Принципы деятельности таможенных органов рф – 254. , /

3.Принципы деятельности и система таможенных органов

Основными принципами деятельности таможенных органов в соответствии со ст.11. ФЗ №311

Является деятельность таможенных органов основанных на принципах:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве РФ о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможен дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации.

Управление таможенным делом в РФ осуществляется:

В

Правительство РФ, общее руководство

общем:

ФТС: непосредственная реализация задач в области тамож.дела

Мин.фин.: осуществл. функций по выработке гос.политики в сфере платежей таможен, таможенной стоимости товаров

Система таможен органов в соответствии со ст.10. ФЗ №311:

1. Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Компетенция таможенных органов региональных таможенных управлений и таможенных постов по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможен органов

определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможен дела.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

5. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством РФ

studfiles.net

Система и принципы деятельности таможенных органов в Российской Федерации

Таможенный орган – это федеральный орган исполнительной ветви власти, наделенный особыми функциями, который является основным претворителем таможенной политики РФ.

Система таможенных органов – совокупность таможенных органов. Таможенные органы могут осуществлять как исполнительную, так и распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность таможенных органов заключается в осуществлении ими своих непосредственных функций в компетентных рамках. Распорядительная деятельность таможенных органов может определяться в строго очерченных границах различных положений, предусмотренных в таможенном деле.

Система таможенных органов РФ содержит в себе:

  1. ФТС, уполномоченную в области таможенного дела. Иными словами, речь идет о Государственном таможенном комитете – ГТК России, который находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ;
  2. региональные таможенные управления;
  3. таможни;
  4. таможенные посты.

Функции таможенных органов заключаются в следующем:

  1. осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
  2. взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сбор, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;
  3. обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;
  4. ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;
  5. осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  6. ведение таможенной статистики внешней торговли;
  7. обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
  8. проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

 

 

Основными направлениями таможенной политики являются:

— реализация принципа эскалации таможенного тарифа;

-защита внутренних рынков;

— стимулирование производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний;

— обеспечение прозрачности и рациональности мер таможенно-тарифного регулирования.

Эскалация тарифа заключается в установлении минимальных пошлин на импорт сырья и максимальных на продукцию высокой степени переработки. Одновременно, предлагается постепенно отказываться от необоснованного завышения пошлин на товары промышленно-производственного и социального назначения.

 

Принципы деятельности таможенных органов:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации.

 

 

Читайте также:


Поиск по сайту

poisk-ru.ru

1. Таможенные органы: их функции, принципы деятельности

Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.1

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации.

Таможенные органы по законодательству РФ выполняют следующие основные функции:

  • проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

  • содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

  • ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

  • взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

  • обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

  • обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

  • обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

  • выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

  • содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

  • осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

  • содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

  • обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

  • разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

  • обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

  • осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

  • проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.2

Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.

Местом нахождения таможенных органов являются помещения, находящиеся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.3

Таможенные органы имеют флаг и эмблему. Морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного (река — море) плавания таможенных органов имеют вымпел. На автотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещается эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела водных судов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации.

В Российской Федерации запрещается использование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики (рисунки флага и эмблемы таможенных органов, вымпела водных судов таможенных органов), а также обозначений, схожих с наименованиями таможенных органов, при осуществлении коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, за исключением юридических лиц, указанных в Федеральном законе.4

studfiles.net

7. Система и принципы деятельности таможенных органов в Российской Федерации

Таможенный орган – это федеральный орган исполнительной ветви власти, наделенный особыми функциями, который является основным претворите-лем таможенной политики РФ.

Система таможенных органов – совокупность таможенных органов (ст. 402 ТК РФ). Таможенные органы могут осуществлять как исполнительную, так и распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность таможенных органов заключается в осуществлении ими своих непосредственных функций в компетентных рамках. Распорядительная деятельность таможенных органов может определяться в строго очерченных границах различных положений, предусмотренных в таможенном деле.

В соответствии со ст. 402 ТК РФ система таможенных органов РФ содержит в себе:

1) федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела. Иными словами, речь идет о Государственном таможенном комитете – ГТК России, который находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

4) таможенные посты.

В соответствии со ст. 403 ТК РФ функции таможенных органов заключаются в следующем:

1) осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;

2) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сбор, контроль правильности исчисления и своевременности уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

3) обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

4) ведение борьбы с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в сфере таможенного дела;

5) осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;

6) ведение таможенной статистики внешней торговли;

7) обеспечение выполнения международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела, осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

8) проведение научно-исследовательских работ в области таможенного дела.

Принципы деятельности таможенных органов:

1) законности;

2) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

3) федерализма;

4) сочетания единоначалия и коллегиальности;

5) единства и целостности системы таможенных органов;

6) единства целей и задач таможенных органов.

8. Правовой статус Федеральной таможенной службы

Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) в соответствии с содержанием ТК РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 Положением о ГТК РФ (ГТК – Государственный таможенный комитет, позже преобразованный в ФТС РФ) является органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в стране. Как главный орган федеральной исполнительной власти РФ в сфере таможенного дела ФТС РФ, являясь главным исполнителем таможенного законодательства и таможенной политики РФ, осуществляет координацию действий подчиненных ему таможенных органов, а также имеет право издавать в пределах своей компетенции определенные нормативные правовые акты по таможенному делу, которые обязательны для исполнения всеми субъектами таможенной системы. Возглавляет ФТС РФ председатель, который назначается на эту должность Президентом РФ. ФТС РФ, как и любой другой государственный орган, имеет свои персональные функции, возложенные на него государством в целях осуществления таможенной политики как составного элемента экономической политики государства.

Основные функции ФТС РФ:

1) принимает участие в разработке предложений по реализации таможенной политики в РФ;

2) в возглавляемой им системе осуществляет полное регулирование деятельности государственных таможенных управлений и отделов;

3) принимает участие в разработке предложений по внесению изменений в таможенно-тарифное регулирование, а именно в механизм применения таможенных пошлин, налогов и сборов при возникновении таможенных правоотношений;

4) осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль;

5) в пределах своей компетенции обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также различного рода организаций и учреждений, в той или иной степени занимающихся осуществлением таможенного дела;

6) осуществляет ведение таможенной статистики;

7) организует борьбу с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела;

8) занимается подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников таможенных органов, а также иных служб, так или иначе связанных с таможенным делом в РФ;

9) осуществляет сотрудничество с различными международными органами государственной власти, компетентными в области таможенного права и политики.

Для осуществления своей деятельности ФТС РФ, помимо функций, имеет и свои собственные права, а именно на:

1) определение особенностей правового регулирования таможенных режимов;

2) ограничение или запрет на ввоз отдельных категорий товаров в свободные таможенные зоны либо помещение их на свободные склады;

3) установление упрощенного, льготного порядка перемещения физическими лицами товаров не для коммерческих целей;

4) образование координационных и экспертных советов, временных творческих коллективов и рабочих групп по вопросам таможенного дела и пр.

studfiles.net

Тема 3. Принципы таможенной деятельности.

План лекции.

  1. Понятие и содержание принципов таможенной деятельности.

Понятие и содержание принципов таможенной деятельности.

Основу любой отрасли права составляют ее принципы. Не является исключением и таможенное право как одна из отраслей российского права. Однако в теории таможенного права нет единого подхода к определению понятия «принцип таможенного права», что не позволяет установить их исчерпывающий перечень. Большинство ученых, считающихся специалистами в области таможенного права, определяют принципы как основные, наиболее общие и руководящие положения таможенного права. Некоторые из них при этом используют образные выражения. Например, А.Н. Козырин называет принципы таможенного права «камертоном всего последующего нормотворчества в таможенной сфере».

В основу такого подхода к определению принципов таможенного права положены общетеоретические положения о принципах права вообще. Видные теоретики права при определении принципов права ограничиваются их отождествлением с основными, общими и руководящими идеями. Подобный подход представляется не совершенным, ибо не основан на использовании логических правил определения любого понятия, в том числе и принципа. Определение понятия есть логическая операция, в процессе которой раскрывается его содержание путем выделения существенных признаков. Определение же принципа права вообще и принципа таможенного права в частности как основного начала, руководящей идеи указывает лишь на один существенный признак — всеобщность, свойственный также иным правовым категориям — задачам, целям, гарантиям, общим условиям и т.д. Вероятно поэтому и в теории права вообще, и в теории таможенного права в частности приводятся различные перечни, в которых в числе принципов оказываются положения, не являющиеся принципами.

В учебной юридической литературе по таможенному праву приводились и приводятся (в связи с принятием Таможенного кодекса РФ 2003 г.) разные перечни, которые включают 15 принципов таможенного права (А.Н. Козырин, 1995 г.), шесть (О.Ю. Бакаева, 2003 г.), пять (К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев, 2003 г.; Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, 2004 г.).

Это свидетельствует о том, что перечень существенных признаков понятия «принцип таможенного права» очерчен не полно. Необходимо выявить и иные существенные признаки, которые позволят отграничить принципы от других правовых категорий таможенного права.

Принципы таможенного права объективны по содержанию, ибо отражают объективные закономерности развития общественных отношений. По форме же правовая категория «принцип таможенного права» субъективна, так как является результатом сознательной деятельности законодателя. Тем самым признается правовой характер принципов таможенного права. Этим обусловлена необходимость выделения второго существенного признака понятия «принцип таможенного права» — нормативность. Принципы таможенного права закреплены в Таможенном кодексе РФ (ст. 12-17, 358 и др.).

Принципы таможенного права регулируют деятельность таможенных органов. Это означает, что их третьим существенным признаком должна быть функциональность.

Перечисленные три существенных признака (всеобщность, нормативность, функциональность) недостаточны для отграничения принципов от иных правовых категорий таможенного права. Это позволяет определить четвертый существенный признак — двойственность (бинарность). Этот видовой признак означает, что принцип всегда регулирует соотношение конкурирующих правовых норм, одна из которых определяет главное содержание принципа, а другая является исключением из основного правила.

Сведение воедино всех существенных признаков позволяет нам дать следующее определение: принципы таможенного права это господствующие, общие правовые начала, предназначенные для регулирования конкурирующих правовых норм таможенного права. Отсутствие какого-либо из четырех существенных признаков влечет безусловное отсутствие и самого понятия «принцип таможенного права». Анализ таможенного законодательства (в первую очередь Таможенного кодекса РФ 2003 г.) позволяет выделить следующие правовые положения, содержащие все перечисленные существенные признаки, которые и могут быть названы принципами таможенного права: законность; интернационализм; гуманизм; гласность; обеспечение равенства всякого человека и гражданина перед законом и таможенными органами; уважение достоинства, охраны прав и свобод личности; независимость таможенных органов и подчинение их только закону; свобода перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Принцип законности обычно трактуется как требование соблюдения, исполнения законов всеми субъектами таможенного права. Так, в абз. 2 п. 1 ст. 1 ТК РФ указано, что таможенное регулирование должно осуществляться в соответствии с таможенным законодательством России, а также законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Однако законность приобретает содержание принципа лишь при сочетании двух конкурирующих начал — правомерности и целесообразности. Так, подача таможенной декларации позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию России или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, — поведение, предусмотренное законом (ст. 129 ТК РФ), но при отсутствии оснований для продления этого срока — нецелесообразное. В данном случае предписания закона, с одной стороны, формально соблюдены, но с другой — по существу нарушены. Следовательно, нарушены и требования принципа законности.

Принцип интернационализма означает отражение ведущей идеи принципа — осуществление таможенного дела на национальном языке (русском), что прямо указано в ст. 65 ТК РФ. В исключительных случаях таможенные органы могут принимать и использовать сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.

Принцип гуманизма в таможенном праве — правовое положение, означающее сочетание гуманистических начал со строгими мерами принуждения при применении физической силы, специальных средств и оружия с учетом личности, совершившей правонарушение, а также характера и степени опасности самого правонарушения (ст. 414-417 ТК РФ).

Принцип гласности регулирует соотношение двух систем право­вых норм — норм об открытости и норм о закрытости деятельности таможенных органов. Так, в соответствии с подп. 10 ст. 403 ТК РФ одной из «основных функций» таможенных органов является информирование и консультирование в области таможенного дела, а также обеспечение государственных органов, организаций и граждан информацией по таможенным вопросам. Нормы о закрытости деятельности таможенных органов закреплены в ст. 19, 420, 425, 427 ТК РФ.

Принцип равенства прав и свобод всякого человека и гражданина перед законом и таможенными органами закреплен в Конституции РФ. Так, в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ записано: «Государство гарантирует равенство прав, свобод человека и гражданина независимо от пола, расы …» Исключением из общего правила выступают положения, закрепленные в ст. 298—308 главы 25 ТК РФ.

Принцип уважения достоинства, охраны прав и свобод личности включает в себя положения о неприкосновенности личности, право на обжалование в суд действий должностных лиц таможенных органов, совершенных с превышением полномочий и ущемляющих права граждан, а также право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц таможенных органов, а также при исполнении последними служебных обязанностей. Эти положения закреплены в Конституции РФ (ст. 23), а также в Таможенном кодексе РФ (ст. 413). В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом (таковым является и Таможенный кодекс РФ) только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Принцип независимости таможенных органов и подчинение их только закону имеет ведущее начало — независимость и подчинение закону. Исключение из общего правила предусмотрено, например, в ст. 412 ТК РФ, когда вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа отменяет или изменяет решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа, а также при принятии мер в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов.

Принцип свободного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу также имеет два начала: ведущее — свободное перемещение товаров и транспортных средств субъектами таможенного права, исключение из общего правила — установленные законом запреты и ограничения при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу. А.Н. Козырин отождествляет данный принцип с одним из правомочий субъектов таможенного права и при этом называет его одним из важнейших принципов.

Принцип свободного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является, пожалуй, единственным, который закреплен в специально посвященной принципам таможенного права главе 2 Таможенного кодекса РФ (ст. 12—13). Что касается других статей этой главы (ст. 14—16), то в них закреплены не принципы, а иные правовые категории таможенного права (функции, гарантии).

Обращаем внимание читателей на то, что в Таможенном кодексе РФ имеется ст. 358, в которой использован термин «принципы». Вероятно, в этой связи один из самых авторитетных специалистов в области таможенного права А.Н. Козырин выделяет принцип «выборочность таможенного контроля». Однако с этим утверждением нельзя согласиться, ввиду отсутствия видового признака — бинарности (двойственности). Выборочность таможенного контроля является не принципом таможенного права, а общим условием осуществления таможенного контроля, т.е. правовой категорией с меньшим уровнем общности по сравнению с принципом таможенного права (распространяет свое действие только на таможенный контроль). Поэтому законодатель совершенно справедливо поименовал главу 34 Таможенного кодекса РФ «Общие положения, относящиеся к таможенному контролю». Вот только использование в наименовании ст. 358 термина «принципы» представляется ошибкой законодательной техники. В главе 34 Таможенного кодекса РФ должны быть закреплены только общие условия осуществления таможенного контроля.

Таким образом, к числу принципов таможенного права, обладающих всеми четырьмя существенными признаками, могут быть отнесены: законность; интернационализм; гуманизм; гласность; равенство прав и свобод всякого человека и гражданина перед законом и таможенными органами; уважение достоинства, охраны прав и свобод личности; независимость таможенных органов и подчинение их только закону; свобода перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.

5

studfiles.net

3. Принципы деятельности и система таможенных органов. (311-фз, ст. 10, 11)

Статья 11. Принципы деятельности таможенных органов

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

1) законности;

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

 

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

 

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

 

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации.

Статья 10. Система таможенных органов 

1. Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2) региональные таможенные управления;

3) таможни;

 

4) таможенные посты.

 

2. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

 

3. Компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

 

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

 

5. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

 

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

studfiles.net

II. Цель, задачи и принципы развития таможенных органов

 Целью настоящей Концепции является определение наиболее эффективных методов реализации задач в области таможенного дела в соответствии с международными стандартами и законодательством Российской Федерации.

Достижение указанной цели обеспечивается путем решения следующих задач:

повышение качества таможенного регулирования, способствующее созданию условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, поступлений доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных товаропроизводителей, охраны объектов интеллектуальной собственности, и максимальное содействие внешнеторговой деятельности;

совершенствование таможенного администрирования, в том числе развитие системы управления рисками на основе осуществления таможенных процедур в соответствии с международными стандартами, основанными на последних достижениях в области информационных и управленческих технологий;

укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукции, а также при обеспечении экономической, экологической и радиационной безопасности.

Реализация указанных задач предполагает обеспечение на всей территории Российской Федерации стабильного правового режима для внешней торговли, основанного на одобренных Всемирной таможенной организацией следующих универсальных международных принципах:

стандартизация, совершенствование таможенного законодательства, разработка норм, правил и процедур с учетом международных стандартов;

прозрачность и предсказуемость. Таможенное законодательство, нормы, правила и процедуры применяются последовательно, они унифицированы, общеизвестны и доводятся до сведения всех заинтересованных лиц в доступной форме;

минимальное вмешательство. Таможенные органы в максимально возможной степени соблюдают принципы выборочности и достаточности таможенного контроля, применяют систему управления рисками;

ориентация на потребителя. Таможенное администрирование направлено на повышение качества проведения таможенных процедур в отношении  юридических и физических лиц как участников внешнеторговой деятельности;

сотрудничество и партнерство. Деятельность таможенных органов предусматривает развитие сотрудничества со всеми участниками внешнеторгового процесса, в том числе с государственными органами, бизнес-сообществом, таможенными службами других государств;

сбалансированность в части соотношения между таможенным контролем в области обеспечения безопасности и мерами, содействующими развитию торговли. 

В качестве основы деятельности таможенных органов Российской Федерации будут использованы новые принципы, определенные в рамочных стандартах обеспечения безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией и одобренные Федеральной таможенной службой.

С одной стороны будут cформированы новые подходы к таможенному администрированию, которые предполагают обеспечение его высокой эффективности при внешней простоте и быстроте оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, а с другой стороны данные подходы помогут решить проблемы, связанные с занижением таможенной стоимости товаров и их недостоверного декларирования участниками внешнеторговой деятельности.

Эффективность достижения цели развития таможенных органов Российской Федерации оценивается по следующим показателям:

уровень контроля соблюдения таможенного законодательства участниками внешнеторговой деятельности;

затраты времени для прохождения таможенных формальностей при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими и юридическими лицами, при условии обеспечения эффективного таможенного контроля;

правоохранительная деятельность.

Приоритет отдельных направлений деятельности таможенных органов может изменяться в соответствии с задачами, которые ставит перед ними государство.

  1. Понятие таможенного дела, предмет и объект изучения ЭТД.

  2. Особенности «продукта», производимого таможенной службой.

  3. Цели и функции таможенного регулирования

 

Основной целью таможенного регулирования любого госу­дарства является обеспечение его экономических интере­сов, а именно:

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики;

  • содействие проведению структурной перестройки;

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики нашего государства;

  • обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования то­варообмена на таможенной территории России;

  • участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка;

  • стимулирование развития национальной экономики;

  • содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики Рос­сии;

• иные цели, определяемые Президентом, Федераль­ным Собранием и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:

  • защита экономических интересов РФ;

  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;

  • принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

—   взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;

—   осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;

  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.

Предусмотрен блок функций международного характера:

  •  участие в разработке и выполнении международных договоров РФ;

  • сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.[3,c.15]

Термин «таможенное регулирование» в его современном понима­нии охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней по­литикой и деятельностью государства. В рамках проводи­мой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного российского общества.

Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия пере­мещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможен­ных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной по­литики в жизнь.

Из самого словосочетания «таможенное регулирование» следует, что оно в собственном смысле слова означает деятельность, причем деятельность специализированную — таможенную, поэтому и характеризовать его нужно, прежде всего, как деятельность.

Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это озна­чает исключительное право государства на выработку та­моженной политики, инструментом практической реали­зации которой является таможенное дело, а также обес­печивает единство таможенной территории и централиза­цию таможенного дела в стране.

Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: «На тер­ритории Российской Федерации не допускается установ­ление таможенных границ, пошлин, сборов, и каких либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств».

Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:

1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

2) таможенные режимы;

3) таможенно-тарифное регулирование и взимание та­моженных платежей;

4) таможенное оформление;

5) таможенный контроль;

6) предоставление таможенных льгот;

7) ведение таможенной статистики и Товарной номен­клатуры внешнеэкономической деятельности;

8) правовая регламентация ответственности за право­нарушения в сфере таможенного дела

Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.

Регулятивные цели достигаются по­средством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможен­ную границу Российской Федерации, а также путем уста­новления запретов и ограничений на ввоз и вывоз това­ров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вы­воз отдельных товаров и рядом иных мер.

Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, об­щественного порядка, жизни и здоровья людей, нравствен­ности, моральных устоев и культурных ценностей обще­ства; в охране животных, растений и окружающей при­родной среды; в обеспечении интересов российских потре­бителей; в борьбе с незаконным оборо­том через таможенную границу Российской Федерации Наркотических средств, оружия, предметов художествен­ного, исторического и археологического достояния и т. д. .[6,c.48]

  1. Формирование цены в международной торговле.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *