Основные черты подзаконного акта
1. Базируется на законе, издается в пределах компетенции правотворческого органа.
2. Регулирует широкий круг общественных отношений.
3. Служит основанием для правоприменительной деятельности.
4. Имеет атрибуты: официальное наименование, название принявшего органа, дата издания, территориальные пределы, срок действия, вступления в силу, порядковый номер, подпись руководителя или ответственных лиц
Классификация подзаконных актов
Акты | ||||
— | По сфере распространения | По субъектам издания | ||
— | Общие | Ведомственные | ||
Действуют на всей территории государства | Распространяются лишь на ограниченную (специальную) сферу общественных отношений: банковскую, транспортную, правоохранительную и т. д. (например, приказ МВД России) | |||
Местные | ||||
Издаются региональными (в краях, областях, округах и т. д.) органами представительной и исполнительной власти | ||||
Внутриорганизационные | ||||
Издаются какой-либо организаци- | ||||
ей для упорядочения своих вопросов | ||||
и распространяются только на членов | ||||
коллектива (например, распоряжение | ||||
о режиме рабочего времени) |
К общим подзаконным актам, в частности, относятся нормативные указы президента, постановления правительства.
В президентской республике Указы президента обладают высшей юридической силой в ряду подзаконных актов страны.
1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
3. Указы и распоряжения Президента Российский Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст. 90 Конституции РФ).
Заметим, что распоряжения издаются по текущим, оперативным вопросам и не содержат норм права.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации (ст. 115 Конституции РФ).
Распоряженияобычно содержат конкретные предписания, т. е. являютсяактами индивидуального характера. Постановленияже издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.
Местные подзаконные актыиздают региональные органы представительной (в краях, областях, округах и т. д.) и исполнительной власти. В отличие от общих, действие местных актов ограничено подвластной им территорией. Сюда же относятся и подзаконные акты органов местного самоуправления. Такие акты называются решениями. Глава местной администрациив пределах своей компетенции принимаетпостановленияираспоряжения.
Акты центральных органов исполнительной власти обычно регулируют отношения, складывающиеся внутри систем этих органов. Но в ряде случаев круг адресатов значительно расширен. Например, результаты правотворчества министерств финансов, транспорта, внутренних дел, а также Центробанка предназначены не только сотрудникам указанных структур, но и гражданам.
Ведомственные подзаконные акты— это разновидность правовых актов общего действия, которые, однако, распространяются лишь на ограниченную (специальную) сферу общественных отношений: банковскую, транспортную, правоохранительную и т. д. Нормативные акты министерств, государственных комитетов, других федеральных органов исполнительной власти, во-первых, содержат нормы, развивающие, конкретизирующие и дополняющие правовые предписания законов и постановлений Правительства, и, во-вторых, являются актами специальной компетенции и обычно распространяют свое действие только на подчиненные объекты,
Конституция РФ не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти, в силу чего единого перечня правовых актов у них нет. Традиционно министерства издают приказы и инструкции, государственные комитеты — приказы и постановления. Разновидностью ведомственных актов является приказ, который издается министром, действующим на основе единоначалия. Коллегиальные органы принимают постановления, с помощью которых решаются межотраслевые, координационные вопросы. Такие документы обязательны для различных министерств, ведомств и организаций. К ведомственным актам относится и инструкция, утверждаемая либо приказом единоначальника, либо постановлением коллегиального органа и, следовательно, имеющая совокупную с ними юридическую силу. Инструкция —это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок исполнении других нормативных актов или осуществления функций определенными opганами, структурными подразделениями и должностными лицами. Нормативный характер носят и документы, именуемые Порядком, Правилами, Положением, Указанием т. д.
Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти (ведомства) могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента, постановлениями Правительства. При этом нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуются не позднее 10 дней после их регистрации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», акты, не прошедшие государственной регистрации, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются. Кроме того, в течение 10 дней после дня подписания акты Президента и Правительства должны быть опубликованы в «Российской газете» либо в «Собрании законодательства Российской Федерации»; акты органов исполнительной власти — в «Российской газете» или «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».
Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации.
studfiles.net
063 Подзаконные НПА Понятие классификация
Подзаконные нормативно-правовые акты — это правотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные, принципиальные положения законов применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. По своему содержанию подзаконные акты, как правило, являются актами различных органов исполнительной власти.
По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.
1.Общие подзаконные акты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридической силе и значению в системе правового регулирования общие подзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконных актов осуществляется государственное управление обществом, координируются экономические, социальные и другие вопросы жизни. К общим подзаконным актам относятся нормотворческие предписания высших (центральных) органов исполнительной власти. Они исходят от президента страны или главы правительства.
В зависимости от формы государственного правления (президентской или парламентской) нормативно-правовые акты высшей исполнительской власти находят внешнее отражение в двух разновидностях подзаконных актов. Нормативные указы президента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридической силой и издаются на основе и в развитие законов, носят исполнительский характер. С юридической точки зрения только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе Конституции президентские акты могут приостановить или корректировать законы. Президентские указы регламентируют самые разнообразные стороны общественной жизни, связанные с государственным управлением.
Постановления правительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте с указами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать более дробные вопросы государственного управления экономикой, социальным строительством, здравоохранением, народным образованием, строительством вооруженных сил и т. д.
2.Местные подзаконные нормативно-правовые акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной и исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления. Такие акты распространяются на всех лиц, проживающих или находящихся на территории края, области, земли, района, города, поселка, села. Это могут быть нормативные решения или постановления совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различным вопросам местного характера.
3.Ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательной властью, президентом или правительством. Они регулируют внутриведомственные отношения и распространяются лишь на ограниченную сферу общественных отношений (таможенные, банковские, транспортные и другие). Однако некоторым из центральных ведомств, например, МВД, МПС, в строго ограниченной сфере предоставляется право издавать акты внешнего действия.
4 Внутриорганизационные подзаконные нормативно-правовые акты (локальные). Это такие нормативно-правовые акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Их действие распространяется только на членов данного ограниченного коллектива людей и касается, в частности, дисциплины труда, его организации, взаимоотношений между различными подразделениями.
Система нормативно-правовых актов современных государств неоднородна. Это объясняется особенностями форм государственного правления, многовековыми традициями отдельных стран, национальными и другими факторами. Тем не менее подавляющее большинство нормативно-правовых систем строятся по признаку степени юридической силы акта. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой. Подзаконные акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль
studfiles.net
3. Понятие и виды подзаконных нормативных актов
Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону. Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) указы Президента. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу;
2) постановления и распоряжения Правительства. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ;
3)акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике зачастую это требование не соблюдается. Эти акты обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.
4) акты государственных органов субъектов РФ. На уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и своя специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами.
Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне субъекта, является устав, выполняющий функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций;
5) акты органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.
Данные акты могут быть как нормативными (акты об утверждении местного бюджета, об охране природы, общественного порядка, предоставлениижилья, развитии коммунального хозяйства и т.д.),так и правоприменительными. Эти акты относятся к категории локальных, обязательны для исполнения всемирасположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;
6) локальные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. Руководители предприятий, учреждений и организаций принимают приказы нормативного и индивидуального значения, регулирующие вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и др.
Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.
studfiles.net
Классификация подзаконных актов
В современной России в зависимости от субъектов, издавших акт, выделяют федеральные подзаконные акты, подзаконные акты субъектов федерации, подзаконные акты муниципальных органов, локальные подзаконные акты.
I. Подзаконные нормативные правовые акты федерального уровнясущественно различаются по порядку принятия, месту в системе (иерархии) нормативных правовых актов, юридической силе.
В их числе выделяются следующие.
1) Нормативные постановления Палат Федерального Собрания Российской Федерации – Государственной Думы и Совета Федерации.
2) Нормативные указы Президента РФ по важнейшим государственным вопросам, содержащие нормы (общеобязательные правила поведения). например, Указ Президента РФ от 31 декабря 2003 г. «О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»; согласно Конституции РФ Президент может также принимать указы и распоряжения, не являющиеся нормативными правовыми актами. К таковым относятся указы о назначении на должность или распоряжения о создании рабочих комиссий, выделении регионам средств и др.
3) Постановления Правительства РФ – подзаконные акты управления нормативного содержания, регулирующие отношения в различных сферах государственной и общественной жизни. Например, Постановление Правительства Российской Федерации «Об организации альтернативной гражданской службы» (2003 г.). решения Правительства РФ по оперативным (текущим) вопросам издаются в форме распоряжений — актов ненормативного содержания.
4) Нормативные приказы, постановления, правила, инструкции министерств, государственных комитетов, федеральных служб и иных федеральных органов. Как правило, эти акты регулируют внутриорганизационную деятельность аппарата управления и соответствующих должностных лиц (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Например, Приказ таможенного комитета Российской Федерации «О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административные задержания» (2004 г.). Вместе с тем министерства (ведомства) могут принимать акты межотраслевой направленности, адресованные нескольким министерствам (правовые акты Министерства финансов). Инструкции министерств, государственных комитетов, иных ведомств имеют нормативное содержание, регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников.
Ненормативные приказы, судя по названию, не содержат юридических норм, распространяются на конкретных лиц. Например, приказ о назначении на должность.
II. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ. К подзаконным актам республиканского уровня относятся указы президентов республик (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления республиканских правительств, а также акты республиканских министерств – приказы, правила, инструкции и др.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, округов, городов федерального значения, автономной области, правительство регионов (если такое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
Региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкций. Существенно следующее: в Уставах данных субъектов определяются и органы, принимающие подзаконные правовые акты, и название этих актов.
III. Подзаконные правовые акты муниципальных органов. Важнейший акт местного правотворчества – Устав муниципального образования. Эти акты принимаются на основе федерального законодательства и законодательства субъектов федерации, представительным органом местного самоуправления, либо непосредственно населением. Уставом муниципального образования определяются виды подзаконных актов местного самоуправления, которые могут быть как нормативного, так и индивидуального содержания.
Представительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают акты, называемые, как правило, решениями. Глава администрации муниципального образования издает постановления, имеющие нормативный правовой характер. Распоряжения главы администрации не нормативны, реализуются применительно к конкретным фактическим обстоятельствам. Иные должностные лица муниципальных образований в пределах своей компетенции издают приказы, а также другие акты, предусмотренные положением о данном органе местного самоуправления.
IV. Локальные нормативные правовые акты – акты предприятий, общественных объединений, организаций, основанный на различных формах собственности. Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением и деятельностью предприятия или учреждения. Очевидно, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка. Их действие имеет правовое значение. Такие акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами. Онипринимаются во внимание при решении управленческих и иных вопросов органами исполнительной власти, учитываются судебными органами при рассмотрении юридических дел.
К локальным нормативным правовым актам также относятся:
— приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений. Посредством таких актов регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
— решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров совета директоров и т.п.).
infopedia.su
3. Понятие и виды подзаконных нормативных актов
Подзаконные нормативные акты – это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.
Подзаконные акты призваны конкретизировать и детализировать предписания законов. Характерными признаками подзаконных актов является то, что они принимаются на основе закона, принимаются во исполнение закона, не могут противоречить закону. Классификация подзаконных актов Российской Федерации в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:
1) указы Президента. Президент – глава государства, и в соответствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты занимают следующее после законов место и обязательны и для исполнения на всей территории РФ. В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Президента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда РФ указ утрачивает силу;
2) постановления и распоряжения Правительства. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ;
3)акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике зачастую это требование не соблюдается. Эти акты обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.
4) акты государственных органов субъектов РФ. На уровне субъектов федерации используются те же формы правовых актов, что и на федеральном уровне (законы, указы, постановления, распоряжения, приказы, другие установления). Однако есть и своя специфика, связанная с различным правовым положением субъектов регионального правотворчества, объемом и характером регулируемых отношений и другими обстоятельствами.
Основным нормативным актом, регламентирующим взаимоотношения органов власти и граждан на уровне субъекта, является устав, выполняющий функции региональной конституции.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
В ряде областей, краях и городах федерального значения сформированы правительства, принимающие постановления. Их специализированные министерства и ведомства наделены правом на издание приказов и инструкций;
5) акты органов местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления (дума, муниципальный совет и др.) по вопросам своего ведения принимают коллегиальные решения, а главы органов местного самоуправления (главы администраций, мэры, старосты) – постановления и распоряжения. Форма опубликования данных актов определяется уставом данной административно-территориальной единицы.
Данные акты могут быть как нормативными (акты об утверждении местного бюджета, об охране природы, общественного порядка, предоставлениижилья, развитии коммунального хозяйства и т.д.),так и правоприменительными. Эти акты относятся к категории локальных, обязательны для исполнения всемирасположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также должностными лицами и гражданами;
6) локальные нормативно-правовые акты. К ним относятся акты руководителей предприятий, учреждений и организаций. Руководители предприятий, учреждений и организаций принимают приказы нормативного и индивидуального значения, регулирующие вопросы труда, заработной платы, материального поощрения и др.
Распоряжения принимаются директором предприятия, его заместителями и руководителями структурных подразделений для решения проблем, связанных с исполнением приказов и по иным оперативно-методическим вопросам.
studfiles.net
60. Понятие и виды подзаконных нормативных актов.
Наряду с законами действуют и подзаконные нормативные акты. Подзаконные нормативные акты представляют собой систему источников права, издаваемых на основании использования законов и регулирующих какие-либо вопросы отраслевого управления.
Подзаконные нормативные акты представляют собой сложную иерархическую систему. Во главе находятся указы Президента. Они издаются по вопросам компетенции Президента. При этом Президент может издавать акты ненормативного, индивидуального характера. Источниками права в этом случае выступают нормативные указы Президента.
Следующее звено — постановления Правительства РФ, то есть Правительство может создавать источники права в форме постановлений. Оно издает постановления по вопросам хозяйственной, социально-культурной жизни всего общества. Эти постановления не должны противоречить законам и указам Президента.
Третье звено — нормативные акты министерств и ведомств, издаваемые в форме приказов и инструкций. Это нормативные акты, которые принимаются министрами и председателями государственных комитетов. Они характеризуются тем, что их юридическая сила не должна входить в противоречие с законами и постановлениями Правительства.
Четвертое звено — постановления, принимаемые главами исполнительной власти субъектов РФ. Эти постановления принимаются губернаторами и другими должностными лицами. Они также не должны противоречить вышеперечисленным источникам права.
Последнее звено — нормативные подзаконные акты на уровне руководителей местной администрации: руководителями районного звена, городского звена. Они регулируют вопросы внутренней жизни на данной территории. Это приказы и инструкции руководителей предприятий и учреждений, нормативные акты, издаваемые директорами заводов, фабрик и т.д. Их действие локализовано и распространяется на работников данного учреждения.
62. Формы права, санкционированные государством.
Формы права, санкционированные государством, — это прежде всего правовые обычаи, то есть обычаи, сложившиеся в результате неоднократного применения и выражающие правила поведения. Они признаются и возводятся в закон государством. Например, ГК РФ упоминает правовые обычаи как возможные источники права. Правовые обычаи используются в земельном праве. они используются как местные формы права национального характера у отдельных народов.
Следующее звено — нормативные акты общественных объединений. Они становятся источниками права с последующего или предварительного санкционирования государством. Разработка и принятие уставов, положений при создании общественных объединений проходит стадию регистрации органами юстиции. Иногда государство заранее дает согласие на разработку и принятие какого-либо нормативного акта.
За последние годы возрастает роль и значение особого источника права — договора с нормативным содержанием. Это взаимный договор между сторонами, которые обязываются брать на себя определенные права и обязанности. Например, контракты, брачные договоры, коллективные договоры на предприятиях.
Следующим источником права выступают международные договоры — межгосударственные соглашения, которые получили ратификацию со стороны Федерального Собрания.
studfiles.net
Понятие и классификация законов, виды подзаконных нормативных правовых актов
Все нормативные акты делятся прежде всего на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Закон обладает следующими признаками:
а) принимается высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или в порядке референдума;
б) ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; содержание всех иных нормативно-правовых актов не должно противоречить законам: никто не вправе отменить или заменить закон, кроме органа, который его издал. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам.
в) принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке;
г) регулирует наиболее важные основополагающие отношения, социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования;
д) должен отражать волю и интересы общества в целом;
е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний), содержит нормы первичного, исходного характера. Все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать нормативные установления законов.
Таким образом, закон – это принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
Закон Республики Беларусь – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Законы, в свою очередь, делятся на конституционные законыи обыкновенные. Конституционные законы закрепляют основы общественного и государственного строя, служат юридической базой для текущего законодательства. К ним относятся: Конституция и законы, вносящие в нее изменения и дополнения, а также законы, конкретизирующие ее содержание необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.
КонституцияРеспублики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Кодексы) и текущие. Текущие (обыкновенные) законы принимаются на основе и во исполнение конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные стороны экономической, политической, культурной жизни страны.
Чрезвычайные (исключительные) законы принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов Федерации.
Программный закон – закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Подзаконные нормативно-правовые акты должны быть основаны на законе и не должны ему противоречить.
Подзаконными (по иерархии) нормативно-правовыми актами являются следующие:
Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы.
Директива Президента Республики Беларусь – указ программного характера, издаваемый Главой государства в целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение.
Постановления палат Парламента – Национального собрания Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента – Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь – нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь.
Акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь – нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.
Постановления республиканского органа государственного управления и Национального банка Республики Беларусь (Правления Национального банка Республики Беларусь, Совета директоров Национального банка Республики Беларусь) – нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.
Регламент – нормативный правовой акт, принятый (изданный) Главой государства, органами законодательной, исполнительной, судебной власти, а также органами местного управления и самоуправления и содержащий совокупность правил, определяющих процедуру деятельности соответствующих органов.
Инструкция – нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений.
Правила – кодифицированный нормативный правовой акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам.
Устав (положение) – нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственного органа (организации), а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.
Приказ республиканского органа государственного управления – нормативный правовой акт функционально-отраслевого характера, издаваемый руководителем республиканского органа государственного управления в пределах компетенции возглавляемого им органа в соответствующей сфере государственного управления.
Решения органов местного управления и самоуправления – нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.
Тема 12 Границы действия нормативно-правовых актов
1.Действие нормативных правовых актов во времени
2.Действие нормативных правовых актов в пространствеи по кругу лиц
3. Коллизии и пробелы в праве
cyberpedia.su