Закон о осаго – » » () 25.04.2002 N 40- ( ) /

Закон об ОСАГО № 40-ФЗ в новой редакции 2019 года

23 июня была опубликована новая редакция Федерального Закона об ОСАГО №214-ФЗ 40. В текст документа были внесены несколько ключевых изменений, узнать о которых будет полезно всем автовладельцам.

Закон претерпел улучшения и в области урегулирования убытков, и в разделах, регламентирующих заключение договоров страхования. Кроме того, впервые был уточнен срок действия страховых тарифов.

Большинство положений последней редакции Закона ОСАГО начали действовать уже 4 июля, поэтому давайте подробно рассмотрим все нюансы, которые приготовил свежий документ для автомобилистов.

Скачать ФЗ 40 — Закон об ОСАГО полный и в последней редакции

Электронные полисы

В России существуют регионы, в которых очень проблематично приобрести полис ОСАГО. Отсутствие бланков полисов у страховщиков и огромные очереди в офисах страховых компаний, заставляют автовладельцев искать другие пути оформления договоров автогражданки.

Поскольку без ОСАГО ездить нельзя, водители, столкнувшие со сложностями продления полиса, порой обращаются к малознакомым агентам. Нередко такие договоры оказываются поддельными, что влечет за собой сложности в получении страховой выплаты.

Для того чтобы снять сложившуюся напряженность, в прошлом году руководством Страны были введены поправки в «Закон об ОСАГО», позволяющие страховым компаниям заключать договоры автогражданки в виде электронного документа.

Однако до настоящего времени продажа электронных полисов не была необходимым условием для страховщиков и многие компании этим пренебрегали. Новая редакция Закона ОСАГО делает этот пункт обязательным.

С 1 января следующего года все страховые компании обязаны будут осуществлять продажу полисов ОСАГО не только в бумажном виде, но и в электронном. В связи с этим они будут должны принимать документы, необходимые для покупки полиса, в виде электронного документа.

В старой версии Закона ФЗ 40, покупка ОСАГО через интернет сопровождалась отправкой автовладельцу электронного бланка полиса, которую нужно было просто распечатать. Обменять такой документ на обычный договор, оформленный на бланке строгой отчетности Гознака, было нельзя.

С 1 января, купив электронный полис, автовладелец может запросить у страховщика классическую версию документа. Для этого необходимо лишь обратиться в офис страховой компании, где полис будет распечатан на бланке строгой отчетности. Кроме того, можно попросить страховщика направить полис по адресу проживания страхователя Почтой России, однако за пересылку должен будет заплатить автовладелец.

Поскольку продажа электронных полисов теперь обязательна для всех страховых компаний, Закон ОСАГО, новая редакция, обязывает страховщиков обеспечить бесперебойную работу своих интернет-сайтов, чтобы не создавать трудности для желающих приобрести страховку.

Итак, подытоживая:

  1. Со следующего года в любой компании можно купить ОСАГО через интернет;
  2. Документы, предусмотренные правилами, направляются страховщику в электронном виде;
  3. После покупки электронный полис можно заменить на обычный;
  4. Сайты страховых компаний будут работать без перебоев.

Новое основание для регресса

С введением электронных полисов у страховых компаний стало меньше возможностей для контроля данных, предоставляемых им автовладельцами для расчета страховой премии. Поэтому было введено дополнительное основание для предъявления виновнику ДТП регрессного требования.

Регресс – это претензия страховщика к виновнику ДТП о возврате денежных средств, выплаченных потерпевшему. Такое требование предъявляется в строго ограниченных случаях, предусмотренных законодательством. Например, когда виновник был пьян или скрылся с места аварии.

С 1 января страховые компании смогут предъявлять регресс страхователям, которые купив электронный полис, предъявили недостоверные сведения, сэкономив таким образом на страховке.

Осмотр автомобиля после ДТП

ФЗ об ОСАГО необходимость предоставления поврежденного транспортного средства независимому эксперту, который по поручению страховщика должен осмотреть автомобиль. Но ранее потерпевшему разрешалось самостоятельно привлечь экспертов, если страховая компания не организует осмотр в течение 5 дней.

Теперь законодательство значительно ужесточило требования к предоставлению машины на осмотр страховщику. Главным образом это было сделано для борьбы с, так называемыми автоюристами, и не должно коснуться честных граждан. Злоупотребляя свои правом самостоятельно организовать осмотр, автоюристы избегают встречи с экспертом страховой компании, лишая тем самым страховщика оценить размер ущерба и износ.

Итак, теперь потерпевший, намеренный получить выплату страхового возмещения, обязан предоставить машину на осмотр в страховую компанию в течение 5 дней со дня подачи заявления. Если осмотр не состоится страховщик может вернуть автовладельцу все поданные им документы и заявление о страховой выплате.

После этого потерпевший не имеет права самостоятельно организовывать независимую экспертизу, потому что результаты такой оценки не будут приняты страховой компанией в подтверждение размера причиненного ущерба. Для получения страхового возмещения придется заново подать заявление и все необходимые документы и все-таки предъявить машину на осмотр. Срок рассмотрения при этом начнет свое течение в даты повторной подачи заявления.

У страховых компаний тоже появились новые обязанности. Теперь страховщик обязан осмотреть автомобиль строго в течение 5 дней с даты заявления. Ранее этот срок был растянут, 5 дней считались от даты, с которой потерпевший был готов показать машину.

Подведем итоги вышесказанного:

  1. Осмотр производится в течение 5 дней с даты заявления;
  2. Потерпевший в обязательном порядке предоставляет машину эксперту страховщика;
  3. В случае, если осмотр не состоялся, заявление о страховой выплате остается без рассмотрения и возвращается заявителю.

Досудебное урегулирование

Закон ОСАГО ФЗ 40 предусматривает обязательный досудебный порядок урегулирования споров. Это значит, что прежде чем обращаться для защиты своих интересов в суд, потерпевший обязан направить в страховую компанию досудебную претензию.

Ранее срок рассмотрения претензии составлял 5 дней, в новой редакции Федерального Закона 40 он увеличен да 10 дней. Однако это изменение касается только тех ДТП, которые произошли после 4 июля.

Срок действия тарифов и обязанность иметь с собой полис

Как сообщалось ранее, в новой редакции был установлен срок действия страховых тарифов, применяемых для расчета стоимости страховки. Теперь тарифы нельзя менять чаще, чем один раз в год.

Кроме того, теперь закон обязывает водителей всегда возить с собой полис ОСАГО для проверки инспектором ГАИ.

pddgarazh.ru

Статья 8. Закон об ОСАГО N 40-ФЗ от 25.04.2002

1. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов страховой премии.

2. Страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

3. Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.

Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам, по договору обязательного страхования в течение срока его действия. Если в соответствии с правилами обязательного страхования страховщик вправе потребовать от страхователя уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска, размер дополнительно уплачиваемой страховой премии определяется по действующим на момент ее уплаты страховым тарифам.

4. Полные или частичные компенсации отдельным категориям страхователей уплаченных или подлежащих уплате ими страховых премий за счет повышения страховых тарифов для других категорий страхователей не допускаются.

5. Ежегодные статистические данные об обязательном страховании, включая данные о размере собранных страховых премий и об осуществленном страховом возмещении, о количестве заявленных и урегулированных страховых случаев, об уровне страхового возмещения по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, а также об уровне убыточности обязательного страхования подлежат официальному опубликованию Банком России.

www.zakonrf.info

Закон об ОСАГО и иные нормативные документы » 711.ru

Законы:

  1. Глава 48 «Страхование» Гражданского Кодекса РФ — скачать
  2. Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» — скачать
  3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — скачать
  4. Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» — скачать
  5. Федеральный закон от 02.04.2014 № 37-ФЗ «Об особенностях функционирования финансовой системы Республики Крым и города федерального значения Севастополя на переходный период» — скачать
  6. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — скачать

Постановления и распоряжения Правительства РФ:

  1. Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ № 263 от 07 мая 2003 года — скачать
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года № 567 «Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»» — скачать
  3. Распоряжения Правительства РФ № 337-р от 19 марта 2008 года «О национальном бюро «Зеленая карта» + Уведомление Правительства Российской Федерации в адрес Европейской экономической комиссии ООН и Совета бюро в отношении членства Российского Союза Автостраховщиков в Совете Бюро — скачать
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1007 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» — скачать
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1008 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» — скачать

Иные нормативные акты:

  1. Приказ Министерства транспорта РФ, Министерства юстиции РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ от 17 октября 2006 года № 124/315/817/714 «Об утверждении Условий и порядка профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств, в том числе требований к экспертам-техникам» — скачать
  2. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 года №155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» — скачать
  3. Приказ Министерства финансов РФ № 67 н от 1 июля 2009 года «Об установлении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, формы документа, содержащего сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по договору обязательного страхования» — скачать
  4. Приложение № 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2009 № 67н (форма страхового полиса, разрешенная к использованию по 31.03.2015 года включительно) — 
  5. Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 апреля 2011 г. N 154 «Об утверждении формы справки о дорожно-транспортном происшествии» — скачать

ЦБ РФ:

  1. «Указание Банка России от 19 сентября 2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»» — скачать
  2. Указание Банка России от 20 марта 2015 № 3604-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 19 сентября 2014 № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — скачать
  3. Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — скачать

www.711.ru

Статья 4 закона об ОСАГО. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

Статья 4 закона об ОСАГО. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.


Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции

Комментарии к статье 4 закона об ОСАГО, судебная практика применения:

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017:

В п. 11, 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержатся следующие разъяснения:

Новый договор ОСАГО при переходе прав на транспортное средство. Возврат предыдущим владельцем части страховой премии

После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускается.

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить новый договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (пункт 2 статьи 4 Закона об ОСАГО).

При этом предыдущий владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика, с которым у него был заключен договор страхования ответственности, возврата части страховой премии за период с момента перехода прав на транспортное средство до окончания предусмотренного указанным договором срока, на который осуществлялось страхование.

ОСАГО для прицепов к легковым и грузовым автомобилям. Регресс к причинителю вреда в случае отсутствия в полисе ОСАГО отметки об использовании прицепа

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан — владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО).

С 1 октября 2014 года, т.е. со дня введения утвержденных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица.

Следует принимать во внимание, что отсутствие в полисе обязательного страхования отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом, как того требует пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО, не может служить основанием для отказа страховой организации в осуществлении страховой выплаты. Вместе с тем применительно к подпункту «в» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО страховщик в указанном случае имеет право регресса к страхователю — причинителю вреда.


Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2016:

Новый владелец автомобиля обязан заключить договор ОСАГО

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Незаключение новым владельцем договора ОСАГО лишает его права обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность предыдущего владельца (подробнее см. п. 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года)

Публикации на logos-pravo.ru:

Обязанность иметь полис ОСАГО. О том, в каком случае можно управлять транспортным средством без полиса ОСАГО см. статью «Сколько можно ездить без полиса ОСАГО?»


Разъяснения утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ 2015:

В пп. 16, 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ныне утратившего силу, указывалось следующее:

Нужен ли полис ОСАГО на прицепы к легковым и грузовым авто граждан и юридических лиц?

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан – владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункта 7 статьи 4 Закона об ОСАГО). Подробнее см. п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Изменение условий договора ОСАГО

После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются. Подробнее см. п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

logos-pravo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *