Политическая форма правления – 7.2. Формы политического правления и государственного устройства

7.2. Формы политического правления и государственного устройства

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определённое устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие “форма государства”, которая включает форму политического правления, форму государственного территориального устройства и политический режим.

Форма правления – это способ организации высших органов власти, их структура, полномочия и принципы взаимоотношений.

В зависимости от того, как и кто осуществляет власть, как устроены и действуют органы государства, различают монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой власть передаётся по наследству и не зависит от воли избирателей. Монархии бывают абсолютными, конституционными и теократическими.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Бруней и др.).

Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничивается конституцией. Наиболее распространённая форма конституционной монархии – парламентская (Великобритания, Швеция, Испания, Япония и др.), в которой монарх хоть и является главой государства, но в основном его полномочия сводятся к представительским, церемониальным функциям, тогда как законодательные функции переданы парламенту, который также формирует исполнительную власть (правительство), ответственную перед ним.

В теократических монархиях (Ватикан) политическую власть осуществляют представители церкви или же она находится под их контролем.

Сохранение монархии в современных условиях объясняется традициями, историческими, национальными особенностями стран, расстановкой политических и социальных сил и другими причинами.

Наиболее распространённая форма правления – республика, власть в которой является выборной, сменяемой и производной от воли избирателей или представительного органа. Республиканская форма правления имеет три разновидности: президентскую, парламентскую и смешанную.

Для президентской республики (США) характерно жёсткое разделение властей. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он не несёт ответственности перед парламентом, так как избирается всенародно (или коллегией выборщиков). Правительство назначается президентом и несёт перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Однако обладает правом отлагательного вето на законопроекты парламента.

В парламентских республиках (Германия, Италия) президент является главой государства, он избирается парламентом и его роль ограничивается представительскими и административными функциями. Исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Правительство несёт ответственность перед парламентом.

Президентско-парламентская республика (Франция, Португалия) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и перед парламентом. Эта форма соединяет сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.

С одной стороны, президент, который избирается всенародно, наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает правом вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и др. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение им резолюции порицания (вотума недоверия) и др.

Парламентско-президентскую форму республики (Польша, Украина) рассмотрим на примере Украины.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Под формой государственно-территориального устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных и местных органов власти.

Наиболее распространённым видом государственно-территориального устройства является унитарное государство. Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др. В зависимости от политического режима унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.

Федеративное государство представляет собой союзное государство, состоящее из нескольких самостоятельных территориальных образований (субъектов федераций), обладающих политической самостоятельностью (США, Германия, Канада, Индия, Россия).

Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, нескольких конституций, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, другая – общенациональные интересы.

Субъекты федерации обладают собственной компетенцией и имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Между центром и субъектами федерации существует чёткое разграничение полномочий, однако последние не обладают правом выхода из федеративного государства.

Федерации строятся по территориальному (США, Германия), национальному (бывшие СССР, Югославия), смешанному (Россия) принципам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация – это редко встречающаяся форма организации политической общности. Она представляет собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в определённых целях (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и других проблем). Члены–участники конфедерации могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

Автономия – это самоуправляющаяся территория государства, полномочия которой определяются конституцией или обычными законами страны. Автономия бывает государственная (Палестина), национально-территориальная (о. Гренландия, Дания; Аландские острова, Финляндия, и др.), местные (Автономная республика Крым, Украина).

studfiles.net

Формы политического правления

Монархия

Монархия (от греч. monarhia – единовластие) – это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателя. Глава государства занимает пост на определенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.

Существуют неограниченные (абсолютные) и ограниченные (конституционные) монархии.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства. Монарх выступает единственным носителем суверенитета, обладает широкими полномочиями в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дух этой формы правления ярко выражен в знаменитой фразе Людовика XIV «Государство – это я». Неограниченная монархия типична для рабовладельческого и феодального общества. В настоящее время практически не встречается, за исключением нескольких стран – Саудовской Аравии, Катара, Омана.

Отличительной особенностью конституционной монархии является ограничение власти монарха парламентом. В зависимости от степени такого ограничения выделяют дуалистическую (двойственную) и парламентскую монархии. При дуалистической монархии (Иордания, Кувейт, Марокко) полномочия главы государства ограничены в сфере законодательства, но достаточно широки в сфере исполнительной власти. Монарх вправе назначать правительство, которое ответственно перед ним.

При парламентской монархии власть главы государства практически не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту, а не монарху. Тем самым «монарх царствует, но не правит». Сегодня конституционная парламентская монархия имеет место в Великобритании, Швеции, Дании, Испании, Бельгии, Японии и др. странах.

Республика (лат respublica от res – дело и publicus – общественный) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республиканская форма правления была известна еще рабовладельческому и феодальному обществам, но наибольшее развитие и распространение получила в эпоху капитализма. Выделяют три основных разновидности республики – президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую).

Президентская республика

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства.

Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе распустить парламент. Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек и противовесов, взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом отлагательного вето на решения парламента и правом законодательной инициативы.

Классический пример президентской республики – Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления. В странах Западной Европы президентская республика не получила распространения, но она преобладает в странах Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Боливия и др.). Здесь, так же, как и в ряде стран Азии и Африки с длительными авторитарными традициями, эта форма правления нередко предстает в виде «суперпрезидентской» республики.

studfiles.net

7.2. Формы политического правления и государственного устройства

Государство представляет собой особую форму организации политической власти, которая имеет определённое устройство. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает понятие “форма государства”, которая включает форму политического правления, форму государственного территориального устройства и политический режим.

Форма правления – это способ организации высших органов власти, их структура, полномочия и принципы взаимоотношений.

В зависимости от того, как и кто осуществляет власть, как устроены и действуют органы государства, различают монархии и республики.

Монархия – форма правления, при которой власть передаётся по наследству и не зависит от воли избирателей. Монархии бывают абсолютными, конституционными и теократическими.

Абсолютная монархия характеризуется всевластием главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Бруней и др.).

Конституционная монархия предполагает, что власть монарха ограничивается конституцией. Наиболее распространённая форма конституционной монархии – парламентская (Великобритания, Швеция, Испания, Япония и др.), в которой монарх хоть и является главой государства, но в основном его полномочия сводятся к представительским, церемониальным функциям, тогда как законодательные функции переданы парламенту, который также формирует исполнительную власть (правительство), ответственную перед ним.

В теократических монархиях (Ватикан) политическую власть осуществляют представители церкви или же она находится под их контролем.

Сохранение монархии в современных условиях объясняется традициями, историческими, национальными особенностями стран, расстановкой политических и социальных сил и другими причинами.

Наиболее распространённая форма правления – республика, власть в которой является выборной, сменяемой и производной от воли избирателей или представительного органа. Республиканская форма правления имеет три разновидности: президентскую, парламентскую и смешанную.

Для президентской республики (США) характерно жёсткое разделение властей. Президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти. Он не несёт ответственности перед парламентом, так как избирается всенародно (или коллегией выборщиков). Правительство назначается президентом и несёт перед ним ответственность. Президент не располагает правом роспуска парламента. Однако обладает правом отлагательного вето на законопроекты парламента.

В парламентских республиках (Германия, Италия) президент является главой государства, он избирается парламентом и его роль ограничивается представительскими и административными функциями. Исполнительная власть сосредоточена у правительства во главе с премьер-министром. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Правительство несёт ответственность перед парламентом.

Президентско-парламентская республика (Франция, Португалия) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и перед парламентом. Эта форма соединяет сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента.

С одной стороны, президент, который избирается всенародно, наделён широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает правом вето на решения парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и др. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение им резолюции порицания (вотума недоверия) и др.

Парламентско-президентскую форму республики (Польша, Украина) рассмотрим на примере Украины.

8 декабря 2004 г. в Конституцию (1996 г.) были внесены изменения, направленные на трансформацию Украины из президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.

Главой государства оставался всенародно избранный Президент. За ним сохранялись достаточно существенные полномочия: право вето на законы, принятые Верховной Радой, право осуществления внешней политики, право роспуска парламента, право осуществлять ряд назначений, в том числе министров обороны и иностранных дел, председателя СБУ, Генерального прокурора и др.

Однако право формирования Кабинета Министров переходит от Президента к парламентскому большинству, которое должно быть сформировано партиями, победившими на выборах. И политическую ответственность Кабинет Министров несет теперь только перед Верховной Радой. В связи с этим изменилась и система выборов: на смену смешанной системе пришла пропорциональная система выборов с 3% проходным барьером.

Таким образом, в результате конституционной реформы полномочия Президента сокращаются, а Верховной Рады и Кабинета Министров, особенно в сфере внутренней политики, расширяются.

Под формой государственно-территориального устройства понимается территориально-политическая организация государства, включающая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных и местных органов власти.

Наиболее распространённым видом государственно-территориального устройства является унитарное государство. Это единое, слитное государство, административно-территориальные единицы которого не обладают политической самостоятельностью (Франция, Венгрия, Италия, Украина). В унитарном государстве единая правовая система, единая система высших органов власти, единое гражданство и др. В зависимости от политического режима унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными и относительно децентрализованными.

Федеративное государство представляет собой союзное государство, состоящее из нескольких самостоятельных территориальных образований (субъектов федераций), обладающих политической самостоятельностью (США, Германия, Канада, Индия, Россия).

Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, нескольких конституций, двойного гражданства, двухпалатного парламента, одна из палат которого представляет интересы субъектов федерации, другая – общенациональные интересы.

Субъекты федерации обладают собственной компетенцией и имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов. Между центром и субъектами федерации существует чёткое разграничение полномочий, однако последние не обладают правом выхода из федеративного государства.

Федерации строятся по территориальному (США, Германия), национальному (бывшие СССР, Югославия), смешанному (Россия) принципам, которые и определяют характер, содержание и структуру государственного устройства.

Конфедерация – это редко встречающаяся форма организации политической общности. Она представляет собой союз нескольких независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в определённых целях (например, для совместной обороны, решения экономических, транспортных, энергетических и других проблем). Члены–участники конфедерации могут по своей воле покидать конфедерацию и расторгать конфедеративный договор.

Автономия – это самоуправляющаяся территория государства, полномочия которой определяются конституцией или обычными законами страны. Автономия бывает государственная (Палестина), национально-территориальная (о. Гренландия, Дания; Аландские острова, Финляндия, и др.), местные (Автономная республика Крым, Украина).

studfiles.net

10. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. Политология: Шпаргалка

10. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Автократия – форма правления, основанная на неограниченном и бесконтрольном полновластии одного лица в государстве. Виды автократии – деспотические монархии Др. Востока, тиранические правления в отдельных греческих государствах, Римская и Византийская империи, абсолютные монархии нового времени. В содержание понятия «автократия» включают также нелимитированные полномочия субъектов в какой-то сфере государственной деятельности.

Аристократия в античности считалась наилучшей формой правления как власть достойных, компетентных людей. В новое время аристократия выступала в качестве элемента смешанной формы правления конституционно-монархического строя, служа необходимым противовесом иным – монархическим, демократическим – структурам и гарантом от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа являлась палата лордов – верхняя палата парламента. Аристократическая республика существовала в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Новгороде.

Демократия – форма правления, характеризующаяся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признании ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими принципами, основным из которых является соблюдение прав и свобод человека.

Плутократия – форма правления, основным субъектом которой является наиболее богатый слой общества. Современная плутократия тесно связана с олигополией и осуществляется, как правило, межнациональным капиталом. Такая власть приводит к усилению эксплуатации наемной рабочей силы и сокращению социальных программ.

Меритократия – власть осуществляется наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами. Ее назначение – в интеллектуализации общественной жизни, раскрытии естественных дарований личности.

Монархия – вся власть концентрируется в руках одного лица – монарха и передается по наследству. При абсолютной монархии монарх контролирует все ветви власти. Ограниченная монархия разделяется на дуалистическую и конституционную (парламентскую) в зависимости от уровня ограничения полномочий главы государства. При дуалистической монархии существуют два института – монарший двор и монарх. Монарший двор формирует правительство и парламент, но не оказывает непосредственного влияния на правление. Монарх же обладает довольно обширными полномочиями в плане воздействия на парламент. При конституционной монархии распоряжения монарха должны подтверждаться главой исполнительной власти и только после этого приобретают силу закона.

Олигархия – вся полнота власти сконцентрирована у обособленной элиты. Наличие в государстве олигархии определяет корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.

Технократия – власть переходит от политиков и собственников к научной и технической интеллигенции. Основным постиндустриальным продуктом являются знания и информация, а техника и технология выступают способом их внедрения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Политическая власть. Формы правления.

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Политическая власть – всякая основанная на принуждении власть одной группы людей над другой.

Форма государственного правленияэто определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Форма гос. правления характеризует структуру высших органов гос. власти, порядок их образования, взаимоотношение их друг с другом. По форме правления все государства подразделяются на: монархии и республики. Различия между ними состоят в способах организации органов верховной гос. власти. Монархия – форма гос. правления, при которой главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свои титул и полномочия по наследству. Республика – это форма гос. правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок.

Признаки монархии:

— Главой государства является монарх (король, император, шейх, царь), который получает свой титул и полномочия по наследству.

— Монарх осуществляет единоличное правление, власть монарха объявляется священной.

— Монарх формально не зависим в своей деятельности (не отвечает за принимаемые решения перед обществом).

— Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

— Установлено бессрочное правление монарха

Законодательная, судебная, исполнительная власти находятся в руках монарха.

Признаки республики:

— Главой государства является президент.

— Наличие высших выборных органов.

— Возможность участия граждан в управлении государством (высшие органы гос. власти формируются населением на свободных выборах).

— Выборные органы правят от имени и по поручению народа, поэтому ответственны за принимаемые решения перед законом.

— Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

— Президент избирается на определенный срок.

— Разделение властей (каждая ветвь власти не вмешивается в дела другой ветви).

— Высокий авторитет судебной власти.

 

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить: Россия (Петр I), Франция (Людовик XIV), Саудовская Аравия), когда власть монарха ничем (напр. конституцией) и никем (напр. парламентом) не ограничена и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическаяи парламентарная.

Дуалистическая монархия (Кувейт, Непал) – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно. Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом, который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть находится у парламента.

В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и др., монарх «царствует, но не правит». Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть).

Признаки парламентарной монархии

— Монарх «царствует, но не правит», лишь формально утверждает состав правительства, сформированного партией, победившей на выборах. Ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним ответственности.

— Исполнительная власть закреплена за правительством.

— Правительство ответственно перед парламентом.

— Законодательная власть находится у парламента

 

Признаки дуалистической монархии:

— Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется избирательным путем, а верхняя назначается монархом.

— Исполнительная власть закреплена за монархом (правительство ответственно перед монархом и подчинено монарху, который назначает и отстраняет министров по своему усмотрению).

— Законодательная власть находится у парламента.

— Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы.

 

Современные республики бывают трех видов: парламентские, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентской республики). Сущность президентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства. Суть парламентской республики в том, что среди высших органов гос. власти ключевую роль играет парламент, который оказывает решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.

Достоинства парламентской республики: единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. Недостатки: парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, постольку сформировать эффективное правительство практически невозможно. Президентско-парламентская республика (смешанная — эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.д.) отличается двойной ответственностью правительства – перед президентом и парламентом. Схожие черты формы правления можно найти и в современной России, хотя роль парламента существенно ограничена по сравнению с французским парламентом. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны парламента (сильная сторона парламентской республики). С одной стороны, президент наделен широким кругом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает отлагательным вето на решения парламента, назначает главу правительства – премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т.д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьер-министра и правительства через утверждение бюджета страны, вынесение резолюции порицания (вотума недоверия) им.

Признаки парламентской республики

— Единство органов верховной гос. власти (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе сотрудничества властей)

— Президент выбирается парламентом.

— Главой государства является президент.

— Главой правительства является премьер-министр (канцлер).

— Правительство формируется победившей на выборах партией.

— Правительство ответственно перед парламентом.

— Президент имеет право роспуска парламента.

Признаки президентской республики

— Жесткое разделение властей (свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти строят на принципе разделения властей)

— Президент избирается народом

— Главой государства является президент.

— Главой правительства является президент.

— Правительство назначается президентом с согласия парламента.

— Правительство ответственно перед президентом.

— Президент не располагает правом роспуска парламента.

 

26. Теория систем зародилась в биологии в 20-х годах XX века. Людвиг фон Берталанфи исследовал клетку как «совокупность взаимозависимых элементов». В социологии приме­нение системного подхода связано с именем Т. Парсонса. Т. Парсонс ввел теорию социального действия. Социальное действие включает все многообразие поведения человека, мо­тивируемое и направляемое теми значениями, которые он обна­руживает во внешнем мире, учитывает и на которые реагирует. Лю­бое действие можно рассматривать в одно и то же время и как совокупность единичных действий, и как составную часть бо­лее широкой целостности. Следовательно, система действия представляет собой комплекс взаимодействий субъекта и объ­ектов, предметов, с которыми он вступает в те или иные от­ношения.

Для своего существования и самоподдержания система должна функционировать. Любая система, по Т. Парсонсу, обязательно включает четыре функции, служащие удовлетво­рению ее элементарных потребностей:

функцию адаптации, т. е. установления связей системы с окружающей средой. Приспосабливаясь к oкружающей среде, система черпает из нее ресурсы, которые ей необходимы; трансформирует внешнюю систему в соответствии со своими «потребностями», давая ей взамен собственные ресурсы;

целедостижения, состоящую в определении це­лей системы, а также мобилизации энергии и ресурсов для ее достижения;

функцию интеграции, направленную на поддержание ко­ординации взаимоотношений составляющих элементов систе­мы. Такая координация позволяет предохранять систему от радикальных изменений и потрясений;

латентную функцию, нацеленную как на сохранение ориентации субъектов на нормы и ценности системы, так и на обеспечение необходимой мотивации своих сторонников.

Общество Т. Парсонс рассматривает как социальную систе­му, состоящую из четырех взаимодействующих подсистем. Каждая подсистема, в свою очередь, также выполняет опреде­ленные функции. Скажем, функцию адаптации общества к потребностям в потребительских товарах осуществляет эко­номическая подсистема. Политическая подсистема включает, по Т. Парсонсу, три института: лидерство, органы власти и регламентацию. Каж­дый из названных институтов тоже выполняет определенные функции. Так, институт лидерства обеспечивает занятие опре­деленного положения, предписывающего обязанность прояв­лять инициативы и привлекать к достижению общих целей членов сообщества. Институт регламентации способствует из­данию норм и правил, создающих правовую основу для соци­ального контроля. Модель Т. Парсопса слишком абстрактна, чтобы объяснить все процессы, протекающие в политической сфере.

Теорию системввел в политологию Д. Истон. Д. Истон вывел, что «системный анализ политической жизни основан на понятии «системы, погруженной в среду и подверженной воздействиям с ее стороны… Такой анализ предполагал, что система, чтобы вы­жить, должна иметь способность реагировать».Политическая система,по Д. Истону, есть сово­купность политических взаимодействий в данном обществе. Ос­новное назначение ее состоит в распределении ресурсов и побуж­дении к принятию этого распределения в качестве обязательного для большинства членов общества. При помощи регулирующих механизмов она вырабатывает ответные реакции, регулирует свое поведение, преобразует и изменяет свою внешнюю структуру, приспосаб­ливаясь к внешним условиям. Обмен и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа-выхода». Д. Истон разли­чает два типа «входа»: требование и поддержка. Требование —обращенное к властным органам мне­ние по поводу желательного или нежелательного распределе­ния ценностей в обществе(требования трудящихся увеличить размер минимальной заработной платы). Требо­вания ослабляют политическую систему. Поддержка, напротив — усиление политической системы. Она охватывает все позиции и все варианты поведе­ния, благоприятные для системы(исправная выплата налогов, выполне­ние воинского долга). Основными объек­тами поддержки в политической системе Д. Истон называл политический режим, власть и политическое сообщество. В соответствии с объектами он выделил три типа поддерж­ки: 1) поддержку режима 2) поддержку власти 3) поддержку политического сообщества. Роль «входа» заключается в воздействии окружающей среды на систему, в результате чего возникает реакция на «выходе», т. е. авторитетные решения по распределению ценностей. Ответ системы на импульсы, получаемые извне, происходит в форме решений и действий. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т. д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они принимают форму мероприятий по регуляции и решению актуальных проблем: эко­номических, экологических, социальных и т. д. Политиче­ская система должна преобразовывать поступающие требова­ния и поддержку в соответствующие решения и действия, что возможно лишь при наличии ее способности к саморе­гулированию. Политический процесс оказывается процессом преобразования информации, перевода ее с «входа» на «выход»: реагируя на сигналы окружающей среды, политиче­ская система одновременно осуществляет в обществе изменения и поддерживает стабильность. Акцентируя внимание на взаимодействии с внеш­ней средой, Д. Истон, по существу, оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое рав­новесие в обществе.

Функции политической системы:

1) Регулятивной функции. Она выражается в координации поведения групп, индивидов, общностей на основе введения политических и правовых норм, соблюдение которых обеспе­
чивается исполнительной и судебной властью;

2) экстракционной функции. Сущность ее заключается в способности системы черпать из внешней или внутренней среды ресурсы, необходимые для своего функционирования.
Любая система нуждается в материальных, финансовых ресур­сах, политической поддержке; 3)дистрибутивной функции. Она предполагает распределе­ние политической системой благ, статусов, привилегий соци­альным институтам, индивидам и группам. Так, централизо­ванного финансирования требуют образование, управление, армия. Эти средства черпаются из внешней среды, например,
из экономической сферы, через налогообложение. Поступаю­щие в виде налогов ресурсы позволяют финансировать бюд­жетные сферы и содержать органы государства;

3) функции реагирования. Она выражается в способности политической системы быть восприимчивой к импульсам из внешней среды. Эти импульсы приобретают форму требова­ний, которые предъявляют власти различные группы населения. Развитая реагирующая способность системы определяетее эффективность и результативность.

Политическая система сохраняет состояние динамического равновесия с помощью адекватной трансляции импульсов, поступающих на «вход», и сбалансированных политических решений и действий на «выходе». С эффективным преобразо­ванием сигналов на «входе-выходе» связаны функции по обес­печению ее внутреннего развития. Г. Алмонд и Д. Пауэлл выде­ляют шесть функций:

1.) функцию артикуляции выражения) интересов. Эти инте­ресы ограничены по своей значимости, и заинтересованные группы представляют их власти в виде требований;

2.)функцию агрегирования интересов. Разброс интересов различных групп, индивидов значителен, что требует их обоб­щения, распределения по степени важности, перевода требо­ваний на язык программ и доведения их до власти. Эту функцию осуществляют по преимуществу политические партии.

Три следующие функции Г. Алмонд и Д. Пауэлл назвали «правительственными функциями», так как они соответствуют деятельности трех ветвей власти — законодательной, исполни­тельной и судебной. Что касается законодательной власти, то это функция выработки правил и норм; исполнительной функция применения правил; судебной функция контроля за применением правил. Обеспечивающая внутреннее развитие политической системы — функция политической коммуникации. Она предполагает разные формы взаимодействия и обмена информацией между различными структурами политической системы, лидерами и гражданами. Способность политической системы к сохранению и адаптации в условиях изменяющейся реальности обеспечивается с помощью функции политической социализации и политического рекрутирования.




infopedia.su

Формы политического правления, Монархия — Политология наука о политике Библиотека русских учебников

Устройство, строй государства характеризуют ее формы. В формах определены организация и принципы функционирования верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граж адян. Традиционно форма государства включает форму правления и форму территориального (государственного) устройства. Политические формы современных государств складывались на протяжении веков. На них влияли экономический строй, расположе ния классовых, социальных сил, исторические традиции, международное положение страны и др.. Форма государства охватывает средства и способы правления и государственное устройство, определяющих организацию верховной власти, прин ципы взаимоотношений государственных органов и властных структур, территориальную организацию государства, соотношение ее в целом и составных частей, а также включает политический режим, т.е. систему методов, помощью которых господствующий класс осуществляет власть. Если. Якщо форма правления и форма государственного устройства раскрывает ют структурную сторону государства, то политический режим — функциональную. Форма правления составляет организацию верховной власти, определяет структуру высших государственных органов и принципы их формирования, орга ции, взаимоотношений (статус законодательной, исполнительной и судебной власти и др..).

Формы правления делятся по способу организации власти, по ее формальным источником. В современных условиях различают две основные формы правления: монархия и республика. В монархии источником власти является одно лицо — монарх (царь, король и т.п.). В республике источником власти является народ

Монархия

. Монархия (греч. твпагекиа — единовластие) — форма государства, которая существовала тысячелетиями, в которой источником государственной власти считается монарх и его власть передается по наследству и не зависит от воли избирателей кнуе несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия (Саудовская. Аравия,. Катар,. Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией, законодательные функции переданы парламенту, исполнительные — правительству, т.е. монарх царствует, но не управляет (Великобритания и. Северная!. Рландия,. Коро оливство. Швеция,!. Спания). Конституционная монархия делится на дуалистическую, т.е. двойную (Иордания,. Кувейт,. Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законод авчою, и парламентскую в которой монарх хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительными, а иногда имеет также право вето на решения парламента, которым практически не кор ристуеться. Большинство современных демократических монархий — парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентом и подотчетно парламенту, а не монарху. Абсолютная монархия существовавшей в. России до конца XIX в, в современных условиях в очень ограниченном количестве стран и характеризуется сосредоточением в руках правителя законодательной, исполнительной и судебной властей. Такой вид монархии й рассматривался многими политическими мыслителями, особенно консерваторами -. Никколо. Маки-Вэлли,. Жаном. Боденом,. Кириллом. Победоносцевым,. Константином. Леонтьевым и др. — как наиболее совершенная форма государственно ого жизни, обеспечивает стабильность общества и его единство. Ее преимущества, по мнению. Жана. Бодена и др., заключаются в неделимости верховной власти, ее постоянства (особенно для наследственных монархий). Ж ан. Боден признал право на убийство монарха, узурпировал власть, право должностных лиц не выполнять несправедливые законы. В дуалистической монархии монарх осуществляет основном исполнительную власть с правом вето на законы, принятые парламентом, и правом роспуска парламента. В наиболее распространенных в современных условиях умовах парламентарных монархиях что за организацией и характером политического режима не намного отличаются от республик, власть монарха имеет преимущественно символический, часто представительный характер. Решение монарха здесь имеют одобрит юватися парламентом или правительством. В выборных монархиях обладатель избирается на определенный срокн. . Теократическая монархия (Катар,. Оман и др.) отличается высокой политической ролью церкви, частым совмещением в монарха высшей государственной и церковной властей

В современных условиях в мире существует около 40 монархий, а формально — более 70, т.е. в специфической форме монархия сохраняется почти в трети всех стран мира, в том числе в восьми государствах. Западной. Есть. Европы:. Великобритании,. Швеции,. Дании,. Испании и др.. В ряде стран. Содружества, возглавляемого. Великобританией, — в. Канаде,. Австралии и др. — главой государства юридически считается королева. Великобритании. Сб ереження монархии в современных условиях объясняется историческими, национальными особенностями стран, расстановкой властных и социальных сил и другими факторами политической жизни. Современные парламентские монарх ее, отдавая дань политической традиции и поддерживая уважение граждан к государству, фактически мало отличаются от республик. Так, в странах, где долго существовали феодальные или родоплеменные отношения, и то пер сохраняется абсолютная монархия (Бруней,. Саудовская. Аравия и др.). Абсолютная монархия — последняя форма феодального государства в период становления капитализма. В различных странах абсолютизм имел свои модификации. В. Англии и. Франции абсолютизм был уничтожен в ходе ранних буржуазных революций XVII-XVIII вв. В странах более замедленного капиталистического развития произошли постепенные преобразования абсолютных й монархии. Там же, где борьба феодалов и буржуазии завершилась компромиссами, сохраняется конституционная парламентская монархия (Великобритания,. Швеция,!. Спания и др.). Форма государственного устройства сама по себе мало влияет на процесс социально-экономического развития. Так, королевство. Непал входит в число наименее развитых стран, а королевство. Швеция или императорская. Япония стали индустриальными гиган тами. Наиболее распространенной формой монархии являетсямою монархії є парламентская. Власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, а монарх практически не обладает правом вето. Фактическое управление страной ю осуществляет правительство во главе с премьер ‘Премьер-министром. Правительство ответственно перед парламентом, а не монархом. Монарх выполняет чисто представительские функциикції.

В современных условиях наиболее распространенной формой правления является республиканская, в которой источник власти — народ. Республика — форма правления, при которой глава государства (президент) — выборный и сменяемый, а его власть считается производной от представительного органа или избирателей. В современном мире республиканская форма правления имеет три разновидности: президентскую, парламентскую и смешанную

uchebnikirus.com

Формы государственного правления — Онлайн библиотека

Форма государственного правления — это способ организации государственной власти, обусловлен принципами формирования и взаимоотношений высших органов государства.

Речь идет о системе формирования и взаимоотношений института главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. В зависимости от правового статуса главы государства и порядка формирования этого высшего органа государственной власти различаются две основных формы государственного правления — монархия и республика.

Монархия (греч. топагсіїіа — единовластие, от топок — один, единственный и агспе — власть) — это такая форма правления, при которой верховная государственная юридическая власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, императору и т.д.) и передается в порядке престолонаследия.

Власть монарха не является производной от любой другой власти, органа или избирателей. Монарх формально выступает источником государственной власти, всех государственно-властных полномочий. В республике глава государства — президент — является выборным и изменяемым, а его власть выступает производной от представительного органа (парламента) или избирателей.

В современном мире сохраняются два исторических типы монархии — абсолютная и конституционная. Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, отсутствием каких-либо представительных учреждений. Правительство назначается монархом, выполняет его волю. Ныне абсолютная монархия сохраняется в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и др.

Конституционная монархия называется еще ограниченной, поскольку в ней власть монарха ограничивается конституцией. Конституционная монархия существует в двух видах — дуалистической и парламентарной, которые отличаются степенью ограничения власти монарха. Дуалистическая монархия характеризуется на явністю одновременно двух политических учреждений — монархии и парламента, которые разделяют между собой государственную власть. Это разделение проявляется в том, что монарх юридическое и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент наделяется законодательными полномочиями, но никакого влияния на формирование и деятельность правительства не имеет. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства, парламент не может отправить правительство в отставку. Законодательные полномочия парламента существенно ограничиваются на пользу монарха. Он пользуется правом абсолютного вето, которое парламент преодолеть не может, а также правом роспуска парламента и назначения до его верхней палаты. Ныне дуалистическая монархия хранится в Иордании, Кувейте, Марокко и др.

В парламентарній монархии власть монарха существенно ограничена в сфере как законодательной, так и исполнительной власти. Он, как говорят, «царствует, но не правит». Юридическое за монархом могут сохраняться значительные полномочия, но фактически далеко не всеми ими он может пользоваться. Да, формально за ним сохраняется право назначения главы правительства и министров, но сделать это он может только в соответствии с предложениями лидеров партии или коалиции партий парламентского большинства, ибо сформирован иным образом правительство не получит вотум доверия в парламенте и не утвердится.

Формально правительство считается правительством монарха, однако никакой ответственности перед монархом он не несет. Правительство формируется парламентским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. Именно политическая ответственность правительства перед парламентом за свою деятельность является основной отличительной чертой парламентарной монархии. Конечно это полномочия парламента уравновешивается правом правительства предложить ей распустить парламент и назначить новые выборы. Глава государства вынужден принять и выполнить это предложение, потому что в противном случае парламентское большинство, на основе которой сформировано правительство, заблокирует работу парламента. В случае выражения парламентом вотума недоверия правительству последний или уходит в отставку, либо через главу государства распускает парламент и назначает внеочередные выборы.

Еще одним правовым средством влияния правительства на монарха является контрассигнации (от лат. сопітазі ее па1ига — министерский подпись), то есть скрепления его актов подписью главы правительства и (или) отдельного министра, без которого они не приобретают юридическую силу. Тем самым глава правительства или министр берут на себя ответственность за данный акт монарха, поскольку сам монарх ответственности за свои действия не несет.

В отличие от дуалистической монархии в парламентарній монархии центральное место в системе органов государственной власти занимает не монарх, а правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет (через парламентское большинство) всю деятельность парламента. Парламентарная монархия ныне существует в ряде развитых стран — Австралии, Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Канаде, Нидерландах, Новой Зеландии, Норвегии, Швеции, Японии и др.

Специфические черты имеет монархическая форма правления в тех странах, которые в прошлом были домініонами Великобритании, а позже вошли в британское содружество наций — Австралии, Канаде, Новой Зеландии и др. Собственных монархов они не имеют. Главой государства в каждой из этих стран

формально считается монарх Великобритании, а фактически его функции осуществляет генерал-губернатор, который назначается британским монархом по представлению правительства страны из числа ее жителей.

Хотя в современных развитых странах монархия является частью слабой политической учреждением, не играет существенной роли в осуществлении государственной власти, в целом на сегодня она существует в 44 странах мира, в том числе 11 европейских. В 1978 г. было возобновлено монархию в Испании. На референдуме, проведенном в 1999 г. в Австралии, избиратели высказались в пользу сохранения монархической формы правления.

Одна из основных причин сохранения монархии и, что во многих странах институт монархии, лицо монарха является символом единства и верховным арбитром нации, залогом нерушимости политической системы, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил. При отсутствии в парламенте четко определенной большинства монарх может сыграть решающую роль в ее образовании и формировании правительства. Монархи обеспечивают преемственность в политическом развитии, оберегают традиции и политическую культуру страны.

Республика (лат. гезриЬІіса, от гэз — дело, риЬІісик — общественный) — это такая форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональной репрезентативной учреждением (парламентом).

Республика — самая распространенная форма правления. Ныне из 190 государств мира — членов ООН более 140 государств являются республиками. Существуют три основных разновидности республиканской формы правления: президентская республика, парламентская республика и республика смешанного типа. Основное отличие между ними заключается в способе формирования и функционирования правительства. В президентской республике правительство формирует и возглавляет президент, который одновременно является главой государства и главой правительства. Сформирован вне парла ментським путем, правительство не несет ответственности за свою деятельность перед парламентом.

В парламентарній республике правительство формируется парламентским путем, несет политическую ответственность перед парламентом и обязан уйти в отставку в случае выражения ему парламентом вотума недоверия. Сформирован из представителей партий парламентского большинства, правительство через эту большинство фактически контролирует и направляет деятельность парламента.

При смешанной формы государственного правления — парламентарно-президентской или президентской-парламентарній — правительство формируется совместно президентом и парламентом, а та или иная название смешанной формы правления определяется тем, у кого из них больше полномочий относительно формирования и функционирования правительства.

Рассмотрим особенности каждого из этих разновидностей республиканской формы правления подробнее.

Основными признаками президентской республики являются: 1) соблюдение формальных требований жесткого разделения властей и внедрение сбалансированной системы сдержек и противовесов; 2) избрание президента на всеобщих выборах; 3) сочетание полномочий главы государства и главы правительства в лице президента и отсутствие должности премьер-министра; 4) формирование правительства президентом только с ограниченным участием парламента; 5) отсутствие политической ответственности правительства перед парламентом; 6) отсутствие права главы государства на роспуск парламента; 7) отсутствие института контрассигнации, то есть скрепления актов президента подписями министров, которые бы несли за них ответственность.

Классической президентской республикой считаются СЕНА. Президентской-республиканская форма правления внедрена также в ряде стран Латинской Америки, Африки и некоторых других. Классический вариант президентской республики характерно наличие двух центров власти президента и парламента, между которыми нет тесных функциональных отношений, поэтому эта форма правления называется еще Ідуалістичною республикой. В президентской республике И исполнительная власть имеет сравнительно небольшие возможности для влияния на законодательную власть, тогда как последняя наделена определенными средствами контроля за деятельностью первой. Однако при этом обе ветви власти остаются независимыми друг от друга, что в случае совершенной системы сдержек и противовесов обеспечивает демократическое осуществления государственной власти.

Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Признаками парламентарной республики являются: 1) осуществление полномочий главы государства и главы правительства разными лицами, наличие должности премьер-министра; 2) ограниченность властных полномочий главы государства и в то же время отнесения реальной компетенции в сфере исполнительной власти правительства и его главы; 3) формирование правительства парламентом с участием главы государства, которая обычно является почти номинальной; 4) формальная политическая ответственность правительства (коллективная и индивидуальная) перед парламентом; 5) право главы государства распустить парламент, которое, как правило, эффективно контролирует правительство; 6) контрассигнации актов главы государства, главой правительства или министром.

Парламентарно-республиканская форма правления достаточно распространена в развитых странах. На европейском континенте парламентарная республика существует в Албании, Греции, Эстонии, Италии, Латвии, Словакии, Венгрии, Чехии, ФРГ и Югославии. В отличие от президентской республики за парламентарно-республиканской формы правления президент избирается не на всеобщих выборах, а парламентом или специальной коллегией, которая в основном состоит из депутатов того же парламента.

В парламентарних республиках, как и в парламентарних монархиях, фактическим центром осуществления государственной власти выступает не президент и не парламент, а правительство, глава которого фактически становится первым лицом в государстве. Все рычаги реальной власти здесь находятся в руках руководителей тех политических партий, которым принадлежит большинство мест в парламенте и которые формируют правительство. Поэтому в політологічній литературе парламентарні формы правления нередко определяются как «правление партий».

Одной из современных форм государственного правления является так называемая смешанная — парламентарно-президентская или президентской-парламентарная форма республиканского правления, которую иногда не совсем удачно называют «полупрезидентской республикой». Типичным признаком такой формы правления является сочетание элементов президентской и парламентарной республик, сильной президентской власти и эффективного контроля парламента за деятельностью правительства. Как и в президентской республике, здесь глава государства избирается, как правило, на всеобщих выборах и юридическое и реально наделяется большими полномочиями, особенно в сфере исполнительной власти, иногда даже возглавляет ее. Правительство формируется, как и в парламентарній республике, при участии в той или иной степени парламента и несет политическую ответственность как перед президентом, так и перед парламентом. Двойная политическая ответственность правительства — основной признак смешанной республиканской формы правления.

Еще одним важным признаком этой формы правления является дуализм исполнительной власти: президент осуществляет общее руководство правительством, которое возглавляет премьер-министр. При смешанной республиканской формы правления президент имеет больше полномочий, чем глава государства в президентской республике. Он наделяется, в частности, еще и правом роспуска парламента при наступлении определенных обстоятельств и правом законодательной инициативы, чего нет в президентской республике.

Классическим образцом смешанной республиканской формы правления является Франция по конституции 1958 г. В Европе эта форма внедрена также в Австрии, Болгарии, Ирландии, Исландии, Македонии, Польши, Румынии, Словении, Финляндии и Хорватии. Смешанную форму правления имеют также большинство стран, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. Отдельные страны, например Австрия, Ирландия, Исландия, Словения, мало чем отличаются от парламентарних, другие — Польша, Румыния — от президентских республик.

Каждой из трех основных форм республиканского правления присущи определенные преимущества и недостатки по сравнению с другими формами. Так, президентская республика является достаточно гибкой формой правления, которая легко адаптируется к различным условиям. Она дает возможность сформировать сильную исполнительную власть, обеспечивает стабильность функционирования правительства, который находится вне сферы непосредственного влияния парламента и не зависит от расписания в нем политических сил. Парламент имеет более реальные полномочия, чем в парламентарних странах, поскольку не зависит ни от главы государства, ни от правительства.

Однако президентской, особенно смешанной (президентской — парламентарній) формам правления присущи и существенные недостатки. Такое правление постоянно тяготеет к авторитаризму избранного на всеобщих выборах и наделенного большими полномочиями главы государства и, по сути, ставит общество в зависимость от личных качеств одного лица. Присущий этим формам жесткий разделение власти может вызвать противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти, которое обостряется в периоды разделенного правления. Наделение президента нормотворческими полномочиями порождает так называемое указне право, повышает риск единоличного принятия непродуманных политических решений, которые имеют силу закона. Неоправданно большую роль в руководстве государством играет непосредственное окружение (аппарат, администрация) президента. Не предвидя действенного влияния политических партий на формирование и деятельность правительства, президентская и президентской-парламентская формы правления не способствуют формированию в стране влиятельных политических партий, без которых невозможно демократическое осуществления государственной власти. Недостатки президентской формы республиканского правления особенно наглядно проявляются в так называемых суперпрезидентских республиках Латинской Америки и монократичних республиках Африки, где почти вся государственная власть сосредоточена в руках президента. Не избежали этих недостатков и большинство бывших советских республик, ставших независимыми государствами.

Здесь возникает вопрос о том, почему же тогда США удается избегать большинства имманентное присущих нынешней президентской-республиканской форме правления недостатков, в частности авторитаризма главы государства? Происходит это благодаря действия в стране ряда демократических факторов политической жизни. Во-первых, совершенная система сдержек и противовесов, которая уравновешивает разные ветви власти. Во-вторых, жесткий правовой надзор за деятельностью всех звеньев законодательной и исполнительной власти со стороны судебной власти. В-третьих, развитая двухпартийная система, которая обеспечивает мощную оппозицию президенту со стороны одной из партий. По-четвертых, демократическая политическая культура американского общества. Это общество не знало сословного деления и сформировалось из свободных и равных граждан, которые не терпят малейших посягательств на их права и свободы и не воспринимают любой диктатуры. Оппозиция рассматривает деятельность президента, лиц из его окружения и даже их личную жизнь, образно говоря, сквозь увеличительное стекло. Даже малейшие просчеты президента, отклонения от правовых и моральных норм, не говоря уже о его откровенные злоупотребления властью, немедленно становятся не только достоянием общественности, но и предметом судебного разбирательства.

Парламентарная форма республиканского правления лишена указанных недостатков президентской формы, однако она эффективна лишь при наличии в стране развитой системы политических партий и представительства в парламенте немногих из них. В случае когда в парламенте представлено много политических партий, остро встают проблемы определения парламентского большинства, формирование на ее основе правительства и обеспечения устойчивости его деятельности. Отсутствие в парламенте четко определенной и постоянной большинства, слабость и непродолжительность партийных коалиций предопределяют нестабильность правительства, а в связи с этим — и самого парламента, который может быть распущен по инициативе правительства. Министерские посты становятся объектом изнурительного и не всегда честного межпартийного торга, иногда их обнимают далеки от профессионализма в соответствующей отрасли партийные функционеры. Вследствие особенностей расписания в парламенте партийно-политических сил неоправданно большую роль в осуществлении государственной власти могут играть второстепенные политические партии, как, например, в ФРГ. Наглядным примером правительственной нестабильности может быть Италия, где за послевоенные годы изменилось более полусотни правительств. В благоприятной социально-экономической обстановке частые смены правительств не вызывают тяжелых негативных последствий, однако в кризисных ситуациях правительственная нестабильность может привести к дезорганизации государственного управления и разрушения властных структур.

Смешанная форма республиканского правления может избегать некоторых из указанных недостатков президентской и парламентарной республик. А может и сочетать в себе недостатки обоих этих форм, не используя их преимущества, что нередко бывает, особенно в странах с неразвитыми демократическими традициями. Идеальной формы государственного правления нет. Стабильность политической системы, эффективность государственной власти зависят не столько от формы правления, сколько от совершенства и согласованности всех элементов механизма осуществления государственной власти вплоть до мельчайших Деталей парламентского регламента и избирательной системы.

banauka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *