Упк допрос несовершеннолетнего подозреваемого – 425. , /

Содержание

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого: ст. 191 УПК РФ

Перейти к контенту
  • +7(499) 288-17-41 — Москва
  • +7(812) 317-60-13 — Санкт-Петербург

Поиск:

  • Уголовная ответственность
    • Виды наказаний за совершение преступлений
    • Уголовная ответственность несовершеннолетних
  • Преступления
    • Преступления в сфере компьютерной информации
    • Преступления в сфере экономической деятельности
    • Преступления против жизни и здоровья людей
    • Преступления против свободы, чести и достоинства
    • Преступления против семьи и несовершеннолетних
    • Преступления против собственности
  • Уголовное законодательство
    • Уголовное дело
    • Уголовный кодекс
    • Уголовный процесс
  • Задать вопрос
  • Прайс-лист

ugolovnoe.com

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого или свидетеля: ст 191 УПК РФ

Достаточно часто в юридической практике приходиться осуществлять допрос несовершеннолетнего подозреваемого. Дознание этого типа имеет ряд особенностей и отличий в сравнение с допросом взрослого подозреваемого или свидетеля. Допрос несовершеннолетнего свидетеля по УПК РФ регламентируется ст. 191 УПК. Статья содержит ряд рекомендаций и ограничений, которые должны быть соблюдены при дознании, если дело касается лиц, не достигших восемнадцати лет.

Характерные особенности допроса несовершеннолетнего

Допрос несовершеннолетнего по УПК РФ имеет свою специфику, и в первую очередь, она заключается в том, что у не совершеннолетнего меньший, чем у взрослых объем знаний и жизненного опыта. Он может неправильно понимать или истолковывать происходящие события, у детей низкая способность к сосредоточенному вниманию, они могут постоянно на что-то отвлекаться. Если речь идет о детях младшего возраста, то требуется отметить их внушаемость, они склонны реально воспринимать воображаемое, а также судить о ситуации на основании своих эмоций, не опираясь на реальные факты.

Согласно ст. 191 УПК РФ допрос несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля или обоняемого не может продолжаться больше двух часов без перерыва. В общей сложности, согласно ст.191 УПК РФ допрашивать подростка нельзя дольше 4 часов. Если продолжительность процедуры будет больше, адвокат вправе хлопотать о признания протокола недействительным.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого проводиться в присутствии адвоката, который по завершению дознания может ознакомиться с протоколом допроса и сделать замечания по поводу правильности его проведения. Следователь при этом, обязан внести замечания адвоката в протокол. Если допрашивается несовершеннолетний, на дознании должен обязательно присутствовать педагог или психолог. Подросток достаточно сложно переживает психологически процедуру допроса, и педагог должен проследить за тем, чтобы ребенок не боялся, не нервничал, и не получил эмоциональную травму.

При допросе подозреваемого, не достигшего совершеннолетия, важно побудить его к пониманию серьезности ситуации и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Следователь, вместе с психологом, должен создать условия, в которых подросток сможет успокоиться, не бояться разоблачения со стороны родителей, а также попытаться наладить с ним психологический контакт, вызвав у него доверие.

Рекомендуем к прочтению:

Присутствие родителей при беседе с обвиняемым, нежелательно, так как подросток начинает стыдиться своих действий, замыкается и вовсе отказывается говорить. В случае с дознания свидетеля с психическими или умственными отклонениями, родители все же могут быть допущены.

Последовательность действий

Следователь, перед тем как вызвать ребенка на беседу, должен собрать о нем хотя бы минимальный объем информации. Для этого, он может поговорить с его соседями, друзьями, учителями и родственниками. Составив психологический портрет малолетнего преступника или свидетеля, можно правильно подобрать тактику допроса и получить ответы на все нужные вопросы.

Согласно нормам УПК далее происходит вызов на допрос, извещают об этом, как правило, через законных родителей или опекунов, но если у следователя есть предположения, что родные причастны к совершению преступного деяния, он может выбрать другой способы вызова на дознание. К примеру, следователь может приехать в учебное заведение и поговорить с малолетним обвиняемым или потерпевшим там. Привод в следственную часть осуществляют редко, ведь в комнате дознания, подросток закрывается и, находясь в панике, вообще ничего не скажет. Соответственно, ни о каком психологическом контакте, речи быть не может.

Первая беседа очень важна, ведь ребенок пока не подготовлен взрослыми, то есть адвокат и мама с папой, пока не успели ему ничего внушить, и не научили говорить то, что нужно. Следствие, как правило, именно на основании первой беседы, способно выдвигать обвинения и делать выводы об остальных причастных к правонарушению. Перед началом, следует объяснить субъекту дознания, что его ждет за ложные показания.

Ни в коем случае, нельзя изначально подростка в чем-то обвинять, начинать беседу целесообразно с общих вопросов, к примеру, об условиях его жизни, учебе, круге интересов и его увлечениях. Подросток, ошибочно полагая, что эта информация как-то связана непосредственно с делом, будет охотно на них давать ответы, а потом и не опомниться, как так же активно начнет отвечать на вопросы, действительно важные для следствия. После выяснения необходимых данных, следователь может разъяснить подростку, в чем именно его подозревают, и дать ему возможность высказать свое мнение по поводу этого подозрения.

Все вопросы нужно выстраивать коротко и четко, чтобы в них не было двусмысленности, и подросток их понимал без разъяснения. В задаваемых вопросах не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать или натолкнуть на какой-то ответ. Если в ходе допроса несовершеннолетний решил во всем признаться и рассказать детали происшествия, следователь должен уделить должное внимание каждой мелочи. Все факты работник следствия должен детализировать в протоколе.

Рекомендуем к прочтению:

Особенность допроса несовершеннолетнего в том, что ребенок в желании быстрее уйти от беседы, может придумывать факты. Все данные полученные в ходе разговора, должны быть проверены, ведь если субъект действительно говорит правду, они помогут выяснить дополнительные сведения о правонарушении, к примеру, позволят найти орудие преступления, новых свидетелей или похищенное имущество.

После завершения допроса вся информация фиксируется, и протокол пришивают к делу, а допрашиваемого отпускают домой.

Тактические приемы в дознании подростков

Порядок действий следователя в большей степени координируется тактикой, которую он выбирает для допроса. Как правило, в дознании подростков работники правоохранительных органов используют элемент внезапности. Изначально процесс выглядит, как беседа, в которой следователь ничего не знает, и полностью доверяет обвиняемому. В какой-то момент, он демонстрирует хорошую осведомленность о событиях, и называет факт, который может быть известен только преступнику. Подросток не умеет, как взрослый, адекватно воспринимать подобную информацию, и если он виновен, то сразу начнет нервничать, путаться в показаниях или вовсе начнет оправдываться.

Уголовный Кодекс вмещает норму об алиби, которая служит веским доказательством не виновности. Если следователь будет задавать конкретные вопросы, которые содержат точные временные промежутки и события, подозреваемый может путаться, и это в последствии опровергнет ссылку защиты на алиби. Несовершеннолетние подозреваемые, в отличие от взрослых, не готовятся к допросу, и не способны обмануть следователя, запомнив несколько нужных конкретизирующих фактов.

В ходе допроса, очень важно установить роль взрослых в совершенном преступлении. Иногда, даже если ребенок сознается в совершении правонарушения, он может путаться в показаниях, следователь должен выяснить, почему это происходит. Некоторые данные могут быть известны ребенку не с места события, а из других источников. Очень важно объяснить подозреваемому несовершеннолетнему, последствия его действия для общественности, и ее отношения к подобным деяниям. Также нужно отметить в беседе, что сотрудничество со следствием позволит смягчить его вину и уменьшит положенный ему срок, что гарантирует конкретная статья за правонарушение им совершенное.

При допросе подростков действует статья Конституции 51, согласно которой, никто не обязан свидетельствовать против себя и своих родственников, поэтому, допрашиваемый может отказаться от дачи показаний на законных основаниях. Также в процессе дознания, несовершеннолетний может подавать жалобы на действия следователя и ходатайствовать об его отводе.

yurister.ru

Ст. 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

См. все связанные документы >>>

1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в ч. ч. 1 — 5 коммент. ст., — это прежде всего допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования коммент. ст. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в коммент. ст., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный бесспорно не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч. 2 ст. 189 УПК, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

———————————

Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч. 3 ст. 425 УПК следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарии к ст. 191 УПК. Осталось выяснить, кто такой «психолог»? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога, психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 425 УПК, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно безотносительно от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч. 4 коммент. ст. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты . Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе» прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

———————————

См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в коммент. ст. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 коммент. ст.

13. Исходя из содержания закрепленных в ч. ч. 5 и 6 коммент. ст. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с «протоколом». Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. ч. 5 и 6 коммент. ст., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий к ст. ст. 9, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187 — 191 УПК .

———————————

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен XXI, 2007.

rulaws.ru

Ст. 425 УПК РФ. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Особенности допроса несовершеннолетних :: BusinessMan.ru

К сожалению, нередко в качестве подозреваемых и обвиняемых к уголовному делу привлекаются несовершеннолетние. Законодательство отдельно регламентирует вопросы, касающиеся их допроса. Общие правила установлены в ст. 425 УПК РФ. Рассмотрим особенности ее применения.

Содержание статьи

В соответствии с 425 статьей УПК, допрос несовершеннолетнего подозреваемого не может продолжаться более 2-х часов без перерыва. В общей сложности его продолжительность не должна превышать 4-х часов. Аналогичные ограничения установлены и для допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

При взятии показаний у субъекта может участвовать его защитник. Адвокат вправе задавать допрашиваемому вопросы. По завершении процедуры защитник вправе ознакомиться с протоколом допроса, сделать замечания о полноте и правильности записей в нем. Следователь обязан их зафиксировать письменно.

Участие педагога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого, не достигшего 16 л., обязательно. Вместо педагога может присутствовать психолог. Участие педагога или психолога также обязательно в случае, если проводится допрос несовершеннолетнего подозреваемого/обвиняемого, достигшего 16 л., но страдающего психическими расстройствами или отстающего в развитии. Следователь/дознаватель обязан обеспечить их привлечение по ходатайству защитника или по своей инициативе.

Подготовка

При подготовке к процедуре взятия показаний следователь/дознаватель обязан учитывать процессуальный статус гражданина, информацию, характеризующую его личность. Эти сведения имеют значение при определении круга лиц, допускаемых к участию в процессуальном действии, времени, месте допроса, а также наиболее подходящих тактических приемах и способах вызова.

Уполномоченный служащий должен собрать хотя бы минимальные данные о подростке. Для этого опрашиваются законные представители несовершеннолетнего подозреваемого – родители, усыновители, опекуны. Важные сведения могут предоставить соседи, педагоги. В некоторых случаях опрашивается участковый уполномоченный.

Вызов

Как правило, на допрос несовершеннолетний подозреваемый вызывается через законных представителей. Однако при наличии у следователя достаточных оснований полагать, что они могут быть причастны к преступлению или могут склонить подростка к противоправному поведению, используются другие варианты извещения.

Уполномоченный служащий может приехать на место учебы/работы и допросить несовершеннолетнего непосредственно там. Нежелательно использовать привод, поскольку это может травмировать подростка и осложнить установление контакта.

Особенности допроса несовершеннолетних

Подростки достаточно тяжело переживают процедуру взятия показаний. При выборе тактики и момента допроса несовершеннолетнего особенности его эмоционального состояния имеют огромное значение. Подростки, как правило, эмоционально возбуждены, но вместе с тем на них угнетающе действует незнакомая обстановка (если беседа проводится в кабинете следователя/дознавателя). Кроме того, несовершеннолетний испытывает страх перед возможным наказанием, перед родителями, боится разоблачения.

При допросе несовершеннолетнего подозреваемого важно побудить его к пониманию серьезности и необходимости сотрудничества с правоохранительными органами. Для этого нужно попытаться снять нервное напряжение, успокоить подростка, принять меры для установления психологического контакта.

Первая беседа

Она может стать основной и решающей, если служащему удастся получить полные и объективные сведения о происшествии.

Начинать допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно с вопросов об условиях жизни, особенностях учебы или работы, круге интересов, увлечениях. Подросток, думая, что эта информация не относится к делу, может охотно отвечать на них.

После выяснения биографических данных следователь должен подробно и понятно объяснить несовершеннолетнему, в каком преступлении он подозревается.

Необходимо правильно формулировать каждый вопрос. В них не должно быть фактических сведений, которые могут что-то подсказать несовершеннолетнему. Вопросы должны быть простыми и конкретными.

Детализация сведений

Если в ходе следствия несовершеннолетний признается в деянии и готов рассказать о нем подробно, следователь должен выяснить каждое обстоятельство и проанализировать всю информацию, которую получает от подростка. Необходимо максимально детализировать факты. По возможности их следует дословно зафиксировать в протоколе допроса.

Сведения, полученные в ходе беседы, должны быть проверены. Следователь/дознаватель должен однозначно определить, действительно ли виновен подросток в преступлении или он придумал сведения. Если показания окажутся достоверными, они позволят установить новые данные, отыскать имущество, похищенное при преступлении, соучастников, орудия и пр.

Элемент внезапности

Немалое значение при допросе имеет демонстрация следователем осведомленности об обстоятельствах происшествия. Но сведения, которые он озвучит, должны быть достоверными. Их источниками могут быть протокол осмотра места преступления, показания свидетелей и пр.

Применение элемента внезапности при предъявлении допрашиваемому даже незначительного, однако убедительного доказательства позволит склонить его к необходимости сказать правду.

Вместе с тем нужно помнить, что подросток, в силу своего развития и возраста, не всегда способен оценить информацию адекватно. В связи с этим целесообразно разъяснить ему действительное значение фактических сведений.

Алиби

При ссылке на него нужно учесть, что подростки заранее не подготавливают объяснения. Следовательно, конкретизирующие вопросы и ответы на них о времени, месте, совместных действиях, свидетелях и прочие данные, отраженные в протоколе, помогут впоследствии установить несостоятельность ссылки на алиби.

Присутствие педагога или психолога

При допросе несовершеннолетнего преподаватель или психолог выступает в качестве специалиста. По закону, если гражданину не исполнилось 16 лет или исполнилось, но он имеет некоторые расстройства психики или отставание в развитии, привлечение этих лиц обязательно.

При решении вопроса об участии педагога/психолога в допросе необходимо учитывать несколько факторов:

  • Роль подростка в совершенном деянии.
  • Характер преступления.
  • Индивидуальные особенности несовершеннолетнего и пр.

Зачастую педагог, которого подросток знает и уважает, может помочь успокоить его, снять напряжение. В отдельных случаях участие преподавателя нецелесообразно (к примеру, при совершении посягательств на половую неприкосновенность). В таких ситуациях лучше пригласить педагога из другого образовательного учреждения или психолога.

Присутствие родителей при допросе также нежелательно. Дело в том, что несовершеннолетний начинает теряться, замыкаться, потому что чувствует стыд, страх перед наказанием.

Подготовка к допросу обвиняемого подростка

На момент предъявления обвинения у следователя должна быть вся необходимая информация о несовершеннолетнем. Как выше говорилось, сведения можно получить от учителей, соседей, родителей, работодателя. Перед допросом, таким образом, у следователя в распоряжении будет нравственно-психологическая и социально-демографическая характеристика подростка. С ней служащий может ознакомить самого несовершеннолетнего и его защитника.

Допуск родителей к допросу, как и в предыдущем случае, нецелесообразен.

Специфика процессуального действия

Перед допросом следователь должен огласить постановление о привлечении подростка к делу в статусе обвиняемого. Затем в доступной для понимания форме ему разъясняется суть обвинения, содержание норм, указанных в постановлении, обоснованность квалификации деяния, права, значение обстоятельств, отягчающих или смягчающих наказание.

В начале допроса выясняется, признает ли несовершеннолетний себя виновным. Если ответ отрицательный, то фиксировать его в протоколе сразу нецелесообразно. Дело в том, что в ходе беседы несовершеннолетний может изменить позицию под воздействием предъявленных доказательств.

Если же допрашиваемый признал вину, то допрос на этом завешать не следует. Необходимо выяснить детали, обстоятельства происшествия.

Особенности тактики

Одним из тактических приемов является максимальная конкретизация обстоятельств деяния и соучастников. Для этого следователь выясняет обстоятельства, имевшие место до совершения посягательства, действия участников, особенности их взаимоотношений. Важно установить момент возникновения умысла, определить инициатора.

Если несовершеннолетний признал вину, однако путается в деталях, нужно разобраться, почему это происходит. Причиной могут быть особенности психофизиологических свойств. Часто подростки путаются в показаниях в силу сильного эмоционального возбуждения, отсталости в развитии и пр. В некоторых случаях несовершеннолетний сообщает информацию, ставшую ему известной из других источников.

В ходе допроса необходимо определить роль взрослых либо других соучастников. Для этого следователю надлежит акцентировать внимание подростка на разных обстоятельствах, задавать вопросы, подготовленные заблаговременно и формулируемые в течение беседы, связанные с взаимоотношениями со взрослыми.

Другие приемы

Если несовершеннолетний вину не признает, кроме тактических методов используются и другие способы выяснения информации. Следователь должен доходчиво разъяснить подростку опасность его действий для общества, охарактеризовать отношение к нему окружающих. Немалое значение имеет описание ущерба, который несовершеннолетний причинил не только потерпевшему, но и своим близким.

Следователь должен показать, к чему может привести отрицание вины, важность правильной оценки подростком своего поведения, последствий, необходимость сотрудничества со следствием. Следует объяснить несовершеннолетнему, что чистосердечное признание является фактором, смягчающим наказание.

Права несовершеннолетних

До начала допроса подростку разъясняется необходимость говорить правду. Несовершеннолетние до 16 лет не предупреждаются об ответственности за ложные показания.

На стадии возбуждения дела и предварительного следствия предусмотрены следующие права несовершеннолетнего:

  • Знать, в чем он подозревается/обвиняется.
  • Воспользоваться помощью защитника.
  • Знакомиться с протоколами процессуальных действий, осуществленных с его участием.
  • Заявлять ходатайства или отводы, приносить жалобы на решения, действия/бездействия сотрудников правоохранительных структур, прокурора.
  • Давать показания на родном языке, при необходимости пользоваться услугами переводчика.

При допросе подростков действуют положения Конституции. В частности, согласно 51 статье Основного Закона, никто не обязан свидетельствовать против себя или своих родственников. Следовательно, несовершеннолетний вправе отказаться от дачи показаний.

businessman.ru

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого: ст. 191 УПК РФ

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарии к ст. 425 УПК РФ

2. Не только требования коммент. ст. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в коммент. ст., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие — нет. Между тем редакция ч. 2 ст. 53 УПК позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный бесспорно не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч. 2 ст. 189 УПК, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч. 3 ст. 425 УПК следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарии к ст. 191 УПК. Осталось выяснить, кто такой «психолог»? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога, психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч. 3 ст. 425 УПК, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также обычно безотносительно от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч. 4 коммент. ст. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты . Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе» прежде всего относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу. М.: Экзамен XXI, 2002. С. 584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в коммент. ст. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч. 5 коммент. ст.

13. Исходя из содержания закрепленных в ч. ч. 5 и 6 коммент. ст. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с «протоколом». Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога) по крайней мере на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагога (психолога) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на ч. ч. 5 и 6 коммент. ст., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. М.: Экзамен XXI, 2007.

Допрос несовершеннолетних потерпевших/свидетелей (новая редакция ст. 191 УПК РФ) Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Дударев В.А.

В статье дается анализ новым изменениям в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которые вступили в силу с 1 января 2015 года. В частности рассматриваются изменения в статью 191 УПК РФ о правовом статусе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. В ходе анализа статьи 191 УПК РФ выявлены ее положительные и отрицательные стороны.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Дударев В.А.,

THE INTERROGATION OF MINOR VICTIMS / WITNESSES (NEW VERSION OF ART. 191 CODE OF CRIMINAL PROCEDURE)

The article analyzes the new changes to the Criminal Procedure Code of the Russian Federation, which entered into force on 1 January 2015. In particular, discusses the changes in Article 191 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation on the legal status of juvenile victims and witnesses. During the analysis of Article 191 of the Criminal Procedure Code of the Russian Federation revealed its positive and negative sides.

Текст научной работы на тему «Допрос несовершеннолетних потерпевших/свидетелей (новая редакция ст. 191 УПК РФ)»

Вестник Брянского госуниверситета. 2015(3)

ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ/СВИДЕТЕЛЕЙ (НОВАЯ РЕДАКЦИЯ СТ. 191 УПК РФ)

В статье дается анализ новым изменениям в уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, которые вступили в силу с 1 января 2015 года. В частности рассматриваются изменения в статью 191 УПК РФ о правовом статусе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. В ходе анализа статьи 191 УПК РФ выявлены ее положительные и отрицательные стороны.

Ключевые слова: несовершеннолетние потерпевшие, несовершеннолетние свидетели, педагог, психолог, время допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Спустя долгое время в целях обеспечения лучшей защиты прав потерпевших федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве» законодатель внес изменения в ч.1 ст. 42 УПК РФ относительно момента принятия решения о признании потерпевшим [3].

В первую очередь хочется остановиться, на тех изменениях, которые касаются защиты прав несовершеннолетних.

В ч.1 ст. 42 УПК РФ внесено изменение следующего содержания: «Решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда». На наш взгляд данная норма дает возможность несовершеннолетнему потерпевшему и его законным представителям, сразу же, не дожидаясь окончания расследования по уголовному делу, в полной мере реализовывать свои права и обязанности, в том числе такие, как (получение копий постановлений о возбуждении уголовного дела, о признании его потерпевшим, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о прекращении уголовного дела, о приостановлении производства по уголовному делу и т.д. — п. 13 ч.2 ст. 42 УПК РФ).

В первую очередь следует сказать о том, что изменилось название статьи 191, которое теперь звучит так: «Особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего» [2]. Законодатель помимо допроса расширил ее и другими следственными действиями.

Так статья 191 УПК с 1 января 2015 РФ начинает действовать в новой редакции. При формулировке части 1 ст. 191 законодатель прямо скажем, не поскупился на ее содержание, теперь она звучит так: «При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» [2]. На наш взгляд не понятно, причем тут другие следственные действия, если с самого начала своего существования УПК РФ в ст. 191 закрепил понятие допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей. Может законодатель не хотел введения очередных примечаний статей и решил все компактно разместить в одной, существенно ее подкорректировав?

Спустя столько лет в указанных следственных действиях появилась фигура — психолога. Как известно проблема участия психолога в допросе несовершеннолетних потерпевших/свидетелей в науке поднималась не раз, существующие мнения ученых процессуалистов и криминалистов кардинально расходятся [1], но, тем не менее, законодательное закрепление данной новации на наш взгляд имеет положительную сторону.

Но особо остро, на наш взгляд законодатель установил время проведения данных следственных действий.

Так согласно ч.1 ст. 425 допрос подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности боле 4 часов в день. Сложившаяся на сегодняшний день следственная и судебная практика хорошо закрепилась применительно к допросу несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых и время, которое она закрепляет в ст. 425 УПК РФ вполне оправданна.

Согласно нашим данным, анализ 80 уголовных дел Володарского районного суда г. Брянска показал, что средняя продолжительность допроса подростков колеблется как раз в районе 2 часов, а проведенное анкетирование следователей/дознавателей по этому вопросу показало, что примерная сосредоточенность несовершеннолетних потерпевших/свидетелей во время допроса составила: до 30 минут — 65%, до 45 минут — 37%, до 1 часа — 8,3%. Получается, что в среднем на проведение допроса несовершеннолетних потерпевших/свидетелей отводится, в общем, около 1 часа. Поэтому градация закрепленная законодателем в ч.1 ст. 191 на наш взгляд не совсем уместна.

По поводу части 2 ст. 191 УПК РФ вопросов не возникает, поскольку ее законодатель оставил прежней.

Переходим к части 3 ст. 191 УПК РФ, по ней: «Следователь вправе не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля». На наш взгляд внесение таких изменений пойдет только на пользу, т.к. интересы и гарантии несовершеннолетних будут реализовываться в большей степени. Аналогичную норму можно встретить в гл. 50 УПК РФ, там, в ч.4 ст. 426 установлено похожее требование в отношении несовершеннолетних подозреваемых/обвиняемых: «Законный представитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Об этом следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого» [2]. Но стоит вспомнить, что формулировка касаемая, несовершеннолет-

них подозреваемых/обвиняемых, существует уже давно, начиная с самого принятия УПК РФ (2001 г.), а вот в отношении несовершеннолетних потерпевших/свидетелей она установлена сравнительно недавно (2013 г).

Рассмотрим ч. 4 ст. 191 УПК РФ, она закрепляет следующее: «При проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно». В последнее время в отношении несовершеннолетних совершается много преступлений, и преступления против половой неприкосновенности и половой свободы одни из самых распространенных. Ведь для того чтобы обеспечить нормальное эмоциональное состояния потерпевшего подростка, установить с ним психологический контакт, наиболее целесообразной окажется квалифицированная помощь именно психолога, а не педагога. Здесь законодатель на наш взгляд достаточно разумно поступил, что закрепил в ч. 4 именно участие психолога, а не педагога. Поскольку именно психолог, обладает теми необходимыми и достаточными знаниями в области детской, подростковой и юношеской психологии, которые помогают следователю достаточно эффективно проводить данные следственные действия, в особенности — допрос.

Ну и что касается ч. 5 ст. 191 УПК РФ, по ней законодатель предлагает фиксировать следственные действия при помощи технических средств: «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий, предусмотренных настоящей главой, с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель, либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки хранятся при уголовном деле» [2]. Идея довольно таки прогрессивная, но на наш взгляд ее применение пошло бы на пользу при допросе несовершеннолетних подозреваемых/обвиняемых, поскольку это именно та категория несовершеннолетних, которая совершает преступления, в отличие от тех подростков, которые сами стали очевидцами преступления, а другие вообще пострадали от него.

Таким образом, представляется, что указанные изменения, внесенные в УПК РФ федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 432-Ф3 и вступившие в силу с 1 января 2015 года,

active-region.ru

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО, ОБВИНЯЕМОГО

Говоря об особенностях допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на очень важной процессуальной стадии — предварительном расследовании, необходимо отметить, что допрос является одним из неотъемлемых методов собирания доказательной базы для раскрытия преступления. Для полного понимания понятия «допрос», следует обратиться к юридической литературе, так как оно имеет различные дефиниции.

Так Васильев А.Н. и Карнеева Л.М. дают следующую интерпретацию данного понятия: «Допрос – самое распространенное следственное действие по собиранию доказательств. Именно посредством допроса почти по каждому делу добывается наибольшее количество доказательств, позволяющих установить истину. В этом смысле допрос можно считать основным, или главным, источником получения доказательств» [1]. Тем самым, процедура допроса направлена на установление развернутых объективных событий расследуемого дела.

По мнению, И.П. Еськова, понятие допроса представляется следующим образом: «Допрос – процессуальное средство получения и проверки доказательств. [2] Иначе говоря, посредством допроса следователь (дознаватель) имеет возможность установить обстоятельства дела, цели и мотивы фигурантов уголовного дела, и прочую информацию, имеющую ценность в процессе доказывания вины обвиняемого.

При проведении процедуры допроса по уголовным делам, в котором в статусе подозреваемого, обвиняемого находится несовершеннолетний, порядок проведения этих процессуальных действий регулируется ст.425 УПК РФ, которая предусматривает особенностей по сравнению с правилами допроса совершеннолетнего лица, изложенными в ст.76 ,77, 173, 174, 187,188,189,190 УПК РФ.

Одной из особенностей допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является предусмотренное УПК РФ участие в нем педагога, психолога. Так, в соответствии с ч.3 ст.425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

Тем самым, в законе отражена возможность привлечения одного из двух специалистов – психолога либо педагога. Однако, в УПК РФ отсутствуют положения о том моменте, когда для проведения допроса в помощь следователю (дознавателю) вызывается психолог, а в когда – педагог. Данное решение может быть принято лицами, ведущими расследование или дознание.

В научной литературе сложились два противоположных мнения по данному вопросу. Так И.В. Гецманова считает, что «представляется целесообразным заменить участие педагога в уголовном процессе по делам несовершеннолетних участием специалиста в области подростковой и социальной психологии» [3].

И.И. Мамайчук также отмечает, что функции педагога как участника допроса несовершеннолетнего «может более успешно осуществить детский психолог как специалист, обладающий научными знаниями в области психологии детей и подростков и владеющий профессиональными практическими навыками общения с ними» [4]. Таким образом, ученые считают, что участие педагога в процессе допроса излишне, его функции может выполнять психолог, причем в полной мере, нежели педагог.

Иного мнения придерживаются другая группа ученых:

Например, М.В. Костицкий считает, что «к допросу несовершеннолетних должны в первую очередь привлекаться психологи, специалисты в области детской и педагогической психологии. Не имеется возражений и против участия в этих следственных действиях и педагогов» [5].

С.В. Тетюев отмечает, что «следователю целесообразно предоставить право выбора между педагогом и психологом, а при необходимости возможность пользоваться помощью сразу и того, и другого сведущего лица» [6].

О.Х. Галимов, Н.Ш. Сафин, Е.В. Селина считают, что цель приглашения педагога для участия в допросе состоит в том, чтобы он содействовал определению соответствия показаний допрашиваемых их возрасту, особенностям умственного развития, а также с целью создания как психологического, так и следственно-психологического контакта с допрашиваемым [7].

Тем самым, вторая группа ученых полагает, что  педагога необходимо привлекать совместно с психологом к участию в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Представляется логичным, что при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участие психолога обязательно, но и, нельзя исключить возможность привлечения к производству следственного действия педагога. Но, предпочтение в данном случае необходимо отдать психологу, так как психолог, участвующий в допросе несовершеннолетнего, помогает следователю полнее учесть психо-возрастные характеристики допрашиваемого лица. Участие психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого на стадии предварительного расследования является одним из процессуальных механизмов, обеспечивающих ведение учета возрастных и психологических особенностей подростков.

Установлена дифференцированная возрастная граница несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, допрашиваемых с участием педагога или психолога. Согласно ч.3 ст.425 УПК РФ при допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в возрасте до 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии участие педагога или психолога является обязательным. В данном контексте, вопрос ограничения права психически здорового подростка, которому исполнилось 16 лет на участие в допросе психолога или  педагога. Представляется, что ограничения участия психолога (педагога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не являются в достаточной степени научно аргументированными. Положение закона об обязательном участии психолога (педагога) в допросе должно быть распространено на указанных лиц, не достигших возраста совершеннолетия.

Существует еще одна важная особенность допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, отраженная в ст. 426 УПК РФ – право и обязанность законных представителей участвовать в допросе. Причем, законные представители имеют право участвовать в следственных действиях с первого допроса согласно п.1 данной статьи.

Согласно п. 12 ст. 5 УПК РФ законными представителями являются родители, усыновители, опекуны или попечители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого либо потерпевшего, представители учреждений или организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний  подозреваемый, обвиняемый либо потерпевший, органы опеки и попечительства.

Обращает на себя внимание то, что перечень лиц, имеющих право быть законными представителями несовершеннолетнего, является исчерпывающим. Однако  в практике часто имеет место быть ситуация, когда несовершеннолетний фактически воспитывается иными лицами (родственниками).

Учитывая двойную заинтересованность законного представителя в уголовном процессе, законодатель допускает возможность его отстранения от участия в деле при наличии оснований полагать, что действия представителей наносят ущерб интересам несовершеннолетнего (ч. 4 ст. 426 ч. 2, ст. 428 УПК РФ).

В качестве обстоятельств, влекущих недопущение или отстранение законного представителя от участия в допросе О.Х. Галимов выделяет следующие: недееспособность законного представителя; совершение им действий, могущих повлечь неблагоприятные последствия для ребенка (например, злоупотребление своими правами, невыполнение сво­их обязанностей, разглашение данных следствия, оказание психологического давления на ребенка с целью изменения им своих показаний и т. п.) [8]. В связи с этим предлагается дополнить перечень лиц, которые имеют право выступить законным представителем несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и включить других родственников несовершеннолетнего.

Таким образом, анализ действующего уголовно-процессуального законодательства отражает наличие гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних участников уголовного процесса при выполнении определенных процессуальных и следственных действий. Предложения по усовершенствованию действующего процессуального законодательства и оказанию эффективной психологической помощи направлены на защиту прав и интересов несовершеннолетних, вовлеченных в уголовно-процессуальные правоотношения.

 

Список литературы:

  1. Васильев А. Н., Карнеева Л. М. Тактика допроса при расследовании преступлений. — М., Москва., 1970., с. С.208
  2. Еськов И. П. «История развития института допроса в российском судопроизводстве»// Актуальные проблемы современного уголовного права и криминологии., 2015., С.184–186.
  3. Гецманова И.В. Особенности предварительного следствия по делам о преступлениях несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 149.
  4. Мамайчук И.И. Экспертиза личности в судебно-следственной практике: Учебное пособие. СПб., 2002. С. 248.
  5. Костицкий М.В. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе: Дис. … докт. юрид. наук. Львов, 1990. С. 177.
  6. Тетюев С.В. Случаи участия педагога и психолога в допросе несовершеннолетних правонарушителей по УПК РФ // Ученые записки: Сборник научных трудов юридического факультета Оренбургского государственного университета. Выпуск 5. Оренбург, 2007. С. 255 — 256.
  7. Жукова Н. А., Столбина Л. В. Участие педагога (психолога) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого // Вестник БелЮИ МВД России. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-pedagoga-psihologa-v-doprose-nesovershennoletnego-podozrevaemogo-obvinyaemogo (дата обращения: 25.10.2018).
  8. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. — СПб: Питер, 2001. С.138.

sibac.info

Статья 425 УПК РФ с комментариями

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе .

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе .

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

1. Комментируемая статья содержит особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. За исключением этих положений допрос производится в общем порядке, установленном ст. 164, 166–167, 173, 187, 189–190 УПК РФ.

2. В ч. 1 комментируемой статьи установлена максимальная продолжительность допроса несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, которая в два раза меньше, чем при допросе совершеннолетнего лица (ч. 2–3 ст. 187 УПК РФ). Это служит дополнительной гарантией против психологических перегрузок, в результате которых несовершеннолетний может оговорить себя или иным образом навредить своим собственным интересам. Хотя в ч. 1 комментируемой статьи это и не оговорено, представляется, что перерыв между двумя допросами должен быть по крайней мере не меньшим, чем аналогичный перерыв при допросе совершеннолетнего лица (т.е. не менее одного часа).

3. Из содержания ч. 2 комментируемой статьи следует, что участие защитника в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно. Если лицо приобретает статус подозреваемого (например, вследствие его задержания), то защитник должен иметь свидание с подзащитным еще до первого допроса, а также принимать участие в первом и последующих допросах этого лица. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 52 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого является обязательным.

4. Часть 2 комментируемой статьи, при ее буквальном толковании, сужает возможности защитника в сравнении с общими правами, установленными для данного участника уголовного судопроизводства. Поэтому следует признать, что при допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого защитник, как и во всех остальных случаях, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации, задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемому лицу, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол (ч. 2 ст. 53 УПК РФ).

5. В ч. 3 комментируемой статьи установлено требование об обязательном участии педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Данное положение является обязательным как в случае, когда лицо не достигло 16-летнего возраста, так и в ситуации, когда лицо страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии, хотя этого возраста и достигло.

6. Для приглашения педагога во втором случае вовсе не обязательно, чтобы на момент производства следственного действия была назначена и проведена судебная экспертиза. Если несовершеннолетний, достигший 16-летнего возраста, но страдающий психическим расстройством или отстающий в психическом развитии, будет допрошен в отсутствие педагога или психолога и без формального производства в отношении него судебной экспертизы, это повлечет за собой признание собранных доказательств недопустимыми (ст. 75 УПК РФ).

7. Педагог или психолог принимает участие в допросе в качестве специалиста. Педагог – это педагогический работник, выполняющий в образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, обязанности по обучению и воспитанию обучающихся (п. 62 ст. 5 УПК РФ). На педагога или психолога распространяются права и обязанности специалиста (ст. 58 Кодекса). При этом в качестве педагога или психолога не может быть использован штатный сотрудник органов внутренних дел, даже и имеющий соответствующее профессиональное образование.

8. Педагог или психолог может быть приглашен для допроса лица как по ходатайству защитника, так и по инициативе должностных лиц уголовного судопроизводства. И в том, и в другом случае педагог или психолог должен создавать надлежащую психологическую атмосферу допроса, не допускать травмирования психики подростка. Следователь, дознаватель не вправе прямо или косвенно использовать данное лицо для изобличения несовершеннолетнего либо ущемления его прав.

9. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать допрашиваемому лицу вопросы (ч. 5 комментируемой статьи). Основная цель данных вопросов состоит в том, что педагог или психолог выясняет, добровольно ли несовершеннолетний дает показания, не было ли на него оказано незаконное давление и т.п. Должностные лица, проводящие допрос, вправе отвести вопросы педагога или психолога, если они не имеют отношения к существу уголовного дела или являются наводящими (т.е. содержат ответ, часть ответа либо подсказку).

10. После участия педагога или психолога в допросе или ином следственном действии производится его допрос. Нецелесообразно, чтобы в ходе допроса лицо пересказывало показания несовершеннолетнего, поскольку данные сведения самостоятельными доказательствами не признаются. Предметом показаний педагога или психолога являются сведения о том, в какой обстановке и при каких условиях производился допрос, а также в каком психологическом состоянии во время допроса находился несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый.

11. Часть 6 комментируемой статьи распространяет основные положения, касающиеся допроса несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого, также и на случаи, когда лицо допрашивается в качестве подсудимого в ходе судебного следствия (ст. 275 УПК РФ).

12. Допрос подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет, в отсутствие педагога или психолога является основанием для последующей отмены приговора.

1. В большинстве случаев под допросом здесь понимается именуемая так («допрос») разновидность следственного действия, в ходе которого следователем (дознавателем и др.) в строгом соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства осуществляется процесс заслушивания устной речи (показаний) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), результаты которого фиксируются в соответствующем протоколе допроса. Допрос, о котором упоминается в чч.1-5 к.с., — это, прежде всего, допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) на стадии предварительного расследования.

2. Не только требования к.с. должны учитываться при проведении подобного рода допросов. Все иные положения, регулирующие основания, условия, сроки, форму и процедуру производства допроса подозреваемого (обвиняемого), не оговоренные в к.с., касаются и допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого).

3. Участвуя в допросе, защитник несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) вправе задавать допрашиваемому вопросы. Между тем при наличии к тому фактических оснований данные вопросы следователем (дознавателем и др.) могут быть отведены.

4. Законодатель прямо не определил, какие вопросы защитник вправе задавать допрашиваемому несовершеннолетнему подозреваемому (обвиняемому), а какие нет. Между тем редакция ч.2 ст. 53 УПК позволяет говорить о том, что задаваемые защитником вопросы должны преследовать цель оказание юридической помощи его подзащитному. Именно заданный, бесспорно, не с этой целью вопрос подлежит отводу. И еще одно ограничение, касающееся содержания задаваемых защитником вопросов. Безусловно, требование запрета наводящих вопросов, закрепленное в ч.2 ст. 189 УПК, как одно из общих правил проведения допроса распространяется и на вопросы, исходящие от защитника.

________________
Об общих правилах проведения допроса см. подробнее: Рыжаков А.П. Общие требования к порядку производства допроса. Комментарий к ст. 189 УПК. — [Электронный ресурс]. — М., 2004.

5. Когда в материалах уголовного дела имеются доказательства того, что у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) имеется заболевание, нарушающее нормальные функции его мозговых центров и (или) нервной системы, допрос такого несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) должен проводиться с участием педагога или психолога.

6. Участие педагога или психолога обязательно также при допросе достигшего возраста 16 лет (как, впрочем, и не достигшего этого возраста) несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), «отстающего в психическом развитии».

7. Для того чтобы участие педагога (психолога) по данному основанию было обязательным, достаточно, чтобы в материалах уголовного дела имелись какие-либо (любые) доказательства, указывающие на отставание несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в умственном развитии. Педагог (психолог) в этом случае должен приглашаться для участия в допросе и до того, как будет проведена специальная судебная экспертиза, которая с большей степенью вероятности установит факт отставания несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в психическом развитии.

8. Наличие психического расстройства и отставание в психическом развитии — это самостоятельные разновидности недостатков (изъянов, определенного рода несовершенств), которые могут быть у несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Из ч.3 к.с. следует, что следователь (дознаватель и др.) обязан обеспечить участие педагога или психолога в допросе достигшего 16-летнего возраста страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Показания такого подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, полученные без участия педагога или психолога, в силу части 2 ст. 75 УПК являются недопустимыми доказательствами.

________________
См.: О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01 февраля 2011 года N 1 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2011. N 4.

9. Уголовно-процессуальное понятие «педагог» нами охарактеризовано в комментарии к ст. 191 УПК. Осталось выяснить, кто такой «психолог»? В качестве психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) может выступать лишь психолог по образованию, работающий по специальности все равно в каком учреждении. В законе отсутствует запрет приглашать для участия в следственном действии в качестве психолога, психолога по должности, работающего в правоохранительных органах. Между тем мы бы не рекомендовали приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) такого рода психологов.

10. Участие педагога (психолога) в случаях, перечисленных в ч.3 ст. 425 УПК, должно быть безусловным. Обязанность обеспечить участие педагога (психолога) в допросе соответствующего несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) возлагается на следователя (дознавателя и др.), а на судебных стадиях на суд вне зависимости от простоты или же сложности предварительного расследования, наличия или же отсутствия соответствующего ходатайства, а равно согласия на то подзащитного или же его законного представителя, а также, обычно, безотносительно от того, какова тяжесть совершенного подзащитным преступления (общественно опасного деяния).

11. Таким образом, закрепленное в ч.4 к.с. положение касается не случаев, когда допросу подвергается несовершеннолетний подозреваемый (обвиняемый), не достигший возраста 16 лет либо достигший этого возраста, но страдающий психическим расстройством и (или) отстающий в психическом развитии, как считают некоторые процессуалисты. Правило, согласно которому «следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе», прежде всего, относится ко всем остальным случаям допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Для участия же в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), не достигшего возраста 16 лет, так же как и достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством и (или) отстающего в психическом развитии, педагог (психолог) приглашается вне зависимости от поступления к следователю (дознавателю и др.) каких-либо ходатайств, не только по инициативе последнего, но и в связи с возложенной на него обязанностью.

________________
См., к примеру: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу… — М.: Экзамен 201, 2002. — С.584; и др.

12. Разъяснение педагогу (психологу) его прав обязательно должно иметь место. Однако в к.с. законодатель не уточнил, в каких формах должно осуществляться указанное разъяснение. В этой связи любую форму разъяснения, как письменную, так и устную, следует считать правомерной. Причем следует иметь в виду, какая бы форма разъяснения педагогу (психологу) его прав не имела место, факт осуществления таковой должен быть зафиксирован в протоколе допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого), как об этом сказано во втором предложении ч.5 к.с.

13. Исходя из содержания закрепленных в чч.5 и 6 к.с. правил, педагог (психолог) наделен правом знакомиться с «протоколом». Данное правовое положение позволяет говорить о праве участвующего в допросе несовершеннолетнего подсудимого педагога (психолога), по крайней мере, на ознакомление с той частью протокола судебного заседания, в которой отражены показания допрошенного с его участием несовершеннолетнего обвиняемого (подсудимого). Хотя вполне резонно замечание, что в законе такое ограничение прав педагог (психолог) прямо не прописано. И трудно что-либо педагогу (психологу) возразить, если он, сославшись на чч.5 и 6 к.с., заявит требование об ознакомлении его со всем протоколом судебного заседания.

14. См. также комментарий ст. 9, 16, 46, 47, 50, 53, 92, 173, 187-191 УПК.

________________
Более полный комментарий к настоящей статье см.: Рыжаков А.П. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого). Комментарий к статье 425 УПК. — [Электронный ресурс]. — М., 2005; Рыжаков А.П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого): Науч.-практ. руководство. — М.: Экзамен, 2007.

Если у вас остались вопросы по статье 425 УПК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

oupkrf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *