Основные инструменты и методы денежно кредитной политики банка россии – Лекция 16. Методы и инструменты денежно-кредитной политики цб рф

Система инструментов денежно-кредитной политики | Банк России

С помощью системы инструментов денежно-кредитной политики Банк России управляет однодневными процентными ставками, по которым банки совершают операции друг с другом на денежном рынке. Удерживая ставки денежного рынка в границах процентного коридора, Банк России стремится приблизить их к уровню ключевой ставки, определяющей направленность денежно-кредитной политики.

Обязательные резервные требования формируют у кредитных организаций потребность поддерживать определенные остатки средств на корреспондентских счетах в Банке России (определенный объем ликвидности). Далее Банк России либо путем предоставления дополнительной ликвидности либо абсорбирования избыточной ликвидности добивается соответствия фактических средств на корсчетах указанной потребности и, тем самым, создает условия для нахождения ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки.

Тип операций Цель Форма проведения Срок Частота проведения
Основные аукционы Управление объемом ликвидности и уровнем ставок денежного рынка Аукционы репо/депозитные аукционы 1 неделя еженедельно
Операции постоянного действия на срок 1 день Ограничение диапазона колебаний ставок денежного рынка границами процентного коридора Кредиты «овернайт»; валютный своп; ломбардные кредиты; репо; кредиты, обеспеченные нерыночными активами / депозитные операции 1 день ежедневно
Аукционы «тонкой настройки» Предотвращение чрезмерных колебаний ставок денежного рынка внутри процентного коридора Аукционы репо и валютный своп / депозитные аукционы от 1 до 6 дней1 в отдельные дни
Аукционы на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций:      
абсорбирование среднесрочного избытка ликвидности Аукционы по размещению облигаций Банка России 3, 6, 12 месяцев  нерегулярно
удовлетворение среднесрочной потребности в ликвидности Аукционы по предоставлению кредитов, обеспеченных нерыночными активами 3 месяца  
Операции постоянного действия на длительные сроки Улучшение условий проведения основных операций, ограничение влияния структурного дефицита ликвидности на срочность пассивов кредитных организаций Кредиты, обеспеченные нерыночными активами от 2 до 549 дней ежедневно

1 Аукционы валютный своп «тонкой настройки» проводятся на срок от 1 до 2 дней одновременно с аукционами репо «тонкой настройки» на аналогичный срок.

Основным инструментом денежно-кредитной политики, который используется для приведения фактических остатков на корсчетах в соответствие с потребностью в ликвидности и управления уровнем процентных ставок денежного рынка, являются аукционы на срок 1 неделя. Данные операции проводятся Банком России один раз в неделю в форме аукционов по предоставлению ликвидности (аукционы репо) либо аукционов по изъятию ликвидности (депозитные аукционы). Банк России определяет направление основных операций, а также максимальный объем предоставления (изъятия) средств на основе прогноза ликвидности банковского сектора. В настоящее время наблюдается структурный профицит (избыток) ликвидности, поэтому Банк России абсорбирует избыточную ликвидность, используя в качестве основного инструмента депозитные аукционы.

Минимальная (максимальная) ставка, по которой банки могут подавать заявки на аукционах по предоставлению (изъятию) ликвидности на срок 1 неделя, является ключевой ставкой Банка России. При этом процентные ставки, по которым банки получают (размещают) средства, определяются по итогам аукциона.

Операции постоянного действия на срок 1 день применяются в целях ограничения колебаний ставок денежного рынка. В качестве инструмента постоянного действия по изъятию ликвидности выступают депозитные операции, в то время как для предоставления средств используется набор инструментов, разнообразных как по форме операций (обеспеченные кредиты, РЕПО, сделки своп), так и по видам обеспечения (облигации, иностранная валюта, кредитные требования к нефинансовым организациям).

В отличие от основных аукционов, проводимых в определенные дни по решению Банка России, который определяет максимальный объем предоставления (изъятия) средств, операции постоянного действия проводятся по обращению банков, могут быть использованы ими ежедневно, при этом поданные ими заявки удовлетворяются полностью. Объем предоставления (изъятия) средств по данным операциям ограничен только лимитами, связанными с управлением рисками Банка России.

Поскольку Банк России удовлетворяет потребность банковского сектора в привлечении (размещении) средств преимущественно с помощью аукционов, объемы операций постоянного действия на срок 1 день сравнительно невелики. Как правило, эти инструменты становятся востребованными в случае возникновения у отдельных банков краткосроч

www.cbr.ru

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Денежно-кредитная политика является частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этим основными ориентирами макроэкономической политики правительства выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. В соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики формулируются конечные цели денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В ходе денежно-кредитной политики регулируется в основном спрос на деньги или предложение денег (денежная масса).

Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики и играет главную роль в регулировании денежного обращения. Цели денежно-кредитной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс).

Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования денежного обращения заключается в косвенном характере ее воздействия. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

0сновные инструменты и методы ДКП, используемые в РФ в первую очередь являются достижением мировой банковской практики. В своей основе наши методы аналогичны методам развития в развитых странах.



Схематично методы и инструменты, используемые Центральным банком, представлены на рис. 2 и в табл. 2.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России предполагает то, что в соответствии с ФЗ Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной политики на предстоящий год. Предварительно проект предоставляется Президенту РФ и Правительству РФ. Банк России должен правильно подбирать инструментарий для проведения денежно кредитной политики в соответствующих условиях, который приведет либо к фундаментальной, либо к мягкой корректировке.

В силу своего статуса и функций в проведении и регулировании денежно-кредитной политики страны Центральный банк играет исключительную роль в эмиссии и организации обращения платежных средств – «сырья», используемого при проведении расчетов, и в тоже время основы для денежно-кредитного регулирования.

Согласно Стратегии развития банковского сектора РФ за период до 2008 года основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора

 

Рис. 2. Методы денежно-кредитного регулирования

 


Таблица 2

Основные инструменты ДКП в России

Инструменты денежно-кредитной политики Сущность инструментов денежно-кредитной политики Роль инструментов в регулировании денежной сферы Степень использования инструментов в настоящее время
1. Процентные ставки по операциям Банка России Процентная политика Банка России проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у Центрального Банка и политика учетной ставки (ставки рефинансирования).   Воздействует на рыночные процентные ставки, стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и, соответственно, экономический рост ЦБ РФ стремится к поддержанию реальных процентных ставок на уровне выше уровня инфляции, реализует последовательное снижение уровня процентных ставок по кредитам нефинансовым заемщикам. Фактически процентная политика Банка России направлена на поддержание сформированного ранее коридора процентных ставок по операциям Банка России.
2.Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России   Обязательные резервы – часть суммы депозитов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке России   Обеспечивает денежно-кредитное регулирование путем поддержания денежной массы в обращении на определенном уровне Установление высоких норм обязательных резервов — меньше средств может быть использовано ком. банками для активных операций, т.е. совокупная банковская ликвидность уменьшится, снизится денежный мультипликатор, что приведет к сокращению денежной массы. Сейчас норма составляет 3,5%, она была уменьшена летом 2004г. во время «кризиса доверия»
3. Рефинансирование банков Это кредитование Банком России кредитных организаций. Ставка, по которой Центральный Банк выдает кредиты, называется ставкой рефинансирования (на 1.10.2006 г. – 11,5%) Регулирование ликвидности банковской системы с целью обеспечения ее стабильности и регулирование динамики денежной массы, согласно поставленным задачам по уменьшению инфляции Банк России предоставляет банкам такие виды обеспеченных кредитов, как: внутридневные, овернайт, ломбардные. Осуществляет депозитные операции с кредитными организациями, целью которых является изъятие излишней ликвидности банковской системы. Выдавая ссуды банкам, ЦБ увеличивает резервы банковской системы, расширяется денежная база и происходит механизм изменения мультипликации предложения денег Повышение ставки — удорожание кредитов, уменьшение ссудных операций банков.
4. Валютные интервенции Это купля — продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег Цель — максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности. Для повышения курса национальной валюты Центральный Банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса – скупает. Это инструмент контроля за денежными показателями. Начиная с 2004г., ЦБ стал проводить более гибкую курсовую политику, главным направлением по-прежнему является сохранение стабильности обменного курса. ЦБ РФ объявил об отказе от прежней ориентации курсовой политики лишь на доллар США и переходе к использованию корзины валют из евро и доллар
5. установление ориентиров роста денежной массы Устанавливаются ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Он служит монетарным индикатором, оказывающим влияние на инфляцию В качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики сейчас используется денежный агрегат М2

Резервные требования – нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России. Обязательные резервы – это часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащиеся по требованию ЦБ на открытом беспроцентном счете. Они служат ограничению возможностей банков и кредитных учреждений осуществлять кредитную и депозитную эмиссию. Обязательные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности КБ на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Законом установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных КО. Минимальные резервы являются инструментов, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ.

Согласно сложившимся в мире правилам обязательные резервы хранятся в форме бессрочных вкладов, данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банка на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода, если КБ не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты. Норма обязательных резервов рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам банка. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив

Операции на открытом рынке. Операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего, у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентные ставки), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком.

Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования с участниками денежного рынка.

Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска и размещения акций и облигаций, установления пределов внешних заимствований.

Допуск к рынкам – регулирование открытий новых банков и кредитных учреждений через лицензии.

Прямые количественные ограничения – включают пределы ставок, прямое ограничение кредитования (кредитные потолки), период “замораживания” процентных ставок.

Регулирование конкретных видов кредита – для стимулирования или сдерживания определенных видов производств.

Нормы инвестирования государственных ценных бумаг – устанавливаются для банков, кредитных учреждений, в особенности для инвестиционных институтов в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.

Установление ориентиров роста денежной массы (таритирование).

Надзор – контроль и регулирование деятельности КБ и кредитных учреждений с точки зрения обеспечения их безопасности.

 



Дата добавления: 2018-01-22; просмотров: 402;


znatock.org

36. Характеристика основных инструментов денежно- кредитной политики Банка России

В соответствии со ст. 35 главы VII Закона о Банке России приведены основные инструменты и методы денежно-кредитной политики:     

1) процентные ставки по операциям Банка России.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. ( Ст. 37)

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования).

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

При нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Указанный штраф не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения. На обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, взыскания не обращаются. После отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций обязательные резервы, депонируемые кредитной организацией в Банке России, перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

При реорганизации кредитной организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается в соответствии с нормативными актами Банка России.

3) операции на открытом рынке;

Под операциями на открытом рынке понимаются купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.

4) рефинансирование кредитных организаций;

Под рефинансированием понимается кредитование Банком России кредитных организаций.

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

5) валютные интервенции;

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6) установление ориентиров роста денежной массы;

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

7) прямые количественные ограничения;

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством Российской Федерации.

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России всех выпусков, не погашенных на дату принятия Советом директоров решения об утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) облигаций Банка России, устанавливается как разница между максимально возможной суммой обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов кредитных организаций, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов. (в ред. Федерального закона от 18.06.2005 N 61-ФЗ)

studfiles.net

3. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России.

Денежно-кредитная политика — это политика центрального банка, воздействующая на кол-во денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства.

В нашей стране единую гос. денежно-кредитную политику разрабатывает и проводит Банк России на основе ФЗ «О ЦБ РФ» от 2002г. № 86-ФЗ, ФЗ «Основные направления единой гос.денежно-кредитной политики (ОНЕГДКП)на такой-то год».

ОНЕГДКП содержат: -анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; -основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.

Согласно «ОНЕГДКП на 2011 и 2012-2013 годы» главной целью ден-кред пол-ки является удержание инфляции на уровне 5-7%. (Инфляция за 2010-8.8%, 2009-13.2%, сейчас-5.3%)

Осн. инструментами и методами денежно-кредитной политики БР являются:

1.)Процентные ставки Банка России – миним-ые ставки, по кот-м он осущ-ет свои операции (рефинанс-ия(8.25%), по депозитным операциям(4-6%), ломбардные(8%), овернайт(8,25%) «репо» и т.д.). БР м. устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций.

2.) Нормативы обяз-х резервов. Обязательные резервы — это средства комм-х банков, хранящиеся в БР на беспроцентном счете в соответствии с принятыми нормами. Их размер не м. превышать 20% обязательств банка. Сейчас-4% по средствам ФЛ, 5.5%- по ЮЛ, тенденция к повышению.

Депонирование части ден. средств, привлеченных комм. банками в фонде обяз-х резервов, производится с целью поддержания денежной массы на определенном уровне. Увеличивая или уменьшая норму отчислений, БР оказывает влияние на активность комм-х банков на денежном рынке. Средства, находящиеся в обязательных резервах, служат ресурсом для поддержания ликвидности комм. банков и страховым фондом, кот-й м.б. использован для выплат компенсаций вкладчикам в случае банкротства банка.

3.)Операции на открытом рынке — покупка или продажа на открытом рынке ценных бумаг с целью регулирования объема денежной массы. Виды гос. ценных бумаг: казначейские векселя, гос. облигации и др. Сегодня особенно влияют на денежный рынок ГКО и ОБР.

В целях ограничения денежной массы БР начинает активно предлагать гос. обяз-тва на открытом рынке. Комм. банки активно скупают гос. обяз-ва, что приводит к сокращению банковских резервов, а, след-но, и к уменьшению кредитных возможностей коммерческих банков.

Для увеличения денежной массы в обращении БР скупает гос.обяз-ва у банков. Банки их продают, что приводит к увеличению банковских резервов и, соответственно, увеличению денежной массы.

4.) Рефинансирование банков — это кредитование БР комм. банков. Особая роль в %-ной политике БР принадлежит ставке рефинансирования (8.25%). По этой ставке БР кредитует остальные банки. Эта ставка -главный ориентир при установлении комм. банками рыночных %-х ставок.

Ставка рефинансирования БР — один из главных инструментов ден-кредитной политики. В ее основе лежит стремление повлиять на объем денежной массы и масштабы инфляции. Понижая ее, банк делает кредитные ресурсы более доступными, создает условия для увеличения предложения комм. банками кредитов на рынке, что влечет их удешевление. Такая политика проводится с целью оживления инвестиций и стимулирования экон. роста. Повышение ставки рефинансирования делает деньги дорогими, ведет к сжатию денежной массы, замедлению темпов инфляции, но одновременно и к уменьшению инвестиционных ресурсов.

5.) Валютные интервенции – купля-продажа БР иностранной валюты для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. В России установлен плавающий валютный курс.

6.) Ориентиры роста денежной массы м. устан-ся БР в виде одного или нескольких показателей денежной массы исходя из ОНЕГДКП. Напр., планируемый уровень инфляции на 2011 г.-7%.

7.) Прямые количественные ограничения — это установление БР лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. М. применятся ЦБ РФ только в исключительных случаях и только после консультаций с Правительством РФ.

8.) БР в целях реализации ден.-кредитной политики м. от своего имени осущ-ять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных орган-ий.

Административные меры воздействия прим-ся к банкам индив-но и только в случаях выявления нарушений банковского закон-ва,включают проведение проверок; направление предписаний; применение санкций. ЦБ РФ имеет право проводить проверки кредитных организаций и их филиалов. По рез-там проверки каждой кредитной организации (филиала) сост-ся акт проверки. В случае выявл-х нарушений, ЦБ м.направить кред-й организации предписания об устранении нарушений и применять санкции(штраф, запрет на ведение отд видов банк.д-ти и открытие филиалов до года, отзыв лицензии и др).

studfiles.net

1. 2 Основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, применяемые цб в рф

Методы денежно-кредитной политики — это способы воздействия на ориентиры денежно-кредитной политики, осуществляемые посредством применения определенных инструментов денежно-кредитной политики.

Инструменты денежно-кредитной политики — это тесно связанные с целевыми ориентирами денежно-кредитной политики показатели, находящиеся в сфере воздействия Банка России как органа денежнокредитного регулирования, величина которых может быть достаточно быстро скорректирована.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты. Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежнокредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

— политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;

— политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении.

Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов.

Методы денежно-кредитной политики — это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики -Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики — воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля Центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования. Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом. Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т. д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно -кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм. Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Практика формирования рыночной экономики и ее развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежнокредитной политики косвенными. Выбор типа проводимой денежно -кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. То есть, изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежнокредитной политики Центрального Банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям. Также изменение официальной ставки Центрального Банка означает переход к новой денежно — кредитной политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно — кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

ЦБ РФ проводит политику обязательных резервов, которая заключается в формировании кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Минимальные резервы — это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в Центральном Банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным Банком. Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во -первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов Центральный Банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым Центральным Банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный Банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в Центральном Банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в Центральном Банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Поэтому можно прийти к выводу, что денежно-кредитная политика лишь косвенно оказывает влияние на социально-экономическое положение страны. Тем не менее, для достижения определенных целей экономической политики Центральный банк Российской Федерации применяет те инструменты денежно-кредитного регулирования, которые будут более способствовать созданию благоприятной ситуации.

studfiles.net

Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ — Студопедия.Нет

Денежно-кредитная политика является частью экономической политики государства, главные стратегические цели которой – повышение благосостояния населения и обеспечение максимальной занятости. В связи с этим основными ориентирами макроэкономической политики правительства выступают обеспечение роста ВВП и снижение инфляции. В соответствии с принятыми на текущий год целями макроэкономической политики формулируются конечные цели денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная политика – это совокупность мероприятий, осуществляемых государством в области денежного обращения и кредитования, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы. В ходе денежно-кредитной политики регулируется в основном спрос на деньги или предложение денег (денежная масса).

Наделенный государством особыми правами Центральный банк является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики и играет главную роль в регулировании денежного обращения. Цели денежно-кредитной политики подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс).

Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного регулирования денежного обращения заключается в косвенном характере ее воздействия. Нужно отметить, что денежно-кредитная политика осуществляется как косвенными (экономическими), так и прямыми (административными) методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

0сновные инструменты и методы ДКП, используемые в РФ в первую очередь являются достижением мировой банковской практики. В своей основе наши методы аналогичны методам развития в развитых странах.

Схематично методы и инструменты, используемые Центральным банком, представлены на рис. 2 и в табл. 2.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России предполагает то, что в соответствии с ФЗ Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной политики на предстоящий год. Предварительно проект предоставляется Президенту РФ и Правительству РФ. Банк России должен правильно подбирать инструментарий для проведения денежно кредитной политики в соответствующих условиях, который приведет либо к фундаментальной, либо к мягкой корректировке.

В силу своего статуса и функций в проведении и регулировании денежно-кредитной политики страны Центральный банк играет исключительную роль в эмиссии и организации обращения платежных средств – «сырья», используемого при проведении расчетов, и в тоже время основы для денежно-кредитного регулирования.

Согласно Стратегии развития банковского сектора РФ за период до 2008 года основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора

 

Рис. 2. Методы денежно-кредитного регулирования

 


Таблица 2

Основные инструменты ДКП в России

Инструменты денежно-кредитной политики Сущность инструментов денежно-кредитной политики Роль инструментов в регулировании денежной сферы Степень использования инструментов в настоящее время
1. Процентные ставки по операциям Банка России Процентная политика Банка России проводится по двум направлениям: регулирование займов коммерческих банков у Центрального Банка и политика учетной ставки (ставки рефинансирования).   Воздействует на рыночные процентные ставки, стимулирует спрос на заемные средства со стороны реального сектора и, соответственно, экономический рост ЦБ РФ стремится к поддержанию реальных процентных ставок на уровне выше уровня инфляции, реализует последовательное снижение уровня процентных ставок по кредитам нефинансовым заемщикам. Фактически процентная политика Банка России направлена на поддержание сформированного ранее коридора процентных ставок по операциям Банка России.
2.Нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России   Обязательные резервы – часть суммы депозитов, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке России   Обеспечивает денежно-кредитное регулирование путем поддержания денежной массы в обращении на определенном уровне Установление высоких норм обязательных резервов — меньше средств может быть использовано ком. банками для активных операций, т.е. совокупная банковская ликвидность уменьшится, снизится денежный мультипликатор, что приведет к сокращению денежной массы. Сейчас норма составляет 3,5%, она была уменьшена летом 2004г. во время «кризиса доверия»
3. Рефинансирование банков Это кредитование Банком России кредитных организаций. Ставка, по которой Центральный Банк выдает кредиты, называется ставкой рефинансирования (на 1.10.2006 г. – 11,5%) Регулирование ликвидности банковской системы с целью обеспечения ее стабильности и регулирование динамики денежной массы, согласно поставленным задачам по уменьшению инфляции Банк России предоставляет банкам такие виды обеспеченных кредитов, как: внутридневные, овернайт, ломбардные. Осуществляет депозитные операции с кредитными организациями, целью которых является изъятие излишней ликвидности банковской системы. Выдавая ссуды банкам, ЦБ увеличивает резервы банковской системы, расширяется денежная база и происходит механизм изменения мультипликации предложения денег Повышение ставки — удорожание кредитов, уменьшение ссудных операций банков.
4. Валютные интервенции Это купля — продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег Цель — максимально приблизить курс национальной валюты к его покупательной способности. Для повышения курса национальной валюты Центральный Банк продает иностранную валюту, для снижения этого курса – скупает. Это инструмент контроля за денежными показателями. Начиная с 2004г., ЦБ стал проводить более гибкую курсовую политику, главным направлением по-прежнему является сохранение стабильности обменного курса. ЦБ РФ объявил об отказе от прежней ориентации курсовой политики лишь на доллар США и переходе к использованию корзины валют из евро и доллар
5. установление ориентиров роста денежной массы Устанавливаются ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Он служит монетарным индикатором, оказывающим влияние на инфляцию В качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики сейчас используется денежный агрегат М2

Резервные требования – нормативы обязательных резервов, депонируемых в банке России. Обязательные резервы – это часть кредитных ресурсов банков и кредитных учреждений, содержащиеся по требованию ЦБ на открытом беспроцентном счете. Они служат ограничению возможностей банков и кредитных учреждений осуществлять кредитную и депозитную эмиссию. Обязательные резервы служат обеспечением обязательств КБ по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов ЦБ поддерживает степень ликвидности КБ на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации. Законом установлено, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств банка и могут быть разными для различных КО. Минимальные резервы являются инструментов, используемым ЦБ для регулирования объема денежной массы в стране. В настоящее время минимальные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в ЦБ или иных высоколиквидных формах, определяемых ЦБ.

Согласно сложившимся в мире правилам обязательные резервы хранятся в форме бессрочных вкладов, данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банка на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода, если КБ не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты. Норма обязательных резервов рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам банка. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в ЦБ превышают установленный норматив

Операции на открытом рынке. Операции купли-продажи Банком России государственных ценных бумаг, прежде всего, у коммерческих банков, приводящие к изменению объема денежной массы. Покупая (или продавая) дополнительное количество облигаций, например ГКО, правительство при посредничестве ЦБ устанавливает такие цены (номинал облигаций) и доходность по ним (процентные ставки), которые должны стимулировать участников денежного рынка покупать ГКО при высоком уровне доходности и снижать спрос на них при низком.

Моральное воздействие – рекомендации, заявления, собеседования с участниками денежного рынка.

Контроль за рынком капиталов – порядок выпуска и размещения акций и облигаций, установления пределов внешних заимствований.

Допуск к рынкам – регулирование открытий новых банков и кредитных учреждений через лицензии.

Прямые количественные ограничения – включают пределы ставок, прямое ограничение кредитования (кредитные потолки), период “замораживания” процентных ставок.

Регулирование конкретных видов кредита – для стимулирования или сдерживания определенных видов производств.

Нормы инвестирования государственных ценных бумаг – устанавливаются для банков, кредитных учреждений, в особенности для инвестиционных институтов в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.

Установление ориентиров роста денежной массы (таритирование).

Надзор – контроль и регулирование деятельности КБ и кредитных учреждений с точки зрения обеспечения их безопасности.

 

studopedia.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *