Понятие муниципального управления – Глава II. Понятие муниципального управления

Содержание понятия “муниципальное управление”

В раскрытии понятия
“муниципальное управление” важное
значение принадлежит толкованию обеих
его составных частей – “муниципальное”
и “управление”.

Появление термина
“муниципалитет” относится к
республиканской эпохе истории Древнего
Рима: так назывались города, пользовавшиеся
правами самоуправления. Слово
“муниципалитет” происходит от латинского
“municipium”. “Munus” по латыни означает
тяжесть, тягота, бремя, а “capio” – беру,
принимаю. В России этот термин применяется
для характеристики как городского, так
и сельского самоуправления.

Федеральный закон
”Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”
устанавливает, что термины “муниципальный”
и “местный” и словосочетания с этими
терминами применяются в отношении
органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций,
объектов собственности и других
объектов, целевое назначение которых
связано с осуществлением функций
местного самоуправления, а также в иных
случаях касающихся осуществления
населением местного самоуправления.

Что касается
термина “управление” то с точки зрения
кибернетики – науки об управлении:

  • управление
    – это функция муниципального образования
    (как организованной системы), обеспечивающая
    достижение стоящих перед ним задач
    сохранения структуры и деятельности
    как самоуправляющейся территориальной
    целостности;

  • управление
    – это внутреннее качество муниципального
    образования как целостной системы,
    основными элементами которой являются
    субъект (органы местного самоуправления)
    и объект (само муниципальное образование),
    постоянно взаимодействующие на началах
    самоорганизации и самоуправления;

  • управление
    служит интересам взаимодействия
    элементов этой системы (субъектов и
    объектов) и составляющих единое целое
    (муниципальное образование), с общими
    для всех элементов целями и задачами;

  • управление
    – это управленческое воздействие
    субъекта на объект, которое упорядочивает
    систему — муниципальное образование,
    обеспечивает его функционирование в
    соответствии с закономерностями его
    существования и развития. Это –
    целенаправленное упорядочивающее
    воздействие, реализуемое в связях между
    субъектом и объектом и осуществляемое
    непосредственно субъектом управления;

  • управление
    предполагает, как внутреннее взаимодействие
    составляющих систему элементов, так и
    множество взаимодействий с системами
    различного иерархического уровня
    (субъект федерации, район в городе,
    поселок в районе). Оно предполагает
    существование управленческих функций
    как внутрисистемного (в самом муниципальном
    образовании), так и межсистемного
    характера (субъект федерации 
    муниципальное образование 
    ТОС), где система верхнего уровня
    выступает в роли субъекта управления
    по отношению к системе нижнего уровня,
    являющегося объектом управления.

Таковы характерные
черты управления. Они полностью приемлемы
для понимания управления в социальной
сфере, где в роли субъектов и объектов
управления выступают люди и их различные
объединения, в нашем случае территориальное
– муниципальное образование.

Муниципальный
= местный

Управление –
целеполагающее, организующее и
регулирующее воздействие

Муниципальное
управление

Местное
целеполагающее, организующее и
регулирующее воздействие на
муниципальное образование

Рис. 1. Содержание
понятия “муниципальное управление”

Следовательно,
управление представляет собой
целеполагающее (сознательное,
преднамеренное, продуманное), организующее
и регулирующее воздействие населения
на собственную общественную, коллективную
и групповую жизнедеятельность,
осуществляемое как непосредственно (в
формах местного самоуправления), так и
через специально созданные структуры
– органы муниципального управления
(рис.1.).

Муниципальное
управление представляет собой целостную
систему общественных отношений, связанных
с территориальной самоорганизацией
населения, самостоятельно решающего
вопросы местного значения, вопросы
устройства и функционирования
муниципальной власти.

Муниципальное
управление осуществляется в пределах
муниципального образования (городское,
сельское поселение, несколько поселений,
объединенных общей территорией), где
имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления.

Из перечисленных
характеристик следует, что муниципальное
управление – это деятельность выборных
и других органов местного самоуправления
по управлению муниципальной собственностью,
объектами муниципального хозяйства,
формированию и исполнению местного
бюджета. А также иной их деятельностью
в различных сферах муниципального
образования, направленной на обеспечение
жизнедеятельности населения, решения
других вопросов местного значения,
включая и вопросы организации своей
работы, муниципальной службы (рис.2.).

Органы
муниципального управления

(местного
самоуправления)

Муниципальное
управление

Муниципальная
собственность

Объекты
муниципального хозяйства

Местный

бюджет

Сферы муниципального
образования

Рис. 2. Объекты
муниципального управления

Муниципальное
управление

Муниципальная
служба

Муниципальная
собственность

Муниципальное
право

Рис. 3. База
муниципального управления

В целом можно
утверждать, что муниципальное управление
– это управленческая деятельность
базирующаяся на муниципальном праве,
муниципальной службе и муниципальной
собственности (рис.3.).

Вот как трактуют
термин “муниципальное управление”
некоторые авторы.

“Муниципальное
управление есть деятельность органов
местного самоуправления, направленная
на удовлетворение общественных интересов,
осуществляемая в определенных законом
формах посредством муниципального
хозяйства”.3

“Муниципальное
управление, как было отмечено выше,
представляет собой составной элемент
общей системы управления в государстве,
для которого законодательно (в рамках
Конституции) определяются сферы
деятельности, полномочия и ответственность
и т.д. Однако в рамках, определенных
законодательством, муниципальное
управление реализуется самостоятельно.
Другими словами, муниципальное управление
входит в общую децентрализованную
систему управления государством. Для
муниципального управления, так же как
и для местного самоуправления, в “чистом
виде” характерно самостоятельное
формирование целей и задач, органов
власти и управления, бюджета, ресурсной
базы и т.д., но в данном случае все это
делается в рамках законодательной базы
государства и общегосударственного
устройства. Если так понимать
самоуправление, то оно равнозначно
понятию “муниципальное управление”.
Если под местным самоуправлением
понимать то, что было сказано выше, в
этом случае будет иметь место местное
самоуправление в “чистом виде”. Следует
отметить, что при устранении в муниципальном
управлении возможности самостоятельного
целеполагания, выбора органов власти
и управления и т.д. такое муниципальное
управление преобразуется в элемент
государственного управления в рамках
конкретной территории”.4

К сожалению, в
хорошем справочнике “Государственное
и муниципальное управление” вторая
часть его наименования, напрочь
отсутствует в перечисленных понятиях
и терминах и совершенно непонятно, какое
содержание вкладывают авторы в термин
“муниципальное управление”. Читателям
открывается широкий простор для
собственных фантазий, предположений и
выводов по этому поводу.

studfiles.net

Сущность муниципального управления

Понятие местного управления

Определение 1

Управление – это поступающее из вне воздействие на систему.

Представители каждого из уровней местного управления выполняют четко оговоренные функции, для чего имеют установленные ресурсы и полномочия и несут ответственность по принятым решениям.

В органах власти разграничение полномочий осуществляется по-разному. Ключевым фактором такого разграничения выступает то, каким именно является государство (тоталитарным или демократическим). В Российской Федерации как демократическом государстве местное управление признается на разных уровнях: субъект, муниципальное образование.

Высшей ценностью местного управления является признание прав человека и гражданина. Гражданин выступает самостоятельным субъектом, который и формирует управление на муниципальном уровне.

Замечание 1

Муниципальное управление является основой демократического строя государства и непременным условием прогрессивного развития общества.

Характеристика сущности муниципального управления

Муниципальное управление имеет свою сущность, то есть смысл, политическое свойство, которое определяет его содержание, ценность и назначение.

Основой сущности выступает власть и ее осуществление. Сущность муниципального управления заключается в том, в чьих именно интересах и кем осуществляется власть:

  1. В управлении муниципальным образованием участвуют люди, которые назначаются органами государственной власти.
  2. Власть представляют специально подготовленные управленцы, которые избраны избирателями либо назначены на должность.
  3. Власть в муниципальном образовании представлена жителями этой территории и избранными ими должностными лицами, которые действуют в интересах граждан. Благодаря этому раскрывается основной принцип муниципального управления – принцип народовластия.
  4. Власть исходит от должностных лиц и органов местного самоуправления. Жители формируют органы, которые назначают лиц. Основной деятельностью жителей муниципального образования выступают выборы органов, которые будут представлять их интересы.
  5. Власть осуществляется на собраниях и сходах в тех местах, где представительные органы отсутствуют и население малочисленно, и старостами, избранными на собрании. Отражает прямую демократию.
  6. Сущность заключается в том, какие функции оно осуществляет. Так в европейской концепции местное самоуправление осуществляет многие государственные функции, а англосаксонская концепция гласит, что муниципалитеты выполняют только функции, предусмотренные на местном уровне. То есть автономно ли оно от государственных органов или же выполняет их функции. В России полномочия и функции органов государственной власти могут передаваться органам местного самоуправления.

Представляется актуальным рассмотреть сущность муниципального управления с разных позиций, а именно:

  • Правовой,
  • Социологической,
  • Управленческой.

С правовой позиции муниципальное управление представляет собой форму деятельности, посредством которой реализуются функции государства.

Социологическая позиция (общая теория управления) означает взаимодействие субъектов и объектов отношений. Целенаправленное воздействие компетентных органов на жизнь людей.

Управленческая позиция позволяет рассматривать управление как управление коллективом и менеджмент путем планирования, организацией, контролем и руководством. В данной позиции осуществлен отход от правовых аспектов, и рассматривается лишь менеджмент и организация управления.

Замечание 2

Таким образом, муниципальное управление – это сложное правовое явление, которое тесно связано с менеджментом.

spravochnick.ru

10. Понятия «муниципальное управление» и «местное самоуправление»

Местное
самоуправление представляет собой
основополагаю­щий принцип организации
и осуществления власти в обществе и
государстве, который, наряду с другими
конституционными прин­ципами,
определяет систему демократического
управления в обществе и государстве.
Одна из основных целей местного
самоуправления — объедине­ние людей,
превращение их в общность с близкими
каждому целя­ми. В то же время местное
самоуправление в более современном
понимании не ограничивается лишь
совместным ведением дел в интересах
некоторой группы людей, проживающих на
одной терри­тории. Ключевыми для
понимания сущности местного самоуправле­ния
являются следующие основные подходы:

.
местное самоуправление является формой
самоорганизации жителей;

.
местное самоуправление представляет
определенный вид деятельности на
территории;

.
местное самоуправление является формой
публичной власти.

В
современной российской науке местное
самоуправление оп­ределяется как
форма народовластия (форма публичной
власти), позволяющая территориальным
коллективам (местным сообще­ствам) с
использованием собственных материальных
и финансо­вых ресурсов самостоятельно
и под свою ответственность непос­редственно
и через органы местного самоуправления,
в структуру которых обязательно входят
выборные органы, в пределах и в порядке,
установленных законом, решать определенный
круг воп­росов, составляющих общие
интересы членов территориального
коллектива.

По­нятие
«муниципальное управление» появилось
в российской на­уке сравнительно
недавно и в настоящее время находится
в стадии становления. Муниципальное
управление является особым типом
управ­ленческой деятельности,
осуществляемой органами и должност­ными
лицами местного самоуправления,
направленной на удов­летворение
коллективных интересов и потребностей
населения.

Объектом
муниципального управления выступает
территория муниципального образования,
а целью
— создание необходимых условий для
удовлетворения коллективных интересов
и потреб­ностей местного сообщества.
Для осуществления управленчес­кого
воздействия органы местного самоуправления
располага­ют тремя основными видами
ресурсов: правовыми, экономичес­кими,
административными.

Правовой
ресурс

обеспечен правом органов местного
самоуправления принимать правовые
норма­тивные акты, обязательные для
исполнения на территории му­ниципального
образования.

Экономический
ресурс

обеспечен правами владения, пользования
и распоряжения муниципальной собственностью
(включая землю), формирования, утверждения
и исполнения местного бюджета, установления
местных налогов и сборов, регулирования
цен и тарифов на услуги муниципаль­ных
предприятий.

Административный
ресурс

означает создание организационных
структур для решения тех или иных задач
му­ниципального управления. В
современных условиях эффектив­ность
муниципального управления в немалой
степени зависит от выбора организационной
структуры управления, определе­ния
субъектом управления главной цели и
приоритетных задач, направленных на
удовлетворение коллективных интересов
и по­требностей населения в муниципальном
образовании.

studfiles.net

1 Понятие и сущность государственного и муниципального управления

Содержание

Введение

1.Понятие
и сущность государственного и
муниципального управления

2.Государственное
и муниципальное управление – реализация
публичной власти и публичного управления

3.Методология
и методы государственного управления

4.Государственное
и муниципальное управление как отрасль
знания и учебная дисциплина

Заключение

Список
источников

Введение

Управление
— универсальный и необходимый элемент
окружающего нас мира. В предельно широком
смысле слова — это различные способы
воздействия субъекта (нескольких
субъектов) на объект (объекты), изменяющие
положение, поведение, свойства, качества
объекта. С этих позиций в какой-то мере
даже тяготение планет мироздания можно
рассматривать как взаимное многостороннее
управление, когда субъекты одновременно
выступают как объекты.

Государственное
и муниципальное управление изучается
в целостном виде, как определенная
система элементов органов, должностных
лиц, связей между ними, их деятельности.
Где бы ни работал затем выпускник в
центральном аппарате министерства, у
губернатора субъекта РФ, в мэрии, районной
управе, функционером общественного
объединения, в управлении акционерным
обществом и т.д., он должен иметь
представление о целостной системе
управления в обществе.

В
процессе освещения тех или иных вопросов
выявляются позитивные и негативные
стороны различных управленческих
структур и процедур, анализируются
вопросы повышения эффективности
управления, необходимые и своеобразные
взаимосвязи в деятельности различных
управленческих институтов, в том числе
различия и взаимосвязи государственного
и муниципального управления, обратные
связи населения и управляющих структур,
формы участия граждан, их объединений
в государственном и муниципальном
управлении.

Общественные
преобразования, произошедшие в России
за последние годы, обострили интерес к
осмыслению природы государства, его
институтов и способов управления.
Актуальность этих вопросов приобретает
особую значимость в условиях переходного
периода, когда ещё окончательно не
сформирован механизм реализации
государством своих функций, не отработана
схема взаимодействия между обществом
и властными институтами, отсутствует
реальная основа для консолидации
политических партий и движений.
Рассмотрение практики государственного
управления как целостной системы
позволяет не только получить адекватное
представление об особенностях
функционирования государственного
аппарата и методах осуществляемой им
политики, но и разработать схему обучения
государственных служащих навыкам и
приёмам, позволяющим профессионально
исполнять свои функции.

Неотъемлемым
звеном системы государственного
управления является муниципальное
управление, служащее инструментом
организации местного самоуправления,
которое, в свою очередь, призвано
обеспечивать своим существованием
условия для более эффективного
функционирования органов государственной
власти.

Целью
данной работы является изучение
государственного и муниципального
управления — публичного управления.

Управление
— функция сложных организованных систем
любой природы, обеспечивающей сохранение
их структуры, поддержание режима
функционирования, направленного на
реализацию их программных целей.

Объектами
управления могут быть вещи, явления и
процессы, люди, а субъектом управления
всегда выступает человек или коллективное
образование — администрация.

Социальное
управление — это управление многочисленными
и разнообразными социальными процессами,
протекающими в человеческих общностях:
племени, роде, семье, различного рода
общественных объединениях людей,
наконец, в государстве как самой широкой
и сложной устойчивой человеческой
общности.

Предпосылкой
и одновременно движущей силой процесса
социального управления выступает
власть. Общеизвестно, что власть как
социальное явление и неотъемлемое
свойство человеческого сообщества
служит инструментом организации данного
социума, регулятором складывающихся в
нем общественных отношений. В современных
условиях ныне действующей Конституции
РФ в системе управления всеми делами
общества и государства можно выделить
три основные разновидности социального
управления: общественное, муниципальное
и государственное.

Общественное
управление осуществляется внутри и в
рамках различного рода объединений
граждан руководящими органами,
создаваемыми ими на принципах
самоуправления в соответствии с уставами,
на основе локально — правового
регулирования, дополняемого государственным
административно — правовым регулированием,
строго определенным законом, которое
связано с государственной регистрацией
объединений, надзором и контролем за
их деятельностью.

Муниципальное
управление выступает в виде местного
самоуправления, действующего в качестве
публичной власти, наиболее приближенной
к населению и обеспечивающей защиту
интересов граждан, основанных на
совместном их проживании на определенной
территории.

Государственное
управление как форма реализации
прерогатив государства его органами и
должностными лицами в общей системе
социального публичного управления
является основной сферой действия и
применения норм административного
права. В узком смысле под государственным
управлением понимают лишь один
специфический вид государственной
деятельности, связанной с реализацией
исполнительной государственной власти
как одной из ветвей государственной
власти.

В
широком же смысле государственным
управлением именуют деятельность любых
государственных органов всех ветвей
государственной власти.

Все
виды государственной деятельности по
их месту в системе реализации
государственной власти, содержанию и
формам выражения можно разделить на
три группы.

Родовые
консолидированные формы государственной
деятельности, осуществляемые
государственными органами законодательной,
исполнительной и судебной власти,
принято именовать ветвями государственной
власти. По своему внутреннему содержанию
деятельность органов каждой из этих
трех ветвей власти является сложной и
консолидированной, так как включает в
себя несколько форм. Для представительных
(законодательных) органов власти главным
и определяющим видом их деятельности
является законодательной. Точно также
для органов исполнительной власти
основной и определяющий вид деятельности
— управленческая исполнительно-
распорядительная деятельность, хотя
они осуществляют и другие виды
государственной деятельности:
представительскую деятельность РФ в
иностранных государствах, различные
формы участия в законотворческой
деятельности, разработке доктрин внешней
и внутренней политики.

Видовые
специализированные формы государственной
деятельности являются производными от
трех родовых ветвей государственной
власти. К ним относятся реализация
прокурорской власти, деятельность
Счетной палаты, Уполномоченного по
правам человека и его аппарата, органов
Центризбиркома и др.

Функциональные
формы государственной деятельности,
содержанием которых являются специфические
функции различных правоохранительных
и иных государственных органов,
осуществляющих следствие, дознание,
оперативно-розыскную деятельность и
др.

Государственное
управление имеет ряд признаков. Главный
из них заключается в практически
организующем характере этого вида
государственной деятельности.

• Предназначение
государственного управления состоит
в желании, умении и способности органов
исполнительной власти организовать
практическое исполнение общих предписаний
и норм федеральных органов и субъектов
Федерации, указов Президента РФ, а также
актов руководителей субъектов Федерации.

• Второй
признак государственного управления
– его непрерывный и циклический характер.
Все другие виды государственной
деятельности, связанные с реализацией
законодательной, судебной, прокурорской
и других разновидностей государственной
власти, носят прерывистый характер.

• Третьим
признаком государственного управления
является исполнительно-распорядительный
характер этого вида государственной
деятельности. Этот признак отражает
особенности исполнительской деятельности
органов государственного управления
и их должностных лиц по практической
реализации общих требований и предписаний
законов и актов президентской власти.

Субъектами
государственного управления являются
физические и юридические лица
(организации), которые управляют или
участвуют в управлении в качестве
субъектов управленческих отношений.
Граждане (россияне, иностранцы, лица
без гражданства) и общественные
объединения могут выступать в качестве
участников и, следовательно, субъектов
управленческих отношений с государственными
органами исполнительной власти, а
государственные органы, их структурные
подразделения и служащие – как управляющие
субъекты в административно-правовых
отношениях друг с другом в любых
соотношениях, а также в отношениях с
общественными объединениями и гражданами.

Объектами
государственного управления могут
выступать различные стороны
административно-правового статуса
граждан и их общественных объединений
(действия, бездействие, права, обязанности,
ответственность), а также различные
стороны деятельности социально-культурных
и иных учреждений, предприятий и их
объединений (акционерные общества,
холдинговые компании, финансово-промышленные
группы, естественные монополии, закрытые
административно-территориальные
образования и др.).

Едиными
очень крупными объектами государственного
управления нередко выступают отраслевые
и межотраслевые комплексы и ассоциации
предприятий, учреждений и организаций;
отрасли и сферы государственного
управления; комплексы взаимосвязанных
отраслей и целые их области (например,
область экономики включает в себя
промышленный, строительный, агропромышленный
комплексы и комплекс обслуживающих
отраслей).

В
пределах полномочий, установленных
законом, субъекты управления применяют
различные средства, имеющиеся в их
распоряжении: экономические, политические,
идеологические. С целью ускоренного
развития какой-либо отрасли, определенного
объекта устанавливаются предпочтения
для нее, предоставляются государственные
или муниципальные инвестиции.

Государство
(путем судебного решения) может запретить
политическую партию, запретить пропаганду
экстремистской идеологии и т. д.
Используются различные способы поощрений,
разрешений, требований, запретов, за
невыполнение может быть установлена
ответственность. Этими средствами
направляется деятельность людей и их
коллективов.

Те
или иные органы и должностные лица могут
применять только такие средства
государственного управления, которые
разрешены им законом. Различные виды
органов и должностные лица используют
неодинаковые способы государственного
управления и каждый из них – те способы
и в тех рамках, которые установлены
соответствующим правовым актом.

Отрасль
государственного управления представляет
собой совокупность предприятий,
организаций, учреждений однородного
социально-экономического или
социально-культурного профиля, находящихся
в ведении центрального федерального
(или субъекта федерации) органа
исполнительной власти. А сфера
государственного управления включает
в себя деятельность специальных органов
исполнительной власти, осуществляющих
функциональное межотраслевое регулирование
в масштабе всех или, по крайней мере,
многих отраслей управления.

studfiles.net

Содержание понятия “муниципальное управление”

В раскрытии понятия
“муниципальное управление” важное
значение принадлежит толкованию обеих
его составных частей – “муниципальное”
и “управление”.

Появление термина
“муниципалитет” относится к
республиканской эпохе истории Древнего
Рима: так назывались города, пользовавшиеся
правами самоуправления. Слово
“муниципалитет” происходит от латинского
“municipium”. “Munus” по латыни означает
тяжесть, тягота, бремя, а “capio” – беру,
принимаю. В России этот термин применяется
для характеристики как городского, так
и сельского самоуправления.

Федеральный закон
”Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации”
устанавливает, что термины “муниципальный”
и “местный” и словосочетания с этими
терминами применяются в отношении
органов местного самоуправления,
предприятий, учреждений и организаций,
объектов собственности и других
объектов, целевое назначение которых
связано с осуществлением функций
местного самоуправления, а также в иных
случаях касающихся осуществления
населением местного самоуправления.

Что касается
термина “управление” то с точки зрения
кибернетики – науки об управлении:

  • управление
    – это функция муниципального образования
    (как организованной системы), обеспечивающая
    достижение стоящих перед ним задач
    сохранения структуры и деятельности
    как самоуправляющейся территориальной
    целостности;

  • управление
    – это внутреннее качество муниципального
    образования как целостной системы,
    основными элементами которой являются
    субъект (органы местного самоуправления)
    и объект (само муниципальное образование),
    постоянно взаимодействующие на началах
    самоорганизации и самоуправления;

  • управление
    служит интересам взаимодействия
    элементов этой системы (субъектов и
    объектов) и составляющих единое целое
    (муниципальное образование), с общими
    для всех элементов целями и задачами;

  • управление
    – это управленческое воздействие
    субъекта на объект, которое упорядочивает
    систему — муниципальное образование,
    обеспечивает его функционирование в
    соответствии с закономерностями его
    существования и развития. Это –
    целенаправленное упорядочивающее
    воздействие, реализуемое в связях между
    субъектом и объектом и осуществляемое
    непосредственно субъектом управления;

  • управление
    предполагает, как внутреннее взаимодействие
    составляющих систему элементов, так и
    множество взаимодействий с системами
    различного иерархического уровня
    (субъект федерации, район в городе,
    поселок в районе). Оно предполагает
    существование управленческих функций
    как внутрисистемного (в самом муниципальном
    образовании), так и межсистемного
    характера (субъект федерации 
    муниципальное образование 
    ТОС), где система верхнего уровня
    выступает в роли субъекта управления
    по отношению к системе нижнего уровня,
    являющегося объектом управления.

Таковы характерные
черты управления. Они полностью приемлемы
для понимания управления в социальной
сфере, где в роли субъектов и объектов
управления выступают люди и их различные
объединения, в нашем случае территориальное
– муниципальное образование.

Муниципальный
= местный

Управление –
целеполагающее, организующее и
регулирующее воздействие

Муниципальное
управление

Местное
целеполагающее, организующее и
регулирующее воздействие на
муниципальное образование

Рис. 1. Содержание
понятия “муниципальное управление”

Следовательно,
управление представляет собой
целеполагающее (сознательное,
преднамеренное, продуманное), организующее
и регулирующее воздействие населения
на собственную общественную, коллективную
и групповую жизнедеятельность,
осуществляемое как непосредственно (в
формах местного самоуправления), так и
через специально созданные структуры
– органы муниципального управления
(рис.1.).

Муниципальное
управление представляет собой целостную
систему общественных отношений, связанных
с территориальной самоорганизацией
населения, самостоятельно решающего
вопросы местного значения, вопросы
устройства и функционирования
муниципальной власти.

Муниципальное
управление осуществляется в пределах
муниципального образования (городское,
сельское поселение, несколько поселений,
объединенных общей территорией), где
имеется муниципальная собственность,
местный бюджет и выборные органы местного
самоуправления.

Из перечисленных
характеристик следует, что муниципальное
управление – это деятельность выборных
и других органов местного самоуправления
по управлению муниципальной собственностью,
объектами муниципального хозяйства,
формированию и исполнению местного
бюджета. А также иной их деятельностью
в различных сферах муниципального
образования, направленной на обеспечение
жизнедеятельности населения, решения
других вопросов местного значения,
включая и вопросы организации своей
работы, муниципальной службы (рис.2.).

Органы
муниципального управления

(местного
самоуправления)

Муниципальное
управление

Муниципальная
собственность

Объекты
муниципального хозяйства

Местный

бюджет

Сферы муниципального
образования

Рис. 2. Объекты
муниципального управления

Муниципальное
управление

Муниципальная
служба

Муниципальная
собственность

Муниципальное
право

Рис. 3. База
муниципального управления

В целом можно
утверждать, что муниципальное управление
– это управленческая деятельность
базирующаяся на муниципальном праве,
муниципальной службе и муниципальной
собственности (рис.3.).

Вот как трактуют
термин “муниципальное управление”
некоторые авторы.

“Муниципальное
управление есть деятельность органов
местного самоуправления, направленная
на удовлетворение общественных интересов,
осуществляемая в определенных законом
формах посредством муниципального
хозяйства”.3

“Муниципальное
управление, как было отмечено выше,
представляет собой составной элемент
общей системы управления в государстве,
для которого законодательно (в рамках
Конституции) определяются сферы
деятельности, полномочия и ответственность
и т.д. Однако в рамках, определенных
законодательством, муниципальное
управление реализуется самостоятельно.
Другими словами, муниципальное управление
входит в общую децентрализованную
систему управления государством. Для
муниципального управления, так же как
и для местного самоуправления, в “чистом
виде” характерно самостоятельное
формирование целей и задач, органов
власти и управления, бюджета, ресурсной
базы и т.д., но в данном случае все это
делается в рамках законодательной базы
государства и общегосударственного
устройства. Если так понимать
самоуправление, то оно равнозначно
понятию “муниципальное управление”.
Если под местным самоуправлением
понимать то, что было сказано выше, в
этом случае будет иметь место местное
самоуправление в “чистом виде”. Следует
отметить, что при устранении в муниципальном
управлении возможности самостоятельного
целеполагания, выбора органов власти
и управления и т.д. такое муниципальное
управление преобразуется в элемент
государственного управления в рамках
конкретной территории”.4

К сожалению, в
хорошем справочнике “Государственное
и муниципальное управление” вторая
часть его наименования, напрочь
отсутствует в перечисленных понятиях
и терминах и совершенно непонятно, какое
содержание вкладывают авторы в термин
“муниципальное управление”. Читателям
открывается широкий простор для
собственных фантазий, предположений и
выводов по этому поводу.

studfiles.net

4. Понятие, цели и задачи муниципального управления.

Понятие
целей и задач муниципального управления.
Формирование «древа» целей муниципального
управления. Иерархия и виды целей
муниципального управления. Уровни и
основные задачи муниципального
управления. Понятие функций муниципального
управления. Основные функции муниципального
управления. Содержание основных функций
муниципального управления. Понятие
методов муниципального управления.
Система методов муниципального
управления. Содержание методов
муниципального управления. Процесс
муниципального управления Объекты
муниципального управления. База
муниципального управления. Система,
субъект, объект и элементы муниципального
управления Системы местного самоуправления
и муниципального управления, их
взаимосвязь. Элементы подсистем
муниципального управления. Структура
субъекта и объекта муниципального
управления. Объект муниципального
управления – как социально-экономическая
система. Понятие процесса управления.
Фазы и стадии принятия решений. Особенности
и эффективность управленческих решений.
Организация муниципального управления

5. Принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Полномочия
федеральных органов. Нормативно-правовое
обеспечение взаимодействия. Полномочия
органов субъектов РФ в области местного
самоуправления. Полномочия муниципальных
образований. Соотношение государственной
и местной власти. Направления
совершенствования организации местной
власти в России. Модели взаимоотношения
государственной власти и местного
самоуправления. Установление общих
принципов организации местного
самоуправления. Регулирование компетенции
органов местного самоуправления.
Определение полномочий органов
государственной власти в сфере местного
самоуправления. Наделение органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями.
Взаимодействие федеральных органов
государственной власти, органов
государственной власти субъектов РФ,
органов местного самоуправления при
решении вопросов местного значения.
Взаимодействие субъектов РФ.
Межмуниципальное сотрудничество. Формы
государственного контроля за местным
самоуправление.

6. Роль организационной основы местного самоуправления в муниципальном управлении современной России.

Конституционно-правовые
основы местного самоуправления, его
сущностные признаки. Две категории
полномочий местного самоуправления:
собственные, отдельные. Формы наделения
отдельными государственными полномочиями.
Понятие и формы непосредственного
народовластия в системе местного
самоуправления. Понятие местного
референдума. Вопросы местного референдума.
Порядок проведения местного референдума.
Юридическая сила решений, принятых на
местном референдуме. Понятие муниципальных
выборов. Муниципальный избирательный
процесс. Особенности муниципальных
выборов. Голосование по отзыву и по
вопросу изменения границ муниципальных
образований. Сходы граждан. Опросы
населения. Собрания (конференции)
граждан. Публичные слушания. Предметы
публичных слушаний. Правотворческая
инициатива граждан: принципы и порядок
осуществления. Обращения граждан. Формы
обращения граждан в органы местного
самоуправления. Порядок рассмотрения
обращений граждан в органы местного
самоуправления.

studfiles.net

Соотношение понятий «местное самоуправление» и «муниципальное управление»

Вопрос об отличиях муниципального управления от местного самоуправления достаточно сложный по причине наличия разных мнений на данный счет.

Ключ к понимаю лежит в субъектах муниципального управления и местного самоуправления.

К субъектам местного самоуправления следует отнести:

— население муниципального образования;

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

А муниципального управления только:

— муниципальные органы;

— муниципальные должностные лица.

Объекты муниципального управления и местного самоуправления одинаковы – муниципальные образования.

Таким образом, в виду наличия большего числа субъектов управления, можно прийти к выводу: местное самоуправление более широкое понятие, нежели муниципальное управление.

Помимо этого, стоит отметить, что главным действующим лицом, осуществляющим местное самоуправление непосредственно (референдум, выборы, сход граждан и др.) и опосредованно (через муниципальные органы, выборных и иных должностных лиц) является население муниципального образования.

Муниципальное управление осуществляют органы местного самоуправления (муниципального управления) и муниципальные должностные лица.

 

Муниципальное управление — целенаправленное упорядочивающее воздействие органов местного самоуправления на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни населения.

Муниципальное управление определяется следующими характеристиками (признаками):

а) муниципальное управление — конкретный вид деятельности по осуществлению местного самоуправления, имеющий функциональную и компетенциональную специфику;

б) муниципальное управление — это прерогатива только органов муниципального управления;

в) муниципальное управление — в основном исполнительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного непосредственного руководства экономической, социальной, политической и духовной сферами муниципального образования;

г) муниципальное управление — подзаконная деятельность, регламентируемая муниципальным правом.

Термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» по своему содержанию во многом тождественны. Однако это несколько разные понятия.

Муниципальное управление осуществляется благодаря наделенной ей властью – муниципальной властью. Термин «муниципальная власть» подчеркивает властный характер отношений, которые осуществляются на локальной (муниципальной) территории между населением муниципального образования и представителями власти. Этот термин также подчеркивает локальный характер действия власти – в пределах определенной территории (муниципального образования).


Термин «местное самоуправление» указывает на источник власти, в лице местного сообщества, и на принцип организации управления. Тем самым данный термин подчеркивает общественную природу местной власти. Термин «местное самоуправление» не указывает на локальность (замкнутость) территории, а подчеркивает лишь «местный» характер. Следовательно этот термин трактуется более широко, понимая под ним организацию и осуществление межмуниципальных связей, а также надмуниципальный уровень управления, образуемый по инициативе органов самоуправления муниципальных образований. В России в отличие от стран Европы и США нет развитых межмуниципальных связей и надмуниципального уровня управления, поэтому в нашей стране термины «муниципальное управление» (муниципальная власть) и «местное самоуправление» (местная власть) практически совпадают по значению.

Понятие “местное самоуправление” шире «муниципального управления», еще и потому, что оно включает в себя все формы реализации местного самоуправления:

1) МСУ как формы непосредственной демократии – когда власть предоставляется населению.

2) Территориальное общественное самоуправления (ТОС) – создание различных территориальных организаций, сообществ, товариществ в городе, районе, улице, во дворах.

3) Выборные и другие органы местного самоуправления, на которые возлагается основная повседневная работа по осуществлению муниципального управления на территории муниципальных образований.

А муниципальное управление является только частью местного самоуправления.

В целом можно утверждать, что муниципальное управление — это управленческая деятельность базирующаяся на муниципальном праве, муниципальной службе и муниципальной собственности.


В отличие от местного самоуправления, где местное население выступает и как субъект и как объект в одном лице, в муниципальном управлении субъектом являются органы местного самоуправления (муниципального управления).

 

 

cyberpedia.su

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о