Принцип демократизма это – 5) Принцип демократизма

5) Принцип демократизма

Означает принадлежность всей власти народу. «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, — сказано в статье 3 Конституции РФ, — является ее многонациональный народ».

Он реализуется: не только через государственные, но и через правовые институты права, обязанности, их гарантии, правосудие и т.д.

В правотворчестве он проявляется в широком участии народных депутатов, общественных объединений, движений, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики совершенствовании законодательства.

В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных и правоохранительных органов (прежде всего органов правосудия), степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

6) Принцип сочетания убеждения и принуждения

Этот принцип есть проявления демократизма, гуманизма и справедливости. Убеждение и принуждение методы государственного руководства обществом.

Главная задача демократического правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Основным, главным методом руководства обществом являет-ся УБЕЖДЕНИЕ, осуществляемое в различных формах.

Управление обеспечивается различными средствами, включая и ПРИНУЖДЕНИЕ.

В демократическом обществе государственное принуждение имеет: различные формы, методы и степень проявления, свои особенности.

Государственное принуждение:

ЯВЛЯЕТСЯ не главным, а второстепенным, вспомогательным, применяемым после убеждения, методом государственного управления;

ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ в особой процедурной форме, четко зафиксированной в нормах права. Это исключает произвол;

ВЫСТУПАЕТ не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания.

Принуждение — сложное правовое явление. Оно включает в себя довольно богатый арсенал воздействия:

— меры пресечения,

— восстановление или защиту субъективных прав,

— предупреждение,

— юридическую ответственность,

— санкции и т.д.

7) Принцип взаимной ответственности государства и личности

Государство и личность должны быть СВЯЗАНЫ правами и обязанностями. Нарушение каждой из сторон своих обязанностей должно влечь юридическую ответственность. При таком положении государство отвечает в лице своих должностных лиц или в целом за любые проявления произвола по отношению к своим гражданам.

Сегодня такая постановка вопроса — требование времени и необходимое условие становления правового государства. В современный период данный принцип не только обозначен в законодательстве, но и на практике реализуется.

Общий вывод: принципы права, наряду с юридическими нормами, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснования решения по конкретному юридическому делу, например, при аналогии права.

  1. Социальная ценность и функции права

    1. Социальная ценность права

Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.ЦЕННОСТЬ ПРАВАэто способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом

.

Социальная ценность права выражается в следующем:

  1. Право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность.

Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными.

Государственно организованное общество не может без права:

наладить производство материальных благ,

— организовать их более или менее справедливое распределение.

Право выступает мощным средством государственного управления.

  1. Ценность права заключается в том, что право, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом.

Высшая общественная ценность права заключается в том, что:

оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, но сообразует его (частный интерес) с общим интересом.

Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

  1. Ценность права определяется и тем, что ПРАВО является и определителем (масштабом)

    свободы личности в обществе.

При этом ценность права состоит в том, что оно:

— не обозначает свободу вообще, а

— определяет границы, меру этой свободы.

Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что ПРАВО по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это:

— исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях,

— мера этой свободы,

— форма бытия свободы, формальная свобода.

4. Ценность права состоит также в способности права быть выразителе идеи справедливости.

Право выступает: критерием справедливого (правильного) распределением материальных благ.

Право утверждает РАВЕНСТВО

всех граждан перед законом независимо от происхождения, материального положения, социального статуса и пр.

Глубинная связь права и справедливости обусловлена тем, что право:

— по своему назначению противостоит несправедливости,

— оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение.

Право, утверждая идеи свободы и справедливости, приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

  1. Ценность права заключается и в том, что ПРАВО выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития.

Роль права особенно возрастает в условиях:

— крушения антинародных режимов,

— утверждения новых рыночных механизмов.

ПРАВО в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

  1. В нынешних условиях право приобретает поистине ПЛАНЕТАРНОЕ значение.

Право является той единственной основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера.

Право, обладая качествами общесоциального регулятора,

— является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия,

— снятия напряженности в обществе.

studfiles.net

Принцип демократизма

2. Принцип гуманизма

3. Принцип социальной свободы

4. Принцип равенства всех перед законом

5. Принцип законности

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей

7. Принцип социальной справедливости

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия

 

Принципы правапредставляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность широкого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и интересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

Принцип гуманизма. Гуманизм в переводе с латинского означает «человечный», «человеческий». Это признание человека как личности, индивида, его прав на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм отражает нравственную позицию общества, выражающую признание ценности человека как личности (индивида), уважение его достоинства, стремление к его благу как цели общественного развития.

3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении гражданам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жительства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т.д. В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации от 22 ноября 1991 года, этот принцип обязывает все государственные органы обеспечивать и охранять права и свободы человека как высшие социальные ценности.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Принцип равноправия предусматривает равный правовой статус всех граждан, т.е. их равные конституционные права и единую правосубъектность . В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам канальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».

 

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

Основа общеправового принципа законности заключается в точном и неукоснительном соблюдении требований правовых норм всеми субъектами общественных отношений, ее единстве, верховенстве Конституции, закона, неотвратимости ответственности.

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей –суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граждан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязанность осуществлять эту защиту.

7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально- правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед законом. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т.д.).

Равенство, уважение прав человека, защита прав и свобод человека, разумность, добросовестность, учет личных, общественных и государственных интересов, наличие иерархии в регулировании, охране и защите общественных отношений, соответствие правовых норм общечеловеческой морали выступают критериями принципа справедливости.

 

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Все принципы права тесно связаны между собой и дополняют друг друга. Так, например, реализация принципа гуманизма невозможна без приведения в действие принципа демократизма, социальной справедливости и др.


Похожие статьи:

poznayka.org

12.2. Основные принципы современной демократии.

Предпосылки, пути и модели демократизации общества

Важной составной частью демократического процесса в современном мире стала разработка универсальных демократических процедур и принципов, которые характеризуют современную демократию.

Анализируя современную демократию, следует отметить, что при всем различии демократических государств можно выделить основополагающие принципы демократии.К ним относятся:

1) признание народа источником власти. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве; он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) равноправие граждан; демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав;

3) подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении;

4) выборность основных органов государства.

Современные либеральные демократии провозглашают помимо названных фундаментальных принципов соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства, ограничение власти большинства над меньшинством, уважение права меньшинства иметь свое мнение и отстаивать его, верховенство закона, разделение властей.

Заметим, что данные критерии являются идеалом для общества, которое стремится к демократии. В современном мире, пожалуй, нет страны, в которой эти требования были бы выполнены полностью. Реальная демократия всегда выступает в лучшем случае как власть большинства над меньшинством, в худшем – как господство хорошо организованного меньшинства над большинством при формальном согласии последнего подчиняться.

Рассмотрим теперь организационно-правовые основы механизма властных отношений, в котором реализуются изложенные выше принципы демократии. Этот механизм складывался на протяжении столетий, вбирая в себя политический опыт многих народов. Его главными элементами являются:

а) законодательное закрепление основных экономических, социальных и политических прав человека;

б) свободные, равные, прямые, тайные выборы органов власти;

в) решение вопросов большинством при твердых гарантиях права меньшинства открыто отстаивать свои интересы;

г) сочетание непосредственных и представительных форм участия граждан в управлении делами общества;

д) законодательное закрепление и обеспечение права отзыва лиц, избранных в органы власти;

е) политический плюрализм, т. е. наличие не менее двух политических партий;

ж) наличие политической оппозиции;

з) разделение законодательной и исполнительной властей при их относительной самостоятельности в рамках закрепленных полномочий;

и) независимость суда;

к) верховенство принятого в установленном порядке закона;

л) наличие альтернативных источников информации.

Следует особо подчеркнуть значение средств реализации и защиты прав человека в демократической организации политической жизни. Если внимательно присмотреться к другим элементам этого механизма, то можно увидеть, что все они в конечном счете замыкаются именно на правах человека. Без наличия гарантированных (юридически и социально-экономических) прав и свобод человека в обществе не может осуществляться демократический политический процесс.

Демократические процессы и реальная демократия возможны только при наличии определенных социально-экономических, правовых и культурных предпосылок.

Во-первых, это высокий уровень экономического развития страны, многообразие форм собственности, наличие развитого рынка, конкуренция товаропроизводителей. Собственно, сама демократия представляет подобие политического рынка с его конкуренцией, состязательностью идей, программ, позиций. Для существования такого политического рынка необходимо разграничение (а значит, и конкуренция) политических интересов. Последнее же базируется на многообразии экономических интересов, в основе которого находится плюрализм форм собственности.

Во-вторых, наличие развитой социальной структуры, т. е. социального плюрализма и органически связанных с ним гражданского общества и правового государства. Содержание этих понятий будет рассмотрено далее. Здесь же отметим, что наличие в обществе сферы свободной деятельности частных лиц, их внегосударственных ассоциаций и институтов, отношения которых друг с другом и государством регулируются законом, расковывает инициативу граждан, а том числе и в области политических отношений. Весьма важной предпосылкой является также относительно высокий уровень благосостояния различных категорий граждан, что позволяет достичь необходимой для демократии степени общественного согласия.

В-третьих, это высокая степень развития культуры. Культура общества в целом, и особенно культура в области политической жизни, является мощным катализатором демократических процессов. Она есть первейшее условие участия человека в политике.

При всех своих преимуществах демократия является достаточно сложной формой организации политической жизни. Она не всегда и не везде уместна и достижима. Русский ученый И. А. Ильин выделял среди основных предпосылок демократии «уразумение народом свободы», высокий уровень правосознания, хозяйственную самостоятельность гражданина, определенный уровень политического образования и осведомленности, необходимый политический опыт, высокие духовно-нравственные качества: преданность родине, неподкупность, ответственность и гражданское мужество. Он подчеркивал, что революционные преобразования не приблизили Россию к демократии, а, напротив, подорвали ее живые основы.

Современная политическая наука исходит из того, что для перехода к демократии необходим ряд экономических, социальных, политических и культурных предпосылок.

Важнейшей из них является относительно высокий уровень индустриального и экономического развития. От индустриального развития зависит такая предпосылка демократии, как значительная степень урбанизации, так как жители крупных городов более подготовлены к современной демократии, чем сельское население, отличающееся консерватизмом и приверженностью к традициям. Демократия, особенно в странах с большой территорией и высокой численностью населения, невозможна без развитости массовых коммуникаций. Одной из важнейших предпосылок демократии является рыночная экономика, так как без рынка не может быть конкуренции и гражданского общества, на которых базируется демократическое устройство.

Большую роль играют социальные предпосылки, к которым относятся относительно высокий уровень благосостояния граждан, социальный плюрализм, наличие многочисленного и влиятельного среднего класса.

Общей предпосылкой демократии является политическая грамотность населения, его образованность в целом. Воздействие экономических и социальных факторов на государственное устройство во многом опосредуется господствующей в обществе политической культурой. Только на почве гражданской политической культуры, которая отражает активное участие в политике, способность править – с одной стороны, и подчинение закону, решениям большинства – с другой, может укорениться демократия.

На политическую культуру и поведение граждан существенное влияние оказывает религия, например, протестантизм с его установками на индивидуальную свободу и ответственность, равенство и трудолюбие. Сегодня все страны с преобладающим протестантским населением имеют демократические правительства. Однако не все религии стимулируют развитие демократии. Так, следование классическим канонам ислама сдерживает политическую активность граждан и их участие в демократическом политическом процессе.

Экономические, социальные, культурные и религиозные факторы характеризуют внутренние предпосылки демократии. Растущее значение для нее имеет внешнее влияние, которое может проявляться через прямое воздействие (военное, политическое, экономическое, культурно-информационное и др.) и с помощью влияния примера демократических государств. Однако в случае привнесения извне демократия не будет стабильной до тех пор, пока не возникнут необходимые для нее внутренние предпосылки.

Политическая наука выделяет несколько моделей перехода к демократии. Линейная модельпредусматривает постепенное, однонаправленное расширение демократии. Классическим образцом данной модели может служить процесс демократизации в Англии.Циклическая модельхарактеризуется чередованием демократических и авторитарных форм правления при формальном позитивном отношении к демократии политической элиты. По этому пути пошли Боливия, Аргентина, Таиланд и ряд других стран Латинской Америки, Азии и Африки. Более перспективным по сравнению с затяжной циклической моделью представляетсядиалектическая модельдемократизации. Для нее также характерна нестабильность переходных политических режимов, однако ее отличает наличие достаточно созревших внутренних предпосылок демократии: индустриализация, многочисленный средний класс, высокий образовательный уровень населения и т. д. Нарастание этих и других факторов приводит к быстрому и внезапному краху авторитарных режимов, установлению стабильной демократии. Такой путь прошли Италия, Греция, Испания, Австрия.

Свои особенности имеет переход к демократии в странах бывшего «административного социализма». Это связано с сочетанием в большинстве из них индустриального уровня развития, достаточно высокой образованности населения с тоталитарной властью, соответствующей политической культурой и социалистической идеологией, включающей как утопические идеи, так и установки на равноправие, социальную справедливость, распределение доходов по труду, солидарность и гуманизм.

Процесс демократизации в постсоциалистических государствах начался в результате постепенной либерализации политического сознания правящей элиты. Он проходил под воздействием длительной острой политической и идеологической конфронтации с Западом, в условиях сохраняющегося влияния доктринерства и веры в марксистскую теорию. Это привело к радикализации элит, поляризации их политических ориентаций: на западные модели либеральной демократии – с одной стороны, и на традиционные социалистические принципы – с другой. Политическое и идеологическое противостояние препятствовало нахождению оптимального пути социально-экономических и политических преобразований, которые учитывали бы и мировой опыт, и конкретные условия собственных государств.

В посттоталитарных странах, вступивших на путь демократизации, наметились два главных направления общественных и политических преобразований. Первое из них предполагает быструю политическую и экономическую либерализацию западного образца, так называемую шоковую терапию. В СССР, который отличался даже от стран Восточной Европы отсутствием всяких элементов рынка (кроме криминального) и гражданского общества, почти тотальной милитаризацией, сверхмонополизированной экономикой, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, это привело к распаду государственности. Результатом проведения политики «шоковой терапии» явились обвальное падение уровня производства, криминализация общества значительный рост цен и снижение качества жизни большинства российских граждан. Все это сильно скомпрометировало либеральные ценности в массовом сознании.

Другим путем пошли страны, сохраняющие официальную приверженность коммунистической идеологии, в частности Китай, где была выработана собственная модель модернизации и реформирования, получившая название политики «нового авторитаризма».Ее отличает сохранение сильной власти центра, которая используется для поддержания политической стабильности и проведения активных экономических реформ, предусматривающих развитие рыночной экономики, открытой для внешнего мира. Китайская модель показала свою эффективность, обеспечив стране в среднем самые высокие в мире с 1979 года темпы экономического роста и повышение благосостояния населения при сохранении общественного порядка. Однако нельзя забывать, что слабости данной модели состоят в ограничении экономической и иной свободы, инициативы, низкой восприимчивости к инновациям.

В условиях перехода от тоталитаризма к демократии важнейшим фактором поддержания стабильности в обществе, обеспечения законности, предотвращения социальных и политических конфликтов являются органы внутренних дел. Действуя в рамках закона, они позволяют избежать негативных явлений при переходе от одного типа политического режима к другому, сохраняя правопорядок, жизнь и здоровье граждан и тем самым способствуя совершенствованию политической системы, приобретению ею новых качеств и демократизации общества. Обладая властными функциями и полномочиями, органы внутренних дел следят за соблюдением законов гражданами, способствуют нахождению компромиссов различных политических сил, предотвращают беспорядки. По мере формирования стабильного демократического режима существенно будут изменяться место и роль органов внутренних дел в политической жизни. Основное внимание в их деятельности будет обращаться на обеспечение прав и свобод личности, соблюдение и защиту прав человека.

Таким образом, современный общественно-экономический прогресс во многом питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан, стимулирует развитие демократии, которая при наличии определенных социальных предпосылок имеет значительные преимущества перед другими формами правления. Только она в состоянии надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола, создать наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития.

Формы демократии не являются застывшими, раз и навсегда данным. Они развиваются вместе с развитием теории и практики демократии как формы организации политической жизни, протекания политического процесса. Его конкретные очертания меняются также в каждой стране. В различных его модификациях могут доминировать те или иные элементы.

Как видно, все разновидности современной демократии имеют определенные достоинства и недостатки. Кроме того, ни одна из них в действительности не существует в «чистом» виде. Складывающиеся конкретные формы демократии обусловливаются историческими, экономическими, геополитическими и иными особенностями развития каждой отдельной страны. Но для того чтобы появились и развивались демократические формы политической жизни, требуются определенные социальные, экономические и культурные предпосылки. Без наличия таковых политический процесс протекает в недемократических формах.

studfiles.net

11. Принцип демократизма.

Принцип справедливости – важнейший принцип профессиональной морали сотрудника оперативного подразделения. Он охватывает все стороны общественной жизни, но наибольшее значение приобретает в правовой сфере. Справедливость предполагает равные права граждан перед законом.

Этот принцип означает, что мероприятия оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо от гражданства, пола, национальности, возраста, места проживания, образования, социального, служебного и имущественного положения и должности лиц, их политических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к иным общественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутые факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное не предусмотрено законом.

Принцип коллективизма — является обязательным условием оперативно-служебной деятельности и успешного противостояния криминальной среде.

Результативность работы оперативно-розыскного органа во многом зависит от его сотрудников, целеустремленности и единства действий коллектива.

Поступок каждого члена коллектива формирует отношение граждан к конкретным оперативным подразделениям и влияет на общественное мнение об органах осуществляющих ОРД. Данный принцип включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и взаимопомощь, демократизм, дисциплина.

Принцип коллективизмаявляется обязательным для успешной организации оперативно-служебной деятельности и успешного противостояния криминальной среде. Результативность работы оперативно-розыскного органа во многом зависит от его сотрудников, их целеустремленности и единства действий коллектива. Данный принцип включает несколько частных принципов: единство цели и воли, сотрудничество и взаимопомощь, демократизм, дисциплину.

Оперативный сотрудник наделен определенными властными полномочиями, поэтому данный принцип предполагает большую меру его личной ответственности в процессе осуществления оперативно-служебной деятельности. Руководствуясь чувством коллективизма, он соизмеряет свои поступки с интересами коллектива, а в конечном счете — с интересами общества. Поступок каждого члена коллектива формирует отношение граждан к конкретным оперативным подразделениям и влияет на общественное мнение об органах, осуществляющих ОРД.

12. Принцип гуманизма.

Гуманизм как нравственный принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства. В оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма — один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскной практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности.

Гуманизм в оперативно-розыскной деятельности проявляется в приоритетности мер, которые принимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. В ОРД запрещается выполнять оперативно-розыскные действия или выносить решения, унижающие достоинства лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания. Принцип гуманизма органически присущ оперативно-розыскной деятельности. Его конкретизация во многих статьях Федерального Закона об ОРД свидетельствует, о том, что он отражает сущность оперативно-розыскной деятельности.

studfiles.net

3. Принцип демократизма

Принцип демократизма определяет содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 16) подчеркивается, что “каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности” Международная конвенция прав и свобод человека. Сборник документов. М., С.40. . Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего к лишению свободы, существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, прежде всего в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными, а также открытости деятельности учреждении и органов, исполняющих наказание, и осуществлении контроля общества за их деятельностью.

Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них. В ст. 23 УИК закреплено содействие общественных объединений работе учреждении и органов, исполняющих наказание, участие в исправлении осужденных, а также право на осуществление контроля за деятельностью указанных учреждении и органов.

Этой задаче отвечают и нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред.В.И.Селиверстова — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

Принцип демократизма проявляется и в других направлениях: в порядке подачи и разрешении жалоб и заявлений осужденных; языке обращений и переписке; контроле органов государственной власти и органов местного самоуправления; судебном и ведомственном контроле; прокурорском надзоре за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания; контроле общественных объединений. Уголовно исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века Учебник для вузов Под редакцией д.ю.н., проф. А. И. Зубкова 4-е издание, переработанное и дополненное Издательство НОРМА Москва, 2008

4. Принцип равенства перед законом

Истоком данною принципа является конституционный принцип равенства всех перед законом, т.е. равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям (ст. 19 Конституции), а также Всеобщая декларация прав и свобод гражданина (ст.7). В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными ООН принцип равенства перед законом рассматривается в качестве основного принципа, согласно которому “дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, семейного происхождения или социального положения недопустима” (ст. 6).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, должностного положения и т.д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, в соответствии с Пекинскими правилами ООН, для несовершеннолетних устанавливаются более льготные условия содержания. Предоставляются определенные льготы для инвалидов I и II групп, престарелых, женщин. Кроме того, условия отбывания наказания дифференцируются в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных преступлений и поведения осужденных. В данных случаях принцип равенства перед законом корректируется реализацией принципа дифференциации исполнения наказания и принципа гуманизма.

studfiles.net

сущность, основные принципы, формы реализации.

Понятие демократического политического режима включает в себя не только государственный режим, но и такие политические субъекты общества, как деятельность политических и общественных организаций, политическое мировоззрение как отражение в сознании граждан самого содержания демократии.

Идеологическую основу демократического режима составляют многочисленные и постоянно обновляемые теории демократии, в развитие которых внесли свой вклад не только современные политические демократы, но и их предшественники. В итоге сформирован и нашел выражение в конституциях демократический тип общественного строя. Он отличается от авторитарного и тоталитарного политических режимов следующими формально-юридическими принципами:

· принадлежность власти народу, народ — источник власти, его воля в конечном счете является решающей;

· равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлении обществом и государством;

· признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства;

· право на многообразие политических объединений и политических программ и др. Демократический режим допускает разномыслие и многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.

Изложенная выше характеристика демократического режима и его принципы выглядят весьма привлекательно. Однако не следует забывать то, что она носит собирательный обобщающий характер и включает в себя наиболее значительные черты этого режима, которые совсем не обязательно все вместе присущи конкретным режимам тех или других государств.

На сегодняшний день в политической науке существует несколько основных подходов к определению сущности демократии:

Первый подход — этимологический, т.е. рассматривающий происхождение и изначальное значение термина «демократия». Дословно же «демократия» переводится с греческого языка на русский как «народовластие», или, по сделанной в XIX в. американским президентом А. Линкольном расшифровке, «правление народа, избранное народом и для народа». То есть, иначе говоря, согласно этому подходу, демократия — это форма общественного устройства, основанная на равноправном участии членов общества в управлении с принятием решений большинством.

Второй поход — нормативный — состоит в понимании демократии как определенного идеала общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства, выдвинутых Великой Французской революцией.

Третий подход — социально-политический — трактует демократию как массовое общественное движение за осуществление демократических целей и идеалов. Как полагают специалисты по политической истории, оно возникло в Новое время в странах Европы под флагом борьбы с абсолютизмом за права третьего сословия, пережило несколько волн и продолжает действовать и поныне.

Четвертый подход — так называемая «гражданская теория демократии» (российский политолог В. Махнач и др.) — рассматривает ее не просто как власть большинства (толпы), а именно как власть сознательных, активных, цивилизованных и политически культурных граждан. Главной проблемой понимаемой таким образом демократии является то, что такие граждане, как правило, составляют меньшинство общества.

Пятый подход — негативный — рассматривает демократию буквально как власть черни и толпы, власть людей с низменными наклонностями, попирающими все общественные устои (так, например, понимали демократию ее античные критики — Платон, Аристотель, Фукидид, так толкуют ее некоторые современные правые и консерваторы).

Шестой подход — эмпирический (эмпирия — непосредственное чувственное восприятие событий и явлений окружающего мира) — призывает отойти от рассмотрения идеальных и несуществующих моделей демократии, и рассматривать ее такой, какая она есть на самом деле.

  1. Принципы демократии

    1. Принципы демократического правления

Основополагающий принцип демократического правления — участие граждан при формировании органов власти, осуществлении власти, принятии и реализации властных решений. Однако уже в Новое время сформировались различные подходы в истолковании этого принципа. Теория прямой демократии, одним из авторов которой был Ж. Ж. Руссо, понимает это участие как прямое правление народа. По Руссо, народ сам способен выразить свою единую волю; общая воля народа, выраженная на собраниях, является основой для деятельности правительства и составления законов.

Исходя из анализа основных концепций демократии и практики функционирования демократических государств, можно выделить следующие основные принципы демократического режима:

Признание народа источником власти, сувереном в государстве. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.

Участие граждан при формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении контроля за органами власти. Идеальной формой участия была бы прямая, непосредственная демократия: установление такого механизма власти, где воля граждан и государственная воля были бы тождественны. Весь народ непосредственно участвовал бы в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные же органы должны быть сведены к минимуму и находиться полностью под контролем граждан. Однако реализация в полной мере идеалов прямой непосредственной демократии на практике оказывается не возможной. В современных демократических странах принцип участия граждан реализуется через принцип их представительства. Источником власти являются граждане, которые выражают свою волю на выборах, избирая своих представителей, делегируя им на определенный срок свои полномочия. Эти полномочия определяются Конституцией и законодательством. Конституция и законодательство закрепляют перечень тех полномочий, которые граждане передают своим избранникам и определяют меру ответственности за принимаемые ими решения. В пределах своих полномочий органы власти действуют независимо.

Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы как в центре, так и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной власти. Они выражают интересы различных классов, социальных слоев, политических группировок и других институтов гражданского общества. Представительные органы власти на основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируют невыборные органы исполнительной власти. Главным признаком всех выборных и назначаемых органов власти должны быть компетентность и ответственность.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина над правами государства. Органы государственной власти призваны защищать права и свободы человека, которые индивид приобретает в силу рождения, а также гражданские права и политические свободы, в том числе право на жизнь, свободу и безопасность личности, на равенство перед законом, на гражданство и участие в управлении своей страной, на владение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

Граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые не только провозглашаются, но и юридически закреплены за ними. В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено — разрешено».

Политическое равенство всех граждан. Этот принцип означает, что каждый гражданин имеет право быть избранным в органы власти и принимать участие в выборах в избирательном процессе, если для этого нет ограничений установленных судом. Никто не должен иметь политического преимущества.

Свободное волеизъявление воли народа на выборах, выборность органов государственной власти. Свободное волеизъявление народа рассматривается как ключевое условие демократического режима. Оно предполагает возможность свободных и честных выборов, исключающих всякое принуждение и насилие. Все лица, контролирующие властные структуры, должны быть избраны на основе установленных законом процедур и периодически через строго установленные периоды переизбираться. Избиратели должны иметь право и возможность для отзыва своих представителей.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Демократическое государство — это правовое государство. Правовое государство в интересах гарантирования прав отдельных граждан должно само себя ограничивать определенным комплексом постоянных норм и правил. Праву принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко и точно определены как формы и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы граждан, гарантируемые правом.

Четкое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет свои функции, которые институционально рассредоточены. Судебная властъ имеет полномочия отменить как решения законодательной, так и исполнительной власти.

Сформировались и свободно, без вмешательства государства действуют институты и организации гражданского обществ развито гражданское самоуправление. Большой аспект социальных интересов удовлетворяется на основе действия добровольных общественных организаций. Повседневная жизнь, семья, досуг не подконтрольны государству.

Политический плюрализм, многопартийность. Представительство и защита большого спектра социальных интересов при демократическом режиме осуществляются через многообразие политических партий. При демократическом режиме функционирует многопартийная система, при которой одна партия может сменить у власти другую на законных основаниях в результате выборов. Все политические партии должны быть поставлены в равные правовые условия в их борьбе за голоса избирателей и за свое представительство в органах государственной власти. Борьба между партиями должна осуществляться в рамках закона, отвечать определенным правовым нормам. В соответствии с результатами выборов политические партии, на бравшие большинство голосов избирателей, получают право формировать органы власти и статуса правящей партии. Проигравшие на выборах получают статус оппозиционной партии. Оппозиционные партии должны пользоваться теми же политическими правами и свободами, как и находящаяся у власти правящая партия.

Политический плюрализм дополняется идеологическим плюрализмом. В обществе отсутствует какая-то одна официальная бидеология. Многие идейные течения противостоят друг другу и свободно конкурируют в борьбе за влияние и умы людей.

Свобода слова, обеспечивающая возможность выражать свое мнение, включая и критику правительства, правящие режимы, господствующей идеологии. Существуют альтернативные и часто конкурирующие между собой источники информации и убеждений, выведенные из-под правительственного контроля.

Полиция, спецслужбы и армия — важные части государственного аппарата выполняют функции обеспечения внутренней и внешней безопасности государства и общества. Их действия регулируются и ограничиваются действием закона. Основные функции по поддержанию правопорядка принадлежат не армии и спецслужбам, а полиции и судам.

Власть в государстве в большей мере основана на убеждении, чем на принуждении. При принятии политических решений преобладают процедуры по поиску компромисса и консенсуса. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению со стороны властей.

studfiles.net

18. Принцип демократизма в деятельности государственных органов означает:

а) единство системы органов государственной власти, разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ.

б) обеспеченность информированности субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов и должностных лиц;

в) государственные органы создаются, действуют, наделены компетенцией в установленном законом порядке;

г) население РФ вправе принимать участие в управлении делами общества как непосредственно, так и через представителей;

д) права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, обязанностью государства является обеспечение этих прав и свобод.

19. В чем состоит значение принципа разделения властей:

а) обеспечивает оперативность в управлении государством;

б) гарантирует населению возможность участвовать в управлении делами общества;

в) создает механизмы, минимизирующие произвол со стороны государственных органов и должностных лиц;

г) обеспеченность информированности субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов и должностных лиц.

20. Самостоятельный элемент механизма государства, создающийся и действующий в установленном законом порядке, имеющий установленную законом структуру, наделенный установленной законом компетенцией, выполняющий одну или несколько функций государства:

а) механизм государства;

б) государственный орган;

в) функции государства;

г) форма государства.

21. Какой из указанных органов государства не соответствует избранному критерию классификации?

а) Мэр;

б) Президент;

в) Прокуратура;

г) Губернатор;

д) Министерство;

22. По порядку принятия решений выделяют:

а) органы общей и органы специальной компетенции;

б) единоличные и коллегиальные органы;

в) первичные и производные органы;

г) законодательные, исполнительные и судебные органы.

23. По порядку формирования выделяют:

а) органы общей и органы специальной компетенции;

б) единоличные и коллегиальные органы;

в) первичные и производные органы;

г) федеральные органы и органы субъектов РФ.

24. Высшим исполнительным органом в РФ является:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Правительство РФ;

в) Генеральная прокуратура РФ;

г) Федеральное Собрание РФ;

д) Министерство юстиции РФ.

25. Какие из указанных органов не входят в структуру государственных органов РФ?

а) федеральные органы;

б) органы республик в составе РФ;

в) органы краев, областей, округов;

г) органы местного самоуправления.

26. Какой вид органов не фигурирует в теории разделения властей:

а) законодательные;

б) надзорные;

в) судебные;

г) исполнительные.

Тема 5. Функции государства.

1. Основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение государства

а) содержание государства;

б) функции государства;

в) механизм государства;

г) форма государства.

2. К внешним функциям государства относятся:

а) обеспечения прав и свобод граждан;

б) оборона страны;

в) обеспечение мира;

г) установление налогов.

3. Какие виды функций государства выделяют в зависимости от направленности государственной деятельности:

а) внутренние и внешние;

б) вытекающие из противоречий внутри общества и общесоциальные;

в) постоянные и временные.

4. Какая из указанных функций характерна только для социалистического государства?

а) обеспечение обороноспособности;

б) социальная;

в) охрана прав и свобод;

г) контроль за мерой труда и потребления.

5. К формам осуществления функций государства относятся:

а) правовая;

б) политическая;

в) экономическая;

г) организационная;

6. Охрана природы и окружающей среды является:

а) политической функцией государства;

б) экономической функцией государства;

в) экологической функцией государства;

г) социальной функцией государства;

д) культурной функцией государства.

7. К функциям, вытекающим из противоречий внутри общества, относятся:

а) налогообложение;

б) обеспечение обороноспособности государства;

в) разрешение межнациональных конфликтов;

г) охрана правопорядка.

8. Какие виды функций государства выделяют в зависимости от сфер общественной жизни, которые регулирует государство:

а) регулятивные и охранительные;

б) внутренние и внешние;

в) политические, экономические, социальные, культурные, экологические;

г) вытекающие из противоречий внутри общества и общесоциальные;

д) постоянные и временные.

9. Какую функцию государства характеризуют следующие направления деятельности государства: «государство принимает антимонопольное законодательство, осуществляет лицензирование производства многих видов товаров широкого потребления и торговли данными товарами, контроль над экспортом и импортом ряда товаров, стимулирует развитие приоритетных отраслей»:

а) политическую;

б) экономическую;

в) социальную;

г) культурную;

д) экологическую.

10. По какому критерию функции государства подразделяются на функции, вытекающие из противоречий внутри общества, и функции, вытекающие из потребностей общества в целом:

а) по направленности;

б) по причинам (источникам) возникновения;

в) по времени действия;

г) по значению;

д) по содержанию.

11. Какая функция государства осуществляется с помощью методов прогнозирования, планирования, кредитования, инвестирования, субсидирования:

а) политическая;

б) экономическая;

в) социальная;

г) культурная;

д) экологическая.

12. К какой форме осуществления функций государства относится деятельность, не связанная с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия, но являющаяся необходимой подготовительной работой в процессе осуществления функций государства: подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т.п.:

а) к правотворческой деятельности;

б) к правоисполнительной деятельности;

в) к правоохранительной деятельности;

г) к организационной деятельности.

13. Деятельность по подготовке и изданию нормативно-правовых актов относится:

а) к правотворческой деятельности;

б) к правоисполнительной деятельности;

в) к правоохранительной деятельности;

г) к организационной деятельности.

14. Властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включающая в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др., относится:

а) к правотворческой деятельности;

б) к правоисполнительной деятельности;

в) к правоохранительной деятельности;

г) к организационной деятельности.

15. Физическое, психическое или материальное воздействие на волю и сознание людей с целью заставить их следовать решениям государства представляет собой следующий метод осуществления функций государства:

а) убеждение;

б) принуждение;

в) стимулирование;

г) планирование.

16. Защита страны от нападения извне, поддержание дипломатических отношений, регламентация деятельности политических партий и движений являются примерами:

а) экологической функции государства;

б) экономической функции государства;

в) политической функции государства;

г) социальной функции государства;

д) культурной функции государства.

Тема 6. Форма государства

1. Элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением:

а) форма правления;

б) механизм государства;

в) форма государственного устройства;

г) политический режим.

2. Какие существуют виды форм правления:

а) монархия

б) уния;

в) ассоциация государств;

г) республика;

д) демократия.

3. Какие государства в настоящее время являются монархическими?

а) Испания;

б) Италия;

в) Япония;

г) Канада;

д) Португалия;

е) Австрия.

4. Какие существуют виды монархических государств:

а) федеративные и конфедеративные;

б) абсолютные и относительные;

в) абсолютные, дуалистические, ограниченные;

г) президентские, смешанные и парламентские;

д) деспотические и демократические.

5. Чем монархия отличается от республики:

а) территориальной организацией государственной власти;

б) методами осуществления государственной власти;

в) порядком образования высших органов государственной власти;

г) ролью политических партий в политической жизни общества.

6. Какие государства в настоящее время являются парламентскими республиками?

а) Нидерланды;

б) Германия;

в) Великобритания;

г) США;

д) Италия.

7. Какие государства в настоящее время являются президентскими республиками:

а) Бразилия;

б) Канада;

в) Австралия;

г) Германия;

д) США;

е) Египет.

8. Чем президентская республика отличается от парламентской:

а) в президентской республике власть президента является абсолютной, а власть парламента — ограниченной;

б) в президентской республике правительство формируется президентом, а в парламентской партией, победившей на последних выборах и имеющей большинство в парламенте;

в) в президентской главой государства является президент, а в парламентской — парламент;

г) в президентской республике правительство несет ответственность перед президентом, а в парламентской — перед парламентом.

9. Политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между государством в целом и его составными частями:

а) форма правления;

б) механизм государства;

в) форма государственного устройства;

г) политический режим.

10. В зависимости от формы государственного устройства государства делятся на:

а) демократические и недемократические;

б) унитарные и федеративные;

в) монархические и республиканские;

г) авторитарные и тоталитарные.

11. Какие государства в настоящее время являются федеративными:

а) Украина;

б) США;

в) Россия;

г) Франция;

д) Австралия.

12. Союз самостоятельных государств, созданный для достижения военных, политических, экономических или социальных целей:

а) унитарное государство;

б) федерация;

в) конфедерация.

13. Политический режим в государстве характеризуется:

а) территориальной организацией государственной власти;

б) порядком организации высших органов государства;

в) наличием у государства суверенитета;

г) методами осуществления государственной власти.

14. Какие существуют виды политических режимов:

а) авторитарный;

б) диспозитивный;

в) императивный;

г) демократический;

д) олигархический;

е) тоталитарный;

ж) техноратический.

15. Формами демократии являются:

а) либеральная и лейбористская;

б) прямая и непосредственная;

в) представительная и прямая;

г) традиционная и современная.

16. Какой политический режим характеризуется как всеохватывающая, всеконтролирующая, всепроникающая власть, которая стремится к полному контролю над всеми сферами жизни общества (экономической, политической, духовной) и поглощает гражданское общество:

а) демократический;

б) авторитарный;

в) тоталитарный;

г) императивный.

17. Какие признаки присущи авторитарному политическому режиму:

а) ограничение политических прав граждан;

б) усиление роли исполнительных органов власти;

в) ограничение социально-культурных прав граждан;

г) контроль населения за принятием политических решений.

18. Кому принадлежат следующие слова: «Демократия — это правление народа, избранное народом и для народа»?

а) Т.Рузвельт;

б) Д.Кеннеди;

в) А. Линкольн;

г) Д.Вашингтон;

д) Р. Никсон.

Тема 7. Политическая система общества

1. Какому понятию соответствует данное определение: «система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство»:

а) форма правления;

б) механизм государства;

в) политическая система общества;

г) государство;

д) форма государственного устройства.

2. Политическая партия – это:

а) правящая элита, состоящая из наиболее богатых и знатных слоев общества;

б) добровольная организация граждан, созданная для выражения и защиты социальных, классовых, групповых интересов;

в) общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах,а также в целях представления интересов граждан в органах государства и органах местного самоуправления;

г) группа, насильственно захватившая власть и управляющая общественными процессами авторитарными методами.

д) организация, выражающая религиозные интересы и цели какой-либо социальной общности;

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *