Высшие органы законодательной и исполнительной власти в рф – , —

Высшие органы законодательной и исполнительной власти республик в составе РФ: раскрыть конституционно-правовой аспект.

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Республике Ингушетия), в других – Правительство или его глава (например, в Республике Карелия).

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик, а также законами соответствующих республик о Президенте.* Согласно этому законодательству, в большинстве республик Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре–пять лет. Одно и тоже лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

*См., например: Закон Удмуртской Республики от 11 ноября 1993 г. «О Президенте Удмуртской Республики»

Президент не может быть депутатом законодательного (представительного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой государства высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом, качестве он выступает гаратом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, с входящими в состав СНГ государствами, а также с иными зарубежными государствами; обращается с посланиями к парламенту и народу участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; принимает отставку Правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведетпереговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения, назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент назначает с согласия парламента Председателя Правительства; назначает на должность и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов республики, назначает на должность и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью Правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения Правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента.

Президент представляет парламенту проект бюджета республики, распоряжается средствами президентского фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Следует отметить, что конституции некоторых республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия), Президент располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в число ее исключительных полномочий.

Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случаях его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Республики Дагестан, возглавляющий исполнительную власть. В состав Государственного Совета входят его Председатель, Председатель Правительства Республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан. В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан и др.) наряду с Президентом избирается вице-президент, который осуществляет отдельные полномочия Президента по его поручению и замещает Президента, если он временно не в состоянии выполнять свои должностные полномочия. В Республике Коми Глава Республики имеет заместителей, один из которых по его поручению выполняет часть его полномочий или исполняет полномочия Главы Республики на период его временного отсутствия.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют

правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственном власти. *

*Исключение в этом смысле составляет Колмыкия, в которой создание Правительства Конституцией Республики не предусматривается.

Законодательство, прежде всего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) Кабинет Министров Республики формируется ее Президентом. Премьер-министр Республики назначается Президентом с согласия Государственного Собрания (парламента) Республики. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра. Премьер-министр по представлению Президента может включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций Республики.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст. 66, 68), Председатель Правительства Республики избирается населением Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Он представляет на утверждение Законодательного Собрания (парламента) Республики структуру исполнительной власти Республики, назначает руководителей республиканских органов исполнительной власти (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопасности, министра внутренних дел. Эти министры назначаются Председателем Правительства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Карелии. Председатель Правительства освобождает от должности руководителей и других должностных лиц республиканских органов исполнительной власти. Он формирует из числа руководителей республиканских органов исполнительной власти Правительство Республики, определяет порядок его деятельности, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного Собрания заместителя Председателя Правительства.

Правительство республики в составе Российской Федерации решает вопросы государственного управления отнесенные к ведению республики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.

В пределах своих полномочии Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство организует разработку и исполнение государственного бюджета республики, а также прогнозов ее экономического и социального развития и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд; осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Проводя единую государственную политику, Правительство координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию охраны здравоохранения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов; осуществляет меры по защите интересов республики, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности; осуществляет руководство в области отношений республики с другими государствами, а также руководство органами исполнительной власти.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, предусмотренные конституцией и другими законами республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Правительство ответственно перед Президентом и парламентом.

Правительства республик в составе Российской Федерации во исполнение законов этих республик и других решении их парламентов, указов и распоряжении Президентов республик, а также законов Российской Федерации, постановлений и распоряжении Правительства Российской Федерации издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура Правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами республики в составе Российской Федерации, с государственными органами Российской Федерации, других субъектов Федерации определяются Законом о Правительстве республики.

Правительство республики и составе Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.




infopedia.su

структура и полномочия :: BusinessMan.ru

В Российской Федерации законодательные функции исполняет парламент. Он наделен соответствующими полномочиями Конституцией. Рассмотрим далее, какие высшие органы законодательной власти в него входят.

Структура

Парламент представляет собой коллегиальный избираемый либо частично назначаемый орган. Он представляет суверенитет всего населения страны, выражает его волю в форме законов. В структуру парламента входят следующие высшие органы законодательной власти Росссии: Совет Федерации и Госдума. При этом последняя выступает как представитель всего народа страны. В СФ отражается федеративный характер государственного устройства. Парламент — постоянно действующий институт. Он выступает как единый организм. Однако это не означает, что высшие органы законодательной власти РФ, входящие в него, действуют вместе. Конституция устанавливает, что заседания СФ и Госдумы проходят раздельно. Вместе с этим указанные палаты могут собираться вместе для заслушивания посланий главы страны, КС, а также докладов представителей зарубежных держав.

Предпосылки к образованию

Действующие сегодня высшие органы законодательной власти РФ пришли на смену прежним институтам. Ими выступали Съезд народных депутатов и Верховный Совет. Эти органы законодательной власти не смогли стать настоящим парламентом страны. Обусловлено это было тем, что полномочия, которые возлагала на них прежняя Конституция, противоречили действующим сегодня принципам государственного устройства.

Полномочия

Высшие органы законодательной власти РФ обладают исключительным правом принимать нормативные акты. Ни один ФЗ не может приниматься без рассмотрения СФ и Госдумы. При этом Конституция запрещает формировать какие-либо иные структуры, обладающие такими полномочиями. Высшие органы законодательной власти РФ в рамках своих полномочий могут оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны. Осуществляется это воздействие посредством принятия ФЗ. Выполняя свои функции, эти институты не зависят от президента и судов. Однако между всеми этими структурами установлена тесная взаимосвязь.

Независимость

Высшие органы законодательной власти РФ не подчиняются никакому контролю исполнительных институтов. Они финансово независимы и самостоятельно определяют свои расходы. Последние фиксируются в бюджете. Федеральное собрание (СФ и Госдума) самостоятельно распоряжаются финансовыми средствами. Палаты парламента формируют вспомогательный аппарат. В его деятельность не могут вмешиваться исполнительные структуры. Высшие органы законодательной власти РФ сами определяют собственную организацию и порядок деятельности, руководствуясь при этом конституционными положениями. Никто не вправе вмешиваться в работу парламента. Этим обеспечивается действительное всесилие Федерального собрания, его самостоятельность и независимость.

Ограничения

При достаточно широких полномочиях существуют и ограничительные механизмы. Они выражены в следующих конституционных формах:

  1. Вето президента.
  2. Референдум (при его созыве могут быть одобрены законы и без участия парламента).
  3. Право главы страны на роспуск Госдумы в определенных случаях.
  4. Требование Конституции принимать финансовые законы исключительно после согласования с правительством.

Кроме этого, в качестве ограничителей законодательной власти в РФ выступают ратифицированные международные соглашения, юридическая сила которых выше ФЗ.

Совет Федерации

Он состоит из членов, которые представляют все субъекты страны. СФ призван выражать интересы существующих регионов. От каждого субъекта РФ в Совете Федерации присутствует по 2 представителя. СФ формируется путем избрания его членов. Кандидатом может являться гражданин РФ старше 30 лет. При этом он должен обладать избирательным правом. Представителями от регионов являются должностные лица законодательного и исполнительного органов субъекта.

Госдума

СФ имеет неразрывную связь со второй палатой парламента. Деятельность Госдумы и Совета Федераций по принятию законов выступает в качестве основной функции этих органов. Государственная дума образуется путем всеобщих выборов. В составе этого органа присутствует 450 депутатов. В качестве члена Госдумы может выступать гражданин страны, возраст которого не меньше 21 года. Он, как и кандидат в члены СФ, должен обладать избирательным правом.

Один и тот же человек не может одновременно быть в составе Совета Федерации и Государственной думы. Избрание депутатов осуществляется согласно партийным спискам. Для обеспечения надлежащей подготовки и последующего рассмотрения вопросов при Госдуме создается специальный совет. Он планирует работу и завершает формирование законопроектов, которые будут обсуждаться на заседаниях.

businessman.ru

Высшие органы законодательной и исполнительной власти республик в составе РФ: раскрыть конституционно-правовой аспект — Конституционное право. Ответы

В систему органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации входят их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. В одних республиках эту систему возглавляет Президент (глава) республики (например, в Республике Ингушетия), в других – Правительство или его глава (например, в Республике Карелия).

Правовой статус Президента республики в составе Российской Федерации определяется конституциями республик, а также законами соответствующих республик о Президенте.* Согласно этому законодательству, в большинстве республик Президент избирается гражданами республики на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре–пять лет. Одно и тоже лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд.

Президент не может быть депутатом законодательного (представительного) органа в республике, занимать какие-либо другие должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях, не может заниматься предпринимательской деятельностью и вести другую оплачиваемую работу. На время выполнения своих обязанностей Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно-политических организациях.

В большинстве республик Президент является главой государства высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. В этом, качестве он выступает гаратом государственного суверенитета и территориальной целостности республики, соблюдения ее конституции и законов, а также принятых ею международных и межреспубликанских обязательств; представляет республику в ее отношениях с Российской Федерацией, с входящими в состав СНГ государствами, а также с иными зарубежными государствами; обращается с посланиями к парламенту и народу участвует в работе парламента; информирует парламент о важных вопросах внутренней и международной политики; обладает правом законодательной инициативы в парламенте республики; подписывает и обнародует законы, одобренные на референдуме; принимает отставку Правительства с согласия парламента.

Президент участвует от имени республики в решении вопросов, относящихся к совместному ведению с Российской Федерацией; вводит чрезвычайное положение на территории республики или в отдельных ее регионах с последующим утверждением его парламентом; ведет переговоры, подписывает международные и межгосударственные договоры, в их рамках заключает соглашения, назначает торговых и иных представителей в иностранных государствах и международных организациях; разрешает вопросы гражданства; награждает государственными наградами и присваивает почетные звания республики.

Президент назначает с согласия парламента Председателя Правительства; назначает на должность и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и других ведомств республики, представляет в парламент для утверждения кандидатуры на должность председателей Верховного и Высшего Арбитражного судов республики, назначает на должность и освобождает от должности председателей и судей районных и городских судов; осуществляет общее руководство деятельностью Правительства; обеспечивает взаимодействие возглавляемых им органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти; отменяет постановления и распоряжения Правительства, акты министерств и ведомств, других подведомственных ему органов исполнительной власти; приостанавливает действие актов местной администрации в случае противоречия их конституции и законам республики, а также актам Президента.

Президент представляет парламенту проект бюджета республики, распоряжается средствами президентского фонда; осуществляет иные полномочия, предусмотренные конституцией и законами республики.

В ряде республик Президент наделен правом роспуска парламента (Калмыкия, Тыва и др.). В некоторых республиках (Адыгея, Бурятия и др.) он пользуется правом отлагательного вето.

Президент в пределах своих полномочий издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории республики. Акты Президента имеют подзаконный характер.

Следует отметить, что конституции некоторых республик в составе Российской Федерации наделяют Президентов полномочиями, выходящими за рамки полномочий этих республик. Так, согласно Конституции Республики Саха (Якутия), Президент располагает правом определять порядок образования территориальных воинских и иных формирований, хотя в соответствии с Конституцией Российской Федерации все такого рода вопросы входят в число ее исключительных полномочий.

Законодательство республики в составе Российской Федерации допускает досрочное прекращение полномочий Президента в случаях его добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Наряду с единоличным главой государства в практике государственного строительства республик в составе Российской Федерации встречается и коллегиальный глава государства. Им является Государственный Совет Республики Дагестан, возглавляющий исполнительную власть. В состав Государственного Совета входят его Председатель, Председатель Правительства Республики и другие лица, избранные Конституционным Собранием Республики Дагестан. В ряде республик (Ингушетия, Калмыкия, Татарстан и др.) наряду с Президентом избирается вице-президент, который осуществляет отдельные полномочия Президента по его поручению и замещает Президента, если он временно не в состоянии выполнять свои должностные полномочия. В Республике Коми Глава Республики имеет заместителей, один из которых по его поручению выполняет часть его полномочий или исполняет полномочия Главы Республики на период его временного отсутствия.

Важную роль в системе исполнительной власти республик в составе Российской Федерации играют правительства этих республик, являющиеся исполнительными и распорядительными органами государственном власти. *

*Исключение в этом смысле составляет Колмыкия, в которой создание Правительства Конституцией Республики не предусматривается.

Законодательство, прежде всего конституции, республик в составе Российской Федерации предусматривает различный порядок формирования правительств этих республик.

Так, в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан (ст. 101) Кабинет Министров Республики формируется ее Президентом. Премьер-министр Республики назначается Президентом с согласия Государственного Собрания (парламента) Республики. Заместители Премьер-министра, министры, председатели государственных комитетов и руководители ведомств Республики назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Премьер-министра. Премьер-министр по представлению Президента может включать в состав Правительства руководителей других органов и организаций Республики.

Согласно Конституции Республики Карелия (ст. 66, 68), Председатель Правительства Республики избирается населением Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года. Он представляет на утверждение Законодательного Собрания (парламента) Республики структуру исполнительной власти Республики, назначает руководителей республиканских органов исполнительной власти (министров, председателей комитетов, руководителей ведомств и других должностных лиц), за исключением министра финансов, министра безопасности, министра внутренних дел. Эти министры назначаются Председателем Правительства с согласия большинства избранных депутатов Палаты Республики Законодательного Собрания Карелии. Председатель Правительства освобождает от должности руководителей и других должностных лиц республиканских органов исполнительной власти. Он формирует из числа руководителей республиканских органов исполнительной власти Правительство Республики, определяет порядок его деятельности, назначает из его состава с согласия большинства избранных депутатов Законодательного Собрания заместителя Председателя Правительства.

Правительство республики в составе Российской Федерации решает вопросы государственного управления отнесенные к ведению республики, поскольку они не входят, согласно конституции и законам республики, в ведение Президента и парламента республики.

В пределах своих полномочии Правительство республики осуществляет управление экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности для формирования и реализации регулирующих механизмов рыночной экономики; принимает меры по укреплению денежной и кредитной системы, проведению единой политики цен, обеспечению гарантий законодательно установленного минимального уровня оплаты труда и социального обеспечения.

Правительство организует разработку и исполнение государственного бюджета республики, а также прогнозов ее экономического и социального развития и важнейших республиканских программ; определяет объем и порядок поставок продукции (товаров) для государственных нужд; осуществляет меры по развитию науки, техники и технологии, рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов. Проводя единую государственную политику, Правительство координирует разработку и реализацию государственных программ, направленных на сохранение и развитие культурных ценностей народов республики, удовлетворение культурных потребностей граждан, обеспечение и защиту конституционного права граждан на образование, преемственность и разнообразие форм образования, организацию охраны здравоохранения, обеспечение поддержки наименее социально защищенных групп населения, реализацию социальных гарантий граждан, обеспечение устойчивого функционирования государственной службы занятости и рациональное использование трудовых ресурсов; осуществляет меры по защите интересов республики, охране общественного порядка, обеспечению и защите прав и свобод граждан; принимает меры по обеспечению государственной безопасности и обороноспособности; осуществляет руководство в области отношений республики с другими государствами, а также руководство органами исполнительной власти.

Правительство может осуществлять и иные полномочия, предусмотренные конституцией и другими законами республики.

В большинстве республик в составе Российской Федерации Правительство ответственно перед Президентом и парламентом.

Правительства республик в составе Российской Федерации во исполнение законов этих республик и других решении их парламентов, указов и распоряжении Президентов республик, а также законов Российской Федерации, постановлений и распоряжении Правительства Российской Федерации издают постановления и распоряжения и контролируют их исполнение.

Структура Правительства, компетенция, порядок деятельности и отношения Правительства с другими государственными органами республики в составе Российской Федерации, с государственными органами Российской Федерации, других субъектов Федерации определяются Законом о Правительстве республики.

Правительство республики и составе Российской Федерации объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов.

Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Правительству и, как правило, Президенту республики. Министерства, государственные комитеты и другие органы исполнительной власти республик несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.

ifreestore.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *