Характеристики демократии – Демократия — характеристика политического режима, плюсы и минусы

Содержание

Демократия — характеристика политического режима, плюсы и минусы

Демократия – это власть большинства, сосредоточенная в руках общества.

За этим, на первый взгляд, кратким и понятным определением, скрывается сложная политологическая концепция, уходящая корнями в глубокую древность.

Демократия – что это такое и каковы ее признаки



Дословное значение слова «демократия» — власть народа. Этот политический строй основан на коллективном принятии решений, где участвующие в процессе имеют равное воздействие на его исход.

От других политических режимов демократию отличают следующие признаки:

  • только народ может рассматриваться как источник власти;
  • граждане избирают представителей на свободных выборах;
  • средства массовой информации независимы;
  • наличие оппозиции, которая может свободно критиковать и указывать на недостатки действующей власти;
  • мораль – одно из главнейших средств социального регулирования;
  • гарантированные права и свободы для личности.

Современные политологи отошли от привычного понятия данного термина. По их мнению, власть действует лишь в интересах народа, который может участвовать только в выборе некоторых должностных лиц правительства.

Кто такие демократы


Если говорить кратко и понятно, то демократы — это люди, являющиеся сторонниками демократии, уверенные в том, что принципы, на которых она строится, приносят благо для большинства.

Оппозиционные силы, находящиеся в меньшинстве, не лишаются прав и свобод, присущим всем остальным. Их не угнетают и не преследуют за мнение, отличное от большинства.

Демократы стремятся построить общество, где закон будет равен для всех, независимо от статуса, личных убеждений и материального положения.

Понятие демократизации и демократического государства



С ростом обеспеченности граждан страны развивается и укрепляется средний класс, повышается уровень образованности в стране. Это ведет к тому, что люди начинают интересоваться политической жизнью, получают знания и средства для борьбы за свои права.

Так начинается процесс демократизации государства – принципы, присущие данному политическому режиму, постепенно внедряются в политику и сознание людей.

Демократическое государство в своей деятельности выполняет волю народа, а также защищает гражданские права и свободы. Определение «демократическое государство» нередко отождествляют с конституционным и правовым государством.

Эти понятия тесно связаны, поскольку без соблюдения законов конституции, защищающих права граждан, демократическое государство не существует.

Демократический политический режим

Политическим режимом определяются взаимоотношения власти и общества, политические свободы, методы управления и устройство государственного аппарата. Во многом установлению того или иного политического режима способствуют традиции, культура, исторические события страны.

Демократичность государства характеризует уровень личностной свободы и защиты прав, а также доступность участия в принятии государственных решений.

История демократии

Родиной данного политического строя является Древняя Греция, чьи мыслители сформулировали его определение и основные принципы.

С давних пор законотворческая деятельность велась людьми на общем собрании. Однако народовластие древних греков носило весьма условный характер — права и законы соблюдались лишь в отношении граждан, но не рабов.

Средневековье в Европе отличалось процветающим монархизмом и феодализмом. Тем не менее некоторые дальновидные политики старались заручиться поддержкой разных сословий населения при принятии политических решений. Законодательные собрания образовались как логическое продолжение съездов сословных представителей.

В наступившей позже Эпохе просвещения стал расти интеллектуальный уровень общества, позже произошли революции против старого монархического порядка. В этот период развивались важнейшие ценности народовластия, а также правительственные органы, чья задача – выражать мнение граждан.

Тем не менее даже в развитых странах демократия была не для всех, поскольку присутствовали ограничения прав, связанные с полом, материальным положением, расовыми признаками.

Сейчас ее принципы получили широкое распространение. С целью защиты прав человека и для борьбы с острыми социальными проблемами, созданы Международные организации. Несмотря на это, идеальное общество — все еще предмет оживленных дискуссий.

Базовые принципы демократии

Принципы тесно переплетены с идеями либерализма, где индивидуальные ценности каждой личности ставятся превыше всего. Государство, общественные учреждения, группы и партии – инструмент для защиты прав и интересов индивида.

Народовластие характеризуется следующими признаками:

  1. Народ обладает учредительной и конституционной властью. Он осуществляет выбор доверенного представителя, но в то же время имеет право отозвать его.
  2. Равные права и свободы гарантируются для граждан и защищаются государством.
  3. Управленческие решения принимаются на основе мнения большинства, но при этом меньшинство может создать оппозицию. Присутствуют независимые партии, объединения и группы – политический плюрализм.
  4. Имеются независимые ветви власти, призванные уравновешивать друг друга. Наличие развитых органов местного самоуправления, чья задача – решать проблемы локального характера.
  5. Основные органы власти избираются через всеобщие выборы.
  6. Государственные органы и должностные лица действуют открыто, основываясь на принципе гласности.

При развитом демократизме гражданин имеет право на свободное самоопределение и личную жизнь.

Прямая демократия

Наиболее древняя форма правления демократии предполагает, что граждане прямо участвуют в политической жизни.

Они самостоятельно инициируют, принимают и исполняют решения на благо общества.

С укрупнением государств прямая демократия стала составным элементом организации системы управления.

Референдум – наиболее распространенный способ проявления народной воли. Однако зачастую круг вопросов, решающихся голосованием, ограничен. Отдельная группа граждан может внести на рассмотрение проект нормативного акта путем общественной инициативы.

Существует также понятие императивного мандата, наделяющего народ правом на отзыв судей или депутатов, чья деятельность не идет на благо общества.

Представительная демократия

Метод прямой демократии трудно применить на большой территории или использовать при решении сложных вопросов, поскольку голосующие не всегда имеют необходимый опыт или квалификацию. Этим объясняется широкая распространенность представительной демократии.

Подобный тип политического режима признает народ источником власти, но курс развития страны определяется представительными органами. Политическая жизнь граждан ограничивается выбором избранных представителей.

Чем отличается республика от демократии

Демократия, где властью наделено большинство, нередко отождествляется с республикой, где правительство формируется представительными органами.

Существует четыре вида республик, и основное их различие – субъект, наделенный преобладающим числом полномочий:

  • парламентская – парламент является высшим представительным и законодательным органом;
  • президентская – президент осуществляет исполнительную власть;
  • смешанная – правительство контролируется одновременно парламентом и президентом;
  • теократическая – представители религии.

Основная разница между демократией и республикой кроется в вовлеченности народа в управление государством, а также в отличиях самих понятий. Народовластие по своей сущности — это метод, отвечающий за осуществление политических отношений в обществе.

Республика – система устройства и организации органов власти в государстве. Это означает, что признаки демократии могут прослеживаться вне зависимости от формы правления.

Источник власти в демократической стране

Власть — простыми словами — это способность заставлять, принуждать и воздействовать, независимо от желаний других. В теории демократии народное большинство обладает этими признаками, и именно оно – источник власти.

В зависимости от применяемой модели, участвовать в политике может любой отдельно взятый гражданин (прямая демократия), общественные группы (плюралистическая), избранные представители (представительная).

Примеры стран с демократическим режимом

Согласно исследованиям, в десятку самых демократичных стран входят европейские страны (Исландия, Швеция, Дания, Финляндия, Ирландия, Швейцария, Норвегия), а также Новая Зеландия, Канада и Австралия.

Вершину списка занимает Норвегия, где действует конституционная монархия. Высшая законодательная власть принадлежит парламенту, контролирующему деятельность правительства.

Члены парламенты избираются народом. Политический плюрализм обеспечивают 9 партий, действующих в этом органе. Партия, которая победила на выборах, назначает своего лидера на должность главы правительства.

Для многих США – синоним демократии, однако Штаты в рейтинге ниже большинства развитых европейских стран. Конституция обеспечивает принцип разделения властей.

Интересы народа защищает Конгресс, состоящий из двух палат – сената и палаты представителей. Президент, являясь главой исполнительной власти, избирается коллегией выборщиков.

Каждый штат через голосование выдвигает от своего имени определенное число выборщиков. Плюрализм выражен слабее – влияние поделено между двумя крупными партиями – республиканцами и демократами.

Плюсы и минусы демократии

Демократия основывается на идеях гуманизма, чем и обусловлены ее положительные качества для человека:

  • гарантированные права и свободы;
  • свобода на самоопределение;
  • стремление к политическому равенству.

Государство, построенное на этих принципах, стремится к мирному урегулированию конфликтов, защите собственных граждан. Решения, принятые коллективно с учетом замечаний сильной оппозиции, эффективнее, чем принятые единолично. В связи с этим, развитие демократии ведет к экономическому росту и благосостоянию общества.

Недостатки этого политического режима – продолжение его плюсов.

Народным мнением можно манипулировать, вводя голосующее большинство в заблуждение. Под воздействием эмоций или обмана, общество может принять неверное решение – проголосовать за кандидата, предоставившего ложную информацию о себе, принять под воздействием пропаганды антигуманные законы.

Помимо этого, сказывается недостаток квалификации в проведении социально-экономической политики, что затрудняет участие народа в обсуждении. Система представителей, решая эту проблему, порождает другую – разрыв между политической элитой и гражданами ведет к сложностям и ограничениям в возможности повлиять на волю государства.

Теория делиберативной демократии, основанная на публичном обсуждении и принятии решений на основе консенсуса, устраняет эту проблему, но не решает остальные.

Плюрализм в определенных ситуациях способен порождать излишние конфликты. Партии и объединения, в стремлении любой ценой отстоять свое мнение, могут дестабилизировать общество.

Заключение

Стремление построить идеальное общество на данный момент не увенчалось успехом – социальные или экономические проблемы присутствуют в любом государстве.

Бесспорным остается факт, что демократическое общество, провозглашающее права и свободы личности высшей ценностью, является важным его элементом. Доступность и открытость информации позволит обществу оценить действия своих представителей, которые обязаны защищать его интересы.

Именно в возможности воздействовать на проводимую государством политику, назначая и отзывая членов политической элиты, кроется сущность демократии. К сожалению, концепция не лишена серьезных минусов, не позволяющих использовать демократию в чистом виде.

1001student.ru

Типы и виды демократии

Общая характеристика демократии

В современной политической науке и литературе одним из наиболее часто употребляемых категорий выступает термин «демократия». Такая ситуация, с одной стороны, объясняется популярностью демократии, как формы устройства современного государства, а с другой – внутренней сложностью, многогранностью и многокомпонентностью рассматриваемого понятия.

В наиболее общем виде, демократию принято определять следующим образом:

Определение 1

Демократия – самостоятельный политический режим, основным сущностным признаком которого выступает метод коллективного принятия решений, при равенстве воздействия участников на исход процесса или его отдельные стадии.

Классический демократический режим, безотносительно к его конкретным формам и разновидностям обладает рядом отличительных особенностей:

  • Формирование высших органов государственных лиц и избрание должностных лиц происходит в результате честных, состязательных выборов, путем свободного волеизъявления лиц, обладающих избирательным правом. При этом в демократическом государстве правом избирать и быть избранным, по общему правилу, обладают все совершеннолетние, дееспособные граждане, независимо от их пола, образования, национальности, социального и имущественного положения, и т.д.
  • Единственным легитимным источником государственной власти обладают не властные органы, а народ соответствующей страны;
  • Внутри демократического общества широко развиты и активно применяются методы самоуправления, направленные на достижение общего блага и удовлетворение различных общесоциальных и индивидуальных экономических, культурных, духовных, и иных потребностей.

При этом, как было отмечено выше, несмотря на наличие рассмотренных общих признаков, конкретные особенности демократии различаются в зависимости от конкретных государств и исторических периодов, что во многом обусловлено преобладанием различных видов и форм демократии в соответствующих условиях.

В этой связи, для формирования целостного восприятия о сущности демократии предлагается рассмотреть выделяемые в современной литературе типы и виды демократии.

Типы демократии

Основной классификацией разновидностей демократии выступает ее подразделение на типы (формы) в зависимости от того, каким образом население страны участвует в управлении, а также от того, кто и как непосредственно выполняет властные функции. В соответствии с данной типологией принято выделять прямую и непосредственную демократию.

Прямая демократия – это тип демократии, при котором граждане самостоятельно и непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии социально и политически значимых решений. При этом в литературе отмечается, что прямая демократия наиболее эффективна в небольших социальных группах, в связи с чем, пик ее распространения приходился на период расцвета античных государств-полисов. Однако было бы неверным утверждать неприменимость прямой демократии в условиях современных государств, поскольку в настоящее время, в том числе в Российской Федерации, механизмы непосредственной демократии активно применяются в рамках местного самоуправления, например, путем общего собрания, схода граждан, проведения публичных слушаний по вопросам местного значения, и т.д.

Представительная демократия, содержание которой заключается в опосредованном участи граждан в принятии решений, проведении выборов в органы власти собственных представителей, призванных выражать интересы избирателей, принимать справедливые законы, отдавать распоряжения, и т.д. Представительная демократия, как тип рассматриваемой категории в современных условиях получила большее распространение, поскольку она эффективнее решает вопросы политического участия граждан в жизни страны, обладающей обширной территорий, в связи с чем затрудняется регулярное непосредственное участие граждан в решении необходимых вопросов.

Кроме того, в рамках рассматриваемой типологии иногда выделяется третья форма демократии – плебисцитарная, сущностные признаки которой позволяют говорить о ее отнесении к промежуточному типу, между прямой и непосредственной демократией.

Определение 2

Плебисцитарная демократия – тип демократии, в рамках которого возможности политического влияния граждан ограничиваются путем конкретизации тех вопросов, в решении которых допускается непосредственное народное волеизъявление. Чаще всего, такими вопросами признаются одобрение проектов наиболее важных нормативных актов, решений, которые подготавливаются в рамках деятельности органов государственной власти и должностных лиц.

Виды демократии

Наряду с рассмотренной выше типологией демократии, в специальной литературе также обнаруживаются различные виды демократии, в основание которых, как правило, положены политические взгляды ученых, обосновывающих целесообразность выделения того или иного вида демократии. Так, в частности, на современном этапе выделяют:

  • Буржуазную демократию, в рамках которой признаются принципы народовластия, свободы и равенства граждан, при реальном политическом господстве экономически более сильного класса;
  • Имитационная демократия – вид демократии, при котором демократические процедуры провозглашаются, но носят исключительно формальный характер, при фактически минимальном влиянии общества на власть;
  • Консоциональная демократия – вид демократии, выстроенной по принципу разумного распределения управления во всех сферах, являющаяся обобщением опыта нескольких государств;
  • Развивающая демократия, выступающая одновременно моделью формирования государственного механизма и методом развития, совершенствования людей, путем их непосредственного участия в политической жизни общества и иные виды.

spravochnick.ru

Основные признаки демократии и классификация ее теорий

Демократический режим можно охарактеризовать следующими признаками:

  • Суверенитет народа – признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет.

  • Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается из честных демократических выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров.

  • Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

  • Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Выборы предполагают наличие реальной соревновательности различных кандидатов, альтернативность выбора, реализацию принципа: один гражданин – один голос.

  • Конституция, закрепляющая приоритет прав личности над государством и обеспечивающая одобренный гражданами механизм разрешения споров между личностью и государством.

  • Принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) в построении государственного аппарата.

  • Наличие развитой системы представительства (парламентаризма).

  • Гарантия основных прав человека1.

  • Политический плюрализм (от лат. pluralie– множественный), позволяющий легально действовать не только политическим и общественным движениям, поддерживающим политику правительства, но и оппозиционным партиям и организациям.

  • Свобода выражения политических суждений (идеологический плюрализм) и свобода формирования ассоциаций, движений дополняется многообразием различных источников получения информации, независимыми СМИ.

  • Демократическая процедура принятия решений: выборы, референдумы, парламентское голосование и др. Решения принимаются большинством при уважении права меньшинства проявлять несогласие. Меньшинство (оппозиция) имеет право выступать с критикой в адрес правящей власти и выдвигать альтернативные программы. Разрешение конфликтов мирным путем.

Исходя из вышеперечисленных основных принципов демократического режима необходимо подробно рассмотреть его характерные черты:

1) Важнейшие признаки демократического государства:

а) реальная представительная демократия;

б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия– осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа (объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др.). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть – это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие – независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина– другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

2) Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

3) При демократическом режиме на первый план наряду с плюра­лизмом выступает либерализм, который предусматривает расшире­ние прав и свобод граждан.

Либерализм предполагает обеспечение демократических свобод и прав личности, ограничение вмешательства государства и общест­ва в деятельность частных лиц, суверенных субъектов. Он ставит права и свободы человека выше национальных, классовых и рели­гиозных интересов, ориентирован на сохранение механизма рыноч­ного хозяйства, многопартийную систему, ограниченную регулирую­щую роль государства, умеренный социальный реформизм, обеспе­чение международной безопасности и развитие интеграционных про­цессов.

4) функционирование политической системы при демократическом режиме государственного управления строится на основе разделения властей –законодательной, исполнительной и судебной. Эти орга­ны власти как бы взаимоуравновешивают друг друга, и ни один из них не может узурпировать власть в государстве.

Демократическая система государственного управления предус­матривает формирование основных органов государства путем сво­бодных выборов – парламента, главы государства, органов местно­го самоуправления, автономных образований, субъектов федерации.

Взятые в комплексе разделение властей, система сдержек и противовесов, федеративные, партийные, общественные и информа­ционные структуры в условиях гласности могут через механизмы го­сударственной власти способствовать проведению, в рамках консти­туционной законности мирного конструктивного диалога различных политических сил, созданию политической стабильности в обществе.

5) Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия — это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить «разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это, прежде всего, демократический политический режим и политико-правовая культура.

6) Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

7) В любом, даже самом либеральном обществе имеются силовые органы – это армия, органы внутренних дел, полиция, разведка, контрразведка, органы госбезопасности. Наличие и полномочия это­го разветвленного и многообразного аппарата принуждения и на­силия закреплены в конституциях и специальных законах. На случаи необходимости подавления массовых выступлений во многих стра­нах имеются законы о чрезвычайном положении, комендантском ча­се, президентском правлении, которые приводят к временному огра­ничению прав и свобод граждан.

8) Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией (социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его представителями, не стал бюрократией в нашем понимании, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью, и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт, правда, показывает, что и в этих странах не такой уж редкостью является бюрократические извращения (служебные злоупотребления, неэффективность и пр.), однако, общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.

Что же касается «социалистических» и развивающихся стран, то там засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова – повсеместное явление, хотя и в конституциях и законах можно встретить немало направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов – авторитарного или тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой культуры общества.

9) Демократический режим может успешно функционировать лишь при наличии определенного уровня политической культуры. Это означает, что все граждане соблюдают единые для всех нормы (правовые, конституционные) с учетом тех или иных традиций, присущих данной стране. От уровня и типа политической культуры во многом зависят характер власти, ее формы, отношение к рядо­вым гражданам, способы насилия и подавления, применяемые в чрезвычайных ситуациях. В структуре политической культуры выде­ляются познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий эле­менты. Так, например, поведенческий элемент политической культуры в условиях демократического режима предполагает осознанное уча­стие граждан в политической жизни страны: при обсуждении про­ектов государственных документов и актов; при проведении рефе­рендумов и плебисцитов; в выборах законодательной, исполни­тельной и судебной власти; в работе различных государственных и общественных органов и ряде других кампаний общественно-поли­тической деятельности.

studfiles.net

Признаки и принцип демократии

Демократия – буквально в переводе с греческого языка означает власть народа.

Рассмотрим разные значения, которые вкладывают в это слово.

Под демократией также понимается :

  • Особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех её участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии.
  • Некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны.
  • Политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.

Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы.

Какие же признаки и принципы характерны для демократии?

Признаки демократии

Основные признаки демократии это:

  • закреплённое законодательно, и отражённое в главном законе страны – в Конституции, признанное народовластие.
  • сменяемость представителей главных органов власти на основе проведения свободных выборов. Демократическим может считаться то государство, где происходит периодическая смена руководителей.
  • все граждане государства имеют равное право на своё участие политической жизни страны. Соблюдение данного признака обязывает иметь в стране равные избирательные права для всех граждан, возможность создавать политические партии и общественные организации. Целью таких организаций будет участие и борьба в рамках закона за власть и проведение собственной политики.
  • решения принимаются большинством голосов, после этого меньшинство обязано подчиняться победившему большинству.

Принципы демократии

Замечание 1

Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях.

Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их.

Единственным источником власти в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.

Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.

Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.

Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.

Данные представители выражают интересы заинтересованных в проведении определённой внутренней и внешней политики экономических классов (буржуазия, пролетариат), общественных групп (движение «зеленые»), этнических групп (русские, евреи), религиозных организаций (христиане, мусульмане), профессиональных групп (учителя, шахтёры) и т. д.

Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.

Также с рождения человек обладает такими правами как право на:

  1. Жизнь,
  2. Свободу,
  3. Безопасность
  4. Равенство
  5. Участие в политической жизни
  6. Тайну семейной и личной жизни и т. д.

В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что всё, что не запрещено законом, разрешено к исполнению.

Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.

Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.

Замечание 2

Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.

Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определённых людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.

Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определёнными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством.

Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.

Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства.

Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы.

Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.

Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.

spravochnick.ru

Универсальные характеристики демократий

Либерализм современной демократии может быть пояснен с помощью выявления универсальных характеристик демократического устройства, каждая из которых иллюстрирует свободу возникновения и волеизъявления оппозиции. А. Пшеворский выделил шесть таких характеристик.

1. Существование и организация конфликтующих интересов, означающие, в частности, что: а) для защиты своих интересов могут формироваться самые различные группы; б) эти группы имеют гарантированный доступ к политическим институтам; в) соблюдавшие правила, но потерпевшие поражение участники игры не лишаются права на ее продолжение.

2. Развитие и разрешение конфликтов осуществляется в согласии с правилами, которые определены заранее, являются ясными и доступными для всех участников. В этих правилах определяются: а) особенности допуска к процедуре политического участия; б) возможные направления деятельности, совокупность которых представляет собой признаваемые стратегии поведения; в) критерий, позволяющий ограничить сферу действия конфликта, В условиях демократии, подчеркивает Пшеворский вслед за Л, Козером, конфликты скорее ограничиваются, чем разрешаются.

3. Некоторые направления действий исключены в качестве возможных стратегий, как например, постоянное обращение к использованию физической силы. Использование силы регулируется правилами, специально предусматривающими те случаи, в которых это может допускаться. Тем не менее физическая сила все же может быть использована, поэтому демократии могут испытывать чувство страха перед лицом возможности приобретения этой силой статуса независимости.

4. Как и любая иная система, демократия стремится к стабилизации отношений, возникающих между действиями различных групп и результатами этих действий. Итогом этого стремления оказывается переплетение защищаемых различными акторами стратегий. Но специфика демократии заключается в том, что здесь каждая группа обладает возможностью самостоятельного выбора стратегии, каждая из которых имеет индивидуальные и вполне осязаемые последствия.

5. Поскольку каждый индивидуальный и коллективный участник имеет право выбора стратегий, ведущих к различающимся последствиям, результаты конфликта в условиях демократии до известной степени разнонаправлены. Нельзя сказать заранее, какой будет позиция участников в различных типах социальных отношений, включая и производственные. В условиях демократии капиталисты далеко не всегда одерживают победу в конфликтах; им приходится вести постоянную борьбу для защиты собственных интересов. Одержать победу раз и навсегда оказывается невозможным. Даже занимаемое в политической системе положение не является гарантией преуспевания в будущем. Такое положение может обеспечить определенные преимущества в электоральной конкуренции, но не является достаточным, чтобы обеспечить перевыборы в будущем.

6. Результаты демократических конфликтов не просто разнонаправлены. Они непредсказуемы, поскольку демократия предоставляет возможность реализации интересов каждой политической группе. Исходя из распределения экономических, идеологических и иных ресурсов, демократическое устройство определяет, у каких из этих интересов существуют наибольшие шансы быть удовлетворенными, у каких — средние, а какие — удовлетворить будет почти невозможно (7).

studfiles.net

Понятие, черты и формы демократии

Рассмотрим понятие демократии, определим черты и формы демократии.

Понятие демократии

Как известно, понятие демократия означает народовластие. Однако в реальной жизни ситуация, при которой весь народ реализовывал бы политическое властвование, пока нигде не имела места. Подобная ситуация является своеобразным идеалом, к которому следует стремиться. При этом существует ряд государств, которые в данном направлении продвинулись наиболее далеко (Финляндия, Дания, Норвегия, Швеция, Швейцария).

Черты демократии

К основным чертам демократии следует отнести следующие:

– функционируют правовое государство и гражданское общество;

– решения принимаются большинством при учете интересов меньшинства;

– центральные и местные органы власти являются выборными, сменяемыми и подотчетными избирателям;

– силовые ведомства (полиция, разные виды органов безопасности, вооруженные силы) находятся под постоянным гражданским контролем;

– провозглашаются и реально обеспечиваются свободы и права человека;

– широко применяются методы убеждения и компромисса;

– реально действует принцип разделения властей;

– имеется плюрализм, различные виды взглядов на пути и способы развития государства, многопартийность, легальная политическая оппозиция;

– широко распространена гласность и отсутствует цензура.

Формы демократии

Выделяют две основные формы демократии: прямая (непосредственная) и представительная.

Прямая демократия предполагает реализацию власти самим народом без политических посредников. Это объясняет название данной формы – «непосредственная демократия». Она проводится в жизнь посредством институтов прямой демократии: референдумы, выборы на основе всеобщего избирательного права, сходы и собрания граждан, петиции, митинги, демонстрации.

Выборы и референдумы как формы вышеуказанных институтов обычно четко регламентированы соответствующими нормативными актами (конституцией, законами), имеют императивный (обязательный) характер, не предполагают санкции (разрешения) государственных структур. Другие формы институтов прямого народовластия обладают консультативным характером.

Однако вне зависимости от юридической природы разных форм демократических институтов их воздействие на механизм принятия политических решений значительно, поскольку в них отражается воля и мнение народа. Референдум имеет широкое распространение и применение в таких странах, как Италия, Швейцария, Канада.

К достоинствам прямой формы демократии можно отнести:

– предоставление более широких возможностей (в сравнении с представительной формой демократией) для выражения мнения граждан и их участия в общественно-политической жизни;

– большую легитимизацию власти;

– определенный контроль над политической элитой.

К недостаткам прямой демократии следует отнести:

– сложность и дороговизна реализуемых государственных и общественных мероприятий;

– отсутствие устойчивого желания у большинства населения заниматься управленческой и политической деятельностью;

– невысокая эффективность принимаемых решений, что объясняется непрофессионализмом большинства «правителей».

Представительная демократия позволяет реализовывать властные полномочия представителям народа (депутатам), которые призваны выражать интересы разных классов, слоев, социальных групп, партий, общественных организаций.

К достоинствам представительной формы демократии следует отнести то, что она:

– предоставляет больше возможностей (по сравнению с прямой демократией) для принятия грамотных и эффективных решений, так как в данном процессе обычно участвуют профессионалы, компетентные лица и специализированные органы;

– рациональнее устраивает политическую систему, что позволяет каждому субъекту заниматься своим делом.

К недостаткам представительной формы демократии можно отнести:

– развитие коррупции и бюрократии, возможность злоупотребления властью;

– принятие и реализация решений в интересах владельцев крупного капитала, различных лоббистов, государственных деятелей;

– отрыв выбранных представителей от народа.

Сами демократические режимы также могут быть весьма неоднородными. В частности, особыми их разновидностями являются консервативно-демократические и либерально-демократические режимы, каждый из которых имеет специфические черты.

Либерально-демократические режимы отличаются тем, что фокусируются на приоритете личности, прав и свобод человека, а роль государства сводят к защите прав, свобод и собственности граждан.

Консервативно-демократические режимы опираются в большей мере не на конституцию, а на политические традиции, выступающие основой данных режимов.

Следует отметить, что подобная дифференциация указанных режимов является весьма условной.

lecu.ru

64. Прямая (идентитарная) демократия: понятие, характеристики.

В зависимости от того, кто – народ или его представители – непосредственно осуществляют властные функции, все демократические теории можно разделить на две группы: прямой (идентитарной) и представительной (репрезентативной) демократии.

Идентитарная демократия исходит из того, что в демократическом государстве воля народа и государственная власть должны быть идентичны (т.е. тождественны), что сам народ должен непосредственно участвовать в принятии важнейших политических решений, осуществлении власти. Представительные органы должны быть сведены к минимуму и быть полностью подчинены и подконтрольны гражданам. Преимущественно идентитарный характер носила античная демократия, а также демократия в древнем Новгороде.

С 60-х годов XX в. широкое распространение получила теория партиципационной демократии (демократии участия), которая обосновывает необходимость широкого участия населения не только в выборах своих представителей, не только в принятии решений на референдумах (плебисцита), но и непосредственно участие в политическом процессе – в подготовке, принятии и осуществлении решений, а также контроле за их реализацией.

В соответствии с теорией партиципационной демократии в обществе в принципе не должно быть сфер, существующих вне политики. Главной целью партиципации является всесторонняя демократизация общества, которая обеспечивается жестким контролем за политическими институтами и должностными лицами.

При всей своей привлекательности непосредственная демократия имеет свои проблемы, ограничивающие возможности ее эффективного осуществления. Одной из основных проблем прямой демократии является сложность ее практической реализации, невозможность в современных государствах постоянно привлекать большинство граждан к политическому участию в управлении государством без принуждения. Другой проблемой является низкая компетентность и ответственность, поскольку решения принимаются широким кругом ни за что не отвечающих и никем не контролируемых непрофессионалов. В определенной ситуации (социально-экономический кризис, политическая нестабильность) прямая демократия чревата опасностью тоталитаризма и популистского авторитаризма вследствие склонности масс к уравнению, ущемлению свободы за счет равенства.

65.Репрезентативная (представительная) демократия: понятие, характеристики.

Концепция представительной (репрезентативной) демократии исходит из понимания демократии как компетентного и ответственного перед народом представительного управления. Главный акцент делается на четкой реализации принципа ответственности на всех уровнях государственной власти, в то время как принцип соучастия народа оттесняется на второй план. Воля народа в данном случае не отождествляется с его прямым участием. Она выражается как непосредственно (прямо) на выборах, так и делегируется депутатам и представительным органам власти, которые в пределах представляемых им полномочий самостоятельно формируют и антиципируют (предвосхищают) народную волю, а порой действуют ей вопреки под свою ответственность.

Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля (преимущественно электорального), доверия, конституционного ограничения компетенции органов власти и их независимости в рамках закона. Реально представительная демократия воплощается в парламентаризме – системе правления, основанной на принципе разделения властей и верховенстве власти парламента, делегированной ему народом на выборах.

Принцип ограничения непосредственного участия масс в управлении получил обоснование и развитие в концепциях элитарной демократии, где главным носителем демократических ценностей является не масса рядовых граждан, склонных часто к эгалитаризму (равенству), а элита. Именно элита, с позиций данной теории, способна обеспечить и защитить ценности либеральной демократии. Функции народа ограничиваются контролем за деятельностью элиты, осуществляемым через выборы.

К репрезентативным элитарным теориям примыкает корпоративизм. Он рассматривает демократию как преимущественно согласительное неконкурентное правление руководителей крупных производственных организаций (корпораций) наемных работников и предпринимателей, а также партий при арбитражной роли государства.

Представительная демократия обеспечивает эффективность и ком­петентность принимаемых решений, политическую стабильность, оберегает общество от эгалитарных устремлений. Однако следует заметить, что реализация представительной демократии фактически отстраняет народ от власти в период между выборами и обеспечивает монополизацию власти политическими элитами. Таким образом, мы видим, что все концепции демократии помимо несомненных достоинств имеют и проблемы. Поэтому реально существующая демократия стремится в большей или меньшей степени совместить идеи самоуправления и партиципации (прямая демократия) и идеи представительства. Одной из основных задач прямой демократии в современных государствах является формирование государственных органов. Она решается с помощью такой формы политического участия граждан как выборы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *