Как выбрать синтезатор (часть 1)
Еще будучи учениками старших классов музыкальной школы, многие обнаруживают в себе стремление быть причастным к сфере профессиональной музыки. И тогда начинается поиск ответов на многие вопросы. Например, нужны ли в шоу-бизнесе все полученные за годы учебы знания, или может все зависит только от денег и связей? Каким образом можно протиснуться в такую далекую, не связанную с музыкальной школой, богемную музыкальную тусовку? Как грамотно применить свои умения и навыки?
Если этот ученик играет на фортепиано – возникает очень важный психологический барьер. Все привыкли тебя воспринимать как паренька, который вместо футбола после школы берет ноты и идет на занятия в музыкалку. Или которого можно на уроке пения попросить сыграть что-нибудь на классном рояле, надеясь услышать популярную песенку из телевизора, а в реальности получая что-нибудь неинтересное из ученической программы…
Через это проходят все. Но однажды случается что-то, что заставляет тебя все переосмыслить. Со мной это произошло так. Выходя однажды вечером из музыкальной школы, я увидел на стенде объявление, гласившее «Продаю синтезаторы, оркестраторы и электрогитару». И если электрогитара была для меня чем-то абсолютно чужеродным, то всё остальное вызывало вполне дружественный настрой!
Некоторое время спустя, идя на те же занятия по музыке, мне встретился какой-то рокерского вида мужичок, который, поравнявшись со мной,спросил, на чем я играю (узнать ученика музыкальной школы всегда было просто по папке с нотами). Узнав, что на фортепиано, сказал, что он собирает музыкальный коллектив, и спросил: «Ну, синтезатор-то освоишь?»…
Он мне оставил телефон, по которому я не дозвонился, и еще долго я всматривался в лица прохожих в надежде снова встретить несостоявшегося «коллегу». Я его больше не видел, но зато в моей голове после этого прочно отложилась идея, что если уж я играю на фортепиано – синтезатор-то освою!
И вот с этого начинается самое главное. Что такое синтезатор – в такой момент знаешь довольно абстрактно. Зато прекрасно понимаешь, что их существует тысячи разных. И все они с первого взгляда – просто клавиатуры с дисплеями и кучей непонятно для чего нужных кнопок. Иногда еще и разноцветных. Игра на таком инструменте представляется примерно так: мы включаем его, выбираем звук пианино, а дальше делаем примерно то же самое, что привыкли за семь лет делать в музыкальной школе. И если даже решаемся глянуть, на что же инструмент еще способен, то вскоре понимаем, что ничего не понимаем. Пресеты с названиями «Lead» вызывают ужас (как можно играть одной нотой!), имитации гитар и саксофонов – улыбку…
Да. Перед тем как что-то купить, нужно выяснить, что именно нам нужно и для чего. Далее я постараюсь, теперь уже без лишней болтовни, рассказать, как правильно выбрать для себя первый синтезатор.
По каким критериям выбирать первый синтезатор
Итак, для начала определяемся, что мы хотим с синтезатором делать. Вариантов несколько.
1. Продолжать с его помощью обучаться в музыкальной школе. Этот вариант я рекомендую сразу отмести. Обучаться музыке можно только на настоящем акустическом фортепиано (пианино или рояль). Почему – тема отдельного разговора и другой статьи (см. по ссылке).
2. Развлекаться дома, для себя, семьи и друзей. Если у Вас нет никаких музыкальных амбиций и для Вас музыка – просто веселое времяпрепровождение – тогда купите любую самоиграйку, их выбор на рынке огромен. Они все делают примерно одно и то же и звучат примерно одинаково, так что ориентируйтесь на то, сколько Вы готовы отдать за эту игрушку денег.
3. Играть в музыкальной группе. Вот это уже серьезно. Об этом и поговорим.
К сожалению, жизнь музыканта не так безмятежна, как может показаться со стороны. И если Вы планируете играть в музыкальной группе, то должны помнить, что, скорее всего, свой инструмент Вам придется таскать на собственном хребте. И если гитара или бас-гитара в чехле обычно весит 4-5 килограмм, микрофон вообще ничего не весит, а барабаны уже есть в большинстве репетиционных помещений, то с клавишными дела обстоят сложнее. Синтезаторы в среднем весят 12-14 кило, и таскать этот вес два-три раза в неделю довольно тяжело и неудобно. Плюс, помимо самого синтезатора, приходится таскать педали, блоки питания, ноты и так далее. Поэтому один из главных критериев при выборе синтезатора – это его транспортабельность – то есть габариты и вес. Не стоит переоценивать свои силы. Даже если Вы силач (хотя среди музыкантов я редко встречал качков), спина все равно будет болеть.
Второй важный критерий при выборе первого инструмента – жанровые особенности Вашей будущей группы. Точнее – разнообразие звуков, которое Вам может потребоваться в работе. Если группа играет рок – то Вам понадобятся звуки органов, струнных инструментов. Если джаз – фортепиано, электропианино, лиды. Поп – фортепиано и различные фоновые звуки. Фанк – звуки электропиано, клавинета, имитации духовых инструментов. Электронная музыка – понадобится куча всего, да еще с возможностью глубокой редакции и изменения тембров в реальном времени.
Ну а если Вы планируете стать универсальным исполнителем и работать в профессиональных коллективах за деньги (а если Вы серьезно занимаетесь музыкой – рано или поздно Вы все равно к этому придете), то от Вас может потребоваться играть в абсолютно разных стилях, абсолютно разными звуками. Плюс часто придется вмешиваться в звуки самостоятельно. А значит, инструмент должен быть легким в управлении, иметь достаточное количество памяти для сохранения своих пресетов и большое количество редактируемых параметров. Возможность редактирования встроенных пресетов – это очередной критерий в выборе синтезатора.
Также очень важно учесть такой критерий как интуитивность управления. Дело в том, что у каждого синтезатора – своя структура синтеза, свои элементы управления на панели, своя логика навигации в меню. И они не всегда очевидны. В большинстве случаев разные модели одного производителя могут быть схожими. Но между моделями синтезаторов разных марок сходства в управлении может практически не быть. К примеру, у одного инструмента переключение банков звуков под левой рукой, у другого – под правой. Казалось бы, мелочь. Но если эта мелочь непривычна или создает дискомфорт – она может с Вами сыграть злую шутку во время выступления. У разных синтезаторных брендов разные обозначения одних и тех же параметров в меню. Привыкший к обозначениям синтезаторов Yamaha войдет в ступор, погрузившись в меню инструментов Kurzweil. Кроме того, чем более наворочена структура синтеза – тем глубже и разветвленнее меню, тем сложнее «наугад» управлять инструментом. Конечно, лучше всего не лениться и изучить пользовательскую инструкцию, но одно дело осилить пятьдесят страниц, и совсем другое – перелопатить два огромных тома. Так что обращаем внимание на то, насколько интуитивно управление выбранного инструмента.
Еще один критерий – качество клавиатуры. Но тут нужно понимать, что оно напрямую влияет на вес. Именно клавиатура – самая тяжелая часть синтезатора. Поэтому в более легких инструментах клавиатура всегда простенькая, не самая удобная. Конечно, для большинства случаев привыкание к клавиатуре – вопрос времени. И самой простой легкой клавиатуры хватит, чтобы сыграть почти все, что может понадобиться. Но надо помнить, что если Вы хотите исполнять на концертах рояльные пассажи – хлипкая клавиатура не для Вас. И с тяжестью инструмента придется как-то мириться.
Следующий критерий – надежность. К сожалению, как и любая электроника, синтезаторы имеют свойство периодически ломаться. Причем некоторые модели подвержены этому больше других. А так как покупка синтезатора – это не за хлебом в магазин сгонять, то надо заранее предусмотреть возможные проблемы. Помните, купить всегда проще, чем продать. И продавать обычно приходится дешевле, чем купил.
Кстати, говоря про надежность, я абсолютно не хочу сказать, что покупать нужно только новые инструменты из магазина. Как раз наоборот, многие старые инструменты по надежности дадут большую фору новоделам, ведь раньше качество деталей и сборки было существенно выше. Сегодня рынок работает в основном на объемы, и производителям даже выгодно, чтобы Ваш новый синтезатор сломался через год-полтора, ведь тогда Вы снова пойдете в магазин. Поэтому особого риска при покупке б/у синтезатора нет. Просто надо знать возможные слабые места выбранной модели и при покупке убедиться, что инструмент в рабочем состоянии.
Далее, иногда полезно учитывать такой критерий критерий как расширяемость. Вы никогда наперед не сможете предположить, что именно Вам потребуется от этого же синтезатора через год или два. Но, зная, что Ваш профессиональный рост приведет к повышению требований к инструменту, полезно удостовериться, что при необходимости его можно «проапгрейдить», то есть улучшить какие-то из его характеристик. Например, можно увеличить объем памяти или количество встроенных пресетов, или добавить какие-либо опции (например, семплерная опция, или различные интерфейсы для интеграции в другие системы или соединения с периферийными устройствами). Многие модели синтезаторов позволяют загружать звуки с разных носителей. Более старые – с дискет, современные – с компьютера по USB или MIDI-интерфейсу. Для некоторых моделей существуют свои собственные носители информации, найти которые не всегда легко. Есть также много инструментов, расширить которые можно специальными платами расширения. И когда-нибудь возможность «улучшить» инструмент без лишних затрат Вам обязательно пригодится.
Немаловажный критерий, который мне бы также хотелось упомянуть, это качество звука. Качественный звук синтезатора – это не то же самое, что «хороший набор звуков». В инструменте может быть две тысячи разных звуков, но при этом все они могут звучать плоско и неинтересно. И может быть совсем наоборот – только один звук, но зато высочайшего качества. Матерые клавишники очень трепетно относятся к этому критерию. Многие готовы ради одного единственного звука купить отдельный синтезатор. Но это обычно сопутствует студийной деятельности, а мы пока планируем выбрать синтезатор для игры в группе. Однако если через какое-то время Вы захотите записываться в студии – Вам придется нелегко, если Ваш инструмент не соответствует студийным требованиям качества. Ну и потом, хорошее качество звука – это хорошая читаемость на репетициях и во время концертов, это меньше головной боли Вам и звукорежиссеру, это больше шансов у слушателей расслышать каждую ноту Вашего соло.
Ну и последний критерий, который для многих не менее важен, чем вес и звуковая палитра – цена. Цена – это относительный критерий. Мы всегда хотим очень хорошо и очень дешево, но на деле можем только балансировать в промежуточных значениях. Невозможно от недорогого синтезатора требовать качества и возможностей инструмента, который стоит в несколько раз дороже. Но ведь при выборе всегда нужно от чего-то отталкиваться?
Итак, мы рассмотрели восемь важнейших критериев при выборе синтезатора:
- вес
- разнообразие звуков
- возможность редакции
- интуитивность управления
- надежность
- расширяемость
- качество звука
- цена
Какие модели синтезаторов рекомендую Вам я
Теперь я вкратце расскажу о некоторых конкретных моделях. Это те приборы, которые я обычно рекомендую начинающим клавишникам, когда мне задают вопрос о выборе первого синтезатора. Так или иначе, со всеми этими инструментами я имел опыт работы.
Да, кстати. В перечень умышленно не были включены синтезаторы с 88 молоточковыми клавишами. Поскольку их нетранспортабельность (средний вес 20 – 25 кг) делает их непривлекательными для таскания на репетиции и концерты. Конечно, если есть машина, а еще лучше пара техников, которые будут за Вами все это таскать, то проблема практически снимается, но за правило мы это брать не будем. Поэтому здесь приведены инструменты, вес которых не превышает 15 килограмм. Итак, инструменты с 61 – 76 клавишами.
Продолжение статьи: Как выбрать синтезатор (часть 2)
Алексей Данилов
При перепечатывании ссылка на источник обязательна.
Оригинал статьи: Как выбрать синтезатор
danalex.livejournal.com
Как выбрать синтезатор?
Большинство современных музыкальных стилей сочетает живое звучание традиционных инструментов и синтезированный звук. Благодаря этому сочетанию появилась возможность реализации самых смелых творческих проектов.
В 1965 году экспериментатор-авангардист Роберт Муг открыл новую страницу в истории эстрадного искусства. Его знаменитый муг-синтезатор стал одним из первых электронных инструментов, которые привлекли внимание профессиональных музыкантов и аранжировщиков, будущих создателей стилей техно, джангл, драм-н-бэйс и эйсид-хаус.
Однако синтезатор – это не только профессиональный инструмент. Его приобретают и для обучения игре на клавишных, домашнего музицирования, создания композиций с автоматическим аккомпанементом, записи любительских авторских произведений. Именно в кругу любителей и среде начинающих музыкантов чаще всего возникает вопрос, как выбрать синтезатор и каким критериям он должен соответствовать.
Чтобы сделать правильный выбор, необходимо иметь представление о том, какие принципы создания звука используются в синтезаторах различных типов и как это влияет на возможности инструмента.
Содержание:
Как рождается звук в аналоговых синтезаторах
В аналоговых синтезаторах звук возникает вследствие изменения интенсивности электрического сигнала. Его генерация создает разночастотные звуковые волны, наложение которых рождает богатое гармоничное звучание. Такой синтез называется аддитивным.
В аналоговых синтезаторах возможна фильтрация насыщенного звука: при субтрактивном синтезе гасятся волны определенной длины и избирательно усиливаются некоторые частоты, в результате чего возникают так называемые космические звуки. Изменение интенсивности и характера звучания происходит очень плавно. Это относят к главным достоинствам аналоговых синтезаторов, среди которых большой популярностью и у любителей, и у профессионалов пользуются модели Moog Voyager, Alesis Andromeda A6, Future Retro XS.
Виртуально-аналоговые методы синтеза звука
Генерация звука в виртуально-аналоговых синтезаторах происходит под воздействием сигнала цифровых процессоров. Программное обеспечение синтезирующего устройства позволяет управлять осциллированием, модуляцией, а также осуществлять частотную фильтрацию звука.
В синтезаторах виртуально-аналогового типа может использоваться метод FM-синтеза – частотной модуляции, при которой из комбинации нескольких простых звуковых волн возникает одна сложная. Это позволяет дополнить музыкальную композицию звуками, напоминающими звон колокольчиков, или придать ей насыщенную тембральную окраску. Впервые такой эффект был получен в 80-е годы. Он способствовал необычайной популярности модели Yamaha DX-7. И среди современных виртуально-аналоговых синтезаторов по-прежнему лучшими считаются электронные клавишные инструменты этой фирмы. Популярны также модели с 16-голосной эмуляцией Sonic Core, Casio, Korg.
↑ Вернуться к содержанию
Цифровые синтезаторы
Цифровые синтезаторы относятся к новому поколению электронных музыкальных инструментов и музыкально-моделирующих устройств. Генерация и обработка звука в них происходит по принципу действия логических схем, заложенных в сигнальных процессорах. При этом модель звука представляет собой заданную последовательность чисел, которая посредством специальной программы преобразуется в электрический сигнал, создающий звук.
В цифровых синтезаторах реалистически имитируется звучание струнных и клавишных инструментов. Один из способов такой имитации – волновой синтез, или Sample Playback – воспроизведение сэмплов. Фрагменты записи живых звуков заносятся в память синтезатора и извлекаются из нее нажатием клавиши. Этот способ используется в большинстве цифровых синтезаторов средней ценовой категории.
В моделях более высокого класса применяется комбинация волнового синтеза с технологией фильтрации звука и низкочастотной модуляции. Ее называют методом S+S. В профессиональных синтезаторах распространены и другие методы гибридного синтеза, обладающие широкими возможностями для варьирования тембра и высоты звука. Самая известная модель этого класса – Waldorf Wave.
Что надо знать о программах памяти и полифонии синтезатора
Принципиально важной характеристикой для цифровых синтезаторов считается объем памяти. В моделях последнего поколения он составляет от 4 до 32 Мбайт. Некоторые из них имеют дополнительный объем памяти программ, позволяющий хранить пресеты – звуки, созданные из базовых сэмплов. Их минимальное количество должно соответствовать всемирному стандарту General MIDI, по которому память программ обязана сохранять не менее 128 синтезированных звуков.
Каждый инструмент имеет свой голос. Воспроизведение голосов в условную единицу времени называется полифонией. Большинство аналоговых синтезаторов является монофоническими инструментами: в них при нажатии клавиши извлекается один звук, соответствующий голосу определенного музыкального инструмента. Цифровые синтезаторы волнового типа обладают полифонией от 16 до 28 голосов. Возможности новейших инструментов производства Behringer, Casio, Clavia, Korg, Medeli, Yamaha еще шире: их полифония характеризуется 48-64 голосами.
При выборе синтезатора следует обратить внимание на наличие в нем не обязательных, но весьма желательных функций. К ним, в первую очередь, относятся встроенные эффекты. Речь идет о эффект-процессорах, благодаря которым воспроизводство звучания каждой партии может иметь дополнительную обработку и подаваться на отдельный канал. Если синтезатор имеет только два выхода, поканальная обработка звука очень важна.
Резонантные фильтры используются для плавного изменения яркости звука. Они «просеивают» высокие частоты и в точке среза образуют резонансный пик. Это позволяет добиваться специфического «электронного» звучания, которое актуально для стиля техно и нередко используется в других авангардных стилях.
↑ Вернуться к содержанию
С какой клавиатурой легче работать
Клавиатура – важнейшая деталь клавишного синтезатора, которая во многом определяет и звучание инструмента, и уровень исполнения музыкального произведения. При выборе модели обращают внимание на количество клавиш, их размер и качество механики.
Считается, что размер клавиш синтезатора для профессионального исполнения должен соответствовать клавиатуре фортепиано. В большинстве моделей полупрофессионального класса полноразмерные клавиши немного короче и совпадают с фортепианными только по ширине.
В синтезаторах любительского уровня используют компактную малоразмерную клавиатуру. Играть на ней удобно, однако для обучения и серьезной подготовки к профессиональному исполнению она не подходит.
По чувствительности к касанию клавиши бывают двух типов: активные и пассивные. Активная клавиатура воздействует на звук примерно так же, как в инструменте с живым звучанием: сила и громкость звучания зависят от интенсивности нажатия. Пассивная клавиатура не влияет на силу звука. Чаще всего пассивный тип клавиш встречается в детских синтезаторах и инструментах любительского типа.
Однако и в профессиональных моделях нередко имеется функция отключения чувствительности к касанию – для имитации звучания клавесина и некоторых других инструментов.
Количество октав – качество звучания
В выборе синтезатора для различных стилей исполнения имеет значение количество клавиш, а точнее – октав. Октаве соответствует 12 клавиш.
Даже начинающим музыкантам специалисты рекомендуют приобретать модели пятиоктавных синтезаторов. Они содержат 61 клавишу, что позволяет играть двумя руками, правой исполняя мелодию, а левой управляя автоаккомпанементом.
Концертные модели синтезаторов могут иметь 76 или 88 клавиш. Они дают богатый звук и обладают настолько широкими возможностями имитации, что могут использоваться в качестве альтернативы фортепиано. Из-за размера и большого веса транспортировка таких синтезаторов бывает сложной, и для активной концертной деятельности, сопряженной с гастролями, их приобретают нечасто.
Выбирая синтезатор профессионального уровня, музыканты, как правило, отдают предпочтение менее громоздким моделям с 76 клавишами. Шести полных октав в таком инструменте вполне хватает для исполнения сложных классических произведений.
Выбор синтезатора с клавиатурой в 4 октавы целесообразен, если инструмент предполагается использовать не в профессиональной деятельности, а для музыкальных развлечений или исполнения несложных партий.
Некоторые специализированные синтезаторы могут иметь не больше 3 октав, но их приобретение должно оправдывать цель: например, для игры в оркестре с имитацией звучания конкретного музыкального инструмента.
Механика клавиатуры: какой выбор предпочтительнее
Часто именно клавиши решают вопрос выбора: из нескольких понравившихся моделей предпочтение отдают той, за клавиатурой которой приятнее и легче работать. При этом не последнее значение имеет ее жесткость.
Сильным сопротивлением нажатию клавиши характеризуются клавиатуры, которые по степени жесткости относят к взвешенным. Полувзвешенный и невзвешенный тип жесткости имеют среднее и слабое сопротивление нажатию.
Если использование синтезатора будет сочетаться с игрой на фортепиано, лучше выбрать модель со взвешенной клавиатурой фортепианного или молоточкового типа. Для серьезных занятий и творческих экспериментов подойдет синтезатор с полувзвешенной пружинной клавиатурой. Такая механика свойственна большинству аналоговых и цифровых синтезаторов, известных как полупрофессиональные и профессиональные инструменты.
thedifference.ru
Какой Синтезатор Выбрать Для Обучения
Студийные микрофоны
ОКТАВА
|
Хотите выбрать микрофон для студии звукозаписи? Добро пожаловать! Вы находитесь на сайте, посвященном студийным микрофонам «Oktava». |
www.oktava-studio.ru
Как выбрать хороший синтезатор. Советы
Основные критерии выбора синтезатора. Будет полезно знать, как начинающим музыкантам, так и продвинутым, желающим перейти с акустического пианино на Yamaha, Casio, Roland и Korg.
Как выбрать хороший музыкальный синтезатор?
Синтезаторы, как и другие музыкальные инструменты, можно поделить на три ценовые категории: бюджетные, среднего класса и профессиональные. Грубо говоря, цена бюджетных синтезаторов будет варьироваться от 100 до 500 долларов, синтезаторов среднего класса — от 500 до 1500, профессиональных — от 1500 и выше. Чем выше ценник — тем «навороченнее» инструмент. Лидерами на рынке клавишных инструментов можно назвать несколько широкоизвестных компаний: Yamaha, Casio, Roland и Korg. Yamaha относится к компаниям, занимающихся производством музыкальных инструментов всех ценовых категорий. Casio производит менее качественные, но более дешёвые синтезаторы, что нельзя сказать о последних двух производителях. Клавишные инструменты Roland и Korg вы можете увидеть практически на любой большой сцене.
Можно ли учиться играть на синтезаторе, если никогда не играли на акустическом пианино?
Конечно можно. Однако стоит выбрать инструмент с хорошей механикой клавиш, в идеале — взвешенной. Приемлемая механика клавиш бывает у устройств среднего класса, но не всегда. К слову, учиться на акустическом пианино, разумеется, гораздо лучше, но мы прекрасно понимаем, что позволить себе его может не каждый. Более того, его нужно настраивать, а также много места в квартире, чтобы его поставить. Поэтому синтезатор или midi-клавиатура — отличное решение проблемы.
Если вы играете в группе, то синтезатор вам придётся таскать на собственном хребте. В таком случае огромную роль играютгабариты и вес. Полноразмерные синтезаторы в среднем весят 12-14 кг, а в чехле могут весить ещё больше. Кроме того, помимо самого синтезатора придётся таскать педали и блоки питания. Другим важным критерием является возможность подключения синтезатора к компьютеру и использования в качестве контроллера. В большинстве новых синтезаторов предусмотрена эта функция, но не во всех, поэтому я посчитал нужным упомянуть её. Эта функция позволяет значительно расширить возможности клавиатуры, а также позволяет создавать эффекты и записывать сэмплы прямо на компьютере. Здесь же стоит указать о необходимости наличия USB-интерфейса.
Обратить внимание следует и на качество звука. Инструменты Yamaha обладают набором наиболее реалистичных звуков акустических инструментов. Обязательно послушайте несколько инструментов, а не покупайте первый попавшийся! Некоторые синтезаторы, обычно достаточно дорогие, оснащены сенсорным экраном. Без этой функции можно обойтись, но она значительно облегчит навигацию и программирование. Вообще, я советую вам выбирать синтезатор с большим дисплеем, который, к несчастью, встречается крайне редко.
Ну и последнее. Покупая синтезатор, вы обязательно должны предусмотреть то, что через несколько лет вам может потребоваться гораздо более обширный набор функций. Новый синтезатор будет стоить дорого, а продать старый не так просто, как кажется. Обязательно поинтересуйтесь, возможно ли расширить функционал выбранной вами модели.
А. Бушин.
Поделиться в соц. сетях
muzrestor.ru