Практически политическая функция состоит – — : , ,

1.Понятие, структура и функции политики

Политика является неотъемлемым компонентом человеческой цивилизации. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение соц. порядка.

Термин «политика» произошёл от 2-х греческих слов «полис» -город ,гос-во , и «политикос»-всё что связано с городом , гос-вом. Получил распространение данный термин под влиянием трактата древнегреч. Философа Аристотеля о гос-ве ,правлении и правительстве ,названного им «Политика».

Политика охватывает 4 взаимосвязанных процесса :

1-урегулирование взаимоотношений людей

2-разработа определённого порядка и правил функционирования общества

3-управление и контроль за развитием соц. процесса

4- политическая деятельность (наличие власти в руках субъектов политики)

Политика-это управление обществом. Политика- объективно – обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, групп в делах общества и гос-ва.

Политика существует в 2-х формах: теоритическая и практическая.

1-ая форма это мыслительная деятельность, работа воображения

Практическую форму политики образуют организации и функционирование органов власти ,политич. партий, движений.

Уровни существования политики :

МАКРОУРОВЕНЬ- характеризует публичную власть (протекает в определённых границах)

МИКРОУРОВЕНЬ- охватывает отдельные организации и межличностные отношения

МЕГАУРОВЕНЬ- относится к деятельности международных организаций (ООН).

Структуру политики можно представить виде формы , содержания и процесса .

Классификация политики:

А) по направленности:

— внутренняя

— внешняя

Б) по сферам общественной жизни:

— экономическая

— социальная

— правовая

— научная

— национальная и др.

В) как вид деятельности политика осуществляется на нескольких уровнях:

— местном

— региональном

— государственном

— международном

Г) по содержанию и характеру:

— прогрессивной

— консервативной

— реакционной

— гуманной и антигуманной

— реалистической

— валюнтаристской

Д) по критерию масштабности и цели:

— стратегическая

— тактическая

Функции политики :

1-Ф-ия обеспечения целостности (формулирование общих целей ,выработка стратегий развития общества)

2- Регулятивная – управленческая (управление соц. процессами ,регулирование общественных отношений)

3- Ф-ия политическая – социализация (включение личности в систему соц. связей ,передача полит. опыта ценностей)

Структура политики:

1-Субъекты политики- участвующие в ней люди , общественные и государственные институты.

2-Объекты политики – общество ,гос-во и их институты ,проблемы ,процессы

3- Политические интересы- побудительные причины поведения субъектов политики ,их потребности

4- Политические отношения – отношения регулируемые правовыми , политическими и нравственными нормами общества

5- Политическое сознание – мысли людей, ценностные установки , убеждения.

6-Политическая деятельность – тут субъекты политики реализуют свои интересы, роли и полномочия 2.Предмет и структура политологии. Место политологии в системе общественных наук

2 Политологи и т.п. Политология –наука о политике. Политология-отрасль научного знания изучающая политику , политические отношения, политическую власть , политическую деятельность и политические системы.

Политология синтезирует и использует достижения частных наук о политике ,развивает и обогащает их новыми выводами , открывает и обосновывает закономерности и законы политической сферы общества.

Политология как наука исследует явления , процессы и отношения в политической сфере в их диалектической взаимосвязи и взаимообусловленности .

Политология как наука представляет собой симбиоз теоретических и прикладных знаний.

Объект политологии – политическая сфера общества ( политика во всех её проявлениях).

Уровни объекта :

-общие закономерности, развития и смены политических систем,

-реальные политические процессы,

-конкретные исследования политических институтов , анализ ситуаций, субъектов, объектов политики.

Предмет политологии – политическая власть , закономерности её становления , функционирования и изменения.

Структура политологии включает в себя :

-политическую философию , которая исследует ценностные аспекты политики , идеалы и нормы,

-теорию политики ,изучает политику и власть ,

-политическую социологию ,которая акцентирует внимание на социальном обосновании власти,

-политическую психологию ,исследует роль установок , убеждений, мотивов на политическое поведение,

-историю политических учений ,изучает этапы эволюции представлений о политической жизни в различные политические эпохи

-политическую антропологию , изучает влияние социобиологических качеств человека на политику

-теорию международных отношений, рассматривает проблемы мировой политики и взаимоотношений государств.

studfiles.net

Функции политики

1      Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.

2      Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.

3      Гуманитарная. Выражается в гарантиях прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

4      Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.

5      Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.

6      Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.

7      Характерные черты политики

:

•     связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) – мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими проблемами заняты многие другие люди;

•     любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства – социального института, который служит для решения проблем, интересующих общество в целом;

•     связь с действиями и интересами больших масс людей;

•     целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета много-

образия условий и компонентов политических действий;

•   властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для придания целенаправленности действиям многих людей.

Заключение

В данной контрольной работе рассматривались вопросы понятия и сущности политики, структуры и функции политики, политики как науки и искусства.

Так же разбирались с такими понятиями как: политика, политика и мораль, политика и право, политика и экономика, содержание политики, структура политики, функции политики.

Список литературы

Борисенков, А. А. О предмете и содержании политологии / А. А. Борисенков // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 4.

Дмитриев, А. В. Политика, политология, интернет / А. В. Дмитриев, В. В. Латыпов, И. Г. Яковлев. – М., 2002.

Доброхотов, Р. Л. Политика в информационном обществе / Р. Л. Доброхотов // Полис. – 2004. – № 3.

Капустин, Б. Г. Различия и связь между политической и частной моралью / Б. Г. Капустин // Вопросы философии. – 2001. – № 9.

Политология : учеб. для вузов / под ред. В. А. Бобкова. – Мн. : Экоперспектива, 2003.

23

studfiles.net

3. Функции политической системы

Главная функция политической системы общества — управление обществом, функция политического руководства государством. Она проявляется в определении стратегических целей и перспектив общественного развития, в выработке и реализации политического курса.

Интегративная функция преследует цель консолидации общественно-политического строя, достижения динамической стабильности общества в целом и составляющих его систем.

Регулятивная функция направлена на упорядочение и регламентацию политического поведения и политических отношений в государстве. Она связана с выработкой и обоснованием эталонов общественно приемлемого поведения людей. 

Воспитательная функция проявляется в том, что политическая куль­тура способствует интеллектуальному развитию личности, расширению ее кругозора за счет уже устоявшихся и вновь полученных политических знаний. Особенно сильное воспитательное воздействие на личность оказывает политическая культура и том случае, если усвоение знаний сопряжено с формированием устойчивого интереса к политической жизни, выработкой определенных установок на общественно-политическую деятельность и находит затем выражение в повышении социальной активности личности, определении ею своего места и активной роли в жизни общества.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия его существования, социальную и национальную структуру, демографические и экологические процессы, уровень образования населения, состояние общественного сознания, всю духовно-идеологическую жизнь, международное положение. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы социальных интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

4. Типы политических систем, определяемые господствующими производственными отношениями и классовой структурой общества.

Там, где отношения между элементами политической структуры носят взаимопроникаю­щий, взаимообуславливающий характер, формируются органические систе­мы. Именно они создают целое, свойство которого больше суммы свойств его частей. Там же, где происходит простое соединение качеств, возникают суммативные системы, порождающие целое, свойство которого равно сумме свойств его частей.

Целостность и суммативность — понятия друг — друга исключающие, т.е. политической системе на 100% целостной не присущи признаки суммативной и наоборот. Поэтому можно представить некоторую шкалу, где стопроцентная целостность совпадает с ноль-процентной суммативностью. Системность как свойство нарастает по мере развития системы от суммативности к целостности. При этом основное системообразующее правило выглядит так: пока права целого больше прав его частей, целое сохраняет свою целостность; как только права частей становятся больше прав целого, оно теряет свою целостность, превращается в суммативное и, в конце концов, перестает быть целым.

14. Место и роль государства в политической системе общества. Соотношение государства и политических партий.( Еремеева С)

Политическая система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Структура:

  1. субъекты политической системы;

  2. политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

  3. политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

  4. политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

  5. политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

  6. политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъекты:

  1. государство;

  2. политические партии;

  3. общественные организации и объединения;

  4. политические движения;

  5. церковь;

  6. органы местного самоуправления.

Функции политической системы:

  1. выработка целей развития общества, планирование;

  2. определение стратегического развития общества;

  3. политическая интеграция общества;

  4. регулирование политических процессов;

  5. соблюдение интересов разных социальных групп общества;

  6. создание единого влияния на социально важные отношения.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы.

Политическая партия — это организация, имеющая структуру (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.

Политическая партия — организованная группа единомышленников, представляющая интересы части общества и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.

Различают партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.

По участию в делах государства можно различать не только парламентские, но и правящие партии, которые уже получили и осуществляют власть. Партия осуществляет свою власть главным образом через «своих людей», своих членов, которых она расставляет на важнейшие государственные посты.

В крайних случаях взаимодействие партии и государства приводят к такой политической системе, которая может быть определена как «партийное государство»: функционирует одна господствующая партия, ее идеология становится государственной идеологией, происходит сращивание партии и государственного аппарата. Руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами. В партийном государстве все другие общественные организации также подпадают под партийный контроль и политическая система становится тоталитарной системой.

Антиподом политической системы типа партийного государства являются многопартийные, плюралистические политические системы, где важнейшие государственные решения принимаются демократически.

В этих системах государство свои отношения с парламентскими партиями строит, как правило, по такой схеме: сформированные как правовые требования притязания тех или иных классов, социальных групп становятся предметом рассмотрения в ходе законодательного процесса при соблюдении политических, правовых норм и процедур.

15. Форма государства: понятие, структурные элементы. (Зайцева Ю и Соболева А)

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

  1. социально-экономические, культурные;

  2. исторические, национальные и религиозные традиции;

  3. природные и климатические условия;

  4. расстановка политических сил и т. д.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Таким образом, форма государства определяет:

  1. порядок формирования органов государственной власти;

  2. структуру государственных органов;

  3. особенность территориальной самостоятельности населения;

  4. характер взаимоотношений органов государственной власти друг с другом;

  5. специфику отношений государственных органов и населения;

  6. приемы, способы, методы осуществления политической власти.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

В результате можно выделить характерные черты государственного строя Российского государства:

  1. демократизм;

  2. федерализм;

  3. республиканская форма правления;

  4. разделение властей;

  5. политическое, идеологическое многообразие;

  6. признание и гарантирование Основным Законом государства местного самоуправления;

  7. государственный суверенитет, носитель которого – многонациональный народ Российской Федерации;

  8. правовое государство;

  9. социальный характер, в соответствии с ним политика государства сориентирована на создание условий, которые обеспечивают человеку достойную жизнь и свободное развитие.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

По своему государственному устройству Российское государство является федерацией, которая построена на следующих характерных признаках федерализма:

  1. добровольное вхождение в состав Федерации субъектов РФ;

  2. равноправие субъектов Российской Федерации;

  3. самоопределение народов, наций и национальностей;

  4. государственная целостность;

  5. разграничение полномочий между федеративными органами государственной власти РФ и органами власти субъектов Российской Федерации и др.

  1. Форма правления государства: понятие, виды и их характеристика.

Форма правления-это организация верховной власти государства, характеризующаяся ее источником, взаимоотношениями органов государства между собой и населением. Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.

Несмотря на все отличия монархических форм государства, следует выделить их общие черты, которые вполне можно определить как «юридические свойства монархии»:

Монархия -в переводе с греческого языка данный термин означает единовластие. Однако монархия — это не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая.

1) бессрочное, т. е. пожизненное, пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;

4) безответственность главы государства (в Швеции в 1809 г. был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Известны две ее формы: абсолютная (неограниченная) и ограниченная.

Основной признак абсолютной монархическойформы правления — отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Ей свойственны наличие постоянной армии во главе с монархом и государственной казны с системой постоянных податей, с зачатками таможенной системы, господство дворян, управляющих с помощью особой касты чиновников и полицейских. Ликвидируются или приходят в полный упадок сословные представительные учреждения, утверждается политическое и гражданское бесправие народа.

Ограниченные монархии: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях — дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).

Форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Земский собор в России, Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и т. д.).

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе ее изменить.

Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоев населения.

В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определенных партий (или партии), получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним; лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства; законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична.

Таким образом, монархии как форме правления присуще общее свойство: сосредоточение верховной власти в руках одного лица — главы государства, который получает эту власть по праву наследования, причем пожизненно (до его совершеннолетия управляет государством регент или регентский совет).

В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определенный промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет.

Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями, так как главой государства может быть избран только один из правителей его составных частей. В Малайзии из 13 монархов 9 являются наследственными, они образуют Совет правителей и избираются по очереди по особому списку. Фактически по форме правления это государство является парламентарной монархией. В отличие от Малайзии, в ОАЭ по существу функционирует коллективный монарх в лице Высшего совета семи эмиров, который обладает всей полнотой власти. Национальное собрание назначается эмирами и имеет лишь консультативный характер. Таким образом, этим монархиям присущ республиканский признак — систематическая выборность главы государства.

Республика (от лат. res publico, общественное дело) — это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Парламентарная республика— разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов.

Главной функцией парламента являются законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью, разработка и утверждение государственного бюджета, определение основных направлений социально-экономического развития страны, решение вопросов внешней политики.

Глава государства в таких республиках избирается парламентом либо специальной коллегией выборщиков. Он обладает довольно широкими полномочиями: имеет право роспуска парламента; обнародует законы; издает указы; назначает главу правительства; является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (председатель совета министров, премьер- министр, глава кабинета министров) назначается, как правило, главой государства, а отвечает за свою деятельность перед парламентом.

Президентская республика— разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Парламент не вправе отправить в отставку как правительство в целом, так и отдельных его членов. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентарной республике, полномочиями главы государства: объявляет чрезвычайное положение; утверждает законы путем их подписания; председательствует на заседаниях правительства; назначает членов Верховного Суда и т. д. Президент не может распустить парламент. Отношения между ним и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов.

Итак, общими юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1) ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2) выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3) ответственность главы государства в случаях, определенных законом;

4) представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5) обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6) преимуществе

studfiles.net

2. Структура и функции политики

Политика существует в виде деятельности и поведения людей, их мышления и речи. Она имеет сложное строение. В научной литературе существуют различные интерпретации структуры политики. Одно из распространенных делений политики – разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений). Этим сторонам политики соответствуют три самостоятельных англоязычных термина, которые используются в современной политической науке: polity, policy и politics.

Форма политики (polity) политическая организация общества, государство и другие политические институты, организационные и правовые нормы, придающие политике устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Иначе говоря, форма политики – это институциональные рамки политической деятельности и поведения людей.

Содержание политики (policy) политические цели, программы и ценности, проблемы, которые решает политика, мотивы и механизмы принятия политических решений. Французский социолог Реймон Арон отмечает, что «рolicy – это программа, метод действий или сами действия, осуществляемые человеком или группой людей по отношению к какой-то одной проблеме или к совокупности проблем, стоящих перед сообществом». Скажем, образовательная политика, или политика в области здравоохранения – это вся программа действий применительно к данной области. Говоря, например, о политике президента, мы имеем в виду его взгляды на интересы своей страны, цели, к которым он стремится, а также методы, которыми он пользуется.

Политический процесс (politics)политическая деятельность и отношения как сложное конфликтное взаимодействие субъектов политики, претендующих на власть или стремящихся повлиять на принятие политических решений. Политика в смысле politics относится к той области общественной жизни, где конкурируют или противоборствуют различные политические (в значении policy) направления, борются личности или группы, имеющие собственную policy, то есть свои цели, свои интересы, а то и свое мировоззрение.

Разумеется, данное противопоставление не является абсолютным. Эти термины, несмотря на их различия, взаимосвязаны. Одни политические курсы, определяемые как программы действия, всегда могут войти в столкновение с другими. Программы действий не обязательно согласованы между собой; в этом отношении политика как область общественной жизни чревата как конфликтами, так и компромиссами. Если политические курсы, то есть цели, к которым стремятся личности или группы внутри сообщества, полностью противоречат друг другу, это приводит к бескомпромиссной борьбе, и сообщество прекращает свое существование. Между тем политическое сообщество, как правило, сочетает планы, частично противоречащие друг другу, а частично – совместимые.

Любые правительственные программы требуют для своего осуществления поддержки со стороны граждан. Однако управляемые очень редко единодушно одобряют тех, кому им надлежит подчиняться. Многие люди считают, будто политика как программа действий благородна, а политика как столкновение программ отдельных групп и лиц низменна и аморальна. Но это – глубокое заблуждение. Представление о возможном осуществлении бесконфликтной политики как программы действий правительства является ошибочным.

Самые общие функции политики характеризуют предназначение политики в обществе, то, ради чего политика существует. К ним относятся:

• выражение интересов социальных групп и общества в целом;

• предотвращение и регулирование конфликтов между общественными интересами;

• руководство и управление общественными процессами;

• поддержание и укрепление целостности общества как сложноорганизованной социальной системы, обеспечение общественного порядка;

• политическая социализация личности, включение ее в мир политических отношений, формирование социальных качеств на основе политического участия;

• сочетание преемственности и инновационности в развитии общества.

studfiles.net

2. Функции политики.

Через политику выражаются наиболее значимые интересы (общие, частные, общечеловеческие, национальные и т. д.). Люди могут добиваться реализации своих интересов и потребностей, изменения социального статуса.

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы  интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло. Политика в таких случаях сама должна быть рациональной (осуществлять обоснованные целесообразные действия, просчитывать возможности реализации своих решений и ожидаемые последствия).

Политика призвана разрешать противоречия, возникающие на базе борьбы интересов, направлять эту борьбу в цивилизованное русло.

Эффективная политика обеспечивает целостность общественной системы, стабильность и общественный порядок даже при смене режимов правления.

Политика призвана обеспечивать преемственность и инновационность развития общества и человека. Прогрессивная политика выступает как созидательная и консолидирующая сила, сосредотачивающая энергию людей на главных направлениях общественных преобразований, концентрируя духовные силы человека и общества в целом.

Таким образом, функции политики выражаются в:

1. Интеграции различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

2. Выражении интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

3. Управлении и руководстве политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

4. Обнаружении и рассмотрении социально политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

5. Социализации личности, включение её в сложный мир общественных отношений.

6. Обеспечении преемственности и обновления развития общества и человека

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две группы функций:

Функции «ввода» — воздействие общества на политику, т.е. политическая социализация и привлечение людей к участию в политике;

Функции «вывода» — влияние политической системы на общество: разработка норм, законов, их применение и контроль за их соблюдением.

3. Свойства политики

1) Свойство проникновения Политика способна проникать в различные сферы социальной жизни, придавая тем или иным проблемам подлинно государственный масштаб. Это свойство инклюзивности свидетельствует о непостоянстве и подвижности круга тех проблем, которые рассматриваются государственной властью в качестве политически значимых. Иными словами, наряду с признанием проблем, требующих постоянного участия государства в регулировании социальных процессов (обеспечение безопасности общества, поддержание международных связей и др.), у политики в каждый данный момент существуют проблемные вопросы, которые периодически включаются в поле власти или выключаются из него. Поэтому политика в принципе способна изменять свой объем, вследствие чего ее границы имеют в определенной степени условный характер и зависят от исторического контекста, а также умения государства увидеть те групповые конфликты, которые требует его непременного вмешательства. Данное свойство политики превращает искусство руководителей государства в главный источник формирования политического пространства. От характера осознания политически значимых интересов непосредственно зависит объем объектов государственно-властного регулирования, а, следовательно, и объем политической сферы. 2) Пространственные свойства политики Неотъемлемым онтологическим свойством политики является ее пространственность (топологичность). Эта черта характеризует политику как объемно-пространственную среду, в которой деятельность борющихся за власть сил локализована в определенных точках, местах, участках территории. Причем в каждом политическом локалитете существуют собственные возможности для политического участия и волеизъявления населения, а следовательно, складываются свои практики, конкретные политические институты и структуры, способы их функционирования и другие параметры организации политической жизни. В силу этого политика обладает такими характеристиками, как глубина, ширина и длина, которые фиксируют географические пределы и параметры политического пространства, предоставляющего людям возможность бороться за власть. В рамках такой географически протяженной территории и возникают реальные конкурентные процессы, центры влияния и оппонирования. Таким образом, точки реального политического напряжения могут не совпадать с официальными центрами власти, могут находиться по отношению к ним на разном удалении, обладать тем или иным влиянием на государственные решения. В том случае, если точки политической активности будут сильно разнесены с официальными центрами государственной власти и при этом не будут иметь достаточной информационной связи, то политическое пространство такой страны может стать «рыхлым», подверженным воздействию других государств и центров политического влияния. Вот почему при всех прочих условиях государства с большой территорией, для того чтобы снизить возможности сепаратизма и развала страны, должны уделять особое внимание проблемам (способам, путям) компенсации территориальной разорванности политики.  3) Темпоральные свойства политики Способность политики разворачивать свои процессы во времени объясняется ее свойством темпоральности. Это временное измерение политики демонстрирует особый тип протяженности существования ее институтов, взаимоотношений правящей и оппозиционной элит, индивидуальных и групповых акторов, государственных и международных организаций. С одной стороны, политическое время качественно отличается от физического, астрономического времени. Ведь люди существуют в политике не только в более жестком, регламентированном режиме жизнедеятельности (например, лицам, избранным в парламент или выдвинутым в правительство, полномочия даются на строго определенный срок; граждане исполняют электоральные функции опять-таки в строго установленное время и т.д.). Таким образом, одно и то же политическое событие может иметь различные временные координаты, если его измеряют то мгновениями, то состояниями целых политических систем, эволюционирующих в истории человечества. Это свидетельствует о том, что политическая реальность существует одновременно в разных временных, хрональных (от греч. hronos— время) полях, различающихся собственными диапазонами, а следовательно, и специфическими критериями оценки событий, фазами и циклами внутреннего развития. Реальная политика естьпересечение временных полей,предполагающих разную степень интенсивности изменений. Дать точную оценку происходящему (и произошедшему), прибавив достоверности собственным ощущениям, можно, лишь корректно соединяя масштабы представлений. По сути дела, только осваивая научную логику, человек способен отделить основное от наносного, рационально и непредвзято представить череду важнейших событий и тем самым прозреть будущее. 4) Морфологические свойства политики Морфологические свойства отражают базовые особенности строения и источники формообразования политики. В этом смысле наиболее важным свойством является наличие элитарных и неэлитарных кругов как основных субъектов политики, чьи акции (поступки) и интеракции (взаимодействия) в сфере публичной власти и формируют сферу политической жизни. Каждая из указанных групп населения выполняет специализированные функции: элиты — по представлению интересов населения и осуществлению управления государством и обществом; неэлитарные группы — по влиянию на отбор элит, контролю за их деятельностью, по воздействию на коррекцию проводимого государством курса. В силу этого политика формируется как результат взаимодействия властвующих и подвластных, как плод соучастия управляющих и управляемых, итог контактирования профессионалов и непрофессионалов. Причем на разных стадиях и фазах политического процесса (например, при принятии решений или смене политического режима посредством выборов) может меняться характер и степень согласования их действий, набор выполняемых ими функций, их удельный вес и значение. Таким образом, необходимость и неизбежность постоянного выявления и реализации интересов населения превращает политику в глобальный механизм представления социальных запросов и потребностей групп. При этом реально сложившиеся технологические приемы и способы такого представления интересов нередко влияют на степень их реализации больше, чем сами конкретные требования людей. 5)  Процессуальные свойства политики Данная группа свойств характеризует политику как особый тип человеческой деятельности. Сложность, а временами и неясность взаимоотношений элиты и неэлиты, непредсказуемость последствий рационально предпринимаемых действий, наличие разнонаправленных движений и многие другие аналогичные факты, свидетельствующие об остроте и интенсивности конкуренции за государственную власть, — все эти факторы придают политике характер динамичного явления, обусловливают исключительную быстроту политических перемен, делают ее исключительно изменчивой. Политика представляет собой наиболее интенсивно меняющуюся, внутренне подвижную область общественной жизни, где постоянно сталкиваются энтузиазм и апатия, подъем и упадок, возбуждение и депрессия. Подобные переломы создают возможность исключительно быстрого, а то и внезапного крушения статусов субъектов, изменения норм и правил политической игры, сужения или расширения объемов политических явлений. Можно привести немало примеров того, как в одночасье рушились казавшиеся вечными империи и режимы, как круто менялись судьбы отдельных стран и политиков. Даже в новейшей политической истории России можно увидеть, как внезапно и непредсказуемо для населения страны, росчерком пера трех руководителей прекратил свое существование СССР; как летом 1991 г. в столице внезапно появились танки ГКЧП и как через короткое время на обломках советской империи возник новый, ориентированный на демократические ценности режим и т.д.Таким образом, спроцессуальной точки зрения политика представляет собой совокупностьидейно ориентированных действийразнообразных субъектов. Наиболее отчетливо это свойство проявляется в столкновениях целей и программ правящих и оппозиционных партий; курса властей, не пользующегося поддержкой населения, и народных ожиданий; противоположности поляризованных политически

studfiles.net

Предмет, структура и функции социологии политики. Ее основные понятия

«Социология политики»

  1. Предмет, структура и функции социологии политики. Ее основные понятия.

Политическая социология – это наука (отрасль социологии) о закономерностях, путях, формах и механизмах взаимодействия социального и политического, социальной и политической систем и их структур. Объектом политической социологии выступают социально-политические отношения. Предметом политической социологии являются законы взаимодействия всех структур и сфер жизнедеятельности общества с политикой, социально-политические потребности, интересы, деятельность личностей, социальных групп, этносов (народов), их организаций, движений, институтов.

Отметим следующие основные функции политической социологии как учебной дисциплины: мировоззренческую, познавательную, воспитательную, практически-политическую.

Мировоззренческая функция политической социологии – внедрение нового политического мышления в сознание каждого человека, в особенности – политического руководителя. Необходимо глубокое осознание каждым таких принципов, как приоритет общечеловеческих ценностей, интересов над групповыми (классовыми, национальными, религиозными и т. п.), отрицание насилия как формы социально-политического прогресса, признание за каждым народом свободы социального и политического выбора.

Познавательная функция. Политическая социология даёт набор знаний, необходимых для профессиональных, полупрофессиональных и тем более непрофессиональных политиков, описывая и объясняя политический процесс, прогнозируя тенденции его развития. В ряде западных стран все важнейшие правительственные решения, процедуры проведения их в жизнь подготавливаются и реализуются только в результате согласования с последними достижениями политической науки.

Воспитательная функция. Политическая наука оказывает огромное влияние на процесс распространения политических идей и идеалов, политических норм и обычаев, политической информации и знаний. Эта задача стоит и перед нашим обществом, переживающим столь бурные перемены.

Практически-политическая функция. В системе обществознания политическая социология наиболее приближена к разносторонней реальной практике, к преобразующей или консервативной деятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Ключевыми понятиями политической социологии выступают такие понятия, как «политика», «власть», «господство», «государство», «политическое участие». Категориальный аппарат политической социологии не ограничивается вышеперечисленными понятиями. Он постоянно пополняется новыми категориями и терминами, которые приходят в него как из общей социологии, так и из других гуманитарных наук. Представленные наиболее широко используемые понятия дисциплины отражают основную специфику социологических исследований политики, и в то же время подчеркивают всю сложность самих исследований, необходимость овладения в процессе обучения всем богатством накопленного и накапливаемого знания.


  1. ^ .

Общество является объектом изучения целого ряда научных дисциплин, поэтому важно уточнить, каким образом соотносятся и чем отличаются предметные области социологии, истории, политологии, экономической науки. При этом мы будем исходить из наиболее общего современного определения предмета социологии политики.

Итак, история, в первую очередь, интересуется фиксацией, описанием и интерпретацией конкретных событий и фактов, имевших место в прошлом и настоящем человечества. Отражаемые историей факты реальной жизни всегда конкретны и неповторимы.

Сферой научных интересов политологии, также недавно оформившейся в самостоятельную дисциплину, является изучение взаимоотношений (сравните – тоже «отношений», как и в социологии) людей, различных социальных групп, связанных с завоеванием и удержанием политической власти, а также ее использованием. Политология изучает социальные отношения в отдельной, специфической сфере общественной жизни.

Что касается отечественной социологии, то ею накоплен значительный опыт исследований политических процессов. Работы отечественных социологов — представителей консервативной мысли — Н.Я. Данилевского, П.Ф.Лилиенфельда, либеральной мысли — М.М. Ковалевского, Н.И. Кареева, Л.И. Петражицкого, революционной (в том числе и марксистской) мысли — М.А. Бакунина, П.А. Кропоткина, В.И. Ленина (1870-1924). Особое место в исследовании политической жизни занимают труды М.Я. Острогорского (1854—1919), Б.Н. Чичерина (1828-1904), П.И. Новгородцева (1866-1924), изучавших проблемы субъектов политической власти, политических партий, взаимоотношений политики, нравственности и права. Среди современных российских ученых, успешно сочетающих в своей исследовательской деятельности политические и социологические аспекты, можно назвать А.В. Дмитриева, Ю.А. Левада, В.Э. Бойкова, О.В. Крыштановскую, Э.В. Ожиганова и др.

Являясь частью социологической науки, политическая социология исследует и объясняет отношения между политикой и обществом, социальными и политическими институтами, социальным и политическим поведением. Здесь социология обращается к опыту политологии, сосредоточивающейся на причинах возникновения государства и особенностях его функционирования при разных политических и экономических системах. Несомненно, социологи обращаются к политологии и при анализе неполитических явлений. Такие феномены, как религия, право, мораль, немыслимы без освоения и изучения сопутствующих их развитию политических учений и концепций.


  1. ^

Термин «политика» ввел Аристотель в IV в. до н.э. По его мнению, политика – это искусство управления полисом для достижения общего блага и счастливой жизни. Существуют различные понимания политики:

1.Одним из распространенных является определение, которое исторически возникло первым – управление обществом.

2.Субстанциональный подход указывает на сущность политики. Сюда могут быть отнесены разнообразные «властные» трактовки политики. Политика — это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти.

3.Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. В одних трактовках политика — это участие в делах государства, использование классами государственной власти для осуществления своих целей (В.И. Ленин). Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4.Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5.Телеологический (целевой) подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижениеми организацией.


  1. ^ .

Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:  субъекты политики;  объекты политики; политические процессы; политическая власть; политические идеи и концепции; политические отношения.

Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт.

Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

mir.zavantag.com

2. Структура и функции политики

Политика существует в различных ипостасях – в виде мышления, говорения (языкового выражения) и поведения людей. Она имеет сложное строение. В научной литературе выделяют различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики – разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики— это ее организационная структура (государство, партии и т.д.), а также нормы, законы, придерживающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Содержание политикивыражается в ее целях и ценностях, в мотивах и механизмах принятия политических решений, в проблемах, которые она решает.

В политическом процессенаходит отражение сложный конфликтный характер политической деятельности, проявление и осуществление отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования – господства и подчинения, а также политического соперничества, борьбы.

Политика может осуществляться на нескольких уровнях:

1. Низшийуровень включает решение местных проблем (жилищные условия, строительство и эксплуатация больниц, школ, общественный транспорт и т.п.

2. Локальныйуровень требует государственного вмешательства. Это политика на уровне региона. Ее осуществляют большие группы, заинтересованные в развитии своего региона.

3. Национальный уровень, или его еще называют макроуровень, характеризует политику на государственном уровне: это публичная принудительная власть, особенности ее устройства и функционирования.

4. Международный уровеньили мегауровень относится к деятельности международных организаций: ООН, ЕЭС, НАТО и др.

Роль политики как особой сферы общественной жизни обусловлена ее свойствами:

  • универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события;

  • включенностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения, как следствие,

  • атрибутивностью— способностью сочетаться с неполитическими общественными явлениями и сферами

  • Функции политики

Значение и роль политики как социального института обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций может быть различным. Чем многочисленнее функции политики в конкретном обществе, тем менее развито общество.

Но в любом обществе политика выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых оно не может нормально развиваться.

  1. Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика улавливает тенденции общественного прогресса. В русле этих тенденций формулирует общие цели; разрабатывает проекты будущего; определяет социальные ориентиры; изыскивает для их осуществления необходимые ресурсы.

  2. Управленческая и регулятивная функции политики. Путем принятия политических решений оказывается воздействие на интересы социальных групп. И таким образом политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя при этом социальное принуждение и насилие.

  3. Функция рационализации. Представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила их представительства и реализации. Тем самым политика предотвращает и регулирует конфликты или цивилизованно их разрешает.

  4. Функция политической социализации. Политика включает личность в социальные отношения, передает ей опыт и навыки деятельности. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости – и для преобразования ее.

  5. Гуманитарная функция.Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка.

Успешное выполнение политикой всех этих функций гарантирует преемственность и поступательность в развитии общества.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *