Обжалование постановлений коап – 30.1. /

Содержание

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрен пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке их обжалования (глава 30 КоАП РФ).

Следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает обжалование протоколов должностных лиц, составленных в порядке статьи 28.2 КоАП РФ. В случае Вашего несогласия с составленным в отношении Вас протоколом об административном правонарушении следует обжаловать действия должностного лица вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в прокуратуру.

Порядок обжалования (подачи жалобы на постановление) определяется первой инстанцией, рассмотревшей дело об административном правонарушении и вынесшей постановление по делу.

Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом (например, постановление ГИБДД о наложении штрафа), может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении вынесенное судьей обжалуется в вышестоящий суд по месту рассмотрения дела.

Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными главой 30 КоАП РФ.

 

Порядок обжалования не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении предусмотрен статьями 30.1 — 30.8 гл. 30 КоАП РФ.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы (либо в день получения жалобы при назначении административного наказания в виде административного ареста) направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1, 30.2, частями 1 и 3 статьи 30.3 КоАП РФ.

Порядок и правила обжалования не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, рекомендуемое содержание жалобы — подробно изложены на страничке «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, не вступившее в законную силу. Апелляционная жалоба (рекомендации, советы, консультации)».

 

Порядок обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении предусмотрен статьями 30.9 — 30.19 главы 30 КоАП РФ.

В порядке надзора жалоба подается непосредственно в суд надзорной инстанции.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы в порядке надзора прокурором.

Порядок обжалования вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, содержание надзорной жалобы, рекомендации и советы по составлению жалобы подробно изложены на страничке «Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу. Надзорная жалоба (рекомендации, советы, консультации)».

market-mg.narod.ru

Статья 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Новая редакция Ст. 30.1 КоАП РФ

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Комментарий к Статье 30.1 КоАП РФ

1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем (см. комментарии к статьям 25.1 — 25.5 КоАП).

Кроме того, возможно принесение протеста прокурором на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к статье 30.10 КоАП).

Установлен срок в размере 10 суток для подачи жалобы, который исчисляется со дня вручения или получения копии постановления по делу (см. комментарий к ст. 30.3 КоАП).

2. В соответствии со ст. 245 ГПК дела об обжаловании постановления по делу, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений.

На основании письма Верховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ даны разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

Так, подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП).

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП).

Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП, только в вышестоящий суд, соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (пункт 1 статьи 30.1 КоАП).

Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в пункте 3 статьи 30.11 КоАП, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в пункте 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5, пункте 1 статьи 30.1 КоАП.

3. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП), а вынесенное судьей гарнизонного военного суда обжалуется в окружной (флотский) военный суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.

Постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (см. комментарий к части 5 статьи 30.2 КоАП).

4. Подведомственность судьям арбитражных судов по делам об административных правонарушениях устанавливается абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП в отношении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (см. ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

При решении вопроса о порядке обжалования судебного акта судьи арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 30.1 КоАП и нормами арбитражного процессуального законодательства, но не пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности регулируется статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) (Российская газета. 2002. 27 июля).

Однако имеет место коллизия права в отношении уплаты государственной пошлины по данной категории дел в рамках арбитражного процесса, так как между нормами Налогового кодекса и нормами АПК РФ существуют противоречия. Так, ст. 333.37 Налогового кодекса не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Между тем ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ, содержащие соответствующие положения о том, что такие заявления государственной пошлиной не оплачиваются, не отменены.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Вестник ВАС РФ. 2003. N 3; Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12) определяет, что при применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.

5. В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с предписаниями ч. 4 ст. 30.1 КоАП, т.е. в зависимости от того, каким органом или должностным лицом вынесено такое определение.

6. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение (см. комментарий к ст. 30.7 КоАП).

Другой комментарий к Ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Право на обжалование вытекает из ст.46 Конституции РФ и регламентируется федеральным законодательством. Особое значение имеет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В нем определен общий круг вопросов обжалования, а также круг субъктов, которые имеют право обращаться с жалобой в суд или в вышестоящий орган.

Право обжаловать постановления по делам об административных правонарушениях носит факультативный характер. Его использование зависит от усмотрения лиц, которым данное право предоставлено. Право обжалования распространяется как на физических, так и на юридических лиц и обеспечивается обязательным объявлением постановления и вручением его копии, разъяснением порядка обжалования, сроками обжалования.

При составлении жалобы следует обращать внимание на аргументацию приводимых в ней доводов со ссылками на законы и иные нормативные правовые акты, которые, по мнению лица, подающего жалобу, уполномоченное должностное лицо должно было при рассмотрении дела об административном правонарушении применить, но не сделало этого либо применило неправильно, подтверждая свои доводы имеющимися в деле доказательствами. Жалоба должна завершаться изложением требований заявителя исходя из полномочий инстанций.

Недостатки содержания жалобы не могут повлечь неблагоприятных правовых последствий для заинтересованных лиц: приостановления, прекращения производства и т.д. Подача жалобы с соблюдением правил, установленных ст.30.2 и 30.3 КоАП РФ автоматически вызывает обязанность судей, должностных лиц соответствующих инстанций рассмотреть ее, проверить законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем, т.е. заинтересованными лицами.

2. Объектом обжалования являются не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. По таким делам установлена подведомственность в зависимости от характера административного правонарушения и места его совершения, а также субъекта административного правонарушения. Строгое соблюдение подведомственности при обжаловании постановления по делу об административном правонарушении, установленное ч.1 комментируемой статьи, является одним из необходимых условий всестороннего, полного и объективного пересмотра постановления.

3. Рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти (должностным лицом) не является препятствием для обращения в суд: в случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение (см. комментарий к ст.30.7).

3. В комментируемой статье устанавливается подведомственность тех или иных жалоб судам соответствующей юрисдикции. Подведомственность зависит от статуса лица, обжалующего постановление о назначении административного наказания. Согласно ч.3 ст.30.1, если постановление обжалует юридическое лицо или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то жалоба подается в арбитражный суд.

Обжалование осуществляется в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством: путем подачи искового заявления с указанием реквизитов, установленных ч.2 ст.102 АПК. При этом в исковом заявлении должно быть правильно указано наименование арбитражного суда, который должен пересмотреть постановление о назначении административного наказания. Закон обязывает указывать организационно-правовую форму юридического лица и почтовые адреса. Если же исковое заявление (жалоба) подана индивидуальным предпринимателем, то в нем должны быть указаны его фамилия, имя, отчество и почтовый адрес.

Все обстоятельства, на которые лица, обжалующие постановление по делу об административном правонарушении, ссылаются, должны быть четко и последовательно изложены в исковом заявлении. В подтверждение каждого обстоятельства, составляющего основание иска (жалобы), необходимо привести предусмотренные ст.52 АПК доказательства. Доказательства должны соответствовать требованиям относимости и допустимости. В данном случае речь идет о различных актах, письмах, материалах.

АПК предоставляет лицу право изложить в исковом заявлении (жалобе) и свои ходатайства.

koapkodeksrf.ru

Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ.

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа (пункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2008 года Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 225-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 225-ФЗ;
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
(Пункт дополнительно включен с 24 июля 2015 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 233-ФЗ)
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении (часть дополнительно включена с 1 января 2011 года Федеральным законом от 23 июля 2010 года N 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Комментарий к статье 30.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с положениями комментируемой статьи обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющегося потерпевшим, а также защитнику и представителю этих лиц, а также административным органам, составившим протокол об административном правонарушении через принесение прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Комментируемой статьей определены инстанции, в которые обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, в зависимости от органа, вынесшего постановление.

2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судьями, так и внесудебными органами (должностными лицами). Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна также подача жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его. В случаях, когда жалоба на постановление или определение поданы одновременно в суд и вышестоящий орган, рассмотрение жалобы осуществляет суд.

В качестве судебных инстанций, уполномоченных рассматривать жалобы, комментируемой статьей установлены суды общей юрисдикции и арбитражные суды в зависимости от категории дела.

Отнесение рассмотрения жалоб к компетенции арбитражного суда зависит от субъекта правонарушения и характера спора — в арбитражный суд может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Следует учитывать, что, если постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесено судьей суда общей юрисдикции, оно подлежит обжалованию в вышестоящий суд общей юрисдикции.

Другой комментарий к статье 30.1 КоАП РФ

1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении выступает важной процессуальной гарантией защиты конституционных прав и свобод и привлечения к административной ответственности.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана по желанию лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем (см. комментарии к статьям 25.1 — 25.5 КоАП РФ).

Кроме того, возможно принесение протеста прокурором на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении (см. комментарий к статье 30.10 КоАП РФ).

Установлен срок в размере 10 суток для подачи жалобы, который исчисляется со дня вручения или получения копии постановления по делу (см. комментарий к ст. 30.3 КоАП РФ).

2. В соответствии со ст. 245 ГПК дела об обжаловании постановления по делу, вынесенного судьей районного суда, мировым судьей, относятся к делам, возникающим из публичных правоотношений.

На основании письма Верховного Суда РФ от 20.08.2003 N 1536-7/общ даны разъяснения о порядке вступления в силу постановлений и/или решений по делам об административных правонарушениях в случае их обжалования.

Так, подача и рассмотрение жалоб осуществляются согласно пункту 3 статьи 30.9 в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ. Возможности обжалования решения судьи областного или другого соответствующего ему суда в таком же порядке КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).

Если дело рассматривалось несудебным органом (должностным лицом), то его постановление может быть обжаловано в районный суд (подпункты 2, 3 пункта 1 статьи 30.1 КоАП РФ), а решение судьи районного суда, принятое по жалобе, — в вышестоящий суд, т.е. в областной или другой соответствующий ему суд (пункты 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ).

Если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 — 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд, соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (пункт 1 статьи 30.1 КоАП РФ).

Возможности обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, следовательно, оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ).

В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях лицами, указанными в пункте 3 статьи 30.11 КоАП РФ, по протестам должностных лиц органов прокуратуры, перечисленных в пункте 2 той же статьи, и жалобам лиц, указанных в статьях 25.1 — 25.5, пункте 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

3. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано военнослужащими (гражданами, проходящими военные сборы) в гарнизонный военный суд (статья 29.5 КоАП РФ), а вынесенное судьей гарнизонного военного суда обжалуется в окружной (флотский) военный суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное районной (городской), районной в городе комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, обжалуется в районный суд по месту нахождения соответствующей комиссии.

Постановление по делу, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано одновременно в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу и в районный суд по месту рассмотрения дела; жалоба в этом случае подлежит рассмотрению районным судом по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (см. комментарий к части 5 статьи 30.2 КоАП РФ).

4. Подведомственность судьям арбитражных судов по делам об административных правонарушениях устанавливается абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП в отношении дел об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Данные дела рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в § 2 гл. 25 АПК (см. ч. 1 ст. 207 АПК). Согласно ч. 2 ст. 207 АПК производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

При решении вопроса о порядке обжалования судебного акта судьи арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 30.1 КоАП и нормами арбитражного процессуального законодательства, но не пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ.

Порядок подачи заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности регулируется статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 27.12.2005, с изм. от 02.03.2006) (Российская газета. 2002. 27 июля).

Однако имеет место коллизия права в отношении уплаты государственной пошлины по данной категории дел в рамках арбитражного процесса, так как между нормами НК РФ и нормами АПК РФ существуют противоречия. Так, ст. 333.37 НК РФ не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Между тем ч. 2 ст. 329 и ч. 4 ст. 208 АПК РФ, содержащие соответствующие положения о том, что такие заявления государственной пошлиной не оплачиваются, не отменены.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 (ред. от 02.06.2004) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Вестник ВАС РФ. 2003. N 3; Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ. 2005. N 12) определяет, что при применении данной нормы необходимо иметь в виду, что в предусмотренном ею порядке подлежат обжалованию постановления, вынесенные уполномоченными органами или должностными лицами, но не судами общей юрисдикции по подведомственным им делам.

5. В таком же порядке обжалуется определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с предписаниями ч. 4 ст. 30.1 КоАП, т.е. в зависимости от того, каким органом или должностным лицом вынесено такое определение.

6. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение (см. комментарий к ст. 30.7 КоАП РФ).

koaprf24.ru

Статья 30.1 КоАП РФ. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении (действующая редакция)

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

www.zakonrf.info

Обжалование административных постановлений — Адвокат Рогизный Сергей Николаевич. Балтийская коллегия адвокатов

Административным правонарушением называется акт противоправного, виновного действия или бездействия юридического лица или физического, за которое законодательством об административных правонарушениях устанавливается административная ответственность.

   К объектам посягательства при административных правонарушениях могут относиться здоровье населения, частная собственность, общественный порядок и общественная нравственность, экология и другое.

Отличия административных нарушений от иных видов правонарушений

   От преступлений, например, административные правонарушения отличает то, что при их совершении не наносится существенный вред обществу, и они не носят признаков общественной опасности в том смысле, который вкладывает в это понятие уголовный кодекс. Некоторые деяния такие, например, как нарушение или хищение авторских прав могут быть признаны признаваться как преступлением, так и правонарушением в зависимости от величины причинённого ущерба или иных обстоятельств.

Ответственность за совершение административного правонарушения

   При совершении административного правонарушения применяется особая мера ответственности в виде административного наказания. В качестве основной формы такого наказания применяется штраф, но могут быть применены и иные меры наказания: административный арест, лишение специального права (например, водительские права) предупреждение, приостановление деятельности организации, и другие меры административного воздействия.

Административное расследование

   В тех случаях, когда в результате выявления административного правонарушения, возникает необходимость осуществления экспертизы или же каких-либо других процессуальных действий, которые требуют значительных затрат времени, осуществляется проведение административного расследования (например, правонарушения в области налогов и сборов, антимонопольного законодательства, дорожного движения, таможенного дела, и других), которое само по себе является самостоятельной стадией делопроизводства. Административное расследование осуществляется по месту выявления или совершения административного правонарушения. Срок административного расследования не может больше одного месяца с даты возбуждения дела об административном нарушении. В исключительных случаях, по указанию вышестоящих должностных лиц срок этот может быть продлен, но не более чем на один месяц, а по делам, связанным с нарушениями таможенных правил, этот срок может быть продлён и до шести месяцев.

Преимущества и недостатки, связанные с административным обжалованием

   По сравнению с судебным порядком обжалования, досудебный порядок, является наиболее простой формой обжалования с той точки зрения, что для подготовки и оформления документов требуется минимум затрат времени и усилий. Например, составить и подать жалобу совсем не сложно, а оснований для ее возврата без рассмотрения практически нет. Для заявителя административное обжалование бесплатно — государственная пошлина или какая-либо иная оплата за рассмотрение подобных обращений не оплачивается в противовес процедуре обращения в судебные инстанции. Кроме того, полученную жалобу, должностные лица или вышестоящие органы не имеют права оставлять без рассмотрения.
   Все обращения физических и юридических лиц, которые поступают в уполномоченные контрольные органы, условно подразделяются на следующие виды документов — предложения, заявления, запросы, ходатайства и жалобы.
   Если документ обращения в вышестоящие органы составлен грамотно, то такое обращение может оказаться весьма эффективным. Несмотря на то, что у многих граждан существует достаточно распространенное сомнение в том, что жалобы могут быть удовлетворены. Если же этого происходит, то нет причин отчаиваться. Необходимо просто постараться обернуть ситуацию в свою пользу.
   Во-первых, если Вы заявили жалобу, то это даёт Вам пусть временное, но преимущество. Как пример, можно рассмотреть процедуру обжалования постановления привлечения к административной ответственности. Не секрет, что постановление, которое оспаривается, необходимо обжаловать в судебном или административном порядке не позднее десяти дней с момента получения на руки копии этого постановления.
   Если срок уже упущен, то восстановление его будет непростым, поскольку потребуется осуществить большую работу по этому восстановлению, а именно: заявить отдельное ходатайство по восстановлению срока обжалования постановления, предоставить доказательства того, что срок был упущен по уважительной причине. При этом совершенно не факт — сочтут ли суд или чиновники эту причину уважительной. Кроме этого, десять дней, конечно же, очень мало, для того что чтобы успеть основательно подготовиться — проконсультироваться со специалистом, составить грамотно заявление, для подачи в суд, собрать все нужные доказательства, проконсультироваться со специалистами и экспертами, оформить другие необходимые документы.
   Если Вы хотите обжаловать “незаконное” постановление в десятидневный срок в вышестоящий орган, то нужно знать, что в таком случае, Вы получаете временное преимущество, причем это преимущество возникает даже в том случае, если Вы заранее уверены в том, что Вам откажут. Пока Ваша жалоба будет рассматриваться в вышестоящем органе (а здесь можно добавить ещё несколько дней на доставку жалобы почтой), за это время можно свободно осуществить основательную подготовку к судебному процессу. Если же вышестоящий орган отказал в удовлетворении Вашей жалобы, то после этого сразу же необходимо обратиться в суд.
   В случае, когда решение об административном наказании было обжаловано в административном порядке, десятидневный срок, необходимый для обращения в суд, будет исчисляться со дня получения или вручения решения вышестоящего органа по жалобе, поступившей в его адрес, а не с момента, когда была получена копия постановления о привлечении к административной ответственности.

   Во-вторых, исполнение взыскания, которое было наложено в период административного обжалования, может быть приостановлено. Для этого, когда Вы будете составлять текст жалобы или приложения, лучше всего заявить мотивированное ходатайство.

   В-третьих, у Вас появляется прекрасная возможность выяснения позиции вышестоящего органа или должностных лиц, решающих данный вопрос.

   В-четвертых, официальный ответ по Вашей жалобе поможет определить, какие аргументы будут представлены суду контролерами. Узнав это, можно грамотно выстроить линию обоснования своих контраргументов, поскольку это поможет заблаговременно подготовить все необходимые доказательства.
   Одним из главных недостатков административного обжалования является тот факт, что спор рассматривает только одна из сторон конфликта, и зачастую такое обжалование не может принести положительного результата. Должностные лица или вышестоящие органы привыкли действовать в ключе уже сложившейся практики и в соответствии со своими внутриведомственными документами (инструкциями, указаниями и другими документами), зачастую признавая неправильные решения, действия (бездействие) своих нижестоящих органов и их должностных лиц, юридически верными.

Как правильно подавать жалобу

   Жалоба должна быть подана вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган обязательно в письменной форме. Не допускается подача жалобы электронными способами передачи информации (телеграфом, электронной почтой, факсимильной связью).
   Если Вы хотите осуществить обжалование действия (бездействие) руководителя контролирующего органа или постановления о привлечении Вас к административной ответственности, то Вам следует обращаться в любой из вышестоящих органов. А если Вы хотите обжаловать действия (бездействие) инспекторов, то нужно обращаться к непосредственному руководителю данного контролирующего органа.
   Если же Вы не знаете, куда необходимо подавать, а так же в чей адрес отправлять свою жалобу, то необходимо, прежде всего, изучить информацию, помещённую на информационных стендах в офисе органа, вынесшего решение или органа, в который представляют должностные лица из числа сотрудников этого органа, действия (бездействие) Вы хотите обжаловать.

Сроки подачи жалобы

   Для того, что бы обжаловать постановление о привлечении Вас к административной ответственности, законом устанавливается десятидневный срок с даты, когда Вами была получена или Вам была вручена копия постановления. В других случаях срок подачи жалобы на действие или решение контролирующего органа или его должностных лиц, составляет 3 месяца с даты, когда Вы узнали или должны были узнать о том, что ваши права, свободы или законные интересы нарушены или были созданы препятствия к реализации этих прав, либо о том, что на Вас были незаконно возложены какие-либо обязанности.
   Жалоба на бездействия (бездействие) уполномоченного органа или его должностных лиц, должна быть подана в течение трех месяцев с даты истечения срока, установленного для принятия решения о совершении действия этим органом либо его должностным лицом, который предусматривается законом.
   Жалоба может считаться поданной в срок в том случае, когда она отправлена по почте или подаётся непосредственно в уполномоченный орган, до того момента, как истёк срок последнего дня, который был установлен законодательством. Когда жалоба подана заявителем непосредственно в уполномоченный орган, то датой его подачи будет считаться дата регистрации жалобы в этом органе. Если Вы направляете жалобу почтой, то штемпель, который был проставлен на конверте сотрудником отделения связи отправления, является подтверждением соблюдения срока подачи жалобы.

Как восстановить пропущенный срок

   Упущенный, в связи с уважительной причиной срок для подачи жалобы Вы можете восстановить с помощью письменного заявления. Такое ходатайство может быть включено в текст жалобы или предоставляется как самостоятельный документ.
   При этом, в любом случае, необходимо предоставить документы подтверждающие причины, в следствие которых был пропущен срок обжалования.
   Когда решается вопрос о возможности восстановления срока обжалования по уважительным причинам, для индивидуальных предпринимателей уважительными причинами обычно признаются:

1. Временная нетрудоспособность, в связи с заболеваниями или травмами;

2. Арест или содержание под стражей;

3. Тяжелые личные или семейные или обстоятельства, такие например, как серьезное заболевание или смерть близких и родных;

4. Командировки;

5. Обстоятельства Форс-мажора (военные действия, стихийные бедствия, народные волнения и другое).

   Юридическим лицам восстановление пропущенных сроков достаточно проблематично. В этом случае, даже если руководитель, в обязанности которого входит подписание обращение, уехал в командировку, или штатный юрист, в обязанности которого входит подготовка жалобы, получил производственную травму, то такие события не являются уважительной причиной пропуска срока обжалования. Для восстановления пропущенного срока необходимо, представить доказательства того, что возникли форс-мажорные обстоятельства, подтвердить факт изъятия сотрудниками уполномоченного органа, если таковое имело место, документов, в связи, с которыми, произошла просрочка срока обжалования, и другое, что может обосновать законность требования восстановления пропущенного срока.
   Возможность того, что причина может быть признана уважительной определяется лицом, который рассматривает жалобу в каждом конкретном случае. Если жалоба принята к рассмотрению, то можно считать это фактом восстановления пропущенного срока. В случае, когда отказано в восстановлении срока обращения, мотивы и причины этого отказа должны быть разъяснены заявителю в письменной форме.

Составление жалобы

   Как правило, при подготовке жалоб руководители организаций и предприниматели, зачастую пытаются экономить не только на оплате государственной пошлины, но так же и на услугах специалистов. Но далеко не все штатные сотрудники организаций и бизнесмены могут грамотно и самостоятельно подготовить доказательную базу, составить обращение, а также, привести ссылки на законодательство и судебные акты. Некоторые заявители, понадеявшись на собственные силы, ”умудряются” так составить свои обращения, что в них напрямую информируют контролирующие органы о собственных имевшихся нарушениях, тем самым непроизвольно подтверждая свою вину.
   Результатом такой самостоятельности, как правило, являются отказы удовлетворения жалоб или, что совсем плохо, контролирующие органы получают на руки дополнительное доказательство вины самого заявителя.
В этом смысле я рекомендую не экономить на обращении к специалистам, это только затянет дело и может привести к плачевным результатам. Я буду рад помочь Вам в решении таких вопросов!

Как правильно составить жалобу самостоятельно

   Если Вы всё же приняли решение самостоятельно составить жалобу, то я предлагаю Вам ознакомиться некоторыми рекомендациями о том, как это сделать правильно:
1) В первой части документа необходимо указать, кому и от кого этот документ поступил. Здесь же надо указать название органа (должность представителя органа), действия (бездействие) или решение которого обжалуется.
2) Обязательно указывается дата составления документа.
3) Для того, чтобы Ваше обращение было рассмотрено и принято, совсем не обязательно указывать в документе слово “жалоба”. Однако, нужно учитывать, что само по себе слово “жалоба” заставляет чиновников идентифицировать ее как таковую ещё на первичном этапе обработки документов, и рассматривать этот документ именно как жалобу, а не как Ваше предложение, направленное на улучшение работы их ведомства.
Необходимо отметить, что в ходе первичной обработки происходит определение сути Вашего обращения, а так же лица, которые будут являться исполнителями. К таковым могут относиться и подразделения ведомства и их должностные лица. Для того, чтобы решение вопроса не затягивалось, лучше конечно, если такое обращение, поступившее от граждан и организаций, будет обозначаться в ключе принятой для этой формы документов классификации.
4) Если Вы написали слово “жалоба”, то лучше всего, если Вы к этому ещё укажете предмет этой жалобы, а именно, существо действий (бездействия) или обжалуемого решения. К примеру, такой текст может звучать следующим образом: “Жалоба на бездействие руководителя…” или “Жалоба на незаконные действия сотрудников милиции” или “Жалоба о признании недействительным постановления о привлечении к административной ответственности” или “Жалоба на действия… в связи с незаконно возложенной обязанностью о…”.
5) Далее необходимо как можно более чётче, лаконичней и по существу изложить саму суть, спора или иной Вашей проблемы, указав обстоятельства, которые, по Вашему мнению, действиями (бездействием) или обжалуемым решением нарушают ваши права, законные интересы и свободы, создают препятствия к их реализации или незаконно возлагают на Вас какие-либо обязанности. Старайтесь не пренебрегать указанием дат совершения должностными лицами контрольных органов, вами или вашими контрагентами действий или бездействия. Если Вам приходилось обращаться в контролирующие органы с какими-либо ходатайствами или заявлениями то постарайтесь указывать дату подачи этих документов, а так же приводить даты, когда Вами были получены постановления, предписания, и другие документы контролирующих органов. При этом необходимо помнить, что бессистемно составленный и многословный документ очень трудно воспринимается тем кто его читает. Знайте, что чиновнику не интересно вникать в суть проблем вашей компании. Он, прежде всего, работает с документами и в его обязанность входит установление законности действий (бездействия) или обжалуемого решения.
6) Если Вы хотите в обоснование своих доводов хотите сослаться на какие-нибудь документы, то в тексте жалобы нужно указать реквизиты этих документов, по которым можно было бы их идентифицировать. К примеру, указать номер, дату и название документа, и предварительно сделав копию этого документа, указать в жалобе «см. приложения» или «копия прилагается». При этом будет излишним, если указывать содержание этих документов и их реквизиты указывать во всех подробностях.
7) Старайтесь свои доводы и требования обосновывать, ссылаясь на действующее законодательство и судебную практику, хотя это делать совсем необязательно, но желательно.
8) Старайтесь отдельно и чётко формулировать свои просьбы и требования. Например, такими оборотами речи как, “прошу освободить от ответственности”, “прошу отменить (снизить, смягчить) наказание (штраф, взыскание)”, “направить дело на новое рассмотрение”, “прекратить административное дело”, “изменить (отменить) постановление”.
9) В конце текста жалобы или в тексте сопроводительного письма нужно указать количество листов приложений, реквизиты и наименование документов, которые прилагаются к жалобе.
Если жалоба пишется от имени юридического лица, то в конце текста жалобы ставится подпись представителя юридического лица, действующего в пределах полномочий, которые предоставлены ему учредительными документами или нормативно-правовыми актами. Если жалоба пишется от имени индивидуального предпринимателя, то она подписывается самим предпринимателем.
10) Обращение должно быть составлено в двух экземплярах. Один экземпляр вручается должностному лицу на личном приеме, направляется по почте или передается непосредственно в уполномоченный орган, а второй должен оставаться у самого заявителя. У заявителя так же остаются документы, подтверждающие тот факт, что жалоба передана или отправлена или должностному лицу уполномоченного органа или непосредственно в уполномоченный орган. Документы, подтверждающие передачу или отправку жалобы в уполномоченный орган, могут сыграть важную роль при разрешении споров, связанных с доказательной базой, и могу свидетельствовать о том, что, как минимум, контролирующие органы были проинформированы о нарушении а процессуальные сроки были соблюдены.

РЕШЕНИЯ, ПРИНИМАЕМЫЕ ПО ЖАЛОБАМ

Отказ в удовлетворении жалобы

   По результатам рассмотрения в удовлетворении жалобы может быть отказано. В таком случае обжалуемое решение, действия (бездействие) органа или его должностного лица признается правомерным.

Удовлетворение жалобы

   В случае, когда Ваша жалоба удовлетворена, происходит отмена, приятого нижестоящим органом или его должностным лицом, решение, или же признаются неправомерными их действия или бездействие. Жалоба может удовлетворяться частично или полностью. Когда осуществляется отмена постановления о привлечении к административной ответственности, то прекращается производство по делу об административном правонарушении, либо может быть назначена дополнительная проверка, когда, к примеру, при доказательстве вины правонарушителя было собрано недостаточное подтверждающих или свидетельствующих документов, либо при нарушении процедуры привлечения к ответственности.
   В процессе удовлетворения жалобы, должностное лицо или вышестоящий орган должны либо признать действия (бездействие) нижестоящего органа (должностного лица) неправомерными и одновременно определить перечень мероприятий, которые необходимо совершить для устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершить действия, относящиеся к его компетенции.

Отказ в рассмотрении жалобы

В рассмотрении жалобы может быть отказано:

1) когда нарушены сроки обжалования и не соблюдена письменная форма подачи обращения;

2) когда документ не подписан самим заявителем либо подписан, но лицом, который имеет необходимых и достаточных полномочий на осуществление такого представительства;

3) когда в обжаловании не указаны сам предмет обжалования, должностное лицо (орган), действия которых обжалуются, а также лицо, которое подаёт жалобу.


   В таком случае заявителю в обязательном порядке должен быть направлен письменный отказ в рассмотрении жалобы с указанием причин отказа. При этом решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению может подлежать обжалованию в общем порядке. Получив разъяснения причины отказа и устранив указанные недостатки, заявитель имеет право снова обратиться с подобной жалобой.

Обжалование решения

   В решении по жалобе, в обязательном порядке, должен быть разъяснён порядок, определяющий действия по дальнейшему обжалованию решений, действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц. При этом в таком решении обязательно должна указываться ссылка на соответствующие законодательные нормы, в соответствии с которыми, предусматривается возможность такого обжалования.
   Повторное обжалование решений, действий (бездействия) контролирующих органов и их должностных лиц может быть осуществлено только в судебном порядке. Хотя заявитель имеет законное право обратиться со своей жалобой и в прокуратуру.

Ответственность должностных лиц

   О нарушениях, которые были допущены нижестоящими органами и их должностными лицами, во многих случаях, информация в вышестоящие инстанции поступает именно из жалоб, поступивших от физических или юридических лиц. Чиновник, совершивший нарушения, может понести наказание в виде дисциплинарной ответственности, такой как увольнение с гражданской службы, выговор, замечание, освобождение от замещаемой должности гражданской службы, предупреждение о неполном должностном соответствии.
   Кроме этого к, должностным лицам, в зависимости от тяжести нарушения, могут быть применены и более жёсткие меры, такие как привлечение к материальной, уголовной или административной ответственности.

   Услуги по теме статьи “Обжалование административных постановлений”, применительно к нашему региону относятся к категориям – обжалование административных постановлений, административное правонарушение, ответственность за совершение административного правонарушения, административное расследование, административное обжалование, как правильно подавать жалобу, сроки подачи жалобы, как восстановить пропущенный срок подачи жалобы, как восстановить пропущенный срок подачи жалобы, составление жалобы, как правильно составить жалобу самостоятельно, решения принимаемые по жалобам, отказ в удовлетворении жалобы, жалоба удовлетворена, удовлетворение жалобы, обжалование решения, ответственность должностных лиц Калининград

Комментарии:

advokatkld.ru

Ст. 30.1 КоАП РФ с Комментариями 2017-2018 года (новая редакция с последними изменениями)

1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 — 25.5.1 настоящего Кодекса:

1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

3.1) вынесенное должностным лицом, указанным в части 2 статьи 23.79, части 2 статьи 23.79.1 или части 2 статьи 23.79.2 настоящего Кодекса, — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, в уполномоченный соответствующим нормативным правовым актом Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или соглашением о передаче осуществления части полномочий федеральный орган исполнительной власти либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

1.1. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении.

2. В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение.

3. Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

4. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении обжалуется в соответствии с правилами, установленными настоящей главой.

Комментарий к Ст. 30.1 КоАП РФ

1. В соответствии с положениями комментируемой статьи обжаловано может быть любое постановление по делу об административном правонарушении, а также определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении независимо от того, каким органом или должностным лицом они вынесены.

Право на обжалование предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законным представителям этих физических лиц, законным представителям юридического лица, в отношении которого вынесено постановление или являющегося потерпевшим, а также защитнику и представителю этих лиц, а также административным органам, составившим протокол об административном правонарушении через принесение прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Комментируемой статьей определены инстанции, в которые обжалуются постановления по делам об административных правонарушениях, в зависимости от органа, вынесшего постановление.

2. Дела об административных правонарушениях рассматриваются как судьями, так и внесудебными органами (должностными лицами). Дополнительно к общему судебному порядку обжалования возможна также подача жалобы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу.

В суд может быть обжаловано постановление любого органа, вынесшего его. В случаях, когда жалоба на постановление или определение поданы одновременно в суд и вышестоящий орган, рассмотрение жалобы осуществляет суд.

В качестве судебных инстанций, уполномоченных рассматривать жалобы, комментируемой статьей установлены суды общей юрисдикции и арбитражные суды в зависимости от категории дела.

Отнесение рассмотрения жалоб к компетенции арбитражного суда зависит от субъекта правонарушения и характера спора — в арбитражный суд может быть обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.

Следует учитывать, что, если постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесено судьей суда общей юрисдикции, оно подлежит обжалованию в вышестоящий суд общей юрисдикции.

stkoaprf.ru

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении

Жалоба на постановление по делу административного правонарушения: 4 момента, которых не должно быть + 5 основных пунктов при её составлении + 3 варианта образца жалобы + какие бумаги нужно приложить + 4 возможных исхода дела.

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) устанавливает наказания за правонарушение. «Возмездие» выбирается в соответствии с законодательными нормами. Взыскания данного рода выносят государственные исполнительные органы на основании конкретного постановления. Как правило, в соответствии с виной определяются штрафные санкции.

Законодательство страны допускает обжалование такого решения. Так, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении составляется, если человек имеет претензии к размеру взыскания или просто к самому факту создания этой жалобы.

Когда выносится административное правонарушение?

Чтобы знать, как и что оспаривать, стоит разобраться, что же собой представляет административное нарушение.

Признаками такого проступка являются противоправные деяния.

К таким деяниям можно отнести:

Так, под административное наказание подпадают лица, совершившие админпроступок. К такому лицу выдвигаются репрессии. Это могут быть как предупреждения, так и штрафные санкции, конфискации, арест.

В целом, наказание за правонарушение данного рода может быть таким:

  1. Предупреждение.
  2. Финансовые взыскания (штраф).
  3. Изъятие орудия при помощи которого совершалось нарушение.
  4. Конфискация.
  5. Лишение определенного права.
  6. Работы (исправительные, общественные).
  7. Арест.

Процесс обжалования постановления

Человек, получивший постановление о взыскании штрафа по делу об административном нарушении имеет право обжаловать такое решение.

Для этого нужно обратиться в суд, который рассматривает дело по данному вопросу.
Также, данным вопросом занимается надзорный орган и высший суд. Это прописано в Законе КоАП РФ №195 ФЗ ст. 30.2 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661

Согласно закону, оспорить приговор по делу административного нарушения имеют право следующие лица:

  • сторона, которая потерпела;
  • лицо, которому приговорили взыскание;
  • участник процесса административного правонарушения;
  • защита сторон.

Заниматься процессом обжалования, составления апелляции может как сам заявитель, так и его доверенное лицо. В этом случае требуется предоставить нотариально заверенную доверенность.

Апелляция будет рассматриваться только тогда, когда она юридически правильно составлена, подана в установленные сроки. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может податься в течение 10 дней после определения приговора.

Этот факт прописан в законодательстве – КоАП РФ №195 ФЗ, ст. 30.3 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/9ae21ddd95d2541114102cce9c9
2efe6fc637266

Зарегистрировать заявление на первоначальный приговор можно до момента вступления его в силу. Если же период подачи прошения пропущен, а весомые претензии к постановлению остались, есть возможность обратиться в Верховный Суд на протяжении 3-х месяцев.

Подача прошения пересмотреть наказание, при необходимости, носит первостепенную важность. Неправильное составление, указание адресата является поводом, чтобы обращение вернули без его рассмотрения. Так может быть пропущен допустимый срок подачи заявления на оспаривание наказания.

В некоторых случаях целесообразно подать жалобу на постановление о нарушении административного характера в несколько учреждений одновременно (суд, надзорный орган, прокуратуру). Главное, сделать это оперативно, в кратчайшие сроки.

Жалоба в прокуратуру – образец документа

Если же заявление подано несвоевременно, вернуть пропущенные сроки крайне тяжело. Это делается только через суд, и нужна весомая причина пропуска периода обжалования.

Фактами, указывающими на весомую причину пропуска, могут быть следующие документы:

  1. Справка, больничный лист.
  2. Свидетельство о смерти родственника.
  3. Справка об отсутствии заявителя в стране по резонным обстоятельствам.

Как оформить обжалование постановления?


Составить обжалование можно только при условии соблюдения строгого регламента. При этом четкого образца, которому нужно следовать, нет. Но жалоба обязательно должна содержать некоторые пункты.

В первую очередь, недопустимыми при составлении заявления обжалования наказания являются такие моменты:

  1. Ошибки в орфографии, грамматике, стилистике.
  2. Неправильная трактовка КоАП.
  3. Необоснованные требования.
  4. Необоснованные претензии к выдвинутому постановлению.

Наличие таких ошибок является поводом для возврата акта.
вить заявление, стоит обратиться к специалисту – нотариусу или юристу, который защищает интересы той или иной стороны.

Стандартная жалоба на постановление о нарушении должна содержать в себе такие сведения:

  1. Название службы, куда направляется жалоба.
  2. Персональные данные заявителя, в том числе телефонный номер, место жительства.
  3. Краткое изложение несогласия, причины обжалования с ссылками на законы, которые нарушены.
  4. Требования заявителя, документальные обоснования.
  5. Дата составления заявления, подпись заявителя.

Образец жалобы на постановление по делу об административном правонарушении

В зависимости от конкретной ситуации текст жалобы будет меняться, но основные моменты остаются:

Далее, вариантов прошения есть несколько.

Вариант №1.

Вариант №2.


Вариант №3.

Приложения к жалобе оформляются таким образом:

Пакет необходимых документов для подачи апелляции


Помимо самого текста апелляции необходима и другая документация.

Так, чтобы дело было рассмотрено, предоставляются такие бумаги:

  • Заявление об иске.
  • Протокол (его копия).
  • Постановление (его копия).

Важно, чтобы при предоставлении копий любых свидетельств данные полностью совпадали с теми, что указаны в оригинале.

Протокол о вынесении наказания выглядит следующим образом:

Принципы составления обжалования


В тексте апелляции указывается основная причина несогласия без общих сведений о самом приговоре. К заявлению обязательно нужно приложить все имеющиеся документы, указывающие на обоснованность жалобы.

Не стоит начинать процесс обжалования, если на то нет веских причин. Ведь необоснованные претензии, фальсификация данных могут дать обратный, противоположный результат. Суд может принять решение усугубить первоначальное наказание, усилить приговор по делу админпроступка.

При составлении жалобы важно основываться на законодательстве Российской Федерации. Поверхностные фразы, требования и суждения недопустимы.

Стоит отметить, что заявитель может обжаловать как весь приговор, так и отдельную его часть. Помимо этого, человек имеет право потребовать моральной компенсации за неправильное вынесение приговора

Жалоба рассматривается в течение 10 рабочих дней вышестоящими органами. Продлить срок рассмотрения можно до 30 рабочих дней в случае проверки прокуратурой.

Обжалование постановлений об административных правонарушениях.

Кто имеет право обжалования? Срок подачи жалобы.

Какой итог может иметь жалоба на постановление по делу об административном правонарушении?

Есть несколько вариантов, каким итогом может завершиться рассмотрение жалобы на вынесение административного наказания.

Так, суд может определить такие приговоры:

  • Полная отмена первоначального решения – полное удовлетворение требований заявителя.
  • Отправка документов на повторное рассмотрение приговора, дорасследование.
  • Подтверждение первичного приговора – отказ заявителю в требованиях.
  • Внесение поправок в приговор, частичное удовлетворение требований заявителя.

Все они описаны в КоАП РФ №195 ФЗ, ст. 30.7 https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/772d9a1da3b29166c8d08499cc4
d16ef4d5269f4

Верно составленная жалоба на постановление по делу об административном правонарушении является обязательным условием для ее рассмотрения. В противном случае апелляция не будет принята, а защитить свои права у вас не получится.

yuristotboga.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *