Возраст судей – 4. , /

Содержание

Срок и прекращение полномочий судьи

Срок полномочий и прекращение полномочий судьи, отставка судьи

 

 

Присяга судьи:

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания:

«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Судьи федеральных судов приносят присягу перед Государственным флагом Российской Федерации.

 

Срок полномочий судьи:

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и Законом «О статусе судей в Российской Федерации».

Положение пункта 1 статьи 11 названного Закона о предельном возрасте пребывания в должности судьи распространяется на всех судей федеральных судов, не достигших на день вступления в силу Федерального закона возраста 65 лет, за исключением судей, назначенных на должность в первый раз сроком на три года. Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет.

Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

Полномочия судьи прекращаются:

·         в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;

·         в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона;

·         на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий или в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.

 

Сведения о доходах судьи, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера судьи. Сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей судьи:

Судья ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в суд, в котором он занимает должность судьи, сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по форме согласно приложениям 3 и 4 к Закону.

 

Прекращение полномочий судьи:

1. Полномочия судьи прекращаются по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;

6) прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также, если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда;

Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 3, 6 - 11 пункта 1 статьи 14 Закона «О статусе судей в Российской Федерации».

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения, указанного в подпункте 8 пункта 1 статьи 14, судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся ему заработной платы.

 

Отставка судьи:

Отставкой судьи по смыслу Закона признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 5, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 Закона.

Ушедшему или удаленному в отставку судье выплачивается выходное пособие из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее шестикратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки.

Судье после ухода или удаления его в отставку выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Действие абзаца первого пункта 5 статьи 15 распространено на судей, переведенных на работу в государственные организации и ушедших на пенсию с этой работы, а также на лиц, работавших на должности государственного арбитра и ушедших на пенсию с этой должности.

Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N 4994-1 разъяснено, что судьям, пребывающим в отставке, пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту их работы либо в суде по месту их жительства.

Пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет.

Судья, отставка которого прекращена, имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.

Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности более 20 лет, ежемесячное пожизненное содержание увеличивается из расчета: за каждый год стажа работы свыше 20 лет - один процент указанного содержания, но всего не более 85 процентов заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Пребывающие в отставке судьи, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 Закона «О статусе судей в Российской Федерации», сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

Квалификационная коллегия судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям Законом, прекращает отставку судьи. Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 Закона.

Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

 

fasvvo.arbitr.ru

Порядок отбора кандидатов на должность судьи районного суда | О суде | Нагатинский районный суд

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи районного суда

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации (статья 119) и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (статья 4) судьей районного суда может быть гражданин Российской Федерации:

– имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция»;

– не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;

– не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

– не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

– не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

– не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.

При соответствии вышеуказанным требованиям судьей районного суда может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

В стаж работы в области юриспруденции, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы: на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектов Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях; в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Отбор кандидатов на должность судьи районного суда

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе.

Председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую квалификационную коллегию судей не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии.

Квалификационная коллегия судей не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

В целях установления наличия у кандидата на должность судьи теоретических знаний, практических навыков и умений в области правоприменения, необходимых для работы в должности судьи в суде определенных вида, системы и уровня, формируются экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи (экзаменационные комиссии).

Порядок формирования экзаменационных комиссий, их полномочия и процедура принятия квалификационного экзамена на должность судьи определяются Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Любой гражданин, достигший установленного возраста, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» квалификации (степени) «магистр» при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки «Юриспруденция», требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена. Помимо указанного заявления в экзаменационную комиссию представляются документы, перечисленные в части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, отвечающему требованиям федеральных законов и представившему требуемые документы и их копии.

Квалификационный экзамен на должность судьи районного суда принимается экзаменационной комиссией по приему квалификационного экзамена на должность судьи того субъекта Российской Федерации, квалификационная коллегия судей которого дает заключение о рекомендации кандидата на эту должность.

Квалификационный экзамен на должность судьи сдают граждане, не являющиеся судьями, и судьи, пребывающие в отставке более трех лет подряд, за исключением граждан, которые имеют ученую степень кандидата юридических наук или доктора юридических наук и которым присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», а также судей, пребывающих в отставке и привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке, установленном статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации». Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи – в течение всего времени пребывания его в качестве судьи и в течение трех лет подряд, исчисляемых непрерывно после ухода или удаления его в отставку.

После сдачи квалификационного экзамена гражданин, соответствующий требованиям к кандидату на должность судьи, предусмотренным Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи. Помимо указанного заявления в квалификационную коллегию судей представляются документы, указанные в статье 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации».

Квалификационная коллегия судей организует проверку достоверности представленных документов и сведений. При этом квалификационная коллегия судей вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.

По результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности представленных ими документов и сведений, а также с учетом результатов квалификационного экзамена квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации одного или нескольких из них кандидатом на должность судьи. Если в результате проверки представленных документов и сведений установлена их недостоверность, гражданин, представивший такие документы и сведения, не может быть рекомендован на должность судьи.

Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи квалификационная коллегия судей учитывает стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел. В случае, если вакантной должности судьи специализированного арбитражного суда соответствует несколько кандидатов, учитывается также наличие у кандидатов квалификации, соответствующих специализации суда.

В случае, если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», квалификационная коллегия судей принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.

Решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи направляется в течение 10 дней после его принятия председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением в течение 20 дней после получения решения о рекомендации гражданина на должность судьи вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

В случае несогласия с решением квалификационной коллегии судей председатель суда в течение 20 дней после получения указанного решения возвращает его с мотивированным обоснованием причин своего несогласия для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при рассмотрении обжалуемого председателем решения квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии подтверждает свое первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

Квалификационная коллегия судей в случае выявления нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», после принятия решения о рекомендации соответствующего лица на должность судьи районного суда немедленно отменяет указанное решение и сообщает об этом Президенту Российской Федерации и лицу, решение о рекомендации которого на должность судьи отменено.

В случае, если выявлены нарушения требований к кандидатам на должность судьи, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», после внесения представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи председатель соответствующего суда немедленно отзывает указанное представление.

Порядок наделения судей районного суда полномочиями

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» судьи районного суда назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей районного суда либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», за исключением требования о наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

В случае выявления факта назначения на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей районного суда предельного возраста пребывания в должности судьи (70 лет), а в случае досрочного прекращения полномочий – не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

опубликовано: 29.07.2016 11:08:45

mos-gorsud.ru

Судьей может быть гражданин РФ, достигший 25 лет. Порядок назначения и требования

Судьей может стать гражданин РФ, достигший определенного возраста. Данное ограничение действует для всех потенциальных судей. Дело в том, что в России существует целый ряд правил и ограничений, которые должны соблюдаться в обязательном порядке. Иначе у человека попросту не будет возможности стать судьей. Какие ограничения и правила распространяются на кандидатов? Что в том или ином случае должны делать судьи? Можно ли как-то получить данную должность в обход всех установленных правил отбора?

Разные суды - разные требования

Кто судьей может быть? России, как и всем остальным странам, нужны данные работники. Только к ним выдвигаются определенные запросы, невыполнение которых исключает кандидатуру из списка потенциальных сотрудников судебных органов.

Перед тем как начинать данную карьеру, следует обратить внимание на то, что у человека будет выбор, куда именно трудоустраиваться. В России в разных судебных инстанциях существуют разные требования. Что это значит?

Чем выше в иерархии суд, тем больше требований и ограничений. В том числе возрастных. Этот фактор нужно учитывать. После того как гражданин определится, куда он желает устроиться, следует узнать о порядке назначения судей.

Образование

Огромную роль в данном вопросе играет образование. Требования к кандидатам на должность судьи, независимо от главенствования судебного органа, в обязательном порядке включают наличие у потенциального работника высшего образования. Но это далеко не единственный нюанс.

Основная проблема состоит в том, что образование должно быть в обязательном порядке юридическим. Рассматриваются кандидаты, которые имеют оконченное высшее. Бакалавры в последнее время не принимаются на эту должность.

Наличие нескольких высших образований приветствуется. Но среди них в обязательном порядке должно быть, как уже стало понятно, юридическое. Любое направление юриспруденции годится.

Отношения с законом

Отдельное внимание уделяется истории взаимоотношений с законом. Если есть уголовное наказание или незакрытая судимость, ведь даже преступник порой задумывается по поводу этой должности, то судьей может быть не совершивший его поступков гражданин (то есть преступника). У него не должно быть никаких судимостей. Возможно их наличие лишь тогда, когда уголовные дела закрыли на реабилитирующих основаниях.

Социальное положение

Социальное положение тоже играет роль. Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенного возраста и стажа работы. Но при этом учитываются разнообразные факторы. Речь идет о наличии зависимостей любого типа. Только на все 100% адекватный человек имеет право на выдвижение своей кандидатуры в качестве потенциального работника суда. Поэтому во внимание будет приниматься наличие у гражданина справок из психдиспансера, а также от нарколога об отсутствии постановки на учет.

При всем этом проверяются также близкие родственники потенциального кандидата. У них тоже не должно быть зависимостей. На практике данный фактор играет важную роль, хоть документально он никак не закреплен. То есть если у потенциального судьи среди ближайших родственников есть люди, которые страдают алкогольной или наркотической зависимостью, а также имеют проблемы с психикой, то будет весьма проблематично построить выбранную карьеру.

Стаж работы

Еще один момент - это стаж работы. Требования к кандидатам на должность судьи довольно жесткие. Отбор происходит только среди тех, кто соответствует выдвинутым запросам. Среди них стаж работы тоже играет серьезную роль.

Важно отметить, что для разных судов существуют разные ограничения в этом вопросе. Причем работать нужно именно по специальности, связанной с юриспруденцией. Например, юристом. Прочий рабочий стаж не будет учитываться.

Сколько необходимо проработать в том или ином случае? Для выдвижения кандидатуры в арбитражный суд - 5 лет, в Федеральный арбитражный - 7, в Высший арбитражный - 10 лет. Это минимальные показатели. Поэтому допускается иметь больший стаж. Одним из ограничений является возраст гражданина. Какие особенности придется учитывать в данной области?

Возраст и карьера судьи

Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенного возраста и имеющий определенный трудовой стаж. Это уже было сказано. С работой все понятно, а как быть с возрастом?

Если речь идет об арбитражном суде, то судьей может быть достигший лет 25 человек. Это минимальный возраст. С него (при наличии необходимого стажа и образования) можно начинать строить выбранную карьеру.

Чем выше инстанция, тем серьезнее требования. Работать в Федеральных арбитражных, а также в арбитражных апелляционных судах имеет право гражданин Российской Федерации, которому исполнилось 30 лет. При этом не стоит забывать о трудовом стаже. Если он не соответствует требованиям, придется немного подождать.

А вот когда речь идет о Высшем арбитражном суде РФ, то судьей может быть гражданин РФ, достигший 35 лет минимум. Никаких исключений не делается. При этом важно соответствовать всем остальным требованиям, о которых было упомянуто ранее.

Экзамены

Что еще должны учитывать кандидаты? Независимо от выбранного суда требуется в обязательном порядке сдать так называемый квалификационный экзамен. Без него никто не имеет прав на выдвижение своей кандидатуры на роль судьи.

Отбор осуществляется путем проведения конкурса. В первую очередь берется во внимание соответствие всем ранее перечисленным запросам. Однако при этом важно помнить, что судьей может быть сдавший экзамен на знание законодательства РФ гражданин. Это испытание проводится в ходе конкурса, в самом начале. Перед подачей документов на рассмотрение кандидатуры человек обращается в квалификационную коллегию судей с заявлением о сдаче экзамена. После успешного прохождения данного испытания остается только следить за результатами проведения конкурса.

О порядке назначения

Какие еще особенности следует принять во внимание? Например, сам порядок назначения. Он проводится специальной коллегией судей. Кто может стать судьей? Коллегия отвечает за отбор кандидатов, а также за проведение экзаменационных испытаний и выбор победителя. Весь процесс разделен на несколько этапов.

Первый - размещение на официальном сайте высшей коллегии информации о вакантных местах. С этой информацией также можно ознакомиться при помощи некоторых газетных изданий. Далее следует прием заявлений от потенциальных кандидатов.

Судьей может быть гражданин, сдавший экзамен на знание текущего законодательства страны. При этом, как уже было сказано, учитываются возраст, стаж работы в юридической сфере, отсутствие судимости. Не должны рассматриваться кандидатуры, чьи близкие родственники (супруги, родители, братья, сестры, дети или бабушки-дедушки) находятся под подозрением в совершении уголовного преступления.

После приема заявлений коллегия внимательно изучает всю полученную документацию. В конце данное объединение должно принять окончательное решение. Среди всех кандидатов можно отобрать либо одного человека, либо несколько. В последнем случае будет проведен повторный конкурс.

Судьей может быть гражданин РФ, достигший как минимум 25-летнего возраста. Не обязательно начинать карьеру с обычного арбитражного суда. Если человек соответствует всем ранее перечисленным требованиям, то он может подать заявление на выдвижение кандидатуры в высшие инстанции.

Один нюанс, который следует учесть, - это действие сданного квалификационного экзамена. До вступления в должность судьи такой документ действителен 3 года, если человека принимают, то до момента отстранения результаты актуальны.

Выводы

Теперь понятно, кто может стать судьей. Кстати, на данную должность людей набирают на сравнительно долгий период. Судьи работают по 6 лет. Но они могут досрочно отказаться от своих полномочий.

Итак, судьей может быть имеющий квалификационной коллегии судей решение гражданин РФ, достигший 25 лет, со стажем в юридической области не менее 5 лет. С этого можно начинать построение карьеры. Главное - иметь высшее юридическое образование и хорошо знать законодательство страны.

По вопросам приема и отбора кандидатов на себя взяла коллегия судей обязаности. Судьей может быть гражданин РФ, достигший определенных возрастных показателей, а также имеющий определенный стаж. Конкретные требования устанавливаются в соответствии с положением в иерархии судебной системы потенциального места работы.

fb.ru

О возрастном цензе для судей

Согласно закону «О статусе судей в Российской Федерации» занять должность судьи может любой гражданин России, отвечающий одновременно нескольким критериям:

– возраст не менее 25 лет;
– наличие высшего юридического образования;
– стаж работы по юридической специальности более 5 лет;
– отсутствие судимости;
–  отсутствие гражданства иного государства;
– полная дееспособность;
– отсутствие нарко- или алкозависимости;
– отсутствие заболеваний, препятствующих получению статуса судьи.

Желающий стать судьей суда субъекта Российской Федерации должен быть не моложе 30 лет и проработать по специальности юриста не менее 7 лет. Претендент на должность судьи Верховного Суда должен быть не моложе 35 лет и потрудиться по юридической специальности более 10 лет.

Наиболее строгие требования предъявляются к тем, кто желает получить статус судьи Конституционного Суда: помимо всех вышеперечисленных качеств, соискатель обязан обладать безукоризненной репутацией, быть не моложе 40 лет, иметь стаж работы юристом не менее 15 лет.

Вроде бы указанные качества звучат обнадеживающе – возраст, стаж, репутация… Однако лично мне кажется, что цензы стоит скорректировать в сторону ужесточения. И в первую очередь, увеличив возраст, с которого можно занять кресло судьи. Представляется, что такая часть реформы суда позволит существенно поднять уровень судопроизводства в государстве. Это является на сегодняшний день одной из первостепенных задач, поскольку реальный уровень доверия к судебной власти со стороны населения, особенно в уголовном судопроизводстве, крайне невысок.

Минимально возможный возраст для занятия столь ответственного поста, как судья, было бы неплохо поднять. Неплохо требовать от кандидата в судьи и адвокатского опыта.

Однозначно, 25 лет – не юность, но отнюдь и не зрелость! Человек приобретает необходимый для любой правоприменительной деятельности, особенно судейской профессии, опыт точно не к этому возрасту. Житейская мудрость и бытовая прозорливость могут появиться и закрепиться в сознании прожившего четверть века, но ведь вуз заканчивают, как правило, в 22–23 года. Даже, если выпускник и трудился по юридической специальности с первого курса, достаточных практических навыков для того, чтобы вершить судьбы, у него в 25 лет нет. Именно поэтому минимальный возрастной порог для претендентов в судьи всех уровней необходимо повысить еще на 5 лет.

Критике можно подвергнуть и род стажа претендента, указывающий лишь на наличие опыта в сфере юриспруденции как такового. Между тем, проработав в современном российском следствии, надзоре или самом суде на технической должности секретаря либо помощника, любой молодой специалист, волей-неволей получает перекос профессиональной деформации в сторону обвинения. Это – объективный факт и спорить с ним сложно. К сожалению…

Однако, если ввести в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» одну небольшую ремарку, ситуация однозначно будет исправлена. Вполне обоснованно требовать от кандидата в судьи обязательного стажа не менее 2–3 лет в адвокатуре – той форме юридической деятельности, которая реально пожинает сегодня плоды упомянутого обвинительного уклона. Прочувствовав на собственном опыте весь негатив данного явления, будущий судья, скорее всего, будет более справедливым и беспристрастным.

Конечно, не только такие изменения способны полноценно реформировать судебную власть, лишив ее зависимости от власти исполнительной, но начинать нужно с подобных, малых и гарантировано эффективных мер, могущих дать результат в кратчайшие сроки.

www.advgazeta.ru

Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе

Кандидат на должность судьи: проблемы при отборе

Е. А. Мартынов,  
председатель судебной коллегии по гражданским
делам Архангельского областного суда,
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

Ключевой фигурой судопроизводства является Судья. От его деловых, моральных, нравственных качеств в значительной мере зависит защита прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в судебном процессе.

Установив в статье 119 Конституции РФ и статье 12 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» единство статуса всех судей Российской Федерации, законодатель предусмотрел различие между ними только в полномочиях и компетенции, тем самым подчеркивая, что требования к претендентам на должность судьи являются неделимыми как для мирового судьи, так и для судей высших судебных органов России.

Конституция РФ и федеральные законы содержат формальные требования к кандидату на должность судьи, касающиеся гражданства, возраста, образовательного ценза и стажа работы.

Согласно статье 119 Конституции судьями могут быть только граждане Российской Федерации не моложе 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Указав, каким общим требованиям должен отвечать кандидат на должность судьи, закон вместе с тем оставил ряд неразрешенных вопросов.

Судьей может быть только гражданин Российской Федерации.

Это кажется всем понятным и ясным, однако Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» допускает у граждан Российской Федерации наличие двойного гражданства, то есть право иметь гражданство (подданство) иностранного государства.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит ответа на вопрос, может ли лицо, имеющее двойное гражданство, претендовать на должность судьи и быть судьей.

В статье 14 Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает прекращение полномочий судьи в случае прекращения гражданства Российской Федерации, не указывая, как поступать в той ситуации, когда судья, в частности, действующий судья приобретает гражданство иностранного государства, оставаясь гражданином Российской Федерации.

В статье 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» четко определено, что лицо, имеющее гражданство другого государства или других государств, не может быть принято на гражданскую службу, а уже работающий гражданский служащий не может находиться на данной службе.

Такое же ограничение следовало бы установить в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» как для лица, претендующего на должность судьи, так и для судьи в период осуществления им своих полномочий.

Судья при осуществлении правосудия независим и подчиняется только Конституции РФ и федеральному закону. Так записано в статье 120 Конституции РФ. Судья обеспечивает исполнение федерального законодательства. Это обязывает его иметь принадлежность к одномугосударству – Российской Федерации. Наличие у него двойного гражданства налагает на судью дополнительную обязанность по исполнению законов не только Российской Федерации, но и иностранного государства, что является недопустимым и в определенной мере может ограничивать независимость судьи при осуществлении своих полномочий в ходе процесса.

Вместе с тем это требование не должно касаться судей, пребывающих в отставке, так как оно в определенной мере необоснованно ограничивало бы их гражданские права. Судья, пребывающий в отставке, сохраняет принадлежность к судейскому сообществу, но у него отсутствуют полномочия по осуществлению правосудия и предпосылки для возникновения конфликта интересов, что не препятствует иметь двойное гражданство.

Вторым общим требованием, которое предъявляется законом к кандидату на должность судьи, является наличие высшего юридического образования.

Казалось бы, такая формулировка диспозиции статьи 119 Конституции РФ и  статьи 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не должна вызывать никаких сложностей, но на практике возникли проблемы.

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в статье 6 предусматривает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр, дипломированный  специалист и магистр, установив разные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования: соответственно не менее чем четыре года, пять и шесть лет.

Право на занятие в государственной организации определенной должности, получения должностного оклада и надбавок к нему предоставляется только лицу, получившему высшее профессиональное образование в учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, и подтвержденное документом государственного образца.

Высшая квалификационная коллегия судей РФ в своих разъяснениях от 15-18 июля 2002 года отметила, что претендент на должность судьи должен представить в квалификационную коллегию судей в подтверждение юридического образования диплом государственного образца высшего учебного заведения, в котором аккредитована специальность «Юриспруденция» или «Правоведение».

Однако в бланке диплома о высшем профессиональном образовании не содержится отметки об аккредитации этих специальностей. В нем содержится только отметка о том, что диплом является документом государственного образца.

Возникает вопрос, а следует ли полностью доверять такому документу?

В настоящее время подготовкой юристов занимаются любые высшие учебные заведения: не только специализированные юридические, но и педагогические, экономические, технические, сельскохозяйственные и т.п. Имея государственную аккредитацию высшего учебного заведения в целом, открывая юридические факультеты, учебные заведения получают лицензию на ведение образовательной деятельности по специальности «Юриспруденция» и, не пройдя государственной аккредитации по указанной специальности, выдают своим выпускникам дипломы государственного образца, ссылаясь на то, что высшее учебное заведение в целом имеет государственную аккредитацию.

Учитывая, что такие случаи являются частыми, следовало бы предусмотреть обязанность для кандидатов на должность судьи представлять не только диплом, подтверждающий наличие у них высшего юридического образования, но и заверенные копии документов, подтверждающих прохождение высшим учебным заведением, выдавшим диплом, государственной аккредитации непосредственно по специальности «Юриспруденция».

Поскольку действующее законодательство предусматривает три ступени высшего профессионального образования, логичны вопросы: какая же из них дает право на занятие должности судьи? Или любая? Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» не содержит каких-либо регламентаций по этим вопросам.

Министерство образования РФ, основываясь на толковании статьи 7 федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», как следует из письма от 1 сентября 2003 года № 14-52-101ИН/15, полагает, что наличие у кандидата на должность судьи диплома о присуждении ему степени бакалавра юриспруденции свидетельствует о получении претендентом высшего юридического образования и предоставляет право на занятие должности судьи.

Однако с такой позицией трудно согласиться, исходя из статуса судьи и характера его деятельности. Она связана с применением и толкованием огромного числа правовых актов. Судья должен свободно ориентироваться в действующем законодательстве и должен быть готов к рассмотрению любых правовых споров в области гражданского, семейного, трудового, уголовного права, включая процедурные вопросы, а также вопросы доказательственного права.

Такой уровень знаний человек не может получить на первой ступени высшего профессионального образования, так как срок освоения основных образовательных программ для получения квалификации «бакалавр» составляет всего четыре года, что явно недостаточно при осуществлении правосудия судьей по гражданским, уголовным и административным делам. Углубленное изучение разных отраслей права осуществляется только на последующих ступенях высшего профессионального образования при подготовке дипломированного специалиста и магистра, и поэтому только при наличии диплома о присуждении степени дипломированного специалиста или магистра юриспруденции лицо может претендовать на занятие должности судьи.

Данной позиции придерживается и Высшая квалификационная коллегия судей РФ, давая разъяснения в январе 2003 года и 18 марта 2004 года по данному вопросу.

Однако положение, когда вопрос о трактовке понятия «высшее юридическое образование, необходимое для занятия должности судьи», законодательно не урегулирован, не может сохраняться долго, так как такая неопределенность дает основания для сомнения в обоснованности заключений квалификационных коллегий судей, отказавших в рекомендации на должность судьи ввиду отсутствуя у претендента высшего юридического образования требуемой ступени.

Следовало бы в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации» закрепить, что кандидат на должность судьи должен иметь высшее юридическое образование, подтвержденное присвоением ему квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «Юриспруденция».

Определив основные единые требования к кандидату на должность судьи, Конституция РФ предусмотрела возможность установления дополнительных требований к судьям различных судов Российской Федерации.

Дополнительные требования в соответствии со статьей 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» касаются только возраста и стажа работы по юридической профессии.

Для занятия должностей судей высших судебных органов, в частности, для Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ минимальный возраст установлен в 35 лет и обуславливается наличием у претендента стажа работы по юридической профессии не менее 10 лет, для судей судов на уровне субъектов Российской Федерации – возраст претендента снижен до 30 лет и стаж работы по юридической профессии – до семи лет.

Такие требования оправданны, так как судьи данных судебных инстанций в основном разрешают наиболее сложные уголовные и гражданские дела, а сами судебные инстанции проверяют правильность принимаемых нижестоящими судами решений, а их указания по толкованию норм права являются обязательными для нижестоящих судов.

Вместе с тем наличие только двух дополнительных требований вряд ли является достаточным.

Поскольку одной из основных задач вышестоящих судов является проверка законности и обоснованности принимаемых нижестоящими судами актов, для этого требуется не только хорошее знание законов, но и знание специфики, опыт рассмотрения определенных категорий дел. Особенно это касается уголовных дел, когда судья вышестоящего суда должен понять, почему нижестоящий суд принял или отверг то или иное доказательство, почему избрал именно такую меру наказания.

В этой ситуации заслуживает внимание предложение о том, чтобы на должность судьи, начиная с судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, могло претендовать только лицо, которое проработало на должности судьи нижестоящего суда определенный срок, в частности, не менее трех лет. Эта мера только повысит авторитет вышестоящих судебных органов в глазах действующих судей и будет в полной мере способствовать профессиональному росту судьи, даст возможность проверить кандидата на реальной работе.

Вместе с тем это правило не должно быть определяющим для высших судебных органов.

Одной из задач, стоящих перед Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, является регулирование, определение развития судебной практики, дача разъяснений по ее вопросам. Для решения этих задач требуются глубочайшие познания в конкретных областях права, и поэтому следовало бы предусмотреть возможность назначения на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации лиц, обладающих высокой квалификацией в области права, что и осуществляется в Высшем Арбитражном Суде, а в последнее время и в Верховном Суде Российской Федерации. При этом для таких лиц возможно было бы предусмотреть зачет в стаж работы в должности судьи времени работы по юридической профессии, но связанной только с научной деятельностью.

Закон содержит только формальные требования к лицам, претендующим на должность судьи, но уровень осуществления правосудия и доверия к органам правосудия зависит не только от квалификации судьи, правильности разрешения дела, но и морального облика судьи. Безответственное и недостойное поведение судьи подрывает доверие общественности ко всему судейскому сообществу, вызывает неуважение к судебным актам, которые выносятся от имени государства.

От судьи граждане ожидают не только знания закона, но и порядочности, честности, вдумчивости, уравновешенности, объективности и неподкупности. И поэтому личностные качества претендента на должность судьи должны быть в центре внимания при отборе кандидата на должность судьи.

Но ни Конституция РФ, ни федеральные законы не содержат требований к личностным качествам претендента на должность судьи.

Складывается парадоксальная ситуация: судьей может стать любое лицо, отвечающее законодательно закрепленным требованиям, и только после назначения на должность к нему могут быть предъявлены требования по соблюдению Кодекса судейской этики.

Только Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» содержит указание на личностные требования к кандидату в судьи и самостоятельную ответственность за их нарушение. В нем указывается, что судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин с безупречной репутацией и, в случае совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, его полномочия могут быть прекращены.

К сожалению, Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» таких конкретных норм не содержит.

Учитывая, что статус судей в Российской Федерации един, следовало бы указанные нормы закрепить и в Законе РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Законодательное закрепление личностных требований к кандидату на должность судьи позволит на правовом основании шире и глубже изучить личность и образ жизни претендента, так как содержащееся в статье 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» право квалификационной коллегии судей на проведение проверки кандидата касается достоверности документов и сведений, относящихся к формальным требованиям для занятия должности судьи.

Следовало бы законодательно закрепить обязанность кандидата на должность судьи при подаче документов сообщать обо всех судимостях, в том числе погашенных и снятых, а также фактах привлечения к уголовной и административной ответственности как самого претендента, так и его близких родственников, представлять в квалификационную коллегию судей рекомендации с прежних мест работы за последние пять лет.

Повышение требований к претендентам на должность судьи позволит сформировать достойный судейский корпус, повысит авторитет суда в глазах общественности и уважение к суду.

vkks.ru

Кто такой судья?

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Профессия судьи по праву считается одной из самых древних и ответственных. Многие функции судьи в свое время выполняли уважаемые люди, отдельные должностные лица, правители территорий, которые, помимо рассмотрения различных юридических споров, были наделены множеством других полномочий. Однако в данной статье мы рассмотрим судью именно как профессию.

Откуда произошло слово «судья»?

На латыни данный термин звучит Judex, образован от слов ius (справедливость) и dex (десять), если переводить дословно, то получится справедливый десятикратно т.е тот, кто в 10 раз справедливее обычного человека. Таким образом, устанавливается особый и самый важный признак судьи как такового, а именно наличие очень тонкого чувства справедливости. Справедливость, как понятие, несет в себе принцип должного воздаяния деяниям человека и соразмерности преступлений и наказаний.

Какие функции у судей?

Во всех странах судья признается лицом, возлагающим на себя ответственность за решение конфликтов и имеющим исключительные полномочия на осуществление правосудия. В основном можно выделить две категории судей: судьи в странах с английским правом (США, Австралия) и судьи в странах с так называемым континентальным правом (Германия, Россия). Коренное различие состоит в требованиях, предъявляемых к судьям, и их полномочиях.

Например, в странах с континентальным правом судьи обязаны иметь юридическое образование и специальную подготовку в судебных органах, а также следовать букве закона и не превышать пределы применения закона, в странах с английским правом юридическое образование не является обязательным. Для того чтобы быть арбитром в простых категориях гражданских дел, достаточно быть уважаемым обществом человеком и иметь необходимый опыт в качестве одной из сторон, также они уполномочены следовать именно смыслу закона и осуществлять иные функции, классически не относящиеся к полномочиям судьи, а именно законотворческие, либо функции судебных приставов.

Какими личными качествами должен обладать судья?

Для адекватной оценки чужих поступков судья и сам должен быть человеком высоких моральных принципов. Независимость, беспристрастность и чувство справедливости — вот те качества, которые наиболее важны для специалиста, в обязанности которого входит разрешение споров. Решения судьи не являются его личными властными решениями, судья должен претворять в реальную жизнь принцип справедливости.

У судей иногда возникает конфликт интересов между моральными принципами и профессиональными, однако настоящий специалист должен всегда принимать собственные решения, какие бы колебания и терзания его не мучили.  Одна из самых сложных задач в работе судей и состоит в том, чтобы примирить закон и правду, однако в реальности такое случается не всегда. Работа судей состоит в том, чтобы принимать правильные, законные решения руководствуясь юридическим и житейским опытом.

Какие требования предъявляются к судьям в России?

Порядок назначения на должность судьи РФ и те требования, которые предъявляются к судьям, прописаны в Законе "О статусе судей в Российской Федерации". Согласно данному закону судьей может стать гражданин Российской Федерации, который, во-первых, имеет высшее юридическое образование. Во-вторых, достиг определенного возраста: 25 лет для должности мирового судьи, судьи районного суда или арбитражного суда областного уровня; 30 лет для судей областных судов; 35 лет для судей Верховного Суда, и, наконец, 40 лет для судей Конституционного Суда. Ограничение по возрасту установлено для того чтобы человек накопил достаточно житейского опыта.

Так же установлены требования к юридическому стажу: для судей мировых и районных судей - не менее пяти лет. Стоит отметить, что данный срок начинает течь с момента получения диплома о высшем юридическом образовании. Именно с этого момента и исчисляется стаж работы по юридической специальности. Даже если человек работал во время учебы, то стаж все равно начнет засчитываться с момента получения диплома. Для того чтобы стать судьей областного уровня, требуется иметь семилетний юридический стаж.

Какие ограничения есть у судей?

В кодексе судейской этики закреплены основные ограничения, устанавливаемые в отношении судей, а именно:

Во внесудебной деятельности и во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего того, что могло бы умалить авторитет судебной власти, вызвать сомнения в ее беспристрастности и справедливости. Как мы видим, судья обязан защищать не только свою честь как человека, но и авторитет всей судебной власти, поскольку является ее представителем. Судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды, если это не причиняет ущерб интересам правосудия.

Судье не следует заниматься теми видами внесудебной деятельности и участвовать в тех публичных мероприятиях, которые создают препятствия судье для исполнения им своих профессиональных обязанностей, оказывают негативное влияние на независимость и беспристрастность судьи, приводят к частым заявлениям об отводе или самоотводе судьи. Данный пункт особо интересен тем, что он прямо не устанавливает запрет на занятие этими видами деятельности, а устанавливает деяния, совершение которых, в единичном случае не влечет последствий, но имеет значение при повторении.

Дата редакции: 16.05.2014

ceur.ru

Социологический портрет российского судьи – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Всего 12% российских судей имеют советский опыт. Менее половины окончили дневное отделение вуза, у 58% оба родителя не имеют высшего образования. Таковы некоторые выводы исследования, проведенного Институтом проблем правоприменения (ИПП) Европейского университета в Санкт-Петербурге

Исследование «Российские судьи как профессиональная группа: социологическое исследование» выполнено в 2011-м году, оно опубликовано под редакцией научного руководителя ИПП Вадима Волкова (авторский коллектив: Вадим Волков, Арина Дмитриева, Михаил Поздняков, Кирилл Титаев). 

Нормы и ценности

На вопрос, в чем состоит главная миссия судьи (варианты ответов были предложены в анкете, можно было дать несколько ответов), большинство респондентов – 77,6% – ответили, что это обеспечение законности. Права граждан и справедливость судьи тоже считают важными, но не столь: защиту прав граждан в качестве главной миссии судьи указали 50,5% респондентов, обеспечение справедливости – 36,5%.

 

Эксперты опросили 759 судей, 66% из которых – женщины. Нормы и ценности судей-мужчин и судей-женщин заметно различаются. Судьи-мужчины чаще «голосуют» за справедливость (48% против 31% у женщин), женщины – за защиту прав (53% женщин против 45% мужчин). Чем моложе судьи, тем реже на вопрос про главную миссию они отвечают, что это обеспечение справедливости. А вот с законностью все ровно наоборот: молодые судьи выбирают ее чаще тех, кто постарше.

 

Здесь есть тонкий момент: формально между законностью и справедливостью нет особой разницы, и все же она есть. Вопросы анкеты специально были сформулированы так, чтобы респонденту надо было задуматься над этой разницей и продемонстрировать свое личное отношение к ней. Вот что написал по этому поводу один судья «старой закалки»: «Справедливость важнее законности. Другое дело, что, как правило, если это законно, то это и справедливо. Но если возникают такие противоречия между справедливостью и законностью, то мне хочется всегда как-то это свести к справедливости».

 

Личный бэкграунд

Большинство судей (58,1%) имели обоих родителей без высшего образования, 22% – с высшим, и 41,2% судей выросли в семьях, где один из родителей закончил вуз. Любопытно, что юридических династий в этой профессиональной группе очень мало. Только 5,3% судей – юристы во втором-третьем поколении.

Наши судьи получили свое образование либо в университетах (48,6%), либо в юридических ВУЗах (45,3%), и 3,4% закончили юридический факультет отраслевого вуза, обычно экономического.

Только 43,9% судей учились на дневном отделении. Чуть ли не половина судей – 43,9% – учились заочно, 10,7% – на вечернем. Исследователи подчеркивают, что это не очень типично для профессиональных групп, требующих высокой квалификации и обладающих высоким статусом и доходом. Обыкновенно, пишут они, в таких группах бывает гораздо больше людей, учившихся на дневном.

Средний возраст российского судьи – 43 года. Исследователи отмечают, что судьи – довольно молодая профессиональная группа, ее ядро (52,7%) – это люди от 36-ти до 50-ти лет. Разумеется, бывают судьи старше или моложе: самому молодому судье в выборке ИПП было 28 лет, самому пожилому – 69. Более 65% судей из выборки были назначены на должность еще до того, как они достигли 35-ти лет, и 36,5% – до тридцати.

 

Представителей старшего поколения с советским опытом судейства осталось не так много – 12,1%. Большинство судей пришли в эту профессию уже в постсоветское время. Исследователи делят их на тех, кто стал судьей в «переходный период» 1992-2001 годов (таких 28,1%) и на тех, кто влился в ряды после 2002-го («новый призыв», их 57,4%). Отличительная особенность последнего периода – это повышение зарплаты судей, социальных гарантий для них, реформирование порядка их назначения, а также, как подчеркивают исследователи, тот факт, что работа судьи стала престижной.

Председатели судов старше, чем среднестатистический судья: 43% председателей судов вступили в должность в советское время, тогда как среди «просто судей» таких только 4,6%. Значительная часть председателей судов – бывшие работники прокуратуры: таких среди них 27,3% против 16,7% среди «рядовых» судей. Если говорить обо всем судейском корпусе, то 29% опрошенных пришли в профессию из аппарата судов, 16,7% – из прокуратуры, еще 16% из правоохранительных органов. Бывших адвокатов среди судей мало. Интересно, что судьи-мужчины чаще всего – выходцы из прокуратуры или из «органов», а женщины – из аппарата суда.


Предпочтения

Исследователи предложили участникам опроса девять вариантов ответа о важных личных качествах судьи (выбрать можно было не более трех), и вот что выяснилось.

На первом месте оказался ответ «знать букву закона» – его выбрали 63,9%, на втором – «быть справедливым» (51,9%), на третьем – «быть независимым» (50,5%). Ответ «быть непредвзятым» набрал 39,5% голосов, пятое место осталось за ответом «быть специалистом в какой-либо отрасли права», шестое – за «быть внимательным и аккуратным», седьмое у ответа «быть дисциплинированным». Ответ «быть бескорыстным» занял всего лишь восьмое место (18,3%), а ответ «быть гуманным» оказался в самом хвосте. Его выбрали только четыре процента судей.

Ценность бескорыстия у судей старшего поколения (то есть тех, кто вступил в должность до конца 1991 года) вдвое выше, чем у молодых: 33,7 против 15,4%. Та же история – со справедливостью. Молодежь признает ее ценность гораздо реже, она чаще выбирает дисциплинированность, внимательность и аккуратность.

Что касается влияния прошлого опыта судьи на его взгляды, то самые бескорыстные – выходцы из прокуратуры. Зато среди них меньше всего тех, кто за гуманность. Как мы уже говорили, она вообще не в чести у судей, но если среди тех, кто пришел в судьи из негосударственного сектора, ее выбрали 4%, а из аппарата суда – 5%, то лишь 2% бывших прокуроров сказали гуманности «да».

Что именно выбор тех или иных ценностей означает на деле – можно только предполагать. «Не важно, – говорят исследователи, – по каким соображениям судья называет «бескорыстие» как важную черту судьи, важно, что все судьи, выбравшие этот вариант, ведут себя схожим образом. То есть выбор некоторых ценностей является индикатором, указывающим на определенные поведенческие характеристики… Судья, который выбирает «справедливость» и «законность», но не выбирает «защиту прав граждан», отличается по своим профессиональным ориентирам от судьи, который выбирает в качестве значимых норм «борьбу с преступностью» и «защиту прав граждан». Следует подчеркнуть, что выбор характеризует только профессиональные ориентиры конкретного судьи, которые могут быть не связаны с его человеческими качествами или связаны весьма слабо… Таким образом, нормы и ценности, которые указываются как относительно более значимые, позволяют говорить о поведении человека в определенных типах ситуаций».

48 минут на одно дело

В среднем судья рассматривает 30 дел в неделю. Но это в среднем: есть те, на кого приходится 10-20 дел, а есть и те, у кого их больше 50-ти. Это означает, что каждый день судья выносит решения по десяти делам: 48 минут на одно дело при восьмичасовом рабочем дне. Это слишком мало. Ссылаясь на нормативы судебной нагрузки, разработанные Минтруда совместно с Минюстом в 1996 году, исследователи отмечают, что в среднем на рассмотрение районным судьей одного уголовного дела с одним обвиняемым (если обвиняемых больше, то и времени по нормативу должно быть больше) отводится 14 часов (!), а одного гражданского дела – 7 часов 40 минут.

 

При таком раскладе судья должен рассматривать в неделю только 2,8 уголовных или пять гражданских дел. Но это невозможно, и половина судей чуть ли не каждый день работает сверхурочно, еще треть – несколько раз в неделю. Многим приходится брать работу на дом. Уменьшить количество дел, которые он рассматривает, судья не может, поэтому он, говорят исследователи, находится в положении, когда, только снижая качество работы по отдельному делу или работая сверхурочно, можно соблюдать установленные сроки.

Судьи считают, что за их напряженную работу им слишком мало платят. Примерно треть из них хотела бы, чтобы их вознаграждение удвоили, четверть – чтобы его увеличили даже более чем вдвое, и еще четверть – чтобы оно выросло на 50%.

Анастасия Нарышкина

 

9 октября, 2012 г.


Подпишись на IQ.HSE

iq.hse.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о