Пожарная безопасность в школе. Приказ, инструкция, журналы по пожарной безопасности в учебных учреждениях :: BusinessMan.ru
Школа объединяет учителей и учащихся, оказывает глубочайшее влияние на детей. Для того чтобы родители спокойно и уверенно отправляли детей в школу, проводится колоссальный объем работ по обеспечению безопасности, особое внимание уделяется вопросам пожарной безопасности.
Работа, включающая профилактические меры
Все профилактические меры по предупреждению пожаров должны проводиться на территории школы до начала учебного года. Классы должны быть обследованы специальными комиссиями, а работники пожарного надзора должны вынести решение о признании учебного заведения безопасным.
С целью защиты жизни и здоровья учащихся и персонала, родителей и материально-технической базы проводятся следующие профилактические меры:
- обустраиваются места хранения инвентаря специального назначения;
- устанавливаются автоматические системы извещений;
- обеспечивается наличие запасных выходов;
- разрабатывается и утверждается план эвакуации, в удобных местах на каждом этаже размещаются наглядные схемы для изучения детьми;
- создается наглядная агитация (стенды, схемы, плакаты) по теме;
- проводятся учения с учащимися и персоналом для отработки навыков эвакуации;
- обеспечиваются условия для правильного хранения инвентаря и продуктов, не допускается захламление помещений.
Что входит в обязанности руководителя учебного учреждения
Пожарная безопасность в школе и все вопросы, связанные с ней, должны постоянно находиться под контролем руководителя, который должен:
- приказом по школе назначить ответственного;
- оказывать ему всяческую помощь и поддержку и контролировать его работу;
- регулярно осуществлять инструктажи;
- расписать обязанности и действия персонала на случай чрезвычайной ситуации.
Тщательным подбором квалифицированного персонала, которому будет доверен процесс монтажа, ремонта и обслуживания электропроводки и оборудования в здании, будет обеспечена пожарная безопасность в школе.
Документы администрации учебного учреждения должны включать все вопросы ПБ, освещенные в приказах, инструкциях, правилах и планах эвакуации.
Директор школы в своей работе опирается на нормативные и законодательные документы. Местные органы управления должны оказывать поддержку и содействие в приобретении качественного и современного оборудования и осуществлении контроля.
Инструкция: пожарная безопасность в школе
Инструкция о мерах пожарной безопасности обязательно должна быть утверждена директором школы. В ней изложены меры по содержанию в надлежащем порядке территории школы, коридоров и других помещений школы. Здесь же должно быть определено место для курения, порядок обесточивания электрооборудования в случае возникновения пожара, устанавливаются сроки проведения инструктажа и временных огневых работ, расписываются действия персонала при возникновении пожара.
К инструкции прилагается памятка, а в приложении должен быть план эвакуации учащихся и всего персонала из здания школы. В памятке расписаны первые шаги, необходимые для соблюдения при обнаружении пожара.
Действия сотрудников при обнаружении пожара
Пожарная безопасность в школе обеспечивается соблюдением правил и сотрудниками, и учащими. Но если все же возгорание произошло, как должен действовать персонал учебного заведения?
- Учитель при первых признаках пожара должен на собственном примере показать, как спокойно и взвешенно должны приниматься решения.
- Не должен позволять ученикам паниковать и хаотично покидать помещение.
- При выходе школьный кабинет обесточивается, закрываются окна и двери.
- Учитель должен провести эвакуацию класса в соответствии с планом. Первыми проходят дети. Когда дети оказываются на безопасном расстоянии, проводится перекличка, оказывается необходимая медицинская помощь.
- При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или голосовой сигнал, передать информацию о возгорании службе спасения, оповестить руководство или администрацию.
- Все сотрудники школы, включая библиотекарей, работников кухни и вахты должны содействовать эвакуации учащихся.
- Медицинский персонал ответственен за оказание первой помощи, для которой заранее подготавливаются необходимые медикаменты.
Что собой представляет план эвакуации
План эвакуации при пожаре позволяет упорядочить процесс эвакуации людей в чрезвычайных случаях. Он должен состоять из двух частей: текстовой и графической. В графической части, где изображена планировка самого объекта, должны быть указаны:
- все возможные эвакуационные пути;
- эвакуационные выходы и точное их расположение;
- место расположения средств для спасения людей и противопожарной защиты;
- лестницы, лестничные клетки и аварийные выходы;
- отметки «Вы находитесь здесь» (место расположения плана).
В текстовой части плана указывается расшифровка всех условных обозначений плана. Также указываются способы оповещения о возникновении пожара, аварии или другой ЧС, указывается порядок вызова пожарных подразделений, экстренных служб, обязанности и действия людей.
План эвакуации при пожаре используется для облегчения ориентации находящимся в зоне ЧС людей, для проведения аварийно-спасательных и других мероприятий на месте происшествия.
Как составить план эвакуации
Начинать составлять план эвакуации надо с вычерчивания поэтажного плана здания. При этом изображается лишь минимум самых существенных деталей. Сплошными зелеными стрелками должны быть обозначены основные пути эвакуации людей. Прерывающимися стрелками такого же цвета надо обозначить запасные пути эвакуации. При помощи условных знаков изображаются места нахождения огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, систем включения/отключения пожарной автоматики, электрощитов.
В виде таблице можно изобразить текстовую часть плана, где будут отражены способы оповещения о пожаре, организация эвакуации, способы проверки срабатывания пожарной автоматики. Дополнить эту часть можно памятками и инструкциями для работников, где будут описаны основные действия во время пожара.
В качестве приложения к таблице следует составить список ответственных лиц с графой для росписи об ознакомлении с планом эвакуации. В конце ставится дата составления плана, который скрепляется печатью организации и подписью должностного лица.
План эвакуации в школе вывешивается на заметных местах на каждом этаже.
Процесс эвакуации учащихся
Для того чтобы организовать эвакуацию учеников и учителей из школы, назначаются педагоги, несущие ответственность за порядок выхода из здания. Эти педагоги регулируют поток людей на каждом этаже. Эвакуацию класса должен проводить учитель, у которого на момент возгорания шел урок.
Ответственным за пожарную безопасность в школе на период проведения спортивных или культурно-развлекательных мероприятий становится организатор, который предварительно должен пройти и убедиться в том, что возможные пути эвакуации открыты, не заблокированы.
В течение года с ответственными за эвакуацию людьми должны проводиться специальные занятия и инструктаж. В план воспитательной работы классный руководитель обязан включить беседу с учащимися о том, как важно соблюдать правила пожарной безопасности не только в школе, но и во всех сферах жизни.
Мероприятия по пожарной безопасности в школе
В вопросе безопасности детей нет второстепенных тем. И в школе и дома детям постоянно надо напоминать о том, как опасен огонь. Правила пожарной безопасности в школе должны быть тщательно разработаны и неукоснительно исполняться всеми. К основным правилам следует отнести запрет на курение и преподавателям школы, и, конечно же, ученикам на территории школы; запрет на внос петард или других взрывчатых предметов в школу; не должны приносится в здание школы и на ее территорию легковоспламеняющиеся вещества, спички и зажигалки.
Пожарная безопасность в школе как правила поведения в подобных ситуациях учениками будут лучше и легче усваиваться, если информация будет включена в разные учебные занятия и внешкольные мероприятия. Формы и методы подачи информации должны быть разноплановыми, с творческим подходом и с задействованием самих детей, их инициативы и творчества. Конкурсы, эстафеты, сценки могут быть посвящены теме «Пожарная безопасность». Мероприятие в школе можно провести с привлечением работников МЧС или с экскурсией в пожарную часть.
Могут быть организованы выставки плакатов и рисунков на данную тематику. В начальной школе пожарная тема может быть использована как дидактический материал на уроке русского языка. Кроме того, можно создать соответствующую теме презентацию с любимыми мультяшными героями. Сами маленькие ученики могут инсценировать детские стихотворения Маршака и Чуковского. Еще больше будет энтузиазма, если будет возможность переодеться в костюмы.
Учеников средней и старшей школы можно смело привлекать к созданию плакатов, макетов, демонстрирующих меры пожарной безопасности в школе или процесс эвакуации из здания людей. Ребята с удовольствием примерят на себя комплект одежды, развернут пожарный рукав, используют огнетушитель.
Пожарная безопасность в школе будет обеспечена, если меры по проведению будут планомерными и регулярными. Если подход будет выбран не традиционный, а игровой — с вовлечением учеников в общественно-полезную деятельность.
businessman.ru
Пожарная безопасность в школе | Охрана труда и техника безопасности в школе
Данный раздел пожарная безопасность в школе
посвящен требованиям и правилам пожарной безопасности для школьников в школе, для учителей, работников, соответствующему пожаробезопасному содержанию школьных помещений.Очень важно научить пожарной безопасности для учащихся детей начальной школы, средней и старшей школы, правилам поведения при пожаре, что позволит сберечь их здоровье и жизнь.
В этом разделе можно бесплатно скачать инструкции по пожарной безопасности в школе (новые, 2018 год) и для отдельных кабинетов, инструктажи по пожарной безопасности в школе новые, требования противопожарной защиты и безопасности.
Цель приведенной ниже информации, инструкций и требований — не допустить пожароопасную ситуацию, предотвратить возникновение пожара в общеобразовательной школе, школьных кабинетах, дома, на улице.
Инструкции по пожарной безопасности в школе
Общие инструкции по пожарной безопасности для школы и администрации учреждения.
В общеобразовательном учреждении директор школы является ответственным лицом за пожарную безопасность и обучение сотрудников пожарно-техническому минимуму. Однако он может назначить приказом лицо, ответственное за пожарную безопасность в школе и противопожарную защиту.
1. Инструкция о мерах пожарной безопасности в школе
2. Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе продуктов в школе
3. Инструкция о мерах пожарной безопасности на пищеблоке школы
4. Инструкция о мерах пожарной безопасности на складе ТМЦ в школе
5. Инструкция о мерах пожарной безопасности для сотрудников школы
6. Должностная инструкция по пожарной безопасности директора школы
7. Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасность
8. Инструкция о порядке содержания, осмотра, приведения помещений школы в пожаробезопасное состояние
9. Инструкция по правилам противопожарного режима в школе
10. Инструкция по пожарной безопасности для дежурного администратора школы
11. Инструкция по пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий в школе
12. Инструкция по пожарной безопасности при проведении новогодних мероприятий в школе
13. Инструкция о мерах пожарной безопасности при проведении окрасочных работ
14. Инструкция по пожарной безопасности при временных огневых работах в школе
15. Инструкция по пожарной безопасности при проведении ремонтных работ
16. Памятка по эксплуатации пожарной сигнализации для директора школы
Каждое отдельное помещение школы должно контролироваться ответственным за пожарную безопасность, назначенным директором общеобразовательного учреждения. Ответственным за пожарную безопасность назначается индивидуальный комплекс обязанностей, выполняемых как во время рабочего процесса, так и в случае чрезвычайной ситуации.
Инструкции
по пожарной безопасности в кабинетах школы
Для всех специализированных учебных кабинетов, складов, пищеблока, спортзала, актового зала, библиотеки в школе должны быть разработаны инструкции по пожарной безопасности, содержащие большое количество разделов. За разработку инструкций о мерах пожарной безопасности в кабинетах и помещениях школы несет ответственность назначенный ответственный за пожарную безопасность, который к разработке инструкций также может привлекать инженера по охране труда и заведующего кабинетом.
1. Инструкция по пожарной безопасности в учебном кабинете
2. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете информатики
3. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете химии
4. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете физики
5. Инструкция по пожарной безопасности в кабинете технологии
6. Инструкция по пожарной безопасности в учебной мастерской
7. Инструкция по пожарной безопасности в спортивном зале
8. Инструкция о мерах пожарной безопасности в библиотеке
9. Инструкция о мерах пожарной безопасности в школьной столовой
Пожарная безопасность в пришкольном оздоровительном лагере
Инструкции и инструктажи по пожарной безопасности для пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
1. Инструкция о мерах пожарной безопасности в пришкольном лагере
Если страница Вам понравилась, поделитесь ссылкой с друзьями:Рекомендуем просмотреть:
Видео-фильмы по пожарной безопасности
ohrana-tryda.com
Правило пожарной безопасности для школьников — Доброе дело
Автолюбители могут стать погорельцами в нескольких случаях: если загорелось разлитое под автомашиной топливо, загорелся мотор, пожар возник в салоне, автомобиль вспыхнул в результате ДТП.
Горит человек
Вернее, конечно, горит не сам человек, а сначала его одежда. Ни в коем случае не давайте ему бежать! От этого огонь только сильнее разгорится. Человек от боли впадает в состояние шока и не контролирует свои действия. Нужно помочь ему:
- Повалите его на землю, сбейте пламя. Можно залить огонь водой, забросать горящего человека снегом, если дело происходит зимой, накрыть несчастного плотной тканью или одеждой, оставив голову открытой, чтобы человек не задохнулся от продуктов горения. Если под руками ничего нет, катайте горящего по земле, чтобы сбить огонь.
- После этого немедленно освободите пострадавшего от тлеющей одежды! Не мажьте ожоги, просто наложите сухую марлевую повязку и вызовите «скорую».
- Открывать окна и двери: приток свежего воздуха поддерживает горение. Разбивать окно нужно только в том случае, если собираетесь из него выскочить (если этаж невысокий).
- Тушить водой электроприборы, включенные в сеть.
- Ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться или лечь на пол, закрыв нос и рот платком.
- В задымленном подъезде двигаться, держась за перила: они могут привести в тупик.
- Пытаться покинуть горящий подъезд на лифте (он может выключиться в любой момент, и вы окажетесь в ловушке).
- Прятаться во время пожара (под диван, в шкаф): от огня и дыма спрятаться невозможно.
- Смазывать ожоги маслом.
- Бороться с огнем самостоятельно, не вызывая пожарных.
- понять, что возникла небезопасная ситуация;
- уметь выбраться из горящего или задымленного помещения;
- уметь позвать на помощь взрослых.
- определить «горящие точки» или очаги пожара;
- уметь позвать на помощь взрослых;
- уметь вызвать пожарную бригаду (правильно назвать адрес, свои координаты и контакты).
- определить «горящие точки» или очаги возникновения пожара вокруг дома или в доме;
- помочь членам семьи выбраться из горящего или задымленного помещения;
- уметь разработать план домашней эвакуации в случае пожара;
- знать и уметь применять на практике основные действия по тушению пожаров одежды и лечения ожогов;
- знать и уметь применять на практике, как подготовиться к сезону лесных пожаров.
- Спички, зажигалки и прочие предметы, с помощью которых можно разжигать огонь, не игрушка. Родители должны убирать их подальше от детских глаз, а дети, если наткнулись на подобные находки, ни в коем случае не должны брать их в руки.
- Нельзя использовать переносные электрические обогреватели для сушки белья.
- Нельзя оставлять электрические приборы без присмотра, они могут стать причиной пожара.
- Выходя из дома, следует проверить, выключены ли электрические приборы, газ и свет. Замыкание или газовая печка могут стать причиной возгорания.
- Во время отключения электричества многие семьи используют восковые или парафиновые свечи для локального освещения помещения. Дети с удовольствием наблюдают за пляшущим язычком пламени и даже играют с ним. Следует быть очень осторожными с горящими свечами, так как незащищенное пламя может легко переброситься на ближайшие предметы и стать причиной возгорания.
- В квартирах с неисправной или старой электрической проводкой нельзя пользоваться электрическими приборами. Нельзя перегружать старую проводку, поскольку она может привести к замыканию и возгоранию. Дети должны знать об этом.
- Розетки следует закрывать специальными защитными экранами или насадками.
- Сейчас практически у каждого школьника есть мобильный телефон. Объясните ребенку, что оставлять его на подзарядном устройстве без присмотра очень опасно.
Чего нельзя делать?
ПАНИКА — ДРУГ ПОЖАРА
Не паникуйте! Это главный принцип поведения в чрезвычайной ситуации.
Действуйте четко, быстро, спокойно.
Сообщите пожарным ваш адрес, короткую дорогу к вашему дому (офису), назовите этаж, где произошло возгорание, четко расскажите, что конкретно горит (кабинет, квартира, подвал, чердак, подъезд), сколько людей в здании, представьтесь, назовите номер своего телефона.
Охрана труда и техника безопасности в школе
Инструкция
по правилам пожарной безопасности в школе для учащихся
1. Общие положения правил пожарной безопасности в школе
1.1. Данная инструкция по правилам пожарной безопасности в школе разработана для учащихся при их пребывании в школе с целью предотвращения возникновения пожароопасных ситуаций, сохранения жизни и здоровья детей.
1.2. При разработке инструкции учтены: Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012г №390 «О противопожарном режиме» в редакции от 30 декабря 2017г; требования Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994г «О пожарной безопасности» в редакции от 29 июля 2018 года.
1.3. Инструкция содержит новые правила пожарной безопасности в школе для детей, а также действия школьников при пожаре в школе.
1.4. Учащиеся всех классов школы должны знать и соблюдать правила пожарной безопасности в школе для учащихся.
1.5. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения.
1.6. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения.
1.7. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях.
2. Правила пожарной безопасности в школе для учащихся
2.1. Запрещено приносить в школу и пользоваться любыми зажигательными и курительными принадлежностями (спички, зажигалки, сигареты и т.п.). В школе и на ее территории курить запрещено!
2.2. Запрещено приносить в школу взрывоопасные предметы (хлопушки, петарды, фейерверки) и играть с ними.
2.3. Запрещено приносить и пользоваться в школе легковоспламеняющимися, горючими материалами и жидкостями, газовыми баллончиками.
2.4. Запрещено разводить костры на территории школы.
2.5. Нельзя без разрешения учителя включать в кабинете электрические приборы.
2.6. Не нагревайте незнакомые приборы, упаковки для порошков и красок. Особенно аэрозольные упаковки (металлические баллончики).
2.7. Опыты проводятся только в кабинетах физики и химии.
2.8. Не поджигайте сами и не позволяйте младшим поджигать тополиный пух и сухую траву на территории школы. Это очень ОПАСНО!
2.9. В каждом классе есть огнетушитель. Необходимо научится им пользоваться.
2.10. Все дети должны помнить, где расположен план эвакуации, и понимать, как им пользоваться.
2.11. При обнаружении пожара или задымления срочно сообщите учителям, техническому персоналу школы и вызовите пожарных.
3. Действия учащихся при возникновения пожара в школе
3.1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику школы, соблюдать правила поведения при пожаре в школе
3.2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения.
3.3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по школе и действовать согласно указаниям сотрудников школы.
3.4. По команде учителя (преподавателя) школы эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком и планом эвакуации. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам.
3.5. Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.
3.6. Нельзя прятаться во время пожара под парту, в шкаф: от огня и дыма спрятаться невозможно.
3.7. При выходе из здания школы находиться в месте, указанном учителем.
3.8. Учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества.
3.9. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить учителю.
Инструкцию разработал: __________ (________________)
Памятка для детей по пожарной безопасности
Вопросы пожарной безопасности для детей и подростков очень важны, поэтому, родители, воспитатели детских садов и учителя должны уделять должное внимание этому вопросу. Как правило, если возникает пожар, то это случается внезапно и огонь распространяется очень быстро. Не растеряться в такой ситуации невозможно, а уж если у ребенка не достаточно знаний, как вести себя при пожаре, то ситуация может оказаться плачевной. В этой статье мы будем говорить о правилах и памятках по пожарной безопасности для детей.
Что такое противопожарная безопасность
Изучение пожарной безопасности и обучение поведению при возникновении критической ситуации входит в общеобразовательный курс школьной программы дошкольных заведений. Каждая мама неустанно повторяет своему малышу, что спичками играть нельзя. Постепенно эти истины закрепляются в мозгу ребенка, хотя иногда детям хочется проверить, почему же именно нельзя трогать спички.
Воспитывая ребенка, следует объяснять ему, какие действия могут привести к небезопасным ситуациям. Например, некоторые виды игр, пребывание в опасных для жизни и здоровья местах, могут стать причиной пожара.
Говорить с детьми о пожарной безопасности следует, чуть ли не с пеленок. Возраст 3-4 года считается оптимальным для того, чтобы рассказать ребенку азы пожарной «грамматики».
Ребенок должен понимать, почему пожары опасны, вреден ли дым, и что хуже, огонь или дым. Оставаться ли в горящей квартире или как-то (и как именно) из нее выбираться. Стоит ли пытаться тушить пожар самостоятельно и кого позвать на помощь, если дома нет взрослых.
На все эти вопросы у ребенка должны быть исчерпывающие ответы , позволяющие принимать правильное решение в критической ситуации.
Как организовать занятие по пожарной безопасности с детьми
Чтобы организовать занятие по пожарной безопасности с детьми, следует понимать, какая аудитория будет присутствовать на этом занятии: дошкольники, школьники начальной школы, среднего или старшего звена.
Важным моментом является проведение бесед доступным для детей языком. Для дошкольников будут полезными рассказы, беседы и занятия в игровой форме, в форме сказок, инсценировок.
Часто для малышей проводят занятия в форме небольших спектаклей, а после представления в группах обсуждаются конкретные ситуации и моменты, связанные с пожарной безопасностью.
Родители дома должны проводить профилактические беседы с детьми на темы противопожарной безопасности. Дети должны знать, что спички являются необходимым инструментом для разжигания огня для приготовления пищи, но никак не игрушкой. Также важно, чтобы ребенок понимал, что нельзя трогать мокрыми руками электрические приборы, что-либо совать в розетки, касаться оголенных проводов.
Дошкольник должен уметь:
Для школьников начальной школы помимо тематических классных часов учителя могут организовывать встречи с сотрудниками пожарной части, проводить развивающие игры по рисованию плана эвакуации из квартиры, класса, школы.
На уроках рисования дети могут совместно с учителем выпустить стенгазету на тему «Пожарная безопасность глазами детей».
Ученики начальных классов должны уметь:
Для старшеклассников также проводятся тематические классные часы, встречи с сотрудниками пожарной части и МЧС. Рекомендуется провести уроки в форме ориентирования по план-схемам эвакуации при пожаре.
Комплексный подход к проблеме позволит дать детям фундаментальные знания и умения вести себя в сложной ситуации, а также знать правила, которые предупредят возникновение пожара.
Старшеклассник должен уметь:
Пожарная безопасность в быту
Соблюдение правил по пожарной безопасности в быту связано с использованием электрических бытовых приборов, газовых горелок и воспламеняющихся предметов. Для того, чтобы избежать возникновения пожара дома, родители и педагоги должны объяснить детям требования по пожарной безопасности в быту.
Все вышеперечисленные правила в большей степени касаются родителей, поскольку их обязанностью является обеспечение безопасности ребенка. Что же касается самих детей, то в целях профилактики пожаров они должны уяснить следующее:
Если возникла пожароопасная ситуация, то ребенок должен знать следующие правила и требования:
Пожарная безопасность на природе
Возникновение пожара на природе представляет собой бесконтрольное горение растительности. Они бывают низовые (когда огнем уничтожается надпочвенный покров), верховые (горит биомасса древостоя) и подземные (горят торфяники).
Лесной пожар – огромные убыток для флоры и фауны, поэтому знать правила пожарной безопасности в лесу и вообще на природе должны все граждане, в том числе и дети.
В целях профилактики пожароопасных ситуаций на природе
Запрещено разбрасывать по лесу тлеющие спички, окурки. Разводить костер в лесу нужно только при соблюдении следующих правил:
Еще одно важное правило, касаемое разведения огня в лесу, запрещает это делать в жаркую сухую погоду. Сухая растительность очень быстро загорится, потушить ее при таких погодных условиях вряд ли удастся и лес пострадает. Во всяком случае, если разведение костра было запланировано, проследите, чтобы поблизости не было сухо растительности.
Не следует брать с собой в лес жидкости, которые легко воспламеняются, а также материалы, пропитанные такими жидкостями. Весь мусор заберите домой из леса, стеклянные осколки могут стать причиной пожара, поскольку от них в солнечную погоду могут отражаться солнечные зайчики, бумажные отходы также опасны.
При возникновении лесного пожара
Если в лесу случился пожар, по вашей вине или вы просто его обнаружили, немедленно сообщите в пожарную часть. Не поддавайтесь панике.
Если пожар еще не принял глобальных масштабов, вы можете попытаться потушить его самостоятельно, засыпая пламя песком, землей или заливая водой. Если же пламя огня слишком большое, покиньте место пожара, предварительно сообщив пожарным ориентиры, по которым они смогут найти пожар.
Если пожар верховой – уходите от огня, пригибаясь к земле и закрыв лицо мокрой салфеткой, чтобы не надышаться угарным газом. При низовом пожаре следует уходить в перпендикулярном направлении от огня.
Если забрать личные вещи нет никакой возможности, лучше закопать их в землю и вернуться за ними позже. Ждать помощи спасателей лучше на хорошо просматриваемых полянах, пространствах или в специальных укрытиях.
Памятка для детей во время возникновения пожара
В целях повышения безопасности детей педагоги и воспитатели должны донести для своих воспитанников следующую памятку по пожарной безопасности.
- Пожарную охрану следует вызвать по телефону 01. При этом необходимо внятно и четко назвать адрес и фамилию.
- Горящий электроприбор следует выключить и накрыть одеялом или ковриком. Это ограничит подачу кислорода к объекту возгорания и уменьшит (или затушит) пламя.
- Окна при пожаре лучше не открывать. Прямой доступ кислорода к очагу возгорания будет только усиливать горение.
- Важно оповестить о пожаре ближайших соседей.
- Если есть младшие братья или сестры, то старшие должны помочь им выбраться из горящего помещения.
- Важно знать, как правильно выбираться из задымленного помещения. Чтобы не надышаться угарным газом, выбираться следует ползком, или просто как можно ниже пригибаясь к земле. К лицу лучше приложить влажную салфетку или ткань.
- Покупка и поддержание в рабочем режиме средств тушения пожара: огнетушителей, ящиков с песком и пр.
- Монтаж сигнализации, которая в автоматическом режиме будет фиксировать возгорание;
- Оборудование школы «системой тревоги», которую можно активировать в случае пожара;
- Наличие и работоспособность выходов для эвакуации;
- Информационные стенды с наглядными сведениями по профилактике пожаров;
- Проведение систематической работы с работниками школы и учениками на тему противопожарной безопасности. Для этого разрабатываются специальные инструкции по правилам пожарной безопасности в школе.
- Скорейшее устранение любых факторов, которые могут спровоцировать пожар;
- Строгое следование графику проведение инструктажей, нацеленных на актуализацию знаний по противопожарной безопасности;
- Разработка и утверждение эвакуационного плана, и мер по оповещению учеников и работников школы при пожаре;
- Чёткое распределение обязанностей работников школы при пожаре;
- Закрепление за определёнными работниками школы лиц, которые будут ответственны за пожарную безопасность во время разных мероприятий: линеек, школьных вечеров, концертов и пр.
- Брать и использовать спички нельзя;
- Недопустимо играть около костров или раскалённых предметов;
- Над костром или обогревателями нельзя сушить вещи;
- Запрещено разведение костров без взрослых;
- Не оставлять без присмотра включенные электрические приборы;
- Звонить, кричать и всячески привлекать внимание взрослых, если был обнаружен пожар.
- Привитие знаний и умений обращения с разными электроприборами;
- Получение знаний о легко воспламеняемых материалах;
- Изучение правил использования огнетушителей и иных средств борьбы с огнём;
- Основные знания о правильном спасении своей жизни и жизней других детей.
Вместо заключения
Подводя итоги вышесказанному, нужно добавить, что обучая детей правилам поведения при пожаре и правилам, позволяющим предотвратить различные возгорания, педагоги должны учитывать возраст детей. Если для дошкольников достаточно уметь уйти от огня и сообщить о пожаре старшим, то школьники старшего звена должны уметь принять участие в тушении огня, эвакуации младших детей и оказании первой помощи пострадавшим.
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Значительная часть пожаров происходит в жилье. Здесь гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле-, видео- и аудиотехники, не адаптированной к отечественной электросети или неисправных, проведение электросварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детские шалости с огнем:
Пожарная безопасность в квартире:
Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров. Не оставляй без присмотра включенные электроприборы, особенно утюги, обогреватели, телевизор, светильники и др. Уходя из дома, не забудь их выключить. Не суши белье над плитой. Оно может загореться. Не забывай выключить газовую плиту. Если почувствовал запах газа, не зажигай спичек и не включай свет. Срочно проветри квартиру. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома без взрослых.
Если начался пожар, а взрослых дома нет, поступай так:
Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, заливая водой или засыпая песком. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону ‘ОГ или попроси об этом соседей. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону ‘ОГ и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого зови из окна на помощь соседей и прохожих. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре гибнут от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком — внизу дыма меньше. Если в помещение проник дым. надо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой и выходить пригнувшись или ползком. Обязательно закрой форточку и дверь в комнате, где начался пожар. Закрытая дверь может не только задержать проникновение дыма, но иногда и погасить огонь. Наполни водой ванну, ведра, тазы. Можешь облить водой двери и пол. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться и ты задохнешься. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Запомните самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности: Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!’
Сайт пожарных | Пожарная безопасность
Последние публикации:
Общие правила пожарной безопасности в школе
Все, существующие на сегодняшний день общие правила пожарной безопасности в школе, представляют собой комплекс мероприятий, который разработаны государственными органами, а также административным аппаратом самого учреждения. Целью данного пакета правил является самая полная защита учеников, работников школы, личного и школьного имущества от пожара.
Комплекс мероприятий пожарной безопасности в школе, включает в себя сразу несколько направлений работы:
Полная ответственность за соблюдение правил несут её руководитель (директор) и его заместители. При этом персональная ответственность также лежит на заведующих кабинетами и производственными мастерскими.
Обеспечение пожарной безопасности в школе
На администрации школы лежит ответственность за надлежащие обеспечение выполнения правил, а также выполнение регулярного контроля над тем, чтобы работники школы и учащиеся соблюдали свой режим работы и режим работы школы.
В число мер пожарной безопасности, которые должны постоянно выполняться на территории школы, входят следующие мероприятия:
Обучение детей правилам пожарной безопасности в школе
Систематическое обучение детей правилам пожарной безопасности в школе начинается ещё с младших классов. Детям дают начальные представления о том, что собой представляет огонь, для каких целей его используют и почему он опасен. Закладываются основные знания о правилах обращения с огнём, а также о том, что следует делать во время пожара.
Поскольку малыши ещё не в состоянии усваивать большой объём словесной информации, то учителя занятия на данную тему часто проводят в игровой форме, а также устраивают экскурсии в пожарную часть. Также школьникам показывают обучающие диафильмы и видеоролики, из которых те могут понять главные причины пожаров, а также то, как можно спастись от огня. Помимо этого в начальной школе учащиеся заучивают номер МЧС, учатся правильно использовать электрические приборы, тушить с помощью воды костры и пр.
Таким образом, всё обучение детей правилам пожарной безопасности для младших школьников сводиться к тому, что им прививают несколько простейших правил:
Противопожарная безопасность для учеников средней ступени, включает в себя следующие элементы:
Работа над закреплением всех этих элементов ведётся в игровой форме, проводятся различные викторины и конкурсы, а также практические занятия.
Обучение основам пожарной безопасности у учеников старших классов, проходит в форме учений, на которых те получают прочные практические навыки борьбы с огнём, а также учатся спасать людей. Таким образом, заканчивая обучение в школе, старшеклассник должен точно знать ответы на следующие вопросы и уметь выполнять следующие действия:
dobroedeloufa.ru
Как школа учит детей пожарной безопасности
Вы находитесь здесь: Главная страница » Пожарная защита » Общие положения
Перед тем, как начинается учебный год, в любой школе проводится огромный объем работы, направленной на обеспечение безопасности всех участников учебного процесса.
Оснащение средствами противопожарной безопасности, перезарядка огнетушителей, проверка и размещение средств пожаротушения в необходимых для этого местах, изготовление стендов с правилами, инструкциями и требованиями их соблюдения являются только небольшой частью принимаемых мер для предотвращения возможного возникновения в школах экстренных ситуаций.
Чтобы обеспечить в школах пожарную безопасность, государственными структурами разработан целый комплекс правил и инструкций, которыми необходимо руководствоваться при возникновении в учебном заведении пожароопасных ситуаций. Обеспечение школы средствами, предназначенными для тушения пожаров, технически грамотно разработанные и расположенные на видных местах правила и схемы эвакуации, наличие правил поведения в таких ситуациях является залогом безопасности не только учеников, но и всего коллектива школы.
Нормативные документы
Существование целого ряда обязательных государственных нормативных документов помогают администрации учебного учреждения правильно организовать работу в направлении безопасности школы и во многом предупредить возможность возникновение пожароопасных ситуаций.
Среди нормативной пожарной документации государственных структур РФ следует выделить:
- действующий ФЗ №69 от 21 декабря 1994 «О пожарной безопасности»;
- приказ МЧС №313 от 18 июня 2003 «Об утверждении правил пожарной безопасности»;
- приказ Министерства № 190/1668 от 17 апреля 2003 «О повышении пожарной безопасности в образовательных учреждениях»;
- ППБ-101-89 для школ и других учреждений из области образования.
Особенности защиты от пожаров в школах
Пожаробезопасность школ во многом зависит от учета особенностей общеобразовательных заведений, которые предполагают размещение внутри учебного здания кабинетов и помещений с разными дисциплинами обучения. В некоторых из них хранятся легковоспламеняющиеся вещества и существует повышенная опасность возможных возгораний. Несмотря на то, что школы регулярно проходят проверки на предмет соблюдения правил противопожарной безопасности, сотрудники школы не должны ждать проверки и заблаговременно укомплектовать учреждение требуемыми средствами для тушения пожаров и предупреждения их возникновения.
Кабинеты химии и физики находятся рядом с лабораториями, в которых сохраняются опасные с точки зрения пожарной безопасности препараты и проводятся опыты. В классе информатики присутствует много электронной техники, необходимой для обеспечения учебного процесса. Библиотека и музей на небольшой площади сконцентрировали большое количество легковоспламеняющихся материалов. Мастерские, кабинеты трудового образования изобилуют электрооборудованием и электробытовыми приборами. В спортивном зале сохраняются туристические палатки, форма, мячи, различные виды спортивного инвентаря, изготовленного из горючих плавящихся материалов, а в хозяйственном помещении кухни располагается пожароопасное оборудование для приготовления пищи.
Школьная противопожарная документация
Учитывая все особенности расположенных внутри здания учебных помещений и находящихся на его территории объектов, администрацией школы на основании нормативной документации государственных органов власти разрабатываются документы, которые обеспечивают пожарную безопасность школьных территорий.
К утвержденным нормативным документам, которые относятся к разделу школьной защиты от пожаров, относятся:
- приказ руководителя школы об установлении на протяжении учебного года противопожарного процесса обучения;
- приказ директора о назначении руководством школы ответственных за соблюдение противопожарной безопасности;
- приказ руководителя о создании в школе пожарной дружины;
- план проведения в учреждении противопожарных учебных мероприятий;
- инструкция с разработанными мерами противопожарной безопасности;
- план эвакуации учащихся и работников школы при пожаре;
- инструкция к разработанному плану эвакуации;
- инструкция, указывающая на действия руководства школы при пожаре;
- инструкция, указывающая на действия коллектива учебного заведения при эвакуации;
- положение о созданных пожарных комиссиях;
- журнал регистрации противопожарных средств;
- расчет приспособлений для тушения пожаров в школе;
- нормативы установки огнетушителей в кабинетах;
- акт осмотра кранов пожарного свойства;
- памятка по правильному применению сигнализации против пожаров;
- журнал обучающих уроков по защите от пожаров в школе;
- протокол регулярного мониторинга знаний школьников по предотвращению взрывопожарных ситуаций;
- порядок согласованных действий коллектива школы при возгорании;
- план учебных занятий по противопожарной безопасности;
- приказ руководителя школы о назначении ответственного за пожаротушение человека;
- акт обработки в школьном учреждении огнезащитным составом деталей деревянных конструкций;
- акт проверки показателей изоляции и сопротивления.
Вся вышеперечисленная документация хранится в кабинете руководителя, который персонально несет ответственность за их сохранность и выполнение.
Обязанности директора школы
К обязанностям директора школы, который обеспечивает порядок, контроль и организацию учебного процесса, относится и выполнение предписаний, установленных нормативными актами государственных органов власти.
В обязанности руководителя входит:
- контроль за тем, как соблюдаются правила защиты от пожаров всеми учениками и работниками школы;
- принятие неотложных мер по устранению всех имеющихся недостатков, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- проведение предусмотренных графиком инструктажей с внесением фамилий проинструктированных лиц в журнал;
- разработка, утверждение и размещение внутри здания школы планов эвакуации школьников, преподавателей и всех сотрудников школы;
- вручение инструкций работникам школы с действиями служащих при пожаре;
- составление приказов, определяющих группу ответственных за школьную безопасность.
Инструкция
Для предотвращения пожаров руководство учебного заведения на основании нормативных документов разрабатывает общую инструкцию, которая является основным предписанием для учеников и сотрудников школы. Инструкция содержит в себе общие положения, а также важные требования в области защиты от пожаров и перечень необходимых действий при возможном его возникновении. Документ согласовывается с председателем профсоюзного комитета и утверждается директором школы.
Раздел общих положений обращает внимание коллектива школы на ознакомление и изучение требований инструкции, а также указывает на первоначальные действия человека в случае экстренных ситуаций.
В разделе правил указывается на требования, выдвигаемые к безопасности всех объектов и помещений, которые находятся на территории учебного заведения. Отдельными пунктами раздела обращается внимание на запрещение пользования взрывоопасными зажигательными и легковоспламеняющимися предметами, не допускается разжигания костров на прилегающей к школе территории.
Правила указывают на открытый доступ к необходимому для пожаротушения инвентарю, свободным, ничем не заставленным выходам из помещений и доступным подъездам к зданию школы.
Схематически представленному плану эвакуации уделяется особое внимание – все учащиеся, а также работники учебного заведения должны хорошо знать и изучить разработанный план.
Раздел, указывающий на конкретные действия при возникновении пожара, предусматривает совместные организованные действия работников школы и учащихся в случае непредвиденной чрезвычайной ситуации.
Первые пункты раздела призывают к быстрому информированию администрации школы и пожарной части о возникновении очага возгорания.
Следующими пунктами предусматривается организация эвакуации людей из учебного заведения согласно имеющихся в каждом классе инструкций и схематического плана действий, расположенного на всех этажах учебного здания. Директор школы (при отсутствии – его заместитель) участвует в процессе вывода детей из школы и встречает пожарные машины.
Очень важным элементом является неукоснительное соблюдение всех без исключения пунктов разработанной инструкции призванной предотвращать возникновение пожароопасных ситуаций и сохранять человеческие жизни.
Действия работников школы при пожаре
Пожарная тревога в здании учебного учреждения оповещается установленной сигнализацией или речевым сообщением. Обнаружив в школе очаг возгорания, работник должен:
- оповестить пожарную охрану, ответив дежурному на все поставленные вопросы;
- продублировать отправленное дежурному сообщение по школьному оповещению;
- сообщить о возгорании руководителю учебного заведения или его заместителю;
- учитывая ситуацию, приступить к быстрому тушению пожара.
Учитывая сложившуюся ситуацию, руководитель школы должен:
- проверить возможность включения находящейся в школе системы пожаротушения;
- организовать быстрое отключение всех сетей газо- и электроснабжения, а также работающую систему вентиляции;
- проконтролировать направление эвакуации детей в безопасную зону;
- обеспечить эвакуацию необходимых материальных ценностей;
- организовать руководство процессом эвакуации людей.
Заместитель директора школы вместе с дежурным учителем должны:
- открыть в школе запасные выходы;
- включить аварийное освещение тамбуров.
Сотрудник охраны, который находится на посту, обязан:
- открыть основной центральный выход;
- открыть главные ворота для проезда пожарных машин.
План эвакуации из учебного заведения
При наличии в классах средств защиты учителя раздают детям марлевые повязки, при отсутствии таковых можно воспользоваться смоченными водой носовыми платками или любой мокрой тканью. Преподаватель кратко напоминает учащимся, что после сигнала оповещения необходимо сохранять спокойствие и выдержку, а также организовано покинуть помещение в направлении предусмотренного схемой выхода. Дети должны идти по коридорам ровным шагом, учитель следует за группой с классным журналом.
Услышав сигнал тревоги, ответственные за безопасность при пожаре открывают запасные и главные выходы для эвакуации учеников. Место сбора, благодаря проводимым учебным тренировочным занятиям, должно быть известно заранее. Группа выстраивается на определенном для них месте, после чего следует перекличка согласно классному журналу. Результат о присутствии всей группы преподаватели сообщают директору. Если кто-нибудь из учеников отсутствует, персонал школы должен незамедлительно начать поиски.
При прибытии пожарной команды директор учебного заведения докладывает начальнику караула о результатах эвакуации и дает полную информацию об очаге возгорания.
Обучение противопожарной безопасности в школе
Профилактика возникновения пожаров в учебных заведениях является первоочередной задачей школьного педагога-воспитателя в начальных классах общеобразовательной школы. С детьми из 1-4 классов следует проводить занятия для приобретения ими знаний, которые помогут детям правильно понимать и ориентироваться в создавшейся сложной обстановке. Но методика младших возрастных категорий существенно отличается от старших групп обучения.
С маленькими детьми нужно рассмотреть такие вопросы:
- что такое огонь, чем он полезен и почему бывает опасен;
- почему не стоит играть со спичками, зажигалками, свечами;
- какие приемы техники безопасности нужно соблюдать при использовании электричества и газа;
- почему может произойти возгорание;
- как действовать во время пожара;
- как и чем можно потушить пожар;
- как работают пожарные и что именно они делают.
При занятиях с малышами нужно учитывать особенности их восприятия действительности и умственные способности детей. Ребята и девочки из младшей возрастной группы крайне энергичны, они не могут надолго концентрировать внимание на чем-то одном.. Исходя из этого, занятия для детей формируют в виде фильмов, сказок, стихотворений, экскурсий в пожарные отделения, викторин, увлекательных конкурсов.
Дети постарше (5-9 классы) обладают своеобразным мышлением и определенными утвердившимися в сознании знаниями, программа их обучения этой дисциплине будет существенно отличаться от младшей группы.
Подростков нужно посвящать в более сложные темы:
- внимательное обращение с бытовыми электроприборами и опасными горючими веществами;
- как быстро предотвратить возгорание в помещении;
- как можно спасти жизнь человека;
- связь курения с риском возникновения пожара;
- особенности поведения при пожарах;
- средства для тушения огня и возможности их использования;
- уровень ответственности человека за несоблюдение установленных правил;
- подробные правила противопожарной защиты.
Теоретическую базу обучения подростков педагоги совмещают с практическими занятиями, проводят учебные конкурсы по защите от пожаров, учат осторожности при использовании огня в туристических походах.
Для учащихся старших классов (10-11) изучение норм противопожарной безопасности вступает в завершающую фазу. Этот завершающий этап обеспечивает возможность изучения учениками наиболее непростых и важных тем:
- использование приборов для тушения пожара;
- принципы работы противопожарного оборудования;
- опасность электричества и газа в связи с пожаром;
- принципы работы сигнализации;
- нормы поведения в случаях возгораний;
- предупредительные меры, оберегающие от удара током, дымового отравления, ожогов;
- нормы экстренной помощи пострадавшим;
- действия старшеклассников в момент эвакуации детей помладше.
Когда старшеклассники изучают противопожарные нормы, их нужно ориентировать также и на будущую профессию. Знания, которые дети приобрели на школьных занятиях, пригодятся им и во взрослой жизни.
Два раза в году каждое учебное учреждение с целью подготовки учеников к возможному возникновению экстренных ситуаций проводит на своей территории учения по противопожарной безопасности. Для проведения таких мероприятий назначенные приказом руководителя школы ответственные лица подготавливают план и проводят тщательную подготовку к его успешной реализации.
План мероприятия предусматривает изучение правил, инструкций, проведение инструктажей, практические занятия. Перед учителями, которые преподают основы безопасности жизнедеятельности, поставлена задача научить своих учеников предотвращать пожары, а при возгорании выбрать верное решение и проявить умелые действия.
Только приобретенные знания, согласованные, мудрые и правильные действия всего коллектива учебного заведения позволят предотвратить возможное возникновение пожара и обеспечить безопасность всем, кто находится в школе.
И в заключении представляем вашему вниманию ролик о том, как правильно и как неправильно вести себя при возникновении возгорания в образовательном учреждении.
keysafety.ru
Пожарная безопасность в школе: способы предотвращения трагедии
Отправляя своего ребенка в школу, родители обычно спокойны и уверены в его безопасности. Они даже не подозревают, какая большая работа для этого проводится. Одно из основных направлений деятельности по охране здоровья учащихся — пожарная безопасность в школе.
Профилактическая работа
Профилактические мероприятия по предупреждению пожаров на территории учебного заведения проводятся еще до начала учебного года. В летний период классы, в которых будут обучаться дети, обследуются специальными комиссиями. Работниками пожарного надзора выносится решение о признании школы безопасным местом.
Для того чтобы учебные помещения оставались безопасными, не стоит загромождать их лишними предметами: мебелью, приборами, пособиями и другими принадлежностями. Число парт также должно соответствовать нормам проектирования. Если в кабинете, мастерской или лаборатории проходили занятия с использованием пожароопасных или взрывоопасных веществ и материалов, их необходимо убрать в предназначенные для их хранения помещения.
Кроме того, в беседах с учениками нужно разъяснять, что пожарная безопасность в школе зависит в первую очередь от них самих. В настоящее время разработаны познавательные инструктажи для учащихся разных классов. Изучение основ пожарной безопасности для младших классов проводится занимательно, в игровой форме.
Со старшими классами организуются беседы о важности ответственного отношения к школьному имуществу, подчеркивается опасность огнеопасных и взрывоопасных материалов для здоровья и жизни детей.
Инструкция
Директор школы утверждает и следит за выполнением инструкции о мерах пожарной безопасности. В ней освещаются нормы содержания школы и ее территории, а также коридоров, по которым будет проходить эвакуация.
Подвал и все выходы из школы необходимо поддерживать свободными от посторонних предметов. Ключи от них обычно хранятся в канцелярии, а также у персонала, работающего на первом этаже.
Предусматриваются места курения, а также меры безопасности при проведении технологических и огневых работ. Подробно рассматриваются действия и обязанности работников школы при пожаре.
К данной инструкции будет уместно приложить памятку «Порядок действий при пожаре». Кроме того, данная памятка должна быть в каждом помещении школы. Также в приложении размещается план эвакуации учащихся, педагогов и другого персонала из здания школы в случае пожара.
Порядок действий при пожаре в школе
Эвакуация
Организация порядка эвакуации учеников и персонала предусматривает назначение педагогов, несущих ответственность за порядок выхода из здания в случае пожара. Обычно они отвечают за регуляцию потоков людей на каждом этаже школы. Если пожар возникает в учебном кабинете, спортивном зале или мастерской, эвакуацию проводит педагог, ведущий в данный момент занятие.
Во время массовых спортивных и культурно-развлекательных мероприятий в школе ответственность за пожарную безопасность возлагается на организатора. Ответственный сотрудник также должен до начала мероприятия проверить состояние путей возможной эвакуации учащихся.
В течение года с теми людьми, которые были назначены ответственными за эвакуацию при пожаре, проводятся специальные занятия и инструктажи. Классные руководители вносят в план воспитательной работы беседу с учениками о важности соблюдения норм пожарной безопасности. Кроме того, учитель курса «Основы безопасной жизнедеятельности» во время учебных занятий изучает и отрабатывает с детьми правила поведения в случае возникновения пожара.
План эвакуации вывешивается на заметном месте в виде таблички на всех этажах школы. Он содержит словесное описание и графическую схему этажа с путями эвакуации, местами хранения средств связи и пожаротушения. Обязательно наличие подписи ответственного за пожарную безопасность и директора.
Общие правила безопасности
Трагедии можно избежать, если правила пожарной безопасности будут известны и неуклонно соблюдаться всеми — от самого младшего школьника до управленческого звена. Если каждый во время пожара будет придерживаться правильных действий, позаботится не только о сохранении своей жизни, но и о безопасности других, гибели людей можно избежать.
Все средства, необходимые для тушения пожара, должны быть в наличии и прямой доступности. К обязанностям каждого относится вызов пожарных, эвакуация людей из помещения и по возможности предотвращение распространения огня. Не стоит стремиться спасать материальные ценности, если жизнь людей под угрозой.
Внешкольные мероприятия
Чрезвычайную ситуацию в школе будет легче предупредить, если противопожарная профилактика будет прослеживаться в различных учебных занятиях и внешкольных мероприятиях. Уроки ОБЖ привлекут учащихся, если в роли учителей выступят, например, начальник пожарной части или непосредственно бойцы-пожарные.
Мощный профилактический заряд принесет урок-экскурсия в пожарной части. Конкурсы, праздники, эстафеты, сценки на тему пожарной безопасности можно включать в любой этап спортивного соревнования. Приведем некоторые примеры организации подобных мероприятий:
- в начальной школе пожарную тематику можно использовать в качестве дидактического материала на уроке русского языка или математики. Детям будет интересна инсценировка стихотворений детских поэтов (С.Я. Маршака, К.И. Чуковского) с костюмами и музыкальным сопровождением. Эстафета и массовые игры могут содержать элементы правил эвакуации на пожаре, которые изучаются на уроках ОБЖ;
- в средней школе учащиеся отличаются особой активностью, с удовольствием участвуя в мероприятиях пожарно-профилактической работы. Детей можно привлекать к оформлению плакатов по пожарной безопасности, макетов, демонстрирующих эвакуацию в здании при пожаре. Ребята могут примерить комплект боевой одежды, развернуть пожарный рукав, использовать пожарный кран;
- в старшей школе профилактика пожарной безопасности проводится в русле профориентационной работы и подготовки учеников к действиям в чрезвычайных ситуациях. Мальчики-старшеклассники показывают себя как надежные помощники педагогов во время тренировочной эвакуации, а девочки выступают в роли сандружинниц.
Загрузка…Таким образом, усвоение детьми правил безопасного поведения, заботливого отношения к окружающему миру происходит во время игры, творческой и общественно-полезной деятельности.
Другие полезные статьи:
protivpozhara.com
Пожарная безопасность в школе: обязанности персонала и учащихся
Правильная организация пожарной безопасности в учебных учреждениях особенно важна, учитывая склонность детей к шалостям, а также доступность в розничной сети большого количества пиротехнических изделий. Особое внимание следует уделять профилактической работе, включающей в себя: беседы с учащимися и их родителями, организацию обучения в игровой форме (викторины, конкурсы, встречи с работниками МЧС, экскурсии в пожарную часть), выпуск плакатов и раздача различной литературы на противопожарную тематику, просмотр тематических видеофильмов, знакомство с современным противопожарным оснащением.
Естественно, что для эффективного изучения правил пожарной безопасности для школьников должны быть использованы различные формы подачи материала для учащихся разных годов обучения:
- Начальная школа. Подача материала возможна на уроках русской литературы со стихотворениями Чуковского и Маршака соответствующей тематики. И на уроках физкультуры с эстафетами и играми, включающими элементы эвакуации из здания и поведения во время чрезвычайных ситуаций дома и в школе.
- Средняя школа. Учащиеся намного активнее и самостоятельней. Их можно привлекать не только к пожарно-профилактической работе: оформлению макетов и плакатов, демонстрирующих действия при эвакуации. Но и давать информацию о функционировании наиболее простых противопожарных систем. Продемонстрировать работу внутренней системы противопожарного водоснабжения. На экскурсиях в пожарную часть будет наиболее эффективно дать примерить костюм или раскатать и подключить пожарный рукав.
- Старшая школа. Обучение нормам пожарной безопасности осуществляется на уроках ОБЖ. Осуществляется подготовка учащихся к активным действиям во время чрезвычайной ситуации в здании. Оказывать помощь при эвакуации младших классов.
Обязанности директора педагогического состава
Ответственным за выполнение правил пожарной безопасности в школе является директор. В его компетенцию входит контроль над соблюдением противопожарного режима учебных процессов и работы персонала. Ответственное лицо должно принимать немедленные меры по ликвидации потенциальных угроз и недостатков, которые могут стать причиной возникновения очага возгорания.
Директор или назначенное им ответственное лицо должны осуществлять все виды инструктажей пожарной безопасности: целевые, первичные, повторные или внеплановые, в соответствии с заранее разработанным и утвержденным графиком.
Должен быть разработан и утвержден план эвакуации из здания, а также установлены таблички по пожарной безопасности во всех помещениях и коридорах сооружения. Копии плана с подписью ответственного лица должна быть вывешены в видных местах на каждом этаже и в специализированных кабинетах, представляющих наибольшую угрозу (физики, химии, труда). С планом должны быть ознакомлены как преподавательский состав, так и учащиеся любого года обучения в доступной для них форме.
В соответствии с разработанным планом между учителями и старшеклассниками должны быть распределены порядок действий при чрезвычайных ситуациях, в том числе и при пожаре. В приказе по школе должны быть назначены ответственные за пожарную безопасность при осуществлении различных массовых мероприятий: праздников, утренников, концертов, олимпиад и т.п.
Инструкция по пожарной безопасности школы должна включать нормы поведения при эвакуации учащихся, а также действия персонала и учителей. В ней описаны норма содержания коридоров, главного и эвакуационных выходов, всего здания и прилегающей территории. В соответствии с нормативами все выходы из здания должны быть разблокированы, их нельзя использовать в качестве временных складов для инвентаря и материалов. Ключи от эвакуационных и центральных выходов должны храниться в канцелярии на видном месте в зоне доступности. Дубликаты, как правило, находятся на руках у персонала, рабочие места которого закреплены на первом этаже.
В инструкции должны быть подробно описаны меры безопасности при проведении ремонтных и технологических работ, связанных с пожароопасными процессами – электросварка, приготовление пищи в школьной столовой, практические занятия в кабинете химии и физики при изучении соответствующих тем. К инструкции рекомендуется приложить памятку «Порядок действия при пожаре», разработанную собственными силами в соответствии с действующими нормативами или приобретенную в службе МЧС. Копии данной памятки должны находиться в каждом школьном помещении. В здании должны быть предусмотрены отдельные места для курения, оборудованные первичными средствами для пожаротушения.
Эвакуация и правила поведения учащихся, педагогических работников и персонала
В соответствии с планом эвакуации назначаются педагоги, которые должны организовать (и нести ответственность) порядок выхода учащихся из здания. Как правило, в их функции входит регулировка потоков учеников и персонала на каждом этаже. В местах непосредственного возгорания ответственность за срочную эвакуацию и действия по первичному пожаротушению берет на себя педагог, находящийся в помещении.
В случае организации массовых мероприятий как в помещении школы, так и на прилегающей территории ответственность возлагается на организаторов. Они должны перед началом мероприятия осуществить проверку всех потенциальных путей эвакуации, произвести их расчистку и при необходимости и расставить временные пожарные знаки безопасности. Ключи от выходов должны находиться у организатора до полного окончания мероприятия (включая демонтаж декораций и вспомогательных устройств).
При обнаружении очага возгорания в помещении школы или признаков, сопровождающих горение (дым, запах паленого или газа) учитель должен оперативно оценить степень опасности возникшей ситуации, а также обеспечить быстрый и безопасный выход учеников из помещения и из здания. При этом необходимо исключить проявление паники и предотвратить пересечение потоков эвакуируемых. При уходе учитель должен выключить все электрооборудование в помещении.
ohranivdome.net
Инструкция по противопожарной безопасности (школа)
Инструкция по противопожарной безопасности (школа)
Глава 1. Общие положения инструкции по противопожарной безопасности.
1. Данная инструкция разработана для всех работников общеобразовательной школы №______. Она содержит общие положения о противопожарной безопасности, требования к руководителю школы и сотрудникам по обеспечению противопожарной безопасности, меры противопожарной безопасности в школе. Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут не только непосредственные виновники, но и руководитель школы и его заместители, не обеспечившие соблюдение мер пожарной безопасности.
2. Лица, виновные в нарушении правил проивопожарной безопасности, в зависимости от характера нарушений и тяжести последствий, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, а также возмещению материального ущерба.
Глава 2. Требования противопожарной безопасности до начала работ.
3. Все работники школы должны знать места нахождения первичных средств пожаротушения (огнетушитель, песок): в кабинетах, мастерских, актовом зале, столовой, учебных блоках, коридорах, холлах, в комнате сторожей, на вахте у дежурного вахтера.
4. Пожарные щиты расположены в здании школы, учебных мастерских, на лестничной клетке.
5. Перед началом работы работник школы должен убедиться в наличии всех первичных средств пожаротушения. Знать и уметь воспользоваться ими.
6. Должностные лица, назначенные ответственными за пожарную безопасность, должны обеспечить сотрудников школы и учащихся информацией (схемами) об эвакуационных путях с указанием местонахождения первичных средств пожаротушения. Схемы и планы эвакуации с указанием мест нахождения огнетушителей, аптечек, телефона должны быть вывешены на путях эвакуации. Каждый работник учебного учреждения обязан ознакомиться с данной информацией для принятия быстрых и четких действий при возникновении пожара.
Глава 3. Требования противопожарной безопасности во время учебных занятий, выполнения работ.
7. Все без исключения работники школы должны соблюдать противопожарный режим.
8. Противопожарный режим включает:
обязательное выполнение правил поведения на рабочем месте;
правильное хранение всех видов материалов;
соблюдение технических правил эксплуатации приборов, устройств и оборудования.
9. Каждый работник школы должен знать и помнить, что с огнём надо обращаться осторожно. Курить в здании и на территории учебного заведения запрещается.
10. Проходы, выходы, коридоры, тамбуры, лестницы должны быть всегда свободными и ничем не загромождаться, так как являются непосредственными путями эвакуации учащихся и сотрудников школы.
11. Не допускается даже временное загромождение путей эвакуации.
12. Необходимо следить за тем, чтобы в кабинете обслуживающего труда включенные утюги, а в кабинете кулинарии – электроплиты не оставляли без присмотра. Не включали в помещениях нагревательные электрические приборы (камины, кипятильники, электрочайники).
13. Большую пожарную опасность представляют вытяжные вентиляционные установки и шахты, в которых может скапливаться большое количество горючей пыли. Поэтому необходимо четко выполнять графики по профилактике технического состояния и чистоты вентиляционных шахт естественной и принудительной вентиляции.
14. Категорически запрещается использовать противопожарный инвентарь на иные хозяйственные нужды.
Глава 4. Требования противопожарной безопасности по окончании работ.
15. Ежедневно перед закрытием помещения (класса, кабинета, мастерской, склада) ответственные лица должны внимательно проверить рабочие места и оборудование. Помещения в школе закрывают и сдают под охрану лишь после того, как осмотром установлено, что отсутствует угроза возникновения пожара.
16. При проверке учебных кабинетов, иных помещений нужно убедиться, что выключены свет, электроприборы и электрооборудование обесточены (выключены из розеток), обесточены электрические сети, убран из кабинета мусор, выключены приточно-вытяжные вентиляционные установки; отсутствует в помещении запах гари, дыма и т.д. 17. Проходы, выходы и подходы к средствам пожаротушения должны быть свободны и не загромождены.
Глава 5. Требования пожарной безопасности в аварийных ситуациях.
18. При возникновении пожара (возгорания, задымления), первый, заметивший его, должен немедленно подать сигнал пожарной тревоги. Для этого в каждом учебном блоке на стене, на лестничной площадке на стене находятся специальные кнопки экстренного включения тревожного сигнала. Также, в радиорубке находится система оповещения о возникшем пожаре и необходимой эвакуации, которую необходимо включить, нажав красную кнопку «Пожар». При необходимости можно скорректировать действия эвакуирующихся по микрофону с помощью системы радиооповещения.
19. Необходимо сообщить о случившемся директору школы, дежурному администратору и вызвать пожарную охрану по телефону 101. Соединившись с пожарной командой, необходимо чётким голосом сообщить о том, где возник пожар, что горит и кто сообщает о пожаре. Телефонную трубку можно повесить только тогда, когда сообщающий человек о пожаре получит подтверждение от принимающего сообщение о правильности приёма и о выезде на место пожара пожарной команды МЧС.
20. Независимо от вызова сотрудников МЧС, при возникновении пожара, ответственный за пожарную безопасность в школе немедленно принимает меры к организованной эвакуации людей из опасной зоны пожара и организует тушение пожара первичными средствами пожаротушения.
21. При работе по тушению пожара в задымлённых кабинетах необходимо принимать меры предосторожности, чтобы не получить отравление в дыму окисью углерода и другими токсичными газами.
22. Тушение пожара в зоне высоких температур должна быть кратковременной во избежание теплового удара и ожога лёгких.
23. Электрические сети, напряжением выше 36 В, в зоне пожара и задымления обесточиваются.
24. По прибытию пожарной команды МЧС руководителем тушения пожара автоматически становится начальник прибывшего подразделения и все поступают в его распоряжение.
Поделиться «Инструкция по противопожарной безопасности (школа)»
oxpana-tryda.ru