Публичный порядок уголовного преследования – Публичное уголовное преследование |  § 2 Виды уголовного преследования  | Глава 4 Уголовное преследование  |  Читать онлайн, без регистрации

Содержание

Публичное уголовное преследование |  § 2 Виды уголовного преследования  | Глава 4 Уголовное преследование  |  Читать онлайн, без регистрации

Публичное уголовное преследование

Публичное уголовное преследование представляет собой наиболее распространенный (общий) порядок изобличения лица в совершении преступления, обусловленный современным типом (формой) российского уголовного процесса. Поэтому в соответствии с частью 5 ст. 20 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в публичном порядке по всем делам, за исключением тех, для которых установлен иной (частный или частно-публичный) порядок.

Публичное уголовное преследование характеризуется следующими основными чертами.

1. Публичное уголовное преследование всегда осуществляется от имени государства специально уполномоченными субъектами – органом дознания, дознавателем, следователем и прокурором. Это положение обусловлено господствующей в настоящее время уголовно-правовой концепцией, что преступление – это деяние, посягающее на интересы всего общества и государства в целом. Поэтому именно государство должно осуществлять уголовное преследование лица и вступать с ним в процессуальное единоборство в судебном заседании.

2. Для осуществления публичного уголовного преследования орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор наделены определенными государственно-властными полномочиями. Так, в соответствии с частью 4 ст. 21 УПК РФ требования, поручения и запросы, предъявленные в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

3. Публичное уголовное преследование является обязанностью государства. Это означает, что в каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны принять предусмотренные законом меры по установлению события преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении.

4. Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются вне зависимости от волеизъявления потерпевшего, что выражается в следующих процессуальных положениях:

– поводом для возбуждения уголовного дела публичного обвинения может служить не только заявление потерпевшего (его законного представителя), но и любое другое предусмотренное ст. 140 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении;

– для возбуждения уголовного дела публичного обвинения не требуется согласие потерпевшего (его законного представителя).

5. Для уголовных дел публичного обвинения свойственно досудебное производство, т. е. стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Без досудебного производства государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, лишены возможности последующего поддержания государственного обвинения в судебном заседании. Ведь государство возлагает осуществление обвинительных полномочий на лиц, не заинтересованных в исходе уголовного дела, изначально абсолютно не владеющих информацией о значимых для дела обстоятельствах. В противном случае это привело бы к отсутствию объективности или беспристрастности уголовного судопроизводства. Вместе с тем при поддержании государственного обвинения в судебном заседании государственному обвинителю (прокурору) уже должны быть доподлинно известны все значимые обстоятельства дела, позволяющие аргументированно добиваться признания лица виновным в совершении преступления и назначения ему наказания. Отсутствие аргументированной позиции государственного обвинения сведет на нет возможность судебного разбирательства и, следовательно, решение задач всего уголовного судопроизводства.

Поэтому именно в процессе осуществления досудебного производства государственные органы и должностные лица устанавливают все значимые обстоятельства уголовного дела и получают процессуальную возможность сформировать обоснованную позицию государственного обвинения, впоследствии отстаиваемую в судебном заседании.

6. Уголовные дела публичного обвинения не подлежат безусловному прекращению вследствие примирения потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым. Поскольку в данном случае уголовное преследование осуществляет не частное лицо (потерпевший), а само государство, то прекращение уголовного дела допускается лишь по усмотрению субъекта уголовной юрисдикции и только в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 25 УПК РФ).

7. Правом участия в публичном уголовном преследовании наряду с субъектами уголовной юрисдикции обладают и заинтересованные частные лица: потерпевший и (или) его представитель (ст. 22 УПК РФ). Безусловно, преступление – это акт, имеющий публично-правовое значение, и в первую очередь посягает на интересы всего общества и государства в целом. Но помимо этого оно нередко затрагивает частные права и интересы конкретного лица (например, собственность). Поэтому законодатель не может не наделить правом участия в уголовном преследовании лиц, отстаивающих такие частные права и интересы.

Эти лица не наделены государственно-властными полномочиями. Следовательно, их участие заключается в реализации ими своих процессуальных прав. Например, потерпевший (его представитель) может представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, выступать в прениях сторон, обжаловать судебные решения и т. д.

velib.com

Виды уголовного преследования. Понятие уголовного преследования

Понятие уголовного преследования – это деятельность по установлению подозреваемого или обвиняемого лица, совершившего преступление. Осуществляется со стороны обвинения.

Процессуальные действия, проводящиеся до изобличения лица, которое совершило преступное деяние, не относятся к данному определению.

Виды уголовного преследования в зависимости от тяжести преступления могут осуществляться в частном, смешанном порядке. Рассмотрим все по порядку.

Уголовное преследование в частном порядке

Виды уголовного преследования включают в себя судебные дела, обвинения в частном порядке, возбуждаемые на основании заявления законного представителя или самого потерпевшего.

Исключение составляют ситуации, когда человек в силу беспомощности или по иным причинам не может самостоятельно обратиться за защитой. Руководитель следственного комитета, следователь или дознаватель наделены правом возбуждения уголовного дела от имени потерпевшей стороны.

Делами частного обвинения, то есть небольшой тяжести, являются: побои, клевета, причинение умышленно легкого вреда здоровью.

Законом разрешается защищать свои интересы и личные права потерпевшим в суде самостоятельно. Но только это касается исключительно случаев, которые классифицируются степенью небольшой тяжести.

Такие уголовные дела прекращаются по примирению сторон (обвиняемого и потерпевшего). Но есть оговорка. Примирение возможно до момента удаления в совещательную комнату суда для принятия решения.

Уголовное преследование в частно-публичном порядке

Частно-публичного обвинения уголовные дела возбуждаются по заявлению потерпевшей стороны или его представителя. К таким случаям относятся.

1. Нарушение смежных и авторских прав.

2. Несоблюдение тайны переписки, почтовых, телефонных переговоров или иных сообщений.

3. Нарушение жилищной неприкосновенности.

4. Мошенничество, а именно все его составы.

5. Растрата или присвоение и т.д.

Виды уголовного преследования частно-публичные и частные отличаются между собой. Во втором случае возбужденное дело прекращается в связи с примирением между сторонами. В частно-публичном договоренность обвиняемого и истца не влияет на исход дела. При этом потерпевшая сторона не имеет права самостоятельно отстаивать свои интересы в суде в отличие от частного обвинения дел.

За исключением случаев, когда совершившее преступление средней или небольшой тяжести лицо примирилось с потерпевшим и возместило ему причиненный вред (ущерб).

Уголовное преследование в публичном порядке

Дела в публичном порядке возбуждаются по инициативе прокурора. Также это может быть следователь или дознаватель. Заявление от потерпевшей стороны или ее представителей для возбуждения дела не требуется.

К публичным случаям относятся дела, которые не являются частными или смешанными.

Виды уголовного преследования публичного характера отличаются от частно-публичного обвинения тяжестью преступления.

Уполномоченные лица, наделенные правом уголовного преследования

Кто они? Уголовно-процессуальный кодекс выделяет несколько субъектов, наделенных правом рассматриваемого преследования. Представителями обвинения по смешанным и публичным делам являются прокурор, дознаватель или следователь. При обнаружении признаков, указывающих на совершение преступления, их целью является восстановление события, нарушения или деяния. Также они должны определить человека или лиц, совершивших преступление. При этом осуществляется защита потерпевшего. Со стороны пострадавшей стороны обязательно участие его законного представителя. Возможно в производстве дела наличие гражданского истца и его защитника.

Предъявленные в пределах полномочий запросы, требования и поручения участников процесса с обвинительной стороны обязательны для исполнения.

Прокурор вправе заключить досудебное соглашение по уголовному делу после его возбуждения с обвиняемым или подозреваемым.

Органы уголовного преследования

К органам, осуществляющим уголовное преследование, относятся такие структуры.

1. Следственный комитет при прокуратуре России.

2. Отделы внутренних дел.

3. Органы прокуратуры.

Досудебное преследование

Уголовное дело, по которому ведется досудебное производство, может проходить следующие этапы преследования.

1. Возбуждение дела посредством инициирования уголовного преследования.

2. При выявлении прокурором фактов, свидетельствующих о совершении преступления, материалы дела направляются в дознавательный орган или следственный комитет для решения вопроса по уголовному преследованию.

3. Дача письменных указаний дознавателю о ходе расследования и проводимых процессуальных действий.

4. Утверждение обвинительного акта или заключения по уголовному делу.

5. Продление сроков дознания.

6. Утверждение вынесенного дознавателем постановления о прекращении производства по делу.

7. Принятие участия в судебных и досудебных заседаниях

8. Возращение уголовного дела с письменными указаниями следователю или дознавателю с целью проведения дополнительного расследования.

9. Изменение обвинительного акта или заключения.

Уголовно-процессуальный кодекс также наделяет полномочиями следователя (как должностного лица) осуществлять предварительное делопроизводство. Рассматриваемый представитель потерпевшего также является субъектом, осуществляющим преследование по смешанным и публичным делам, а также является стороной обвинения. Преследование следователем по уголовным делам заключается в сборе неопровержимых доказательств, изобличающих подозреваемого или обвиняемого путем доказывания вины в совершении преступления.

Куратор органа следствия наделен законным правом по осуществлению уголовного преследования посредством руководства над предварительным следствием.

Руководитель органа дознания и сама структура в отличие от следователей уполномочены осуществлять по уголовным делам (по которым не обязательно проведение предварительных следственных действий) рассматриваемое преследование. Также они наделены правом возбуждения уголовных дел и проведения оперативно-розыскных действий.

Возбуждение преследования

Основания уголовного преследования в смешанном и частном порядке начинаются с подачи заявления потерпевшей стороной. Также это выполнить может законный представитель гражданина. Заявление может подаваться напрямую в мировой суд. Это правило касается случаев, когда потерпевшим точно известно лицо, совершившее преступление. Но чаще всего заявление подается в органы полиции. После проведения соответствующей предварительной проверки и установления признаков, указывающих на совершившееся деяние, материал проверки по делу передается мировому судье. Об этом заявитель уведомляется.

Основания уголовного преследования по публичному обвинению.

1. Заявление потерпевшего.

2. Представление рапорта с указанием существования признаков совершенного деяния.

3. Явка с повинной и т.д.

После предварительной проверки выносится соответствующее постановление, указывающее на возбуждение дела, о чем уведомляется прокурор.

Основания прекращения уголовного преследования

Такими причинами являются нижеуказанные факторы.

1. Отсутствие деяния.

2. Нет состава преступления, то есть отсутствие всех признаков незаконного деяния (субъекта, объекта, субъективной или объективной стороны преступления).

3. Истечение давности сроков по уголовному преследованию.

4. Смерть обвиняемого или подозреваемого.

5. Отсутствие судебного заключения, указывающего на признаки преступления.

6. Отсутствие от пострадавшего заявления.

7. Примирение потерпевшего и обвиняемого.

8. Изменение обстановки. Например, совершенное деяние перестало быть опасным.

Причины окончания преследования

Прекращение уголовного дела (уголовного преследования) имеет ряд оснований, которыми являются нижеуказанные факторы.

1. Лицо не причастно к совершению преступления. Это происходит при доказанности, что гражданин наказуемое деяние не совершал. Или же, когда очевидна полная достоверность совершения преступления подозреваемым или обвиняемым лицом.

2. Наличие акта об амнистии.

3. Примирение сторон.

4. Наличие решения суда, принявшего законную силу по тому же обвинению, по которому прекращено уголовное дело.

5. Отказ в лишении полномочий Президента России со стороны Госдумы Федерального Собрания.

6. Деятельное раскаяние.

7. Лицо, совершившее преступление, не попадает под уголовную ответственность из-за недостаточного возраста.

Таковы основания прекращения уголовного преследования по закону РФ.

fb.ru

Виды уголовного преследования.

В зависимости от
характера и тяжести совершённого
преступления уголовное преследование,
включая обвинение в суде, осуществляется
в публичном, частно-публичном и частном
порядке.

1. Преследование в частном порядке.

Ч.2 ст.20 УПК говорит
о том, что уголовные дела о преступлениях,
предусмотренных статьями 115 (умышленное
причинение лёгкого вреда здоровью), 116
(побои), 129 ч.1 (клевета без отягчающих),
130 (оскорбление). Перечень исчерпывающий,
при этом все преступления против
личности.

Они возбуждаются
только по заявлению потерпевшего, его
законного представителя и подлежат
прекращению в связи с примирением
потерпевшего с обвиняемым. Примирение
возможно до удаления суда в совещательную
комнату для вынесения приговора.

Заявление
потерпевшего подаётся мировому судье
прямо и непосредственно в порядке ст.318
УПК. Судья принимает заявление к
производству и по сути этим возбуждает
уголовное дело. С этого момента лицо
становится частным обвинителем. Новый
закон допустил правопреемство по делам
частного обвинения: в случае смерти
лица, пострадавшего от преступления,
преследуемого по частному обвинению,
право на подачу заявления приобретает
его близкий родственник. Это отличие
частного обвинителя от потерпевшего.

Но в некоторых
случаях затрагивается и общественный
интерес. Ч.4 ст.20 УПК говорит о том, что
прокурор, а также следователь или
дознаватель с его согласия вправе
возбудить дело частного обвинения и
без отсутствия заявления потерпевшего,
если:

  • Преступление
    совершено в отношении лица, находящегося
    в зависимом состоянии,

  • Или по иным причинам
    не способного воспользоваться
    принадлежащими ему правами

  • Ч.3 ст.318: когда
    потерпевший в силу беспомощного
    состояния или по иным причинам не может
    защищать свои права и законные интересы.

Если уголовное
дело частного обвинения возбуждено
прокурором, то это не лишает стороны
права на примирение.

Примирение по
делам частного обвинения – примирение
процессуального свойства. Ст.76 УК: лицо,
впервые совершившее преступление
небольшой и средней тяжести, может быть
освобождено от УО, если оно примирилось
с потерпевшим и загладило вред. Т.е. УПК
говорит о том, что примиряется потерпевший,
а УК – виновный. Примирение должно быть
делом обоюдным. Дело не может прекратиться,
если обвиняемый не согласен с примирением.

2.Частно-публичное обвинение.

Помимо частного
обвинения существует ещё частно-публичное
уголовное преследование.

В соответствии со
ст.20 такое преследование осуществляется
по 9 составам. Перечень исчерпывающий.
Это составы:

Ст.131 ч.1 –
изнасилование без отягчающих

Ст.132 ч.1 –
насильственные действия сексуального
характера без отягчающих.

Ст.137

138

139

145

146 ч.1

147 ч.1

Вряд ли можно
обнаружить критерий, по которому выделены
эти составы. 2 тяжких и остальные не
тяжкие преступления. Объект посягательства
тоже разный.

Эти дела возбуждаются
не иначе как по заявлению потерпевшего,
однако прекращению в связи с примирением
потерпевшего с обвиняемым не подлежат,
за исключением случаев ст.76 УК и 25 УПК.
Эти дела рассматриваются и расследуются
в обычном порядке. До возбуждения
уголовного дела потерпевшая вправе
аннулировать заявление, а если дело уже
возбуждено, начинается обычный порядок.
Раньше дела иногда прекращали вследствие
изменения обстановки, но теперь это не
основание для освобождения от
ответственности. От наказания же можно
освободить если преступление совершено
впервые и небольшой или средней тяжести.

Эти дела могут
возбуждены прокурором, следователем.
Дознавателем и без согласия потерпевшего.
Например, если изнасилование сопряжено
с убийством, пострадавшая уже не может
подать заявление.

Все остальные дела
считаются делами публичного обвинения.
Ст.21 УПК говорит о том, что в каждом
случае обнаружения признаков преступления
органы уголовного производства принимают
предусмотренные законом меры по
установлению события преступления ,
обстоятельств дела и т.д.

Есть и ещё одна
категория дел, которая названа в ст.23
УПК – привлечение к уголовному
преследованию по заявлению коммерческой
или иной организации. Однако ни к одному
типу это не относится. Если деяние
предусмотрено ст.2………………………………то
уголовное дело возбуждается по заявлению
руководителя данной организации или с
его согласия.

Участники
уголовного процесса со стороны защиты
.

П.46 ст.5 УПК говорит:
сторона
защиты

обвиняемый, его законный представитель,
гражданский ответчик, его законный
представитель и представители.

Подозреваемый
его общее
понятие в УПК отсутствует. Законодатель
перечисляет категории, которые сюда
относятся:

  • Лицо, в отношении
    которого возбуждено уголовное дело,

  • Лицо, которое
    задержано в соответствии со ст.91 – 92
    УПК. Основания задержания подозреваемого:
    органы уголовного судопроизводства
    вправе задержать лицо по подозрению в
    совершении преступления, за которое
    может быть назначено наказание в виде
    лишения свободы, при наличии одного из
    следующих оснований:

  • Когда лицо
    застигнуто при совершении преступления
    или непосредственно после его совершения

  • ……………………………..

  • Когда на этом
    лице, его одежде, при нём или в его жилище
    будут обнаружены явные следы преступления.

  • Если лицо попыталась
    скрыться, не установлена его личность
    или постоянное место жительства.

По КРФ задержание
не может превышать 48 часов, т.е. считать
надо в часах, а не в сутках, иначе сроки
бы не соблюдались.

Задерживать можно
только по возбуждённому уголовному
делу. Но как быть, если лицо застали на
месте совершения? Фактическое задержание
– п.15 ст.5 – момент определяется туманно
– это момент производимого в порядке,
установленном УПК, фактического лишения
свободы передвижения лица, подозреваемого
в совершении преступления.

  • П.3 ст.46 – лицо, к
    которому применена мера пресечения.
    Ст.98 УПК называет 7 мер пресечения. До
    определения / обвинения это лицо
    находится в положении подозреваемого.
    Ст.100 УПК говорит, что к такому лицу
    обвинение должно быть предъявлено в
    течение 10 суток с момента задержания.
    Если не предъявляется, мера пресечения
    немедленно отменяется. Недавно появились
    исключения: по делам о преступлениях
    террористического характера мера
    пресечения продлевается до 30 суток.

По замыслу
законодателя гражданин как подозреваемый
должен существовать в процессе как
фигура временная, потом он должен либо
быть отпущен, либо станет обвиняемым.

Т.е. если просто
возбудили уголовного дела и не применяли
никаких мер, подозреваемым можно быть
не установлено на какой срок. По аналогии
этим лицам можно применять обвинение
в течение 10 суток – но практики сказали,
что здесь не может быть аналогии.

Права подозреваемого
в законе подробно расписаны………………………

Перечень лиц,
которые являются подозреваемыми по
уголовному делу, является исчерпывающим.
Никаких других лиц мы формально считать
обвиняемым не можем.

Обвиняемый
– ст.47 УПК – это 2 категории лиц:

1) лицо, в отношении
которого вынесено постановление о
привлечении его в качестве обвиняемого.
В соответствии со ст.171 УПК такое
постановление выносится следователем
при наличии достаточных доказательств,
дающих основание для обвинения лица в
совершении преступления. Ст.172 УПК –
обвинение должно быть предъявлено лицу
не позднее 3 суток со дня вынесения
постановления.

2) лицо, в отношении
которого вынесен обвинительный акт. Он
составляется по окончании дознания,
его содержание – ст.225 УПК……………

Подсудимый
— обвиняемый по уголовному делу, по
которому назначено судебное
разбирательство,………………………….

Вынесение
постановления о привлечении лица в
качестве обвиняемого классически
считалось привлечением лица к уголовной
ответственности.

Права обвиняемого
похожи на подозреваемого, но гораздо
больше.

Одно из важнейших
прав – право на защиту, это ст.16 УПК –
принцип уголовного процесса. Это право
может реализоваться обвиняемым лично
или с помощью защитника.

Защитник
– ст.49 УПК – лицо, осуществляющее в
установленном законом порядке защиту
прав и интересов подозреваемых и
обвиняемых, и оказывающее юридическую
помощь при производстве по уголовному
делу.

Самого же понятия
защиты нет, она направлена на опровержение
обвинения.

Лица, допускаемые
в качестве защитника по уголовным делам
(ч.2 ст.49):

  • Адвокат –
    действующий ФЗ об адвокатской деятельности
    и адвокатуре ст.2 – это лицо, получившее
    в установленном законом порядке статус
    адвоката и право осуществлять адвокатскую
    деятельность.

  • По определению
    или постановлению суда в качестве
    защитника могут быть допущены (в законе
    оговорка – наряду с адвокатом) ещё две
    категории лиц:

    • Один из близких
      родственников обвиняемого

    • Или иное лицо, о
      допуске которого ходатайствует
      обвиняемый.

Законодательство
многих стран мира допускает даже не
всех лиц, обладающих высшим юридическим
образованием, а у нас формально закон
не устанавливает каких-либо запретов
касаемо указанных иных лиц и их участия
в качестве защитников. Но возникает
вопрос, правильно ли это, и кроме того
– нет ли таких запретов в других разделах
законодательства. Формальных запретов
в законе нет, но де факто они существуют,
т.к. участие иных лиц должно реально
представлять защиту, а не фарс (прецедент
в нашем районном суде – подзащитный
ходатайствовал о приглашении в качестве
защитника своего сокамерника). В общем
вопрос решается по усмотрению суда.

Полномочия (термин
круг прав лучше, т.к. полномочия – у
властных структур) у всех защитников
одинаковый. Отличия: 1) оформление
полномочий. Адвокат обязан предъявить
ордер и адвокатское удостоверение, об
оформлении полномочий других защитников
закон молчит, поэтому некоторые судьи
требуют доверенность, другие – договор,
третьи вообще ограничиваются ходатайством
подсудимого. 2) момент допуска к участию
в деле. Из всех категорий защитников
только адвокаты могут участвовать во
всех стадиях уголовного судопроизводства,
остальные допускаются по определению
суда, значит, не раньше стадии назначения
судебного заседания, т.е. при предварительном
расследовании они не допускаются – это
подтвердил и КС, т.к. там предоставляться
должна квалифицированная помощь. При
производстве у мирового судьи близкие
родственники и иные лица могут участвовать
и вместо адвоката. Действующий закон
оставляет некоторые возможности для
участия иных лиц и раньше – многие судьи
считают, что они могут разрешить таким
лицам участвовать при рассмотрении
конкретного вопроса. В отношении ряда
лиц действуют особые правила – надо
получить разрешение суда о том, что есть
событие преступления – тогда тоже могут
допускаться иные лица. Но всё это только
разово, эпизодически, постоянно они всё
равно участвовать не могут. 3) только
для адвокатов обязательны требования
ст.51 УПК – обязательное участие защитника.
4) ч.7 ст.42 – адвокат не вправе отказаться
от принятой на себя защиты подозреваемого
/ обвиняемого – этот запрет касается
только профессиональной защиты. Кодекс
профессиональной этики говорит, что
адвокат не может отказаться и должен
защищать до подачи кассационной жалобы,
но закон об этом ничего не говорит.
Наверное, такой предельный момент должен
существовать, но лучше бы его определить
в законе – т.к. иначе получается, что
защита вообще бессрочна.

Общее количество
защитников действующий уголовный
процессуальный закон не ограничивает.
Это создаёт некоторые неудобства, т.к.
все они могут обжаловать постановление,
знакомиться с материалами дела и т.д.

Не следует путать
отказ от принятой на себя защиты (когда
она уже осуществляется) и отказ от
принятия поручения. Отказ от принятия
поручения допускается, иногда кодексом
профессиональной этики, иногда
определёнными законами.

Иногда встречаются
такие явления как забастовки адвокатов
– тогда парализуется вся система
правосудия, т.к. нельзя следственные
действия провести.

Защитники по ст.50
участвуют в деле по приглашению либо
по назначению. Пригласить адвоката
может обвиняемы, его законные представители
и другие лица – любые, но только с
согласия обвиняемого.

В некоторых случаях
участие профессиональных защитников
в уголовном деле является обязательным
– ст.51 УПК:

  • Подозреваемый
    или обвиняемы не отказался от защитника
    – широкая формулировка (отказ – ст.52
    УПК, в любое время, добровольный, а не
    вынужденный по материальным затруднениям,
    но в законе ввели новую норму – отказ
    от защитника не обязателен для органов
    уголовного судопроизводства)

  • Подозреваемый /
    обвиняемый является несовершеннолетним.
    Закон толкуют достаточно широко и
    возраст считают на момент совершения
    преступления. Однако это правило
    материального, а не процессуального
    права, поэтому если на момент процессуальных
    действий человек уже взрослый и всё
    понимает, непонятно, зачем его заставлять.

  • Подозреваемый /
    обвиняемый в силу физических, психических
    недостатков не может осуществлять своё
    право на защиту

  • Подозреваемый /
    обвиняемый не владеет языком, на котором
    ведётся производство по уголовному
    делу

  • Лицо обвиняется
    в совершении преступления, за которое
    может быть назначено ЛС свыше15 лет или
    смертная казнь. Тут возникает вопрос,
    если наказание даётся ¾ от 17 лет –
    решили, что надо исходить из санкции
    статьи , а не правил назначения наказания

  • Уголовное дело
    подлежит рассмотрению присяжных
    заседателей

  • Обвиняемый заявил
    ходатайство о рассмотрении его дела в
    особом порядке – без судебного следствия.

Момент допуска
защитника к участию в деле – ст.49
УПК………………………………

Общее правило –
с момента вынесения постановления о
привлечении в качестве обвиняемого. Но
это постановление не сразу предъявляется,
раньше в законе было лучше – с момента
предъявления обвинения, а тут получается,
что человек не знает, что уже стал
обвиняемым, а его уже защищают.

Ст.53 УПК – полномочия
защитника. Уместнее было бы говорить о
правах и обязанностях………………………..

Об обязанностях
потихоньку стали забывать, а обязанность
вообще одна, но очень серьёзная –
защищать. Ничего другого от адвоката
требовать нельзя. Лучше, если бы эти
обязанности в законе были бы прописаны.

Остальное
самостоятельно.

Гражданский
ответчик

ст.54 УПК – в качестве гражданского
ответчика может быть привлечено
физическое или юридическое лицо при
наличии следующих оснований:

  • Наличие вреда,
    имущественного или морального,
    причинённого преступлением;

  • Предъявление иска
    в соответствии с требованиями закона;

  • Указание ГК РФ
    (некоторые основания ответственности
    устанавливает не только ГК) о том, что
    это лицо несёт ответственность за вред,
    причинённый преступлением. УПК РСФСР
    – ответчик – только лицо, которое
    обвиняет за вред, причинённый обвиняемым,.
    А не преступлением, разница большая. В
    новом законе и сами обвиняемые могут
    быть гражданским ответчиком. По старому
    УПК ответчиков было мало. Но вообще
    фигуру обвиняемого лучше ни с кем е
    смешивать.

  • Процессуальное
    решение о привлечении лица в качестве
    гражданского ответчика

Права и обязанности
– самостоятельно……………………………….

Представители
– это основывается либо на законе, либо
на должностном положении (руководитель
представляет организацию), либо на
договоре. Как правило, права у них такие
же, как у представляемых, за исключением
неотчуждаемых (например, право давать
показания).

Существует
собирательное название – все субъекты
со стороны обвинения, которые не имеют
властных полномочий и все субъекты со
стороны защиты называются участники
уголовного судопроизводства в узком
смысл
е. Такая
классификация не лишена здравого смысла.
Их общие черты:

  1. эти лица отстаивают
    в деле свой интерес (личный интерес
    либо интерес представляемого лица)

  2. этим лицам, как
    правило, не заявляется отвод (исключение
    – защитники могут быть отстранены от
    участия в деле)

  3. эти лица наделяются
    широким кругом процессуальных прав
    (ходатайства, отводы…)

  4. как правило, эти
    лица вовлекаются в уголовный процесс
    специальным процессуальным решением
    (исключение – адвокат может просто
    предъявить ордер).

Иные участники
уголовного судопроизводства

studfiles.net

Порядок и формы реализации уголовного преследования Публичное уголовное преследование

Из ч. 2 ст. 6 УПК РФ
вытекает, что уголовное преследование
и назначение виновным справедливого
наказания является одной из целей
уголовного судопроизводства. Эта цель
достигается при реализации стороной
обвинения уголовного преследования в
различных формах и различными способами.

Прокуратура, как
номинальный носитель обвинительной
власти, осуществляет уголовное
преследование в досудебный период
подготовки материалов уголовного дела
и в суде. Досудебное уголовное преследование
может осуществляться органами прокуратуры
непосредственно и в опосредованной
форме – как надзор за соблюдением
законов органами предварительного
следствия, дознания и органами,
осуществляющими оперативно-розыскную
деятельность.

Уголовное
преследование по делам публичного и
частно-публичного обвинения начинается
с момента возбуждения уголовного дела
в отношении конкретного лица, или с
момента предъявления обвинения, или с
момента фактического задержания лица
по подозрению в совершении преступления.

Формы публичного
обвиненияэто процессуальные и
организационные формы реализации
прокурором функции обвинения на различных
стадиях уголовного процесса. Реализация
функции обвинении всегда означает
распоряжение прокурором своими
процессуальными правами и выполнение
им своих процессуальных обязанностей.
Так что формы обвинения включают в себя
и формы обвинительной деятельности
прокурора, и способы реализации им своих
полномочий.

Как уже сказала,
следует выделять две основные
процессуальные формы обвинения в широком
смысле – это досудебное уголовное
преследование и поддержание государственного
обвинения в суде.

Имеются основания
и для спецификации обвинительной
деятельности прокурора в рамках указанных
основных форм обвинения.

Кроме того, мы
считаем нужным указать, что обвинительная
функция прокуратуры имеет место также
и в последующих стадиях процесса, включая
стадию исполнения приговора, а также
(в некоторых случаях) и в стадии надзорного
производства и стадии возобновления
дела ввиду открытия новых или вновь
открывшихся обстоятельств.

Так, в тех случаях,
когда кассационное или апелляционное
представление направляется прокурором
в вышестоящую инстанцию для пересмотра
судебного приговора, постановления о
прекращении уголовного дела или иного
судебного решения с целью ухудшения
положения осужденного — прокурор тем
самым объективно выполняет обвинительную
функцию, т.е. осуществляет уголовное
преследование.

Аналогичный
критерий следует применять и при
квалификации прокурорского надзора,
как обвинительной деятельности, на
стадии возобновления дела по вновь
открывшимся обстоятельствам. Если
процессуальная деятельность прокурора
направлена на изобличение лица и
привлечение его к уголовной ответственности
(объективно направлена на изменение
его положения в худшую сторону) — это
уголовное преследование. А соответствующие
акты прокурорского реагирования, в
которых он выражает свое требование к
суду о необходимости отменить приговор
по мотивам ухудшающим положение
осужденного, — это есть реализация
уголовного преследования.

Наконец, на стадии
исполнения приговора осуществление
прокурорского надзора за исполнением
законов может являться продолжением
уголовного преследования. Поскольку
прокуратура, обладая обвинительной
властью, имеет право на уголовный иск
т.е. осуществление уголовного преследования
с целью привлечения к уголовной
ответственности виновника преступления,
постольку закономерно считать, что
прокурор обладает и правом на наказание.
После того, как суд конституирует в
своем обвинительном приговоре право
государства на наказание виновника,
прокурор должен принять меры к тому,
чтобы это наказание было применено
надлежащим образом. В таком случае
прокурорский надзор за законностью в
сфере исполнения наказаний и назначенных
судом мер принудительного характера
следует считать формой уголовного
преследования..

studfiles.net

Публичное уголовное преследование — КиберПедия

Осуществление публичного уголовного преследования является обязанностью прокурора, следователя, органа дознания или дознавателя (ст. 21 УПК РФ). Обязанность осуществления уголовного преследования выражается, прежде всего, в обязанности его возбуждения. Обязанность возбуждения уголовного преследования означает обязанность следователя, органа дознания или дознавателя наделить процессуальным статусом подозреваемое или обвиняемое лицо, в отношении которого имеются доказательства о причастности к совершению преступления либо доказательства, подтверждающие виновность в его совершении. 1

В соответствии с частью 5 ст. 20 УПК РФ уголовное судопроизводство осуществляется в публичном порядке по всем делам, за исключением тех, для которых установлен иной (частный или частно-публичный) порядок.

Публичное уголовное преследование всегда осуществляется от имени государства специально уполномоченными субъектами – органом дознания, дознавателем, следователем и прокурором.

Уголовные дела публичного обвинения возбуждаются вне зависимости от волеизъявления потерпевшего, что выражается в следующих процессуальных положениях:

1. Поводом для возбуждения уголовного дела публичного обвинения может служить не только заявление потерпевшего (его законного представителя), но и любое другое предусмотренное ст. 140 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении. Статья 140 УПК РФ предусматривает следующие поводы для возбуждения уголовного дела: а. Заявление о преступлении; б. Явка с повинной; в. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; г. Постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

2. Для возбуждения уголовного дела публичного обвинения не требуется согласие потерпевшего (его законного представителя). 1

Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Заявление о преступлении может быть устным или письменным. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное заявление заносится в протокол.

Анонимные заявления о преступлении не могут служить поводом для возбуждения уголовного дела. Они направляются по решению уполномоченных должностных лиц в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность для проверки и оперативного использования.


Явка с повинной — это добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в устной, так и в письменной форме. Устное заявление принимается и заносится в протокол (ч. 3 ст. 141 УПК РФ).

Сообщения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть получены из иных источников. Такими источниками могут быть средства массовой информации, письма и жалобы граждан, информация, переданная по телефону, телеграфу и иными средствами связи, постановление прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ), обращения государственных и иных организаций и др.

При обнаружении признаков преступления в ходе проверки сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников, составляется рапорт (ст. 143 УПК РФ). Аналогичный рапорт составляется при отсутствии заявления потерпевшего либо его законного представителя, если преступление, относящееся к частному или частно-публичному обвинению, совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния или по иным причинам не может защитить свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). 1

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, следователь, дознаватель, руководитель следственного органа принимают одно из решений:

1. О возбуждении уголовного дела;

2. Об отказе в возбуждении уголовного дела;

3. О передаче сообщения по подследственности, а по уголовным делам частного обвинения — в суд.

Для уголовных дел публичного обвинения обязательно досудебное производство, т. е. стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Без досудебного производства государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, лишены возможности последующего поддержания государственного обвинения в судебном заседании. Ведь государство возлагает осуществление обвинительных полномочий на лиц, не заинтересованных в исходе уголовного дела, изначально абсолютно не владеющих информацией о значимых для дела обстоятельствах. В противном случае это привело бы к отсутствию объективности или беспристрастности уголовного судопроизводства. Вместе с тем при поддержании государственного обвинения в судебном заседании государственному обвинителю (прокурору) уже должны быть доподлинно известны все значимые обстоятельства дела, позволяющие аргументированно добиваться признания лица виновным в совершении преступления и назначения ему наказания. Отсутствие аргументированной позиции государственного обвинения сведет на нет возможность судебного разбирательства и, следовательно, решение задач всего уголовного судопроизводства.


Поэтому именно в процессе осуществления досудебного производства государственные органы и должностные лица устанавливают все значимые обстоятельства уголовного дела и получают процессуальную возможность сформировать обоснованную позицию государственного обвинения, впоследствии отстаиваемую в судебном заседании. 1

Уголовные дела публичного обвинения не подлежат безусловному прекращению вследствие примирения потерпевшего с подозреваемым или обвиняемым. Поскольку в данном случае уголовное преследование осуществляет не частное лицо (потерпевший), а само государство, то прекращение уголовного дела допускается лишь по усмотрению субъекта уголовной юрисдикции и только в отношении лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести (ст. 25 УПК РФ).

Правом участия в публичном уголовном преследовании наряду с субъектами уголовной юрисдикции обладают и заинтересованные частные лица: потерпевший и (или) его представитель (ст. 22 УПК РФ). Публичное уголовное преследование представляет собой наиболее распространенный (общий) порядок изобличения лица в совершении преступления, обусловленный современным типом (формой) российского уголовного процесса. 1

 

cyberpedia.su

Уголовное преследование

Любое совершенное преступление не должно оставаться безнаказанным. Виновный подлежит уголовной ответственности за свое противоправное деяние и должен нести соответствующее степени тяжести наказание. Для привлечения преступника к ответственности в отношении него осуществляется уголовное преследование. Производится сбор доказательств, подтверждающих его вину, допрашиваются свидетели, производятся обыски, выемки, избирается мера пресечения, производятся иные следственные действия.

Понятие и виды уголовного преследования

Под этим термином понимается процессуальная деятельность стороны обвинения, направленная на изобличение конкретного подозреваемого, обвиняемого, совершившего преступление. Данная деятельность юридически закреплена в УПК.

Принято классифицировать уголовное преследование на виды в зависимости от характера преступления, а также степени тяжести. Оно может осуществляться:

— в частном порядке. Для уголовных дел этой категории обязательно заявление потерпевшей стороны. Они могут прекращаться на любой из стадий уголовного процесса до удаления в совещательную комнату суда для вынесения приговора. Перечень статей УК, относящихся к данной категории, приведен в ст. 20 УПК. Это клевета (ст. 129 ч. 1), побои (ст. 116 ч. 1), оскорбление (ст. 130) и др.

— в частно-публичном порядке. Также необходимо заявление потерпевшего, однако дела не подлежат прекращению из-за примирения сторон. В качестве исключения в ст. 25 УПК предусмотрено право прокурора прекратить в указанных в статье 76 УК случаях дело и уголовное преследование при совершении виновным преступления небольшой или средней тяжести, при условии примирения с потерпевшим и заглаживания причиненного вреда. Такое же право предоставлено дознавателю и следователю, но лишь при получении согласия прокурора).

К данной категории относятся: изнасилование (ст. 132 ч. 1), нарушения тайны переписки (ст. 138 ч. 1) и авторских прав (ст. 146 ч. 1) и др. Таким образом, дела частного обвинения и частно-публичного возбуждают лишь на основании заявления. Однако имеется и исключение, предусмотренное в ст. 20 УПК. Согласно части 4, прокурор может возбудить дело без заявления, если потерпевший зависит каким-либо образом от преступника либо не может воспользоваться своими правами самостоятельно по различным причинам. Такое же право предоставлено следователю и дознавателю, но они могут его реализовать лишь с согласия прокурора.

— в публичном порядке. Это все остальные уголовные дела. Возбуждаются они независимо от наличия заявления лица при установлении наличия состава преступления и не подлежат прекращению в случае примирения.

Уголовное преследование производится по-разному в связи с необходимостью максимально учесть интересы самого потерпевшего, поскольку зачастую он может быть не заинтересован в возбуждении дела, особенно когда преступником является близкий родственник. На практике нередки случаи, когда потерпевшие «в сердцах» пишут заявление в отношении своих родственников, желая привлечь их по статьям, относящимся к делам частно-публичного обвинения, а на следующий день пытаются забрать заявление обратно, примирившись с обидчиком, однако это уже невозможно, так как дело возбуждено и прекращению не подлежит. Именно поэтому не стоит принимать решение «сгоряча».

Прекращение уголовного преследования

Основаниями для прекращения являются:

  • отсутствие события преступления, то есть если оно не имело места в действительности;
  • отсутствие состава;
  • смерть подозреваемого лица;
  • истечение сроков давности;
  • примирение сторон;
  • изменение обстановки;
  • деятельное раскаяние;
  • непричастность лица к совершенному преступлению;
  • акт амнистии.

fb.ru

Еникеев З.Д. Формы уголовного преследования // Уголовное преследование










Еникеев З.Д. Уголовное

преследование.
Учебное пособие. Уфа: Изд-во БашГУ. 2000. — 131 с.


К оглавлению


§ 3. Формы уголовного преследования


Поскольку в вышеупомянутых УПК уголовное преследование интерпретируется как процессуальная деятельность, под его формой прежде всего имеется в виду уголовно-процессуальная форма осуществления данной деятельности. А под процессуальной формой понимается установленный уголовно-процессуальным законодательством правовой режим, порядок производства в целом или отдельных процессуальных действий по уголовному делу, отвечающий задачам судопроизводства и его принципам.40 По мнению М.С.Строговича, процессуальная форма «есть всегда форма совершения действий и принятия решений, предусмотренных этим законом, и вместе с тем форма процессуального закрепления этих действий и решений».41

Характеризуя эту форму как специфическую разновидность правовой формы государственной деятельности, М.Л.Якуб правильно подчеркивал, что она «создает детально урегулированный, устойчивый, юридически определенный, строго обязательный, стабильный правовой режим производства по уголовным делам».42

Говоря о значении процессуальной формы, уместно привести следующие положения Французской декларации прав человека и гражданина 1789 года: «Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах» (ст.7).43

Процессуальный порядок уголовного преследования имеет три формы: публичную, частно-публичную и частную. Такое деление основано на том, что согласно ст.25 ПУПК РФ, ст.32 УПК РК ст.31-34 МУПК, в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления уголовное преследование и обвинение в суде осуществляются в частном, частно-публичном и публичном порядке.

Делами частного обвинения являются дела о преступлениях, предусмотренных ст.115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст.116 (побои), ч.1 ст.129 (клевета без отягчающих обстоятельств) и ст.130 УК (оскорбление). Частными эти дела называются потому, что они возбуждаются не иначе как по жалобе или заявлению потерпевшего и подлежат прекращению за примирением его с обвиняемым. По делам данной категории свобода распоряжения обвинением принадлежит потерпевшему. Он может поддерживать обвинение, отказаться от обвинения, самостоятельно доказывать обвинение, прибегая для этого в необходимых случаях к помощи частно-детективных структур (п. 7 ст.3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»). Это согласуется с Рекомендацией Комитета Министров Совета Европы от 17 сентября 1987г. относительно упрощения уголовного правосудия по мелким делам, в том числе возможности применения мировых сделок и судебного рассмотрения таких дел без предварительного расследования.44 Такой процессуальный порядок оправдывается и в том смысле, что он способствует ликвидации возникающих на личной почве конфликтов и предупреждению в ряде случаев связанных с ними более тяжких преступлений.45

Дела частно-публичного обвинения — дела о преступлениях, предусмотренных ч.1 ст.131 УК (изнасилование без отягчающих обстоятельств), ч.1 ст.146 (нарушение авторских и смежных прав) и ч.1 ст.147 УК (нарушение изобретательских и патентных прав).Они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но в отличие от дел частного обвинения, прекращению за примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат. Производство по этим делам ведется в общем порядке, т.е. начало уголовного преследования зависит от волеизъявления пострадавшего, а дальнейший ход и исход его — от решения органов уголовной юстиции. Именно поэтому указанные дела именуются делами частно-публичного обвинения.

В исключительных случаях, если сообщение о каком-либо из этих преступлений имеет особое общественное значение, затрагивает существенные интересы государства и общества, или если пострадавший по этому делу в силу беспомощного состояния, зависимости от обвиняемого или по иным причинам не в состоянии защищать свои права и законные интересы, прокурор вправе возбудить уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего (ст.25, 159 ПУПК РФ).

По делам об упомянутых преступлениях обязательно предварительное следствие.

Дела публичного обвинения — все дела о преступлениях, за исключением дел частного и частно-публичного обвинения. Уголовное преследование по этим делам осуществляется независимо от подачи жалобы потерпевшим. Вследствие принципа публичности уголовного судопроизводства всякое должностное лицо органа дознания, дознаватель, следователь, прокурор, получив сведения о готовящемся или совершенном преступлении, либо непосредственно обнаружив соответствующее происшествие, обязаны принять меры к закреплению следов происшествия. При этом соответствующий орган уголовного преследования обязан в пределах своей компетенции немедленно возбудить производство по уголовному делу и приступить к его расследованию. Расследование дела носит сугубо публичный характер и осуществляется без каких-либо отступлений от общих правил. Если преступлением причинен потерпевшему вред, то орган уголовного преследования обязан принять меры к его возмещению.

Установлен особый порядок привлечения к уголовной ответственности по делам о преступлениях, предусмотренных главой 23 УК РФ (злоупотребление своими полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации; злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами; превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб; коммерческий подкуп). В примечаниях к ст.201 УК РФ записаны следующие положения: 1)если деяние, предусмотренное настоящей статьей либо иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия; 2) если деяние, предусмотренное настоящей статьей или иными статьями настоящей главы, причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.

Для придания процессуальной формы указанной уголовно-правовой норме Федеральный закон от 21 декабря 1996г. дополнил УПК РСФСР статьей 271, которая сохраняется и в ПУПК РФ (ст.28). Суть ее заключается в том, что привлечение к уголовной ответственности при наличии предусмотренных законом условий по этим делам возможно только по заявлению руководителя коммерческой (иной подобной) организации или с его согласия.46 Это значит: предусмотренные ст.201-204 УК дела могут быть возбуждены и без такого заявления или согласия, но эти условия нужно соблюдать при решении вопроса о привлечении лица в качестве обвиняемого. Если требуемого законом заявления или согласия нет, то лицо не может привлекаться к уголовной ответственности, а возбужденное уголовное дело прекращается. Здесь действует диапозитивное начало, ограничивающее публичное уголовное преследование волей лица, исходящего из своих частных интересов, лишь в случаях, когда вред причинен преступлением исключительно этим интересам.

Дела о преступлениях, предусмотренных главой 23 УК РФ, считаются делами публичного обвинения.47

Какой бы характер (публичный, частно-публичный, частный) ни носили дела о преступлениях, уголовное преследование по ним ведется в процессуальной форме. Между тем в реальной действительности преследование бывает также в непроцессуальной форме, в том числе до возбуждения уголовного дела, скажем, в порядке оперативно-розыскных мер, при погоне за преступником милицией, самим потерпевшим, другими гражданами, захвате его по «горячим следам», задержании на месте преступления и т.д. Такая возможность основана на законах РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г., «О милиции» от 18 апреля 1991 г. в редакции Закона от 31 марта 1999 г., «О Федеральных органах налоговой полиции» в редакции от 17 декабря 1995г., «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г., «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 г., «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 г.

В Федеральном законе РФ «Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка», принятом Государственной Думой 27 января 1999 г. и одобренном Советом Федерации 18 февраля 1999 г., подчеркивается, что каждый имеет право защитить свою жизнь, достоинство и собственность, а также жизнь, достоинство и собственность других лиц от преступных посягательств любыми доступными ему средствами и способами, не запрещенными законом (ч.1 ст.50). Этот закон предоставляет народным дружинникам право преследовать, задержать и доставлять в правоохранительные органы лиц, совершивших преступления, изымать у них орудия совершения преступления, вплоть до применения к ним физической силы и специальных средств (ст.15-18).48

Аналогичные же положения предусмотрены в Законе РБ от 23 июля 1997 г. «Об общественных органах правоохранительного характера в Республике Башкортостан» и утвержденном на его основе 7 июля 1998 г. Кабинетом Министров РБ Положении «О рабочих отрядах содействия милиции в Республике Башкортостан».49 Это согласуется с международными актами, предлагающими государствам активизировать свои усилия по обеспечению как можно более широкого участия общественности в борьбе с преступностью (например, принятые ООН Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия 1985 г., Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений 1990 г.),50 а также с отечественными политико-правовыми и нормативными документами, в которых признано необходимым широкое использование помощи граждан и сил общественности в предупреждении, пресечении, раскрытии преступлений и розыске преступников (например, Заключение по результатам парламентских слушаний «О состоянии борьбы с преступностью и об укреплении правопорядка в Российской Федерации в современных условиях», одобренное постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 24 сентября 1997 г., постановление Правительства РФ от 5 апреля 1997 г., «О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации», Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270).51

То, что существует уголовное преследование и вне рамок уголовного процесса, видно также из норм уголовного законодательства. Так, ст.38 УК РФ подтверждает право на задержание преступника для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений. Социальная ценность такого (уголовно-правового) задержания состоит в том, что оно способствует реализации принципа неотвратимости ответственности за преступление и в то же время устраняет опасность совершения задерживаемым лицом новых преступлений, предупреждает возможную в дальнейшем преступную деятельность.

Ст.213 УК устанавливает более строгую уголовную ответственность за хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти либо иному лицу, исполняющему обязанности по охране общественного порядка или пресекающему нарушение общественного порядка. Тем самым подтверждается, что уголовный закон защищает лиц, правомерно преследующих преступления.

Таким образом, сам законодатель дозволяет непроцессуальные формы уголовного преследования. Опираясь на вышеприведенные законы и саму практику, их можно подразделить на следующие виды: 1) оперативно-розыскной, осуществляемый лицами, выполняющими оперативно-розыскные функции; 2) общественно-гражданский, совершаемый представителями общественных формирований, частным детективом, потерпевшими и отдельными гражданами; 3) ведомственно-охранный, осуществляемый службой ведомственной и иной охраны. Однако все эти виды уголовного преследования могут и должны вестись только на законных основаниях, в правомерных пределах и порядке. Здесь не может быть произвола.




 



Новости МАСП






kalinovsky-k.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о