Структура право – § 3. Структура права

Содержание

Структура права. Понятие и структура нормы права. Элементы структуры права :: BusinessMan.ru

Структура теории государства и права требует к себе особого подхода. Приступая к ее изучению, необходимо осознавать всю сложность данного вопроса. Право представлено в виде классово-политического явления. Оно относится к субъективной сфере жизни. Далее в статье будет описана структура теории государства и права.

Общие сведения

Структура государства и права относится к "надстройке". Ее существование обуславливается определенным экономическим фундаментом. В своем формировании и последующем функционировании структура общего права зависит от воли людей. При этом имеет место нераздельная связь и с основным компонентом "надстройки". В качестве него выступает государство. Вся система включена в состав более обширных образований. Это, в частности, система политических отношений и социального регулирования. При этом необходимо учесть специфику разных национальных правовых сфер, уровень их развития, некоторую отстраненность от механизма регулирования. Немаловажное значение в изучении поставленного вопроса имеет и принадлежность разных систем к той либо другой структурной общности.

Основные черты

Понятие и структура права предусматривают наличие определенных особенностей, отличающих всю эту систему от иных. В частности, к основным чертам следует отнести:

  • Принадлежность к особой категории системных объектов. Структура права сочетает в себе черты органичных и неорганичных систем. Их проявление зависит от уровня развитости власти, особенностей, связанных с кодифицированностью существующего законодательства. В этой плоскости рассмотрения структура права имеет некоторые черты логической системы.
  • Социальную функциональность. Развитие, появление и существование права подчиняется классовым целям. В соответствии с этим, для системы и ее подразделений характерны некоторые специфические функции.
  • Стабильность и динамичность, наличие механизмов саморегуляции.
  • Связь с правосудием. Система является социальной. Однако ее функционирование и существование связаны с индивидуальной правовой деятельностью конкретных компетентных органов.
  • Многоуровневость.

Характеристика

Структура права иерархична. Она отличается наличием множества уровней. Право выступает в качестве нормативного образования, а его структура – как технико- и специально-юридическое его содержание. Эта система едина по своей сути. Однако в каждой стране она отличается внутренней расчлененностью на сравнительно автономные, но при этом взаимосвязанные части – элементы структуры права. К ним, в частности, относят институты, направления, подразделения, предписания. За счет них, в свою очередь, формируются группы, ассоциации, объединения. Кроме этого, компоненты могут проявляться и во вторичных системах.

Вместе с этим структура права содержит и глубинные компоненты. В качестве них выступают принципы, запреты, дозволения. Эти компоненты связывают непосредственно содержание права с идейно-политическими и экономическими его основами. Многоуровневость системы выступает в качестве показателя степени ее институционности и - в этой связи - уровня ее совершенства, социальной ценности, регулирующих возможностей. В структуре выражена многоплановость приемов и методов юридического управления, способность к многостороннему воздействию на социальную жизнь.

Базис

Особенности экономических основ считаются решающими при определении структуры права какой-либо страны. Немаловажным компонентом считается и уровень социально-политического развития. В характере правовой структуры, во многих гранях формирования ее технико-юридической сути, в принципах, особенностях запретов и дозволений отражается категория производственных отношений, политический режим и система, в целом свойственные для данной страны. Влияние на устройство системы оказывают и другие факторы. К ним относятся и правовые закономерности, в числе которых выделяются процессы специализации юридического регулирования.

Специфика

Рассматривая право в рамках определенного государства, можно перейти к осмыслению вопросов с более широкой позиции. Другими словами, появляется возможность осветить структуру национальной системы в целом. В первую очередь это осуществляется благодаря взаимодействию и единству конституционных компонентов. К ним, в частности, относится собственно само право, юридическая практика и идеология. Следует сказать, что специфика национальной юридической системы либо их комплекса отражается и в самой терминологии. Так, достаточно широко распространены такие определения, как "структурная общность" или "структурное образование". Это говорит о том, что специфика в первую очередь проявляется во внутреннем устройстве системы.

Нормы права: признаки, структура

Рассматривая основные черты и особенности системы, необходимо четко дифференцировать используемые определения. В данном случае имеется в виду структура источников права. Речь идет о законодательной системе. Структура права выступает в качестве объективно существующего внутреннего деления. Законодательство же - это построение, соотношение, состав форм. К этой категории в числе прочих относят также юридические предписания и отрасли права. Структура законодательства предполагает обособление по целевому и предметному критерию. Вместе с этим данные две категории – внутреннее устройство системы и состав форм – взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. С одной стороны, в законодательстве в той либо другой степени, но, безусловно, не абсолютно точно, обнаруживается структура права. С другой стороны, посредством состава форм, предписаний, актов и прочего компетентные органы могут осуществлять воздействие на внутреннее устройство системы. Однако стоит сказать, что данное влияние не выступает как автоматический результат любого обособления какой-либо законодательной сферы. Это воздействие считается итогом кодификационной работы соответствующих правотворческих органов, основанной на объективных предпосылках и факторах. В этой деятельности формулируются и развиваются системные юридические обобщения.

Юридические предписания

Здесь стоит подробнее остановиться на таком определении, как структура нормы права. Исходным, первичным подразделением в любой национальной юридической системе является предписание закона. Эти положения, "сцепляясь" друг с другом, перерастают в образования. Структура нормы права, соотношение ее с прочими предписаниями обуславливаются логической природой и степенью обобщений. В качестве системных выступают такие положения, которые сформулированы как компоненты всего комплекса единой системы.

По своей природе они способны функционировать и существовать в скоординированном, согласованном виде, связанном в единое целое. Системность выражена в нормах по-разному. Своеобразным характером она отличается в юридических судебных сферах. В данных областях вырабатываются постепенно скоординированные устойчивые принципы – идеи права. Они, в свою очередь, формируют тематические (предметные) общности. Последние, однако, не получают статуса компонентов замкнутого построения. Они выступают в качестве тематически конкретизированных направлений "открытой" (судебной) системы.

Системность

Развитый характер она получает в нормативно-законодательных структурах в процессе целенаправленной правотворческой деятельности компетентных органов. Они опираются в своей работе на научные юридические сведения. Компетентные органы могут придать предписаниям значительную абстрактность, формулировать различные по сути нормы (задачи, принципы, запреты и прочие), согласовывать и унифицировать материал, подчиняя его конкретным началам, определенным режимам регулирования. Методом решения данных задач выступает кодификационное правотворчество. В системных актах свое развитие получают обобщенные предписания. Таким образом протекает процесс формирования структурно-замкнутой, логически завершенной системы.

Кодификация

Понятие и структура нормы права не относят систематизацию к исходным компонентам. Кодификация выступает в качестве формирующего начала сложного процесса создания и развития юридической сферы. Решающее значение в этом направлении принадлежит существующим потребностям социального развития. При его воплощении должны быть учтены свойства и присущие всей юридической сфере закономерности в полной мере. Однако было бы неоправданным при этом относить кодификацию исключительно к правовой форме, внешней систематизации материала. В данном случае не следует забывать, что работа такого рода способствует системной организации. Другими словами, осуществляется формулирование нормативных предписаний, а затем, посредством объединения положений, внедрения новых юридических форм, образуются подразделения в системе.

Связь с социумом

Несомненно, кодификационное правотворчество в эксплуататорских обществах не может приводить к формированию высокоразвитой структуры. Будут иметь место нарушения, которые связаны с ходом экономического становления, антагонистическими противоречиями. Кроме того, в эксплуататорском обществе отсутствует теоретико-прикладная и подлинная научная мировоззренческая база. Значение реально действующего рычага кодификация приобретает при социалистическом режиме. В обществе в таком случае формируется новый исторический вид права и качественно новая, соответствующая ему структурная общность. Ее функционирование осуществляется на научной основе. При эффективном использовании кодификации образуется стройная сбалансированная юридическая сфера. Она согласуется с потребностями коммунистического и социалистического строя.

Основные подразделения

Понятие и структура нормы права неразрывно связаны с крупными звеньями системы. Подразделения охватывают специфические виды социальных отношений, которые, в соответствии со своим глубинным экономическим, политическим содержанием требуют своеобразного обособленного регулирования. В этой связи правовые отрасли имеют свойство обеспечивать специфические режимы управления. Рассмотрим это определение.

Юридический режим

Под ним следует понимать целостную систему воздействия. Она отличается наличием специфических приемов регулирования. К ним относят особый порядок появления и становления содержания обязанностей и прав, их реализации, особенности санкций, методов их применения, а также единые принципы, общие положения, которые распространяются на конкретный комплекс предписаний. Степень специфики того или иного отраслевого режима может быть разной.

Так, они могут являться специальными, видовыми, генеральными. Отраслевой режим в пределах соответствующей области юридической действительности пронизывает все сегменты правового поля, весь комплекс положений. Вместе с этим, подразделения отличаются определенной замкнутостью, некоторой суверенностью. Также в юридической литературе отмечено, что нормы, регулирующие отношения в пределах одного режима, не распространяются на взаимодействия, находящиеся в границах другого. В этой связи решение вопроса о принадлежности жизненного случая к определенному подразделению имеет ключевое значение.

Основные черты юридического режима

По своему строению это достаточно сложное явление. Основные черты отраслевого режима можно охарактеризовать с использованием двух компонентов. Они соответствуют граням интеллектуально-волевой сути права. К ним относят:

  • Особые приемы регулирования. В данном случае речь идет о специфике управленческих свойств данного формирования с волевой стороны содержания.
  • Особенности общих положений и принципов, пронизывающих всю суть отрасли в интеллектуальном плане.

Определяющей в режиме считается специфика регулятивных свойств конкретной юридической общности. Для основных подразделений эти особенности представляют большое значение. Это воплощается в специфических своеобразных методах и механизмах регулирования. Несмотря на то что эти два компонента сформированы на простейших началах – диспозитивном и централизованном, последние в комплексе со всей совокупностью методов воздействия в каждой отрасли получают особое выражение. Это, в свою очередь, отражается на правовом статусе субъектов.

Юридические признаки выступают только в качестве основания для выделения в правовой системе подразделений, существующих объективно. Вместе с этим основные отличительные черты сами нуждаются в разъяснении. Все они являются производными и зависят в итоге от материальных жизненных условий общества. Для установления первичных основ отраслевого деления необходимо обращаться каждый раз к систематизирующим факторам, обуславливающим правовую структуру и к тому обстоятельству, что определяющим значением в ходе формирования подразделений обладает предмет регулирования.

Юридический режим складывается применительно к конкретному виду отношений. Его социально-политическое, экономическое содержание предопределяет непосредственно факт его образования, а также его специфику. Вместе с этим, необходимо принимать во внимание и прочие систематизирующие факторы, сравнительную самостоятельность отраслевых режимов, возможность распространения их на прочие, неспецифические взаимодействия.

Экономические отношения

Это достаточно обширная сфера взаимодействий. Одним из актуальных в ней считается вопрос о собственности. Она санкционируется людьми всегда либо негативно, либо позитивно. В последнем случае структура прав собственности одобряется социумом. При негативном отношении появляется стремление к изменению существующей системы к лучшему для социума. В этой связи отношения собственности представляет собой комплекс исключений из доступа к нематериальным и материальным ресурсам. Вся система имущественных отношений отличается подвижностью и динамичностью. В теории нет четкого определения прав собственности.

Однако здесь значение имеет другое. Любое имущественное право всегда заключено в определенном комплексе. При необходимости оно всегда может быть исключено оттуда. Вместе с этим, следует исключить "размывания" имущественного права. Такое положение возникает в случае нечеткости определения субъектов или объектов отношений. В качестве средства борьбы против размывания выступает спецификация. Она является методом установления правомочий и закрепления их за субъектами. В общем, благодаря спецификации появляется возможность исключения "ничейности" и "бесхозности" имущества. Установить правомочия могут сами субъекты по взаимному соглашению или внешняя сила (государство, например). В итоге за счет спецификации осуществляется более эффективное использование имущества, повышается ее отдача, снижаются издержки.

Социальная сфера

В этой области особое внимание уделяется гражданским правам и свободам. Одним из главных документов, регулирующих отношения в данной сфере, считается Международная Декларация. Непосредственно после ее принятия была начата работа по кодификации ее положений в Конвенцию. В соответствии с процедурными и политическими причинами, все права были разделены на два отдельных пакта. В каждом рассматриваются конкретные категории. Принятая в 1948 году Декларация стала основой для 20 основных Конвенций. Их комплексом формируется структура прав человека, развивающаяся система международных документов, которые определяют основные возможности людей и устанавливают механизмы продвижения их защиты.

businessman.ru

Структура и система права

Понятие структуры права

Определение 1

Структурой права является строение права, которое выступает в качестве единство устойчивых его элементов и частей. Когда речь идет о строении права, обычно имеются в виду его нормы, институты, субинституты, отрасли, подотрасли, объединяющиеся в свою очередь в ассоциации, группы, объединения норм и отраслей. Примером могут служить регулятивные и охранительные отрасли.

Структура права представлена в виде целых слоев, пластов и частей. Их в структуре права выделяется шесть (рис. 1).

  1. Права человека (естественные права) представляют основу позитивного права. Права человека являются возможностями, которые позволяют человеку достойно жить и трудиться. Ими обладают все люди и на сегодняшний день их насчитывается более пятидесяти. Эти права называются природными, естественными, абсолютными, неизменными.
  2. Принципы права являются основными идеями, началами, руководящими положениями, которые закрепляются в правовых нормах и выражают сущность права. Основополагающими являются принципы: демократизма, равенства всех перед законом и судом, гуманизма, справедливости и др. Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и обладают абсолютным приоритетом перед остальными нормативными положениями.
  3. Нормы, которые принимаются на референдуме, являются нормами позитивного права и их назначением является регулирование наиболее важных вопросов общественной жизни, с непосредственным выражением воли народа.
  4. Нормы, которые издает государство (централизованные нормы), разрабатывают и принимают различными федеральные государственные органы (Президентом, Правительством, Государственной Думой, министерствами и ведомствами). Нормативным актам, в которых эти нормы содержатся, даны соответствующие наименования: законы, указы, постановления, инструкции.
  5. Корпоративные нормы представляют собой правила поведения в организациях и коллективах. Эти нормы носят название внутриорганизационных или внутрифирменных. Они касаются различных сторон деятельности организаций и могут регулировать финансовые, управленческие и трудовые вопросы.
  6. Договорные нормы представляют собой правила поведения, установленные в договоре и носят обязательный характер.

Все эти шесть элементов права в свою очередь тоже группируются.

Права человека и принципы права являются в структуре права правовой основой, базисом права. Их основное назначение – обеспечение правотворческой деятельности государственных органов, организаций и граждан.

Нормы, которые издает государство и нормы, которые принимаются на референдуме, регулируют вопросы, которые затрагивают интересы сразу многих лиц (так называемые общие интересы), выражая волю общества, поэтому эту часть норм следует называть публичным правом.

Корпоративные и договорные нормы также можно объединить в одну группу, потому что они выражают отдельные интересы субъектов правоотношений. Эти нормы представляют собой частное право.

Право состоит из следующих элементов:

  • отрасль права;
  • подотрасль права;
  • институт права;
  • субинститут права;
  • норма права.

    1. отрасль права является совокупностью правовых норм, которые регулируют определенную сферу общественных отношений: имущественные, управленческие, отношения землепользования и т.д.;
    2. подотрасль права представляет совокупность правовых норм, которые регулируют какую-то определенную область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль – банковское право. Военно-уголовное право – это подотрасль уголовного права;
    3. институт права подразумевает совокупность правовых норм, которые регулируют какой-то определенный вид общественных отношений. В каждой отрасли права выделяется множество институтов. Например, в уголовном праве содержатся такие институты как: институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др.;
    4. субинститут права является совокупностью правовых норм, которые регулируют разновидность общественных отношений. Но не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.;
    5. норма права является обязательным правилом поведения, охраняемым силой государственного принуждения и являющееся дробным элементом системы права, поскольку только сама правовая норма, а не ее отдельные элементы гипотеза, диспозиция и санкция, самостоятельно обеспечивает осуществление основной функции права – правовое регулирование общественных отношений.

Таково вертикальное строение права, в котором каждая подсистема отвечает за выполнение самостоятельной по значению функции.

Рассматривая горизонтальное строение права, мы можем увидеть все отрасли и подотрасли, которые составляют право. Существующая классификация выделяет две части права: материальное и процессуальное.

Материальное право представляет собой совокупность отраслей и подотраслей права, где основное внимание уделяется установлению прав и обязанностей субъектов.

В отрасли материального права входят следующие виды права:

  • конституционное;
  • административное;
  • финансовое;
  • предпринимательское;
  • гражданское.

Некоторые ученые склонны считать самостоятельными отраслями права:

  • жилищное;
  • семейное;
  • природоресурсное;
  • экологическое;
  • трудовое;
  • уголовное;
  • процессуальное.

К наиболее «старым» процессуальным отраслям относят:

  • уголовно-процессуальное право;
  • гражданско-процессуальное право;
  • арбитражно-процессуальное право.

К особой группе отраслей процессуального права относят отрасли, которые регулируют процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

  • уголовно-исполнительное право;
  • гражданско-исполнительное право.

Система права и ее элементы

Определение 2

Система права представляет собой внутреннее строение права, обусловленное характером общественных отношений, которое представлено единством и согласованностью юридических норм и разделением права на относительно самостоятельные части.

Систему права составляют более или менее крупные объединения правовых норм. Структура права представлена следующими уровнями (рис. 1):

  • право в целом;
  • отрасль права;
  • подотрасль права;
  • институт права;
  • норма права.

Рисунок 1. Элементы системы права

Отрасль права является наиболее крупным подразделением системы права и представлена совокупностью взаимосвязанных, обособленных юридических норм, которые регулируют большой круг общественных отношений.

Подотрасль права объединяет несколько институтов в составе отрасли права.

Правовой институт является обособленной совокупностью юридических норм, которые регулируют определенную группу общественных отношений в рамках отрасли права. Каждой отрасли права присущ свой специфический институт.

Под комплексным институтом понимаются группы норм, относящиеся к разным отраслям права, но регулирующие однородные общественные отношения. Комплексные институты являются относительно крупными и имеют в своем составе более мелкие самостоятельные образования, которые называются субинститутами.

Норма права является первичным элементом системы права и представляет собой отдельное правило поведения. Правовые нормы объединяются в правовые институты, а правовые институты – в подотрасли и отрасли права.

Основаниями, по которым право делится на отрасли и подотрасли, являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования представляет собой определенную сферу правовых отношений, подверженную регулированию правовыми нормами.

Метод правового регулирования является совокупностью приемов и способов, с помощью которых государство правовыми методами воздействует на общественные отношения, придавая им тем самым желаемое развитие.

Метод правового регулирования может быть автономный и авторитарный.

spravochnick.ru

Структура права

 

Понятие и структура системы права представлена в виде юридико-доктринальной конструкции и категории, включающей в себя нормы, а также отрасли и институты, объединяющие эти нормы. Согласно доктринальной трактовке, основным конструктивным элементом является норма. Структура системы права содержит большое количество разных положений. Они применяются при регулировании различных общественных отношений. При этом имеют место некоторые закономерные взаимосвязи между особенностями регуляции и спецификой отношений. Так, структура права предусматривает, что регулирование однородных отношений осуществляется нормами одного порядка. В соответствии с этим, внутри дисциплины все нормы объединяются в отрасли и институты.

Правовым институтом считается совокупность норм одного порядка, которые регулируют конкретный тип отношений в обществе. Так, юридический институт собственности в области гражданских правоотношений представлен в виде норм одного типа, взаимосвязанных между собой и регулирующих отношения, связанные с собственностью. Аналогичным образом определяются и прочие институты гражданского права и других юридических отраслей.

Отраслью называют комплекс норм одного порядка, призванных регулировать общественные отношения определенного рода.

Структура права, таким образом, предусматривает видовое различие, выраженное институтами в рамках одной отрасли. Различие существует между группами норм, являющимися относительно самостоятельными.

Существуют отрасли процессуального и материального права. Ко второй категории относят комплекс гражданских, трудовых, уголовных и прочих норм. Процессуальная отрасль содержит совокупность гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и прочих положений.

Отрасли и нормы материального права устанавливают исходные обязанности и права субъектов в конкретной области регулирования отношений. При этом процессуальные положения и отрасли закрепляют процедуры и порядок, в соответствии с которыми реализуются материальные нормы, обязанности и возможности участников процессуальных правоотношений.

Процессуальные положения, подотрасли, отрасли и институты наделяют необходимой юридической определенностью взаимоотношения разных субъектов на различных этапах правоохранительной, правоустановительной и правоприменительной деятельности. Благодаря этим нормам вся структура права приобретает юридическую гарантию в сфере реализации свобод и прав личности.

В пределах отраслей образуются подотрасли. При этом структура права предполагает формирование в рамках материальных отраслей соответствующих процессуальных или материальных подотраслей.

Эти относительно крупные составные части отрасли объединяют группу однородных юридических институтов. Зачастую, первоначально формируясь на базе нескольких (либо одного) правовых институтов, подотрасли (при наличии ряда условий) постепенно обосабливаются в новые самостоятельные единицы.

В юридической литературе принято разделение дисциплины на публичное и частное направление. Так, определяют отрасли публичного права. К ним относят комплекс конституционных, административных, гражданских процессуальных, уголовных, уголовно-процессуальных норм. К отраслям частного права относят, например, гражданское.

Следует отметить, что обособление публичного и частного направления в дисциплине было принято еще римскими юристами. Выделение комплекса публичных норм соответствовало принципу, на котором основывалась римская юриспруденция. Предмет дисциплины включал в себя (наряду с изучением права в целом) соответствующее изучение публичной власти (юридическое толкование и понимание государства).

 

fb.ru

Структура системы права | Статья в сборнике международной научной конференции

В статье рассматриваются основные аспекты анализа структуры системы права. Первичным структурным элементом системы права является правовая норма. Норма права как структурный элемент системы права отражает основные свойства права: нормативность, формальную определенность, государственную принудительность. Содержанием норм права являются субъективные права и юридические обязанности, которые предоставляются и возлагаются на субъекты общественных отношений с целью их урегулирования.

Ключевые слова: структура системы права, правовая норма, предмет, метод правового регулирования, правовой режим, правовой институт.

This article discusses the main aspects of the analysis of the structure of law. The primary structural element of the law is the legal norm. Rule of law as a structural element of the law reflects the basic properties of the law: normative, formal certainty, compelling state. The content of the law is subjective rights and legal responsibilities granted and imposed on the subjects of public relations for the purpose of settlement.

Key words:structure of the legal system, the legal norm, object, method regulation, legal status, legal institution.

Система всех действующих норм права каждой страны создает ее право (объективное право, систему права). Необходимо отметить, право — не простая совокупность правовых норм, а их система. Это означает, что все нормы права, создающие право, связаны между собой. Поэтому изменения или недостатки содержания одной нормы влияют на содержание и процесс реализации других норм права. Право является системным образованием. Оно состоит из большого количества разно уровневых структур, первичную клеточку которых составляет правовая норма. Правовые нормы одинакового целевого характера объединяются в институты, а институты в зависимости от сферы их применения и выполняемых функций, — в большие правовые сообщества.

Системность общественных отношений придает праву системные свойства и обуславливает его структуру, являющуюся целостным объединением элементов — норм права, основным назначением которых является регулирование общественных отношений. Учитывая, что в основе любой системы лежит, прежде всего, структура ее элементов, необходимо не только их обозначать, но и выявлять связи между этими элементами, сформулировать общие принципы построения системы и познания закономерностей ее развития.

Структура системы права — это ее внутренний уклад. Раскрыть структуру права можно через: определение первичного элемента системы — правовой нормы и учет предмета правового регулирования как объективного фактора, объединившего эти нормы в определенные группы. Структура системы права, подчеркивает П. Рабинович, — это объективно обусловленная внутренняя организация права определенного государства, которая заключается в единстве и согласованности всех юридических норм и в их распределении по отраслям и институтам права. Основными структурными элементами, «блоками» этой системы являются: норма права; институты права; отрасли права. Первичным структурным элементом системы права является правовая норма. Понятие нормы права, утверждает С. Бобровник, принадлежит к числу самых важных категорий теории права [1, с. 365]. Любое правовое явление раскрывается лишь во взаимосвязи с нормами права. Именно через нормы права государство оказывает влияние на общество, на их основе определяются полномочия государственных структур, благодаря нормам конкретизируются и реализуются субъективные права. Норма права является первичной клеточкой права и исходным структурным элементом системы права. Норма права как структурный элемент системы права отражает основные свойства права: нормативность, формальную определенность, государственную принудительность. Содержанием норм права являются субъективные права и юридические обязанности, предоставляемые и возлагаемые на субъекты общественных отношений с целью их урегулирования. Одним из ключевых вопросов в проблеме системы права является определение условий ее дифференциации, к которым юридическая наука относит предмет и метод правового регулирования. В юридической науке указанная проблема не нова. Научные дискуссии начались еще во времена Римской империи. Обособленность отрасли права и степень ее развития определяются мерой развития и автономности соответствующих отношений и потребностью в их правовом урегулировании. На сегодня устойчивым является положение о том, что сферы права классифицируются по некоторым критериям, основными из которых являются предмет и метод правового регулирования. Т. Тарахонич указывает, что есть основания утверждать, что правовое регулирование осуществляется при помощи динамичных структур, систем, механизмов, направленных на достижение правового результата в пределах определенной системы юридического влияния на общественные отношения [2, с. 131–176].

В юридической науке под предметом правового регулирования понимают то, что регулирует право, т. е. определенные виды общественных отношений, или соответствующую сферу общественных отношений. По мнению П. Рабиновича, учитывая то, что общественные отношения — это отношения между людьми, можно говорить, что предметом правового регулирования выступают однородные отношения между людьми в обществе. Понятие предмета правового регулирования, указывает автор, дает знания о том, что именно регулируется правом, а понятие метода правового регулирования дает ответ на вопрос (как, каким образом, средством, способом), государство оказывает нормативное влияние на общественные отношения [3, с. 119].

Предмету правового урегулирования, отмечает Н. Пархоменко, присущи следующие характерные признаки: это однородный вид общественных отношений, на который влияют нормы определенной отрасли права; главным фактором, обуславливающим отличие между отраслями права, является специфичность регулируемых общественных отношений, которые, соответственно, отличаются по своему содержанию, цели и задачам; каждой отрасли права соответствует определенная сфера однородных общественных отношений, т. е. определенный предмет правового регулирования [4, с. 390]. Предмет выступает основным критерием разграничения норм права на отрасли, поскольку он имеет объективное содержание, предусмотренное самим характером общественных отношений, и не зависит в принципе от воли законодателя. Именно предмет диктует выделение той или иной отрасли, а когда это происходит, появляется и соответствующий метод регулирования, который в значительной степени зависит от воли законодателя. Последний при необходимости и учитывая характер регулированных отношений, может выбрать способ правового воздействия на них. Он может варьировать эти способы, используя их в различных комбинациях. В этом заключается субъективность метода, которая отличает его от предмета. Но они оба играют важную роль в построении системы права, тесно взаимодействуют друг с другом. Наряду с предметом правового регулирования важным фактором, влияющим на дифференциацию права, является метод правового регулирования. В энциклопедической литературе под методом правового регулирования понимают способ влияния юридических норм на общественные отношения. П. Рабинович понимает под методом правового регулирования специфический способ властного влияния государства на общественные отношения, осуществляемый при помощи правовых норм и других юридических средств. Исходя из того, что право — это правила поведения людей, т. е., прежде всего, право действует на поведение людей, которое является сущностью общественных отношений, метод правового регулирования можно определить как средство воздействия права на поведение людей как субъектов общественных отношений. Категория метода правового регулирования применяется для характеристики регулирующего действия на общественные отношения различных правовых образований. В зависимости от вида последних следует различать: общий (общеправовой) метод регулирования, характеризующий регулирующее действие права в целом; отраслевой (общеотраслевой) метод, раскрывающий специфику регулирования отдельной отраслью права соответствующего рода общественных отношений; метод регулирования определенного вида или комплекса отношений правовым институтом и методом регулирования, свойственный отдельной юридической норме.

Содержание методов правового регулирования составляют следующие способы воздействия на поведение субъектов: императивный (метод властного приказа), направленный на обеспечение приказанного государством строго обязательного поведения субъекта; автономный, оставляющий субъектам значительный пересмотр для свободного волеизъявления; поощрительный, стимулирующий желаемое для государства и общества правомерное и социально активное поведение; рекомендационный, предлагающий адресату самостоятельно определять желаемый для государства вариант поведения с учетом местных условий и реальных возможностей.

Отраслевой метод правового регулирования — это установленный нормами права специфический способ воздействия на поведение участников отношений в данной области общественной жизни, особенность самого правового регулирования, сочетание юридических средств влияния. По мнению В. Яковлева, метод концентрирует основные юридические свойства отрасли и является способом ее воздействия на поведение людей, способ организации правовой связи участников регулированных отношений [5, с. 65]. В литературе также подчеркивается, что понятие метода не надо связывать только с одной юридической особенностью: это всегда совокупность юридических приемов, средств, способов, комплексно отражающих своеобразие воздействия отрасли права на общественные отношения. Однако, по общему правилу, в перечень элементов структуры метода не включаются обусловленные по различным критериям особенности юридических норм, из которых должна начинаться характеристика любого метода правового регулирования. В связи с этим принято выделять согласно характеру соответствующих норм лишь такие основные методы правового регулирования, как императивный (метод властного приказа), диспозитивный (метод правовой автономии), поощрительный, рекомендационный. Даная классификация методов, отмечает М. Байтин, с одной стороны является правильной и представляет определенную ценность, с другой — является недостаточной и отражает упрощенный подход относительно нее. В частности, с учетом новых данных о юридической норме последующая разработка вопроса об отраслевых методах правового регулирования должна связываться с использованием классификации норм права и на других основаниях, в частности, по характеру их целевой направленности, по которому можно выделить, например, компенсационные, коллизионные и другие нормы. Специфические признаки и функции той или иной разновидности юридических норм, обуславливающих особенности возникающих на их основе правоотношений, позволяют более конкретно выяснить сущность не только отдельных отраслей права, но и таких элементов (нормативных образований) в системе права, как правовые институты и под отрасли права.

Предмет и метод правового регулирования, общие принципы и положения, юридические средства регулирования в совокупности создают особый юридический режим регулирования для каждой отрасли права. По мнению А. Шебанова, «строить систему права означает, прежде всего, определить основные принципы, на основе которых возможно деление права на отрасли и институты, определить место и предмет каждой отрасли права, их связь и взаимоотношения» [6, с. 9].

По мнению С. Алексеева, правовой режим — это порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, характеризующих взаимодействие между собой разрешений, запретов и обязательств.

Выделение критериев классификации особенностей правового режима усложняет строение системы права. Действительно, как определить расхождения правого режима, существующие в отраслях права, в частности все они используют одинаковые способы воздействия — разрешения, запреты и обязательства. О. Скакун отмечает, что правовой режим отрасли права — это особый социальный порядок, закрепленный нормами права данной отрасли и обусловленный сочетанием правовых средств, обеспечивающих его. Первичными тут являются определенные общественные отношения, составляющие предмет правового регулирования. От их специфики зависит сочетание применения методов и правовых средств, обеспечивающих их динамику.

Каждая отрасль права, утверждает автор, функционирует в своем правовом режиме. Все вместе они определяют режим функционирования системы права, что, в свою очередь, влияет на режим функционирования правовой системы. Н. Пискотин подчеркивает, что первичной отраслью права является государственное (конституционное) право, имеющее основное значение для всех отраслей. Однако относительно процесса дифференциации и интеграции общественных отношений происходит дифференциация, а в некоторых случаях и интеграция отрасли права. Таким образом, от основных, первичных отраслей отмежевываются новые. Происходит второе распределение права, которое отличается от первого тем, что в его основе находится не предмет и метод, а только предмет и его дополнительные критерии: единство регулирующих отношений и заинтересованность государства в их упорядочении. В последние годы наметилось третье распределение права, а в будущем возможны четвертое и другие распределения, осуществленные на тех же основаниях, что и второе. В результате автор приходит к выводу о многоуровневом характере и иерархичности системы права.

В последнее время предлагается ввести в общую теорию права понятие «дублирующая отрасль права». Это обосновывается тем, что появляются отрасли права, предметом дублирования в которых являются правоотношения одной из основных отраслей права. Автор данной концепции Д. Фурсов считает хозяйственное (арбитражное) процессуальное право «дублером гражданского процессуального права» [7, с. 14]. В. Хропанюк выделяет одиннадцать основных отраслей: государственное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное и исправительно-трудовое [8, с. 291–293]. В 1999 г. выходит монография С. Алексеева, посвященная комплексному исследованию права, где в системе права выделяется шестнадцать отраслей: конституционное, гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное, трудовое, земельное, финансовое, право социального обеспечения, семейное, уголовно-исполнительное, торговое, морское и право прокурорского надзора [9, с. 373]. С. Лысенков выделяет десять самых важных отраслей права, в частности: конституционное (государственное), административное, гражданское, финансовое, семейное, трудовое, земельное, гражданско-процессуальное, уголовное, международное право [10, с. 174]. Авторы учебника «Теория государства и права. Академический курс» выделяют двенадцать основных отраслей современного права, в частности: конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, семейное, финансовое, земельное, экологическое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, исправительно-трудовое [11, с. 395]. По мнению Н. Крестовской и Л. Матвеевой к основным отраслям права Украины следует отнести: конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, земельное, экологическое, трудовое, гражданское, семейное право [12, с. 221–223].

В научной литературе существуют другие перечни основных отраслей современного отечественного права, в частности: конституционное, административное, аграрное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, жилищное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, экологическое, исправительно-трудовое, кооперативное, сельскохозяйственное, социально-обеспечительное право, хозяйственное, культурное, информационное. А. Селиванов отмечает, что есть возможность объединить взгляды ученых-юристов и практиков относительно предмета новой доктрины — судебного права, составляющего содержание учения о судебной сфере профессиональной деятельности [13, с. 6]. Следовательно, это свидетельствует о выделении новой отрасли права. Возникновение новых отраслей права (энергетического, медицинского, космического) на базе уже созданных происходит в результате объективной дифференциации общественных отношений, ее государственно-правовой оценки, а также в зависимости от степени развития соответствующих правовых норм. Указанные три группы факторов (объективные, оценочные и нормативные) должны учитываться во время оценки отраслевой структуры права. Упомянутые отрасли права, отмечает А. Олейник, имеют свою внутреннюю и внешнюю формы. Внутренняя форма включает в себя нормы права, институты права, под отрасли и отрасли права, что создает систему права. Внешняя форма включает в себя законы и подзаконные нормативно-правовые акты, другие источники и характеризуется как система законодательства [14, с. 68–69]. С. Алексеев отмечает, что система права имеет объективный и субъективный характер. Объективный характер — это результат объединения правовых норм. Субъективный характер — это, во-первых, продукт систематизирующей деятельности людей; во-вторых, систематизирует право, которое в свою очередь, является явлением субъективным и включает в себя действие или бездеятельность человека и гражданина [15, с. 218].

В частности, большинство авторов указывают на свойства системы права, характеризующие ее как явление, которое динамично и исторически развивается и имеет объективный характер. Таким образом, актуальность отдельных общественных отношений требует развития системы права в сторону увеличения структурных элементов, появления новых отраслей права. Как отметила Р. Халфина, «новые процессы и явления определяют необходимость формирования новых отраслей права, применения других классификационных принципов при построении системы права» [16, с. 199]. Как справедливо отмечают О. Иоффе и М. Шаргородский «придумать можно любую отрасль права» [17, с. 214]., необходимо, чтобы усовершенствование системы права было научно обоснованным, отвечало объективным критериям развития общественных отношений на данном этапе и предусматривало совокупность классификационных оснований (системообразующих факторов), каждый из которых находился бы во взаимосвязи. В рамках определенных отраслей права создаются под отрасли. Под отрасли права являются составляющим элементом системы права и представляют собой совокупность правовых институтов, регулирующих взаимосвязанные однороднее отношения в пределах одной отрасли. В рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются под отрасли, объединяющие несколько институтов одной и той же отрасли (в гражданском праве — авторское право, в государственном — выборное, в трудовом — пенсионное и т. п.).

Наряду с отраслями и под отраслями права в систему права входят институты права. В частности, под отрасль не является обязательным элементом структуры отрасли права (под отрасли выделяют в наиболее крупных отраслях), однако, правовой институт — неизменная составляющая любой отрасли. Правовая норма, подчеркивает С. Алексеев, — «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, а правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовой институт содержит не только регулятивные нормы права (правила поведения), но и отправные нормы, которые через него могут быть совместно задействованы в процессе правового регулирования. Объективной материальной предпосылкой интеграции правовых норм в институты является наличие соответствующей разновидности общественных отношений. В зависимости от элементного состава в системе права можно выделить простые и сложные правовые институты. Простой правовой институт прямо (вне любых других нормативных образований) соединяет похожие, близкие нормы права внутри какой-либо одной, определенной отрасли права.

Сложный правовой институт также состоит из похожих, близких норм права, которые он объединяет посредством входящих в него нескольких простых институтов, более конкретных и меньших по объему, но которые имеют самостоятельное значение. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, создающих правовой институт, различаются отраслевые и комплексные (межотраслевые) правовые институты. Отраслевой правовой институт состоит из норм одной отрасли права, и бывает, как указывалось, простым или сложным, когда объединяет несколько простых правовых институтов. В другом случае в пределах одной отрасли права появляется сложное правовое образование.

П. Богуцкий отмечает, что комплексность характеризует материально-правовые отрасли права, которые внутри содержат процессуально-процедурные институты [18, с. 7]. К комплексным отраслям принадлежат те отрасли права, которые объединяют институты, имеющие различные по определению предметы правового регулирования, но общую цель правового регулирования, а, следовательно — однородные функциональные характеристики. Комплексные отрасли права занимают отдельное место в национальной системе права, имеют в своей структуре несколько основных (генеральных) институтов права или под отраслей права и испытывают постоянное влияние как фундаментальных, так и профилирующих отраслей права. К комплексным отраслям права в системе права Украины отнесено военное право. По мнению М. Байтина, комплексный (межотраслевой) правовой институт соединяет похожие, близкие нормы, относящиеся к любым отраслям права. Сложная взаимосвязь общественных отношений объективно обусловливает наличие в системе права подобных нормативных образований. Наиболее крупные межотраслевые (комплексные) правовые институты находят свое выражение в соответствующей комплексной отрасли законодательства. В комплексной отрасли законодательства «нет ничего, что не могло бы быть поглощено отраслями законодательства, выделенными по отрасли права». Несмотря на это, единые основы правового регулирования отношений определенного рода, возникающих в различных сферах деятельности, всегда устанавливаются в отрасли законодательства, отвечающего определенной отрасли права.

Обзор и анализ научного наследия отечественных и зарубежных исследователей структуры системы права позволяет сделать вывод, что в современной украинской науке данная проблема остается малоисследованной. Однако, положительная основа ее исследования, формировавшаяся десятилетиями, не должна отбрасываться, и нуждается в дальнейшей разработке с учетом новых данных и условий формирования в Украине цивилизованного гражданского общества и правового государства.

Литература:

1.                  Бобровник С. В. Нормы права // Теория государства и права. Академический курс: Учебник / Под ред. О. В. Зайчука, Н. Н. Онищенко. — К.: Юринком Интер, 2006.

2.                  Тарахонич Т. И. Методологические принципы правового регулирования и правового влияния и их взаимосвязь со смежными правовыми категориями // Действие права: интегративный аспект: Монография / Кол. авторов; Отв. ред. Н. Н. Онищенко. — К.: Изд-во «Юридическая мысль», 2010.

3.                  Рабинович П. М. Основы общей теории права и государства: Учебн. пособие. — К.: Атика, 2001.

4.                  Пархоменко Н. М. Понятие и общая характеристика системы права // Теория государства и права. Академический курс: Учебник / Под ред. О. В. Зайчука, Н. Н. Онищенко. — К.: Юринком Интер, 2006.

5.                  Яковлев В. Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. — Свердловск, 1972.

6.                  Шебанов А. Ф. Система советского социалистического права. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1961.

7.                  Фурсов Д. Соотношение и перспективы развития норм гражданского процессуального и арбитражного процессуального права // Юрист. — 1998. — № 7.

8.                  Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стрекозова. — М.: ДТД, 1995.

9.                  Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999.

10.              Лысенков С. Л. Общая теория государства и права. Учебн. пособие. — К.: Юрисконсульт, 2006.

11.              Теория государства и права. Академический курс: Учебник / Под ред. О. В. Зайчука, Н.Н Онищенко. — К.: Юринком Интер, 2008.

12.              Крестовская Н. Н., Матвеева Л. Г. Теория государства и права: Элементарный курс. — Х.: ООО «Одиссей», 2007.

13.              Селиванов А. А. Судебное право: новая отрасль права или теоретическая мысль? / Селиванов А. А. // Вестник Верховного суда Украины. — 2008. — № 6 (94).

14.              Олийнык А. Ю. Конституционно-правовой механизм обеспечения основных свобод человека и гражданина в Украине: Монография. — К.: Алерта, КНТ, Центр учебной литературы, 2008.

15.              Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова. — М.: Прогресс, 1988.

16.              Халфина Р. О. Право как средство социального управления. — М.: Наука, 1988.

17.              Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. — М.: Юрид. лит., 1961.

18.              Богуцкий П. П. Военное право в системе права Украины: Автореф. дис. … к.ю.н. / Одесская национальная юридическая академия. — Одесса, 2009.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, отрасль, норма, отношение, правовой институт, система, предмет, институт, правовая норма, правовой режим.

moluch.ru

Структура права

Дата публикации

Понятие и структура системы права представлена в виде юридико-доктринальной конструкции и категории, включающей в себя нормы, а также отрасли и институты, объединяющие эти нормы. Согласно доктринальной трактовке, основным конструктивным элементом является норма. Структура системы права содержит большое количество разных положений. Они применяются при регулировании различных общественных отношений. При этом имеют место некоторые закономерные взаимосвязи между особенностями регуляции и спецификой отношений. Так, структура права предусматривает, что регулирование однородных отношений осуществляется нормами одного порядка. В соответствии с этим, внутри дисциплины все нормы объединяются в отрасли и институты.

Правовым институтом считается совокупность норм одного порядка, которые регулируют конкретный тип отношений в обществе. Так, юридический институт собственности в области гражданских правоотношений представлен в виде норм одного типа, взаимосвязанных между собой и регулирующих отношения, связанные с собственностью. Аналогичным образом определяются и прочие институты гражданского права и других юридических отраслей.

Отраслью называют комплекс норм одного порядка, призванных регулировать общественные отношения определенного рода.

Структура права, таким образом, предусматривает видовое различие, выраженное институтами в рамках одной отрасли. Различие существует между группами норм, являющимися относительно самостоятельными.

Существуют отрасли процессуального и материального права. Ко второй категории относят комплекс гражданских, трудовых, уголовных и прочих норм. Процессуальная отрасль содержит совокупность гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и прочих положений.

Отрасли и нормы материального права устанавливают исходные обязанности и права субъектов в конкретной области регулирования отношений. При этом процессуальные положения и отрасли закрепляют процедуры и порядок, в соответствии с которыми реализуются материальные нормы, обязанности и возможности участников процессуальных правоотношений.

Процессуальные положения, под отрасли, отрасли и институты наделяют необходимой юридической определенностью взаимоотношения разных субъектов на различных этапах правоохранительной, право установительной и правоприменительной деятельности. Благодаря этим нормам вся структура права приобретает юридическую гарантию в сфере реализации свобод и прав личности.

В пределах отраслей образуются под отрасли. При этом структура права предполагает формирование в рамках материальных отраслей соответствующих процессуальных или материальных под отраслей.

Эти относительно крупные составные части отрасли объединяют группу однородных юридических институтов. Зачастую, первоначально формируясь на базе нескольких (либо одного) правовых институтов, под отрасли (при наличии ряда условий) постепенно обосабливаются в новые самостоятельные единицы.

В юридической литературе принято разделение дисциплины на публичное и частное направление. Так, определяют отрасли публичного права. К ним относят комплекс конституционных, административных, гражданских процессуальных, уголовных, уголовно-процессуальных норм. К отраслям частного права относят, например, гражданское.

Следует отметить, что обособление публичного и частного направления в дисциплине было принято еще римскими юристами. Выделение комплекса публичных норм соответствовало принципу, на котором основывалась римская юриспруденция. Предмет дисциплины включал в себя (наряду с изучением права в целом) соответствующее изучение публичной власти (юридическое толкование и понимание государства).

Правовые нормы распространяются на все области производства и предпринимательства. Также это касается и медицины, фармацевтической отрасли. Регистрация фармацевтической субстанции - сложная, но необходимая процедура, которая значительно улучшит качество вашего бизнеса, и ваш препарат приобретет популярность.



Опубликовано в Юриспруденция

Добавить комментарий

www.vigivanie.com

Структура права. Понятие и структура нормы права. Элементы структуры права

Структура теории государства и права требует к себе особого подхода. Приступая к ее изучению, необходимо осознавать всю сложность данного вопроса. Право представлено в виде классово-политического явления. Оно относится к субъективной сфере жизни. Далее в статье будет описана структура теории государства и права.


Общие сведения

Структура государства и права относится к «надстройке». Ее существование обуславливается определенным экономическим фундаментом. В своем формировании и последующем функционировании структура общего права зависит от воли людей. При этом имеет место нераздельная связь и с основным компонентом «надстройки». В качестве него выступает государство. Вся система включена в состав более обширных образований. Это, в частности, система политических отношений и социального регулирования. При этом необходимо учесть специфику разных национальных правовых сфер, уровень их развития, некоторую отстраненность от механизма регулирования. Немаловажное значение в изучении поставленного вопроса имеет и принадлежность разных систем к той либо другой структурной общности.

Основные черты

Понятие и структура права предусматривают наличие определенных особенностей, отличающих всю эту систему от иных. В частности, к основным чертам следует отнести:

  • Принадлежность к особой категории системных объектов. Структура права сочетает в себе черты органичных и неорганичных систем. Их проявление зависит от уровня развитости власти, особенностей, связанных с кодифицированностью существующего законодательства. В этой плоскости рассмотрения структура права имеет некоторые черты логической системы.
  • Социальную функциональность. Развитие, появление и существование права подчиняется классовым целям. В соответствии с этим, для системы и ее подразделений характерны некоторые специфические функции.
  • Стабильность и динамичность, наличие механизмов саморегуляции.
  • Связь с правосудием. Система является социальной. Однако ее функционирование и существование связаны с индивидуальной правовой деятельностью конкретных компетентных органов.
  • Многоуровневость.

Характеристика

Структура права иерархична. Она отличается наличием множества уровней. Право выступает в качестве нормативного образования, а его структура – как технико- и специально-юридическое его содержание. Эта система едина по своей сути. Однако в каждой стране она отличается внутренней расчлененностью на сравнительно автономные, но при этом взаимосвязанные части – элементы структуры права. К ним, в частности, относят институты, направления, подразделения, предписания. За счет них, в свою очередь, формируются группы, ассоциации, объединения. Кроме этого, компоненты могут проявляться и во вторичных системах. Вместе с этим структура права содержит и глубинные компоненты. В качестве них выступают принципы, запреты, дозволения. Эти компоненты связывают непосредственно содержание права с идейно-политическими и экономическими его основами. Многоуровневость системы выступает в качестве показателя степени ее институционности и — в этой связи — уровня ее совершенства, социальной ценности, регулирующих возможностей. В структуре выражена многоплановость приемов и методов юридического управления, способность к многостороннему воздействию на социальную жизнь.

Базис

Особенности экономических основ считаются решающими при определении структуры права какой-либо страны. Немаловажным компонентом считается и уровень социально-политического развития. В характере правовой структуры, во многих гранях формирования ее технико-юридической сути, в принципах, особенностях запретов и дозволений отражается категория производственных отношений, политический режим и система, в целом свойственные для данной страны. Влияние на устройство системы оказывают и другие факторы. К ним относятся и правовые закономерности, в числе которых выделяются процессы специализации юридического регулирования.

Специфика

Рассматривая право в рамках определенного государства, можно перейти к осмыслению вопросов с более широкой позиции. Другими словами, появляется возможность осветить структуру национальной системы в целом. В первую очередь это осуществляется благодаря взаимодействию и единству конституционных компонентов. К ним, в частности, относится собственно само право, юридическая практика и идеология. Следует сказать, что специфика национальной юридической системы либо их комплекса отражается и в самой терминологии. Так, достаточно широко распространены такие определения, как «структурная общность» или «структурное образование». Это говорит о том, что специфика в первую очередь проявляется во внутреннем устройстве системы.

Нормы права: признаки, структура

Рассматривая основные черты и особенности системы, необходимо четко дифференцировать используемые определения. В данном случае имеется в виду структура источников права. Речь идет о законодательной системе. Структура права выступает в качестве объективно существующего внутреннего деления. Законодательство же — это построение, соотношение, состав форм. К этой категории в числе прочих относят также юридические предписания и отрасли права. Структура законодательства предполагает обособление по целевому и предметному критерию. Вместе с этим данные две категории – внутреннее устройство системы и состав форм – взаимосвязаны и неотделимы друг от друга. С одной стороны, в законодательстве в той либо другой степени, но, безусловно, не абсолютно точно, обнаруживается структура права. С другой стороны, посредством состава форм, предписаний, актов и прочего компетентные органы могут осуществлять воздействие на внутреннее устройство системы. Однако стоит сказать, что данное влияние не выступает как автоматический результат любого обособления какой-либо законодательной сферы. Это воздействие считается итогом кодификационной работы соответствующих правотворческих органов, основанной на объективных предпосылках и факторах. В этой деятельности формулируются и развиваются системные юридические обобщения.

Юридические предписания

Здесь стоит подробнее остановиться на таком определении, как структура нормы права. Исходным, первичным подразделением в любой национальной юридической системе является предписание закона. Эти положения, «сцепляясь» друг с другом, перерастают в образования. Структура нормы права, соотношение ее с прочими предписаниями обуславливаются логической природой и степенью обобщений. В качестве системных выступают такие положения, которые сформулированы как компоненты всего комплекса единой системы.

По своей природе они способны функционировать и существовать в скоординированном, согласованном виде, связанном в единое целое. Системность выражена в нормах по-разному. Своеобразным характером она отличается в юридических судебных сферах. В данных областях вырабатываются постепенно скоординированные устойчивые принципы – идеи права. Они, в свою очередь, формируют тематические (предметные) общности. Последние, однако, не получают статуса компонентов замкнутого построения. Они выступают в качестве тематически конкретизированных направлений «открытой» (судебной) системы.

Системность

Развитый характер она получает в нормативно-законодательных структурах в процессе целенаправленной правотворческой деятельности компетентных органов. Они опираются в своей работе на научные юридические сведения. Компетентные органы могут придать предписаниям значительную абстрактность, формулировать различные по сути нормы (задачи, принципы, запреты и прочие), согласовывать и унифицировать материал, подчиняя его конкретным началам, определенным режимам регулирования. Методом решения данных задач выступает кодификационное правотворчество. В системных актах свое развитие получают обобщенные предписания. Таким образом протекает процесс формирования структурно-замкнутой, логически завершенной системы.

Кодификация

Понятие и структура нормы права не относят систематизацию к исходным компонентам. Кодификация выступает в качестве формирующего начала сложного процесса создания и развития юридической сферы. Решающее значение в этом направлении принадлежит существующим потребностям социального развития. При его воплощении должны быть учтены свойства и присущие всей юридической сфере закономерности в полной мере. Однако было бы неоправданным при этом относить кодификацию исключительно к правовой форме, внешней систематизации материала. В данном случае не следует забывать, что работа такого рода способствует системной организации. Другими словами, осуществляется формулирование нормативных предписаний, а затем, посредством объединения положений, внедрения новых юридических форм, образуются подразделения в системе.

Связь с социумом

Несомненно, кодификационное правотворчество в эксплуататорских обществах не может приводить к формированию высокоразвитой структуры. Будут иметь место нарушения, которые связаны с ходом экономического становления, антагонистическими противоречиями. Кроме того, в эксплуататорском обществе отсутствует теоретико-прикладная и подлинная научная мировоззренческая база. Значение реально действующего рычага кодификация приобретает при социалистическом режиме. В обществе в таком случае формируется новый исторический вид права и качественно новая, соответствующая ему структурная общность. Ее функционирование осуществляется на научной основе. При эффективном использовании кодификации образуется стройная сбалансированная юридическая сфера. Она согласуется с потребностями коммунистического и социалистического строя.

Основные подразделения

Понятие и структура нормы права неразрывно связаны с крупными звеньями системы. Подразделения охватывают специфические виды социальных отношений, которые, в соответствии со своим глубинным экономическим, политическим содержанием требуют своеобразного обособленного регулирования. В этой связи правовые отрасли имеют свойство обеспечивать специфические режимы управления. Рассмотрим это определение.

Юридический режим

Под ним следует понимать целостную систему воздействия. Она отличается наличием специфических приемов регулирования. К ним относят особый порядок появления и становления содержания обязанностей и прав, их реализации, особенности санкций, методов их применения, а также единые принципы, общие положения, которые распространяются на конкретный комплекс предписаний. Степень специфики того или иного отраслевого режима может быть разной.

Так, они могут являться специальными, видовыми, генеральными. Отраслевой режим в пределах соответствующей области юридической действительности пронизывает все сегменты правового поля, весь комплекс положений. Вместе с этим, подразделения отличаются определенной замкнутостью, некоторой суверенностью. Также в юридической литературе отмечено, что нормы, регулирующие отношения в пределах одного режима, не распространяются на взаимодействия, находящиеся в границах другого. В этой связи решение вопроса о принадлежности жизненного случая к определенному подразделению имеет ключевое значение.

Основные черты юридического режима

По своему строению это достаточно сложное явление. Основные черты отраслевого режима можно охарактеризовать с использованием двух компонентов. Они соответствуют граням интеллектуально-волевой сути права. К ним относят:

  • Особые приемы регулирования. В данном случае речь идет о специфике управленческих свойств данного формирования с волевой стороны содержания.
  • Особенности общих положений и принципов, пронизывающих всю суть отрасли в интеллектуальном плане.

Определяющей в режиме считается специфика регулятивных свойств конкретной юридической общности. Для основных подразделений эти особенности представляют большое значение. Это воплощается в специфических своеобразных методах и механизмах регулирования. Несмотря на то что эти два компонента сформированы на простейших началах – диспозитивном и централизованном, последние в комплексе со всей совокупностью методов воздействия в каждой отрасли получают особое выражение. Это, в свою очередь, отражается на правовом статусе субъектов.

Юридические признаки выступают только в качестве основания для выделения в правовой системе подразделений, существующих объективно. Вместе с этим основные отличительные черты сами нуждаются в разъяснении. Все они являются производными и зависят в итоге от материальных жизненных условий общества. Для установления первичных основ отраслевого деления необходимо обращаться каждый раз к систематизирующим факторам, обуславливающим правовую структуру и к тому обстоятельству, что определяющим значением в ходе формирования подразделений обладает предмет регулирования.

Юридический режим складывается применительно к конкретному виду отношений. Его социально-политическое, экономическое содержание предопределяет непосредственно факт его образования, а также его специфику. Вместе с этим, необходимо принимать во внимание и прочие систематизирующие факторы, сравнительную самостоятельность отраслевых режимов, возможность распространения их на прочие, неспецифические взаимодействия.

Экономические отношения

Это достаточно обширная сфера взаимодействий. Одним из актуальных в ней считается вопрос о собственности. Она санкционируется людьми всегда либо негативно, либо позитивно. В последнем случае структура прав собственности одобряется социумом. При негативном отношении появляется стремление к изменению существующей системы к лучшему для социума. В этой связи отношения собственности представляет собой комплекс исключений из доступа к нематериальным и материальным ресурсам. Вся система имущественных отношений отличается подвижностью и динамичностью. В теории нет четкого определения прав собственности.

Однако здесь значение имеет другое. Любое имущественное право всегда заключено в определенном комплексе. При необходимости оно всегда может быть исключено оттуда. Вместе с этим, следует исключить «размывания» имущественного права. Такое положение возникает в случае нечеткости определения субъектов или объектов отношений. В качестве средства борьбы против размывания выступает спецификация. Она является методом установления правомочий и закрепления их за субъектами. В общем, благодаря спецификации появляется возможность исключения «ничейности» и «бесхозности» имущества. Установить правомочия могут сами субъекты по взаимному соглашению или внешняя сила (государство, например). В итоге за счет спецификации осуществляется более эффективное использование имущества, повышается ее отдача, снижаются издержки.

Социальная сфера

В этой области особое внимание уделяется гражданским правам и свободам. Одним из главных документов, регулирующих отношения в данной сфере, считается Международная Декларация. Непосредственно после ее принятия была начата работа по кодификации ее положений в Конвенцию. В соответствии с процедурными и политическими причинами, все права были разделены на два отдельных пакта. В каждом рассматриваются конкретные категории. Принятая в 1948 году Декларация стала основой для 20 основных Конвенций. Их комплексом формируется структура прав человека, развивающаяся система международных документов, которые определяют основные возможности людей и устанавливают механизмы продвижения их защиты.

Источник

Статьи такими же метками:

ideiforbiz.ru

Понятие и структура системы права. Что такое система права? :: BusinessMan.ru

Сформированная и структурированная система права — важнейшее условие функционирования государства. Соответствующая юридическая сфера может характеризоваться наличием примечательных свойств, обусловленных национальной спецификой. Какие можно назвать особенности российской системы права? Каковы распространенные в юридических школах РФ концепции, отражающие природу рассматриваемого термина?

Определение системы права

Что представляет собой система права? Согласно распространенной версии, это совокупность юридических отраслей, институтов и правовых норм, отражающая одновременное единство и специализацию каждого из составляющих ее элементов. Понятие системы права не следует отождествлять с совокупностью различных видов законодательства, представляющего собой только один из возможных её аспектов.

Основной признак рассматриваемого нами явления — это системность. То есть логическая взаимосвязь формирующих ее элементов. Другой важный признак системы права — актуальность. То есть предполагается, что она будет отражать реальные потребности государства и общества. Следующий ключевой признак системы права — легитимность. То есть механизм его воспроизводства принимается государством и обществом как законный, общеобязательный для всех граждан.

Принципы системы права

Рассмотрим ключевые принципы, которые лежат в основе любой системы права. Современные исследователи сформировали следующий их перечень: верховенство прав и личных свобод человека, законность, компетентность, формализованность, общедоступность, а также перспективное действие правовых норм. Перечисленные принципы наблюдаются во всех отраслях системы права, сущность которых мы сегодня изучим. Их должен придерживаться в первую очередь законодатель, который издает нормативные акты, направленные на регулирование тех или иных сфер общественных отношений.

Роль предмета и метода

Понятие и структура системы права тесно связаны с такими компонентами, как предмет и метод регулирования. Данные элементы выступают ключевыми критериями деления рассматриваемой юридической сферы на те или иные структурные составляющие — отрасли и институты (сущность которых мы рассмотрим чуть позже).

Предмет регулирования — это обособленная область общественных правоотношений, которая обладает, с одной стороны, рядом признаков, отличающих ее от других сфер, а с другой — свойствами, позволяющими объединять те или иные элементы правоотношений по схожим признакам. Так, например, семейное право имеет предмет, формируемый на основе самых разных правоотношений с участием супругов, родственников, детей.

Метод регулирования — не менее значимый, с точки зрения классификации отраслей права, критерий. Он представляет собой совокупность способов, с помощью которых законодатель регулирует те или иные виды правоотношений. Есть методы административного характера, предполагающие непосредственное вмешательство государства в коммуникации тех или иных субъектов, а есть метод дозволения, в рамках которого участники правоотношений могут принимать решения сами.

Рассмотрев понятие и признаки системы права, изучим специфику ее структуры. Исследование данного аспекта важно для понимания целей и задач, которые выполняет соответствующая юридическая сфера.

Система права и ее структура

Что представляет собой структура системы права? Принято выделять три основных элемента, которые составляют исследуемый нами предмет. Это нормы, институты и отрасли права. Рассмотрим каждый из элементов, посредством которых выстраивается структура системы права, подробнее.

Нормы

Начнем с норм. Данный элемент представляет собой набор правил поведения, обязательных для общества в целом или конкретных его субъектов, которые установлены государством и им же защищаются. Правовые нормы — это ключевой элемент соответствующей системы. Классифицироваться они могут по разным критериям. Например, один из распространенных — отнесение норм к диспозитивным или императивным.

Институты

Институт — это элемент, представляющий собой совокупность норм, которые регулируют определенную группу общественных коммуникаций, объединенных по тем или иным признакам. Это может быть, например, коммерческое право, регулирующее правоотношения бизнесов и ИП, защита прав несовершеннолетних, обеспечение социальных гарантий трудящихся. Каждый из упомянутых институтов аккумулирует нормы соответствующей направленности, представленные в Гражданском, Семейном или Трудовом Кодексах (если говорить о российской модели). Классифицироваться институты так же могут по самым разным основаниям. Так, распространена модель, в рамках которой используется критерий отнесения институтов к регулятивным или охранительным.

Отрасли

Понятие и структура системы права включает такое понятие, как отрасль, которая представляет собой совокупность норм, регулирующих отдельную область общественных отношений посредством тех или иных методов.

Правовые отрасли обычно подразделяются на общую и особенную части. Первый компонент содержит положения, фиксирующие правовые основы регулирования отношений в отрасли, второй — конкретизирует те или иные правовые институты, имеющие отношение к соответствующей сфере.

Выделяются также подотрасли права — сферы, которые аккумулируют в себе признаки нескольких институтов, но, в то же время, могут быть объединены с иными смежными юридическими категориями, в результате чего образуется отрасль. Например, налоговое право и бюджетное, объединяя в себе свойства различных институтов, допустимо относить к общей финансовой отрасли. То есть отмеченные сферы будут считаться в этом случае подотраслями.

Бывают смежные отрасли права, которые трудно отнести к той или иной самостоятельной категории. Например, понятие системы земельного права справедливо соотносить с таким термином, как подотрасль. Но данная сфера по многим признакам соответствует более широкому понятию административного права, а также во многом коррелирует с налоговыми институтами.

Из каких отраслей сформирована современная российская система права? Можно выделить следующий их перечень:

  • конституционное,
  • административное,
  • гражданское,
  • финансовое,
  • экологическое,
  • семейное,
  • уголовное,
  • трудовое,
  • процессуальное,
  • исполнительное право.

Подотрасли и смежные категории права могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Есть сферы, которые образовались относительно недавно, и в среде юристов нет единого мнения относительно их классификации. Например, не совсем ясно, к какой отрасли следует относить корпоративное право — к гражданской или к трудовой. Также специфика российской юридической системы предполагает, что национальная система права может коррелировать с международными правовыми нормами.

Классификация отраслей права

Классификация отраслей права может осуществляться по разным критериям. Так, одним из таковых может быть принадлежность сферы к категории публичных или частных, материальных, процессуальных сфер. Рассмотрим особенности классификации соответствующих отраслей, базирующихся на таком критерии, как отнесение права к публичной или частной категории.

Публичные отрасли права

К публичным отраслям относятся: конституционное, уголовное, административное, а также финансовое право. Рассмотрим специфику каждого подробнее.

Конституционное право — основополагающее с точки зрения национальной правовой модели. Понятие и структура системы права в РФ в ключевых аспектах закреплены в основном законе государства. Конституция России закрепляет принципы политического устройства страны, то, как должны формироваться органы власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Уголовное право — это система норм, которые позволяют относить те или иные действия граждан к преступлениям, а также определять законные основания ответственности и ее пределы.

Административное право призвано регулировать правоотношения, которые возникают как результат активностей органов политического управления, функционирующих в РФ на том или ином уровне.

Финансовое право регулирует правоотношения, которые возникают в силу осуществления теми или иными государственными органами деятельности, связанной с денежным оборотом, распределением финансовых ресурсов, бюджетной политикой, развитием банковской системы.

Частные отрасли права

Такое явление, как система права (понятие, структурные элементы её были рассмотрены выше), предполагает формирование также и частных отраслей. Какова их сущность? К частным отраслям принято относить: гражданское, семейное, а также коммерческое право. Какова специфика каждого из них?

Гражданское право призвано регулировать правоотношения как имущественного, так и личного характера, в рамках которых предполагается юридическое равенство сторон. Можно выделить большое количество подотраслей данной юридической сферы. Так, семейное право призвано регулировать отношения, которые возникают в силу коммуникаций на уровне супругов, родственников, детей. Коммерческое право функционирует в силу необходимости законодательного регулирования субъектов предпринимательской деятельности. Также есть версия, что данную отрасль можно считать частью гражданского права.

Мы рассмотрели, что такое система права и каковы критерии ее классификации. Теперь давайте обсудим, как могут влиять международные нормы на национальную юридическую систему. Российская модель характеризуется определенной спецификой, отражающей данный аспект.

Специфика международного права

Есть мнение, что понятие системы права в национальном аспекте не предполагает включение в структуру тех или иных юридических отраслей международных норм. Но также есть версия, что в практике законодательного регулирования правоотношений, сложившейся в РФ, предусмотрена значимая роль актов как раз таки интернациональной природы.

Дело в том, что даже на уровне Конституции России прописан приоритет обязательств РФ, которые установлены как результат подписания договоров с другими государствами, над национальными правовыми актами. В этом смысле понятие системы конституционного права в РФ предполагает значимость международных норм, а также то, что они могут считаться частью национальной юридической системы. Но на этот счет нет единой точки зрения.

Специфика подходов к структурированию права

Разобравшись, что такое система права, какова специфика ее российской модели, попробуем резюмировать ключевые моменты нашего небольшого исследования. Итак, на основании всего вышеизложенного делаем такой вывод.

Система права состоит из трех основных элементов:

  • норм;
  • институтов;
  • отраслей.

Кроме того, некоторые юристы выделяют такие категории, как подотрасли права. В их число также могут входить сферы, которые относятся к смежным, коррелирующим с признаками нескольких отраслей.

Нормы могут подразделяться на два основных типа:

  • диспозитивные;
  • императивные.

Правовые институты могут быть (по одной из классификаций):

  • регулятивными;
  • охранительными.

Отрасли права бывают:

  • публичными;
  • частными;
  • материальными;
  • процессуальными.

Следует отметить важный нюанс. Понятие и структура системы права — это явления, сущность которых часто пересматривается на уровне различных юридических школ. Отсюда широкий спектр подходов к классификации упомянутых выше элементов, которые формируют рассматриваемую сферу. Понятие и структура системы права — категории, исследование которых может осуществляться при задействовании широкого спектра методов и теоретических концепций.

Можно отметить, что в ряде научных трудов понятия «института» и «отрасли» права в ряде контекстов отождествляются. То есть иногда термин «институт гражданского права» допустимо использовать в качестве синонима к словосочетанию «гражданское право», обозначающему соответствующую юридическую отрасль. Такова специфика, которой характеризуется структура системы права. Схема, которая нами рассмотрена, может быть интерпретирована иными способами, в зависимости от методологических приоритетов той или иной исследовательской школы.

businessman.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *