Структура закона о естественных монополиях – » » 17.08.1995 N 147- ( ) /

Содержание

1.3 Развитие законодательства о естественных монополиях в России

Институциональная база является определяющим условием для развития конкуренции в стране, от того насколько совершенна данная база зависит все функционирование рынка, насколько открыты рынки для ведения бизнеса, не существуют ли административных барьеров, во многом эффективная политика антимонопольного регулирования может послужить притоком для инвестиций и для развития экономики, а так же не допущения злоупотребления доминирующим положением естественными монополиями, обеспечить свободный доступ к товарам и услугам на не дискриминационных условиях, обеспечить справедливые цены и способствовать развитию инфраструктурного сектора.

Для полного изучения правовой базы, которая регулирует естественные монополии, необходимо не только изучить сегодняшнее положение антимонопольного законодательства, а проследить ее эволюцию, становление антимонопольной политики в РФ.

Законодательство о естественных монополиях является составной частью антимонопольного законодательства и призвано обеспечивать соблюдение установленных правил естественными монополиями.

Формирование нормативно-правовой базы антимонопольной политики и законодательства естественных монополий происходило одновременно на этапе либерализации экономики, приватизацией, формированием рыночных отношений в РФ.

Антимонопольное законодательство представляет собой совокупность следующих нормативно-правовых актов расположенных в хронологическом порядке:22

1) ФЗ от 22 марта 1991 г. ФЗ-948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Российской Федерации». Первый в истории России антимонопольный нормативно- правовой акт, послуживший основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства.

2) Постановление Правительства РФ № 576 »О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992 – 1993 гг.»;

3) ФЗ № 2300- I «О защите потребителей» от 7 февраля 1992 г.;

4) Указ Президента РФ № 915 «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» от 24 августа 1992 г.;

5) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

6) Постановление Правительства РФ №191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской федерации»;

7) Изменения и дополнения к Закону РСФСР ФЗ-948-I «О конкуренции…» от 25 мая 1995 г.;

8) ФЗ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.;

9) ФЗ № 108-ФЗ «О рекламе» от 18 июля 1995 г.;

10) ФЗ от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».

11) Постановление Правительства РФ № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% « от 19 февраля 1996 года;

12) Постановление Правительства РФ № 239 «О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 – 2000 гг.» от 21 февраля 1998 г.;

13) ФЗ № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1991 г.;

14) ФЗ № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года;

15) Постановление Правительства РФ № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов…» от 20 февраля 2006 года;

16) ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г.;

17) ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля.2006 г.;

Согласно, Чукаловй С. Н. процесс развития законодательства о естественных монополиях можно разделить условно на три периода:23

1) с 1991 по 1994 гг.

2) с 1995 по 2002 гг.

3) с 2003 г по настоящее время

В течение первого и второго периодов происходило формирование нормативно-правовой базы государственного регулирования естественных монополий. В третьем периоде наблюдаются недостатки антимонопольного законодательства и ведутся меры по совершенствованию данной базы.

История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в более сжатом виде определялись основные задачи государственной политики — содействие формированию рыночных отношений, основанных на развитии конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Основные положения Федерального закона от 22.03.1991 №948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Российской Федерации» приведены на рис. 1.

При разработке данного закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния экономики Российской Федерации.

В ходе формирования методов борьбы с монополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция запрета не на самого монопольного положения, а злоупотребления доминирующим положение на рынке.

Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике страны переходного периода. Именно поэтому за период действия Закон неоднократно подвергался изменениям, основная концепция оставалась неизменной, менялись только ее статьи.

Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а так же нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ явилось необходимым внесением изменений и дополнений в Закон «О защите конкуренции»

Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее Реестр).

Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Российской Федерации

5. Отдельные виды государственного контроля за процессами экономической конкуренции

1. Общие положения

2. Монополистическая деятельность и контроль за актами и действиями органов власти, ограничивающими конкуренцию

6. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

3. Недобросовестная конкуренция

7. Порядок принятия решений выдачи предписаний антимонопольным органам и их обжалования

4. Задачи, функции и полномочия антимонопольного органа

Рис. 1 Основные положения Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках РФ.

Целевое назначение Реестра — подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля по соблюдению ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.

За период проведения антимонопольной политики в России существовали две различные концепции относительно формирования и ведения Реестра, которая меняла свое экономическое и правовое предназначение исходя из экономических условий.

Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов (далее Реестр-М), выступавший инструментом предупреждения и пресечения монополистической деятельности с1992 по 1995 гг., имел жесткий принудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России, и имел одновременно два признака — доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке и факт злоупотребления этим положением.

Со временем при либерализации внешней торговли при разработке Реестра появилась необходимость в новой концепции: являясь инструментом, который выполнял функции административного, ценового и количественного регулирования, теперь же он становится перечнем крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю на рынке. Методология функционирования реестра претерпела значительные изменения: функция административного контроля сменилась на наблюдение за деятельностью субъектов, занимавших существенную долю рынка.

В новой редакции Закона «О конкуренции…» от 25 мая 1995 года был предложен иной подход к построению Реестра. Произошла замена старого названия реестра «Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополистов» на «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов», и представлял собой информационно-справочную функцию.

К 2005 году стало очевидным, что действующий ФЗ от 22.03.1991 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не отвечает экономической и правовой реальностям России и международным правовым нормам законодательства о конкуренции. В течение двух лет он разрабатывался и в июле 2006 года был принят новый Закон «О защите конкуренции» — ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

24

Далее рассмотрим основные изменения и отличия данного Закона «О защите конкуренции» от старого закона. И так ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» был разработан с целью совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Структура Закона претерпела ряд изменений, к примеру, одна из особенностей, включение в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений, так же появились два новых раздела — антимонопольные требования к торгам и организация государственной и муниципальной помощи. Структурные изменения в содержании нового Закона можно проследить в сравнении рис. 2 и рис. 1, представленный выше.

Основные положения нового ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представлен на рис. 2.

Одной из основных задач при формировании данного Закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.

При рассматривании ФЗ от 17.08.1995 ФЗ-147 «О естественных монополиях» дается ссылка на данный Закон «О защите конкуренции», где дается понятие товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенным группам, занимающим доминирующее положение, доля которых превышает 35 % и т.д. Так же включаются понятия таких категорий как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, понятие согласованных действий.

В Законе существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта:

— снижение порогового значения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке с 65 до 35 %;

— введено понятие коллективного (множественного) доминирования;

— презимируется доминирование субъекта естественной монополии;

— предусматривается возможность установления федеральными законами доминирования компании с долей менее 35 %;

— введен особый порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения для финансовой организации (ст. 5).

Закон «О защите конкуренции

1. Общие положения

6. Функции и полномочия антимонопольного органа

2. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция

7.Государственный контроль за экономической концентрацией

3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и Центрального банка РФ

8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

studfiles.net

Комментарий к Федеральному закону от 17 августа 1995 г. N…

Действующий

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

1. Несмотря на то, что естественные монополии относятся к сфере гражданско-правового регулирования, данная группа норм недостаточно изучена. При комментировании общих норм гражданского законодательства субъектам естественных монополий отводится незначительная роль, лишь вскользь упоминается об особенностях, присущих их статусу, специфике правового регулирования данного вида деятельности. Вместе с тем, сложившаяся судебная практика достаточно обширна, роль в хозяйственной деятельности предприятий услуг, оказываемых субъектами естественных монополий, значительна. Все это требует более детального изучения законодательства о деятельности естественных монополий и в частности Федерального закона «О естественных монополиях». В соответствии с первой статьей комментируемого Закона данный нормативный акт имеет две цели:

во-первых, определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации,

во-вторых, он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.

Нормативные правовые акты любого уровня принимаются для урегулирования общественных отношений либо нацелены на изменение или прекращение существующих правоотношений. Целью комментируемого Закона явилось определение правовых основ политики государства в отношении естественных монополий. Государство уделяет особое внимание сфере естественных монополий, поэтому для правового регулирования выбран именно специальный закон, посвященный деятельности субъектов естественных монополий. Необходимо отметить, что не все вопросы, касающиеся деятельности субъектов естественной монополии урегулированы настоящим Законом. Необходимость государственного регулирования деятельности субъектов естественной монополии продиктована объективными причинами. Эта необходимость обусловлена, во-первых, тем, что в отсутствие конкуренции нет иных механизмов для достижения баланса интересов субъектов естественной монополии и потребителей их товаров и услуг, а во-вторых — значением, которое имеют для жизнеобеспечения любого государства сферы деятельности, традиционно признаваемые естественными монополиями.*(1) Настоящий Закон определяет только основы правового регулирования, которые тесно перекликаются и с другими федеральными законами, кроме того, детальная регламентация, касающаяся отдельных сфер деятельности субъектов естественных монополий дается также в подзаконных актах Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти РФ.

Особое внимание государства к сфере естественных монополий определяется с одной стороны особенностями технологии, с другой — социальной значимостью. С технологической стороны сферы деятельности естественных монополий имеют особый, только им присущий, порядок предоставления товаров и услуг, невозможность потребителя прибегнуть к услугам иной организации в этой же сфере в связи с наличием определенного технологического присоединения. С точки зрения социальной — услуги в указанных сферах оказываются, как правило, при отсутствии конкуренции, так как потребитель в связи с определенным технологическим присоединением не имеет возможности выбора и соответственно вынужден обращаться именно к субъекту естественной монополии, что с его стороны может привести к злоупотреблению своим положением, навязыванию потребителю не выгодных условий и т.д. Естественность данной монополии как для субъекта производителя услуги так и для потребителя определяется прежде всего технологической стороной процесса, которую нельзя изменить или заменить. В связи с этим государство находится перед определенной дилеммой: с одной стороны оно обязано оградить потребителей услуг естественных монополий от злоупотреблений монопольным положением на рынке, с другой стороны государство не должно своей политикой нанести вред хозяйственной деятельности субъекта естественной монополии и привести его к банкротству.

2. Достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий по смыслу комментируемой статьи необходимо, во-первых, для обеспечения доступности реализуемого ими товара для потребителей и, во-вторых, для эффективного функционирования субъектов естественных монополий.

Справедливости ради стоит отметить, что достижение данной цели на практике реализуется с достаточным трудом и перекосом в какую-либо сторону. К примеру, субъектами естественной монополии являются организации осуществляющие передачу тепловой и электрической энергии. Их отнесение к субъектам естественной монополии обусловлено тем, что ни физическое, ни юридическое лицо не свободно в выборе коммуникаций, к которым оно присоединено. Тепловые и электрические сети прокладываются в населенном пункте согласно плану генеральной застройки и договор на оказание услуг по передаче тепловой или электрической энергии будет заключаться только с той ресурсоснабжающей организацией к которой у потребителя имеется технологическое присоединение, поэтому выбора соответственно фактически никакого. Таким образом, у организации, осуществляющей передачу энергии до потребителя, возникает монополия на данном рынке, но только в силу технологического расположения сетей. Поэтому такая монополия является естественной.

Обеспечение доступности реализуемого субъектами естественных монополий товаров для потребителей на практике также реализуется не всегда гладко. Согласно Словарю русского языка С.И. Ожегова термин «доступный» обозначает «такой, который подходит для многих, для всех (по возможности пользоваться, по умеренности цены)». Понятие «умеренность цены», являясь оценочным, предполагает, во всяком случае, отсутствие существенных убытков у потребителя, приобретающего соответствующие товары или услуги.

Потребителями в соответствии со ст. 3 комментируемого Закона признаются как физические, так и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. В последнее время стоимость товаров, производимых субъектами естественных монополий, значительно возросла, что успели заметить на себе как граждане, так и организации. В отдельных случаях доля расходов на их оплату занимает большую часть бюджета. Для обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий государство предусматривает различные механизмы: льготы, субсидии, дотации. Так, например, предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг является одной из мер социальной поддержки граждан РФ с низким уровнем доходов, которые в силу определенных причин не могут оплачивать жилищно-коммунальные услуги без серьезного ущерба для качества их жизни. Данный механизм является особенно актуальным в настоящее время, в период реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны и значительного повышения размеров платы за коммунальные услуги. Кроме того, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 160 ЖК РФ). Компенсация — это возмещение в соответствии с законодательством РФ отдельным категориям граждан произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг. Возмещение производится в денежной форме, при этом расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не уменьшаются на размер предоставленной компенсации. В отличие от субсидий (которые перечисляются гражданам до наступления срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги) компенсации носят характер «последующего» возмещения, т.е. они предоставляются после оплаты жилищно-коммунальных услуг в установленном порядке. Размер компенсаций с учетом уровня инфляции подлежит корректировке в целях недопущения снижения эффективности помощи, оказываемой отдельным категориям граждан посредством выплаты компенсаций. Например, Правительство РФ обязало Минздравсоцразвития РФ и Минфин РФ ежегодно (в месячный срок после вступления в силу ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год) представлять в установленном порядке в Правительство РФ проект постановления Правительства РФ о порядке индексации размеров компенсаций и иных выплат, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и ст. 2 ФЗ от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», исходя из уровня инфляции, устанавливаемого ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год. Ресурсоснабжающие организации имеют возможность компенсировать свои расходы из федерального субъекта РФ или местного бюджета (в зависимости от того, нормативным актом какого уровня предусмотрена льгота и из какого именно бюджета предусмотрены расходы на ее реализацию).*(2) В целях обеспечения для потребителей доступности товаров и услуг организаций коммунального комплекса законодательством также предусмотрена ответственность за непредставление субсидий и компенсаций нуждающимся гражданам. Согласно КоАП РФ непредоставление потребителю льгот и преимуществ, установленных законом, влечет наложение административного штрафа (ч. 3 ст. 14.8). Кроме того, если ресурсоснабжающая организация прекратит предоставление коммунальных услуг (отключит электроэнергию или воду и т.п.) в связи с тем, что гражданином перечисленные услуги оплачивались не полностью, а в размере с учетом предоставленных ему льгот, то по требованию такого гражданина суд обязывает эту организацию восстановить предоставление услуг и может взыскать компенсацию за причиненный моральный вред в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей». Как было показано выше, помимо обеспечения доступности реализуемого субъектами естественных монополий товара для потребителей второй составляющей такой цели комментируемого Закона, как достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий является эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Этими законодательными положениями преследуется цель безубыточного функционирования субъектов естественных монополий. Кроме того, законодателем также преследуется цель развития субъектов естественных монополий: строительство новых мощностей, модернизация производства, улучшение качества производимых ими товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции, эксплуатируемых основных средств и т.п.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья определяет сферу применения настоящего Федерального закона, то есть круга общественных отношений, на которые распространяется действие его норм. Круг отношений, на которые распространяется действие Закона, определен исходя из следующих признаков: субъектного состава (участников отношений) и территориальной принадлежности. Прежде всего, нормы Закона применимы к товарным рынкам Российской Федерации, то есть действуют только на внутреннем рынке России. Под товарным рынком в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами. Отношения, регулируемые настоящим законом могут возникать между субъектами естественных монополий и потребителями, субъектами естественных монополий и органами исполнительной власти (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации), органами местного самоуправления. Понятие субъекта естественной монополии и потребителя раскрывается в статье 2 комментируемого Закона. И будут подробнее рассмотрены к комментарии к данным статьям. Здесь же отметим, что под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; потребителем является физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Система органов власти в Российской Федерации, прежде всего, определяется ее федеративной структурой, а также системой разделения властей, закрепленной в ст. 10 Конституции РФ. В соответствии с указанной нормой государственная власть в Российской Федерации осуществляется посредством разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти. Россия — федеративное государство, имеющее два уровня государственной власти: федеральный (осуществляемый на уровне Российской Федерации в целом) и уровень власти субъектов Российской Федерации (субъект Российской Федерации — это территориально и организационно самостоятельная часть Российской Федерации, обладающая своими властными полномочиями и предметами ведения, в соответствии с Конституцией РФ. Среди видов субъектов Российской Федерации, указанных в Конституции РФ названы: республики, края, автономные округа, автономная область, области, а также города федерального значения). Особенностью федеративного государства является наличие двух уровней власти и соответственно органов власти (федерального и субъектов федерации), а также наличие двух уровней законодательства (федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации). Система разделения властей в России реализована посредством создания трех видов государственных органов: органов законодательной власти, органов исполнительной власти и судебных органов. Система федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Федеральные органы исполнительной власти создаются в форме федеральных министерств, федеральные служб и федеральных агентств. Возглавляет систему органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации. Среди федеральных органов исполнительной власти полномочиями по контролю и надзору за субъектами естественной монополии, а также по осуществлению государственного регулирования в отношении субъектов естественной монополии обладают два органа: Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации и Федеральная служба по тарифам.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Кроме того, федеральная служба в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. По общему правилу не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Такое исключение в частности сделано для Федеральной службы по тарифам, которая осуществляет нормативное правовое регулирование на своем уровне по вопросам установления тарифов, посредством издания нормативных правовых актов (приказов).

Под органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль за деятельностью субъектов естественной монополии, понимаются органы, созданные по решению губернатора субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет бюджета субъекта Российской Федерации. Это органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. Название данных органов различное и в каждом субъекте свое. Необходимо отличать данные органы от территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти на уровне регионов. Так Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (далее ФАС РФ) имеет территориальные управления в каждом субъекте Российской Федерации. Территориальные управления ФАС России являются федеральными органами исполнительной власти, финансируются из федерального бюджета и вертикально подчинены ФАС РФ.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свои функции по государственному регулированию и контролю деятельности естественных монополий на основании постановления Правительства РФ от 10 декабря 2008 г. N 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности естественных монополий».

Указанным постановлением Правительства РФ утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля. Данное Положение определило, что государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на услуги субъектов естественных монополий и контроля за применением указанных цен (тарифов).

Органы регулирования субъектов РФ представляют в Федеральную службу по тарифам (ФСТ России)предложения для введения или прекращения государственного регулирования в отношении конкретного субъекта естественной монополии. На основе анализа представленных предложений ФСТ России принимает решение о введении или прекращении государственного регулирования и о включении организации в реестр субъектов естественных монополий или об исключении ее из реестра.

Органы регулирования субъектов РФ в недельный срок со дня принятия решения об установлении тарифов для субъекта естественной монополии представляют заверенную копию этого решения в ФСТ России.

В случае необходимости ФСТ России вправе запросить материалы, на основании которых принято решение органа регулирования.

В случае если при проведении анализа представленных органом регулирования субъекта РФ материалов выявлено нарушение законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, ФСТ России вправе направить органам регулирования субъектов РФ обязательные для исполнения предписания об отмене или об изменении принятых ими актов, не соответствующих законодательству Российской Федерации о естественных монополиях, и (или) о прекращении нарушений указанного законодательства.

Органы регулирования субъектов РФ осуществляют государственный контроль деятельности субъектов естественных монополий во всех сферах, указанных в статье 4 комментируемого Закона, за исключением контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФСТ России. Не рассмотренным остались взаимоотношения с органами местного самоуправления, по вопросам государственного регулирования субъектов естественной монополии. Система органов власти Российской Федерации такова, что органы государственной власти (федеральной или субъектов Российской Федерации) создаются и функционируют на двух уровнях. Ниже уровня субъектов Российской Федерации создаются и функционируют органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления создаются на уровне городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов. Общие принципы их деятельности определены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Местное самоуправление в соответствии со ст. 1 указанного Закона определено как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления в соответствии с действующим на момент написания настоящего комментария законодательством не имеют непосредственных полномочий по контролю и государственному регулированию естественных монополий. На практике их возможность участия в определенных пунктом первым комментируемой статьи отношениях сводится лишь к возможности обращения в соответствующие органы (ФАС РФ и ее территориальные подразделения, ФСТ РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере государственного регулирования тарифов) с информацией о нарушении антимонопольного законодательства. В дальнейшем рассмотрение полученной от органов местного самоуправления информации и принятие мер соответствующего реагирования возлагается на указанные органы в соответствие с их компетенцией. 2. Пункт второй комментируемой статьи ограничивает предусмотренное Законом регулирование только сферами деятельности естественных монополий, определенных в ст. 4 Закона, за исключением случаев, установленных федеральными законами*(3). Однако, в настоящее время никаких исключений из общего правила комментируемым Законом или иными федеральными законами не установлено. Эта норма определяет, что вмешательство государства в рыночную экономику не является всеобъемлющим, а ограничено определенными федеральным законодательством рамками, которые самовольно не могут быть расширены.

Статья 3. Определения основных понятий

1. Статья посвящена раскрытию основных понятий, используемых в Законе, в ней даны понятия естественной монополии, субъекта естественной монополии, потребителя, руководителя субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта). В соответствии с комментируемой статьей естественная монополия — это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Как видим, понятие естественной монополии, данное в Законе, носит больше экономический, чем правовой оттенок и достаточно сложно для восприятия, так как монополия определяется через понятия спроса и предложения. Некоторые авторы обращают внимание на несовершенство данного в Законе определения, его недостаточную юридическую точность, отсутствие в нем указания на такие существенные элементы, характеризующие естественную монополию, как наличие государственного регулирования и возможность перехода естественной монополии в состояние конкуренции при появлении предпосылок для этого*(4). Комментируя данное понятие, на взгляд автора, необходимо отметить, что, во-первых, естественная монополия — это состояние товарного рынка, работа которого эффективнее при отсутствии конкуренции. При этом в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция — это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Рыночные отношения изначально предполагают наличие конкуренции, но в сфере деятельности естественных монополий конкуренция отсутствует в силу технологических особенностей производства. Естественная монополия исключает конкурентных отношений и наоборот, если хозяйствующий субъект действует на рынке в отсутствие конкурентов, то его можно отнести к субъектам естественных монополий. На такой позиции, в частности стоит судебно-арбитражная практика. Так по одному из дел суд пришел к выводу о том, что оказание услуг местной телефонной связи в отсутствие конкуренции свидетельствует о нахождении рынка в условиях естественной монополии*(5).

dokipedia.ru

147 ФЗ «О естественных монополиях» в последней редакции

Естественные монополии занимают высокое положение на торговых рынках. Это происходит из-за технических особенностей производства. Такие корпорации занимают большую часть торговой ниши и другим организациям и компаниям не выгодно конкурировать с ними. Существует закон, регламентирующий цели, права, функции, обязанности, полномочия такого вида объектов.

Что представляет собой закон?

Закон об естественных монополиях был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Закон о монополии содержит 6 глав и 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения между потребителями и субъектами естественных монополий. Также закон регламентирует вектор развития политики по отношению к естественным монополиям РФ, а также развитие эффективности мер функционирования таких монополий.

Краткое содержание Федерального закона номер 147 о естественных монополиях:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую регулирует настоящий закон. Перечислены термины и понятия, используемые в законе, и даны их определения. Также описана сфера влияния субъектов ест. монополий. Оформлен список органов и учреждений, проводящих контроль и надзор за деятельностью субъектов естественных концернов, также описаны полномочия сотрудников органов;
  • В главе второй описан надзор и регулирования государством настоящей сферы деятельности. Дан список с описанием методов, которые используются для надзора над субъектами описанных монополий. Оформлена информация о процессах и принципах госконтроля за естественными монополиями. Дан список обязанностей работников;
  • В главе номер три оформлена информация об органах регулирования естественных концернов. Перечислены виды и категории таких органов. Дан список функций и полномочий перечисленных органов. Оформлено, на каких основаниях применяются методы контроля и регулирования. Описано, кому принадлежат права на доступ к информации о деятельности естественных монополий, и на каких основаниях были переданы такие права;
  • В г. четыре оформлены виды и способы ответственности за нарушения и преступления согласно настоящему Федеральному закону. Дан список последствий в случаях нарушений. Также перечислены штрафы, процессы и размеры возмещения убытков;
  • В пятой г. описаны порядки и процессы принятия решений органами управления монополиями и способы исполнения этих решений. Даны пункты порядка, по которому лица могут обжаловать действия сотрудников органов. Также даны пункты процесса принятия решений сотрудниками органов о прекращении регулирования, либо о внесении изменений. Перечислены нюансы, порядок и основания просмотра и рассмотрения работниками органов регулирования естественных монополий дел о нарушениях;
  • В шестой описаны заключительные требования и дополнительные положения и условия настоящего Федерального закона.

Для контроля описанной сферы специально были собраны органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №58. Подробнее об этом по ссылке:

Список организаций

Деятельность организаций обуславливается законодательными актами, включенными в госреестр. Информацию в реестр заносят сотрудники особого органа, контролирующего тарифы.

Существует три категории организаций:

  • Реестр со списком и описанием субъектов топливно-энергетических комплексов;
  • Реестр со списком и описанием субъектов работы сферы связи;
  • Реестр со списком и описанием субъектов, занимающихся деятельностью в области транспортного дела.

В списки реестра вносятся только определенные государством субъекты, подходящие под описание и условия. По отношению к этим субъектам государственные органы ведут надзор за деятельностью, функциями и полномочиями.

Какие изменения были внесены в 147 ФЗ?

Последние изменения в закон о субъектах естественных монополий были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. При последней редакции изменения произошли только в 6 статье. Шестая статья была дополнена пятым пунктом. В этом пункте написано, что все процессы и определения цен и тарифов для корпораций по передаче и подаче тепловой энергии определяются другим Федеральным законом. Эту область регулирует закон номер 190 о теплоснабжении.

В статье 10 перечислены функции органов регулирования естественных монополий:

  • Создание и запись информации в реестры по контролю и регулированию деятельности ест. монополий;
  • Принятие решений по внесению изменений и прекращению надзора над описанными объектами;
  • Анализируют и принимают меры и методы регулирования;
  • Рассматривают и вносят корректировки предложений в соответствующие деятельности законы и акты;
  • Только в пределах собственных полномочий и в пределах собственной области имеют право на контроль соблюдения требований закона.

Согласно 8 статье перечислены виды и категории информации, которые подлежат раскрытию публично и должны быть выведены в свободный доступ о регулировании естественных корпораций:

  • Информация о тарифных планах и ценах на услуги или продукцию субъектов естественных монополий;
  • Информация о процессах и способах покупки и продажи, а также о ценах разных объемов товаров;
  • Информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая доходы и расходы;
  • Информация об инвестициях, вкладах и программах вложения денежных сумм, а также итоги таких мероприятий;
  • Информация о товарах, их характеристика, необходимость для потребителя, соответствие продукции установленным требованиям закона;
  • Подробный порядок подключения монополии к внешней инфраструктуре;
  • Сведения о способах доставки, хранения товаров и формы, способы заключения соглашений, договоров или контрактов;
  • Сведения о возможностях тех. доступа к продукции, а также ход отправки и получения заявок.

Во второй статье написано, что описываемый Федеральный закон регламентирует отношения, возникающие между участниками купли — продажи на товарных рынках РФ, когда одним из участников является естественная монополия. Другими участниками правоотношений могут быть потребители продукции, федеральные исполн. органы, органы, относящиеся к субъектам России и учреждения местного самоуправления.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ 69 по ссылке:

Скачать закон о естественных монополиях с изменениями

Зачастую на рынках страны встречаются ситуации, когда естественные монополии захватывают весь торговый процесс и злоупотребляют своими полномочиями и возможностями. Такие ситуации негативно сказываются на населении России. При отсутствии толковой конкуренции на рынке ест. монополии начинают повышать цены и тарифы, что означает большое количество издержек на других производствах и в других компаниях. Именно поэтому государством было принято решение о контроле этой сферы для улучшения баланса и равновесия в ценовой отрасли. В случае, если гражданин РФ замечает какое-либо нарушение закона со стороны сотрудников описанных корпораций, он имеет право подать в особые органы жалобу. Для правильного оформления жалобы, рекомендуется изучить настоящий закон.

Скачать Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» можно по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

lawlinks.ru

ФЗ «О естественных монополиях»

Естественная монополия — подвид монополии, которая занимает преимущественное положение на рынке в силу технологичных особенностей производства. Занимается регулированием трудоемких инфраструктур, дублирующее создание которых другими учреждениями экономически невыгодно или технически невозможно. Главным нормативно-правовом актом, регламентирующим цели, нормы, требования, порядок, функции, права и обязанности в соответствующей области является закон о субъектах естественных монополий.

Описание ФЗ 147

Настоящий Федеральный закон о монополии от 17.08.95 г. был принят участниками Государственной Думы 17 августа 1995 года. Данное постановление регламентирует законодательные основы общефедеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Основные цели закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, которые гарантируют доступность реализуемого ими продукта для потребителей, а также эффективность их функционирования.

Структура ФЗ 147 о естественных монополиях разделена на 6 глав:

Глава 1 (статья 1-5). Основные положения закона. Рассматривает:

  • цели настоящего Федерального закона;
  • сферу применения;
  • определения общих понятий;
  • сферу деятельности;
  • службы, которые занимаются регулированием деятельности соответствующих субъектов.

Глава 2 (ст 6-8.1). Национальное регулирование и государственный надзор. В данном разделе представлены:

  • методы управления деятельности;
  • подробное описание государственного надзора;
  • обязанности субъектов;
  • стандарты раскрытия сведений.

Глава 3 (ст 9-14). Права и функции органов регулирования. Раздел регламентирует:

  • перечень служб регулирования естественных прав;
  • права и функции соответствующих органов;
  • причины для принятия службами стабилизации естественных монополий решений об использовании определенных методик;
  • осведомленность служб стабилизации о принятых ими решениях.

Глава 4 (ст 15-20). Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона. В данном разделе представлены основные последствия нарушений, а также порядок возмещения убытков. Статьи 16, 18,19 утратили свою правовую силу.

Глава 5 (ст 21-25). Порядок утверждения предписаний и порядок их обжалования. Рассматривает:

  • процедуру утверждения о введении, изменении или полного прекращения стабилизации деятельности соответствующих субъектов;
  • причины рассмотрения нарушений относительно закона №147;
  • процедура осуществления предписаний;
  • порядок обжалования решений.

Глава 6 (ст 26-27). Заключительные положения законодательства.

Последние изменения, внесенные в ФЗ «О естественных монополиях»

В начале 2008 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение внести существенные изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Нововведения — совокупность мер, способствующих развитию конкуренции на рынках РФ.

Основные изменения и дополнения:

  • был введен понятийный аппарат;
  • были закреплены дополнительные сферы деятельности рассматриваемого закона, такие как: служба централизованного водоснабжения и водоотведения; служба по аэронавигационному обслуживанию;
  • разграничили рынки сетевых и конечных услуг, а также были утверждены рынки по оказанию услуг и рынки доступа. В последней редакции данного нормативно-правового акта регламентируются тарифообразования конечных услуг;
  • установление тарифов. ФАС ввел целый ряд методик, которые направлены на повышение эффективности национального ценового тарифного регулирования;
  • ответственность конкурсных процедур при исполнении сделок на право пользования главными средствами субъектов, которые находятся в общегосударственной или муниципальной собственности, с учетом как общих требований антимонопольных актов, так и специального положения;
  • субъекты естественных монополий обязаны утверждать инвестиционные программы с федеральными субъектами РФ муниципального образования;
  • установлены правила и принципы гарантирования недискриминационного доступа покупателей к производимым продуктам;
  • отказ от процесса контроля сделок, которые утверждены законом о естественных монополиях №147;
  • были разграничены права и обязанности между службой по тарифному регламентированию естественных монополий, антимонопольной службой и отраслевыми федеральными службами исполнительного правления.

Каждая служба правления, имеющая полномочия относительно регулирования и контроля естественной монопольной области деятельности, обязательно должна иметь определенные права и обязанности, а также обязана нести ответственность за принимаемые решения.

Перечень организаций

Деятельность данных субъектов устанавливается в соответствии со специальными законодательными актами, которые включаются в реестр. Его ведением занимается Федеральный орган по тарифам. В перечень входят только те субъекты, в отношении которых устанавливается общегосударственное регулирование и надзор с целью определения цен тарифов.

Выделяется 3 вида организаций:

  • реестр по субъектам в ТЭК;
  • реестр по субъектам на транспорте;
  • реестр по субъектам в сфере связи.

Скачать закон о субъектах естественных монополий

В области общественного потребления присутствует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, которые могут негативно сказываться на уровне жизни всего населения. Во-первых, это касается повышения тарифов и цен организациями-монополистами, которые приводят к росту издержек производства в иных отраслях, то есть и к росту цен на другие товары. Именно поэтому существует необходимость общегосударственного регулирования таких учреждений со стороны специальных административных служб.

Скачать Федеральный закон №147 «О естественных монополиях» по ссылке.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форме ниже, в окошке онлайн-консультанта справа, внизу экрана или позвонив по номерам (круглосуточно и без выходных):

210fz.ru

Российская федерация федеральный закон о естественных монополиях

Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ(ред. от 05.10.2015)»О естественных монополиях»

Документ предоставлен КонсультантПлюсwww.consultant.ru Дата сохранения: 25.11.2016  

17 августа 1995 года

N 147-ФЗ

Принят

Государственной Думой

19 июля 1995 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ,

от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 16-ФЗ,

от 26.03.2003 N 39-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,

от 31.12.2005 N 199-ФЗ (ред. 29.12.2006), от 04.05.2006 N 62-ФЗ,

от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ,

от 08.11.2007 N 261-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ,

от 11.07.2011 N 190-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,

от 25.06.2012 N 93-ФЗ, от 28.07.2012 N 132-ФЗ,

от 30.12.2012 N 291-ФЗ, от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 3. Определения основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) — лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ из статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 исключены определения понятий «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц». Новые определения понятий «товар», «товарный рынок», «хозяйствующий субъект», «группа лиц» см. в Федеральном законе от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статье 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

(часть третья введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

транспортировка газа по трубопроводам;

абзац исключен. — Федеральный закон от 26.03.2003 N 39-ФЗ;

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

услуги по передаче электрической энергии;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по передаче тепловой энергии;

(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

захоронение радиоактивных отходов;

(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ)

водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;

(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)

ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 132-ФЗ)

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

(п. 2 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.

(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)

Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий

1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

studfiles.net

ФЗ №147 «О естественных монополиях»…

Утративший силу

Документ [ /20/32/142/ ]: ФЗ № 0147 О естественных монополиях

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.

Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Предусмотренное настоящим Федеральным законом регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Статья 3. Определения основных понятий

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий:

естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; потребитель — физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;

Понятия «товар», «товарный рынок», «хозяйствующие субъекты», «группа лиц» применяются соответственно в значениях, указанных в статье 4 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Понятие «инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования» применяется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

железнодорожные перевозки;

услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

услуги по передаче электрической энергии;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

услуги по передаче тепловой энергии;

услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.

Статья 5. Органы, регулирующие деятельность субъектов естественных монополий

1. Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее — органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

2. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий.

Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СФЕРАХ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ

Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее — методы регулирования):

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Государственный контроль в сферах естественной монополии

1. В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

2. Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

3. Для совершения действий, указанных в пункте 2 настоящей статьи, субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Требования к содержанию такой информации и форме ее представления, а также порядок рассмотрения ходатайства определяются правилами, утверждаемыми соответствующим органом регулирования естественной монополии.

Орган регулирования естественной монополии вправе отказать в удовлетворении ходатайства, если заявленные в нем действия могут привести к отрицательным последствиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также в случаях, если заявителем не представлены все необходимые документы либо при их рассмотрении обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая существенное значение для принятия решения, является недостоверной.

Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

dokipedia.ru

понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.

Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;

Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;

В российском законодательстве предусмотрены и регулируются деятельность следующих видов естественных монополий в сферах:

1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) железнодорожные перевозки;

4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

6) услуги по передаче электрической энергии;

7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

8) услуги по передаче тепловой энергии;

9)услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Законодательство о естественных монополиях основывается на ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «О защите конкуренции», а также включает в себя Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о ФАС», «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам». Косвенно в этот перечень можно включить и такие акты, как, ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт», Постановление Правительства РФ «О создании ОАО «Российские железные дороги».

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;

2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:

1) любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства товаров, в отношении которых применяется регулирование;

2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование;

3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование.

Для совершения указанных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.

Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении — согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.

Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.

Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:

1) текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;

2) проекты планов капитальных вложений.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.

Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *