Порядок аккредитации испытательных лабораторий – Требования к испытательным лабораториям и порядок их аккредитации

75. Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (ст. 31)

Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в Российской Федерации включает следующие шесть этапов: 1. Представление организацией-заявителем заявки и дру­гих документов на аккредитацию.

2. Экспертиза документов и назначение экспертов по аккредитации.

Результаты экспертизы должны быть отражены в эксперт­ном заключении, содержащем оценку соответствия предъявлен­ной вместе с заявкой информации условиям аккредитации. Представленную заявителем информацию используют для под­готовки и проведения аттестации.

3. Аттестация органа по сертификации или испытательной лаборатории.

Аттестацию проводят непосредственно в организации-за­явителе в соответствии с утвержденной программой.

4. Анализ материалов и принятие решения об аккредитации.

Аккредитующий орган должен рассмотреть и проанали­зировать информацию, полученную от заявителя; сведения, собранные при экспертизе; акт аттестации, документы, под­тверждающие устранение выявленных несоответствий, и дру­гую информацию, полученную в процессе аккредитации. На основе анализа аккредитующий орган принимает решение об аккредитации организации-заявителя в качестве органа по сер­тификации или испытательной лаборатории.

5. Оформление и выдача аттестата аккредитации. При по­ложительном решении аккредитующий орган оформляет, ре­гистрирует и выдает заявителю аттестат с указанием области аккредитации и срока действия (не более 5 лет), при отрица­тельном – направляет заявителю письмо с мотивированным отказом в аккредитации.

6. Контроль за аккредитованным органом по сертификации или испытательной лаборатории.

Контроль за соответствием органа по сертификации (ис­пытательной лаборатории) условиям аккредитации пред­усматривает внутренние проверки, проводимые аккреди­тованной организацией, и инспекционный контроль, про­водимый аккредитующим органом. При нарушении условий аккредитации аккредитующий орган принимает решение о при­остановлении действия или досрочной отмене аттестата ак­кредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную ак­кредитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно и без повторной аккредитации. Решение об этом принимает ак­кредитующий орган по результатам инспекционного контро­ля.

Доаккредитаиия – это аккредитация в дополнительной об­ласти деятельности. Этой процедуре подвергается ак­кредитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.

76. Схемы сертификации продукции и их содержание

Схемы сертификации продукции, применяемые в нашей стра­не и разработанные с учетом рекомендаций ИСО/МЭК. и прак­тики подтверждения соответствия в ЕС, приведены в табл. 1. При выборе схем сертификации используются те из них, которые обеспечивают необходимую доказательность сертификации, в том числе схемы, принятые в международной практике.

1 Испытания выпускаемой продукции на основе оценки одного или

нескольких образцов, являющихся ее «типовыми представителями».

Таблица показывает, что в качестве способов доказательства соответствия используются: испытание; проверка (оценка) произ­водства; инспекционный контроль; рассмотрение заявления-декла­рации о соответствии

(не путать с декларацией о соответствии как самостоятельным документом, используемым наряду с сер­тификатом соответствия. Данная декларация является спосо­бом доказательства соответствия в отдельных схемах сертифи­кации. Этот способ доказательства используют при сертифи­кации продукции изготовителя с высокой репутацией на рынке).

Один из приведенных в таблице способов доказательства или несколько их в сочетании между собой определяют содер­жание схемы конкретного номера. Рассмотрим кратко содержание схем сертификации.

Схема 1 – ограничивается испытанием в аккредитованной лаборатории типа, т. е. типового образца, взятого из партии товара. Схема применяется для изделий сложной конструкции.

Схема 1а – включает дополнительно к схеме 1 анализ (оцен­ку) состояния производства.

Схема 2 – усложняется, так как помимо испытания образца, после чего заявитель получает сертификат соответствия,

ней предусмотрен инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, находящейся в торговле. Для этого образцы отбираются в торговых организациях и подвергаются испытаниям в лаборатории.

Схема 2а – содержит дополнение к схеме 2 – анализ (оцен­ку) состояния производства до выдачи сертификата.

Схема 3 – предусматривает испытание образца, а после вы­дачи сертификата – инспекционный контроль путем ис­пытания образца, отбираемого на складе готовой продукции предприятия-изготовителя, перед отправкой потребителю. Об­разец подвергается испытанию в лаборатории.

Схема За – предусматривает испытание типа и анализ (оценку) состояния производства до выдачи сертификата, а так­же инспекционный контроль по схеме 3.

Схема 4 – состоит в испытании типового образца, как в предыдущих схемах, с усложненным инспекционным кон­тролем: образцы для контрольных испытаний отбираются как со склада изготовителя, так и у продавца.

Схема 4а – в дополнение к схеме 4 включает анализ со­стояния производства до выдачи сертификата соответствия на продукцию.

Схема 5 – самая сложная. Она включает испытание ти­пового образца, проверку производства путем сертификации системы обеспечения качества либо сертификацию самого про­изводства, более строгий инспекционный контроль, который проводится в двух формах: как испытание образцов сертифи­цированной продукции, отобранных у продавца и у изготови­теля и, в дополнение к этому, – как проверка стабильности условий производства и действующей системы управления каче­ством (подробнее см. вопросы 37–40)

Схема 6 – подтверждает выгодность для предприятия иметь сертификат на систему качества. Дело в том, что эта схе­ма заключается в оценке на предприятии действующей систе­мы качества органом по сертификации, но если сертификат как систему качества предприятие уже имеет, ему достаточно представить заявление-декларацию. Заявление-декларация — регистрируется в органе по сертификации и служит основанием для получения лицензии на использование знака соответ­ствия.

Схема 7 – заключается в испытании партии товара. Это . значит, что от партии товара, изготовленной предприятием, отбирается по установленным правилам средняя проба (выбор­ка), которая проходит испытания в лаборатории с последую­щей процедурой выдачи сертификата. Инспекционный конт­роль не проводится.

Схема 8 – состоит из испытания каждого изделия, из­готовленного предприятием, в испытательной лаборатории и дальнейшего принятия решения органом по сертификации о выдаче сертификата.

Схема 9– 10а – опирается на заявление-декларацию изготовителя с последующим инспекционным контролем за сертифицируемой продукцией. Такой принцип сертификации подходит для небольших предприятий и товаров, выпускаемых малыми партиями. В отдельных случаях предусматривается I анализ состояния производства. Заявление-декларацию подписывает руководитель предприятия, прилагает к нему протокол испытаний продукции на предприятии, информацию о надеж­ности системы контроля качества ее при производстве.

Документы рассматривает орган по сертификации однородной продукции, который принимает решение о возможности признания заявления-декларации и выдаче сертификата | соответствия.

studfiles.net

13.3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий

Аккредитация осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Постановлением от 6 июля 2001 г. № 514 «Об аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по оценке соответствия продукции, производственных процес­сов и услуг установленным требованиям качества и безопас­ности» утверждено Положение о проведении указанной работы. Согласно Закону о техническом регулировании оценка соот­ветствия преследует цель проверки соблюдения установленных требований и осуществляется в формах государственного конт­роля (надзора), аккредитации, испытаний, регистрации, под­тверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме (п. 3 ст. 7 Закона). Таким образом, аккредитация организаций в области подтверждения соответствия входит в сферу дейст­вия указанного Постановления Правительства РФ.

Орган по аккредитации управляет системой аккреди­тации, и основные требования к нему устанавливает ГОСТ Р 51000.2—95, разработанный с учетом европейского стандарта EN 45003.

Организация, претендующая на право стать органом по аккредитации, должна иметь:

• определенный юридический статус;

• финансовую стабильность;

• организационную структуру, соответствующую обеспе­чению компетентности;

• беспристрастность и независимость при аккредитациях;

• площади и оборудование;

• квалификационный персонал;

• необходимые нормативные документы на критерии и процессы аккредитации;

• систему обеспечения качества аккредитации.

В настоящее время аккредитацию испытательных лабо­раторий и органов по сертификации в Российской Феде­рации осуществляют подразделения Росстандарта в обязательной области и центральные органы систем сер­тификации в добровольной области. В связи с тенденцией разделения сертификации и аккредитации и созданием Рос­сийской системы аккредитации функции органов по аккре­дитации постепенно переходят к другим структурам.

Типовая схема организации органа по аккредитации в соот­ветствии с EN 45003 приведена на рис. 13.2.

Рис. 13.2. Типовая схема органа по аккредитации (EN 45003)

Управляющий совет состоит из представителей заинтере­сованных в работе органа министерств, ведомств, профсоюзных объединений, предприятий и других структур. Он координи­рует деятельность органа в обозначенной области.

Наблюдательный совет состоит из учредителей органа по аккредитации, его задачей является общий контроль за работой органа. Он не должен ставить перед исполнительным руководством органа задачи, способные подорвать доверие к нему, например, увеличение прибыли за счет проведения большего числа аккредитаций.

Исполнительная дирекция органа, в состав которой вхо­дят руководитель, штат экспертов-аудиторов по аккредитации, секретариат и бухгалтерия, осуществляет всю текущую работу по организации и проведению процессов аккредитации.

Ответственный за системы обеспечения качества в органе по аккредитации — как правило, штатный работ­ник, обладающий соответствующим опытом и квалифика­цией в области управления качеством.

Апелляционная комиссия рассматривает жалобы по вопросам аккредитации со стороны заявителей.

Комиссия по аккредитации утверждает отчеты экспертов по проведению аккредитации и принимает решение о выдаче аттестата аккредитации или отказе в этом.

Секторные комитеты по направлениям аккредитации состоят из специалистов различных организаций по отдель­ным проблемам и специалистов, привлекаемых органом по аккредитации для помощи в разработке правил и процедур аккредитации.

Орган по сертификации продукции (услуг), чтобы быть признанным в качестве компетентного, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.5—96 «Общие требования к органам по сертификации продукции и услуг»:

• орган по сертификации должен иметь штатный персонал, возглавляемый квалифицированным руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют коммерческую заинте­ресованность в результатах проводимой сертификации;

• орган по сертификации должен располагать необходи­мыми средствами, фондом документов, необходимых для проведения сертификации, и документированными процеду­рами, позволяющими проводить сертификацию продукции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к данной области производственной деятельности;

• специалисты, осуществляющие оценку соответствия продукции или услуг, испытания или инспекционный кон­троль, должны иметь статус экспертов системы сертифика­ции в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации;

• орган по сертификации должен иметь полный перечень (реестр) сертифицированной продукции или услуг с указа­нием обладателей сертификатов или разрешений (лицензий) на применение знака соответствия;

• орган по сертификации обязан контролировать исполь­зование выданных им сертификатов соответствия, знаков соответствия и разрешений на их применение.

На период аккредитации, если необходимо, привлекаются внешние эксперты.

Орган по аккредитации должен располагать документа­цией, которая условно делится на три группы:

1) общая документация по правилам аккредитации;

2) внутренняя документация органа по процедурам ак­кредитации;

3) информационные сведения об органе и его деятель­ности.

Инспекционный контроль за деятельностью органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий проводят органы по аккредитации в форме плановых и вне­плановых проверок.

Инспекционный контроль проводится комиссией из состава экспертов по аккредитации. Продолжительность инспекционного контроля не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, при наличии мотиви­рованных оснований органом по аккредитации срок проведения данной проверки может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Испытательная лаборатория должна быть признана ком­петентной для выполнения работ в определенной области аккредитации и должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.3—96 «Общие требования к испытательным лабора­ториям».

Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий в Российской Федерации включает следующие шесть этапов (Р 50.4.001—96).

1. Представление организацией-заявителем заявки и дру­гих документов на аккредитацию.

2. Экспертиза документов и назначение экспертов по ак­кредитации. Результаты экспертизы должны быть отражены в экспертном заключении, содержащем оценку соответствия предъявленной вместе с заявкой информации условиям аккре­дитации. Представленную заявителем информацию исполь­зуют для подготовки и проведения аттестации.

3. Аттестация органа по сертификации или испытатель­ной лаборатории. Аттестацию проводят непосредственно в организации-заявителе в соответствии с утвержденной программой.

4. Анализ материалов и принятие решения об аккреди­тации. Аккредитирующий орган должен рассмотреть и проана­лизировать информацию, полученную от заявителя; сведения, собранные при экспертизе; акт аттестации, документы, под­тверждающие устранение выявленных несоответствий, и дру­гую информацию, полученную в процессе аккредитации. На основе анализа аккредитирующий орган принимает решение об аккредитации организации-заявителя в качестве органа по сертификации или испытательной лаборатории.

5. Оформление и выдача аттестата аккредитации. При положительном решении аккредитирующий орган оформ­ляет, регистрирует и выдает заявителю аттестат с указанием области аккредитации и срока действия (не более пяти лет), при отрицательном — направляет заявителю письмо с моти­вированным отказом в аккредитации.

6. Контроль за аккредитованным органом по сертифика­ции или испытательной лаборатории. Контроль за соответст­вием органа по сертификации (испытательной лаборатории) условиям аккредитации предусматривает внутренние про­верки, проводимые аккредитованной организацией, и инспек­ционный контроль, проводимый аккредитирующим органом.

При нарушении условий аккредитации аккредитирующий орган принимает решение о приостановлении действия или досрочной отмене аттестата аккредитации.

Система аккредитации предусматривает повторную аккре­дитацию и доаккредитацию.

Повторная аккредитация проводится не реже чем раз в пять лет. Продление действия аттестата аккредитации возможно без повторной аккредитации. Решение об этом принимает аккреди­тирующий орган по результатам инспекционного контроля.

Доаккредитация — это аккредитация в дополнительной области деятельности. Этой процедуре подвергается аккре­дитованная организация, которая претендует на расширение своей области деятельности.

Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний, измере­ний, анализа) соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.

studfiles.net

Положение об аккредитации испытательных лабораторий и…

Действующий

1.1. Настоящее Положение устанавливает основные принципы аккредитации юридических лиц — предприятий, организаций и учреждений (далее предприятий) в качестве испытательных лабораторий и органов по сертификации средств защиты информации в системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации.

1.2. Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», Постановлением Правительства Российской Федерации «О сертификации средств защиты информации», на основании «Системы сертификации ГОСТ Р», «Правил по проведению сертификации в Российской Федерации», «Положения о сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации», «Положения о государственном лицензировании деятельности в области защиты информации».

1.3. Аккредитация предприятия в качестве органа по сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации (далее — орган по сертификации) является официальным признанием его технической компетентности и независимости от разработчиков, изготовителей (поставщиков) и заказчиков (потребителей) испытываемых средств защиты информации для организации и проведения испытаний в соответствии с требованиями стандартов или иных нормативных документов.

Аккредитация предприятия в качестве испытательной лаборатории может являться официальным признанием только ее технической компетентности в проведении испытаний. При этом, испытания для целей сертификации допускается проводить лишь под контролем представителей органа по сертификации соответствующих средств защиты информации.

Аккредитация производится только при наличии у указанных органов и лабораторий лицензий на соответствующие виды деятельности.

1.4. При аккредитации предприятия ему выдается Аттестат аккредитации (Приложения 1, 2) с указанием области аккредитации. Срок действия Аттестата аккредитации не должен превышать пяти лет.

1.5. Требования аккредитации, установленные настоящим документом, являются общими для всех видов испытаний средств защиты информации.

При необходимости, они могут быть дополнены другими требованиями, исходя из специфики деятельности конкретного предприятия.

1.6. Аккредитацию предприятий осуществляет Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России).

2.1. Аккредитация предусматривает следующие этапы:

рассмотрение документов, представленных предприятием;

проверка предприятия комиссией, определяемой Гостехкомиссией России;

принятие решения об аккредитации по результатам проверки;

оформление, регистрация и выдача Аттестата аккредитации.

2.2. Предприятие, претендующее на аккредитацию, должно подать заявку на аккредитацию (Приложения 3, 4). Одновременно с заявкой направляется проект Положения об органе по сертификации или испытательной лаборатории с заявляемой областью аккредитации (Приложение 5). В случае аккредитации предприятия в качестве испытательной лаборатории средств защиты информации к заявке дополнительно прикладывается паспорт испытательной лаборатории (Приложение 6) и анкета-опросник (Приложение 7).

2.3. После рассмотрения представленных материалов создается комиссия по проверке предприятия. Состав комиссии формируется из специалистов территориальных органов Гостехкомиссии России, отраслевых, региональных центров по защите информации, других организаций и предприятий, компетентных в области защиты информации, и утверждается руководителем Гостехкомиссии России.

2.4. Проверка проводится на соответствие фактического состояния предприятия представленным документам и на его способность выполнять заявленные функции. По результатам проверки комиссия составляет акт (в случае испытательной лаборатории средств защиты информации форма акта приведена в Приложении 8), который подписывается членами комиссии и представляется для ознакомления руководителю аккредитуемого предприятия.

2.5. Решение об аккредитации предприятия принимается после рассмотрения всей полученной информации о состоянии этого предприятия и его готовности к аккредитации. Аккредитованное предприятие вносится Гостехкомиссией России в государственный реестр системы и ему выдается Аттестат аккредитации.

2.6. За 6 месяцев до окончания срока действия Аттестата аккредитации предприятие, имеющее намерение продлить его действие, направляет заявку в соответствии с п. 2.2 настоящего документа.

Порядок повторной аккредитации устанавливается в зависимости от результатов контроля и может проводиться по полной или сокращенной процедуре, устанавливаемой в каждом конкретном случае.

2.7. Аккредитация в дополнительной области.

2.7.1. Орган по сертификации, испытательная лаборатория, претендующие на расширение своей области аккредитации, направляют заявку на аккредитацию в дополнительной области (Приложения 3, 4).

К заявке прилагаются:

сведения о дополнительной области аккредитации;

2.7.2. Аккредитация может проводиться по полной или сокращенной программе, устанавливаемой в каждом конкретном случае.

3.1. Контроль может осуществляться путем:

периодических проверок;

предоставления предприятием регулярной информации о качестве проводимых им испытаний, о результатах периодических внутренних проверок системы обеспечения качества испытаний, о претензиях клиентов и т.д.;

любых других действий контрольного характера, которые могут обеспечить уверенность в том, что предприятие в течение срока действия Аттестата аккредитации соответствует требованиям, предъявленным к нему при аккредитации.

3.2. Условия контроля для каждого предприятия определяются в соответствующем Положении об органе по сертификации (испытательной лаборатории) при принятии решения по его аккредитации.

3.3. Расходы на проведение всех видов работ по аккредитации предприятий в качестве испытательных лабораторий и органа по сертификации, по осуществлению контроля и надзора за их деятельностью оплачиваются заявителями в порядке, установленном Гостехкомиссией России по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

4.1. Аккредитация предприятия может быть досрочно отменена в следующих случаях:

несоответствие предприятия требованиям, предъявляемым к аккредитованным предприятиям;

самостоятельное решение аккредитованного предприятия о досрочном прекращении действия аккредитации.

Предприятие может в течение 15 дней опротестовать решение по любым вопросам аккредитации в Госарбитраже России.

dokipedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *