Пенсии в беларуси: Размеры и перерасчеты пенсий — Комитет по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома

Содержание

Надбавки, доплаты и социальные пенсии вырастут в Беларуси с 1 августа

29 июля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси с 1 августа в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (БПМ) в среднем на душу населения проведены перерасчеты социальных пенсий, надбавок и повышений, доплат пенсионерам в возрасте старше 75 лет, сообщили БЕЛТА в Министерстве труда и социальной защиты.

БПМ с 1 августа в расчете на месяц установлен в размере Br283,46. Он повысился на 3,7% по сравнению с нормативом, действовавшим с 1 мая 2021 года. Соразмерно увеличиваются социальные пенсии, доплаты и надбавки пенсионерам.

Ежемесячная доплата к пенсиям для неработающих граждан в возрасте 80 лет и старше составит Br70,87, а в возрасте от 75 до 80 лет - Br53,15. Надбавка для инвалидов I группы составит Br70,87, а пенсионеров, достигших 80-летнего возраста, - Br35,44.

Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, - до Br311,81, инвалидам с детства II группы - Br269,29, инвалидам II группы, детям в случае потери кормильца - Br240,94, инвалидам III группы - Br212,60, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста - Br141,73, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья - от Br226,77 до Br311,81.

Также установлена пенсия в размере Br279,38 матерям и (или) отцам детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, имевших третью и (или) четвертую степень утраты здоровья, признанных впоследствии инвалидами I группы с детства, которые осуществляют уход за ними не менее 20 лет и достигли общеустановленного пенсионного возраста.

Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br283,46 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br340,15 (за двумя и более лицами).

Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-

Виды пенсий

Пенсии по возрасту Согласно статье 5 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) право на трудовую пенсию имеют лица, читать далее...
Пенсии по инвалидности Пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии следующего стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией читать далее...
Пенсии по случаю потери кормильца Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. При этом лицам, указанным в пунктах "а" и "в" статьи 35 Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении", пенсии назначаются независимо от того, состояли ли они на читать далее...
Пенсии за выслугу лет Право на пенсию за выслугу лет предоставляется при наличии стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь не менее 15 лет 6 месяцев. читать далее...
Социальные пенсии Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию: инвалидам, в том числе инвалидам с детства; лицам, достигшим возраста: мужчины - 65 лет, женщины - 60 лет; детям - в случае потери кормильца; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет читать далее...
Пенсия за особые заслуги перед РБ Положением о пенсиях за особые заслуги перед Республикой Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.03.1993 № 185 (в редакции постановления Совета Министров республики Беларусь 13.10.2011 № 1367) определяются условия и порядок установления (пересмотра размера) и выплаты пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь (далее - пенсия за особые заслуги) читать далее...
Повышения пенсий К пенсиям по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет устанавливается надбавка на уход: инвалидам I группы - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту; пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста - 50 процентов минимального размера пенсии по возрасту читать далее. ..

Пенсионное обеспечение - Посольство Республики Беларусь в Королевстве Бельгия

О порядке выплаты пенсий гражданам Республики Беларусь, выезжающим на постоянное место жительства за границу 

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17.04.1992 года право на государственное пенсионное обеспечение предоставлено постоянно проживающим на территории Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами. Соответствующего договора между Республикой Беларусь и Королевством Бельгия не имеется.

Статья 92 Закона «О пенсионном обеспечении» допускает выплату пенсии гражданину Республики Беларусь, выехавшему на постоянное место жительства за границу, если пенсия была назначена в Республике Беларусь до его выезда границу. Во исполнение статьи 92 Закона Кабинет Министров Республики Беларусь принял «Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место заграницу» от 21 сентября 1994 года № 83. В Положении указан следующий перечень видов пенсий, которые выплачиваются за пределами Республики Беларусь: Лицам, выехавшим за границу после введения в действие Закона «О пенсионном обеспечении» (с 01.01.1993 года) выплачиваются только пенсии по инвалидности, вследствие увечья или профессионального заболевания, а также пенсии в случае потери кормильца, умершего вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; Лицам, выехавшим за границу на постоянное место жительства до 01.01.1993 года выплачиваются все виды пенсий. Пенсии, назначенные в соответствии с указанным законом «О пенсионном обеспечении» до выезда граждан на постоянное место жительства за границу, выплачиваются за 6 месяцев вперед перед их отъездом за границу независимо от вида пенсии. Выплата производится в национальной валюте Республики Беларусь.

Лица, проживающие за границей и подпадающие под действие упомянутого Положения № 83 от 21.09.1994 года в части перечня видов пенсий, которые выплачиваются за пределами Республики Беларусь (см. пп. 1 и 2), могут подавать заявления о переводе пенсий за границу в Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь через консульский отдел Посольства Республики Беларусь в Королевстве Бельгия. В этом случае выплата пенсий за границу начинает осуществляться после поступления в Фонд социальной защиты заявления гражданина и справки консульского учреждения Республики Беларусь в стране постоянного жительства пенсионера о месте его проживания за границей и дате выезда из Республики Беларусь (до 01.01.1993 года).

Пенсионерам – гражданам Республики Беларусь, выехавшим на постоянное место жительства за границу и впоследствии возвратившимся в Республику Беларусь для постоянного проживания, выплата назначенной им пенсии возобновляется со дня подачи соответствующего заявления и на основании имеющихся в пенсионном деле документов, но не ранее дня возобновления постоянной прописки на территории Республики Беларусь.

В Посольстве Республики Беларусь в Королевстве Бельгия можно оформить доверенность на получение пенсии от гражданина, временно находящегося за пределами Республики Беларусь, на лицо, указанное заявителем, при предоставлении паспортных данных на такое лицо, а также всех реквизитов организации в Республике Беларусь, где будет получаться такая пенсия. Стоимость — 35 евро.

«Белорусский стаж» учитывается при назначении пенсий в России

В День единения народов России и Беларуси, 2 апреля, существенной является информация о пенсионном обеспечении жителей Союзного государства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а россиян - в Беларусь, имеет некоторые особенности. Оно регулируется специальным Договором, учитывающим многочисленные нюансы. Этот договор — один из самых проработанных, направленных на защиту пенсионных прав жителей бывшего Советского Союза, считают в Пенсионном фонде.

Международный Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения действует с 29 марта 2007 года. Он основан на пропорциональном принципе. Каждая Договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании стажа, приобретенного на её территории. При этом периоды стажа по 12.03.1992 г. (включительно) учитывает та сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

По Договору право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь, проживающие на территории одного из государств, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства сторон.

При определении права на пенсию возможно суммирование стажа, выработанного на территории одного государства, со стажем, выработанным на территории другого. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляется по Законодательству обоих государств.

Стаж, приобретенный после 13 марта 1992 на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Наибольшее количество «белорусских пенсионеров» живет в Иванове. Управление ПФР в Иванове, Кохме и Ивановском районе выплачивает 24 трудовые пенсии гражданам Российской Федерации, назначенные в том числе по нормам международного Договора, и 1 - гражданину Беларуси, проживающему на территории Российской Федерации.

Поделиться новостью

В Беларуси подняли пенсионный возраст, и он продолжит расти. Как финансово обезопасить себя в старости?

Пенсионный возраст с 1 января 2020 года в Беларуси повысили и для мужчин, и для женщин. Однако и это не конечные даты выхода на заслуженный отдых белорусов.

С 1 января 2020 года пенсионный возраст в Беларуси увеличился еще на 6 месяцев. Для мужчин он теперь равен 62 годам, для женщин – 57. Однако и это не конечные даты выхода на заслуженный отдых для наших граждан.

Повышение пенсионного возраста в Беларуси будет реализовываться до 2022 года включительно. Каждый январь будет прибавляться по 6 месяцев до тех пор, пока возраст выхода на пенсию не достигнет для женщин 58 лет, а для мужчин – 63 лет.

При этом идет обсуждение относительно того, чтобы повышать пенсионный возраст и после 2022 года: или исключительно для женщин – до 60 лет, или для обоих полов – до 65 лет.

Все это делается не просто для того, чтобы люди больше работали. С увеличением срока выхода на пенсию в Беларуси у государства появляется возможность повышать пенсии за счет экономии бюджета.

Что нужно, чтобы получить пенсию?

Чтобы получить пенсию по возрасту, у человека обязательно должен быть страховой стаж. В настоящее время он составляет 17,5 года, однако в 2025 году его планируют повысить до 20 лет.

Страховой стаж – общая продолжительность всех периодов трудовой деятельности, за которые уплачивались взносы в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

В настоящее время в страховой стаж не входят:

  • обучение на дневных отделениях в средних специальных и высших учебных учреждениях; 
  • служба в армии; 
  • декретный отпуск; 
  • периоды получения пособия по безработице; 
  • отпуск по уходу за инвалидом (в том числе ребенком-инвалидом), лицом старше 80 лет.

Как повысить размер пенсии?

Если, на ваш взгляд, ваша пенсия слишком маленькая, повысить ее можно, поработав еще 5 лет после достижения пенсионного возраста. При этом нужно оформить необходимые документы и временно отказаться от заработанной пенсии. В таком случае за каждые 2 месяца работы ваша пенсия будет повышаться на 1 % заработка, принятого для исчисления.

Если же вы еще не достигли пенсионного возраста, но уже обеспокоены вашим материальным состоянием в старости, то вот несколько рекомендаций, позволяющих защитить себя в будущем:

1.    Откройте депозит.

Как правило, банковские вклады в нашей стране открываются на несколько лет, так что вам придется продлевать договор с банком. С другой стороны, будет возможность изучить более выгодные предложения и отнести ваши сбережения на пенсию в другой банк.

При выборе вклада на длительный срок стоит изучить не только процентную ставку, но и возможность досрочного отзыва, а также наличие капитализации процентов.

2.   Вложитесь в облигации.

Облигации – это ценные бумаги, при помощи которых эмитент (тот, кто их выпускает) берет в долг средства у инвесторов, а последние получают шанс разместить и приумножить свои деньги. В Беларуси облигации выпускает Министерство финансов, банки, а также частные компании. При этом доходность этих бумаг зависит от рисков.

3.   Пенсионное страхование.

Данный вариант накоплений позволяет получить прибавку к пенсии в течение определенного времени или даже пожизненно с возможностью наследования. Пенсионное страхование развито за границей, а в Беларуси только набирает популярность.

В таблице ниже представлен пенсионный возраст мужчин и женщин в 2020 году, а также ожидаемое его повышение к 2022 году.

 

мужчины

   женщины

1 января 2020     

62

57

1 января 2022     

63

58

Кристина Смольянова, официальный сайт Федерации профсоюзов Беларуси


В Беларуси в 2022 году повысят пенсионный возраст и страховой стаж.

Как они изменятся

С 1 сентября поднимут трудовые пенсии — в среднем на 6,3%. Это первое их повышение в нынешнем году, из-за чего реальные пенсии, которые рассчитывают с поправкой на инфляцию, падают седьмой месяц подряд. Тем временем белорусов со следующего года ожидает очередное плановое повышение пенсионного возраста и минимального страхового стажа. Рассказываем, как они изменятся.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Reuters

Как изменится пенсионный возраст

На 2022 год запланировано очередное повышение пенсионного возраста, которое началось в 2017 году. Со следующего года этот показатель составит 63 года для мужчин и 58 — для женщин, сообщается на сайте Минтруда.

В этом году пенсионный возраст для мужчин составит 62 года и 6 месяцев, для женщин — 57 лет и 6 месяцев.

Ранее чиновники обсуждали дальнейшее повышение пенсионного возраста после 2022 года, но речь шла только о женщинах. Еще больше повысить пенсионный возраст советовали и в МВФ.

— Давайте мы посмотрим, как в 2022 году пенсионная реформа будет влиять на балансировку Фонда, — говорила ранее министр труда Ирина Костевич.

Напомним, в бюджете ФСЗН, из средств которого выплачивают пенсии и пособия, не первый год наблюдается дыра, из-за которой требуются ежегодные вливания — субвенции из госбюджета. Об этом ранее заявлял в том числе Александр Лукашенко. Минтруда и другим профильным ведомствам не удается решить эту проблему.

Как перепишут минимальный страховой стаж

Со следующего года также повысят минимальный страховой стаж, который необходим для получения трудовой пенсии. В него входит только то время, когда вы работали и работодатель платил за вас страховые взносы в Фонд соцзащиты. В нынешнем году минимальный страховой стаж составляет 18 лет, с 1 января 2022 года он вырастет на полгода — до 18,5 года.

Минимальный страховой стаж намерены повысить до 20 лет (это произойдет в 2025 году). Напомним, в 2013 году этот показатель увеличился с 5 до 10 лет. Белорусы, которые не выработали страховой стаж по новым правилам, попадают в «пенсионную ловушку», они не могут претендовать на трудовую пенсию, им могут назначить только социальную: мужчины — с 65 лет, женщины — с 60 лет. Сейчас социальная пенсия составляет 141,73 рубля.

Ранее с 1 января 2020 года в страховой стаж начали включать срочную службу в армии. Это новшество на стадии обсуждения не поддерживали в Минтруда и Минфине. При этом по учебе в вузе и декретному отпуску, включение в страховой стаж которых обсуждалось наряду со службой в армии, власти изменения не приняли.

Когда будут повышать пенсии в Беларуси? — Блог Гродно s13

Диаграмма infobank.by

Вот уже четвертый месяц средняя по Беларуси назначенная пенсия всех категорий ее получателей держится на уровне 482,6 BYN – с декабря 2020-го, когда она повысилась, и все три месяца 2021-го, пишет infobank.by. Это – исторически рекордное номинальное, в BYN-рублях, значение: год назад средняя пенсия составляла 432,7 BYN, два года назад – 381,8  BYN, три года назад – 314,8 BYN.

Но все эти четыре последних месяца цены на товары и услуги (в том числе коммунальные) росли, причем довольно быстро: инфляция заметно ускорилась, что подтверждает даже государственная статистика.

Так, по официальным данным Белстата, за декабрь-март цены на потребительском рынке выросли на 5,1%. Значит, пенсия, которая номинально никак не изменилась за эти четыре месяца, стала меньше, с учетом инфляции, на эти самые 5,1%. Это – реальное падение пенсии при ее номинальном сохранении на прежнем уровне.

Напомним, что декабрьское повышение пенсий привело к их увеличению на 5,4% (в среднем). Это значит, что рост цен уже почти полностью «срезал» то повышение. Очевидно, что в апреле реальная пенсия уже окажется меньше, чем она была до повышения в декабре.

На первый взгляд, это и есть основание для повышения пенсий. Если не в апреле, так в мае. Иначе реальная покупательная способность пенсий снизится еще больше, ведь цены продолжат расти.

Однако власти все это считают и высчитывают не так: за основу берется т. н. «бюджет прожиточного минимума пенсионера» (БПМп). Этот бюджет устанавливается официально, централизованно, и не каждый месяц. Например, в марте он остался на февральском уровне. Значит, и реальная пенсия в марте, получается, не снизилась с февраля, несмотря на общий рост цен.

Ведь если выразить размер пенсии в количестве бюджетов прожиточного минимума пенсионера, то мартовская средняя по стране пенсия осталась на февральском уровне – 2,423 БПМп, а потому оснований для повышения пенсий нет. И если БПМп и дальше не будут официально поднимать, то и оснований для повышения пенсий не будет.

Но долго, конечно, такая «хитрость» продлиться не может. Ведь сегодняшняя реальная, в этих самых БПМп, пенсия – далеко не рекордная. А такая же, какой пенсия  была еще полтора-два года назад, в середине 2019-го.

Наивысшими же по покупательной способности (в количестве БПМп) остаются пенсии 2013 года. Максимальная была тогда размером в 2,608 БПМп. То есть, по реальной покупательной способности пенсии сейчас меньше, чем были 7-8 лет назад.

В долларовом же эквиваленте средняя по Беларуси пенсия марта 2021-го – $184 – даже ниже, чем была в 2019-м, и намного ниже, чем в 2013-14 годах, когда она была в долларах наибольшей в истории – более $200 (рекордная: $245 в конце 2014-го, перед девальвацией). А сегодняшний долларовый уровень был таким еще в 2010 году: более 10-и назад.

И это при том, что количество получателей пенсии в Беларуси быстро сокращается. В первую очередь – из-за повышения возраста выхода на пенсию. Это уменьшает нагрузку на  пенсионный фонд.  Что чисто математически, без дополнительных усилий, дает возможность увеличить пенсии.

Так, в органах по труду, занятости и социальной защите на учете состояло пенсионеров по возрасту, инвалидности и потери кормильца:

  • в марте 2021 года– 2 млн 477,5 тыс.
  • 1 год назад, в марте 2020-го– 2 млн 529,4тыс.
  • 2 года назад, в марте 2019-го – 2млн 557,5 тыс.
  • 3 года назад, в марте 2018-го – 2 млн 592,3 тыс.
  • 4 года назад, в марте 2017-го – 2 млн 618,9 тыс.

Как видим, за 4 года пенсионеров стало меньше на 141,4 тыс. чел., и теперь их уже меньше, чем было 10 лет назад. Это дало большой эффект экономии пенсионных денег.

Итак, пенсии в Беларуси в реальном и долларовом выражении сейчас ниже, чем были 7-8 лет назад, в 2013-14 гг. И хотя они выше, чем были в кризис 2015-17 гг., повышения уровня жизни белорусского пенсионера выше докризисного не произошло. В последние же два года реального и долларового роста пенсий нет вообще.

А теперь уже есть риск и существенного снижения пенсий в реальном выражении: финансовое состояние государства сейчас такое, что денег даже на запланированное повышение пенсий может просто не быть при всем желании. Так что о скором – в ближайшие месяцы – повышении пенсий в Беларуси пока «мечтать» не стоит.

Как долго продлится этот период «неповышения»? Например, в 2019-20 гг. был 11-месячный период, когда средний размер пенсий оставался неизменным. Перед последним, декабрьским повышением, средняя пенсия держалась на одном уровне 5 месяцев. Сейчас – уже 4 месяца, и, очевидно, затянется еще на 1-2 месяца.

А дальше все будет зависеть от состояния экономики Беларуси, что в сегодняшних условиях, в свою очередь, зависит только от возможности возобновления внешнего заимствования (только у России) и уровня санкций.

Беларусь - Социальное обеспечение

Беларусь Содержание

Система социальной защиты Беларуси, во многом продолжение того, что существовало в бывшем Советском Союзе основывается на гарантии занятости и количество пособий и льгот на определенные нужды. Преимущества были индексированы с учетом инфляции в январе 1991 г. (пособия корректируются на ту же ставка минимальной заработной платы), и система была расширена в 1991-92 гг. отчасти для того, чтобы снизить социальные издержки перехода к рыночной экономике.Система социальной защиты вызывала растущую озабоченность правительства, потому что в в начале 1990-х годов на него приходилась значительная доля сектора государственного управления. Расходы. Пособия финансировались либо напрямую из бюджета, либо два крупных социальных фонда.

Наибольшие социальные расходы государства идут на пенсии. В относительно низкий пенсионный возраст (пятьдесят пять для женщин и шестьдесят для мужчин) и демографическая структура страны объясняет большое количество пенсионеры.В январе 1992 года минимальный размер пенсии был повышен до 350. рублей (по стоимости белорусских рубля в месяц, как и минимальная заработная плата. В Пенсионный закон от января 1993 г., размер пенсий зависит от дохода, полученного на тот момент. выхода на пенсию и трудового стажа; пенсии тех, кто сделал не вносят взносы в Пенсионный фонд за годы работы. привязана к минимальной заработной плате. В январе 1994 г. в Беларуси было почти 2 миллионов пенсионеров по старости и 600000 человек, получающих другие виды пенсии.

Законодательство, принятое в конце 1992 года, разрешает семьям получать пособия на детей старше трех лет только при соблюдении определенных квалификационные требования в зависимости от дохода. Раньше семьи с дети до шестнадцати лет (восемнадцати лет для лиц, проживающих в общеобразовательные школы) автоматически получали пособия на основе минимальная заработная плата. Программе мешали проблемы при тестировании на право на участие, однако, из-за трудностей с оценкой дохода и из-за уклонения от уплаты налогов самозанятыми.

Компенсация по безработице предоставляется за шесть месяцев. Преимущества связанных с заработком для тех, кто работает больше года, а также работайте непрерывно в течение двенадцати недель до разлуки. Для тех кто работают меньше года, льготы привязаны к минимальной заработной плате. Потому что критерии для получения пособия по безработице довольно жесткие, половина зарегистрированных безработных не имеют пособий. В феврале В 1995 году около 52 процентов безработных получали работу. компенсация.В начале 1995 года женщины составляли более 62 процентов безработный.

Правительство предоставляет ряд других льгот, в том числе единовременные пособия при рождении каждого ребенка; временная нетрудоспособность пособия; поездки в санатории, на курорты, дома здоровья, на отдых, и другие объекты; и льготы для пострадавших от Чернобыля катастрофа.

Пользовательский поиск

Источник: U.S. Библиотека Конгресса

Борьба с бедностью пожилых людей в Беларуси с помощью пенсий


Ежегодно тратя около 5 миллиардов долларов на пенсии, Беларусь, не имеющая выхода к морю страна в Восточной Европе, за последние два десятилетия добилась значительного сокращения бедности пожилых людей. По оценкам экспертов, с 2002 года уровень бедности пожилых людей в Беларуси снизится как минимум на 25%. Пенсионные программы в Беларуси способствуют снижению уровня бедности пожилых людей в стране.

Пенсионные программы в Беларуси

В Беларуси действуют различные программы социальных пенсий, в том числе пенсии ветеранам и по случаю потери кормильца.Однако программа с наибольшим количеством получателей - это пенсия по старости. Прямая передача богатства через пенсию по старости началась в 1990 году, когда право на пенсию получили мужчины 60 лет и старше и женщины 55 лет и старше. Средняя пенсия составляет 150 долларов в месяц. Если старший служил на войне, имеет инвалидность, имеет более пяти детей или имеет доход выше среднего, старший должен соответствовать меньшему количеству квалификационных условий, но все равно будет получать не более 300 долларов в месяц.

В 2019 году 5% населения Беларуси проживало за чертой бедности.Пожилые люди или люди от 50 лет и старше составляют 20% белорусов, и вероятность того, что они попадут в бедность, примерно на 3% ниже, чем среди населения в целом. Пожилые люди по-прежнему подвержены риску обнищания, и многие продолжают работать после достижения пенсионного возраста. Тем не менее, Беларусь достигла общих успехов в борьбе с бедностью пожилых людей за последние десятилетия.

Экономический рост несмотря на финансовый кризис 2009 года

В годы, предшествовавшие финансовому кризису 2009 года, Беларусь начала опережать регион Европы и Центральной Азии (ЕЦА) по показателю бедности 5 долларов в день.В 2001 году уровень бедности в Беларуси в 5 долларов в день был примерно таким же, как в среднем по ЕЦА. Однако к 2009 году в Беларуси уровень бедности в 5 долларов в день был значительно ниже, чем в среднем по ЕЦА.

Кроме того, в период с 2006 по 2011 год темпы роста расходов Беларуси среди нижних 40% населения составляли 9% в год, что является самым высоким показателем в Европе. Большинство европейских стран зарегистрировали отрицательные расходы для 40% беднейших доходов, когда они восстанавливались после финансового кризиса. Высокие темпы экономического роста Беларуси во многом были обусловлены благоприятными ценами на энергоносители со стороны ее соседа, Россией, и, как следствие, прочными торговыми отношениями между двумя странами.

Устойчивый и надежный экономический рост привел к расширению таких секторов, как обрабатывающая промышленность и сельское хозяйство, и обеспечил высокий уровень занятости. Экспорт продукции обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства увеличился на 85% и 90% соответственно с 2001 по 2008 год, при этом средняя заработная плата увеличилась на 10%. Таким образом, увеличился и государственный бюджет, и средства, предназначенные для пенсий. Развивающиеся сектора открывают более широкие возможности трудоустройства для способных пожилых людей. По мере роста пенсий и занятости бедность пожилых людей уменьшалась.

Рост в городских и сельских районах

С 2003 по 2008 год основная часть сокращения бедности пожилых людей в Беларуси происходила в городских районах, таких как столица, Минск. Однако с 2008 по 2015 год наибольшие изменения произошли в сельской местности, где с 2003 по 2014 год уровень бедности сократился на 75%, а в городах уровень бедности снизился на 54%.

Растущий спрос на пенсии

В условиях положительной динамики экономики страны на протяжении более двух десятилетий и снижения уровня бедности средний пожилой человек в Беларуси получает ежемесячную пенсию в размере 150 долларов.Кроме того, увеличение экспорта стимулировало рост в сельском хозяйстве и обрабатывающей промышленности, что открыло возможности трудоустройства для пожилых людей, стремящихся увеличить свой доход во время выхода на пенсию. В то время как страна в настоящее время восстанавливается после рецессии 2014 года, необходимо сохранить высокие темпы роста, чтобы поддерживать низкий уровень бедности пожилых людей, поскольку население Беларуси стареет, а спрос на пенсии будет продолжать расти.

- Макс Сидорович
Фото: Unsplash

Льготы сотрудникам в Беларуси | Глобальные выплаты сотрудникам

Обязательные выплаты работникам в Беларуси включают оплачиваемый выходной, отпуск по болезни, пенсию, пособие по безработице и медицинское обслуживание. Дополнительные льготы для сотрудников включают в себя медицинское обслуживание, страхование от несчастных случаев, психологическую поддержку, программы здорового образа жизни, образование и развитие, а также льготы, повышающие комфорт и способствующие отдыху. Страхование жизни - не типичное пособие в стране.

Обязательные выплаты работникам в Беларуси
Оплачиваемый выходной

Все работники, имеющие трудовой договор или контракт, имеют право на основной оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 дней.

Размер выплат зависит от средней заработной платы и количества дней отпуска. Работодатель производит оплату.

Больничный

В Беларуси действует Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), который формируется за счет отчислений из заработной платы. Отпуск по болезни оплачивается этим фондом.

Сумма ежедневных выплат рассчитывается исходя из процента от средней оплаты за рабочий день. Однако у некоторых организаций есть налоговые льготы (например, резиденты парка высоких технологий).В таких компаниях ежедневная выплата рассчитывается как процент от минимальной дневной заработной платы по стране. Например, в августе 2020 года минимальная заработная плата составляет 375 рублей в месяц (примерно 150 долларов США), поэтому средняя дневная заработная плата составляет 12,63 белорусских рублей.

Размер выплат также зависит от вида заболевания:

  • При общем заболевании или травме - Первые 12 дней работник получает 80% от средней дневной оплаты (или минимальной выплаты по стране в день), в последующие дни 100%.
  • По беременности и родам - ​​Уход за больным ребенком до 14 лет, ребенком-инвалидом до 18 лет. Выплаты составляют 100% от среднего дневного платежа сотрудника (или от национального минимального дневного платежа).
Пансионат

Пенсия выплачивается ФСПП. Пенсионный возраст для женщин в 2020 году для женщин - 58 лет, для мужчин - 62. Размер пенсии зависит от:

  • Возраст
  • Стаж
  • Заработная плата в трудоспособном возрасте
  • Инвалидность
  • Прожиточный минимум

Размер пенсии складывается из двух частей:

1) Минимальная пенсия, которая зависит от возраста + 20% от средней заработной платы по стране

2) Оплата труда, формируемая трудовым стажем, заработная плата в трудоспособном возрасте

В августе 2020 года средняя пенсия составляет 456 человек.81 белорусский рубль (примерно 178 долларов США). Минимальный размер пенсии составляет 260,29 белорусских рублей (примерно 100 долларов США).

Социальный отпуск по уходу за ребенком до 3 лет

Этот социальный отпуск оплачивается FSPP.

Отпуск по уходу за ребенком может длиться не более 3 лет. В течение этого периода за матерью ребенка (или другим членом семьи, находящимся в этом отпуске) сохраняется рабочее место.

Ежемесячные выплаты зависят от средней заработной платы по стране. Правительство дважды в год, в августе и феврале, пересчитывает этот показатель.

Отпуск по уходу за первым ребенком составляет 35% от среднемесячной заработной платы по стране, для второго и далее - 40%.

Например, в августе 2020 года это было 1248,90 BYN (примерно 500 долларов США). Ежемесячная плата за первого ребенка составляет 427,84 белорусских рубля (примерно 167 долларов США). Для второго и следующего ребенка это 488,96 белорусских рублей (примерно 191 доллар США).

Беларусь также поддерживает рождаемость выплатой при рождении ребенка. Эта выплата зависит от бюджета прожиточного минимума, который составляет 10 прожиточных минимумов для первого ребенка и 14 для второго ребенка и далее.В августе 2020 года выплата при рождении первого ребенка составляет 2561 белорусский рубль (примерно 1000 долларов США), а второго - 3585,40 белорусских рублей (примерно 1400 долларов США).

Женщинам, находящимся на учете в поликлинике по беременности до 12 недель, также предоставляется дополнительное пособие после родов, которое также зависит от размера одного прожиточного минимума, теперь оно составляет 256,10 BYN (около 100 долларов США).

Безработица

Пособия по безработице выплачиваются из республиканского бюджета безработным гражданам, не имеющим работы и состоящим на учете в службе занятости.

Размер пособия составляет от 27 BYN до 54 BYN (от 10 до 22 USD) в месяц. Это зависит от количества недель поиска работы и общего стажа работы.

Безработные, имеющие детей до 14 лет, ребенка-инвалида до 18 лет, ВИЧ-инфицированного ребенка до 18 лет или страдающего СПИДом, имеют дополнительную 10% -ную надбавку. Кроме того, с безработных, имеющих троих и более детей или двух и более детей-инвалидов, взимается дополнительная 20% доплата.

Здравоохранение

Всем гражданам Республики Беларусь предоставляется бесплатная медицинская помощь в учреждениях здравоохранения.Это обеспечивает государство за счет государственного бюджета.

Дополнительные выплаты сотрудникам

Работодатель по своему усмотрению определяет перечень дополнительных льгот. Некоторые компании ограничиваются обязательными выплатами и не дополняют компенсационный пакет льготами. Самые обширные компенсационные пакеты предлагают высокотехнологичные компании и иностранные компании.

Медицинское страхование

Страхование здоровья помогает сотрудникам при необходимости в случае нарушения здоровья, хронического заболевания и его обострения или в случае несчастного случая.

Программа страхования должна включать амбулаторное лечение и, при желании, может включать стационарную или неотложную помощь, стоматологическую помощь или лечение.

Дополнительно в программу страхования может входить офтальмологическая помощь (коррекция зрения), помощь при беременности и родах, высокотехнологичная медицинская помощь, медицинское обследование с целью ранней диагностики заболеваний (программа защиты от рака, комплексы «мужское / женское здоровье» и т. д.), а также тестирование на COVID-19 (новинка).

Варианты оплаты:

  • 100% оплата работодателем
  • Софинансирование, например, 50/50
  • Оплата работодателем основной программы, при этом сотрудникам рекомендуется улучшать пакет за свой счет

Варианты страховых пакетов:

  • Общая программа для всех сотрудников
  • Индивидуальные программы в зависимости от должности и опыта работы

Программы широко используются во всех отраслях и в основном используются высокотехнологичными и иностранными компаниями.

Зависимое покрытие

Добровольное медицинское страхование членов семьи дает возможность работнику подключить члена семьи к корпоративной медицинской программе. Чаще всего работник оплачивает страхование самостоятельно, но по корпоративной цене. Компании, работающие в сфере высоких технологий, иногда платят полностью или используют систему софинансирования для страхования детей и супругов сотрудников.

Медицинское обслуживание за счет средств работодателя
  • Оказывает бесплатное обслуживание в медицинском центре или нескольких центрах
  • Этот вариант основан на соглашениях о сотрудничестве между работодателем и медицинскими центрами.Сотрудники могут пользоваться большинством медицинских услуг и процедур за счет компании или со скидкой.
  • Это пособие используется гораздо реже, чем пособие по страхованию здоровья.
Страхование от несчастных случаев

Это предусматривает выплату работнику в случае временного нарушения здоровья, инвалидности или смерти в результате несчастного случая или болезни.

Возможны две программы:

  • Classic, (самый популярный), который используется при страховых случаях, произошедших в результате несчастного случая (травма, укус, ожог и т. Д.))
  • Расширенная, включающая причинение вреда жизни или здоровью в результате болезни. Этот дополнительный пакет может содержать «критическое заболевание», при котором сотруднику выплачивается денежная выплата при первом диагнозе критического заболевания (рак, сердечный приступ, инсульт и т. Д.).

Данные льготы востребованы в отраслях с высокой степенью травматизма, а также среди высокотехнологичных и зарубежных компаний. Защита от несчастных случаев часто предлагается в сочетании со страхованием здоровья.

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка сотрудников очень популярна в Беларуси, но до сих пор предлагается редко.

Программы психологической поддержки помогают обеспечить психологическое благополучие сотрудников, что может повысить удовлетворенность работой, улучшить организационное поведение и производительность.

Как правило, эти программы полностью или частично финансируются работодателем. Программы могут включать личные консультации с психологом или психотерапевтом, онлайн-консультации или вебинары, а также тренинги в офисе компании.

Обычно программа включает 3-6 бесплатных очных или онлайн-консультаций.Если сотруднику требуется дополнительная психологическая поддержка, он может оплатить ее самостоятельно.

Возможно предоставление сотрудникам скидки на консультации психолога или психотерапевта.

Здоровый образ жизни

Эти программы широко используются в высокотехнологичных компаниях, особенно в профессиях, требующих длительного сидения (офисные работники, программисты и т. Д.).

Наиболее популярные варианты реализации:

  • Полная или частичная оплата работодателем абонемента в бассейны, фитнес, тренажерные залы, занятия йогой и т. Д.
  • Предоставление сотрудникам скидок на абонемент в спортивные комплексы и бассейны с клубами-партнерами
  • Организация тренажерного зала и / или места для медитации в офисе

Они могут дополнительно включать:

  • Осмотр
  • Кабинет врача
  • Массажный кабинет в офисе
Образование и развитие

Данное пособие включает полную или частичную оплату программ повышения профессиональных знаний и навыков, обучения навыкам межличностного общения, языковых курсов и профессиональных конференций.

Работодатели также предлагают обучение детей сотрудников в учебных центрах или на занятиях на спортивных объектах. Некоторые компании организуют летний оздоровительный отдых и различные корпоративные мероприятия для детей.

Оплата может быть 100% за счет работодателя, софинансирования с работниками или предоставления скидки.

Удобство и комфорт

Большинство высокотехнологичных компаний уделяют внимание созданию рабочего места сотрудника, повышающего эффективность работы. Компании также создают столовые и чайные или предоставляют скидки в ресторанах и кафе.

Дополнительные опции также включают телефонную компенсацию, компенсацию транспортных расходов и парковку.

Отдых и развлечения

Это преимущество включает организацию корпоративных мероприятий и путешествий (редко в использовании).

Прочие корпоративные программы
  • Программа пенсионного страхования (редко используется). Это включает формирование капитала работодателем для финансирования увеличения государственной пенсии. На пенсионное страхование распространяются налоговые льготы, позволяющие дополнительную мотивацию сотрудников экономить при оптимизации налоговой базы.Частные компании редко используют такие программы.
  • Страхование жизни (редко используется). В этом случае работодатель уплачивает взносы страховой компании, которая формирует лицевой счет для работника. По окончании периода страхования работник получает выплаты. Если сотрудник умирает, семья получает выплаты.
  • Дисконтные программы . Сюда входят скидки в образовательных центрах, спортивных клубах, медицинских центрах и т. Д.
  • Ссуда ​​от работодателя на покупку дома (редко используется).

Связанные правительственные сайты

Эта информация о вознаграждениях сотрудникам в Беларуси предоставлена ​​MAI CEE, партнером Asinta по консультированию по вопросам вознаграждений в Беларуси.

парадоксов пенсионной реформы в Беларуси

25 марта 2016 г. президент Лукашенко подтвердил свою поддержку постепенного повышения пенсионного возраста на 3 года, который в настоящее время составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Правительство обсуждало пенсионную реформу в предыдущие годы, но президент отклонил ее как «несвоевременную». Теперь, когда президентские выборы остались в прошлом, Лукашенко намерен продолжить непопулярные меры.

Удивительно, но наряду с реакцией белорусов посол России в Беларуси Александр Суриков почувствовал необходимость выступить с заявлением о белорусской пенсионной реформе. 31 марта он намекнул, что люди могут начать искать работу и лучшие варианты выхода на пенсию в другом месте.Очевидно, он имел в виду миграцию в Россию, которая вместе с Беларусью сейчас возглавляет список стран с самым низким пенсионным возрастом.

Напротив, мировые тенденции показывают, что пенсионный возраст в большинстве стран мира составляет от 60 до 65 лет. Демографические проблемы могут продвинуть его даже за 65 лет, как показывают дебаты в США, Франции и Испании.

В настоящее время быстрое старение оказывает давление на белорусскую экономику. Соотношение пенсионеров и работающего населения уже составляет 61 к 100.Повышение пенсионного возраста представляется наиболее простым выходом из этой ситуации. В качестве альтернативы государство могло бы снизить и без того незначительные пенсионные выплаты или реформировать всю систему социального обеспечения. Наконец, Беларусь может открыться для миграции, но это решение вряд ли понравится правительству и населению.

В 2016 году правительство Беларуси поспешило разработать проект пенсионной реформы, которая вступит в силу в январе 2017 года. Возникли три основных сценария. В первом случае министр социальной защиты населения Марьяна Щеткина поддержала повышение пенсионного возраста на 5 лет.Она утверждала, что это будет наиболее практичным и экономически логичным решением.

в Беларуси женщины живут дольше мужчин в среднем на 11 лет Читать далее 

Второй, «демографический» или «гендерный» сценарий отражает существующий разрыв в средней продолжительности жизни мужчин и женщин. По данным Белстата, женщины живут дольше мужчин в среднем на 11 лет. Предполагая, что пенсионер получает пенсию примерно в течение 20 лет, правительство предложило повысить пенсионный возраст на 5 и 3 года для женщин и мужчин соответственно.

В конце концов, президент Лукашенко из трех сценариев выбрал самый мягкий и самый неохотный. Предлагается повысить текущий пенсионный возраст на 3 года. При постепенном увеличении на 6 месяцев в течение следующих 6 лет женщины выйдут на пенсию в 58 лет, а мужчины в 63 года.

Независимые эксперты раскритиковали все три варианта, указав, что в долгосрочной перспективе они все еще будут оказывать давление на систему социального обеспечения. Реально Беларусь должна планировать повышение пенсионного возраста до 65 лет как для женщин, так и для мужчин.Это соответствовало бы недавним глобальным тенденциям к гендерному равенству в праве на выход на пенсию.

25 марта 2016 года Лукашенко выразил благодарность молодежи и пожилым людям за их предполагаемую поддержку пенсионной реформы. Однако опрос, проведенный НИСЭПИ в декабре 2015 года, показывает, что 73% респондентов высказались против повышения пенсионного возраста. Главный аргумент в том, что многие люди не проживут так долго. Еще 20% согласились на повышение пенсионного возраста, но связали этот шаг и с повышением пенсионных выплат.

Многие люди в Беларуси продолжают работать после достижения пенсионного возраста. Однако один из парадоксов заключается в том, что наряду с пенсионными выплатами они получают обычную зарплату. По состоянию на 1 января 2016 года из 2 592 800 пенсионеров в Беларуси 651 000 пенсионеров продолжали работать. То есть каждый четвертый пенсионер получал двойной доход.

Бывшие сотрудники военных и правоохранительных органов, досрочно выходящие на пенсию по достижении 45 или 50 лет, часто используют эту возможность, чтобы подзаработать.Tut.by приводит типичный пример этой тенденции: 48-летний бывший полицейский с пенсией около 320 долларов (что соответствует средней зарплате по стране) ищет работу с зарплатными ожиданиями около 400 долларов.

Государственная бюрократия также извлекает выгоду из этой схемы. Например, глава Центризбиркома Лидия Ермошина признала в СМИ, что она получала среднюю пенсию в размере около 160 долларов США в дополнение к своей обычной зарплате, превышающей 800 долларов. Если для государственного служащего такая пенсия может показаться дополнительным приятным бонусом, то для других категорий пенсионеров-белорусов она остается основным источником дохода.

Недавно в Интернете распространилось несколько историй обычных белорусских пожилых людей, которые выявили ряд проблем, с которыми пенсионеры сталкиваются в своей повседневной жизни. Они варьируются от экономических трудностей до проблем социальной интеграции. В феврале 2016 года белорусские пользователи Facebook организовали кампанию поддержки 74-летнего мужчины, который продавал сделанные своими руками птичьи домики в пешеходном переходе в центре Минска.

Другая история - 86-летняя женщина на костылях, продающая варежки и носки ручной работы на станции метро Немига в Минске, несмотря на холодную и влажную мартовскую погоду. Однако пожилые люди скромны и отказываются жаловаться на финансовые трудности. Скорее, они подчеркивают необходимость заниматься хобби, сохранять активность и общаться.

При этом государство стремится обеспечить пенсионерам необходимый базовый уровень социальной поддержки. Например, пожилые люди, не имеющие близких родственников, имеют право на бесплатные социальные услуги. Сюда входят посещения социального работника, который помогает пенсионерам с регулярными лекарствами и покупками продуктов, повседневными делами и, если возможно, базовым садоводством на приусадебном участке.

В 2012 году правительство ввело систему адресной поддержки наиболее уязвимых групп населения. К ним относятся пенсионеры старше 70 лет с низкими доходами. Они имеют право на получение дополнительных ежемесячных социальных пособий или специальных разовых выплат.

Пенсионная реформа в Беларуси необходима и давно назрела. Однако повышение пенсионного возраста само по себе не устранит всю нагрузку на систему социального обеспечения. В конечном итоге государству следует диверсифицировать свои стратегии и разработать накопительные пенсионные планы, как это было сделано в Польше или Латвии.Однако этот вариант будет жизнеспособен только в условиях стабильной экономики, что потребует подлинной приверженности структурным реформам.

https://belarusdigest.com/story/paradoxes-of-the-pension-reform-in-belarus/

Фото: novychas.by

Торговцы палатками собираются у здания Министерства налогов и требуют отмены новых правил - но прорыва нет. Власти приостанавливают уголовное дело в отношении бывшего кандидата в президенты Алиеса Михалиевича.

Пресс-клуб «Беларусь» проводит официальную церемонию открытия в Минске.Указ 98 не повлияет на звонки внутри Skype и Viber. BISS и Пресс-клуб создают Аналитический клуб, регулируемый правилами Chatham House. Либеральный клуб провел круглый стол, посвященный реформе пенсионной системы в Беларуси.

В Минске 25 марта проходит акция оппозиции ко Дню Воли. . Минские власти разрешили провести шествие. Белорусское демократическое сообщество ежегодно отмечает День Воли (25 марта). В этот день в 1918 году была объявлена ​​независимость Белорусской Народной Республики.Это считается важнейшей датой современной белорусской государственности.

Суд пытался осудить Владимира Мацкевича за участие в митинге, который в это время находился за пределами Беларуси. Философ Владимир Мацкевич предъявил билеты на самолет и штамп в паспорте, подтверждающие, что в день митинга он находился в Варшаве, хотя сотрудники ОМОНа, дававшие показания в суде, утверждали, что видели Мацкевича на демонстрации. Суд Центрального района Минска направил дело на дополнительное расследование.

Минский суд рассматривает в течение суток 17 дел протестующих . 24 марта судьи Центрального районного суда Минска рассмотрели 17 административных дел, возбужденных в отношении ряда участников несанкционированных акций протеста, проведенных белорусскими предпринимателями в феврале и марте. Почти все протестующие были наказаны штрафами до 50 базовых величин (около 520 долларов).

Минская весна - 20 лет. История уличных протестов в Беларуси . Интернет-портал ТУТ.by в своей инфографике прослеживает историю заметных белорусских протестов с конца 1980-х годов. Минская весна 1996 г. прошла накануне подписания интеграционных соглашений с Россией и вызвала наибольшую протестную активность в Беларуси, когда количество участников достигло 30-60 тысяч человек.

Уголовное дело в отношении Михалиевича приостановлено . Однако дело может быть возобновлено в любой момент. Алиес Михалиевич, как и другие кандидаты в президенты, был арестован 20 декабря 2010 года по обвинению в организации «массовых беспорядков».После 4 лет политического убежища в Чехии он вернулся в Беларусь в сентябре 2015 года.

В Минске официально открылся пресс-клуб «Беларусь» . На церемонии открытия 15 марта присутствовало более 60 гостей, в том числе Ярослав Влодарчик, генеральный секретарь Международной ассоциации пресс-клубов. Штаб-квартира Пресс-клуба «Беларусь» теперь находится на ул. 3/601. На этой неделе в новом пространстве состоится встреча и мастер-класс Татьяны Репковой из Словакии, основательницы Клуба медиа-менеджеров.

На звонки внутри Skype и Viber не распространяется указ 98 . Оперативно-аналитический центр опубликовал ответы на вопросы о влиянии нового Указа № 98 «О совершенствовании передачи электронных сообщений». Выяснилось, что звонки между абонентами программ вроде Skype и Viber не подпадают под запрет. То же самое и с CLIR, анонимайзерами и VPN. Основная цель указа - борьба с серым трафиком.

MediaBarCamp 2016 .26-29 мая в Литве пройдет MediaBarCamp, уникальная международная неконференция по новым медиа и медиаактивизму. Основная цель MediaBarCamp - стимулировать развитие проектов New Media в Беларуси. Неконференция, организованная Шведским международным либеральным центром (SILC), проводится для координации существующих проектов и установления новых контактов. Участие бесплатное.

Первый выпуск информационного бюллетеня 55 + News, посвященный предстоящей конференции по проблемам старения .Информационный бюллетень направлен на обмен опытом и лучшими практиками между организациями и энтузиастами по улучшению качества жизни пожилых людей в Беларуси и других странах. Первый выпуск посвящен Международной конференции, которая состоится 8-9 апреля Студией практических компетенций (Университет Золотого Века) и НПО «Взаимопонимание» при поддержке USAID, ЮНФПА, Фонда «Память, ответственность и будущее» и DVV. Международный.

В Минске открылся экспертно-аналитический клуб .Первая встреча была посвящена белорусско-российским отношениям и организована BISS и Пресс-клубом Беларусь. Работа клуба регулируется правилами Chatham House - вся информация, озвученная на мероприятии, может использоваться без какой-либо персонификации. Во встрече приняли участие независимые эксперты, журналисты, представители государственных органов и посольств. Планируется, что заседания Клуба будут проходить ежемесячно.

Либеральный клуб провел круглый стол, посвященный реформе пенсионной системы в Беларуси .Целью встречи 16 марта было обсуждение изменений в пенсионной системе Беларуси, которые в любом случае должны произойти в ближайшие годы. Экспертами выступили Антон Болтачка, «Либеральный клуб», Екатерина Барнукова, BEROC, а также экономист Владимир Паплыка, который представил свое видение пенсионной реформы в стране.

Год в Болонском процессе: что думают белорусы? Очередные дебаты из серии Что думают белорусы? состоится 28 марта в Минской галерее ТУТ.К. Дискуссия, организованная Управлением европейской экспертизы и коммуникаций (OEEC), посвящена качеству высшего образования в Беларуси и роли студентов в управлении университетом. Будет доступна прямая трансляция.

Экономические предпочтения белорусов в условиях экономического кризиса изменились незначительно . По данным мартовского всероссийского опроса НИСЭПИ, кризис в стране признают 87,8% белорусов, а крах белорусской модели - только 24%.Кризис не привел к переоценке экономических представлений белорусов - в частности, они не теряют веру в эффективность государственной собственности.

Какие реформы белорусские власти проведут в обмен на евразийский кредит . 28 марта Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) одобрил предоставление Беларуси нового кредита в размере 2 млрд долларов. Директор проектной группы ЕФСР по финансовым кредитам Алишер Мирзоев объясняет, какие реформы кредит предназначен для поддержки белорусской экономики.

Подписано кредитное соглашение МБРР по совершенствованию управления государственными финансами в Беларуси . 1 апреля в Минске было подписано кредитное соглашение на сумму 10 миллионов долларов США между Беларусью и Международным банком реконструкции и развития (МБРР). Кредит был предоставлен для повышения эффективности и прозрачности управления государственными финансами в Беларуси в соответствии с утвержденным правительством стратегия.

Лукашенко: Реформы в образовании не нужны, надо улучшать то, что есть .По словам президента Беларуси, «у нас с советских времен была хорошая система образования. Мы ее трансформировали, несколько раз к ней возвращались, писали новые учебники и т. Д.»

Стратегия реформирования государственных организаций будет готова к сентябрю 1 . Распоряжением Премьер-министра Беларуси создана межведомственная координационная группа по реформе государственного управления и управления государственными активами. К 1 сентября группа должна разработать соответствующую всеобъемлющую стратегию.

Дайджест Беларуси подготовил данный обзор на основе материалов, предоставленных Пактом. Этот дайджест пытается дать более полную картину последних политических событий и событий гражданского общества в Беларуси. Часто это выходит за рамки горячих историй, уже доступных в англоязычных СМИ.

https://belarusdigest.com/story/cartoon-fields/

Пенсионные схемы в Республике Беларусь

Пенсионные планы - важнейший компонент системы социальной защиты. В настоящее время более 2,4 миллиона человек получают различные виды пенсий от органов по труду, занятости и социальной защите.

Право на пенсионные выплаты, гарантированное Конституцией Республики Беларусь, реализуется Законом Республики Беларусь «О пенсиях» (далее - Закон) и иным законодательством.

Законом закреплены условия для назначения пенсий по трудовой деятельности: пенсии по старости, инвалидности, выслугу лет и в связи с потерей кормильца, а также пенсии за заслуги перед республикой.

Как правило, право на пенсию по старости начинается с шестидесяти лет для мужчин при стаже работы не менее двадцати пяти лет и в возрасте пятидесяти пяти лет для женщин при стаже работы не менее двадцати лет. . Стаж работы не менее пяти лет с уплатой обязательных страховых взносов за указанный период является необходимым условием для реализации права на пенсионные выплаты.

При расчете размера пенсии учитывается стаж до получения пенсии, а также заработки, с которых уплачены обязательные страховые взносы. До 2000 года расчет пенсий основывался на совокупном заработке за любые пять последовательных лет из последних 15 лет службы. С 2000 года этот период ежегодно увеличивался на один год (в 2000 году пенсия исчислялась исходя из заработка за любые шесть последовательных лет из последних 16 лет службы, в 2001 году - за семь лет из последних 17 лет и т. Д. ).

Минимальные гарантии.

Минимальный размер пенсии по старости устанавливается в размере 25 процентов от максимального значения прожиточного минимума на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за последние два квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер пенсии по инвалидности для I и II группы инвалидности установлен на уровне 100 процентов минимальной пенсии по возрасту, для III группы инвалидности - 50 процентов, а для матерей-героин (независимо от группы инвалидности) - 100. процентов (статья 31 Закона).

Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в размере 100 процентов минимальной пенсии по старости; для детей-сирот и сирот, не получающих ежемесячного страхового возмещения на случай смерти родителей - 200 процентов (ст. 38 Закона).

Минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается в размере 100 процентов минимальной пенсии по месту работы (статья 50 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 установлена ​​ежемесячная надбавка к пенсиям, исчисляемым по минимальному размеру, в размере 15% от средней заработной платы работников республики. В соответствии со статьей 70 Закона средняя заработная плата работников по республике используется для корректировки фактических заработков пенсионеров при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (далее - доплата к минимальной пенсии).

Пособия по уходу (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и / или надбавки (статья 68 Закона) устанавливаются как доплаты к пенсиям определенных категорий пенсионеров.

Право на получение социальных пенсий имеют инвалиды, не получающие пенсии по трудоустройству. Согласно статье 73 Закона, эти пенсии исчисляются исходя из максимального значения прожиточного минимума на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за последние два квартала, и их размеры определяются по следующим ставкам:

для инвалидов I группы, в том числе инвалидов с детства - 85 процентов; инвалидам с детства II группы инвалидности - 75 процентов; инвалидам II группы инвалидности (кроме инвалидов с детства), детям, потерявшим кормильца (пункт «а» части третьей и части четвертой статьи 35 Закона) на каждого ребенка - 65 процентов; для инвалидов III группы - 55%; для лиц старше шестидесяти лет (мужчины) и пятидесяти пяти лет (женщины) - 50 процентов; для детей-инвалидов до 18 лет со степенью потери здоровья: I - 60 процентов, II - 65 процентов, III - 75 процентов, IV - 85 процентов.

Поэтапное повышение пенсий - один из приоритетов государственной социальной политики в отношении пенсионных выплат. Перерасчет пенсий происходит по:

1. рост средней заработной платы по стране;

2. Изменение прожиточного минимума на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовой пенсии в результате повышения средней заработной платы работников по республике осуществляется, если такое повышение за последний квартал составляет более 15 процентов от величины. средней заработной платы, примененной при последнем пересчете.Если в данном календарном году нет оснований для перерасчета пенсий, пенсии по выслуге лет пересчитываются с 1 ноября исходя из средней заработной платы работников по республике за третий квартал.

Одновременно производится перерасчет надбавки к минимальной пенсии.

В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и надбавки к пенсиям пересчитываются при изменении величины прожиточного минимума на душу населения.

Беларусь - Физическое лицо - Определение дохода

Доход из белорусских источников включает (но не ограничивается) следующее:

  • Доход от трудоустройства, полученный от белорусской компании или иностранной компании в связи с деятельностью постоянного представительства (ЧП) в Беларуси.
  • Процентный доход, полученный от белорусской компании или иностранной компании в связи с деятельностью ее представительства или ЧП в Беларуси.
  • Доходы от прав интеллектуальной собственности (ИС), осуществляемых в Беларуси.
  • Прирост капитала от продажи любого имущества (за некоторыми исключениями), расположенного в Беларуси.
  • Доходы от отчуждения на территории Беларуси акций или иных ценных бумаг, а также доходы от отчуждения долей в уставном капитале белорусских компаний.
  • Проценты по депозитам в Беларуси.
  • Доход от аренды имущества, находящегося в Беларуси.
  • Дивиденды, полученные от белорусской компании.
  • Пенсии, стипендии или аналогичные выплаты.
  • Доходы от использования трубопроводов, линий электропередач, средств телекоммуникации и других средств связи, включая компьютерные сети, на территории Беларуси.

Доход от работы

Налогооблагаемый заработок в денежной и натуральной форме, полученный от основного работодателя, включает заработную плату, различные дополнительные выплаты (например, пособия по болезни и беременности и родам, выплачиваемые из фондов социального страхования), премии, поощрительные выплаты, надбавки и другие аналогичные выплаты, компенсацию при увольнении с работы (e .грамм. компенсация за неиспользованный отпуск), чаевые и компенсация за незаконное увольнение с работы.

Прирост капитала

Прирост капитала включается в общий доход индивидуального налогоплательщика. Налогооблагаемый доход от продажи имущества рассчитывается как разница между ценой продажи и расходами на приобретение плюс расходы на продажу, подтвержденные соответствующими документами.

Доход от продажи одного дома, одной квартиры, одного здания, одного земельного участка, одного гаража и одного парковочного места в течение пяти и более лет не облагается налогом.Доход от продажи второго и каждого последующего объекта недвижимого имущества того же типа в течение пятилетнего периода полностью облагается налогом.

Доход, полученный от продажи одного транспортного средства (технически допустимой общей массой не более 3 500 кг и количеством сидячих мест, не считая места водителя, не более восьми) в течение календарного года, освобождается от НДФЛ. Доход от каждой последующей продажи автомобиля облагается НДФЛ по стандартным условиям.

Доход, полученный от продажи долей в уставном капитале белорусской компании, освобождается от НДФЛ, если налогоплательщик постоянно владеет этими акциями в течение не менее трех лет (применимо к акциям, приобретенным налогоплательщиком с 1 января. 2014).

Доходы от продажи ценных бумаг облагаются НДФЛ в соответствии с особыми правилами, установленными Налоговым кодексом.

Дивидендный доход

Никаких специальных правил не применяется в отношении дохода в виде дивидендов, за исключением более низких ставок налога на прибыль. Ставки НДФЛ в размере 6% и 0% применяются, если прибыль не распределялась между акционерами (резидентами Беларуси) в течение предыдущих трех или пяти календарных лет соответственно.

Процентные доходы

Процентный доход по банковским депозитам (если договор банковского вклада был заключен после 1 апреля 2016 года) подлежит обложению НДФЛ при соблюдении одного из следующих условий:

  • Срок фактического размещения денежных средств по вкладу составляет менее одного года в белорусских рублях и менее двух лет в иностранной валюте.
  • Процентная ставка выше, чем ставка по депозитам до востребования.

Доход от роялти

Никаких особых правил в отношении дохода от роялти не применяется.

Не облагаемый налогом доход

Следующие доходы (среди прочего), полученные от белорусского юридического лица, также освобождены от НДФЛ:

  • Пособия по социальному обеспечению и социальной помощи, выплачиваемые из фондов государственного социального страхования или из бюджета Республики Беларусь, за исключением пособий по болезни (временной нетрудоспособности).
  • Пенсии.
  • Компенсации всех видов, предусмотренных законодательством, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации износа транспортных средств, оборудования, инструментов и приспособлений, принадлежащих работнику.
  • Командировочные расходы в установленных пределах.
  • Пособия, выплачиваемые работодателем в случае смерти близких родственников работника, а также пособия, выплачиваемые близким родственникам работника в случае смерти работника.
  • Страховые взносы при определенных условиях (например,грамм. по обязательному страхованию, добровольному страхованию от несчастных случаев при поездках за границу).
  • Незанятый доход (включая материальную поддержку, подарки и призы, оплату экскурсий), полученный от основного работодателя, освобожден от налога в размере, не превышающем 2 272 белорусских рубля в календарный год по каждому источнику дохода. Доходы, полученные из других источников (компании и индивидуальные предприниматели), освобождаются от уплаты налога, если они не превышают 150 белорусских рублей за каждый источник.
  • Доход, полученный от основного работодателя в виде выплат белорусским страховым компаниям за страховые услуги в размере до 3 890 белорусских рублей за каждый источник в течение налогового периода.
  • Доходы в виде подарков, полученных налогоплательщиками от других физических лиц, на общую сумму не более 7 521 белорусский рубль из всех источников.
  • Возмещение морального вреда, полученного физическим лицом из белорусских источников.
  • Иностранная безвозмездная помощь.

Беларусь | Заработная плата и пенсии

2016-2019 | Ежегодно | BYN | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя валовая ежемесячная пенсия - 431.300 BYN в 2019 году. Это свидетельствует о росте по сравнению с предыдущим значением в 381.200 BYN за 2018 год. Данные о среднемесячной валовой пенсии обновляются ежегодно, в среднем 347.750 BYN с декабря 2016 по 2019 год, с 4 наблюдениями. Данные достигли рекордно высокого уровня в 431 300 белорусских рублей в 2019 году и рекордно низкого уровня в 297 000 белорусских рублей в 2016 году. Данные о среднемесячной валовой пенсии остаются активными в CEIC и публикуются Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. Данные относятся к Беларуси в Глобальной базе данных - таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
431 300 2019 г. ежегодно 2016 - 2019
Просмотрите среднюю валовую ежемесячную пенсию в Беларуси с 2016 по 2019 год на диаграмме:

2004-2017 | Ежегодно | 2000 = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя месячная пенсия брутто: реальная: 2000 = 100, данные были получены на уровне 387. 600 2000 = 100 в 2017 году. Это свидетельствует о росте по сравнению с предыдущим числом в 383000 2000 = 100 за 2016 год. Средняя валовая ежемесячная пенсия: реальная: 2000 = 100 данные обновляются ежегодно, в среднем 290.200 2000 = 100 с декабря 2004 по 2017 год, с 14 наблюдений. Данные достигли рекордно высокого уровня 422,100 2000 = 100 в 2014 году и рекордно низкого уровня 167,700 2000 = 100 в 2004 году. Средняя валовая ежемесячная пенсия: реальная: 2000 = 100 данные остаются активным статусом в CEIC и сообщаются Национальным статистическим комитетом. Республики Беларусь.Данные сгруппированы в Глобальной базе данных Беларусь - Таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
387 600 2017 г. ежегодно 2004 - 2017 гг.
Просмотрите среднюю месячную пенсию брутто в Беларуси: реальная: 2000 = 100 с 2004 по 2017 год на диаграмме:

2010-2017 | Ежегодно | 2010 = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя месячная пенсия брутто: реальная: 2010 = 100, данные были зарегистрированы как 120.700 2010 = 100 в 2017 году. Это свидетельствует о росте по сравнению с предыдущим числом 119,300 2010 = 100 на 2016 год. Средняя валовая ежемесячная пенсия: Реальные: 2010 = 100 данные обновляются ежегодно, в среднем 122,650 2010 = 100 с декабря 2010 по 2017 год, с 8 наблюдений. Данные достигли рекордно высокого уровня 131,400 2010 = 100 в 2014 году и рекордно низкого уровня 77,100 2010 = 100 в 2011 году. Средняя валовая ежемесячная пенсия: реальная: 2010 = 100 данные остаются активным статусом в CEIC и сообщаются Национальным статистическим комитетом. Республики Беларусь.Данные сгруппированы в Глобальной базе данных Беларусь - Таблица BY. G009: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
120,700 2017 г. ежегодно 2010 - 2017 гг.
Просмотрите средние валовые ежемесячные пенсии в Беларуси: реальный: 2010 = 100 с 2010 по 2017 гг. На диаграмме:

2000-2019 | Ежегодно | Предыдущий год = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя ежемесячная пенсия брутто: реальная: PY = 100, данные были получены на уровне 108.100 за предыдущий год = 100 в 2019 году. Это записывает уменьшение по сравнению с предыдущим числом 114,800 за предыдущий год = 100 за 2018 год. Средняя валовая ежемесячная пенсия: реальная: данные в год за год = 100 обновляются ежегодно, в среднем 105,050 за предыдущий год = 100 с декабря 2000 года по 2019, с 20 наблюдениями. Данные достигли рекордно высокого уровня в 164,600 за предыдущий год = 100 в 2012 году и рекордно низкого уровня в 77,100 за предыдущий год = 100 в 2011 году. Средняя валовая ежемесячная пенсия: реальная: данные PY = 100 остаются активным статусом в CEIC и сообщаются National Статистический комитет Республики Беларусь.Данные сгруппированы в Глобальной базе данных Беларусь - Таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
108,100 2019 г. ежегодно 2000 - 2019 гг.
Просмотреть средние валовые ежемесячные пенсии в Беларуси: реальный: PY = 100 с 2000 по 2019 год в диаграмме:

2003-2021 гг. | Ежемесячно | То же Mth PY = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Индекс средней месячной заработной платы

: номинальные данные были представлены на уровне 113.900 за тот же месяц в год = 100 в июле 2021 года. Это свидетельствует о снижении по сравнению с предыдущим числом 114,300 за тот же месяц в год = 100 за июнь 2021 года. Индекс средней валовой месячной заработной платы: номинальные данные обновляются ежемесячно, в среднем 119,600 за тот же месяц в год = 100 с января С 2003 г. по июль 2021 г., с 223 наблюдениями. Данные достигли рекордно высокого уровня в 215,700 за тот же месяц в год = 100 в мае 2012 года и рекордно низкого уровня в 105,400 за тот же месяц в год = 100 в октябре 2016 года. Национальный статистический комитет Республики Беларусь.Данные сгруппированы в Глобальной базе данных Беларусь - Таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
113,900 Июль 2021 г. ежемесячно Янв.2003 - июль 2021
Просмотрите средний индекс месячной валовой заработной платы в Беларуси: номинал с января 2003 года по июль 2021 года на диаграмме:

2003-2021 гг. | Ежемесячно | То же Mth PY = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Среднемесячный индекс заработной платы

: Реальные данные были представлены на уровне 103.700 за тот же месяц в год = 100 в июле 2021 года. Это свидетельствует о снижении предыдущего числа в 104000 за тот же месяц в год = 100 за июнь 2021 года. Индекс средней валовой месячной заработной платы: реальные данные обновляются ежемесячно, в среднем 108,100 за тот же месяц в год = 100 с января С 2003 г. по июль 2021 г., с 223 наблюдениями. Данные достигли рекордно высокого уровня в 141,500 за тот же месяц в год = 100 в ноябре 2012 года и рекордно низкого уровня в 82,800 за тот же месяц за год = 100 в ноябре 2011 года. Национальный статистический комитет Республики Беларусь.Данные сгруппированы в Глобальной базе данных Беларусь - Таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
103,700 Июль 2021 г. ежемесячно Янв.2003 - июль 2021
Просмотрите средний индекс месячной валовой заработной платы в Беларуси: реальный с января 2003 года по июль 2021 года на диаграмме:

2016-2021 гг. | Ежемесячно | BYN | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя месячная заработная плата брутто: номинальные данные составили 1 471 человек.700 белорусских рублей в июле 2021 года. Это свидетельствует о росте по сравнению с предыдущим числом 1433 400 белорусских рублей за июнь 2021 года. Средняя валовая месячная заработная плата: номинальные данные обновляются ежемесячно, в среднем 987 500 белорусских рублей с января 2016 года по июль 2021 года, с 67 наблюдениями. Данные достигли рекордно высокого уровня в 1 474 600 белорусских рублей в декабре 2020 года и рекордно низкого уровня в 655 200 белорусских рублей в январе 2016 года. Средняя месячная валовая заработная плата: номинальные данные остаются активными в CEIC и сообщаются Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь. Данные относятся к Беларуси в Глобальной базе данных - таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
1 471 700 Июль 2021 г. ежемесячно Янв 2016 - июль 2021
Просмотрите среднюю ежемесячную заработную плату в Беларуси: номинал с января 2016 года по июль 2021 года на диаграмме:

2004-2017 | Ежегодно | 2000 = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя месячная заработная плата брутто: реальная: 2000 = 100, по данным 488.300 2000 = 100 в 2017 году. Это регистрирует увеличение по сравнению с предыдущим числом 454,100 2000 = 100 в 2016 году. Средняя валовая месячная заработная плата: Реальная: 2000 = 100 данные обновляются ежегодно, в среднем 334,600 2000 = 100 с декабря 2004 по 2017 год, с 14 наблюдений. Данные достигли рекордно высокого уровня 488,300 2000 = 100 в 2017 году и рекордно низкого уровня 169,400 2000 = 100 в 2004 году. Средняя валовая месячная заработная плата: реальный: 2000 = 100 данные остаются активным статусом в CEIC и сообщаются Национальным статистическим комитетом. Республики Беларусь. Данные относятся к Беларуси в Глобальной базе данных - таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
488 300 2017 г. ежегодно 2004 - 2017 гг.
Просмотрите среднюю месячную заработную плату брутто в Беларуси: реальная: 2000 = 100 с 2004 по 2017 год на диаграмме:

2010-2017 | Ежегодно | 2010 = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя месячная заработная плата брутто: реальная: 2010 = 100, данные были 147.300 2010 = 100 в 2017 году. Это свидетельствует о росте по сравнению с предыдущим числом 137. 200 2010 = 100 на 2016 год. Средняя валовая месячная заработная плата: реальная: 2010 = 100 данные обновляются ежегодно, в среднем 139,850 2010 = 100 с декабря 2010 по 2017 год, с 8 наблюдений. Данные достигли рекордно высокого уровня в 147,300 2010 = 100 в 2017 году и рекордно низкого уровня в 100,000 2010 = 100 в 2010 году. Средняя валовая месячная заработная плата: реальная: 2010 = 100 данные остаются активным статусом в CEIC и сообщаются Национальным статистическим комитетом. Республики Беларусь. Данные относятся к Беларуси в Глобальной базе данных - таблица BY.G009: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
147,300 2017 г. ежегодно 2010 - 2017 гг.
Просмотрите среднюю месячную заработную плату в Беларуси: реальный: 2010 = 100 с 2010 по 2017 год на диаграмме:

2004-2019 | Ежегодно | Предыдущий год = 100 | Национальный статистический комитет Республики Беларусь

Средняя месячная заработная плата брутто: реальная: PY = 100, данные были представлены на 107. 300 Предыдущий год = 100 в 2019 году. Это записывает уменьшение по сравнению с предыдущим числом 112.600 Предыдущий год = 100 для 2018. Средняя валовая месячная заработная плата: Реальный: PY = 100 данные обновляются ежегодно, в среднем 109.500 Предыдущий год = 100 с декабря 2004 года по 2019, с 16 наблюдениями. Данные достигли рекордно высокого уровня 121 500 Prev Year = 100 в 2012 году и рекордно низкого уровня 96.200 Prev Year = 100 в 2016 году. Средняя валовая месячная заработная плата: Real: PY = 100 данные остаются активным статусом в CEIC и сообщаются National Статистический комитет Республики Беларусь.Данные сгруппированы в Глобальной базе данных Беларусь - Таблица BY.G010: Заработная плата и пенсии.

Последний Частота Диапазон
107,300 2019 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *