21. Структура федеральных органов исполнительной власти
Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) — это форма взаимосвязи элементов (органов) системы, образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Неделимым элементом организационной структуры ФОИВ является должность федерального государственного служащего.
Создание, реорганизация и ликвидация территориальных структур системы федеральных органов исполнительной власти осуществляется после консультаций с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование этих органов в основном осуществляется из средств федерального бюджета.
Создание структуры ФОИВ, их реорганизация и ликвидация осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.
Действующая структура ФОИВ утверждена указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. указа Президента РФ от 25.11. 2003 г. № 1389.
В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а в указе Президента РФ «О системе ФОИВ», Правительство РФ не входит в систему и структуру ФОИВ, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной власти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;
• 23 министерства РФ, из них 5 министерств подчинены непосредственно Президенту РФ;
• 7 Государственных комитетов РФ;
• 2 Федеральные комиссии;
• 10 Федеральных служб России, из них 5 подчинены непосредственно Президенту РФ;
7 Российских агентств;
• 2 Федеральных надзора России.
Иные ФОИВ (структурные подразделения института президентуры):
1) Главное управление специальных программ Президента РФ;*
2) Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;*
3) Управление делами Президента Российской Федерации;*
4) Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;*
5) Комитет РФ по финансовому мониторингу.*
6) Государственный комитет РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ*.
Наличие в администрации Президента РФ иных федеральных органов исполнительной власти, а также принимаемые указы и распоряжения Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (часть 3, ст. 90 Конституции РФ) — все это является своеобразным отличительным признаком исполнительной власти в России и создает сложности в определении места и роли института президентуры в основах конституционного строя России.
На практике существует как бы «второе» Правительство РФ, которое принимает большинство решений по реализации внутренних и внешних функций государственного управления, подобное дублирование не способствует повышению эффективности государственного управления и, как следствие, не способствует социально-экономическому развитию России.
В связи с этим необходимо внесение изменений в ФКЗ «О Правительстве РФ» с целью расширения правового статуса Правительства РФ как единственного полномочного органа, возглавляющего всю систему органов исполнительной власти. Необходимо также принять ФЗ «О целостной системе исполнительной власти РФ» и ФЗ «О Президенте РФ» с целью упорядочения конституционного статуса Президента как главы государства и высшего должностного лица исполнительной власти, для снятия правовой коллизии ст. 10 и ст. 11 Конституции РФ по вопросу количества субъектов государственной власти. Необходимо также принятие следующих ФЗ: «Управленческий кодекс РФ»; «Об административных процедурах»; «Основы административного судопроизводства»; «Административные суды» и др.
Президент РФ как глава государства осуществляет представительные функции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).
Орган исполнительной власти как целостная система управления должен при этом иметь научно-обоснованную организационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти. Каждая организационная структура имеет вертикальную связь между соподчиненными органами управления и горизонтальное построение отдельных подразделений.
Горизонтальное построение органа исполнительной власти включает в себя три составные части: руководство, коллегиальный орган и аппарат управления. К руководству относятся руководитель, его первый заместитель и заместители. Распределение должностных обязанностей между руководителями закрепляется соответствующими правовыми актами. Коллегии, как совещательные органы при начальнике, создаются во всех министерствах, государственных комитетах и иных федеральных органах исполнительной власти. Они вырабатывают проекты решений по наиболее важным вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения коллегий, как правило, имеют рекомендательный характер, но, будучи объявленными приказом руководителя органа (например, приказом министра), они становятся обязательны для исполнения. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подразделения и должностные лица, определенные правовым актом руководителя.
Штатное расписание — это правовой документ, в котором закреплено, кто персонально осуществляет функции и за что отвечает. Штатное расписание утверждается руководителем органа, предприятия, учреждения или организации.
Руководитель органа исполнительной власти утверждает штатное расписание, содержащее перечни структурных подразделений, их наименование, должности и оклады.
studfiles.net
Система и структура федеральных органов исполнительной власти
Любая система представляет собой такое определенное целостное единство составляющих ее и взаимосвязанных между собой частей, которое позволяет этой системе осуществлять определенные функции, не выполняемые ни одним из множества составляющих ее элементов в отдельности.
Правовую основу организации системы органов исполнительной власти составляют нормы Конституции РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», указы Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также конституции (уставы), законы и иные акты субъектов РФ.
Под системой органов исполнительной власти
Как показывает практика, система федеральных ОИВ в современный период социально-экономического развития России находится в подвижном состоянии и не отличается стабильностью.
В соответствии с положениями Конституции РФ, Указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и государственные комитеты.
Структура федеральных органов исполнительной власти включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти.
Особое место в системе федеральных органов исполнительной власти занимает Правительство Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Правительство РФ – это высший исполнительный орган государственной власти РФ.
Его статус определен Конституцией РФ (ст. 110 – 117) и Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ».
Правительство РФ – коллегиальный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции. Членами Правительства РФ являются Председатель, его заместители и федеральные министры. В состав Правительства РФ могут быть введены иные руководители федеральных ОИВ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы РФ, которая должна в течение недели рассмотреть предложение о кандидатуре. По представлению председателя Правительства РФ Президент РФ назначает других членов Правительства РФ. Освобождение от должности Председателя (например, в связи с его отставкой) влечет за собой отставку всего Правительства РФ.
Правительство РФ руководит работой федеральных ОИВ, контролирует их деятельность, назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных ОИВ, утверждает состав их коллегий, вправе отменять или приостанавливать действие правовых актов этих органов.
Регламент Правительства РФ определяет организационные основы его деятельности (например, процедуры подготовки проектов его правовых актов). Он утвержден постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г.
Заседания Правительства РФ проводятся регулярно, не реже одного раза в месяц. Для оперативного решения возникающих вопросов Правительство РФ образует постоянно действующий орган – Президиум. В него входят: Председатель Правительства РФ, его заместители, министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, руководитель аппарата Правительства РФ и другие лица. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, а его решения принимаются большинством голосов от общего числа членов. Правительство РФ полномочно отменить любое решение Президиума.
Аппарат Правительства РФ образуется для обеспечения его деятельности и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ. Его возглавляет Руководитель Аппарата – заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр. Рабочими звеньями Аппарата Правительства РФ являются департаменты.
Как центральный федеральный орган исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство РФ:
1) Разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.
2) Обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политики.
3) Обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.
4) Осуществляет управление федеральной собственностью.
5) Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России.
6) Осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
7) Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.
Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Постановления – это акты, имеющие нормативный характер, а распоряжения касаются оперативных и текущих вопросов ненормативного характера. Нормативные акты Правительства РФ вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования, если в них не предусмотрено иное. Постановления и распоряжения Правительства РФ официально публикуются в Собрании Законодательства Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Распределение полномочий между иными ОИВ — федеральными министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами и государственными комитетами осуществляется в зависимости не от сфер и отраслей, а с учетом выполняемых ими функций. К числу таких функций относятся:
— принятие нормативных правовых актов;
— контроль и надзор;
— управление государственным имуществом;
— оказание государственных услуг.
При этом некоторые федеральные ОИВ подчинены Президенту РФ, остальные – Правительству РФ.
Так, федеральное министерство является федеральным ОИВ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.
В настоящее время существует 16 федеральных министерств, 5 из них, так называемые силовые министерства, подчинены Президенту РФ. Это МВД, МЧС, МИД, Минобороны и Минюст. Остальные 11 – Правительству РФ, а именно: Министерство здравоохранения и социального развития, культуры и массовых коммуникаций, образования и науки, природных ресурсов, промышленности и энергетики, регионального развития, сельского хозяйства, финансов, транспорта, информационных технологий и связи, экономического развития и торговли.
Федеральная служба является федеральным ОИВ, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.
В Российской Федерации создано 34 федеральных службы, 12 из них подчинены Президенту, при этом некоторые подчинены Президенту непосредственно (ФСБ, ФСО, Государственная фельдъегерская служба, служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков), а другие подведомственны силовым министерствам, которые, в свою очередь, подчинены Президенту РФ. Это Федеральная миграционная служба (МВД), Федеральные службы исполнения наказаний, регистрационная и судебных приставов (Минюст), федеральные службы по военно-техническому сотрудничеству, по оборонному заказу, техническому и экспортному контролю (Минобороны). Остальные федеральные службы подчинены Правительству РФ аналогичным образом, либо непосредственно (Федеральная служба по тарифам, по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, по финансовым рынкам, по экологическому, технологическому и атомному надзору, антимонопольная служба), либо через соответствующие министерства, например, Министерству образования и науки подчинены Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки и Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная налоговая служба подведомственна Минфину, а Федеральная таможенная служба – министерству экономического развития и торговли.
Федеральное агентство является федеральным ОИВ, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
Существует 35 федеральных агентств, 2 из них подчинены напрямую Президенту РФ (Главное управление специальных программ Президента РФ и Управление делами Президента РФ, имеющие статус федеральных агентств), а остальные – Правительству РФ. Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы РФ – непосредственно, а остальные через соответствующие министерства. Например, Минтрансу подчинены федеральные агентства воздушного транспорта, железнодорожного транспорта, морского и речного транспорта, геодезии и картографии, а также дорожное агентство; Федеральное агентство по культуре и кинематографии подведомственно Министерству культуры и массовых коммуникаций.
Государственный комитет является федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю, надзору, оказанию государственных услуг и управлению госимуществом.
Функционирует 2 государственных комитета, руководство деятельность которых осуществляет Правительство РФ: по делам молодежи и по рыболовству.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
zdamsam.ru
16.3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти
В Российской Федерации установлена соподчиненная трехзвенная система: федеральное министерство — федеральная служба — федеральное агентство.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. (ред. от 22 июня 2010 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (Рос. газ. от 12 марта 2004 г.) в систему федеральных органов исполнительной власти входят:
— федеральные министерства, осуществляющиефункции: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности; они не вправе осуществлять функции по контролю и надзору и функции по управлению государственным имуществом; осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств;
— федеральные службы, осуществляющие функции: по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, госбезопасности, борьбы с преступностью и др.; издают индивидуальные правовые акты; не вправе осуществлятьуправление госимуществом (кроме имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления) и оказание платных услуг;
— федеральные агентства, осуществляющие в установленной сфере деятельности функции: по оказанию государственных услуг, по управлению госимуществом и правоприменительные функции; издают индивидуальные правовые акты.
Федеральные службы и агентства могут быть подведомственны Президенту или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.
Всего в структуре федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом Президента 12 мая 2008 г. (в ред. от 5 октября 2008 г.), находилось 18 федеральных министерств, 35 федеральных служб и 24 федеральных агентства, среди них пять федеральных министерств (министерства обороны, юстиции, МВД, МИД, МЧС) с подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами, а также пять самостоятельных федеральных служб (ФСБ, СВР и др.) и два федеральных агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации.
В ведении Правительства Российской Федерации находятся 13 федеральных министерств с подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами. Правительству также непосредственно подведомствены несколько федеральных служб и федеральных агентств.
Кроме того, при Правительстве создаются различные органы специфического характера: инспекции, центры, фонды, советы. В качестве координирующих органов в системеисполнительной власти действуют около 50 межведомственных комиссий для решения долгосрочных и других актуальных проблем. Они возглавляютсяруководителями федеральных ведомств. Их решения обязательныдля исполнения всеми органами исполнительной власти.
В министерстве образуется коллегия в составе министра, его заместителей, других руководящих работников, ее решения принимаются большинством голосов и объявляются приказом министра. Персональную ответственность за деятельность министерства несет министр. Министр в пределах своих полномочий издает нормативные правовые акты(приказы), которые могут иметь нормативный характер и в случае регистрации их в Министерстве юстиции обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
studfiles.net
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
(в ред. Указов Президента РФ от 25.07.2013 N 645,
от 27.09.2013 N 735, от 01.11.2013 N 819,
от 31.03.2014 N 190, от 12.05.2014 N 321,
от 08.09.2014 N 612)
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Федеральное медико-биологическое агентство
Министерство Российской Федерации по делам Крыма
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по туризму
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по делам молодежи
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство связи
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по аккредитации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство энергетики Российской Федерации
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная миграционная служба
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по оборонному заказу
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное космическое агентство
Федеральное агентство научных организаций
Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.
referatwork.ru
Система и структура федеральных органов исполнительной власти
В Конституции РФ не обозначена система федеральных органов исполнительной власти. Ее гл. 6 называется «Правительство Российской Федерации» и посвящена именно этому органу. На самом деле федеральная исполнительная власть не сводится только к Правительству РФ. В эту систему включаются и иные федеральные органы исполнительной власти. Это положение корректируется в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации», которое определяет Правительство как коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 3 ст. 1 Конституции РФ).
Более четко система федеральных органов исполнительной власти регулируется актами Президента РФ об этой системе (структуре). Практически каждый раз, когда прежнее Правительство РФ уходит в отставку и формируется новое, система федеральных органов исполнительной власти претерпевает изменения. Однако возможны и специальные реформы исполнительной власти.
9 марта 2004 г. Президент РФ В.В. Путин подписал Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 (с изменениями от 20 мая 2004 г.).1 В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» указом Президента было установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти теперь входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
В указе Президента РФ при определении структуры федеральных органов исполнительной власти они поделены на три группы. В первую группу входят федеральные министерства, федеральные службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам данной группы. Вторую группу составляют федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам. В третьей группе – федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.
В соответствии с начатой административной реформой органов исполнительной власти разделены функции политического управления определенными сферами отношений, функции оказания услуг и функции контроля.
В указе Президента РФ четко определяется, что федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр).
Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Федеральная служба, говорится в Указе Президента РФ № 314 является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство согласно документу является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Общие вопросы руководства Правительством федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти отражены в ст. 12 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство Российской Федерации вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.1
Похожие статьи:
poznayka.org
Федеральные органы исполнительной власти: их система и структура
Согласно п. «г» ст. 71 Конституции РФ установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности и их формирование относится к ведению РФ.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят:
— Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
— министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», других федеральных законов и указов Президента РФ.
В марте 2004 г. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа, конечной целью которой является формирование эффективной системы государственного управления в РФ. Важным нормативным правовым актом, положившим начало административной реформе, стал Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»*(71) (с изменениями указов Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649, от 15 марта 2005 г. N 295, от 14 ноября 2005 г. N 1319, от 23 декабря 2005 г. N 1522, от 27 марта 2006 г. N 261, от 15 февраля 2007 г. N 174, от 24 сентября 2007 г. N 1274, от 12 мая 2008 г. N 724). В этом Указе прежде всего по-новому были определены компетенция, система и структура федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» и названному Указу руководство федеральными органами исполнительной власти в зависимости от раздела структуры, в котором они располагаются, осуществляется Президентом РФ или Правительством РФ.
В соответствии с данным Указом федеральные органы исполнительной власти могут иметь следующие функции: по выработке и реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; по принятию нормативных правовых актов; по контролю и надзору; по управлению государственным имуществом; по оказанию государственных услуг. Типовые функции этих органов определяются этим Указом в соответствии с их видом. Функции конкретного федерального органа исполнительной власти определяются положением о нем. Положения о федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, утверждаются Президентом Российской Федерации, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ — соответственно постановлением Правительства РФ.
Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
Под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам, а также регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.
Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Согласно названному Указу в систему федеральных органов исполнительной власти входят следующие виды федеральных органов исполнительной власти: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Данным Указом также устанавливаются типовые функции этих федеральных органов.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр РФ (федеральный министр).
Федеральное министерство на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ. Федеральные министры вправе давать руководителям федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных соответствующим федеральным министерствам, обязательные для исполнения указания, а также приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Однако федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Федеральное министерство также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств. В этих целях федеральный министр во исполнение поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение; назначает на должность и освобождает от должности по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств, заместителей этих руководителей; утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, отчет об их исполнении, а также осуществляет ряд других функций.
Федеральное министерство осуществляет координацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целях федеральный министр вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов; назначает проверки их деятельности в случаях, устанавливаемых федеральным законом, а также осуществляет иные функции.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Федеральная служба по надзору не вправе осуществлять управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору, оно может иметь статус коллегиального органа. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации или Правительству Российской Федерации. Его возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.
Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства.
Вместе с тем федеральное агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации. Так, например, Федеральное агентство по рыболовству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в своей сфере деятельности, по контролю и надзору за водными биологическими ресурсами и средой их обитания, а также по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере рыбохозяйственной деятельности.
Вместе с тем следует отметить, что установленные этим Указом ограничения полномочий федеральных органов исполнительной власти не распространяются на полномочия их руководителей по управлению имуществом федеральных органов исполнительной власти, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими федеральных органах исполнительной власти.
Наряду с понятием системы федеральных органов исполнительной власти одной из ключевых категорий административного права является понятие «структура федеральных органов исполнительной власти». Это понятие содержится в ст. 112 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается Президентом РФ. Предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти Президенту РФ вносит в соответствии с ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после своего назначения.
Говоря о понятии структуры федеральных органов исполнительной власти, следует иметь в виду положения ст. 12 и 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», определяющие разграничение компетенции по руководству федеральными органами исполнительной власти между Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. В соответствии с этими положениями структура федеральных органов исполнительной власти делится на разделы, определяющие федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет соответственно Президент РФ или Правительство РФ.
Таким образом, структуру федеральных органов исполнительной власти можно определить как перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию полномочий Президента РФ и Правительства РФ. Она включает в себя Правительство РФ, а также другие федеральные органы исполнительной власти, создаваемые для реализации функций исполнительной власти в Российской Федерации.
Также следует отметить, что ныне действующая структура федеральных органов исполнительной власти обусловлена и системой этих органов, определенной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Особенностью этих системы и структуры, отличающей ее от ранее существовавших структур этих органов как в СССР, так и в РФ, является то, что ряд федеральных органы исполнительной власти объединены в соответствующие функциональные блоки по областям государственного управления. В структуру блока входят федеральное министерство и подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства. Например, в блок федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области финансов, входят Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство.
Внутри каждого блока осуществляется разделение функций органов исполнительной власти в соответствии с их системой. Ведущая роль принадлежит федеральным министерствам, которые осуществляют координацию и контроль деятельности находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ — соответственно Правительством РФ.
Руководители федеральных служб, федеральных агентств, за исключением руководителей (их заместителей) федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению федеральных министров, осуществляющих координацию и контроль деятельности федеральных служб и федеральных агентств.
Заместители руководителей федеральных служб, федеральных агентств, за исключением заместителей руководителей федеральных служб, федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующим федеральным министром по представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств.
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»*(72). Данная структура состоит из трех разделов и включает в себя следующие федеральные органы исполнительной власти.
I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
— Министерство внутренних дел Российской Федерации; Федеральная миграционная служба.
— Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
— Министерство иностранных дел Российской Федерации;
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству.
— Министерство обороны Российской Федерации; Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. Федеральная служба по оборонному заказу.
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. Федеральное агентство специального строительства.
— Министерство юстиции Российской Федерации; Федеральная служба исполнения наказаний. Федеральная служба судебных приставов. Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба).
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба).
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба).
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба).
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба).
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство).
II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:
— Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Федеральная служба по труду и занятости.
Федеральное медико-биологическое агентство.
— Министерство культуры Российской Федерации; Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. Федеральное архивное агентство.
— Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное агентство по науке и инновациям. Федеральное агентство по образованию.
— Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральное агентство водных ресурсов.
Федеральное агентство по недропользованию.
— Министерство промышленности и торговли Российской Феде рации;
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
— Министерство регионального развития Российской Федерации;
— Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Федеральная служба по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций.
Федеральное агентство по информационным технологиям. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Федеральное агентство связи.
— Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Федеральное агентство лесного хозяйства.
— Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации;
Федеральное агентство по делам молодежи.
Федеральное агентство по туризму.
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.
— Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральная аэронавигационная служба. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. Федеральное агентство воздушного транспорта.
Федеральное дорожное агентство.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
— Министерство финансов Российской Федерации; Федеральная налоговая служба.
Федеральная служба страхового надзора. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Федеральное казначейство (федеральная служба).
— Министерство экономического развития Российской Федерации; Федеральная служба государственной статистики. Федеральная регистрационная служба.
Федеральное агентство геодезии и картографии. Федеральное агентство по государственным резервам. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.
— Министерство энергетики Российской Федерации.
III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации:
Федеральная антимонопольная служба.
Федеральная таможенная служба.
Федеральная служба по тарифам.
Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральное космическое агентство.
Федеральное агентство по обустройству Государственной границы Российской Федерации.
Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.
Федеральное агентство по рыболовству.
Правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий, а также правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами устанавливаются регламентами федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с типовым регламентом, утверждаемым Правительством.
Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 452. Данный регламент включает в себя такие вопросы, как структура и штатное расписание федерального органа исполнительной власти и территориального органа федерального органа исполнительной власти, полномочия руководителей в федеральном органе исполнительной власти, порядок планирования и организации работы, порядок подготовки и рассмотрения проектов актов, которые вносятся в Правительство (для федеральных органов исполнительной власти, наделенных соответствующими полномочиями).
Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти был утвержден постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. N 30. Данный регламент устанавливает общие правила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правила организации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведении федеральными службами и федеральными агентствами.
Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и утверждают собственные регламенты. Так, в частности, приказом Федерального агентства водных ресурсов от 30 августа 2007 г. N 170 был утвержден Регламент данного Федерального агентства. Этим регламентом были определены структура и штатное расписание этого органа и его территориальных органов, полномочия его руководителей, порядок планирования и организации его работы, порядок взаимодействия Федерального агентства и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, правила организации деятельности территориальных органов Федерального агентства, а также ряд других вопросов.
Федеральными органами исполнительной власти также разрабатываются и утверждаются административные регламенты исполнения государственных функций, административные регламенты предоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащие последовательность действий по исполнению государственных функций и нормативные сроки осуществления таких действий. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг утвержден постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679.
Похожие статьи:
poznayka.org
Тема 2 Система и структура федеральных органов исполнительной власти
Поиск ЛекцийОбратимся к Постановлению Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П «По делу о толковании статей 71 (пункт «г»), 76 (часть 1) и 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации». В систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Из статьи 112 (часть 1) Конституции Российской Федерации следует, что содержащееся в ней понятие «структура федеральных органов исполнительной власти» включает перечень конкретных органов, входящих в систему федеральных органов исполнительной власти и обеспечивающих реализацию Правительством Российской Федерации возложенных на него задач и полномочий. Структура федеральных органов исполнительной власти предлагается Председателем Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после его назначения и утверждается указом Президента Российской Федерации.
Изменения и дополнения в структуру федеральных органов исполнительной власти в целях ее реорганизации также могут вноситься указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Являясь составным элементом единой системы федеральных органов государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, в свою очередь, также образуют определенную систему, имеющую собственную структуру. Структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства Российской Федерации по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в статье 114 Конституции Российской Федерации и конкретизированными в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации». Для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти.
При этом на конституционном уровне, с чем согласен и Конституционный Суд, не устанавливаются ни полный перечень федеральных органов исполнительной власти, ни их возможные виды, различающиеся своим правовым статусом. Конституция Российской Федерации применительно к системе федеральных органов исполнительной власти регламентирует лишь вопросы организации и деятельности Правительства Российской Федерации, осуществляющего согласно ее статье 110 исполнительную власть Российской Федерации, устанавливает состав Правительства Российской Федерации, а также предусматривает полномочие федеральных органов исполнительной власти создавать свои территориальные органы (статья 78, часть 1).
По смыслу статей 71 (пункт «г»), 72 (пункт «н»), 76 (части 1 и 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации, определение видов федеральных органов исполнительной власти, постольку поскольку оно взаимосвязанно с регулированием общих принципов организации и деятельности системы органов государственной власти в целом, осуществляется посредством федерального закона. Однако этим не исключается возможность регулирования указанных вопросов другими нормативными актами исходя из предписаний Конституции Российской Федерации, устанавливающих полномочия Президента Российской Федерации, а также регламентирующих порядок образования и деятельности Правительства Российской Федерации. Такая правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 9 января 1998 года. В данном постановлении указано, что действительный смысл положений статьи 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающих формы законодательного регулирования по предметам ведения Российской Федерации, не может быть понят в отрыве от других конституционных положений. Как следует из Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации принимают собственные правовые акты, в том числе нормативного характера, по вопросам ведения Российской Федерации.
Следовательно, до принятия соответствующих законодательных актов Президент Российской Федерации может издавать указы по вопросам установления системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности. Однако такого рода акты не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В настоящее время структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Согласно этому акту в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства.
Современная структура федеральных органов исполнительной власти построена по пирамидальному принципу. Основу структуры составляют министерства, в состав которых могут входить федеральные службы и агентства. В то же время последние могут существовать и вне министерств.
Еще одна важная особенность — разделение федеральных органов исполнительной власти на две достаточно самостоятельные подсистемы. Одна из них напрямую подчинена Правительству, а другая — Президенту Российской Федерации. Последнее требует специального пояснения. Такая практика существует давно, что прямо отражалось в указах о структуре федеральных органов исполнительной власти. Однако, как правило, не акцентируется возникающее при этом несоответствие Конституции, состоящее в том, что Президент, напрямую руководя федеральными органами исполнительной власти, по существу, становится еще одним субъектом исполнительной власти в стране, выступающим порой наряду с руководителем Правительства, а чаще всего как руководитель Правительства.
Понятия «система федеральных органов исполнительной власти» и «структура федеральных органов исполнительной власти» не являются тождественными. Если понятие «система» больше говорит о целостности исполнительной власти как ветви государственной власти, выраженной совокупностью органов, то понятие «структура» позволяет увидеть внутреннее строение системы, ее конкретные составляющие элементы.
За последнее десятилетие система федеральных органов исполнительной власти менялась неоднократно. Так, если в соответствии с Указом Президента РФ от 28.11.1991 N 242 «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» структурными звеньями системы федеральных органов исполнительной власти являлись министерства, государственные комитеты, комитеты, агентства, службы, то в соответствии с Указом Президента РФ от 14.08.1996 N 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 06.09.1996) — Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры. Но практику их функционального разграничения было трудно признать оптимальной. На федеральное министерство, как и на госкомитет, например, были возложены, по сути, одинаковые функции — управление (регулирование) в определенной сфере и координация в этой сфере деятельности иных федеральных органов исполнительной власти (межотраслевая координация). Исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие функции федеральной службы, российского агентства, федерального надзора в значительной мере были присущи и другим федеральным органам исполнительной власти. Это послужило одной из причин начала административной реформы.
В марте 2004 г. проведено реформирование системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ от 09.03.2004 N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» внесены изменения в систему указанных органов власти, которая включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Между перечисленными государственными органами, несмотря на общие черты и признаки, позволяющие объединить их в единую систему, имеются тем не менее существенные различия как по месту и роли в системе государственных органов, компетенции, так и по функциональным свойствам. Это вытекает из положений названного Указа, который дает следующие определения федеральных органов исполнительной власти:
Федеральное министерство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).
Федеральная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.
Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации. Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.
Очевидно статусное различие перечисленных государственных органов. Так, действующая система федеральных органов исполнительной власти закрепляет только за министерствами нормотворческое правомочие, тем самым выделяя их в иерархии федеральных органов исполнительной власти. Ряд федеральных служб и агентств передаются в ведение министерств по отраслевой направленности их деятельности, и министерствам переходят функции по координированию и контролю за деятельностью находящихся в их ведении федеральных служб и агентств.
Поименный перечень указанных органов содержится в Указе Президента РФ от21.05.2012 N 636 (ред. от 02.02.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».
Федеральные министерства (5), федеральные службы (10) и федеральные агентства (4), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
Министерство обороны Российской Федерации
Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
Федеральное агентство специального строительства
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральная служба судебных приставов
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Федеральные министерства (16), руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы (20) и федеральные агентства (19), подведомственные этим федеральным министерствам
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
Федеральное медико-биологическое агентство
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное архивное агентство
Федеральное агентство по туризму
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
Федеральное агентство по делам молодежи
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
Федеральное агентство водных ресурсов
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральное агентство по недропользованию
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Федеральное агентство связи
Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Федеральное агентство по рыболовству
Министерство спорта Российской Федерации
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Министерство транспорта Российской Федерации
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
Федеральное агентство воздушного транспорта
Федеральное дорожное агентство
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
Федеральная служба по труду и занятости
Министерство финансов Российской Федерации
Федеральная налоговая служба
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная таможенная служба
Федеральное казначейство (федеральная служба)
Министерство экономического развития Российской Федерации
Федеральная служба по аккредитации
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
Федеральное агентство по государственным резервам
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Министерство энергетики Российской Федерации
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная служба государственной статистики
Федеральная миграционная служба
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство научных организаций
Федеральное агентство по делам национальностей
ИТОГО:
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru