Недра лицензия на – порядок получения и продления. Закон РФ «О недрах» :: BusinessMan.ru

Содержание

порядок получения и продления. Закон РФ «О недрах» :: BusinessMan.ru

Согласно российскому законодательству, недра считаются собственностью нашего государства. Их нельзя приобрести или унаследовать, получить в дар или применять в роли недвижимого залогового имущества. Но вполне возможно получить от государства особое право на проведение исследования, а также на добычу различных ресурсов, которые залегают в глубине недр. Для этого предпринимателям требуется лишь пройти процедуру оформления соответствующих документов. В этой статье узнаем, зачем нужна лицензия на недропользование, а также выясним, кто и как может ее получить.

Что это такое?

Основанием для осуществления геологических, а, кроме того, производственных работ, которые связаны с исследованием или добычей ресурсов, выступает государственная лицензия на использование участка.

Такой документ по Закону РФ «О недрах» будет считаться подтверждением заключенного между государством и предпринимателем официального соглашения на передачу прав использовать участок в течение определенного срока. Общая продолжительность данного срока наряду с прочими условиями указываются в приложениях, выступающих частью соглашения.

Какие бывают виды лицензий?

Сколько имеется способов по использованию земных недр, ровно столько существует и видов лицензий. Итак, государство выдает документы, которые разрешают гражданину выполнять следующие действия:

  • Выполнять геологическое исследование недр. В этом случае владелец лицензии имеет право осуществлять поиск месторождений ископаемых, оценивая их предполагаемые объемы. Процесс изучения объектов земной коры, которые можно использовать для эксплуатации или возведения каких-либо подземных сооружений, которые функционально не связаны с добычей ресурсов, тоже имеет отношение к этому типу лицензирования. Лицензия на проведение геологического изучения не предоставляет права на детальное разведывание месторождений. Дается разрешение изучать лишь те виды ископаемых, которые приведены в приложении к документу.
  • Осуществлять добычу полезных ископаемых. Владелец данной лицензии на скважину приобретает право на проведение разведки и добычи природных ресурсов, а, кроме того, на переработку всевозможных отходов производства в рамках предоставленного уполномоченными органами горного отвода. Процесс геологического исследования может проводиться без оформления дополнительной лицензии, но при условии наличия согласия экологического контроля, а, кроме того, органов санитарного и горного надзора. Что еще предполагает лицензия на недропользование?
  • Выстраивать и эксплуатировать сооружения, которые не предназначены для добычи ресурсов. Таковыми могут являться, например, объекты, предназначенные для хранения нефтепродуктов наряду со сбросом хозяйственных вод, захоронениями токсичных отходов производства и тому подобное.
  • Выполнять организацию образования охраняемых объектов, которые обладают важным научным, лечебно-оздоровительным, эстетическим, культурным или прочим значением. К ним относят учебные полигоны наряду с экологическими и геологическими заповедниками, природными памятниками и так далее. Лицензии на право добычи ресурсов наряду со строительством сооружений и образованием охраняемых объектов выдают исключительно на те участки недр, которыми была пройдена официальная экспертиза.

Кто может получить лицензию?

В каких ситуациях следует покупать лицензию на недропользование и кто может ее получить? Получение данного документа может понадобиться в следующих случаях:

  • Гражданин намерен начать бизнес, который будет связан с добычей, а, кроме того, исследованием различных месторождений ценных ископаемых.
  • Требуется участок, который необходим для возведения подземного сооружения, предназначенного для захоронения различных производственных отходов, а, кроме того, для хранения ресурсов и тому подобное. Зачем еще может потребоваться получение лицензии на недропользование?
  • Организация нуждается в собственном источнике водоснабжения. Подземные воды считаются таким же ресурсом, как газ или нефть. По этой причине для их добывания и применения в коммерческих целях также требуется наличие лицензии.
  • Предприниматель занимается организацией природных заповедников, научно-исследовательских полигонов, оздоровительных зон и тому подобное. Во всех этих случаях нужно обращаться в Департамент недропользования.

В каких случаях лицензия не нужна?

В том случае, если полезные ископаемые, которые расположены на территории земельного участка, запланировано использовать в хозяйственных целях, которые не являются коммерческими, то его владелец или арендаторы могут осуществлять это без оформления лицензии.

Кто может получить разрешение?

Согласно Закону РФ «О недрах» получить статус пользователя, а также государственную лицензию надлежащего образца могут следующие категории граждан:

  • Граждане, которые имеют статус индивидуального предпринимателя.
  • Участники простых товариществ без образования юридического лица.
  • Юридические лица, которые были созданы гражданами России с привлечением иностранных вложений или самостоятельно.

Куда следует обращаться?

Какие требования предъявляют предпринимателям, и в какие органы следует обращаться? Лицензию на недропользование выдают, как правило, в конкурсном либо аукционном режиме. Вне конкурса данный документ могут выдать предпринимателю в исключительных ситуациях на основании решения со стороны специальной комиссии, которая была создана федеральным органом по управлению природными недрами. В состав данной комиссии помимо всего прочего должны также быть включены и представители исполнительной власти региона страны.

Подача заявки

Для того, чтобы принять участие в конкурсе либо аукционе на получение лицензии на скважину, предпринимателю требуется своевременно подать заявку, а также представить конкурсной комиссии все требуемые документы, которые указываются в сопроводительных списках к официальному объявлению о проведении данного мероприятия.

В рамках конкурсной системы выдачи лицензий победителем признают участника, чье предложение рассматривается комиссией экономически более выгодным по сравнению с другими. Кроме того, предложение должно соответствовать всем технологическим, а также экологическим требованиям. Таким образом, на аукционе побеждает участник, который предлагает наибольшую сумму за свое право использовать государственные природные недра.

Лицензию на недропользование выдает Министерство экологии и природных ресурсов. Также за этот вопрос несет ответственность Департамент недропользования. Как правило, в рамках организации конкурса по выдаче лицензий принимают участие также и представители со стороны исполнительной власти областей и регионов.

В том случае, если речь идет о лицензировании прав на разработку месторождения, которое обладает федеральным значением, то к оцениванию заявки подключается помимо всего прочего Правительство России. Имеется реестр лицензий на недропользование. Разрешение на эксплуатацию территории наряду со строительством подземных сооружений в целях осуществления деятельности, которая не связана с добычей ресурсов, принимается непосредственно после процедуры согласования с Госгортехнадзором.

Какие требуются документы?

Для того, чтобы участвовать в конкурсе лицензий на недропользование в «Роснедрах» требуется, прежде всего, заполнить заявку. В заявке должны быть обязательно указаны следующие сведения:

  • Информация о заявителе, которая должна включать в себя место основной деятельности организации наряду с хозяйственными взаимоотношениями с производственными, а также с финансовыми партнерами и тому подобное.
  • Сведения о владельцах организации-заявителя, а, кроме того о составе ее руководства, принимающего участие на аукционе.
  • Финансовые возможности организации-заявителя, которые должны подтверждать ее способность к выполнению намеченного плана работ.
  • Научно-техническая база предприятия, а также сведения о возможностях подрядчиков в том случае, если их будут привлекать для реализации указанного проекта.
  • Сведения, которые будут отражать информацию о предыдущих проектах. Обязательной составляющей является список государств, в которых организация занималась коммерческой производственной деятельностью в течение пяти последних лет.
  • Проект использования недр, который был разработан организацией-заявителем. Проект должен включать в себя конкретные и четкие предложения по его реализации.

Необходимо отметить, что лицензию на право использования недр считают действительной с момента проведения официальной госрегистрации.

Продление лицензии на недропользование

Нормативные акты предусматривают продление лицензии. При получении разрешения на вид ресурса, который попадает под компетенцию Федерального агентства придется обратиться именно в этот орган с заявкой. Если субъектом осуществляется деятельность на основании лицензии, которая выдана на общераспространенные природные запасы, то документы направляются в компетентную структуру субъекта страны.

Региональные нормативные акты устанавливают состав бумаг подачи и правила заявки. Лицензия может быть продлена только при отсутствии нарушений. В связи с этим, уполномоченными инстанциями могут быть запрошены подтверждающие документы, в том числе акты от надзорных служб.

businessman.ru

особенности и сроки оформления :: BusinessMan.ru

Недра, в соответствии с Конституцией, считаются государственной собственностью. Они предоставляются заинтересованным субъектам в эксплуатацию. Деятельность предприятий основывается на разрешительной системе. Лицензия на пользование недрами, образец которой будет представлен в статье, выступает в качестве специального документа, предоставляемого компетентным госорганом. К ней прилагаются графические, текстовые и иные материалы, в которых определяются ключевые условия деятельности заинтересованных субъектов. Условия, в соответствии с которыми осуществляется выдача лицензий на пользование недрами, определяются в зависимости от вида работ.

Общие правила

Закон РФ «О недрах» устанавливает, что предоставление участков для разработки осуществляется посредством организации конкурсов либо аукционов. По результатам таких мероприятий принимается решение, которое выступает в качестве основания для получения разрешительного документа. Месторождения полезных ископаемых на континентальном шельфе предоставляются субъектам по постановлению правительства. Предусмотрена возможность эксплуатации участков без проведения конкурса. Они предоставляются предприятиям, осуществляющим захоронение токсичных соединений и радиоактивных отходов, а также геологические изыскания.

Специфика получения разрешения

Недра, как выше было сказано, признаются собственностью РФ. Их нельзя приобрести, получить в наследство, в дар либо заложить. Однако нормативные акты, действующие в стране, предусматривают право пользования недрами. Для этого заинтересованному субъекту необходимо получить соответствующие бумаги. Геологические изыскания, извлечение природных ресурсов и прочие мероприятия осуществляются на основании разрешения. Оно выступает как подтверждение факта заключения договора между государством и предпринимателем. По этому соглашению месторождения полезных ископаемых передаются заинтересованным субъектам в эксплуатацию на конкретный срок. Его продолжительность, а также прочие условия этого договора приводятся, как правило, в графических и текстовых приложениях.

Классификация

Закон РФ «О недрах» определяет различные виды деятельности субъектов, связанные с эксплуатацией природных ресурсов. Соответственно, для каждого типа работ предусматривается свое разрешение. Государство предоставляет документы на:

  1. Геологическое исследование. В данном случае гражданин получает возможность осуществлять поиск участков, где находятся те или иные виды природных ресурсов, а также оценивать их предполагаемый объем. Для изучения объектов коры, которые могут быть задействованы при эксплуатации и возведении подземных конструкций, если с ними функционально не связана добыча полезных ископаемых, также необходимо получить данный вид разрешения. Следует отметить, что документы, предоставленные для осуществления исследовательской деятельности, не дает возможность проводить детальные разведывательные мероприятия. В данном случае субъекту разрешено изучить только те виды ресурсов, которые приводятся в приложении.
  2. Добычу ископаемых. Субъект, получивший такой вид разрешения, обладает возможностью проводить детальную разведку местности. Им может осуществляться добыча полезных ископаемых, переработка отходов производства в границах горного отвода, предоставленного уполномоченными органами. Исследования участков при этом может вестись без получения дополнительного разрешения. Однако для осуществления данной работы необходимо получить согласие органов экологического контроля, санитарного и горного надзора.
  3. Строительство и эксплуатацию объектов, не предназначенных для разведки и добычи ископаемых. К примеру, это могут быть сооружения для хранения газа и нефтепродуктов, захоронения токсичных соединений и так далее.
  4. Организацию создания объектов для включения их в перечень особо охраняемых комплексов, имеющих важное лечебно-оздоровительное, научное, культурное, историческое, эстетическое и прочее значение. К ним относят экологические заповедники, учебные полигоны, памятники природы и пр.

Лицензия на пользование недрами, сооружение и эксплуатацию объектов, создание охраняемых комплексов предоставляется только на участки, прошедшие официальную экспертизу.

Когда необходимо разрешение?

Законодательство устанавливает случаи, когда оформление лицензии является обязательным. В частности, разрешение необходимо, если предприятие планирует вести бизнес, касающийся исследования местности для поиска ценных природных ресурсов для последующего их извлечения. Документ нужен и в случае, если субъект предполагает осуществлять захоронение производственных отходов, строительство сооружений для хранения производственных ресурсов. Обязательна лицензия на пользование недрами для добычи подземных вод. Они также являются ресурсами природы, как газ или нефть. Субъектам, занимающимся организацией научно-исследовательских полигонов, заповедников, оздоровительных, курортных зон, также нужна лицензия на пользование недрами. Не требуется разрешение в том случае, если расположенные в пределах участка общераспространенные природные ресурсы предполагается эксплуатировать в некоммерческих (хозяйственных) целях.

Кому выдается документ?

Лицензия на пользование недрами предоставляется:

  1. Индивидуальным предпринимателям.
  2. Участникам простого товарищества.
  3. Юрлицам, образованным гражданами самостоятельно (на собственные средства) или с привлечением зарубежных инвестиций.

Если для осуществления определенных типов деятельности, тесно связанных с эксплуатацией природных ресурсов, необходимо отдельное разрешение, прежде чем производить предполагаемые работы, субъект должен его получить заблаговременно.

Правила получения

Лицензия на пользование недрами предоставляется, как правило, в рамках аукциона либо конкурса. Без проведения этих мероприятий разрешение можно получить в исключительном случае по решению специально созданной комиссии. Она формируется федеральным органом по управлению фондом государственных природных ресурсов. В состав комиссии включаются представители исполнительной власти субъекта страны. Для участия в конкурсе заинтересованное лицо должно своевременно направить заявку и предоставить необходимые документы. Они указываются в сопроводительном перечне к официальному объявлению о мероприятии. Если проводится конкурс, то в качестве победителя будет признан участник, от которого поступило, по мнению комиссии, наиболее экономически выгодное предложение. При этом оно, разумеется, должно соответствовать установленным экологическим и технологическим требованиям. При проведении аукциона победителем будет тот участник, который предложит самую большую сумму за право пользоваться недрами. Разрешения предоставляются Министерством природных ресурсов и экологии. Ответственным за процесс органом выступает Федеральное агентство (Роснедра). Если мероприятие проводится для получения разрешения на эксплуатацию участков федерального значения, оценка заявки проводится при подключении правительства страны. Решение о предоставлении лицензии на эксплуатацию и сооружение подземных объектов для ведения деятельности, которая не связана с добычей, должно приниматься после согласования с Гортехнадзором.

Необходимые документы

Субъект, желающий участвовать в конкурсе, должен составить заявку. В ней необходимо указать сведения:

  1. О заявителе. Приводится информация о месте производства основной деятельности предприятия, хозяйственных взаимоотношениях с финансовыми и прочими партнерами и так далее.
  2. О владельцах фирмы-заявителя, представителях и составе руководства.
  3. Финансовом состоянии предприятия. Эти сведения должны подтверждать способность компании исполнить запланированный объем работ.
  4. Предыдущих выполненных проектах.
  5. Научно-технической базе компании и технологических возможностях привлекаемых подрядчиков.

В заявке также обязательно указывается перечень государств, в которых фирма осуществляла свою деятельность на протяжении последних пяти лет. Заявитель также составляет проект использования недр. В него включаются конкретные предложения по реализации намеченных мероприятий. В качестве приложений заинтересованный субъект должен предоставить копии, заверенные нотариусом или печатью фирмы:

  1. Выписки из ЕГРЮЛ.
  2. Св-ва о постановке на учет в качестве юрлица.
  3. Св-ва о госрегистрации/перерегистрации предприятия.
  4. Справки о постановке на учет в ФНС и уплате всех обязательных платежей.
  5. Устава.
  6. Бухгалтерского баланса. Экземпляры этого документа предоставляются как за текущий год, так и за год, предшествовавший подаче заявки. Баланс должен включать отметки о принятии его налоговой службой.

Отказ в приеме документов

В ряде случаев заявка может остаться без рассмотрения. Заинтересованному субъекту могут отказать в ее принятии, если:

  1. Она направлена с нарушением предписаний нормативных актов.
  2. Содержание заявки не соответствует установленным условиям конкурса/аукциона.
  3. Субъект не может предоставить доказательства наличия у него необходимых финансовых и технических средств для осуществления проекта.
  4. Заявитель попытался ввести комиссию в заблуждение, предоставив ложные сведения о себе.
  5. При передаче субъекту недр в пользование будут нарушены положения антимонопольного законодательства.
  6. Заявитель не соответствует всем требованиям, предъявляемым к конкурсантам.

Ход мероприятия

Администрация региона либо правительство РФ при участии Роснедр принимают решение об организации аукциона/конкурса. Соответствующее объявление размещается на официальном портале по проведению торгов в отношении федерального и муниципального имущества. Уведомление должно появиться на сайте за 90 дн. до начала конкурса и за 45 дн. – до даты аукциона. После появления объявления участники составляют и направляют свои заявки с приложением необходимых документов. В назначенную дату проводится конкурс либо аукцион. В случае признания мероприятия состоявшимся, на протяжении месяца принимается решение об утверждении его итогов. Победителю предоставляется лицензия на пользование недрами.

Стоимость

Предпринимателю необходимо совершить следующие платежи:

  1. За участие в аукционе/конкурсе – единовременный сбор. Платеж вносится всеми заявителями и выступает в качестве одного из обязательных этапов проведения мероприятия. Сумма единовременного сбора устанавливается Реснедрами для каждого отдельного случая.
  2. Не меньше 10% от размера налога на извлечение природных ресурсов (в случае разработки газовых или нефтяных бассейнов – не меньше 5%). Итоговая сумма фиксируется в разрешении.
  3. Регулярные отчисления за эксплуатацию ресурсов. Расчет осуществляет Федеральное агентство (Роснедра). Тариф определяется за 1 кв. км площади разрабатываемой территории.

Порядок оплаты лицензии, предоставленной без проведения аукциона/конкурса, определяется ФЗ. В таких случаях субъект отчисляет установленную госпошлину. В целом, получение разрешения обходится в 6 тыс. р. Дополнительных расходов потребует оформление сопроводительных документов.

Сроки

Лицензию предоставляют:

  1. На осуществление исследовательских работ – на 5 л.
  2. На проведение геологических и геолого-физических мероприятий на территории Якутии, Камчатского, Красноярского, Хабаровского краев, Иркутской, Магаданской, Сахалинской областей, ЯНАО – на 7 лет.
  3. На осуществление исследовательских работ внутренней морской акватории и участка шельфа – на 10 л.
  4. Для добычи и последующей эксплуатации подземных вод – на 25 лет.
  5. Для извлечения природных ресурсов – на период полной отработки бассейна.
  6. Для эксплуатации и сооружения подземных объектов для осуществления деятельности, не связанной с добычей ископаемых, для создания особо охраняемых комплексов и так далее – бессрочно.

Лишение разрешения

В действующих нормативных актах не установлены четкие критерии, в соответствии с которыми может осуществляться отзыв лицензии. Процесс может быть начат при выявлении существенных нарушений. Их степень определяется уполномоченным органом. В качестве самого серьезного нарушения выступает случай, когда предприятие получило разрешение на эксплуатацию ресурсов, но к разработке участка не приступило. Соответственно, не были созданы рабочие места, не отчисляются налоги в бюджет. Отзыв лицензии, в первую очередь, грозит компаниям, у которых истек срок ввода в эксплуатацию бассейна, а на участке ничего не сделано.

Дополнительные возможности

В нормативных актах предусматривается продление лицензии. Если разрешение получено на вид ресурса, попадающего под компетенцию Федерального агентства, именно в этот орган следует обращаться с соответствующей заявкой. Если субъект осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной на общераспространенные природные запасы, то направлять документы следует в компетентную структуру субъекта страны. Правила подачи заявки и состав бумаг устанавливается региональными нормативными актами. Следует также отметить, что продление лицензии допускается при отсутствии нарушений со стороны субъекта, эксплуатирующего соответствующий участок. В этой связи, уполномоченные инстанции могут запросить дополнительные подтверждающие документы, в числе которых акты надзорных служб.

Ответственность

Использование недр при отсутствии лицензии наказывается административными санкциями. Для граждан установлен штраф 3-5 тыс. р., для должностных лиц – 30-50 тыс. р., для предприятий – 800 тыс.-1 млн. р. Административная ответственность предусматривается и для субъектов, нарушающих условия, определенные в лицензии. В этом случае для граждан штраф составит 2-3 тыс. р., для должностных лиц – 20-40 тыс. р., для организаций – 300-500 тыс. р.

Требования

В законодательстве присутствует ряд предписаний, направленных на обеспечение рационального недропользования. Среди установленных требований следует отметить:

  1. Соблюдение правил предоставления участков в эксплуатацию, недопущение самовольного проведения работ.
  2. Обеспечение полноты исследования, комплексного, рационального пользования и охраны недр.
  3. Выполнение опережающего изучения местности, посредством которого формируется достоверная оценка запасов ресурсов или их свойств.
  4. Организацию государственной экспертизы и госучета запасов ископаемых, а также участков, которые используются в целях, не связанных с извлечением природного сырья.
  5. Охрану территорий от затопления, пожаров, прочих факторов, негативно влияющих на качество запасов и их промышленную ценность либо осложняющих разработку.
  6. Обеспечение максимального извлечения основных ресурсов и попутных компонентов, залегающих совместно с ними.
  7. Ведение достоверного учета запасов, добываемых и оставляемых в недрах, а также сопутствующих материалов.
  8. Предупреждение загрязнения участков в процессе проведения работ, касающихся эксплуатации ресурсов. Это особенно актуально при сооружении подземных газо- и нефтехранилищ, создании объектов для сброса стоков, захоронения производственных отходов и вредных соединений.
  9. Соблюдение установленных правил ликвидации и консервации предприятий, осуществлявших извлечение природных ресурсов, и сооружений, не связанных с данной деятельностью.
  10. Предотвращение самовольной застройки участков залегания ископаемых, выполнения предписаний, касающихся эксплуатации этих площадей в других целях.
  11. Предупреждение размещения производственных и прочих отходов в границах объектов, используемых для обеспечения хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.

Заключение

Оформление лицензии предприятие может осуществлять самостоятельно, задействовав в этом процессе штатных сотрудников. Однако эксперты отмечают, что процедура подготовки необходимой документации, составление заявки имеет определенные сложности. В этой связи, целесообразно обратиться за помощью к квалифицированным юристам, имеющим соответствующий опыт работы. Следует помнить, что ведение деятельности без лицензии предполагает крайне неблагоприятные последствия для компании. Кроме установленных нормативными актами штрафов, к предприятию будут предъявлены исковые требования о компенсации ущерба государству.

businessman.ru

Лицензия на геологическое изучение недр: лицензирование недропользования

Пользование недрами, виды пользования,

Государственный учет, регистрация и экспертиза запасов.

Эти операции производятся в соответствии с конституцией и законами о недрах. С помощью этих операций месторождения подразделяются на: месторождения федеративной значимости, региональной значимости, общераспространенные месторождения.

Работы по государственному учету производит Министерство природных ресурсов (созданное 17.05.97 г. постановлением правительства РФ № 588).

Для рационального использования полезных ископаемых все запасы подвергаются государственной экспертизе. После чего месторождения полезных ископаемых (МПИ) ставятся на государственный учет.

С целью учета месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется государственный кадастр, включающий сведения по всем параметрам месторождений.

Кроме того, ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он содержит сведения о количестве, качестве и степени изученности полезных ископаемых каждого вида по месторождениям, имеющим промышленную ценность. Для определения промышленной ценности производится геолого-экономическая оценка МПИ. Постановка на баланс и описание месторождений производится совместно с органами горнотехнической инспекции. Геологическая информация также является собственностью государства и может быть объектом продажи .

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

(статья 11 от 10.09.92г. №ВО-61/2296 «о положении о порядке лицензирования пользования недрами»)

Предоставление участка (участков) недр в пользование на условиях соглашения о разделе продукции оформляется лицензией на пользование недрами. Лицензия удостоверяет право пользования указанным участком (участками) недр на условиях соглашения, определяющего все необходимые условия пользования недрами в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» и законодательством Российской Федерации о недрах (часть вторая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ).

Лицензирование осуществляется для выполнения единой государственной политики в области недропользования .

Лицензия – официальный документ установленного образца, удостоверяющий право его владельца на недропользование в определенных границах. В ней указываются вид и сроки деятельности.

При добыче полезного ископаемого земли отводятся в горный отвод. При других видах работ земли передаются в совместное пользование.

Пользователи – субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе иностранцы (за исключением государственных секретов).

Одно юридическое или физическое лицо может держать несколько лицензий. Лицензия для геологического изучения дается на 5 лет и продлевается каждый год, на добычу – на 20 лет.

Лицензия содержит сведения о получателе, организации, выдающей лицензию, о целях работ, границах работ, сроках работ, об уровне добыче, о величине платежей, экологические требования.

Лицензии получают через конкурсы или тендеры, которые могут быть открытыми или закрытыми (стратегическое сырье). Претендент получает геологическое задание и предоставляет технико-экономические расчеты.

Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности;

Соискатель лицензии – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

Действие лицензии можно приостановить, возобновить, отозвать, аннулировать и переоформить.

Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?;

fibradecor.ru

Лекция № 8 порядок получения лицензии на пользование недрами прекращение права недропользования

1.
Понятие лицензии на право недропользования
и на осуществление
видов деятельности.
Виды лицензий. Содержание лицензии.
Оформление
горных отводов.

2.
Прекращение, ограничение и приостановление
недропользования.
Лицензирование
отдельных видов деятельности.

1. Понятие лицензии на право недропользования и на осуществление видов деятельности. Виды лицензий. Содержание лицензии. Оформление горных отводов

В
ст. 11 Закона РФ «О недрах» раскрывается
понятие лицензии, которая
является
документом, оформляющим предоставление
недр в пользование. В
данной статье
само понятие «лицензия» употребляется
в ином значении,
чем в Гражданском
кодексе РФ. Статья 49 ГК РФ, раскрывая
понятие «пра-
воспособность юридического
лица», указывает на то, что отдельными
вида-
ми деятельности, перечень которых
определяется законом, юридическое
лицо
может заниматься только на основании
специального разрешения (ли-
цензии).
Таким образом, речь идет о лицензировании
видов деятельности,
тогда как в Законе
о недрах лицензия удостоверяет право
определенного
пользования участком
недр. .Вместе с тем лицензия на пользование
недрами
не исключает обязанность
лицензирования некоторых видов
деятельности,
которые осуществляются
при таком пользовании. Например,
маркшейдер-
ская, взрывная деятельность,
эксплуатация пожароопасных и
взрывоопас-
ных производств, включая
эксплуатацию нефтегазодобывающих
комплек-
сов, подлежат лицензированию
как виды деятельности. В этом случае
не-
дропользователь может и не иметь
лицензию на их осуществление, а заклю-
чить
договор о выполнении этих работ с лицами,
имеющими такие лицензии. Однако для
осуществления пользования недрами лицо
обязано иметь
лицензию на недропользование.

В
Законе РФ «О недрах» реализуется подход,
в соответствии с которым
объектом
лицензирования выступает не какой-то
вид деятельности, а пре-
имущественно
предоставление конкретного участка
недр с точно опреде-
ленными границами
в пользование субъектам предпринимательской
дея-
тельности. В ст. 11 Закона РФ «О
недрах» сказано, что «предоставление
недр в
пользование оформляется
специальным государственным разрешением
в
виде лицензии». Однако далее в ч. ч.
3 и 4 данной статьи раскрываются
иные
подходы к определению сущности лицензии.
С одной стороны, лицен-
зия является
документом, «удостоверяющим право её
владельца пользова-
ния участком недр
в определенных границах», одновременно
с этим лицен-
зия и «удостоверяет право
проведения работ по геологическому
изучению».
Дело в том, что в лицензии
должны определяться виды работ, которые
свя-
заны с данным недропользованием,
ведение реестра работ по геологическо-
му
изучению возложено на Федеральное
агентство недропользования.

Упоминание
о лицензии отсутствовало в Основах
законодательства
Союза ССР и союзных
республик «О недрах» от 09.07.1975 и
Кодексе
РСФСР
«О
недрах».
В соответствии с ними предоставление
недр в пользо-
вание осуществлялось
на основании акта, удостоверяющего
горный отвод.
Предоставление недр для
геологического изучения, а также для
целей, не
связанных с добычей полезных
ископаемых, осуществлялось на основе
раз-
решений без выдачи акта,
удостоверяющего горный отвод.
В
настоящее
время горноотводный акт
является приложением к лицензии, он
определяет
только объект недропользования,
тогда как лицензия определяет также
все
условия недропользования, определяет
его пределы.

Лицензия,
по сути, является разрешением независимо
от формы его
выражения. Документ,
удостоверяющий наличие разрешения,
также назы-
вается лицензией. Судебная
практика в сфере лицензирования видов
дея-
тельности не связывала утрату
документа с утратой права, что в
последую-
щем нашло отражение в
законодательстве о лицензировании
видов деятель-
ности. В Законе РФ «О
недрах» сохранился старый подход. Исходя
из опреде-
ления в ст. 11 Закона лицензия
предоставляет собой, во-первых,
разреше-
ние, во-вторых, определённую
совокупность документов, поскольку
вклю-
чает установленный формы бланк
с Государственным гербом РФ, а
также
текстовые, графические и иные
приложения, являющиеся неотъемлемой
со-
ставной частью лицензии.

Лицензия
удостоверяет право её владельца на
пользование участком
недр в определённых
границах в соответствии с указанной в
ней целью в
течение установленного
срока. В лицензии оговариваются все
условия
пользования соответствующим
участком недр. Вместе с тем в ст. 11 Закона
РФ
«О недрах» предусмотрена возможность
(но не обязательность) заключения
договора
между уполномоченными на то органами
государственной власти
и пользователем
недр. Договором могут быть конкретизированы
зафикси-
рованные в лицензии условия
пользования недр с учетом особенностей
раз-
работки месторождения, географических
и экономических условий региона,
а
также решаться иные сопутствующие
вопросы, связанные с его освоени-
ем.
Такой договор заключается в соответствии
с общими требованиями и
принципами
гражданского законодательства и является
результатом сво-
бодного волеизъявления
сторон в отличие от лицензии, которая
носит ад-
министративный характер.

68
Licet

разрешать, Licentia

свобода, право

Согласно
ст. 9 Закона РФ «О недрах» права и
обязанности пользователя
недр возникают
с момента государственной регистрации
лицензии на поль-
зование недрами. При
этом соглашение не носит самостоятельного
характе-
ра, поскольку оно возможно
только при наличии лицензии. В ст. 11
Закона РФ
«О недрах» перечисляются
виды лицензий, а Положение о порядке
лицен-
зирования пользования недрами
дает их подробную характеристику.1Ука-
занное Положение регулирует не
только порядок предоставления и
оформ-
ления лицензий, но и комплекс
иных вопросов, связанных с принятием
ре-
шений, проведением конкурсов и
аукционов, учетом участков недр и
фор-
мированием их перечней. Следует
учитывать, что по этим вопросам
суще-
ствует специальное нормативное
регулирование, упоминавшееся
ранее.
Особенности предоставление
лицензий на добычу подземных вод и
лечеб-
ных полезных ископаемых
регулируются Инструкцией Роскомнедр.2

Согласно
ст. 16 Закона РФ «О недрах» лицензии
выдаются и регистриру-
ются только
федеральными органами, тогда как принятие
решений о пре-
доставлении участка
недр и регулирование порядка выдачи
лицензий на
разработку общераспространенных
полезных ископаемых и строительства
подземных
сооружений местного значения осуществляется
субъектами РФ.

Указанное
Положение не регулирует предоставление
лицензий на сбор
минералогических,
палеонтологических и других коллекционных
материа-
лов.

2.
Виды
лицензий

определяются видами недропользования.
В соответ-
ствии с видами пользования
недрами лицензии установленного образца
вы-
даются для геологического изучения
недр, добычи полезных ископаемых,
строительства
и эксплуатации подземных сооружений,
не связанных с до-
бычей полезных
ископаемых, образования особо охраняемых
объектов.

Лицензия
на геологическое изучение недр
удостоверяет право ведения
поисков
и оценки месторождений полезных
ископаемых и объектов, ис-
пользуемых
для строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не
связанных с
добычей полезных ископаемых. Не требует
региональное гео-
логическое изучение:
геологическая съемка с общими поисками,
инженер-
но-геологические изыскания,
региональное создание и ведение
мониторинга
природной среды, контроль
за режимом подземных вод, а также иные
рабо-
ты, проводимые без существенного
нарушения целостности недр.

Лицензия
на детальное изучение (разведку)
месторождений полезных
ископаемых
отдельно не предоставляется, право
разведки предусматривает-
ся в лицензии
на добычу полезных ископаемых.

Лицензия
на геологическое изучение недр дает
право изучения только
того вида (или
видов) полезного ископаемого, который
указан в лицензии, и
не дает ее владельцу
приоритетного права на получение
лицензии на право
добычи полезных
ископаемых.

В
случае, если выявленное в процессе
поисков и оценки месторождение
полезного
ископаемого выходит за границы
предоставленного в соответст-
вии с
лицензией геологического отвода, то по
заявке владельца лицензии и
при
отсутствии предоставленной лицензии
на соответствующую сопредель-
ную
территорию органами, предоставляющими
лицензию, участок недр
может быть
увеличен таким образом, чтобы в него
входило все месторож-
дение.

Владелец
лицензии на поисковые работы по мере
их проведения может
отказаться от
части выделенного геологического отвода
с соответствующим
пересчетом платы
за право пользования недрами, подав в
Агентство недро-
пользования или его
территориальное подразделение письменное
заявление.

Заявление
удовлетворяется с I января следующего
года, если оно поступило
не позднее,
чем за 3 месяца до его наступления, или
с 1 июля текущего года,
если оно поступило
в срок до 1 апреля этого года.

Лицензия
на добычу полезного ископаемого дает
право на разведку и
разработку
месторождений, а также на переработку
отходов горнодобы-
вающего и связанных
с ним перерабатывающих производств,
если иное не
оговаривается в лицензии.

Рассматриваемая
лицензия может выдаваться на разработку
всего ме-
сторождения полезного
ископаемого или его отдельной части.
Разработка
одного месторождения
полезного ископаемого разными
пользователями
недр должна проводиться
по согласованной технологической схеме,
исклю-
чающей нерациональное
использование недр. Координация действий
поль-
зователей недр возлагается по
их решению на одно из предприятий,
кото-
рому другие предприятия доверяют
исполнение функций координатора.
Указанное
условие фиксируется в лицензиях на
право разработки этого ме-
сторождения.

Допускается
предоставление лицензии на право добычи
полезного ис-
копаемого на участке
недр, где действует лицензия на право
геологического
изучения недр, после
проведения государственной экспертизы
геологиче-
ской информации о запасах
полезных ископаемых. В этом случае
владелец
лицензии на право геологического
изучения недр должен быть безотлага-
тельно
извещен органами, предоставляющими
лицензию, о принимаемом
решении с
предоставлением ему возможности подать
заявку на получение
лицензии на добычу
полезного ископаемого на общих основаниях.
В этом
случае владелец лицензии на
право геологического изучения недр
вправе
получить от владельца лицензии
на право добычи полезного
ископаемого
компенсацию, связанную
с досрочным прекращением действия ранее
вы-
данной лицензии.

Допускается
одновременное предоставление нескольких
лицензий на
право добычи полезных
ископаемых по группе близрасположенных
место-
рождений одному заявителю, если
экономически рентабельной является
только
общая разработка указанных месторождений
одним предприятием.

Владелец
лицензии на право добычи полезных
ископаемых имеет пра-
во проводить в
пределах предоставленного ему горного
отвода работы по
геологическому
изучению недр, связанных с проводимой
им добычей, без
дополнительной лицензии,
но с согласованием условий их проведения
с ор-
ганами государственного
санитарного, горного надзора и
государственного
экологического
контроля.

Переработка
отходов горнодобывающего и связанных
с ним перераба-
тывающих производств
может осуществляться по самостоятельной
лицен-
зии, предоставляемой владельцу
лицензии на право добычи полезных
иско-
паемых либо иному юридическому
или физическому лицу.

Лицензия
на право строительства и эксплуатации
подземных сооруже-
ний, не связанных
с добычей полезных ископаемых, удостоверяет
право
пользования определенными
участками недр для подземного хранения
неф-
ти, газа, захоронения вредных
веществ и отходов производства,
сброса
сточных вод и иных нужд.

Лицензия
на право образования особо охраняемых
объектов, имеющих
научное, культурное,
эстетическое, лечебно-оздоровительное
и иное назна-
чение, удостоверяет право
на открытие научных и учебных полигонов,
гео-
логических заповедников, выделение
памятников природы, использование
в
научных, лечебно-оздоровительных
или коммерческих целях пещер и
иных
природных подземных полостей.
Предоставление таких лицензий
осущест-
вляется после принятия
соответствующими органами решений,
определяю-
щих
статус
выделенных участков недр.

Разрешается
предоставление совмещенных лицензий,
включающих не-
сколько видов пользования
недрами (поиски, разведка, добыча
полезных
ископаемых). В этом случае
добыча может производиться как в
процессе
геологического изучения,
так и непосредственно по его завершении.

Лицензия
на право добычи полезных ископаемых, а
также строительст-
ва и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных с
их добычей, вы-
дается только на те
участки недр, геологическая информация
по которым
прошла государственную
экспертизу. При предоставлении лицензии
на
право пользования недрами одновременно
для геологического изучения и
добычи
полезных ископаемых пользователи недр
могут, согласно лицензии,
начинать
добычу до государственной экспертизы
геологической информа-
ции. Сроки
последующего представления геологической
информации на го-
сударственную
экспертизу с уточнением условий
пользования недрами,
включая платежи,
оговариваются в условиях этой лицензии.

Лицензии
для добычи подземных вод, а также полезных
ископаемых,
отнесенных к категории
лечебных, с целью их последующего
использова-
ния и для извлечения
подземных вод при проведении осушительных,
водо-
понизительных и природоохранных
мероприятий оформляются в особом
порядке.

Не
требуется оформление лицензии на
пользование недрами для добы-
чи
подземных вод из первого от поверхности
водоносного горизонта на тех
участках,
где он не является и не может являться
источником централизо-
ванного
водоснабжения, а используется или может
быть использован только
для удовлетворения
нужд землевладельцев (землепользователей)
в воде хо-
зяйственно-питьевого и (или)
технического назначения и если отбор
под-
земных вод из него осуществляется
с помощью простейших водозаборных
сооружений
(копаные и забивные колодцы, малодебитные
скважины, кап-
тажи небольших родников).
Это относится и к использованию недр
для водоснабжения
индивидуальных приусадебных участков,
небольших фермер-
ских хозяйств,
садовых участков и других мелких
объектов.

Все
условия, связанные с отбором подземных
вод при разработке ме-
сторождений
твердых полезных ископаемых, нефти и
газа, а также при
строительстве и
эксплуатации подземных сооружений, не
связанных с до-
бычей полезных
ископаемых, устанавливаются в лицензии
на основной вид
недропользования, т.
е. специальная лицензия не требуется.

Пользование
недрами для извлечения подземных вод
при проведении
осушительных и
природоохранных мероприятий, не связанных
с другими
видами недропользования,
может осуществляться только на основании
са-
мостоятельной лицензии.

Допускается
выдача одной лицензии на несколько
участков недр, экс-
плуатируемых
децентрализованными водозаборными
сооружениями (оди-
ночными скважинами),
принадлежащими одному владельцу.

На
добычу питьевых подземных вод для
хозяйственно-питьевого водо-
снабжения
и минеральных лечебных вод, а также
полезных ископаемых,
отнесенных к
категории лечебных, не выдаются
совмещенные лицензии,
включающие
разрешение на пользование недрами для
проведения поисков
(поисково-оценочных
работ), разведки и добычи подземных вод.

Ст.
11 Закона
РФ
«О недрах» особо выделяет случаи
предоставления недр
в пользование на
условиях соглашения о разделе продукции.
Подробное ре-
гулирование отношений,
возникающих в процессе заключения,
исполнения
и прекращения соглашений
о разделе продукции, осуществляется
Законом
«О соглашениях, о разделе
продукции». Вместе с тем соглашение не
исклю-
чает необходимость получения
лицензии на недропользование и
является
основанием для ее предоставления
в течение 30 дней с момента его заклю-
чения.
Это связано с тем, что недра изъяты из
оборота и совершение сделок
по поводу
недр не допускается. Соглашение о разделе
продукции регулирует
порядок и условия недропользования и
отношения по поводу произве-
денной
продукции. В последнем случае отношения
попадают в сферу част-
ных отношений.

3.
В лицензии должны содержаться данные
о пользователе недр, т. е. в
ней
указывается субъект предпринимательской
деятельности, получившей
лицензию. В
бланк лицензии записываются основные
данные, в частности,
официальное
название юридического лица, юридический
адрес, фамилия,
имя, отчество лица,
представляющего данный субъект
предприниматель-
ской деятельности.
Если лицензия выдаётся индивидуальному
предприни-
мателю, то указывается его
фамилия, имя, отчество, место жительства,
пас-
портные данные. Более подробные
данные о субъектах предприниматель-
ской
деятельности имеются в материалах,
представляемых для получения
лицензии,
которые включают заявку и прилагаемые
документы, содержа-
щие данные, имеющие
значения для получения лицензии, включая
сведения
о финансовом состоянии и
технологических возможностях
пользователя
недр.

В
ст. 12 Закона РФ «О недрах» указывается,
что лицензия должна со-
держать данные
об органах, предоставивших лицензию, и
основания пре-
доставления лицензии.
Непосредственно в лицензии данные об
органах,
предоставивших лицензию,
выражаются в сведениях о должностных
лицах
(как правило, федерального органа
по управлению государственным фон-
дом
недр и органа государственной власти
субъекта РФ), подписавших ли-
цензию.

Лицензия
должна содержать данные о целевом
назначении работ, свя-
занных с
пользованием недрами, с необходимой
расшифровкой. Описание
границ участка,
координаты угловых точек, копии
топографических планов, разрезов
и другое приводятся в приложении к
лицензии под определёнными
номерами.

При
предоставлении лицензии на пользование
недрами устанавливают-
ся предварительные
границы горного отвода. После разработки
техническо-
го проекта освоения
месторождения, получения на него
положительного за-
ключения
государственной экспертизы, согласования
данного проекта с ор-
ганами
государственного горного надзора и
государственными органами по
охране
окружающей среды документы, определяющие
уточнённые фаницы
горного отвода (с
характерными разрезами, ведомостью
координат угловых
точек), включаются
в лицензию в качестве неотъемлемой
составной части.

В
лицензии указываются сроки действия
лицензии и сроки начала ра-
бот
(подготовки технического проекта, выхода
на проектную мощность,
предоставления
геологической информации на государственную
эксперти-
зу).

Должны
отражаться в лицензии и
условия,
связанные с платежами за
пользование
недрами, земельными участками или
акваториями. В настоя-
щее время платежи
за добычу полезных ископаемых, пользования
землей
(кроме аренды), пользования
водными объектами (кроме аренды) носят
на-
логовый характер, фиксировать их
в лицензии не имеет смысла. Отражаться
должны
бонусы и ренталс.3
Возможно
отражение и особых налоговых ре-
жимов,
например, связанных с разделом продукции,
или замена денежных
платежей на
поставку продукции.

Лицензия
должна включать согласованный уровень
добычи минераль-
ного сырья. Уровень
добычи минерального сырья определяется
исходя из
задач рационального
использования минеральных ресурсов и
охраны недр.

В
лицензии определяется правовой режим
добытого минерального сы-
рья, полученной
геологической информации и отходов.
Эти вопросы обсу-
ждались в теме
«Объекты недропользования».

В
числе обязанностей пользователя недр
является соблюдение утвер-
ждённых в
установленном порядке стандартов (норм,
правил), регулирую-
щих условия охраны
недр, атмосферного воздуха, лесов, вод,
а также зданий
и сооружений от вредного
влияния работ, вязанных с пользованием
недра-
ми, выполнение требований по
безопасному ведению работ. На
необходи-
мость соблюдения соответствующих
условий и требований должно быть
указано
в лицензии. На недропользователей
распространяются также положения
Федерального закона «Об охране окружающей
среды».

Ст.
12 Закона
РФ
«О недрах» предусматривает, что в
лицензии необходимо
определить порядок
и сроки подготовки проектов ликвидации
или консер-
вации горных выработок и
рекультивации земель. Предприятия по
добыче
полезных ископаемых и подземные
сооружения, не связанных с добычей
полезных
ископаемых, подлежат ликвидации или
консервации по истечении
срока действия
лицензии или при досрочном прекращении
пользования не-
драми. В этих случаях
горные выработки и буровые скважины
должны быть
приведены в состояние,
обеспечивающее безопасность жизни и
здоровья
населения, охрану окружающей
среды, зданий и сооружений, а при
консер-
вации — также сохранность
месторождения, горных выработок и
буровых
скважин на всё время консервации.
Консервация и ликвидация горных
вы-
работок и иных сооружений, связанных
с пользованием недрами, осуществ-
ляются
за счёт пользователя недр.

В
лицензии на право пользования недрами
континентального шельфа и
морской
исключительной экономической зоны
Российской Федерации оговаривается
специальный режим ведения работ, который
согласовывается с
органами,
обеспечивающими охрану Государственной
границы Российской
Федерации, органами,
регулирующими судоходство, рыбный и
иной про-
мысел, экологическую
безопасность, и другими органами. В
такие лицензии
могут включаться
дополнительные требования, не
противоречащие законо-
дательству
Российской Федерации, относительно
предоставления объектов
инфраструктуры
(искусственных островов, установок и
сооружений) в рай-
оне действия лицензии
или прилегающих к нему участков в тех
случаях, ко-
гда это необходимо для
обеспечения безопасности работ и охраны
здоровья
работников, участвующих в
работах.

В
особых случаях, когда пользование
недрами связано с повышенной
опасностью
для жизни и здоровья людей, работающих
или проживающих в
зоне ведения работ,
связанных с пользованием недрами,
значительным эко-
логическим риском
в процессе пользования недрами, в
лицензии преду-
сматриваются два
этапа.

На
первом этапе
в
установленный в лицензии срок ее владелец
ведет
подготовку проекта использования
недр и его согласование с соответст-
вующими
органами с целью определения соответствия
разработанного про-
екта стандартам
(нормам, правилам) по безопасному ведению
работ и эко-
логической безопасности.
При необходимости производится уточнение
гра-
ниц горного отвода и земельного
участка.

На
втором этапе
осуществляется
реализация согласованного проекта
в
соответствии с условиями лицензии.

Перечень
объектов, на которые распространяется
особый порядок
пользования недрами,
устанавливается совместным решением
Агентства
недропользования (Роснедра),
органом по безопасному ведению работ
в
промышленности и горным надзором
(Служба по экологическому, технологическому
и атомному надзору) и Министерством
природных ресурсов и экологии Рос-
сийской
Федерации.

Предусмотренные
в лицензии условия могут быть пересмотрены
толь-
ко при согласии пользователя
недр и органов, предоставивших лицензию,
а
также в случаях, установленных
законодательством.

4.
Существуют
некоторые различия при оформлении
горных отводов
при-предоставлении
для добычи полезных ископаемых,7
и
добычи нефти и
газа,4и целей, не связанных с добычей полезных
ископаемых.*73

73
*Инструкция утверждена МПР РФ от
07.02.1998 № 56, Госгортехнадзором РФ от
31.12.97 №58.

Инструкция
утверждена Постановлением Госгортехнадзора
РФ от ] 1.09.1996 № 35.

»
Инструкция утверждена Постановлением
МПР РФ, Госгортехнадзора РФ Х° 18/24 от
25.03.1999.

При
предоставлении в установленном порядке
лицензии на пользова-
ние недрами
устанавливаются предварительные границы
горного отвода.
Его уточненные границы
устанавливаются после рассмотрения
техническо-
го проекта, прошедшего в
установленном порядке согласование,
экспертизу
и утверждение. Документы,
удостоверяющие уточненные границы
горного
отвода, включаются в лицензионные
документы в качестве их неотъемле-
мой
составной части. Уточненные границы
горного отвода устанавливаются
только
на ту часть предоставленного в пользование
участка недр, геологи-
ческая информация
о которой прошла государственную
экспертизу.

Границы
горного отвода устанавливаются в целях
обеспечения рацио-
нального использования
и охраны недр, охраны окружающей среды
от
вредного влияния горных работ,
обеспечения промышленной безопасности
при
пользовании недрами, защиты интересов
недропользователя и государ-
ства.

При
определении границ горного отвода
учитываются зоны сдвижения
горных
пород, проектные контуры подземного
сооружения, границы безо-
пасного
ведения горных и взрывных работ. Зоны
округов горно-санитарной
охраны, зоны
охраны от вредного влияния горных
разработок и другие фак-
торы, влияющие
на состояние недр, земной поверхности
и окружающей
среды в связи с процессом
геологического изучения и использования
недр.

При
захоронении вредных веществ и отходов
производства, сбросе
сточных вод
границы горного отвода определяются
той частью недр, в ко-
торой может быть
обеспечена их локализация в строго
определенных гра-
ницах.

Не
допускается включать в границы горного
отвода участки недр, экс-
плуатация
подземных сооружений на которых создает
угрозу порчи место-
рождения полезных
ископаемых или безопасности людей.

Для
получения документов, удостоверяющих
уточненные границы
горного отвода,
пользователь недр представляет проект
горного отвода и
следующие приложения:
копию лицензии на пользование недрами,
включая
приложения к ней; копию
заключений государственной экспертизы
проекта,
в том числе копия заключения
государственной экологической экспертизы.

При
несоответствии границ горного отвода
границам безопасного ве-
дения горных
работ, создающем угрозу безопасности
людей, охране недр,
окружающей природной
среде, зданиям и сооружениям, границы
горного
отвода могут быть изменены.
В этом случае оформляются новые
уточнен-
ные границы горного отвода.

Добыча
полезных ископаемых осуществляется
после получения доку-
ментов,
удостоверяющих уточненные границы
горного отвода и в пределах
этих
границ. Самовольное пользование недрами
и самовольная застройка
площадей
залегания полезных ископаемых прекращаются
без возмещения
затрат, произведенных
за время незаконного пользования
недрами.

Уточненные
границы горного отвода устанавливаются
только на ту
часть предоставленного
в пользование участка недр, запасы
полезного ис-
копаемого которого
прошли государственную экспертизу.
Если лицензией
на пользование недрами
в целях разведки и (или) геологического
изучения
недр предусматривается
добыча полезных ископаемых, то границы
горного
отвода устанавливаются в
соответствии с условиями лицензии на
пользова-
ние недрами.

Не
допускается оставлять за контурами
уточненных границ горного от-
вода
запасы нефти и газа, предоставленные
пользователю недр при лицен-
зировании,
а также запасы, разработка которых по
технико-экономическим
причинам иным
недропользователем нецелесообразна.
В отдельных случаях
производится
списание этих запасов в установленном
порядке, либо они
включаются в границы
предоставляемого в пользование участка
недр.

studfiles.net

Когда лицензия на пользование недрами не нужна

 Вопрос:

В каких случаях не обязательно получать лицензию на право пользования недрами (недра — подземные воды из скважины)?

      Ответ:

Получать лицензию на право пользования недрами нет необходимости, если соблюдаются следующие условия:

— подземные воды, получаемые из скважины, расходуются для питьевых и хозяйственно-бытовых целей;

— скважина не является источником централизованного водоснабжения;

— скважина расположена в пределах первого водоносного горизонта.

Обоснование:

В соответствии с п.3 ст.9 Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

Согласно ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 г № 2395-1 «О недрах», лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, необходимо получить лицензию в Порядке рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее — Порядок), утвержденном Приказом Минприроды России от 29.11.2004 г № 710.

Также в соответствии с Порядком, оформление лицензии на добычу воды не требуется для участков недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения.

Порядок не распространяется на предоставление в пользование участков недр в целях устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый от поверхности водоносный горизонт, не являющихся источником централизованного водоснабжения (п.1 Порядка), что соответствует положениям, установленным ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1: «Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять …. устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ».

Также обращаем Ваше внимание, что в соответствии с разд.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 г. № 3314-1, получение лицензий не требуется на право ведения:

— региональных геолого-геофизических работ;

— геологической съемки;

— инженерно-геологических изысканий;

— научно-исследовательских, палеонтологических и других работ, направленных на общее изучение недр;

— геологических работ по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности;

— контроля за режимом подземных вод, а также иных работ, проводимых без существенного нарушения целостности недр.

Разрешение на проведение указанных работ выдают Роснедра или их территориальное органы, а условия проведения работ согласовываются их исполнителями с органами местного самоуправления.

Эколог-эксперт

Группы компаний «Браво Софт»

Севрюгина Валерия Валерьевна

predprinfo.ru

Глава 6. Лицензия на пользование недрами

Статья
90.

Лицензия на пользование недрами

1.
Лицензия на пользование недрами является
документом, выданным на основании Закона
Российской Федерации от 21 февраля 1992
года N 2395-1 «О недрах» (далее —
Закон Российской Федерации «О недрах»)
и удостоверяющим право ее обладателя
на пользование участком недр (участками
недр) в определенных границах для
указанной в ней цели в течение
установленного срока при соблюдении
владельцем лицензии условий пользования
недрами.

2.
Лицензия на пользование недрами,
оформленная на бланке установленной
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти формы, включает
в себя определяющие условия пользования
недрами текстовые и графические
приложения, являющиеся неотъемлемой
частью лицензии.

3.
При пользовании участком недр на условиях
соглашения о разделе продукции лицензия
удостоверяет право пользования указанным
участком недр на условиях соглашения
о разделе продукции, определяющего
условия пользования недрами.

Статья
91.

Государственный учет лицензий

1.
Государственный учет лицензий и ведение
государственного реестра лицензий на
пользование недрами осуществляется
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти, а в отношении
участков недр местного значения —
полномочным органом исполнительной
власти соответствующего субъекта
Российской Федерации.

2.
Права и обязанности пользователей недр,
осуществляющих пользование недрами в
соответствии с условиями лицензий,
выданных на основании Закона Российской
Федерации «О недрах», считаются
возникшими, а сроки пользования участком
недр исчисляются с даты государственной
регистрации лицензии на пользование
недрами в уполномоченном Правительством
Российской Федерации федеральном органе
исполнительной власти, а в отношении
участков
недр

местного значения — в полномочном органе
исполнительной власти соответствующего
субъекта Российской Федерации.

Статья
92.

Пользование участком недр на условиях
лицензии

Пользователь
недр вправе и обязан пользоваться
участком недр в соответствии с условиями
лицензии, в том числе проводить без
дополнительных разрешений геологическое
изучение недр за счет собственных или
привлеченных средств в границах
предоставленного ему геометризованного
блока недр
(горного отвода), при условии соблюдения
требований по рациональному использованию
и охране недр, безопасному ведению
связанных с пользованием недрами работ,
установленных настоящим Федеральным
законом и иными нормативными правовыми
актами, а также технической (технологической)
проектной документации.

Статья
93.

Переход права пользования участками
недр

1.
Право пользования участками недр,
предоставленное на условиях лицензии,
переходит к другому субъекту
предпринимательской деятельности в
случаях:

1)
изменения наименования юридического
лица — пользователя недр;

2)
реорганизации юридического лица —
пользователя недр путем его преобразования,
присоединения к пользователю недр
другого юридического лица или слияния
его с другим юридическим лицом, а также
если данное юридическое лицо может быть
пользователем недр в соответствии с
федеральными законами;

3)
реорганизации юридического лица —
пользователя недр путем его разделения
или выделения из него другого юридического
лица, если вновь созданное юридическое
лицо намерено продолжать деятельность
в соответствии с лицензией, предоставленной
прежнему пользователю недр, а также
если данное юридическое лицо может быть
пользователем недр в соответствии с
федеральными законами;

4)
прекращения деятельности юридического
лица — пользователя недр вследствие его
присоединения к другому юридическому
лицу при условии, если другое юридическое
лицо будет отвечать требованиям,
предъявляемым к пользователям недр
федеральными законами;

5)
передачи права пользования участком
недр от юридического лица — пользователя
недр, являющегося основным обществом,
юридическому лицу, являющемуся его
дочерним обществом, и передачи права
пользования участком недр от юридического
лица — пользователя недр, являющегося
дочерним обществом, юридическому лицу,
являющемуся его основным обществом,
при условиях, что такому юридическому
лицу передано имущество, необходимое
для осуществления деятельности, указанной
в лицензии на пользование недрами, в
том числе из состава имущества объектов
обустройства в границах лицензионного
участка, а также если данное юридическое
лицо может быть пользователем недр в
соответствии с федеральными законами;

6)
приобретения субъектом предпринимательской
деятельности в порядке, предусмотренном
Федеральным законом от 26 октября 2002
года N 127-ФЗ «О несостоятельности
(банкротстве)», имущества (имущественного
комплекса) организации-банкрота
(пользователя недр), необходимого для
продолжения деятельности на участке
недр в соответствии с условиями лицензии
на пользование недрами при условии, что
приобретателем имущества является
юридическое лицо, которое может быть
пользователем недр в соответствии с
федеральными законами.

2.
Передача прав пользования участками
недр, предоставленных субъектам
предпринимательской деятельности на
основании соглашений о разделе продукции,
осуществляется в соответствии с
Федеральным законом «О соглашениях
о разделе продукции».

3.
Право пользования участком недр,
осуществляемое в соответствии с лицензией
на пользование недрами, не может быть
передано третьим лицам, в том числе в
порядке переуступки прав, установленном
гражданским законодательством Российской
Федерации, иначе как в случаях,
предусмотренных настоящей статьей.

Статья
94.

Изменение условий лицензии на пользование
недрами

1.
Условия пользования участком недр,
предусмотренные в лицензии на пользование
недрами, сохраняют свою силу в течение
установленного в лицензии срока.

2.
Внесение изменений в лицензии на
пользование недрами осуществляется
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федеральным органом
исполнительной власти, а по участкам
недр местного значения — полномочным
органом исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской
Федерации (далее — орган исполнительной
власти, осуществляющий оформление
внесения изменений в лицензии на
пользование недрами) в порядке и случаях,
установленных настоящей статьей.

3.
Изменение условий пользования недрами,
установленных лицензией, допускается
в установленном порядке при внесении
изменений в техническую (технологическую)
проектную документацию на разработку
и обустройство месторождений с согласия
пользователя недр и органа исполнительной
власти, осуществляющего оформление
внесения изменений в лицензии на
пользование недрами.

4.
Условия пользования участками
недр
,
предусмотренные условиями аукциона
(конкурса) и включенные в условия лицензии
(за исключением технической (технологической)
проектной документации на разработку
и обустройство месторождений), могут
быть изменены при условии согласования
этих изменений с органами, в компетенцию
которых входит согласование условий
аукционов (конкурсов) и условий лицензии.

5.
При выявлении неизвестных на момент
выдачи лицензии на пользование недрами
данных о новых видах полезных
ископаемых

и попутных ценных компонентах, новых
свойствах или качествах полезных
ископаемых, а также при переходе права
пользования участком недр орган
исполнительной власти, осуществляющий
оформление внесения изменений в лицензии
на пользование недрами, проводит
государственную экспертизу геологической
и иной информации о недрах или рассматривает
обращение пользователя недр на предмет
соответствия требованиям части
1 статьи 93

настоящего Федерального закона и по
результатам вносит соответствующие
изменения в лицензию.

6.
В случае, если существенно изменился
объем потребления добываемого в
соответствии с лицензией на пользование
недрами минерального
сырья

или произведенной продукции по
обстоятельствам, независящим от
пользователя недр, сроки ввода
месторождения
полезных ископаемых

в разработку, определенные лицензией
на пользование недрами, могут быть
пересмотрены органом исполнительной
власти, осуществляющим оформление
внесения изменений в лицензии на
пользование недрами, на основании
обращения пользователя недр и по
согласованию с заинтересованными
федеральными органами исполнительной
власти.

7.
В случае, если границы выявленного в
процессе поисков, оценки и разведки
месторождения полезных ископаемых
выходят за границы предоставленного в
пользование участка недр и необходимо
увеличить площадь предоставленного в
пользование участка недр таким образом,
чтобы выявленное месторождение полезных
ископаемых входило в него полностью, а
также увеличить площадь участка недр
таким образом, чтобы в него входили
примыкающие глубокие горизонты (ниже
разрабатываемого месторождения), границы
предоставленного в пользование участка
недр могут быть пересмотрены органом
исполнительной власти, осуществляющим
оформление внесения изменений в лицензии
на пользование недрами, на основании
обращения пользователя недр и при
условии отсутствия другого пользователя
недр на сопредельном участке недр.

8.
В случае необходимости завершения
геологического изучения, а также разведки
и добычи полезных ископаемых либо
завершения ликвидационных мероприятий
при условии отсутствия нарушений условий
лицензии пользователем недр в лицензию
на пользование участком недр на основании
обращения пользователя недр органом
исполнительной власти, осуществляющим
оформление внесения изменений в лицензии
на пользование недрами, вносятся
изменения в части продления срока
пользования участком недр. При этом
срок пользования участком недр в целях
геологического изучения этого участка
недр однократно продлевается не более
чем на пять лет.

9.
При возникновении необходимости
ограниченного использования участка
недр орган исполнительной власти,
осуществляющий оформление внесения
изменений в лицензии на пользование
недрами, в случаях, предусмотренных
частью
1 статьи 45

настоящего Федерального закона, вносит
в лицензию на пользование недрами
изменения в части включения в нее условия
о возможности ограниченного использования
данного участка недр с согласия
пользователя недр, которому данный
участок предоставлен в пользование.
Такие изменения в лицензии на пользование
недрами могут быть внесены в установленном
порядке также на основании обращения
заинтересованного в ограниченном
использовании данного участка недр
пользователя недр.

10.
Обращение пользователя недр, касающееся
внесения изменений в лицензию на
пользование недрами, рассматривается
органом исполнительной власти,
осуществляющим оформление внесения
изменений в лицензии на пользование
недрами, в течение тридцати дней, а в
случаях необходимости согласования с
заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти в соответствии
с частью
4

настоящей статьи — в течение шестидесяти
дней с даты поступления обращения.

11.
По результатам рассмотрения обращения
пользователя недр орган исполнительной
власти, осуществляющий оформление
внесения изменений в лицензии на
пользование недрами, начинает процедуру
оформления внесения изменений в лицензию
на пользование недрами, о чем извещает
пользователя недр, либо направляет
пользователю недр мотивированный отказ.
Бездействие органа исполнительной
власти или отказ во внесении изменений
в лицензии на пользование недрами могут
быть обжалованы заявителем в суд.

12.
Внесение изменений в лицензии на
пользование недрами оформляется
дополнениями к лицензиям, которые
вступают в силу после государственной
регистрации в уполномоченном Правительством
Российской Федерации федеральном органе
исполнительной власти, а по участкам
недр местного значения — в полномочном
органе исполнительной власти
соответствующего субъекта Российской
Федерации, и становятся неотъемлемой
частью лицензий.

Статья
95.

Ограничение пользования участком недр

1.
Пользование отдельными участками недр
на территориях населенных пунктов,
пригородных зон, объектов промышленности,
транспорта и связи может быть ограничено
в случаях возникновения обстоятельств,
при которых создается угроза жизни и
здоровью людей, наносится ущерб
хозяйственным объектам или окружающей
среде, о чем письменно уведомляется
пользователь недр.

2.
Ограничение пользования участком
недр

означает временное ограничение условий
пользования участком недр, в том числе
возможный запрет пользователю недр на
пользование участком недр.

3.
Ограничение пользования участком недр
может осуществляться на основании
решения:

1)
полномочного органа исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
— по участкам недр местного значения;

2)
уполномоченного Правительством
Российской Федерации федерального
органа исполнительной власти — по иным
участкам недр.

4.
Решение об ограничении пользования
участком недр направляется пользователю
недр в течение одного дня с даты его
принятия. При несогласии пользователя
недр с решением об ограничении пользования
участком недр оно может быть обжаловано
в суд.

5.
В случае устранения полностью или
частично обстоятельств, указанных в
части
1

настоящей статьи, правомочия пользователя
недр по пользованию участком недр могут
реализовываться в первоначальном или
ином объеме в соответствии с условиями
пользования.

6.
Решение о прекращении действия ограничений
пользования участком недр принимается
органом исполнительной власти, принявшим
решение об ограничении пользования
участком недр в соответствии с частью
3

настоящей статьи.

7.
Если в случае устранения обстоятельств,
указанных в части
1

настоящей статьи, указанный в части
6

настоящей статьи орган исполнительной
власти не принял решение о прекращении
действия ограничений пользования
участком недр, пользователь недр вправе
обратиться в суд с заявлением о прекращении
действия таких ограничений.

Статья
96.

Приостановление пользования участком
недр

1.
В случаях возникновения обстоятельств,
временно не позволяющих осуществлять
пользование участком недр в соответствии
с условиями лицензии на пользование
недрами или соглашения о разделе
продукции, пользование таким участком
недр может быть приостановлено до
устранения таких обстоятельств на
основании решения:

1)
полномочного органа исполнительной
власти соответствующего субъекта
Российской Федерации — по участкам недр
местного значения;

2)
уполномоченного Правительством
Российской Федерации федерального
органа исполнительной власти — по иным
участкам недр.

2.
К обстоятельствам, временно не позволяющим
осуществлять пользование участком
недр, относятся возникновение угрозы
жизни или здоровью людей, работающих
или проживающих в зоне влияния работ,
связанных с пользованием участком недр,
а также возникновение чрезвычайных
ситуаций, стихийных бедствий, военных
действий и иных подобных обстоятельств,
имеющих устраняемый характер.

3.
Приостановление пользования участком
недр означает временное прекращение
основного вида деятельности и связанных
с ним вспомогательных работ, за исключением
деятельности по обеспечению сохранности
горных
выработок
,
поддержанию строений, сооружений и
оборудования в безаварийном, безопасном
для людей и окружающей среды состоянии.

4.
Решение о приостановлении пользования
участком недр направляется пользователю
недр в течение одного дня с даты его
принятия. При несогласии пользователя
недр с решением о приостановлении
пользования участком недр оно может
быть обжаловано в суд.

5.
После устранения обстоятельств, указанных
в части
1

настоящей статьи, правомочия пользователя
недр по пользованию участком недр могут
реализовываться в первоначальном объеме
в соответствии с условиями лицензии на
пользование недрами. При этом срок
пользования участком недр, установленный
в лицензии на пользование недрами,
продлевается на срок приостановления
пользования участком недр.

6.
Решение о возможности продолжения
пользования участком недр в первоначальном
объеме принимается органом исполнительной
власти, принявшим решение об ограничении
пользования участком недр в соответствии
с частью
1

настоящей статьи.

7.
Если в случае устранения обстоятельств,
указанных в части
1

настоящей статьи, указанный в части
6

настоящей статьи орган исполнительной
власти не принял решение о возможности
продолжения пользования участком недр
в первоначальном объеме, пользователь
недр вправе обратиться в суд с заявлением
о прекращении действия решения о
приостановлении пользования участком
недр.

Статья
97.

Досрочное прекращение права пользования
участком недр

1.
Право пользования участком
недр

может быть досрочно прекращено в
следующих случаях:

1)
невозможность осуществления указанных
в статье
25

настоящего Федерального закона видов
пользования участком недр вследствие
возникновения угрозы жизни или здоровью
людей, работающих или проживающих в
зоне влияния работ, связанных с
пользованием недрами, а также возникновения
чрезвычайных ситуаций, стихийных
бедствий, военных действий и других
подобных обстоятельств;

2)
невыполнение пользователем недр
установленного в лицензии или соглашении
о разделе продукции срока, в течение
которого он должен был приступить к
пользованию недрами в предусмотренных
объемах;

3)
нарушение установленных лицензией на
пользование недрами сроков ввода
месторождения
полезных ископаемых

в разработку;

4)
невыполнение пользователем недр
существенных условий лицензии на
пользование недрами, а также тех условий,
невыполнение которых согласно лицензии
может повлечь досрочное прекращение
права пользования участком недр;

5)
подача заявления пользователем недр в
случае предполагаемого перевода участка
недр на условия соглашений о разделе
продукции в порядке, установленном
Федеральным законом «О соглашениях
о разделе продукции».

2.
Решение о досрочном прекращении права
пользования участком недр в порядке,
установленном настоящей статьей,
принимается:

1)
полномочным органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации
— в отношении участков недр
местного значения;

2)
уполномоченным Правительством Российской
Федерации федерального органа
исполнительной власти — в отношении
иных участков недр.

3.
При досрочном прекращении права
пользования участком недр в случае,
указанном в пункте
1 части 1

настоящей статьи, решение о прекращении
права пользования участком недр
принимается непосредственно после
возникновения таких обстоятельств с
одновременным письменным уведомлением
об этом пользователя недр.

4.
При досрочном прекращении права
пользования участком недр в случаях,
указанных в пунктах
2-4 части 1

настоящей статьи, решение о прекращении
права пользования участком недр
принимается по истечении трех месяцев
со дня получения пользователем недр
письменного уведомления органа,
указанного в части
2

настоящей статьи, о допущенных
пользователем недр нарушениях при
условии, что в указанный срок пользователь
недр не устранил эти нарушения.

5.
Пользователь недр, право пользования
участком недр которого досрочно
прекращено, обязан осуществить консервацию
или ликвидацию горных выработок, скважин
и иных подземных сооружений, связанных
с пользованием этим участком недр в
соответствии с условиями лицензии на
пользование недрами.

6.
При несогласии пользователя недр с
решением органа, указанного в части
2

настоящей статьи, о досрочном прекращении
права пользования участком недр такое
решение может быть обжаловано в суд.

studfiles.net

Кто должен получать лицензию на пользование недрами?





Вопрос:

       Наша организация выполняет функции заказчика по договору с эксплатирующей организации. При строительстве подстанции стоит вопрос оформлении лецензии на скважину, вода из которой используется для собственных нужд и на заполнение резервуаров на пожаротушение. Кто получает эту лицензию? Заказчик или эксплуатирующая организация?

      Ответ:

Согласно ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

В соответствии с п.3 ст.10_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1, на основании решения комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок, предоставляется право пользования участками недр для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Для получения права пользования участком недр в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, необходимо получить лицензию в Порядке рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденном Приказом Минприроды России от 29.11.2004 г. № 710.

Ст.12 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» установлены требования к содержанию лицензии на пользование недрами. Так лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию.

Следовательно, лицензию на недропользование обязана получить организация, которая будет непосредственно эксплуатировать скважины.

Так же обращаю Ваше внимание, ст.19 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

Эколог-эксперт

Группы компаний «Браво Софт»

Колчина Евгения Николаевна


















predprinfo.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о