Роль государства в традиционной экономической системе – — .

Роль государства в традиционной экономической системе

Сущность экономической системы

Определение 1

Экономическая система – это комплекс отношений между субъектами хозяйствования, складывающийся относительно особенностей воспроизводственного процесса, отношений собственности, специфики выстраивания хозяйственных связей.

Различие систем связано с имущественными отношениями и интенсивностью вмешательства государства в экономические процессы в стране.

Общей чертой всех существующих экономических систем является воспроизводственный процесс и его этапы, которые включают в себя:

  1. Производство услуг и товаров.
  2. Распределение благ с помощью государства или встроенного рыночного механизма.
  3. Реализация готовой продукции и услуг.
  4. Потребление благ конечным покупателем.

В зависимости от текущего исторического этапа, социальных, политических, культурных преобразований в мире может действовать определённый тип хозяйственной системы. Структуры экономических отношений так же различаются в зависимости от коммерческих или индивидуальных целей участников отношений. Особое воздействие может оказывать механизм экономической системы. В классической экономической теории принято разделять экономические системы по использованию имущества и степени государственного вмешательства в воспроизводственный процесс. Таким образом выделяют четыре типа систем – смешанную, рыночную, традиционную и плановую.

Замечание 1

В современном мире практически не существует чистых хозяйственных структур. Как правило, они либо находятся в стадии трансформации, либо представляют собой смешанные модели. Особенность последних заключается в том, что элементы различных структур не противоречат друг другу, а напротив, дополняют друг друга. Это позволяет укрепить экономику страны, обеспечить ее независимость и устойчивость, и в то же время гибкость и способность адаптироваться к новым условия среды.

Особенности традиционной экономической системы

Одной из старейших форм экономики является традиционная система хозяйствования. К ее отличительным особенностям можно отнести:

  1. Общинное владение имуществом.
  2. Сильная государственная власть.
  3. Низкий уровень развития технологии.
  4. Зависимость от внешних инвестиций.
  5. Приверженность традициям и обычаям.
  6. Медленное социально- экономическое развитие.
  7. Низкий уровень жизни населения.

Процесс воспроизводства строится преимущественно на ручном труде и сельском хозяйстве. В основе лежит обширный принцип хозяйствования, где принимаются решения избранным советом старейшин. Само общество очень традиционно, следует обычаям, плохо воспринимает новые веяния. Как правило, традиционная экономическая система закрыта от внешнего мира. Сейчас такие системы остались в слабо развитых странах, либо в отдельных племенах, живущих вдали от цивилизации.

Зависимость от привычного уклада, закрытость ведут к сильному отставанию в социально- экономическом развитии. Страна не готова воспринимать последние достижения науки и техники, внедрять их в повседневную жизнь. Обычно такие страны зависят от внешних инвестиций. Развитые государства пользуются таким положением дел для приобретения дешёвой рабочей силы.

Распределение благ происходит на уровне государственного аппарата управления. Именно он определяет потребности общества, а не наоборот. Уровень жизни населения очень низкий. Вызвано это отсутствием наукоемких рабочих мест, нехваткой специалистов и профессиональных кадров. Население трудится в отраслях, зачастую не требующих специального образования.

Низкий уровень экономического и социального развития негативным образом сказывается на общем состоянии экономики. Традиционная система, как правило, подвержена негативному воздействию со стороны внешних факторов. Она не является гибкой, а значит, неспособна быстро адаптироваться под требования внешнего мира. Кроме того, такие системы зависимы от внешних инвестиций, что делает их внутреннюю структуру неустойчивой.

Роль государства в традиционной экономической системе

Традиционная хозяйственная система была характерна для большинства стран в период феодализма. В это время производство было сконцентрировано в сфере сельского хозяйства, ремёсел и промыслов. Простое население жило очень бедно, часто находилось в социальной и экономической зависимости от господствующего класса. Распределением имущества, благ занималась государственная власть, которая передавалась по наследству.

Традиционная система в большинстве случаев не способна к прогрессу. Связано это с приверженностью традициям, зависимостью от обычаев. Личная инициатива при сильной централизованной власти сведена к минимуму. Если индивид и решит внедрять новые технологии в производство, то может столкнуться с множеством препятствий.

Государственная власть в традиционной экономической системе авторитарна. Распределение благ происходит в зависимости от целей и интересов элиты. Если рассматривать племя, то большая часть ресурсов достаётся вождю и его семье. Большая часть населения, придерживаясь традиционных взглядов на жизнь обычно считает такое положение дел нормальным. То есть, вероятность возникновения революционных настроений достаточно низкая.

Замечание 2

В современном мире внешние субъекты хозяйствования так же не заинтересованы в изменениях в слабо развитых странах. Во-первых, они избегают вероятности появления конкурентов. Во-вторых, это дает им возможность приобретать дешёвую рабочую силу в традиционных обществах.

Экономику страны характеризует высокая конкуренция при очень низких доходах населения. Как правило, основу хозяйствования составляют мелкотоварные производства. Государственная власть обеспечивает защиту интересов населения, разворачивает социальные программы помощи, так как в противном случае их отсутствие может привести к дестабилизации и кризису политической власти.

Таким образом, роль государственной власти в традиционной экономике высока. Она определяет объем потребления, обеспечивает защиту интересов граждан, поддерживает связи с более развитыми экономическими системами с целью привлечения иностранного капитала.

spravochnick.ru

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА государство

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ

ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА государство не вмешивается в экономические отношения

КОМАНДНАЯ СИСТЕМА государство полностью контролирует экономику

РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА государство защищает рыночные отношения

Слабости рыночной экономики • • • Монополизация рынков Экономические кризисы Безработица Инфляция Трудности создания общественных благ Неравенство доходов Возникновение внешних эффектов Экономическая нестабильность Экономические преступления Банкротства

Цель государства – это совместное продвижение к высокому качеству жизни. Аристотель

На заре экономической науки А. Смит выдвинул идею невмешательства государства в сферу экономики. Действительно, «мать» богатства – природа, «отец» богатства – труд. А при чем тут государство? Your Topic Goes Here

Государство в рыночной экономике

Функции государства 1. Обеспечение правовой базы: • • предоставление законного статуса предприятиям определение прав собственности гарантирование соблюдения договоров установление «правил игры» для взаимоотношения фирм между собой • выполнение роли арбитра

Функции государства 2. Корректировка размещения ресурсов: • создание общественных благ • государственный сектор • нейтрализация (устранение) отрицательных внешних эффектов

Функции государства 3. Защита конкуренции: • принятие антимонопольных законов • регулирование цен и стандартов в естественных монополиях с помощью общественных комиссий • применение финансовых санкций

Функции государства 4. Стабилизация экономики: • обеспечение высокой занятости • борьба с инфляцией • стимулирование экономического роста • помощь частному сектору в решении задач

Функции государства 5. Поддержание в стране внутреннего порядка 6. Обеспечение денежной системы страны 7. Единая налоговая политика 8. Применение системы стандартов 9. Обеспечение социальной защиты населения 10. Сохранение и улучшение окружающей среды 11. Реализация национальных интересов

Роль государства в экономике Государство – экономический субъект, который стремится сохранить тот экономический порядок, политическим выражением которого само и является.

Домашнее задание: «Кто есть кто в Российской экономической политике» План сообщения: 1. Персона 2. Достижения 3. За что отвечает 4. Планы и проекты

present5.com

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность активная роль государства.

1) Экономическая система— совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма.

В экономической системе всегда существуют три основных субъекта экономики: домохозяйства, фирмы и государство.

Главные критерии классификации:


  • социально-экономические отношения;

  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

  • хозяйственный механизм;

  • система стимулов и мотиваций участников;

  • экономические связи между предприятиями и организациями.

2) Традиционная экономическая система.

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики


  • стабильность;

  • предсказуемость;

  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;

  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;

  • преобладание ручного труда;

  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;

  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде этнических групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

^

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:


  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;

  • централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Куба, Вьетнам, Северная Корея. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

^

Экономическая система чистого (классического) капитализма характеризуется следующими чертами:

а) основная хозяйственная единица — фирма, с частным капиталом и наемными работниками;

б) свободное, стихийное саморегулирование хозяйственной деятельности при невмешательстве государства;

в) полная ответственность населения за свое экономическое положение и социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни или старости.

Всякий человек с самого своего рождения начинает постепенно осваивать окружающий его мир. Сначала он просто наблюдает за вещами, потом начинает учиться ползать и его темпы адаптации увеличиваются. Потом наступает время, когда необходимо делать первые шаги. Как это тяжело в таком юном возрасте! Люди чрезмерно преувеличивают свои проблемы, не помня через какие трудности им приходилось преодолевать чтобы сделать первый шаг. Постепенно человек приходит к осознанию себя как личности и совершенствует свои знания в нескольких наиболее инетерсных ему руслах. Например,как начать торговать на форекс может интерсовать людей, которые хотят быстро достичь финансовой независимости и определенного статуса. Соответственно, уровень самооценки успешных людей автоматически возрастает. Но далеко не каждый хомо сапиенс готов зарабатывать на форекс, ведь у каждого человека есть своя предрасположенность. Для кого-то счастье — это не извлечение прибыли, просчитывая когда нужно купить или продать валюту, а например, освоить ремесло создания качественной мебели, которая будет пользоваться спросом среди VIP публики. Следующему человеку более всего подходит профессия стоматолога и т.д. Главное не чем занимаешься, а как много твоих интересов удовлетворяет это занятие.

^ представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:


  • обеспечение занятости;

  • полное использование производственных мощностей;

  • стабилизация цен;

  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;

  • равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;

  • многосекторность экономики;

  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

  • ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

^ В экономической теории выделяют следующие национальные модели смешанной экономики:

а) Англо-американская – либерально-рыночная модель, характеризующаяся преобладающей ролью частной собственности, поощрением и свободой предпринимательской деятельности и ориентацией на личный успех, опорой на рыночные механизмы, социальной и имущественной дифференциацией;

б) немецкая – сформировавшаяся после Второй мировой войны модель социально-рыночного хозяйства, характеризующаяся высокими социальными гарантиями и активной антимонопольной политикой государства. В начале ХХI века в нее были внесены существенные изменения, направленные на сокращение роли государства в социальной сфере;

в) японская – модель регулируемого корпоративного капитализма, в котором ведущая роль промышленного и финансового капитала сочетаются с государственным программированием экономики и довольно значительным влиянием традиционализма. Для этой модели характерно широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах. Данная модель продемонстрировала восприимчивость к научно-техническому прогрессу, значительные конкурентные преимущества, очень высокие темпы роста в послевоенный период, сохранить которые к концу ХХ века не удалось;

г) шведская – модель рыночного хозяйства с незначительной долей государственной собственности, но высоким уровнем социальных гарантий, основанным на широком перераспределении доходов при высоком уровне налогообложения. Ее недостатки связаны в основном с низкими темпами экономического роста;

д) китайская – модель, предполагающая использование рыночного механизма при ведущей роли государственного планирования и регулирования экономики и сохранении государственных социальных гарантий.

7) Экономические системы можно классифицировать по различным признакам:


  • по функциональному назначению;

  • отраслевому набору;

  • воспроизводственному подходу;

  • институционному составу;

  • социальному содержанию.

odtdocs.ru

Роль государства в экономике в зависимости от экономической системы

Роль государства в экономике 8 класс первый раз начинает проходить – учебный план. Но чтобы лучше понимать, что именно происходит в разных странах и почему, позднее стоит разобраться с этой темой получше. Потому что она даётся только на базовом уровне.

Итак, чтобы разобраться в том, какова роль государства в регулировании экономики, сначала нужно понять, какие функции, имеющие значение для этой сферы, оно выполняет всегда. В частности, только оно может устанавливать, что будет являться правонарушением, а что – нет, то есть закреплять правила игры. Вместе с тем необходимо понимать, что рынок живёт по своим законам. И если государство пытается их игнорировать, то рано или поздно такая система рухнет. Ярким примером стала в своё время плановая экономика, когда СССР стремился не обращать внимание на реальные потребности собственного населения.

Безусловно, в контроле за развитием (в том числе и экономическим) общества у государства, по мнению одних, главная роль, по мнению других – одна из главных. Но чтобы чем-то управлять, что-то контролировать, это нужно изучить. Необходимо знать, что именно происходит в хозяйстве, разбираться в этих процессах.

Какие ещё функции осуществляет государство? Оно способствует экономическому росту населения или определённой её части, разрабатывает стратегию, обеспечивает неимущих. А государственное регулирование позволяет грамотно распределить ресурсы. Наконец, именно оно отвечает за занятость населения, вернее, различные органы. Всё перечисленное верно в условиях рыночной экономики, а также командно-плановой, но в последней очень сильно исказилось, настолько, что уже было трудно узнать некоторые сферы.

Вообще в рыночной экономике роль государства ограничивается. Отсутствует некий план для хозяйствующих субъектов по поводу того, что производить, как и для кого. Присутствует свобода предпринимательства, а занимающиеся производством защищены законом от производства. В том числе и со стороны государства.

Функции государства в смешанной экономике

В случае с Россией мы имеем дело с переходной экономикой. Многие же считают, что она отошла от этого пути и пришла к смешанной. Как бы то ни было, необходимо разобраться с тем, что она представляет собой. Такая система отличается тем, что в ней можно найти черты командно-административной, рыночной и даже традиционной. Некоторые обществоведы считают такой вариант самым оптимальным, поскольку он предполагает больше вариантов для общества, более широкий выбор. Увеличивается гибкость отдельных структур и рынка в целом.

Вместе с тем наличие частной и корпоративной собственности одновременно с государственной и муниципальной, большого количества различных образований приводит в конечном счёте к более жёсткой конкуренции. Кроме того, в связи с таким количеством структур появляется риск бюрократизации многих моментов. И возникновения правовых коллизий, а также просто ситуаций, когда одно и то же может быть осуществлено несколькими разными способами.

Таким образом, основная роль государства в смешанной экономике – регулирующая. Оно должно следить за деятельностью своих органов, выполняющих поставленные перед ними задачи, но при этом гарантировать другим участникам рынка полное соблюдение закона не только по букве, но и по духу. Очень важно не допустить нарушения баланса.

Именно на это направлено и правовое регулирование, и воздействие как косвенными, так и прямыми методами. Фактически, государство даёт возможность рынку развиваться свободно, вмешиваясь как регулятор и координатор только в случае возникновения объективной необходимости. Конкретный план действий как таковой у него отсутствует, есть прогнозы, исследование рынка и реакции на складывающиеся ситуации.

Государство выступает гарантом обеспечения человеку минимума: базовых медицинских услуг, образования, защиты. Также оно страхует общество на случай экономических кризисов и серьёзных провалов, которые действительно могут возникнуть.

Стоит отметить, что роль государства в экономике такого типа отличается от страны к стране. Где-то она больше, где-то меньше. В одних государствах на первую роль выходит капитал (США), в других – инновационные технологии (Япония). Следует учитывать, что это – взгляды определённых учёных. С которыми далеко не все согласны. Тем не менее наличие ограничений для таких вмешательств и черты сразу нескольких типов систем – то общее, что официально признаётся всеми.

Место и роль государства в рыночной экономике

Что же касается рыночной экономики, то здесь нужно отметить, что некоторые обществоведы полагают, будто бы в чистом виде её не существует, потому что она утопична. Обратите внимание: само по себе государство живёт за счёт нерыночных доходов. Оно просто перераспределяет часть прибыли, которую получают связанные с ним субъекты, в свою пользу. И это исключительное право (налоги, сборы, пошлины) обусловлено соответствующим статусом.

При этом такое образование не может до конца запланировать свои расходы, потому что оно не знает, какой будет прибыль в следующем году, соответственно, сколько поступлений уйдёт в бюджет. Тем более что это зависит не только от фактической выгоды, но ещё и от того, насколько законопослушными окажутся граждане. На практике не бывает такого, чтобы каждое физическое и юридическое лицо выплатило все налоги в срок. И план поступлений тоже отсутствует.

Таким образом, мы говорим об исключительном образовании с уникальными правами по отношению к другим участникам. Что налагает на него обязанности – в рыночной экономике это поддержка здоровой конкуренции, способствование техническому и промышленному прогрессу, борьба с монополиями и многое другое. На этом экономические функции государства в рыночной экономике не заканчиваются.

Именно оно устанавливает стратегию развития, принимает законы, а также другие меры, которые направлены на поддержку стабильности и роста. В частности, государственный аппарат занят регулированием в финансовой сфере, решением проблемы инфляции и обесцениванием национальной валюты и так далее. Фактически, в экономике такого типа именно правительство решает многие проблемы, связанные с поддержкой функционирования свободного рынка. Что порождает свои проблемы, потому что чрезмерное вмешательство со стороны соответствующих органов способно привести к обратному эффекту.

Основные типы государств в мировой экономике

Существует очень много классификаций, однако основная сводится к уровню вмешательства. В зависимости от чего можно говорить о классической модели, командной и регулирующей.

Итак, первый вариант характерен для развитых стран. Государства по этой модели занимаются защитой территории, чисто политическими вопросами, могут оказывать протекцию отдельным сферам в случае дисбаланса, а также социальными программами. Роль государства в экономике незначительна.

В регулирующей схеме примерно 50% имеющих значение вопросов отдано государству. На практике этот баланс не всегда соблюдается, но к нему стараются приблизиться. Правительство следит за перераспределением экономических ресурсов, обладает решающим голосом в отдельных случаях. Но в то же время определённый минимум свобод участникам рыночных отношений гарантирован. Кроме того, они могут на установленных в законе условиях прекратить свою деятельность, не получая разрешения у государства (что тоже отдельно регулируется) и даже вывести капитал.

Наконец, третья популярная модель – командно-административная. Государственные органы решают все более-менее важные вопросы, которые так или иначе относятся к производству и (или) перераспределению материальных благ. Бизнес отсутствует или же контролируется правительством. Добывающие, а также перерабатывающие компании открываются и осуществляют свою деятельность с обязательной государственной долей. В чистом виде на данный момент отсутствует, но ближе всего к подобной модели в настоящем подошёл Китай. В этой стране даже иностранец не может открыть собственную компанию, пока не объединится с местным бизнесом.

Споры о том, какой из описанных вариантов является наиболее удачным, не утихают. И, вполне вероятно, что для нахождения ответа на этот вопрос нужно учитывать далеко не только экономическую сферу, даже когда речь идёт о ней.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

Роль государства в экономике

Цели:

  • Рассмотреть причины регулирования экономики государством.
  • Изучить два взгляда на роль государства в экономике.
  • Рассмотреть основные механизмы государственного регулирования экономики.

План:

  • Фронтальный опрос учащихся.
  • Причины регулирования экономики государством.
  • Два взгляда, существующие в современной экономической науке, на роль государства в экономике.
  • Основные механизмы государственного регулирования экономики.
  • Программа выхода России из экономического кризиса как пример проявления воздействия государства на экономику страны.

Ход урока

1. Фронтальный опрос учащихся:

  1. Что такое экономика? Какие основные вопросы решает экономическая сфера?
  2. Какие типы экономических систем нам известны? Дайте характеристику каждой из них.
  3. Назовите положительные и отрицательные составляющие каждой из названных экономических систем.

Возможные ответы учащихся

1. Экономика (от греч.) – «искусство ведения домашнего хозяйства».

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства,  распределения, обмена.

Экономика – способ ведения хозяйства, направленный на создание материальных благ, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

Экономика – народное хозяйство государства, группы государств, мира в целом.

Экономика – наука, изучающая эффективное (рациональное) поведение людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Экономика решает три вопроса:

  • Что производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить? (Сколько производить?)

Таким образом, экономика решает сложную проблему удовлетворения безграничных потребностей человека в условиях ограниченных ресурсов; экономика проводит как материальные, так и не материальные блага и услуги.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Учащиеся выбирают признаки соответствующих систем и затем их плюсы и минусы.

2. Типы экономических систем:

Экономическая система – способ организации хозяйственной жизни общества с целью распределения ограниченных ресурсов, чтобы удовлетворить безграничные потребности людей.

Традиционная система

Признаки этой системы:

  • Основа экономики сельского хозяйства, господствует государственная (общественная), коллективная собственность.
  • Примитивные орудия труда медленное развитие техники.
  • Отсутствие конкуренции.
  • Основные вопросы экономики «что, как и для кого» решает обычай, традиция.
  • Низкий уровень жизни населения.
  • Господствует натуральное хозяйство.

Командно-административная система (централизованно регулируемая)

Признаки этой системы:

  • Господствует государственная форма собственности; частная почти запрещена.
  • Основные вопросы экономики решаются государством, путем составления государственных благ.
  • Действуют цены, назначаемые государством.
  • Отсутствует конкуренция.
  • Дефицит товара, низкая эффективность производства и качества товара.
  • Высокий удельный вес ВПК.

Рыночная система

Признаки этой системы:

  • Существуют и равноправны все формы собственности.
  • Основные вопросы экономики решаются частными лицами (фирмами, предпринимателями).
  • Цены свободные, формируются на основе спроса и предложения.
  • Бездиффецитность, высокий уровень предприимчивости, значительная дифферинциация доходов и уровня жизни.

Смешанная система

Признаки этой системы:

  • Собственность находится как в руках государства, так и в руках физических и юридических лиц.
  • Основные вопросы экономики решаются как физическими и юридическими лицами, так и государством.
  • Правильность и неправильность принятых экономических решений выражается как и в доходах, так и убытках в экономической деятельности.
  • Способ распределения – конкуренция (спрос и предложения).
  • Государство в основном регулирует экономические процессы.
  • Государство – гарант социальной защищенности населения.

3. Плюсы традиционной системы:

  • Стабильность общества.
  • Добротность и высокое качество, производимых товаров.

Минусы традиционной системы:

  • Отсутствие технического прогресса.
  • Слабый производственный потенциал.
  • Неразвитая инфраструктура.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • Плохая приспособляемость к изменениям природных условий.

Плюсы командно-административной системы:

  • Гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая их уверенность в будущем.
  • Плановое управление всеми трудовыми ресурсами позволяет избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, за счет искусственного сдерживания роста производимости труда (там, где мог бы работать один человек, работают двое).

Минусы командно-административной системы:

  • Негибкость этой системы приводит к застою экономики и дефициту потребительских товаров на прилавках.
  • Производители теряют стимул к эффективной работе (так как их экономическое положение мало зависит от их инициативы и предприимчивости).

Плюсы рыночной системы:

  • Эффективность распределения ресурсов.
  • Интенсивное использование ресурсов.
  • Высокая ответственность людей за результат действия.
  • Существует конкуренция.
  • Широкое распространение получает кредит.
  • Высокое качество товаров.

Минусы рыночной системы:

  • Угасание конкуренции (за счет монополий и НТП).
  • Расточительное негуманное производство и не равное распределение доходов.
  • Не учитывает внешних издержек (экология нарушается, общественные потребности не удовлетворяются).
  • Не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Существование безработицы.
  • Инфляция.
  • Нестабильное развитие со спадами производства.

Что такое конкуренция? – соперничество между производителями сходного товарами услуги.

Класс делится на две группы. Задание: назвать «плюсы» и «минусы» конкуренции.

Плюсы:

  • Ограничивает возможность возникновения монополий, которые могут «диктовать», «взвинчивать» цены.
  • «Давит» цены вниз.
  • Создает возможность выбора для потребителя.
  • Способствует эффективному использованию ресурсов.
  • Способствует внедрению технических изобретений, улучшению качества продукции.
  • Заставляет экономику гибко реагировать на изменения экономической ситуации.

Минусы:

  • Постоянное разорение мелких предпринимателей (санирующая роль конкуренции).
  • Отвлечение больших средств на рекламу.
  • Использование нечестных методов борьбы (подкуп работников, промышленный шпионаж).

В настоящее время во всех развитых странах мира существуют смешанный тип экономической системы, при которой в экономике существует рыночный сектор, государственный и традиционный.

2. Таким образом, в настоящее время, практически во всех реально действующих экономических системах присутствуют элементы государственного контроля и регулирования. Мировой опыт доказывает, а научные исследования подтверждают, что не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Задание классу: прочитать п.7 п.1 и назвать причины вмешательства государства в экономику.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Класс делится на две группы:

  • 1-я группа доказывает, что государство должно активно вмешиваться в экономику страны.
  • 2-я группа доказывает, что экономика должна быть свободна от вмешательства государства.

Причины вмешательства государства в экономику:

1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ.

2) Экономические причины:

  • ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству;
  • выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.;
  • создание благоприятных условий для человеческих ресурсов;
  • продолжительность рабочего дня, отпуска.

3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона.

4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных.

5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды;

6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий.

Таким образом:

  • Отрасли экономики, которые должны контролироваться государством: оборона, внутренняя безопасность, дипломатия, производство вооружения, лекарств и наркотических средств и т. д.
  • Отрасли, которые можно отдать в частные руки, но не полностью: СМИ, образование, культура, здравоохранение, связь, дороги.
  • Важные отрасли, но не представляющие интереса для частного бизнеса: экология, фундаментальная наука.

Работая с текстом п.7 учащиеся дают характеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы

Приложение 1

Данная схема составляется по сообщениям учащихся.

До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен, который противовес кейнсианской теории стимулирования спроса («Стой — иди») предлагает стимулировать предложение. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характера.

Работая с текстом п.7 учащиеся дают характеристику механизмов государственного регулирования рынка, что проверяется в ходе дальнейшей беседы.

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

Приложение 2

Что является примером составления программ экономического развития?

По итогам обсуждения первой, второй группы выводятся на экран

1) частный бизнес работает во имя прибыли и делает лишь то, что ему выгодно

1) государство не должно вмешиваться в экономику, — рынок сам определит, кто окажется сильнейшим

2) частный бизнес не решает социальных проблем

2) вмешиваясь в деятельность предпринимателей, государство снижает их заинтересованность в производстве лучших товаров, порождает социальное

3) частный бизнес не занимается экономикой, культурой, историческим наследием

 

4) государство должно решать проблемы обороны

 

5. Программа выхода России из экономического кризиса.

— «Во-первых, — сказал он, — в новых условиях нужно упорядочить и привести в систему как национальные, так и международные институты регулирования».

— «Во-вторых, — продолжал Медведев, — следует избавиться от серьезного дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ. Конкурентная гонка приводит к образованию финансовых «мыльных пузырей», а ответственность публичных компаний перед акционерами размывается».

— «В-третьих, — считает российский лидер, — нужно укрепить систему управления рисками. Свою долю риска и ответственности должен с самого начала нести каждый участник рынка. И не должно быть иллюзий по поводу возможности бесконечного роста любого вида активов».

— «В-четвертых, надо способствовать максимально полному раскрытию информации о компаниях, ужесточать надзорные требования, усиливать ответственность рейтинговых агентств и аудиторских компаний, — отметил президент РФ.

— «В-пятых, — необходимо сделать доступными для всех выгоды от снятия барьеров в международной торговле, от свободы перемещения капиталов».

Таким образом, государство является важным экономическим субъектом в обществе. Это не значит, что оно должно в обязательном порядке контролировать все хозяйственные субъекты. Оно должно предоставлять свободу предпринимателям, но в то же время гарантировать защиту интересов своих граждан, поддерживать социально незащищенные слои общества. Эффективным способ воздействия государства на экономику является бюджет и налогообложение, а также экономическое программирование. Примером последнего является программа Президента Р.Ф. Медведева Д.А. по выходу России из кризиса.

Приложение 3. Презентация

Используемая литература:

  1. Учебник для учащихся 11 класса. Базовый уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Матвеева А.И.- М., «Просвещение», 2006.
  2. Учебник для учащихся 11 класса. Профильный уровень. Под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Холодковского К.Г.- М., «Просвещение», 2009.
  3. Нижников С. А., Лазебникова А.Ю. Обществознание. Краткий курс. – М., «Экзамен», 2007.
  4. Обществознание. 10 – 11 классы: уроки учительского мастерства/, сост. Корнева Т. А.. – Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Махоткин А. В., Махоткина Н. В. Обществознание в схемах и таблицах. – М., 2006.

urok.1sept.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *