Юридическое понятие – § 2. Сущность и виды юридического понятия

Содержание

§ 2. Сущность и виды юридического понятия

Многие понятия специфичны для какой-либо конкретной сферы человеческой деятельности. Они отражают такие предметы или явления, которые либо характерны только для данной деятельности, либо имеют отдельные свойства, используемые в данной деятельности. Совокупность понятий, используемых в определенной сфере человеческой деятельности, образует понятийный аппарат этой деятельности. Так, в зависимости от вида деятельности, в которой они используются, выделяются понятия медицинские, психологические, физические, технические, музыкальные, математические и др. Это специальные понятия, к числу которых относятся и юридические понятия.

Юридические понятия это понятия, отражающие юридические свойства, качества и отношения предметов и явлений, т.е. такие признаки, которые имеют значение для юридической деятельности.

Юридические понятия делятся на правовые и неправовые, но обладающие юридическим значением.

Правовые, в свою очередь, подразделяются на понятия права и понятия, не закрепленные в нормах права, но имеющие только правовое значение.

К понятиям права относятся, например, все понятия преступлений: убийство, кража, грабеж, государственная измена и т.п. Правовые понятия, не закрепленные в праве, но имеющие только правовое значение, представлены такими понятиями, как «уголовное правоотношение», «субъект преступления» и др. Они хотя и не закреплены в законе, но тем не менее имеют значение только в связи с применением уголовного закона. Иные юридические понятия обозначают предметы и явления, не относящиеся к праву, но связанные с правоприменением. Например, юридическими являются следующие понятия: «причина преступления», «тактика допроса» и т.п.

Юридические понятия делятся также на специально юридические и относительно юридические. К специально-юридическим относятся понятия, которые обозначают предметы, явления, имеющие сугубо юридическое значение, и которые не применяются в какой-либо иной сфере человеческой деятельности. Это, например, понятия «правонарушитель», «объект преступления», «ответчик», «истец» и т.п. Относительно юридические понятия используются как в юридической, так и в иной сфере деятельности. Например, ими являются понятия «закон», «доказательство», «ответственность» и т.п. Эти понятия применимы как в юриспруденции, так и в других отношениях. Так, «закон» может быть не только юридическим, но и физическим, философским, экономическим; «доказательство» может быть уголовно-процессуальной, но может быть и логической категорией; «ответственность» может быть как юридической, так и моральной.

Относительно правовые понятия можно превращать в специально правовые. Строго говоря, в правовой деятельности, в том числе при квалификации преступлений, относительно правовые понятия не должны использоваться, поскольку они имеют двойственный смысл. Все понятия должны адекватно отражать определенные свойства, качества и отношения объектов, и если необходимо учесть их правовые признаки, то нужно употреблять соответствующие сугубо правовые понятия. В этих случаях относительно правовые понятия подлежат обязательному превращению в специально правовые. Превращение осуществляется путем выделения в относительно правовом понятии правового признака. Так, рекомендуется употреблять понятие «уголовный закон», а не «закон», если имеется в виду нормативный акт, устанавливающий преступность и уголовную наказуемость деяния.

Правовое понятие, закрепленное в правовой норме, например понятие конкретного преступления, обладает рядом особенностей.

1. Правовое понятие не подлежит произвольному толкованию и должно всеми пониматься одинаково. Нельзя употреблять понятие, указанное, предположим, в уголовном законе в ином смысле, чем это предусмотрено законодателем. Например, любой конкретный состав преступления (убийство, кража, дезертирство и т.д.) включает в себя строго определенную совокупность признаков объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны, которые нельзя менять произвольно.

2. Правовое понятие должно применяться обязательно, если для этого имеются соответствующие основания. Это значит, что если следователь или суд выявили такие обстоятельства, которые охватываются определенным понятием, они должны использовать только данное, а не какое-либо иное понятие. Если, например, установлено, что виновный насильно отобрал у потерпевшего вещь, эти действия нельзя назвать кражей, они охватываются понятиями грабежа или разбоя. Неправильное определение понятий ведет к ошибке в квалификации преступления.

Единство понимания правовых понятий – необходимое условие обеспечения законности. Стремясь к этому, законодатель использует различные приемы описания понятий. Содержание некоторых из них, например кражи, раскрывается в самом законе. Но в уголовном праве много, как известно, понятий, имеющих оценочный характер, например «тяжкие последствия». Для определения таких понятий используется официальное, в том числе судебное либо научное толкование. Научное толкование обладает той особенностью, что оно не всегда единообразно, различные авторы могут по-разному определить то или иное понятие. Поэтому целесообразно, чтобы понятия, имеющие принципиальное значение для правильного разрешения дела, были определены в законе либо в ином акте официального толкования.

3. Понятия права характеризуются достаточно устойчивым постоянством, неизменностью содержания. Во всех сферах деятельности содержание понятий изменяется с изменением тех объектов, которые они отражают. Правовые понятия также отражают изменения, учитывают новые сдвиги в регулируемых правом общественных отношениях. Очень важно своевременно приводить правовые понятия в соответствие новому содержанию отражаемых ими отношений. Но изменение правовых понятий получает закрепление в законе.

Отдельные понятия, например «крупный размер», «тяжкие последствия» и т.д., определяются сложившейся судебной практикой, но к их применению предъявляются такие же требования. В этом процессе изменения содержания правовых понятий встречаются две противоположные тенденции: с одной стороны, понятия должны реагировать на изменения отражаемых отношений, с другой - они должны быть относительно стабильными. Если бы содержание правовых понятий постоянно менялось, это порождало бы впечатление шаткости права и неуверенности в нем. Противоречие разрешается указанием в правовых понятиях лишь наиболее общих и потому достаточно устойчивых признаков, отвлекаясь от частных, которые могут постоянно меняться.

Из всех правовых понятий следует выделить в особую категорию понятие «состав правонарушения», в частности «состав преступления». Под составом преступления традиционно понимается совокупность признаков преступления, закрепленных в уголовно-правовой норме. Эти признаки являются только существенными. Данное обстоятельство как бы указывает на внелогическую особенность состава преступления как явления; все явления обладают наряду с существенными признаками также несущественными, а составу преступления присущи только существенные признаки. Отсюда некоторые ученые сделали вывод о том, что состав преступления – это нормативная абстракция? искусственное образование, существующее только в законе. В действительности таких внелогических образований не существует, и применительно к составу преступления мысль о «внелогичности» возникает только потому, что состав преступления ошибочно признается в качестве самостоятельного явления. На самом деле, когда говорится о составе преступления, имеется в виду явление – преступление, которое характеризуется множеством признаков: и существенных, и несущественных. Совокупность же существенных признаков, определяющих структуру преступления, его составные части, по которым преступления различаются между собой и с другими деяниями, назвали

составом преступления и закрепили в уголовно-правовой норме с тем, чтобы они приобрели свойство обязательности и юридической значимости.

Состав преступления - это не только признаки преступления, указанные в законе, но одновременно и признаки конкретного деяния, признаваемого преступлением. В противном случае, если считать, что состав преступления – явление чисто нормативное, квалификация преступления была бы невозможна.

studfiles.net

4. Особенности и виды юридических понятий

Термин-это слово или словосочетание, выражающие какой-либо факт, явление и обозначенное однозначностью.

Юридические понятия-включают в себя способы отражения принципиальных признаков, свойств, связей и отношений, характеризующие институты и явления государственно-правовых понятий.

Юридический термин- слово или словосочетание которое обеспечивая четкость и определенность языка права, является в обобщенном виде точным наименованием, используемых в нем понятий и категорий .

Источники юридических понятий: Словообразование, Переосмысление, Словосочетание, Заимствование.

Принципы конструирования юридических понятий: Однозначность, Общепризнанность, Стабильность, Общедоступность.

Виды юридических понятий:

• Обиходные слова и выражения в повседневной речи

• Общеупотребимые слова и выражения, которым юристы предают специальное значение.

• Профессиональные понятия и термины пришедшие из других областей знаний.

• Юридические понятия и термины, которые обозначают специфические государственные и правовые явления.

5. Понятие и признаки государства

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политико-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации политической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, политической (социологической) географией и др. Предметом исследования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, существующей в определенной стране.

Государство – это сложное социальное образование, которое не поддается непосредственному эмпирическому восприятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указания на его существенные признаки.

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная, опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно может изменяться со временем (уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Территория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без гражданства», «иностранец». На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.

2. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) – понятия не тождественные. Народ (нация) – это социальная группа, члены которой обладают чувством общности и принадлежности к государству благодаря общим чертам культуры и историческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отношения между нациями могут быть напряженными или даже конфликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и автономизация.

3. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязывать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В государстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединенных в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меняются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в отличие от других видов власти (политической, партийной, религиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все население, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, и, в-третьих, общеобязательность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность принимать решения и проводить их в жизнь, зависит от ее легитимнос-ти. Легитимностъ власти означает: а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.

4. Право. Как система, обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использоваться с появлением государственности. Государство осуществляет пра-вотворчество, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Право позволяет власти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не выполняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта система не является нейтральной по отношению к интересам различных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему, в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и др. Они необходимы любому государству, поскольку власть правителей осуществляется на основании норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер. Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута только с помощью мер государственного принуждения. Если к власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранительных органов применяются санкции, предусмотренные правовой системой. Характер и объем принуждения зависят от многих причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротивление ей велико, а, следовательно, принуждение используется ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею изданные, не отражают объективную реальность, также приходится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные органы работать с перегрузкой. Насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда ослабляется ее идеологическая основа и возникает возможность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взыскание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохранительные органы используются также для предупреждения дисбаланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примирение судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты – сохранение территориальной целостности государства. Хорошо известно, что пограничные споры между смежными государствами часто являются причиной военных конфликтов. Оснащение армии современным вооружением делает возможным захват территории не только смежных государств. По этой причине вооруженные силы страны и сейчас являются необходимым атрибутом любого государства. Но применяются они не только для защиты территориальной целостности. Армия может использоваться и в критических внутренних конфликтах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым многократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется обществу дороже.

7. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в определенные сроки, необходимые для содержания органов управления, правоохранительных органов, органы для поддержки социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В основном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налоговой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

8. Государственный суверенитет. Как признак государства, государственный суверенитет означает, что власть, существующая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная и независимая. Иначе говоря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на территории данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других государств

Различают внутренний и внешний суверенитеты. Внутренний суверенитет – это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет – это независимость во внешних делах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более становится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скоростью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового сообщества и международных организаций ставит деликатную проблему: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, единое экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков (рис. 1.1) можно дать определение государства.

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо клас­совых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных приз­наков.

1. Государство в пределах своих территориальных границ вы­ступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

2. Государственный суверенитет, под которым принято пони­мать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.

3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладаю­щие юридической силой и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подраз­делений и членов, тогда как нормативные акты государства обя­зательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должност­ных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная преро­гатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процес­сами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных при­датков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей со­вокупности государственный механизм, состоит в государствен­но-властном характере их полномочий, что связано с обязатель­ным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать право­вые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государст­венного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

5. Государство — единственная в политической системе орга­низация, которая располагает правоохранительными (каратель­ными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и право­порядка.

6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, сувере­нитет, территориальную целостность и безопасность.

7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщаю­щий некоторые из них, — это тесная органическая связь государ­ства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отноше­ний. В современных условиях Российскому государству принадле­жит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и переходе к цивилизо­ванному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно свя­зано с осуществлением задач укрепления государства, обеспе­чения действенности всех институтов государственной власти в России, наведения правопорядка в самой власти и в стране.

studfiles.net

юридическое понятие - это... Что такое юридическое понятие?


юридическое понятие
legal conception

Большой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.

  • юридическое основание
  • юрисдиктор

Смотреть что такое "юридическое понятие" в других словарях:

  • Институт, юридическое понятие — понятие, означающее совокупность юрид. норм, обнимающих одно или несколько связных юрид. отношений. Эти отношения, не будучи произвольными образованиями законодателя, а выражая собой определенную и неизбежную при данном состоянии общества связь… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вина юридическое понятие — Вина (culpa, Schuld, culpabilité) составляет необходимое условие ответственности, как гражданской, так и уголовной, за недозволенные деяния. Она заключается во внутреннем отношении дееспособного субъекта к совершаемому им деянию. В. образует так… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Вина, юридическое понятие — Вина (culpa, Schuld, culpabilité) составляет необходимое условие ответственности, как гражданской, так и уголовной, за недозволенные деяния. Она заключается во внутреннем отношении дееспособного субъекта к совершаемому им деянию. В. образует так… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Имущество, юридическое понятие — отличаемое теорией права от понятия вещи и совокупности вещей или благ, хотя в русских законах оба они и смешиваются (кн. II, разд. 1 й, т. Х ч. 1 й). Под И. юристы разумеют всю совокупность юридических отношений личности (субъекта прав), могущую …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Разбой, юридическое понятие — в наиболее общем смысле есть насильственное похищение чужого движимого имущества. Употребление насилия над личностью при похищении всеми современными кодексами признается обстоятельством, характеризующим наиболее тяжкую форму похищения.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Делегация, юридическое понятие — сложная юридическая сделка римского права. В Д. одно лицо (делегант) давало приказ (jussum) или указание (delegatio) другому (делегату) либо выдать определенные вещи или известные суммы, либо обещать путем стипуляции такую выдачу или уплату… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Заговор, юридическое понятие — (Complot, Conspiration, Verschwörung) соглашение между несколькими лицами о плане действий для достижения преступной цели. З. отличается от шайки (см.) тем, что последняя предполагает организацию, образовавшуюся для целого ряда преступных… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Юридическое лицо — Юридическое лицо  созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим… …   Википедия

  • юридическое лицо — Организация в форме товарищества, корпорации или траста, предусмотренной правовым законодательством. Ср. с Объект учета (Accounting Entity). Данное понятие соответствует принятому в российской практике понятию «организация» как… …   Справочник технического переводчика

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО — коллективное лицо, не подходящее под понятие единичного физического лица, но олицетворяющее собой совокупность интересов отдельных лиц, нуждающихся в особых правах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907 …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ — ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ, приписное население, списочное население, категория нас., объединяющая совокупность людей, связанных с данным насел. пунктом к. л. правилами регистрации, напр. пропиской. Ю. н. не тождественно ни постоянному населению, ни… …   Демографический энциклопедический словарь


dic.academic.ru

Сущность и виды юридического понятия


ТОП 10:

 

Многие понятия специфичны для какой-либо конкретной сферы человеческой деятельности. Они отражают такие предметы или явления, которые либо характерны только для данной деятельности, либо имеют отдельные свойства, используемые в данной деятельности. Совокупность понятий, используемых в определенной сфере человеческой деятельности, образует понятийный аппарат этой деятельности. Так, в зависимости от вида деятельности, в которой они используются, выделяются понятия медицинские, психологические, физические, технические, музыкальные, математические и др. Это специальные понятия, к числу которых относятся и юридические понятия.

Юридические понятия это понятия, отражающие юридические свойства, качества и отношения предметов и явлений, т.е. такие признаки, которые имеют значение для юридической деятельности.

Юридические понятия делятся на правовые и неправовые,но обладающие юридическим значением.

Правовые, в свою очередь, подразделяются на понятия права и понятия, не закрепленные в нормах права, но имеющие только правовое значение.

К понятиям права относятся, например, все понятия преступлений: убийство, кража, грабеж, государственная измена и т.п. Правовые понятия, не закрепленные в праве, но имеющие только правовое значение, представлены такими понятиями, как «уголовное правоотношение», «субъект преступления» и др. Они хотя и не закреплены в законе, но тем не менее имеют значение только в связи с применением уголовного закона. Иные юридические понятия обозначают предметы и явления, не относящиеся к праву, но связанные с правоприменением. Например, юридическими являются следующие понятия: «причина преступления», «тактика допроса» и т.п.

Юридические понятия делятся также на специально юридические и относительно юридические.К специально-юридическим относятся понятия, которые обозначают предметы, явления, имеющие сугубо юридическое значение, и которые не применяются в какой-либо иной сфере человеческой деятельности. Это, например, понятия «правонарушитель», «объект преступления», «ответчик», «истец» и т.п. Относительно юридические понятия используются как в юридической, так и в иной сфере деятельности. Например, ими являются понятия «закон», «доказательство», «ответственность» и т.п. Эти понятия применимы как в юриспруденции, так и в других отношениях. Так, «закон» может быть не только юридическим, но и физическим, философским, экономическим; «доказательство» может быть уголовно-процессуальной, но может быть и логической категорией; «ответственность» может быть как юридической, так и моральной.

Относительно правовые понятия можно превращать в специально правовые. Строго говоря, в правовой деятельности, в том числе при квалификации преступлений, относительно правовые понятия не должны использоваться, поскольку они имеют двойственный смысл. Все понятия должны адекватно отражать определенные свойства, качества и отношения объектов, и если необходимо учесть их правовые признаки, то нужно употреблять соответствующие сугубо правовые понятия. В этих случаях относительно правовые понятия подлежат обязательному превращению в специально правовые. Превращение осуществляется путем выделения в относительно правовом понятии правового признака. Так, рекомендуется употреблять понятие «уголовный закон», а не «закон», если имеется в виду нормативный акт, устанавливающий преступность и уголовную наказуемость деяния.

Правовое понятие, закрепленное в правовой норме, например понятие конкретного преступления, обладает рядом особенностей.

1. Правовое понятие не подлежит произвольному толкованию и должно всеми пониматься одинаково. Нельзя употреблять понятие, указанное, предположим, в уголовном законе в ином смысле, чем это предусмотрено законодателем. Например, любой конкретный состав преступления (убийство, кража, дезертирство и т.д.) включает в себя строго определенную совокупность признаков объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны, которые нельзя менять произвольно.

2. Правовое понятие должно применяться обязательно, если для этого имеются соответствующие основания. Это значит, что если следователь или суд выявили такие обстоятельства, которые охватываются определенным понятием, они должны использовать только данное, а не какое-либо иное понятие. Если, например, установлено, что виновный насильно отобрал у потерпевшего вещь, эти действия нельзя назвать кражей, они охватываются понятиями грабежа или разбоя. Неправильное определение понятий ведет к ошибке в квалификации преступления.

Единство понимания правовых понятий – необходимое условие обеспечения законности. Стремясь к этому, законодатель использует различные приемы описания понятий. Содержание некоторых из них, например кражи, раскрывается в самом законе. Но в уголовном праве много, как известно, понятий, имеющих оценочный характер, например «тяжкие последствия». Для определения таких понятий используется официальное, в том числе судебное либо научное толкование. Научное толкование обладает той особенностью, что оно не всегда единообразно, различные авторы могут по-разному определить то или иное понятие. Поэтому целесообразно, чтобы понятия, имеющие принципиальное значение для правильного разрешения дела, были определены в законе либо в ином акте официального толкования.

3. Понятия права характеризуются достаточно устойчивым постоянством, неизменностью содержания. Во всех сферах деятельности содержание понятий изменяется с изменением тех объектов, которые они отражают. Правовые понятия также отражают изменения, учитывают новые сдвиги в регулируемых правом общественных отношениях. Очень важно своевременно приводить правовые понятия в соответствие новому содержанию отражаемых ими отношений. Но изменение правовых понятий получает закрепление в законе.

Отдельные понятия, например «крупный размер», «тяжкие последствия» и т.д., определяются сложившейся судебной практикой, но к их применению предъявляются такие же требования. В этом процессе изменения содержания правовых понятий встречаются две противоположные тенденции: с одной стороны, понятия должны реагировать на изменения отражаемых отношений, с другой - они должны быть относительно стабильными. Если бы содержание правовых понятий постоянно менялось, это порождало бы впечатление шаткости права и неуверенности в нем. Противоречие разрешается указанием в правовых понятиях лишь наиболее общих и потому достаточно устойчивых признаков, отвлекаясь от частных, которые могут постоянно меняться.

Из всех правовых понятий следует выделить в особую категорию понятие «состав правонарушения», в частности «состав преступления». Под составом преступления традиционно понимается совокупность признаков преступления, закрепленных в уголовно-правовой норме. Эти признаки являются только существенными. Данное обстоятельство как бы указывает на внелогическую особенность состава преступления как явления; все явления обладают наряду с существенными признаками также несущественными, а составу преступления присущи только существенные признаки. Отсюда некоторые ученые сделали вывод о том, что состав преступления – это нормативная абстракция? искусственное образование, существующее только в законе. В действительности таких внелогических образований не существует, и применительно к составу преступления мысль о «внелогичности» возникает только потому, что состав преступления ошибочно признается в качестве самостоятельного явления. На самом деле, когда говорится о составе преступления, имеется в виду явление – преступление, которое характеризуется множеством признаков: и существенных, и несущественных. Совокупность же существенных признаков, определяющих структуру преступления, его составные части, по которым преступления различаются между собой и с другими деяниями, назвали составом преступления и закрепили в уголовно-правовой норме с тем, чтобы они приобрели свойство обязательности и юридической значимости.

Состав преступления - это не только признаки преступления, указанные в законе, но одновременно и признаки конкретного деяния, признаваемого преступлением. В противном случае, если считать, что состав преступления – явление чисто нормативное, квалификация преступления была бы невозможна.

 




infopedia.su

1. Юридические понятия, категории, термины. Изучение юридических понятий, процесса их формирования и законодательного закрепления

Похожие главы из других работ:

Арбитражный процесс: основные понятия и документы

1. Основные положения, понятия и термины арбитражного процессуального права и арбитражного процесса

...

Влияние иностранного права на русское право

1.1 Термины и понятия.

Прежде чем перейти к дальнейшему изложению, необходимо уточнить исходные теоретические понятия, употребляемые в юридической и исторической литературе применительно к взаимодействию правовых систем вообще...

Доказательства и доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях

3. Основные понятия и термины

Вещественные доказательства по делу об административном правонарушении - орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения...

Категориальный аппарат юриспруденции

2.2 Категории юриспруденции и категории отдельных отраслей права

Понятия "гражданское общество", "государство", "демократия", "суверенитет", "права человека", "правопорядок", "власть права" и т.д. являются общечеловеческими, и нельзя их переделывать на свой лад. Короче говоря...

Международное таможенное право

Часть 2. Основные институты, термины, категории

Административное урегулирование таможенного правонарушения - процедура, установленная национальным законодательством...

Научные основы судебной экспертизы

2. Основные понятия, принципы и термины криминалистической идентификации

Ответ Криминалистическая идентификация - это установление конкретного материального объекта, связанного с расследуемым событием...

Порядок и способы досудебного урегулирования налоговых споров

1.1 Сущность, понятия налогового спора как экономической категории

За последние годы наблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налоговые споры являются, без всякого преувеличения, одной из самых многочисленных и сложных категорий судебных дел. В научных работах...

Правовая система: понятия, категории, история становления

1.1 Категории и понятия правовой системы

В этой части дадим определения некоторым понятиям, имеющим отношение к данной теме. Правовая система - `это совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений)...

Процедурность, принципы, функции права. Виды нормативно-правовых актов

Задание № 1. Раскройте следующие юридические термины: Право. Нормативность права. Общеобязательность права. Формальная определенность права. Интеллектуально-волевой характер права. Санкционированность государством. Процедурность права. Принципы права. Функции права. Регулятивная функция права. Охра

право нормативный унитарный федерация Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой...

Способы защиты прав субъектов налоговых отношений

2. Юридические факты, как основание возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений. Юридические акты

налоговый правоотношение санкция юридический Налоговые правоотношения возникают, изменяются или прекращаются при наличии соответствующего юридического факта...

Стимулы и ограничения в праве

3. Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории

Правовые стимулы необходимо рассматривать вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий...

Стимулы и ограничения в праве

2.1 Правовые стимулы и правовые ограничения как парные юридические категории

правовой отношение стимул ограничение Правовые стимулы необходимо рассматривать вместе с правовыми ограничениями, поскольку они выступают в качестве парных юридических категорий...

Юридические права, свободы и обязанности

1. Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности как содержание правовых отношений.

Юридические свободы, субъективное право и юридические обязанности -- всё это -- составляющие юридический пласт диспозиционного (регулятивного, правоустановительного) правоотношения Фаткуллин Ф.Ф. Проблемы теории государства и права...

Юридические факты как основание для возникновения и прекращения трудовых правоотношений

Глава 2. Юридические факты и юридические составы, прекращающие трудовые правоотношения

...

Юридический язык: понятия и терминология

§2. Юридические понятия и категории, их научные определения

юридический язык терминология правовой Важнейшая задача любой науки состоит в том, чтобы всесторонне изучить, а затем выразить в понятиях и научных определениях свой предмет...

pravo.bobrodobro.ru

1.2 Юридическое понятие правонарушения

Юридическое понятие правонарушения имеет своей исторической и логической предпосылкой его социологическое определение.

С точки зрения юриспруденции, правонарушение – это:

· общественно опасное;

· противоправное;

· виновное деяние.

Характеристика правонарушения как общественно опасного деяния указывает на родовой признак правонарушения, противоправность и виновность образуют его видовые отличия.

Юриспруденция признает общественную опасность неотъемлемым свойством правонарушения. Это признание - отражение требований действующего законодательства и правоприменительной практики.

Особенность конфликта между государством и субъектом правонарушения, состоит в том, что субъекты действуют противоправно, вопреки нормам законодательства, запрещающим соответствующее поведение или обязывающим к активным действиям. Каждая норма права регламентирует и закрепляет не только обязанности, но права, следовательно, всякое правонарушение представляет собой посягательство на права других лиц и является социально-вредным, общественно опасным.

Но не всякое причинение вреда правам и интересам другого лица является неправомерным деянием. Такие действия признаются правомерными, если это установлено законодательством, например: причинение вреда в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, с согласия потерпевшего, при выполнении профессиональных обязанностей, в случаях производственного риска, задержания лица, совершившего преступление, выполнение законного приказания руководителя по работе, службе. Противоправность является одним из основных признаков правонарушения. Деяния, не нарушающие норм права, а например, нарушившие нормы морали принятые в обществе, признаются аморальными, но не являются правонарушениями.

Формы проявления противоправности следующие:

1)прямое нарушение правового запрета;

2)неисполнение возложенных обязанностей;

3)злоупотребление субъективным правом;

4)превышение компетенции и т.д.

Любое правонарушение является противоправным деянием, но не каждое противоправное деяние правонарушение. Для признания противоправного действия (бездействия) правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.

Вина - это отражение психического состояния и отношения лица к совершаемому им противоправному деянию - действию либо бездействию, а так же к возникшим в результате такого деяния последствиям. Вина подразумевает понимание или осознание лицом противоправности (недопустимости и незаконности) своего поведения и возникающих последствий. Поэтому нельзя считать правонарушениями деяния противоречащие закону, совершенные несовершеннолетними лицами, либо лицами, признанными судом невменяемыми, поскольку они не способны понимать и осознавать противоправность своих действий и поступков.

Вина может проявлять в двух формах: умысел и неосторожность. Умысел имеет место, когда лицо, совершившее правонарушение сознает общественно опасный характер своих действий или бездействий и предвидит общественно опасные последствия своего деяния, а так же желает (либо допускает) их наступление.

Умысел может быть прямой, когда лицо, осознает противоправность своих действий, предвидит возможность и неизбежность вредных последствий и желает их наступления, а так же косвенный, - когда лицо понимает противоправность совершаемого деяния и его последствия, но не желает их наступления, хотя и допускает такую возможность или безразлично относится к ним.

Неосторожность так же может проявляться в двух формах: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность предполагает, что лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать. Небрежность характеризуется тем, что лицо не предвидит общественной опасности своих действий, но может и должно ее предвидеть. В данном случае подразумевается безответственное и пренебрежительное отношение лица к совершаемым поступкам, интересам государства, общества и других лиц.

Общественная вредность подразумевает наличие вреда, причиненного лицом, совершившим противоправное деяние другим субъектам, а так же присутствие причинной связи между правонарушением и причиненным вредом, т.е. вред должен быть прямым и закономерным результатом действия (бездействия) лица, нарушившего юридическую норму, а не каким-либо ещё итогом в цепи косвенных или случайных деяний. Однако, вместе с тем правонарушениями нужно считать не только противоправные деяния, которые уже повлекли за собой общественно вредные последствия, но и деяния, которые могут принести вред обществу, отдельному лицу или государству.

Существующая точка зрения, что всякое правонарушение должно быть общественно опасным, представляется не совсем обоснованной, так как общественная опасность является качественной характеристикой общественной вредности. Все правонарушения общественно вредны, но только часть из них общественно опасна. Общественно опасными считаются преступления, которые составляют только часть правонарушений.

Правонарушение всегда несет социальный вред, характер которого может различаться по объему, размеру и другим признакам. Отрицательная оценка правонарушений не может заключаться в чем-либо ином, кроме вреда и общественной опасности, юридическим выражением которой является противоправность. Представляя собой антиобщественное, вредное явление, правонарушения вызывают соответствующее отрицательное отношение. Средством оценки поведения правонарушителя выступает наказание за совершение правонарушения - юридическая ответственность, являющаяся сама по себе неотъемлемым элементом совокупности признаков правонарушения.

Юридическая ответственность выступает противовесом общественной вредности. Она позволяет компенсировать вред, нанесенный правонарушителем. Это важнейшая и достаточно самостоятельная гарантия законности. Во-первых, юридическая ответственность есть воздание за содеянное правонарушение, что выступает условием нравственности общества. В этом случае важен принцип неотвратимости юридической ответственности. Те, кто привлекался к юридической ответственности, как правило, не стремятся к повторному совершению правонарушения. Во-вторых, юридическая ответственность выполняет превентивную функцию, т.е. является фактором предупреждения правонарушений. Из-за страха перед юридической ответственностью лицо во многих случаях не совершает правонарушений.

Прежде всего, правонарушение связано с правом, то есть таковым признаётся действие (или бездействие), имеющее противоправный характер, противоречащее модели поведения, содержащейся в правовой норме, иными словами, то, что данное деяние является правонарушением, должно быть обязательно указано в праве. Совершая правонарушение, игнорируя общественные интересы, злоупотребляя правом, не соблюдая или не исполняя юридическую обязанность, правонарушитель преследует определённые цели, удовлетворяет свои эгоистические интересы.

Право выступает в этой связи формой внешнего выражения юридической оценки общественно вредного поведения личности, определяет границы возможного поведения субъектов, оценивает его с учётом как объективных, так и субъективных моментов (исторические условия, национальные интересы, особенности осуществления политической власти, традиции, обычаи, общественное мнение и т.п.).

studfiles.net

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ основных юридических понятий, определений и терминов

Абсолютная монархия - монархия, в которой власть монарха никем и ничем не ограничена и обусловлена ??его принадлежностью к правящей династии

Адвокатура - добровольное профессиональное объединение юристов, призванное, согласно. Конституции Украины, содействовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан, лиц без гражданства, юридических ним лиц, оказывать им юридическую пособий.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая заключается в наложении на физических лиц, совершивших административное (в сфере управленческих отношений) правонарушения, санкций лич простого, имущественного или морального характер.

Административное законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и в связи с осуществлением государственными органам мы деятельности управленческого характер.

Административное правонарушение (проступок) - противоправное, виновное действие или бездействие, за которое законом предусмотрена административная ответственность

Административное судопроизводство - деятельность административных судов по рассмотрению и разрешению административных дел в порядке, установленном. Кодексом административного судопроизводства

Акт провозглашения независимости Украины - политико-правовой документ. Верховной. Рады Украины, которым было определено новый политико-правовой статус Украины, одобрен 24 августа 1991 г

Активное избирательное право - право граждан избирать состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления

Антидемократический государственный режим - государственный режим, согласно которому существенно усложняются возможности реализации прав и свобод граждан, а реальная власть сосредоточивается в руках одного лица или группы лиц бы, не контролируемой народо.

Выборы - процесс, в результате которого определенная общность людей голосованием формирует состав государственного органа или местного самоуправления

Избирательные цензы - совокупность условий, соответствие которым составляет основание для допуска граждан к участию в выборах

Внутренние функции государства - государственные функции, осуществляемые в пределах государства и проявляют ее внутреннюю политику

Отрасль права - определенная совокупность правовых норм, имеющих очерченный предмет и метод правового регулирования

Гаранты прав и обязанностей - средства и условия, которые реально обеспечивают полное и неуклонное осуществление субъективных прав и юридических обязанностей субъектов

Гипотеза - часть нормы права, в которой установлены условия, при которых действует правило, сформулированное в ее диспозиции

Гражданин - лицо, находящийся в постоянных юридических связях с конкретным государством, утверждается соответствующим гражданством

Гражданство - не ограничен в пространстве и времени правовая связь лица с конкретным государством, предопределяет распространение на человека всех конституционных прав и обязанностей

Деликтоспособность - закрепленная в законе способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение

Демократический государственный режим - состояние в государстве, при котором реально обеспечивается реализация широкого круга прав и свобод граждан, имеющих реальные возможности влиять на формирование и деятельность где ержавних органе.

Государство - особая политико-территориальная организация, обладающая суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения и способна оказывать своим поведением общеобязательной силы для всего насел ления стран.

Государственный язык - язык, обязательна для использования в законодательстве, официальном делопроизводстве, судопроизводстве и т.д.

Государственный аппарат - система органов государства, выполняющие управленческие функции

Государственный режим - совокупность форм и методов осуществления государственной власти

Государственный орган - лицо или группа лиц, организованных в установленном законом порядке, которые выступают от имени государства, в связи с чем наделены государственно-властными полномочиями

Государственные органы - организации, наделенные государственно-властными полномочиями и призваны осуществлять от имени государства управленческие функции в обществе

Государственные предприятия - организации, осуществляющие функции государства в производственной сфере, непосредственно обеспечивающие производство материальных благ

Государственные символы - установленные. Конституцией или специальными законами особые опознавательные знаки государства, в которых олицетворяется ее суверенитет, а в отдельных случаях символизируется определенный исторический a или идеологический содержательные.

Государственные учреждения - организации, осуществляющие функции государства, связанные с созданием нематериальных благ

Деспотическая монархия (деспотия) - монархия, где власть монарха обожествляется, а он сам признается божеством

Источник (форма) права - способ его внешнего проявления, с помощью которого право приобретает формальной определенности и общеобязательности

Диспозиция - часть нормы права, в которой определяется определенное правило поведения, то есть то, что субъект должен (или может) совершить или воздержаться от определенных действий

Дисциплинарная ответственность - вид юридической ответственности, наступающей за нарушение дисциплины в сфере трудовых отношений и состоит в применении к виновным мер дисциплинарного характера: выговоров ни, освобождение от должности тощ.

Дееспособность - предусмотренная нормами права способность субъекта своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности

Дуалистическая монархия - монархия, в которой законодательная власть переходит представительный выборного органа (парламента), а монарх сохраняет исполнительную власть и по собственному усмотрению формирует правительство, ответственное й перед ни.

Экологическое право - совокупность правовых норм, направленных на выполнение мероприятий по сохранению и оздоровлению окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов

Закон - акт законодательного органа власти (парламента), имеющим высшую юридическую силу относительно других нормативно-правовых актов

Законность - правовой режим точного и неуклонного осуществления законов и других нормативных актов во всех сферах государственной и общественной жизни

Обычаи - социальные нормы, которые сложились исторически в результате многократного повторения в определенных ситуациях, а потому выполняются автоматически

Земельное законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения в целях охраны и рационального использования земель

Преступление - общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние, что наносит или может нанести существенный вред определенным общественным отношениям, которые охраняет уголовный закон

Внешние функции государства - государственные функции, осуществляемые в процессе взаимодействия государства с другими государствами и международными организациями и в которых оказывается ее внешняя политика

Импичмент - устранении президента с поста на основе принятого парламентом по специальной процедуре решение о его обвинения в государственной измене или совершении иного преступления

Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов в одном сборнике на основе определенного критерия (по алфавиту, хронологии, предметом правового регулирования и т.п.) без изменения их внутреннего содержания

Институт права - часть норм определенной отрасли или подотрасли права, регулирует конкретную группу или сторону однородных отношений

Кодификация - вид систематизации законодательства, осуществляется через объединение и переработке нормативного материала, с изменениями его внутреннего содержания, в единый внутренне согласованный акт, которым, н например, есть соответствующий кодек.

Конституционные принципы правового статуса личности - основные идеи, отраженные в. Конституции и положены в основу содержания и условий реализации прав и обязанностей человека в государстве

Конституция - основной закон государства, где регламентируются важнейшие, с точки зрения государства, отношения в сфере государственного устройства, организации и функционирования органов государства, правового статуса личности

Конфедерация - союз государств, объединенных для достижения конкретных целей одной или несколькими организациями (например, военными) при сохранении в других вопросах полной самостоятельности

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные определенными объединениями людей (политическими партиями / общественными организациями) и обязательны для их членов

Корпорация - объединение предприятий, созданное на основе совместных производственных, научных и коммерческих интересов

Коррупция - одна из форм злоупотребления властью, связанная с подкупом должностных лиц

Уголовная ответственность - вид юридической ответственности, наступающей за совершение преступления и заключается в применении судом к виновному лицу вида и меры наказания, предусмотренного. Уголовным кодексом

Уголовное законодательство - отрасль права, которая определяет перечень общественно опасных деяний, являющихся преступлениями, и какое наказание следует применять к лицам, виновным в их совершении

Человек - биологическое существо, наделенное членораздельной речью, способностью мыслить, создавать и использовать орудия труда

Метод правового регулирования - средство, с помощью которого право воздействует на общественные отношения (запрет, вознаграждение, назначение ответственности определенного вида и т.п.)

Механизм государства - система государственных организаций, обеспечивающих реализацию функций государства

Милиция - государственный вооруженный орган исполнительной власти, защищающий жизнь, здоровье, права и свободы граждан, общественный порядок, собственность, природную среду, интересы общества и государства от пр ротиправних посягательств.

Местное самоуправление - право определенной территориальной общины - жителей села или добровольного объединения - в одну сельскую общину жителей нескольких сел, поселка или города - самостоятельно решать пита. Ання местного значения в пределах. Конституции и законов Украин.

Монархия - форма государственного правления, согласно которой высшую государственную власть сосредотачивает (полностью или частично) один человек - монарх - и передает по наследству представителям господствующей династии

Полупрезидентская (смешанная) республика - форма республиканского правления, когда президента избирает народ, но парламент предоставляются определенные полномочия по контролю за его деятельностью при формировании правительство ду и осуществлении исполнительной властей.

Народный суверенитет - полновластие народа, осуществления им неотъемлемой и неделимой власти самостоятельно и независимо от любых других социальных сил

Национальная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, государства и общества от существующих и возможных угроз во всех сферах общественных отношений

Национальный суверенитет - полновластие нации в решении всех вопросов национальной жизни до реальной возможности создания самостоятельного национального государства

Неограниченные монархи - монархии, в которых власть монарха никем и ничем не ограничивается, то есть в стране нет ни органов, ни законов, которые могли бы в какой-то степени изменить или отменить волю монарха

Нормативный договор - правило поведения, установленное по взаимной договоренности нескольких субъектов, определяется и обеспечивается государством

Нормативно-правовой акт - официальный письменный документ, изданный в определенном порядке компетентным государственным органом, где устанавливаются, изменяются или отменяются общеобязательные правила поведения ( (нормы права), обеспечиваются государственными принудительными мерам.

Нормы морали - социальные нормы, регулирующие поведение людей вследствие ее оценки с точки зрения категорий добра и зла

Нормы права - формально определены, сформулированы или санкционированные государством общеобязательные правила поведения общего характера, реализация которых обеспечивается государственными мерами принуждения

Нотариат - система органов и должностных лиц, на которых возложена обязанность удостоверять неоспоримые права и факты, имеющие юридическое значение, а также другие нотариальные действия с целью предоставления им юридической вероятности

Объект правонарушения - общественные отношения, охраняемые правом и на которые это правонарушение посягает

Объекты правоотношений - социальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения

Объективная сторона правонарушения - внешнее проявление противоправного деяния

Ограниченные монархии - монархии, где власть монарха той или иной мере ограничивается полномочиями определенных государственных органов

Обязанность (юридический) - предусмотрены в праве мера и вид необходимого поведения субъекта

Опека - средство охраны, защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет и оставшихся без родительского попечения, а также совершеннолетних лиц, которых суд признал недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Лицо - человек как субъект, имеющий индивидуальные и другие признаки и осознает себя членом общности подобных себе субъектов

Парламентская (конституционная) монархия - монархия, согласно которой власть монарха во всех сферах осуществления государственной власти существенно ограничена, оставляя ему лишь формальный статус главы государства и только п представительские полномочия.

Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в состав выборных органов государственной власти и местного самоуправления

Перспективная (положительная) юридическая ответственность - добросовестное выполнение субъектом всех правовых предписаний

Подотрасль права - часть отрасли права, состоящая из норм, регулирующих общественные отношения определенного вида

подзаконный акт - акт компетентного государственного органа, который выдается на основании и во исполнение законов

Предпринимательская деятельность - самостоятельная, инициативная, систематическая на собственный риск деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и занятие торговлей с целью получен ния подоход.

Забота - средство охраны и защиты личных и имущественных прав и интересов несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, а также граждан, которых суд признал ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными ими напитками или наркотическими веществами, и лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права и исполнять обязанности.

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые юридические и физические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законом

Право - система общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством, обеспечиваются всеми доступными ей мерами принуждения

Правовое государство - государство, где господствует право

Правовая презумпция - закреплено в законодательстве предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов

Правовой обычай - обычай, одобрен государством, требований которого обеспечивается государственным принуждением

Правовой статус личности - совокупность закрепленных в законодательстве прав, свобод, обязанностей граждан и гарантий их осуществления

Правовой (судебный или административный) прецедент - решение по конкретному судебной или административного дела, которое становится обязательным образцом при решении в будущем аналогичных дел

Правовые отношения - общественные отношения, урегулированные правом

Правоспособность - предусмотренная нормами права способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности

Правоохранительные органы - органы, наделенные государством компетенцией в отношении охраны общественных отношений, урегулированных правом

Правонарушение - поведение субъекта, нарушает правовые предписания

Правопорядок - соответствие общественных отношений предписаниям норм права

Правосубъектность - способность быть субъектом права (участником правоотношений)

Предмет правового регулирования - определенные общественные отношения, регулируются соответствующей совокупностью правовых норм (например, отношения, связанные с собственностью, отношениями в семье и т.д.)

Президентская республика - республика, в которой полномочия главы государства, а в некоторых случаях - и главы правительства, принадлежат президенту, который избирается непарламентским путем (а именно - гражданами государств вы) и формирует правительство, не несет ответственности перед парламентом.

Проступки - правонарушения, которые нарушают предписания норм права, но не достигают степени общественной опасности, присущей преступлений

Религиозные нормы - правила поведения, содержащиеся в тех или иных религиозных учениях

Республика - форма государственного правления, когда высшие государственные органы избираются населением или формируются общенациональным представительным органом власти

Ретроспективная (негативная) юридическая ответственность - закреплен в законе обязанность правонарушителя притерпиты от государства определенные санкции за совершенное (совершенное) преступление

Референдум - голосование граждан всего государства (общегосударственный референдум) или определенной части (местный референдум) с целью решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни

Санкция - часть правовой нормы, где содержатся указания на те негативные последствия, которые наступают для субъекта в случае невыполнения им правил, определенных в диспозиции или условий, установленных в гипотезе нормы прав.

Система права - внутренняя организация права, заключается в единстве и согласованности правовых предписаний определенного государства

Систематизация законодательства - упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую внутренне согласованную систему

Семейное законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения граждан, возникающие из брака и принадлежности к семье

Социальные нормы - правила поведения, регулирующие поведение людей в обществе

Субъект правонарушения - субъект, который совершил правонарушение

Субъекты правоотношений (субъекты права) - участники (стороны) правоотношения, связанные взаимными субъективными правами и юридическими обязанностями

Субъективная сторона правонарушения - внутреннее психологическое отношение субъекта к совершенного противоправного деяния и его последствий

Субъективное право (право гражданина) - предусмотрена определенной нормой права способность субъекта вести себя определенным образом

Общественный порядок - порядок в обществе, что соответствует требованиям всего комплекса социальных норм

Общество - форма жизнедеятельности людей, которая сложилась исторически и отделилась от окружающей природы

Трудовое законодательство - система правовых актов, регламентирующих совокупность общественных отношений наемного труда по трудовому договору

Трудовой договор - соглашение между работником и собственником (работодателем), по которой первый обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности, а второй - выплачивать работнику заработную отниму плату и гарантировать безопасные условия труда.

Унитарное государство - единая централизованная государство не имеет в своем составе государственных образований, а территория ее делится на административно-территориальные единицы (области, районы, провинции и т.д.)

Фактическое содержание правоотношений - реально осуществляемые участниками правоотношений действия, направленные на реализацию своих прав и обязанностей

Федерация - государство, в состав которой входят несколько государственных образований (субъектов), которые имеют ограниченное юридически определенную политическую самостоятельность

Финансовое законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в области финансовой деятельности

Форма государства - комплексное понятие, которое характеризует ее с точки зрения формы правления, формы государственного устройства и государственного режима

Форма правления - порядок организации высших государственных органов, их структуры, компетенции и взаимодействия

Форма государственного устройства - территориальное деление государства, взаимоотношения ее составных частей между собой и государством в целом и соответствующей организацией государственных органов

Функции государства - основные направления деятельности, в которых выявляется сущность и социальное назначение государства

Функции права - основные направления его воздействия на общественные отношения

Гражданское законодательство - совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением материальными благами, а также определенные личные стопку ношения, связанные с имущественными (например, авторское право), и исключительно личные неимущественные отношения, объектами которых могут быть, например, имя, честь, достоинство.

Гражданско-правовая ответственность вид юридической ответственности физического или юридического лица при несоблюдении им договорных обязательств или задании имущественного ущерба или нарушении личных неимущественных п прав (посягательство на честь, достоинство личности). Состоит в возложении на виновных обязанности возместить причиненный потерпевшему ущерби.

Брак - юридически оформленный добровольный, свободный и равноправный союз мужчины и женщины, порождающий их взаимные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей

Юридическое содержание правоотношений - зафиксированы в правовых нормах права и обязанности их участников

Юридические (специальные) гарантии - правовые средства (юридические нормы и институты), призваны обеспечивать реальность прав и обязанностей лица

Юридические факты - конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий в виде возникновения, изменения или прекращения правовых отношений

Явка с повинной - добровольное обращение гражданина в орган дознания, следователя, прокурора, судьи или суда с заявлением о совершении им преступления

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *