Методики психологической диагностики детей дошкольного возраста: инструментарий для эффективной работы психолога ДОУ

Какие методики используют психологи для диагностики дошкольников. Как проводится диагностика адаптации к детскому саду. Какие тесты применяются для оценки готовности к школе. Какие инструменты помогают исследовать познавательные процессы и эмоциональную сферу дошкольников.

Содержание

Роль психологической диагностики в работе с дошкольниками

Психологическая диагностика является важнейшим направлением деятельности педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. Она позволяет оценить уровень психического развития ребенка, выявить его индивидуальные особенности и потребности, определить наличие проблемных зон.

Грамотно проведенная диагностика дает возможность:

  • Отследить динамику развития ребенка
  • Выявить детей, нуждающихся в психологической помощи
  • Определить готовность к школьному обучению
  • Изучить адаптацию к детскому саду
  • Исследовать познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу
  • Оценить детско-родительские отношения

Диагностика адаптации ребенка к дошкольному учреждению

Период адаптации к детскому саду — важный этап в жизни дошкольника. От того, насколько успешно он пройдет, во многом зависит дальнейшее развитие и эмоциональное благополучие ребенка.


Для оценки процесса адаптации психологи ДОУ используют следующие методики:

Методика А.С. Роньжиной «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению»

Данная методика позволяет определить уровень адаптации по следующим критериям:

  • Эмоциональное состояние ребенка
  • Социальные контакты
  • Сон и аппетит
  • Адекватность поведения

На основе наблюдений за ребенком в течение дня заполняется специальный протокол. По сумме баллов делается вывод об уровне адаптированности: высокий, средний или низкий.

Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка к ДОУ»

Методика включает анкету для воспитателей и анкету для родителей. Оценивается:

  • Настроение
  • Сон
  • Аппетит
  • Отношение к окружающим
  • Поведение в игре
  • Признаки утомления

По результатам анкетирования определяется степень адаптации: легкая, средняя или тяжелая.

Диагностика готовности к школьному обучению

Оценка готовности к школе — одна из важнейших задач психолога ДОУ. Для ее решения применяются следующие методики:

Методика Л.А. Ясюковой «Определение готовности к школе»

Комплексная методика позволяет оценить:


  • Речевое развитие
  • Визуальное мышление
  • Интуитивное понятийное мышление
  • Логическое мышление
  • Образное мышление
  • Абстрактное мышление
  • Скорость переработки информации
  • Внимательность
  • Зрительно-моторную координацию
  • Кратковременную речевую память
  • Кратковременную зрительную память
  • Тревожность
  • Энергию
  • Настроение

По результатам обследования делается вывод о степени готовности ребенка к школе.

Методика Н.Я. Семаго и М.М. Семаго «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения»

Методика включает выполнение 5 заданий:

  1. Продолжение узора по образцу
  2. Срисовывание письменных букв
  3. Срисовывание группы точек
  4. Определение первого звука в слове
  5. Работа по инструкции (графический диктант)

Оцениваются развитие тонкой моторики, произвольного внимания, пространственного восприятия, сформированность навыков звукового анализа слова и графической деятельности.

Диагностика познавательных процессов дошкольников

Для исследования познавательной сферы детей психологи ДОУ используют различные диагностические комплекты. Наиболее популярны следующие:


Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко

Комплект включает методики для диагностики:

  • Восприятия
  • Памяти
  • Мышления
  • Воображения
  • Внимания
  • Общей осведомленности
  • Мелкой моторики

Методики подобраны с учетом возраста детей от 3 до 7 лет. Для каждого возраста предусмотрен свой набор заданий.

Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой

Комплект содержит методики для оценки:

  • Восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Воображения
  • Мелкой моторики
  • Эмоционально-волевой сферы

Методики адаптированы для детей 3-7 лет. Диагностика проводится в игровой форме, что повышает интерес детей к заданиям.

Исследование эмоционально-личностной сферы дошкольников

Диагностика эмоционального состояния и личностных особенностей ребенка — важная задача психолога ДОУ. Для ее решения применяются следующие методики:

Методика «Эмоциональные лица» Н.Я. Семаго

Цель методики — оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.


Ребенку предъявляются изображения лиц с различными эмоциональными выражениями. Нужно определить и назвать эмоцию.

Тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена

Методика позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Ребенку предлагается выбрать одно из двух лиц, нарисованных под картинкой — веселое или печальное.

Методика «Лесенка» С.Г. Якобсон, В.Г. Щур

Цель методики — исследование самооценки ребенка.

Ребенку предъявляется нарисованная лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки. Ребенку предлагается поставить себя на одну из ступенек.

Диагностика детско-родительских отношений

Изучение особенностей внутрисемейных отношений позволяет выявить возможные проблемы и оказать своевременную помощь семье. Для этого психологи ДОУ используют следующие методики:


Проективная методика «Рисунок семьи»

Методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Ребенку предлагается нарисовать свою семью. Анализируются состав нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи, особенности изображения отдельных фигур.

Тест «Диагностика эмоциональных отношений в семье» Е. Бене и Д. Антони

Методика позволяет изучить эмоциональные отношения ребенка с членами семьи.

Ребенку предъявляются карточки с изображениями членов семьи и различных чувств. Нужно подобрать к каждому члену семьи подходящие чувства.

Современные подходы к психодиагностике дошкольников

Психодиагностика дошкольников постоянно развивается. Появляются новые подходы и методики, учитывающие современные реалии. Среди актуальных тенденций можно выделить:

  • Использование компьютерных технологий в диагностике
  • Применение проективных методик
  • Диагностика в игровой форме
  • Комплексный подход к обследованию ребенка
  • Индивидуализация диагностических процедур

Современный психолог ДОУ должен владеть широким спектром диагностических методик и уметь подбирать оптимальный инструментарий для каждого конкретного случая.


Этические аспекты психодиагностики дошкольников

При проведении психологической диагностики детей дошкольного возраста необходимо соблюдать ряд этических принципов:

  • Конфиденциальность результатов обследования
  • Получение информированного согласия родителей
  • Использование только валидных и надежных методик
  • Корректная интерпретация результатов
  • Недопустимость постановки психиатрических диагнозов
  • Обеспечение психологической безопасности ребенка

Соблюдение этих принципов позволяет сделать психодиагностику эффективным инструментом помощи ребенку и его семье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *