Прокурорская проверка фз о прокуратуре – 21. /

Статья 21. Закон о Прокуратуре РФ N 2202-1 от 17.01.1992

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

установленный абзацем вторым пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

10. В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

для решения вопроса об уголовном преследовании;

для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

11. Руководитель или иной уполномоченный представитель проверяемого органа (организации) уведомляется о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения проверки в течение двух дней со дня принятия решения о продлении (приостановлении, возобновлении) срока проведения указанной проверки.

12. Проведение повторной проверки в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна была быть дана правовая оценка, допускается в следующих исключительных случаях:

по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

по истечении установленного статьей 24 настоящего Федерального закона срока устранения нарушений закона, выявленных в ходе первоначальной прокурорской проверки.

13. К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций.

14. Если в ходе проверки нарушений закона не выявлено, в десятидневный срок со дня ее завершения составляется акт по установленной Генеральным прокурором Российской Федерации форме, копия которого направляется руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации).

15. Действия (бездействие) и решения прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

www.zakonrf.info

Статья 22. Закон о Прокуратуре РФ N 2202-1 от 17.01.1992

1. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

2. Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

4. Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

www.zakonrf.info

Прокуратура Санкт-Петербурга — Каков порядок проведения прокурорских проверок и какими документами он регламентирован?

Основным документом, регламентирующим основания прокурорских проверок и полномочия прокурора при их проведении, является Федеральный закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации».

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

-по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов контроля, коммерческих и некоммерческих организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушений закона;

— требовать от руководителей и других должностных лиц названных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Названными полномочиями применительно к прокуратуре района или специализированной прокуратуре обладают прокуроры районов, их заместители, старшие помощники и помощники прокуроров районов (ст. 54 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»).

Положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора)проверок по требованию прокурора), правосудия и проведения административного расследования.

Периодичность проведения прокурорских проверок законодательством не регламентирована.

Приказом Генерального прокурора РФ от 28.05.2015 № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что решение о проведении проверки должно быть доведено до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

Установление органу (организации) срока исполнения требований прокурора о предоставлении статистической и иной информации, справок, документов, других материалов и их копий менее чем в 1 день возможно в случае угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Этим же приказом установлено, что срок проверки не должен превышать 20 рабочих дней, но может быть продлен вышестоящим прокурором или его заместителем на срок, не превышающий 20 рабочих дней.

При необходимости проведения специальных исследований, экспертиз, ревизий, получения дополнительных документов и информации, которые могут повлиять на выводы проверки, ее проведение может быть приостановлено по решению прокурора или его заместителя на срок до 6 месяцев, а при невозможности завершения в этот срок указанных мероприятий срок приостановления проверки может быть продлен по решению вышестоящего прокурора или его заместителя.

О приостановлении и возобновлении срока проверки уведомляется руководитель или уполномоченный представитель проверяемого органа (организации).

Также названным выше приказом закреплено право руководителя или уполномоченного представителя проверяемого органа (организации)на ознакомление с актом проверки после ее завершения в течение 10 рабочих дней.

procspb.ru

последняя редакция с комментариями и изменениями, статья

Поддержание правопорядка и безопасности граждан в большой стране – очень сложная задача, и именно поэтому на территории РФ многие годы действует строгая иерархия правоохранительных органов. Одним их главенствующих ведомств является прокуратура, представляющая собой целый симбиоз различных структур в гражданском обществе, на транспорте, в оборонной отрасли и других учреждениях, объединённых общей нерушимой целью – обеспечивать соблюдение главного закона государства – Конституции России и действие статей различных кодексов, действующих на территории страны. Прокуратура относится к силовым структурам и стоит выше органов внутренних дел, обеспечивая контроль их работы в части охраны правопорядка граждан, выявление и пресечение правонарушений либо преступлений.

Основные принципы деятельности прокуратуры

Вся работа столь серьёзной структуры базируется на ФЗ «О прокуратуре» и опирается на 4 основополагающих принципа, без которых бесперебойная деятельность ведомства не была бы возможной:

  • Принцип единства обеспечения законности – это означает, что вне зависимости от территориального расположения департамента ведомства, все должностные лица обязаны подчиняться единому регламенту и перечню обязанностей, возложенных для каждого конкретного чина. Таким образом, внесение каких-либо собственных корректировок в работу структуры с подачи органов местного самоуправления в отдалённых регионах страны недопустимо и противоречит статье 11.3 ФЗ «О прокуратуре».
  • Принцип строгой иерархии и централизации внутренней власти означает, что каждым районным ведомством управляет прокурор, который подчиняется городскому департаменту, тот в свою очередь региональному, а в итоге главное властное лицо для всей структуры – это руководитель Генпрокуратуры РФ. Ни один из отделов ведомства вне зависимости от старшинства, не имеет права на установление собственных порядков работы с населением, регламентов проведения выездных проверок и т. д. без согласования с вышестоящими органами, согласно статье 17 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».

Служащие прокуратуры

При необходимости же реформирования системы работы правоохранительных органов приказ спускается из главка постепенно на каждое ведомство по принципу «от старшей структуры к младшей» с последующим контролем за его исполнением.

  • Один из основных критериев эффективной работы ведомства – принцип независимости. Это означает, что структура подчиняется лишь органам государственной исполнительной власти, Конституции страны и действующему законодательству, а также общим внутренним принципам работы. Ни один из действующих сотрудников ведомства не имеет права подчиняться указаниям органов местного самоуправления, избираться во властные структуры, вести бизнес и производить контроль исполнения законов в собственных интересах. Так, прокуратура является полностью независимой от политических и экономических факторов правоохранительной структурой, согласно статье 4 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Прокурорская проверка

Кроме того, ни одна структура в стране не имеет полномочий на вмешательство в ведение законной деятельности прокуратуры, проведение проверок и осуществление контроля за надлежащим исполнением закона.

  • Последний принцип, на котором базируется деятельность прокуратуры в РФ – это гласность. Так, руководствуясь этим критерием, служба открывает любую служебную информацию как обычным гражданам, так и средствам массовой информации. Именно подобная прозрачность помогает обществу в целом оценивать деятельность правоохранительных органов, а также способствовать укреплению законности в стране.

Важно! В случае, если граждане выявляют любое нарушение в принципах работы прокуратуры, они всегда могут написать жалобу на деятельность сотрудников ведомства в вышестоящую инстанцию с обоснованием предъявляемых претензий, и реакция на данную бумагу будет очень оперативной.

Что такое система прокуратуры

В общую структуру прокуратуры нашей страны включены отдельные ведомства, обеспечивающие контроль за законностью в различных сферах жизнедеятельности государства и его граждан. Так, система подразделяется на следующие основные органы:

  • Основной, главенствующий департамент, обеспечивающий руководство всей системой – это Генпрокуратура нашей страны.
  • В прямом подчинении у главка находятся органы прокуратуры по регионам страны, а также ведомственные структуры, в частности военные и иные, обеспечивающие контроль деятельности спецслужб.
  • Более мелкие департаменты, занимающиеся насущными вопросами граждан и организаций – городские и районные прокуратуры, а также военизированные и специальные, разделённые по территориальному признаку.
  • Центры собственной подготовки вместе с академиями для выпуска управленцев высшего звена для нужд ведомства.
  • Собственная редакция, издающая новостные и обзорные вестники, и служащие дополнительными доходными источниками ведомства.

Участие прокурора в суде

Важно! Практически вся структура прокуратуры взаимосвязана и подчиняется Генеральному прокурору РФ, однако из общей системы выбивается военная прокуратура, которая хоть и является её частью, но имеет собственные принципы действия, по большей части под грифом «секретно» и напрямую отчитывающаяся только перед генпрокурором.

Кто такие прокуроры

Прокурор – это высокостатусное должностное лицо, имеющее высшее юридическое образование и успешный опыт работы следователем или старшим следователем, обладающее достаточным набором знаний для предоставления интересов государства и законности при любом уголовном процессе в суде. Основными функциями данного должностного лица являются:

  • Обеспечение надзорной деятельности ведомства за ходом расследования преступлений и установлением настоящей вины подозреваемого в его совершении.
  • Организация необходимых профилактических мер в ходе борьбы с преступностью с выпуском соответствующих регламентов, агитационных изданий и проведением семинаров на тему безопасности и бдительности общества.
  • Представители прокуратуры принимают непосредственное участие на стороне государственного обвинения при рассмотрении любых уголовных и многих гражданских дел в зале суда.
  • В случае, если в ходе судебного заседания прокурор выявляет нарушение закона в действиях судьи, вынесшего приговор или решение по делу, он имеет право его опротестовать, инициируя тем самым повторное заседание с более объективным рассмотрением дела.
  • Прокуроры тщательно работают с населением, принимают от него жалобы, заявления, предложения и обращения, реагируя на них в устном или письменном виде, проводят соответствующие проверки.
  • Данные должностные лица имеют право на возбуждение административных и уголовных процессов в соответствии с законом.

Важно! Все районные, городские и региональные прокуроры подчиняются генпрокурору РФ, устанавливающего штатное расписание, издающего различные регламенты и приказы, поправки к ним, подлежащие незамедлительному исполнению каждым подчинённым ему лицом, ответственным за работу своего ведомства. Сам же генпрокурор в свою очередь обязан нести ответственность за работу всей структуры перед президентом страны.

Совещание в генпрокуратуре

Какие требования предъявляются к прокурорам

Прокурором может стать далеко не каждый гражданин нашей страны, так как к ним предъявляются достаточно жёсткие требования, а именно:

  • Он должен иметь высшее юридическое образование, полученное в аккредитованном государством вузе с изучением всех требуемых для службы дисциплин.
  • Будущий прокурор обязан обладать отменным здоровьем, что должно быть подтверждено соответствующей медсправкой после прохождения диспансеризации в соответствующей клинике.
  • Он должен быть психически уравновешен, морально устойчив и обладать требуемыми для этой должности психологическими показателями.
  • Прокурор обязан иметь только одно подданство – Российской Федерации.
  • Лицо, претендующее на подобную должность, не должно быть когда-либо признано недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда.
  • Кроме того, прокурор не должен иметь за спиной каких-либо провинностей перед законом, после совершения которых он понёс наказание по суду в виде лишения права занимать определённую государственную должность или осуществлять какую-либо деятельность в рамках этой должности пожизненно, либо на протяжении какого-либо срока.
  • Главное, что будущий сотрудник правоохранительных органов не должен иметь судимость, в том числе погашенную, либо открытое в отношении него уголовное преследование.

Важно! Перед утверждением в должности прокурорского работника он должен пройти соответствующую проверку внутренней службой безопасности ведомства, действующей при отделе кадров, на предмет достоверности всех переданных личных данных.

Как работают прокуратуры субъектов

Согласно настоящей ст. 15 Федерального Закона о прокуратуре Российской Федерации, прокуратуры субъектов РФ со стоящими в их главе прокурорами и их заместителями имеют в своём составе управления, предназначенные для выполнения контрольно-надзорных функций и отделы, которые им подчиняются и ведут работу с населением. При этом под компетенцию данных органов попадают такие полномочия, как:

  • Органы прокуратуры осуществляют контроль за соблюдением законов, а также прав и свобод человека, и за борьбой с коррупцией.
  • Инициирование возбуждения уголовных дел.
  • Участие в судебных процессах.
  • Контроль за действиями полиции и иных правоохранительных органов в отношении пресечения или наказания за преступления.
  • Руководство всеми городскими и районными органами прокуратуры в пределах данного субъекта.
  • Правильное и достоверное донесение информации до населения посредством взаимодействия со СМИ.

Прокуратура субъекта

Важно! Руководитель прокуратуры субъекта несёт прямую ответственность перед генпрокурором за действия подчинённых ему городских и районных прокуроров.

Как осуществляется прокурорский надзор

Прокурорский надзор представляет собой особый вид контрольной деятельности за исполнением законов практически в любой отрасли жизни в стране. Так, ни одна из трёх ветвей власти не может устанавливать для органов прокуратуры какие-либо ограничения в их действиях, так как ведомство является абсолютно автономным и контролирует следующие аспекты жизнедеятельности населения и госструктур:

  • Прежде всего это проверка органов исполнительной власти за внедрением законопроектов и их исполнение среди граждан и юрлиц.
  • Контроль за тем, чтобы не нарушались права человека со стороны властных или правоохранительных структур, то есть приём жалобных писем от населения.
  • Участие в деятельности правоохранительных органов на всех этапах расследования преступления – от розыска подозреваемого до окончания предварительного следствия по делу.
  • Контроль за исполнением законов на региональном уровне, а также порядка в исправительных учреждениях и районных судах.

Действия прокурора в суде

Важно! Ни один судебный процесс не может пройти без участия прокурора, так как он основное лицо, которое инкриминирует статью уголовного кодекса обвиняемому лицу, пытаясь в ходе слушаний доказать его вину.

Методы работы прокурора в суде

Закон о прокуратуре говорит о том, что в суде прокурор является одной из главных фигур кроме самого председателя заседания. Закон наделяет это должностное лицо целым рядом полномочий, позволяя:

  • Выдвинуть обвинение в отношении подозреваемого лица, а именно – представить суду суть материалов данного судебного дела в отношении подозреваемого лица как результат следственной работы.
  • Представление суду обвиняемого, сути преступления, общих положений доследственных процедур, перечня инкриминируемых статей и обстоятельств произошедшего перед началом заседания.
  • В ходе судебного следствия прокурор, как уполномоченный представитель гособвинения, имеет право на опрос всех участников процесса, а также держит слово закона в прениях и даёт комментарии в ходе следственной процедуры.
  • Главное состоит в том, что прокурор имеет право снять обвинение в одностороннем порядке при наступлении соответствующих обстоятельств и изменении его мнения относительно совершения преступления.

Требования к прокурорам

Подводя итог, надо сказать, что действия органов прокуратуры действительно очень эффективны. Если бы в нашей стране не существовало этого ведомства, кругом бы царил абсолютный хаос, так как второго такого органа, беспристрастно регулирующего действие любой властной структуры и пресекающего незаконную деятельность во благо общества, в том числе и среди правоохранительных органов, не существует.

shtrafsud.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *