисдикцию.

Акты о правах человека: международный уровень юрисдикции

Кроме источников норм, изученных нами выше, существует большое количество других правовых актов, принятых на международном уровне в рамках регулирования юридических механизмов реализации государствами защиты прав человека. К таковым можно отнести большое количество Конвенций — «О ликвидации дискриминации», «О противодействии пыткам и бесчеловечному обращению», «О правах ребенка», «О защите прав трудящихся».

Если рассматривать международные акты на уровне деклараций, то можно обратить внимание на Декларацию социального прогресса ООН, которая была принята в 1969 году. В ней сказано, что главная цель социального прогресса — улучшение материального и духовного уровня человека при условии реализации им своих прав и свобод.

Есть большое количество источников норм, принятых на уровне Международной организации труда, ЮНЕСКО и иных структур, сформированных в процессе межгосударственного партнерства. Есть международные акты о праве человека на достойный уровень существования, одним из условий которого является наличие возможностей для реализации неотчуждаемых социальных прав.

Акты о правах человека: региональный уровень юрисдикции

Есть различные региональные правовые акты — например, Африканская Хартия о правах человека, Американская декларация прав и обязанностей, Европейская конвенция о защите прав человека. Их юрисдикция распространяется главным образом на государства, расположенные в определенном регионе.

На различных уровнях партнерства между современными государствами действуют международные акты о праве собственности, о безопасности, о защите природы. С учетом развития мировых социально-политических процессов те источники норм, что действуют сегодня, могут дополняться новыми, корректироваться, совершенствоваться с акцентом на приспособление к специфике международного сотрудничества на тех или иных уровнях.

fb.ru

Международные договоры о правах человека


⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 37Следующая ⇒

 

Сборник международных документов о правах человека, изданный ООН в 1989 г., начинается Конвенцией о рабстве, подписанной в Женеве 26 сентября 1926 г. В сборнике около семидесяти международных договоров о защите прав и свобод человека. Их состав постоянно пополняется, и сейчас их больше ста. Один из важнейших новых документов – Конвенция о правах ребенка, принятая ООН в 1989 г.

 

Прекрасно, если люди будут знать все эти документы, но, наверное, добиться этого трудно. Необходимо, чтобы международные акты во всей их совокупности изучали и проводили в жизнь те, кому положено это делать: политические деятели, юристы, управленцы. Всем же остальным достаточно стремиться узнать о них как можно больше. И начинать надо с главного – с Международного билля о правах человека.

 

Он состоит из 5 документов: Всеобщей декларации прав человека, принятых на ее основе Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакта о гражданских и политических правах (приняты в 1966 г., вступили в силу в 1976 г.), Факультативного протокола к последнему пакту, Факультативного протокола об отмене смертной казни. В соответствии с первым протоколом подписавшие его государства признают право Комитета по правам человека при ООН принимать и рассматривать жалобы своих граждан на нарушения Пакта о гражданских и политических правах.

 

Содержание пактов составляют в основном расширенные и конкретизированные положения Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Есть и некоторые различия. Например, в Пакте об экономических, социальных и культурных правах имеется норма, закрепляющая право народов на самоопределение.

Международный билль о правах, как легко заметить, неоднороден. Неоднородны и другие документы о правах человека. В самом общем виде их можно разделить на две большие группы: декларации и конвенции (пакты).

Декларация

(от лат. declaratio – объявление, провозглашение) не имеет обязательной силы, это рекомендация. В ней провозглашаются основные принципы, программные положения. ООН приняла такие документы, как Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам и др.

Конвенция

(от лат. conventio – договор, соглашение) – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Пакт

– является формой конвенции, только неоднородного содержания. Широко известны международные конвенции о дискриминации в области труда и занятий, о борьбе с дискриминацией в области образования, о принудительном труде, о рабстве, о статусе беженцев, о правах ребенка и др.

 

В соответствии с Итоговым документом Венской встречи, подписанным в январе 1989 г., Россия признала приоритет международного права над внутренним законодательством. Отныне не может быть оправданий отступлениям в отечественных законах от стандартов международного права.

Влияние международного права на российскую общественную мысль особенно важно в том, что касается защиты прав человека. Само понятие «права человека» пришло в советский обиход из международного права. Сначала его стали употреблять правозащитники, затем, часто с неприязнью, пресса. Постепенно именно пресса начала признавать существенные недостатки в области прав человека.

В 1989 г. в СССР впервые большим тиражом (300 тыс. экземпляров) опубликована Всеобщая декларация прав человека. Ныне каждый интересующийся документами о правах человека может найти соответствующую литературу. Она постоянно пополняется трудами российских специалистов и переводами с иностранных языков.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие договоры входят в Международный билль о правах?

2. Каково основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах?

3. На какие основные группы разделяются международные договоры? Какие из них обладают обязательной силой?

4. Когда и почему наша страна признала приоритет международного права?

 

Это интересно

 

Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств – членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».

Сорок восемь государств проголосовали за Декларацию, восемь воздержались, причем никто не голосовал против. В заявлении после голосования Председатель Генеральной Ассамблеи указал, что принятие Декларации явилось выдающимся достижением, шагом вперед в великом эволюционном процессе. Это первый случай, когда организованное сообщество наций приняло декларацию о правах человека и основных свободах. Документ опирается на авторитетное мнение Организации Объединенных Наций в целом, и миллионам людей – мужчинам, женщинам и детям во всем мире – он будет служить источником помощи, руководства и вдохновения.

 

Всеобщая декларация прав человека… стала критерием для определения степени уважения и соблюдения международных норм, касающихся прав человека. С 1948 г. она являлась, и правомерно по-прежнему является, наиболее важной и всеобъемлющей из всех деклараций Организации Объединенных Наций, а также основным источником, вдохновляющим национальные и международные усилия, направленные на поощрение и защиту прав человека и основных свобод. В ней определено направление всей последующей деятельности в области прав человека, и она представляет собой философскую основу для многих других имеющих обязательную силу международных документов, направленных на защиту провозглашенных ею прав и свобод

(Права человека. Изложение фактов. № 2).

 

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

 

Может ли отдельное лицо подать жалобу в Организацию Объединенных Наций?

 

Да, может. Любое лицо или группа лиц, которые считают, что им чинятся препятствия в осуществлении ими прав человека, могут обратиться с жалобой в Организацию Объединенных Наций, даже если их случай не предусмотрен договором ООН. Жалобами занимается Комиссия по правам человека в соответствии с процедурой, известной как «процедура 1503». В соответствии с этой процедурой копия жалобы направляется соответствующему правительству, которое может представить свое объяснение (фамилия петиционера указывается только с его согласия). Одновременно составляется резюме, которое в конфиденциальном порядке направляется членам Комиссии по правам человека и в Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. Жалобы о нарушениях прав человека наряду с объяснениями правительства рассматриваются потом на закрытых заседаниях рабочей группой Подкомиссии. Затем Комиссия с помощью собственной рабочей группы принимает решение. Следует проводить тщательное изучение положения дел или назначить специальный комитет или докладчика для изучения вопроса

(Права человека. Вопросы и ответы).

 

Европейская комиссия по правам человека (учреждена в 1954 г.) проводит закрытые заседания для рассмотрения жалоб на государства, обвиняемые в неуважении прав и свобод, закрепленных в Конвенции по правам человека. Жалобы на государства могут подавать как отдельные граждане, так и группы граждан (организации, ассоциации и т. п.), либо другое государство. Для того чтобы Комиссия приняла жалобу к рассмотрению, лицо, ее подающее, должно показать, что оно использовало все виды правовой защиты в данной стране. Если жалоба принята к рассмотрению, Комиссия сначала попытается разрешить вопрос на дружественной основе. Если эта попытка не удастся, она вынесет беспристрастное и объективное заключение по делу.

Темы для рефератов и обсуждения

1. Заинтересовано ли государство в том, чтобы граждане хорошо знали свои права и способы их защиты?

2. Почему Всеобщая декларация прав человека была напечатана в нашей стране через сорок лет после ее принятия?

 

 

Гражданские права

 

Содержание норм о правах и свободах человека целесообразно анализировать на основе Всеобщей декларации прав человека, которой, как уже было сказано, полностью соответствует Конституция РФ.

 

Статья 1

Декларации объявляет всех людей свободными и равными в своем достоинстве. Наделенные совестью и разумом, они должны относиться друг к другу в духе братства. Не Декларация (обратите внимание!) наделяет людей свободой. Она лишь признает свободу неотъемлемой принадлежностью человека. Говоря другими словами: свобода принадлежит людям с момента рождения. Долг государства, власти – охранять свободу, гарантировать ее, не мешать ее проявлениям. Подавление свободы является одним из признаков тоталитарного государства. Сказанное в полной мере относится к понятию достоинства человека.

 

Формой вопиющего унижения человеческого достоинства является ограничение прав по признакам, не зависящим от самого человека. Вот почему статья 2 Декларации утверждает равенство прав и свобод людей без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

 

 

С определенной долей уверенности можно утверждать, что основным мерилом исторического прогресса является увеличение ценности человеческой жизни. Декларация утверждает, что «каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность» (ст. 3). Эта гуманная норма оставляет право распоряжаться жизнью конкретного человека за ним самим и больше ни за кем и ни за чем иным. Что это значит? Многие юристы убеждены, что нарушением прав человека является любое убийство – на войне, в пьяной драке, в подвале по приговору суда, в стерильно чистой камере с электрическим стулом.

 

Декларация провозглашает: «Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии: рабство и работорговля запрещаются во всех видах» (ст. 4). Под рабством понимают положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности. Другими словами, если человека используют как одушевленное орудие труда, полностью распоряжаясь его временем, силой, здоровьем, а нередко и сознанием.

Одно из грубейших нарушений прав человека, унижающих его достоинство, – применение пыток.

Пытка

– это «любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо… а также запугать или принудить его или третье лицо…» (из Конвенции против пыток). К сожалению, пытки и иные жестокости остаются чуть ли не обыденным явлением даже в странах с устойчивыми демократическими традициями. Чаще всего пытками пользуются в полицейской практике по отношению к заключенным как по уголовным, так и по политическим делам. Вот почему статья 5 Декларации гласит: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию».

 

Декларация провозглашает, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на защиту закона, «право на признание правосубъектности» (ст. 6). Углубляя и развивая положение о равенстве и свободе людей в их достоинстве, Декларация уточняет, что люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона (ст. 7). Именно закона! На страже равенства стоит закон, а не только добрые пожелания. Не может быть никакой дискриминации в осуществлении положений Декларации. Даже заключенные не выводятся из-под действия норм Декларации, кроме как в специально оговоренных законом случаях.

 

Но прав нередко лишают не только заключенных, но и ни в чем не повинных людей. Имея в виду эти случаи, Декларация провозглашает право каждого человека на эффективное восстановление в правах судами (ст. 8).

 

В борьбе со злоупотреблениями должностных лиц люди могут опереться на статью 9 Декларации, в которой говорится, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию. Если же правоохранительные органы предъявляют человеку обвинение в совершении уголовного преступления, он имеет право на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст. 10). Закон также гарантирует помощь адвоката с момента ареста и другие формы помощи человеку.

 

Принцип презумпции невиновности давно вошел в юридическую практику. Это понятие стоит того, чтобы его запомнить:

Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

Всеобщая декларация прав человека, ст. 11

Нельзя также осудить человека за преступление, которое на момент его совершения таковым не считалось.

 

Помимо грубых отступлений от принципа свободы личной жизни, порой встречаются «небольшие» нарушения: на всякий случай просматриваются письма из-за рубежа, без санкции прокурора вторгаются в квартиру, прослушивают телефонные разговоры… Всеобщая декларация призывает все государства воздерживаться от этих и других нарушений.

В статье 12 сказано, что никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную или семейную жизнь.

 

Декларация провозглашает и право, до последнего времени не применявшееся в нашей стране. Речь идет о свободе передвижения человека. Грубым нарушением прав человека была прописка (точнее, разрешительный, а не регистрационный порядок учета населения по месту жительства), в сущности прикреплявшая людей к месту их жительства. Только к концу 80-х – началу 90-х гг. в нашей стране возникла реальная возможность осуществления нормы статьи 13 Декларации: каждый имеет право идти и ехать в своей стране, куда пожелает, свободно выбирать местожительство. Он имеет также право уехать из своей страны в другую и возможность вернуться в свою страну, если этого пожелает.

 

Декларация настаивает и на том, что каждый человек, подвергающийся преследованиям, может беспрепятственно переехать в другую страну, кроме случаев, когда его преследуют за уголовное преступление или когда он сам нарушает права человека (ст. 14).

 

С этим положением Декларации связан очень болезненный вопрос о беженцах. С проблемой вынужденной миграции, обустройством людей, бежавших от преследований, войны, дискриминации, приходится иметь дело многим странам. Россия в последние годы приняла сотни тысяч беженцев из стран ближнего и дальнего зарубежья. Важно помочь обездоленным, обеспечить им достойные условия жизни, решить вопрос о предоставлении гражданства.

 

Неотъемлемое право человека на гражданство декларировано статьей 15 . Гражданство приобретается человеком с момента рождения, и если он сам не захочет его сменить, никто не вправе лишить его произвольно гражданства. Нельзя также запрещать человеку изменять его гражданство.

 

Основными препятствиями для создания семьи и сегодня остаются расовые, национальные или религиозные предрассудки. Всеобщая декларация прав человека не признает никакой дискриминации в семейно-брачных отношениях. В статье 16 говорится, что мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, к какой бы расе, национальности и религии они ни относились, имеют равные права вступать в брак и основывать семью. Брак может быть заключен только при взаимном согласии сторон. Семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на защиту со стороны общества и государства.

 

За годы реформ ситуация в области религии изменилась к лучшему. Восстанавливаются храмы, возвращаются верующим заброшенные и оскверненные святыни. Создаются новые церковные общины. Священнослужители публично выражают свои взгляды, участвуют в общественной жизни. Общество приближается к осознанию того, что право на свободу совести есть неотъемлемое условие достойного существования человека. В Декларации провозглашено, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, он может исповедовать любую религию свободно, менять религиозные взгляды, открыто проявлять свою религию как единолично, так и сообща с другими (ст. 18).

 

Свобода исповедовать религию или убеждения может подлежать ограничениям, если по закону будет признано, что какое-то религиозное течение имеет антигуманный, вредный для здоровья, нравственности, общественной безопасности характер. Речь идет о тоталитарных сектах, создаваемых маньяками-вероучителями («Белое братство», «Аум-Синрикё» и др.), об обрядах, связанных с издевательством над человеком, половыми извращениями и т. п.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека? Почему Декларация не наделяет людей свободой, а признает ее за ними?

2. Каково значение достоинства для человека?

3. Что такое право человека на жизнь? Каким образом гарантирует его защиту Декларация?

4. Какие проблемы, возникающие в связи с реализацией права человека на жизнь, являются наиболее острыми?

5. Что такое рабство в понимании международного права?

6. Что понимает Декларация под пыткой?

7. Что такое презумпция невиновности? Какое значение придает этому принципу Всеобщая декларация прав человека?

8. Какие трудности возникают в процессе реализации прав на свободу передвижения и на гражданство?

9. В чем причины вынужденной миграции? Чем опасно пренебрежение проблемами беженцев?

10. Что такое право на свободу совести? В каких случаях свобода исповедовать религию может быть ограничена?

 

Это интересно

В 1993 г. был принят Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». «В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (ст. 1).

 

Прописка – регистрация по месту жительства, как в большинстве европейских стран, сохраняется, но она имеет теперь не разрешительный, а уведомительный характер: «Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации» (ст. 3).

 

Никто более не вправе отказывать гражданину в регистрации на свободно избранном им месте жительства. Такой отказ гражданин вправе обжаловать в суд: «Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд» (ст. 9).

 

Согласно действующему законодательству, самоубийство не является преступлением и не подлежит наказанию. Примечательно, что самоубийство в древности являлось уголовно наказуемым деянием, естественно, в том случае, если оно оканчивалось неудачей; в случае успешного выполнения намеренного труп самоубийцы мог выставляться на всеобщее поругание, могли применяться санкции против родственников самоубийцы, труп не мог быть захоронен на церковном кладбище. Сейчас неудачей заканчивается 4/5 самоубийств (неудачей, конечно, в том смысле, что применяемые самоубийцей средства являются недостаточными, чтобы причинить смерть, и врачам удается вернуть человека к жизни)… Государство не наказывает за попытку самоубийства и не проводит дискриминацию по отношению к самоубийцам; но государство вполне вправе принудительно поместить неудавшегося самоубийцу в психиатрическую больницу, если родственники не выражают протест (Белая книга России).

 

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

 

Всеобщая декларация прав человека. Извлечения

Статья 7

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Статья 8

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Статья 9

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Статья 10

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Статья 11

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

 

Темы для рефератов и обсуждения

1. Может ли смертная казнь остановить рост тяжких преступлений?

2. Рабство в прошлом и настоящем.

3. «Мой дом – моя крепость»: что означает этот английский афоризм?

4. Дискриминация «некоренного населения» в странах СНГ: факты, причины и последствия.

 

 

Политические права

 

Духовный и научный прогресс человечества основан на стремлении человека к доступной, понятной и необходимой информации. Любознательных, дотошных, эрудированных людей ценят в науке, журналистике, в системе власти. Их не всегда любят, ими трудно управлять, но без их знаний не обойтись.

Статья 19

Всеобщей декларации прав человека утверждает: «Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их: это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ». Нашему обществу, в годы реформ сделавшему решающие шаги к реализации этих норм, предстоит совершить еще очень многое: добиться действительного многообразия на телевидении и радиовещании, обеспечить полноценное информирование населения об уровне жизни россиян, сделать прозрачной, открытой для средств информации сферу власти.

С правом на получение информации связана необходимость в такой форме реализации своих убеждений, как политическая деятельность, открытое проявление своей гражданской позиции. Людей с абсолютно уникальными общественно-политическими интересами немного. Основная масса политически зрелых граждан делится по ведущим предпочтениям на совершенно определенные группы.

 

Наиболее эффективной формой взаимодействия, борьбы за власть, выражения своих интересов членами этих групп является, как показывает мировой опыт, политическая партия парламентского типа. Кроме того, существует множество объединений другого типа – союзов, ассоциаций, групп, конференций и др. В последнее время количество партий в России резко возросло. Стало ли легче от этого жить – это другой вопрос. Всеобщая декларация поддерживает право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию (ст. 20). Обратим внимание, что одобряются мирные, без оружия, цивилизованные собрания.

 

Одним из самых важных политических прав является право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей (ст. 21). Оправдавшей себя формой непосредственного участия в управлении является референдум. Не должно быть дискриминации в доступе людей к государственной службе, необходимо регулярно проводить честные, действительно альтернативные выборы, в которых выражается воля народа – основа власти правительства.

 

Наиболее проницательные граждане понимают, что эффективность политической жизни (выборов, деятельности парламента, правительства, президента) непосредственно зависит от успехов в проведении экономических реформ. Но и успехи в экономике, в свою очередь, прямо зависят от результатов выборов в органы власти. У власти должны находиться люди, действительно заботящиеся о благе народа.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое свобода информации?

2. Что изменилось в этой области в России в последние годы? Что предстоит сделать?

3. В чем состоит право на объединение? Для чего нужны политические партии?

4. Почему Декларация прав человека особо оговаривает, что никто не может быть принуждаем к вступлению в ассоциацию?

5. Каково содержание и значение статьи 21 Декларации?

6. Как связаны эффективность политической жизни и успехи в экономической сфере?

 

Это интересно

Так зачем же нам все-таки права человека? Есть ответ, который практически всех заставляет мириться с этим «сомнительным понятием». Права человека– неотъемлемый компонент общеевропейской безопасности. «Концепцию стабильности обычно представляют в чисто военных терминах, сопоставляя военные доктрины, количество танков, солдат и боеголовок, – отмечал министр иностранных дел Норвегии. – Это опасное упрощение. Стабильность создается комплексно: в политике– инфраструктурой взаимодействия, в экономике – тесным сотрудничеством, в военной сфере – переходом к оборонительной стратегии, в гуманитарной – уважением человеческих прав и свобод, созданием условий для широкого участия людей в политической и экономической жизни своих стран. Это формирует необходимый элемент предсказуемости, гарантирующий от мгновенных перемен в политике» (Л. Млечин, журналист).

 

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

 

Несколько лет назад казаки города Ростова захватили здание бывшего Дома политического просвещения. Требование схода– «превратить бывшее гнездо одурманивания народа в центр движения за возрождение казачьих и патриотических традиций». В ультиматуме, предъявленном администрации города, содержались, однако, не только имущественные притязания, но и сугубо политические требования. Как то: считать недействительными решения о приватизации земли и зданий, если они приняты без участия представителей казаков области Войска Донского. Казаки настаивали на том, чтобы из состава органов внутренних дел были выведены лица мусульманского вероисповедания и уроженцы республик Закавказья и Северного Кавказа, введен постоянный контроль и учет прибывших в Ростов граждан Закавказья и Северного Кавказа.

 

Борьба за свои политические права требует особой сдержанности, взвешенности целей и средств общественных действий. Когда же в политических действиях проскальзывают нотки экстремизма, результаты таких «мероприятий» бывают как раз противоположными ожидаемым

(В. Фомин, правовед).

 

Конвенция о политических правах женщин. Извлечения

 

Договаривающиеся стороны, желая осуществить принцип равноправия мужчин и женщин, указанный в Уставе Организации Объединенных Наций;

признавая, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране, а также желая уравнять, в соответствии с постановлениями Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека, положение мужчин и женщин в отношении обладания и пользования политическими правами;

решив заключить конвенцию для этой цели, настоящим согласились о нижеследующем…

Статья 111

Женщинам принадлежит, на равных с мужчинами условиях, без какой-либо дискриминации, право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом.

 

Темы для рефератов и обсуждения

1. Читать антисоветские произведения признавалось в недавние времена преступлением. Считаете ли вы преступными действия государства, приговаривающего своих граждан за это к тюремному заключению?

2. Интересы партии и интересы личности – что выше?

 

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Международно-правовые акты о правах человека


ТОП 10:

Сегодня очевидно, что история человеческого общества представляет собой целенаправленное стремление человека к свободе, к созданию ус­ловий, достаточных для реализации его талантов и способностей как человека разумного. Именно права человека оказываются той нормативной основой взаимодействия людей, координации их поступков и деятельно­сти, которые позволяют преодолевать конфликты интересов, противоре­чия, борьбу. Расставшись со своей естественной свободой, человек стал членом общества, а потому должен соотносить свои поступки с интере­сами других людей. Права человека нормативно формулируют те условия и способы взаимоотношений между людьми, которые позволяют целена­правленно развиваться всему обществу. Только соблюдение и гарантия таких прав, как право на жизнь, свободу, достоинство, неприкосновен­ность личности, частную собственность и другие необходимые и достаточ­ные условия для нормальной жизни человека.

Международные стандарты в области прав человека впервые были за­креплены в национальном законодательстве западных стран в период буржуазных революций XVII — XVIII вв.

Права человека были отражены в Декларации прав Вирджинии (США), в Билле о правах и Конституции США, французской Деклара­ции прав человека и гражданина. В Вирджинской Декларации (1776 г.) утверждалось: «Мы полагаем, самоочевидны те истины, что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотчуждаемыми правами, что к ним относятся: жизнь, свобода, стремление к счастью, что для обеспечения этих прав среди людей учреждаются государства, черпающие свои разумные полномочия в согласии управляемых».

В современном мире проблема прав человека вышла за границы от­дельного государства. Возникла необходимость создать международно-правовые стандарты в области прав человека, которых бы придержива­лись все государства. Таким образом, права человека стали делом международного сообщества. В развернутом виде права человека получили от­ражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 года. Хотя этот документ не является обязательным для государств мирового сообщества и носит рекоменда­тельный характер, он определяет планку в области прав человека, ниже которой государство, если оно желает считать себя цивилизованным, не должно опускаться.

В целях обеспечения условий и гарантий реализации прав и свобод, изложенных во Всеобщей декларации, международное сообщество при­няло еще целый ряд документов. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.). Все граждане, проживающие в государствах, подписавших данные доку­менты, получают возможность пользоваться правами, предусмотренными Пактами. Это обязывает государства, присоединившиеся к Пактам, при­вести свое национальное законодательство в соответствие с требования­ми Пактов. Гражданин, чьи политические или гражданские права нару­шены, имеет право обратиться непосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если он исчерпал все внутренние средства правовой защиты. На основе Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1905 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.), законодательного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) население европейских стран вправе обращаться за за­щитой в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге.

Российская Федерация стремится в полном объеме учитывать в на­циональном законодательстве и соблюдать на практике права человека. Это нашло отражение в принятии Декларации прав человека и гражда­нина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993 г.), где пра­вам человека и гражданина посвящена глава вторая.




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *