55. Закон: понятие, признаки, виды
Закон — это нормативный акт, принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.
Признаки закона:
1. Закон — это нормативный акт, содержащий нормы права.
2. Закон принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом.
3. В силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону.
4. Законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.
Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам принятия законы делятся на:
а) принятые на референдуме;
б) принятые Федеральным Собранием РФ;
в) законы субъектов федерации.
Путем референдума мо1ут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.
Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.
Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.
Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами.
56.Подзаконные акты: понятие, признаки, виды
Нормативный правовой акт – правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Подзаконные акты — изданные на основе и во исполнение законом акты, содержащие юр. нормы. Подзаконные акты обладают меньшей юр. силой, чем законы, базируются на них.
Виды подзаконных актов:
1. Указы Президента РФ. Не должны противоречить Конституции РФ, обязательны для исполнения по всей России.
2. Постановления правительства РФ. Обязательны к исполнению в РФ, могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов.
3. Приказы, инструкции, уставы, положения министров.
4. Решения и постановления местных органов гос. власти (областных, представительных, законодательных структур)
5. Решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления (областных глав администраций, губернаторов)
6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных органов)
7. Локальные нормативные акты (правила внутреннего трудового распорядка).
57.Действие права
Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками.
Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего ее нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.
Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:
Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ и сегодня вступают в силу с момента их подписания.
Моментом опубликования акта. Например, истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта. В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу.
Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения.
Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта.
Специально принятым нормативным актом.
Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:
Истечением срока действия акта.
Наступлением определенных условий.
Прямой отменой акта.
Заменой действующего акта другим.
Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления — на территорию города, поселка или иного муниципального образования.
Действие норм права по кругу лиц. В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, лиц без гражданства, структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.
С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Здесь действует общее правило, закрепленное, в частности, в Конституции РФ (ст. 54): закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что закон не распространяется на факты, которые имели место до вступления его в силу. Из этого правила имеются исключения: обратную силу имеют законы, смягчающие и отменяющие юридическую ответственность, а также законы, в которых прямо об этом сказано. Обратную силу могут иметь законы, отменяющие налоги или снижающие размеры ставок налогов (сборов), если это прямо предусмотрено в законе (ст. 5 НК РФ).
Переживание закона— это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия. Например, к преступлениям применяется, как правило, закон времени совершения преступления, если новый закон не смягчает ответственность.
studfiles.net
Закон: понятие, признаки, виды — Проблемы теории государства и права
Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона (из определения):
- принимается только органом законодательной власти или референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
- обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов:
1) по их юридической силе:
Важно! Следует иметь ввиду, что:
- Каждый случай уникален и индивидуален.
- Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.
Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:
- Обратиться за консультацией через форму.
- Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
- Позвонить:
- Конституция РФ,
- федеральный конституционный закон,
- федеральный закон,
- закон субъектов Федерации;
2) по субъектам законотворчества:
- принятые в результате референдума;
- принятые законодательным органом;
3) по предмету правового регулирования:
- конституционные,
- административные,
- гражданские,
- уголовные и т.п.;
4) по сроку действия:
- постоянные;
- временные;
5) по характеру:
- текущие;
- чрезвычайные;
6) по сферам действия:
- общефедеральные;
- региональные;
7) по содержанию:
- экономические,
- бюджетные,
- социальные,
- политические и т.п.;
8) по степени систематизации:
- обычные,
- кодификационные — ГК РФ, УК РФ и т.д.;
9) по объему регулирования:
- общие,
- специальные и т.д.
jurkom74.ru
55. Закон: понятие, признаки, виды
Признаки закона:
А) Законы принимаются высшими представительными органами в процессе законотворческой деятельности, а также всенародным голосованием — референдумом. В Российской Федерации законы принимаются как федеральными законодательными органами, так и законодательными органами субъектов РФ. Процедура принятия закона предусмотрена в Конституции РФ, включая определение круга субъектов законодательной инициативы, условия прохождения законопроекта, порядок подписания и опубликования (ст.ст.104-108 Конституции РФ).
Б) Закон регулирует только устойчивые, типичные, значимые общественные отношения. Это установление или изменение конституционных прав; закрепление прав человека и гражданина; определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, методов осуществления государственной власти; фиксирование принципов организации и деятельности государственных органов, их структуры; определение общих начал уголовной ответственности; регламентация принципов местного самоуправления и пр.
В) Закон обладает высшей юридической силой. В силу этого он занимает особое место в системе нормативно-правовых актов, что является отражением его верховенства в этой системе. Все остальные акты должны исходить из закона и не противоречить ему.
Г) Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причём в строго оговорённом порядке. Так, акт референдума может быть изменён или отменён только в результате референдума. В условиях чрезвычайного положения, в строго определённом порядке, с последующим утверждением высшим законодательным органом приостановить или скорректировать закон могут президентские указы.
Виды законов (на примере Российской Федерации):
1) Конституция — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий и наделяющий компетенцией высшие федеральные органы государственной власти.
2) Федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией.
3) Законы Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
Под поправкой к Конституции Российской Федерации понимается любое изменение текста глав 3 — 8 Конституции Российской Федерации: исключение, дополнение, новая редакция какого-либо из положений указанных глав Конституции Российской Федерации. Одним законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации охватываются взаимосвязанные изменения конституционного текста. При этом, Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации получает наименование, отражающее суть данной поправки (Федеральный закон от 4 марта 1998 г.№ 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»).
4) Федеральные законы — акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
5) Законы субъектов федерации — издаются законодательными (представительными) органами субъектов федерации и распространяются только на соответствующую территорию субъекта Российской Федерации.
studfiles.net
Закон понятие признаки виды
Закон: понятие, признаки, виды
Закон — в узком смысле это нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.
Закон имеет следующие признаки, отличающие его от нормативных правовых актов:
1. Закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
Cyщнocть высшей юридической силы заключается в следующем:
а). Huкmo, кроме органов зaкoнoдameльнoй влacmu, не вправе npинимamь или omмeняmь зaкoны.
Haпpимep, Koнcтитyция PФ в пп. 1, 2 cт. 105 устанавливает: федеральные зaкoны принимаются Гocyдapcтвeннoй Дyмoй PФ, после чего подлежат рассмотрению Coвeтoм Фeдepaции PФ.
б). Bce npaвoвыe aкmы гocyдapcmвa должны uздaвamьcя в cоomвemcmвuu c Ocнoвным Зaкoнoм (Koнcmumyцueй). Ecлu подзаконный aкm npomивopeчum закону, mo эmom акт должен быmь приведен в coomвemcmвue c законом, либо omмeнeн.
Haпpимep, п. 1 cт. 15 Koнcтитyции PФ гласит: «Koнcтитyция Poccийcкoй Фeдepaции имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Poccийcкoй Фeдepaции. Зaкoны и иные правовые акты, принимаемые в Poccийcкoй Фeдepaции, не должны противоречить Koнcтитyции Poccийcкoй Фeдepaции.»
в). Зaкoн не подлежим ymвepждeнuю или npuocmaнoвлeнию никем, кроме специально уполномоченного на mo органа зaкoнодameльнoй влacmu.
Haпpимep, Koнcтитyциoнный Cyд может признать закон принятый Пapлaмeнтoм неконституционным, но отменить его может только сам законодательный орган.
2. Закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа.
3. Законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. В законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция центральных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан и т.д.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственного и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.
4. По своему значению закон — это правовой акт первичного характера, т.к. в нем содержится первичное, изначальное право — юридические предписания, которые представляют собой отправные начала всей правовой системы государства;
5. Законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
6. Закон исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).
В России принята следующая классификация законов по юридической силе:
— Конституция (основной закон).
Все принимаемые в России законы должны соответствовать Конституции. Кроме того, они не должны противоречить международному праву (точнее — тем международным соглашениям, которые уже ратифицированы Россией), поскольку в конституции утверждается примат международного права над российскими законами.
— Закон РФ о принятии поправки к Конституции РФ.
В соответствии с федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 04.03.1998 № 33−ФЗ, поправки к главам 3−8 Конституции РФ принимаются в форме специальных Законов Российской Федерации о внесении поправок в конституцию Российской Федерации.
— Международные соглашения, ратифицированные Российской Федерацией.
Ни одно из принимаемых соглашений не должно противоречить Конституции РФ. По своей правовой природе международные договоры Российской Федерации, строго говоря, не являются её внутренним законом, однако применяются на её территории, пользуясь приматом над внутренним законодательством. Вопрос о месте международных соглашений является спорным и дискуссионным, скорее их стоит рассматривать как источник права.
— Федеральные конституционные законы.
Принимаются по вопросам, специально указанным в Конституции Российской Федерации или в самих федеральных конституционных законах.
— Федеральные Законы (до 1991 — законы РСФСР, с 1991 по 1993 — законы РФ).
Принимаются по всем остальным вопросам.
Помимо федерального законодательства, выделяется законодательство субъектов Российской Федерации, которое строится по тому же принципу, что и федеральное, и принимается по вопросам, отнесённым Конституцией к совместным предметам ведения РФ и её субъектов, а также к предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации.
К законодательству субъектов РФ относятся:
— основные законы (конституции или уставы) субъектов РФ
— законы субъектов Российской Федерации
Обеспечение действия законов, то есть защита прав, свобод и собственности гражданина и человека, является основной задачей государства и правительства.
studfiles.net
14.Закон: понятие и виды.
Понятие и признаки законов
Закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.
Под законом понимается норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке. Прежде всего, закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду.
Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный, т.е. императивный в отношении других правил поведения, характер и обладающий только ему присущими чертами.
Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой».
Закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны».
Чем выделяется закон среди других нормативных правовых актов? Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты? Обобщая весь накопленный нашими предшественниками материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше и им подобных дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона.
Во-первых, закон это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти, представляющими в формально-юридическом смысле весь народ.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права.
Данные особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению.
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере теоретически) волю и интересы всего общества или народа, должен также отражать волю и интересы всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя «общей воли».
В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения.
Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть уже на сферу конституционного регулирования в России или в любой зарубежной стране. Несмотря на существующие между ними различия, все они опосредствуют общественные отношения, касающиеся государственно го и общественного строя, государственного режима, прав и свобод граждан, организации и деятельности государственных органов, порядка законотворчества и др.
Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном, законодательном порядке.
Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и положений. Однако все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высшей законодательный орган, его обсуждения и утверждения, и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона.
studfiles.net
§ 2. Понятие и виды законов
Закон является основной текстуальной формой нормативно-правового акта, имеющий высшую юридическую силу, принимаемый исключительно органами государственной власти, уполномоченными на то органами государства, по наиболее важным, общественно значимым вопросам. Закон является стержнем всей национальной правовой системы, основой становления и развития законодательства стран с романо-германской правовой системой. Именно в данных системах закон становится одним из значимых и неотъемлемых явлений юридико-политической организации и правовой жизни общества. Он привлекает особое внимание у исследователей и практиков. Вместе с тем изучение сущности и значение закона в национально-правовом бытие обусловило появление различных определений, классификаций этого сложного и многогранного явления.
В отечественной юридической мысли также существует целое многообразие определений закона, акцентирующих внимание на различных его свойствах, атрибутах и признаках. Так, например русский юрист и философ И.А. Ильин определяя закон как совокупность правил говорящих не о том, что существует на самом деле, но о том, как следует людям жить, действовать и поступать. Он указывает на «постоянный и необходимый порядок, который людям надлежит осуществлять в их деятельности». Закон, тем самым, заключает автор, предписывает людям определенный (должный) порядок отношений и известное внешнее поведение в их совместной жизни 512. В свою очередь если И.А. Ильин акцентировал внимание на свойствах закона, т.е. способности устанавливать известный внешний порядок человеческих взаимоотношений, то Е.Н. Трубецкой, напротив, в качестве главного признака закона выделял авторитетность органа (общественно признанный) его издававшего. В своей «Энциклопедии права» он отмечает, что под «законом в тесном смысле» необходимо понимать «норму, установленную высшим, в пределах каждой данной правовой организации, правовым авторитетом», а под «законом в обширном смысле слова» следует иметь ввиду «всякую юридическую норму, установленную прямым велением того или другого внешнего авторитета»513.
Другой отечественный юрист Г.Ф. Шершеневич уделял внимание формально-юридическим свойствам закона, под которым он понимал «норму, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев», исходящее «непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке» 514. Политический философ и юрист А.Д. Градовский видел в законе также «наиболее общее правило», установленное государством и определяющее совокупность «однородных отношений», служащих основанием для «разрешения спорных случаев» в ходе юридической практики515. Представитель Санкт-Петербургской юридической школы Л.И. Петражицкий уделял особое внимание – психологической характеристике, стороне закона отмечая при этом, что законы это «представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, поскольку они являются нормативными фактами, т.е. поскольку подлежащие представления оказывают соответственное влияние на чью-либо правовую психику, возбуждая или устраняя, или изменяя императивно-атрибутивные переживания»516. Схожие представления о законе излагал классик консервативной мысли К.П. Победоносцев. Критикуя понимание закона, как «правила для внешней деятельности, как механического уравнителя всех разнообразных отправлений человеческой деятельности», он обосновывал что, по сути, закон, с одной стороны, представляет собой общеобязательное правило, а с другой, заповедь. И именно на этом понятии «утверждается нравственное сознание о законе», поскольку нарушение закона влечет не только санкцию, т.е. внешнее воздействие на правонарушителя, но и «немедленно обличается в душе у нарушителя его совестью»517. Представитель русской социологической школы права Г.Д. Гурвич видел в законе нормативный факт, отражающий справедливость и правовые ценности, покоящегося на коллективном признании и воплощаемого специальными правоприменительными органами, а задача всей юридической техники по его мысли состоит исключительно в обнаружении нормативных фактов в социальной действительности, их формулировании и систематизации518.
Рассматривая юридическую традицию понимания закона, русский юрист М.Н. Коркунов отмечал, что не нельзя смешивать закон в научном смысле и в смысле юридическом. Так, ученый отмечал, что «в отличие от нормы, как правила должного, могущего быть нарушенным и служащим причиной человеческих действий, закон в научном смысле есть лишь выражение действительно существующего однообразия явлений, не допускающего отступлений, и потому самому не могущему быть причиной этих явлений». В свою очередь в юридическом смысле закон, это совокупность юридических норм, которые «не выражают того, что есть, а указывают лишь, что должно быть; они могут быть нарушаемы, они вместе с тем служат причиной явлений, а именно – всех тех явлений, совокупность которых образует юридический быт общества» 519.
Современной юридическая мысль, интегрируя все эти научные разработки, выделяя следующие основные юридические признаки закона:
закон является нормативно-правовым актом, поэтому обладает нормативностью, общеобязательностью и государственно-волевым характером. Является наиболее устойчивым и стабильным по сравнению с иными нормативными актами и подвергается изменение, дополнению или отмене лишь в исключительных случаях в силу объективной общественной необходимости;
принимаются только высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или непосредственно народом в результате референдума;
имеет высшую юридическую силу по сравнению с другими нормативно-правовыми актами;
регулируют наиболее важные и основополагающие общественные отношения, он принимается высшим законодательным органом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни, определяемые исключительно компетенцией этого высшего органа. В них формулируются принципы общественного строя, политико-правовой организации, правовые основы системы государственной власти, местного самоуправления и т.д.;
имеют особый процессуальный порядок принятия, изменения и отмены;
первичный характер содержащихся в законе норм, в свою очередь, все иные акты призваны в основном детализировать и конкретизировать правовые положения, указанные в законе;
каждый закон имеет особый предмет регулятивного воздействия, в качестве которого выступают особая экономическая, политическая, социальная и иная среды общественного взаимодействия.
Таким образом, резюмируя вышеперечисленные признаки можно охарактеризовать закон как вид нормативно-правовых актов, принимаемый в строгом процессуальном порядке представительными органами власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее основополагающие вопросы государственной и общественной жизни, обусловленные предметом регулятивного воздействия.
Многообразие законов требует своей классификации и системно-иерархического построения. Ведь совокупность законов действующих в той или иной национальной правовой системе находятся в системно-иерархических отношениях друг с другом, формируют свою собственную структуру. В этом плане конечно права профессор М.Н. Марченко в том, что «вне системности, органичной взаимосвязи и взаимозависимости законов, с одной стороны, и их иерархичности взаимообусловленности – с другой, невозможно, а точнее бессмысленно было бы говорить не только об их эффективности, но даже об их сколько-нибудь социальной значимости. Ибо таковых в принципе могло бы и не быть» 520.
По степени важности и юридической силы законы традиционно в юридической литературе подразделяют на: основные (или конституционные) и простые (или обыкновенные). Основные (конституционные) законы закрепляют основы общественного и государственного строя, выступают юридической базой для текущего законодательства. Прежде всего, это конституция, устанавливающая принципы правового взаимодействия личности, общества, государства, форму государственного устройства, форму правления политико-правовые механизмы осуществления власти и т.п., а также законы конкретизирующие (наполняющие конкретным нормативным содержанием и юридическим механизмом) конституционные положения. Кроме того, к числу основных законов относятся и все те юридические нормы, которым законодатель придает особенно важное значение и желает сообщить им характер твердости и постоянства 521. Например, это установление правовых принципов развития определенных видов отношений в той или иной сфере общественного взаимодействия.
Конституция занимает ведущее место в системе нормативно-правовых актов, поскольку является юридическим каркасом всей общественной системы в стране, обеспечивает правовое, политическое и социально-культурное единство общества, гарантирует внутреннее единство и непротиворечивость норм национальной правовой системы 522. Кроме того, конституция формирует цель и стратегию правового развития страны, основные принципы и приоритеты правовой политики. Тем самым данный государственный документ, имеющий высшую юридическую силу по сравнению с другими законами, содержит исходные положения для правотворческой и законотворческой деятельности, правоприменительной практики, а также формирует правосознание граждан и должностных лиц, является гарантом стабильности базовых социально-экономических и политико-правовых институтов, обеспечивает преемство и воспроизводство национально-правового бытия нации.
В теории права принято разделять конституции на писаные и неписанные, а также на фактическую и юридическую. Писаные конституции представляют собой официальный документ высшей юридической силы принятый на всенародном голосовании (например, Конституция РФ принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), в свою очередь, под неписанной понимают совокупность конституционных институтов, обычаев и традиций (например, в Англии). Фактическая конституция отражает реальные отношения в обществе, фиксирует сложившийся баланс интересов, борьбу классов и т.п., существующие конституционные отношения и обычаи. Юридическая конституция представляет собой взаимосвязанную систему норм оформляющих эти отношения, баланс, обычаи, существующие конституционные институты.
Конституционные законы, их список всегда определен в каждом конкретном государстве. Так, например, в Российской Федерации перечень конституционных законов и предмет их регулирования исчерпывающе указан в Конституции РФ. Это законы: о порядке деятельности Правительства РФ, судебной системы, Конституционном Суде, чрезвычайном положении и т.д. всего список насчитывает 14 пунктов.
Простые (обыкновенные) законы принимаются на основании и в целях реализации конституционных положений, составляют текущее законодательство (поэтому их и называют еще текущими). Процедура принятия этих законов значительно упрощена, по сравнению с конституционными законами, они оказывают регулятивно-правовое воздействие на различные сферы общественной жизни, т.е. устанавливают общие правило правового взаимодействия между участниками в той или иной сфере человеческой деятельности. Текущие законы в свою очередь подразделяются на органические (или кодифицированные) и чрезвычайные законы.
Органические (кодифицированные) законы представляют собой единый и внутренне согласованный, непротиворечивый нормативно-правовой акт. Его отличает высокий уровень нормативно-правовых обобщений, призванных комплексно регулировать определенную сферу общественной жизнедеятельности (например, кодексы по различным отраслям национального законодательства).
Чрезвычайные (исключительные) законы – это нормативно-правовые акты, принятые при наступлении исключительных ситуаций, т.е. в кризисных обстоятельствах природного, техногенного или социального, политического, экономического характеров. Как правило, данные законы носят временный характер и действуют до того, пока не исчезнут причины общественной конфликтогенности и напряженности, вызванных разного рода факторами.
Нормативно-правовые акты, изданные на основе и во исполнение законов, именуются подзаконными актами. Их отличие от законов в основном сводятся к ряду моментов 523:во-первых, законы являются актами высших представительных (законодательных) органов государственной власти, а подзаконные акты, напротив, принимаются органами и должностными лицами исполнительной власти; во-вторых, если законы регулируют наиболее значимые, основополагающие общественные отношения, то подзаконные акты регулируют все иные общественные отношения, которые нуждаются в регулятивно-правовом воздействии, а также развивают, конкретизируют и детализируют положения закона; в-третьих, законы обладают высшей юридической силой, в свою очередь, подзаконные акты по своей юридической силе уступают законам, подчинены им, отменяются и перестают действовать при их противоречии или несоответствии законам; в-четвертых, закон формулируется (разрабатывается) и принимается коллективно соответствующим представительным органом государственной власти, а подзаконные акты могут приниматься как коллективно, так и индивидуально уполномоченными должностными лицами исполнительной власти; в-пятых, законы принимаются в строгом процессуальном порядке, а подзаконные акты принимаются в менее строгом и детализированном порядке.
studfiles.net
Законы: понятие, признаки и классификация
/ / / Законы: понятие, признаки и классификация
Законы существуют с древнейших времен, ибо без них невозможно ни одно цивилизованное общество, они выступают универсальным регулятором общественных отношений. Но если раньше они носили, в основном, форму религиозных запретов, то теперь это юридическое понятие стало намного шире. Что в современном правовом обществе представляет собой закон?
Что принято понимать под понятием закон?
Законом называют специализированный нормативный акт, который принимает либо высший государственный орган (в России Парламент), либо непосредственно сам народ путем референдума. Закон наделен высшей юридической силой и призван регулировать ключевые, важнейшие общественные отношения. Именно он говорит, каким является государственный строй, какими правами и свободами наделены граждане, что входит в компетенцию каждого звена органов власти.
Отличие законов от всех остальных актов и состоит в том, то они называют самые главные, первичные нормы, а остальные правовые документы лишь конкретизируют и уточняют их. Закон не может быть отменен никем иным, кроме органа, его принявшего.
Какие признаки присущи законам?
Признаки законов:
1. Законы могут быть приняты только органом законодательной власти либо на референдуме.
2. Законы имею особы законодательно установленный порядок подготовки и принятия.
3. Закон – нормативный правовой акт высшей юридической силы.
4. Закон регулирует базовые и наиболее важные общественные отношения.
Виды (классификация) законов:
Поскольку законов в любом государстве достаточно много, естественно, они нуждаются в группировке по разным признакам. Исходя из этого, разработано несколько классификаций на разных основаниях. Рассмотрим их подробнее:
Классификация по юридической силе. Все законы делятся на 4 группы:
1. Конституция – основной свод законов государства. В ней отражены наиболее важные вопросы, и именно на ее положениях разрабатывается вся государственная нормативно-правовая база. В ней указаны ключевые права и свободы, определена форма правления и структура государственного устройства, а также рассматриваются иные важнейшие вопросы.
2. Федеральные конституционные – раскрывают наиболее важные положения Конституции. К числу конституционных относят законы о военном положении, о референдуме, о государственных символах РФ, о судебной системе и так далее. Все эти законы имеют учредительный характер.
3. Федеральные – дополнительно подразделяются на органические и обыкновенные. Все федеральные законы призваны регламентировать различные стороны человеческой жизни: социально-политические, общественные, духовные. К ним относят, к примеру, Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный и так далее.
4. Законы отдельных субъектов Федерации. Их принимают представительные органы на местах, и действуют они только на определенной территории. Например, закон о социальных гарантиях в Саратовской области. Однако местные законы не могут вступать в противоречия ни с Конституцией, ни с федеральными нормативными актами.
Классификация по субъектам законотворчества. Все нормативные акты делят на две группы в зависимости от того, кем они были приняты: Парламентом или народом на референдуме.
Классификация по характеру. Выделяют две группы законов: текущие и чрезвычайные. Чрезвычайные законы вступают в силу в тот момент, когда государственный строй находится в опасности, например, если начались военные действия, произошла экологическая или техногенная катастрофа. В любом случае, они имеют временный характер.
Классификация по степени систематизации. Все законы делят на обыкновенные и кодификационные (органические). В последнюю группу внесены те нормативные акты, которые дополнительно систематизированы в кодексах: Уголовном, Гражданском и т. д. Они призваны полностью регламентировать отношения в определенной сфере жизни.
Значение законов для государства переоценить трудно. Именно благодаря ним существует государство, в котором каждый знает свои права и обязанности. Именно от того, насколько эффективно защищается закон, зависит прочность государственного устройства.
Интересное:
www.student-pravo.ru