Россия смешанная республика – Смешанная республика.

Смешанная республика — Википедия

     Смешанные республики

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм[1]) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.

Характеристика

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик

Одной из первых республик с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[2]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Литва, Румыния, Украина, Киргизия.

Конституция Российской Федерации 1993 года[3] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как

президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч. 3 ст. 117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч. 3 ст. 109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая[источник не указан 1144 дня] подотчётность правительства парламенту[4]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Примечания

Литература

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. — М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. — М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. — М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.

wikipedia.green

Смешанная республика — Википедия

     Смешанные республики

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика[править]

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик[править]

Одной из первых республик с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[1]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Финляндия, Литва, Румыния, Украина, Киргизия.

Конституция Российской Федерации 1993 года

[2] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Сове́т Федера́ции (также неофициально СФ, Совфед) — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года). Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов федерации.

Совет Федерации — «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны. Каждый из представителей регионов выбирается по отдельности на 2 года. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации, не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая[источник не указан 1445 дней] подотчётность правительства парламенту[3]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.

www.wikiznanie.ru

Смешанная республика — Википедия

     Смешанные республики

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика[править]

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик[править]

Одной из первых республик с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[1]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Финляндия, Литва, Румыния, Украина, Киргизия.

Конституция Российской Федерации 1993 года[2] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Сове́т Федера́ции (также неофициально СФ, Совфед) — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года). Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов федерации.

Совет Федерации — «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны. Каждый из представителей регионов выбирается по отдельности на 2 года. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации, не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая[источник не указан 1010 дней] подотчётность правительства парламенту[3]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.

wp.wiki-wiki.ru

Смешанная республика — WiKi

     Смешанные республики

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика, президенциализм[1]) — форма государственного правления, находящая баланс между президентом и парламентом.

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство голосов, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то, как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Конституция Российской Федерации 1993 года[3] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч. 3 ст. 117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч. 3 ст. 109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая[источник не указан 1442 дня] подотчётность правительства парламенту[4]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

ru-wiki.org

Обсуждение:Смешанная республика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Карта[]

Что значит фраза под картой «светло—зелёным если в ней есть парламент»? В США нет парламента? Уточните или вообще уберите эту фразу.

Россия — президентская республика?[]

Тезис о том, что Россия — президентская республика, неверен. Во-первых, то, что описывается во втором и третьем абзацах, соответствует Конституции РФ 1993 года. Во-вторых, в статье «Президентская республика» не упоминается ни «РФ», ни «Россия». В-третьих, в некоторых источниках (например, в книге «Политология» издательства Санкт-Петербургского государственного университета под редакцией В. А. Ачкасова и В. А. Гуторова) указывается и обосновывается наличие в РФ смешанной, а именно президентско-парламентской, республики. В-четвёртых, в крайнем случае (если кто-то очень сильно не хочет считать РФ смешанной республикой) можно РФ отнести к суперпрезидентским, о чём упоминается в статье «Суперпрезидентская республика». В-пятых, классический пример президентской республики — США. Важнейшая отличительная черта такого типа республики — жёсткое разделение властей. Неужели РФ соответствует президентской республике? Вывод: в данной статье, на мой взгляд, некорректно называть РФ президентской республикой, так как она является либо смешанной (президентско-парламентской), либо суперпрезидентской. 89.112.110.228 22:14, 18 января 2010 (UTC) Сергеечев Виталий, студент отделения «политология» факультета философии и политологии Санкт-Петербургского государственного университета 89.112.76.161 14:44, 19 октября 2008 (UTC)

Согласен, Россия — это суперпрезиденство. Смешанная республика это Франция и, вероятнее всего, Украина. Характерная черта смешанной республики — в президентских руках сосредоточена административная и исполнительная власть. Россия же добавляет сюда законодательную. Кроме того какая именно республика показывает процесс выборов. Сорьте, нет времени поправить статью — раньше марта не освобожусь. А.В.Семенов

  • Хм. Россия — смешанная (президентско-парламентская) республика. Обратное утверждают люди не утруждающие себя изучением сути формы правления. Данная типология зависит не от того «крут» президент или не «крут», а от баланса взаимоотношений по поводу формирования правительства между президентом и парламентом. В России президент назначает главу правительства не единолично, а с утверждения кандидатуры в парламенте — потому уже исключается президентская республика. Другой вопрос, что парламент может быть «карманным», но не он опредеяет форму правления. Quanthon 17:50, 30 декабря 2008 (UTC)
    • Наоборот, Россия как была президентской так и остаётся. Это закреплено конституцией 93 года (до этого смешанная республика кончилась путчем). Insuranze 16:58, 28 апреля 2009 (UTC)

Украина[]

Украина — если сравнить с описанием статьи — под понятие «смешаной республики» не подходит. Потому что Правительство формируется парламентской коалицией вне зависимости от мнения Президента. Пример — формирование правительства Викторя Януковича 4 августа 2006 года. Президент не имеет права распускать Парламент по своему желанию, а только в трёх строго определённых статьёй 90 Конституции случаях. 93.183.241.128 16:13, 9 мая 2010 (UTC)Александр

Казахстан[]

Проверьте, пожалуйста, является ли Республика Казахстан смешанной (президентско-парламентской) республикой. Если да, то нужно написать об этом.

203.167.243.98 09:32, 9 июня 2010 (UTC) Н. Рустам.

Финляндия[]

В статье эта страна названа смешанной республикой, а на карте — она парламентская. Satyavant 17:20, 17 января 2012 (UTC)

encyclopaedia.bid

Реферат Смешанная республика

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 Характеристика смешанной республиканской формы правления
  • 2 Смешанные республики
  • 3 Российская Федерация как смешанная республика
  • Примечания
    Литература

Введение

Президентская республика обозначена синим цветом (светло—зелёным если в ней есть парламент), а смешанная республика выделена жёлтым цветом.

Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентарной республиками.


1. Характеристика смешанной республиканской формы правления

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы ( в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.


2. Смешанные республики

Первой республикой с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы). Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1962 года), Португалия, Литва, Словакия, Россия, Украина, Киргизская Республика (с июля 2010 года).


3. Российская Федерация как смешанная республика

Конституция Российской Федерации 1993 года [1] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту [2]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.


Примечания

  1. Конституция России — constitution.kremlin.ru/
  2. Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» — rg.ru/2008/12/31/duma-pravit-dok.html // Российская газета от 31 декабря 2008 года.

Литература

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.

wreferat.baza-referat.ru

Смешанная республика — Википедия

     Смешанные республики

Смешанная республика (президентско-парламентская республика, парламентско-президентская республика) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.

Характеристика[править]

С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).

Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же выиграют противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.

Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.

Примеры смешанных республик[править]

Одной из первых республик с подобной формой правления была Веймарская республика в Германии (1919—1933 годы)[1]. Из современных государств к смешанным республикам относятся пятая республика во Франции (после 1958 года), Финляндия, Литва, Румыния, Украина, Киргизия.

Конституция Российской Федерации 1993 года[2] установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Сове́т Федера́ции (также неофициально СФ, Совфед) — верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) — 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года). Количество членов Совета Федерации с 1993 года менялось несколько раз из-за объединения существующих и образования новых субъектов федерации.

Совет Федерации — «Палата регионов», представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства. Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны. Каждый из представителей регионов выбирается по отдельности на 2 года. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. В отличие от Государственной Думы, Совет Федерации, не может быть распущен Президентом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая[источник не указан 1445 дней] подотчётность правительства парламенту[3]. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

  • Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Под ред. В. А. Четвернина. М., 1997.
  • Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. М., 2005.
  • Энтин Л. М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.
  • Страшун Б. А. О «Смешанной» форме правления в проекте Конституции Российской Федерации // Конституционное совещание. — № 2 (октябрь 1993 года). — С. 56.
  • Волосникова Л. М. О смешанной форме правления // Государство и право на рубеже веков. Проблемы теории и истории. — М., 2001. — С. 189—193.

www.wikiznanie.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *